Материал для прокладок
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Материал для прокладок

Промышленные материалы

Компания ООО «С-Агросервис» предлагает Вам купить прокладочные материалы по очень выгодной цене! В наших каталогах Вы сможете найти высококачественные изделия из резинотехники, асбеста, картона и полимеров. Мы работаем по всей стране и доставляем заказы в любой город России через транспортные компании. У нас можно быстро и выгодно приобрести прокладочный материал для двигателя, фланцевых соединений и других узлов!

Картон прокладочный ГОСТ 9347-74

Вас может заинтересовать

Прокладочные и уплотнительные материалы

Прокладочные материалы — это общее название для широкой группы различных изделий, используемых в качестве уплотняющих и герметизирующих элементов. Подобные изделия активно используются почти что во всех отраслях промышленного производства, а также фармацевтических, строительных, ремонтных и коммунальных сфер деятельности.

Прокладочные и набивочные материалы повсеместно используют в быту: это как резиновые окантовки на дверях и окнах, всевозможные уплотнительные кольца и прокладки в сантехнике и трубопроводах, так и сальники и гидравлические манжеты в различных узлах автомобилей, а также картонные упаковки для предметов и хлебобулочных изделий.

Прокладочные и уплотнительные материалы можно разделить на несколько групп, исходя из физических свойств и химического состава данных категорий. В частности, можно выделить наиболее востребованные и популярные группы материалов, которые широко представлены в наших каталогах и знакомы большому количеству клиентов:

  • Резинотехнические изделия (кольца; манжеты; грязесъемники; прокладки)
  • Асбестотехнические изделия (паронит ПОН, ПМБ, ПЭ, ПА; тормозная лента)
  • Картон и бумага (упаковочные и прокладочные)
  • Резинотканевые изделия (техпластины, транспортерные ленты, рукава)
  • Синтетические изделия (капролон, фторопласт, полиэтилен)

Основными требованиями, предъявляемыми к листовому прокладочному материалу можно считать стойкость к различным температурным режимам и климатическим условиям, гибкость и эластичность, способность выдержать большое давление и физические нагрузки, а также устойчивость ко множеству агрессивных химических сред.

Выбор прокладочного материала стоит производить исходя из условий рабочей среды и непосредственного предназначения того или иного изделия. Кроме того, важно учитывать размеры и форму уплотняемого соединения. Вся представленная в каталогах нашего сайта продукция имеет большое видовое разнообразие. Смотрите, выбирайте и заказывайте!

Материалы для изготовления прокладок

В трубопроводных системах и трубопроводной арматуре используют прокладки различных конструкций. Но не меньшим разнообразием отличаются материалы, из которых их изготавливают. В их число входят: бумага, картон, целлюлоза, фибра, резина, асбест, графит, металлы (прокладки металлические ─ из стали, меди, алюминия бронзы и т. д.), паронит, широкий спектр полимерных материалов ─ полиэтилен, фторопласт, поливинилхлорид и другие.

Требования к прокладочным материалам

Условия обеспечения герметичности в прокладках, как и в сальниковых уплотнениях, зависят от свойств рабочей среды ─ ее давления, температуры, агрессивности. Разуплотнение прокладок во фланцевых соединениях может быть вызвано не только абсолютными значениями температуры, но и ее колебаниями, изменяющими размеры прокладки и механические свойства материала, из которого прокладка изготовлена. Повышение температуры создает пластическую деформацию прокладки, вызываемую увеличением затяга болтов или шпилек. При понижении температуры, напротив, затяг снижается, и прокладочное соединение теряет плотность.

В соответствии с задачами, решаемыми прокладками, к прокладочным материалам предъявляется целый набор требований, наиболее важными из которых являются:

Дешевизна и доступность

Эти качества важны как фактор снижения эксплуатационных расходов трубопроводной арматуры в связи с большими объемами использования прокладочных материалов и необходимостью их частой замены;

Упругость ─ качество, необходимое для обеспечения лучшей герметичности уплотняемых с помощью прокладок соединений. Например, при искривлениях уплотняемых поверхностей материал прокладки должен компенсировать эти искривления даже при не слишком больших усилиях зажатия, чтобы предупредить возможность появления опасных, приводящих к потере герметичности пустот между соединяемыми деталями. Или при колебаниях температуры компенсировать упругими свойствами вызванное температурным расширением изменение размеров прокладки. В отдельных документах это искривление (отклонение от параллельности) может быть регламентировано. Например, в «ГОСТ 32569-2013. Межгосударственный стандарт. Трубопроводы технологические стальные. Требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах» указано, что при сборке фланцевых соединений сборочных единиц, допускаемые отклонения от параллельности уплотнительных поверхностей фланцев не должны превышать 10% от толщины прокладки.

Прокладка не должна разрушаться под воздействием механических нагрузок, связанных с ее монтажом, т. е. при затягивании болтов или шпилек; в то же время материал прокладки не должен быть таким твердым и прочным, чтобы деформировать уплотняемые поверхности, что может иметь место при использовании в качестве прокладочных материалов металлов.

Материал прокладки не должен терять свои механические свойства при воздействии высоких и низких температур. Иначе он расплавится и вытечет при высоких температурах или начнет трескаться и рассыпаться при низких;

Подобно механическим нагрузкам и высоким температурам химическое воздействие рабочей среды способно вызвать разрушение или, по меньшей мере, потерю функциональности прокладки.

Прокладки картонные: бумага, картон, целлюлоза, фибра

Картон, бумага, целлюлоза и фибра ─ родственные материалы. А бумага и картон ─ фактически один и тот же.

Различие между бумагой и картоном основывается, прежде всего, на оценке их толщины и массы. Картон толще, обладает более высокой жесткостью, отличается низкой степенью воспламеняемости.

У картона немало «специальностей»: кровельный картон, обувной картон, электротехнический картон, тарный картон. Прокладки из целлюлозного картона используются в трубопроводной арматуре в ограниченном диапазоне ─ при температуре до 120°C и давлении до 6 кГ/см2. Для изготовления прокладок применяют водонепроницаемый картон (с низкими показателями водопоглощаемости и линейной деформации при увлажнении и высыхании) и прокладочный картон. Последний бывает двух марок: А ─ для прокладок, используемых в среде воды, масла и бензина, и Б ─ для прокладок, используемых в воде и воздухе. Предел прочности при растяжении в поперечном направлении картона марки А составляет не менее 18 МПа, а картона марки Б ─ не менее 16 или 20 МПа в зависимости от толщины.

Картон марки А изготавливают из небеленой хвойной целлюлозы; в картон марки Б допустимо добавлять макулатуру.

Предназначенный для изготовления уплотнительных прокладок во фланцевых и других соединениях прокладочный картон используют также для изготовления лекал в легкой промышленности и в качестве основы для картин, написанных маслом.

По своим параметрам с прокладкой из картона сходна фибровая прокладка. Листовая фибра ─ твердый монолитный материал, получаемый в результате обработки нескольких слоев бумаги-основы. Для изготовления прокладок трубопроводов применяется фибра прокладочная кислородостойкая (ФПК) и фибра касторово-глицериновая.

Резиновые прокладки

Резина (на латыни resina означает смола) ─ продукт вулканизации каучука ─ обладает немалым числом достоинств, делающих целесообразным ее применение в качестве материала для изготовления прокладок. Главные среди них ─ высокая эластичность и непроницаемость для жидкостей и газов.

Различают резины, изготавливаемые на основе натурального каучука и его сочетания с другими каучуками, а также резины на основе синтетических каучуков. Отличительная особенность резины ─ способность к обратимым упругим деформациям в чрезвычайно широком температурном диапазоне. Этому способствует наличие в составе технической резины немалого числа (иногда нескольких десятков) компонентов. Состав и технологии изготовления предопределили большое разнообразие видов резин и областей их применения. В т. ч. для уплотнения соединений.

Прокладки из резиновой пластины ТМКЩ (тепломорозокислотощелочестойкой) используют в трубопроводной арматуре, управляющей такими средами как воздух, азот, вода (пресная, морская, техническая), кислоты и щелочи концентрацией до 20% при температуре от −40 до +80 OС.

Морозостойкость резины означает ее способность сохранять эластичность и другие ценные свойства при низких температурах. Добиться повышенной вплоть до −55°C морозостойкости резины можно, управляя кристаллизацией каучуков, подбирая их соответствующие смеси, добавляя пластификаторы и наполнители.

В несколько более узком температурном диапазоне (от −30 до +80°C) работают прокладки из пластины резиновой МБС (маслобензостойкой). В соответствии с названием резины, сделанные из нее прокладки используют в арматуре, перемещающей масла, бензин и другие виды топлива на нефтяной основе, а также воздух, азот и иные газы.

В сторону более высоких температур смещен рабочий диапазон теплостойкой резины. Выполненные из нее прокладки можно применять при температурах от −30 до +90°C, а для пара при температуре до 140°C. Теплостойкость резины определяется по температуре, после достижения которой происходит снижение предела прочности и относительного удлинения.

Еще один вид резины, из которого изготавливают уплотнительные прокладки, ─ «пищевая» резина, безопасная при соприкосновении с пищевыми продуктами. Прокладки из нее можно использовать при перемещении таких рабочих сред как молоко, растительное масло, фруктовые соки, пиво и т.д.

Асбестовые прокладки

Асбест получают из минерального сырья. Асбест как почти никакой другой материал способен противостоять огню. Асбестовые прокладки особенно уместны в трубопроводной арматуре, предназначенной для управления потоками высокотемпературных или горючих пожароопасных сред, их можно использовать при температуре до 600°C.

Температура плавления асбестового волокна превышает 1000°C. Хотя при росте температуры прочность асбеста несколько снижается. Так, при 500°C он теряет примерно треть своей прочности. Все виды асбеста (а их параметры варьируются в зависимости от месторождения) достаточно устойчивы к щелочам, а асбест отдельных месторождений устойчив к кислотам.

Асбестовые прокладки могут изготавливать из асбестового картона: картон асбестовый КАОН-1, КАОН-2 ─ общего назначения; КАП ─ картон асбестовый прокладочный. Для прокладочного картона КАП нормативными документами предусмотрен ряд толщин: 1,3, 1,6, 1,9, 2,5 мм.

Асбестовая прокладка может армироваться мелкой латунной или никелевой проволокой.

Для уплотнений в качестве прокладки используется асбестовый шнур, в виде спирали укладываемый на поверхность фланца.

Хорошие эксплуатационные параметры имеют прокладки из колец различной формы и сечений, с сердцевиной из асбеста, а облицовкой из тонкого пластмассового или металлического листа.

Паронит. Паронитовые прокладки

Паронит ─ листовой прокладочный материал, получаемый в результате прессования асбокаучуковой массы, состоящей из асбеста, каучука и порошковых ингредиентов. Прокладки из паронита позволяют добиться необходимой герметичности соединений различного типа в условиях воздействия агрессивных сред, высоких температур и давления. Прокладки из паронита применяют для уплотнения соединений, работающих:

в воде и паре при давлении 5 МПа и температуре 450°C;

нефти и нефтепродуктах при температуре 200─400°C и давлении 7─4 МПа;

Читать еще:  Оппозитный двигатель что это такое

а также жидком и газообразном кислороде, этиловом спирте и т. д. Для улучшения механических свойств паронитовых прокладок их армируют металлической сеткой.

Выпускаются различные марки паронита. Прокладки изготавливают из паронита общего назначения паронит ПОН, паронита маслобензостойкого — ПМБ, паронита кислотостойкого ПК.

Последний может использоваться для изготовления прокладок, работающих в среде кислот, щелочей, окислителей, нитрозных и других агрессивных газов, органических растворителей. Прокладки из паронита марки ПМБ функционируют в среде тяжелых и легких нефтепродуктов, масел, рассолов, сжиженных и газообразных углеводородов.

Паронит общего назначения ПОН пригоден для изготовления прокладок, контактирующих с пресной перегретой водой, насыщенным и перегретым паром, воздухом, сухими нейтральными и инертными газами, водными растворами солей, жидким и газообразным аммиаком, спиртами, жидкими кислородом и азотом, тяжелыми и легкими нефтепродуктами.

Прокладки из пластиковых материалов

Внедрение полимеров (пластиков) произвело настоящий переворот в промышленных технологиях. Сегодня они занимают все более значимое место в производстве уплотнительных материалов. Для изготовления прокладок используют такие широко известные пластики как поливинилхлорид (прокладки ПВХ) и полиэтилен. Но и прокладка полиэтиленовая, и прокладка поливинилхлоридная по совокупности своих эксплуатационных параметров уступают прокладкам из фторопласта. На сегодняшний день именно фторопластовые уплотнительные материалы вообще и фторопластовые прокладки, в частности, являются наиболее востребованными.

Фторопласт ─ материал химически стойкий и достаточно температуроустойчивый (сохраняет свои механические свойства при температуре от минус до плюс 200 градусов Цельсия) ─ применятся для изготовления прокладок любых сечений, как конструктивно простых, так и сложных, в т. ч. в комбинации с асбестом, резиной, сталью. В любых формах (лист, лента, жгут) фторопласт в качестве уплотнителя податлив, удобен в использовании, способен уплотнять даже изношенные и неровные поверхности, прекрасно проявляет себя на сложных контурах.

Прокладки металлические

Металлические прокладки изготавливают из стали, алюминия, меди и медных сплавов, монель-металла, никеля, свинца и других металлов. Достоинства металлических прокладок ─ сохранение герметичности уплотняемого соединения при воздействии высоких давлений и температур. Коэффициент линейного расширения металлической прокладки очень близок к аналогичному показателю материалов других элементов соединения (фланцев, болтов, шпилек), что снижает негативное влияние резких колебаний температуры. Металлические прокладки отличаются ремонтопригодностью.

Вместе с тем, в силу своих физико-механических свойств, прокладки металлические для обеспечения необходимой герметичности соединения требуют приложения больших усилий, что сопровождается дополнительными нагрузками на крепежные детали.

Стальные прокладки используются в трубопроводной арматуре, где рабочими средами являются водяной пар, нефтепродукты, вода. Для этих же рабочих сред, плюс некоторые кислоты, могут применяться алюминиевые прокладки и прокладки из никеля. Прокладки из монель-металла устанавливают на трубопроводной арматуре, контактирующей с морской водой. Медные прокладки устойчивы к действию щелочей, а свинцовые ─ кислот.

Графитовые прокладки

Широкий спектр уплотнительных материалов изготавливается из графита, чье использование, как и применение фторопласта, стало одним из знаковых трендов развития уплотнительных технологий. Благодаря своим антифрикционным свойствам графит очень эффективен при герметизации подвижных соединений. Но этот материал находит применение и в качестве уплотнения неподвижных соединений. Его используют при изготовлении спирально-навитых прокладок. Для герметизации фланцевых соединений арматуры применяется армированный графитовый лист, графитовая фольга, уплотнительные ленты на основе графита, уплотнительные прокладки из терморасширенного графита (ПУТГ), прокладки из графита (ПФГ).

Благодаря разнообразию используемых для изготовления прокладок материалов, производителям трубопроводной арматуры и тем, кто ее эксплуатирует, удается обеспечить требуемую герметичность уплотняемых с их использованием соединений. А таких соединений, как в самой трубопроводной арматуре, так и в трубопроводных системах в целом, совсем немало.

Подбор уплотнительных материалов для фланцевых соединений

Существует множество материалов, которые применяют для из­готовления уплотнений. Широкий выбор позволит применять эти изделия в любых отраслях промышленности и народного хозяйства.

С помощью уплотнительных материалов проводят полную герметизации соединений и систем для длительной, надежной и бесперебойной эксплуатации оборудования.

При выборе прокладок, также как и для других де­талей фланцевого соединения, необходимо иметь в виду обязательные характеристики: рабочая среда, номинальное давление, рабочая температура, соот­ветствие уплотнительной поверхности фланца.

Основные требования к уплотнению это: упругость, стойкость к среде, в которой работают, сохранение своих физических свойств при рабо­чей температуре среды и антикоррозийность. При использовании металлических прокладок металл не должен деформировать уплотняющие поверх­ности фланца, поэтому металл прокладок должен иметь твердость ниже, чем металл уплотняемых поверхностей фланцев.

Определения

Уплотнительные материалы — средства для герметизации сис­тем трубопроводной арматуры, резьбовых со­единений труб и подобных. Уплотнительные материалы способны значительно упростить монтажа и демонтаж трубопроводных соединений. Обычно уплотнительный материал состоит из пластичных веществ, которые содержат порошок графита не более 20%, дисульфид молибдена и мягкие металлы.

Уплотнительные мате­риалы для фланцевых соединений подбираются, согласно нормативному документу, в зависимости от рабочей среды, параметров дав­ления и температуры, а также согласно проекту и по рекомендациям специализирован­ных (экспертных) организаций.

Виды (типы) уплотнительных материалов

Условно прокладки для фланцевых соединений согласно используемому материалу мож­но разделить на:

  • неметаллические (паронит, картон, фторопласт).
  • металлические (стальные прокладки овального сечения и восьми­угольного сечения, линзовые).
  • комбинированные (спирально-навитые про­кладки, прокладки типа «Графлекс» из терморас­ширенного графита, прокладки графитофторопластовые и т. п.).

Нормативные документы

Существует огромное количество различной нормативно-технической документации, которая регламентирует основные требования и нормы по изготовлению и эксплуатации прокладок для фланцевых соединений.

• ГОСТ 15180-86 «Прокладки плоские эластич­ные. Основные параметры и размеры».

• ГОСТ 28759.6-90 «Прокладки из неметалли­ческих материалов. Конструкция и размеры. Технические требования».

• ГОСТ 28759.8-90 «Прокладки металлические восьмиугольного сечения. Конструкция и размеры прокладок для фланцевых соединений. Технические требования».

• ОСТ 26 260 461 «Прокладки овального сечения ОСТ и восьмиугольного сечения стальные для фланцев арматуры. Конструкция, размеры и общие техни­ческие требования».

• ОСТ 26-845-73 «Прокладки овального и вось­миугольного сечения стальные. Конструкция и размеры прокладок для фланцевых соединений. Технические требования».

• АТК 26-18-6-93 «Прокладки овального и вось­миугольного сечения стальные».

• ГОСТ 10493-81 «Линзы уплотнительные жест­кие и компенсирующие на Ру 20-100 МПа» и т. д.

Наиболее востребованные уплотнительные материалы

Прокладки из неметаллических материалов Прокладки плоские эластичные (ГОСТ 15180-86)

Для плоских эластичных прокладок по ГОСТ 15180-86 используют материал: паронит, резина, картон, фторопласт 4 и композиционный материал. Они являются основой прокладок для фланцев арматуры, соединительных частей и трубопроводов с уплотнительными поверхнос­тями исполнений 1-5,8,9 по ГОСТ 12815-80. Прокладки будут иметь такие технические характеристики: условное давления от 0,1 до 20 МПа (от 1 до 200 кгс/см 2 ) и условный проход от 10 до 3000 мм.

Исполнение

Испол­нения прок­ладок

Исполнения уплотнительных поверхностей по ГОСТ 12815-80

Условное давление, Ру, МПа (кгс/см 2 )

Условный проход, Ду,мм

Паронит (ГОСТ 481-80)

Паронит считается универсальным прокла­дочным материалом для фланцевого уплотнения плоских разъ­емов с различными средами (холодных и горячих газов, воздуха, пара, масел, нефтепродуктов и др.). В зависимости от назначения паронит производятся семи марок, некоторые из которых используются для уплотнения фланцевых соединений: ПОН, ПМБ, ПМБ-1, ПК, ПА, ПОН-А, ПОН-Б. Применяется в хи­мической и нефтехимической промышленности, в машиностроении, металлургии и металлообработ­ке, электротехнике и электроэнергетике для обес­печения необходимой герметичности соединений различного типа в условиях воздействия агрессив­ных сред, высоких температур и давления.

Прокладки из паронита используется при диапазоне темпера­тур от -40 до +450 °С и при показателях по давле­нию до 6,4 МПа (64 кгс/см 2 ). Эти показатели поз­воляют транспортировать по системе воду, пар, воздух, сухие нейтральные инертные газы, водные растворы солей, аммиак, жидкий азот и кислород, а также тяжелые и легкие нефтепродукты.

ПОН-А. Для этого материала существуют ограничения по давлению при применении его для фланцевое уплотнение соединения типа «гладкие». Возможность их использования в этом случае до­пустима лишь при давлении до 4 МПа (40 кгс/см 2 ). В остальных случаях выдерживается давление до 4,5 МПа (45 кгс/см 2 ), и температура от -40 до +450 °С. Возможность транспортировки следующих сред: перегретая вода, пар, жидкий и газообразный ам­миак, тяжелые и легкие нефтепродукты.

ПОН-Б. Как и ПОН-А, этот материал обладает теми же самыми ограничениями. А вот диапазон по давлению у него более широк до 6,4 МПа (64 кгс/см 2 ), температуру выдерживает такой матери­ал от -50 до +450 °С. Рабочая среда практически та же, что и ПОН-А, но добавляются следующие рабочие среды: спирты, жидкий кислород и азот.

ПОН-В. Прокладки из материала ПОН-В приме­няются в системах, транспортирующих минераль­ные масла и легкие нефтепродукты, топливно-воздушные смеси, воздух, воду, тосол и антифриз. Эти уплотнительные материалы выдерживают давле­ние до 4 МПа (40 кгс/см 2 ).

ПМБ (паронит маслобензостойкий) используется для тех же типов соединения, как и ПОН. Показатели по температуре мало чем отличаются от показателей ПОН, от -40 до +490 °С, однако давление такой ма­териал выдерживает до 10 МПа (100 кгс/см 2 ), кроме «гладких» исполнений, также в отличие от последнего этот вид материала устойчив к агрессивному воздейс­твию масел и бензина. Для фланцевого уплотнения соединений на газопроводах природного газа и в установках сжиженных газов рекомендуется применять паронит марки ПМБ (в диапазоне температур от -40 до +60 “С и предельного давления до 1,6 МПа (16 кгс/см 2 ).

ПМБ-1 (паронит маслобензостойкий – 1) при­менение этого вида материала ограничивается показателями по давлению до 4 МПа (40 кгс/см 2 ) при использовании для «гладкого» вида испол­нения, для других типов исполнения соответс­твуют диапазоны температур от -2 до +250 °С и показатели по давлению до 16 МПа (160 кгс/см 2 ). Рекомендован для систем, транспортирующих тяжелые и легкие нефтепродукты, масляные фрак­ции, жидкость ВПС, хладоны 12,22,114В-2.

ПК (паронит кислотостойкий) применяется для всех вышеупомянутых типов исполнения без особых ограничений по температуре и давлению для какого-либо из них. Температура до 250 °С и давление до 10 МПа (100 кгс/см 2 ). Применяется в системах, транспортирующих воду, пар, нейтраль­ные сухие инертные газы, воздух, тяжелые и лег­кие нефтепродукты и масляные фракции.

Читать еще:  Как вариатор отличить от автомата

ПА (паронит армированный сеткой) исполь­зуется для уплотнения неподвижных соединений типа «гладкие» с рабочим давление среды до 4 МПа (40 кгс/см 2 ), а также «шип-паз», «выступ-впадина» без ограничений. Температура до 180 °С и давле­ние до 10 МПа (100 кгс/см 2 ). Подходят для систем, транспортирующих воду, пар, нейтральные сухие инертные газы, воздух, тяжелые и легкие нефтеп­родукты и масляные фракции.

Фторопласт-4

Фторопласт 4 обладает исключительной стой­костью ко всем кислотам, растворителям, нефтеп­родуктам, щелочам (кроме щелочных металлов). Обладает достаточно широким диапазоном темпе­ратур от -269 до +260 °С, инертностью, стойкостью к водяному пару, климатическим и бактериальным воздействиям, достаточно высокой прочностью, отличными диэлектрическими, антифрикционны­ми и антиадгезионными свойствами.

Лента ФУМ

Применяется для уплотнения резьбовых соеди­нений в пищевой и медицинской промышленнос­ти, в технологических трубопроводах для транс­портировки агрессивных газовых и жидких сред в диапазоне температур от -60 до +200 °С и при высоких давлениях до 10 МПа (100 кгс/см 2 ).

Представляет собой ленту, изготовленную из фторопласта, содержащего смазку. Лента ФУМ считается универсальным уплотнителем для резьбовых со­единений любого типа, совместима со всеми материалами.

Уникальные свойства фторопласта позволяют использовать данный материал в качестве уплотнительного элемента. Выпускаются в виде:

• жгутов круглого и прямоугольного сечения;

Жгут ФУМ служит в качестве прокладок для неподвижных уплотнений и сальниковых набивок в насосах и арматуре, работающих при повышен­ных температурах и агрессивных средах.

Картон

Если по условиям работы прокладкам требуют­ся огнестойкие свойства, то для их изготовления рекомендуется применять:

•асбестовый картон (ГОСТ 2850-80) марок КАОН-1, КАОН-2;

• асбестовое армированное полотно (ГОСТ 2198-76) представляет собой прорезиненную и прографитизированную ткань полотняного или саржево­го переплетения на основе латунной проволоки.

Резина

Материал используется при производстве межфланцевых прокладок. Резиновые прокладки для фланцевых соединений делятся на не­сколько типов: теплостойкая, маслобензостойкая, морозостойкая, кислотно-щелочестойкая и пище­вая. Этот материал обладает высокой эластичнос­тью, что позволяет легко достичь плотности между металлической поверхностью фланца и прокладкой, не применяя особых усилий при затяжке. Материал обладает высокой устойчивостью к различным аг­рессивным средам, а также является практически непроницаемым для газов, паров и жидкостей.

В зависимости от твердости резина подразделя­ется на мягкую, средней твердости и повышенной твердости.

В зависимости от стойкости к воздействию мас­ла и бензина маслобензостойкая резина подраз­деляется на марки А и Б.

Для фланцевых соединений систем газорас­пределения с рабочим давлением до 6 кгс/см 2 (0,6 МПа) рекомендуется применять прокладки, изготовленные из листовой маслобензостойкой резины (МБ) марок А и Б (без тканевой основы) по ГОСТ 17133-83 и ГОСТ 7338-77 толщиной 3-5 мм.

Примечание. Поскольку чрезмерное сжатие ухудшает свойства резины, деформацию ее необ­ходимо ограничить 30-50 % допускаемой.

Примечание. Основным минусом некоторых неметаллических прокладок можно считать нали­чие в них асбеста, который уже запрещен во многих зарубежных странах в связи с тем, что асбест яв­ляется неэкологическим материалом и вреден для здоровья человека.

Металлические прокладки для фланцевых соединений

Металлические прокладки для фланцев обеспечивают высо­кую герметизацию в условиях высокого давлениях и температуры. Для уплотнения соединения дета­лей, оборудования установок сжиженных газов и на газопроводах всех давлений рекомендуемыми материалами для изготовления металлических прокладок являются:

• алюминий листовой отожженный по ГОСТ 13722-78, ленты из алюминия или алюми­ниевых сплавов (отожженных) по ГОСТ 13726-78, ГОСТ 21361-76, толщиной 1-4 мм;

• медь листовая мягкая марок М1, М2 по ГОСТ 495-77.

Прокладки овального и прокладки восьмиугольного сечения производятся согласно следующим нормативным документам: ОСТ 26-845-73; АТК 26-18-6-93; ГОСТ 28759.8-90.

Предназначены для уплотнения фланцевых соединений, выполненных с исполнением 7 (для прокладок овального сечения) на условное дав­ление Ру 6,3 до 16,0 МПа (от 63 до 160 кгс/см 2 ) и температуру от -70 до 600 °С.

Прокладки могут изготавливаться из стали 08кп по ГОСТ 1577 и 10695 по ГОСТ 11036, стали 08X13 по ГОСТ 7350 или по ГОСТ 5949, из стали 08X18Н10 по ГОСТ 7350 или по ГОСТ 5949.

Согласно нормативным документам, разрешается изготовление этих прокладок и из других марок ста­ли в зависимости от требований по эксплуатации.

Линзовые прокладки предназначены для приме­нения в химической и нефтехимической отраслях для систем с повышенными требованиями к безо­пасности на фланцевые уплотнения соединений арматуры, соединительных частей и трубопрово­дов на условное давление от 2 до 100 МПа (от 20 до 1000 кгс/см 2 ) и температурой среды от -50 до +510 °С. Производятся по ГОСТ 10493-81.

Линзовая прокладка служит уплотнительным материалом для фланцев с исполнением уплотнительной поверхности 6. Особенность этого исполнения состоит в том, что его конструкция обуславливает применение только линзовой прокладки.

Существует два вида линзовых прокладок: жес­ткие и компенсирующие. В свою очередь жесткая линза бывает исполнения 1, с буртом, либо ис­полнения 2, без бурта. Компенсирующие линзы делятся по показателям давления: линза испол­нения 1 применяется при давлении до 50 МПа (500 кгс/см 2 ) и линза исполнения 2 при давлении от 63 до 100 МПа (от 630 до 1000 кгс/см 2 ).

Жесткая линза может выдерживать давление до 100 МПа (1000 кгс/см 2 ) и температуру среды от -40 до+510°С.

Примечание. Компенсирующие линзы и встав­ные кольца к ним должны изготавливаться из оди­наковых марок стали.

Примечание. Твердость основного металла прокладки (овального и восьмиугольного сечения) должна быть ниже твердости металла фланца, для того чтобы при осуществлении монтажа прокладка не повредила уплотнительную поверх­ность фланца и тем самым не нарушила герме­тичность всего соединения.

Пример комплектации фланцев линзовой прокладкой

Марка стали линзы

Предельные парамет­ры применения

Листовые прокладки

Для обеспечения герметичности плоские стыки чаше всего уплотняют листовыми прокладками из упругого материала. Как правило, на прокладках ставят крышки маслосодержащих резервуаров, работающих под давлением или вакуумом, фланцы трубопроводов и т. д. На мягких прокладках собирают также части корпусов механических передач (в тех случаях, когда нет необходимости выдерживать точное взаимное расположение частей).

Прокладочный материал выбирают в зависимости от условий работы, давления, температурного режима и т. д. Для уплотнения соединений общего назначения, например, крышек маслосодержащих полостей, чаще всего применяют прокладочную бумагу толщиной 0,05—0,15 мм, капельную бумагу (бумагу, пропитанную бакелитом или другими синтетическими смолами), прокладочный картон толщиной 0,5—1,5 мм, прессшпан и т. д. Наилучшими свойствами обладают прокладки из синтетических материалов типа полихлорвинила и политрифторэтилена.

Для соединений, работающих при высоких температурах, применяют прокладочные материалы с асбестом (асбестовую бумагу, асбестовый картон и т. д.). Паропроводы уплотняют чаще всего паронитом, представляющим собой композицию асбеста с натуральной или синтетической резиной. Паронит выдерживает температуру до 450°С. При высоких температурах применяют также листовые прокладки из пластичных металлов — листового свинца, алюминиевой и медной фольги и т. д. Такие прокладки требуют повышенной силы затяжки.

В случаях, когда наряду с уплотнением требуется еще регулирование расстояния между стыкуемыми деталями, применяют шимы — набор прокладок из тонкой (0,05 мм) латунной иди медной фольги (например, для регулирования натяга и одновременного уплотнения в парных установках конических или радиально-упорных подшипниках качения).

Для увеличения надежности уплотнения прокладки смазывают уплотняющими составами. Бумажные и картонные прокладки ставят на вареной олифе, шеллаке, бакелите-сырке, жидком стекле, сурике, белилах и т. д.

Хорошими герметизирующими свойствами обладает мазь следующего состава: шеллак 35%; спирт 55%; графит чешуйчатый 6%; касторовое масло 3%; краситель (охра) 1%.

Широко применяют также герметики — уплотняющие мази разнообразной рецептуры, преимущественно на основе натуральной или синтетической резины, с соответствующими растворителями. Для уплотнений, работающих при высоких температурах, применяют термостойкие мази, например, этилсиликат, силоксановые эмали и т. д.

Прокладки из мягких материалов после однократного пользования подлежат замене.

Редко разбираемые соединения уплотняют материалами, которые в стыках расплющиваются, а именно: хлопчатобумажной ниткой, проваренной в масле; резиновыми нитками и шнурами; просаленными асбестовыми шнурами; проволокой из свинца, алюминия или отожженной красной меди. Последние два способа применяют для соединений, работающих при высоких температурах.

Прокладки из мягких материалов применяют для соединений, стягиваемых болтами, шпильками и т. д., когда прокладка при затяжке подвергается только сжатию. Прокладки, испытывающие при затяжке сдвиг (например, прокладки под ввертные штуцеры, пробки), изготовляют из более прочных и жестких материалов, например, из фибры, свинца и отожженной красной меди.

Применяют также армированные прокладки, состоящие из упругого материала (резины, пластика, асбеста и т. д.), заключенного в оболочку из мягкого металла (меди, латуни). Разновидности таких прокладок показаны на рис. 720, I—VI.

На рис. 721 показан пример применения армированной прокладки для уплотнения инертного штуцера. Прокладки такого типа могут быть использованы многократно.

Установка прокладок. Прокладки должны быть зафиксированы относительно уплотняемых поверхностей и затянуты по всей поверхности.

Типичные ошибки установки прокладок представлены на рис. 722. В конструкции на рис. 722, I прокладка не зафиксирована в радиальном направлении и может быть сдвинута при установке и выдавлена при затяжке. Центрирование прокладки по стержню стяжного болта (рис. 722, II) не дает эффекта, так как центрирование осуществляется вслепую после установки прокладки и крышки; значительная часть прокладки находится навесу и не зажимается уплотняемыми поверхностями.

Правильная конструкция показана на рис. 722, III. Здесь прокладка центрируется на крышке буртиком, предохраняющим ее от выдавливания внутрь.

В соединениях, собираемых на шпильках (рис. 723, I), допустимо центрировать прокладку по стержням шпилек; при монтаже прокладка надевается на шпильки и притягивается привертываемой деталью, например, крышкой. В соединениях на ввертных болтах правильнее вводить центрирующий буртик (рис. 723, II); в данном случае прокладку укладывают на крышку, подравнивают по отверстиям в крышке и вместе с ней устанавливают на корпус.

Следует учитывать, что прокладки, особенно имеющие значительную толщину, при затяжке деформируются. Если придать прокладке размеры, соответствующие номинальным размерам уплотняемых поверхностей (рис. 724, I), то при затяжке прокладка выдавливается наружу, что портит внешний вид соединения, и внутрь, что в случае трубопроводов и каналов может заметно сузить проходное сечение (рис. 724, II).

Читать еще:  Какой двигатель на газель лучше

В таких случаях правильно делать наружный размер прокладки несколько меньше (на 0,5—1 мм), а внутренний — несколько больше номинала (рис. 724, III) с таким расчетом, чтобы края прокладки после затяжки совпадали с краями уплотняемых поверхностей.

Параметр Rа шероховатости должен быть не более 1,6 мкм (рис. 725), иначе добиться герметичности соединения трудно.

Butcher-Pit › Блог › Прокладки двигателя.

Разбираемся в разновидностях прокладок двигателя

Двигатель автомобиля – это механизм, который состоит из множества деталей. Работа двигателя внутреннего сгорания основывается на давлении газов и жидкостей, которые циркулируют внутри системы. Отсюда следует, что корпус двигателя должен быть герметичен, чтобы поддерживать давление на постоянном уровне и работать максимально эффективно. Для этого детали двигателя необходимо надежно скрепить между собой, чтобы избежать протечек. Для этих целей используются специальные прокладки двигателя.

Существует несколько видов прокладок различных соединительных узлов в двигателе внутреннего сгорания. Для изготовления прокладок используют разные материалы, в зависимости от назначения и среды, в которую прокладка будет помещаться (система смазки, система охлаждения, головка блока цилиндров и т.д.) Форма прокладок зависит от формы деталей, стык которых она уплотнятяет. У каждого производителя есть свои уникальные формы деталей двигателя и при замене прокладок, нужно ориентироваться на рекомендованные производителем варианты.

Прокладка головки блока цилиндров

Износ прокладки ГБЦ (головка блока цилиндров) является одной из основных причин некорректной работы двигателя. Дело в том, что на стык, который уплотняет прокладка, воздействует слишком много физических факторов и материал прокладки быстро изнашивается.

Прокладка ГБЦ устанавливается на месте соединения блока цилиндров и его головки. В области размещения прокладки находятся каналы водного охлаждения двигателя и масляная система, кроме того внутрь цилиндра поступает газо-воздушная смесь, которая при детонации вырабатывает большое количество энергии. Среда очень неблагоприятная, поскольку происходят постоянные скачки температуры и давления. Соответственно, для того чтобы выдерживать такие серьезные нагрузки, прокладки ГБЦ изготавливают из прочных, стойких к высоким температурам материалов.

Материалы, из которых изготавливают прокладки ГБЦ, можно поделить на две группы: металлические и неметаллические.

Неметаллические прокладки, в свою очередь, делятся на асбестовые и безасбестовые. Материалом для асбестовых прокладок служит паронит – это материал, который имеет листовую структуру. Он изготавливается из резиновой смеси, которую прессуют с добавлением асбестового волокна и порошковых ингредиентов.

Существует безасбестовый аналог паронита, он дороже в производстве, но отличается повышенной износостойкостью. Его изготавливают из синтетического волокна и каучука, которые прессуют при высокой температуре.

Металлические прокладки ГБЦ изготавливают из листовой меди и вставных резиновых уплотнителей. Такие прокладки, в отличие от неметаллических аналогов, обладают наибольшей износостойкостью.

Основная причина износа прокладок ГБЦ – это неправильная установка и перегрев двигателя. От герметичности блока цилиндров зависят такие параметры автомобиля, как экономичность, срок службы и мощность, поэтому необходимо быть внимательным при выборе прокладок для замены.

Прокладки клапанной крышки

Для изготовления прокладок клапанной крышки используются пробковое дерево и резина. Основная задача таких прокладок – герметично уплотнять место стыка крышки клапанов, чтобы избежать утечки масел. Чаще всего, для уплотнения стыка клапана и его крышки используют именно резиновые прокладки, поскольку температуры не настолько велики, как в ГБЦ, а резина сдерживает жидкие материалы лучше металла или асбестовой смеси.

Впускной и выпускной коллекторы уплотняют прокладками на месте стыка с блоком цилиндров. В данном случае необходимо избежать потери газо-воздушной смести. При подаче горючей смеси температура не повышается, поэтому чаще всего для впускных коллекторов используют прокладки из прессованного картона. В то время как выпускной коллектор, находится в зоне повышенных температур. Соответственно, прокладка должна быть из материала, который выдерживает температурные перепады и высокое давление. Материалом для прокладок выпускного коллектора служит безасбестовая бумага. Часто применяют металлические прокладки, но они в большей степени подвергаются нагреву, поэтому безасбестовый паронит предпочтительнее.

Механизм охлаждения двигателя автомобиля, он же теплообменник, выполняет очень важную функцию. От корректной работы системы охлаждения зависит экономичность двигателя и его срок службы. Для охлаждения двигателя используют вентилятор, обеспечивающий циркуляцию воздуха, радиатор и охлаждающую жидкость, которая подается по каналам с помощью насоса. Для того чтобы на месте стыков каналов подачи жидкости не произошло разгерметизации, также используются прокладки.

Материалом для прокладок теплообменника служит синтетический каучук, который хорошо выдерживает воздействие жидкостей и масел. Диапазон температур, который выдерживает синтетический каучук: от -45 до +110 градусов.

Прокладочные и уплотнительные материалы

В системах газоснабжения в местах установки устройств и контрольно-измерительных приборов применяют резьбовые и фланцевые соединения. Для таких соединений характерна недостаточная герметичность. Для уплотнения соединений следует применять прокладочные и уплотнительные материалы, к которым предъявляются следующие требования:

  • • материал прокладки должен сохранять свои физические свойства и не подвергаться действию коррозии;
  • • должны отсутствовать деформации уплотняющей поверхности;
  • • материал должен удовлетворять требованиям механических свойств;
  • • по возможности он должен быть недорогим и доступным.

Для изготовления прокладок используют большое количество

Паронит (ГОСТ 481-80). Его изготовляют из асбеста и каучука путем вулканизации и вальцевания под большим давлением; предназначается для уплотнения плоских разъемов с различными средами. Паронит является универсальным прокладочным материалом и используется для холодных и горячих газов, воздуха, масел, нефтепродуктов и др. (табл. 10.1). В зависимости от назначения его изготовляют семи марок. Из них могут быть рекомендованы марки ПМБ (для сжиженных и газообразных углеродов) для предельных давлений до 1,6 МПа и диапазона температуры от —40 до +60 °С. Паронит МПБ выпускается толщиной 0,4; 0,5; 0,6; 0,8; 1; 1,5; 2; 2,5; Змм, листами длиной 500,1000,1500 мм и шириной 500,750,1000 мм. Прокладки из паронита пропитывают цилиндровым маслом и покрывают графитовым порошком. Они должны соответствовать требованиям ГОСТ 15180-70.

Рекомендуемые области применения прокладочных листовых материалов для фланцевых соединений

Толщина листа, мм

Паронит по ГОСТ 481-80 (марки ПМБ), пластмассы (полиэтилен ВД и НД), фторопласт-4 и лента из фторопласта-4 прокладочная

Для уплотнения соединений на газопроводах давлением до 1,2 МПа и в установках сжиженных газов до 1,6 МПа

Резина листовая техническая и маслобензостойкая без тканевых прокладок по ГОСТ 17133-83 и 7338-90

Для уплотнения соединений на газопроводах давлением до 0,6 МПа

Алюминий листовой отожженный или ленты из алюминия или алюминиевых сплавов отожженные по ГОСТ 21631-76, 13722-78, 13726-78

Для уплотнения соединений на газопроводах всех давлений, в том числе транспортирующих сернистый газ

Медь листовая мягкая по ГОСТ 495-92 (марки М1, М2)

Для уплотнения соединений на газопроводах всех давлений, кроме газопроводов, транспортирующих сернистый газ

Пластмассы. Для фланцевых соединений газопроводов применяются пластмассы различных видов, по эластичности близких к резине: пластикат и полиэтилен высокой плотности. Пластикат применяют полихлорвиниловый, а полиэтилен высокой плотности (ВД) по ГОСТ 16338-77 и низкой плотности (НД) по ГОСТ 16337- 77Е толщиной 1—4 мм, фторопласт-4 (ПТФЭ) толщиной 1—4 мм по ГОСТ 10007-80Е и прокладочную ленту из фторопласта-4 (ПТФЭ) по ГОСТ 18999-73 применяют для изготовления прокладок плоского и круглого сечения, а также для сложных прокладок, у которых сердцевина выполнена из асбеста, резины или гофрированной стали, а облицовка — из фторопласта.

Резина листовая техническая (ГОСТ 7338-90) поставляется листами и в рулонах. Этот материал обладает высокой эластичностью, что позволяет достичь плотности между металлической поверхностью и прокладкой при малых усилиях зажатия. Резина является материалом химически стойким, непроницаемым для газов и жидкостей. Для прокладок обычно рекомендуется применять листовую техническую резину по ГОСТ 7338-90 без тканевых прокладок, так как при наличии прослоек иногда может происходить просачивание. По твердости ее подразделяют на мягкую (м), средней твердости (с) и повышенной твердости (п). По стойкости на теплостойкую (Т) и морозостойкую (М). Рекомендуется применять маслобен- зостойкую резину (МБ) марок А и Б в зависимости от степени стойкости.

Листы алюминиевые отожженные (ГОСТ 21631-76), медь листовая мягкая (ГОСТ 495-92). Из этих материалов изготовляют металлические прокладки, которые обеспечивают достаточную плотность при высоких давлениях и температурах среды. К недостаткам следует отнести необходимость создания больших усилий для обеспечения плотности соединения, недостаточно упругие свойства и относительно высокую стоимость изготовления. Для прокладок рекомендуется использовать листы алюминиевые отожженные по ГОСТ 13722-78 и ГОСТ 21631 -76 или ленты из алюминия и алюминиевых сплавов отожженные по ГОСТ 13726-78, медь листовую мягкую марок Ml и М2 по ГОСТ495-92.

Для придания прокладкам огнестойких свойств можно применять:

  • • асбестовый картон (ГОСТ 2850-80) марок КАОН-1, КАОН-2. Листы картона 900 х 900, 1000 х 800, 1000 х 900 и 1000 х 1000 мм выпускаются толщиной 2; 2,5; 3; 3, 5; 4; 5 мм;
  • • асбестовое армированное полотно (ГОСТ 2198-76). Оно представляет собой прорезиненную и прографитированную ткань полотняного или саржевого переплетения на основе латунной проволоки, а по утку — из асбестовой пряжи, армированной латунной проволокой. Листы картона шириной 1000 и 750 мм и длиной не менее 1500 мм выпускаются толщиной 0,6; 0,7 и 1,1 мм. Применяют также металлические гофрированные прокладки с

мягкой набивкой, используемые для условного давления от 1,6 до 4,0 М Па и температуры до 450 °С. Для изготовления оболочек гофрированных прокладок с набивкой применяют мягкий отожженный алюминиевый лист (ГОСТ 21631-76 и 13726-97) толщиной 0,3 мм или лист из мягкой отожженной низкоуглеродистой стали толщиной 0,3 мм. Набивку металлических гофрированных прокладок изготовляют из цельнолистового асбеста по ГОСТ 2850-80.

Для уплотнения резьбовых соединений следует применять льняную прядь по ГОСТ 10330-76, которая в процессе соединения обмазывается суриком по ГОСТ 19151-73 или свинцовыми белилами по ГОСТ 12287-77, замешанными на олифе по ГОСТ 7931-76, фторопластовый материал (ФУМ) в виде ленты по ТУ 6-05-1388-70 марки 1 и шнура по МРТУ 6-05-870-66 марок В и К, а также другой уплотнительный материал, обеспечивающий герметичность соединения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector