Радиатор в машине
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Радиатор в машине

Радиатор

Радиатор двигателя является частью охлаждающей системы автомобиля, предназначается для охлаждения циркулирующей в нем жидкости с помощью потока воздуха, создаваемого в процессе движения автомобиля и усиливаемого вентилятором.

Конструктивные особенности

Устройство радиатора охлаждения двигателя мало чем отличается от конструкции любого другого устройства с аналогичными функциями. Изготавливаются радиаторы преимущественно из меди и алюминия, как материалов прочных, удобных в ремонте и имеющих хорошие параметры теплоотдачи. Современный радиатор двигателя может быть:

  1. трубчатым;
  2. пластинчатым;
  3. иметь форму сот.

Между пластинами, сотами или трубами располагаются поперечные латунные полоски, делающие изделие более жестким, а также увеличивают площадь обдува, что повышает качество охлаждения. Постоянное круговое движение жидкого теплоносителя в системе обеспечивается специальным устройством – помпой. Все части системы соединяются между собой термостойкими патрубками, чаще всего прорезиненными.

В качестве теплоносителя, циркулирующего в радиаторе, чаще всего применяются всем известные составы, такие как антифриз или тосол, хотя многие автолюбители в теплое время заливают туда и простую дистиллированную воду. Жидкость заливается в специальный расширительный бачок, предназначаемый не только для повышения удобства наполнения, но и для обеспечения возможности расширения жидкости в системе, ведь ее объем варьируется в зависимости от температуры и давления.

Устройство радиатора охлаждения двигателя

Принудительное охлаждение радиатора осуществляется с помощью вентилятора. В современных автомобилях реализуется одна из двух концепций вентиляторов:

  • приводимые в движение коленвалом;
  • приводимые в движение отдельным электромотором.

Если первые работают постоянно, то вторые включаются автоматически только тогда, когда температура жидкости в системе охлаждения достигает критического значения. Например, такое случается при продолжительной стоянке заведенного автомобиля, когда естественный обдув радиатора встречным воздухом отсутствует.

Принцип действия

Радиатор системы охлаждения двигателя не является новым или высокотехнологичным устройством. Принцип его работы прост: тосол, циркулирующий в соприкосновении с цилиндрами двигателя, отбирает у них основную массу тепла, которое он переносит в радиатор двигателя. Теплоноситель циркулирует через радиатор тонкой струйкой по длинному и извилистому маршруту. Это позволяет воздуху хорошо обдувать соты или трубки с горячим тосолом, в некоторой степени охлаждая их. Далее остывший теплоноситель снова возвращается к цилиндрам, где опять нагревается, и процедура повторяется.

Многие модели грузовиков дополнительно оборудуются радиаторами, предназначенными для охлаждения моторного масла, что позволяет препятствовать разжижению смазки, которая таким образом не пригорает к узлам двигателя. Конструктивно он исполняется точно таким же, как водяной радиатор, разве что чаще всего имеет меньшие размеры.

Раз в год рекомендуется производит чистку радиатора.

Поломки и ремонт

Радиаторы охлаждения двигателя долговечны, но не являются неуязвимыми – они также периодически выходят из строя. Радиаторы двигателя могут загрязняться мусором и различными отложениями из системы охлаждения.

Они изнашиваются от воздействия агрессивных реагентов в условиях зимней эксплуатации автомобиля, часто пробиваются камнями и выходят из строя по другим причинам. Радиатор может пострадать из-за поломки другого элемента системы охлаждения (температурного датчика, помпы, клапана пробки и проч.).

Если радиатор поврежден, можно пойти двумя путями – заменить его или отремонтировать.

При незначительном повреждении радиатора его можно запаять, но при большой площади повреждения целесообразнее будет замена.

Согласно статистике в 80% случаев радиатор можно восстановить. Наиболее распространенная неисправность радиатора – засорение сот, из-за чего ухудшается циркуляция теплоносителя, что в последствии может привести к перегреву двигателя.

В таком случае достаточно промыть их под проточной водой. Нужно отсоединить радиатор внизу, а потом сверху направить в него как можно более мощную струю воды, что позволит вымыть все пробки.

Если радиатор начал протекать, существуют специальные герметики внешнего и внутреннего применения, позволяющие быстро устранить данную проблему.

Подпишись на наш канал в Я ндекс.Дзене

Еще больше полезных советов в удобном формате

Как выбрать радиатор для автомобиля

Описание свойств и назначение автомобильного радиатора: как выбрать радиатор, показания к ремонту и замене устройства, особенности эксплуатации. Видео о том, как делают автомобильный радиатор.

Содержание статьи:

  • Для чего нужен радиатор
  • Почему радиаторы ломаются
  • Ремонт или замена
  • Какой радиатор лучше
  • Особенности эксплуатации
  • Видео о том, как делают автомобильный радиатор

Пожалуй, любая серьёзная машина сегодня оснащается радиатором. А то и не одним. Например, в гипермашине Bugatti Veyron их аж 10! Причём, эта деталь не требует замены в целях профилактики: можно ездить, пока не сломается. А вот что делать в случае поломки радиатора и как искать замену этому агрегату – описано ниже.

Для чего нужен радиатор

Не углубляясь в нудные детали, всё же стоит разобраться, как происходит охлаждение автомобильного двигателя. По сути, имеет место следующий круговорот: охладитель забирает тепловую энергию от нагретого мотора, с помощью насосов перекачивается сквозь трубки в радиатор, где остужается и возвращается обратно в мотор. Устройство системы не позволяет смешиваться маслу, топливу и антифризу.

Скорость движения охладителя регулируется автоматически: чем активнее вращается коленвал мотора, тем быстрее насос гоняет антифриз по системе. Высококачественный радиатор обеспечивает двигателю такой теплоотвод, что вентилятору охлаждения достаточно включаться периодически.

При этом снижается потребление автомобилем как электроэнергии, так и топлива. Водителю лишь остаётся контролировать уровень охладителя и общее состояние деталей. Всё просто. Но только на словах.

Почему радиаторы ломаются

Система охлаждения двигателя и так довольно капризна, а ей ещё приходится выполнять свои функции порой при не совсем благоприятных факторах. Температура в ней способна достигать 120 градусов, а давление – 2 кг на кв. см, причём эти параметры меняются довольно быстро.

Следует отметить, что при обнаружении неполадок, касающихся отвода от мотора тепловой энергии, было бы преждевременно сразу винить в этом радиатор. Система охлаждения устроена довольно-таки непросто, и слабых звеньев у неё хватает. Но коль уж радиатор дал течь, то причиной тому нередко становится чрезмерное давление в системе.

В данном случае не рекомендуется любительская починка, например, в виде заделывания подручными материалами, поскольку без требуемой обработки повреждённого места протечка начнётся снова. Да и для сварки гаражные условия – не самые лучшие.

Вообще, протечка является одним из наиболее распространённых неисправностей радиатора. При серьёзной пробоине и скоротечном утекании охладителя рекомендуется немедленно вызвать техническую помощь. При небольшой утечке можно залить в агрегат дистводу и отвезти машину на СТО.

Высокая температура патрубков как на верхней, так и на нижней стороне говорит о том, что антифриз стал плохо отдавать тепло. А значит, нужно снаружи очистить радиатор от мусора.

Если, наоборот, радиатор холоден и сверху, и снизу, то это признак того, что загрязнённые трубки не дают горячей жидкости перетекать по маршруту и полноценно охлаждать двигатель.

Протекания уплотнителей, образование трещин в патрубках, неисправность насоса и контролирующих устройств также могут дать о себе знать. В частности, если при прогреве двигателя температурный датчик на это никак не реагирует, то дело явно в термостате.

Неисправной крышке расширительного бачка с расположенным на ней клапаном можно подобрать замену, или попытаться их отремонтировать, например, усилив пружины.

Радиатор может выйти из строя и вследствие ДТП, при котором наиболее уязвимыми местами автомобиля, как правило, являются передняя и боковая его части. В случае фронтального повреждения, автовладельцу с большой вероятностью придётся ставить не только новые бампер с фарами, но и другой радиатор.

Итак, в основном к поломке радиатора приводят:

  • дорожно-транспортное происшествие;
  • механические воздействия – например, от дорожных камней;
  • замерзание охладителя;
  • внутреннее загрязнение трубок радиатора;
  • разуплотнение в местах стыка металлических и пластиковых элементов;
  • старение металла.

Вероятные последствия

Как сообщалось выше, неисправный термостат не предоставит автовладельцу достоверных данных о температуре. Кроме того, продолжительная эксплуатация автомобиля со сломанным радиатором грозит перегревом двигателя.

При менее печальном исходе доведённый до точки кипения антифриз создаёт газовые пузыри, препятствующие его движению. Эта проблема исправляется проще, так как не требуется ремонт самого мотора.

Ремонт или замена

Практикой доказано, что отремонтировать радиатор дорогой машины будет стоить в два раза дешевле покупки и монтажа аналогичного нового изделия. Но это именно для премиальных моделей. Обычно починка неисправного радиатора длится не более двух-трёх дней.

Но не всякий радиатор можно отремонтировать. Существует по крайней мере одно обстоятельство, при котором восстанавливать эту деталь не имеет смысла: трубки радиатора обильно загрязнены агрессивными химическими веществами. Здесь и чистка бесполезна.

Итак, насколько практичной будет замена радиатора? Владельцам новых машин премиум-класса с таким вопросом стоит обратиться к специалисту, а также узнать у него подробности о ремонте и попросить его провести диагностику данного элемента системы охлаждения.

Если же машина недорогая, то лучше купить новый радиатор, это выйдет относительно ненакладно. Замена этого агрегата имеет смысл и при нестандартных неисправностях, чтобы потом при поездках меньше переживать.

Какой радиатор лучше

При поиске радиатора для автомобиля следует принять во внимание следующие параметры:

  • размеры;
  • оснащённость;
  • плотность пластин;
  • из какого материала изготовлен;
  • толщину сердечника;
  • число трубок;
  • расположение патрубков, их размеры;
  • нюансы в конструкции.
Читать еще:  Массовый расход воздуха

Последний пункт определяет, возможна ли установка данного устройства совместно с радиатором кондиционера, осуществляется ли отвод тепла от автоматической коробки переключения передач, предусмотрены ли компенсационный бак и соединение с ним.

Под капотом автомобиля обычно не так много свободного места, потому нужно учитывать и габариты агрегата. При покупке аналога стоит также проследить, чтобы плотность ламелей и количество трубок были не меньше, чем у оригинала, а размеры сердечника – наиболее приближёнными к прежним.

Немаловажную роль играет и расположение патрубков, которые могут размещаться как на одной стороне, так и на противоположной. Диаметр и длина этих деталей подбираются особенно скрупулёзно, чтобы не пришлось потом их удлинять или вообще менять радиатор.

Что касается материала, то сегодня довольно популярны медно-латунные радиаторы, но от них всё же постепенно отказываются. По теплопроводности медь занимает второе место среди всех металлов, уступая только серебру. Однако такой агрегат довольно тяжелый и зачастую плохо переносит вибрацию.

На рынок уверенно выходят алюминиевые радиаторы, которые в два-три раза легче медно-латунных. Устройства такого типа в японском исполнении лёгкие и при этом отлично охлаждают мотор. Но зато они дорогие. Дешёвые же алюминиевые радиаторы по характеристикам уступают медным.

Не секрет, что чем больше площадь теплообмена у радиатора, тем эффективнее он выполняет свои функции. Исходя из этого, изготовители стараются поставить побольше трубок, а также сократить интервал между ними, чтобы сделать агрегат более компактным.

В целом, алюминиевые радиаторы заслуживают уважения – не очень высокую теплопроводность материала с избытком компенсирует большая теплоёмкость всего устройства.

Краткое знакомство с брендами

Сегодня автомобилистам рынок предлагает множество европейских моделей и разношёрстный китайский Клондайк. По цене радиаторы легко можно распределить на дорогие и не очень:

  • среди премиальных моделей стоит отметить датские Nissens (не путать с Nissan), японские Denso, немецкие Behr и Hella, голландские NRF, французские Valeo;
  • высоким качеством и умеренными ценами обладают радиаторы польской фирмы Thermotec, а также JP из Дании.

Кстати, радиаторам польского производителя отдают предпочтение многие автовладельцы.

Также отыскали своего покупателя бельгийские Van Wezel и голландские Ava Quality Cooling. Они не так уж и дорого стоят, но и не сказать, что б совсем дешёвые.

Форма имеет значение

В поисках оптимального варианта автовладелец может столкнуться с дилеммой: выбрать приличный, вроде бы, радиатор китайского производства или не очень дорогой из Польши.

Рассматривая эти варианты, стоит учитывать, что большинство изготовленных в Китае изделий такого рода снабжены трубками с круглым сечением. А предпочтительнее – овальное.

Проблема круглых трубок состоит в том, что у них имеется «аэродинамическая тень», куда холодный воздух почти не заходит. У плоскоовальных же такой изъян не наблюдается. Замена оригинального радиатора, у которого овальные трубки, на аналог с круглыми, чревата следующими неприятностями:

  • поломка мотора вентилятора;
  • стабильно высокая температура двигателя;
  • перегрев двигателя.

Эти 3 неполадки особенно проявляются при частом чередовании старта и торможения, что характерно для езды в пробках или перевозки грузовым транспортом чего-то тяжёлого. В другой ситуации проблема может оставаться замаскированной до тех пор, пока радиатор сам не сломается.

Особенности эксплуатации

Итак, после покупки нового автомобиля, или попросту радиатора, стоит придерживаться правил эксплуатации теплоотводящего элемента во избежание лишних трат. Одно из них – своевременная замена охладителя.

Статистика гласит, что 22 % неисправностей автомобилей касаются системы охлаждения. Причём, в России, Казахстане и Украине этот показатель отличается повышенными значениями.

А ещё охладитель в этих странах принято разделять на два вида: тосол и антифриз. Хотя тосол и более привычен автомобилистам, всё-таки лучше заливать антифриз, особенно для новых машин. Ведь тосол формирует на стенках защитный слой, снижающий теплообмен на 25 – 50 %. Таким образом антикоррозийная защита усложняет отвод тепловой энергии.

Дополнительная ограждающая решётка убережёт радиатор от камней, только за её чистотой нужно следить. Раз в год следует промывать и сам радиатор.

Заключение

При поиске нужного радиатора определённо следует ориентироваться на европейских и японских производителей. Выпускаемые ими изделия и служат дольше, и лучше отводят тепло. Даже солидный внешний вид этих радиаторов свидетельствует о культуре производства и предполагает высокое качество продукции. А вот к дешёвым экземплярам следует относиться с осторожностью, так как экономия здесь может обойтись очень дорого.

Видео о том, как делают автомобильный радиатор:

Автомобильные радиаторы

Каждый легковой (и не только) автомобиль в своем подкапотном пространстве содержит как минимум один радиатор охлаждения. В некоторых моделях авто можно встретить два радиатора. Один из них называется основным, а второй – конденсором (радиатором кондиционера). В этой статье будет подробно рассказано об устройстве и принципах работы каждого из них.

Двигатели внутреннего сгорания могут охлаждаться двумя способами: воздушным и водяным. Воздушным охлаждением обычно оснащены маломощные моторы. Такой тип охлаждения имеет ряд недостатков. Применяется обычно на скутерах и маломощных мотоциклах.

Наиболее эффективным (а потому и популярным) считается жидкостное охлаждение мотора, которым оснащаются теперь все автомобили.

Главной частью водяного охлаждения является радиатор, он и поддерживает рабочую температуру ДВС (от 80 до 100 С), и защищает его от перегрева. Стоит отметить, что при перегреве силового агрегата в результате недостаточного его охлаждения он может заклинить, после чего без капительного и дорогостоящего ремонта уже не обойтись.

Поговорим о принципе действия охлаждающей системы. Водяной насос (помпа) перемещает охлаждающую жидкость по замкнутой системе. Жидкость, используемая для охлаждения, (антифриз) циркулируя в стенках цилиндров и блока, забирает на себя выделяющееся тепло, и этим отводит его от металлических частей мотора. Далее антифриз отходит в радиатор, и, нагревая его, отдает тепло в окружающую среду, а далее жидкость, потерявшая значительную часть температуры, продолжает свое циркулирование по кругу.

Можно сказать, что радиатор это своего рода теплообменник или устройство для охлаждения жидкости. Чтобы охлаждение было более эффективным, радиатор устанавливают в передней части автомобиля, что позволяет принимать ему на себя сильный поток холодного встречного воздуха. Благодаря этому теплообменный процесс ускоряется.

Для дополнительной подстраховки от перегрева двигателя радиатор охлаждения снабжается вентилятором, и когда встречного потока воздуха недостаточно (например, передвижение в пробке) и температура антифриза начинает приближаться к критической, специальный датчик включает его. Кстати – принцип работы датчика обратный, он удерживает вентилятор от работы, и если датчик выйдет из строя – вентилятор будет работать постоянно, что не даст двигателю перегреться. На некоторых автомобилях установлены сдвоенные вентиляторы (все зависит от мощности двигателя, его объема и типа).

Как уже было сказано выше – в роли охлаждающей жидкости в легковом автомобиле выступает антифриз (название, пришедшее к нам со времен СССР – «тосол»). Некоторые горе-автолюбители в целях экономии денежных средств заливают в систему охлаждения обычную водопроводную воду, что крайне недопустимо для длительного использования. Все дело в том, что такая вода содержит примеси и соли, которые начинают отлагаться на стенках системы охлаждения, тем самым постепенно загрязняя и забивая ее, тем самым сокращая срок ее службы. Даже если заливать чистую дистиллированную воду, то система будет загрязняться появившейся ржавчиной. Стоит запомнить – использовать в качестве охлаждающей жидкости в вашем автомобиле стоит лишь только то, что рекомендовано заводом-изготовителем в техкниге к вашему авто.

Существуют различные конструкции радиаторов для легковых автомобилей. В настоящее время широкое распространение получили ленточные и пластинчатые радиаторы, но вторые, обладая худшими параметрами теплообмена и относительно большим весом, все реже и реже используются автопроизводителями, и скоро исчезнут с автоконвееров, будучи полностью вытесненными ленточными.

Ленточные радиаторы изготовлены, как правило, из алюминия, а, как известно – этот металл имеет замечательные теплопроводные показатели, что делает работу всей охлаждающей системы более эффективной. Именно поэтому на новых автомобилях в подавляющем большинстве случаев установлены именно они.

Радиатор кондиционера

Сложно представить себе современный легковой автомобиль без системы кондиционирования воздуха в салоне. Все большее количество автомобилистов выбирает новые авто, оснащенные кондиционером или климатической системой. Все большее количество базовых комплектаций автомобилей имеют как минимум кондиционер.

Важной частью автомобильной системы кондиционирования является радиатор кондиционера (он же – конденсор).

Работа конденсора схожа с работой основного радиатора: высокотемпературный фреон, находящийся в газообразном состоянии преобразовывается в жидкий внутри радиатора кондиционера, и он же производит отвод тепла во внешнюю среду.

Также как и основной радиатор, конденсатор расположен в передней части авто (обычно даже перед основным радиатором), и также он оборудован вентилятором, защищающим систему от перегрева при работе на неподвижностоящем автомобиле.

Обслуживание автомобильных радиаторов

Во время езды, особенно на приличной скорости, оба автомобильных радиатора испытывают экстремальные нагрузки, которые создаются воздействием на них окружающей средой. Если автомобиль оборудован кондиционером, то нагрузку первым принимает на себя конденсор (выше уже было сказано, что он стоит перед основным радиатором). Хотя автомобиль и оборудован радиаторными защитными решетками, но соль, грязь, дорожная химия и т.д. все равно попадают на соты радиатора. Из-за этого падает эффективность работы системы охлаждения, а в некоторых случаях соль просто разъест со временем и выведет из строя радиатор.

Читать еще:  На свечах красный налет

Именно поэтому первой рекомендацией по обслуживанию автомобильных радиаторов можно назвать их периодическую внешнюю промывку и очистку от налипшей грязи.

Далее стоит напомнить о том, что уровень охлаждающей жидкости нуждается в постоянном контроле и периодической доливке (в случае необходимости). Но, если жидкость постоянно уходит, то стоит искать проблему, а не доливать постоянно антифриз. Нормальным считается сезонное уменьшение антифриза в пределах 100-150 грамм, так как зимой с наступлением морозов жидкость просто уменьшится в объеме. Это касается только основного радиатора.

Радиатор кондиционера также теряет за год до 20% заправленного в него фреона при активном использовании, и также нуждается в периодической дозаправке на специальном сервисе.

Как выбрать автомобильный радиатор

Выбор любого автомобильного радиатора (как основного, так и кондиционера) вопрос весьма важный и требующий к себе ответственного подхода. Стоит помнить, что система охлаждения легкового автомобиля неотъемлемо связана с функционированием силового агрегата, и от ее работы зависит срок его службы.

Радиатор должен быть способен выдерживать большое давление находящихся в нем жидкостей и газов в течение длительного срока. Некачественный радиатор очень скоро начнет пропускать антифриз в местах некачественных швов и соединений. Не все радиаторы обладают такими свойствами. Рынок наводнен дешевым китайским ширпотребом, а срок его службы может, к сожалению, продлиться меньше года, а может и нет. Дешевый радиатор это как лотерея «повезет – не повезет». Но платя деньги за товар, не хотелось бы принимать участие в лотерее. Поэтому выбирая радиатор для своего «железного коня» выбирайте продукцию ведущих фирм, таких как Nissens, AVA, NRF. Помните – скупой платит дважды, и за радиатор, и за работу, и за антифриз.

Видео о системе охлаждения двигателя. Принцип работы:

Что такое радиатор и какие функции он выполняет?

Современный автомобиль представляет собой сложную систему, от качества работы которой зависит безопасность и надежность машины. Чтобы иметь представление о ее устройстве, необходимо понимать принцип работы двигателя, системы охлаждения и множества других элементов.

Чтобы машина работала долго, без сбоев и поломок, ей необходимо регулярное техобслуживание. Радиатор также требует должного отношения. От его правильной работы зависит срок эксплуатации двигателя и всего автомобиля. Что такое радиатор , какими функциями он обладает, необходимо знать каждому автомобилисту.

Назначение радиатора

Изучая, что такое радиатор , необходимо вникнуть в суть устройства двигателя автомобиля. Мотор представляет собой систему, внутри которой благодаря электрической искре происходит возгорание топливной смеси. При этом в цилиндрах наблюдается образование тепловой энергии, которая впоследствии преобразовывается в механическую движущую силу машины. Она действует в момент старта автомобиля.

Имея такое устройство, двигатель быстро нагревается. Уровень поднятия температуры требует постоянного контроля. Если нагрев превысит допустимое значение, мотор перегреется и перестанет работать. Чтобы избежать подобного исхода, применяется система охлаждения. Ее частью и является радиатор.

Это оборудование отводит тепло от жидкости системы охлаждения. В зимний период радиатор печки нагревается от тепла двигателя. Жидкость перед тем, как вернуться в систему охлаждения, воздействует на нее. Так нагревается салон. Поэтому замена радиатора печки также периодически требуется при эксплуатации автомобиля.

Устройство радиатора

Радиатор состоит из металлических многослойных пластин и трубочек. Благодаря такому устройству у прибора увеличивается площадь соприкосновения с атмосферным воздухом. Сам же прибор расположен чаще всего в передней части машины под капотом. Во время движения автомобиля радиатор способен пропускать через себя много воздуха.

Радиатор имеет несколько основных элементов. В первую очередь – это сердцевина. Она составляет охлаждающий отсек. Также у конструкции есть бачки (коробочки) с патрубками. Есть у них вид верхний и нижний. Радиаторы имеют в сердцевине овальные трубки из латуни. Они расположены в шахматном порядке. Трубки соединены с ребрами.

Верхняя коробка имеет горловину, а нижняя – кран. Он сливает жидкость для охлаждения. Она проходит через весь двигатель, забирая излишнее тепло и вынося его в радиатор. Здесь антифриз снова охлаждается.

Обслуживание радиатора

Рассматривая, что такое радиатор , нужно сказать о принципах его обслуживания. В некоторых моделях автомобилей почистить радиатор будет просто. В некоторых марках машин этот процесс потребует больших финансовых затрат. Поэтому проще купить сразу новый радиатор.

В летний период система охлаждения автомобиля требует особого внимания. Именно в этот отрезок времени велика вероятность его загрязнения пылью, пухом и т. д. Помимо внешних факторов, радиатор может накапливать масляную пленку. Именно она приводит к снижению циркуляции воздуха, а также снижению охлаждающих способностей системы.

Зная особенности радиатора своей машины, можно будет принять правильное решение в процессе его техобслуживания. Со временем любая система охлаждения потребует ремонта. Чтобы этого не произошло как можно дольше, необходимо правильно настраивать систему охлаждения в летний период, беречь ее от загрязнений.

Ремонт радиатора

Ремонт системы охлаждения может потребоваться по разным причинам. Самыми частыми из них являются загрязнение внутренних полостей или течь хладагента. В любом случае причину точно может установить только специалист. Если удалось понять, чем вызвана неисправность, можно выполнить ремонт самостоятельно.

Сначала нужно узнать, как снять радиатор . Для этого сливается весь антифриз из системы. В некоторых моделях есть сливные отверстия в нижней части радиатора. Во всех остальных автомобилях этот процесс требует снять гибкий шланг с нижнего патрубка.

Очистку сердцевины лучше проводить при помощи специальных средств. Их применяют согласно инструкции производителя.

Устранение течи

Более сложной поломкой считается устранение течи антифриза. Если это явление определяется возле пластмассового патрубка, который входит в радиатор, решить проблему самостоятельно не получится. Если трещины появляются в трубках устройства, их можно устранить при помощи специального герметика.

При масштабных поломках (например после аварии) может потребоваться сварка. В некоторых случаях водителя может спасти от замены радиатора специальное вещество. Оно называется «холодной сваркой».

Определить качество ремонтных работ поможет только подключение радиатора . Антифриз заливают в систему и дают двигателю поработать около 30 мин. Только после этого станет ясно, удалось ли устранить течь.

Рассмотрев, что такое радиатор , какими функциями и особенностями он обладает, можно самостоятельно произвести обслуживание системы охлаждения. Не имея достаточного опыта, такую работу лучше доверить специалисту.

Устройство и принцип действия радиатора охлаждения двигателя

Система охлаждения играет очень важную роль, так как именно она предотвращает перегревание двигателя автомобиля, которое неизбежно в процессе работы. Важнейшим элементом охлаждающей системы выступает радиатор, обеспечивающий эффективное охлаждение жидкости.

Система охлаждения автомобиля специально предназначена для того, чтобы охлаждать детали двигателя, которые нагреваются в процессе его работы. Современные автомобили имеют системы охлаждения, которые, помимо своей основной, выполняют целый ряд других важных функций:

– нагревают воздух в системе вентиляции, отопления и кондиционирования;
– охлаждают масло в системе смазки;
– охлаждают отработанные газы в системе рециркуляции отработанных газов;
– охлаждают рабочую жидкость в автоматической коробке передач;
– охлаждают воздух в системе турбонаддува.

На сегодняшний день существует несколько систем охлаждения двигателя: воздушная, жидкостная и комбинированная. В жидкостной системе тепло от разогретых элементов двигателя отводит поток жидкости, в воздушной системе — поток воздуха. В комбинированной системе воздушная и жидкостная системы объединяются.

Большинство современных автомобилей оборудованы жидкостной системой охлаждения, среди преимуществ которой можно выделить эффективное равномерное охлаждение. Кроме этого, жидкостная система охлаждения имеет невысокий уровень шума.

Независимо от того, какой тип двигателя имеет автомобиль — бензиновый или дизельный, конструкция систем охлаждения будет подобной. В состав системы охлаждения входят следующие элементы:

– радиатор системы охлаждения;
– теплообменник отопителя;
– масляный радиатор;
– расширительный бачок;
– термостат;
– центробежный насос;
– вентилятор радиатора;
– патрубки;
– элементы управления;
– рубашка «охлаждения» двигателя.

Устройство радиатора

Важнейшим конструктивным элементом не только системы охлаждения, но и самого двигателя, является радиатор. Прообраз современного радиатора устанавливался даже на самых первых автомобилях, так как без радиатора работа двигателя не представляется возможной. Радиатор системы охлаждения выполняет такую важную функцию, как поддержание рабочей температуры двигателя и защита его от перегрева.

Как правило, автомобильный радиатор состоит из таких элементов, как верхний и нижний баки, сердцевина, детали крепления. Радиатор предназначен для того, чтобы жидкость, поступающая в него непосредственно из водяной рубашки двигателя, охлаждалась до необходимой температуры. Баки радиатора, а также сердцевина, которая к ним припаяна, как правило, изготавливаются из латуни, благодаря чему обеспечивается хорошая теплопроводность.

Сердцевина радиатора представляет собой тонкие поперечные пластины, через которые проходят плоские вертикальные трубки, припаянные к этим пластинам. Жидкость, которая проходит через сердцевину радиатора охлаждения, расходится на множество потоков. Подобное устройство сердцевины позволяет жидкости охлаждаться более интенсивно, так как значительно возрастает площадь соприкосновения жидкости со стенками трубок.

Баки радиатора соединяются с рубашкой охлаждения при помощи патрубков. Нижний бак оснащен специальным краником, предназначенным для слива жидкости из радиатора. Чтобы спускать воду из водяной рубашки, в нижней части блока также имеется краник.

Читать еще:  Признаки неисправности помпы на калине 8 клапанов

В систему охлаждения жидкость заливается через горловину бака, расположенного вверху и закрываемого крышкой. Жидкостная система охлаждения двигателя отличается наличием двойного регулирования теплового режима: термостатом и шторкой.

Шторка радиатора охлаждения — это своеобразное полотно, один из концов которого закрепляется на сматывающем механизме, который, в свою очередь, монтируется в барабане. Второй конец неподвижно соединяется в нижней части автомобильного радиатора.

Некоторые двигатели внутреннего сгорания вместо шторки оснащены жалюзи створчатого типа, состоящими из пластин. Пластины шарнирно закрепляются в нижней планке, связанной тягой и системой рычагов с рукояткой управления жалюзи, которая находится в кабине. Сами створки могут быть расположены горизонтально или вертикально.

Принцип работы радиатора

Системы охлаждения, которыми оборудуются современные автомобили, учитывают множество важных параметров, среди которых температура двигателя, температура жидкости и масла, температура снаружи салона и т.д.

Принцип работы системы охлаждения следующий. Благодаря жидкостному насосу охлаждающая жидкость находится в постоянном движении, циркулируя по кругу, омывая горячие стенки головки блока и цилиндров. Таким образом удается избежать перегрева двигателя, так как от нагретых деталей отводится тепло. Далее горячая жидкость направляется в радиатор охлаждения, который обеспечивает отвод тепла в окружающую среду. На этом цикл заканчивается, а охлажденная жидкость идет по новому циклу.

Таким образом, можно сделать вывод, что радиатор представляет собой своеобразный теплообменник, который обеспечивает охлаждение жидкости. Чтобы работа радиатора была еще более эффективной, перед двигателем устанавливается специальный вентилятор радиатора, нагнетающий воздух на поверхность радиатора, благодаря чему процесс теплообмена значительно ускоряется.

Вентилятор радиатора запускается автоматически специальным термодатчиком, который срабатывает в тот момент, когда рабочая температура двигателя начинает подниматься выше допустимой нормы. Вентилятор и радиатор охлаждения устанавливают непосредственно перед двигателем.

Hyundai Accent Арсэн ПРОДАН! › Бортжурнал › Конструционные особенности радиаторов. Взгляд изнутри.Часть первая

Внимание!Длинопост! Очень многа букав!
Мотаясь по просторам тырнетов, очень часто наталкиваюсь на статьи по поиску и замене радиаторов на автомобилях, в коих идут бурные ( и не очень) их конструкционных особенностях, материалах изготовления и технологических решений по производству.
К сожалению, информации подобного типа в сети крайне мало. Технологические циклы производства в наше время никто не предоставляет просто так( если вы понимаете, о чем я)) Менеджмент и маркетинг предоставляет покупателю информацию только о достоинствах той или иной технологии изготовления радиаторов. И часто эта информация, пропущенная через фильтр рекламы, становится всего лишь красивой оберткой))
В данном посте я попробую рассказать о большинстве технологий изготовления радиаторов, опишу их плюсы и минусы, а так же приведу немного теоретических выкладок. И так, поехали!))
Википедия на запрос “Радиатор”, выдает одним из пунктов:
Радиатор ДВС
В двигателе внутреннего сгорания радиатор является теплообменником, объединяющим два контура системы охлаждения. В основном применяются трубчато-пластинчатые и трубчато-ленточные решётки радиаторов. В радиаторе для прохода охлаждающей жидкости применяют шовные или цельнотянутые трубки из латунной ленты толщиной до 0,15 мм. Используются и алюминиевые радиаторы: они дешевле и легче, но теплообменные свойства, при прочих равных условиях (размеры, площадь теплообмена и т. п.), и надёжность ниже.

Не будем углубляться в дебри ссылок, и типы систем охлаждения.Принципиальное устройство малого /большого контура, назначение помпы не знает, думаю, только ленивый(для королей лени-гугл в помощь)) Возьмем одну-“Замкнутая, жидкостная система охлаждения”
Итак, конструкционно, любой радиатор состоит из охлаждающей сердцевины, резервуаров( бачков, банок) и различного навесного и крепежного оборудования. Расположение радиатора в подкапотном пространстве бывает:
вертикальное-когда резервуары(далее-банки), располагаются друг над другом(горизонтально), радиатор имеет заливную горловину с крышкой-клапаном;
и горизонтальное-когда банки располагаются друг напротив друга (вертикально), заливная горловина отсутствуют, на расширительный бачок антифриз уходит по пара-воздушному штуцеру, расположенному в верхней части одной из банок.
Немного разберем цитату, приведённую выше.В основном применяются трубчато-пластинчатые и трубчато-ленточные решётки радиаторов. Данное выражение относится к, так называемым, радиаторам, изготовленным по “классической” технологии.

Принципиальная схема изготовления отработана производителями до мелочей, изготовления аналога радиатора(под замену оригинала) по данной технологии обеспечивает надежность работы изделия без каких-либо расчетов. Да, производители тупо копируют изделия друг у друга, и в 99% случаев аналог по эффективности не уступает оригиналу))). Поэтому, а также в связи с доступностью материала, “классическая” технология до сих пор ее используесят в изготовлении радиаторов.
Слабыми местами данной конструкции являются:
1.место пайки охлаждающих трубок с основанием-чаще всего радиатор начинает течь по углам, припой от вибрационных и динамических воздействиях “отщелкивается”.

2.процесс пайки-полностью автоматизировать процесс пайки не возможно, поэтому сердцевины паяются (частично) в ручную что вводит человеческий фактор в производство, и как следствие, возможный брак.На видео, кстати, показана не полная пропайка трубок, которая чаще всего и приводит к образованию течей.
3.банки для таких радиаторов чаще всего изготавливаются из латуни, методом штамповки. А штамповка является дорогим удовольствием, так как требует изготовление матриц под КАЖДУЮ модель радиатора, а так же наличие как можно большего числа прессов-не будешь же ты переставлять и отстраивать пресс каждый раз под новый заказ))Кстати, поэтому некоторые производители изготавливают вместо латунных бачков-стальные.Их тоже можно применять, НО, сталь ооочень быстро корродирует и забивает в последствии трубки радиатора ржой)
4.ну и цена на материалы делает цену на конечный продукт выше, чем, например, на алюминиевые радиаторы)
Тем не менее, данную технологию применяют до сих пор( по опыту скажу-в оборонке только-только алюминий начал приходить на смену медяхе), некоторые автолюбители пытаются купить себе на заказ медный радиатор взамен алюмишки. Ну тут хозяин барин))
Многие акцентоводы сталкивались с радиаторами, у которых сердцевина выполнена в виде круглых трубок, смонтированных через резинки в “ванночки”(билят, мужики, это не ванночки, это основание!)Ну “донья”, на худой конец))
Говоря скупым языком технаря-сердцевина в таких радиаторах монтируется с помощью радиально-уплотнительных втулок. Такой способ изначально подразумевает, что сердцевина целиком( или отдельные охлаждающие трубки) возможно поменять, в случае повреждения сердцевины. При этом вскрытие всего радиатора не требуется.

Да идея хороша, и она не нова. Первые образцы радиаторов на радиально-уплотнительных были разработаны в послевоенные годы. Принцип быстрой замены сердцевины, без снятия всего радиатора, в полевых условиях( в теории) стал главным козырем маркетологов. Огромным плюсом также являлось то, что сердцевина, за счет использования этих самых втулок, меньше подвергалась вибрационным нагрузкам, что повышает ее срок службы.Но.
Как всегда есть НО!) Первые образцы использовали круглую трубку, а не плоско-овальную, как в “классической” технологии.
Немного выкладок-при использовании круглой трубки, схема расположения рядная, при обдуве, поток воздуха создает ” турбулентное” завихрение за обдуваемой трубкой, так называемую “мертвую тень”, в которой не происходит охлаждение трубки.А, учитывая рядное расположение, теплосъем происходит только с боковых стенок трубок, соответственно рабочая(полезная) площадь теплосъема уменьшается.
Поэтому производители стали использовать шахматную схему расположения трубок. Что, в свою очередь, уменьшало количество теплообменных каналов при равных габаритах.Как пример, именно поэтому радиаторы на круглых трубках и втулках не работают на наших акцентах-меньше пропускная способность, меньшее количество теплообменных каналов(в сравнении с оригиналом), и как следствие, меньший теплосъем всего изделия в целом.Скученность подкапотного пространства не позволяет изготовить аналог по такой технологии без увеличения габаритов радиатора))
Более поздний варианты использует сплющенную круглую трубку, чтобы исключить эффект “мертвой тени”. Схемы расположения трубок в таком случае различные

Чаще всего данную технологию применяют на тяжелой спец-технике: грейдеры, карьерные самосвалы, буровые и компрессорные установки, где габаритные размеры радиатора менее ограничены.Но, на такой серьезной технике радиаторы расчитываются и подбираются на основе лабораторных испытаний, расчетах теплового баланса работы двигателя.

.здесь плюсы технологии перекрывают минусы, так как аксиома “время-деньги” здесь основополагающая))

Развитие промышленности открыло новые горизонты, и на смену медно-латунным радиаторам постепенно начали приходить алюминиевые.
Одна из технологий, применяемых до сих пор, является ТАСПО. Аббревиатура переводится как теплообменные аппараты с подрезным оребрением. Что это значит, мы сейчас разберем.

На офф сайте белорусской компании ТАСПО достаточно подробно описана история компании с регалиями, и коротееенько технология))Ну эт как у всех))Попробую описать чуть подробнее))

Цитата: “.изготовление отдельно оребренных плоских многоканальных труб безотходным методом подрезания и отгиба тонких слоев металла с поверхности заготовки с последующей сборкой теплообменников с помощью клеевых составов, пайки или аргоно-дуговой сварки”. Говоря русским языком, производитель берет алюминиевую трубку(на ней чуть позже остановимся) и из “тела” трубки как бы ” поднимает” оребрение.

Одно из главных достоинств той технологии-это алюминиевая трубка, изготовленная методом экструзии.Трубка получается бесшовной, в теории-способной выдерживать давление свыше 25 БАР. Вся загвоздка-в способе оребрения. Для “поднятия” оребрения из “тела” трубки требуется особый спец.инструмент, который, в свою очередь” требует очень тонкой настройки на станки. Если интересно-отвечу в комментах, а пока-пара фото старых описаний данной технологии)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector