Как слить с камаза тосол
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Как слить с камаза тосол

Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя КАМАЗ-740 (норматив №5)

Если необходимо слить жидкость из системы охлаждения, нужно снять пробку радиатора и открыть сливные краны радиатора, блока цилиндров и отопителя. При наличии предпускового подогревателя открыть краны котла, насосного агрегата. После полного слива жидкости у автомобиля на стоянке спускные краны следует оставить открытыми. Воду при сливе ее из системы охлаждения следует собрать и использовать вновь. При замерзании кранов в открытом положении закрывать их нужно после заливки в систему жидкости в процессе прогрева двигателя, когда из кранов потечет жидкость. Необходимо систематически следить за состоянием всех уплотнений, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.

2. Проверить и отрегулировать зазор между электродами свечи зажигания двигателя ЗИЛ-131 (норматив №31).

Проверить состояние свечей. Проверить зазор между электродами проволочным щупом. Применение плоских щупов недопустимо, так как при их использовании измеренный зазор оказывается меньше фактического. Если искровой зазор больше 0,65 мм, то его необходимо уменьшить подгибанием только бокового электрода. При подгибании центрального электрода разрушается юбочка изолятора свечи. Желательно перед регулировкой зазора слегка зачистить электроды надфилем. Зазор надо отрегулировать в пределах 0,5—0,65 мм. При эксплуатации в зимнее время желательно устанавливать зазор 0,5 мм.

Выключить пружинный энергоаккумулятор КАМАЗ-4310 механическим путём (норматив №54).

Для буксировки неисправного автомобиля предусмотрена возможность аварийного растормаживания пружинных энергоаккумуляторов с помощью винта 9. Для этого необходимо вывернуть винты из корпуса на максимальную величину (примерно 120 мм). При этом винт через упорный подшипник 13 воздействует на толкатель и поршень, перемещая их вверх. Силовая пружина сжимается, освобождая мембрану и шток тормозной камеры.

1. Заменить одно из передних колес автомобиля КАМАЗ-4310 запасным (норматив №45).

– Опустить запасное колесо из держателя;

– Поднять домкратом заменяемое колесо, снять его;

– Колесо устанавливать на ступицу следует в следующем порядке.

– Установить колесо на ступицу, надеть прижимы на шпильки крепления колец и навернуть гайки.

– Затянуть гайки колес, начиная с верхней, через одну (момент затяжки 25—30 кгс-м). Данную операцию рекомендуется выполнять в несколько приемов (в два-три) и проверять при этом боковое биение колеса. Для этого к боковой стороне шины нужно приставить угольник или отвес и, вращая колесо рукой, определить максимальное отклонение колеса от угольника, которое не должно быть более 5 мм. В случае большего отклонения следует ослабить гайки колес и снова затянуть их в изложенном выше порядке, добиваясь при этом уменьшения биения колеса.

2. Установить момент зажигания в цилиндрах двигателя ЗИЛ-131 (норматив №32).

– Установить момент зажигания по началу размыкания контактов, которое можно определить при помощи контрольной лампы напряжением 12 В (сила света лампы не более 1,5 св), присоединенной к выводу низкого напряжения распределителя и массе корпуса.

– Для установки момента зажигания следует:

а) включить зажигание;

б) медленно поворачивать корпус распределителя по часовой стрелке до положения замкнутого состояния контактов прерывателя;

в) медленно поворачивать корпус распределителя против часовой стрелки до момента загорания контрольной лампы. При этом для устранения всех зазоров в сочленениях привода распределителя следует отжимать ротор также в направлении против часовой стрелки.

– В момент загорания контрольной лампы вращение корпуса прекратить и мелом отметить взаимное расположение корпуса распределителя и верхней пластины октан-корректора.

– Правильность установки момента зажигания проверить повторным выполнением пунктов а и б и в случае совпадения меловых отметок осторожно вынуть распределитель из гнезда привода, затянуть болт крепления распределителя к верхней пластине октан-корректора (не нарушая взаимного расположения меловых отметок) , и вновь вставить распределитель в гнездо привода.

– Болт крепления распределителя к пластине можно затянуть, не вынимая распределитель из гнезда привода, если применить специальный ключ с укороченной рукояткой.

3. Очистить сапуны ведущих мостов, коробки передач и раздаточной коробки КАМАЗ-4310 (норматив №44).

Мост ведущий Главная передача

Раздаточная коробка Коробка передач

1. Подготовить ЗИЛ-131 к преодоления брода при уровне воды выше лопастей вентилятора (норматив №64).

– Перед преодолением брода необходимо тщательно проверить состояние дна, убедиться в отсутствии глубоких ям, крупных камней, топких мест, а также тщательно выбрать и проверить места входа автомобиля в воду и выхода его из воды.

– Непосредственно перед переездом брода необходимо установить давление в шинах в пределах 0,15 . 0,05 МПа (1,5 . 0,5 кгс/см2) соответственно плотности прибрежного грунта. Закрыть кран на трубке вентиляции картера двигателя.

– Вывернуть коническую пробку со шплинтом из нижней крышки картера сцепления и завернуть герметичную пробку. В аккумуляторную батарею следует установить гидростатические пробки.

– Перед входом в воду двигатель должен поработать 3. 5 мин со средней частотой вращения коленчатого вала. При этом автомобиль не должен двигаться; за это время при закрытом кране вентиляции в картере двигателя создается некоторое избыточное давление.

– При входе в воду автомобиля водитель должен открыть дверь кабины для того, чтобы вода быстро затопила кабину, не позволяя ей всплывать и разгружать передний мост. При выходе из брода двери кабины должны быть открыты, чтобы вода быстрее вылилась из нее. Входить в брод следует осторожно, не создавая большой волны перед автомобилем; двигаться при преодолении брода следует на первой или второй передаче коробки передач и на первой передаче раздаточной коробки, избегая маневрирования.

– При переезде брода нельзя останавливаться, так как вода сразу же начнет вымывать грунт из-под колес, и они будут погружаться. Двигаться надо по возможности по прямой, избегая крутых поворотов.

– Протяженность брода, если дно его тщательно разведано и не представляет опасности, может быть достаточно большой и ограничивается только временем движения автомобиля в воде, которое должно быть в пределах 10 . 15 мин. После каждого преодоления брода необходимо проверить состояние масла во всех агрегатах, приоткрывая на них спускные пробки.

– Если в каком-либо агрегате в масле будет обнаружена вода – сменить масло в агрегате. Наличие воды в масле можно определить по изменению цвета.

– Каждый раз после выхода из брода следует 2. 3 раза затормозить автомобиль рабочим тормозом для удаления воды из тормозных камер.

2. Обнаружить неисправную свечу зажигания на работающем двигателе (норматив №33).

На работающем двигателе поочередно снимают со свечей провод высокого напряжения и по смене количества оборотов (на слух или по тахометру) определяют неисправную свечку.

3. Снять ремень привода жидкостного насоса (генератора) КАМАЗ-4310 / УРАЛ-4320, проверить состояние, поставить на место и отрегулировать натяжение (норматив №55).

Наличие повреждений сокращает срок службы ремня. Наличие меток краски или смазки на рабочих поверхностях ремня приводит к повышенному проскальзыванию ремня.

Контроль натяжения проводится нажатием на середину наибольшей ветви с усилием 40 Н (4 кгс). Нормально натянутые ремни должны прогибаться на 15. 22 мм (А на рисунке).

Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, необходимо отрегулировать их натяжение. Натяжение ремней привода водяного насоса и генератора регулируется, изменением положения генератора относительно оси его крепления. Натяжение ремней привода гидромуфты регулируется натяжным приспособлением, установленным на корпусе-кронштейне гидромуфты. Для регулирования необходимо ослабить гайку крепления рычага к кронштейну, вставить в отверстие на торце рычага вороток и, перемещая рычаг со шкивом вокруг оси, отрегулировать натяжение ремней. После регулирования гайки затянуть.

1. Определить степень заряда АКБ 6СТ-190 про плотности электролита (норматив №26).

Выверните пробки аккумуляторов и прочистите в них вентиляционные отверстия.

Проверьте целостность банок и поверхности батареи (отсутствие трещин и просачивания электролита).

Проверьте уровень электролита с помощью стеклянной трубки диаметром 5 . 6 мм. Опустите ее в заливную горловину аккумулятора до упора в предохранительную сетку 1 (рис. 1), закройте верхний конец трубки большим пальцем, затем выньте ее и определите высоту столбика электролита в трубке. Уровень электролита должен быть на 10. 15 мм выше предохранительной сетки. Если он окажется ниже, доведите его до нормы добавлением дистиллированной воды с помощью резиновой груши.

Климатические районы Плотность электролита, приведенная к 15 °С, г/см3

заряженной батареи у разряженной батареи

Северные (до минус 40 °С) 1,29 1,25 1,21

Центральные (до минус 30 °С) 1,27 1,23 1,19

Южные 1,25 1,21 1,17

Тропические 1,23 1,19 1,15

2. Обнаружить и устранить неисправность в цепи тока высокого напряжения системы зажигания двигателя ЗИЛ-131 (норматив №34).

Для проверки наличия тока высокого напряжения используют вольтоскоп. Если его нет, то необходимо снять крышку распределителя и включить зажигание; установить кулачок прерывателя в положение, при котором контакты будут сомкнуты, провод высокого напряжения от катушки зажигания приблизить к «массе» на 4 . 5 мм и рукой разомкнуть контакты. Появление интенсивной искры между проводом и «массой» свидетельствует об исправности цепи высокого напряжения. Если искры нет, необходимо проверить исправность цепи низкого напряжения, для чего параллельно разомкнутым контактам прерывателя включить лампу. При включении зажигания лампа должна загораться.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 2158 ;

Как слить с камаза тосол

Замена антифриза
Регулярная замена антифриза очень важна для поддержания оптимальной работы автомобиля. Производители автомобилей рекомендуют менять антифриз каждые 45 000 километров для избегания перегрева двигателя. Многие механики рекомендуют менять антифриз, по меньшей мере, раз в год для предотвращения образования коррозии, особенно в автомобилях с алюминиевыми головкой цилиндра и радиатором. Однако, эта рекомендация в скором времени станет устаревшей. Производители антифризов выпустили на рынок антифризы нового поколения с формулой, которая, по заявлениям производителей, позволяет увеличить сроки замены антифриза до 100 000 километров. Производители предупреждают, что заливать новый антифриз нужно только в чистую систему. При смешивании с обычным антифризом антикоррозийные свойства нового антифриза значительно снижаются.
Продолжительность срока действия антифриза зависит от содержания в нем антикоррозийных добавок, таких как силикаты, фосфаты и бораты. Пока эти вещества присутствуют в антифризе, менять его не нужно. Но как только количество антикоррозийных веществ снижено, двигатель и радиатор подвергаются электролитной коррозии. Особенно это опасно для двигателей с алюминиевыми частями. При недостаточном количестве антикоррозийных веществ в антифризе и подходящих условиях алюминиевые части двигателя довольно быстро могут превратиться в швейцарский сыр. Именно поэтому антифриз лучше менять до того, как уже начались коррозийные процессы.
Один из способов проверить, нужно ли менять антифриз, это протестировать его с помощью специальных тестовых полосок. Эти полоски предлагают многие производители антифризов. При контакте с антифризом полоска меняет цвет, по которому при помощи специальной шкалы можно определить состояние антифриза и определиться, нужно менять антифриз или нет.
Заменить антифриз можно самостоятельно. Для этого нужно выбрать место подальше от домашних животных и детей. Антифриз токсичен, поэтому, работая с ним, нужно соблюдать строгие меры безопасности. Нельзя сливать антифриз в реки и ручьи, а также вблизи источников водоснабжения (колодцы, колонки и т. д.).
Антифриз меняется на холодном двигателе. Менять антифриз на горячем двигателе опасно. Найдите крышку радиатора и снимите ее. Далее найдите сливную крышку радиатора и откройте ее, предварительно поставив под нее большое ведро. Слейте антифриз. После этого осмотрите шланги системы охлаждения на предмет трещин и разрывов. При необходимости смените шланги.
Прежде чем заливать новый антифриз систему нужно промыть, чтобы удалить ржавчину, жир и отложения, которые не может удалить вода. Для промывки системы есть специальные средства для промывки. Необходимо залить всю бутылку средства в радиатор и добавить деионизированную или деминерализированную воду в радиатор и в бачок до краев. Крышки закрыть.
Следующий шаг — включить двигатель и печку на максимум и подождать, пока двигатель нагреется до рабочей температуры. После этого нужно выключить двигатель и дать ему остыть, далее снять крышки с радиатора и слить жидкость. После этого необходимо налить в систему обычной воды, закрыть крышки и снова включить двигатель на 15 минут. Потом снова дайте двигателю полностью остыть и слейте воду из системы охлаждения. Только после этого можно заливать новый антифриз.

Читать еще:  Плотность летней солярки

Заливайте антифриз в соответствии с рекомендациями производителя. Концентрация антифриза в системе не должна превышать 70%, а оптимальная концентрация — 50% антифриз и 50% вода. После заливки антифриза нужно включить двигатель и отопление в салоне на максимум, чтобы антифриз равномерно распределился по системе, а также для удаления пузырьков воздуха из системы охлаждения. После нескольких дней вождения автомобиля не забудьте проверить уровень антифриза в системе и долейте антифриз до нужного уровня, если это необходимо.

Подписка на рассылку

Если Вы хотите всегда получать самые эксклюзивные предложения, с самыми лучшими ценами на запчасти к А/м КАМАЗ

–> Уважаемые покупатели!
Торговая группа “Конвент” предлагает приобрести запчасти КамАЗ по уникальным ценам:


Запчасти по акции с фотографиями(.xls 12 Mb)*

Прайс-лист на автозапчасти
от 15 августа 2014 года

–>

Прайс с фотографиями(60 Mb)*

Прайс без фотографий(2,5 Mb)*
*Уважаемые Покупатели, актуальность цен уточняйте у наших менеджеров.

КАМАЗ 5320 трудяга › Бортжурнал › Замена помпы и промывка ситемы охлаждения

Всем привет!Последних два рейса ездил сам, а так как ночами сейчас холодно, то эти два рейса чуть не замёрз)).Решил сегодня с этим делом разобраться и заодно отремонтировать помпу.
Всё лето проездили с водой в радиаторе(((, поэтому забило ржавой всю систему.
Снял радиатор печки, вылил в него бутылочку Доместоса

и поставил откисать, тем времинем приготовил систему для промывки радиатора, налил в бачёк воды и опустил в него вод.насос “Ручеёк”, затем подцепил его к радиатору, зациклил по кругу и гонял воду с Доместосом полчаса.Вода стала ржавая(мама не горюй), такого говна я ещё не видел!

Затем промыл его проточной водой.
Дальше, слил воду с Камаза, залил второй бутылёк Доместоса в систему ОЖ, залил воды и гонял тоже примерно пол часика, всё слил, вода была тоже краснёхонька от ржавы.

Промыл систему опять на три раза, в последний раз вода была уже почти чистая.

Затем взялся за помпу, как писал в прошлом бортовике, она стала немного подтекать на холодную.
Снял ремень и поболтал за шкив а он цука болтается((.Я ведь её ремонтировал в Апреле этого года!Видать водичка делает своё пагубное мерзкое дело.Хорошо что в запасах как всегда что нибудь да имеется)).Достал другую помпочку, вскрыл её, проверил на целостнось и собрал обратно, немного почистив от грязи и покрасив серебристый цвет.

Поставил на место, залил снова воды для проверки, завёл, погонял и опять слил воду, помпа не бежит!
Поставил радиатор печки на место и привернул дополнительную насадку для второго радиатора.

Валяется она у меня уже три года, друг подогнал, а я всё никак второй радиатор купить не могу)), нынче думаю прикупить.Говорят что со вторым радиатором носки на ногах начинают плавиться)).
Заменил все шланги идущие на печку, потому как они очень уставшие, на подачу который, он расслоился изнутри и плохо пропускал ОЖ, а обратный был весь в трещинах((.
Съездил в магаз, прикупил красного Антифриза 5 канистр по 5кг, а в литрах будет 20л.

залил его и оказалось мало((, магазин уже закрылся((, пришлось ехать на АЗС и купить там дорогого фризика, тоже 4х литровую канистру,

залил её, и опять маловато будет((, где то литра 3 до нормы не хватает.Махнул на это дело рукой, в следующий раз докуплю и залью, потому как заипался переодеваться.
По ходу дела заменил лопнувшее колено воздухозаборника, резина гамно, весной меняли и опять двадцать пять((.

По окончании всех процедур решил немного помыть двигун и его окружение, Кёрхер правда уже полуживой, не давит нихера((, облил с обратки всё это дело саляркой для отмокания толстых слоёв грязи и отбил потом всё это дело мойкой.Затем намочил движок автошампунью и помыл снова, отбилось не всё((из за дохлой мойки .

Вечерком был не большей рейсик за сеном, с прицепом.Печка греет Огонь!правда и на улице было +9гр.
Всем пока и удачки!

Цена вопроса: 2 000 ₽

КАМАЗ 5320 1983, двигатель дизельный 9.9 л., 220 л. с., задний привод, механическая коробка передач — своими руками

Смотрите также

Комментарии 21

Компрессор как поставили одноцилиндровый?

Покупал такой мотор в 2004г, балка уже была под него, у меня друг поставил одногоршковый на балку старого образца, просверлил в блоке комрессора отверстие под подачу масла и запитал его от ТНВД.Ненарадуется теперь!)

А есть фото или какая либо информация больше?) А откуда подход?

сейчас с рейса пришел, устал, попробую фото сделать позже и отпишусь.

сейчас с рейса пришел, устал, попробую фото сделать позже и отпишусь.

А у вас тоже так переделанно?

нет у меня балка стандартная под один горшок.

ДА доместос первый раз вижу в таком применении…))надо будет тоже попробывать!а я второй радиатор печки прям перед этим вешал, на резинки, между радиаторами что-нибудь по краям прокладывал…до января ездил. ну в -15 через час работы я в футболке ехал…

Я думаю можно все средства использовать, которые предназначены для септиков, а название большого значения не имеет.Года два назад Каустиковой содой пробовал промывать, тоже ржавой воды порядком было, её в кательных для промывки отопительных труб применяют, у меня целая бочка была, да разъело её этой содой((.

Я радиатор мыл: лимонной кислотой и кока колой))) раза три наверное, но грязи капец, хотя ездил на тосоле!

Я думал кислотой, но потом на этом средстве остановился, у Тойоты ОС тоже чем то для септика промывал, не помню уже(.

Сегодня купил новый радистом медный в машине жара будет)) скоро в бж напишу!

Я себе поставил автономку, работает от газа, зато в кабине всегда тепло, сама держит определённую температуру очень даволен этой штучкой)))
Что то резина на передке дюжо опасная и под изношенная, не пора ли её уйти назад))?

Это просто грязь прилипла))

У меня что то кружилось в голове что это грязь, но сильно она была похожа на лысую резину))

Я себе поставил автономку, работает от газа, зато в кабине всегда тепло, сама держит определённую температуру очень даволен этой штучкой)))
Что то резина на передке дюжо опасная и под изношенная, не пора ли её уйти назад))?

Стоит у меня печка с крана-камаза, была на дт, я её на бенз переделал а потом на газ, расход был большой((.Моторчик приказал долго жить.Всё собираюсь фен купить, у нас он 17рубасов стоит.
По резине да, уставшая, 110 тыщ пробежала, скоро буду сдавать урожай зерна и прикуплю новую, а назад не стал в последнее время переставлять, лишняя работа планетарок, а если по одному ставить с добрым колесом то подношеное колесо быстро снашивается.А на фото на колесе грязь прилипла, племяшь заметил)))

Я себе поставил автономку, работает от газа, зато в кабине всегда тепло, сама держит определённую температуру очень даволен этой штучкой)))
Что то резина на передке дюжо опасная и под изношенная, не пора ли её уйти назад))?

Печка с запорожца? А то я другие не знаю чтобы на газу были

всё время что-то делать нужно))

макс тоже помогал, как относится к тому что тыфотаешь и в инет выкладываешь?

Обслуживание системы охлаждения и отопления КамАЗ

Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо:

  • заполнять систему охлаждения только низкозамерзающей жидкостью;
  • заливать жидкость через воронку с сеткой, используя для заливки чистую заправочную посуду;
  • следить за температурой охлаждающей жидкости которая должна быть в пределах 80—98 °С;
  • регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости и при необходимости добавлять. Уровень замерять только на холодном двигателе;
  • менять охлаждающую жидкость после каждого года эксплуатации;
  • следить за исправностью торцового уплотнения крыльчатки водяного насоса, так как охлаждающая жидкость, просачивающаяся в полость подшипников, выводит подшипники из строя. О неисправности сальникового уплотнения свидетельствует подтекание охлаждающей жидкости из дренажного отверстия насоса.

В случае нарушения температурного режима в системе охлаждения проверить исправность термостатов и датчика включателя гидромуфты.

В летнее время года необходимо систематически следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Чистить можно струей сжатого воздуха, направленной в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.

Заполнение системы охлаждения низкозамерзающей жидкостью

Температуру замерзания смеси жидкости ТОСОЛ — А с водой можно определить по ее плотности, замеренной с помощью денсиметра (ГОСТ 1300—74) при температур смеси 20 °С.

Сведения о составе и плотности низкозамерзающих жидкостей приведены в табл. 4.

Читать еще:  Компрессор воздушный своими руками из холодильника

Концентрированная жидкость ТОСОЛ-А, а также ее смесь с водой ядовиты, и поэтому при обращении с ним надо соблюдать меры предосторожности.

Состав и плотность низкозамерзающих жидкостей.

Температура окружающего воздуха, 0С

Состав низкозамерзающей жидко­сти (по объему), %:

Плотность низкозамерзающей жидкости при 20 °С, г/см3.

Перед заправкой необходимо открыть паровоздушную пробку расширительного бачка и через наливную горло­вину заполнить систему охлаждения жидкостью до уровня, при котором объем жидкости составит 2/3 объема бачка.

При этом уровень охлаждающей жидкости в расшири­тельном бачке несколько понижается, но остается выше крана контроля (см. ниже: «Проверка уровня охлажда­ющей жидкости в системе охлаждения»).

При заполнении системы охлаждения двигателя охлаж­дающей жидкостью следует открыть кран системы отопле­ния (верхний рычаг поставить в крайнее правое положе­ние).

Проверка уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения

Нормальный уровень охлаждающей жидкости должен находиться выше крана контроля уровня, при этом объем жидкости в бачке должен составлять 2/3 объема бачка. Его проверяют открытием крана контроля уровня, уста­новленного на расширительном бачке.

Если при этом из крана не потечет жидкость, то уро­вень является недостаточным, и его необходимо восста­новить, т. е. долить охлаждающую жидкость. Доливать жидкость рекомендуется в следующей последовательности:

  • закрыть кран контроля уровня;
  • снять паровоздушную пробку наливной горловины;
  • долить жидкость через наливную горловину;
  • закрыть паровоздушную пробку расширительного бачка.

Только в случае значительной и внезапной утечки жидкости из системы охлаждения и если нет низкозамерзающей охлаждающей жидкости, допускается доливать мягкую чистую воду. Однако при возвращении на базу необходимо слить всю жидкость из систем охлаждения и отопления, а затем заправить их соответствующей низкозамерзающей жидкостью.

Регулировка натяжения ремней КамАЗ

Натяжение ремней про­веряют нажатием на сере­дину наибольшей ветви с усилием 4 кгс. Нормально натянутые ремни должны прогибаться на 15—22 мм. Если ремни проги­баются больше или меньше указанного, необходимо от­регулировать их натяже­ние.

Натяжение ремней при­вода водяного насоса и гене­ратора регулируют измене­нием положения оси генера­тора.

Заменить ремни в случае выхода из строя одного из них следует комплектно.

Слив охлаждающей жидкости из систем охлаждения и отопления

Для слива жидкости необходимо открыть кран системы отопления, снять паровоздушную пробку с горловины расширительного бачка и отвернуть конические пробки, закрывающие указанные выше сливные отверстия.

При кратковременном использовании в системе охлаж­дения воды вместо низкозамерзающей жидкости сливать ее следует только при рабочем положении кабины. Авто­мобиль при этом должен быть установлен на ровной площадке.

Запрещается пускать двигатель и давать ему кратко­временно работать после слива охлаждающей жидкости (такой прием часто используют для удаления остатков жидкости из системы), так как это может привести к пере­греву деталей цилиндропоршневой группы и прежде­временному выходу двигателя из строя.

КАМАЗ, система охлаждения: устройство и ремонт

Система охлаждения автомобиля является важнейшей структурой для поддержания рабочей мощности двигателя. У знаменитых авто Камского автомобильного завода охлаждающая жидкость колеблется в диапазоне 80-120 0 C. Учитывая, что температура двигателя достигает 220 0 C, становится ещё более понятна особенная важность системы охлаждения двигателя.

Особенности и важные элементы

Автомобиль КАМАЗ, система охлаждения которого практически не отличается от классической, работает оптимально. В случае отклонений двигателю авто грозят немалые неприятности. Состав основных элементов системы практически такой, как и у легкового авто:

  • радиатор охлаждения;
  • насос водяной;
  • патрубки;
  • термостаты;
  • вентилятор охлаждения.

Одно отличие от системы охлаждения не грузового автотранспорта видно сразу – наличие 2-х термостатов. Это связано в первую очередь с особенностью строения двигателя. V-образная восьмерка имеет две головки блока цилиндров, расположенных под углом менее 90 0 (отсюда и название). Следующая отличительная особенность – жалюзи на радиаторе охлаждения. В холодное время года они находятся в закрытом положении и дают возможность быстрого прогрева двигателя.

Система охлаждения (КАМАЗ 740) имеет в составе гидравлическую муфту включения вентилятора. Управляемый привод позволяет автоматически регулировать частоту вращения вентилятора, тем самым усиленно охлаждая двигатель.

Схема работы системы охлаждения

Система охлаждения (КАМАЗ 740) имеет типичную схему, с помощью которой легко представить и понять основные моменты работы. На рисунке хорошо видно, что система охлаждения автомобиля замкнутая с принудительной циркуляцией антифриза. Скорость движения диктует водяной насос (30). Охлаждающая жидкость сначала перетекает в полость левого ряда цилиндров, а затем через трубку в полость правого ряда цилиндров.

После того как жидкость пройдёт через головки блоков цилиндров, она, естественно, нагреется. Следующим элементом на пути будет термостат (17). Здесь в зависимости от степени нагрева жидкость пойдёт либо обратно к насосу (малый круг), либо к радиатору охлаждения (10). Радиатор (обычно 3-х или 4-х рядный) активно охлаждает антифриз и завершает большой круг, направляя охлаждающую жидкость к помпе.

Схема системы охлаждения (КАМАЗ) представлена на рисунке. Здесь также имеется расширительный бачок (21) с крышкой (22) и краном контроля за уровнем жидкости (20). Вентилятор в сборе с муфтой (9) управляет скоростью и направлением потока охлаждающей жидкости. Он включается при температуре 85 0 С. Вообще температура антифриза при работе двигателя должна поддерживаться в диапазоне 85-90 0 С. Для улучшения направления потока воздуха через вентилятор предусмотрен диффузор. В случае превышения температуры жидкости в системе охлаждения (98 0 С) на щитке приборов загорится контрольная лампочка.

Слабые места системы охлаждения

Для начала разберём, что вообще может случиться с системой охлаждения грузового авто. Проблем на самом деле не так много:

  • течь;
  • перегрев антифриза;
  • переохлаждение;
  • попадание жидкости для охлаждения в масляную систему.

Течь антифриза в первую очередь происходит через соединения патрубков, а в последнюю очередь от разрушения (потрескивания) резиновых шлангов. Поэтому одно из слабых мест системы – патрубки. КАМАЗ, система охлаждения которого даёт сбои, начинает «страдать» и перегреваться. Ведь если уровень охлаждающей жидкости падает, общий нагрев системы увеличивается. Здесь уже недалеко до перегрева. Для устранения течи важно всё тщательно затянуть и опрессовать всю систему.

Вторым слабым местом можно определить термостаты. В случае выхода из строя этого элемента возможно как перегреть, так и переохладить двигатель. Это зависит от того, в каком положении заклинит клапан. Если термостат открыт, жидкость «гуляет» по большому кругу через радиатор. В случае непрогретого мотора это не даёт двигателю нагреться. Если при этом ещё и открыты жалюзи, то двигатель можно переохладить.

Если термостат закрыт, антифриз не поступает в радиатор и достаточно быстро нагревается на горячем двигателе. Какое-то время ситуацию спасает вентилятор (КАМАЗ). Система охлаждения прекращает справляться и перегревается сначала антифриз, а затем и двигатель.

Третьим в очереди слабых мест будет стоять вентилятор охлаждения с муфтой. Если он выйдет из строя, на пассивном охлаждении через радиатор система не вытянет. Если за автомобилем присматривать и вовремя делать профилактические осмотры с протяжкой «подозрительных» мест, то никаких проблем от системы охлаждения ждать не стоит.

Радиатор охлаждения (КАМАЗ)

Рассмотрим все основные узлы системы охлаждения отдельно. А начнём с того, что в первую очередь бросается в глаза – радиатора.

Система охлаждения (КАМАЗ 5320) имеет в своём составе 3-х или 4-х рядный радиатор охлаждения. Он выполнен по классическому типу и представляет собой:

  • нижний бачок, к которому подходит отводящий патрубок;
  • центральную систему трубок, размещенных в несколько рядов;
  • верхний бачок с подводящим патрубком.

Крепление радиатора трехточечное. С двух боковых сторон он закреплен кронштейнами, которые в свою очередь через амортизирующие элементы присоединены к лонжеронам рамы. Нижнее крепление радиатора соединено с поперечиной №1 рамы.

Особенностью строения радиатора (КАМАЗ) является наличие жалюзи. Это механическая система из металлических пластинок, которая перекрывает доступ к потоку воздуха через радиатор. Управляются жалюзи простым тросиковым приводом напрямую из кабины. Если ручка вытянута, значит, жалюзи закрыты, а в противном случае – открыты. Благодаря этому в холодное время года двигатель быстрее прогревается.

Вентилятор

Вентилятор охлаждения автомобиля КАМАЗ установлен на валу гидромуфты и внешне представлен пятью лопастями. В зависимости от температуры двигателя муфта автоматически включается и выключается. Вентилятор согласно этим включениям либо также работает, либо в случае не работающей гидромуфты пассивно крутится от воздействия потока воздуха.

Для более эффективного обдува воздухом система охлаждения двигателя (КАМАЗ) имеет кожух на вентиляторе. Он выполнен из тонкого металлического листа путём штамповки. Благодаря ему воздух эффективно поступает только на радиатор без боковых подсосов.

Гидромуфта системы охлаждения

Устройство системы охлаждения (КАМАЗ) имеет в своём составе такой важный элемент, как гидромуфту. Основное назначение этого устройства – передача кручения от коленчатого вала двигателя автомобиля к вентилятору охлаждения. В случае резкого изменения крутящего момента гидромуфта гасит колебания, и вентилятор всегда работает плавно, без рывков.

Конструктивно гидромуфта представляет собой два колеса, крутящихся на валу, через подшипники, заключенные в корпусе. Количество лопаток разное: на ведущем их 33, а на ведомом – 32. Между лопатками гидромуфты имеется внутренняя полость, которая является рабочей. Именно через рабочую полость происходит передача крутящего момента, когда оно заполняется маслом.

Чтобы гидромуфта системы охлаждения заработала, необходимо, чтобы моторное масло в неё поступило. Это происходит благодаря включателю, у которого есть три положения. 3 фиксации выключателя соответствуют трём режимам работы вентилятора:

  • автоматический;
  • постоянное включение вентилятора;
  • вентилятор полностью выключен, муфта не передаёт момент вращения от коленчатого вала.

В автоматическом режиме система охлаждения (КАМАЗ Евро 2) работает согласно схеме, разработанной конструкторами. То есть до температуры охлаждающей жидкости 86 0 С масло не поступает в рабочую полость гидромуфты и вентилятор выключен. А при повышении температуры выключатель открывается, и масло поступает в гидромуфту, тем самым включая вентилятор.

Если выключатель муфты неисправен (двигатель перегрелся), рекомендуется установить его в положение с постоянным открытием гидромуфты. А после устранения неисправности вернуть в автоматический режим. Для случаев, когда автомобиль преодолевает глубокие броды, положение выключателя рекомендуется ставить в закрытом для муфты состоянии.

Насос водяной

Система охлаждения (КАМАЗ) имеет ещё один важный элемент – водяной насос. Его основная функция – циркуляция охлаждающей жидкости по всей системе охлаждения двигателя. Без него не получится создать принудительный поток в нужном направлении. И в случае его выхода из строя работа двигателя будет под вопросом.

Внутренние рабочие полости насоса надёжно защищены уплотнителями. Для профилактики неисправностей в насосе имеется маслёнка, через которую удобно нагнетать смазку. Признаком наполнения служит контрольное отверстие, через которое лишняя смазка выходит наружу. В качестве смазки используется обычный «Литол». Для того чтобы узнать о нарушении герметичности в корпусе насоса, имеется специальное дренажное отверстие. Если оттуда течёт, значит сальники уже не держат и подлежат замене.

Читать еще:  Корректирующий электролит как пользоваться

Термостаты и патрубки

Патрубки системы охлаждения (КАМАЗ) должны быть под хорошим присмотром. В случае негерметичного соединения есть вероятность потерять большое количество охлаждающей жидкости и перегреть двигатель. Особое внимание следует уделять местам соединения патрубков у радиатора, водяного насоса и термостатов.

Термостаты системы охлаждения отвечают за управлением потоков антифриза. При повышении температуры жидкости до 80 0 С происходит перенаправление на радиатор, то есть циркуляция при этом начинает идти по «большому кругу». При этом часть потока продолжает протекать по «малому кругу». И только при температуре в 93 0 С клапан «малого круга» полностью закрывается, и вся охлаждающая жидкость начинает течь через радиатор двигателя.

Обслуживание системы охлаждения

Система охлаждения (КАМАЗ 740) практически ничем не отличается от предыдущих моделей. Также следует знать, что для 740 двигателя приставки евро 0, евро 2, евро 3 и евро 4 не вносят изменений в охлаждающую систему. Итак, что же необходимо делать для наилучшего обслуживания системы?

Самое первое действие, которое необходимо совершать каждый день, когда автомобиль эксплуатируется, это проверять герметичность всей системы (следить за следами от течи) и доливать антифриз до рекомендуемого уровня. Сама охлаждающая жидкость в летнее время может быть обыкновенной водой, а в зимнее время – качественным тосолом или антифризом. Для эксплуатации в суровых районах севера в систему охлаждения устанавливается подогрев.

К другим мероприятиям по обслуживанию, которые проводят планово, следует отнести:

  • проверку натяжения приводного ремня;
  • обслуживание водяного насоса (смазка подшипников плюс проверка и замена сальников);
  • проверку натяжного механизма приводного ремня;
  • полную опрессовку системы охлаждения;
  • проверку качества антифриза и его возможную замену;
  • промывку системы в случае сильного засорения.

Опрессовка

Система охлаждения (КАМАЗ 65115) должна обладать полной герметичностью. Визуальная проверка хороша, но может не показать места, которые вот-вот начнут пропускать. Для выявления таких слабых мест хорошо использовать манометр и насос для создания давления.

Для опрессовки достаточно подать на верхний вход радиатора давление насосом, запустить двигатель и смотреть за показанием манометра. Если всё хорошо и в системе нет пропусканий, стрелка прибора не изменит своего положения. В противном случае, когда стрелка начнёт опускаться, остаётся только найти проблемное место.

Замена охлаждающей жидкости

Случаи, когда требуется заменить жидкость системы охлаждения целиком, не так уж и редки. Самый простой вариант – наступила зима, а в системе находится простая вода. Также замена может потребоваться в случае потери жидкостью своих охлаждающих свойств или сильного загрязнения.

Ёмкость системы охлаждения (КАМАЗ) составляет 25 литров. Из них на водяную «рубашку» приходится 18 литров. Для замены жидкости в первую очередь производят слив старой. Для этого необходимо открыть нижний кран радиатора, сливной кран у теплообменника и насоса в системе подогрева, а также трубы подвода жидкости в системе отопления кабины. Не забываем открутить пробку расширительного бачка.

После того как жидкость полностью сольётся, все краны закрываются. А весь объем системы охлаждения (КАМАЗ) заливается через расширительный бачок. Новый антифриз подбирается в зависимости от времени года и условий эксплуатации автомобиля. При этом не стоит обольщаться импортными вариантами в красивых канистрах. Отечественные охлаждающие жидкости имеют точно такие же свойства, соответствующие международным стандартам качества.

Промывка системы охлаждения

Промывать систему охлаждения можно разными способами. В случае незначительного загрязнения промыть можно обычной водой. Для этого старую охлаждающую жидкость сливают, а вместо неё заливают воду. Двигатель запускается и прогревается на холостых оборотах. После этого вода сливается, и весь цикл повторяется несколько раз до полной очистки.

Если загрязнения в системе значительные, лучше всего использовать специальные готовые промывки. При этом существуют быстрые варианты, когда промывка просто добавляется в старый антифриз, а затем всё сливается. Но лучше пользоваться растворами для промывки, когда старая охлаждающая жидкость уже слита. Также следует учитывать, что для очистки водяной «рубашки» двигателя моющие растворы будут отличаться. Радиатор системы охлаждения промывать следует отдельно для более эффективной очистки. Для этого хорошо зарекомендовал себя 2,5% раствор соляной кислоты.

Из особенностей промывки следует знать то, что направление промывающего потока должно быть противоположным обычному ходу охлаждающей жидкости. Более эффективна будет промывка системы потоком воды или химическим раствором под давлением.

Устранение возможных неисправностей

Система охлаждения (КАМАЗ 5320) должна работать без отклонений от осмотра до осмотра. Но случаи бывают разные и неисправности могут возникнуть неожиданно. Знание слабых мест системы поможет быстрее выявить проблему и решить её на месте.

Нарушение герметичности системы решается нахождением места течи и по возможности её устранением. Для этого часто бывает достаточно визуального осмотра. Проверяются все места соединения, водяной насос, радиатор, муфта. Изношенные патрубки при этом лучше просто заменить. Течь радиатора можно устранить пайкой либо заглушением прохудившихся трубок. Решение о замене радиатора принимается индивидуально, ведь он достаточно ремонтопригоден и хорошо промывается при снятии.

Износ или расслоение приводного ремня при обнаружении лучше решить заменой. Если есть подозрение на некачественную работу термостатов, то их удобно проверять по нагреванию нижнего бачка радиатора. При температуре 85 0 С, то есть когда клапан термостата начинает открываться, бачок должен теплеть. Если этого не происходит, значит, клапан неисправен и термостат следует заменить.

Система охлаждения (КАМАЗ Евро 2) не отличается от своих ранних версий и более поздних тоже. Проблемы, которые могут возникнуть в охлаждающей системе, одинаковы по своим признакам. Одна из таких неисправностей – попадание охлаждающей жидкости в систему смазки. Её можно обнаружить по убыванию антифриза без следов течи. Причиной могут быть изношенные прокладки головок блока цилиндров, а также течи через уплотнения гильз блока. Проблема решается заменой изношенных прокладок двигателя.

Заключение

Уход за автомобилем должен быть регулярным и комплексным. Ни одна из его систем не может иметь привилегий. При этом хорошо помогает знание слабых мест конкретного авто. КАМАЗ, система охлаждения которого не имеет видимых проблем, всё равно должен регулярно осматриваться и иметь полноценное техническое обслуживание.

Обслуживание системы охлаждения и отопления КамАЗ

Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо:

  • заполнять систему охлаждения только низкозамерзающей жидкостью;
  • заливать жидкость через воронку с сеткой, используя для заливки чистую заправочную посуду;
  • следить за температурой охлаждающей жидкости которая должна быть в пределах 80—98 °С;
  • регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости и при необходимости добавлять. Уровень замерять только на холодном двигателе;
  • менять охлаждающую жидкость после каждого года эксплуатации;
  • следить за исправностью торцового уплотнения крыльчатки водяного насоса, так как охлаждающая жидкость, просачивающаяся в полость подшипников, выводит подшипники из строя. О неисправности сальникового уплотнения свидетельствует подтекание охлаждающей жидкости из дренажного отверстия насоса.

В случае нарушения температурного режима в системе охлаждения проверить исправность термостатов и датчика включателя гидромуфты.

В летнее время года необходимо систематически следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Чистить можно струей сжатого воздуха, направленной в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.

Заполнение системы охлаждения низкозамерзающей жидкостью

Температуру замерзания смеси жидкости ТОСОЛ — А с водой можно определить по ее плотности, замеренной с помощью денсиметра (ГОСТ 1300—74) при температур смеси 20 °С.

Сведения о составе и плотности низкозамерзающих жидкостей приведены в табл. 4.

Концентрированная жидкость ТОСОЛ-А, а также ее смесь с водой ядовиты, и поэтому при обращении с ним надо соблюдать меры предосторожности.

Состав и плотность низкозамерзающих жидкостей.

Температура окружающего воздуха, 0С

Состав низкозамерзающей жидко­сти (по объему), %:

Плотность низкозамерзающей жидкости при 20 °С, г/см3.

Перед заправкой необходимо открыть паровоздушную пробку расширительного бачка и через наливную горло­вину заполнить систему охлаждения жидкостью до уровня, при котором объем жидкости составит 2/3 объема бачка.

При этом уровень охлаждающей жидкости в расшири­тельном бачке несколько понижается, но остается выше крана контроля (см. ниже: «Проверка уровня охлажда­ющей жидкости в системе охлаждения»).

При заполнении системы охлаждения двигателя охлаж­дающей жидкостью следует открыть кран системы отопле­ния (верхний рычаг поставить в крайнее правое положе­ние).

Проверка уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения

Нормальный уровень охлаждающей жидкости должен находиться выше крана контроля уровня, при этом объем жидкости в бачке должен составлять 2/3 объема бачка. Его проверяют открытием крана контроля уровня, уста­новленного на расширительном бачке.

Если при этом из крана не потечет жидкость, то уро­вень является недостаточным, и его необходимо восста­новить, т. е. долить охлаждающую жидкость. Доливать жидкость рекомендуется в следующей последовательности:

  • закрыть кран контроля уровня;
  • снять паровоздушную пробку наливной горловины;
  • долить жидкость через наливную горловину;
  • закрыть паровоздушную пробку расширительного бачка.

Только в случае значительной и внезапной утечки жидкости из системы охлаждения и если нет низкозамерзающей охлаждающей жидкости, допускается доливать мягкую чистую воду. Однако при возвращении на базу необходимо слить всю жидкость из систем охлаждения и отопления, а затем заправить их соответствующей низкозамерзающей жидкостью.

Регулировка натяжения ремней КамАЗ

Натяжение ремней про­веряют нажатием на сере­дину наибольшей ветви с усилием 4 кгс. Нормально натянутые ремни должны прогибаться на 15—22 мм. Если ремни проги­баются больше или меньше указанного, необходимо от­регулировать их натяже­ние.

Натяжение ремней при­вода водяного насоса и гене­ратора регулируют измене­нием положения оси генера­тора.

Заменить ремни в случае выхода из строя одного из них следует комплектно.

Слив охлаждающей жидкости из систем охлаждения и отопления

Для слива жидкости необходимо открыть кран системы отопления, снять паровоздушную пробку с горловины расширительного бачка и отвернуть конические пробки, закрывающие указанные выше сливные отверстия.

При кратковременном использовании в системе охлаж­дения воды вместо низкозамерзающей жидкости сливать ее следует только при рабочем положении кабины. Авто­мобиль при этом должен быть установлен на ровной площадке.

Запрещается пускать двигатель и давать ему кратко­временно работать после слива охлаждающей жидкости (такой прием часто используют для удаления остатков жидкости из системы), так как это может привести к пере­греву деталей цилиндропоршневой группы и прежде­временному выходу двигателя из строя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector