Что делать, если не показывает температуру двигателя ВАЗ-2114
Возможные причины нестабильного колебания стрелки
Начнем с того, что под нормальным состоянием положено понимать плавное движение стрелки в зависимости от термального состояния двигателя. Имеют места быть небольшие отклонения от истины, но лишь в ряде случаев:
При низких температурах.
На большой скорости.
Продолжительное использование печки.
Это объясняется большой затратой энергии двигателя, а также повышенному влиянию холодного ветра или низкой температуры из вне. Зная об этом можно легко и просто сориентироваться, и понять действительный результат. К тому же поведение стрелки в данном случае все еще будет стабильным и плавным.
Датчик температуры двигателя
Еще один важный аспект. Часто выходит из строя этот датчик и, как следствие, не поднимается стрелка температуры двигателя. Такое может случится при сильной тряске, после аварии или езды по бездорожью без подготовки. В результате этого провод, ведущий к датчику температуры может быть поврежден и индикатор температуры двигателя будет выдавать неверную информацию.
Понять это довольно просто стрелка указателя температуры не будет откланяться при полностью прогретом двигателе. Меняется он довольно просто. Достаточно выкрутить старый, поставить новый и подключить к нему провод. Выход датчика температуры из строя, при невнимательности, может привести к серьезной поломке двигателя. Он может просто перегреться, в результате чего запросто произойдет деформация головки блока цилиндров. Это дорогостоящий и длительный ремонт.
Основные неисправности
При правильной работе датчика, стрелка двигается плавно, но при наличии неполадки движения будут резкими и дергающимися. При такой работе не только нельзя правильно оценить положение температуры, но и можно причинить вред двигателю и всей системе. Поломки могут быть разные и случится сразу в нескольких местах, но чаще всего автомобилисты сталкиваются со следующими причинами:
Поломка термостата.
Нарушения в работе температурного датчика охлаждающей жидкости.
Неисправность самого индикатора и стрелки датчика.
Короткое замыкание в электрической плате.
Эти причины расположены по частоте возникновения, поэтом советуем точно также производить и диагностику. Если есть возможно обратится к специалисту за помощью, то это значительно сократит время поиска и устранения причины.
Поломка термостата
Проблема с термостатом самая частая, а все из-за слабой защищенности этой детали. Дело в том, что он может сломаться даже на новой машине. Кто-то говорит о случайности, а кто-то об условиях использования. Так или иначе стоит понимать, как работает данная система и как проверить исправность.
Часто такие поломки случаются при низких температурах, но также могут и случится в обратных условиях (аномальная жара). Когда машина заводится и прогревается мотор, то стрелка датчика сразу же подскакивает до верного значения, а после открывается термостат. Охлаждающая жидкость начинает свое движение по всем компонентам через трубы, однако, в случае, когда термостат сломан, его коротит и он закрывает дальнейший проход для жидкости. Бывают случаи полного закрытия клапана термостата, а бывают частичного, но в обоих случаях продолжительная работа двигателя приведет к его перегреву и тому что будет скакать датчик температуры двигателя.
Чтобы самостоятельно произвести диагностику, следует проверить термальное состояние подводящих патрубков. В случаях, когда термостат заклинило, нижний патрубок будет холоднее верхнего. Это не будет давать охлаждающей жидкости сделать большой круг, а мотору начать работать в штатном режиме.
Температурный датчик охлаждающей жидкости
Следующей поломкой по частоте возникновения идет температурный датчик охлаждающей жидкости. Порой может случится, что в нем отойдет контакт и данные не будут поступать или будут поступать с разрывами в цепи. Из-за этого стрелка будет дергаться, ведь для нее показатели резко прыгают с рабочего значения до нуля. Также есть вероятность, что сломан сам датчик, и он просто не может исправно фиксировать данные.
Во время диагностики стоит учесть, что в машине может быть до четырех датчиков в разных местах, поэтому лучше заранее знать об их местонахождении, чтобы сэкономить себе время.
При обнаружении каждого датчика нужно убедиться в его целостности, а также в исправном подключении контактов. Для фиксирования будут нужны два человека: один шевелит контакт, а другой следит за показаниями стрелки. Если стрелка реагирует на действия и начинает скакать, то значит дело в этом датчике.
Стрелка и датчик температуры
В случаях, когда термостат и контакт соединения термального датчика в порядке стоит обратить внимание на сам индикатор датчика, возможны неисправности в целостности этих деталей. Для того, чтобы выявить поломку тут нужно обладать определенными знаниями о сопротивлении и устройства этого электрического механизма. Потому что возможно именно плохое состояние датчика заставляет стрелку прыгать, как шальную.
Эти знания можно самостоятельно изучить в интернете или в специализированных книгах, где тщательно описаны все операции и показатели. Но лучшим исходом, конечно, будет обращение к специалисту, который уже знает об всех тонкостях устройства датчика.
Электрическая плата щитка приборов
Если все работает хорошо, но по-прежнему прыгает датчик температуры, то значит остается разобрать щиток приборов и проверить электрическую плату. Если пайка нарушена или была выполнена плохо, то это приведет к таким проблемам. В случае, если планируете самостоятельно устранять эту проблему, то советуем взять паяльник с тонким стержнем и небольшой мощностью, чтобы не повредить плату и соседние детали.
Также стоит особое значение уделить выходной массе и резисторам. А если возможности самому такую работу произвести нет, то обратитесь к специалисту, который сделает это быстро и без ошибок.
Почему загорается значок
В норме лампочка охлаждающей жидкости при работающем исправном двигателе загораться не должна.
Как и другие индикаторы, она загорается лишь в момент запуска ДВС, пока бортовой компьютер сверяет исправность всех систем и проверяет, связаны ли температурные датчики с лампой на панели приборов вашего «Рено».
Если же в момент запуска двигателя лампочка температуры ОЖ не загорелась, это не нормально — скорее всего, перегорел сам светодиод контрольной лампы.
А вот если лампочка загорелась после запуска двигателя, но не гаснет спустя 2-3 секунды или же загорается в движении — у вас проблемы.
Если на приборной панели «Рено» появлется красный значок термометра, это говорит о том, что охлаждающая жидкость (антифриз) в системе охлаждения достиг своего предельного температурного значения. Проще — перегрелся.
Соответственно и рабочая температура двигателя тоже близка к критическому значению. Мотор машина перегревается, дело может закончится капитальным ремонтом суммой, часто близкой к стоимости самой машины.
Советы и рекомендации
Порой такое нестандартное поведение стрелки может застать врасплох даже самых опытны водителей. Но самое главное в этой ситуации правильно себя повести, чтобы случайно не усугубить ситуацию или решить ее еще до ее появления. Следуйте следующим советам, чтобы избежать серьезных последствий:
Если было замечено, что стрелка стремится или уже находится на высокой отметке температуры, то не стоит сразу глушить мотор, а сбавить оборот (если находитесь в движении) и понаблюдать за дальнейшим изменением. Температура со временем может нормализироваться, а экстренное выключение двигателя на высоком пороге может быть вредоносным для двигателя и датчика. Единственное исключение, когда стрелка находится долгое время в красной зоне.
Своевременно на постоянной основе проверяйте количество жидкости в баке. Не допускайте, чтобы уровень был низким.
Всегда следите за качеством жидкости, как во время покупки, так и во время использования. Любые отклонения от нормы (неприятный запах, сомнительный цвет и так далее) должны сопровождаться, либо диагностикой, либо заменой жидкости.
Следите за чистотой двигателя и охлаждающих систем, не допускайте загрязнений и засоров.
Если машина сильно поддается влиянию морозов, то позаботьтесь о том, не было внутренних заледенении, и чтобы машина не находилась долгое время на морозе в нерабочем состоянии. Либо используете специальные утеплители для мотора и других важных деталей.
Если соблюдать эти советы и быть внимательным, то можно вовремя предотвратить или заметить проблемы, что снизит риск серьезных поломок.
Также со спокойствием относитесь к подобной ситуации, это поможет лучше ориентироваться, реагировать и принимать решения. Так что следите за стрелкой и двигатель скажет вам спасибо.
Есть контакт
Как говорят электрики, могут быть только две неисправности: нет контакта, где нужно, или есть, — где не нужно. Это правило действует и в рассматриваемой ситуации. Стрелка будет скакать, если места соединений окислились или ослабли. Причем наиболее часто это происходит при подключении дополнительных потребителей: ближний свет, габаритки и т. д.
Как уже было сказано выше, первое, что нужно сделать при диагностике ДТОЖ, — проверить контакт в разъеме. Возвращаясь к предыдущему разделу, следует добавить следующее: при неисправности датчика показания скачут в одном диапазоне, а если они меняются хаотично — возможно и повреждение проводки. Насколько важным является минусовой контакт — масса, подтвердит один случай, описанный участником форума.
Стрелка указателя иногда подскакивала до 130°C. После остановки двигателя показывала правильный результат — 90°. Напряжение на клеммах аккумулятора при неработающем моторе составляло около 12,5 В, а после запуска поднималось до 13,7.
После полутора лет безуспешных поисков причины, замены аккумулятора, генератора и двух температурных датчиков попался один дедуля, который установил дополнительный массовый провод с мотора на кузов, и проблема была решена.
Как работает
Охлаждение системы – залог исправной работы вашего авто, и данный контроллер помогает не допустить возникновения неисправностей. Датчик температуры охлаждающей жидкости имеет и другое название – дтож. Эта маленькая деталь отвечает за выполнение серьезных функций, а именно:
выставление зажигания;
обогащение бензином;
фиксация изменений в условиях замкнутого и разомкнутого контура.
От работы этого датчика зависит работа двигателя в целом. Если он функционирует исправно, то на электронный блок управления поступает достоверная информация
, которая помогает скорректировать режим работы и не допускает лишних затрат топлива.
Audi 80 1.8 S, NE › Logbook › Не показывает температуру двигателя
На протяжении всего времени владения машиной, температура никогда не поднималась при нормальных условиях до 90 градусов (если верить приборке). Всегда была 70-80. Около месяца назад, внезапно, приборка вообще отказалась показывать какие-либо значения температуры. Решил сразу поменять датчик. Немного погуглил и нашёл подходящий, для своего двигателя: MEYLE 1009060007.
Датчик поменял, а приборка и не шелохнулась. Если закоротить коричнево-синий провод на массу, приборка реагирует, температура начинает расти. Если закоротить бело-зелёный провод на массу, то загорается контрольная лампа. С проводкой и приборкой всё в порядке. Пробовал мерить сопротивление на обоих датчиках. У старого есть реакция на замыкание одного из контактов на массу датчика, а у второго на замыкание обоих контактов между собой. Другие комбинации не показывают сопротивление.
Так вот, неужели эти датчики несовместимы? Как проверить их работоспособность? Я думал, что за счёт увеличения площади на новом датчике (т. к. он длиннее) получу законные 90 градусов на приборке, а в результате не получил ничего.
Пользуясь случаем, добрался до зуммера давления масла. Перепробовал всё, кроме замены самого датчика. Сегодня просто вытащил его. Зимой он не беспокоит, а летом пищит практически не переставая. Может конденсаторы высохли…Постараюсь найти замену, а пока покатаюсь без него.
FakeHeader
Recommendations
Comments 23
Температура проверяется просто. Находишь график сопротивления датчика температуры, прогреваешь мотор, ждешь когда начинает вентилятор срабатывать, выходишь и тестером меряешь сопротивление между контактом на стрелку в датчике и массой. Если сопротивление соответствует графику в районе 93 градусов то датчик исправен и значит врет прибор на панели приборов. Если сопротивление не похоже на правду то значит врет датчик.
Сам прибор может тоже начать врать от времени а точнее занижать. Если его разобрать то видно что в месте вольфрамовой нити припаяной к контакту есть капля типа эпоксидки для того чтоб место сварки не окислилось и не оборвалось. Так вот в этом месте сама пайка может от времени отходить и появляется сопротивление. При этом визуально все отлично. Со временем такой прибор показывает все меньше и меньше временами а потом вообще практически падает. В твоем случае датчик на стрелку и лампу не похож на оригинальный а вот который новый похож, с длинным носом должен быть. Датчики эти полная беда кроме оригинала и еще каких то дорогих. Все дешевые очень часто врут.
Нормальная температура это когда по трассе 90 +- 1 градус а вентилятор срабатывает примерно на 93-94. Если по трассе 80 то термостат не держит, при этом если все остальное правильно работает то вентилятор все равно будет включаться на 93. Термостатов хватает на год, далее пружины у них не держут и периодически начинает проседает температура. Если чувствуется что в жару по трассе включается вентилятор то датчик в радиаторе работает неправильно, слишком рано. Толку от этого нет и смысла в таком датчике нет. Еще важна производительность помпы и чистота печки в салоне. Если печка забита то круговорот жидкости возле 4го цилиндра будет плохой и соответственно и датчик будет чуть больше показывать . Если помпа плохо качает то в прохладный день печка остывает на холостом ходу. С такой помпой система охлаждения тоже работает неправильно. В общем чтоб видеть 90 градусов по трассе и вентилятор включающийся на 93 и махом прогревающуюся машину нужно чтоб помпа качала, термостат был новый до года или двух, печка чистая, датчик на радиаторе работал адекватно, радиатор был чистым и уж потом можно искать правильную температуру на приборке и тестировать датчик температуры на стрелку.
Помпе чуть больше года. Термостат весной менялся. 🙂 Теперь по датчикам пойду. Спасибо! 🙂
Я менял этот датчик. И 70 градусов это из-за хренового датчика. Посмотри у меня в бж есть про этот датчик. Там только один конкретный рекомендуется. У меня тоже NE
Спасибо! Отличная запись, жаль, что раньше не нашёл. Полярность есть у этого датчика? У меня просто 2 одинаковых контакта выведено. Можно по любому крутить.
Там 2 контакта — один на стрелку, другой на лампу. Вот не помню где какой. Тут пайка не поможет. Китайские дешевые датчики не дают точности.
Коричнеов-синий — приборка. Бело-зелёный — сигнальная лампа. А вот в самом датчике… Тот который разомкнут на массу — вероятно на лампочку, а который имеет сопротивление — на приборку, да?
Почему на ВАЗ-2114 не показывает температуру двигателя
Многие автомобилисты сталкивались с тем, что стрелка указателя температуры на приборной панели ВАЗ-2114 переставала показывать, не трогалась с нулевого положения, или зависала. Но, не все понимают, с чем связана данная неисправность, и как её устранить. В данной статье, рассмотрим возможные варианты появления такой поломки и методы устранения.
Видео о диагностике указателя температуры (обзор проблем):
Видеоматериал расскажет, как проверить и найти причину зависания стрелки указателя температуры.
Причины неисправности
Зависание стрелки на приборной панели
Наверное, ни для кого не секрет, что зависание стрелок на приборной панели неразрывно связано с электрическими цепями в автомобиле. Для устранения неисправности, автолюбителю потребуются некоторые познания в автоэлектрике, а также конструктивные знания ВАЗ-2114.
Как показывает практика, большинство автомобилистов, при появлении такой поломки обращаются в автосервис, но данную проблему реально устранить своими силами. Но, прежде всего, необходимо найти непосредственную причину возникновения эффекта.
Какие есть варианты?
Итак, рассмотрим, возможные варианты зависания стрелки указателя температуры двигателя на приборной панели:
Сломался магнитный моторчик привода стрелки.
Разрывы и нарушения в работе электрических цепей приборной панели.
Замыкание в плате самой приборки.
Зависание, связанное с датчиком температуры.
Неполадки в ЭБУ.
Методы устранения
Когда основные причины определены, можно перейти непосредственно к методам устранения проблемы.
Для совершения ремонтно-диагностических операций понадобиться некоторый инструментарий, а именно: мультиметр, OBD II – кабель, планшет или ноутбук, а также набор ключей и отверток для демонтажа основных и вспомогательных узлов.
Итак, теперь, когда автомобилист во всеоружии, можно перейти непосредственно к процессу диагностики и ремонта.
Сломался магнитный моторчик привода стрелки
Процесс ремонта и разборки приборной панели
Самой распространенной неисправностью зависания или не реагирования стрелки на панели приборов является поломка моторчика привода . Для диагностики данного устройства необходимо мультиметром замкнуть контакты обмотки на электроцепь или сопротивление.
Если тестер ничего не показывает то, скорее всего, обмотка сгорела или имеется разрыв контакта с платой.
Для устранение неисправности, конечно, рекомендуется обратиться к автоэлектрику, который сделает все быстро и качественно, но если автолюбитель имеет необходимые навыки и умения в ремонте подобного оборудования, то он сможет самостоятельно заменить моторчик и припаять необходимые контакты.
Разрывы и нарушения в работе электрических цепей приборной панели
Определение неисправности связанное с проводкой
Еще одной из распространенных причин зависания датчика, является разрыв электрической цепи от датчика охлаждающей жидкости к приборной панели. Выявить это достаточно просто, необходимо вынуть провод массы с датчика и подключить его к любому другому «минусу», чтобы электрическая цепь замкнулась.
Если провод не перебит, то стрелка начнёт двигаться, если нет, то по электрической схеме необходимо найти провод, в котором произошел обрыв и устранить неисправность. Как показывает практика, то автомобилисты не меняют провод, а просто проводят соединение и изоляцию контактов в месте разрыва.
Замыкание в плате самой приборки
Определение замыканий на плате приборки
Неоднократно были случаи, когда замыкание в плате приборки приводило к зависанию стрелки.
Но, в данном случае, косвенным признаком является то, что выходят со строя и находящиеся рядом указатели. Так, может не показывать тахометр и другие указатели. Здесь, устранением неисправности является замена приборной панели в сборе.
Зависание, связанное с датчиком температуры
Местонахождение датчика температуры
Зависание стрелки температуры на панели приборов будет связано с неисправным датчиком температуры. Так, его диагностику можно провести по аналогии с обрывом проводки, или проверить при помощи тестера. Если вследствие диагностических операций оказалось, что датчик ОЖ неисправен, его необходимо заменить.
Неполадки в ЭБУ
Процесс определения ошибок ЭБУ и их устранение
Крайне редко, зависание стрелки будет связано с неисправностью в электронном блоке управления двигателем.
В данном случае, при помощи соответствующего кабеля необходимо подключиться к «мозгам» автомобиля и посмотреть, есть ли ошибки. Если их слишком много, то необходимо их обнулить.
Конечно, если данная процедура не помогла, то рекомендуется сбросить программное обеспечение. Данную процедуру рекомендуют доверять профессионалам, которые не только устранят проблему, но и настроят мотор на оптимальный режим работы.
Выводы
Найти и устранить причину зависания стрелки показателя температуры ВАЗ-2114 можно своими руками не прибегая к помощи автосервиса. Конечно, необходимо владеть знаниями в автоэлектрике, а также знать конструктивные особенности автомобильных электроцепей. Но, если автомобилисту не под силу диагностировать и устранить неисправность, то рекомендуется обратиться в автосервис.
Не показывает температуру двигателя
есть мнение что проблема с массой на движке. либо на резьбе датчика, кстати, не на герметик-ли его ставили и не на ленту-ли фум?
еще эксперимент – цепляем клемму на корпус, а сам провод трясем и крутим, вытягиваем. второй человек в это время смотрит на приборку, не будет-ли метания стрелки. у меня как-то был дефект в самом проводе, причем на оке это в порядке вещей.
Добавлено: Ср Мар 07, 2012 11:06 am Заголовок сообщения:
Вечером пришлось еще поездить – забирал жену с праздничных посиделок ))). Замерил мультиметром сопротивление датчика температуры сразу после остановки двигателя – показал 120 Ом. Если при 80 градусах датчик должен выдавать 290–350 Ом, то , я так разумею, 120 Ом – это примерно 100 градусов. Пора, пожалуй, снимать картонку с радиатора.. . С утра померял сопротивление датчика на холодном двигателе – показало 3 КилоОм. По видимому, это примерно 0 градусов.
По поводу проблемы с массой на движке, либо на резьбе датчика: замерял сопротивление как с самого корпуса датчика, так и с блока двигателя, и с кузова. Показания мультиметра отличаются незначительно.
Подозреваю, что у провода, соединяющего датчик и указатель большое внутреннее сопротивление, которое накладывается на сопротивление датчика, и в результате суммарное сопротивление выходит за пределы измерения указателя. Сегодня буду проверять.
Добавлено: Ср Мар 07, 2012 11:12 am Заголовок сообщения:
берем мультиметр, одним концом в провод вместо датчика, другим вместо приборки. и мерим сопротивление или прозванием. если с проводом все ок-ковыряем приборку, возможно где дорожка перебита, или с массой проблемы. Все. Чудес не бывает. Я вот например думаю не на сопротивление провода, а на глючность показометра.
Вернуться к началу
Kaperang
Зарегистрирован: 04.03.2012 Сообщения: 10
Добавлено: Пт Мар 09, 2012 2:15 pm Заголовок сообщения:
В праздники все как-то не получалось заняться проверкой связки “датчик температуры – провод – указатель температуры”. Сегодня наконец-то, (на трезвую голову ) добрался до машинки. Снял приборную панель. Далее замерил сопротивление с датчика на массу на холодном двигателе, прицепил обратно провод. Из салона померил сопротивление провода на массу (вторая клемма на левом разъеме, который в оранжевую ответную часть разьема втыкается). В обоих случаях – порядка 3 кОм. Прогрел минут 10 двигатель. Померял еще раз. И с датчика, и с провода сопротивление и на этот раз идентично – около 150 Ом. Получается, большое внутреннее сопротивление провода как причина неисправности, исключается. Унес приборку домой, разобрал и осмотрел: сколов, царапин, отслоений на текстолите не заметил. Снял указатель температуры с приборки. Осмотр показал только одну странность – стрелка была подогнута так, что прижималась к плоскости прибора. Учитывая, что силы, действующие на стрелку, мизерны, вполне возможно, что трение не давало стрелке сдвинуться с места. Собрал приборную панель, поставил в машину, проверил – заработало . Т.к. пришлось подогнуть стрелку, теперь не уверен, что указатель будет показывать правильные показания. Когда гнул стрелку – выставил так, чтобы при отсутствии напряжения на указателе стрелка указывала на первую риску слева, рядом с цифрой 50. Прогревал двигатель до включения вентилятора системы охлаждения. Включился, когда стрелка была на 2/3 шкалы. Я так разумею – это примерно 90 градусов. А по мануалу, штатная температура включения вентилятора – 100 градусов. Теперь не очень понятно, как выставить правильно стрелку указателя. Но главное, указатель работает . Когда только взял эту машинку, два года назад, буквально в первый месяц самостоятельной езды (только права получил) на крутом обледенелом повороте унесло в обочину: неумело попытался выровнять занос, в итоге с машиной произошел т.н. “ритмический занос”, крутануло раза два и припарковало в сугроб на обочине. От удара выскочила приборка, кузов и водитель не пострадали Правильно говорят, везет новичкам и дуракам. Минут за десять до меня на этом же повороте ушла заносом через встречку на обочину “Газель”. Водитель “Газели”, невольный коллега по несчастью, помог тогда вытолкать машинку. Подозреваю, прижатая к плоскости стрелка указателя – последствия той аварии.
Может тож кто подскажет. Стоит 10-я приборка, так вот с утра завожу машину прогреваю минут так 10, датчик температуры ничего не показывает,хотя из печки дует уже теплом. Еду на заправку ,глушу ее минут 5-8 заправляюсь, включаю зажигание и опа показывает реальную температуру. Если после прогрева не глушить ,а ехать куда-нибудь долго(минут 30) , то стрелка начинает подниматься потихоньку,но реальную температуру не показывает держится около 50. Вентилятор работает четко,если через программу смотреть то мозги показывают нормальную температуру не зависимо от приборки.Что такой за глюк?
Как уже выше описывалось: снять провод с датчика и замкнуть на “массу” – посмотреть, что показывает стрелка, температура должна “зашкаливать”. Если этого нет, виновата приборка, если это так(“перегрев”), то виноват датчик.
Вернуться к началу
dreamless Душа ф., звук 2007
Зарегистрирован: 25.09.2005 Сообщения: 12793 Откуда: из Череnовца dreamlessoff – skype
Добавлено: Ср Ноя 29, 2017 1:30 am Заголовок сообщения:
Не хочу создавать новую тему. Проблема схожая. Меняли антифриз. и он какое-то время не хотел разливаться по всем отсекам. Пока то, да сё, накрылся датчик. Всё время показывает 130. Даже на холодном двиге. Вопрос такой. Как-то уже менял датчик. Но давно. Какие-то есть советы? И по покупке, в том числе. Благодарю заранее. Кстати, нужно бы проверить завтра:
• Стрелка указателя находится в красной зоне шкалы независимо от температуры охлаждающей жидкости
Отсоедините провод от датчика указателя. Включите зажигание:
Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости
Электронные приборы для измерения температуры антифриза, циркулирующего по водяной рубашке двигателя, применяются на автомобилях еще со времен СССР. Поломка этого элемента всегда считалась серьезной проблемой, поскольку без контроля температуры в системе охлаждения можно легко перегреть мотор и вывести из строя поршневую группу. Поэтому начинающему автомобилисту важно знать, как вовремя выявить симптомы неисправности температурного датчика, а поменять его не составит большого труда.
Принцип действия и функции прибора
Конструкция и принцип работы измерителя температуры мало изменились с момента его первого применения на авто. За счет современных материалов, используемых при изготовлении датчика, он уменьшился в размерах, а точность показаний выросла. Прибор представляет собой термический переменный резистор, заключенный внутрь металлического корпуса с резьбовым наконечником. При нагреве термоэлемент снижает сопротивление электрической цепи, что позволяет электронному блоку управления (иначе – контроллеру, ЭБУ) определять температуру охлаждающей жидкости.
От работы температурного датчика зависят следующие функции:
Традиционно от сигналов измерителя функционирует указатель температуры охлаждающей жидкости.
Своевременное включение вентиляторов принудительного охлаждения двигателя при достижении антифризом установленного порога температуры (около 100 °С).
Обогащение топливовоздушной смеси и повышение оборотов холостого хода на непрогретом моторе.
Во время езды контроллер собирает показания всех датчиков и на этой основе формирует соотношение топлива и воздуха в смеси. Измеритель температуры также участвует в этом процессе.
Конструкцией современного авто может предусматриваться установка нескольких измерителей нагрева, отвечающих за определенные функции. Их расположение бывает разным:
на верхнем патрубке, ведущем от блока цилиндров к радиатору;
в корпусе термостата;
в головке цилиндров;
непосредственно в радиаторе.
Отличить термоэлементы от других типов датчиков несложно. Все приборы, встроенные в систему охлаждения двигателя и соединенные проводами с контроллером, предназначены для замеров температуры. Единственный момент: когда вы станете искать местонахождение температурного измерителя с целью проверки, не перепутайте прибор с датчиком детонации, встроенным прямо в блок цилиндров. Когда на машине стоит несколько термических элементов, их функции обычно распределяются так:
измеритель, встроенный в патрубок, участвует в приготовлении топливной смеси для двигателя;
прибор, стоящий в радиаторе, обеспечивает включение охлаждающего вентилятора (или двух);
датчик в головке цилиндров отвечает за указатель температуры охлаждающей жидкости.
На большинстве автомобилей низшей и средней ценовой категории применяется один температурный датчик, выполняющий все функции одновременно. Обычно он стоит на корпусе термостата либо на верхнем патрубке радиатора.
Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?
В процессе длительной эксплуатации автомобиля могут наблюдаться явные и косвенные признаки, свидетельствующие о проблемах с температурным датчиком либо его электрической цепью. Первые прямо указывают на необходимость проверки работоспособности прибора:
перестал работать указатель нагрева мотора на приборной панели;
охлаждающий вентилятор перестал включаться, хотя водяная рубашка двигателя уже прогрелась до 100 °С;
протечка антифриза из-под корпуса детали;
вентилятор запускается невпопад, в том числе и при холодном моторе.
Если на вашем авто проявились перечисленные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, то смело приступайте к его диагностике и устранению проблемы, о чем будет сказано далее. Косвенные симптомы могут указывать как на поломку измерителя, так и других элементов системы охлаждения либо силового агрегата. Вот самые распространенные из них:
Затруднен холодный пуск мотора. Машина заводится, но сразу глохнет, нужно делать несколько повторных попыток. Причиной может служить термоэлемент, датчик положения дроссельной заслонки, недостаточная компрессия или проблемы с зажиганием.
Нестабильная работа на холостом ходу. Помимо температурного измерителя на нее влияет исправность свечей зажигания, ДМРВ, форсунок и много других факторов.
Температурный режим находится в пределах нормы, но охлаждающая жидкость начинает кипеть. Если вышел из строя термостат либо снизился уровень антифриза в рубашке, то показания прибора могут отличаться от реального положения дел.
Исправность электронного измерителя температуры можно проверить в домашних условиях. Если наблюдаются косвенные симптомы неисправности, то испытание поможет их выявить или исключить из ряда деталей, находящихся «под подозрением». При успешной проверке неполадки придется искать в другом месте или обращаться в ближайшую автомастерскую.
Испытание на работоспособность
Самый эффективный способ проверки – это диагностика с помощью диагностического оборудования, в простонародье – «автосканер». Это наиболее точный способ для выявления любых неисправностей автомобиля, и здесь есть 2 варианта – ехать на сервис либо приобрести сканер для личных нужд. На данный момент второй вариант будет наиболее предпочтительным, т.к. за короткий промежуток времени сэкономит вам много денег. На рынке очень большое количество диагностических приборов на любой вкус и цвет.
Если ваш бюджет ограничен либо вы просто не хотите тратить больших сумм на приобретение устройства, то можем порекомендовать вам адаптер Корейского производителя Scan Tool Pro Black Edition.
Адаптер совместим с 99% авто, начиная с 1993 года выпуска, подключается по Bluetooth либо Wi-Fi к любому устройству на Android и iOS и Windows. Примечательным является тот момент, что, несмотря на свою невысокую стоимость в районе 2 – 2,5 тыс.руб. устройство видит не только двигатель, как большинство бюджетных адаптеров, но и другие узлы, и агрегаты автомобиля. Так же показывает работу всех имеющихся датчиков в вашем авто в режиме реального времени.
Если подобных устройств у вас нет, а ближайший сервис очень далеко, то есть и другой способ проверки, в домашних условиях.
Чтобы проверить термический датчик, его придется снять с автомобиля. Для этого выполните такие действия:
Дайте двигателю остыть до 40—50 °С, чтобы при работе не обжечь руки. Частично или полностью слейте антифриз из системы охлаждения.
Отключите аккумуляторную батарею от бортовой электросети, сняв «минусовый» провод.
Если прибор установлен в верхней точке системы, то опорожнять ее целиком необязательно, достаточно спустить в емкость третью часть жидкости. Сливать весь антифриз нужно в том случае, когда термоэлемент стоит в нижней части радиатора.
Для проведения испытаний вам понадобится:
мультиметр или другой прибор, способный мерить сопротивление цепи;
небольшая емкость для воды (можно обычный стакан);
термометр со шкалой до 100 °С.
Термометр необходим, если вы хотите провести точные замеры сопротивления, сверяясь с эталонной таблицей для вашего автомобиля. Когда таблицы нет, то исправность детали проверяется без термометра по ее принципу работы: чем горячее вода в стакане, тем меньше должно быть сопротивление на контактах.
Перед тем как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости под нагревом, прозвоните его контакты омметром. Может статься, что прибор перегорел либо в нем возникло короткое замыкание. Тогда дальнейшие манипуляции теряют смысл и элемент надо менять, поскольку ремонту он не подлежит.
Если мультиметр показал определенное сопротивление, то погрузите термоэлемент в стакан с холодной водой и зафиксируйте показания. Затем доливайте горячую воду и следите за изменением сопротивления, оно должно уменьшаться. При отсутствии каких-либо изменений покупайте и устанавливайте новый температурный датчик.
Если испытания прошли успешно и приборчик меняет сопротивление при нагреве воды, то стоит проверить соединительные провода и почистить контакты. Подобные мелочи часто бывают причиной крупных неисправностей.
Температура двигателя не поднимается: что делать водителю
Во время эксплуатации транспортного средства водителю нередко приходится сталкиваться с различными сбоями и неисправностями. При этом наиболее серьезными справедливо считаются поломки, напрямую связанные с двигателем, КПП, рулевым управлением, тормозной системой и ходовой частью.
Если же говорить о силовом агрегате, кроме стуков и шумов достаточно серьезной проблемой является нарушение рабочего температурного режима. Как правило, водители хорошо знают, чем опасен перегрев двигателя.
Однако в ряде случаев бывает и так, что мотор остается холодным, температура двигателя не поднимается, или же силовой агрегат прогрет, но по показаниям стрелка температуры не поднимается. Давайте рассмотрим эту неисправность более подробно.
Указатель температуры двигателя не поднимается: почему это опасно
Начнем с того, что в норме температура многих ДВС после прогрева не должна превышать, в среднем, 90 градусов. Такой температурный режим оптимален. Также допускаются небольшие колебания стрелки в том случае, если автомобиль стоит в пробке в жару или же движется по трассе с высокой скоростью в сильные морозы.
В первом случае температура может кратковременно подниматься (обычно до включения вентилятора охлаждения). Во втором холодный воздух слишком интенсивно охлаждает радиатор, в результате чего мотор не может полностью выйти на рабочую температуру.
Так или иначе, если стрелка температуры или цифровой индикатор не показывает нагрева до 90 градусов даже после длительной езды, это указывает на определенные нарушения температурного режима.
Важно понимать, что диагностику неполадок в этом случае нужно делать как можно скорее, так как работа двигателя в режиме недогрева нарушает процессы сгорания топливно-воздушной смеси, повышает токсичность выхлопа и приводит к ускоренному износу деталей силовой установки.
В двух словах, на инжекторных авто ЭБУ фиксирует температуру двигателя, причем мотор определяется блоком как холодный. В результате «мозги» обогащают смесь. Работа на переобогащенной смеси приводит к образованию нагара, загрязняются свечи зажигания, коксуется камера сгорания и т.д.
Стрелка температуры мотора не поднимается: причины
Итак, если водитель замечает, что при езде двигатель не прогревается до рабочей температуры, необходимо проверять систему охлаждения. Обычно диагностика ее элементов позволяет определить, почему не поднимается температура двигателя.
Начинать следует с герметичности. Как правило, к подсосам воздуха и образованию воздушных пробок в системе охлаждения приводят недостаточно затянутые хомуты на патрубках. Также антифриз или тосол может подтекать через неплотности или дефекты трубок и патрубков, что приводит к снижению его уровня в расширительном бачке.
Следующим элементом является термостат. Если коротко, это устройство, которое пропускает охлаждающую жидкость после ее прогрева из малого круга в большой. Большой круг предполагает циркуляцию через радиатор охлаждения, а малый циркуляцию ОЖ только по рубашке охлаждения (каналы в блоке цилиндров и ГБЦ).
Определить такую циркуляцию ОЖ достаточно просто. Двигатель после стоянки можно завести, затем нужно дать ему поработать около 5-7 минут. Далее следует пощупать рукой нижний патрубок, идущий к радиатору. Если патрубок теплый, это значит, что термостат заклинил, причем в открытом положении.
Затем можно прощупать и верхний патрубок радиатора, оценивая степень его нагрева по сравнению с нижним. Если и этот патрубок теплый (нагрев верхнего и нижнего патрубка одинаковый), это подтверждает тот факт, что термостат вышел из строя.
Обратите внимание, пытаться ремонтировать термостат не стоит. Решается проблема заменой термостата. При выборе нового устройства следует подбирать такой термостат, чтобы температура срабатывания была рекомендованной для данного типа двигателя.
Если же проверка системы охлаждения ничего не выявила, тогда неисправность может крыться в электрической части. Речь идет о датчике температуры охлаждающей жидкости двигателя (ДТОЖ).
Указанный термоэлемент посылает сигнал как на ЭБУ, так и выводит показания на панель приборов. В первом случае это может напрямую сказываться на работе ДВС, тогда как во втором сам мотор работает нормально (двигатель горячий), но по показаниям на приборной панели мотор холодный.
В любом случае, для нормального функционирования ДВС и точного контроля температуры, ДТОЖ нужно проверить и заменить на исправный при такой необходимости.
Отметим, что если датчик посылает некорректные сигналы, также может срабатывать вентилятор охлаждения даже на холодном двигателе. Еще не следует исключать вероятность поломки самого указателя на панели приборов, а также повреждения электроцепей, которые связывают индикатор и датчик.
Завершает список возможных неполадок сам ЭБУ. Такое случается редко, но вероятность также существует. На практике некоторые автомобили имеют такую конструкцию, когда открытием термостата управляет блок управления. Также от контроллера может подаваться сигнал на панель приборов.
Как правило, к таким последствиям может приводить попадание воды в блок управления двигателем, короткие замыкания, неквалифицированный чип-тюнинг (перепрошивка блока управления) и т.д. В любом случае, необходимо выполнить диагностику блока управления двигателем на специальном оборудовании.
Что в итоге
Как видно, существует ряд причин, по которым стрелка температуры не поднимается и/или двигатель не выходит на рабочую температуру. При этом многих водителей волнует вопрос, можно ли ездить, если двигатель не нагревается.
Также автомобиль может потерять в динамике, увеличивается расход топлива, нагруженные узлы сильнее изнашиваются, быстрее «стареет» моторное масло, выхлоп становится более токсичным, уменьшается срок службы катализатора и т.д.
Вполне очевидно, что в подобном случае необходимо прекратить активную эксплуатацию ТС, не подвергать двигатель нагрузкам, а также выполнить диагностику и устранить возникшую неисправность при первой такой возможности.
Температура двигателя не поднимается, стрелка температуры ДВС падает на ходу. Почему температура падает после включения печки. Диагностика и ремонт, советы.
Двигатель не выходит на рабочую температуру, стрелка температуры мотора не поднимается во время прогрева или падает во время езды: причины неисправности.
Двигатель медленно прогревается на холостом ходу или в движении: почему так происходит. Возможные неисправности системы охлаждения, другие причины.
Стрелка температуры двигателя прыгает или хаотично скачет: основные причины данной неисправности. Диагностика неполадок своими руками, рекомендации.
Греть или не греть двигатель зимой перед поездкой. Почему двигатель следует прогревать, как правильно прогревать мотор перед началом движения и при езде.
Какая температура охлаждающей жидкости (тосола, антифриза) является нормальной на прогретом моторе. Что влияет на температуру кипения и другие свойства ОЖ.