Как проверить эбу на работоспособность
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Как проверить эбу на работоспособность

Диагностика ЭБУ – работа, не терпящая отсрочек

Электронный блок управления двигателем по праву считается одной из важнейших деталей автомобиля. Данное устройство не зря называют “мозгами” авто, ведь оно целиком и полностью отвечает за стабильность работы практически всех систем транспортного средства.

1 Распространенные причины поломок ЭБУ

С каждым годом на мировом рынке появляется все больше автомобилей, надежность и долговечность которых напрямую зависит от электронных систем. Абсолютно все производители пытаются оснастить машины последними моделями ЭБУ. Наряду с этим, механических составляющих в авто становится все меньше.

Как бы там ни было, применение электроники в автомобилестроении полностью оправданно. Производители блоков управления двигателями уделяют много внимания качеству материалов и сборке своей продукции. Именно поэтому “мозги” авто выходят из строя крайне редко. Но, как говорится, ничто не вечно. И даже качественный ЭБУ рано или поздно выйдет из строя.

В широких кругах специалистов уже давно составлен список наиболее распространенных причин, из-за которых ломается ЭБУ. К ним относятся:

  • повреждения, полученные механическим путем. Блок управления двигателем повреждается от ударов и сильных вибраций, которые способствуют появлению микротрещин в его схемах и корпусе;
  • резкие скачки температур, в результате которых перегревается сам блок управления двигателем;
  • коррозия;
  • разгерметизация и попадание влаги в корпус ЭБУ;
  • вмешательство в работу блока людей, не имеющих нужных для этого навыков;
  • так называемое “прикуривание” от машины с работающим мотором;
  • перестановка клемм при подключении аккумулятора;
  • включение стартера без подключенной силовой шины.

Все вышеуказанные факторы по-разному влияют на эффективность работы блока управления двигателем. Некоторые из них причиняют незначительный вред “мозгам” авто, а что-то способно мгновенно сломать блок. К счастью, способ предотвратить окончательную поломку блока все же есть – диагностика ЭБУ, которую стоит выполнять минимум раз в год. Только так можно сэкономить на дорогостоящем ремонте детали или ее полной замене.

2 Как произвести диагностику ЭБУ в домашних условиях

Многие водители считают, что заниматься проверкой работы блока управления двигателем должны только профессионалы. На самом деле, практически каждые “мозги” еще на заводе оснащаются встроенной системой самодиагностики. С ее помощью выявить какие-либо неисправности своими руками не составит труда даже неопытному водителю.

Блок управления двигателем представляет собой мини-компьютер, который должен выполнять специализированные задачи в реальном времени. Последние можно разделить на 3 категории:

  1. обработка сигналов, поступающих от датчиков;
  2. расчет воздействий для управления системами автомобиля;
  3. регулировка работы исполнительных механизмов.

Чтобы начать проверку состояния блока управления двигателем, нам понадобится подключиться к нему. Сделать это можно с помощью специального тестера или ноутбука. На последнем заранее должна быть установлена программа, предназначенная для чтения диагностических данных. Современные авто оснащаются различными моделями ЭБУ. Мы же рассмотрим выполнение диагностики блока управления двигателем на примере модели Bosch M 7.9.7. Именно такие “мозги” устанавливаются на последних моделях автомобилей ВАЗ и многих иномарках.

Диагностику своими руками мы будем проводить с помощью бесплатной программы KWP-D. Помимо утилиты, нам понадобится адаптер, поддерживающий протокол KWP2000. Начинаем диагностику с подключения адаптера. Один его конец вставляем в порт ЭБУ, а второй – в ноутбук. После этого включаем зажигание автомобиля и запускаем программу. На дисплее ноутбука должно появиться сообщение о том, что операция по проверке наличия ошибок в работе ЭБУ успешно началась. После этого мы увидим таблицу с наиболее важными параметрами работы машины.

Необходимо обратить внимание на раздел DTC, в котором находятся все ошибки, выдаваемые двигателем. Если такие есть, то переходим в раздел “Коды”, где увидим расшифровку всех имеющихся сбоев. Если ошибок вы не обнаружили, значит, двигатель в идеальном состоянии.

Не стоит игнорировать и другие разделы таблицы. Информация в них не менее важная. Так, параметр UACC отвечает за состояние аккумулятора. Нормальные показатели для этого раздела находятся в пределах 14–14,5 В. Если напряжение вашего аккумулятора меньше – стоит тщательно проверить электрические цепи. Другой важный параметр – THR, который отвечает за положение дроссельной заслонки. При нормальной работе на холостом ходу датчик положения дросселя будет показывать 0 %. В противном случае стоит обратиться к специалисту.

Еще один важный показатель, который интересует всех водителей – это параметр QT, который отвечает за количество расхода топлива. На холостом ходу в разделе должны находиться цифры 0,6–0,9 л/час. Для более точной диагностики понадобится проверить напряжение в свечах зажигания автомобиля. Проверяя все эти показатели, водители очень часто игнорируют состояние коленвала при вращении, за который отвечает раздел LUMS_W. Если цифры в нем больше 4 об/с – это признак неравномерного воспламенения в цилиндрах. Также стоит проверить высоковольтные провода и свечи.

3 Оборудование для проверки блока управления

Диагностика и ремонт ЭБУ – дело отнюдь не сложное. Однако, как и в каждом деле, стоит всегда быть подготовленным. В случае с проверкой “мозгов” нам будет достаточно приобрести недорогие приборы. Они помогут выполнить всю работу самостоятельно. Первое, что необходимо иметь каждому водителю – это осциллограф. Данное устройство дает нужную информацию о работе всех систем автомобиля.

Полученные данные выводятся в численном или графическом виде. С помощью осциллографа мы можем сравнить имеющиеся цифры со стандартными показателями. Стоимость прибора – в районе 2–5 тыс. рублей. Еще одно важное устройство – это мотор-тестер. Он предназначен специально для определения показателей электронных систем двигателя. С его помощью можно получить информацию о падении оборотов при выключении цилиндров и разряжении в коллекторе впуска. Цена прибора колеблется в пределах 3 тыс. рублей.

Как проверить ЭБУ двигателя на работоспособность

ЭБУ (электронный блок управления) — устройство, осуществляющее контроль параметров механизмов в ходе работы. В большинстве случаев сокращение ЭБУ применяют по отношению к блоку управления двигателем.

На самом деле, в автомобиле имеется еще блоки управления тормозной совокупности (блок ABS), блок управления кузовом, что довольно часто именуется Body Control Module (BCM либо BSI), блок управления климатом (климат-контроль) и другие.

Принцип работы

Принцип работы электронного блока управления двигателем выстроен на стандартной архитектуре микроконтроллера. Информацию о параметрах двигателя с разных датчиков поступают в ЭБУ, после этого обрабатываются (усиливаются, оцифровываются, кодируются).

Главную обработку данных по определенному методу создаёт процессор, что по выходной шине дает сигналы на аккуратные устройства. Эти сигналы адаптируются (преобразуются из цифры в аналог, усиливаются) и поступают на разъемы электронного блока управления.

В число задач, решаемых электронным блоком управления двигателя, входит диагностика работы главных узлов. Современные ЭБУ смогут выяснить разнообразные неточности:

  • отсутствие напряжения питания на электронных узлах двигателя либо пониженное питание;
  • обрыв электрических цепей либо замыкание;
  • некорректные сигналы на выходе датчиков;
  • пропуски впрыска и зажигания;
  • несоответствие углов зажигания;
  • и многие другие.

Неточности сохраняются в энергонезависимой памяти впредь до их удаления посредством диагностических устройств (действующие неточности удалить запрещено без устранения обстоятельства неточности).

В машинах более ранних годов выпуска неточности возможно было удалить временным (около 15 мин.) отключением аккумулятора от бортовой сети автомобиля.

ЭБУ совместно с иммобилайзером блокирует работу двигателя при несанкционированного доступа. Любой электронный блок управления двигателем осуществляет эту функцию в соответствии с заложенным производителем методом.

  • сигнал зажигания на катушку;
  • импульсы впрыска горючего;
  • разрешение на запуск стартера и др.

В некоторых машинах двигатель может запускаться на пара секунд и глохнуть.

Для многих блоков управления существуют безиммобилайзерные firmware ЭБУ (immooff). Возможно перепрошить память блока управления и забыть о проблемах с иммобилайзером, но автомобиль делается при таких условиях более уязвимым с позиций угона.

Схема

Принципиальная электрическая схема самого блока управления двигателем есть производственной тайной, и отыскать ее кроме того для отечественных машин сложно.

Исходя из этого ремонт ЭБУ создают лишь опытные электронщики большого уровня. В большинстве случаев в блоках управления выходят из строя транзисторы управления зажиганием и впрыском, стабилизаторы опорных напряжений, слетает firmware.

Эксперты, занимающиеся чип-тюнингом, время от времени намерено изменяют программную прошивку с целью повышения приемистости двигателя или уменьшения потребления горючего.

Видео — firmware ЭБУ М74:

С целью проведения ремонта электронных узлов двигателя требуется электрическая схема подключения ЭБУ. Такую схему возможно отыскать в управлениях по ремонту и эксплуатации машин, программно-технических комплексах типа AUTODATA и TOLERANCE.

Для примера разглядим организацию схемы управления двигателем автомобиля Volksvagen Golf 3 2001 года выпуска, двигатель АЕЕ, блок управления Magneti Marelli 1 AV.

Не углубляясь в схему, возможно заметить, что в качестве датчиков ЭБУ применяет сигналы датчиков распредвала, массового расхода воздуха, температуры охлаждающей жидкости, дроссельной заслонки, кислорода.

Сигнал, приходящий с датчика распредвала имеет форму:

В качестве аккуратных механизмов ЭБУ руководит сигналами впрыска инжекторов, привода дроссельной заслонки, зажигания на коммутатор катушки:

ЭБУ связан с иммобилайзером, приборной панелью.

Для того, дабы проверить электрические соединения узлов схемы с электронным блоком управления двигателем нужно знать размещение выводов контактов (распиновку), которая кроме этого приводится в справочниках:

Где стоит блок управления двигателем

В машинах впредь до 90-х годов выпуска самоё рациональным местом размещения блока управления двигателем считалось пространство в салоне автомобиля около левой или правой передней стойки в области ног пассажира либо водителя. В первую очередь, считалось, что это самый защищенные места с позиций механических проникновения и повреждений жидкости.

Видео — перенос ЭБУ на Калине:

С середины 90-х блоки управления двигателем ставят в подкапотное пространство. Это связано со следующими мыслями:

  • под капотом легче создавать поиск неисправностей электрических соединений;
  • все коммуникации с исполнительными механизмами и датчиками двигателя становятся меньше, следовательно, надежнее;
  • ЭБУ стали более надежно защищаться от жидкости посредством особых герметиков.

При отсутствия справочников отыскать электронный блок управления двигателя нетрудно, двигаясь по громадному жгуту проводов совокупности управления двигателем. Он в большинстве случаев воображает маленькой электронный блок в железном кожухе с одним либо несколькими разъемами в торцевой части.

Во многих случаях получить доступ во внутреннее пространство блока к электрической схеме непросто: она залита компаундами, каковые нужно удалять. Плата, в большинстве случаев, содержит маленькое количество компонентов.

Показатели неисправности ЭБУ

Среди автоэлектриков имеется вывод, что электронная совокупность управления двигателем выходит из строя в последнюю очередь. Причем, диагностические сканеры не всегда могут выяснить неисправности блока управления двигателем.

Вправду, ЭБУ может продиагностировать узлы, подключаемые к нему, но произвести диагностику собственной работоспособности в большинстве случае он не в силах.

Что может свидетельствовать о неисправности ЭБУ?

самые частые показатели неисправности — постоянное перегорание предохранителей, обслуживающих блок управления двигателем. В практике эксплуатации нередки случаи переполюсовки подключения аккумуляторной батареи. В схеме ЭБУ имеется защитные диоды на данный случай.

Если они пробиваются, появляется замыкание по питанию, что и ведет к постоянному перегоранию предохранителей. Неисправные нужно поменять.

Кроме этого неисправность по питанию может привести к отключению АКБ на протяжении работы двигателя. При таких условиях блок управления запитывается лишь от генератора и, если он неисправен, может появиться обстановка некорректно поданного на блок напряжения.

Запрещено на трудящемся двигателе снимать клеммы АКБ (!), как это делают многие автомобилисты при запуске от чужого аккумулятора.

Как проверить ЭБУ на работоспособность

Первый этап проверки работоспособности — контроль всех питающих напряжений.

Второй этап – компьютерная диагностика. В случае если диагностирующее устройство связывается с двигателем это уже показатель работоспособности ЭБУ.

Компьютерная диагностика может выдать сообщение о блокировке блока иммобилайзером, тогда нужно привязывать ключи.

В некоторых случаях для определения неисправности нужно разобрать ЭБУ, другими словами удалить герметик и снять крышку, взяв доступ к плате. На ней возможно найти прогоревшие токопроводящие дорожки, неисправные транзисторы, другие элементы и диоды.

Самый надежный метод проверки – «подбросить» заведомо исправный ЭБУ. Но он должен быть или безиммовый или придется заново «подвязывать» ключи и иммобилайзер.

Время от времени на разборках продается комплект ЭБУ+иммобилайзер+чип ключа. В таком случае неприятностей нет. Подключаете к схеме ЭБУ и иммобилайзер, чип устанавливаете в торец катушки накачки на замке зажигания, по окончании чего заводите двигатель.

Защита

Для более уверенной защиты блока управления двигателем от переполюсовки аккумуляторной неисправностей и батареи генератора возможно по питающим цепям установить диоды (лучше замечательные стабилитроны с напряжением стабилизации 15 — 17 Вольт) в обратном включении.

Тогда переполюсовка и перенапряжение приведут к выходу из строя предохранителей, обслуживающих цепи питания ЭБУ, повышенное напряжение или напряжение обратной полярности на блок управления не пройдет, а это самая громадная опасность.

В целях защиты ЭБУ от климатических действий нужно смотреть за качеством герметика. Через пять лет эксплуатации нужно улучшать герметичности, поскольку прошлый герметик может рассохнуться в условиях повышенных температур под капотом.

Видео — защита блока управления двигателем Рено Дастер (Логан, Ларгус):

Запрещено закрывать доступ к блоку дополнительными конструкциями, класть ветошь около него. Это сокращает естественную вентиляцию устройства, которое в ходе работы автомобиля нагревается.

Замена блока управления двигателем

В случае если блок управления перестал работать, и не подлежит ремонту его направляться заменить на подобный с таким же номером, указанным на корпусе ЭБУ.

Время от времени допускается маленькое отклонение в номере. К примеру, изменение последних двух-трех цифр может свидетельствовать о втором количестве двигателя или модификации, что может фактически не сказаться на технических чертях.

Но не нужно забывать, что при замене ЭБУ требуется привязка ключей или приобретение набора ЭБУ+иммобилайзер+чип. Для привязки ключей многие эксперты скачивают прошивку от родного блока управления, если она осталась цела, и «заливают» в новый ЭБУ. Работа не такая дорогая.

Советы по эксплуатации

Дабы не появилось обстановок, которые связаны с выходом электронного блока управления двигателем из строя направляться:

  • ни за что не снимать клеммы аккумуляторной батареи при трудящемся двигателе;
  • нельзя снимать клеммы АКБ при подключенном зажигании, поскольку это может привести к уничтожению firmware ЭБУ и связи с ключами, не отключайте блок, исполнительные узлы и датчики при подключенном зажигании;
  • смотрите за целостностью проводов, жгутов, обслуживающих блок управления двигателем, в ходе эксплуатации автомобиля они смогут разрушаться за счет процесса электролиза, вызывать сбои в работе устройства;
  • в случае если в следствии аварии либо иного механического действия ЭБУ взял трещину в корпусе, ее срочно направляться залить гермет-клеем;
  • не допускайте нарушений режима естественного охлаждения блока;
  • осуществляйте контроль исправность датчиков лишь при отключенных от ЭБУ разъемах:
  • не вносите трансформаций в схему управления двигателем и применяйте другие узлы и датчики строго по каталогам оборудования для конкретной модели автомобиля.
Читать еще:  Подготовка авто к покраске своими

Смотрите из-за чего кипит аккумулятор на машине и что следует сделать в этом случае.

Возможно ли смазать клеммы аккумулятора и чем это лучше делать.

Как верно снимать АКБ http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/akb/kak-pravilno-snyat-akkumulyator-s-avtomobilya.html с автомобили.

Видео — установка защиты на ЭБУ Toyota Camry v50:

В обязательном порядке к прочтению:

Ремонт Блока Управления Двигателем. Блок ЭБУ. Школа Алексея Пахомова. Пахомов скачать

Статьи как раз той тематики,которой Вы интересуетесь:

Совокупность питания современного бензинового двигателя с впрыском горючего в большинстве случаев складывается из топливного бака , топливного насоса с электроприводом, топливного фильтра, распределительного…

уход и Обслуживание за автомобилем Как проверить компрессию в двигателе? В большинстве случаев автолюбители не задаются этим вопросом до того момента, в то время, когда двигатель начинает троить, обороты становятся…

Выход из строя реле-регулятора – самая частая обстоятельство неисправности автомобильных генераторов. Как раз исходя из этого с проверки регулятора в большинстве случаев начинают контроль работоспособности узлов…

уход и Обслуживание за автомобилем Двигатели современных машин трудятся под управлением электроники. Фактически все марки авто имеют ЭБУ — электронный блок управления, что…

Электронные совокупности автомобиля Электронный блок управления двигателем – без этого компонента современный автомобиль попросту немыслим. Во всей совокупности управления силовым агрегатом ЭБУ есть…

Что такое ЭБУ и в чем его секрет?

Автомобили в наше время становятся не только роскошью и средством передвижения, но и умными и продвинутыми гаджетами. То, что когда-то было безлошадной телегой, сегодня наполнено электроникой наравне с хорошими компьютерами. И как в компьютере есть центральный узел – процессор, так и в автомобиль устанавливается ЭБУ, он же электронный блок управления, он же контроллер, он же «мозги». Всё, чем может похвастаться современное авто, в большинстве случаев является заслугой не только инженеров, но и программистов.

Что такое ЭБУ, где он расположен?

Как «подружить» между собой систему АБС, двигатель, адаптивные фары лобового света, охлаждение и множество других функциональных систем автомобиля? Нужен какой-то центральный координатор, в котором будет происходить распределение и синхронизация информационных потоков. Эту функцию и берет на себя ЭБУ, от которого, без преувеличения, зависит работа большинства узлов автомобиля.

ЭБУ — это электронный блок управления, который собирает информацию от датчиков, обрабатывает и подает команды связанным с ним узлам и процессам. Типичный пример – регулировка системы впрыска топлива в зависимости от того, какие данные подает датчик кислорода. Или, например, включение вентилятора системы охлаждения, когда температура антифриза достигает критической точки.

Физически ЭБУ представляет собой печатную плату, упакованную в пластиковый или металлический корпус с разъемами для подключения под CAN шины, а также сервисный разъем, к которому подключается диагностическое оборудование. Примерные размеры платы блока 10х15 см при толщине 7-10 мм.

Размещают контроллер в автомобиле не на виду, но так, чтобы до него было легко добраться. Чаще всего в салоне, за передней панелью, за бардачком или под задним сиденьем. Менее удобный вариант – под капотом (а неудобный он в первую очередь для самого ЭБУ, страдающего от влаги и перепадов температур). Иногда автопроизводители располагают блок управления в багажнике.

Глобально можно выделить четыре основных функции контроллера.

  1. Сбор данных от датчиков (которые, в свою очередь, предоставляют информацию о текущих процессах в автомобиле).
  2. Обработка поступившей информации.
  3. Управление процессами и узлами, связанными с ЭБУ.
  4. Подача сигнала о текущем состоянии подконтрольных процессов.

Теперь немного подробней о функционале блока управления.

  1. Датчики преобразовывают информацию о физических процессах (температура, частота вращения, концентрация кислорода в выхлопе и т.д.) в электронные импульсы, и отправляют ее в блок управления. Датчиков в современном автомобиле огромное количество, и каждый важен для выполнения общей работы.
  2. ЭБУ обрабатывает полученную информацию.
  3. В зависимости от результатов обработки контроллер подает команды на различные узлы автомобиля, регулируя все подконтрольные процессы.
  4. Также ЭБУ подает сигналы на панель управления. Именно благодаря этому мы можем отслеживать температуру в системе охлаждения, уровень моторного масла и т.д.

Устройство и принцип работы ЭБУ

Корпус ЭБУ служит для защиты электронных компонентов от влияния внешних факторов: влаги, механических повреждений и частично от температурных перепадов. Если блок размещается в подкапотном пространстве, корпус делается из алюминия. Если же контроллер расположен в салоне автомобиля, где меньше неблагоприятных воздействий, внешняя оболочка будет скорей всего пластиковой.

Плата, которая находится внутри корпуса, напоминает материнскую плату любого компьютера или ноутбука, и даже содержит аналогичные элементы. Кроме того, блок управления имеет три типа памяти.

  1. Программируемое постоянно запоминающее устройство, оно же ППЗУ. Здесь хранится ПО для выполнения всех задач.
  2. Оперативная память, она же ОЗУ. Как и в компьютере, оперативная память нужна для обработки поступающей информации в реальном времени. Оперативная память ничего не фиксирует дольше, чем длится обработка данных.
  3. Электронно репрограммируемое запоминающее устройство или ЭРПЗУ. Это полупостоянная память, где фиксируются данные, меняющиеся со временем: пробег, расход топлива, коды доступа и т.д.

ПО или программное обеспечение – это пакет специфических программ, необходимых для управления всеми системами конкретного автомобиля. Под каждую модификацию создается свое ПО, чтобы блок управления работал корректно. Оно бывает двух типов: функциональное и контрольное.

  1. Функциональное ПО – это и есть те самые программы, которые предназначены для управления всеми подотчетными системами автомобиля. Они работают с данными, поступающими от датчиков, обрабатывают эти данные в соответствии с заложенными алгоритмами и выдают команды на связанные системы для регулировки их работы.
  2. Контрольное ПО – это отдельные элементы, в которых происходит сравнение данных, полученных от датчиков, с контрольными показателями, а затем поиск ошибок и передача информации об этих ошибках на ЭБУ. В зависимости от серьезности этих ошибок, блок управления либо корректирует работу систем автомобиля, чтобы устранить причину, либо включает информационные пиктограммы на панели управления (например, значок масла или Check Engine), либо вообще блокирует работу двигателя.

Неисправности ЭБУ и их признаки

Повредить ЭБУ довольно сложно, но можно. Выйти из строя может как «железо», то есть сама плата или ее отдельные компоненты, так и программное обеспечение. Физические неисправности всегда хуже, поскольку не решаются перепрошивкой, а требуют ремонта или замены устройства. Учитывая стоимость контроллера, можно понять, почему при появлении первых подозрений на неисправность ЭБУ нужно срочно решать проблему, пока она не зашла дальше.

Поиск несправностей

  • Физическое воздействие на устройство: удары, падение, вибрация.
  • Попадание на плату воды или масла.
  • Перегрев.
  • Короткое замыкание.
  • Коррозия.
  • Неправильно проведенное «прикуривание».
  • Неграмотный чип-тюнинг.

Проблемы и сбои в работе ЭБУ сказываются в первую очередь на работе двигателя, поскольку именно он больше всего требует точности управления.

Как проявляются неисправности ЭБУ?

  • Любые сбои в работе двигателя, нестабильные обороты, повышенное потребление топлива, «троение», пропуски зажигания.
  • Тяжелый старт двигателя, потеря точности и легкости управления.
  • Произвольное включение или отключение отдельных функций (например, вентилятора охлаждения двигателя).
  • Периодически перегорают предохранители.
  • Некорректная работа педали газа – туго, с замедлением ответа.
  • Блокировка отдельных узлов – дверей, сцепления, самого двигателя.
  • Загорается сигнал ошибки на панели приборов.
  • При подключении сканера система показывает некорректные данные.

Диагностика ЭБУ

При появлении подозрений на неисправность ЭБУ диагностика нужна срочно. Но что делать, если нет возможности отправить машину к хорошим мастерам? Как проверить состояние блока управления, и можно ли это сделать самостоятельно?

Процесс диагностики

В принципе ЭБУ можно проверить самостоятельно. Для этого понадобится ноутбук и программа для диагностики (в большинстве случаев подходит KWP-D). Также специальный кабель с коннектором для диагностического разъема на блоке управления с одной стороны, и USB-разъемом – с другой. Если найти такой кабель не удалось, можно попробовать найти адаптер под USB, поддерживающий протокол KWP2000. Получится громоздко, но будет работать. Главное, чтоб было подключение к ноутбуку.

Порядок действий при диагностике в домашних условиях.

  1. Адаптер (кабель) подключить к диагностическому разъему на ЭБУ и ноутбуку.
  2. Запустить программу диагностики.
  3. Включить зажигание, но не запускать двигатель.
  4. После этого начнется тестирование ЭБУ, после которого появится сводная таблица с важными параметрами работы систем автомобиля.

Если действительно есть ошибки в работе двигателя и других узлов, они будут зашифрованы соответствующими кодами, собранными в раздел DTC. Посмотреть, что означает тот или иной код, можно в разделе «Коды», и только после этого анализировать состояние систем автомобиля и решать, как устранять неполадки.

Другие разделы сводной таблицы параметров, которые будут полезны для оценки состояния автомобиля.

  1. UACC – отчет о состоянии аккумуляторной батареи, а именно – о реальном напряжении. Нормальные показатели составляют не менее 11,5 В, если меньше, нужно искать проблему в электросети или в самой АКБ.
  2. THR – отчет о работе дроссельной заслонки. На холостом ходу она должна быть закрыта, то есть датчик должен показывать 0%. Если цифры другие – пора в сервис.
  3. QT – показатель расхода топлива. Норма расхода составляет 0,6-0,9 л/ч. Если больше – нужно искать причину, и в первую очередь проверять свечи зажигания.
  4. LUMS_W – обороты коленвала. На холостом ходу он должен вращаться 600-1200 об/мин, в зависимости от типа двигателя и его разогретости.

Действительно ли целесообразно проводить диагностику ЭБУ самостоятельно?

Как обычно, всё зависит от обстоятельств. И первый аргумент за то, чтобы научиться проверять блок управления, это финансовый вопрос. Профессиональная диагностика обойдется довольно дорого. К тому же не всегда найдется специалист, действительно разбирающийся в электронике и ПО. Чаще можно встретить мастеров по технической части, которые «плавают» в вопросах электроники, но плату за свои услуги берут на уровне профессионалов. К таким ребятам можно обратиться же пост-фактум, когда становится понятно, где искать проблему.

Второй аргумент за собственную диагностику – возможность неспешно разобраться, что означает тот или иной код ошибки, в чём может быть причина ее появления и как с ней бороться. Можно задавать «гуглу» глупые вопросы, и он не поднимет тебя на смех, а наоборот, поможет найти ответ. Информация в Интернете есть буквально обо всём, и нет необходимости делать умное лицо и молча кивать, когда мастер начинает говорить с тобой на марсианском диалекте, из которого понятны только числительные. И, наконец, умение разбираться в своей машине – это просто интересно.

Советы автомобилистам

Если ЭБУ неисправен, попробуйте его отремонтировать. Но не самостоятельно! Такую тонкую работу лучше доверить мастерам с опытом. Проблема в «железе» чаще всего возникает от перегрева, короткого замыкания, коррозии или перегорания какого-нибудь конденсатора. Последнее устраняется легче всего: конденсатор просто перепаивают, и дальше можно пользоваться своим блоком управления.

Коррозийные повреждения могут затронуть дорожки, и их (теоретически) тоже можно восстановить. Работа это тонкая, требующая умения, специальных инструментов, оборудования и знаний. Так что лучше сдать контроллер в ремонт и уповать на лучшее.

Часто проблемы с блоком управления появляются после ДТП, даже если оно не затронуло сам блок. Удар, сотрясение могут вывести из строя электронное устройство. Ну а если есть видимые повреждения корпуса, это в большинстве случаев приговор устройству.

Чип-тюнинг – это лотерея. Если есть желание рискнуть (в том числе деньгами на новый ЭБУ), можно попробовать улучшить характеристики двигателя. Но такие попытки нередко приводят к обратному эффекту, то есть сбою в ПО, после которого блок требует перепрошивки (не бесплатно, конечно).

Если необходимо определить, действительно ли проблема в ЭБУ, или это «шалит» механическая часть, можно найти аналогичный рабочий ЭБУ и временно поставить его на свой автомобиль. Проблемы исчезли – менять блок управления, проблемы остались – пора к механикам на поклон.

Заключение

Поломка электронного блока управления – одна из довольно неприятных, в основном из-за неясности того, как ее устранять. Покупка нового ЭБУ может обойтись довольно дорого, но без этого устройства современный автомобиль превращается в груду разрозненного железа, несогласованного между собой и зачастую неподвижного и бесполезного. Поэтому лучше сразу отнестись ответственно к защите ЭБУ от факторов риска.

Как проверить ЭБУ двигателя на работоспособность

ЭБУ (электронный блок управления) — устройство, осуществляющее контроль параметров механизмов в процессе работы. Обычно аббревиатуру ЭБУ используют по отношению к блоку управления двигателем.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

На самом деле, в автомобиле есть еще блоки управления тормозной системы (блок ABS), блок управления кузовом, который часто именуется Body Control Module (BCM или BSI), блок управления климатом (климат-контроль) и другие.

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

Принцип работы

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

Принцип работы электронного блока управления двигателем построен на стандартной архитектуре микроконтроллера. Данные о параметрах двигателя с различных датчиков поступают в ЭБУ, затем обрабатываются (усиливаются, оцифровываются, кодируются).

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

Основную обработку данных по определенному алгоритму производит микропроцессор, который по выходной шине дает сигналы на исполнительные устройства. Эти сигналы адаптируются (преобразуются из цифры в аналог, усиливаются) и поступают на разъемы электронного блока управления.

p, blockquote 7,0,0,0,0 –> adsp-pro-1 –>

В число задач, решаемых электронным блоком управления двигателя, входит диагностика работы основных узлов. Современные ЭБУ могут определить разнообразные ошибки:

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

  • отсутствие напряжения питания на электронных узлах двигателя или пониженное питание;
  • обрыв электрических цепей или короткое замыкание;
  • некорректные сигналы на выходе датчиков;
  • пропуски зажигания и впрыска;
  • несоответствие углов зажигания;
  • и многие другие.
Читать еще:  Супротек для трансмиссии

Ошибки хранятся в энергонезависимой памяти вплоть до их удаления с помощью диагностических устройств (действующие ошибки удалить нельзя без устранения причины ошибки).

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

В автомобилях более ранних годов выпуска ошибки можно было удалить временным (около 15 минут) отключением аккумулятора от бортовой сети автомобиля.

ЭБУ совместно с иммобилайзером блокирует работу двигателя в случае несанкционированного доступа. Каждый электронный блок управления двигателем осуществляет эту функцию в соответствии с заложенным производителем алгоритмом.

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

  • сигнал зажигания на катушку;
  • импульсы впрыска топлива;
  • разрешение на запуск стартера и др.

В некоторых автомобилях двигатель может запускаться на несколько секунд и глохнуть.

p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

Для многих блоков управления существуют безиммобилайзерные прошивки ЭБУ (immooff). Можно перепрошить память блока управления и забыть о проблемах с иммобилайзером, однако автомобиль становится в таком случае более уязвимым с точки зрения угона.

Схема

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

Принципиальная электрическая схема самого блока управления двигателем является производственной тайной, и найти ее даже для отечественных автомобилей очень проблематично.

p, blockquote 16,0,0,0,0 –>

Поэтому ремонт ЭБУ производят только профессиональные электронщики высокого уровня. Обычно в блоках управления выходят из строя транзисторы управления впрыском и зажиганием, стабилизаторы опорных напряжений, слетает прошивка.

p, blockquote 17,0,1,0,0 –>

Специалисты, занимающиеся чип-тюнингом, иногда специально изменяют программную прошивку с целью увеличения приемистости двигателя либо уменьшения потребления топлива.

p, blockquote 18,0,0,0,0 –> adsp-pro-2 –>

Видео — прошивка ЭБУ М74:

p, blockquote 19,0,0,0,0 –>

p, blockquote 20,0,0,0,0 –>

Для проведения ремонта электронных узлов двигателя требуется электрическая схема подключения ЭБУ. Такую схему можно найти в руководствах по эксплуатации и ремонту автомобилей, программно-технических комплексах типа AUTODATA и TOLERANCE.

p, blockquote 21,0,0,0,0 –>

Для примера рассмотрим организацию схемы управления двигателем автомобиля Volksvagen Golf 3 2001 года выпуска, двигатель АЕЕ, блок управления Magneti Marelli 1 AV.

p, blockquote 22,0,0,0,0 –>

p, blockquote 23,0,0,0,0 –>

Не углубляясь в схему, можно увидеть, что в качестве датчиков ЭБУ использует сигналы датчиков распредвала, массового расхода воздуха, температуры охлаждающей жидкости, дроссельной заслонки, кислорода.

p, blockquote 24,0,0,0,0 –>

Сигнал, приходящий с датчика распредвала имеет форму:

p, blockquote 25,0,0,0,0 –>

p, blockquote 26,0,0,0,0 –>

В качестве исполнительных механизмов ЭБУ управляет сигналами впрыска инжекторов, привода дроссельной заслонки, зажигания на коммутатор катушки:

p, blockquote 27,0,0,0,0 –>

p, blockquote 28,0,0,0,0 –>

ЭБУ связан с иммобилайзером, приборной панелью.

p, blockquote 29,0,0,0,0 –>

Для того, чтобы проверить электрические соединения узлов схемы с электронным блоком управления двигателем необходимо знать расположение выводов контактов (распиновку), которая также приводится в справочниках:

p, blockquote 30,0,0,0,0 –>

p, blockquote 31,0,0,0,0 –>

Где стоит блок управления двигателем

p, blockquote 32,0,0,0,0 –>

В автомобилях вплоть до 90-х годов выпуска наиболее рациональным местом расположения блока управления двигателем считалось пространство в салоне автомобиля возле левой либо правой передней стойки в области ног пассажира или водителя. Прежде всего, считалось, что это наиболее защищенные места с точки зрения механических повреждений и проникновения влаги.

p, blockquote 33,0,0,0,0 –>

Видео — перенос ЭБУ на Калине:

p, blockquote 34,0,0,0,0 –>

p, blockquote 35,1,0,0,0 –>

С середины 90-х блоки управления двигателем ставят в подкапотное пространство. Это связано со следующими соображениями:

p, blockquote 36,0,0,0,0 –>

  • под капотом легче производить поиск неисправностей электрических соединений;
  • все коммуникации с датчиками двигателя и исполнительными механизмами становятся короче, следовательно, надежнее;
  • ЭБУ стали более надежно защищаться от влаги с помощью специальных герметиков.

В случае отсутствия справочников найти электронный блок управления двигателя нетрудно, двигаясь по большому жгуту проводов системы управления двигателем. Он обычно представляет небольшой электронный блок в металлическом кожухе с одним или несколькими разъемами в торцевой части.

p, blockquote 37,0,0,0,0 –>

p, blockquote 38,0,0,0,0 –>

Во многих случаях получить доступ во внутреннее пространство блока к электрической схеме непросто: она залита компаундами, которые необходимо удалять. Плата, как правило, содержит небольшое количество компонентов.

p, blockquote 39,0,0,0,0 –>

p, blockquote 40,0,0,0,0 –>

Признаки неисправности ЭБУ

p, blockquote 41,0,0,0,0 –>

Среди автоэлектриков есть мнение, что электронная система управления двигателем выходит из строя в последнюю очередь. Причем, диагностические сканеры не всегда могут определить неисправности блока управления двигателем.

p, blockquote 42,0,0,0,0 –>

Действительно, ЭБУ может продиагностировать узлы, подключаемые к нему, но произвести диагностику собственной работоспособности в большинстве случае он не в силах.

p, blockquote 43,0,0,0,0 –>

Что может свидетельствовать о неисправности ЭБУ?

p, blockquote 44,0,0,0,0 –>

Наиболее частые признаки неисправности — постоянное перегорание предохранителей, обслуживающих блок управления двигателем. В практике эксплуатации нередки случаи переполюсовки подключения аккумуляторной батареи. В схеме ЭБУ есть защитные диоды на этот случай. Если они пробиваются, возникает короткое замыкание по питанию, что и приводит к постоянному перегоранию предохранителей. Неисправные необходимо менять.

p, blockquote 45,0,0,0,0 –>

Также неисправность по питанию может вызвать отключение АКБ во время работы двигателя. В таком случае блок управления запитывается только от генератора и, если он неисправен, может возникнуть ситуация некорректно поданного на блок напряжения.

p, blockquote 46,0,0,0,0 –>

Нельзя на работающем двигателе снимать клеммы АКБ (!), как это делают многие автолюбители при запуске от чужого аккумулятора.

Как проверить ЭБУ на работоспособность

p, blockquote 48,0,0,0,0 –>

Первый этап проверки работоспособности — контроль всех питающих напряжений.

p, blockquote 49,0,0,0,0 –>

Второй этап – компьютерная диагностика. Если диагностирующее устройство связывается с двигателем это уже признак работоспособности ЭБУ.

p, blockquote 50,0,0,0,0 –>

Компьютерная диагностика может выдать сообщение о блокировке блока иммобилайзером, тогда необходимо привязывать ключи.

p, blockquote 51,0,0,0,0 –>

В некоторых случаях для определения неисправности необходимо разобрать ЭБУ, то есть удалить герметик и снять крышку, получив доступ к плате. На ней можно обнаружить прогоревшие токопроводящие дорожки, неисправные транзисторы, диоды и другие элементы.

p, blockquote 52,0,0,1,0 –> adsp-pro-3 –>

Самый надежный способ проверки – «подбросить» заведомо исправный ЭБУ. Но он должен быть либо безиммовый либо придется заново «подвязывать» ключи и иммобилайзер.

p, blockquote 53,0,0,0,0 –>

Иногда на разборках продается набор ЭБУ+иммобилайзер+чип ключа. В таком случае проблем нет. Подключаете к схеме ЭБУ и иммобилайзер, чип устанавливаете в торец катушки накачки на замке зажигания, после чего заводите двигатель.

p, blockquote 54,0,0,0,0 –>

Дополнительная защита

p, blockquote 55,0,0,0,0 –>

Для более уверенной защиты блока управления двигателем от переполюсовки аккумуляторной батареи и неисправностей генератора можно по питающим цепям установить диоды (лучше мощные стабилитроны с напряжением стабилизации 15 — 17 Вольт) в обратном включении.

p, blockquote 56,0,0,0,0 –>

Тогда перенапряжение и переполюсовка приведут к выходу из строя предохранителей, обслуживающих цепи питания ЭБУ, повышенное напряжение либо напряжение обратной полярности на блок управления не пройдет, а это самая большая опасность.

p, blockquote 57,0,0,0,0 –>

В целях защиты ЭБУ от климатических воздействий необходимо следить за качеством герметика. Через пять лет эксплуатации желательно принимать меры по улучшению герметичности, так как прежний герметик может рассохнуться в условиях повышенных температур под капотом.

p, blockquote 58,0,0,0,0 –>

Видео — защита блока управления двигателем Рено Дастер (Логан, Ларгус):

p, blockquote 59,0,0,0,0 –>

p, blockquote 60,0,0,0,0 –>

Нельзя закрывать доступ к блоку дополнительными конструкциями, класть ветошь возле него. Это уменьшает естественную вентиляцию устройства, которое в процессе работы автомобиля нагревается.

p, blockquote 61,0,0,0,0 –>

Замена блока управления двигателем

p, blockquote 62,0,0,0,0 –>

Если блок управления вышел из строя, и не подлежит ремонту его следует заменить на аналогичный с таким же номером, указанным на корпусе ЭБУ.

p, blockquote 63,0,0,0,0 –>

Иногда допускается небольшое отклонение в номере. Например, изменение последних двух-трех цифр может свидетельствовать о другом объеме двигателя либо модификации, что может практически не сказаться на технических характеристиках.

p, blockquote 64,0,0,0,0 –>

Однако не следует забывать, что при замене ЭБУ требуется привязка ключей либо покупка комплекта ЭБУ+иммобилайзер+чип. Для привязки ключей многие специалисты скачивают прошивку от родного блока управления, если она осталась цела, и «заливают» в новый ЭБУ. Работа не такая дорогая.

Советы по эксплуатации

p, blockquote 66,0,0,0,0 –>

Чтобы не возникло ситуаций, связанных с выходом электронного блока управления двигателем из строя следует:

p, blockquote 67,0,0,0,0 –>

  • ни в коем случае не снимать клеммы аккумуляторной батареи при работающем двигателе;
  • нельзя снимать клеммы АКБ при включенном зажигании, так как это может привести к уничтожению прошивки ЭБУ и связи с ключами, не отключайте блок, датчики и исполнительные узлы при включенном зажигании;
  • следите за целостностью проводов, жгутов, обслуживающих блок управления двигателем, в процессе эксплуатации автомобиля они могут разрушаться за счет процесса электролиза, вызывать сбои в работе устройства;
  • если в результате аварии или иного механического воздействия ЭБУ получил трещину в корпусе, ее немедленно следует залить гермет-клеем;
  • не допускайте нарушений режима естественного охлаждения блока;
  • контролируйте исправность датчиков только при отключенных от ЭБУ разъемах:
  • не вносите изменений в схему управления двигателем и используйте датчики и другие узлы строго по каталогам оборудования для конкретной модели автомобиля.

Смотрите почему кипит аккумулятор на машине и что нужно делать в этом случае.

Можно ли смазать клеммы аккумулятора и чем это лучше делать.

Видео — установка защиты на ЭБУ Toyota Camry v50:

p, blockquote 69,0,0,0,0 –> p, blockquote 70,0,0,0,1 –>

Владелец автомобиля ВАЗ 2114 выбился из сил ломая голову, почему же его автомобиль троит и глохнет. А причина оказалась довольно распространённой. Сгорел силовой ключ gb10nb37lz, который управляет катушкой зажигания. Как проверить этот ключ и заментить, читаем в статье.

Пригнали к нам в автосервис “чудесный”, как выразился хозяин, автомобиль. А чудо заключается в том, что хозяин заявляет: поменял ВСЁ, машина как работала на двух циллиндрах, так и работает. Спрашиваем как выявили, что не работает два циллиндра? Хозяин отвечает: смотрел искру, на втором и третем циллиндре нет искры. Провода ставил новые, модуль зажигания подкидывал на проверку новый, даже ЭБУ (мозги) ставил новые, нет искры на 2ом и третем и всё тут. Проводку говорит прозванивали, всё нормально,замыканий нет. Ну действительно ЧУДЕСА.

Вот она, наша чудесная машинка! Ваз 2114

Рис.1

Начинаем всё по порядку. Подключаем диагностическое оборудование и считываем ошибки, если конечно таковые имеются. У нас их несколько. Блок управления у нас установлн Январь 7.2

Рис.2

Что мы видим, действительно в памяти ЭБУ прописались ошибки по пропускам во 2ом и 3ем циллиндре:
P0302 – обнаружены пропуски зажигания во 2ом циллиндре,
P0303 – обнаружены пропуски зажигания в 3ем циллиндре.
Обычно, если выскакивают ошибки по 2-3 циллиндру либо 1-4, то это в большинстве случаев неисправность модуля зажигания, но хозяин заявляет, что он ставил новый модуль зажигания и изменений никаких. Ну доверяй как говорится, но проверяй.

Начнём по порядку, что может быть неисправно Рис.3.
1. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
2. Проводка
3. Модуль зажигания
4. Высоковольтные провода (ВВ провода)

Рис.3

В начале проверим, есть ли управляющий сигнал на разъёме модуля зажигания от ЭБУ. Как это можно проверить?

Для проверки, идёт ли импульс с ЭБУ на модуль зажигания можно использовать обычный светодиод с резистором (500. 700 Ом). Подключаем в следующем порядке Рис.4:

Рис.4

Рис.5

В начале подключаем катод светодиода к выводу 1b разъёма модуля зажигания, а анод (+) светодиода подключаем к выводу 15 (+12 после зажигания). После того, как подключили светодиод, просто крутим стартером. Светодиод должен должен начать мигать. Мигание светодиода информирует нас о том, что ЭБУ подаёт импульс на вывод 1b разъёма. Точно так же подключаемся к выводу 1a и повторяем процедуру проверки. Если при подключении светодиода вспышки отсутствуют значит где-то идёт обрыв цепи в проводке. Если светодиод горит постоянно, это означает что идёт замыкание, либо силовой ключ (транзистор VT1, VT3 Рис.3) сгорел и постоянно коротит на массу.

Посмотрите видео как мы проводили проверку. На светодиод был надет зелёный колпачёк для большей наглядности.

Видео 1. Проверка импульсов, поступающих на модуль зажигания с ЭБУ.

В нашем случае на выводе 1b импульсы были, а при подключении к выводу 1a светодиод горел постоянно (на видео мы ксожалению это не засняли). Это значит, что либо проводка коротит, либо силовой ключ VT3 сгорел. Для проверки проводки на коротыш достаточно снять разъём с ЭБУ и проверить тестером наличие замыкания. У нас такового не оказалось, значит остаётся вскрытие ЭБУ.

Рис.6 Достаём и разбираем блок ЭБУ,

Рис.7 Плата ЭБУ Январь 7.2

В нашем случае был пробит силовой ключ VT3. Как же проверить ключ управления ЭБУ? Можно проверить по ниже приведённой схеме.

Рис.8 Cхема проверки силового ключа STGB10NB37LZ, GS14C40L, BTS2140

Рис.9 Собранная схема, для проверки силового ключа

При включении Key лампочка должна гореть, если лампочка горит без включения Key, то ключ VT пробит. Если же лампочка вобще ни при каком условии не загорается, тоключ тоженеисправен.

Видео 2. Проверка ключа STGB10NB37LZ, GS14C40L, BTS2140. Ключ исправный.
Видео 3. Проверка ключа. Ключ пробитый. Поэтому лампочка постоянно горит.

Так же можно проверить исправность ключа управления, замерив сопротивление на крайних контактах (1-3). Сопротивление должно быть в пределах 14. 21 кОм.

Рис.10 Замеряем сопротивление на выводах 1-3 исправного силового ключа STGB10NB37LZ.

Ну что, меняем силовой ключ на исправный и прробуем запустить авто? Не надо так торопиться, ведь сам по себе силовой ключ просто так не выйдет из строя, что-то его спровоцировало на поломку. Нужно разбираться с ПРИЧИНОЙ, а так же со следствиями этой причины. Вот это самый главный момент. Многие допсукают такую ошибку. Вспомним, что нам говорил клиент: я подкинул новый модуль зажигания – не помогло, потом я подкинул на проверку другой ЭБУ – тоже не помогло, как троило так и троит. Всему виной изначально как мы уже догадываемся стал модуль зажигания. Это, к сожалению, частое явление. Модуль зажигания – это обычный трансформатор с обмотками и иногда в нём случается пробой (межвитковое замыкание). Через силовой ключ, который управляет обмотками модуля зажигания начинает протекать ток большего номаинала чем нужно и ключ попросту сгорает, либо от высокого тока нагревается и попросту сам выпаивается из платы. Да, да и такое встречалось!

Проверяем модуль зажигания. Каким же образом егл проверить? Ну для начала нам нужно замерить сопротивление обмоток. Для этого снимаем сам модуль (можно и не снимая на автомобиле проверить) и подключаемся к его контактам.

Когда мы сняли модуль зажигания, то сразу всё стало понятно даже без замера сопротивления. Приведём фото ниже.

Рис.11 Модуль зажигания ВАЗ с пробитой обмоткой 2-3

Но не всегда такие явные неисправности попадаются, поэтому всё же замерим сопротивление обмоток данного модуля зажигания. Подсоединяемся к среднему контакту и по очереди меряем сопротивление крайних контактов относительно среднего. Сопротивление каждой обмотки должно быть в районе 0.8 Ом.

Рис.11 Замеряем сопротивление обмотки 1-4, обмотка исправна – сопротивление 0.8 Ом.

Рис.12 Замеряем сопротивление обмотки 2-3, обмотка ПРОБИТА (КЗ) – сопротивление 0.1 Ом.

У нас получается левая обмотка исправна – 1ый 4ый циллиндры, а правая обмотка (циллиндры 2ой и 3тий) пробита, т.е. в КЗ, из-за этого короткого замыкания в обмотке и сгорел силовой ключ в блоке управления.

Естественно, для того чтобы автомобиль заработал как надо, нужно заменить (отремонтировать) блок управления и модуль зажигания в паре. А клиент менял поочерёдно.

Бывают случаи когда выходит из строя модуль зажигания потянув за собой ключ управления в блоке, но не все это понимают и просто меняют один модуль зажигания. Когда в такой ситуации с прбитым ключом в ЭБУ ставят новый модуль зажигания, то он в свою очередь может так же выйти из строя. Поняв, что замена модуля зажигания ни к чему не привела далее уже меняют блок управления на новый, тем самым убивая ЭБУ. Не поставив точный диагноз и не проверив узлы в цепочке можно попасть как говорится “на деньги”. Так что “чудесного” как выразился хозяин нашего авто тут ничего нет, просто нужно проводить грамотную проверку и деффектовку узлов, а далее уже исправлять все неиспавности в комлексе.

И так, после ремонта ЭБУ и замены модуля зажигания на новый. Запускаем автомобиль, прогреваем до рабочей температуры и проверяемпараметры двигателя. Так же приведём типовые параметры ЭБУ январь 7.2 с двигателем объёмом 1.6 литра.

Видео 4. Типовые параметры 8ми клапанного двигателя объёмом 1.6 литров с ЭБУ Январь 7.2

Видео 5. Наблюдаем за работой датчика кислорода. ЭБУ Январь 7.2.

Как проверить ЭБУ двигателя на работоспособность

ЭБУ (электронный блок управления) — устройство, осуществляющее контроль параметров механизмов в процессе работы. Обычно аббревиатуру ЭБУ используют по отношению к блоку управления двигателем.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

На самом деле, в автомобиле есть еще блоки управления тормозной системы (блок ABS), блок управления кузовом, который часто именуется Body Control Module (BCM или BSI), блок управления климатом (климат-контроль) и другие.

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

Принцип работы

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

Принцип работы электронного блока управления двигателем построен на стандартной архитектуре микроконтроллера. Данные о параметрах двигателя с различных датчиков поступают в ЭБУ, затем обрабатываются (усиливаются, оцифровываются, кодируются).

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

Основную обработку данных по определенному алгоритму производит микропроцессор, который по выходной шине дает сигналы на исполнительные устройства. Эти сигналы адаптируются (преобразуются из цифры в аналог, усиливаются) и поступают на разъемы электронного блока управления.

p, blockquote 7,0,0,0,0 –> adsp-pro-1 –>

В число задач, решаемых электронным блоком управления двигателя, входит диагностика работы основных узлов. Современные ЭБУ могут определить разнообразные ошибки:

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

  • отсутствие напряжения питания на электронных узлах двигателя или пониженное питание;
  • обрыв электрических цепей или короткое замыкание;
  • некорректные сигналы на выходе датчиков;
  • пропуски зажигания и впрыска;
  • несоответствие углов зажигания;
  • и многие другие.

Ошибки хранятся в энергонезависимой памяти вплоть до их удаления с помощью диагностических устройств (действующие ошибки удалить нельзя без устранения причины ошибки).

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

В автомобилях более ранних годов выпуска ошибки можно было удалить временным (около 15 минут) отключением аккумулятора от бортовой сети автомобиля.

ЭБУ совместно с иммобилайзером блокирует работу двигателя в случае несанкционированного доступа. Каждый электронный блок управления двигателем осуществляет эту функцию в соответствии с заложенным производителем алгоритмом.

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

  • сигнал зажигания на катушку;
  • импульсы впрыска топлива;
  • разрешение на запуск стартера и др.

В некоторых автомобилях двигатель может запускаться на несколько секунд и глохнуть.

p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

Для многих блоков управления существуют безиммобилайзерные прошивки ЭБУ (immooff). Можно перепрошить память блока управления и забыть о проблемах с иммобилайзером, однако автомобиль становится в таком случае более уязвимым с точки зрения угона.

Схема

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

Принципиальная электрическая схема самого блока управления двигателем является производственной тайной, и найти ее даже для отечественных автомобилей очень проблематично.

p, blockquote 16,0,0,0,0 –>

Поэтому ремонт ЭБУ производят только профессиональные электронщики высокого уровня. Обычно в блоках управления выходят из строя транзисторы управления впрыском и зажиганием, стабилизаторы опорных напряжений, слетает прошивка.

p, blockquote 17,0,1,0,0 –>

Специалисты, занимающиеся чип-тюнингом, иногда специально изменяют программную прошивку с целью увеличения приемистости двигателя либо уменьшения потребления топлива.

p, blockquote 18,0,0,0,0 –> adsp-pro-2 –>

Видео — прошивка ЭБУ М74:

p, blockquote 19,0,0,0,0 –>

p, blockquote 20,0,0,0,0 –>

Для проведения ремонта электронных узлов двигателя требуется электрическая схема подключения ЭБУ. Такую схему можно найти в руководствах по эксплуатации и ремонту автомобилей, программно-технических комплексах типа AUTODATA и TOLERANCE.

p, blockquote 21,0,0,0,0 –>

Для примера рассмотрим организацию схемы управления двигателем автомобиля Volksvagen Golf 3 2001 года выпуска, двигатель АЕЕ, блок управления Magneti Marelli 1 AV.

p, blockquote 22,0,0,0,0 –>

p, blockquote 23,0,0,0,0 –>

Не углубляясь в схему, можно увидеть, что в качестве датчиков ЭБУ использует сигналы датчиков распредвала, массового расхода воздуха, температуры охлаждающей жидкости, дроссельной заслонки, кислорода.

p, blockquote 24,0,0,0,0 –>

Сигнал, приходящий с датчика распредвала имеет форму:

p, blockquote 25,0,0,0,0 –>

p, blockquote 26,0,0,0,0 –>

В качестве исполнительных механизмов ЭБУ управляет сигналами впрыска инжекторов, привода дроссельной заслонки, зажигания на коммутатор катушки:

p, blockquote 27,0,0,0,0 –>

p, blockquote 28,0,0,0,0 –>

ЭБУ связан с иммобилайзером, приборной панелью.

p, blockquote 29,0,0,0,0 –>

Для того, чтобы проверить электрические соединения узлов схемы с электронным блоком управления двигателем необходимо знать расположение выводов контактов (распиновку), которая также приводится в справочниках:

p, blockquote 30,0,0,0,0 –>

p, blockquote 31,0,0,0,0 –>

Где стоит блок управления двигателем

p, blockquote 32,0,0,0,0 –>

В автомобилях вплоть до 90-х годов выпуска наиболее рациональным местом расположения блока управления двигателем считалось пространство в салоне автомобиля возле левой либо правой передней стойки в области ног пассажира или водителя. Прежде всего, считалось, что это наиболее защищенные места с точки зрения механических повреждений и проникновения влаги.

p, blockquote 33,0,0,0,0 –>

Видео — перенос ЭБУ на Калине:

p, blockquote 34,0,0,0,0 –>

p, blockquote 35,1,0,0,0 –>

С середины 90-х блоки управления двигателем ставят в подкапотное пространство. Это связано со следующими соображениями:

p, blockquote 36,0,0,0,0 –>

  • под капотом легче производить поиск неисправностей электрических соединений;
  • все коммуникации с датчиками двигателя и исполнительными механизмами становятся короче, следовательно, надежнее;
  • ЭБУ стали более надежно защищаться от влаги с помощью специальных герметиков.

В случае отсутствия справочников найти электронный блок управления двигателя нетрудно, двигаясь по большому жгуту проводов системы управления двигателем. Он обычно представляет небольшой электронный блок в металлическом кожухе с одним или несколькими разъемами в торцевой части.

p, blockquote 37,0,0,0,0 –>

p, blockquote 38,0,0,0,0 –>

Во многих случаях получить доступ во внутреннее пространство блока к электрической схеме непросто: она залита компаундами, которые необходимо удалять. Плата, как правило, содержит небольшое количество компонентов.

p, blockquote 39,0,0,0,0 –>

p, blockquote 40,0,0,0,0 –>

Признаки неисправности ЭБУ

p, blockquote 41,0,0,0,0 –>

Среди автоэлектриков есть мнение, что электронная система управления двигателем выходит из строя в последнюю очередь. Причем, диагностические сканеры не всегда могут определить неисправности блока управления двигателем.

p, blockquote 42,0,0,0,0 –>

Действительно, ЭБУ может продиагностировать узлы, подключаемые к нему, но произвести диагностику собственной работоспособности в большинстве случае он не в силах.

p, blockquote 43,0,0,0,0 –>

Что может свидетельствовать о неисправности ЭБУ?

p, blockquote 44,0,0,0,0 –>

Наиболее частые признаки неисправности — постоянное перегорание предохранителей, обслуживающих блок управления двигателем. В практике эксплуатации нередки случаи переполюсовки подключения аккумуляторной батареи. В схеме ЭБУ есть защитные диоды на этот случай. Если они пробиваются, возникает короткое замыкание по питанию, что и приводит к постоянному перегоранию предохранителей. Неисправные необходимо менять.

p, blockquote 45,0,0,0,0 –>

Также неисправность по питанию может вызвать отключение АКБ во время работы двигателя. В таком случае блок управления запитывается только от генератора и, если он неисправен, может возникнуть ситуация некорректно поданного на блок напряжения.

p, blockquote 46,0,0,0,0 –>

Нельзя на работающем двигателе снимать клеммы АКБ (!), как это делают многие автолюбители при запуске от чужого аккумулятора.

Как проверить ЭБУ на работоспособность

p, blockquote 48,0,0,0,0 –>

Первый этап проверки работоспособности — контроль всех питающих напряжений.

p, blockquote 49,0,0,0,0 –>

Второй этап – компьютерная диагностика. Если диагностирующее устройство связывается с двигателем это уже признак работоспособности ЭБУ.

p, blockquote 50,0,0,0,0 –>

Компьютерная диагностика может выдать сообщение о блокировке блока иммобилайзером, тогда необходимо привязывать ключи.

p, blockquote 51,0,0,0,0 –>

В некоторых случаях для определения неисправности необходимо разобрать ЭБУ, то есть удалить герметик и снять крышку, получив доступ к плате. На ней можно обнаружить прогоревшие токопроводящие дорожки, неисправные транзисторы, диоды и другие элементы.

p, blockquote 52,0,0,1,0 –> adsp-pro-3 –>

Самый надежный способ проверки – «подбросить» заведомо исправный ЭБУ. Но он должен быть либо безиммовый либо придется заново «подвязывать» ключи и иммобилайзер.

p, blockquote 53,0,0,0,0 –>

Иногда на разборках продается набор ЭБУ+иммобилайзер+чип ключа. В таком случае проблем нет. Подключаете к схеме ЭБУ и иммобилайзер, чип устанавливаете в торец катушки накачки на замке зажигания, после чего заводите двигатель.

p, blockquote 54,0,0,0,0 –>

Дополнительная защита

p, blockquote 55,0,0,0,0 –>

Для более уверенной защиты блока управления двигателем от переполюсовки аккумуляторной батареи и неисправностей генератора можно по питающим цепям установить диоды (лучше мощные стабилитроны с напряжением стабилизации 15 — 17 Вольт) в обратном включении.

p, blockquote 56,0,0,0,0 –>

Тогда перенапряжение и переполюсовка приведут к выходу из строя предохранителей, обслуживающих цепи питания ЭБУ, повышенное напряжение либо напряжение обратной полярности на блок управления не пройдет, а это самая большая опасность.

p, blockquote 57,0,0,0,0 –>

В целях защиты ЭБУ от климатических воздействий необходимо следить за качеством герметика. Через пять лет эксплуатации желательно принимать меры по улучшению герметичности, так как прежний герметик может рассохнуться в условиях повышенных температур под капотом.

p, blockquote 58,0,0,0,0 –>

Видео — защита блока управления двигателем Рено Дастер (Логан, Ларгус):

p, blockquote 59,0,0,0,0 –>

p, blockquote 60,0,0,0,0 –>

Нельзя закрывать доступ к блоку дополнительными конструкциями, класть ветошь возле него. Это уменьшает естественную вентиляцию устройства, которое в процессе работы автомобиля нагревается.

p, blockquote 61,0,0,0,0 –>

Замена блока управления двигателем

p, blockquote 62,0,0,0,0 –>

Если блок управления вышел из строя, и не подлежит ремонту его следует заменить на аналогичный с таким же номером, указанным на корпусе ЭБУ.

p, blockquote 63,0,0,0,0 –>

Иногда допускается небольшое отклонение в номере. Например, изменение последних двух-трех цифр может свидетельствовать о другом объеме двигателя либо модификации, что может практически не сказаться на технических характеристиках.

p, blockquote 64,0,0,0,0 –>

Однако не следует забывать, что при замене ЭБУ требуется привязка ключей либо покупка комплекта ЭБУ+иммобилайзер+чип. Для привязки ключей многие специалисты скачивают прошивку от родного блока управления, если она осталась цела, и «заливают» в новый ЭБУ. Работа не такая дорогая.

Советы по эксплуатации

p, blockquote 66,0,0,0,0 –>

Чтобы не возникло ситуаций, связанных с выходом электронного блока управления двигателем из строя следует:

p, blockquote 67,0,0,0,0 –>

  • ни в коем случае не снимать клеммы аккумуляторной батареи при работающем двигателе;
  • нельзя снимать клеммы АКБ при включенном зажигании, так как это может привести к уничтожению прошивки ЭБУ и связи с ключами, не отключайте блок, датчики и исполнительные узлы при включенном зажигании;
  • следите за целостностью проводов, жгутов, обслуживающих блок управления двигателем, в процессе эксплуатации автомобиля они могут разрушаться за счет процесса электролиза, вызывать сбои в работе устройства;
  • если в результате аварии или иного механического воздействия ЭБУ получил трещину в корпусе, ее немедленно следует залить гермет-клеем;
  • не допускайте нарушений режима естественного охлаждения блока;
  • контролируйте исправность датчиков только при отключенных от ЭБУ разъемах:
  • не вносите изменений в схему управления двигателем и используйте датчики и другие узлы строго по каталогам оборудования для конкретной модели автомобиля.

Смотрите почему кипит аккумулятор на машине и что нужно делать в этом случае.

Можно ли смазать клеммы аккумулятора и чем это лучше делать.

Видео — установка защиты на ЭБУ Toyota Camry v50:

p, blockquote 69,0,0,0,0 –> p, blockquote 70,0,0,0,1 –>

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector