Неустойчивая работа двигателя на переходных режимах
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Неустойчивая работа двигателя на переходных режимах

Motorhelp.ru диагностика и ремонт двигателя

Вибрация и неустойчивая работа двигателя.

В этой статье разберем причины и следствия, приводящие к таким неприятным явлениям на инжекторном двигателе такие как вибрация, неравномерный холостой ход, плавание оборотов и т.п. Здесь коснемся только тех случаев, когда двигатель в целом работает почти нормально, но на холостом ходу или в переходных режимах ощущается нестабильность и неравномерность. Если двигатель конкретно уже «троит», то есть возникают пропуски воспламенения, то эти причины описаны в этой статье. А если совсем глохнет двигатель на холостом ходу, то читать здесь.
Все случаи невозможно рассмотреть в рамках одной статьи, поэтому приведу только наиболее распространенные причины в порядке частоты их проявления.
1. Самая большая группа и зачастую трудно поддающееся диагностике – механические неисправности. Что может влиять на равномерность холостого хода:
1а. Снижение компрессии в одном или нескольких цилиндрах. По своему опыту заметил, что разность в компрессии между цилиндрами на 2 и более бара, а также снижение в абсолютном выражении до величины 8-9 бар приводят к разнице в наполнении и соответственно в отдаче от каждого цилиндра. Причины банальны – износ цилиндро-поршневой группы, прогар или неплотное прилегание клапанов, пробой прокладки и т.д. Выявляется с помощью компрессометра или, что еще лучше, тестера негерметичности надпоршневого пространства.
1б. Проблемы с головкой двигателя. Здесь могут быть такие причины – не отрегулированные зазоры в приводе клапанов, неплотное прилегание, износ седла и направляющих, подклинивание гидрокомпенсаторов, поломка пружины клапана и т.д. Диагностируется мотор-тестером с помощью датчика разряжения или с разборкой головки.
1в. Довольно часто встречаются проблемы, связанные с фазами газораспределительного механизма. На двигателях, где установлен ремень ГРМ бывает, что при замене ошибаются с метками. Реже ремень сам перескакивает на зуб или более. Такое случается обычно когда ремень растягивается или неправильно натянут и чаще зимой, когда масло вязкое. На цепных двигателях обычное явление – растяжение цепи вследствие износа. И очень редко – перескок из-за проблем с натяжителем. Диагностируется без разборки с помощью мотор-тестера и датчика давления. Или с разбором.
1г. Касается иномарок, где установлен клапан рециркуляции отработавших газов (EGR). При подклинивании клапана в приоткрытом положении, вследствии избыточного наполнения цилиндров отработавшими газами, холостой ход становится очень нестабильным, вплоть до того, что двигатель может заглохнуть и не заводится. Встречалось такое и на «японцах» и на «немцах». Выявить можно с помощью дымогенератора.
1д. Подсос воздуха во впускной коллектор отнесу тоже к механическим неисправностям. В зависимости от места расположения подсоса и типа системы управления двигателем, этот вид неисправности может приводить к переобеднению смеси как в целом, так и в отдельном цилиндре, что естественно тоже отразится на равномерности работы двигателя. Подробнее о подсосе можно почитать по этой ссылке. Диагностируется также дымогенератором.
1е. Опоры двигателя. Если все исправно, а вибрация все равно отдает по кузову, не лишним будет проверить опоры двигателя. Изношенные, просевшие, порванные опоры подлежат замене.

2. Система зажигания. Как правило, серьезные неисправности в этой системе приводят к пропускам воспламенения. Однако чаще встречаются незначительные перебои в зажигании, которые могут вызвать нестабильный холостой ход. Причины простые – пробой свечи по изолятору, выгоревшие высоковольтные провода, межвитковое замыкание в катушках и т.д. Диагностируется и выявляется с помощью мотор-тестера или методом подмены.

3. Система питания.
3а. Форсунки. 2 основных характеристики форсунок – качество распыла и производительность с гарантированным успехом можно проверить на специальном стенде. Понятно, что при наличии грязи в системе питания форсунки забиваются, ухудшается распыл, нарушается смесеобразование в цилиндрах и вследствии этого появляется неравномерность в работе двигателя. Подробнее о форсунках и способах промывки можно почитать здесь.
3б. Давление топлива и производительность бензонасоса. Здесь проблемы с питанием могут приводить к значительному переобогащению или переобеднению смеси, что естественно тоже отразится на двигателе. Как правило на системах с обратной связью по датчику кислорода появляются ошибки P0171 и P0172. Как проверить давление топлива описано здесь.
3в. Качество топлива. Нередко встречается вода, ржавчина и другие примеси в топливе. Мне приходилось не раз наблюдать как работает двигатель на смеси бензина с водой. Ничего хорошего в этом нет, наоборот, создается ощущение, что двигатель работает как бы с нагрузкой, соответственно отдача снижается, обороты плавают и т.д. Не поленитесь, заглядывайте в бак хотя бы изредка, особенно с нашим бензином. Болезнь легче предупредить, чем лечить.

4. Система управления двигателем. Для полноценной диагностики нужен сканер. Можно лишь указать типичные проблемы в этой системе.
4а. Датчик кислорода (лямбда-зонд). При отравлении или механическом повреждении датчик кислорода может выдавать неверный сигнал о количестве несгоревшего кислорода в отработавших газах, либо вовсе не выдавать сигнал. Соответственно может отклонятся состав смеси в ту или другую сторону, что приводит к проблемам в работе двигателя. Как правило при выходе из строя датчика кислорода загорается индикатор «check engine». Подробнее об этом датчике можно прочитать по этой ссылке.
Отдельно упомяну датчик кислорода фирмы «Делфи», который устанавливается в автомобили «Жигули». Этот элемент может достаточно рано выйти из строя безо всяких внешних причин и вызовет значительные изменения в работе двигателя.
4б. Датчик температуры двигателя. Как не странно ВАЗовские датчики очень надежные и сами по себе очень редко выходят из строя. Чаще всего с неисправностью этого элемента приходится сталкиваться на автомобилях группы VAG. Здесь неверные показания датчика приведут к изменению оборотов холостого хода и состава смеси.
4в. Регулятор холостого хода. На старых ВАЗах очень не надежный элемент. Основная неисправность –подклинивание штока, что вызывает изменения оборотов холостого хода как в большую так и меньшую сторону. Как правило дефект плавающий.
Из иномарок по степени ненадежности регулятора отличаются Nissan и Mitsubishi.
4г. Датчик массового расхода воздуха. При неисправности может вызвать изменение состава смеси, что в свою очередь отразится на равномерности работы двигателя. Проверяется осциллографом. Подробнее о проверке датчиков системы впрыска осциллографом описано здесь.
Вообще неисправность практически любого элемента система впрыска может вызвать неприятные явления описанные выше. Как правило, при появлении большинства неполадок, связанных с датчиками и исполнительными механизмами, должен загораться индикатор «check engine».

Большая просьба, при копировании материалов сайта ставьте ссылку на источник.скачать dle 10.6фильмы бесплатно

Выявление и устранение причин неустойчивой работы двигателя

Немало проблем автолюбителям доставляет неустойчивая работа двигателя, особенно на холостых оборотах. Подобные неприятности сопровождаются неравномерным вращением коленвала или потряхиванием силового агрегата. Попробуем разобраться, что влечёт подобные результаты, и как этого не допустить.

Причины неисправностей

Причин, вызывающих нестабильность в работе движка, довольно много. И зависят они во многом от типа самого агрегата. Поэтому нелишним будет рассмотреть все варианты.

Отечественная классика

Здесь, как и в случае с зарубежными автомобилями, существует несколько причин.

  1. Сбой холостого хода при эксплуатации либо неправильная его регулировка, из-за чего настойка была смещена к объединению ТВС (топливно-воздушной смеси). Устранение проблемы возможно при помощи регулировки оборотов до необходимых параметров.
  2. Неустойчивость в работе двигателя возможна из-за неисправности электромагнитного клапана в карбюраторе. Это провоцирует мотор работать только на вытянутом подсосе. Если его убрать, движок будет глохнуть.
  3. При загрязнении жиклёров либо каналов ХХ (холостого хода), топливо, попадая мотор, страдает от нехватки воздуха. Проблема легко решается чисткой жиклёра.
  4. Подсос карбюраторной системой излишков воздушных масс провоцирует обеднение смеси, что приводит к троению двигателя.
  5. Поплавковая камера страдает от избытка либо недостатка бензина.
  6. Засор воздушного фильтра, который легко устранить заменой детали.

Современные монстры

Современные авто, оснащённые электронным впрыском, а также инжекторными агрегатами, тоже страдают от переизбытка различных проблем. Тут чаще всего ломаются датчики. Не получая необходимой информации, ЭБУ (электронный блок управления) даёт сбои, нарушающие работу агрегата, вызывая нестабильность оборотов.

Основных причин бывает несколько:

  • загрязнение, износ либо плохое качество свеч;
  • нарушение функций ДМРВ (датчик массового расхода воздуха);
  • подсос воздуха впускающей системой;
  • повреждение высоковольтной проводки;
  • поломка регулятора ХХ (холостого хода);
  • нарушение функций датчика EGR.

При неустойчивой работе двигателя на холостом ходу, прежде всего проверяют мультиметром регулятор ХХ (холостого хода), расположенного вблизи датчика, осуществляющего контроль дроссельной заслонки.

Убедившись в работоспособности регулятора, проводят проверку датчика, контролирующего воздушный расход. Для этого потребуется завести двигатель и отключить датчик от разъёма. Улучшенная динамика при езде свидетельствует о неисправности ДМРВ.

Дизельные двигатели

У автомобилей, работающих на дизеле, плавание оборотов возможно из-за коррозии, образовавшейся на лопастях насоса питания. Это приводит к заеданию и нарушению функциональности.

Для предотвращения подобных проблем, следует добавлять порядка 250 грамм моторного масла к топливу в бак. Это способствует покрытию металлических элементов масляной плёнкой, предохраняя от образования коррозии.

Диагностика проблем

Механические повреждения

К самой большой и сложно диагностируемой группе относятся механические повреждения, провоцирующие нестабильный холостой оборот.

Снижение компрессии одного либо нескольких цилиндров. Причиной может послужить:

  • пробитая прокладка;
  • неплотное прилегание либо прогар самого клапана;
  • износ ЦП группы (цилиндров).

Определить неисправность можно при помощи компрессометра либо тестера негерметичности. Это значительно проще.

Нарушение функциональности головки двигателя способны вызвать:

  • неплотное прилегание;
  • подклинивание гидрокомпенсаторов;
  • износ седла;
  • поломка пружины в клапане;
  • другие.

Проверить это можно, используя датчик разряжения либо при разборке головки.

  • Проблемы с газораспределительным механизмом. В двигателях, оснащённых ремнём ГРМ (газораспределительный механизм), возможна ошибка с метками в момент замены элемента. Также возможно непроизвольное перемещение ремня на один и более зубцов, что свидетельствует о неправильном натяжении либо растяжении ремня. Цепные двигатели страдают от растяжения цепи при эксплуатации. Диагностика проводится датчиком давления без предварительной разборки.
  • Подклинивание клапана EGR. Переполнение цилиндров отработкой газов, нарушает стабильность холостого хода, и может спровоцировать остановку двигателя. От подобной проблемы не застрахованы ни европейские, ни японские автомобили. Диагностику осуществляют дымогенератором.
  • Подсос воздушных масс впускным коллектором. Учитывая систему управления агрегата или место подсоса, данная неисправность способна переобеднить смеси, находящиеся в одном либо нескольких цилиндрах, что существенно сказывается на функциях двигателя. Диагностика осуществляется также при помощи дымогенератора.

Система зажигания

Поломка в данной системе способна спровоцировать пропуски воспламенения либо незначительные перебои, вызывающие нестабильность хода. Причины этого кроются в выгорании высоковольтной проводки, пробое свечного изолятора, межвитковом замыкании катушки. Определяется проблема мотор-тестером либо путём подмены.

Устранить проблему можно заменив свечи, соответственно, выставив момент зажигания, ориентируясь на свечу от первого цилиндра.

Питание

  • Загрязнение форсунок значительно снижает распыл, нарушая в цилиндрах процесс смесеобразования. Это вызывает неравномерность функций двигателя.
  • Работоспособность бензонасоса, а, следовательно, давление топлива способны переобеднить/переобогатить смеси, что также отражается на моторе.
  • Качество топлива тоже имеет немаловажное значение. Довольно часто в его составе находятся вода, ржавчина, а также другие вредные компоненты. От плохого топлива увеличивается нагрузка на двигатель, но снижается отдача, после чего, начинают плавать обороты. Избежать проблем поможет периодический контроль внутреннего состояния бензобака.
Читать еще:  Niva chevrolet le

Система управления мотором

Для полноценного проведения диагностики потребуется обзавестись сканером. К типичным проблемам данной системы, можно отнести следующие.

  • Лямбда-зонд (кислородный датчик). Его механические повреждения влекут выдачу неверных показаний количества оставшегося кислорода в отработке газов. Следовательно, состав смеси способен существенно изменяться, что влечёт проблемы с функциями двигателя. Обычно, о проблемах с датчиком сообщает соответствующий индикатор.
  • Датчик температуры, выйдя из строя, провоцирует изменение в составе смеси, а также оборотов ХХ.
  • В регуляторе ХХ (холостого хода) частенько подклинивает шток, провоцируя изменения в оборотах.
  • Неисправность датчика МРВ (монитор реального времени) приводит к изменению состава горючей смеси, отражаясь на функциональности двигателя.

Поломка любого из перечисленных элементов связана с неприятными последствиями, вызывающими сбои и неустойчивость работы двигателя на холостом ходу.

Устранение проблем

Поломка карбюратора

Хлопки, издаваемые карбюратором, свидетельствуют, что уровень топлива слишком мал, а хлопающий глушитель говорит о завышенном уровне топлива внутри поплавковой камеры. Помимо этого, ярким признаком неисправности карбюратора будет чёрный дым, выпускаемый выхлопной трубой.

Для решения проблемы придётся удалить карбюраторную крышку, осуществить внимательный осмотр поплавка. Затем выставляется уровень топлива, корректируются размеры поплавкового хода.

Если на холостых оборотах не была выставлена ЧВ (частота вращений) коленвала, регулировку осуществляют на прогретом движке, используя болты количества/качества. Сначала винтом количества выставляют минимально допустимую ЧВ (частоту вращений) коленвала, немного увеличив её.

После чего, качественным винтом выставляется предельно допускаемая частота, а сам винт медленно заворачивается до момента встряски двигателя. Затем качественный винт отпускается на ¼ оборота. Закончив регулировку, резкими движениями поднимают дроссельную заслонку, повторяя процедуру неоднократно.

При перерасходе горючего и наличии неустойчивой работы двигателя, проверяется герметичность конструкции игольчатого клапана, перевернув крышку карбюратора кверху поплавками, и снабдив топливный патрубок небольшим куском резинового шланга. Нужно попытаться создать внутри трубки разрежение.

При отсутствии вакуума придётся заменить запорный клапан совместно с седлом. Если засорился жиклёр, с карбюратора снимается крышка и удаляются из камеры все остатки бензина, при помощи сжатого воздуха. Жиклёры обрабатываются специальным очистителем, предназначенным для карбюраторов.

Как видите, проблем, вызывающих нестабильность работы двигателя, очень много. Поэтому разбираться следует с каждой в отдельности.

Двигатель неровно работает на холостых оборотах: возможные причины

Причин, по которым неровно работает двигатель на холостом ходу, довольно много. Автомобилистам стоит иметь о них представление, чтобы избежать лишних растрат, решив проблему самостоятельно и выполнив ремонт своими руками. С другой стороны, также можно будет избежать более серьезных проблем благодаря своевременной диагностике.

Причины неровной работы мотора на холостом ходу

Специалисты основные причины неровной работы на холостых оборотах разделяют на две категории:

Отдельно можно вынести неисправность воздушной системы (впуск), но более уместно включить ее и в список проблем с топливной системой. Дело в том, что обе они неразрывно связаны и оказывают влияние на стабильность работы силового агрегата в режиме ХХ и под нагрузкой.

  • Топливно-воздушная система и топливо. Бедная топливно-воздушная смесь нередко бывает причиной того, что неровно работает двигатель на холостых оборотах. Такая «бедность» смеси заключается в том, что в ней слишком мало топлива, а воздуха слишком много.

Более серьезной проблемой можно считать неполадки с клапаном холостого хода (он же регулятор холостого хода, регулятор добавочного воздуха), который иногда называют датчиком холостого хода. Владельцам карбюраторных автомобилей эта деталь известна также под названием «электромагнитный клапан».

Подсос лишнего воздуха может происходить и через, например, разбитые отверстия оси дроссельной заслонки на карбюраторе. В этом случае проблема может стать заметной не сразу: постепенно увеличится расход бензина, появятся перебои в работе на холостом ходу.

  • Некачественное топливо. Из-за него также нередко «плавают» холостые обороты. Особенно сильно это явление наблюдается при использовании так называемого эко-бензина. Он содержит определенное количество этанола. В идеальном случае это не только делает выхлопные газы менее токсичными, но и способствует чистке топливной системы.
  • Вышел из строя регулятор давления топлива (он же перепускной клапан низкого давления). Его задача – сохранять необходимое давление топлива во время работы мотора в любом режиме.

На эту поломку указывает не только неровная работа двигателя на холостых оборотах, но также перебои, если резко нажать на педаль газа, падение мощности, сильное увеличение расхода топлива.

  • Засорились форсунки (закоксовались каналы). Из-за плохой работы форсунок топливная смесь получается ненадлежащего качества по составу, что и приводит к нарушениям в работе силового агрегата в разных режимах и повышению расхода горючего.
  • Нарушения в работе воздушной заслонки. Это, как правило, механическая помеха, которая также приводит к образованию некачественной топливно-воздушной смеси. Как уже говорилось, от этого двигатель работает неровно.
  • Не отрегулирован холостой ход на карбюраторе. В этом случае под нагрузкой мотор будет работать нормально, а на холостом ходу иногда будет дергаться, в глушителе одновременно с этим могут даже раздаваться негромкие хлопки. Относительно простая проблема, справиться с которой можно и самостоятельно, подкручивая нужный регулировочный винт.

Проблемы с электрикой

Прежде всего, начнем с системы зажигания. Точнее, причиной бывает слишком большой зазор между электродами на свечах зажигания.

Здесь симптомы будут почти такими же, как и при плохой регулировке холостого хода на карбюраторе. Проблему легко устранить, если уменьшить зазор между электродами.

Неустойчивая работа двигателя без нагрузки также может быть обусловлена троением двигателя. То есть, не работает один из цилиндров.

Заключение

Итак, с учетом вышесказанного можно сделать вывод, что если неровно работает двигатель, причины нужно искать либо в топливной системе, либо в зажигании (часто виноваты свечи и свечные провода).

Если неполадки не будут выявлены, тогда можно переходить к более глубокому осмотру, проверять давление в топливной системе, качество подачи воздуха в двигатель, работу датчиков ЭСУД, дроссельную заслонку и т.д.

На инжекторных авто отдельно рекомендуется выполнить компьютерную диагностику двигателя, тогда как на моторах с карбюратором бывает необходима чистка и последующая настройка карбюратора, который является основным дозирующим устройством.

Двигатель подергивается на холостом ходу: почему так происходит. Подергивания двигателя в режиме ХХ, диагностика возможных неисправностей, рекомендации.

В режиме холостого хода и при низких оборотах двигатель троит: возможные причины неустойчивой работы силового агрегата. Способы самостоятельной диагностики.

На холостом ходу “плавают” обороты: почему так происходит. Основные неисправности, связанные с холостыми оборотами на бензиновом и дизельном двигателе.

Плавающие холостые обороты двигателя “на холодную”. Основные неисправности, симптомы и выявление поломки. Неустойчивый холостой ход дизельного двигателя.

После перехода на газ двигатель троит, при этом на бензине работает нормально: основные причины данной неиспрвности. Диагностика неполадок, рекомендации.

Признаки неработающего цилиндра (троение и вибрации) дизельного двигателя. Поиск неисправности: компрессия, дизельные форсунки, свечи накала, ТНВД и другие.

Причины сбойной работы двигателя на холостом ходу

Некоторые неполадки автомобиля особенно неприятны, поскольку их сложно диагностировать. Опытные водители с приличным стажем хорошо знают, насколько трудно выявить источник неисправности, когда «плавают» либо не падают обороты двигателя на холостом ходу. Мотор вибрирует, может периодически глохнуть, «троить» и тяжело запускаться. Причин подобного поведения силового агрегата довольно много – в этом заключается проблема. Но автолюбителю стоит выполнить первичную диагностику самостоятельно, прежде чем обращаться в автосервис.

Причины и симптомы неисправностей

Нестабильная работа мотора на холостом ходу – это реакция силового агрегата на неполадку, возникшую в одной из следующих систем автомобиля:

  • элементы схемы зажигания;
  • электроника, управляющая инжектором;
  • топливоподача;
  • неисправности самого мотора.

Чтобы разобраться, почему «плавают» обороты двигателя, рекомендуется действовать методом исключения, двигаясь от простого к сложному. Сначала нужно проверить собственные подозрения – ведь только автолюбителю известно, что происходило с машиной незадолго до появления «трясучки» мотора. Припомните последние мероприятия по ремонту или замене деталей в одной из перечисленных систем и копайте в этом направлении.

Совет. В процессе диагностики обращайте внимание на дополнительные симптомы, проявляющиеся на холостом ходу и рабочих оборотах двигателя. Эти признаки помогут сузить круг «подозреваемых» элементов и узлов автомобиля.

Неполадки системы зажигания

В данном случае неустойчивая работа двигателя на холостом ходу сопровождается пропусками циклов зажигания в одном либо нескольких цилиндрах – мотор начинает «троить». Причины кроются в неисправности таких элементов:

  • свечи зажигания;
  • высоковольтные провода;
  • катушка высокого напряжения (на инжектор ставится один общий модуль зажигания);
  • в карбюраторных моторах – главный распределитель (трамблер).

Нерабочая свеча или бронепровод обнаруживается старым «дедовским» методом – поочередным снятием наконечников со свечных контактов при работающем двигателе. Если при отключении «люльки» обороты силового агрегата не падают, нужно проверить сопротивление данного провода и состояние электродов. Желательно вывернуть все свечи, дабы сравнить цвет нагара рабочей части. На неисправную свечу укажет черная сажа – остатки несгоревшего топлива.

Важный момент. Проблемы системы зажигания характеризуются стабильной «трясучкой» мотора и выстрелами во впускной коллектор. Если «плавают» обороты двигателя (периодически возрастают и падают), причину следует искать в другом месте.

Высоковольтные провода легко проверить на обрыв мультиметром – сопротивление должно находиться в диапазоне 3,5–10 кОм. Катушки или модуль зажигания диагностируется в условиях СТО. Отдельная история – неполадки трамблера, установленного на карбюраторных версиях авто. Причиной нестабильной работы могут быть такие неисправности:

  • трещина в крышке распределителя, куда подсоединяются провода;
  • вышел из строя подвижный контакт – бегунок;
  • датчик Холла сильно загрязнен металлической стружкой;
  • подгорели контакты механического зажигания;
  • износился подшипник контактной пары.

Проблемы с электроникой

Вибрация и повышенные обороты холостого хода на прогретом двигателе нередко возникают по причине накопления ошибок в памяти контроллера. Очистка производится просто: отключите минусовую клемму аккумулятора на 15 минут. Зачастую такой прием сразу дает положительный результат – силовой агрегат начинает работать в нормальном режиме.

Рекомендация. Если очистку приходится выполнять постоянно, стоит обратиться на станцию техобслуживания. Причину накопления ошибок должен выяснить мастер – электронщик.

Причиной неустойчивых оборотов силового агрегата зачастую становится алгоритм работы электронного блока управления. Когда приходит в негодность один из ключевых датчиков, контроллер включает аварийный режим и готовит топливовоздушную смесь, ориентируясь по исправным приборам. Характерные симптомы:

  1. Мотор трясется и работает нестабильно.
  2. Инжектор подает обогащенную топливовоздушную смесь, отчего возрастает расход бензина.
  3. Из выхлопной трубы идет черный дым.
  4. На электродах свечей откладывается сажа.
Читать еще:  Мерседес гелендваген 2017 фото

В современном автомобиле далеко не один датчик отвечает за обороты двигателя на холостом ходу. Информацию контроллеру передает несколько основных приборов:

  • ДМРВ – измеритель расхода всасываемого воздуха либо его преемник – датчик абсолютного давления (ДАД);
  • лямбда – зонд – измеритель количества кислорода в выхлопных газах;
  • ДПДВ – определитель положения дросселя, подключенного к педали акселератора;
  • датчик положения коленчатого вала (ДПКВ).

Простейший способ проверить указанные приборы – поочередно отключать электрические разъемы, наблюдая за поведением мотора.

На каком датчике отсоединение колодки не принесет изменений, тот элемент и вышел из строя. Обязательно почистите рабочую поверхность ДПКВ – к ней часто намагничивается металлическая стружка, мешающая нормально регистрировать вращение зубчатого шкива.

Неисправности с подачей топлива

Перебои на холостых оборотах могут быть связаны со следующими неполадками системы топливоподачи:

  1. Поломка регулятора холостого хода, встроенного в блок дроссельной заслонки.
  2. Недостаток горючего, обусловленный падением давления в топливной рампе. Причины – засорение фильтров грубой и тонкой очистки, неисправность перепускного клапана либо электробензонасоса. В карбюраторных моторах – выработка механического привода насоса.
  3. Застрял в открытом положении продувочный клапан адсорбера.
  4. Износ или сильное загрязнение форсунок инжектора.

Важный нюанс. Если двигатель не в состоянии развить нормальные обороты из-за недостатка топлива, неисправность проявится во всех режимах, а не только на холостом ходу. Низкое давление в топливной рампе ведет к падению мощности силового агрегата и «провалам» в процессе движения.

Проблема с подачей бензина или солярки обнаруживается путем измерения давления в топливной рампе, где установлен специальный штуцер. Если оно недостаточное, проверяются фильтры, сбросной клапан и насос. Зависший клапан адсорбера несложно разобрать и заменить в случае необходимости.

Загрязненные либо изношенные форсунки неспособны создавать устойчивый «факел» из топлива – они брызгают струей и протекают при неработающем моторе. Поломка диагностируется проверкой распылителей на стенде, поэтому без разборки не обойтись.

Износ деталей двигателя

На автомобилях с большим пробегом неустойчивые обороты – показатель критического износа элементов силового агрегата. Симптом проявляется в таких случаях:

  1. Покрылась нагаром задняя часть тарелки клапана, отчего последний перестал закрываться. Цилиндр отказывает, поскольку в нем падает компрессия.
  2. Снижение давления в одном или нескольких цилиндрах в результате неравномерного износа поршневой группы.
  3. Растянутая цепь или ремень перескочила на 1 зубец шкива. Нарушены фазы газораспределения, мотор теряет мощность и вибрирует на всех режимах.
  4. Проблемы в системе вентиляции картера – засорен жиклер либо в масле присутствует бензин, чьи пары поступают в цилиндры на дожигание – двигатель «задыхается».
  5. Пробой прокладки под головкой цилиндров – в камеры сгорания проникает антифриз. Верный признак – белый пар из выхлопной трубы и масло в расширительном бачке.

Износ клапанов и поршневой группы диагностируется измерением компрессии. Нерабочий цилиндр можно отыскать описанным выше методом – снимать провода со свечей на холостом ходу. Для проверки газораспределительного механизма нужно демонтировать клапанную крышку и совместить метки на шкивах коленчатого и распределительного вала с рисками на неподвижных деталях двигателя.

О подсосе воздуха

Проникновение постороннего воздуха в цилиндры работающего мотора незаметно во время езды, поскольку доля негорючего газа относительно невелика. Зато «плавающие» и высокие обороты двигателя появляются на холостом ходу, когда горючего в камеры подается мало. Подсос воздуха за счет движения поршней возможен из следующих мест:

  • прокладки под коллекторами и на других стыках;
  • пробитый вакуумный усилитель тормозной системы;
  • блок дроссельной заслонки;
  • различные вакуумные патрубки;
  • система продувки адсорбера.

Для выявления подсоса воздуха на прокладках и стыках можно воспользоваться еще одним старым способом. Заполните шприц бензином и выдавливайте горючее на предполагаемое место неплотности. Операция выполняется на работающем моторе. Если в невидимую щель проникнет топливо, оно неизбежно втянется поршнями в камеры сгорания. Обороты силового агрегата вырастут и не снизятся, пока вы не прекратите заливать щель бензином.

Двигатель работает неустойчиво на всех режимах

Двигатель работает неустойчиво на всех режимах

Неисправности системы зажигания

Износ и повреждения контактного уголька, зависание его в крышке распределителя зажигания. Утечка тока на «массу» через нагар или влагу на внутренней поверхности крышки. Заменить контактный уголек с пружинкой. Осмотреть крышку, очистить ее от нагара и удалить влагу. Поверхность крышки должна быть чистая и сухая.

Искра слабая на двух свечах—утечка тока на «массу» автомобиля. Молниеобразный рисунок или трещина между двумя выводами на свечи в крышке распределителя зажигания – признак пробоя. Неисправность сопротивления на бегунке. Осмотреть крышку распределителя и бегунок. В случае неисправности заменить крышку или бегунок.

Не отрегулирован зазор свечей. Трещины на изоляторе, неработоспособность свечей. Образование на свечах нагара. Очистить свечи от нагара. Отрегулировать зазор. Запустить двигатель. Снимая поочередно наконечники со свечей, по не меняющемуся характеру работы двигателя выявить неисправную свечу и заменить ее.

В системе зажигания, обладающей высокой энергией (ВАЗ-2108, -2109 и др.), допускается на работающем двигателе отсоединять (не более, чем на 2 секунды) провода высокого напряжения и проверять цепи зажигания «на искру». При этом руки должны быть в надежных резиновых перчатках.

Повреждение зажимов проводов в клеммах и наконечниках, ослабление крепления проводов. Обеспечить надежный контакт зажимов проводов в клеммах и наконечниках.

Окисление или ослабление контактов высоковольтных проводов в соединениях. Очистить коррелированные контакты наждачной бумагой. Устранить наружный токопроводящий слой пыли. Надежно соединить провода со свечами и крышкой распределителя. В обычных «жигулевских» красных проводах не исключена возможность перегорания токоведущего проводника.

Для систем зажигания высокой энергии (ВАЗ-2108, -2109 и др.) использовать провода с силиконовой изоляцией.

Импортные высоковольтные провода даже при низких температурах остаются мягкими, что исключает возможность ослабления их контактов в соединениях.

Окисление и подгорание контактов прерывателя. Проверить состояние контактов прерывателя. Зачистить обгоревшие и окисленные контакты надфилем. Отрегулировать зазор.

В контактной системе зажигания радиальный люфт валика привода распределителя превышает допустимый. Распределитель зажигания снять и разобрать. Поменять местами втулки или заменить втулки новыми, выточенными из бронзы на токарном станке. При необходимости прошлифовать валик привода.

В системах зажигания с высокой энергией люфт валика практически значения не имеет.

Износ выступа кулачка изоляционной колодки прерывателя подвижного контакта вызывает неравномерное прерывание тока в первичной обмотке катушки зажигания. Изношенный кулачок подвижного контакта в распределителе зажигания заменить.

Разрегулировок центробежный регулятор опережения зажигания. Разобрать распределитель зажигания. Выявить дефект центробежного регулятора (ослабление или поломка пружины) и устранить неисправность (рис. 12).

Рис. 12. Конструкция центробежного регулятора распределителя зажигания.

Не отрегулировано зажигание. После регулировки зазора прерывателя установить на нулевое деление октан-корректор. Вращением коленчатого вала добиться совпадения меток для установки момента зажигания в такте сжатия по свече первого цилиндра и по бегунку, обращенному к ней. Отрегулировать зажигание с помощью контрольной лампы или стробоскопа.

Неисправности системы питания

Негерметичны элементы топливной системы. Повреждение прокладок. Засорение топливопроводов или фильтра тонкой очистки топлива. Проверить герметичность топливопроводов бензонасоса карбюратора. Подтянуть ослабленные соединения. Изношенные прокладки заменить. Отсоединить топливопроводы и продуть их сжатым воздухом, создавая давление насосом для накачки шин. Прочистить фильтр тонкой очистки топлива или заменить его.

Неисправности механизма газораспределения

Недостаточный тепловой зазор клапанов. Отрегулировать зазоры в механизме газораспределения. Последовательность регулировки теплового зазора у разных типов двигателей своя и должна соответствовать требованиям заводской инструкции по эксплуатации.

Негерметичность впускных и выпускных клапанов. Притирку клапанов приурочить к ревизии шатунно-поршневой группы.

Разбирая головку блока, прочистить нагар. Снять клапан с помощью струбцины и протирать его, пока на фасках клапана и седла не образуется ровный поясок шириной 1,5–2,0 мм, находящийся на середине фаски. При этом иметь в виду, что широкая фаска снижает давление прижима клапана к седлу и тем самым нарушает герметичность соединения.

Неустойчивая работа двигателя на переходных режимах

1. Двигатель легко пускается, но при возвращении ключа зажигания в рабочее положение (“Зажигание”) двигатель немедленно глохнет.

Некоторые водители склонны видеть причину данного отказа в неисправности элементов топ-ливоподачи или в недостаточном уровне топлива в поплавковой камере. Не посмотрите на контрольные лампочки на панели приборов и вы убедитесь в неисправности выключателя зажигания из-за отсутствия напряжения на контакте. От него питаются цепи зажигания, возбуждение генератора, контрольные приборы и контрольные лампочки.

Рассмотрим кратко, как действует выключатель зажигания. Напряжение от аккумуляторной батареи подается к контактной части, т. е. к ее контактам 30 и 30/1. Контакт 30 ВЗ соединен через контакт блока предохранителей с контактом 30 Г, а контакт 30/1 ВЗ — напрямую с контактом 30 Г. Контакт 30 Г соединен с “ + “ АБ. При повороте ключа зажигания в положение “Зажигание” контакт 30/1 соединяется кулачком с контактом, а контакт 30 — (через внутреннее контактное кольцо) с контактом INT . На контакт напряжение подается только при повороте ключа зажигания в положение “Стартер”.

Неисправность какой-либо из цепей может вызвать повышенный ток в токопроводящей пружине контактов 30/1 и 15 выключателя зажигания, и, как следствие, ее нагрев. Контакты 30/1 и 15 замыкаются фторопластовым кулачковым валиком (кулачок). От нагретой контактной пружины кулачок 1 плавится, и цепь 30/1 и 15 размыкается в положении “Зажигание”.

Если это случилось в дороге, но необходимо продолжать движение, замкните дополнительной проволочкой контакты 15 и 30 или снимите провода с контактов 15 и 30/1 и соедините их. Можно также соединить дополнительным проводом “ +” аккумуляторной батареи и контакт “ + Б” катушки зажигания. Но выключить двигатель в этом случае можно, только разомкнув это соединение.

После завершения поездки обязательно отсоедините контакт 15 от контакта 30 (или 30/1) во избежание перегрева первичной обмотки катушки зажигания.

Для того чтобы отремонтировать или заменить контактную часть выключателя зажигания, освободите в нижней его части пружинное кольцо, поставьте ключ в левое крайнее положение (“Стоянка”) и выньте из корпуса выключателя зажигания контактную часть. Для установки контактной части поверните ее ротор в крайнее левое положение, вставьте контактную часть в корпус выключателя по фиксирующим пазам и закрепите пружинным Кольцом.

2. После пуска двигатель работает с очень малой частотой вращения коленчатого вала с легким встряхиванием, и если не вмешиваться, то он глохнет, проработав не более 30 с. Вероятной причиной является неправильная регулировка частоты вращения на холостом ходу или засорение жиклера холостого хода.

Регулировка частоты вращения коленчатого вала при работе двигателя на холостом ходу требует некоторого навыка. Если нет достаточного опыта, то, чтобы доехать до ближайшей СТО , следует хотя бы увеличить частоту вращения на холостом ходу. Окончательную ее регулировку, так же как и регулировку содержания окиси углерода в отработавших газах, сделают на СТО .

Читать еще:  На холодную дымит синим дымом

Прежде чем приступить к регулировке частоты вращения, необходимо знать, какой карбюратор установлен на двигателе, а следовательно, и какие регулировочные точки имеются в карбюраторе. Увеличить частоту вращения в двигателях “Жигули”, выпущенных до 1977 г., а также “Москвич”, “Волга” можно, заворачивая винт закрытого положения дроссельной заслонки. При заворачивании винта частота вращения коленчатого вала увеличивается, а при отворачивании уменьшается. Если при частоте вращения на холостом ходу 850—900 мин-“1 не обеспечивается устойчивая работа двигателя, то это указывает на возможную неисправность в других системах или агрегатах двигателя.

После устранения неисправности вновь отрегулируйте карбюратор до получения устойчивой частоты вращения коленчатого вала.

Чтобы увеличить частоту вращения на карбюраторах 2101-1107010 03 и последующих моделей, а также типа “Озон”, поверните против часовой стрелки до упора винт регулировки качества смеси в пределах ограничения пломбировочной втулкой (синего цвета).

Полностью отрегулировать карбюратор винтом без ограничительной втулки можно на СТО . После окончания регулировки СТО установит ограничительную втулку красного цвета , так, чтобы винт мог поворачиваться только в сторону закручивания. Это будет свидетельствовать о проведении регулировки станцией.

3. После регулировки карбюратора частота вращения коленчатого вала не изменяется. Очевидно, засорен топливный жиклер холостого хода, Выверните винт-заглушку жиклера холостого хода и выньте ее вместе с жиклером. Тщательно осмотрите, промойте, продуйте жиклер и установите его на место. Восстановите положение регулировочных винтов, обеспечивающее устойчивую частоту вращения на холостом ходу.

На карбюраторах двигателей автомобилей BA3-2103, ВАЗ -2106 вместо винта-заглушки установлен электромагнитный клапан отсечки топлива. В этом случае, чтобы снять жиклер холостого хода, отсоедините провод от клапана, выверните клапан и выньте его из карбюратора вместе с жиклером.

4. После пуска двигателя наблюдается значительное снижение частоты вращения коленчатого вала с ритмичным вздрагиванием двигателя. Опытные водители, послушав выхлоп двигателя, говорят: “Двигатель троит”. Это значит, что один цилиндр двигателя не работает.

Причинами этого могут быть резкая потеря компрессии в одном из цилиндров из-за прогара поршня или клапана либо зависание клапана в открытом положении. Но наиболее частый дефект — отсутствие искры на свече одного из цилиндров. В любом случае сначала нужно Определить, какой цилиндр не работает, а потом искать причину.

Автомобилисты часто пользуются так называемым “быстрым” методом поиска неработающего цилиндра. Но этот метод эффективен только при неисправности в системе зажигания. Рассмотрим этот метод.

Попеременно снимайте на работающем двигателе провод высокого напряжения со свечей каждого Цилиндра. Цилиндр работает, если при отсоединении провода от его свечи двигатель заглохнет или резко уменьшится частота вращения. Если при отсоединении провода от свечи частота вращения не изменяется, а работа двигателя остается неритмичной, то этот цилиндр не работает.

Внимание!
Во время снятия провода высокого напряжения со свечи при работающем двигателе может произойти разряд высокого напряжения. Поэтому обязательно пользуйтесь диэлектрическими перчатками.

Итак, неработающий цилиндр вы нашли. В чем же причина неисправности? Выверните из неработающего цилиндра свечу и проверьте ее способность к искрообразованию. Для этого подсоедините свечу к проводу высокого напряжения, соедините корпус свечи с “массой” (корпусом) двигателя и кратковременно прокрутите двигатель стартером. Чтобы не произошел пуск двигателя, снимите провода с остальных свечей.

Можно оценить способность к искрообразованию одновременно всех четырех свечей. Для этого выверните их из головки двигателя, соедините с проводами высокого напряжения и прижмите к корпусу двигателя. Для проверки свечей на работоспособность удобно пользоваться простым приспособлением (рис. 3). Его несложно изготовить в домашней мастерской.

Конечно, полную проверку свечей на работоспособность следует проводить под давлением, но это можно сделать только на CTQ .

Итак, в результате проверки могут быть два случая: искры на испытуемой свече нет или искра есть.

Если искры нет, то отказ надо искать в цепи высокого напряжения. Возможны “утечка” напряжения через трещину в крышке распределителя в месте подсоединения провода высокого напряжения неработающего цилиндра, пробой изоляции или обрыв провода высокого напряжения, отказ свечи.

Тщательно осмотрите крышку распределителя, при наличии трещины замените ее или, если возможно, отремонтируйте, как описано в разделе. Провод необходимо проверить тестером (“прозвонить”) или контрольной лампочкой от аккумулятора. При обнаружении обрыва замените провод. Если все же свеча, не работает, замените ее.

Если искра есть, проверьте компрессию в неработающем цилиндре и сравните ее с компрессией в других цилиндрах. Замерять компрессию желательно на прогретом двигателе. Вместо свечи установите компрессомер и прокрутите двигатель стартером. Давление должно быть около 100 кПа (10 кгс/см2 — в инструкции по эксплуатации) с учетом наработки двигателя. При сравнении с другими цилиндрами давление не должно отличаться более чем на 10 кПа. Недостаточная компрессия во всех цилиндрах говорит об изнашивании поршневых колец. Если компрессия упала только в данном испытуемом цилиндре, то необходимо в него залить 20—30 г чистого моторного масла и снова замерить компрессию. Если давление увеличится, это свидетельствует о поломке или пригорании поршневых колец, если не изменится, — о неплотном прилегании одного из клапанов, прогаре поршня или пробое прокладки под головкой блока цилиндров.

Для определения конкретного “виновника” установите поршень в данном цилиндре в верхнюю мертвую точку в такте’сжатия (ротор распределителя зажигания нужно установить против провода на данный цилиндр), включите передачу и затормозите автомобиль ручным тормозом. Через отверстие для свечи подайте в цилиндр сжатый воздух под давлением не более 30 кПа. Выход воздуха через карбюратор означает неплотное прилегание впускного клапана или его прогорание, через глушитель — также неплотное прилегание или прогорание выпускного клапана, через заливную горловину масла — прогорание поршня.

Если пробита прокладка под головкой блока цилиндров, то воздух может выходить в зависимости от направления пробоя через расширительный бачок системы охлаждения или картер и далее через маслозаливную горловину и шланг вытяжной системы вентиляции картера.

Найти неработающий цилиндр можно и другим, длительным (исследовательским) методом. Он более точный, особенно для определения работоспособности свечей, так как проверка ведется в рабочем состоянии и дает направление дальнейшего поиска. Однако, если направление поиска определится в сторону цилиндро-порш-невой группы, определить дефектную деталь можно, только замерив компрессию, как было описано.

Этим методом целесообразно пользоваться, когда двигатель неустойчиво работает не только в режиме холостого хода, но и в других режимах.

Выверните все свечи из головки цилиндров, внимательно осмотрите их. На изоляторе нормально работающей свечи в работающем цилиндре очень мало отложений, окрашивающих изолятор в светло-коричневый или сероватый цвет. Электроды не изношены, корпус чистый.

На неравномерно работающем двигателе свечи будут, как правило, отличаться по внешнему виду. Одна свеча (или две) будет закопченая, замасленная, с обгоревшими электродами.

Записав состояние свечей по номерам цилиндров, проверьте соответствие их маркировки и зазоров между электродами данному типу двигателя. После этого вверните вновь свечи в головку цилиндров, обязательно поменяв их местами по номерам цилиндров и записав порядок замены.

После 200—300 км пробега снова выверните свечи и оцените их состояние. Если одна и та же свеча оказывается в плохом состоянии в разных цилиндрах, она дефектная. Если в одном и том же цилиндре разные свечи оказываются в плохом состоянии — дефект в этой цилиндро-поршневой группе.

5. Двигатель работает на холостом ходу с хаотической неравномерностью. Причинами этого могут быть случайные отказы, повреждения, попадание посторонних предметов, плохой контакт в цепи элементов электрооборудования, в системах зажигания и питания (в процессе смесеобразования), механизме управления карбюратором» При осмотрах, поисках дефекта нужно проявить большое внимание к системе зажигания и питания.

Проверьте:
— надежность контактных соединений проводов низкого напряжения в цепи аккумулятор — выключатель зажигания — катушка зажигания — прерыватель;
— крепление стойки прерывателя; крепление конденсатора; целостность и усилие пружины прерывате-г ля — (5,5 + 0,5) Н;
— радиальный люфт валика привода распределителя и кулачка;
— крепление ротора распределителя; исправность центробежного механизма опережения зажигания;
— надежность соединения тяги октан- или вакуум-корректора;
— надежность соединения контактов проводов высокого напряжения;
— целостность резистора подавителя помех. Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу может быть вызвана слишком ранним зажиганием из-за потери упругости возвратных пружин центробежного механизма опережения зажигания или отказа вакуум-корректора. После уменьшения частоты вращения до холостого хода элементы корректоров не всегда полностью возвращаются в исходное положение, из-за чего возникает опережение зажигания.

Проконтролируйте кинематику привода управления карбюратором, обратив внимание на:
— надежность соединения и легкость хода органов управления карбюратором;
— целостность и надежность срабатывания возвратных пружин кинематики;
— исправность рычажного механизма заслонок; надежность срабатывания пружин дросселя первичной камеры и воздушной заслонки.

Убедитесь в надежности крепления дроссельной и воздушной заслонок, проверьте уровень топлива в поплавковой камере.

Подсос воздуха в топливно-воздушную смесь на пути от карбюратора до цилиндра обедняет смесь, что вызывает неустойчивую работу двигателя.

При отыскании этого дефекта проявите особую настойчивость и внимательность.

При осмотре необходимо убедиться в:
— надежной затяжке гаек крепления карбюратора на впускном патрубке двигателя;
— целостности шлангов и надежности соединений вакуумного усилителя тормозной системы, вакуумного корректора зажигания и ЭПХХ ;
— целостности мембран пускового устройства; вакуумного корректора зажигания и вакуумного усилителя тормозной системы.

Обнаруженные неисправности устраните, пользуясь Руководством по эксплуатации автомобиля. В случае обнаружения разрывов шланга вакуумной системы до его замены можно обмотать место разрыва изоляционной лентой ПХВ или в крайнем случае отсоединить вакуумную систему, заглушить штуцер вакуума.

Внимание!
При отключенной системе вакуумного усилителя эффективность тормозной системы значительно снизится. Движение на автомобиле запрещено.

В случае обнаружения разрыва мембран вакуумных устройств временный ремонт можно обеспечить следующим методом: демонтируйте мембрану, оцените размеры повреждения, со стороны атмосферного давления наложите на мембрану один-два слоя полиэтиленовой пленки (в зависимости от ее толщины), предварительно проверив используемый участок пленки на герметичность. Обработав внутренние габаритные контуры, соберите новый мембранный пакет в ‘ агрегат. Такой ремонт позволит вернуться домой или доехать до СТО .

6. При нажатии на педаль управления дроссельной заслонкой частота вращения коленчатого вала не увеличивается, а несколько уменьшается. Этот отказ может произойти из-за засорения отверстий переходных режимов. Чтобы продуть отверстия, выверните винт-заглушку жиклера холостого хода и выньте его из карбюратора вместе с жиклером. Через отверстие винта-заглушки продуйте отверстия переходных режимов, одновременно продувается вся система холостого хода (топливный и эмульсионный каналы, регулируемое отверстие, воздушный жиклер).

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector