Мотор вентилятора охлаждения радиатора
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Мотор вентилятора охлаждения радиатора

Моторы вентилятора охлаждения радиатора во Владимире

Крыльчатка радиатора охлаждения правая 7 лопастей outla.

Радиатор охлаждения 2108 унив. [LRc 01080] (Luzar)

Вентилятор охлаждения Кулер 40*40*10 мм 12В

Вентилятор радиатора РИФ электрический для УАЗ

VOLTON Электровентилятор охлаждения ВАЗ-2170-2172 с кож.

Радиатор охлаждения FAW VITA, V2, V5 (16400-02A10)

Электровентилятор радиатора охлаждения левый GREAT WALL.

Вентилятор радиатора 210мм

Вентилятор радиатора жидкостного охлаждения трицикл Лиф.

Радиатор с кулером для моторов 390-класса

Электровентилятор охлаждения радиатора ВАЗ 2103-09,10,1.

Электровентилятор охлаждения радиатора ВАЗ 2103-09 LUZA.

Диффузор вентилятора радиатора охлаждения outlander xl/.

Кулер и система охлаждения Кулер PCCooler GI-X6B S775/1.

Электровентилятор охлаждения радиатора ВАЗ 21213-214 LU.

Вентилятор охлаждения радиатора, 5 крепл. MK (101600219.

Электровентилятор радиатора системы охлаждения стелс 30.

Радиатор, охлаждение двигателя Luzar LRC01080

Электровентилятор радиатора системы охлаждения стелс 30.

Радиаторы и вентиляторы HobbyWing Радиатор двигателя с.

Вентилятор охлаждения двигателя ava quality cooling FD7.

Радиатор системы охлаждения, DENSO, DRM20040

Радиатор системы охлаждения, AVA, HYA2107

Радиаторы и вентиляторы ApexHobby Радиатор – AP85265

Вентиляторы охлаждения Вентилятор охлаждения мотора для.

Электровентилятор охлаждения радиатора ВАЗ 2103-09 GANZ.

Кулер для процессора Deepcool ICE BLADE 100

Радиатор системы охлаждения, AVA, CNA2140

Радиаторы и вентиляторы Радиатор охлаждения мотора HSP.

Электровентилятор Охлаждения Радиатора Ваз 21214 С Кожу.

Вентилятор охлаждения BM, Geely 2T 50cc

Вентилятор охлаждения audi a3 1.6 03 , skoda octavia 1.

Вентилятор радиатора BRP G2 XMR 709200565 709200458

Вентилятор радиатора охлаждения двигателя (для 2.0) Che.

Радиатор охлаждения MB Sprinter (Мерседес Спринтер) CDI

Кулер для процессора PCcooler GI-X4

Электровентилятор охлаждения радиатора ВАЗ 1117-1119,21.

Вентилятор Stels 500H 700H (Hisun) в сборе для радиатор.

Мотор вентилятора кондиционера универсальный 12V 80W 3-.

Мотор вентилятора кондиционера универсальный 12V 80W 2-.

Кулер для процессора Zalman CNPS10X Optima

Радиатор системы охлаждения, AVA, CNA2107

Вентилятор радиатора РИФ электрический для УАЗ

Назначение и принцип работы вентилятора системы охлаждения

Для отведения излишков тепла, возникающего в процессе работы двигателя, и его более эффективного охлаждения в конструкции автомобиля предусмотрен специальный вентилятор. Он может располагаться со стороны моторного отсека или перед радиатором системы охлаждения. В современном автомобилестроении применяется несколько типов вентиляторов, которые отличаются типом привода, способом управления и геометрическими параметрами.

Устройство вентилятора системы охлаждения двигателя

Конструктивно вентилятор для охлаждения мотора автомобиля представляет собой простой механизм, состоящий из шкива, на котором расположены лопасти (крыльчатка). Они установлены с некоторым углом наклона по отношению к плоскости вращения, что улучшает их аэродинамические характеристики и повышает интенсивность нагнетания воздуха. Количество лопастей (от 4 и более), а также их геометрические размеры (диаметр вентилятора, частота расположения) зависят от модели автомобиля и подбираются индивидуально.

Современные автомобили оснащены так называемой комбинированной системой охлаждения, состоящей не только из вентилятора, но также имеющей радиатор и специальные контуры (магистрали) с охлаждающей жидкостью. А потому «кулер» двигателя часто называют вентилятором радиатора.

В ряде конфигураций автомобилей могут использоваться сдвоенные вентиляторы системы охлаждения двигателя, в которых предусмотрено два шкива с независимыми лопастями. Они могут приводиться в рабочий режим одновременно или по отдельности, поскольку каждый имеет свою систему подключения.

Расположение ветилятора охлаждения двигателя

При интенсивном вращении шкива поток воздуха «всасывается» снаружи при помощи лопастей. Тем самым увеличивается и объем воздуха, проходящий через радиатор, что обеспечивает его более эффективную работу и ускоряет процесс отведения тепла. Для принудительного вращения шкива (лопастей) и обеспечения необходимой скорости могут быть использованы несколько типов привода:

  • механический;
  • гидромеханический;
  • электрический.

Как работает механический привод

Самый простой тип привода вентилятора для охлаждения радиатора мотора основан на передаче вращательного движения от коленчатого вала с помощью ремня. Этот способ является полностью механическим и постоянным, обеспечивая запуск «кулера» синхронно с работой двигателя.

Несмотря на простоту конструкции, такой привод снижает полезную мощность мотора, поскольку часть энергии затрачивается на нагнетание воздуха. Помимо этого, отсутствует возможность регулировки интенсивности работы лопастей. В силу этих особенностей механический привод в современных автомобилях практически не применяется.

Особенности гидромеханического типа привода

Для более рациональной эксплуатации вентилятора системы охлаждения двигателя используется гидромеханический тип привода. Его особенность заключается в том, что лопасти соединены со шкивом посредством герметичной муфты. Она может быть двух типов:

  • вязкостная (вискомуфта);
  • гидравлическая.

Главной задачей муфты является запуск вентилятора охлаждения радиатора при увеличении нагрузки на двигатель. Когда же двигатель работает на малых оборотах, принудительного нагнетания воздуха не происходит. Вязкостная или вискомуфта соединена с коленвалом мотора. Внутри нее находится силиконовая жидкость (гель), которая реагирует на температуру. При нагревании муфты гель изменяет свои свойства и происходит блокировка. В гидравлической муфте блокировка обеспечивается благодаря изменению объема масла.

Электрический и электромагнитный привод

Помимо вязкостных и гидравлических муфт в системе привода вентилятора радиатора может быть использована электромагнитная муфта. Она реагирует на температуру охлаждающей жидкости, поддерживая ее в диапазоне от 80-85°C. Электромагнитные муфты устанавливаются преимущественно на грузовом транспорте и строительной технике.

Электрический вентилятор охлаждения

Такая конструкция состоит из электромагнита, установленного на ступице вентилятора. Последняя соединена с якорем при помощи пластинчатой пружины и совершает вращательные движения. При температуре ниже 80°C якорь находится вне электромагнитной катушки и вентилятор отключен, если же температура поднимается свыше 85°C срабатывает тепловой датчик, замыкающий контакты и включающий электромагнит. Якорь втягивается внутрь катушки и вентилятор приводится в движение.

Наиболее популярным типом привода для современных автомобилей является электрический. Он предполагает установку в системе дополнительного электродвигателя. Его работа контролируется блоком управления, который фактически и запускает вентилятор, когда это необходимо. Также как и для электромагнитной муфты, режим включения и отключения определяется температурой охлаждающей жидкости, которая фиксируется термодатчиком.

Преимуществом использования электродвигателя для запуска вентилятора системы охлаждения является возможность реализации управляемого выбега вентилятора. На практике это означает, что обдув может продолжаться даже после выключения мотора автомобиля, ускоряя его охлаждение.

Неисправности вентилятора радиатора и их последствия

Главной задачей вентилятора мотора является «засасывание» охлажденного воздуха извне через радиатор в подкапотное пространства автомобиля. Фактически охлаждение осуществляет жидкостная система, а обдув лишь ускоряет этот процесс. С другой стороны, при высокой температуре окружающей среды, а также при длительных простоях автомобиля в дорожных пробках без дополнительного охлаждения двигатель может сильно перегреться. Это означает, что исправностью этого узла пренебрегать не стоит.

Вентиляторы двигателя с разным количеством лопастей

Основные неисправности вентилятора охлаждения мотора:

  • Не включается. Такая неисправность может быть следствием поломки привода вентилятора (обрыв ремня, разрушение муфты, неисправность электродвигателя, окисление контактов) или неточностью работы температурного датчика.
  • Постоянная работа и невозможность отключения до полной остановки автомобиля (за исключением авто с механическим приводом). Чаще всего такая поломка связана с неисправностью температурного датчика (термостата) или заклиниванием муфты.
  • Несвоевременное включение. Более раннее включение обычно не является проблемой. Если же запуск происходит с опозданием, возможно, установлен термодатчик, предназначенный для эксплуатации при пониженных температурах (например, автомобиль не подходит для регионов с жарким климатом). В этом случае датчик нужно заменить.
  • Обратное направление нагнетания воздуха. Происходит при неправильном подключении полюсов электродвигателя.
  • Разрушение крыльчатки вследствие износа и повышенных нагрузок.

Направление движения потока воздуха при правильном подключении вентилятора охлаждения осуществляется всегда в сторону двигателя.

Профилактика состояния и очистка вентилятора радиатора охлаждения мотора от загрязнений должна выполняться не реже одного раза в год. Выполнить процедуру очистки можно без демонтажа узла при помощи обычных щеток. Если требуется замена, лучше обратиться в специализированные ремонтные сервисы, что позволит исключить ошибки при диагностике, подборе нужной конфигурации вентилятора и его подключении.

Вентилятор охлаждения радиатора: надежное охлаждение двигателя в любых ситуациях

В жидкостной системе охлаждения двигателя тепло от теплоносителя отводится в атмосферу с помощью специального теплообменника — радиатора. Но очень часто возникают ситуации, когда радиатор не может эффективно отводить тепло, в этом случае на помощь приходит вентилятор охлаждения радиатора. Об этом важном компоненте системы охлаждения, его устройстве и работе читайте в этой статье.

Назначение вентилятора и его место в системе охлаждения двигателя

Двигатель внутреннего сгорания во время работы выделяет большое количества тепла, которое необходимо отводить, иначе силовой агрегат выйдет из строя. Эту задачу решает жидкостная система охлаждения двигателя — в ней в качестве рабочего тела используется вода или незамерзающая жидкость (антифриз), которая циркулирует в блоке цилиндров и в головке цилиндров. Жидкость отбирает тепло от двигателя, и, соответственно, сама нагревается, и теперь возникает необходимость забрать тепло от нее — эта задача решается с помощью радиатора.

Радиатор системы охлаждения двигателя располагается таким образом, чтобы во время движения автомобиля на него был направлен поток набегающего воздуха — это значительно ускоряет отдачу тепла от радиатора воздуху, а значит, быстрее охлаждает жидкость. Но автомобиль не всегда находится в движении, и в пробках или при длительной стоянке с заведенным двигателем тепло от радиатора отводится значительно хуже. Это чревато перегревом двигателя со всеми вытекающими последствиями. Такая же ситуация может возникнуть и при движении на малых скоростях, особенно знойным днем или в южных регионах.

Перегрев двигателя в подобных ситуациях предотвращает простое, но очень эффективное устройство — вентилятор, расположенный перед радиатором. Этот вентилятор, включаясь при достижении в системе охлаждения критической температуры во время стоянок, создает необходимый поток воздуха через радиатор, обеспечивает нормальный отвод тепла от него в атмосферу.

Вентилятор играет очень важную роль в автомобиле, но при этом имеет крайне простое устройство и принцип работы.

Устройство и виды вентилятора

1 — радиатор;
2 — пробка радиатора;
3 — вентилятор;
4 — электродвигатель вентилятора;
5 — кожух вентилятора;
6 — датчик включения электродвигателя вентилятора;
7 — сливная пробка радиатора;
8 — нижняя опора радиатора.

Конструктивно вентилятор охлаждения радиатора имеет крайне простое устройство. Обычно это узел, объединяющий три элемента:

– Крыльчатка с четырьмя и более лопастями (собственно, вентилятор);
– Привод вентилятора;
– Кожух.

Вентилятор располагается в центре кожуха, и вся эта конструкция монтируется на радиатор. Кожух формирует поток воздуха от вентилятора, препятствуя его рассеиванию. Кожух в работе вентилятора играет большую роль. Дело в том, что радиатор оказывает заметное сопротивление потоку воздуха, и если просто направить на него вентилятор, то некоторая часть воздуха отразится и обойдет радиатор стороной, и необходимое охлаждение не будет достигнуто.

Вращение вентилятора обеспечивает его привод, который может быть одного из трех видов:

– Механический;
– Гидромеханический;
– Электрический.

Механический привод очень прост, вращение вентилятора передается с помощью ременной передачи от коленчатого вала. Однако вентилятор в этом случае вращается всегда, когда заведен двигатель, что в некоторых ситуациях (особенно при запуске и прогреве холодного мотора) оказывает негативное воздействие. Поэтому на современных автомобилях этот способ не применяется.

Читать еще:  Подруливающая задняя подвеска

Несколько более совершенен гидромеханический привод, в котором используется гидравлическая или вязкостная муфта. Гидравлическая муфта передает или отключает крутящий момент от коленчатого вала на вентилятор за счет изменения количества масла. В вязкостной муфте используется силиконовая жидкость, вязкость которой зависит от температуры — благодаря этому изменению температуры муфта включает или отключает привод вентилятора. Оба этих привода сегодня находят малое применение.

Наиболее современным, но в то же время простым и надежным является электрический привод. Вентилятор приводится во вращение простым электрическим двигателем, подключенным к бортовой электросети автомобиля. Благодаря электромеханической (в старых автомобилях) или электронной (в новых авто) системе управления вентилятор с электрическим приводом может включаться и выключаться при изменении температуры охлаждающей жидкости, вращаться с различными скоростями на разных режимах работы двигателя, и т.д.

Сегодня вентиляторы с электрическим приводом получили наибольшее применение, и в будущем вряд ли будут вытеснены другими решениями.

Принцип работы вентилятора

Вентилятор, являясь частью системы охлаждения двигателя, работает совместно с другими компонентами этой системы. Однако вентилятор включен и в другую систему, которая, в простейшем случае, состоит из трех компонентов:

– Двигатель вентилятора охлаждения;
– Датчик температуры охлаждающей жидкости на входе в радиатор;
– Реле включения вентилятора.

Принцип работы такой системы предельно прост: пока температура двигателя низкая, вентилятор не работает, но стоит охлаждающей жидкости достичь критической температуры, как тут же срабатывает датчик температуры, и реле включает вентилятор. При охлаждении мотора реле по команде с датчика снова выключает вентилятор.

Часто вместо одного используют два датчика температуры, установленных на входе и на выходе из радиатора, а момент включения и выключения вентилятора определяется по разности показаний обоих датчиков. А во многих современных автомобилях вентилятор управляется электронным блоком, который отслеживает не только температуру охлаждающей жидкости, но также и скорость вращения коленчатого вала, скорость воздушного потока, открытие дроссельной заслонки и т.д.

Интересно, что для повышения эффективности работы системы охлаждения в автомобиле предусмотрено сразу два вентилятора. Они могут работать как вместе, так и по отдельности, управление вентиляторами осуществляет электронный блок.

Также во многих автомобилях предусмотрена функция свободного выбега вентилятора: вентилятор по сигналу с блока управления включается после остановки двигателя, и работает некоторое время, обеспечивая лучшее охлаждение нагретого мотора при прекращении циркуляции охлаждающей жидкости.

Основные неисправности вентиляторов охлаждения радиатора

Вентилятор, несмотря на свою простоту и надежность, иногда может доставлять проблемы в результате тех или иных неисправностей. Наиболее часто приходится сталкиваться с тремя случаями некорректной работы вентилятора:

– Вентилятор не включается при прогреве двигателя;
– Вентилятор работает постоянно;
– Вентилятор включается слишком рано.

Наиболее опасна первая ситуация, так как это может привести к перегреву двигателя и выходу его из строя. Обычно это происходит из-за повреждения цепей питания вентилятора и датчиков температуры, но нередко причиной становится и поломка электродвигателя. Чтобы выяснить причину, нужно провести несколько несложных действий:

– Тестером или простым пробником проверить цепь питания вентилятора, в этом случае будет легко выявить повреждение проводки или разъемов;
– Подключить вентилятор напрямую от аккумулятора — если он заработает, то причина в проводке или датчике температуры, если нет, то вышел из строя электродвигатель;
– Отключить и замкнуть провода, идущие на датчик температуры — если вентилятор начнет вращаться, то нужно заменить датчик.

В современных автомобилях с электронным управлением двигателя провести такую проверку не всегда возможно, но компьютер обязательно сообщит об ошибке, выдав ее код.

Постоянно работающий вентилятор может также говорить о выходе из строя датчика температуры, но нередко это случается из-за поломки реле (залипания контактов) или заклинивания термостата. В последнем случае термостат просто не будет пускать охлаждающую жидкость в радиатор (то есть, по большому кругу), поэтому выявить такую неисправность можно по холодному радиатору. Нередко термостат начинает работать при легком ударе по его корпусу, но чаще всего требуется его замена.

Если вентилятор включается слишком рано, то причиной тому опять же является датчик температуры. Хотя далеко не всегда рано включающийся вентилятор служит сигналом о поломке — обычно это не доставляет проблем и не мешает работе двигателя. Поэтому, если мотор нормально выходит на рабочий режим, то можно не беспокоиться.

Что делать, если вентилятор вышел из строя в поездке?

Иногда автовладельцы сталкиваются с выходом из строя вентилятора во время поездки, и не знают, что делать, ведь если продолжить движение, то можно просто-напросто вывести из строя весь двигатель. Но есть несколько простых приемов, которые помогут доехать до автосервиса с неработающим вентилятором.

Сначала нужно провести (по возможности) описанную выше проверку. Если это не помогло, то можно смело садиться в машину и продолжать движение, правда, со скоростью выше 60 км/ч — при такой скорости поток набегающего воздуха будет достаточен для охлаждения мотора. Для большей эффективности можно включить отопитель салона — так некоторая часть тепла будет принудительно отводиться от двигателя. Конечно, в этом случае можно забыть о комфорте в салоне, но целостность двигателя важнее.

Если же во время движения мотор перегревается (стрелка температуры на приборной панели достигает красной отметки), то нужно остановиться, заглушить двигатель, открыть капот и просто подождать. Такими короткими перебежками можно добраться до ближайшего автосервиса и решить проблему.

Как выбрать вентилятор системы охлаждения

VITO van (638) (03.97 – 07.03)

E-Class sedan (W210) (06.95 – 03.02)

Вентилятор охлаждения двигателя – это устройство, которое обдувает радиатор, а также нагретый мотор двигателя воздухом из атмосферы. Как вам наверняка известно, автомобильное охлаждение делится на 2 типа: жидкостное и воздушное. За последнее как раз отвечает вентилятор. По сути, во всей системе охлаждения является гибридным. Однако в большинстве случаев вентилятор не активен. Его активная работа начинается только в случае сильного нагрева ДВС. Разберемся же с тем, как работает вентилятор, как выбрать его в случае нужды и какие вещи могут указать водителю на скорую поломку устройства.

Зачем это нужно

Система охлаждения двигателя нужна для того, что отводить тепло от сильного нагретых узлов автомобиля в атмосферу. Основным компонентом системы является радиатор. По внутренним полостям радиатора движется охлаждающая жидкость, тепло от которой движется через стенки радиатора и отдается в окружающую среду с сопутствующим уменьшением температуры самой жидкости. Поскольку мотор при эксплуатации в жестких условиях имеет высокую теплопроизводительность, обычного водяного охлаждения здесь недостаточно. Помогает интенсифицировать теплообмен установка вентилятора.

Из каких элементов состоит вентилятор

Конструкция вентилятора предельна проста:

  1. Крыльчатка, включающая в себя от четырех лопастей;
  2. Привод одного из типов (о них мы еще поговорим);
  3. Кожух.

Крыльчатка вентилятора с приводом располагается в центре кожуха, который нужен для формирования однонаправленного воздушного потока. При этом кожух является очень важным элементом. Поскольку радиатора из-за своих габаритов является препятствием для потока воздуха, последний надо направлять так, чтобы он не обходил радиатор стороной.

Типы приводов

Одним из важнейших элементов автомобильного вентилятора охлаждения является привод. Он может быть следующим:

  • Механический;
  • Гидромеханический;
  • Электрический.

В случае использования механического привода сила для вращения лопастей отбирается от коленчатого вала, с которым вентилятор соединен ремнем. Конструкция проста и надежна, однако имеет один существенный мину с: во время работы устройство отбирает мощность непосредственно от двигателя. Затраты мощности только на вентилятор не слишком велики, однако от работы двигателя также зависят, к примеру, насосы. Получается, что на двигатель «цепляют» много потребителей, которые работают серьезно уменьшают показатели мощности;

Гидромеханические привода являются разновидностью вязкостной муфты, которая также имеет привод от коленвала. Такая муфта состоит из корпуса с находящимися внутри плоскими фрикционными дисками. Диски делятся на два типа, которые соответствующим образом соединяются с ведомым и ведущим валом. Ведущая деталь чередуется с ведомой. Полость корпуса заполнена силиконовым гелем в объеме от 30 до 50 мл. При увеличении скорости вращения одного колеса начинает перемешиваться и гель. При этом возрастает его температура . С ростом температуры в сторону увеличения изменяется и показатель вязкости. Если разность скоростей велика, гель становится настолько вязким, что обеспечивает блокировку вискомуфты с максимально эффективной реализацией передаваемого крутящего момента. При этом на высоких оборотах муфта непременно бы сломалась. Инженеры признают такое конструктивное решение неэффективным только потому, что с ним система завязана на частоте оборотов: не более того показателя, при котором отвод тепла минимально эффективен.

В случае электрического привода вентилятор оборудован собственным электродвигателем и работает в тандеме с системой управления. При этом система, в которой используется электровентилятор, отличается сложностью. Она оборудована вот такими элементами: ДТОЖ, ЭБУ, электродвигатель, реле включения, ДЧВК, ДМРВ. Основными здесь являются ЭБУ, ДТОЖ и электродвигатель, т.к. последний является исполнительным элементом, а первые два отвечают за первичную оценку работы двигателя и выбор соответствующего режима работы исполнителя.

Какой же привод лучше

Самыми перспективными уже не первый год считаются электрические вентиляторы. Дело в том, что современный автомобиль включает в себя целый ряд электрических устройств, самыми важными из которых являются датчики. Если датчики и блок управления работают правильно, блок, получающий и анализирующий электрические сигналы, может отрегулировать работы исполнительных элементов так, чтобы они работали с максимальной эффективностью и минимальным энергопотреблением в конкретный момент времени.

Если автомобиль оборудован тягово-сцепным устройством или же климат-контролем , в нем имеется два вентилятора. Каждый из них имеет реле включения. Разберемся же подробнее с тем, из чего состоит наиболее востребованный электрический вентилятор.

Предпочтительно использование вязкостной муфты только на внедорожниках . К примеру, в автомобилях УАЗ, приспособленных под форсирование водных преград, электроника бы вышла из строя после контакта с водой.

Как работают вентиляторы с электрическим приводом

Как вы уже поняли, вентилятор состоит из следующих блоков: система управления, электрический двигатель. Здесь датчики нужны в первую очередь для слежения за температурой. Электродвигатель подключен к блоку управления. Вот как выглядит эта схема:

  1. Управляющий блок;
  2. Датчик температуры;
  3. Прибор, регистрирующий расход воздуха (обычный ДМРВ или более современный датчик абсолютного давления);
  4. Реле (регулятор), отвечающее за включение и выключение;
  5. Датчик, считывающий обороты коленчатого вала.

Схема работы имеет такой вид : блок управления получает сигналы со всех датчиков, анализирует их, отдает команду на регулятор. В самых современных автомобилях реле заменено на отдельный управляющий блок. Диктуется такое решение тем, что более сложный управляющий элемент работает точнее и позволяет системе охлаждения работать с большей эффективностью. К тому же, он следит за углом расположения самого вентилятора, определяет момент отключения, регистрирует направления воздуха.

Читать еще:  Можно ли мыть двигатель автомобиля на автомойке

Основные неисправности и как их диагности

Вот какие неисправности могут отметить водители:

  • Устройство при прогреве двигателя не включается вовсе;
  • Устройство включается раньше положенного;
  • Работа ведется постоянно, без отключения в положенное время.

Разберемся с тем, почему вентилятор или не работает совсем, или работает неправильно:

  • Пришел в негодность датчик температуры;
  • Оборвалась проводка;
  • Неисправен регулятор;
  • Перегорел предохранитель;
  • Датчик температуры не имеет контакта с системой.

Продиагностировать систему можно как на СТО, так и у себя в гараже. Предупредим лишь, что самому найти причину может быть сложно. Если же вы решились начать поиски, вам нужно сделать вот что:

  • Снять вентилятор и подключить его к аккумулятору. При неисправности привода вентилятор не начинает работать;
  • Проверить проводку, контакты. Проводка может обрываться, контакты покрываются окисью или припекают к своим местам. Поэтому отключайте все электрические компоненты с большой осторожностью, дабы ничего не повредить;
  • Проверьте тестером предохранитель;
  • Проверьте реле, сравнив его с работоспособным (самый сложный момент, поскольку такую проверку нужно проводить на специальном оборудовании, которое есть на СТО);
  • Переходите к датчику. Если его обесточить, вентилятор будет запускаться контролером на постоянный обдув в аварийном режиме. Отсоедините провода датчика и попробуйте замкнуть их между собой. Если вентилятор после замыкания проводов включается и начинает работать, говорят о необходимости замены датчика.

Как показывает практика, вентилятор чаще всего не работает вследствие неисправности предохранителя или реле . К примеру, вентилятор может работать постоянно при «залипании» регулятора. Но устройство также может не отключаться при неисправностях термостата.

К списку неисправностей можно отнести чисто механические повреждения, износ щеток и подшипников. Во время проверки обращайте внимание и на смежные с вентилятором узлы. Если температура охлаждающей жидкости была постоянно высокой, могли разрушиться резиновые детали-уплотнители, патрубки и шланги. В редких случаях разрушаются отдельные элементы поршневой группы.

О перспективе ремонта

Далеко не всегда вентилятор охлаждения с электрическим приводом нуждается в полной замене. Большую часть неисправностей помогает выявить визуальный осмотр . Вот какие меры, возможно, надо будет принять:

  1. Очистить провода или полностью заменить проводку;
  2. Провести замену щеток;
  3. В случае неисправности датчика купить и установить новый;
  4. В случае постоянной работы вентилятора проверить термостат и определить, требуется ли его замена;
  5. Проверить обмотки ротора. Иногда обмотка замыкается или имеет обрыв. Обычно помогает простая чистка смоченной в растворителе ветошью и специальной щеткой (такая продается отдельно). Ремонт начинки электромотора трудноосуществим, так что в случае поломки нужно покупать новый.

Отметим лишь, что выше мы изложили основные моменты. Более широкий спектр работ может провести только мастер на СТО. В случае неисправности электровентилятора лучше отправиться в автосервис. Рекомендованная скорость, при которой не наступает быстрый перегрев, равна 60 км/ч. Имеет смысл задействовать отопитель салона – так будет отводиться часть теплоты от контура охлаждения двигателя. В случае перегрева нужно скорее остановиться, заглушить мотор и открыть капот.

Как выбирать новое устройство

Подобрать вентилятор охлаждения двигателя проще всего по VIN-коду транспорта. Так вы найдете и оригинал, и ближайшие к нему аналоги. Цена устройства на современные иномарки может быть достаточно высокой. Часто практикуют покупку недорогих аналогов, которые затем дорабатываются: подгибаются контакты, стачиваются выступающие элементы. Важно чтобы совпадали крепление, иначе поставить новый вентилятор не получится или же крепежные детали будут со временем отходить.

Полной работоспособности в случае установки, скажем, неоригинала отечественного производства гарантировать никто не может. В теории, поставить можно любой вентилятор. Важна здесь его производительность, которая может быть даже большей, чем у штатного устройства, но ни в коем случае не меньшей.

При выборе обращайте внимание на параметры изделия (мощность, диаметр крыльчатки, крепления), а также учитывайте марку своего автомобиля, модель, параметры двигателя.

Обычно вентиляторы продают в сборе с кожухом или отдельно от него: только электромотор + крыльчатка, просто электромотор. Отдельно продаются реле, фишки, крыльчатка. Ориентируйтесь на те элементы, которые уже вышли из строя.

Экскурс по брендам

Большинство автомобилистов отдают предпочтения неоригинальным вентиляторам двигателя следующих фирм:

Еще более доступные в ценовом плане аналоги предлагают следующие фирмы:

Советуем покупать более дорогой аналог европейского или азиатского производства, поскольку он прослужит вам дольше. Отечественные радиаторы брать тоже можно – лишь бы они подходили по характеристикам и имели подходящую геометрию.

Вывод

Вентилятор охлаждения радиатора двигателя – важный элемент системы автомобильного охлаждения, с которым водитель может смело эксплуатировать транспортное средство практически в любых условиях. В случае поломки возникает риск перегрева деталей мотора , что уже чревато, поскольку дело может дойти до ремонта поршневой группы. По этой причине следите за работоспособностью вентилятора. Непрерывная его работа, несвоевременные включения и отключения, повышенная шумность и многое другое укажут вам на возникшую проблему. Поскольку устройство можно как отремонтировать, так и заменить на недорогой аналог, у вас всегда есть несколько решений. Советуем не ломать себе голову над ремонтом, а продиагностироваться на СТО и провести замену старого вентилятора на аналог или оригинал.

Запчасти на Volkswagen passat

PASSAT wagon (B3, B4, 3A5, 351) (02.88 – 05.96)

Вентилятор охлаждения радиатора: надежное охлаждение двигателя в любых ситуациях

В жидкостной системе охлаждения двигателя тепло от теплоносителя отводится в атмосферу с помощью специального теплообменника — радиатора. Но очень часто возникают ситуации, когда радиатор не может эффективно отводить тепло, в этом случае на помощь приходит вентилятор охлаждения радиатора. Об этом важном компоненте системы охлаждения, его устройстве и работе читайте в этой статье.

Назначение вентилятора и его место в системе охлаждения двигателя

Двигатель внутреннего сгорания во время работы выделяет большое количества тепла, которое необходимо отводить, иначе силовой агрегат выйдет из строя. Эту задачу решает жидкостная система охлаждения двигателя — в ней в качестве рабочего тела используется вода или незамерзающая жидкость (антифриз), которая циркулирует в блоке цилиндров и в головке цилиндров. Жидкость отбирает тепло от двигателя, и, соответственно, сама нагревается, и теперь возникает необходимость забрать тепло от нее — эта задача решается с помощью радиатора.

Радиатор системы охлаждения двигателя располагается таким образом, чтобы во время движения автомобиля на него был направлен поток набегающего воздуха — это значительно ускоряет отдачу тепла от радиатора воздуху, а значит, быстрее охлаждает жидкость. Но автомобиль не всегда находится в движении, и в пробках или при длительной стоянке с заведенным двигателем тепло от радиатора отводится значительно хуже. Это чревато перегревом двигателя со всеми вытекающими последствиями. Такая же ситуация может возникнуть и при движении на малых скоростях, особенно знойным днем или в южных регионах.

Перегрев двигателя в подобных ситуациях предотвращает простое, но очень эффективное устройство — вентилятор, расположенный перед радиатором. Этот вентилятор, включаясь при достижении в системе охлаждения критической температуры во время стоянок, создает необходимый поток воздуха через радиатор, обеспечивает нормальный отвод тепла от него в атмосферу.

Вентилятор играет очень важную роль в автомобиле, но при этом имеет крайне простое устройство и принцип работы.

Устройство и виды вентилятора

1 — радиатор;
2 — пробка радиатора;
3 — вентилятор;
4 — электродвигатель вентилятора;
5 — кожух вентилятора;
6 — датчик включения электродвигателя вентилятора;
7 — сливная пробка радиатора;
8 — нижняя опора радиатора.

Конструктивно вентилятор охлаждения радиатора имеет крайне простое устройство. Обычно это узел, объединяющий три элемента:

– Крыльчатка с четырьмя и более лопастями (собственно, вентилятор);
– Привод вентилятора;
– Кожух.

Вентилятор располагается в центре кожуха, и вся эта конструкция монтируется на радиатор. Кожух формирует поток воздуха от вентилятора, препятствуя его рассеиванию. Кожух в работе вентилятора играет большую роль. Дело в том, что радиатор оказывает заметное сопротивление потоку воздуха, и если просто направить на него вентилятор, то некоторая часть воздуха отразится и обойдет радиатор стороной, и необходимое охлаждение не будет достигнуто.

Вращение вентилятора обеспечивает его привод, который может быть одного из трех видов:

– Механический;
– Гидромеханический;
– Электрический.

Механический привод очень прост, вращение вентилятора передается с помощью ременной передачи от коленчатого вала. Однако вентилятор в этом случае вращается всегда, когда заведен двигатель, что в некоторых ситуациях (особенно при запуске и прогреве холодного мотора) оказывает негативное воздействие. Поэтому на современных автомобилях этот способ не применяется.

Несколько более совершенен гидромеханический привод, в котором используется гидравлическая или вязкостная муфта. Гидравлическая муфта передает или отключает крутящий момент от коленчатого вала на вентилятор за счет изменения количества масла. В вязкостной муфте используется силиконовая жидкость, вязкость которой зависит от температуры — благодаря этому изменению температуры муфта включает или отключает привод вентилятора. Оба этих привода сегодня находят малое применение.

Наиболее современным, но в то же время простым и надежным является электрический привод. Вентилятор приводится во вращение простым электрическим двигателем, подключенным к бортовой электросети автомобиля. Благодаря электромеханической (в старых автомобилях) или электронной (в новых авто) системе управления вентилятор с электрическим приводом может включаться и выключаться при изменении температуры охлаждающей жидкости, вращаться с различными скоростями на разных режимах работы двигателя, и т.д.

Сегодня вентиляторы с электрическим приводом получили наибольшее применение, и в будущем вряд ли будут вытеснены другими решениями.

Принцип работы вентилятора

Вентилятор, являясь частью системы охлаждения двигателя, работает совместно с другими компонентами этой системы. Однако вентилятор включен и в другую систему, которая, в простейшем случае, состоит из трех компонентов:

– Двигатель вентилятора охлаждения;
– Датчик температуры охлаждающей жидкости на входе в радиатор;
– Реле включения вентилятора.

Принцип работы такой системы предельно прост: пока температура двигателя низкая, вентилятор не работает, но стоит охлаждающей жидкости достичь критической температуры, как тут же срабатывает датчик температуры, и реле включает вентилятор. При охлаждении мотора реле по команде с датчика снова выключает вентилятор.

Часто вместо одного используют два датчика температуры, установленных на входе и на выходе из радиатора, а момент включения и выключения вентилятора определяется по разности показаний обоих датчиков. А во многих современных автомобилях вентилятор управляется электронным блоком, который отслеживает не только температуру охлаждающей жидкости, но также и скорость вращения коленчатого вала, скорость воздушного потока, открытие дроссельной заслонки и т.д.

Интересно, что для повышения эффективности работы системы охлаждения в автомобиле предусмотрено сразу два вентилятора. Они могут работать как вместе, так и по отдельности, управление вентиляторами осуществляет электронный блок.

Читать еще:  Повело головку блока цилиндров признаки

Также во многих автомобилях предусмотрена функция свободного выбега вентилятора: вентилятор по сигналу с блока управления включается после остановки двигателя, и работает некоторое время, обеспечивая лучшее охлаждение нагретого мотора при прекращении циркуляции охлаждающей жидкости.

Основные неисправности вентиляторов охлаждения радиатора

Вентилятор, несмотря на свою простоту и надежность, иногда может доставлять проблемы в результате тех или иных неисправностей. Наиболее часто приходится сталкиваться с тремя случаями некорректной работы вентилятора:

– Вентилятор не включается при прогреве двигателя;
– Вентилятор работает постоянно;
– Вентилятор включается слишком рано.

Наиболее опасна первая ситуация, так как это может привести к перегреву двигателя и выходу его из строя. Обычно это происходит из-за повреждения цепей питания вентилятора и датчиков температуры, но нередко причиной становится и поломка электродвигателя. Чтобы выяснить причину, нужно провести несколько несложных действий:

– Тестером или простым пробником проверить цепь питания вентилятора, в этом случае будет легко выявить повреждение проводки или разъемов;
– Подключить вентилятор напрямую от аккумулятора — если он заработает, то причина в проводке или датчике температуры, если нет, то вышел из строя электродвигатель;
– Отключить и замкнуть провода, идущие на датчик температуры — если вентилятор начнет вращаться, то нужно заменить датчик.

В современных автомобилях с электронным управлением двигателя провести такую проверку не всегда возможно, но компьютер обязательно сообщит об ошибке, выдав ее код.

Постоянно работающий вентилятор может также говорить о выходе из строя датчика температуры, но нередко это случается из-за поломки реле (залипания контактов) или заклинивания термостата. В последнем случае термостат просто не будет пускать охлаждающую жидкость в радиатор (то есть, по большому кругу), поэтому выявить такую неисправность можно по холодному радиатору. Нередко термостат начинает работать при легком ударе по его корпусу, но чаще всего требуется его замена.

Если вентилятор включается слишком рано, то причиной тому опять же является датчик температуры. Хотя далеко не всегда рано включающийся вентилятор служит сигналом о поломке — обычно это не доставляет проблем и не мешает работе двигателя. Поэтому, если мотор нормально выходит на рабочий режим, то можно не беспокоиться.

Что делать, если вентилятор вышел из строя в поездке?

Иногда автовладельцы сталкиваются с выходом из строя вентилятора во время поездки, и не знают, что делать, ведь если продолжить движение, то можно просто-напросто вывести из строя весь двигатель. Но есть несколько простых приемов, которые помогут доехать до автосервиса с неработающим вентилятором.

Сначала нужно провести (по возможности) описанную выше проверку. Если это не помогло, то можно смело садиться в машину и продолжать движение, правда, со скоростью выше 60 км/ч — при такой скорости поток набегающего воздуха будет достаточен для охлаждения мотора. Для большей эффективности можно включить отопитель салона — так некоторая часть тепла будет принудительно отводиться от двигателя. Конечно, в этом случае можно забыть о комфорте в салоне, но целостность двигателя важнее.

Если же во время движения мотор перегревается (стрелка температуры на приборной панели достигает красной отметки), то нужно остановиться, заглушить двигатель, открыть капот и просто подождать. Такими короткими перебежками можно добраться до ближайшего автосервиса и решить проблему.

Вентилятор охлаждения двигателя – свежий воздух для радиатора и мотора!

Вентилятор системы охлаждения двигателя представляет собой специальное устройство, которое обеспечивает обдув радиатора и разогретого мотора автомобиля посредством постоянного и равномерного отвода в атмосферу излишнего тепла.

Вентилятор охлаждения двигателя – разновидности устройства

Конструкция данного механизма, который нередко называют вентилятором радиатора, достаточно проста. В ней предусмотрено наличие одного шкива, на котором размещаются четыре и больше лопасти. По отношению к плоскости вращения они монтируются под определенным углом, за счет чего интенсивность нагнетания воздуха повышается (ниже мы расскажем, куда именно дует вентилятор).

Также в конструкции имеется привод. Он может быть: гидромеханическим; механическим; электрическим. Привод гидромеханического типа – это гидравлическая либо специальная вязкостная муфта. Последняя получает требуемое движение от коленвала. Такая муфта частично или полностью блокируется при повышении температуры заполняющего ее силиконового состава.

Само повышение температуры обуславливается увеличением нагрузки на мотор транспортного средства, которая возникает при увеличении количества оборотов коленвала. Вентилятор включается в тот момент, когда происходит блокировка муфты. А вот блок гидравлической муфты включается при изменении в ней объема масла. В этом заключается ее принципиальное отличие от вязкостного приспособления.

Под механическим понимают привод, выполняемый ременной передачей от коленвала двигателя. На современных автомобилях он практически не используется, так как для вращения вентилятора затрачивается значительная мощность ДВС (мотор отдает слишком много своих сил). А вот электропривод, наоборот, применяется очень часто. В его составе два основных компонента – система управления и электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя.

Система управления отслеживает температуру, которую имеет мотор автомобиля, и обеспечивает функционирование механизма охлаждения. Электромотор привода подключен к бортовому компьютеру. Схема управления стандартного электрического привода состоит из:

  • ЭБУ (электронный блок управления);
  • температурного датчика, который следит за температурой охлаждающего состава;
  • расходомера воздуха;
  • реле (по сути, регулятор), по команде коего включается и выключается вентилятор;
  • датчика для отсчета оборотов коленвала.

Исполнительным механизмом при этом является именно электрический мотор, обеспечивающий привод. Принцип работы озвученной схемы достаточно прост: датчики передают сообщения в ЭБУ; электронный блок, куда попадают сигналы, производит их обработку; после анализа сообщений ЭБУ запускает регулятор (реле) вентилятора.

Многие авто последних лет выпуска в своей конструкции имеют не регулятор, по командам которого включается и выключается вентилятор, а отдельный блок управления. Его использование дает гарантию на более экономичное и по-настоящему эффективное функционирование всей охлаждающей системы (блок всегда знает, куда дует вентилятор, под каким углом он расположен, когда требуется отключить устройство и так далее).

Диагностика неисправностей вентилятора охлаждения

Ни самый инновационный электрический мотор, имеющий большую мощность, ни сверхнадежный блок или регулятор управления не в состоянии на все сто процентов защитить охлаждающую систему от поломок. Учитывая то, что вышедший из строя вентилятор охлаждения, который дует не туда, куда надо, или вовсе не вращается, способен стать виновником перегрева двигателя, следить за его нормальным функционированием требуется постоянно.

Вовремя сделанный ремонт компонентов системы убережет ваш автомобиль от многих неприятностей, но здесь важно правильно установить причину поломки вентилятора. Другими словами, сначала нужно найти проблему, по которой, например, не работает регулятор оборотов коленвала либо блок управления, либо электрический мотор. Диагностику неисправностей вентилятора может провести любой водитель, ориентируясь на далее приведенные рекомендации.

Проверку следует начинать с демонтажа разъема (штекерного) температурного датчика и его обследования. В тех случаях, когда датчик является одинарным, нужно взять небольшой кусок обычной проволоки и замкнуть в штекере клеммы. При исправном вентиляторе блок управления или реле должны дать команду на его включение при замыкании. Если интересующее нас устройство не включается при такой проверке, это значит, что требуется его ремонт либо замена.

При наличии двойного термодатчика принцип проверки немного изменяется, и выполняется в два этапа:

  1. Замыкают красный и красно-белый проводок. При этом должно фиксироваться медленное вращение вентилятора.
  2. Замыкают проводки красного и черного цвета. Теперь вращение должно значительно ускориться.

Если вращения не наблюдается, вентилятор придется демонтировать и установить на его место новое устройство. Если постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора (дует без перерывов), есть вероятность того, что из строя вышел датчик его включения. Проверить такое подозрение несложно. Необходимо включить зажигание, а затем удалить наконечник провода с датчика.

Если выключения устройства после этого не произошло, можно смело покупать новый регулятор (датчик) отключения устройства. Ситуации, когда постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора, встречаются не редко, и теперь вы знаете, как решить такую проблему. Также имеет смысл выполнить проверку предохранителя в тех случаях, когда вы сомневаетесь в работоспособности описываемого в статье механизма. Делается это так:

  • от плюсовой клеммы аккумуляторной батареи подают на красно-черный или красно-белый проводок в разъеме вентилятора питание;
  • от минусовой клеммы подают заряд на проводок коричневого цвета.

Если регулятор либо блок не отреагировал (устройство не включилось), проверьте провод температурного датчика (все имеющиеся на нем разъемы и штекера). Возможно, понадобится простой ремонт кабеля (например, его изолирование, замена штекера). Если дело не в проводе, значит, придется приобретать новый вентилятор, так как ваш сломался.

Демонтаж, обслуживание и ремонт вентилятора охлаждения своими руками

Достойный уровень охлаждения радиатора и двигателя машины достигается только в том случае, когда вентилятор периодически проверяют на наличие разных мелких поломок и загрязнений. Совсем несложно регулярно выполнять такую проверку и при помощи щетки очищать устройство от грязи и пыли.

Принцип демонтажа вентилятора прост: от АКБ откидывают провод массы; отключают все без исключения провода, которые подходят к рассматриваемому узлу; откручивают болты крепления устройства. Теперь можно слегка сдвинуть кожух вентилятора и посмотреть на его состояние. Подобный осмотр позволяет выявить немало поломок и выполнить:

  • Зачистку и замену проводов: их некачественный контакт зачастую и является причиной неадекватной работы вентилятора.
  • Ремонт щеток (а точнее их замену): данный элемент системы чаще других выходит из строя, так как щетки очень быстро изнашиваются, собирая всю грязь с дороги.
  • Устранение замыкания либо обрыва обмоток ротора: иногда они находятся в рабочем состоянии, но плохо функционируют из-за скопившихся на них загрязнений. Решить данную проблему и вовсе не сложно – достаточно смочить в растворители ветошь и скрупулезно очистить обмотки (при необходимости допускается использовать и специальные щетки для чистки).

Иногда требуется менять электрический мотор (например, когда вентилятор не запускается при хорошо прогретом двигателе). Ремонт этой важной части устройства охлаждения, к сожалению, не выполняется.

Куда дует вентилятор охлаждения?

В этой статье мы не можем обойти вниманием вопрос о том, куда дует интересующий нас механизм. Именно его задают экспертам и коллегам-автолюбителям пользователи на десятках и сотнях форумах, посвященных обслуживанию транспортных средств. На самом деле ответ на него очень прост.

Само назначение охлаждающего устройства и принцип его работы, описанный выше, говорит нам о том, что дует он исключительно на двигатель, засасывая холодный воздух через радиатор.

Если в вашем автомобиле поток воздуха направлен не на мотор, а на радиатор, это означает только то, что вентилятор неправильно подключили после технического обслуживания либо выполнения ремонтных работ. Вероятнее всего, просто-напросто спутали клеммы. Следует установить их правильно, и больше никогда не задаваться вопросом, куда вентилятор должен направлять поток охлажденного воздуха.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector