Проверка герметичности впускного тракта камаз
КамазРемСервис
Система питания двигателя воздухом необходима для забора воздуха из атмосферы, его очистки от пыли и распределения по цилиндрам. Атмосферный воздух, проходя через воздушный фильтр, очищается и распределяется впускными коллекторами по цилиндрам двигателя, где, входя в состав рабочей смеси, участвует в сгорании.
Образующиеся в процессе сгорания выхлопные газы проходят по выпускным коллекторам, приемным трубам глушителя и через глушитель выводятся в атмосферу. Часть газов проникает в картер двигателя через зазоры между зеркалом цилиндра и поршневыми кольцами. Они удаляются в атмосферу через сапун и вытяжную трубку за счет разности давлений в картере двигателя и атмосфере.
Рис. 2.13. Установка воздушного фильтра на автомобиле КамАЗ-5320:
1 — хомут воздухозаборника; 2 — шайбы пружинные; 3 — гайки; 4 — воздухозаборник воздушного фильтра; 5 — пружина распорная; 6 — диск нажимной воздухозаборника; 7 — шланг соединительный; 8 — кронштейн крепле¬ния трубы нижний в сборе; 9 — амортизатор крепления трубы; 10 — втулка распорная амортизатора; 11, 12 — шайбы; 13 — кронштейн крепления трубы верхний в сборе; 14 — труба воздухозаборника; 15 — половина хомута задняя крепления трубы; 16 — болты; 17 — колпак трубы; 18 — половина хомута передняя крепления трубы; 19 — патрубок соединительный; 20 — прокладка; 21 —- насадок соединительного патрубка коллектора; 22 — пружина патрубка; 23 — труба, соединяющая воздухозаборник с воздушным фильтром; 24 — кронштейн крепления воз¬душного фильтра; 25 — патрубок выходной; 26,27 — половины хомута нижняя и верхняя крепления воздушного фильтра; 28 — фильтр воздушный в сборе; 29 — патрубок выходной воздушного фильтра; 30 — шланг угловой
В воздушный фильтр воздух подается через трубу 14 (рис. 2.13) воздухозаборника с колпаком 77 и сеткой. Внутрь воздухозаборника 4 вставлен нажимной диск б, служащий опорой для распорной пружины 5, которая обеспечивает герметичность соединения воздухозаборника через соединительный шланг 7 с трубой воздухозаборника при эксплуатационном положении кабины. Воздушный фильтр 28 автомобилей КамАЗ-5320 и 55102 крепится на левом лонжероне рамы. На остальных автомобилях воздушный фильтр размещен на кронштейне 14 (рис. 2.14), который закреплен на левой задней опоре силового агрегата.
Рис. 2.14. Установка воздушного фильтра на автомобилях КамАЗ-5410 и КамАЗ-4310: 1 — корпус воздушного фильтра; 2 — труба воздухозаборника; 3 — кронштейн крепления трубы к кабине; 4 — колпак трубы; 5 — хомут крепления трубы к кронштейну; б — гайка, шайба пружинная крепления фланца насадка к впускному коллектору; 7 — насадок; 8 — патрубок соединительный; 9 — упор пружины; 10 — уплотнитель трубы;11 — хомут стяжной; 12 — прокладка; 13 — хомут крепления корпуса фильтра; 14 — кронштейн крепления корпуса фильтра
Воздушный фильтр устанавливаемый на автомобили с весны 1984 г., — двухступенчатый. Первая ступень очистки — моноциклон, собирающий пыль в бункер, вторая ступень — бумажный фильтрующий элемент.
Фильтр состоит из корпуса 3 (рис. 2.15), фильтрующего элемента 5, крышки 7, крепящейся к корпусу тремя тягами с гайками. Прокладка 2 обеспечивает герметичность соединения. Во внутренней полости крышки сделана перегородка с щелью и заглушкой, образующая полость для сбора пыли (бункер). Фильтрующий элемент крепится в корпусе самостопорящейся гайкой 6. Поступающий в фильтр воздух проходит через пылеотбойник 4, приобретает вращательное движение в кольцевом зазоре между корпусом и фильтрующим элементом, и в результате действия центробежных сил частицы пыли, содержащиеся в засасываемом воздухе, отбрасываются к стенке корпуса и собираются в бункере. Затем предварительно очищенный воздух поступает в фильтрующий элемент, где происходит его окончательная очистка.
Впускные коллекторы закреплены на боковых поверхностях головок цилиндров со стороны развала и соединены с выпускными каналами головок цилиндров. Левый и правый впускные коллекторы связаны между собой патрубком, закрепленным на фланцах коллекторов болтами через уплотнительные резиновые прокладки.
Рис. 2.16. Индикатор засоренности воздушного фильтра: 1 — диск; 2 — красный барабан
Индикатор засоренности воздушного фильтра (рис. 2.16) закреплен на левом впускном коллекторе. По мере засорения воздушного фильтра увеличивается степень разрежения во впускных трубопроводах двигателя и при достижении разрежения 7 кПа (0,07 кгс/см ) индикатор срабатывает (красный барабан закрывает окно индикатора и не возвращается после останова двигателя), что свидетельствует о необходимости обслуживания воздушного фильтра. При ТО-1000 проверяют состояние и крепление соединений воздушного тракта. Элементы воздушного тракта не должны иметь повреждений, сквозных отверстий и должны быть надежно закреплены. Проверяют состояние и крепление патрубка, рукава и стяжных хомутов тракта воздухоочистителя компрессора. Проводится проверка на герметичность системы питания воздухом (рис. 2.17, 2.18).
Рис. 2.17. Схема проверки герметичности впускного тракта на автомобилях КамАЗ-5410, -4310 и-5511: 1 впускной коллектор двигателя; 2 — проверяемый участок впускного тракта двигателя; 3 — заглушка (приспособление для проверки герметичности впускного тракта); 4 — трубопровод к эжектору отсоса пыли; 5 — дымообразующий материал; б воздушный фильтр; 7 — манометр; 8 — шланг подвода сжатого водуха; 9 — устройство для регулирования давления воздуха (проверки герметичности при обслуживании)
Рис. 2.18. Заглушка: 1 — уплотнительная прокладка, приклеена к торцу заглушки; 2 корпус заглушки; 3 — штуцер
Порядок проверки герметичности соединений на автомобиле КамАЗ-5320 следующий: снять крышку корпуса воздушного фильтра и вынуть фильтрующий элемент;
Рис. 2.19. Схема проверки герметичности впускного тракта автомобиля КамАЗ-5320: 1 — переходник; 2 — регулятор давления; 3 — патрубок соединительный; 4 — воздушный фильтр; 5 — скоба с дымообразующим материалом; 6 — крышка; 7 — прокладка; 8 — заглушка скобы
вставить в корпус воздушного фильтра 4 (рис. 2.19) заглушку 8 (на рис. 2.19 изображен возможный вариант заглушки, отличающийся от представленного на рис. 2.18) для проверки герметичности воздушного тракта и закрепить ее гайкой с паронитовой или резиновой прокладкой 7; разместить дымообразующий материал (например промасленную ветошь) в скобе 5 горловины приспособления и зажечь его. При усилении дымообразо-вания вставить скобу с дымящимся материалом в горловину и плотно закрыть крышкой 6 заполнить систему воздухом. Источником сжатого воздуха могут служить ручной шинный насос, пневматическая система автомобиля или промышленная сеть сжатого воздуха давлением не более 0,8 МПа (8,0 кгс/см ). Сжатый воздух подводится через регулятор давления 2, который автоматически понижает давление до 0,01. 0,02 МПа (0,1. 0,2 кгс/см2), и соединительный патрубок 3. При отборе сжатого воздуха от ресиверов можно воспользоваться шлангом для накачки шин, присоединив его к регулятору давления 2 через переходник 1.
При проверке герметичности следует убедиться в том, что дым заполнил трубопроводы, для чего необходимо разгерметизировать впускной тракт, сняв индикатор засоренности воздушного фильтра со штуцера крепления. Если через 20. 30 с дым начнет выходить из отверстия штуцера, то можно поставить индикатор на место.
Места неплотностей соединений определяют по выходящему дыму. Если дым не выходит в течение 3 мин, то впускной тракт герметичен. В противном случае необходимо подтяжкой или заменой элементов соединения устранить негерметичность впускного тракта.
По окончании проверки нужно установить фильтрующий элемент в корпус воздушного фильтра и закрыть крышку корпуса воздушного фильтра.
Russia Cars
Современные российские автомобили
Разделы
Проверка и регулирование привода управления подачей топлива.
Для проверки и регулирования привода управления подачей топлива: — нажмите педаль 13 (см. рис. 45) до упора, при этом педаль должна упереться в болт ограничения ее хода. При свободном положении рычаг 4 управления регулятором должен упираться в болт 5 ограничения минимальной частоты вращения, а ось нижнего плеча переднего рычага 18 должна совпадать с осью вращения кабины. Это можно проверить, наклонив кабину в первое положение (42°), при работающем двигателе с минимальной частотой вращения холостого хода. Частота вращения коленчатого вала не должна увеличиваться при наклоне кабины. В противном случае отрегулируйте привод в следующем порядке:
— нажмите на нижнее плечо переднего рычага 13 против хода автомобиля до упора его в кронштейн 14; — отрегулируйте длину промежуточной тяги 12 так, чтобы рычаг 4 упирался в болт 5 ограничения минимальной частоты вращения; — соедините верхнее плечо переднего рычага 13 тягой 15 с педалью 17, выдержав угол между ней и подпятником 130°;
— нажмите на педаль так, чтобы рычаг 4 управления регулятором упирался в болт 3 ограничения максимальной частоты вращения; — выверните болт ограничения хода педали до соприкосновения с педалью и законтрите его.
При правильной регулировке привода педаль должна свободно перемещаться, обеспечивая максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя.
При проверке герметичности соединений и воздухопроводов от воздухоочистителя к двигателю необходимо иметь источник сжатого воздуха, или ручной насос и заглушку (рис. 68).
Рис. 68. Приспособление для проверки герметичности впускного тракта:
1 – переходник; 2 – регулятор давления; 3 – патрубок соединительный; 4 – воздухоочиститель; 5 – скоба; 6 – крышка; 7 – прокладка; 8 – заглушка
Проверку проводите сразу после останова двигателя в последовательности: — установите корпус заглушки 8 в корпус воздухоо чистителя 4 вместо фильтрующего элемента и закрепите ее гайкой с плоской шайбой и уплотнительной прокладкой из резины;
— разместите дымообразующий материал, например промасленную ветошь, в скобе 5 горловины и зажгите.
С началом интенсивного дымообразования вставьте крышку 6 в горловину и плотно закройте; — создайте в системе через регулятор давления или ручным шинным насосом избыточное давление 9,8. 196,1 кПа (0,1. 2 кгс/см2).
При выходе дыма из выпускной трубы проверните коленчатый вал стартером или вручную до прекращения выхода дыма.
Места неплотностей определяйте по выходящему дыму. Если дым не выходит в течение 3 мин с момента подачи воздуха — впускной тракт герметичен.
Устраните все неплотности тракта от воздухоо чистителя к двигателю! Разгерметизация системы впуска воздуха и подсос неочищенного воздуха сокращает срок службы двигателя в десятки раз!
Наиболее возможные дефекты устраните следующими способами:
— надежно затяните хомуты в соединениях трубопроводов тракта. Допускается при установке резиновых патрубков, прокладок и шлангов использовать герметизирующие составы типа уплотнительной пасты, белил и т. п.;
— замените резиновые шланги, патрубки и прокладки с трещинами и порывами;
— устраните негерметичность трубопроводов по сварным швам пайкой твердым припоем (медь, латунь и т. п.);
— выправьте некруглость посадочных поверхностей под резиновые шланги и патрубки на штампованных трубопроводах — правкой, на литых патрубках — зачисткой;
— после устранения неплотностей проведите контрольную проверку герметичности тракта.
При сезонном обслуживании промойте корпус и крышку воздухоочистителя в следующем порядке: — отсоедините от воздухоочистителя воздухопроводы; — снимите крышку воздухоочистителя и фильтрующий элемент;
— снимите воздухоочиститель с автомобиля; — промойте корпус бензином, дизельным топливом или горячей водой, продуйте сжатым воздухом и просушите.
При установке нового фильтрующего элемента через шесть-восемь дней эксплуатации (в особо пыльных условиях — через один-два дня) снимите элемент и убедитесь в отсутствии пыли на внутренней поверхности; при обнаружении пыли на поверхностях I и II (рис. 69)
РИС. 69. Поверхности фильтрующего элемента,подлежащие осмотру:
1 – прокладка уплотнительная, 2 – кожух наружный; Iповерхность торцевая; II – поверхность внутреннего кожуха
немедленно замените элемент. Если в фильтре для крепления фильтрующего элемента применена самоконтрящаяся гайка, завора чивайте ее с моментом 7. 10 Н.м (0,7. 1,0 кгс.м).
Очистку фильтрующего элемента и предочистителя воздухоочистителя можно проводить продувкой или промывкой, предварительно сняв предочиститель с фильтрующего элемента.
Продувка (рис. 70)
Рис. 70. Продувка фильтрующего элемента воздухоо чистителя
целесообразна при загрязнении пылью без сажи и необходимости использования сразу же после очистки. Для продувки подайте внутрь фильтрующего элемента сухой сжатый воздух под давлением не более 294 кПа (3 кгс/см2). Струю воздуха направляйте под углом к поверхности внутреннего кожуха фильтрующего элемента и обдувайте элемент до полного удаления пыли. Предочиститель очищайте промывкой или встряхиванием.
Для проверки состояния картона фильтрующего элемента подсветите изнутри лампой (рис. 71)
Рис. 71. Визуальный контроль состояния фильтрующего элемента:
1 – прокладка уплотнительная торцевая; 2 – кожух наружный
и осмотрите картон через отверстия наружного кожуха.
Для удобства можно раздвигать фильтрующую штору деревянной лопаточкой.
При наличии разрывов или других сквозных повреждений картона замените элемент.
Промывка (рис. 72)
РИC. 72. Промывка фильтрующего элемента
применяется при загрязнении фильтрующего картона пылью, сажей, маслом, топливом.
Промывайте фильтрующий элемент и предо- чиститель в теплом 40. 50 °С водном растворе нейтральных моющих веществ. Раствор приготовьте из расчета 20. 25 г порошка на 1 л воды. Можно применять для промывки стиральные моющие средства бытового назначения.
Погрузите фильтрующий элемент в раствор и промывайте в течение 25. 30 мин, периодически вращая и перемещая его вверх и вниз. Окончательно промойте элемент в чистой воде. Рекомендуется промывать фильтрующий элемент не более трех раз, а в случае его регенерации обдувом сжатым воздухом общее количество обслуживании элемента допускается пять — шесть раз.
После промывки фильтрующий элемент рекомендуется проверить на отсутствие недопустимых дефектов опрессовкой сжатым воздухом в воде по методике, которая изложена ниже. Данную проверку целесообразно также предусмотреть и после обслуживания фильтрующего элемента продувкой сжатым воздухом. Это позволит полностью исключить применение на двигателях поврежденных фильтрующих элементов и связанных с этим повышенных износов деталей цилиндро-поршневой группы двигателя.
Для проверки (фильтрующего элемента опрессовкой сжатым воздухом в воде соберите установку, изображенную на рис. 73.
Рис. 73. Схема установки для проверки фильтрующего элемента опрессовкой сжатым воздухом в воде:
1 – крышка поджимная; 2 – элемент фильтрующий: 3 – колпак прозрачный; 4 – крышка полая; 5 – пьезометр контрольный; 6 – клапан жидкостный; 7 – баллон воздушный; I – подвод сжатого воздуха; II – в атмосферу
Проверку выполняйте в следующем порядке: — установите фильтрующий элемент 2 между крышками 1 и 4, затем погрузите его в воду на глубину 60 мм. Перед проверкой или непосредст венно в испытательной установке сухой фильтрующий элемент необходимо выдержать в воде в течение 5. 10 мин для заполнения водой пор в картоне; — подайте внутрь элемента воздуха под давлением 1,57 кПа (160 мм вод. ст.). Данное давление устанавливается и поддерживается постоянным жидкостным клапаном 6, трубка которого погружена в воду на 160 мм. Во избежание разрушения (фильтрующей шторы элемента давление воздуха не должно повышаться даже кратковременно свыше 2 кПа (200 мм вод. ст.);
— медленно поворачивайте элемент, обращая внимание на выделение пузырьков воздуха с его наружной поверхности;
— подведите к месту выделения пузырьков воздуха прозрачный колпак 3, заполненный водой, и замерьте время заполнения его воздухом.
При заполнении колпака объемом 0,5 л менее чем за 20 с через одно повреждение выбраковывайте фильтрующий элемент.
Исправные фильтрующий элемент, а также предо чиститель перед установкой на автомобиль просушите.
Нельзя сушить открытым пламенем или горячим (более 50°С) воздухом.
При установке фильтрующего элемента и предо- чистителя на автомобиль проверьте целостность резиновых прокладок, не допускайте контакта наружного кожуха с предочистителем (кожух необходимо выправить).
Для проверки уровня жидкости (на холодном двигателе) откройте контрольный кран на расширительном бачке. Если из крана не потечет жидкость — уровень недостаточен. Восстановите его доливкой охлаждающей жидкости в следующем порядке: — закройте кран контроля уровня жидкости; — снимите пробку горловины расширительного бачка;
— долейте жидкость через заливную горловину до уровня 1/2. 2/3 высоты бачка; — закройте пробку горловины расширительного бачка.
Для проверки состояния и действия жалюзи радиатора потяните на себя и отпустите ручку управления работой жалюзи, при этом они должны закрываться и открываться полностью.
Для регулирования натяжения ремней изменением положения генератора:
— ослабьте гайки 3 (рис. 74)
Рис. 74. Крепление генератора на кронштейне двигателя:
1 – генератор; 2 – шпилька; 3 – гайки; 4 – шайба регулировочная; 5 – болт; 6 – болт стяжной
крепления передней и задней лап генератора, болт 2 (рис. 75)
Рис. 75. Схема проверки натяжения ремней привода генератора и водяного наcocа:
1 – болт; 2 – болт крепления пленки; 3 – генератор; 4 – ремни привода; 5 – шкив водяного насоса; 6 – шкив гидромуфты
крепления планки и болт 1; — переместив генератор, натяните ремни; — затяните болты 1 и 2, гайки крепления передней и задней лап генератора.
По окончании регулирования проверьте натяжение: правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 39,2 Н (4 кгс) должен иметь прогиб 15. 22 мм.
При выходе из строя замените ремень комплектно с остальными. Разница для ремней в одном комплекте не должна превышать 3 мм.
Подрулевой переключатель
Подрулевой переключатель состоит из соединителя, закрепленного хомутом на кронштейне вала рулевого механизма, и двух переключателей. Левый переключатель включает указатели поворота и света фар, .
Масляный фильтр – Снятие и установка
1. На двигателях мод. 406 применяется фильтр 2101- 1012005, установленный внизу на блоке цилиндров с правой стороны. Для того чтобы заменить фильтр, нужно отвернуть старый фильтр и завернуть но .
Снятие узлов передней подвески – Кулак телескопической стойки
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Подшипник в поворотном кулаке несмазываемый, рассчитан на длительную эксплуатацию автомобиля, поэтому без необходимости его не следует выпрессовывать из кулака, так как при ра .
Проверка герметичности соединений впускного тракта от воздушного фильтра к двигателю КамАЗ
Значительный износ деталей цилиндро-поршневой группы двигателя, во много раз превышающий средний эксплуатационный, может возникнуть при нарушении герметичности впускного тракта от воздушного фильтра к впускным клапанам, когда часть воздуха поступает в цилиндры двигателя нефильтрованной.
Герметичность впускного тракта нарушается, главным образом, вследствие разрушения резиновых патрубков или неплотного их закрепления на воздухопроводах. Другими причинами негерметичности впускного тракта могут быть, например, отсутствие болтов скоб крепления топливных трубок на впускных коллекторах двигателя, разрушение или смещение прокладок впускных коллекторов (см. рис. 1).
Рис. 1. Система питания двигателя воздухом автомобилей КамАЗ-5320, -55102
(стрелками показаны возможные места подсоса неочищенного воздуха)
На старых моделях автомобилей КамАЗ-5320 вместо единого резинового воздухопровода от воздушного фильтра к двигателю устанавливалось соединение из металлической трубы и двух резиновых патрубков. Одной из распространенных причин разгерметизации впускного тракта для этого соединения является протирание металлической трубы из-за вредного контакта ее с передней поперечиной платформы. В трубе имеется специальная выемка, над которой должна проходить поперечина платформы. Вредный контакт появляется при неправильной ориентации трубы относительно поперечины платформы.
Для предотвращения эксплуатации автомобилей с подсосом неочищенного воздуха через неплотности в тракте на участке от воздушного фильтра к двигателю проверяйте герметичность впускного тракта при ТО-2, а для нового автомобиля еще и при ТО после первых 500-1000 км пробега.
При проверке соединений и воздухопроводов от воздушного фильтра к двигателю в корпусе воздушного фильтра вместо фильтрующего элемента устанавливается заглушка (рис. 2, а, б). Кроме заглушки, необходимо следующее оборудование:
– источник сжатого воздуха, обеспечивающий давление 0,5-1,0 кгс/см 2 (воздушные баллоны пневмосистемы тормозов автомобиля, промышленная сеть сжатого воздуха и т. п.);
Рис. 2. Установка для проверки герметичности впускного тракта:
а – общий вид; 1 – впускной коллектор двигателя; 2 – воздухопроводот фильтра к двигателю; 3 – заглушка; 4 – трубопровод к эжектору отсоса пыли; 5 – дымообразователь; 6 – воздушиый фильтр; 7 – манометр; 8 – шланг подвода сжатого воздуха; 9 – кран; б – эскиз заглушки: 1 – сварка XI по ГОСТ 5264—80; II – приклеить по периметру; в – заглушка
– шланг для подвода сжатого воздуха с наконечниками под резьбу М16х1,5, например шланг 5320- 3929010 для накачки шин;
– устройство для регулирования давления воздуха (кран, клапан отбора воздуха для накачки шин на регуляторе давления тормозной системы автомобиля);
– манометр с ценой деления не более 0,1 кгс/см 2 ;
– дымообразователь, в качестве которого можно использовать любой тлеющий материал.
Проверку герметичности впускного тракта проводите сразу после остановки двигателя в следующем порядке:
– проверните коленчатый вал двигателя ломиком за отверстия на маховике (через люк в нижней части картера сцепления) до положения, соответствующего началу впрыска топлива в 1-м цилиндре. При этом положении фиксатор маховика должен войти в зацепление с маховиком, а метки на приводе ТНВД должны находиться вверху;
– снимите фильтрующий элемент воздушного фильтра;
– положите дымообразователь в нижнюю часть кронштейна крепления фильтрующего элемента и подожгите его;
– установите в воздушный фильтр 6 заглушку 3 с подсоединенными к ней манометром 7 и шлангом 8 для подвода сжатого воздуха;
– подсоедините второй конец шланга к источнику сжатого воздуха (кран подачи воздуха закрыт). При подводе сжатого воздуха из пневмосистемы автомобиля наверните на два- три оборота гайку-барашек на штуцер клапана отбора воздуха на регуляторе давления;
– осторожно (открытием крана или наворачиванием гайки-барашка на штуцер клапана отбора воздуха регулятора давления) подайте сжатый воздух в заглушку, доведите давление до 0,1-0,2 кгс/см 2 и поддерживайте в течение 2-3 мин. Места неплотностей определяйте по выходящему дыму. Если дым не выходит через 3 мин с момента подачи воздуха – впускной тракт герметичен.
Внимание! При отсутствии манометра герметичность впускного тракта проверяйте очень осторожно. Во избежание срыва и раздутия шлангов и разрушения воздухопроводов давление подаваемого в тракт воздуха не должно превышать 0,2 кгс/см 2 . Отверстие в бобышке для подсоединения манометра к заглушке можно закрыть колпачком клапана контрольного вывода.
Для проверки герметичности впускного тракта на предприятии с небольшим количеством автомобилей КамАЗ в качестве источника сжатого воздуха можно использовать ручной шинный насос. Для этого нужна заглушка, эскиз которой приведен на рис. 2, б. К нижней части корпуса 2 этой заглушки приварены горловина 3 с плотно закрывающейся крышкой 4 и вентиль 6 для подвода, с другой стороны следует приклеить уплотнительную прокладку 1.
Проверку выполняйте в следующем порядке:
– установите заглушку в корпус воздушного фильтра на место фильтрующего элемента и закрепите ее гайкой с плоской шайбой и уплотнительной прокладкой из резины или поролона;
– в гнездо крышки горловины заложите промасленную ветошь и подожгите ее. С началом интенсивного дымообразования вставьте крышку в горловину и плотно закройте;
– закачайте в систему воздух ручным шинным насосом.
Для того, чтобы убедиться в том, что дым заполнил систему, разгерметизируйте впускной тракт, вывернув, например, индикатор засоренности воздушного фильтра из штуцера крепления. Через некоторое время (20-30 с) дым должен появиться из отверстия штуцера.
После этого индикатор необходимо поставить на место и, подкачивая воздух насосом, определить места неплотностей по выходящему дыму.
Устраните все неплотности тракта от фильтра к двигателю
Попадание пыли в двигатель приводит к интенсивному износу цилиндро-поршневой группы, повышенному расходу топлива и падению мощности двигателя.
Наиболее характерные дефекты устраните следующим образом:
– затяните хомуты в соединениях воздухопроводов тракта. Допускается при установке резиновых патрубков, прокладок и шлангов использовать герметизирующие составы типа уплотнительной пасты УН-25 (ТУ 6-10-1284—77);
– замените резиновые шланги, патрубки и прокладки с трещинами и порывами;
– запаяйте твердым припоем (медью, латунью и т. п.) трещины трубопроводов по сварным швам;
– выправьте посадочные поверхности под резиновые шланги и патрубки на штампованных воздухопроводах.
После устранения неплотностей проведите контрольную проверку герметичности тракта.
Использование приведенного метода проверки позволяет найти и устранить даже незначительные неплотности во впускном тракте двигателя.
2.7.1. Техническое обслуживание, проверка системы обеспечения двигателя воздухом.
Для проверки герметичности соединений и воздуховодов от воздухоочистителей к двигателю необходим источник сжатого воздуха, или ручной насос и заглушку (рис.68). Проверку проводить сразу после останова двигателя в следующей последовательности:
1. установить корпус заглушки 8 в корпус воздухоочистителя 4 вместо фильтрующего элемента и закрепить её гайкой с плоской шайбой и уплотнительной прокладкой из резины;
2. разместить дымообразующий материал, например промасленную ветошь, в скобе 5 горловины и зажечь его. С началом дымооброзования вставьте крышку 6 в горловину и плотно закройте;
3. создайте в системе через регулятор давления или ручным шинным насосом избыточное давление 9,8-196,1кПа(0,1-2кгс/см²).
При выходе дыма из выпускной трубы проверните коленчатый вал стартером или вручную до прекращения выхода дыма.
Места неплотностей определяются по выходящему дыму. Если дым не выходит в течении 3мин с момента подачи воздуха – впускной тракт герметичен.
Устраните все неплотности тракта от воздухоочистителя к двигателю! Разгерметизация системы впуска воздуха и подсос неочищенного воздуха сокращает срок службы двигателя в десятки раз!
Наиболее доступные способы устранения негерметичности:
· надежно затяните хомуты в соединениях трубопроводов тракта. Допускается при установке резиновых патрубков, прокладок и шлангов использование различных уплотнительных паст, белил и прочих герметизирующих составов;
· замените резиновые шланги, патрубки, прокладки с трещинами и порывами;
· устранить негерметичность трубопроводов по сварным швам пайкой твердых припоев (медь, латунь и пр.);
· выправьте не округлость посадочных поверхностей под резиновые шланги и патрубки на штампованных трубопроводах – правкой, литых патрубках – зачисткой;
· после устранения неплотностей проведите контрольную проверку герметичности тракта.
При сезонном обслуживании промойте корпус и крышку воздухоочистителя в следующем порядке:
· отсоедините от воздухоочистителя воздухопроводы;
· снимите крышку воздухоочистителя и фильтрующий элемент;
· снимите воздухоочиститель с автомобиля;
· промойте корпус бензином, дизельным топливом или горячей водой, продуйте сжатым воздухом и просушите;
При установке нового фильтрующего элемента через шесть – восемь дней эксплуатации (в особо пыльных условиях – через один – два дня) снимите элемент и убедитесь в отсутствии пыли на внутренней поверхности; при обнаружении пыли на поверхностях I и II (рис.69) немедленно замените элемент.
Если в фильтре для крепления фильтрующего элемента применена самоконтрящаяся гайка, заворачивайте её с моментом 7-10Нм(0,7-1,0кгс.м).
Очистку фильтрующего элемента и предочистителя воздухоочистителя можно проводить продувкой или промывкой, предварительно сняв предочиститель с фильтрующего элемента.
Продувка (рис.70) целесообразна при загрязнении пылью без сажи и необходимости использования сразу же после очистки. Для продувки подайте внутрь фильтрующего элемента сухой сжатый воздух под давлением не более 294кПа(3кгс/см²). Струю воздуха направляйте под углом к поверхности внутреннего кожуха фильтрующего элемента и обдувайте элемент до полного удаления пыли. Предочиститель очищайте промывкой или встряхиванием.
Для проверки состояния картона фильтрующего элемента подсветите изнутри лампой (рис.71) и осмотрите картон через отверстия наружного кожуха. Для удобства можно раздвигать фильтрующую шторку деревянной лопаткой.
При наличии разрывов или других сквозных повреждений картона замените элемент.
Промывка (рис.72) применяется при загрязнении фильтрующего картона пылью, сажей, маслом, топливом. Промывайте фильтрующий элемент предочиститель в теплом 40-50°С водном растворе нейтральных моющих веществ. Раствор приготовить из расчета 20-25г порошка на 1л воды. Можно применять для промывки стиральные моющие средства бытового назначения.
Погрузите фильтрующий элемент в раствор и промывайте в течение 25-30мин, периодически вращая и перемещая его вверх вниз. Окончательно промойте элемент в чистой воде. Рекомендуется промывать фильтрующий элемент не более трех раз, а в случае его регенерации обдувом сжатым воздухом общее количество обслуживании элементов допускается пять – шесть раз.
После промывки фильтрующий элемент рекомендуется проверить на отсутствие недопустимых дефектов опрессовкой сжатым воздухом в воде по методике, которая изложена ниже. Данную проверку целесообразно проводить и после обдува фильтрующего элемента сжатым воздухом. Это исключит использование поврежденных фильтрующих элементов и увеличит срок службы цилиндро-поршневой группы двигателя.
Для проверки (фильтрующего элемента опрессовкой сжатым воздухом в воде соберите установку, изображенную на рис.73. Проверку выполнять в следующем порядке:
· установите фильтрующий элемент 2 между крышками 1 и 4. затем погрузите его в воду на глубину 60мм. Перед проверкой или непосредственно в испытательной установке сухой фильтрующий элемент необходимо выдержать в воде в течение 5-10мин для заполнения водой пор в картоне;
· подайте внутрь элемента воздуха под давлением 1,57кПа(160мм вод.ст.). Данное давление устанавливается и поддерживается постоянным жидкостным клапаном 6, трубка которого погружена в воду на 160мм. Во избежание разрушения (фильтрующего шторы элемента давление воздуха не должно повышаться даже кратковременно свыше 2кПа(200мм вод.ст.);
· медленно поворачивайте элемент, обращая внимание на выделение пузырьков воздуха с его наружней поверхности;
· подведите к месту выделения пузырьков воздуха прозрачный колпак 3, заполненный водой, и замерьте время заполнения его воздухом.
При заполнении колпака объемом 0,5л менее чем за 20с через одно повреждение выбраковывайте фильтрующий элемент.
Исправные фильтрующий элемент, а также предочиститель перед установкой на автомобиль просушите. Нельзя сушить открытым пламенем или горячей струёй воздуха (более 50°С).
При установке фильтрующего воздуха и предочистителя на автомобиль проверьте целостность резиновых прокладок, не допускать контакта наружного кожуха с предочистителем (кожух необходимо выправить).
Рнс. 43. Схема установки для проверки фильтрующего элемента опрессовкой сжатым воздухом
в воде:
/ — воздушный баллон; 2 — жидкостный клапан; 3 — контрольный манометр; 4 — полая крышка; 5 — прозрачный колпак; б — фильтрующий элемент; 7 — поджимная крышка; / — подвод сжатого воздуха; // — выпуск воздуха в атмосферу
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЯ
53
подводят к месту выделения пузырьков воздуха прозрачный колпак 5, заполненный водой, и фиксируют время заполнения его воздухом. Если через одно повреждение колпак объемом 0,5 л заполнится воздухом менее чем за 20 с, фильтрующий элемент должен быть забракован.
Исправные фильтрующие элементы перед сборкой воздушного фильтра должны быть просушены горячим воздухом, нагретым до 50 °С. При сборке воздушного фильтра необходимо проверять целостность резиновых прокладок. Нельзя устанавливать в корпус воздушного фильтра фильтрующий элемент с деформированными торцовыми крышками. При наличии вмятин на наружном кожухе их выпрямляют так, чтобы не было контакта наружного кожуха с фильтрующим картоном.
Проверка герметичности соединений впускного тракта от воздушного фильт ра к двигателю необходима, так как попадание пыли в двигатель приводит к интенсивному изнашиванию деталей цилиндропоршневой группы, повышенному расходу топлива и падению мощности двигателя. Нарушение герметичности впускного тракта связано с разрушением резиновых патрубков или неплотным их закреплением на воздухопроводах, отсутствием болтов скоб крепления топливных трубок на впускных коллекторах двигателя, разрушением или смещением прокладок впускных коллекторов.
Для предотвращения эксплуатации автомобилей с подсосом неочищенного воздуха через неплотности в тракте на участке от воздушного фильтра к двигателю следует проверять герметичность впускного тракта. Например, для нового автомобиля КамАЗ-5320 герметичность проверяют уже после первых 500 . 1000 км пробега, а затем при ТО-2.
При проверке соединений и воздухопроводов от воздушного фильтра к двигателю в корпусе воздушного фильтра 6 вместо фильтрующего элемента устанавливают заглушку 3 (рис. 44). К установке для проверки герметичности по резиновому шлангу 8 во внутреннюю полость заглушки 3 подается сжатый воздух давлением 0,05 . 0,1 МПа. В качестве дымообразователя 5 используется любой тлеющий материал (например, ветошь).
Проверка герметичности впускного тракта 1 проводится сразу после останова двигателя. Для этого выполняют следующее:
проворачивают коленчатый вал двигателя ломиком за отверстие на маховике (через люк в нижней части картера сцепления) до положения, соответствующего началу впрыскивания топлива в первом цилиндре. При этом положении фиксатор маховика должен войти в зацепление с маховиком, а метки на приводе топливного насоса должны находиться вверху;
снимают фильтрующий элемент воздушного фильтра;
кладут дымообразователь 5 в нижнюю часть кронштейна крепления фильтрующего элемента и поджигают его;
устанавливают в воздушный фильтр 6 заглушку 3 с подсоединенным к ней манометром 7 и шлангом 8;
подсоединяют второй конец шланга 8 к источнику сжатого воздуха (при этом кран 9 должен быть закрыт);
осторожно (открывая кран 9) подают сжатый воздух в заглушку 3, доводят давление до 0,01 . 0,02 МПа и поддерживают его в течение 2 . 3 мин.
Места неплотностей определяют по выходящему дыму. Если дым не появляется через 3 мин с момента начала подачи воздуха, то впускной тракт герметичен. Негерметичность впускного тракта устраняют следующим образом. Хомуты в соединениях трубопроводов затягивают. При установке резиновых патрубков,
54
ДВИГАТЕЛЬ
прокладок и шлангов допускается применять герметизирующие составы типа уп _ лотнительнои пасты УН-25. Резиновые шланги, патрубки и прокладки, имеющие трещины и порывы, заменяют. Трещины в сварных швах трубопроводов запаивают твердым припоем (медью, латунью и т. п.). Все посадочные поверхности на штампованных воздухопроводах под резиновые шланги и патрубки, имеющие вмятины, выправляют. После устранения всех дефектов проводят повторную контрольную проверку герметичности впускного тракта.
Проверка топливоподкачнвающего насоса заключается в определении следующих параметров: максимального давления, развиваемого насосом при полностью перекрытом нагнетательном топливопроводе и номинальной частоте вращения вала топливного насоса; разрежения на всасывании (стенд КИ-1499); подачи насоса с противодавлением. Топливоподкачивающий насос устанавливают на стенд КИ-22201 или КИ-921М и крепят быстродействующим прижимом.
Для измерения подачи максимального давления, создаваемого насосом, его устанавливают на стенд, топливопровод от насоса к фильтру опускают в мерный бачок. Чтобы противодавление на выходе из насоса составляло 0,13 . 0,15 МПа, краном прикрывают проходное сечение трубопровода от насоса. Затем измеряют объем топлива, поступающего в мерный бачок при определенной частоте вращения вала привода стенда. Например, исправный топливоподкачивающий насос дизеля ЯМЗ-236 должен подавать в мерный бачок не менее 2,2 л/мин топлива при частоте вращения вала привода 1050 мин -1 . Максимальное давление топливоподкачнвающего насоса фиксируется манометром стенда при той же частоте вращения вала привода стенда. При этом сводный выход топлива из насоса полностью перекрывается краном.
Исправный насос должен создавать давление не менее 0,4 МПа, разрежение на всасывании 0,05 МПа. При меньших значениях подачи и давления насос следует
Рис. 44. Установка для проверки герметичности впускного тракта от воздушного фильтра
к двигателю и рабочий чертеж заглушки: / — впускной тракт двигателя; 2 — воздуховод от фильтра к двигателю; 3—заглушка; 4 — трубопровод к эжектору отсоса пыли; 5 — дымообразователь; 6 — воздушный фильтр; 7 — манометр; 8 — шланг подвода сжатого воздуха; 9 — кран; / — сварка; // — склеивание
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЯ
Рнс. 45. Момекгоскоп:
трубка; 2 — переходная трубка; 3 — отрезок
/. 2 /с при температуре 20 °С. Полость насоса заполняется маслом для двигателя до верхних отметок указателя уровня (для двигателей типа ЯМЗ).
Проверка и регулировка насоса в сборе с регулятором частоты вращения вала двигателей ЯМЗ-236 и.ЯМЗ-238 на начало подачи топлива проводится без автоматической муфты опережения впрыскивания. Момент начала подачи топлива наиболее точно определяют по началу истечения топлива из отрезка трубки высокого давления (установленного на штуцер) при создании в головке насоса давления топлива не менее 2,2 МПа. При невозможности проведения такой регулировки рекомендуется момент начала подачи топлива определять по началу его движения в стеклянной трубке / моментоскопа (рис. 45), присоединяемой к отрезку топливопровода 3 высокого давления с помощью переходной трубки 2. Начало подачи топлива секциями определяется углом поворота кулачкового вала насоса при вращении его по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода. Первая секция правильно отрегулированного насоса начинает подавать топливо за 37. 38° до оси симметрии профиля кулачка.
Для определения оси симметрии профиля кулачка необходимо зафиксировать на лимбе момент начала подачи топлива при повороте кулачкового вала по часовой стрелке, повернуть вал по часовой стрелке на 90° и зафиксировать на лимбе момент начала подачи топлива при повороте вала против часовой стрелки. Середина между двумя зафиксированными точками определяет ось симметрии профиля кулачка. Лимб должен иметь плотное соединение с валом привода. При повороте лимба зазор между валом и лимбом не допускается. Если угол, при котором первая секция насоса начинает подачу топлива, условно принять за 0°, то остальные секции должны начинать, подачу топлива при следующих значениях углов поворота кулачкового вала для насоса двигателя ЯМЗ-236.
Секция. I 4 2 5 3
Угол поворота кулачкового вала, ° . . . 0 45 120 165 240
Неточность интервала между началом подачи топлива любой секцией насоса относительно первой должна быть не более 20′. Начало подачи топлива регулируется болтом толкателя насоса. При вывертывании болта топливо начинает подаваться раньше, при ввертывании — позже. После регулировки регулировочные болТы стопорят гайками и проверяют запас хода каждого плунжера при положении толкателя в ВМТ (не менее 0,6 мм). Затем проверяют, а в случае не-
Рис. 46. Топливный насос высокого
/ — корпус; 2 — ролик толкателя; 3— ось ролика; 4 — втулка ролика; 5 — пята толкателя; 6 — поворотная втулка; // —плунжер; 12, 13, 37 и 46 — уплотиительиые кольца; 14 — установочный клапана; 19 — нагнетательный клапан; 20 — штуцер; 21 — фланец корпуса секции; 22 — ручной насоса низкого давления; 26 — топливоподкачивающий насос низкого давления; 27 — втулка штока; кателя; 33 — регулировочная прокладка; 34 — ось рычага реек; 35 — втулка рейки; 36 — перепуск 42 и 56 — шпонки; 43 н 51 — крышки подшипников; 45— манжета с пружиной; 48 — кулачковый
лятора; 55 —фланец шестерни регулятора;
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЯ
5?
обходимости регулируют давление открытия нагнетательных клапанов (1,7 . 2 МПа).
На двигателях КамАЗ-740.10 момент начала подачи топлива определяют аналогично. Однако кулачковый вал насоса вращают через ведомую полумуфту автоматической муфты опережения впрыскивания топлива. Рейки должны находиться в положении, соответствующем максимальному значению подачи. Отверстие под перепускным клапаном заглушают. Момент начала подачи топлива определяют по моменту прекращения истечения топлива из штуцера по капиллярной трубке при давлении в магистрали насоса 1,5 . 1,7 МПа и заглушённом отверстии перепускного клапана.
Восьмая секция правильно отрегулированного насоса начинает подавать топливо за 42 . 43° до оси симметрии профиля кулачка. В момент начала подачи топлива восьмой секцией насоса метки на корпусе насоса и ведомой полумуфте должны совпадать.
иг и -1 1300±10 900±10 600±10
Угол разворота ведущей полумуфты отно
сительно ведомой, °. ,4,5±0,5 3,0±0.5 1,0±0,5
Проверка и регулировка значения и равномерности подачи топлива проводятся при температуре топлива перед фильтром 25 . 30 °С, давлении на входе в насос 0,06 . 0,08 МПа и частоте вращения кулачкового вала двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и КамАЗ-740.10 1300 мин^ 1 . Давление на входе в насос регулируют для двигателя КамАЗ-740.10 шайбами, для чего выворачивают пробку перепускного клапана 36. Начало подачи топлива регулируют, заглушая отверстие перепускного клапана резьбовой пробкой.
Проверку и регулировку значения и равномерности подачи топлива насосом высокого давления двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 проводят в таком порядке. При положении рычага 4 (рис. 47) управления регулятором на упоре в болт 5 минимальной частоты вращения и при частоте вращения кулачкового вала 450 . 500 мин -1 устанавливают винтом 3 кулисы запас хода рейки на выключение подачи 0,5 . 1,0 мм. Затем устанавливают начало движения рейки в сторону выключения подачи при частоте вращения кулачкового вала 1100 . 1120 мин -1 . Регулировку проводят болтом 13 ограничения максимального скоростного режима; рычаг управления регулятором должен упираться в этот болт.
При упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимального скоростного режима устанавливают винтом 8 регулировки номинальной подачи вдвиг рейки на 14,8 . 15,2 мм от крайнего выдвинутого положения. При этом значение подачи каждой секцией насоса и неравномерность подачи должны быть в пределах, указанных в табл. 3.
Средняя цикловая подача определяется как среднее арифметическое значение фактических цикловых подач всех секций топливного насоса. Неравномерность подачи топлива
где -1 регулируется смещением поворотной втулки относительно зубчатого сектора, для чего необходимо ослабить стяжной винт соответствующего зубчатого сектора. При повороте втулки относительно сектора влево подача уменьшается, а вправо — увеличивается.
После окончания регулировки винты зубчатых венцов затягивают, а на зубчатых венцах и поворотных втулках наносят общие риски. Подрегулировку цикловой подачи при частоте вращения 840 . 860 мин -1 осуществляют поворотом корпуса корректора. При ввертывании корректора подача возрастает, при вывертывании — снижается. Подрегулировка цикловой подачи при частоте вращения 640 . 660 мин -1 проводится регулировочными шайбами. При установке под пружину корректора дополнительных шайб увеличиваются перенатяг пружины корректора и цикловая подача. При снятии шайб цикловая подача уменьшается.
во
ДВИГАТЕЛЬ
Предельно допустимое значение подачи топлива при пуске в эксплуатации при частоте вращения кулачкового вала 70 . 90 мин -1 должно быть не менее 180 мм 3 /цикл. Подачу регулируют вывинчиванием винта 3 кулисы, после чего винт кулисы стопорят чеканкой.
Винтом регулировки номинальной подачи устанавливают положение рейки, соответствующее цикловой подаче секциями в пределах, указанных в табл. 3, при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимального скоростного режима.
Затем проверяют неравномерность подачи топлива секциями насоса при частичной средней цикловой подаче 15 . 20 мм 3 /цикл и частоте вращения кулачкового вала 240 . 260 мин -1 . Неравномерность подачи топлива секциями насоса не должна превышать 40 % для двигателя ЯМЗ-234 и 50 % для двигателей всех модификаций. В случае большой неравномерности подачи ее приводят к допустимым значениям путем перестановки или замены нагнетательных клапанов, а также подбора пружин нагнетательных клапанов.
Болтом 13 ограничения максимального скоростного режима устанавливают начало и конец выдвига рейки. Начало и конец движения рейки насосов двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 должны быть при частоте вращения кулачкового вала соответственно 1070. 1080 и 1120 . 1150 мин -1 . В случае отклонения частоты вращения от заданной проводят регулировку винтом 12 двуплечего рычага. При ввертывании винта частота вращения конца выдвига рейки уменьшается, при вывертывании — увеличивается.
После этого следует проверитьири вывернутом болте 5 минимальную частоту вращения на режиме холостого хода, обеспечение автоматического выключения подачи топлива при частоте вращения 225 . 275.мин -1 кулачкового вала насоса.
Проверку значения и равномерности подачи топлива насосом высокого давления двигателя КамАЗ-740. 10 проводят в такой последовательности.
Оценивают герметичность нагнетательных клапанов методом опрессовки профильтрованным дизельным топливом через подводящий канал корпуса насоса под давлением 0,17 . 0,2 МПа. Положение реек соответствует выключенной подаче. Манометр установлен у подводящего штуцера корпуса топливного насоса. Отверстие перепускного клапана при этом заглушают. Течь топлива из штуцеров топливного насоса в течение 2 мин с момента подачи топлива не допускается.
Проверяют, а в случае необходимости регулируют давление начала открытия нагнетательных клапанов, которое должно быть равно 0,9 . 1,1 МПа. Резкий
Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 121 ;
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ВПУСКНОГО ТРАКТА ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
-
Ольга Глазатова 3 лет назад Просмотров:
1 Адрес: , Российская Федерация, Республика Татарстан, Набережные Челны, Промышленно-коммунальная зона, Промзона, Производственный проезд, 45, офис 214 т.: (8552) , ; факс: (8552) ; моб.: , сайт: kamaregion.ru; ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ВПУСКНОГО ТРАКТА ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ г. Набережные Челны 2013г
2 СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1 ВВЕДЕНИЕ 3 2 КОМПЛЕКТНОСТЬ 3 3 ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ 3 4 СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ 4 5 ОПИСАНИЕ И РАБОТА 5 5.1Общие сведения о приспособлении для проверки герметичности впускного тракта 5.2 Технические характеристики 5.3 Оборудование и приспособления для проведения проверки обнаружения мест негерметичности 6 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ГЕРМЕТИЧНОСТИ 6 ВПУСКНОГО ТРАКТА АВТОМОБИЛЯ И ОБНАРУЖЕНИЕ МЕСТ НЕГЕРМЕТИЧНОСТИ ВПУСКНОГО ТРАКТА АВТОМОБИЛЕЙ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 8 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 9 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 10 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 14 ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. Настоящее руководство устанавливает порядок применения приспособления для проверки и обнаружения мест негерметичности впускного тракта (ГВТ) двигателя автомобилей КАМАЗ. 2. КОМПЛЕКТНОСТЬ. Комплект поставки приспособления приведен в таблице 1. Комплект приспособлений для проверки ГВТ БГВТ : Таблица 1 2
3 п/п Наименование Обозначение Кол-во, шт. Примеч ание 1 Генератор образования дыма БГВТ Заглушка БГВТ Заглушка БГВТ Заглушка БГВТ Заглушка БГВТ Провод с клеммами и предохранителем 1 7 Запасная свеча ЭФУ 1 8 Упаковка (ящик) 1 9 Руководство по эксплуатации 10 Паспорт регулятора давления 3. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ 1 1 Гарантийный срок эксплуатации устанавливается 12 месяцев со дня продажи. Гарантия не распространяется на быстро изнашиваемые изделия: провод, предохранитель, свеча ЭФУ, гибкий шланг. 4.СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ. Приспособление для проверки герметичности впускного тракта БГВТ заводской номер изготовлен и принят в соответствии с действующей технической документацией и признан годным для эксплуатации. 5. ОПИСАНИЕ И РАБОТА 3
4 5.1 Общие сведения о приспособлении для проверки и обнаружения мест негерметичности впускного тракта. Приспособление для проверки и обнаружения мест негерметичности впускного тракта поставляется комплектом. Полный перечень инструмента, входящего в комплект приведен в таблице 1 приложение 1. Применяемость заглушек, в зависимости от типа фильтра, приведена в таблице 1 приложение Технические характеристики Емкость бака дымообразователя Электрическое напряжение Давление воздуха на входе Давление воздуха (смеси) на выходе Рабочая температура окружающей среды Габаритные размеры, мм Масса, кг. 4 80мл 19 24В 0,1 10атм 0,1атм -30 С до +45 С 600х200х400 18кг 5.3 Оборудование и приспособления для проведения проверки и обнаружения мест негерметичности впускного тракта Примеры установки Приспособления для проверки герметичности впускного тракта приведены на рисунках 2, 3, 4, 5, 6; В установке по п. 1.1 должны быть предусмотрены: – источник сжатого воздуха (промышленная сеть сжатого воздуха, воздушные баллоны автомобиля и т.п.); – устройство для подготовки газа, смешивания воздуха с дымом (генератор дыма). Принципиальная схема генератора дыма приведена на рисунке 8; – заглушка, устанавливаемая в корпус воздушного фильтра. Виды заглушек, в зависимости от типа фильтра, приведены в таблице 1 приложение 1;
5 – гибкие шланги и трубопроводы для подвода сжатого воздуха и дыма во впускной тракт двигателя. 6. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ВПУСКНОГО ТРАКТА АВТОМОБИЛЯ И ОБНАРУЖЕНИЕ МЕСТ НЕГЕРМЕТИЧНОСТИ ВПУСКНОГО ТРАКТА АВТОМОБИЛЕЙ 6.1. Схема подсоединения к автомобилю установки для проверки герметичности впускного тракта приведена на рисунке Проверку герметичности впускного тракта рекомендуется проводить в следующей последовательности: Снять крышку воздушного фильтра и закрепить в его корпусе заглушку (в зависимости от типа фильтра), как показано на рисунках 2, 3, 4, 5, 6; Подсоединить клеммы проводов (рисунок 1, поз.8) к АКБ а/м КАМАЗ, соблюдая полярность: красный провод к «+», черный к «-»; Проверить уровень масла в емкости дымообразователя. Наличие масла на пробке с маслощупом должно быть не ниже отметки. Если масло на щупе ниже отметки, необходимо залить минеральное масло, например И20. Вместо масла допускается использование дизельного топлива. Плотно закрыть горловину емкости дымообразователя Включить электропитание генератора дыма на 3 мин. В исправном состоянии при соблюдении полярности горит лампа индикатора. Если индикатор не горит необходимо проверить предохранитель, полярность подсоединения клемм к АКБ, после этого отсоединить питание от гнезда соединения электропитания (рисунок 7 поз.2), снять кожух (рисунок 7 поз.4) и проверить исправность подключения всех элементов электрической цепи С началом интенсивного дымообразования подсоединить гибкий шланг 7 (рисунок 1) к штуцеру заглушки. Заполнить систему смесью дыма с воздухом. Источником сжатого воздуха может служить ресивер автомобиля или промышленная сеть сжатого воздуха с давлением 0,8МПа (8атм). Сжатый воздух 5
6 подводится через регулятор давления (рисунок 7, поз.6), который автоматически понижает давление до 0,01МПа (0,1атм). ВНИМАНИЕ! ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПЕРЕГОРАНИЯ СВЕЧИ ЭФУ НЕ ПРЕВЫШАТЬ УСТАНОВЛЕННОЕ ВРЕМЯ ВКЛЮЧЕНИЯ. ПОСЛЕ ПЕРВОГО ЦИКЛА ПРОВЕРКИ ПРОДУТЬ СВЕЧУ ВОЗДУХОМ В ТЕЧЕНИЕ 2-5 МИН ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ При проверке герметичности необходимо убедиться, что дым заполнил трубопроводы, для этого необходимо искусственно разгерметизировать впускной тракт Места неплотностей определяются по выходящему дыму. Если в течении 3 минут дыма нет, то воздушный тракт герметичен. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Комплект приспособлений для проверки герметичности впускного тракта (применяемость) Таблица 1 6
7 п/п Наименование Обозначени е Тип воздушного фильтра 1 Комплект приспособлени й для проверки ГВТ БГВТ Генератор образования дыма БГВТ Заглушка БГВТ ФВ ; ФВ ; ФВ ; ФВ ; ФВК Заглушка БГВТ ФВ Заглушка БГВТ ФВ ; ФВ ; ФВ Заглушка БГВТ OptiAir 1100 series AF25962 AF
8 7 Упаковка (ящик) 8
9 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рисунок 1. Комплект приспособления для проверки герметичности впускного тракта 1 Генератор образования дыма БГВТ ; 2 Заглушка БГВТ ; 3 Заглушка БГВТ ; 4 Заглушка БГВТ ; 5 Заглушка БГВТ ; 6 Планка крепления; 7 Гибкий шланг для подвода смеси сжатого воздуха с дымом к впускному тракту; 8 Клеммы проводов для подключения генератора дыма к АКБ автомобиля. 9
10 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 а) б) в) г) Рисунок 2. Установка приспособления для проверки герметичности впускного тракта с заглушкой БГВТ (фильтр с центральной шпилькой) 1 Корпус фильтра; 2 Центральная шпилька фильтра; 3 Заглушка БГВТ ; 4 Гайка крепления фильтроэлемента; 5 Уплотнительное кольцо; 6 Генератор образования дыма БГВТ ; 7 – Гибкий шланг подвода сжатого воздуха (от источника сжатого воздуха (промышленная сеть сжатого воздуха, рессивер автомобиля и т.п.); 8 – Соединительный шланг (подвода смеси сжатого воздуха и дыма во впускной тракт). 10
11 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 а) б) Рисунок 3. Установка приспособления для проверки герметичности впускного тракта с заглушкой БГВТ Корпус фильтра; 3 Заглушка БГВТ ; 9 Планка крепления приспособления. в) ПРИЛОЖЕНИЕ 3 11
12 а) б) Рисунок 4. Установка приспособления для проверки герметичности впускного тракта с заглушкой БГВТ Корпус фильтра; 3 Заглушка БГВТ ; 10 Планка крепления приспособления. в) ПРИЛОЖЕНИЕ 3 12
13 Рисунок 5. Установка приспособления для проверки герметичности впускного тракта с заглушкой БГВТ Корпус фильтра; 3 Заглушка БГВТ Рисунок 6. Установка приспособления для проверки герметичности впускного тракта с заглушкой БГВТ Корпус фильтра; 3 Заглушка БГВТ ; 11 Планка крепления приспособления. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 13
14 Рисунок 7. Генератор образования дыма 1 Гибкий шланг подвода сжатого воздуха (от источника сжатого воздуха (промышленная сеть сжатого воздуха, рессивер автомобиля и т.п.); 2 Гнездо соединения электропитания; 3 Кнопка включения генератора дыма; 4 Кожух генератора дыма; 5 Соединительный шланг (подвода смеси сжатого воздуха и дыма во впускной тракт); 6 Регулятор давления; 7 – Клеммы проводов для подключения генератора дыма к АКБ автомобиля; 8 Индикатор; 9 Заливная горловина; 10 Свеча ЭФУ. Рисунок 8. Принципиальная схема генератора дыма 1 Регулятор давления РДСГ 1 1,2; 2 Емкость с дымообразователем; 3 Свеча электрофакельного устройства (19V); 4 Индикатор; 5 Аккумулятор а/м КАМАЗ; 6 Камера генератора дыма; 7 Предохранитель (10А). 14
15 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Рисунок 9. Схема подключения установки для проверки и обнаружения мест негерметичности впускного тракта 1 Гибкий шланг подвода сжатого воздуха (от источника сжатого воздуха (промышленная сеть сжатого воздуха, рессивер автомобиля и т.п.); 2 Генератор образования дыма БГВТ ; 3 Кнопка включения генератора дыма; 4 Соединительный шланг (подвода смеси сжатого воздуха и дыма во впускной тракт); 5 Корпус воздушного фильтра. 15