Как измерить вылет диска
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Как измерить вылет диска

Что такое вылет диска ET и на что он влияет?

Вылет — важный геометрический параметр диска. Диск просто не получится надеть на ступицу, если он не будет подходить по размерам. Расхождения, как правило, оказываются небольшими – монтаж колеса всё же удаётся провести. Но допустимы ли подобные эксперименты? Насколько вылет диска может не соответствовать рекомендованному, в какую сторону допустимо отклонение, если оно допустимо вообще? Об этом расскажем в статье.

Вылет диска ET: что это значит?

Вылет – это расстояние от середины диска до плоскости его совмещения со ступицей. Обозначается аббревиатурой ЕТ. Чем он меньше, тем в большей степени обод будет выпячиваться снаружи машины. Чем ЕТ значительнее, тем сильнее диск будет утоплен. На вылет никак не влияют параметры диска. Чтобы рассчитать нагрузки на механизм подвески, нужно знать лишь расстояние от середины колеса до ступицы.

ЕТ должен отвечать рекомендациям производителя авто. Отклонения недопустимы – даже при незначительных возникнут дополнительные нагрузки на узлы подвески. Это может стать причиной сокращения срока службы подвески, а в некоторых случаях приводит даже к ее разрушению.

От продавцов можно услышать обратное. Есть много вариаций вылетов, а потому служащим магазина не очень хочется подбирать диски именно под вашу машину – тем более, если с остальными параметрами все в порядке.

Вот несколько советов водителям по поводу выбора дисков:

  1. Внешний вид изделия должен быть на втором плане — важнее технические характеристики.
  2. Не стоит слишком доверять продавцам – от них не всегда можно получить достоверную информацию.
  3. Учитывайте маркировку.

На что влияет вылет диска?

Вылет ET оказывает влияние на колесную базу автомобиля. Если параметр изменить, колесо начнёт выходить за пределы кузова – или, наоборот, уходить внутрь. Все производители четко его регламентируют и не советуют допускать даже самые незначительные отклонения в любую сторону. Проблемы могут появиться даже при отклонении в 5 мм.

Автомобили различаются по характеристикам управления и устойчивости. Поэтому у каждой машины своя величина ЕТ. В противном случае происходило бы следующее: при отрицательном значении колесо касается кузова, а при положительном — некоторых элементов подвески. Только при значениях, указанных производителем, уровень давления на подвеску будет допустимым.

Вот что происходит при наличии отклонений:

  • рулевая ось смещается;
  • подшипники изнашиваются раньше срока;
  • управляемость ухудшается;
  • шины изнашиваются быстрее;
  • срок работы подвески сокращается.

Каким бывает вылет?

Параметр может быть положительным, нулевым или отрицательным. При положительном вылете центральная ось колеса располагается позади места соединения со ступицей. При нулевом ось совпадает с привалочной плоскостью. Отрицательное значение говорит о том, что ось находится перед контактной поверхностью.

Сейчас на большинстве автомобилей положительный вылет. Остальные варианты тоже, конечно, встречаются, но скорее в виде исключения. Отрицательные и нулевые ET можно найти на автомобилях для гонок – как на треках, так и в условиях полного бездорожья. Их подвески сильно отличаются от стандартных.

В чём измеряют вылет диска ET?

Параметр измеряется только в миллиметрах. Понадобятся линейка и деревянная (или металлическая) рейка, длина которой совпадает с радиусом колеса.

  1. Прежде всего нужно снять с машины колесо, поставить автомобиль на ручник. Если на колесах литые диски, процедура значительно упростится, так как все гайки на них открыты. В противном случае придется снимать колпак.
  2. Теперь можно снять с колеса диск. Делать это нужно резким движением.
  3. Колесо следует положить на землю противоположной от ступицы стороной. Деревянную рейку кладем поверх обода диска.
  4. Затем при помощи линейки измеряем расстояние от контактирующей со ступицей поверхности до нижней части рейки — это будет расстояние А.
  5. Далее колесо поворачиваем к земле другой стороной, рейку также кладем на обод.
  6. Измеряем расстояние от низа рейки до плоскости, за которой ступица — это расстояние Б.

Маркировка и формула

Вычисления следует производить по формуле:

В нее нужно подставлять полученные при измерении значения.

Величина ET прописывается индивидуально для каждой машины. Все необходимые сведения по этому поводу находятся в инструкции по эксплуатации авто. Диски не подойдут для автомобиля, если полученное при измерении значение отличается от данных в этом документе. “Неродные” компоненты покупать не стоит, даже если продавец активно убеждает вас в обратном.

Нанесенную на диски маркировку надо внимательно изучать — только так можно убедиться, что использовать их безопасно. Маркировка у изделий стандартная. В любом случае в обозначении находится буква I или S. Буква I означает, что колесо “идентично” и устанавливается на серийных автомобилях. S говорит о том, что колесо специальное, то есть его сертификация не привязывается к конкретной марке машины. В некоторых случаях буквенное обозначение отсутствует — вместо этого на обод наносится название завода, где была изготовлена машина, и ее номер по каталогу.

Как пример рассмотрим маркер обода 7.5 j x16 H2 5/112 ET 35 d 66.6:

  • Первые цифры – ширина диска. Например, цифра 7.5 означает, что ширина составляет 7,5 дюймов. Чтобы перевести в сантиметры, нужно умножить на 2,54.
  • Буква J означает, что у колеса есть некоторые особенности в конструкции. Для потребителей эта информация интереса не представляет.
  • X свидетельствует о нераздельности диска.
  • Цифра 16 – это калибр колеса, соответствующий калибру шины.
  • H2 сообщает, что на ободе 2 хампа.
  • Цифра 5 — это количество отверстий для крепежа, 112 — диаметр, на котором они расположены.
  • ET 35 говорит о плюсовом вылете, размер которого — 35 мм.
  • d 66.6 — калибр центрального отверстия. В идеале он должен быть идентичен калибру ступицы. Если это не так, нужно использовать дополнительное кольцо для центрирования посадки. Его еще называют переходным.

Как определить вылет колесного диска?

Полученное по формуле значение может быть как плюсовым, так и минусовым (или нулевым). Параметр определяет расстояние между осями задних и передних колес, формируя промежуток меж колесами, установленными на одной оси. Параметры резины, обода и шины на ET совершенно не влияют.

Нагрузку, которой подвергается подвеска машины, можно рассчитать из плеча прилагаемой нагрузки — расстояния от середины обода до ступицы. Для каждой конкретной модели машины может быть только один ЕТ – значение этого параметра не должно зависеть от размеров обода и установленной на него резины. Значение вылета прописывают на колесе. Маркер может быть таким: ЕТ35. Цифра 35 означает расстояние в миллиметрах. В этом случае расстояние имеет положительное значение. Расстояние будет отрицательным, если нанесен маркер ЕТ-35, или нулевым — ЕТ0.

Заключение

Покупая колесный обод, не ограничивайтесь визуальной проверкой. Смотрите на маркировку. Помните, что от правильного выбора зависит безопасность езды. Используйте только те элементы, которые рекомендует производитель. И запишите где-нибудь на самом видном месте: отклонения по вылету недопустимы!

anny-lex › Блог › Измерение вылета дисков

В этом посте я напишу как измеряется вылет колёсных дисков.
На изучение этого вопроса меня сподвигнуло приобретение моим мч стопицотого комплекта дисков, в которых параметр ЕТ был неизвестен.

Итак, имеем: ретро Rays Volk Racing Mesh B – пара 7J, пара 7,5J. Диски 1981 года!) Вспоминая школьный курс математики, получаем, что им

Для измерения вылета понадобится ровная рейка и измерительная рулетка.

Переворачиваем диск лицевой стороной вниз и прикладываем реечку на обод диска. Измеряем рулеточкой расстояние от привалочной поверхности диска к ступице до нижнего края планки. Получаем тыловой отступ А в мм. У нас он равен 118мм.

Далее переворачиваем диск, таким образом кладём его тыльной стороной вниз и прикладываем рейку к ободу. Измеряем расстояние от привалочной поверхности диска к ступице (как в прошлом пункте) до нижнего края планки. Получаем фронтальный отступ В в мм. В моём случае 100мм.

Вылет колеса (ET) получаем путем расчета по формуле:
ET = (A+B)/2 – B = (118+100)/2 – 100 = 9

Вот и всё — вылет 9мм.

Смотрите также

Комментарии 87

За старание и математику 5+! Молодцом!

девушка, ты гений)) все думал, как замерить, начал читать, дочитал до доски и меня осенило, как я раньше не додумался))))) Спасбо!

а если диски минусовые?

достойно! Спасибо помогло:)

Не каждый парень за рулем знает это, а девчонка то умница! ))

погуглил направил сюда ))), все вроде бы понятно.
Значит измеряем так размер А, это задняя часть, Б передняя. Если получается -, значит вылет отрицательный, так?
Что такое ХАМП? ))

дама перемудрила)
делать, если не ошибаюсь, проще так:
допустим ширина диска 8.5 дюйма.
1 дюйм = 25.4мм, следовательно ширина диска 8.5*25.4=215,9мм.
чтоб узнать где центр — просто делим пополам: получаем 108мм.
ну и как девушка подсказала — переворачиваем диск лицевой стороной вниз, прикладываем рейку на обод диска. Измеряем рулеткой расстояние от привалочной поверхности диска к ступице до нижнего края планки. На моих летних это расстояние равно 154мм.
А далее мы находим модуль разницы последних двух величин: |108-154|=46мм. — вот вылет моих летних катков)

дама перемудрила)
делать, если не ошибаюсь, проще так:
допустим ширина диска 8.5 дюйма.
1 дюйм = 25.4мм, следовательно ширина диска 8.5*25.4=215,9мм.
чтоб узнать где центр — просто делим пополам: получаем 108мм.
ну и как девушка подсказала — переворачиваем диск лицевой стороной вниз, прикладываем рейку на обод диска. Измеряем рулеткой расстояние от привалочной поверхности диска к ступице до нижнего края планки. На моих летних это расстояние равно 154мм.
А далее мы находим модуль разницы последних двух величин: |108-154|=46мм. — вот вылет моих летних катков)

Одна проблема: ширина диска это НЕ расстояние между закраинами и измерить её на диске, например, с покрышкой, уже не получится. Как предлагаете измерить расстояние от плоскости контакта до границы ширины диска? Измерительный уголок состряпаем? Ну, там же нет вертикали, к которой можно приложить рулетку.
Так что девушка молодец, умно и в 2 действия, без выпендрежа.

Вылет диска

Сегодня большинство автовладельцев ориентируются на внешний вид и диаметр колесных дисков, но не задумываются, что есть и другие параметры, самым важным из которых является вылет, он же – ЕТ.

Читать еще:  Температура застывания дизельного топлива

Вылет – это расстояние от середины диска до плоскости его совмещения со ступицей. Данный параметр измеряется в миллиметрах, а на дисках он обозначается символами ЕТ. Узнать вылет можно по простой формуле: ET=X-Y/2, где:

  • ET – вылет (внутренний или выступающий);
  • X – расстояние между плоскостями диска;
  • Y – ширина диска.

Независимо от вылета, при выборе дисков необходимо учитывать и другие значения, к примеру, такие аббревиатуры как:

  • B – ширина диска между закраинами обода;
  • J – конструктивные особенности (простому автолюбителю их знать не обязательно);
  • X – (обозначает, что обод неразборный);
  • Dia (возможны другие написания) – центральное отверстие.

Разновидности вылета

Вылет бывает трех типов, каждому из которых присвоена соответствующая маркировка (нанесенная на внутреннюю часть диска):

  • ЕТ20 (нулевой вылет) – когда поверхность, которой диск прижимается к ступице, совпадает с центральной плоскостью колеса;
  • ЕТ0 (положительный вылет) – вертикально расположенная ось диска отдалена от места соприкосновения со ступицей на определенное расстояние;
  • ЕТ-20 (отрицательный вылет) – когда поверхность, которой диск крепится к ступице, выносится за пределы его вертикально расположенной оси.

Сегодня наиболее распространенным вылетом диска является ЕТ0. Отрицательный и нулевой выносы, напротив, встречаются редко. Диски с таким вылетом устанавливаются на специально подготовленные машины, например, для гонок, как по бездорожью, так и на треках.

Параметры вылета регламентируются производителями ТС, и никаких отклонений (даже в несколько мм), как они заявляют, быть не должно. В противном случае, изменяются условия работы всех узлов подвески, что в условиях критических нагрузок может привести к трагедии.

Рекомендации производителей

Среди автопроизводителей нет единого мнения по поводу допустимого отклонения от вылета и одни настаивают на полном соответствии с их рекомендациями, другие – допускают разбег в пределах +/– 5 мм, а третьи самостоятельно указывают несколько вариантов вылета. С чем же связана столь большая разница во мнениях?

Дело в том, что в условиях конкуренции автоконцерны вынуждены экономить свои ресурсы, поэтому нагрузки на все элементы машин рассчитываются с предельной точностью. Так что даже небольшое несоответствие с заявленными характеристиками может привести к поломке детали.

Кстати, экспертами подсчитано, что, если уменьшить вылет диска на 50 мм, то это приведет к повышению нагрузки на подвеску в 1.5 раза больше от нормы. Этим же объясняется разница в вылете для автомобилей одной и той же модели, но с разными модификациями силовых установок.

Как измерить вылет

Замерить вылет можно самостоятельно, для этого потребуются простейшие инструменты, такие как: рейка, рулетка, домкрат, баллонный ключ, подкаты.

  • Для начала нужно поддомкратить автомобиль и поставить его на ручник.
  • Затем снять колесо с машины и замерить тыловой отступ.
  • Для этого колесо следует положить на землю противоположной от ступицы стороной.
  • Далее на внутреннюю сторону диска нужно поместить рейку, при этом ее края должны лежать на бортах обода.
  • После, замеряется расстояние от поверхности, которой диск прижимается к ступице до нижнего края рейки.
  • Затем проводится замер фронтального отступа – когда края рейки (лежат на наружных бортах обода).
  • Для этого колесо следует перевернуть другой стороной и произвести замер расстояния от привалочной плоскости диска до нижнего края рейки.

Расчеты вылета (в мм) проводятся по следующей формуле:

ET = (A+B)/2 – B, где А – это тыловой, а В – фронтальный, отступы.

Диаметр шины Ширина колесного обода (в дюймах) Оптимальный выступ (мм) Разрешенные отклонения
R16 6.5 48 От 40 до 55
R16 7 45 От 40 до 55
R16 7.5 50 От 40 до 55
R17 7 52 От 40 до 55
R17 7.5 50 От 40 до 55
R17 8 48 От 40 до 52
R18 7 48 От 40 до 55
R18 7.5 48 От 40 до 55
R18 8 50 От 40 до 52
R19 7.5 48 От 40 до 55
R19 8 50 От 40 до 52
R20 7.5 48 45

Исходя из представленной таблицы можно понять, что от размера вылета колесных дисков будет зависеть и ответ на вопрос – встанет ли измеряемое колесо на машину?

Колесные проставки как альтернативный вариант

Использование проставок позволяет уменьшать вылет диска до штатного значения. Проставка играет роль своеобразной прокладки между диском и ступицей. Таким образом появляется возможность устанавливать диски, не соответствующие регламентируемому автопроизводителем значению вылета.

Важно помнить, что некачественные колесные проставки могут способствовать преждевременному разрушению элементов подвески или стать причиной аварии.

Последствия изменения вылета диска

Изменение вылета неизбежно смещает рулевую ось, что влечет за собой отклонения в предусмотренных заводом параметрах выворота руля.

Уменьшение или увеличение вылета сказывается не только на управляемости автомобиля. Это отражается на износе подшипников и резины, а также заставляет подвеску работать в экстремальном режиме, что влияет на безопасность вождения в целом и похоже на лотерею с невысокими шансами на выигрыш. Кроме того, важно знать, что:

  • диаметр отверстия под ступицу на «штамповке» должен совпадать с рекомендуемым автопроизводителем значением (+– 0.1 мм);
  • центральное отверстие под ступицу на литом или кованом дисках определяется переходными кольцами;
  • стоковые диски обычно не предусматривают установку центровочных колец, и изготавливаются сразу с необходимым под ступицу диаметром отверстия.

Даже если диск с непредусмотренным производителем автомобиля вылетом без проблем «садится» на ступицу – это вовсе не значит, что он подходит для безопасной езды, ведь вылет колесного диска на каждый автомобиль влияет по-своему.

Если, в основном, перемещение машины будет происходить по асфальту, то негативное влияние на подвеску будет минимальным. Однако если поставить диски с «неродным» вылетом на джип, то в первую очередь, и это произойдет довольно быстро, выйдут из строя ступичные подшипники, рулевые наконечники и шаровые опоры, после чего все равно придется вернуться к штатным колесам.

Также есть такое понятие, как плечо обката. Если выехать одним колесом на обочину при нормальном вылете, то автомобиль продолжит двигаться дальше, так как сила, действующая на колесо, не поворачивает его – ось поворота колеса находится примерно по центру подшипника. Если же вылет больше рекомендуемого, то колесо будет тянуть на обочину, а если меньше – то на дорогу.

Вывод

Настойчивые попытки многочисленных автолюбителей ставить диски с несоответствующим параметрам производителя вылетом, главным образом, обусловлено либо недостаточной информированностью о последствиях этого, либо желанием тюнинга.

Зачастую автовладельцы идут на отклонение от заводского параметра вылета для того, чтобы повысить эксплуатационные характеристики машины. Кроме того, расширенная колесная база придает автомобилю агрессивный спортивный вид.

Несколько советов по выбору дисков:

  • внешний вид диска не должен доминировать над его техническими характеристиками;
  • не стоит безоговорочно доверять продавцам;
  • важно обращать внимание на маркировку диска.

Приобретая колесные диски, не следует ограничиваться лишь визуальной проверкой. Следует помнить, что от этого выбора зависит безопасность езды и даже человеческая жизнь!

Диски: растолкованный вылет

Содержание статьи:

При подборе колесных дисков для автомобиля возможность использования определенной модели определяется значением параметров диска, и одним из наиболее важных параметров является вылет.

Что такое вылет диска

Вылетом диска называется расстояние от привалочной плоскости диска (той плоскости, которой диск соприкасается с плоскостью ступицы при монтаже колеса на автомобиль) до осевой линии, которая разделяет диск на две симметричные половины (и является параллельной привалочной плоскости).

Маркировка вылета диска

Значение вылета (расстояние между плоскостями) измеряется в миллиметрах, и в кодировке, нанесенной на внутреннюю поверхность диска, где отображаются все параметры модели, вылет маркируется обозначением ET (в некоторых случаях DEPORT, OFFSET).

Разновидности вылета диска

Учитывая огромное количество моделей авто, производители колесных дисков предлагают достаточно широкий ассортимент, который включает диски с разными значениями вылета. Различают три вида вылета диска:

Нулевой вылет – привалочная плоскость диска совпадает с центральной плоскостью колеса;

Положительный вылет – привалочная плоскость диска расположена позади центральной плоскости колеса;

Отрицательный вылет – привалочная плоскость диска расположена перед центральной плоскостью колеса.

В зависимости от разновидности вылета маркировка может иметь следующий вид: ЕТ20 (положительный), ЕТ0 (нулевой), ЕТ-20 (отрицательный).

Как насчет соответствия рекомендациям производителя автомобиля?

Параметры вылета диска строго регламентируются заводом производителем, и эти параметры должны соответствовать значениям вылета, указанным на маркировке диска. Из-за расхождения параметров вылета колесо при движении может задевать элементы кузова (отрицательный вылет) или же соприкасаться с элементами подвески (положительный вылет).

Кроме того, важность соответствия этого параметра рекомендациям производителя транспортного средства, усиливается его неочевидностью. То есть, если при несоответствии диаметра, количества крепежных отверстий колесо просто невозможно установить, то при несоответствии значений вылета диск может прекрасно «встать» на ступицу.

Однако в результате несоответствия параметра вылета «штатным» параметрам могут возникать значительные нагрузки на подвеску, которая не предназначена для работы в режиме таких нагрузок. И это является причиной преждевременного выхода подвески из строя, а потому – использование такого диска уже не является безопасным. Кроме того, несоответствие вылета влияет на управляемость автомобиля, снижается предсказуемость поведения на поворотах, вращение руля становится не таким легким, появляется неравномерный износ резины.

Потребности автовладельцев

Впрочем, автолюбители устанавливали и продолжают устанавливать диски с несоответствующим вылетом. Это настойчивое желание, главным образом, обусловлено банальным незнанием предмета или же необходимостью «прокачать» свой автомобиль, а также поставить диски, которые, хотя и не слишком подходят по заводским рекомендациям, однако выглядят весьма впечатляюще.

Часто автовладельцы используют отклонения вылета для того, чтобы усилить эксплуатационные характеристики транспортного средства. Чем меньше вылет относительно оси, тем больше расширяется колесная база, в результате чего увеличивается устойчивость и управляемость автомобиля. Кроме того, расширенная база придает автомобилю более спортивный облик, отчего внешний вид, без сомнения, выигрывает.

Использование дисков с отклонениями вылета также обусловлено ассортиментом рынка – выбором моделей, представленных продавцами. Так, замечательные диски, которые идеально подходят автомобилю по эстетическим характеристикам, имеют лишь небольшое отклонение от рекомендованных параметров. Для некоторых автовладельцев это является достаточным основанием для того, чтобы предпочесть эту модель дискам менее интересным, зато идеально подходящим по своим параметрам определенному автомобилю.

Впрочем, существует способ привести вылет диска в соответствии с требованиями автопроизводителя – использование колесных проставок, этот способ будет рассмотрен подробнее несколько ниже. А сейчас рассмотрим следующие вопросы:

  • Почему производители не склонны допускать несоответствие вылета штатным показателям;
  • Почему автовладельцы и продавцы дисков допускают возможность использования дисков, у которых вылет не вполне соответствует рекомендациям;
  • Какие силы действуют на подвеску, и что конкретно происходит при изменении вылета.

Соответствие потребностей автолюбителя и возможностей производителя

Рекомендации производителей

Вопрос о том, какое отклонение от рекомендаций автопроизводителя является допустимым, является на самом деле довольно спорным. Многие производители настаивают на полном соответствии, некоторые вполне допускают разбег вылета в пределах +/- 5мм., а есть модели, для которых рекомендованный вылет меняется в зависимости от модификации. С чем связано желание производителя не допускать отклонение от рекомендованных параметров?

Еще пару десятков лет назад при конструировании автомобилей закладывался значительный запас прочности, что позволяло узлам и агрегатам автомобилей выдерживать некоторые перегрузки без ощутимого урона. Сегодня от точности расчетов нагрузок, воздействию которых подвергаются детали авто, зависит уровень прочности материалов, выбор технологий, с помощью которых эти детали изготовлены, а соответственно – конечная цена автомобиля.

В условиях жесткой конкуренции автопроизводители вынуждены экономить, чтобы повысить ценовую привлекательность своих моделей, поэтому нагрузки на все элементы рассчитываются очень точно, и даже сравнительно небольшое несоответствие рекомендованных параметров может привести к увеличению нагрузки, соответственно – к поломке детали. Посчитано, что если вылет диска уменьшается на 50 мм, это приводит к увеличению нагрузки в полтора раза. Естественно, что подобное расхождение приводит к скорому выходу подвески из строя.

Этим же объясняется различный вылет для автомобилей одной модели, но укомплектованных разными двигателями. Отличается вес двигателей, соответственно, нагрузка на подвеску будет неодинаковой, изменяются силы и векторы их приложения. Однако в подобных случаях разница в значении рекомендованного вылета редко превышает +/- 5мм.

Рекомендации продавцов дисков

Продавцы дисков, в свою очередь, не торопятся заверять своих клиентов в необходимости неукоснительно следовать рекомендациям автопроизводителей, и в этом также есть свой резон.

  • Во-первых, среди изобилия моделей автовладельцу довольно непросто отыскать комплект дисков, параметры которых идеально соответствуют рекомендациям производителя авто. То есть, владельцу авто приходится чем-то жертвовать, приобретая менее красивые диски или же диски наиболее выгодной конфигурации, но не вполне соответствующие требованиям по вылету;
  • Во-вторых, расхождение в несколько миллиметров действительно лишь в минимальной степени приводит к увеличению нагрузки на подвеску. Сложно представить, чтобы один или два миллиметра могли бы стать причиной серьезных перегрузок;
  • В-третьих, использование колесных проставок позволяет нивелировать расхождения, сводя к минимуму возможный вред для подвески и резины.

Поэтому небольшой разбег по вылету, все же, является допустимым, чем и пользуются мастера тюнинговых компаний и «продвинутые» автовладельцы, которые стремятся максимально усовершенствовать эксплуатационные качества своих авто. Максимально допустимым в большинстве случаев является отклонение на +/- 5мм, однако для некоторых моделей даже это является слишком большим отклонением. Поэтому наилучшим вариантом было бы точно следовать рекомендациям производителя, что гарантированно помогло бы избежать проблем с подвеской (в результате изменения вылета).

Как измерить вылет диска самостоятельно

Измерить параметр ET (вылет диска) можно самостоятельно, для этого потребуются следующие инструменты:

  • Рейка (рекомендованная длина соответствует радиусу диска);
  • Измерительный инструмент (линейка или рулетка);
  • Домкрат (для снятия колеса);
  • Баллонный ключ (ключ для секретных болтов);
  • Подкаты.

Сначала измеряем тыловой отступ (А) также называемый BACK SPACING, для этого нужно положить колесо лицевой стороной вниз, на внутреннюю сторону диска помещаем рейку, при этом концы рейки должны лежать на ободе диска(не на резине или внутренней части обода). Меряем расстояние от привалочной плоскости диска до края рейки (нижнего), измерения проводятся в миллиметрах.

Затем нужно измерить фронтальный отступ (В), для этого необходимо положить колесо лицевой стороной вверх, и поместить рейку так, чтобы ее края лежали на ободе (не на спицах или прочих элементах конструкции). Замеряем расстояние от привалочной плоскости диска до края рейки (нижнего).

После того, как замеры выполнены, необходимо провести расчеты вылета (ET, в миллиметрах) по следующей формуле:

где А – тыловой отступ, а В – фронтальный отступ.

Так, если наши размеры имели следующие значения:

А – 153мм, а В – 53мм, то значение вылета (ET) = (153+53)/2 — 53 = 50 мм.

Немного о силах, действующих на подвеску

Масса автомобиля равномерно распределена между четырьмя колесами, а сила, которая действует на каждое колесо, направлена от дорожной поверхности. Точкой приложения силы является центр пятна контакта, во время движения этот центр располагается по линии симметрии колеса. Соответственно, ось стойки амортизатора также должна быть направлена к этой центральной линии. Сила действует через центр пятна контакта на стойку с амортизатором, на рычаг и на ступенчатый подшипник, наконечники рулевых тяг, и при конструировании автомобиля учитывается интенсивность ее воздействия.

Вылет задает расположение центральной оси относительно ступицы, и если центральная ось смещается (при изменении вылета), то вместе с ней смещается рулевая ось, меняется вектор приложения силы. При этом изменяются параметры вращения руля, затрудняя выполнение маневров, изменяется пятно контакта при поворотах, что приводит к неравномерному износу резины. Соответственно, подвеска работает уже не в том режиме, который просчитывался при конструировании автомобиля, и ее элементы быстро выходят из строя.

Колесные проставки

Как уже говорилось, использование колесных проставок является способом, который позволяет уменьшить вылет до штатного значения. Проставки представляют собой плоские металлические блины, которые устанавливаются между диском и ступицей, играют роль своеобразных прокладок. Таким образом, если автолюбитель присмотрел диски, которые соответствуют всем параметрам (ширина, диаметр, центровочное отверстие, количество и диаметр оси размещения болтовых отверстий), кроме значения вылета – он вполне может использовать эти диски, установив колесные проставки нужной толщины.

Колесные проставки используются не только для приведения значения вылета в соответствие рекомендованным параметрам, но также для его изменения в ту или иную сторону (расширение колесной базы при тюнинге), или же в том случае, если у диска не совпадает количество и расположение отверстий для ступичных болтов.

Существует два основных вида колесных проставок:

  • Первые имеют сквозные отверстия и толщину 6 – 12 мм, для их установки необходимо подобрать болты, которые длиннее штатных на толщину проставки;
  • Вторые (толщина 12 – 20мм) имеют отверстия для ступичных болтов, а также отдельно для болтов, которыми прокладка крепится к диску. То есть, такие проставки могут использоваться, если крепежные отверстия на диске (размер, количество, расстояние) не совпадают с отверстиями на ступице. Кроме того, проставки этого типа имеют дополнительное центровочное отверстие, и при покупке нужно следить, чтобы это отверстие совпадало с центровочным отверстием диска.

Существует также различие между способами использования колесных проставок:

  • Приведение параметров вылета до штатного значения;
  • Адаптация диска к ступице (при несовпадении крепежных отверстий);
  • Изменение вылета относительно штатного значения (расширение или сужение колесной базы).

Целесообразность использования проставок напрямую зависит от их качества, а также способа использования. Так, некачественные колесные проставки (погрешности в размерах крепежных отверстий, неподходящий металл) могут стать причиной внезапной аварии или способствовать скорейшему выходу подвески из строя. Если же речь идет о намеренных изменениях вылета относительно штатных параметров, то последствия, к которым могут привести подобные модификации, были рассмотрены выше.

Х-фактор (Caliper Clearance или Brake Clearance)

Дополнительным параметром, который следует учитывать при выборе колесных дисков, является Х-фактор – расстояние между привалочной плоскостью (плоскость крепления диска к ступице) и внутренней поверхностью лицевой стороны диска (его спиц). Этот параметр зависит от конфигурации диска (форма штамповки, литья, изгиб спиц) и влияет на возможность установки дисков на автомобиль, у которого тормозные элементы выступают за привалочную плоскость.

Если у модели диска значение параметра Х-фактор приближается к нулю, то эти диски не предназначены для автомобилей, конструкция тормозной системы которых предполагает наличие выступающих тормозных элементов. Диски подходят только к автомобилям без выступающих элементов. А если значение Х-фактора является достаточным, то диск можно установить на любой автомобиль (естественно, при условии, что прочие параметры диска соответствуют параметрам автомобиля).

Таким образом, диски, которые соответствуют модели авто по всем параметрам, отраженным в маркировке, могут не подойти на автомобиль определенной марки. Есть два способа узнать – подойдут диски или нет.

  • Первый способ – примерка диска до начала бортирования перед установкой;
  • Второй способ – поиск каталогов совместимости, которые многие производители колесных дисков выкладывают на своих официальных ресурсах в интернете. Если в каталоге указано, что диск подходит для автомобиля определенной модели, то можно смело заказывать комплект, диски гарантированно «встанут» на ступицы.

Однако есть способ изменить этот параметр с помощью все тех же колесных проставок. При этом нужно учитывать, что с изменением значения Х-фактора изменится и вылет (причем, ровно настолько, насколько изменился Х-фактор). Поэтому лучше выбирать модель диска таким образом, чтобы с установкой проставки вылет компенсировался до штатного показателя.

Вылет диска (ET) — что это такое и на что он влияет?

Вылет является важнейшим геометрическим параметром колёсного диска. И это отнюдь не преувеличение. Причину этого мы и попытаемся объяснить, как говорится, на пальцах. Итак, если автомобильный диск не подходит по диаметру, числу отверстий под крепёжные болты или же интервалом между этими отверстиями, то его попросту нельзя будет одеть на ступицу. Но обычно подобные расхождения со штатным (заявленным автопроизводителем) вылетом не очень большие, что позволяет без трудностей провести монтаж. Будет ли в этом случае колесо на все сто процентов выполнять свою роль? И если нет, то к чему подобный эксперимент приведет? В сети интернет на тематических сайтах владельцы автотранспорта нередко дискутируют на тему, насколько может разниться вылет устанавливаемого диска от рекомендованного, и если это расхождение допустимо, то в какую сторону? Зачастую высказываемые точки зрения имеют диаметрально противоположные направления.

Что до реализаторов автодисков, будь то спецмагазин или авторынок, в девяти из десяти случаев они заявят, что маленькое отклонение вылета от штатных параметров допустимо. И непременно добавят, что если собранное колесо легко монтируется на ступицу, не цепляя и не касаясь ни кузова, ни подвески во время вращения, то его без каких-либо сомнений и рисков можно использовать. Более того, люди торгующие колёсными проставками будут уверять, что снижение размера вылета, независимо от рекомендуемых параметров, вовсе не проблема и опасности никакой не представляет. Всё это легко объясняется их стремлением побыстрее продать свой товар, а нередко и банальным невежеством. Но как обстоят дела в действительности? Начнем разбираться с азов.

Как определить вылет диска?

Вылет диска — это расстояние от центральной оси диска до плоскости крепления к ступице. Определить его элементарно, ведь имеется простейшая формула, которая выглядит следующим образом:

ET=X-Y/2 (исчисляется в миллиметрах)

  • ET – искомая величина (вылет).
  • Y – ширина самого автодиска (общая).
  • X – дистанция между плоскостью приложения диска к ступице и его внутренней плоскостью.

Очевидно, что полученное число может быть как с «+» (наиболее вероятный вариант), так и с «-«, или же вообще выйти в ноль. Важным моментом является тот факт, что вылет непосредственно определяет ширину колёсной базы, поскольку формирует интервал между центрами колёс, расположенными на одной оси. Анализ формулы свидетельствует также, что на него не оказывают влияния ни дисковый диаметр, ни ширина, ни размеры покрышки.

Нагрузки на подвеску машины рассчитываются исходя исключительно из плеча приложения силы, которое является расстоянием от ступицы до центра колеса. Это говорит о том, что необходимый для конкретной модели авто вылет автодиска может быть лишь один. Независимо от типоразмера резины и размерности самих дисков.
Значение вылета указывается на поверхности каждого диска. Это маркер ETxx, где xx – расстояние в миллиметрах. Оно, как уже упоминалось, может быть нулевым (ET0), положительным (ET35) или отрицательным (ET-35)

Допускаются ли отклонения по вылету диска?

Независимо от того, насколько убедительны доводы продавцов, вы должны чётко уяснить тот факт, что вылет приобретаемого диска должен на 100% совпадать с предписанием производителя транспортного средства. Ни в коем случае не допускаются малейшие отклонения, ни в одну из сторон. Объяснить столь категоричное заявление очень просто. Даже при мизерном расхождении в значениях, автоматически меняются условия работы абсолютно всех без исключения элементов подвески. При этом возникают усилия, на которые эти узлы не рассчитаны. Кроме того изменяются векторы приложений этих усилий, что тоже не предусматривается конструкцией ходовой. В итоге период службы механизмов существенно снижается, а при возникновении критических нагрузок узлы подвески могут и вовсе разрушиться, что весьма опасно для жизни.

Заявления же продавцов дисков о множестве вариантов и нюансов – это всего лишь попытка продать вам любой товар, при отсутствии идеально подходящего под ваши запросы. Слова о возможных допустимых отклонениях ощутимо расширяют предлагаемый ассортимент дисков, а следовательно, и повышают возможность заработать. Не более того.

Разные комплектации одной модели авто

Некоторые автолюбители обращали внимание, что для разных комплектаций одной модели машины довольно часто используют различные запчасти. Связано это с тем, что при проектировании и расчёте параметров узлов каждой модификации, учитывается огромное количество переменных, которые у автомобилей одной линейки могут заметно отличаться. Примером тому могут служить различные силовые установки, имеющие разные габариты и массу. Соответственно этим расчётам, учитывающим в каждом случае действующие силы и векторы их приложения, и формируется конечная конструкция подвески. Это позволяет гарантировать клиенту надёжность, комфорт во время езды, качественную управляемость и прочие характеристики, при минимальных производственных затратах.

В былые времена большая часть производителей автотранспорта изготавливала детали таким образом, чтобы обеспечивать большой запас прочности в основных конструкциях авто, включая подвеску. Сегодня же тенденция на рынке такова, что стало востребовано снижение себестоимости транспорта, которое достигается посредством более точных расчётов. Это и повлекло снижение запаса прочности большинства деталей.

Силы воздействующие на элементы подвески

Абсолютно на любой элемент подвески действует несколько разнонаправленных сил. И вполне естественно, что этот список увеличивается с усложнением конструкции, чем очень отличаются современные машины. Поэтому мы предлагаем к рассмотрению наиболее простой пример, где ступица крепится к кузову посредством рычага и стойки с амортизатором (система МакФерсона).

Сила оказывающая воздействие на колёса направлена вверх от плоскости по которой движется автомобиль, а масса машины распределяется между всеми колёсами. При этом, точками приложения указанных сил являются центры площади контактного пятна покрышек. И если допустить, что подвеска и углы схождения-развала в идеальном состоянии, а колёса хорошо сбалансированы, то эти центры будут располагаться на оси симметрии каждого колеса. Именно в это место и должна опускаться ось стойки амортизатора.

Далее всё просто. Действующая сила соответствует доле массы авто, приходящейся на колесо. Она направлена от земли и создаёт моменты в рычагах, ступичном подшипнике, а также стойках с амортизаторами. В первых двух случаях это будет растяжение, а в последнем — сжатие. Все эти моменты тщательным образом просчитываются на этапе разработки и создания конструкции. Естественно для каждой детали предусматривается запас прочности, но выше уже упоминалось, что он постоянно уменьшается из-за повсеместного стремления снизить себестоимость производства.

При изменении расчётного вылета, силы меняют свою величину и направленность, ведь уменьшение вылета расширяет колёсную базу, а увеличение – сужает. Это влечёт смещение рулевой оси и изменение параметров поворота руля, моментов сил и векторов их приложения. Также данный аспект негативно влияет и на износостойкость покрышек, манёвренность и управляемость транспортным средством. В комплексе же все указанные факторы приводят к тому, что подвеска эксплуатируется в режиме, который не был предусмотрен автопроизводителем. Снижается уровень безопасности вождения, а также резко падает срок службы большинства элементов конструкции.

В заключение скажем следующее. Если новое колесо с вылетом, не совпадающим со штатным, легко садится на ступицу вашего автомобиля – это не повод безбоязненно его использовать. Нельзя сказать, что эксплуатация транспорта в подобном оснащении будет безопасной. Выходом могут стать колёсные проставки, но только если вылет больше штатного, и вы смогли отыскать подходящие проставки, что зачастую весьма проблематично.

Как померить вылет диска?

Вылет диска – немаловажный геометрический параметр изделия, определяющий размер привалочной плоскости, которую учитывают во время стыковки изделия со ступицей. Вылет бывает нескольких видов:

Положительный – если привалочная плоскость не пересекает воображаемую середину диска, если она пересекает середину – отрицательный, совпадает с центром диска – нулевой.

Что зависит от вылета?

От него зависит ширина колесной базы, также симметричность колес. Любые погрешности вылета оказывают пагубное влияние на элементы подвески, способствуют быстрому износу рабочих механизмов транспортного средства. Каждая марка автомобиля имеет свою величину Ет, которую рассчитывают по специальной формуле, исключающей возможные ошибки.

ЕТ=а-в/2, где а – расстояние между внутренней частью и плоскостью прилегания, В – показатель ширины диска. ЕТ – такими буквами обозначается вылет на маркировке. Цифры, идущие за данным обозначением, определяют вылет в миллиметрах.

Например, ЕТ45 обозначает положительный вылет, 0 – нулевой, а 15 – отрицательный. Околонулевые а также отрицательные значения характерны для колес внедорожников и спортивных автомобилей. Иными словами, для транспортных средств с увеличенной колеей.

Как правильно померить вылет диска?

Приобретая новые диски очень важно учитывать соответствие параметров их вылета с параметрами, указанными автопроизводителем. Узнать параметры ЕТ новых дисков можно, взглянув на внутреннюю сторону изделия. Чаще всего вылет обозначают буквами ЕТ, однако некоторые французские производители могут обозначать DEPORT, а англоязычные – OFFSET.

Многие водители желают уменьшить параметры ЕТ. С чем это связано? Во-первых, за счет расширения колеи, внешний вид автомобиля становится более “крутым”, так как колеса выходят за границы арок, к тому же повышается устойчивость на поворотах.

Как померить вылет диска вручную?

Чтобы измерить данный параметр, необходимо иметь под рукой ровную рейку и измерительную рулетку. Для измерения диск переворачивается, а рейка прикладывается к ободу. При помощи рулетки нужно измерить расстояние между нижним краем рейки и привалочной плоскостью – тыловой отступ, который назовем для формулы, – А.

После этого диск переворачивается тыльной стороной. К ободу прикладывают деревянную рейку, после чего измеряют расстояние от привалочной плоскости к краю рейки – фронтальный отступ, который назовем – В.

Далее используется формула ЕТ, где А суммируется с В, полученное число делится на 2, и из него вычитается показатель В. К примеру, Тыловой отступ А равен 118 миллиметрам, фронтальный отступ В равен 118 миллиметрам, применяем формулу ЕТ=(118+100)/2 – 100 и получаем в итоге число 9. Именно это и будет вылет.

Проставки

Их используют для того, чтобы изменить ЕТ, что дает возможность расширить колесную базу, придать транспортному средству более интересный вид. Помимо этого изменения ЕТ улучшает показатели вождения. Проставки часто используют в тех случаях, когда установлен тюнинговый кузовной обвес либо спортивная подвеска.

Во втором варианте установка проставок предотвращает задевание колесами неподвижных частей подвески. Помимо этого, подобные изделия помогают установить на транспортное средство более широкую резину и диски, ведь часто случается так, что приглянувшиеся в магазине автомобильные диски не имеют необходимого ЕТ, а в остальном совпадают со всеми характеристиками стандартных изделий.

Есть два вида металлических проставок. В одном варианте в них попросту изготовлены отверстия для ступичных шпилек. Обычно такие “блины” имеют толщину десять – двенадцать миллиметров и называются универсальными. Их используют в тех случаях, когда диск слегка задевает суппорт. Сквозные проставки толщиной от пятнадцати до двадцати миллиметров используют и в случаях, когда диск упирается в суппорт, и для расширения колесной базы.

Во втором варианте на изделии имеются отверстия для крепежных элементов ступицы, а также резьбовые отверстия для крепежных элементов диска. Крепление такого “блина” производится автономно, также автономно крепится к блину диск. В данном варианте крепления можно изменить не только ЕТ, но и количество крепежных элементов. Такое изделие может иметь разную толщину, что очень удобно.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector