Ока лада 1111
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Ока лада 1111

ВАЗ-1111 Ока

ВАЗ 1111 1989 год

ВАЗ-1111 «Ока» – легковой переднеприводный трёхдверый автомобиль с кузовом типа хэтчбэк. Был разработан на Волжском автозаводе, а также выпускался на автозаводах ЗМА, КАМАЗ и СеАЗ.

История создания Править

Автомобиль «Ока» начал разрабатываться в конце 80-х годов на Серпуховском автомобильном заводе (СеАЗ) для замены морально устаревшей мотоколяски СЗД. Затем разработку передали на Волжский Автозавод, где проект из мотоколяски превратился в полноценный, хоть и маленький, автомобиль.

Изначально «Оку» предполагалось оснащать оригинальным 3-цилиндровым двигателем, но из-за его неготовности к моменту начала производства автомобиля был применён 2-цилиндровый двигатель, фактически представлявший собой оснащённую балансирным валом «половинку» 1,3-литрового мотора ВАЗ-2108. Принципиально новый 3-цилиндровый двигатель был готов к началу 90-х, но кризис в отрасли помешал его внедрению.

Серийное производство «Оки» началось в 1988 году.

Производство Править

Первоначально автомобиль выпускался на Волжском автомобильном заводе, поэтому обозначается ВАЗ-1111 (в дальнейшем ВАЗ-11113). Позже производство «Оки» было также передано в Серпухов на СеАЗ (где первоначально и начинались разработки данного автомобиля) и в Набережные Челны на ЗМА (легковое подразделение КамАЗа). На ВАЗе производство «Оки» было остановлено в 1995 году в связи с низкой рентабельностью выпуска дешёвой микролитражки на основных мощностях ВАЗа. Примерно в то же время был разработан 0,75-литровый 2-цилиндровый 35-сильный двигатель взамен 0,65-литрового 31-сильного. Новый 35-сильный двигатель ВАЗ-11113 также представлял собой «половинку» более мощного и тяговитого 1,5-литрового мотора ВАЗ-21083.

В конце 1998 года, после дефолта и резкой девальвации рубля, микроавтомобиль «Ока» оказался одним из наиболее дешёвых в мире (!) средств передвижения, что резко подстегнуло его популярность на внутреннем и внешнем рынках. До 2005 года ЗМА и СеАЗ постоянно наращивали производство единственной отечественной модели сегмента А, но в дальнейшем спрос на морально устаревшую «Оку» стал падать из-за ревальвации рубля и притока более современных иномарок (прежде всего китайских). Кроме того, АВТОВАЗ свернул производство двигателя для «Оки», посчитав нерентабельным его дальнейшую адаптацию под нормы Евро-2, вводимые в стране с 2006 года, что потребовало замены дешёвого карбюратора на дорогую систему впрыска и применение каталитического нейтрализатора в системе выпуска.

Модификации и обновления Править

За долгие годы выпуска «Ока» регулярно подвергалась модернизации: неоднократно менялась панель приборов, система отопления и вентиляции кузова, а также некоторые кузовные детали, прежде всего пластиковый обвес, включая решётку радиатора и бамперы. Начали применяться колёса увеличенной размерности (R13 вместо R12).

В 2006 году производство «Оки» на ЗМА было прекращено в связи с покупкой данного предприятия компанией «Северсталь-авто» (ныне Sollers).

СеАЗ-11116 – одна из нескольких модификаций Оки

На оставшемся единственным производителем «Оки» СеАЗе в 2006 году было налажено производство её модификации СеАЗ-11116 с китайским 3-цилиндровым 1,0-литровым инжекторным двигателем (Ока-2). Кроме нового литрового трёхцилиндрового двигателя (вместо прежнего двухцилиндрового 0,8 л.) автомобиль получил новую пятиступенчатую механическую коробку передач, увеличилась максимальная скорость (со 123 до 150 км/ч), ремя разгона до 100 км. в час (с 27,5 до 18 сек). Новый двигатель позволил обеспечить выполнение экологических норм Евро-2, а с января 2008 года — Евро-3.

В 2007 году произведена опытно-промышленная партия пикапов и фургонов подсемейства СеАЗ-11116-50, а также разработана усиленная версия пикапа СеАЗ-11116-60 полурамной конструкции, грузоподъёмностью 400 кг. Не смотря на то, что это были самые доступные коммерческие автомобили, в серию они не пошли.

В январе 2009 года СеАЗ остановил выпуск «Оки» в связи с её нерентабельностью.

Все модификации Править

  • ВАЗ 1111 – базовая модель с 2-цилиндровым карбюраторным двигателем ВАЗ-1111 объёмом 0,65 литра. Выпускалась в 1988—1996 гг. на ВАЗе и СеАЗе(«Ока»), КамАЗе («Кама)
  • ВАЗ 1111Э – смотрите сюда
  • СеАЗ 1111-01 – социальная модель на базе Оки для людей, у которых нету двух ног
  • СеАЗ 1111-02 – социальная модель на базе Оки для людей, у которых нету одной ноги
  • СеАЗ 1111-03 – социальная модель на базе Оки для людей, у которых нету одной руки и ноги

ВАЗ 11113 – модификация с 2-цилиндровым карбюраторным двигателем ВАЗ-11113 объёмом 0,75 литра. Выпускалась в 1996—2007 гг. В 2000 году на «Автоэкзотика-2000» демонстрировалась версия с 2-дверным кузовом седан с отдельным выступающим багажником объёмом 200 л

  • СеАЗ 11113-01;02;03 – аналогичный вариант предыдущих
  • СеАЗ 11116 – заключительная модификация с китайским двигателем от FAW с объемом 1 литр. Выпускается уже на СеАЗе.
  • СеАЗ 11116-01;02 – аналогичный вериант предыдущих. В связи с безопасностью было запрещено выпускать вариант 03, так как надо рулить двумя руками.
  • СеАЗ “Ока Юниор” – спортивная версия для начинающих гонщиков. Отличается лишь тем, что там почти убрано все.
  • СеАЗ “Ока Спорт” – тоже спортивный вариант Оки. Стоят сиденья Sparco и каркас безопасности.
  • “Ока-Астро-11301” — мелкосерийная версия «Оки» выпускавшаяся в 2002—2006 гг. челнинской малой фирмой «Астро-кар» (позднее «Камский автосборочный завод») и оснащавшаяся дефорсированым до АИ-80 украинским карбюраторным двигателем МЕМЗ 245,1 объёмом 1,1 литра уровня Евро-0 и мощностью 49 л. с. Отличалась удлинённой колёсной базой (версия 11301) и расширенной колеёй передних колёс. Запасное колесо было перенесено в багажник. Данная конструкция оказалось слишком «сырой» из-за применения ряда «кустарных» деталей

  • “Ока-Астро-113011” – тюнинговая версия «Оки» выпускавшаяся в 2006-2007 гг. в Набережных Челнах по индивидуальным заказам малой фирмой «Камский автосборочный завод» на базе серпуховских кузовов и оснащавшаяся украинским инжекторным двигателем МеМЗ-2451 объёмом 1,1 литра уровня Евро-2. Отличалась только расширенной колеёй передних колёс
  • ВАЗ 17013 “Тойма” – сотрите здесь
  • ВАЗ-1301 “Гном” — опытный образец пикапа на базе камской «Оки». Конструкция шасси полурамная. Грузоподъёмность — до 350 кг (без пассажира). Серийно не производилась
  • СеАЗ-11116-010-50 «Ока Фургон» и СеАЗ-11116-011-50 «Ока Пикап» – смотрите здесь
  • СеАЗ-11116-010-52 «Ока Универсал» — коммерческая модификация «Оки» с кузовом типа фургонет (кузов хэтчбек с неостеклёнными боковинами и грузовым отсеком вместо задней части пассажирского салона). В 2007 году было произведено несколько опытных образцов.
  • СеАЗ-11116-60 «Ока Пикап с повышенной грузоподъёмностью» – смотрите здесь
  • ТТМ-1901 «Беркут» – смотреть здесь
  • Oka NEV ZEV – смотреть здесь
  • Отечественный ситикар Lada ОКА

    Лада ОКА (1988-2008) технические характеристики и цена. Обзор ВАЗ/КАМАЗ/СеАЗ-1111/11113/11116 с фотографиями.

    Сверхкомпактная модель ВАЗ-1111 «Ока» появилась на свет в 1988 году – именно тогда стартовало ее параллельное производство на Волжском автозаводе, Серпуховском автомобильном предприятии и Заводе малолитражных автомобилей в Набережных Челнах.

    Проектирование же машины началась в Серпухове еще в 1970-х, однако в 1982 году она приказом Минавтопрома была переложена на конструкторов «ВАЗа» – им поручили создать трехдверку «особо малого класса» для инвалидов, используя наработки СМЗ и НАМИ.

    За историю своего существования «Ока» постоянно модернизировалась – ей неоднократно меняли панель приборов, некоторые кузовные детали и систему отопления и вентиляции. Помимо этого, автомобиль улучшался и по технической части: например, в 1995-м ему отделили новый двигатель, а с ним и индекс ВАЗ-11113.

    Переломным моментом в судьбе микролитражки стал 2005 год, когда ВАЗ и КАМАЗ прекратили ее серийное производство, в то время как СеАЗ продолжил выпуск хэтчбека под индексом СеАЗ-11116 с китайским двигателем. Окончательно «карьера» машины подошла к концу в 2008-м из-за полностью угасшего на нее спроса.

    В оформлении экстерьера Лада Ока отсутствуют запоминающиеся детали – миниатюрный угловато-квадратный кузов трехдверки демонстрирует простецкую светотехнику, бесхитростные бампера из неокрашенного пластика, короткие свесы, компактные «росчерки» колесных арок, тонкие стойки крыши и солидную площадь остекления. Выглядит автомобильчик непримечательно, но вполне себе симпатично.

    «Ока» является представителем «особо малого класса» (сегмент «A» по европейским нормам): в длину она вытянута на 3200 мм, в ширину – на 1420 мм, в высоту – на 1400 мм. Между колесными парами у отечественной малолитражки простирается 2180-миллиметровая база колес, а ее дорожный просвет составляет 150 мм. В «боевом» виде трехдверка весит от 635 до 660 кг в зависимости от версии, а его полная масса не превышает одной тонны.

    Внутри Лады Ока царит очень аскетичная обстановка – архаичное рулевое колесо с двухспицевым ободом, допотопная комбинация приборов с тремя стрелочными циферблатами и несколькими индикаторами, откровенно бюджетная передняя панель, на которой можно лицезреть лишь пару круглых дефлекторов вентиляции, «ползунки» отопителя, несколько вспомогательных кнопок да прикуриватель. Соответствующие в автомобиле и материалы отделки – «дубовые» пластики, простецкая ткань и много неприкрытых ничем металлических элементов.

    Формально салон хэтчбека – четырёхместный, однако на заднем сиденье, лишенном элементарных удобств, смогут более-менее вольготно усесться разве что только дети. Да и его передние кресла разочаровывают по всем направлениям – у них совершенно «плоский» профиль без какого-либо намека на боковую поддержку и минимум регулировок.

    Багажник у «Оки» миниатюрный – всего 210 литров в стандартном виде. Цельный задний диван складывается, но несильно улучшает ситуацию, увеличивая объем грузового отсека всего-навсего до 630 литров. Места для полноразмерной «запаски» в «трюме» автомобиля не хватило – она располагается под капотом, по соседству с двигателем.

    Технические характеристики. Для отечественной малолитражки предусмотрены исключительно бензиновые моторы, состыкованные с 4- или 5-ступенчатой «механикой» и переднеприводной трансмиссией:

    • Под капотом ВАЗ-1111 установлен двухцилиндровый агрегат объемом 0.65 литра (649 кубических сантиметров) с алюминиевой головкой блока цилиндров, карбюраторным впрыском и 8-клапанным ГРМ, развивающий 29 лошадиных сил при 5600 об/минуту и 44 Нм пиковой тяги при 3200 об/минуту.
    • На «вооружении» ВАЗ-11113 стоит тот же самый двигатель, но с увеличенным до 0.75 литра (749 кубических сантиметров) объемом, потенциал которого насчитывает 33 «жеребца» при 5600 об/минуту 50 Нм крутящего момента при 3200 об/минуту.
    • Поздняя модификация (СеАЗ-11116) оснащена китайской 1.0-литровой «тройкой» TJ376QEI с выполненной из алюминия головкой блока цилиндров, распределенным «питанием» и 6-ю клапанами, производящей 53 «кобылы» при 6000 об/минуту и 77 Нм при 3200 об/минуту.

    На набор с места первой «сотни» у «Оки» уходит 18-30 секунд, ее максимальные возможности укладываются в 120-130 км/ч, а топливный «аппетит» не превышает 5.3-6 литров горючего в комбинированном режиме на 100 км пути.

    В основе трехдверки находится переднеприводная «тележка» с поперечно размещенным во фронтальной части силовым агрегатом и кузовом несущей конструкции.

    Ходовая часть автомобиля представлена независимой передней архитектурой типа McPherson с поперечным стабилизатором и полузависимой задней системой с гибкой поперечной балкой. Малолитражка оснащена гидравлическим тормозным комплексом с дисковыми устройствами спереди и простыми «барабанами» сзади. Рулевой центр у трехдверки – реечной конфигурации (естественно, без усилителя управления).

    Достоинства хэтчбека – это: компактные размеры, экономичные двигатели, отличная маневренность, хорошая обзорность, доступность в содержании и неплохая проходимость. Много у него и недостатков: низкий уровень комфорта и безопасности, полное отсутствие престижа, слабая динамика, сильно подверженный коррозии кузов и тесный салон.

    Цены. В начале 2017 года Лада Ока является одним из самых доступных автомобилей на вторичном рынке России – ее можно приобрести по цене от 15-20 тысяч рублей.

    Презентация «ОКА-3»: «Калина»-три четверти

    Мы уже почти привыкли к тому, что все новости насчет АВТОВАЗа — это, как правило, сообщения экономического плана, причем нерадостные. Но в Тольятти выпускают автомобили и даже конструируют новые модели. С прототипом, который может стать новой «Окой», познакомился Игорь Моржаретто. Фото Александра Батыру.

    «НАРОДНАЯ» ИСТОРИЯ

    Маленькая «Ока» (модель ВАЗ-1111), которую придумали четверть века назад на Волжском автозаводе, должна была стать народным автомобилем, но — не стала. Хотя на протяжении многих лет пользовалась в стране популярностью. Ее производили на двух заводах — в Набережных Челнах и Серпухове, всего 30–50 тыс. машин в год. Можно было продавать и больше, но.

    У «Оки» был полностью оригинальный кузов и свой силовой агрегат, и, чтобы увеличить их производство, требовались серьезные инвестиции. Но свободных средств не нашлось ни у ВАЗа, ни у ЗМА, ни у СеАЗа. И когда в Тольятти прекратили выпуск двигателей «Оки», проект умер. У маленького автомобиля был целый ряд больших достоинств: низкая цена, невеликие габариты… Несколько лет назад на АВТОВАЗе предприняли попытку возродить проект. В прототипе «Ока-2» салон уже не такой тесный, мотор взяли помощнее — 1,1 л. Но тогда довести модель до серии не удалось, а сегодня платформа уже устарела. Но не сама идея!

    «Проект 11174»

    ТРЕТЬЯ ПОПЫТКА

    Новый прототип под кодовым названием «Ока-3» (заводской индекс «Проект 11174») скромно прячется в углу демонстрационного зала НТЦ АВТОВАЗа. Широкой аудитории машину не показывали. Да что там посторонняя публика — даже большинству вазовцев неизвестно, что ведутся работы в этом направлении! Понятно, времена сейчас для предприятия непростые. Не так давно официально объявили, что временно прекращаются работы над «Проектом С». Но, в отличие от этой разработки, «Ока-3» базируется на существующей платформе, в ней используются серийные агрегаты, так что путь до конвейера может быть очень коротким. Да и существующий прототип не пластилиновый, а ходовой. Мне даже дали прокатиться. Чувствуешь себя за рулем полноценной машины, только сдавать назад непривычно — кажется, до стекла третьей двери можно рукой достать. В общем, та же «Калина», только чуть короче.

    «Проект 11174»

    ТЕХНИКА С ЭКОНОМИКОЙ

    Итак, донором послужил серийный автомобиль (степень унификации узлов и деталей с моделью ВАЗ-1119 достигает 80%). Полностью оригинальные детали кузова — крыша, боковина и задняя часть пола. А удлиненную дверь конструкторы предлагают считать условно оригинальной деталью, ведь точно такая же будет использоваться на трехдверном хэтчбеке «Калина» (этой модели пока нет даже в виде макета, но теоретически она предполагается). Остальные узлы позаимствованы у обычной «Калины». Трехдверка короче хэтчбека на 200 мм, а боковые двери длиннее стандартных на 150 мм. Вообще, по длине и ширине автомобиль очень близок… к «старой» «Ниве» («Лада 4×4»). И там и здесь задние пассажиры сидят между колесными нишами. То есть практически разместиться смогут только двое. По сравнению с хэтчбеком машина весит почти на 100 кг меньше, при этом ничего не потеряла в плане безопасности. Кроме того, ее можно дооборудовать всеми доступными для «Калины» опциями — от базового, очень доступного по цене набора до самого богатого.

    «Проект 11174»

    В прототипе использовано заднее неразрезное сиденье от «Самары», но в перспективе, возможно, будут устанавливать задние сиденья от 7-местной модели «Рено-Логан», которые очень легко сложить и снять вовсе.

    «Проект 11174»

    КОМУ ЭТО НАДО?

    Мне ладная трехдверная машинка пришлась по вкусу. Вроде бы ничего необычного, спереди и вовсе рядовая «Калина», но обрубком не выглядит и смотрится гармонично. Издалека напоминает популярную «Корсу» предыдущего поколения, но это ее не портит. В будущем, если дойдет до серии, конструкторы обещают наделить машину яркими индивидуальными чертами — с помощью оригинальных фар, например.

    «Проект 11174»

    Вот тут и кроется главная проблема. «Если дойдет до серии». На этой фразе, как правило, заканчивалась короткая (или не очень) жизнь большинства вазовских прототипов. Но тут случай особенный. Во-первых, средств на внедрение новой модели много не надо, ведь она базируется на известных агрегатах. Во-вторых, по словам вице-президента по продажам и маркетингу АВТОВАЗа Максима Нагайцева, предполагается, что серийная машина в начальной комплектации может быть лишь чуть дороже, чем «классика»! Заманчивое предложение…

    «Проект 11174»

    Только тут надо понять, кому может приглянуться новая трехдверка. Главное ее достоинство — совмещение комфорта (для водителя и переднего пассажира) моделей более высокого класса с небольшими общими размерами городского автомобиля. Кто захочет купить такую? Например, молодой человек или девушка, для которых это первая личная машина. Благодаря невысокой цене она может привлечь, с одной стороны, потенциальных покупателей «классики» и «Самары», а с другой — всех, кто выбирал раньше «Оку». Кроме того, есть шанс переманить часть клиентов автосалонов, где предлагают самые дешевые иномарки («Дэу-Матиз», «ЗАЗ-Шанс»). Кроме того, богатые версии могут заинтересовать тех, кто традиционно выбирает вазовские трехдверки. С 16-клапанным двигателем мощностью 89 л.с. автомобиль обладает неплохой для города динамикой.

    «Проект 11174»

    Есть еще один разряд покупателей, о котором в нашей стране в последние годы, к сожалению, почти забыли. Это люди с ограниченными возможностями. Сейчас органы социальной защиты предлагают для инвалидов, как правило, «классические» модели АВТОВАЗа. Для инвалидов-колясочников трехдверная «Калина» явно удобнее. Широкие боковые двери упрощают посадкувысадку, а коляску можно разместить за передними сиденьями. В задней части конструкторы предлагают установить механизм (с электроприводом) подачи инвалидного кресла (подобные широко применяют на Западе).

    «Проект 11174»

    Таким образом, потенциально спрос на этот автомобиль может даже превысить 30 тыс. штук (среднегодовой объем выпуска «Оки»). Если окажется, что такая машина нужна, площадка для производства есть — Серпуховский автозавод, который располагает хорошими мощностями для штамповки, сварки и окраски кузовов. Основную часть штампованных деталей, силовые агрегаты, детали подвески способен поставлять АВТОВАЗ, а остальное можно делать на месте (или покупать у местных же поставщиков)… В принципе, этот автомобиль может стать самым дешевым полноценным транспортным средством в России. Берем?

    LADA 1111

    I поколение

    Микролитражный легковой автомобиль Ока первоначально автомобилем не был. Мало кто знает, что в 1979 году социальное транспортное средство особо малого класса под названием «Ока» разрабатывалось не как легковой автомобиль, а как товар широкого потребления – ширпотреб.

    Серпуховский автомобильный завод в 1979 году получил задание от Министерства автопромышленности СССР на подготовку нескольких концепций микроавтомобилей с ручным управлением, предназначенных для инвалидов. Основным условием было создание именно полноценной легковой машины, а не очередной вариации мотоколяски. В СМЗ разработкой образцов занималась команда под руководством заместителя главного инженера И.Е. Ивенского и заместителя главного конструктора А.Попова. 12 июня 1981 года серпуховчане совместно с группой инженеров из НАМИ представила прототип «инвалидки», получившей собственное имя «Ока», по проектным документам проходящий под индексом НАМИ-0231. Через полгода, в начале 1982, комиссии представили модифицированный вариант социального транспортного средства Ока (внутризаводской индекс СМЗ-1101).

    Первоначально микромобиль собирался вокруг двигателя. Машину для инвалидов планировали запустить в сборку с компактным мотором польского производства, как на FIAT-126p. Реализации данной задумки помешала сложная геополитическая ситуация. Руководство советского Минавтопрома приняло решение создать социальную «инвалидку» целиком собственными силами. В результате выяснилось, что Серпуховский автозавод не располагает ни кадрами, ни технологиями, ни оборудованием для разработки нового микролитражного силового агрегата. Бюрократическая машина была запущена, остановить еще не начавшееся, но уже изрядно профинансированное производство машин для инвалидов было еще сложней, чем придумать новый мотор. 26 апреля 1982 года министравтопрома В.Поляков подписал приказ под № 135, в котором создание транспортного средства особо малого класса для нужд инвалидов возложили на Волжский автозавод при участии специалистов СМЗ и НАМИ.

    Компромиссное решение позволяло убить одним выстрелом не двух, а сразу трех зайцев. Во-первых, и в главных, наладить серийный выпуск автомобиля для инвалидов. Во-вторых, не вкладывать государственные денежки в капитальный ремонт и модернизацию Серпуховского мотозавода. В-третьих, в полном соответствии со спецпостановлением центрального комитета Компартии и Совмина освоить на Волжском автозаводе производство товаров народного потребления (того самого ширпотреба), которые обязано было изготавливать каждое советское предприятие, причем из расчета 5 копеек на ТНП с каждого рубля. Для ВАЗа ТНП (товары народного потребления) были настоящей головной болью. Завод несколько раз провально пытался организовать производство утюгов, чугунных сковородок, металлических тазиков, ведер и другого востребованного у советского населения ширпотреба.

    Весной 1982 года Министерство автомобильной промышленности СССР оформило государственный заказ на создание и запуск в производство легковой малолитражной машины для граждан-инвалидов в количестве 10 000 экземпляров в год. Благодаря объединенной работе над новой «инвалидкой» Серпуховский завод получал возможность полностью и надолго загрузить все имеющиеся собственные мощности и подключить к исполнению госзаказа мощности двух автогигантов – ВАЗа и КамАЗа. Волжский и Камский автозаводы получали стабильный государственный заказ и решали проблему с производством ТНП. Более того, благодаря использованию ресурсов ВАЗа и КамАЗа, количество автомобилей для инвалидов с легкостью увеличивалось до 20 000 экземпляров в год.

    Летом 1982 года делегация от СМЗ во главе с замом главного инженера И. Ивенским и замом главного конструктора А.Поповым прибыла на ВАЗ. Серпуховчане явились в непривычном для них амплуа – не как бедные родственники, а как официальные заказчики. С ними прибыла концептуальная Ока – модель, которая практически была готова к производству. Вазовские инженеры должны были изучить конструкцию прототипа микролитражки и прикинуть, какие цехи подготовить, линии модернизировать, сколько места на складах освободить. И тут в Тольятти заявились специалисты из Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ), да не с пустыми руками, а с новеньким (двухлетней давности) автомобильчиком Daihatsu Cuore, рожденным техническим гением японских инженеров. ВАЗовцы, изначально рассматривавшие Оку исключительно в качестве сковородки, неожиданно встали в позу. То ли гордость взыграла, то ли коллективное эго после запуска в серию первой переднеприводной модели ВАЗ-2108 зашкалило, но японский автомобиль, представленный в качестве показательной модели для изучения, подвергся острой критике.

    Результат вышел неожиданный. Тольяттинские инженеры в экстренном порядке переделали или, скорее, создали практически с нуля, народный городской социальный автомобиль особо малого класса. От прототипа Серпуховского мотозавода, получившийся у ВАЗовцев автомобиль Ока унаследовал только имя. Однако при внимательном изучении нового народного автомобиля техкомиссия обнаружила, что машина Ока советской разработки практически вчистую повторяет раскритикованную японскую микролитражку. В свое оправдание команда дизайнеров и кузовостроителей под руководством Ю.Верещагина, ставшего впоследствии ведущим дизайнером АвтоВАЗа, объясняла, что кузовная геометрия, компоновка агрегатов, эргономика внутреннего оформления Daihatsu Cuore настолько оптимальны, что, как говорится, ни отбавить, ни прибавить.

    Возможно, не забывающие об инвалидах, серпуховчане вполне смогли бы договориться с энергичными тольяттинцами, стремительно наполнявшими социальный проект ВАЗ Ока инновационными техническими разработками. Но тут на тольяттинский завод прибыла делегация от КамАЗа. Крупнейший производитель грузовиков с порога объявил о том, что участвовать в производстве «инвалидки» будет только при условии, что социальную малолитражку назовут «Кама».

    Не известно, чем бы закончилась перетягивание канатов, если бы в дело не вмешалось всесильное Министерство автопромышленности. Госчиновников не волновали амбиции участников и не особо интересовали мотивы. Оппонентам напомнили о волшебном документе – техническом задании. В ТЗ четко были прописаны размеры, масса, но самое главное, себестоимость производства микролитражного легкового транспортного средства. В утвержденную смету никак не «вписывались» ни камазовский размах, ни вазовские инновации. Постепенно командированные на ВАЗ специалисты СМЗ были ненавязчиво оттерты от процесса проектирования. Однако разработчики не забывали, что Ока – машина для инвалидов, и на серпуховцев возложили привычную для них работу – разработку элементов ручного управления с учетом использования автомобиля людьми с различными физическими проблемами. К команде СМЗ подключили командированную группу инженеров с КамАЗа.

    21 июля 1985 года Совет министров СССР подписал Постановление № 575 «О создании мощностей по производству новой модели легкового автомобиля особо малого класса на производственных объединениях «АвтоВАЗ» и «КамАЗ» и на Серпуховском мотозаводе Министерства автомобильной промышленности СССР в 1986-1988 гг».

    Техническое задание Минавтопрома по разработке и запуску в серийное производство социального легкового автомобиля особо малого класса предусматривало четыре главных положения:

    В марте 1984 года были собраны два предсерийных опытных экземпляра Оки (серии 100). В течение того же года с конвейера сошли еще 14 образцов, которые выявили досадные недоработки. Подвеску на диагональных рычагах заменили версией на продольных взаимосвязанных рычагах. Экспериментальную подвеску, представляющую собой уменьшенную копию задней подвески, устанавливаемой на «восьмерки», «заточили» под Оку конструкторы из КамАЗа. Кроме задней подвески, на переработанный прототип (серии 200) подготовили новую переднюю подвеску McPherson. Колесную базу удлинили на 10 мм. Автоматически увеличилась общая длина малолитражки. Специально под Оку сконструировали новую коробку передач.

    Прототипы Оки (серии 200) в количестве 16 экземпляров изготовили в 1985 году. Автомобиль ВАЗ Ока, помимо стендовых испытаний, отправился «в поле». По воспоминаниям водителей, получивших в свое распоряжение Оку, ни одна машина социального сегмента и даже массовые малолитражные легковые автомобили не имели подобной маневренности и управляемости. Приятным бонусом даже для команды разработчиков явилась отменная проходимость малютки Оки. Легкую и маленькую машину в случае необходимости можно было вытолкнуть и даже вынести.

    Одновременно с полевыми тестами инженеры СМЗ трудились над адаптацией Оки для использования людьми с ограниченными физическими возможностями. В 1986 году на Серпуховском конвейере была готова специальная Ока – авто с ручным приводом тормоза и газа на базе прототипа серии 100. Через несколько месяцев на СМЗ подготовили вариант Оки серии 200, оснащенной модифицированным электровакуумным сцеплением.

    Летом 1986 года к климатическим испытаниям подготовили партию микролитражек ВАЗ 1111 Ока 300 серии. В испытаниях в составе сборной команды приняли участие представители трех заводов. Автомобиль ВАЗ 1111 отправили в Коми, где он выдержал испытание 46-градусным морозом. После этого социальный народный хэтчбек прокатился по знойными и пыльными дорогами Туркмении и Азербайджана.

    В 1987 году микролитражный социальный автомобиль ВАЗ 1111 Ока особо малого класса выдержал приемочные государственные испытания и получил добро на серийное производство. Сборку предполагалось организовать одновременно на трех заводах. На начало 1989 года, когда Ока появилась в продаже, на нее цены были на полторы тысячи рублей ниже, чем на самый дешевый «Запорожец». Ока, цена которой стартовала с суммы 4,6 тысяч рублей, была самым доступным транспортным средством в СССР.

    Первым производство ВАЗ 1111 начали на КамАЗе 26 декабря 1987 года. В течение 1988 года на КамАЗе собрали 129 экземпляров микролитражного автомобиля проекта ВАЗ 1111 Ока. Интересно, что камазовцы на правах первых, под шумок собрали автомобили с шильдиком «Кама», что вызвало истерику серпуховчан, заваливших Минавтопром звонками и жалобами на самоуправство «старшего брата». После вмешательства министра автопромышленности А.Полякова все три завода обязали собирать новую малолитражку под первоначальным названием «Ока». К имени заводу производителю позволялось добавлять литеры, указывающие на место сборки, будь то Лада Ока, СеАЗ Ока или Кама Ока. После распада Союза 19 ноября 1991 года на КамАЗе организовали «Завод микролитражных автомобилей», на котором Ока 1111 производилась вплоть до 19 мая 2006 года.

    СеАЗ с 1995 по 2005 годы производил одновременно и модификацию для инвалидов с ручным управлением, и автомобиль Ока 1111 в общегражданском варианте. В 2005 году АвтоВАЗ продал Серпуховский автозавод промышленной группе АВТОКОМ из Самары и объявил о выведении микролитражного автомобиля Лада 1111 Ока из модельного ряда. После обретения самостоятельности,серпуховчане активно принялись за осовременивание и модернизацию Оки. Появилась модификация Oka 1111 с китайским инжекторным трехцилиндровым мотором TJ376QEI рабочим объемом 993 см3 и мощностью 53 л.с.

    В течение первого полугодия 2006 года на Оку 1111 цена взлетела на четверть. По сравнению с концом 2005 года, когда стоимость Ока ВАЗ 1111 составляла около 90-100 тысяч рублей, летом 2006 на ВАЗ Ока цена составляла не менее 120 000 рублей. Не смотря на заинтересованность покупателей в микролитражном хэтчбеке, повышение цены мгновенно сократило количество продаж. Положение усугублялось тем, что вывод из модельного ряда модификации ВАЗ 11113, оснащенной карбюраторным двигателем, был вынужденным в связи с несоответствием агрегата экологическим нормативам, так же как и первоначальной модификации Лада 1111. После того, как бюджетная Ока, автомобиль, цена которого вплотную приблизилась к стоимости ВАЗовских классических Жигулей, перестала быть самым доступным легковым автомобилем на отечественном рынке, активность в дилерских центрах СеАЗа поддерживалась исключительно за счет инвалидов, которые могли получить микролитражку по государственной соцпрограмме.

    В рамках Московского автосалона 2006 года Серпуховский автозавод презентовал рестайлинговую версию Оки в комплектациях «Стандарт» и «Люкс». Помимо них, на стенде СеАЗа продемонстрировали новую модификацию микролитражки – грузопассажирский фургончик с пластиковой крышей, который журналисты мгновенно окрестили «Ока-рюкзачок».

    В марте 2007 года пресс-служба Серпуховского автозавода сообщила об окончательном прекращении выпуска модели Ока ВАЗ 11113 (Lada 1111) и переходе на сборку микролитражной модификации Ока СеАЗ 11116, оснащенной китайским силовым агрегатом серии TJ. Трехцилиндровый двигатель от компании FAW серии TJ 376 QE соответствовал нормам токсичности Euro II. На СеАЗе мотор модернизировали, заменив блок управления, чтобы дотянуть агрегат до нормативов Euro III.

    Выпуск Оки в модернизированном варианте СеАЗ 11116 с китайским мотором и 5-ступенчатой коробкой передач начали на СеАЗе 1 апреля 2007 года. На модифицированного ВАЗ 1111 цена в базовой комплектации «Стандарт» начиналась с 145,4 тысяч рублей. Штатное оснащение предполагало обычную окраску кузова, рулевое колесо «Вираж», приборную панель «Автостиль», зеркала «НУР», багажную полочку «Балаково». Люксовая версия Оки ВАЗ 11116 отличалась лакокрасочным покрытием с эффектом «металлик», рейлингами для дополнительного багажника на крыше и термальными стеклами. Цена ВАЗ 1111 Ока модификации 11116 в комплектации «Люкс» составляла 150,3 тысячи рублей. В декабре 2006 года руководство СеАЗа объявило о снижении цен на микролитражный автомобиль Ока с китайским двигателем. На самую простую сборку микролитражки 1111 Ока цена снизилась до суммы 138 тысяч рублей. Стоимость ВАЗ Ока 11116 в комплектации «Люкс» составляла 141 тысячу рублей.

    В ноябре 2009 года с конвейера СеАЗа сошел последний экземпляр микролитражного автомобиля Ока.

    Преимущества и недостатки автомобиля ВАЗ-11113 Ока

    Малолитражный компактный автомобиль ВАЗ 11113 «Ока» является в некотором роде уникальным – таких миниатюрных машин в России практически больше нет.

    Своими техническими характеристиками вазовский авто удивляет – несмотря на более чем скромные размеры, «Ока» достаточно шустро разгоняется, обладает замечательной проходимостью, и при этом очень экономно расходует топливо.

    У автомобилей семейства ВАЗ 1111 есть немало поклонников, хотя над машиной многие смеются, и про нее сочинили немало анекдотов. Тем не менее, автомобильная марка имеет право на существование, и на этой модели стоит остановить свой взгляд, рассказать о ней подробнее.

    «Ока» ВАЗ

    В свое время Серпуховским автозаводом производилась мотоколяска С-3Д, которая в основном предназначалась для людей с ограниченными возможностями, и в народе называлась «инвалидкой». Но модель устаревала, требовался новый автомобиль, отвечающий современным требованиям, и к началу 80-х годов началась разработка нового транспортного средства малого класса авто.

    Марка «Ока» пошла в серию в 1988 году, в своем внешнем дизайне машина имела достаточно большое сходство с японской моделью Daihatsu Mira в кузове L70, которая выпускалась с 1985 по 1990 год. Тем не менее, у российской марки были свои характерные отличия, по крайней мере, на отечественной автомашине устанавливались силовой агрегат и трансмиссия собственной конструкции.

    Маленький КАМАЗ

    Хотя разработка малолитражки велась в Серпухове, в серийное производство ее предполагалось запустить в Елабуге, а так как город находится на реке Кама, то и модели было присвоено название «Кама» ВАЗ 1111. Но в связи с нестабильной экономикой тогда еще в Советском Союзе планам было не суждено сбыться – выпуск марки в намеченном объеме (900 тысяч авто в год) не получился, а Елабужский завод был перепрофилирован. ВАЗ-1111 стали производить в меньших объемах, и на других предприятиях:

    • на Волжском автозаводе в Тольятти;
    • в Серпухове (СеАЗ);
    • в Набережных Челнах (ЗМА).

    В Тольятти выпуск малолитражной автомашины продолжался недолго – ее производство на основном конвейере АвтоВАЗа было нерентабельным, и в 1995 году «Оку» сняли с конвейерной линии. Завод малолитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах выпускал «Оку» до 2005 года, и на шильдиках малолитражек гордо красовались буквы «КАМАЗ».

    «Ока» СеАЗ

    В 2006 году подразделение малолитражных автомобилей в Набережных Челнах была продано компании «Северсталь-Авто», и поэтому производство «маленького Камаза» была свергнуто, и «Ока» выпускалась теперь только на Серпуховском заводе. Но спрос на морально устаревший автомобиль был уже не тот, и чтобы как-то вызвать интерес у покупателей, на СеАЗ приняли решение модернизировать марку.

    В 2006 году «Ока» стала комплектоваться двигателем китайского производства объемом 1,0 л, модификация получила название СеАЗ-11116. Но спрос на машину падал, к тому же выпускать малолитражку было нерентабельно, и в 2008 году серийное производство модели было прекращено.

    Модификации

    За годы выпуска модели «Ока» было выпущено множество ее модификаций. Автомашина производилась с двумя основными типами двигателей – 0,65 и 0,75 л, и в зависимости от устанавливаемого силового агрегата могла иметь индекс 1111 (0,65 л) или 11113 (0,75 л). В заводском обозначении модели указывался Волжский или Серпуховский автозавод – ВАЗ или СеАЗ, автомобили производились в различных вариантах исполнения:

    • для инвалидов – СеАЗ-1111-01/ СеАЗ-1111-02/ СеАЗ-1111-03 с мотором 0,65 л и СеАЗ-11113-01/ СеАЗ-11113-02/ СеАЗ-11113-03 с двигателем 0,75 л;
    • базовые модели – ВАЗ-1111 и ВАЗ-11113;
    • авто с 4-цилиндровым движком от «Таврии» – Астро-11301;
    • модель с мотором 1,0 л в различных модификациях СеАЗ-11116, в том числе выпускались пикапы и фургоны.

    ВАЗ 11113 Ока: технические характеристики

    Автомобиль ВАЗ 11113 производится только в кузове хэтчбек, в трехдверном исполнении, машина рассчитана на 4 человек, включая водителя. «Ока» имеет передний привод, независимые переднюю и заднюю подвески, оснащается двухцилиндровым двигателем и 4-ст. механической коробкой передач. Передняя подвеска – стандартная для авто такого класса, типа Макферсон, на задней оси установлена жесткая балка с пружинами и амортизаторами.

    Тормозная система – гидравлического типа, на передней оси установлены диски, на задней оси – барабаны. Рулевое управление с механическим приводом, гидро- или электроусилителя руля не предусмотрено. Тормоза имеют вакуумный усилитель и главный тормозной цилиндр, сцепление без гидровыжима, тросовое.

    Двигатель модели ВАЗ-11113 – двухцилиндровый, его расположение под капотом – поперечное, некоторые детали силового агрегата унифицированы с ДВС ВАЗ 21083 (поршни, поршневые кольца/пальцы). Блок цилиндров малолитражного мотора – чугунный, ГБЦ отлита из алюминия. Привод ГРМ – ременный, распредвал расположен наверху, в постели головки блока цилиндров.

    У автомашины ВАЗ 11113 «Ока» технические характеристики следующие:

    • габариты (длина/ высота /ширина) – 3,2 / 1,4 /1,42 м;
    • колесная база – 2, 18 м;
    • клиренс – 15 см;
    • снаряженная масса – 0, 645 тонны;
    • максимальный вес в груженом состоянии – 0,98 тонны;
    • колея колес (передних /задних) – 1,21 /1,2 м;
    • мощность ДВС – 35 л. с.;
    • объем ДВС – 749 см³;
    • тип топливной системы – карбюратор;
    • используемое топливо – бензин Аи-92;
    • диаметр стандартных колесных дисков – R12

    Модель «Ока» с мотором 0,75 л расходует на 100 км по трассе 5л бензинового топлива, в городском режиме потребления горючего увеличивается до 7,4 л/ 100 км. Бензиновый бак рассчитан на 30 литров, и в среднем объема бензобака хватает на 400-450 км пути. Разгоняется ВАЗ-11113 не быстро – за 24 секунды, но для городской черты скорости хватает. Зато у «Оки» в городе есть преимущество – машина очень маневренная, и легко паркуется в любом месте.

    Ремонт ВАЗ 11113 Ока

    Автомобиль «Ока» обладает высокой ремонтопригодностью, обслуживать машину очень просто. Но минус вазовской модели заключается в том, что ремонт ей требуется постоянно – что-нибудь обязательно ломается. Причина регулярных поломок – небольшой ресурс многих деталей, низкое качество запасных частей.

    Чаще всего из строя выходят детали ходовой:

    • шаровые опоры;
    • рулевые наконечники;
    • подшипники ступиц.

    Не так редко рвутся пыльники ШРУСов, причем, как наружных, так и внутренних. Если вовремя не уследить за пыльником, «граната» начинает «хрустеть», и шарнир также приходится менять. Недолго живут тормозные шланги, на них растрескивается резина.

    Проблемы с электрикой на «Оке» возникают постоянно:

    • замыкают провода;
    • выходит из строя катушка зажигания;
    • пробивает высоковольтные провода;
    • перестает работать электровентилятор охлаждения.

    Конечно, все вышесказанное относится к подержанным автомобилям с солидным пробегом, но автомобиль уже давно не производится, и в идеальном состоянии машину купить трудно.

    По лужам на ВАЗ-11113 надо ездить очень аккуратно – если намокает модуль зажигания, машина уже завести невозможно. Многие водители стараются изолировать катушку от попадания на нее влаги, например, надевают резиновую перчатку. Для такой «крошки» ресурс ее двигателя неплохой, при нормальной эксплуатации движке без проблем выхаживают 120-150 тыс. км. Важно следить за работоспособностью электровентилятора охлаждения – если он отказывает, ДВС перегревается, и тогда срок его службы заметно сокращается.

    В отличие от стандартного вазовского 4-цилиндрового мотора, на двигателе «Ока» для более устойчивой работы устанавливаются балансирные валы. Если по каким-либо причинам балансировка сбивается, ДВС начинает работать с жуткой вибрацией.

    Коробка передач (4-ступенчатая «механика») вполне надежная, хронические болезни у нее не наблюдаются. Единственный недостаток – повышенный вой, но этот дефект характерен для многих переднеприводных автомобилей ВАЗ, и на ходовых качествах никак не отражается.

    Ремонт ВАЗ 11113 «Ока» обходится в основном недорого, запчасти на автомашину дешевые. Относительно дорого автовладельцу обходится ремонт КПП в автосервисе – коробку сложно снимать и ставить.

    Мнения об автомобиле «Ока»

    О машине ВАЗ-11113 есть много противоречивых мнений – у этого авто есть много положительных качеств, но сильно портит репутацию транспортного средства низкое качество сборки и большой процент брака в запчастях. Среди положительных моментов автовладельцы отмечают:

    • отличную маневренность – машина легко паркуется практически везде, в городском потоке автомобилей достаточно просто перестраивается из одного ряда в другой;
    • на удивление вместительный багажник – при сложенных задних сиденьях в него помещается много вещей;
    • хорошую проходимость – благодаря неширокой колее колес, малым размерам и небольшому весу «Ока» не застревает в сугробах и уверенно выкарабкивается из неглубокой грязи;
    • маленький расход топлива.

    Минусов в вазовском авто тоже немало:

    • подвеска плохо переносит российские неровные дороги – она довольно хлипкая, миниатюрные колесные диски R12 гнутся даже от небольшого удара;
    • машина не обладают высокой антикоррозийной стойкостью, особенно быстро ржавеют кузова и кузовные элементы на автомашинах выпуска после 1995 года;
    • безопасность «Окушки» находится на низком уровне;
    • по воде на авто нужно ездить осторожно – катушка зажигания от попадания на нее влаги перестает работать, в дождливую погоду отсыревают свечи;
    • качество запчастей невысокое, особенно, если это неоригинальные детали;
    • родные зеркала маленькие и неудобные – в них почти ничего не видно.

    Подводя итог, можно сказать, что ВАЗ-11113 – очень неплохой автомобиль, но требует постоянного ухода, и он создан для людей с «руками». Если не следить за техническим состоянием авто, «Ока» быстро «рассыпается».

    Обзор Лада «Ока» (1111): народный любимец

    Этот отечественный компакт по-настоящему любим в народе. Всеобщую симпатию он завоевал за счет доступной цены и приемлемым эксплуатационным свойствам. Но, каким именно?

    Первые автомобили «Ока» начали производиться в 1989 году. Производством занялся ВАЗ − как самый передовой автоизготовитель на территории СССР. Под его же маркой компакт и сходил со сборочного конвейера.

    Всего, сборкой «Оки» занимались три предприятия:

    Стоит отметить, Волжский завод выпускал малолитражку только до 1995 года, тогда как в последующие годы (вплоть до свертывания производства в 2008 году) основным производителем данной модели стал КамАЗ. Точнее, его легковое подразделение − ЗМА (завод микролитражных автомобилей).

    ВАЗ «Ока» был представлен на рынке в нескольких вариациях. Модификации имели различные технические характеристики:

    Модификация Двигатель (объем в литрах) Мощность (лошадиные силы) Трансмиссия
    1111 0.6 29 4МКП
    11113 0.7 33 4МКП
    11116 1.0 53 6МКП

    Ока получила независимую подвеску передней оси, выполненную по схеме МакФерсон. Сзади «прописалась» полузависимая балка. Передние тормоза − дисковые. Тяга мотора также реализовывается на переднюю ось.

    По части оснащения российская малолитражка не могла ничем похвастаться. Приборный щиток был позаимствован у ВАЗовской «копейки», а стеклоподъемники передних дверей были ручными.

    Однако, на заре своего производства для покупателя были предложены две комплектации, которые представляли из себя своеобразный заводской тюнинг:

    Их описание сводится к тому, что такие версии были включали в себя приятные мелочи. Сюда можно причислить «евро-панель», иные сиденья, а также наличие электрических стеклоподъемников. Комплектация «Леди» предполагает иной окрас кузова и цветовую гамму внутреннего убранства.

    Нюансы владения

    «Ока» зарекомендовала себя, как весьма ремонтопригодный авто. Однако, эксплуатация российского бюджетника омрачается невысокой надежностью. Отзывы говорят о склонности кузова к коррозии, а также о непродолжительном ресурсе моторов.

    В то же время, на просторах интернета существует клуб владельцев «Оки». На данном ресурсе можно отыскать решение интересующей проблемы и познавательные видео.

    Неприметный снаружи.

    Отечественный компакт выглядит неприметно и с легкостью затеряется в общем автомобильном потоке. Однако, сам кузов получился весьма гармоничный и радует выверенными пропорциями. Следует отметить большую площадь остекления всех окон и тонкие стойки, которые наилучшим образом влияют на обзорность по сторонам. Передние и задние фронтальные стекла снабжены дворником.

    Домашний уют

    Внутреннее убранство организовано грамотно, при этом может порадовать уютом. Переднее торпедо сделано невесомым. Отсутствие центральной консоли дало возможность несколько освободить пространство для коленей водителя и переднего пассажира.

    Панель приборов в меру информативна и прекрасно читается при любых условиях. Приоритет на щитке отдан спидометру, тогда как указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости рассредоточены по бокам.

    Возле «инструментария» расположены клавиши включения головного света, обогрева ветрового стекла, аварийной сигнализации. Климатическая установка управляется посредством ползунков. В целом, эргономика неплоха, но зеркала бокового вида могли бы быть и побольше.

    Передние кресла аморфны и лишены профиля. Маленький диапазон регулировки водительского сиденья в продольной плоскости создает неудобства рослым драйверам, а впалый поясничный подпор провоцирует шейные боли при дальних поездках.

    На заднем диване сможет разместиться разве что ребенок, да и то при условии роста не более 155 сантиметров. Объем багажного отделения равен 210 литрам. Если сложить спинку дивана, то можно увеличить данный показатель до 630 литров, которых вполне хватит для транспортировки крупной поклажи.

    Шустрый малый

    Наиболее оптимальный вариант для «Оки» − это двигатель 0.7 литра, который развивает 33 лошадиные силы. Такой мотор обладает неплохой тягой на низких оборотах и весело крутится на средних.

    Чувствительная педаль газа неплохо сочетается с мягким приводом сцепления, что позволяет избежать рывков при переключениях. При этом, сам процесс смены ступеней особых усилий не требует − избирательность рычага КПП сносная.

    Рулевое колесо вращается легко, к тому же отзывчиво в нулевой зоне. В то же время, на высокой скорости оно пустеет и становится малоинформативным, что усложняет маневры. Короткая колесная база, большие крены намекают на то, что повороты нужно проходить крайне осторожно, а невысокая курсовая устойчивость заставляет сбрасывать газ при разъезде с большими фурами на трассе − порыв ветра может сильно пошатнуть «Оку» и даже спровоцировать кратковременную потерю контроля над ней, что очень опасно.

    Подвеска с длинноходными стойками амортизаторов неплохо отрабатывает неровности малого калибра, обеспечивая сносную плавность хода. Однако, на крупных колдобинах наблюдаются сильные толчки и подброс кормы автомобиля.

    Читать еще:  Какие дизельные двигатели ставят на уаз патриот
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector