Настройка топливной карты
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Настройка топливной карты

Правильная настройка ГБО Lovato в Easy Fast

Как настроить ГБО Ловато 4-го поколения?

Решился я на установку газового оборудования на свой авто, обратился в специализированную конторку. Мне поставили оборудование Ловато, но правильно настроить так и не смогли. Город у меня не большой и другие фирмы, которые я смог найти, не занимались установкой и обслуживанием Lovato.

Основные проблемы:

  • машина почти не “тянула” на газу
  • гигантский расход газа
  • вместе с газом одновременно расходовался бензин
  • после установки ГБО машина заводилась на бензине со взрывами в выхлопной системе

После многих попыток, я понял, что настроить мне газ так не смогут и придется во всем разобраться самому. Безысходность – двигатель прогресса, пришлось искать варианты. Немного погуглив, я нашел огромное количество мануалов, но все они так или иначе были не полными и не раскрывали сути настройки. Во многом пришлось разбираться самому.

Что потребуется для настройки ГБО?

  • кабель ГБО (статья о том, как самостоятельно изготовить кабель ГБО)
  • драйвер кабеля ГБО
  • ноутбук с временем автономной работы около 2-х часов
  • программа Lovato Easy Fast
  • obd-адаптер
  • мобильный телефон с bluetooth программой Torque или ODB Doctor
  • понимание сути настройки (внимательно читает эту статью)

Где взять кабель ГБО?

Изготовить самому или купить примерно за 100$.

Lovato Easy Fast

Lovato Easy Fast – это официальный софт для настройки ГБО Lovato. Для запуска софта не нужен лицензионный ключ, а работать он может как с оригинальным, так и с самодельным кабелем. Странно, что производитель не распространяет свой продукт на официальном сайте.

Я использовал Lovato Easy Fast 1.7.4, гуглится и скачивается без труда.

Lovato Easy Fast – главное меню

Основные параметры раздела “Конфигурация”

Вкладка “Конфигурация”

  • В этой вкладке располагаются характеристики вашего двигателя и газовой системы. Убедитесь, что все параметры соответствуют действительности.

Переключение

Lovato Easy Fast – раздел «Переключение»

  • Разрешить прогрев форсунок – в этом режиме, при морозе сначала будут включаться форсунки, работать некоторое время и только потом будет подаваться газ. Этот параметр увеличит расход бензина.
  • Холостой ход какая топливная система будет обеспечивать холостой ход. Смело ставим газ.
  • Переключение два варианта: при замедлении, что соответствует уменьшению нажатия на педаль газа и при ускорении, что соответствует увеличению нажатия на педаль газа. Чаще всего переключение происходит и без этих действий, но иногда для переключения авто на газ требуется выполнить это условия.
  • Температура редуктора для переключения пока редуктор не прогреется до заданной температуры, система не переключится на газ. Если редуктор исправен, ставим как можно меньше.
  • Заводка на газе при нагретом двигателе после поворота ключа зажигания, если двигатель теплее указанной температуры, произойдет автоматическое переключение на газ.
  • Задержка переключения при горячем двигателе если двигатель горячее редуктора, но не горячее температуры запуска на газу, то работает это правило.
  • Работа при высоких оборотах.
    1. Газ в этом меню можно настроить добавку бензина, когда уже газовые форсунки не справляются.
    2. Добавка бензина это более подробная настройка опции «Газ».
    3. Бензин тут все просто, превысили обороты отключили газ, включили бензин.

Карта

Lovato Easy Fast – раздел «Карта»

  • таблица Время/Обороты самая интересная часть, тут и будет производиться настройка
  • Чувствительность доп.впрыск добавление бензина в газовоздушную смесь при резких ускорения.

Основные параметры раздела “Самонастройка”

Lovato Easy Fast – раздел «Cамонастройка»

  • Время Газ время открытия газовых форсунок
  • Время Бенз. время открытия бензиновых форсунок
  • Д.Газ давление газа
  • Кнопка самонастройка автоматическая настройка холостого хода

Выбор жиклеров

Существует ошибочное мнение, что жиклеры находятся на конце шланга и установлены в коллектор, на самом деле жиклеры установлены непосредственно в газовые форсунки.

Где найти жиклеры ГБО Lovato?

Убедитесь, что у вас правильно выбраны жиклеры. Вот таблица диаметров, в зависимости от мощности одного цилиндра.

Мощность на
1 цилиндр, л.с.
Диаметр,
мм
13-20 1,6
20-26 1,8
26-29 2,0
29-34 2,2
34-39 2,4
39-45 2,6

При необходимости, рассверлите жиклеры.

Самонастройка

Перед настройкой рекомендуется немного поездить на бензине, это нужно для того, что бы бензиновые мозги “почувствовали” нормальный режим и выправили корректирующие коэффициенты.

Все что может самонастройка, это точно определить время впрыска газа на холостом ходу. Все остальные режимы двигателя требуют ручной настройки. Очень жаль, чаще всего газовщики ограничиваются только этим режимом.

Подключаем кабель к авто, включаем программу Lovato Easy Fast, происходит инициализация, которая занимает некоторое время. В правом нижнем углу значок с кабелем, отображается с зеленой галкой. С этого момента можно приступать к настройке.

Приступаем к настройке:

  1. Зайдите в меню Самонастройка.
  2. Закройте газовый винт редуктора до конца и откройте на несколько оборотов. Давление газа должно быть в пределах 1.21.4 bar(индикатор в программе сверху).
  3. Нажмите кнопку автонастройки.

Кнопка старта самонастройки

Cамонастройка в процессе

Во время настройки двигатель может троить или вообще заглохнуть, что свидетельствует о неправильном диаметре форсунок.

После удачного завершения автонастройки, нажимаем кнопку «Бензин»(правый верхний угол), авто переключается на газ, сравниваем индикаторы «Время газ» и «Время бензин», эти 2 времени должны быть примерно одинаковыми, как правило бензиновое время меньше газового на 1-2 мс. Чем ближе будет эти показатели, тем лучше будет работать двигатель на высоких нагрузках и на холостом ходу. Если газовое время слишком высоко, необходимо рассверлить жиклеры форсунок либо увеличить давление газа, если слишком низко, то снизить давление газа.

Самонастройка завершена правильно

Переключаясь с бензина на газ и обратно двигатель должен работать ровно, это свидетельствует о правильной самонастройке холостого хода.

Суть правильной настройки

Четвертое поколение газовых мозгов, в отличие от всех предыдущих, использует родной сигнал с бензиновых форсунок и адаптирует его в сигнал для газовых форсунок с учетом специальных коэффициентов, которые хранятся в топливной карте. Это позволяет учитывать все индивидуальные особенности любых двигателей и без особых усилий, устанавливать на них ГБО. Вся суть хорошей настройки сводится к тому, что необходимо заставить бензиновые мозги работать на газе и продолжать считать, что они работают на нормальном бензине.

Многие считают, что с помощью топливной газовой карты можно «задушить» двигатель и тем самым сэкономить топливо, либо добавить газа и сделать его мощнее. Нужно понять одну простую связь.

Проблемы, как в случае с автонастройкой, возникают из-за разных корректировок по всей топливной карте. Где-то двигатель переливает, где-то недоливает, а в итого это вытекает в плохую тягу, высокий расход и бензиновый мозг постепенно забывает как правильно работать с бензином и когда вы на него переключаетесь происходят рывки, провалы, взрывы в выхлопной системе. Из этого следует, что существует всего одна настройка газа правильная. Хотите тюнинговать авто – прошивайте бензиновый мозг.

Точная настройка(Online-настройка)

После удачного завершения самонастройки можно переходить к точному конфигурированию топливной карты.

Коррекция топлива:

Установите ODB адаптер в диагностическую колодку автомобиля, подключитесь к нему через Bluetooth с вашего телефона, используя Torque(или аналогичную программу). Выведите на дисплей информацию в виде графика о долгосрочной и краткосрочной коррекции. Суть этих параметров заключается в корректировке топлива. Если возникает какая-то ситуация, когда в двигатель подается слишком бедная или слишком богатая смесь, то время открытия форсунок компенсируется этим коэффициентом. Например забитые форсунки, обеднят смесь и коэффициент коррекции вырастет. Как правило этот параметр не может выходить за пределы ± 25%. Если проблема смеси наблюдается слишком долго, краткосрочная коррекция заносится в долгосрочную.

Во время настройки ГБО нам будет необходимо сверяться с коэффициентами коррекции топлива на бензине и газе и «прижимать» газовую корректировку к бензиновой на разных режимах работы.

Алгоритм настройки:

Настройку лучше всего производить вдвоем. Водитель и настройщик. Выбирается более-менее ровный участок дороги, на котором продолжительное время можно поддерживать одинаковые обороты двигателя.

Каждая из ячеек в топливной карте соответствует времени открытия форсунки за 20 мс. Каждая форсунка 8-ибитная, а значит имеет 256 временных уровней. 0-минимальное значение, означает, что форсунка закрыта, 255 максимальное значение, означает, что форсунка открыта полное время.

Имеет смысл производить настройку только на рабочих режимах, скажем если вы не «крутите» двигатель более 4500, то нет смысла настраивать карту выше. Настройка осуществляется поэтапно, на каждом этапе увеличиваются обороты двигателя на 500 об/мин. Автомобиль движется продолжительное время на настраиваемых оборотах.

Приступаем к настройке:

В программе Lovato Easy Fast перейдите в раздел “Конфигурация” во вкладку “Карта”.

  1. Включается подача бензина(кнопкой в программе)
  2. Водитель устанавливает постоянные обороты двигателя и точно держит их во время настройки.
  3. На этих оборотах через ODB считываются коэффициенты коррекции.
  4. Включается газ(кнопкой в программе)
  5. Снова считываются коэффициенты коррекции.
  6. Настраивается ячейка под точкой на топливной карте. Если коэффициент коррекции слишком большой, значение ячейки уменьшается, если маленький увеличивается. Рекомендую выделять весь столбик и изменять его разом на несколько единиц. (После выделения нажимается клавиша Enter).

ГБО lovato карта топливной коррекции

После настройки карта осматривается на наличие резких перепадов в режимах. Хорошо настроенная карта плавная, т.е. соседние ячейки не сильно отличаются по значению. Если есть неравномерные выпады, рекомендую «выпрямить» область вокруг них вручную.

Если все настроено правильно, вы получите минимальный расход газа и максимальную тягу.

Настройка ГБО без ODB-адаптера

Очень жаль, но не всегда удается считать корректные значения c ODB. Порой адаптер не просто не совместим с бензиновыми мозгами. Рассмотрим вариант настройки ГБО Lovato, когда по каким-то причинам нет возможности прочитать коэффициенты коррекции.

Данный метод не является точным, вы не сможете выставить идеальные коэффициенты топливной карты, но погрешность настройки будет в приемлемых пределах.

Настройка без-ODB очень похожа на настройку с адаптером, но в этом случае, мы будем сверяться не с коэффициентом коррекции, а с временем подачи бензина. Это, пожалуй, самая непостоянная величина и она изменяется несколько раз в секунду, так или иначе, это единственное, с чем мы сейчас можем работать. Вам необходимо прочитать усредненное значение этой величины, например, параметр скачет от 4.5 до 5.0, в этом случае средняя величина 4.75. Для верной настройки по времени бензина важно двигаться по максимально ровной дороге, с предельно одинаковыми оборотами, любое отклонение критично.

Приступаем к настройке без ODB:

  1. Включается подача бензина(кнопкой в программе)
  2. Водитель устанавливает постоянные обороты двигателя и точно держит их во время настройки.
  3. На этих оборотах из программу Lovato Easy Fast считывается усредненное значение времени впрыска бензина.
  4. Включается газ(кнопкой в программе)
  5. Снова считываются усредненное время впрыска бензина.
  6. Настраивается ячейка под точкой на топливной карте. Если время впрыска бензина при работе на газу больше чем на бензине, значение ячейки увеличивается, если меньше уменьшается. Рекомендую выделять весь столбик и изменять его разом на несколько единиц. (После выделения нажимается клавиша Enter).

Время впрыска Бензина

Время впрыска Газа

«Играем» с подачей бензина

Четвертое поколение ГБО очень “хитрое” и в него встроены интересные алгоритмы добавки бензина. Таким образом, одновременно в камере сгорания могут оказаться газ и бензин.

Как известно, «на газу» автомобиль ведет себе не так динамично, как на бензине. Инженеры Lovato хорошо прочувствовали эту проблему и создали режим довпрыска бензина при резких ускорениях. В итоге мы получаем увеличение скорости сгорания газа за счет присутствия бензина и следовательно повышение мощности. Различия в мощности между бензином и газо-бензином практически отсутствуют. На больших ровных участках, когда не нужно быстро разгоняться подается только газ. Преимущественно городской режим и довпрыск бензина не создадут хорошей экономии и если вам не нужно, что бы авто был таким же «прытким», как и на бензине, то добавку бензина можно отключить, делается это в программе Lovato Easy Fast в меню «Конфигурация», на вкладке «Карта», ползунком чувствительности.

Lovato Easy Fast – дополнительный впрыск бензина

Можно так же настроить добавку бензина в тяжелых условия, например, при определенных высоких оборотах или помочь газовым форсункам, когда те открыты полностью. Эта помощь возможна, когда время бензиновых форсунок не превышает 16 мс. Программа Lovato Easy Fast в меню «Конфигурация», на вкладке «Переключение», пункты «Холостой ход» и «Работа на высоких оборотах».

Honda Accord SiLvEr ReSTyLiNg › Бортжурнал › ECU: управление впрыском топлива, топливные карты

Безусловно, положение дроссельной заслонки и абсолютное давление во впускном коллекторе являются определяющими факторами дозировки топлива, вернее его количества. А вот за качество смеси, за пропорцию воздуха с топливом отвечают другие факторы.

Дело в том, что в реальных условиях кроме объема топливно-воздушной смеси компьютеру ECU необходимо динамически изменять соотношение воздуха к топливу в зависимости от режима работы двигателя и его оборотов.

Соотношение воздуха к топливу обычно обозначают аббревиатурой AFR (air to fuel ratio). Самым оптимальным соотношением воздуха к топливу считается когда к 14.7 части воздуха подается 1 часть топлива, т.е AFR =14.7:1. Если соотношение меняется в сторону увеличения топлива, то смесь называют богатой. Если соотношение меняется в сторону уменьшения топлива, то смесь называют бедной. Например, 12.5:1 – богатая смесь, а 15.9:1 – бедная.

Но для чего нужно менять AFR, если отношение 14.7:1 является оптимальным? Потому, что оптимальным оно является больше с экологической точки зрения и только в некоторых режимах работы двигателя. Для других режимов мотора данная пропорция станет далеко не оптимальной. Например, для ускорения требуется более богатая смесь, а при спокойной крейсерской езде наоборот будет достаточно бедной смеси. Чтобы понять, как режим работы двигателя влияет на AFR рассмотрим каждый из них отдельно.

Запуск двигателя. В этом режиме для облегчения запуска ECU «богатит» смесь. AFR варьируется в среднем от 2:1 до 12:1. Показания лямбды компьютером не учитываются.

Прогрев двигателя. По мере роста температуры двигателя, которую ECU определяет с помощью датчика температуры охлаждающей жидкости показатель AFR изменяется в сторону обеднения, т.е количество топлива относительно воздуха уменьшается. Показания лямбды до полного прогрева также не учитываются.

Холостой ход. При условии, что двигатель прогрет AFR на холостых оборотах максимально приближен к стехиометрическому, т.е. равняется 14.7:1.

Движение с постоянной скоростью, плавное увеличение скорости. AFR варьируется в пределах от 14.5:1 до 15.9:1, т.е. смесь бедная. Даже если обороты двигателя являются высокими, но педаль газа нажата не больше чем на половину — показатель AFR останется в тех же пределах. При данной нагрузке в приготовление смеси вмешивается лямбда зонд, т.е. двигатель начинает работать в режиме closed loop (замкнутый контур).

Резкое ускорение. Как только педаль газа упираем в пол и дроссельная заслонка полностью открывается компьютер переходит на смесь, которая обеспечивает максимальную мощность, при этом показания лямбда зонда не учитываются, а AFR варьируется от 11.9:1 до 12:1, т.е смесь богатится.

Торможение двигателем. При торможении двигателем, когда включена передача, а дроссель полностью закрыт (педаль газа не нажата), ECU сильно беднит смесь. Именно поэтому тормозить двигателем или подкатывать к светофору на передаче считается экономичнее, чем езда накатом на «нейтралке».

Теперь вам должно быть понятно, что для каждого режима работы мотора есть свое оптимальное значение AFR. Какое именно значение AFR необходимо определяет ECU, основываясь на данных о нагрузке и оборотах двигателя. ECU определяет степень нагрузки на двигатель по показаниям MAP-сенсора. т.е значение абсолютного давления во впускном коллекторе является показателем степени нагрузки на двигатель.

Чтобы лучше понять работу MAP-сенсора и ее взаимосвязи с нагрузкой поговорим подробнее о давлении. Базовым давлением считается атмосферное и его значение зависит от высоты над уровнем моря. На уровне моря оно равняется 1 атмосфере (1 атм.), что примерно равняется одному бару (1 Bar). Давление ниже атмосферного называется разрежением или вакуумом. Например, если высасывать воздух с пластиковой бутылки в ней создается разрежение, вакуум. Давление, которое больше атмосферного называется избыточным.
Давление во впускном коллекторе атмосферного двигателя всегда будет меньше атмосферного давления, т.е. всегда будет присутствовать разрежение (вакуум). Разряжение создается в момент, когда открываются впускные клапана, а поршень в цилиндре движется вниз, к низшей мертвой точке. Двигаясь вниз поршень всасывает смесь через впускные порты из впускного коллектора, тем самым создавая там разрежение (вспоминаем пример с пластиковой бутылкой). Чем больше открыта дроссельная заслонка, тем меньше сил противодействия при всасывании воздуха, тем меньше разрежения во впускном коллекторе (давление ближе к атмосферному). Вакуум наибольший на холостом ходу и падает во время ускорения и при полностью открытой дроссельной заслонке. Т.е. при полностью открытой дроссельной заслонке давление в выпускном коллекторе максимально близко к атмосферному.

В случае с турбированным двигателем, когда воздух в коллектор нагнетается принудительно давление во впускном коллекторе при высоких нагрузках может быть больше атмосферного, т.е присутствует избыточное давление. В этом случае воздух не всасывается а заталкивается под давлением. Избыточное давление часто заменяется словом «буст» от англ слова boost (наддув).

Вернемся к вопросу о зависимости показателя AFR от оборотов и нагрузки на двигатель. Мы выяснили, что при увеличении нагрузки на двигатель смесь должна обогащаться. И наоборот – при снижении нагрузки бедниться. Также качество смеси зависит и от количества оборотов двигателя. На высоких оборотах смесь должна немного богаче, т.е. больше топлива по отношению к воздуху.

Исходя из вышеизложенного можно сказать, что основополагающими факторами определения соотношения топлива к воздуху являются абсолютное давление во впускном коллекторе и количество оборотов.

ТОПЛИВНЫЕ КАРТЫ
По сути показатель AFR компьютер регулирует количеством подаваемого топлива на единицу воздуха. Т.е когда нужна богатая смесь ECU «льет» больше и наоборот. Непосредственную работу по дозировке топлива выполняют форсунки. Чем длиннее электрический импульс ECU подает на форсунку, чтобы последняя открылась и чем выше давление в топливной системе тем больше топлива попадет в топливно-воздушную смесь. Вместе с этим время открытого состояния форсунки ограничено временем, при котором открыты впускные клапана. А длительность открытия впускных клапанов имеет прямую зависимость от оборотов коленчатого вала — чем быстрее вал крутится, тем меньше клапана открыты. Например, при 8500 оборотах длительность открытия впускных клапанов составляет около 14 мс.

На деле получается, что время открытого состояния форсунки и определяет качество смеси (показатель AFR). Но откуда ECU узнает как долго форсунка должна быть открыта? Из топливных карт.

Топливная карта это некая таблица, к которой обращается ECU после того как получил данные от датчиков о степени нагрузки на двигатель и его оборотах. Топливная карта зашита в микропроцессоре ECU. Чтобы лучше понять как это работает представим обычный график с осью Y по вертикали и X по горизонтали. Значения вдоль оси Y обозначают обороты двигателя, а значения по оси X – нагрузку на двигатель, выраженную абсолютным давлением во впускном коллекторе.

После определения степени нагрузки на двигатель и его оборотов ECU обращается к топливной карте и считывает с нее значение длительности электрического импульса на форсунку. Значение, которое соответствует текущей степени нагрузки на двигатель и его оборотам. Для каждой из множества возможных комбинаций обороты/нагрузка в топливной карте есть конкретное значение длительности электрического импульса. ECU обращается к топливным картам в режимах когда показания лямбда зонда не учитываются. Т.е. в спокойных режимах экспулатации за AFR отвечает лямбда-зонд, а в «боевых» режимах ECU обращается к топливным картам.


*Это скриншот вывода топливной карты из программы S-manager от Hondata — производителя программируемых ECU для Honda. Для удобства корректировки топливных карт программа в качестве значения показывает не длительность импульса, а количество подаваемого топлива в мл, но суть не меняется.
Обратите внимание на данные таблицы. Те ячейки, которые соответствуют низкой нагрузке и низким оборотам содержат минимальные значения. И наоборот – ячейки, которые соответствуют высокой нагрузке и высоким оборотам имеют высокие значения.

Колонки таблицы можно условно отнести к режимам работы двигателя. Первая колонка предназначена для холостых оборотов. Значения из колонок 2 — 6 ECU использует при крейсерском, спокойном режиме езды, когда дроссель открывается не более чем на 50%. Колонки 7-10 используются при резком ускорении.

ЧИП ТЮНИНГ
Пользуясь случаем, хочу сказать пару слов о чип-тюнинге. Конечно, эта интересная тема заслуживает отдельной статьи, но поскольку процесс чиповки тесно связан с топливной системой было бы не правильно не упомянуть о ней.

В двух словах чип-тюнинг можно определить как процедуру изменения параметров работы двигателя, которые зашиты в микрочип/процессор ECU. Таких параметров множество. В качестве примера можно привести сдвиг отсечки по оборотам, снятие ограничения скорости, корректировка карт зажигания и, конечно же, топливных карт.

Справедливости ради отметим, что корректировка топливных карт дает наибольший эффект и в большинстве случаев чип-тюнинг ограничивается именно этим. На автомобилях в «стоковом» исполнении при чип-тюнинге задействуют резервные возможности мотора, корректируя топливные карты в сторону обогащения смеси, жертвуя при этом экологическим аспектом. Эффект на «стоке» от чиповки крайне низок, по крайне мере на Хондах и часто не оправдывает денежные вложения.


Наоборот, после тюнинга «железа» чиповка может дать ощутимый результат. Например, после замены стандартных распредвалов на более «злые» рекомендуется править топливные карты. После турбирования атмосферного двигателя чип-тюнинг просто необходим, т.к. без него эффект от установки турбины будет стремиться к нулю, не говоря уже о ресурсе мотора.

Среди множества достоинств у чип-тюнинга есть пара недостатков. Во-первых, стоимость данной услуги отбивает желание если не большинства, то, по крайней мере, половины интересовавшихся. К примеру, чип-тюнинг моего Honda Civic оценили в 420 евро. Конечно, цена может сильно отличатся в зависимости от марки автомобиля и его года выпуска.

Второй момент — у большинства автопроизводителей, в частности у Honda, микрочип в ECU непрограммируемый. Поэтому, чтобы провести непосредственно саму процедуру чип-тюнинга первое, что необходимо сделать – заменить заводской микрочип на программируемый. Например, всем известный Hondata для Хонд. Кстати, именно этот момент является частичным обоснованием высокой стоимости услуг чип-тюнинга.

Что такое топливная карта. Чип-тюнинг

Электронное управление впрыском топлива открыло массу возможностей для увеличения КПД двигателя, не прибегая к конструктивным изменениям силового агрегата. Я расскажу в этой статье о том, как работает блок управления двигателем, а именно дозирует топливо в режиме реального времени. Для понимания чип-тюнинга нужно углубиться в теорию смесеобразования. Для подачи необходимого количество бензина, ЭБУ собирает информацию от ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки), ДАД (датчик абсолютного давления)(или ДМРВ или датчик массового расхода воздуха). ЭБУ обеспечивает своевременный впрыск топлива. В зависимости от оборотов агрегата, либо в каком режиме работает силовой агрегат, корректируется количество бензина к воздуху. Далее количество бензина к воздуху я буду называть AFR (air to fuel ratio). Известно, что идеальное соотношение AFR, это 14.7:1 (воздух: топливо). Итак, если бензина больше, это называется — богатая смесь, наоборот же — обедненная. В цифрах это выглядит так:

  • 4:1 богатая;
  • 8:1 бедная.

Насколько необходимо менять соотношение AFR? Пропорция смеси 14.7:1 не всегда является идеальной. В зависимости от нагрузки пропорции меняются, что благоприятно сказывается как на экологии и экономии. Пример: разгон требует богатую смесь, если ваша езда умеренная, то в смеси будет преобладать воздух.

О режимах ЭБУ ДВС

Запуск агрегата

Если вы имели дело с карбюраторным двигателем, то знаете, что для легкого пуска мотора нужно вытянуть подсос, благодаря чему в цилиндры подается обогащенная смесь. В инжекторном моторе ЭБУ при запуске также делает обогащенную смесь, которая может от 2:1 к 12:1. Кстати, датчик кислорода в данном режиме работает вхолостую.

Прогрев
Холостой ход
Постепенный разгон или стабильная скорость движения
Режим резкого разгона
Торможение двигателем

Кстати, под каждый режим работы подобрано идеальный AFR с точки зрения КПД и экономичности. Расскажу о датчике, на показания которого опирается ЭБУ при выборе режима.

МАР-сенсор

Большинство современных автомобилей в системе впуска оснащены МАР-сенсором. Благодаря ему вычисляется уровень нагрузки силового агрегата. Датчик вычисляет давление в ресивере, где передает сигнал с информацией на ЭБУ. Работа датчика основывается на взаимосвязи давления в ресивере и нагрузки на ДВС. Единица измерения — атмосферное давление, показатель зависящий от высоты над уровнем моря. Уровень моря это 1 атмосфера, либо 1.01 Бар. Если давление ниже атмосферного, то это разрежение (вакуум). Все, что выше — избыточное.

Давление в ресивере обычного бензинового мотора без турбокомпрессора будет ниже атмосферного, а значит создается разряжение, а именно в момент впуска, когда открываются впускные клапана, а поршень, всасыванием и создает тот самый вакуум.

При полном открытии дросселя давление в ресивере около 1 Бар, то есть разряжение практически отсутствует. А пик вакуума достигается при закрытом дросселе на ХХ.

Турбированные моторы работают немного по другому принципу: здесь турбина создает избыточное давление, намного выше атмосферного. А теперь о топливных картах.

Топливная карта

Основываясь на показателя AFR блок управления определяет нужный состав смеси. Дозируется бензин или дизель форсунками. ЭБУ также управляет временем открытия таковых и длительностью впрыска. Время впрыска определяется временем открытия впускных клапанов. Определяется скоростью оборотов двигателя и длительность открывания клапанов — выше обороты — короче время открытия клапанов. Собирая информацию от датчиков ЭБУ обращается к показателям топливной карты. Она состоит из графика, где есть ось X,Y. Ось Y — это обороты двигателя, а X отображает нагрузку на мотор. Получая информацию от МАР-сенсора о нагрузке, ЭБУ берет информацию у топливной карты, в каком соотношении подать топливно-воздушную смесь.

Простыми словами: на каждый вид нагрузки существует запрограммированное значение длительности и времени открытия форсунки.

Коррекция

Чип-тюнинг

Корректировать угол зажигания, делая его более острым, лучше всего вместе с заменой распредвалов с более широкой фазой и высоким подъемом клапана, но есть риск возникновения детонации. Если на двигателе устанавливаются иные распредвалы, увеличенная дроссельная заслонка, иной впускной коллектор, форсунки с увеличенной пропускной способностью — здесь в любом случае нужно перепрошивать блок управления двигателем.

Нужен ли чип-тюнинг?

Чип-тюнинг позволяет сдвинуть пик крутящего момента ниже, чтобы улучшить динамику разгона. Еще это позволяет намного реже пользоваться пониженной передачей. Цель вмешательства в стандартную прошивку — увеличение мощности и сохранение топливной экономичности. Идеальный исход чип-тюнинга — прирост мощности и крутящего момента, а также достаточный момент на холостых оборотах для резкого старта. Главное — ресурс двигателя не должен сократиться.

“Чиповка” подразумевает настройку топливной карты и углов зажигания. Список оборудования для данной операции:

  • исправный двигатель;
  • исправные датчики;
  • даталог;
  • настраиваемый ЭБУ;
  • эмулятор памяти;
  • датчик кислорода.

Что касается придерживания идеальной смеси 14.7:1, то настроить ЭБУ не получится. Обедненная смесь грозит агрегату детонацией. Вот поэтому блок управления пользуется показателями топливной карты и иногда игнорирует показатель кислородного датчика.

Как производится чип-тюнинг

К исправному двигателю подключается датчик температуры выхлопа, определяющий правильную работу системы зажигания. Датчик детонации поможет определить обедненную смесь, которая может оказаться разрушительной для двигателя. Далее подключается ноутбук к ЭБУ, задействуется даталог и записывается основная карта до 1 Атм. Далее проводятся тесты в различных режимах, а в лог записывается показатели датчиков. Если возникает детонация, то срочно нужно остановить машину и скорректировать смесь в сторону обогащения. Начинать настройку нужно с холостых оборотов. Главное правило настройки: чем выше нагрузка — тем богаче смесь, а угол зажигания раньше.

Как оказалось, что топливная карта необходима стабильной работе мотора. Чип-тюнинг является способом коррекции топливных карт, на которые опирается ЭБУ. Стоит ли “чиповать” двигатель? Только в том случае, если это никак не влияет на эластичность работы мотора, а также его ресурса.

Самостоятельная регулировка ГБО 4 поколения

Очень часто установив на автомобиль газовое оборудование 4 поколения, пользователи не довольны расходом топлива или динамическими характеристиками автомобиля. Это заставляет ездить в сервисный центр для дополнительной регулировки ГБО. Хорошо если мастера понимают, как решить проблему. Бывают же ситуации когда ездить на регулировку ГБО смысла нет. Это происходит если сотрудники фирмы установщика плохо разобрались в принципе настройки, а не редко встречается вообще абсурдное мнение – автонастройка итальянских систем решает все проблемы. Нет автонастройка сделает минимум – чтобы машина хотябы не глохла. Остальные настройки необходимо проводить вручную используя диагностическое оборудование.

Что значит правильная настройка ГБО?

Много раз говорилось, писалось и самое главное есть во всех инструкциях к автомобильному газовому оборудованию – при правильно настроенном ГБО 4 поколения время бензинового впрыска остается одинаковым при работе на бензине и газе. Сделать так, чтобы время впрыска не менялось – это и есть задача настройщика ГБО. Обратимся например к инструкции для газового оборудования 4 поколения OMVLНастройка топливной карты. Читаем с пункта 4.4.1 Modify the map (Коррекция топливной карты). И остальные системы ничем не отличаются. Это главное.

Как этого добится?

Существуют два варианта:

1. Настраивать имея только кабель для регулировки ГБО по изменению времени впрыска. Если Вам приходится использовать этот вариант, то проще воспользоваться старыми версиями программ, где есть грубая настройка ГБО по нагрузке.

2. Настраивать при помощи диагностического сканера по топливной коррекции. Если у Вас есть диагностический сканер или адаптер, то удобно будет настраивать любой программой.

Нагрузка на двигатель

Уточню, что является нагрузкой на двигатель. Для многих повышение нагрузки это повышение оборотов. Это в корне не верно. Если вы на нейтральной передачи нажмете газ в пол, обороты взлетят до предела, но нагрузка будет самая низкая. Нагрузка пропорциональна времени впрыска, а следовательно разряжению в коллекторе (для сжигания большого количества топлива требуется больше воздуха, поэтому разряжение в коллекторе пропорционально нагрузке).

Автокалибровка

Любимый раздел настроек большинства установщиков. В принципе с этого всегда нужно начинать. Автокалибровка это довольно простое действие, блок управления запоминает время впрыска бензина. Переходит на газ. И подстраивает коэффициенты топливной карты, чтобы на газе повторить время впрыска бензина.

Только вот есть одно большое НО. Меняется вся карта по данным одной ячейки. То есть например OMVL меняет всю карту коэффициентов по клетке минимальной нагрузки при 3000 оборотах. LOVATO меняет всю карту по холостому ходу. Это необходимо, чтобы автомобиль смог поехать для настройки в движении. Ни о какой 100% настройки всех оборотов и всей нагрузке тут речи не идет.

Грубая настройка по нагрузке (по времени впрыска)

Регулировка ГБО по нагрузке подразумевает изменение ячеек не по оборотам, а по времени впрыска. То есть запоминаете время впрыска бензина в определенный момент движения (например 3 мс), переключаетесь на газ. Смотрите как меняется время впрыска бензина (условия движения и усилие на педаль газа не менять). Сравниваете с показаниями на бензине. Например получилось 4 мс, а было 3 мс. Значит произошло увеличение впрыска на 33%. Если время впрыска бензина при работе на газе увеличилось, это значит смесь беднее чем нужно. И беднее она на 33%. Теперь всю строку 3 мс изменяем на +33 единицы и так далее по всей нагрузке.

Компании производители ГБО до, примерно, середины прошлого года, в своих программах закрывали карту коэффициентов и оставляли в свободном доступе лишь грубую настройку по нагрузке. Грубая регулировка по нагрузке выглядела ввиде 8 клеток, куда вводились коэффициенты. Эти коэффициенты накладывались на топливную карту. Первый столбец из 4 клеток отвечал за холостой ход. Первая клетка меняла столбец карты 1000 оборотов от 2 мс до 3 мс; 2 клетка меняла от 3.5 мс до 6 мс и так далее. Клетки второго столбца грубой регулировки меняли карту во всех столбцах кроме 1000 оборотов. То есть все кроме холостого хода.

Для наглядности я сделал скриншоты старой версии программы.

Карта коэффициентов программы OMVL. Я специально изменил все значения на 100.

Клетки настройки по нагрузке, их не стало с 6 версией.

Вводим поправочные коээфициенты в грубую настройку.

Смотрим, что стало с картой коэффициентов.

Это хорошо показывается как работает настройка по нагрузке. При регулировке по времени впрыска проще будет использовать именно старую версию программ (5.0.5 или 5.0.8).

Использование разряжения в коллекторе

Рассмотренные раннее способ настройки не удобен при настройке в движении. Очень сложно держать ногу в одном положении и найти дорогу с идеально ровным покрытием тоже не всегда возможно. Удобнее было записывать данные и анализировать их уже отключившись от автомобиля. Сначала записываем езду на бензине, потом на газе. Сравниваем время впрыска. Но тут возникает сложность. Как сравнить время впрыска в разных режимах работы? Для этого нужно синхронизировать данные при езде на бензине с данными при езде на газе по показаниям MAP сенсора.

MAP сенсор показывает разряжение в коллекторе. Его показания меняются от изменения нагрузки, но не изменяются если неправильно подобрать коэффициент в программе настройки ГБО. Например при работе на бензине на холостом ходу у Вас время впрыска 3 мс, разряжение 0.3 атмосферы. Переходите на газ, время впрыска становится 4 мс, но показания MAP сенсора не меняются и остаются 0.3 атмосферы.

Для использования этого принципа нужно воспользоваться вкладкой регистрации сигналов в программе настройки (пункт 6.1 Acquisitions (Регистрация сигналов)).

  1. Сначала нужно поездить на бензине километров 100, чтобы топливная коррекция пришла в норму.
  2. Записать данные при езде на бензине, сохранить их.
  3. Выписать чему равно разряжение в коллекторе при времени впрыска используемом в программе ГБО (2, 2.5, 3, 3.5, 4.5 мс и тд).
  4. Записать данные при езде на газе, сохранить их.
  5. В газовых данных смотреть на показания MAP и по ним определять на сколько ушло время бензинового впрыска.

Например нужно настроить строку 3 мс, смотрите сколько MAP равен при 3 мс при езде на бензине, например 0.3. Смотрите сколько время бензинового впрыска при езде на газе при MAP 0.3, например 4 мс. Значит в строке 3 мс смесь бедная на 33%, прибавляем 33 единицы.

Данный принцип замечательно реализован в ГБО Digitronik. Программа собирает данные, и строит график работы на бензине и на газе. Сразу становится видно где прибавить, где отнять. В простеньких блоках можно посмотреть кривые только по нагрузке – карта 2D. В блоках серьезнее Вы видите карту 3D, в ней видно изменении впрыска относительно нагрузки и оборотов. Из-за этой функции я всем рекомендую использовать блоки управления Digitronik. Для их настройки хватит только кабеля для ГБО.

Для удобства обработки записанных данных можно использовать табличный процессор – Excel либо Calc (OpenOffice). Как это сделать я расскажу в другом материале.

Настройка с использованием диагностического сканера.

Наиболее правильным вариантом является регулировка ГБО 4 поколения с помощью диагностического сканера. Диагностические сканеры показывают топливную коррекцию ЭБУ автомобиля (FuelTrim). Топливная коррекции отображает отклонение впрыска от нормы в процентах. Опять же скорее всего используются показания MAP и MAF сенсоров и таблица эталонных значений времени впрыска при определенных показаниях этих датчиков. Когда время впрыска отходят от эталонных, коррекция смещается от 0. Например все тот же пример с 3мс при работе на бензине и 4 мс при работе на газе. Коррекция при этом будет 33%.

Суть настройки по диагностическому сканеру сводится в подборе коэффициентов карты таким образом, чтобы при любых нагрузках и оборотах коррекция не выходила за рамки +-5%. Сначала я рекомендовал бы настроить карту только по нагрузке, а потом посмотреть нет ли разности по оборотам. Обычно достаточно настройки только по нагрузке.

Удобство использования сканера в том, что Вам не нужно вычислять в уме отклонения. Это очень помогает при настройке в реальном времени. Вы во время движения видите карту коэффициентов и показания топливной коррекции. Мгновенно вносите правильный коэффициент и смотрите за реакцией автомобиля. Если Вы используете не полноценный сканер, а OBD адаптер с ноутбуком, то данные так же можно записать и обработать позже. Опять же привязавшись к MAP сенсору.

Обработка данных диагностической программы в табличном процессоре, на примере Digimoto 5 версии я опишу в будущем.

Настройка инжектора – почему и зачем

Обновлено 21 Марта 2020

В этой статье мы детально остановимся на работе блоков управления инжектором.

1. Зачем нужен блок управления инжектором?

Завод, выпускающий мотоциклы не имеет технической возможности настраивать топливные карты каждому, сошедшему с конвейера мотоциклу. По сути – топливная карта – это таблица, в которой с определенным шагом занесены значения времен открытия инжектора в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки и оборотов мотора. Инжектор это электромеханический клапан, открытием которого управляет блок управления мотоцикла. Чем больше времени открыт инжектор тем богаче смесь. Чем меньше – тем беднее смесь.

Например, в памяти блока управления может быть записано, что на угле открытия дроссельной заслонки в 5% и оборотах 5000RPM держать открытой заслонку инжектора (впрыснуть топливо) в течение 2 мс. Схожие значения прописаны в блоке управления на все углы открытия руки газа и на все обороты c заданным шагом дискретизации.

Значения топливной карты подбираются заводом для первых серийных прототипов, после чего во все блоки управления загружается одна и та же топливная карата с одними и теми же значениями.

К сожалению, даже на современном высокоточном производстве имеются погрешности. Так же как нет двух одинаковых людей – нельзя найти и два одинаковых мотора, с конвейера не сходит ни одного полностью одинакового мотора. Из 20 моторов, все 20 будут иметь отклонения в мощности в разных диапазонах оборотов, тем ни менее все 20 моторов получат одну и ту же топливную карту, загруженную заводом, которая, очевидно, не оптимальна.

На коррекции заводской погрешности и основана работа блока управления инжектором, который настраивает топливную карту под мотор. Оператор, с помощью специального стенда для замера мощности и газоанализатора может занести в блок управления инжектором коррекции топливной карты на всех углах открытия ручки газа. Блок управления инжектором – это, своего рода, корректор заводской топливной карты.

2. Может ли сам блок управления мотоциклом на основе лямбда зонда вносить коррекции в топливные карты таким образом, чтобы скорректировать заводские погрешности?


На сегодняшний день – ни один инжекторный мотоцикл не способен настраивать топливные карты на ходу. Заводской лямбда зонд, используемый на мотоциклах – узкополосный и служит исключительно для снижения эмиссии во время работы мотоцикла на холостом ходе. Этим объясняется исключение лямбда зонда из выпуска на гоночных мотоциклах. Датчик детонации на мотоциклах так же не используется в связи с большой вероятностью ложного срабатывания.

Это правда, что инжектор вносит изменения в топливные карты в зависимости от температуры, давления воздуха и ещё 6 других параметров, но коррекции вносятся всегда относительно карты, загруженной заводом. Таким образом, погрешность всегда сохраняется.

В блоке управления на 6000 оборотах и 10% открытия ручки газа записано время открытия инжектора = 0.9 мс. подобранное заводом для первых прототипов мотора.

Но на данном экземпляре мотора оптимальное время открытия составляет 0.92 мс., и заводские 0.9мс не являются оптимальными.

Блок управления высчитал, что при текущем давлении и температуре время открытия должно быть увеличено на 0.05 мс, он прибавляет к табличным 0.9 и получает 0.95, но для данного мотора табличные 0.9 заранее не являлись оптимальными и правильное значение, с учетом погрешности : 0.92 + 0.05 = 0.97 а не 0.95

Как мы видим, не смотря на вносимые блоком управления мотоциклом коррекции, погрешность всегда остаётся и исправить её можно с помощью блока управления инжектором.

Существует два типа блоков управления инжектором. Первый – подключается к инжекторам и в реальном масштабе времени вносит коррекции в импульсы на открытие инжектора блока управления. Таким образом, блок может корректировать заводскую карт. Но делает он это не автоматически, предварительно блок необходимо настроить на стенде (или загрузить карту, положившись на удачу).

Второй тип блоков управления инжектором – это FIT, первый в своем роде. FIT использует порт расширения, дающий доступ к изменению топливных карт. Блок управления мотоциклом запрограммирован таким образом, что он может быть переключен в режим опроса внешнего устройства на предмет коррекции топливной карты. Получив данные из внешнего источника, блок управления сам корректирует загруженные заводом топливные карты. Фактически FIT сообщает блоку управления коэффициенты, которые блок использует для временной модификации топливной карты.

В результате простого и инновационного решения, удалось избавиться о силовых ключей, которые в устройствах первого типа (PowerCommander) являются потребителем электроэнергии и габаритов. Поэтому FIT компактен, имеет низкую энергоемкость, 5 летнюю гарантию и относительно низкую стоимость. В остальном, FIT производит точно такую же карту что и Power Commander. Мы можем конвертировать карты PC в FIT и обратно и после прогона мотоцикла на стенде – будут результаты 1:1.

3. Чужие топливные карты

Вокруг топливных карт, загружаемых с сайтов, витает много мифов. Одни пользователи пишут, что карта помогла, другие – навредила.

Давайте разберемся, почему так получается. Рассмотрим мотоцикл с полным выпуском. Полный выпуск, определенной модели, установленный на определенную модель мотоцикла вносит дополнительную устойчивую погрешность в топливную карту блока управления. Уже не оптимальная карта становится ещё более неоптимальной. Для коррекции проблемы владелец выпуска приобретает блок управления инжектором и едет на стенд, где оператор убирает погрешность.

Владелец выкладывает топливную карту в интернет, а другой человек с аналогичным мотоциклом и выпуском загружает карту из сети и затем в свой блок управления инжектором.

Что же теперь получается. Выпуск вносит определенную постоянную погрешность, но мотор, на котором он настраивался, имел свою уникальную погрешность топливных карт. Ключевое слово тут – уникальную. Если погрешность топливной карты вашего мотора близка к той, на котором была получена загруженная карта – вы получите неплохой результат. Если погрешность была другой – вы ухудшите ситуацию и получите отрицательный результат.

Загружая чужую карту вы всегда полагаетесь на удачу. Иногда она есть, а иногда – нет. Тем ни менее попробовать стоит!

4. Мощность

Существует мнение что блок управления инжектором прибавляет мощность. Это действительно так. Но прибавляет он мощность именно в диапазонах оборотов, где ваша теоретическая топливная карта, загруженная заводом имеет наибольшие отклонения от действительности – а это могут быть любые обороты за 1-2 тысяч до красной зоны. На оборотах, близких к максимуму ваши инжекторы почти всегда открыты, и в этой зоне японский мотор всегда работает практически 100% оптимально. Погрешности завода не играют ощутимой роли на оборотах близких к максимальным, поэтому пиковой мощности ни один из блоков управления инжектором вам не прибавит. Тем ни менее, вы получите очень приятную постоянную тягу без провалов.

5. Autotune

Существует привлекательная идея настройки топливных карт во время движения мотоцикла. К сожалению, на 07.03.13 не существует работающей практической реализации этой идеи. Все модули, которые попадали к нам в руки, включая AUTOTUNE от PowerCommander справлялись с задачей только в узком диапазоне – за 2 тысячи оборотов до красной зоны. В остальных диапазонах блоки ухудшали картину.

Мы надеемся, что этой статьей мы развеяли часть мифов, связанных с блоками управлении инжектором. Мы выпускаем самый компактный и надежный блок управления инжектором FIT . Качество и размеры обуславливаются иным принципом работы – в отличии от других блоков управления инжектором, FIT интегрируется в блок управления через специальный порт расширения, который не занят на вашем мотоцикле и служит для подключения к блоку управления различных устройств, одним из которых является FIT . В результате, вместо 18 проводов с разъемами, необходимых для подключения таких блоков как PowerCommander – у FIT всего 3 провода.

Топливные карты: выбираем самые выгодные. Часть 2

Мы уже выяснили, чем поощряют лояльных «физиков» сети АЗС. Но еще больше могут сэкономить компании со своими автопарками.

Любому предприятию удобнее работать с постоянными партнерами. Заправочные станции, обслуживающие не только физических лиц, но и юридических, предлагают последним топливные карты, помогающие проводить платежи по безналу и получать некие скидки.

Итак, изучаем условия на самых распространенных сетях АЗС.

Лукойл — 130 АЗС в Москве, 2468 по всей России

Компания «Лукойл», предлагающая топливные карты юридическим лицам, обещает до 40% экономии на заправках.

Расписано все увлекательно.

  • До 7% можно сэкономить благодаря качественному топливу: за счет снижения удельного расхода и увеличения ресурса двигателя.
  • До 5% можно получить на оптимизации маршрутов — из-за удобного расположения сети «лукойловских» заправок.
  • 3% — благодаря управлению в режиме онлайн, которое позволяет лучше контролировать расходы и планировать платежи.
  • 2% — благодаря информационной безопасности (технологии защищают от хищений денежных средств).
  • 1% — благодаря информационному сопровождению (круглосуточной поддержке).

После заключения договора (заявку можно оставить на сайте) юридическому лицу выдают нужное количество карт «Ликард», привязанных к единому счету. И все водители, работающие на компанию, оказываются под контролем — ни «левых» чеков, ни слива топлива в свою тару.

Какие могут быть сложности? Нельзя застраховаться от проблем технического свойства — задержки транзакций, ошибки при входе в Личный кабинет, к тому же на АЗС, удаленных от крупных населенных пунктов, может не работать оборудование для безналичного расчета. Впрочем, это не особо актуально для Москвы с областью.

Роснефть — 131 АЗС в Москве, 2441 по всей России

По топливным картам «РН-Карт» можно рассчитываться не только на заправках «Роснефти», но и на АЗС ТНК, «Башнефть», «Сибнефть», «Славнефть» и «Газпромнефть».

Компания предлагает несколько типов договоров:

  • «Топливо Онлайн» (договор можно заключить на сайте) для небольших автопарков с возможностью заказа до 20 карт на одно юридическое лицо, приобретения виртуальных топливных карт,
  • договор «Коммерческий» для больших автопарков с неограниченным числом карт, в том числе виртуальных,
  • договор «Бюджетный» для бюджетных организаций, работающих по Ф3–44 и Ф-223.

Для заключения договоров «Коммерческий» и «Бюджетный» придется приехать в офис продаж (на всю Москву один, на Дубининской).

Ежемесячное обслуживание топливной карты стоит 20 рублей, SMS-информирование — 60 рублей в месяц.

Одно из достоинств программы — возможность заправки по виртуальной карте даже в отсутствие подключения к интернету.

Смарт-карта «Роснефть» дает возможность безналичного расчета на автомобильных мойках, пунктах технического обслуживания, гостиницах, при приобретении сопутствующих товаров. Распределения средств по картам не требуется, у них общий счет. Лимит по картам и товарные ограничители можно установить через личный кабинет.

Газпромнефть — 108 АЗС в Москве, 1347 по всей России

Топливные карты «Газпромнефти» «Опти 24» позволяют водителям получать не только топливо, но и услуги, в том числе шиномонтажа. Хотя сеть шиномонтажных мастерских, где принимаются топливные карты, пока не очень большая — 150 адресов по всей России, она расширяется. Также держателям сервисных карт доступны услуги замены моторного масла на станциях технического обслуживания, участвующих в программе. Если у вас большая организация с филиалами по всей России, карты можно разбить по группам и через личный кабинет настроить опции для водителей из разных регионов.

По расчетам специалистов «Газпромнефти», за счет использования высококачественного топлива «Дизель Опти» можно получить 5,8% экономии при регулярном использовании, то есть около 60 сэкономленных литров с каждой 1000 израсходованных. Плюс увеличить ресурс топливной системы и двигателя, получив экономию на техническом обслуживании и ремонте техники.

На специализированных АЗС «Газпромнефти» для коммерческого транспорта массой свыше 12 тонн «Аскет» не требуется обращаться к оператору: за топливо можно расплатиться, приложив карту к терминалу на самой колонке.

В остальном — примерно как у конкурентов. Бухгалтерские документы предоставляются раз в месяц не позднее пятого рабочего дня, следующего за отчетным периодом. На заключение договора требуются 3 дня, на изготовление топливных карта — 2 дня.

ЕКА — 75 АЗС в Москве, 91 по всей России

Эта сеть предлагает три топливные программы в зависимости от величины автопарка клиента:

  • Смарт — для компаний с автопарком от одной машины. Программа EKA-Смарт позволяет заправляться на 5000 АЗС на территории России, в том числе 600 мультибрендовых в Москве и Московской области. Договор на подключение к программе оформляется в течение 15 минут через интернет.
  • Навигатор — для федеральных перевозчиков. В программе участвуют 5000 городских и региональных АЗС и 1100 заправочных станций на 80 федеральных магистралях. Геоинформационный сервис Geo-Pro позволяет прокладывать оптимальные маршруты с учетом дорожной ситуации, мест заправок, контрольных точек.
  • Сити — для локальных компаний, работающих в одном регионе. По всей стране насчитывается 8799 точек обслуживания, из них 4024 АЗС в крупных городах. То есть по топливным картам EKA-Pro можно заправляться и на АЗС других брендов.

Программы предусматривают возмещение НДС за топливо.

Shell — 46 АЗС в Москве, 323 по всей России

У компании Shell большой выбор топливных карт и многовариантные программы. И заметная транснациональная ориентация: Shell Card позволяет заправляться на 20 000 АЗС по всей Европе, оплачивать услуги моек и автосервисов, пользование паромами, дорогами, туннелями, мостами и даже ROLA (это перевозки грузовиков по железной дороге). А также получать помощь при аварии почти в 40 странах и возмещать НДС из большинства европейских стран.

Топливные карты Shell бесплатные, и заказать их можно сразу столько, сколько необходимо бизнесу. А программа Shell Card Online позволяет управлять отдельными картами и их группами, контролировать расходы на автопарк, оформлять бухгалтерские документы и защитить свой бизнес от мошеннических действий.

По Shell Card предусмотрен ежемесячный платеж в зависимости от выбранного клиентом пакета услуг в размере 0, 500 или 1000 рублей. Эта сумма — абонентская плата с компании — не меняется в зависимости от количества используемых карт

Всем клиентам предоставляются скидки по топливным картам Shell. Причем в отличие от стандартных «процентных» скидок на рынке, Shell дает скидки в абсолютном рублевом выражении, исходя из количества потребляемого топлива.

Минус (временный) — относительно скромная сеть «шелловских» заправок в России.

Татнефть — 35 АЗС в Москве, 708 по всей России

Топливная карта «Татнефти» стоит 530 рублей. Такую карту может приобрести и юридическое, и физическое лицо. Обслуживание бесплатное. Каждый владелец карты получает при покупке скидку в 1,5% на приобретаемые продукты АЗС.

Обязательное условие для каждого клиента — программирование лимитов: суточный лимит или электронный кошелек. У каждой топливной карты имеется лицевой счет, остаток на котором можно посмотреть в чеке. При достижении ежемесячных расходов в 100 000 рублей скидка увеличивается на 0,5%. Когда стоимость приобретенного топлива превышает полмиллиона рублей, применяется скидка 2,5%, а с миллиона рублей — 3%. Максимально возможный дисконт — 5%, если общая сумма затрат в предыдущий месяц превысит 5 миллионов рублей.

При расчете скидки учитываются не последние 30 дней пользования карточкой, а именно предыдущий отчетный календарный месяц.

Обслуживание осуществляется не только на станциях сети «Татнефть», но и на сторонних АЗС, участвующих в партнерской программе (некоторые заправки сетей «Башнефть», «Транснефтепродукт», «Автодорстрой», «Татнефтепродукт», «Олви», «Газпромнефть», Salavat).

Ежемесячно в личном кабинете предоставляется полный пакет отчетных документов (товарные накладные, счета-фактуры, акты сверки, обороты по картам, отчеты по предоставленным скидкам). Фактически именно эта опция является важнейшей для того, чтобы организация перешла на использование топливных (сервисных) карт.

Нам все едино

Но есть и универсальные топливные карты.

Например, карта «Единая» для обслуживания на АЗС всех перечисленных сетей. При потреблении до 10 000 литров первые 90 дней обслуживание будет бесплатным, потом — 2,5% от оборота, при потреблении больше 10 000 литров после трех месяцев бесплатного обслуживания стоимость сервиса составит 3,5% от оборота.

Отчеты отправляют до 5-го числа каждого месяца по почте (они же отображаются в личном кабинете), оригиналы документов высылают почтой или с курьером.

На сайте есть калькулятор, позволяющий прикинуть выгоду от такого контракта. Или принять решение, что вам это не нужно.

А в вашей компании какими картами пользуются? Расскажите ниже в комментариях.

Читать еще:  Как удалить ржавчину с кузова автомобиля электролизом
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector