Опрессовка системы охлаждения
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Опрессовка системы охлаждения

Опрессовка головки и блока цилиндров: что это такое

Как правило, перед тем, как выполняется ремонт головки блока цилиндров или во время капитального ремонта двигателя, делается опрессовка. Если просто, опрессовка двигателя является проверкой герметичности каналов системы охлаждения двигателя (рубашка охлаждения).

Также опрессовывать двигатель необходимо тогда, когда после прогрева и выхода мотора на рабочие температуры охлаждающая жидкость выбрасывается в расширительный бачок, в процессе работы двигателя в шлангах и патрубках системы охлаждения возникает повышенное давление, выхлопные газы имеют высокую влажность (двигатель дымит густым белым дымом), в расширительном бачке видны пузырьки и т.п.

В этой статье мы поговорим о том, что представляет собой опрессовка головки блока цилиндров и БЦ, какие неисправности можно выявить и как выполняется данная процедура, а также как сделать опрессовку двигателя.

Поверка головки и блока цилиндров на герметичность: для чего нужна и как выполняется

Итак, опрессовка головки блока цилиндров и самого блока является проверкой герметичности при рабочих режимах, а также в условиях повышенных нагрузок. Фактически, главными параметрами является температура и давление. Еще отметим, что опрессовка требуется в том случае, если в рамках ремонта двигателя планируется установить новый блок или ГБЦ.

Как известно, в процессе работы двигатель достаточно сильно нагревается, также происходит нагрев ОЖ и увеличение давления в системе охлаждения. В результате «на горячую» уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке повышается.

Однако нередко бывает и так, что трещина появляется внутри двигателя. В этом случае потребуется делать опрессовку. Именно по этой причине в рамках ремонта ДВС, когда требуется его частичная или полная разборка, специалисты рекомендуют в обязательном порядке проводить проверку герметичности масляных каналов и каналов охлаждения.

Отметим, что трещины в головке блока цилиндров или в блоке цилиндров достаточно распространены. При этом бензиновые двигатели менее подвержены такому растрескиванию, тогда как в головке блока дизельных двигателей трещины встречаются чаще. Причина — более высокие нагрузки дизельного ДВС.

Становится понятно, что во время капремонта или переборки двигателя на начальном этапе нужно выявить основные неисправности и провести дефектовку. Это позволит точно определить, какие элементы нужно ремонтировать или менять.

При этом только обследования деталей и их замены может оказаться недостаточно. Головке и блоку также уделяется повышенное внимание. Что касается ГБЦ, в тех участках, где выполнена камера сгорания, во время работы двигателя возникают крайне высокие нагрузки, как тепловые, так и механические. В результате в таких зонах высока вероятность появления трещин.

Как делается опрессовка двигателя

Как правило, далеко не всегда трещины видны невооруженным взглядом, то есть неисправность сложно определить. При этом следует помнить, что если герметичность будет нарушена, то это в дальнейшем не позволит нормально эксплуатировать силовой агрегат после замены деталей и последующей сборки ДВС.

Чтобы избежать возможных осложнений, необходимо делать опрессовку двигателя. Такая операция проводится на специальном оборудовании. Сама опрессовка предполагает следующие действия:

  • Сначала перекрываются имеющиеся на детали отверстия при помощи специальных заглушек;
  • Затем деталь (головка или блок) помещается в особую ванну;
  • Далее происходит подача воздуха под давлением (давление составляет около 6-7 атм);
  • После этого производится осмотр детали на предмет возможных повреждений. Дефекты определяются благодаря пузырькам воздуха, которые выходят из трещины в случае нарушения герметичности;
  • На основании полученных данных принимается решение о возможности и целесообразности ремонта или полной замене детали;

Добавим, что во многих случаях трещину головки или блока можно убрать путем использования сварки или другими доступными способами. Главное, чтобы ремонтом трещин БЦ или ГБЦ занимался квалифицированный специалист, а также сама процедура выполнялась с учетом технологии ремонта тем или иным способом.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что даже небольшая трещина или деформация стенок канала представляет собой определенную угрозу, так как в любой момент масло может начать попадать в антифриз или охлаждающая жидкость окажется в моторном масле.

Достаточно часто, особенно если ремонт производится своими силами в условиях гаража, в рамках визуального осмотра трещины можно не заметить. При этом после сборки двигателя обнаруживается, что герметичность нарушена. В результате ДВС потребуется повторно разбирать.

Более того, если тосол или антифриз попадает в масло, а также масло проникает в каналы системы охлаждения, двигатель может сильно перегреваться, в значительной степени увеличивается износ деталей мотора, существует риск заклинивания мотора и т.д. Это значит, что после повторной разборки часть узлов может снова нуждаться в замене.

При этом опрессовка головки блока и/или блока цилиндров должна быть включена в список обязательных работ в рамках частичного или капитального ремонта двигателя. Если на станции техобслуживания имеется все необходимое оборудование, тогда опрессовка не занимает много времени, причем стоимость данной операции вполне доступна большинству автовладельцев.

Как самостоятельно определить, что прокладка головки блока цилиндров прогорела. Рекомендации по протяжке ГБЦ после замены. Какую прокладку лучше выбрать.

Основные способы ремонта треснувшего блока цилиндров двигателя. Обнаружение трещины, ремонт при помощи сварки, расклепывания или нанесения эпоксидного слоя.

Для чего и когда головку блока цилиндров необходимо шлифовать. Как проверить привалочную плоскость головки блока своими руками. Фрезеровка и шлифовка ГБЦ.

Особенности затяжки головки блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания. Затяжка болтов крепления ГБЦ динамометрическим ключом: усилие и порядок обтяжки.

Как выкрутить сломанную шпильку или обломанный болт из блока двигателя и других узлов. Способы выкручивания обломанного болта, полезные советы.

Снятие головки блока цилиндров двигателя своими руками в гаражных условиях: подготовка и снятие ГБЦ. Как снять головку, если она прикипела. Полезные советы.

Опрессовка системы охлаждения

Анатолий ВАЙСМАН . За рулем

Скрытая течь в системе охлаждения порой месяцами изводит хозяина машины – все сухо, а “Тосол” куда-то уходит… Вроде бы потери “Тосола” невелики, и нагретый до температуры кипения, он, выходя через микротрещину, быстро испаряется. Но предположим худшее: жидкость уходит внутрь – в картер и смешивается с маслом. Если так, то тревоги понятны – даже небольшое количество воды в масле резко сокращает срок службы подшипников скольжения коленвала и распредвала. В моей практике немало было случаев, когда еще совсем молодой двигатель с пробегом 50–70 тыс. км требовал капремонта. Расспрашивая клиента (интересно все-таки, как он умудрился так быстро прикончить движок?), обычно выясняю, что на масле и фильтрах парень не экономил – покупал лучшие, но… и на “Тосоле” тоже. Дескать, а чего его жалеть – ну, выльет в бачок рублей на пятьдесят в течение месяца. Да на бензин в двадцать раз больше уходит! А потом удивляется, что за последние 5 тыс. км прежде такой боевой мотор как-то быстро угас, задымил и зашумел…

Первый признак попадания охлаждающей жидкости в картер – помутнение свежего масла. О крупных прорывах мы не говорим – в этих случаях диагностика не вызовет трудностей даже у новичка – масляный щуп будет белым от эмульсии. Другое дело – мизерные дозы “Тосола”. Но и их можно обнаружить даже в старом, черном масле – на щупе охлажденного двигателя будут заметны блестящие капельки воды, ведь эмульсия быстро расслаивается.

На автомобилях ВАЗ жидкость чаще всего проходит в картер вдоль прокладки головки блока. Владелец, доверяя инструкции, не подтягивает после обкатки болты крепления головки, а зря: из-за их пластической деформации плотная посадка головки на блоке ослабевает. Если в первые 10 тыс. км прокладку не пробило, она хорошенько присыхает и держит “Тосол” даже при ослабевшей затяжке болтов. Но со временем от температурных деформаций происходит смещение сопряженных деталей и уплотнение нарушается. Обычно такое случается зимой, когда велики перепады температур: от -30°С на промороженном за ночь моторе до +120°С на “закипевшем” при буксовании в снегу. “Тосол” проникает в расширившийся зазор между блоком и прокладкой и попадает в канал слива масла в картер. Своевременная замена прокладки устранит течь и сбережет мотор, а наученный опытом владелец обязательно протянет головку блока после усадки – через пару тысяч километров.

Менее опасен уход охлаждающей жидкости в один из цилиндров двигателя, если не держит соответствующая перемычка прокладки головки. Здесь диагностика проще – белый пар из выхлопной трубы будет даже на прогретом моторе и при минимальной нагрузке. Кроме того, не исключено бурление выхлопных газов в расширительном бачке.

Все прочие места утечки жидкости профессионалы надежно определяют методом так называемой опрессовки системы охлаждения. Его суть в том, чтобы искусственно создать избыточное давление “Тосола”, причем только на холодном двигателе. Зимой перед опрессовкой машину даже вымораживаем на улице, чтобы резиновые уплотнения и шланги задубели, теряя эластичность. Воздух в систему нагнетаем через шинный вентиль, вмонтированный в специально сделанную технологическую пробку горловины радиатора или расширительного бачка. Из обычной пробки удаляем блок клапанов и рассверливаем образовавшееся отверстие до диаметра резиновой рубашки вентиля. Последний вырезаем из старой камеры вместе с кружком резины точно по диаметру штатной прокладки пробки радиатора. Навернув спецпробку на горловину радиатора и подсоединив к вентилю ножной шинный насос, делаем один-два качка, одновременно заткнув ладонью открытую горловину расширительного бачка. Давление по манометру насоса не должно превышать 1 атм – иначе возможно повреждение радиаторов. Опрессовка длится пару минут, после чего можно лезть под машину и смотреть, где промокло.

Читать еще:  Обороты двигателя не падают при сбросе газа

Чаще всего виноват основной радиатор: алюминиевые текут по стыку оснований с бачками, а латунные – в местах припайки трубок к основанию. Ремонт радиатора (кроме элементарной запайки трещин патрубка) оправдан лишь в большом автохозяйстве, где пара сварщиков мается без дела, ну и, пожалуй, для редко выезжающего пенсионера (у него обычно хватает времени и на повторный ремонт). А нашим клиентам, у которых, как правило, время – деньги, мы рекомендуем замену радиатора новым – как показал опыт, даже самого тщательного ремонта “для себя” иногда хватает от силы на 10 тыс. км и течь неминуемо появится снова. (Пайка требует умения!) Считая латунный радиатор, как и алюминиевый, “одноразовым”, мы все-таки предпочитаем ставить последний – по статистике он несколько надежнее паяного.

На свежих, едва прошедших обкатку машинах жидкость частенько уходит из-под шлангов. Еще и еще раз хочу поблагодарить от имени всех частных авторемонтников того “ответственного товарища”, который не допускает на сборочный конвейер “классики” червячные хомуты – пока там наматывают на шплинты жестяные ленточки, приток клиентов, замученных недержанием “Тосола”, нам обеспечен.

Опрессовка особенно эффективна, чтобы выявить течь по прокладке коллектора: обнаружить ее простым осмотром невозможно – жидкость мгновенно испаряется.

Начальная стадия износа сальника водяного насоса также даст о себе знать каплями “Тосола” – стоит только подать давление в систему. Течь по заглушкам блока цилиндров бывает очень редко – обычно, когда мотор разморозили с водой в рубашке. А вот алюминиевые резьбовые заглушки головки блока двигателя “Жигулей” частенько дают трещины, обнаружить которые без опрессовки практически невозможно, равно как и трещины в самой головке.

Нередко мы находим их на машинах клиентов, приехавших к нам с последней надеждой. Типичный случай – где-то в другом сервисе пару раз меняли прокладку головки блока вместе с маслом и фильтром, но тщетно – “Тосол” снова уходил в картер. Услышав такую предысторию, я сразу снимаю с мотора клапанную крышку и опрессовываю систему охлаждения. На покрытой маслом внутренней поверхности головки блока место течи обнаружишь сразу – от невидимой глазу трещинки один за другим сбегают серебристые водяные шарики. Если дело в заглушке, ремонт прост. Рассверливаем трещину, нарезаем резьбу и заворачиваем в заглушку подходящий винт на герметике. Иногда проще заменить заглушку целиком. Если трещина в самом теле головки, ремонт намного дороже. В зависимости от возможностей клиент выбирает либо сварку аргоном (это долго), либо замену головки на “бэ-у” или даже новую.

Лишь в двух случаях опрессовка не поможет обнаружить место течи. Это, как уже было сказано, негерметичность прокладки головки блока и радиатора отопителя. В последнем случае определяем утечку “Тосола” по запаху – на прогретом двигателе с горячей, включенной на малую скорость “печкой”. Чувствительный нос безошибочно определит даже небольшую концентрацию этиленгликоля. Тогда придется разобрать отопитель и опрессовать его радиатор уже отдельно, причем не жидкостью, а воздухом – в ванне. Пузырьки сразу покажут трещину.

И в заключение о разного рода герметиках, добавляемых в “Тосол” для прекращения небольших утечек. Среди них несомненно есть вполне достойные, фирменные, которые и радиатор не засорят, и термостат не заблокируют, но мы их не применяем – это дело самого владельца. Ведь на сервис он едет, чтобы ему машину сделали наверняка и профессионально – что ж, извольте…

Опрессовка системы охлаждения

Автолюбители часто сталкиваются с проблемой, когда в радиаторе или в расширительном бачке системы охлаждения машины без видимых причин снижается уровень охлаждающей жидкости. Подобная ситуация нередко ставит в тупик даже тех владельцев транспортных средств, которые большую часть технических проблем решают самостоятельно, поскольку обладают достаточными знаниями и опытом в этой области.

Профессионалы рекомендуют в таком случае провести процедуру опрессовки системы охлаждения двигателя автомобиля. Она позволит устранить утечку технической жидкости и обеспечит нормальное функционирование штатных агрегатов.

Причины неисправности

Охлаждающая жидкость убывает из системы по нескольким причинам.

  1. Естественный расход, предусмотренный штатным режимом функционирования транспортного средства.
  2. Чрезмерный расход, связанный с неполадками, поломками или повреждением конструктивных элементов системы охлаждения ДВС.

Именно второй случай является поводом для беспокойства. Главной причиной подобного явления опытные механики называют образование микротрещин или отверстий в деталях бортовой системы.

Когда проблему обнаруживает автолюбитель со стажем, он немедленно обращается за консультацией и помощью к специалистам. Новички же, недавно пересевшие за руль, очень часто не видят в этом проблемы, продолжая систематически доливать в расширительный бачок тосол, и не удивляясь столь быстрому «испарению» охладителя. Такое халатное отношение непременно вызывает неполадки в работе силовой установки, после чего автомобиль, даже приобретенный совсем недавно, попросту выходит из строя.

Помимо возникновения микротрещин в элементах конструкции системы охлаждения, утечку тосола может спровоцировать:

  • пробой прокладки, которой снабжается головка блока цилиндров (ГБЦ);
  • потеря герметичности штатной печки.

Точную причину возникновения данной проблемы с автомобилем способны установить только специалисты, а потому откладывать в «долгий ящик» посещение сервисного центра не следует. После обнаружения причины неполадки, профессионалы СТО выполнят опрессовку двигателя, которая позволит устранить утечку.

Последствия протечки тосола

Утечка охлаждающей жидкости может вызывать различные последствия. Владельцу автомобиля, который не заметил или же проигнорировал падение уровня тосола в системе, следует приготовиться к неприятностям. Если рассматриваемая техжидкость просто пролилась и испарилась катастрофических проблем возникнуть не должно. Все намного печальнее, когда она попадает в машинное масло, о чем можно узнать по характерным белым каплям, хорошо заметным на щупе, независимо от состояния самой смазки.

Смещение моторного масла и тосола чревато поломкой силового агрегата автомобиля. К прочим малоприятным последствиям протечки охлаждающей жидкости можно причислить чрезмерно перегретый двигатель или же холодную печку, не способную прогреть салон автотранспорта.

Быстро решить проблему позволяет опрессовка системы охлаждения, цена которой зависит от причин утечки и масштабов повреждений, а также тарифов, установленных в сервисном центре, где будет осуществляться ремонт. Это специализированная процедура, после проведения которой автовладельцу больше не нужно будет беспокоиться о протечке тосола, его попадания внутрь силового агрегата или же неработающей печке.

Процесс опрессовки

Стоимость работ по восстановлению системы охлаждения может существенно отличаться в каждом конкретном случае. Однако итоговая цена подобных мероприятий всегда ниже затрат, необходимых для ремонта силового агрегата и/или замену его комплектующих, вышедших из строя из-за протески тосола. Попадание в моторное масло любых инородных веществ почти всегда приводит к дорогостоящим ремонтным работам.

Опрессовку системы охлаждения можно выполнить своими руками, однако практика показывает, что решение подобных проблем лучше поручить профессионалам. Эта работа требует не только времени и сил. Нужны хотя бы базовые знания и опыт проведения подобных процедур. К тому же, в хорошем сервисном центре владелец автотранспорта получит гарантию качества проделанных работ.

В нашем техцентре опрессовка системы охлаждения выполняется набором инструментов и материалов, созданных специально для этих целей. К тому же, все работы выполняют опытные и высококвалифицированные мастера. Для процедуры требуется ручной насос, который оснащен жесткими шлангами и манометром. Двигатель автомобиля должен быть холодным.

Посредством насосного оборудования в систему нагнетают воздух. Повышенное давление практически сразу позволяет обнаружить течь. Довольно часто можно столкнуться с ситуацией, когда утечка происходит из отверстий, которые закрываются при охлаждении системы и становятся видимыми лишь после её прогрева. А поскольку тосол испаряется очень быстро и практически не оставляет следов, то невооруженным глазом заметить такой конструктивный дефект почти невозможно.

После обнаружения дефекта его устраняют средствами и методами, которые подбираются для каждого случая персонально. Протечку охлаждающей жидкости через ГБЦ обнаружить сложнее, но решается эта проблема достаточно просто. Для этого необходимо демонтировать головку блока цилиндров и установить новую прокладку.

Обратившись в нашу компанию, вы непременно оцените профессионализм персонала, уровень сервиса и демократичные цены на весь спектр услуг. Мы устраняем любые неисправности автомобилей, включая протечку в системе охлаждения двигателя, предельно оперативно и профессионально, предоставляя фирменную гарантию и устанавливая доступный ценник.

Опрессовка и промывка труб системы отопления

Отопление присутствует в каждом доме. Со временем трубы обрастают накипью, приборы забиваются ржавчиной. Диаметр труб от коррозийных действий уменьшается, и от этого нагревательная способность приборов снижается. Происходит большая потеря теплоэнергии, так как 1 мм накипи снижает теплопроводность на 15 %.

Читать еще:  При запуске двигателя слышен скрежет

И как результат, при повышении затрат на теплоноситель, эффективность подачи тепла снижается. Кроме того, забитые трубы часто являются причиной аварийных ситуаций. Поэтому необходимо до начала отопительного сезона провести промывку системы.

Но прежде чем приступить к работам, необходимо провести диагностику системы. По результатам которой можно будет определить состав наслоений и подобрать подходящее оборудование. Рекомендуется после промывки труб, провести их антикоррозийную защиту. Некоторое время она защитит трубы от накипи.

По каким признакам можно определить, что систему нужно промыть?

  1. Система отопления долго нагревается.
  2. Даже при высокой температуре в трубах, радиаторы не прогреваются.
  3. В котле появляются скрипящие звуки.

Если наблюдается хотя бы один из таких признаков нужно неотлагательно провести гидропневматическую промывку.

Принцип действия промывки

Технология ее состоит в пуске воздуха под давлением в трубы, с водой. Такая процедура приводит к турбулентности в результате накипь, образовавшаяся в трубах, трескается и вымывается. Вода поступает через патрубки. Для сброса воды врезают спускной кран. Подача воздуха производится компрессором, он поднимает давление.

Промывка осуществляется проточным методом. Сжатый воздух, и вода постоянно подаются и выходят через сливной клапан. Промывают трубы до чистой воды. По-другому, в систему пускают воду, затем перекрывают кран и наполняют сжатым воздухом. По окончании грязная вода выливается.

Схема работы опрессовки

С наступлением отопительного периода необходимо проверить действующую систему отопления на герметичность. Для этого проводят опрессовку. В случае аварийных ситуаций ее проводят в период отопления.

Для проверки системы, она постепенно наполняется водой и держится под давлением несколько минут. При помощи манометра определяется, есть ли утечка. Падение давления указывает на разрывы в трубах. Если есть утечка, то воду сливают и ремонтируют места протечек, потом повторно наполняют водой. Процедуры промывки и опрессовки необходимы перед отопительным сезоном для надежной работы системы.

Трубопроводы, которые прокладываются скрыто, проходят опрессовку до их закрытия. Автономные системы отопления также необходимо проверять. В многоквартирных домах работы производятся службами управляющих компаний.

Как выполнить опрессовку своими руками в домашних условиях?

В частных домах, это может быть выполнено самостоятельно.

Что необходимо для этого? Ручной или электрический насос со встроенными манометрами. Небольшую систему можно проверить, используя ручной насос. Для большого дома это будет трудновато. Электрический насос стоит дорого, его используют фирмы, оказывающие услуги. Можно взять напрокат.
Порядок действий следующий:

  1. Отключить систему отопления от котла и расширительного бака.
  2. Снять с радиаторов терморегуляторы.
  3. Слить воду, если система наполнена.
  4. Подключить насос и залить воду в систему.
  5. Прежде чем поднимать давление, нужно удалить из системы воздух.
  6. Поднять давление до рабочего уровня, оставить на 10 минут. Воздух окончательно уйдет.
  7. Затем повышается давление до нужного уровня, несколько минут выдерживается.
  8. Нужно просмотреть приборы, узлы труб. Небольшая влажность соединений, считается утечкой. Если обнаружены места утечки, следует воду слить и произвести ремонт. Повторить проверку системы.

Следует помнить, что своевременная и ответственная подготовка системы отопления к зимнему сезону поможет избежать нежелательного ремонта в холода и будет постоянно согревать теплом всех жильцов.

Узнать цены на услуги по опрессовки отопления во Владимире вы можете у нас на сайте прейдя в раздел цены.

Контактная информация

Телефон : +7 (900) 479-04-39

Адрес : г. Владимир, улица Соколова-Соколёнка, дом 6

Мы вконтакте:

Последовательность выполнения задания. Проверить состояние клапанов пробки водяного радиатора и герме­тичность системы охлаждения:

Проверить состояние клапанов пробки водяного радиатора и герме­тичность системы охлаждения:

1. Повторить материал по устройству приспособления для проверки клапанов пробки радиатора и герметичнос­ти системы охлаждения двигателя.

2. Создать в ресивере приспособления давление воз­духа 1,5 кгс/см.

3. Поставить в стакан приспособления исправную пробку радиатора.

4. Проверить состояние парового (выпускного) клапа­на пробки, для чего перекрытием кранов приспособления подать сжатый воздух в нижнюю полость стакана и по манометру зафиксировать величину давления

5. Соединить индикатор приспособления с нижней полостью стакана и определить величину давления, при котором открывается воздушный (впускной) клапан пробки.

6. Поставить в стакан приспособления пробку с неис­правными клапанами и выполнить операции 4 и 5.

Паровой клапан отрегулирован на избыточное давле­ние в системе охлаждения двигателей ЗИЛ до1 кгс/см 2 (температура кипения воды 119° С); а у двигателей ГАЗ на 0,45—0,55 кгс/см 2 (температура кипе­ния воды — 110—111° С).

Воздушный клапан открывается при падении давле­ния всистеме охлаждения ниже атмосферного на 0,1 — 0,13 кгс/см 2 .

7. Заполнить систему охлаждения двигателя пол­ностью.

8. Вместо пробки радиатора установить на горловину радиатора насадок приспособления.

9. Создать в ресивере приспособления давление 0,6— 0,7 кгс/см 2 и открыть кран, соединяющий ресивер с насадком, с тем чтобы в системе охлаждения вода находи­лась под избыточным давлением.

10. По секундомеру и манометру зафиксировать из­менение давления в системе охлаждения.

Герметичность системы охлаждения двигателей ЗИЛ и ГАЗ считается удовлетворительной, если в те­чение 10 с падение давления не будет превышать 0,1 кгс/см 2 .

10. Снять насадок, собрать приспособление. Привести впорядок систему охлаждения двигателей.

На рис. изображен прибор для опрессовки системы охлаждения через отвер­стие пробки радиатора для проверки герме­тичности системы. Давление подаваемого сжатого воздуха должно быть 0,15 МПа, ко­торое в течение 10 с не должно упасть более чем на 0,01 МПа.

Рис. Прибор для опрессовки системы охлаждения:

1 — ма­нометр; 2 — золотник; 3 — крышка

На рис. показан прибор К-437 для проверки герметич­ности системы охлаждения путем опрессовки (0,06—0,07 МПа) при работающем двигателе. На малых частотах вращения колен­чатого вала двигателя стрелка манометра при проверке не долж­на колебаться. Прибор позволяет проверять паровой и воздуш­ный клапаны пробки радиатора.

Рис. Прибор К-437 для проверки герметичности системы охлаждения:

/ — редуктор; 2 — ресивер; 3 — кран; 4 — манометр; 5 — стакан; 6 — рамка; 7 — за­жим; 8 и 13 — двухходовые краны; 9 — регулировочный винт; 10 — индикатор; 77 — паровой клапан пробки радиатора; 12 — воздушный клапан пробки радиа­тора; 14 — кран

Проверить и отрегулировать натяжение ремней приво­да вентилятора:

1. Проверить и отрегулировать натяжение ремней привода вентилятора двигателя ЗИЛ Нормальный прогиб ремней при усилии нажатия 4 кгс 10—15 мм.

2. Отрегулировать натяжение ремней привода венти­лятора.

Вентилятор приводится в действие двумя ремнями. Передний ремень одновременно вращает шкив генерато­ра, а задний — шкив насоса гидроусилителя рулевого уп­равления. Натягиваются ремни при перемещении генера­тора и насоса гидроусилителя рулевого управления.

3. Проверить натяжение ремней привода вентилятора двигателя ГАЗ с помощью приспособления и при не­обходимости отрегулировать.

Нормальный прогиб ремня в середине, между шкивом вентилятора и генератора, при условии нажатия 4 кгс должен быть 10—15 мм.

Рис. Приспособление КИ-8920 (а) и способ (б) проверки натяжения рем­ней: / — корпус; 2 — пружина; 3 — регулировочный винт; 4 — шкала динамо­метра; 5 — рукоятка; 6 и 8 — лапки; 7 — фиксаторы

Проверить исправность термостата, датчика и указателя температуры воды:

1. Нагреть в сосуде воду до температуры 100° С.

2. Опустить в воду исправные термостат и датчик указателя температуры во­ды.

Термостат можно установить на подвесках или в специально сделанном гнез­де. Удобно пользоваться приспособлением, показанным на рис. где подъем клапа­на термостата фиксируется стрелкой-указателем.

3. Постепенно охлаждая воду, проследить по термо­метру и стрелке-указателю за температурой начала и конца закрытия клапана-термостата и показаниями дистанционного термометра. При температуре 90—91° С клапан термостата открыт полностью, а при температу­ре ниже 78° С полностью закрыт.

Показания дистанционного термометра должны сов­падать с показаниями ртутного термометра.

5. Выполнить операции 2 и 3 для неисправных тер­мостата и дистанционного термометра

Опрессовка системы отопления и водоснабжения

Чтобы система отопления не отказала в самый напряженный момент, отопительный сезон прошел без проблем, необходимо периодически проверять состояние оборудования, выявлять все изношенные детали. Такая проверка называется «опрессовка системы отопления», проводится она по определенным правилам.

Что такое опрессовка системы отопления и водоснабжения

Отопление и водоснабжение — две системы, состоящие из большого количества самого разнообразного оборудования. Как известно, работоспособность любой многокомпонентной системы определяется самым слабым элементом — при выходе его из строя она останавливается полностью или частично. Чтобы выявить все слабые места и проводится опрессовка отопления и водоснабжения. Если говорить простым языком, специально поднимается давление намного выше рабочего, закачивая жидкость. Делают это при помощи специального оборудования, контролируют давление при помощи манометра. Второе название опрессовки — гидравлические испытания. Наверное, понятно почему.

Опрессовка отопления проводится после любого ремонта или перед отопительным сезоном

Когда проводится опрессовка системы отопления, давление поднимают на 25-80% в зависимости от типа труб, радиаторов, другого оборудования. Понятное дело, что такое испытание выявляет все слабые места — все, что не имеет запаса прочности, ломается, в изношенных трубах и ненадежных соединениях появляются течи. Устранив все выявленные неполадки, обеспечиваем работоспособность своего отопления или водоснабжения на некоторое время.

Читать еще:  Как проверить компрессию правильно

Если речь идет о централизованном отоплении, то опрессовка обычно проводится сразу после окончания сезона. В таком случае имеется приличный промежуток времени для ремонта. Но это не единственный случай, когда проводятся подобные мероприятия. Опрессовка еще проходит после ремонта, замены любого элемента. В принципе, это понятно, — надо проверить, насколько надежно новое оборудование и соединения. Например, вы спаяли из полипропиленовых труб отопление. Надо проверить, насколько качественными получились соединения. Сделать это можно при помощи опрессовки.

Если говорить об автономных системах в частных домах или квартирах, то новое или отремонтированное водоснабжение проверяется обычно просто пуском воды, хотя и тут проверка на прочность не помешает. А вот отопление желательно испытывать «на полную», причем и перед вводом в эксплуатацию, и после ремонта. Имейте в виду, что те трубопроводы, которые прячутся в стены, в пол или под подвесной потолок, необходимо испытать до того момента, как их закроют. Иначе, если при испытаниях окажется, что там есть утечки, придется все разбирать/разбивать и устранять проблемы. Мало кого это обрадует.

Оборудование и периодичность испытаний

Опрессовка централизованных систем проводится персоналом с использованием штатных средств, потому о ней говорить вряд ли стоит. А вот о том, чем испытывают частное отопление и водоснабжение, наверняка знают не все. Это специальные насосы. Есть они двух типов — ручные и электрические (автоматические). Ручные опрессовочные насосы автономны, давление нагнетается при помощи рычага, контролируют созданное давление по встроенному в прибор манометру. Подобные насосы можно применять для небольших систем — качать достаточно сложно.

Ручной опрессововчный аппарат

Электрические насосы для опрессовки — более сложное и дорогостоящее оборудование. В них обычно заложена возможность создавать определенное давление. Его задает оператор, а «нагоняется» оно автоматически. Подобное оборудование покупают фирмы, занимающиеся опрессовкой профессионально.

Согласно СНиПу гидравлическое испытание систем отопления должно проводиться ежегодно, перед началом отопительного сезона. Это относится и к частным домам тоже, но данную норму мало кто выполняет. Проверяют в лучшем случае, раз в 5-7 лет. Если вы не собираетесь тестировать свое отопление ежегодно, то смысла покупать опрессовочный аппарат нет. Самый дешевый ручной стоит порядка 150$, а хороший — от 250$. В принципе, можно взять его на прокат (обычно есть в фирмах, торгующих составляющими для систем отопления или в конторах по прокату стойинвентаря). Сумма выйдет небольшая — нужен вам прибор на несколько часов. Так что это — неплохой выход.

Вызывать спецов или делать своими руками

Если вам для каких-то целей требуется акт опрессовки системы отопления или горячего водоснабжения, у вас только один выход — заказать эту услугу в специализированной организации. Стоимость опрессовки отопления вам могут озвучить только индивидуально. Она зависит от объема системы, ее строения, наличия запорных кранов и их состояния. Вообще, считают стоимость исходя из тарифа за 1 час работы, а она колеблется от 1000 руб/час до 2500 руб/час. Придется звонить в разные организации и справляться у них.

У фирм, занимающихся гидравлическими проверками систем, оборудование более серьезное

Если вы модернизировали отопление или горячее водоснабжение собственного дома, и точно знаете, что трубы и оборудование у вас в нормальном состоянии, в них нет солей и отложений, можете проводить опрессовку самостоятельно. Никто у вас требовать акты проведения гидравлических испытаний не будет. Даже если вы увидели, что трубы и радиаторы у вас засорены, вы можете промыть все самостоятельно, после чего опять-таки протестировать. Если же вам просто не хочется заниматься этим, можно вызвать специалистов. Они сразу и почистят систему и проведут ее опрессовку, да еще выдадут вам акт.

Акт гидростатического испытания системы (опрессовки)

Процесс опрессовки

Опрессовка систем отопления частного дома начинается с отключения от системы котла отопления, автоматических воздухоотводчиков и расширительного бака. Если на это оборудование ведут запорные краны, можно закрыть их, но если краны окажутся неисправными, расширительный бак точно выйдет из строя, а котел — в зависимости от давления, которое на него подадите. Потому расширительный бак лучше снять, тем более, что сделать это несложно, ну а в случае с котлом придется надеться на исправность кранов. Если на радиаторах стоят терморегуляторы, их также желательно снять — они не рассчитаны на высокое давление.

Иногда тестируется не все отопление, а только какая-то часть. Если это возможно, ее отсекают при помощи запорной арматуры или устанавливают временные перемычки — сгоны.

Есть два важных момента: опрессовка может проводиться при температуре воздуха не ниже +5°C, заполняется система водой с температурой не выше +45°C.

Далее процесс такой:

  • Если система была в эксплуатации, сливается теплоноситель.
  • К системе подключается опрессовщик. От него отходит шланг, заканчивающийся накидной гайкой. Этот шланг и подключают к системе в любом подходящем месте, хоть на месте снятого расширительного бака или вместо сливного крана.
  • В емкость опрессовочного насоса наливается вода, при помощи насоса закачивается в систему.

Аппарат подключается к любому доступному входу — на подающем или обратном трубопроводе — неважно

Как уже говорилось, опрессовочное давление зависит от типа испытываемого оборудования и системы (отопление или горячее водоснабжение). Рекомендации Минэнерго, изложенные в «Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (п. 9.2.13) для удобства пользования сведены в таблицу.

Тип испытываемого оборудования Испыательное давление Длительность испытания Разрешенное падение давления
Элеваторные узлы, водонагреватели 1 МПа(10 кгс/см2) 5 минут 0,02 МПа (0,2 кгс/см2)
Системы с чугунными радиаторами 0,6 МПа (6 кгс/см2) 5 минут 0,02 МПа (0,2 кгс/см2)
Системы с панельными и конвекторными радиаторами 1 МПа (10 кгс/см2) 15 минут 0,01 МПа (0,1 кгс/см2)
Системы горячего водоснабжения из металлических труб рабочее давление+ 0,5 МПа (5 кгс/см2), но не более 1 МПа (10 кгс/см2) 10 минут 0,05 МПа (0,5 кгс/см2)
Системы горячего водоснабжения из пластиковых труб рабочее давление+ 0,5 МПа (5 кгс/см2), но не более 1 МПа (10 кгс/см2) 30 минут 0,06 МПа (0,6 кгс/см2), с дальнейшей проверкой в течении 2 часов и максимальным падением 0,02 МПа (0,2 кгс/см2)

Обратите внимание, что для тестирования отопления и водопровода из пластиковых труб, время выдержки тестового давления 30 минут. Если за это время никаких отклонений не обнаружено, система считается успешно прошедшей опрессовку. Но испытание продолжают еще 2 часа. И за это время падение давления в системе не должно превышать норму — 0,02 МПа (0,2 кгс/см2).

Таблица соответствия разных единиц измерения давления

С другой стороны, в СНИП 3.05.01-85 (п 4.6) есть другие рекомендации:

  • Испытания систем отопления и водоснабжения проводить давлением в 1,5 от рабочего, но не ниже 0,2 МПа (2 кгс/см2) .
  • Система считается исправной, если через 5 минут падение давления не превысит 0,02 МПа (0,2 кгс/см).

Какими нормами пользоваться — вопрос интересный. Пока действуют оба документа и определенности нет, так что правомочны оба. Надо подходить к каждому случаю индивидуально, учитывая максимальное давление, на которое рассчитаны ее элементы. Так рабочее давление чугунных радиаторов — не более 6 Атм, соответственно, испытательное давление будет 9-10 Атм. Примерно также стоит определяться со всеми другими компонентами.

Опрессовка воздухом

Не везде и не всегда есть возможность взять в аренду опрессовщик, как и купить его. Например, надо протестировать отопление на даче. Оборудование специфичное и шансов на то, что у знакомых оно есть очень малы. В таком случае опрессовка системы отопления производится воздухом. Для его нагнетания можно использовать любой компрессор, хоть автомобильный. За давлением следят по подключенному манометру.

Такая опрессовка менее удобна и не совсем корректна. Отопление и водопровод рассчитаны на транспортировку жидкостей, а они намного плотнее воздуха. Там, где вода не будет даже сочиться, воздух выйдет. Потому, с большой долей уверенности можно сказать, что утечка воздуха у вас будет — где-то да найдется неплотное соединение. Причем, определить место утечки при таком тестировании сложно. Используют для этого мыльный раствор, которым промазывают все стыки и соединения, все места, где воздух может выходить. В месте утечки появляются пузыри. Порой искать приходится долго. Именно потому и не очень популярна такая опрессовка системы отопления.

Опрессовка теплого пола имеет свои особенности — надо сначала проверить гребенку и все приборы, закрепленные на ней. Для этого закрывают все клапана подачи и обратки петель, заполняя только коллектор теплого пола, проверяют его поднимая давление. Сбросив его до нормального, по очереди заполняют петли теплого пола, и только потом создается избыточное давление. Более подробно процесс описан в видео.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector