Неисправности системы охлаждения двигателя ваз 2123
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Неисправности системы охлаждения двигателя ваз 2123

10 причин перегрева двигателя Нива Шевроле

Перегрев двигателя Шевроле Нива не менее опасен, чем для остальных автомобилей.

Выделяются три степени по продолжительности движения в «красной» зоне индикатора температуры охлаждающей жидкости (далее – ОЖ):

Мгновенная остановка помогает обойтись без последствий. При этом важно сразу не глушить ДВС, а дать поработать в течение нескольких минут без нагрузки. В противном случае может заклинить циркуляционный насос, и температура подскочит на 5-10 градусов.

II и III степень перегрева требуют тщательной диагностики мотора с возможным капитальным ремонтом.

Выявляем причины: почему греется нива

При эксплуатации Chevrolet Niva наиболее вероятны следующие причины перегрева двигателя:

  1. Загрязненный радиатор изнутри и снаружи снижает эффективность охлаждения поступающего холодного воздуха.
  2. Заклинивание термостата или неполное его открытие не позволяют ОЖ после нагрева начать циркуляцию по большому кругу.
  3. Повреждение радиатора или шлангов являются причиной снижения уровня тосола.
  4. Заклинивание помпы уменьшает скорость движения ОЖ либо полностью останавливает ток. Иногда фиксируются случаи проворачивания шкива внутри крыльчатки.
  5. Воздушные пробки вызывают закупоривание магистрали, делают невозможным равномерное течение антифриза. Возникают такие неисправности вследствие попадания выхлопных газов из головки блока цилиндров (далее – ГБЦ), широкой температурной дельты между радиатором и рубашкой блока.
  6. Негерметичная крышка расширительного бачка (далее – РБ) препятствует сохранению давления в системе, благодаря чему снижается температура кипения тосола.
  7. Сбой электрооборудования. Неудовлетворительное состояние датчика температуры охлаждающей жидкости, вентиляторов и проводки приводят к несвоевременному их срабатыванию.

Способы восстановления неисправностей

В большинстве ситуаций восстановительный ремонт не применим к охлаждающему контуру Шевроле Нива – вопрос решается за счет установки новых деталей.

Радиатор

Выявить забитые соты поможет тест с помощью ведра воды. Включите кондиционер на полную мощность и попросите кого-нибудь плеснуть жидкость на радиатор. Как только его температура принудительно понижена, из воздуховодов подует более холодный воздух.

Профилактическую чистку рекомендуется проводить каждые 2 года.

Внутренние загрязнения удаляются с помощью специализированных промывочных составов.

Термостат

О неправильной работе термостата свидетельствуют:

  • одновременный прогрев верхнего и нижнего патрубков радиатора – открытое положение;
  • температура нижней трубки меньше или вовсе не поднимается после достижения 80 ºС – заклинивание в закрытом или полуоткрытом состоянии.

Сорванные шланги, течи и прочие неисправности способны в течение короткого времени осушить контур охлаждения. При этом процесс способен происходить как с клубами пара, так и без видимых проявлений.

Временно восстановить работоспособность можно с помощью изоленты и холодной сварки. Использование составов для герметизации радиаторов не рекомендуется ввиду высокого риска закупоривания внутренних трубок.

При отсутствии антифриза допускается заливка дистиллированной воды с постоянным контролем температуры ДВС.

Помпа

Выходу из строя циркуляционного насоса предшествует появление свиста подшипников. Если он неожиданно прекратился, и произошел скачок температуры – налицо заклинивание. Нередки также случаи подтекания антифриза без звуковых проявлений.

Воздушные пробки

Основная причина появления воздуха в системе – пробой прокладки ГБЦ или появление трещины в блоке.

Наличие проблемы подтверждает:

  • пульсирующая струя обратного тока ОЖ в расширительный бачок, поднимающиеся со дна пузырьки газа;
  • появление белой эмульсии в масле;
  • постоянно плавающая температура силовой установки.

Крышка РБ

Герметичность пробки так же важна, как и ее способность вовремя стравливать давление (выше 1,2 атм). Несрабатывание клапана приведет к разрыву патрубков и радиаторов ДВС, а также печки.

Электрооборудование

В случае закипания двигателя нелишним будет измерить сопротивление датчика температуры ОЖ.

Существенные отклонения от значений, представленных в таблице, сигнализируют о необходимости замены.

Надежную информацию при исправном ДТОЖ позволяет получить подключенный к нему бортовой компьютер.

Устройство системы охлаждения Нива Шевроле.

При работе температура отработавших газов в двигателе достигает 2000 градусов. Но только лишь малая часть этой энергии используется для того, чтобы привести автомобиль в движение. Остальное тепло отводиться наружу с помощью системы охлаждения.

Если температура двигателя будет превышена, относительно нормы, то начнется процесс выгорания смазки, что приведет к уменьшению зазоров между деталями, а в дальнейшем к их износу.

Так же нежелательна работа двигателя при низких температурах. При переохлаждении мощность снижается за счет больших теплопотерь. При этом на стенках цилиндров образуется конденсат, который препятствует поступлению смазки. Из-за этого, помимо износа деталей, повышается риск возникновения коррозии.

Система охлаждения двигателя предназначена для поддержания баланса в системе. Обычно используются два типа охлаждения: жидкостное и воздушное. Воздушное охлаждение применяется достаточно редко, из-за низкой эффективности. Жидкостное охлаждение более распространено в производстве автомобилей. Оно в свою очередь так же разделяется на открытое и закрытое. Открытая система охлаждения менее совершенна, пар выводиться в окружающую среду, поэтому очень часто требуется доливка жидкости. Закрытая система используется во всех современных автомобилях и отличается более высоким давлением жидкости в системе. При этом температура антифриза или тосола может повышаться до 120 градусов.

Так же бывают различия по виду циркуляции жидкости: термосифонные и принудительные.

Термосифонные работают за счет разной плотности жидкости в двигателе и радиаторе. В принудительных системах охлаждения жидкость циркулирует за счет встроенного насоса или помпы.

Так же встречаются комбинированные системы, в которых головки цилиндров охлаждаются принудительно, а блоки цилиндров за счет естественного движения нагретой жидкости.

Система охлаждения Нива Шевроле использует закрытый тип с принудительной циркуляцией. Устройство состоит из таких компонентов, как радиатор, помпа, вентилятор, патрубки и расширительный бачок.

Жидкость вокруг цилиндров находиться в так называемой рубашке охлаждения. Нагретый антифриз затем поступает в радиатор, который охлаждается воздушными потоками. После этого, остывшая ОЖ снова поступает в рубашку охлаждения.

Для того, чтобы обеспечить равномерную циркуляцию жидкости используется помпа. Для более быстрого охлаждения радиатора на него устанавливается вентилятор. Для поддержания достаточного давления в системе устанавливается расширительный бачок. Система охлаждения Нива Шевроле в среднем помещает примерно 5 литров жидкости.

Основное предназначение радиатора – отводить тепло от охлаждающей жидкости. Обычно он состоит из сердечников, верхнего и нижнего бачков. По устройству, радиаторы бывают пластинчатые или сотовые. Внутри пластин проходят овальные или круглые трубки, в которых протекает антифриз. Обычно используются овальные трубки, поскольку они лучше выдерживают высокое давление. Так же при замерзании они не разрываются, а только лишь меняют форму, расширяясь. Наличие пластин повышает жесткость конструкции и способствует более быстрому охлаждению.

Расширительный бачок применяют для того, чтобы избежать излишнего давления, которое образуется, когда охлаждающая жидкость нагревается и увеличивается в объеме. Бачок всегда комплектуется специальной крышкой с клапаном, который стравливает воздух, снижая давление в системе. Обычно используют белый или прозрачный пластик для изготовления бачка, чтобы можно было контролировать уровень антифриза. Проверяют обычно на остывшем двигателе.

Насос или помпа способствует циркуляции антифриза в системе. Обычно представляет собой крыльчатку, которая приводиться в движение коленвалом двигателя. Для предотвращения утечек на вал устанавливаются прокладки и сальники.

Чтобы усилить поток воздуха, проходящий через радиатор устанавливают вентилятор. Крепят его обычно на корпус, обеспечивая максимальный проток воздуха между пластинами. Для того, чтобы снизить расход электроэнергии на подержание работы вентилятора, его включение и отключение делают автоматическим, при достижении определенной температуры. За срабатывание вентилятора отвечает специальный температурный датчик, который обычно встраивается в корпус радиатора. В зависимости от типа работы датчика, может быть настроено плавное изменение скорости работы вентилятора, в зависимости от температуры.

Вентилятор приводиться в движение отдельным электродвигателем. Подключение производиться через датчик температуры. При нагревании, сопротивление датчика меняется, обеспечивая плавное изменение оборотов вентилятора. Обычно вентилятор включается при движении с низкой скоростью, в плотном потоке, пробках. При загородном движении с высокой скоростью обычно достаточно естественного обдува радиатора.

Еще одним важным компонентом системы охлаждения нивы шевроле является термостат. Основной целью термостата служит перераспределения потоков охлаждающей жидкости. Для более быстрого прогрева в зимний период, термостат закрывается, и антифриз циркулирует по так называемому малому кругу, внутри двигателя, минуя радиатор. При достижении температуры 80-85 градусов Цельсия клапан автоматически раскрывается, переключаясь на большой круг, переводя поток на радиатор.

Для того, чтобы контролировать температуру двигателя из автомобиля существует система датчиков и сигнальных ламп, располагающихся на панели приборов.

Антифриз.

Это основной компонент в охлаждающей системе автомобиля. В начале производства техники использовалась вода, но ее применение имело ряд недостатков – низкая температура кипения, образование коррозии на конструктивных элементах двигателя и низкая температура замерзания. В настоящее время используются растворы на основе этиленгликоля. Преимуществом данных жидкостей является их безопасность при попадании на кожу, или в окружающую среду. Чтобы избавиться от коррозийных качеств в состав добавляют различные присадки. Если температура окружающей среды опускается ниже нуля, то такой раствор становиться рыхлым, но при этом не расширяется и не разрушает детали системы охлаждения.

Устройство системы охлаждения Шевроле Нива 2123

Конструктивно автомобиль 2123 схож по устройству со своим предшественником, Нивой 2121. Но она лишена тех недостатков, которые появились в процессе массовой эксплуатации данного автомобиля. Так, новая модель лишилась крана на печке. Для оттока охлаждающей жидкости теперь используется специальное отверстие в термостате, которое обеспечивается работой специальной системы заслонок.

Главное отличие состоит в принципиально новом устройстве термостата.

И принцип его работы:

Наш термостат (2123)

И назначение его патрубков

В новой модели термостата движение охлаждающей жидкости осуществляется в другом направлении. Это позволяет регулировать термостатом работу печки, за счет понижения ее температуры. Так же в новом термостате присутствует пароотводная трубка, которая позволяет быстрее снижать давление в системе.

Неисправности системы охлаждения Нива Шевроле

В первую очередь, поломку можно определить, по температуре двигателя. Существенный перегрев или переохлаждение могут быть вызваны множеством факторов. В первую очередь следует обратить внимание на температурный порог, при котором включается вентилятор на радиаторе. При выходе из строя термостата будет существенная разница в температуре двигателя и радиатора. Так же необходимо проверить ремень, который приводит в движение насос.

Возможна разгерметизация системы вследствие повреждений расширительного бачка или клапане в его крышке. Это приведет к снижению давления в системе, антифриз будет закипать при более низкой температуре, но недостаточной, для включения вентилятора радиатора.

Внимание! Антифриз можно доливать только при выключенном и остывшем двигателе, поскольку горячий антифриз может выплеснуться, причинив сильные ожоги. Так же при этом увеличивается риск отравления парами, которые образуются в результате кипения антифриза.

Если термостат заедает в открытом положении, возможна такая ситуация, когда при езде с высокой скоростью будет возникать переохлаждение двигателя. Так же это приводит к серьезным проблемам в зимнее время: двигатель не может прогреться до нужной температуры, ЭБУ увеличивает расход топлива для прогрева, на стенках цилиндров образуется большое количество нагара. Так же это способствует снижению вязкости масла, снижает ресурс катализатора.

Все об устройстве и неисправностях системы охлаждения Шевроле Нива — подробный мануал с советами экспертов


Основная задача системы охлаждения автомобиля Нива Шевроле заключается в эффективной регулировке температуры двигателя.

При учете того, что автомобиль позиционируется в качестве внедорожника и подвержен большим нагрузкам, используется система замкнутого типа с принудительной циркуляцией.

Ее главное отличие заключается в том, что за счет увеличенного давления температура кипения повышается до порядка 120 градусов по Цельсию.

Основные элементы системы и чем хороши силиконовые патрубки

Детали системы представлены на схеме выше, к ним относятся:

  • радиатор воздушного охлаждения (арт. 2123-1301012);
  • кожух с вентиляторами (арт. 2123-1300025-01);
  • датчик температуры (арт. 2101-3808600-02 и 2112-3851010);
  • водяной насос (арт. 2123-1307010);
  • термостат (арт. 2123-1306010);
  • помпа (арт. 21230-1307011-82).
Читать еще:  Рейтинг автомобилей эконом класса 2017

Все элементы системы охлаждения соединяются между собой за счет различных шлангов и патрубков, которые в большинстве случаев изготовлены из резины или аналогичных по свойствам полимеров.

Примечание: используемый материал зависит исключительно от производителя конкретной запчасти, поэтому при выборе следует уделять внимание этому моменту.

В качестве разумной альтернативы резиновым шлангам все чаще автолюбители отдают предпочтение силиконовым аналогам, которые стоять существенно дороже. Главная причина этого заключается в том, что силикон не «дубеет» на морозе и не растрескивается. Это позволяет избежать вытекания охлаждающей жидкости из системы, что в значительной мере влияет на эффективность ее работы.
Комплектность патрубков системы охлаждения Chevrolet Niva:

  • Верхний шланг радиатора -1 шт;
  • Нижний шланг радиатора — 1 шт;
  • Патрубок термостата и водяного насоса 1 шт;
  • Шланг подводящий радиатора отопителя;
  • Шланг отводящий радиатора отопителя.

Прочность самого силикона во многом зависит от толщины стенок трубки, а также наличия специального армирования. Детали из этого материала, изготовленные именно для систем охлаждения, зачастую характеризуются двойным армированием, что делает их конструкцию куда более прочной и долговечной.

Если же верить отзывам самих владельцев Шнивы, то все дополнительные затраты по замене резиновых на силиконовые патрубки охлаждения полностью себя оправдывают. Это особенно актуально, если автомобиль эксплуатируется в суровых северных условиях.

Следует также отметить, что в большинстве случаев места соединения обжимаются пружинными хомутами и лишь в редких случаях используются винтовые. Еще одним несомненным достоинством силикона служит тот факт, что он хорошо противостоит воздействию бензина, не изменяя своих физических свойств.

Принцип циркуляции жидкости в системе ВАЗ-2123

Циркуляция тосола или антифриза в системе охлаждения Шеви Нива происходит по двум кругам — малом и большом. В первом случае жидкость движется, минуя радиатор, поскольку не нуждается в дополнительном охлаждении и ей достаточно температуры наружного воздуха, чтобы эффективно поглощать тепло от двигателя. Допуск уровня нагрева жидкости в таком случае составляет порядка 78 градусов по Цельсию.

Нормативный уровень давления составляет 1-1,2 атмосферы, а при нагреве жидкости его переизбыток «стравливается» через специальный клапан. Расположен он на расширительном бачке, который можно дополнительно отрегулировать.

Если же происходит нагрев свыше 80 градусов, циркуляция жидкости начинается по большому кругу с привлечением к охлаждению радиатора. Регулирует направление движения жидкости по одному из кругов термостат, который реагирует на повышение температуры жидкости в системе, открываясь и закрываясь в случае необходимости. При этом циркуляция обеспечивается водяным насосом, который приводится в движение от коленвала через специальный поликлиновый ремень.

Охлаждение головки и блока цилиндров происходит за счет специальной «рубашки» с охлаждающей жидкостью, которая забирает тепло и затем поступает в радиатор, в котором происходит понижение ее температуры. Чтобы обеспечить полную герметичность системы и предотвратить вытекание жидкости, предусмотрены прокладка и сальник. Первый обеспечивают герметичность со стороны блока цилиндров, а второй предотвращает течь в месте входа вала в корпус насоса.

Когда жидкость циркулирует по большому кругу, охлаждение ее происходит за счет сот радиатора, которые обдуваются потоком воздуха. В большинстве случаев этого вполне достаточно для обеспечения необходимой теплоотдачи. Тем не менее, в жаркое время года или в пробках с низкой скоростью движения температура антифриза существенно возрастает, вплоть до полного закипания жидкости.

В таком случае нагрев регулируется за счет принудительного включения вентиляторов, которые крепятся к корпусу радиатора снаружи. Заводская конструкция предусматривает наличие сразу двух таких элементов, которые активируются независимо друг от друга. Первый — при нагреве жидкости до 98 градусов, второй — до 102.

Эффективность работы вентиляторов гарантирована лишь в том случае, когда исправно работает датчик температуры внутри радиатора, показания которого и служат поводом для запуска активной системы воздушного охлаждения. При этом нормальной рабочей температурой жидкости считается показатель от 80 до 95 градусов.

Возможные неисправности

Чаще всего речь идет о потере жидкости в процессе эксплуатации, но бывают и другие сторонние факторы.

Протекание антифриза или тосола

Течет тосол из патрубков


Патрубки и шланги системы охлаждения изготавливаются из резины, которая подвержена воздействию низких температур.

Ее физические свойства при этом меняются и материал становится более хрупким, легко крошится и лопает в местах соединений, через которые и «уходит» тосол или антифриз.

Чаще всего такое происходит в месте уплотнения хомутами, поскольку именно там приходится наибольшая нагрузка. Также бывают случаи, когда сами хомуты ослабляются из-за вибраций двигателя в процессе работы.

При этом во многом подтекание происходит из-за невнимательности самого владельца, поскольку чрезмерный пережим места соединения приводит именно к негативным последствиям. Чаще всего течь наблюдается в месте примыкания патрубка охлаждения к радиатору, а также к системе отопления. Решить проблему можно заменив вышедшую из строя трубку или патрубок.

Важно: В большинстве случаев поломку проще предотвратить, чем потом устранять. Для этого необходимо регулярно проверять уровень жидкости и наблюдать за панелью приборов — слишком высокая рабочая температура служит самым важным индикатором того, что в системе наблюдаются неполадки.

Определить течь достаточно просто, поскольку для этого достаточно проверить все соединительные элементы при охлажденном двигателе и определить там наличие влаги, которой быть не должно.

Не герметичность расширительного бачка

Многие владельцы автомобилей сталкиваются с проблемой, когда бачок лопается из-за чрезмерного давления в системе. Виной этому служит низкое качество материалов изделия. Решается проблема достаточно просто:

  • снижение уровня давления в системе за счет менее плотного закрытия крышки бачка;
  • замена элемента на более качественный аналог.

Оба варианта не требуют больших финансовых вложений. Примечательно, что эта проблема встречается гораздо чаще остальных, поэтому вариантов замены штатного бачка аналогом высокого качества существует достаточно много.

Течь в радиаторе

Чаще всего проблемы с радиатором возникают из-за его физического износа или механических повреждений.

В первом случае разрушение происходит ввиду неправильного выбора жидкости в системе охлаждения — чрезмерная плотность приводит к коррозии металла и постепенному разрушению сот.

Механические повреждения наблюдаются в том случае, когда автомобиль эксплуатируется на дорогах с плохим качеством покрытия, избытком гравия или щебня. Мелкие твердые частицы с большим ускорением могут ударять по корпусу и тем самым нарушать герметичность радиатора. Решений проблемы в таком случае бывает два — сварочные работы или полная замена радиатора.

Первый вариант зачастую трудно реализовать ввиду сложности выполнения, да и многие микротрещины остаются незамеченными и течь продолжается, хоть и в гораздо меньших масштабах.

Трещины в рубашке охлаждения

Трещины в этом элементе системы охлаждения наблюдаются гораздо реже, но они все же возможны. Главная проблема заключается в том, что определить место, где течет тосол крайне сложно и единственным адекватным способом служит существенное повышение уровня давления на короткий промежуток времени, для этого выполните опрессовку системы.

В таком случае наблюдается более интенсивная течь, которую выявить гораздо проще. Но зачастую трещина слишком мала и для более точной проверки ГБЦ демонтируется и опрессовывается на специальном стенде.

Выбрасывает жидкость из расширительного бачка

Выкидывать жидкость начинает, когда система не герметична и температура кипения жидкости снижается, а принудительное охлаждение радиатора вентиляторами не происходит. Вторая причина — нарушение работы самих вентиляторов. Также бывает виной всего лишь пробка расширительного бачка.

Не правильная работа датчика температуры

В первую очередь выход из строя датчика температуры нарушает работоспособность радиатора и вентиляторов воздушного охлаждения. Происходит несвоевременное включение нужного дополнительного охлаждения.

Из-за этого происходит, перегрев жидкости, существенное повышение давления в патрубках и расширительном бачке, а также перегрев блока цилиндров и головки двигателя, что приводит к выгоранию смазки и нарушению его работоспособности.

Образуются воздушные пробки

Они не позволяют жидкости циркулировать по большому или малому кругу, что приводит к перегреву одних участков и переохлаждению других.

Подобные перепады температур пагубно влияют на всю систему, снижая ее работоспособность. Решением проблемы становится полное сливание жидкости с системы и ее замена с прогоном при открытом расширительном бачке для устранения воздушных пробок.

Видео-инструкция

Рекомендуем посмотреть видео-инструкцию, как устранить воздушные пробки их системы охлаждения

Помпа слабо «гоняет»

Одним из наиболее важных элементов системы остается помпа, которая «гоняет» жидкость по системе. Причины ее поломок максимально очевидны — низкое качество материалов и минимальный ресурс работоспособности. Решается проблема простой заменой элемента, которая отнимает небольшое количество времени и при этом не требует больших капиталовложений.

Ослабление натяжения ремня генератора

Он тоже во многом влияет на работоспособность системы охлаждения. В случае обрыва ремня или его слабого натяжения возникает сразу несколько проблем:

  • отсутствие зарядки аккумулятора от генератора;
  • отсутствие циркуляции жидкости;
  • перегрев двигателя и других элементов.

Заклинивает термостат

Элемент, который может заклинить, тем самым не позволяя выполнять циркуляцию охлаждающей жидкости по большому кругу даже в том случае, когда ее температура достигает критического максимума.

Решается проблема заменой детали на более качественный и надежный аналог.

Система охлаждения Шевроле Нива

Общие сведения

Основная задача системы охлаждения двигателя Нивы Шевроле – поддержание оптимального теплового режима, поскольку и чрезмерно высокая и слишком низкая температуры не лучшим образом сказываются на работе мотора. Повышенная температура ведет к выгоранию смазки, а также к нарушению зазоров между деталями двигателя – это приводит к быстрому износу, заеданиям и заклиниваниям. При низких же температурах смазка становится слишком вязкой, из-за чего повышается трение. Кроме того, повышается и износ деталей, поскольку горючая смесь конденсируется и смывает смазку со стен цилиндра.

Классификация систем охлаждения

Системы охлаждения бывают жидкостными и воздушными; последние практически не встречаются в современных автомобилях. Жидкостные, в свою очередь, бывают открытого и закрытого типа. Открытые сообщаются с окружающей средой через трубку отвода пара, а закрытые изолированы от окружающей среды, поэтому давление и температура закипания жидкости в них выше (до 110-120 градусов).
Различаются жидкостные системы и по способу циркуляции:
Принудительные. Жидкость приводится в движение расположенным на двигателе насосом.
Термосифонные. Здесь циркуляция жидкости вызвана разницей плотности нагретой деталями жидкости и жидкости, охлажденной в радиаторе.
Комбинированные. Блоки цилиндров охлаждаются по термосфильному принципу, а самые горячие детали – принудительно.

Устройство

Чаще всего в автомобильных ДВС используются закрытые системы охлаждения с принудительным принципом работы. Схема системы охлаждения Шевроле-Нивы включает в себя рубашку охлаждения цилиндров, насос, радиатор, термостат, вентилятор, шланги, патрубки, расширительный бачок и радиатор отопителя.

Охлаждающая жидкость (далее – ОЖ), которая находится в рубашке охлаждения, нагревается теплом цилиндра и поступает в радиатор. Там ее температура понижается, и ОЖ возвращается в рубашку. Насос обеспечивает принудительную циркуляцию, а радиатор – интенсивное охлаждение. Термостат отвечает за степень охлаждения, автоматически включая или выключая вентилятор.

Радиаторы

Задача радиатора – отдавать тепло ОЖ воздуху. В зависимости от строения сердцевины радиаторы делятся на:
трубчатые (самые распространенные);
пластинчатые;
сотовые.
Сердцевина трубчатого радиатора представляет собой вертикальные трубки круглого либо овального сечения, которые припаяны к бачкам и проходят через ряд горизонтальных тонких пластин – эти пластины повышают жесткость радиатора и улучшают теплоотдачу. Трубки с овальным сечением имеют большую поверхность охлаждения и не разрываются при замерзании ОЖ.
Сердцевина пластинчатого радиатора состоит из спаянных между собой пластин (как правило, волнистых), между каждой парой которых и циркулирует ОЖ. Сквозь проходы между пластинами вентилятор просасывает охлаждающий радиатор воздух. Охлаждающая поверхность таких радиаторов больше, но при этом они требуют более тщательного ухода, поэтому и применяются реже.
В сердцевине сотового радиатора находятся горизонтальные трубки круглого сечения, которые омываются ОЖ снаружи. Для того чтобы можно было спаять концы трубок, их сечению придают форму правильного шестиугольника, развальцовывая края. Преимущество сотовых радиаторов – большая по сравнению с другими типами поверхность охлаждения.

Читать еще:  Тепловой зазор между поршнем и цилиндром

Горловина и расширительный бачок

Заливная горловина и патрубок для присоединения шланга впаяны в верхний бачок, а в нижний – патрубок отводящего шланга. Изоляция системы охлаждения обеспечивается пробкой, которая закрывает горловину. Она состоит из корпуса, запорной пружины и двух клапанов – выпускного и впускного. Если ОЖ закипает, то возрастает давление пара, и при превышении определенного значения паровой (выпускной) клапан открывается, выводя пар через трубку. Воздушный клапан служит для предотвращения сдавливания трубок радиатора – такая опасность возникает, когда в результате конденсации пара создается разрежение. Тогда клапан пропускает воздух внутрь радиатора.
Расширительный бачок служит для того, чтобы компенсировать колебания объема ОЖ, которые возникают из-за изменения температуры в системе. Кроме того, через такой бачок осуществляется заполнение системы ОЖ в тех радиаторах, где не предусмотрена заливная горловина – тогда клапаны расположены в пробке бачка. Уровень жидкости контролируется при помощи нанесенных на бачок меток.

Насос

Насос нужен для обеспечения принудительной циркуляции ОЖ. Используются насосы центробежного типа, которые состоят из корпуса, сальника и вала с крыльчаткой. Такой насос устанавливается на переднюю часть блока цилиндров, а привод его осуществляется посредством ремня от шкива коленвала. Крыльчатка, вращаясь, создает центробежную силу, под воздействием которой ОЖ поступает из нижнего бачка к центру корпуса насоса и отбрасывается к наружным стенкам. Через отверстие в стенке жидкость проходит в отверстие рубашки охлаждения, а вытеканию ОЖ препятствуют прокладка и сальник.

Вентилятор

Чтобы усилить поток воздуха в сердцевине радиатора, устанавливают насос; он может быть смонтирован как отдельно, так и на одном с насосом валу. Есть несколько способов привода вентилятора, самый простой из которых – механический. При таком типе привода вентилятор жестко закреплен на одной с насосом оси и постоянно пребывает в активном состоянии, что влечет излишний расход мощности. По этой причине механическое подключение не используется в современных моторах, а для привода вентилятора используется муфта, которая автоматически включает вентилятор, когда ОЖ достигает определенной температуры. Некоторые виды муфт (вискомуфта и гидромуфта) могут плавно регулировать частоту вращения вентилятора в зависимости от температуры.

Но чаще всего применяется привод вентилятора при помощи отдельного электродвигателя, что дает возможность легко регулировать его работу посредством термисторного датчика. А если система управляется контроллером двигателя, то становится возможным изменять частоту вращения. Вентилятор также реагирует на режимы движения (холостой ход, езда на высокой скорости).

Термостат

Для поддержания оптимальной температуры во время работы двигателя служит термостат, который устанавливают на пути ОЖ из рубашки в верхний бачок. В системах охлаждения применяются термостаты с твердым и жидкостным наполнителем.
Термостат с твердым наполнителем представляет собой корпус с медным баллоном внутри. Этот баллон заполняется массой смешанного с церезином медного порошка и сверху закрыт крышкой; между крышкой и баллоном находятся диафрагма, сверху которой стоит воздействующий на клапан шток. Когда двигатель не прогрет, масса внутри баллона пребывает в твердом состоянии, и под действием пружины клапан закрыт. При прогреве масса плавится и давит на диафрагму, открывая клапан.
Термостат жидкостного типа состоит корпуса, латунного цилиндра, штока и двойного клапана. Жидкость с температурой кипения 70-75 градусов находится внутри гофрированного цилиндра и при непрогретом двигателе циркулирует по малому кругу.
Когда жидкость достигает температуры кипения, она испаряется, повышая давление. Цилиндр разжимается, двигает шток и открывает путь для жидкости, приподнимая клапан. Если температура достигнет 90 градусов, клапан откроется полностью и перекроет скошенной кромкой выход на малый круг, направив жидкость по кругу большому.

Температура ОЖ контролируется при помощи расположенной на щитке приборов сигнальной лампы и указателя температуры, которые, в свою очередь, управляются датчиками, ввернутыми в рубашку охлаждения и верхний бачок.
Теплоносителем может быть как вода (устаревшие двигатели), так и антифриз. Качество ОЖ имеет определяющее значение для надежности работы двигателя и его долговечности.
Антифризами принято называть не замерзающие при минусовой температуре ОЖ для охлаждающей системы авто. Основу антифризов составляют водный раствор этиленгликоля или – реже – пропиленгликоля. К этиленгликолевым антифризам может быть добавлено до полутора десятков разнообразных присадок, поскольку он агрессивен к материалам двигателя. Набор присадок является определяющим для качества и сферы применения антифриза. В зависимости от присадок выделяют три типа антифиризов:
Органические. Такие современные ОЖ еще называют карбоксилатными, и в них применяются присадки на основе солей каробновых кислот. Такие антифризы служат дольше благодаря медленному расходу присадок.
Неорагнические. Самый старый вид антифризов, к которому относится, например, Тосол. Присадки в них разрушаются быстро, а пришедшие в негодность компоненты откладываются, ухудшая теплообмен.
Гибридные. Промежуточное звено: в качестве присадок применяются соли каробновых кислот с долей фосфатов либо силикатов.
Антифризы продаются как в готовом виде, так и в концентрированном – тогда их нужно разбавлять дистилированной водой.

Система охлаждения двигателя Шевроле-Нива

Основа схемы системы охлаждения Нивы-Шевроле взята у модели 2121. Слабые места системы были доработаны: так, был подключен радиатор «печки» без крана, отток ОЖ от печки осуществляется в термостат, и туда же сливается жидкость из системы подогрева заслонок.

Главным отличием системы охлаждения Шевроле-Нивы от системы предшественника стал усовершенствованный термостат.
Это классический термостат, установленный на модели 2121…

… и принцип его работы.

А вот термостат системы охлаждения двигателя Нивы-Шевроле…

… и назначение патрубков.

На этих изображениях видно, что теперь работа термостата зависит от температуры в радиаторе печки и в системе обогрева воздушной заслонки. При повышении температуры горячая ОЖ пропускается через верхний патрубок радиатора, а пароотводная трубка (4) соединяет систему охлаждения Шевроле-Нивы с расширительным бачком. На бачке установлена трубка, которая контролирует давление в системе.

Возможные неисправности

Переохлаждение и перегрев двигателя являются основными внешними признаками того, что система охлаждения пришла в негодность. Перегрев может быть вызван следующими причинами:
Недостаточное количество жидкости. Может быть следствием выкипания или утечки. В первом случае недостаток нужно восполнить дистилированной водой, во втором – антифризом. При этом следить нужно не только за количеством ОЖ, но и за ее состоянием: когда жидкость становится буро-рыжей, ее следует немедленно поменять.
Обрыв либо слабое натяжение ремня насоса.
Невключенные электродвигатель или муфта вентилятора.
Серьезное загрязнение внешней поверхности радиатора.
Неисправность выпускного клапана или расширительного бачка.
Неисправность насоса.
Заедание термостата в закрытом положении. Это приводит к остановке циркуляции ОЖ через радиатор, и тогда двигатель перегревается, а радиатор остается холодным.
Переохлаждение может возникнуть по причине заедания термостата в открытом положении либо же из-за отсутствующих в зимнее время утеплительных чехлов. При негерметичной системе двигатель не прогревается из-за отсутствия повышенного давления.
Отдельно нужно отметить, что температура, при которой включаются вентиляторы на Ниве-Шевроле, составляет 98-105 градусов, а средняя температура кипения ОЖ – 100 градусов. В системе при помощи пробки расширительного бачка создается давление в 1 Атм, а это приводит к повышению температуры кипения жидкости приблизительно до 110 градусов. Если же система негерметична, то кипение начнется при 100 С, и двигатель перегреется. Важно, чтобы давление находилось именно на уровне 1 Атм – превышение этой отметки вызовет протекание патрубков.

Система охлаждения на Ниве Шевроле

В системе автомобиля имеются несколько систем одной из которых является система охлаждения Нива Шевроле. Она представляет собой замкнутую принудительно циркулирующую структуру. Которая состоит из:

  • Радиатора
  • Вентилятора и насоса
  • Термостата
  • Патрубков
  • Расширительного бочка
  • Датчика температур
  • Помпа

Если какой-то из элементов выйдет из строя, то вся система охлаждения станет работать неэффективно.

Принцип работы

Вовремя работы автомобиля, двигатель начинает нагреваться, и в цилиндрах температура может достигаться 2000 градусов и чтобы снять температурное напряжение существует данный охлаждающий механизм, который имеет своеобразную воздушную рубашку – систему каналов по которой перемещается ОЖ. При помощи этой циркуляции происходит вывод тепла наружу.

Течение антифриза или тосола происходит за счет водяного насоса, работа которого происходит за счет поликлинового ремня от шкива коленвала. Если температура двигателя не превышает 78 градусов по Цельсию, то термостат находится в закрытом положение и циркуляция происходит по малому кругу через блок подогрева дросселя и радиатора отопления в обход радиатора охлаждения.

Когда температура превышает 80 градусов термостат начинает открываться и циркуляция начинает происходит через основной радиатор охлаждения Шевроле Нива, в состав которого входят пара пластиковых бочка и алюминиевая часть из горизонтальных канальцев. ОЖ начинает поступать в правый бачок через верхний патрубок, а выходит от левого бочка через выпускной патрубок. Там же располагается пробка для слива жидкости.

Система управления

Все процессы циркуляции происходят и контролируются при помощи контроллера который получает данные с блока управления и датчика температур, который информирует о повышении температуры. На радиаторе установлен кожух который имеет два спаренных вентилятора. В зависимости от заданной температуры они начинают активироваться. Включение первого происходит по достижению 98 градусов, а второй со 102 градусов.

Расширительный бачок Нива Шевроле имеет пробку с выпускным и впускным клапаном. Второй помогает поддерживать необходимое давление в системе, благодаря чему в двигателе быстро достигается необходимая рабочая температура. Если температура начинает быстро подниматься и термостат не успевает подключится то в пробке бачка срабатывает клапан через который выходит избыточное давление.

Неисправности

Для того чтобы двигатель не перегревался, а в последствие его не пришлось чинить, нужно следит за тем чтобы все элементы системы находились в исправном состоянии, так как в ней есть слабые места к которым относятся:

  • Бачок, который может треснуть не выдержав рабочего давления
  • Насос водяной, как правило причиной поломки является некачественная сборка и маленький ресурс
  • Электрика, выходят из строя предохранители и не происходит включение вентиляторов Нива Шевроле
  • Радиатор. Необходимо чистить и проверять на наличие внешних повреждений так как если у него будут повреждения или будет загрязнён то ухудшатся теплоотводящие свойства
  • Термостат. Канал перестает своевременно открывается и ОЖ начинает течь по малому кругу.
  • Патрубки. Если они достаточно износились могут дать течь, что повлияет на охлаждение двигателя.
  • Ремень генератора. В случае если он порвется то перестанет крутится помпа и АКБ перестанет заряжаться, что может привести к перегреванию двигателя.

В случае если помпу заклинивает или она протекает, а также имеются характерные шумы ее следует заменить на новую. Замена помпы Нива Шевроле происходит следующим способом:

  1. Снимается рукав который подводит воздух к ВФ
  2. На блоке цилиндров от кронштейна отсоединяем проставку воздуховода
  3. Отсоединяем правый рукав
  4. Снимаем воздуховод вместе с проставкой
  5. Ослабив хомуты снимаем термостат
  6. Натяжение ролика привода ослабляем
  7. С натяжного ролика снимаем ремень
  8. Откручиваем и снимаем шкив помпы
  9. У крышки насоса отворачиваем гайки крепления
  10. Снимаем крыльчатку и помпу
  11. У корпуса насоса вынимаем прокладку
  12. Устанавливаем новую помпу на место в обратном порядке, предварительно обработав стыки герметиком
Читать еще:  Как поднять мощность двигателя

В случае если нужно снять радиатор охлаждения Шевроле Нива нужно проделать следующее:

  1. Автомобиль загоняется на яму
  2. Отсоединяем клеммы АКБ
  3. Открываем крышку расширительного бачка и в салоне рычаг отопления отводим в максимальное положение
  4. Через специальный сливной кран сливаем жидкость
  5. Когда жидкость слили демонтируем воздушный фильтр и кожух
  6. У бочка гидроусилителя открываем крышку и откручиваем все хомуты идущие к радиатору
  7. Снимаем звуковой сигнал
  8. Отсоединяем хомут который идет от патрубка на термостат
  9. Демонтируем мухоуловитель
  10. Выкручиваем все элементы которые крепят радиатор и демонтируем патрубки идущие со стороны пассажира на радиатор
  11. Разделяем радиатор и блок вентиляторов
  12. Выкручиваем нижний шланг который не дает снять деталь
  13. Когда все отсоединил можно демонтировать радиатор

В Ниве конструкторами была разработана грамотная система охлаждения, и чтобы она сохраняла свою работоспособность ей нужен своевременный и хороший уход, а также необходимо следить за уровнем ОЖ и при необходимости доливать.

Система охлаждения Шевроле Нива

Общие сведения

Основная задача системы охлаждения двигателя Нивы Шевроле – поддержание оптимального теплового режима, поскольку и чрезмерно высокая и слишком низкая температуры не лучшим образом сказываются на работе мотора. Повышенная температура ведет к выгоранию смазки, а также к нарушению зазоров между деталями двигателя – это приводит к быстрому износу, заеданиям и заклиниваниям. При низких же температурах смазка становится слишком вязкой, из-за чего повышается трение. Кроме того, повышается и износ деталей, поскольку горючая смесь конденсируется и смывает смазку со стен цилиндра.

Классификация систем охлаждения

Системы охлаждения бывают жидкостными и воздушными; последние практически не встречаются в современных автомобилях. Жидкостные, в свою очередь, бывают открытого и закрытого типа. Открытые сообщаются с окружающей средой через трубку отвода пара, а закрытые изолированы от окружающей среды, поэтому давление и температура закипания жидкости в них выше (до 110-120 градусов).
Различаются жидкостные системы и по способу циркуляции:
Принудительные. Жидкость приводится в движение расположенным на двигателе насосом.
Термосифонные. Здесь циркуляция жидкости вызвана разницей плотности нагретой деталями жидкости и жидкости, охлажденной в радиаторе.
Комбинированные. Блоки цилиндров охлаждаются по термосфильному принципу, а самые горячие детали – принудительно.

Устройство

Чаще всего в автомобильных ДВС используются закрытые системы охлаждения с принудительным принципом работы. Схема системы охлаждения Шевроле-Нивы включает в себя рубашку охлаждения цилиндров, насос, радиатор, термостат, вентилятор, шланги, патрубки, расширительный бачок и радиатор отопителя.

Охлаждающая жидкость (далее – ОЖ), которая находится в рубашке охлаждения, нагревается теплом цилиндра и поступает в радиатор. Там ее температура понижается, и ОЖ возвращается в рубашку. Насос обеспечивает принудительную циркуляцию, а радиатор – интенсивное охлаждение. Термостат отвечает за степень охлаждения, автоматически включая или выключая вентилятор.

Радиаторы

Задача радиатора – отдавать тепло ОЖ воздуху. В зависимости от строения сердцевины радиаторы делятся на:
трубчатые (самые распространенные);
пластинчатые;
сотовые.
Сердцевина трубчатого радиатора представляет собой вертикальные трубки круглого либо овального сечения, которые припаяны к бачкам и проходят через ряд горизонтальных тонких пластин – эти пластины повышают жесткость радиатора и улучшают теплоотдачу. Трубки с овальным сечением имеют большую поверхность охлаждения и не разрываются при замерзании ОЖ.
Сердцевина пластинчатого радиатора состоит из спаянных между собой пластин (как правило, волнистых), между каждой парой которых и циркулирует ОЖ. Сквозь проходы между пластинами вентилятор просасывает охлаждающий радиатор воздух. Охлаждающая поверхность таких радиаторов больше, но при этом они требуют более тщательного ухода, поэтому и применяются реже.
В сердцевине сотового радиатора находятся горизонтальные трубки круглого сечения, которые омываются ОЖ снаружи. Для того чтобы можно было спаять концы трубок, их сечению придают форму правильного шестиугольника, развальцовывая края. Преимущество сотовых радиаторов – большая по сравнению с другими типами поверхность охлаждения.

Горловина и расширительный бачок

Заливная горловина и патрубок для присоединения шланга впаяны в верхний бачок, а в нижний – патрубок отводящего шланга. Изоляция системы охлаждения обеспечивается пробкой, которая закрывает горловину. Она состоит из корпуса, запорной пружины и двух клапанов – выпускного и впускного. Если ОЖ закипает, то возрастает давление пара, и при превышении определенного значения паровой (выпускной) клапан открывается, выводя пар через трубку. Воздушный клапан служит для предотвращения сдавливания трубок радиатора – такая опасность возникает, когда в результате конденсации пара создается разрежение. Тогда клапан пропускает воздух внутрь радиатора.
Расширительный бачок служит для того, чтобы компенсировать колебания объема ОЖ, которые возникают из-за изменения температуры в системе. Кроме того, через такой бачок осуществляется заполнение системы ОЖ в тех радиаторах, где не предусмотрена заливная горловина – тогда клапаны расположены в пробке бачка. Уровень жидкости контролируется при помощи нанесенных на бачок меток.

Насос

Насос нужен для обеспечения принудительной циркуляции ОЖ. Используются насосы центробежного типа, которые состоят из корпуса, сальника и вала с крыльчаткой. Такой насос устанавливается на переднюю часть блока цилиндров, а привод его осуществляется посредством ремня от шкива коленвала. Крыльчатка, вращаясь, создает центробежную силу, под воздействием которой ОЖ поступает из нижнего бачка к центру корпуса насоса и отбрасывается к наружным стенкам. Через отверстие в стенке жидкость проходит в отверстие рубашки охлаждения, а вытеканию ОЖ препятствуют прокладка и сальник.

Вентилятор

Чтобы усилить поток воздуха в сердцевине радиатора, устанавливают насос; он может быть смонтирован как отдельно, так и на одном с насосом валу. Есть несколько способов привода вентилятора, самый простой из которых – механический. При таком типе привода вентилятор жестко закреплен на одной с насосом оси и постоянно пребывает в активном состоянии, что влечет излишний расход мощности. По этой причине механическое подключение не используется в современных моторах, а для привода вентилятора используется муфта, которая автоматически включает вентилятор, когда ОЖ достигает определенной температуры. Некоторые виды муфт (вискомуфта и гидромуфта) могут плавно регулировать частоту вращения вентилятора в зависимости от температуры.

Но чаще всего применяется привод вентилятора при помощи отдельного электродвигателя, что дает возможность легко регулировать его работу посредством термисторного датчика. А если система управляется контроллером двигателя, то становится возможным изменять частоту вращения. Вентилятор также реагирует на режимы движения (холостой ход, езда на высокой скорости).

Термостат

Для поддержания оптимальной температуры во время работы двигателя служит термостат, который устанавливают на пути ОЖ из рубашки в верхний бачок. В системах охлаждения применяются термостаты с твердым и жидкостным наполнителем.
Термостат с твердым наполнителем представляет собой корпус с медным баллоном внутри. Этот баллон заполняется массой смешанного с церезином медного порошка и сверху закрыт крышкой; между крышкой и баллоном находятся диафрагма, сверху которой стоит воздействующий на клапан шток. Когда двигатель не прогрет, масса внутри баллона пребывает в твердом состоянии, и под действием пружины клапан закрыт. При прогреве масса плавится и давит на диафрагму, открывая клапан.
Термостат жидкостного типа состоит корпуса, латунного цилиндра, штока и двойного клапана. Жидкость с температурой кипения 70-75 градусов находится внутри гофрированного цилиндра и при непрогретом двигателе циркулирует по малому кругу.
Когда жидкость достигает температуры кипения, она испаряется, повышая давление. Цилиндр разжимается, двигает шток и открывает путь для жидкости, приподнимая клапан. Если температура достигнет 90 градусов, клапан откроется полностью и перекроет скошенной кромкой выход на малый круг, направив жидкость по кругу большому.

Температура ОЖ контролируется при помощи расположенной на щитке приборов сигнальной лампы и указателя температуры, которые, в свою очередь, управляются датчиками, ввернутыми в рубашку охлаждения и верхний бачок.
Теплоносителем может быть как вода (устаревшие двигатели), так и антифриз. Качество ОЖ имеет определяющее значение для надежности работы двигателя и его долговечности.
Антифризами принято называть не замерзающие при минусовой температуре ОЖ для охлаждающей системы авто. Основу антифризов составляют водный раствор этиленгликоля или – реже – пропиленгликоля. К этиленгликолевым антифризам может быть добавлено до полутора десятков разнообразных присадок, поскольку он агрессивен к материалам двигателя. Набор присадок является определяющим для качества и сферы применения антифриза. В зависимости от присадок выделяют три типа антифиризов:
Органические. Такие современные ОЖ еще называют карбоксилатными, и в них применяются присадки на основе солей каробновых кислот. Такие антифризы служат дольше благодаря медленному расходу присадок.
Неорагнические. Самый старый вид антифризов, к которому относится, например, Тосол. Присадки в них разрушаются быстро, а пришедшие в негодность компоненты откладываются, ухудшая теплообмен.
Гибридные. Промежуточное звено: в качестве присадок применяются соли каробновых кислот с долей фосфатов либо силикатов.
Антифризы продаются как в готовом виде, так и в концентрированном – тогда их нужно разбавлять дистилированной водой.

Система охлаждения двигателя Шевроле-Нива

Основа схемы системы охлаждения Нивы-Шевроле взята у модели 2121. Слабые места системы были доработаны: так, был подключен радиатор «печки» без крана, отток ОЖ от печки осуществляется в термостат, и туда же сливается жидкость из системы подогрева заслонок.

Главным отличием системы охлаждения Шевроле-Нивы от системы предшественника стал усовершенствованный термостат.
Это классический термостат, установленный на модели 2121…

… и принцип его работы.

А вот термостат системы охлаждения двигателя Нивы-Шевроле…

… и назначение патрубков.

На этих изображениях видно, что теперь работа термостата зависит от температуры в радиаторе печки и в системе обогрева воздушной заслонки. При повышении температуры горячая ОЖ пропускается через верхний патрубок радиатора, а пароотводная трубка (4) соединяет систему охлаждения Шевроле-Нивы с расширительным бачком. На бачке установлена трубка, которая контролирует давление в системе.

Возможные неисправности

Переохлаждение и перегрев двигателя являются основными внешними признаками того, что система охлаждения пришла в негодность. Перегрев может быть вызван следующими причинами:
Недостаточное количество жидкости. Может быть следствием выкипания или утечки. В первом случае недостаток нужно восполнить дистилированной водой, во втором – антифризом. При этом следить нужно не только за количеством ОЖ, но и за ее состоянием: когда жидкость становится буро-рыжей, ее следует немедленно поменять.
Обрыв либо слабое натяжение ремня насоса.
Невключенные электродвигатель или муфта вентилятора.
Серьезное загрязнение внешней поверхности радиатора.
Неисправность выпускного клапана или расширительного бачка.
Неисправность насоса.
Заедание термостата в закрытом положении. Это приводит к остановке циркуляции ОЖ через радиатор, и тогда двигатель перегревается, а радиатор остается холодным.
Переохлаждение может возникнуть по причине заедания термостата в открытом положении либо же из-за отсутствующих в зимнее время утеплительных чехлов. При негерметичной системе двигатель не прогревается из-за отсутствия повышенного давления.
Отдельно нужно отметить, что температура, при которой включаются вентиляторы на Ниве-Шевроле, составляет 98-105 градусов, а средняя температура кипения ОЖ – 100 градусов. В системе при помощи пробки расширительного бачка создается давление в 1 Атм, а это приводит к повышению температуры кипения жидкости приблизительно до 110 градусов. Если же система негерметична, то кипение начнется при 100 С, и двигатель перегреется. Важно, чтобы давление находилось именно на уровне 1 Атм – превышение этой отметки вызовет протекание патрубков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector