Как проверить свечи накала
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Как проверить свечи накала

Как проверить свечи накала на дизеле

Свечи накаливания на дизельных двигателях часто оказываются “слабым звеном” в морозную погоду. Владельцам таких автомобилей зачастую приходится отказываться от запланированных поездок, потому что их мотор упорно не хочет заводиться. В этой статье мы опишем три простых способа, как проверить свечи накаливания для дизеля.

Свечи накаливания играют важную роль при запуске дизельного двигателя в холодное время года. Благодаря их подогреву камер сгорания удается облегчить воспламенение топлива в цилиндрах мотора.

Самый быстрый способ проверки свечей накаливания для дизеля подробно показан на видео в конце статьи.

В зависимости от модели и возраста автомобиля есть разные принципы работы системы подогрева дизельных двигателей:

  • У старых машин свечи накаливания, как правило, включаются практически при каждом запуске мотора.
  • Современные автомобили могут успешно заводиться и без включения свечей накала при плюсовых температурах.

Поэтому прежде чем приступать к диагностике системы предпускового подогрева дизеля, нужно узнать при каком температурном режиме происходит нагрев камеры сгорания. О включении свечей накаливания на панели приборов сигнализирует соответствующая лампочка в виде спирали.

Способы проверки свечей накаливания для дизеля

Выход из строя одной или двух свечей накала может быть незаметно при относительно теплой погоде. А при наступлении морозов сразу возникают трудности с запуском дизельного мотора.

Мы опишем три разных способа проверки работоспособности свечей накаливания. Выбор каждого из них зависит от того, есть ли у автомобилиста определенные приборы, инструменты, навыки и свободное время.

Способ 1 – Проверка свечей накаливания при помощи аккумулятора

Наиболее точную и наглядную картину об исправности нагревательных элементов для дизеля дает проверка на аккумуляторной батареей. Каждая свеча проверяется отдельно, при этом автолюбитель видит степень ее накаливания.

Недостатком данного метода диагностики будет необходимость выкручивания всех свечей накала. Это потребует в некоторых автомобилях значительных затрат времени, а также демонтажа некоторых деталей, затрудняющих доступ к нагревательным элементам.

  1. Для проведения испытаний понадобится изолированный провод длиной около 0,5 м.
  2. Свеча накаливания переворачивается нагревательным элементом вверх и устанавливается центральным электродом на плюсовую клемму АКБ.
  3. С помощью электрического провода нужно соединить минусовую клемму аккумулятора и корпус свечи (в боковой части).
  4. Если нагревательный элемент быстро накаливается более чем наполовину, то свеча исправная.
  5. При отсутствии накала или нагревании только кончика элемента – требуется замена свечи.

Ниже приведены более простые способы проверки свечей накала.

Способ 2 – Проверка свечей накаливания мультиметром

Иногда нет времени или инструментов, чтобы извлечь свечи накаливания из головки блока дизельного двигателя. В этом случае может оказаться полезной проверка мультиметром. Прибор устанавливается в положение для тестирования сопротивления (омметр).

Но предварительно необходимо отсоединить от свечей накала провод, подающий ток на центральный электрод. На каждый нагревательный элемент может подаваться отдельный провод или же все свечи могут соединяться медной или латунной шиной. Теперь остается плюсовой щуп мультиметра соединить с центральным электродом свечи, а минусовым щупом прикоснуться к боковой поверхности корпуса. Если стрелка не отклоняется или нет показаний на цифровом дисплее, то имеется пробой в нагревательном элементе. Свечу накаливания необходимо заменить.

Недостатком этого способа является трудность выявления нагревательных элементов со слабым накалом. Тестер покажет, что пробоя нет, а свеча будет недостаточно прогревать камеру сгорания.

Способ 3 – Проверка свечей накаливания на “искру”

Старым испытанным способом проверки исправности свечей накаливания является степень искрообразования. Для этого понадобится изолированный провод длиной 0,5-1 м, на обоих концах которого снимается по 1-2 см изоляции.

Теперь нужно освободить свечи накала от шины и подающего провода. Один конец проверочного провода крепится на плюсовой клемме аккумулятора, а вторым концом выполняется касательное движение по центральному электроду свечи накаливания (смотрите на видео ниже). Таким образом мы сможем наблюдать примерно следующее:

  • На исправном нагревательном элементе образуется сильная искра.
  • Если свеча слабо накаливается, искрение будет незначительным.
  • На полностью неисправной свече накаливания искры не будет вообще.

Данную проверку можно смело делать на старых автомобилях, у которых нет “мозгов” и компьютера. На видео ниже, таким способом проверяют свечи накала на дизельной Nissan Primera.

Приведенные выше способы проверки свечей накаливания позволяют самостоятельно обнаружить причину плохого запуска дизеля. При выявлении неисправной детали автовладельцу останется только заменить вышедший из строя нагревательный элемент. После этого завести двигатель на морозе, как правило, не составляет труда.

Также владельцам машин с дизельными моторами в зимнее время года совсем не лишним окажется предпусковой подогреватель двигателя.

Быстрая проверка свечей накаливания на дизеле

Как проверить свечи накаливания

При морозной погоде работоспособность свечей зажигания (СЗ) сильно снижается — это значительно усложняет запуск мотора. В теплую погоду повреждение некоторых свечей можно и не заметить, зато в мороз двигатель может просто не завестись. Профилактической проверкой свечей накаливания нельзя пренебрегать – о том, как выполнить эту процедуру, расскажем далее.

Каковы признаки неисправности свечей накала?

СЗ приходят в негодность из-за полного исчерпания своего ресурса или вследствие неисправности топливного оборудования. Признаки поломки могут быть косвенными и явными. К косвенным относят выхлоп бело-синего цвета — это значит, топливо перестало воспламеняться.

Еще один тревожный сигнал — прерывистая работа неразогретого двигателя на холостом ходу. Двигатель работает слишком шумно, и это следствие позднего воспламенения топлива в одном из цилиндров из-за отсутствия прогрева. Если двигатель не заводится с первого и даже со второго раза, это тоже косвенный признак поломки одной или нескольких СЖ.

Явных признаков проблем со свечами всего три:

  • фрагментарный разлом наконечника;
  • нагар на наконечнике свечи;
  • надувание калильной трубки (возникает из-за подачи большого тока).

Как проверить свечи накаливания на дизеле: все способы

Принципы работы подогревательной системы дизельного мотора различны — многое зависит от марки автомобиля и пробега. У старых авто СЗ обычно активируются при каждом запуске «движка». Моторы нынешних машин нормально запускаются и без свечей – если, конечно, на улице достаточно тепло.

Прежде чем определять состояние системы предпускового подогрева мотора, нужно узнать, при какой температуре нагревается камера сгорания. А еще надо быть в курсе, какого вида СЗ используются — стержневые (в качестве нагревателя используется спираль) или керамические (нагреватель — порошок из керамики).

Проверка свечей накаливания может проводиться несколькими способами:

  • мультиметром;
  • аккумулятором;
  • лампочкой;
  • на «искру»;
  • визуально.

Элементарная диагностика основывается на проверке прохождения тока. Искрообразующий элемент должен пропускать ток при сопротивлении 0,6–4,0 Ом. Мультиметры не всегда измеряют малое сопротивление, но каждый из них способен показать наличие обрыва – в этом случае сопротивление равняется бесконечности.

С помощью бесконтактного амперметра проводят замеры без демонтажа свечек. Но рабочую часть осмотреть все же придется. На ней может быть оплавление – либо наконечник частично разрушен. Если перестают работать все свечки, стоит проверить работу реле управления искрообразующими компонентами.

Далее опишем подробнее все названные способы проверки.

Мультиметром (тестером)

Во время диагностики тестером производится “прозвон” сети и измеряется сопротивление с целью получения величины потребляемого тока. Тест на обрыв спирали проводят без снятия элементов. Для остальных проверок их все же придется выкрутить. Для “прозвона” ставим регулятор в нужное положение. Затем от основного электрода отсоединяем провод питания. Щупом “плюс” касаемся электрода, а щупом “минус” – корпуса. Если отклонения стрелки не происходит, есть обрыв.

Это быстрый, но примитивный способ. Так можно выявить только полностью пришедшую в негодность деталь.

Тестер более эффективен при проверке сопротивления. Сопротивление исправного элемента соответствует 0,7-1,8 Ом. Показания прибора не всегда бывают достоверными. Бывает так, что рабочий компонент имеет завышенное сопротивление, поэтому потребляет меньше энергии. Получая такой сигнал, БУ начинает думать, что элементы прогрелись, и отключает их.

Результативнее диагностика потребления энергии. Чтобы выполнить эту процедуру, отсоединяем от свечи плюсовой провод и подключаем к нему одну из клемм амперметра, вторую — к основному выводу исследуемого компонента. Сила напряжения должна соответствовать 5-18A. Кстати, в самом начале проверки прибор будет показывать максимальное значение. Достоверной информация будет только через несколько секунд. Стрелка должна снижаться равномерно. У всех тестируемых элементов значения должны быть одинаковыми, при наличии отклонений на одном проводят его осмотр. При обрыве спирали ток будет отсутствовать.

При помощи аккумулятора

Диагностирование на АКБ — простой способ, дающий наиболее реальную картину. Нам потребуется провод и, собственно, АКБ. Основной электрод искрообразующего элемента прислоняем к клемме “плюс”. К минусовой клемме при помощи провода присоединяем корпус СЗ. Если происходит сильный нагрев, элемент исправен. О неисправности будет говорить замедленный накал или его полное отсутствие.

Нормальное время накаливания — 2-5 секунд. Обычно основная группа элементов нагревается именно за это время. Остальные свечки можно смело выбрасывать. Преждевременный нагрев говорит о частичном нагревании элемента – часто в этих местах происходит разрушение корпуса. Неравномерный нагрев свечей приводит к рывкам мотора. Разница в нагреве всех элементов не должна превышать 1 секунды.

Лампочкой

От свечи отсоединяем питание. К лампочке припаиваем 2 провода. Один из них подключаем к клемме свечки, а другой – на клемму “плюс” АКБ. Если лампочка начинает светиться, значит, нагревающий элемент в порядке. Эту процедуру поочередно проделываем с каждой свечой. Тусклое свечение или его полное отсутствие говорит о неисправности элемента.

Читать еще:  Проверка регулятора напряжения

На «искру»

Этот способ похож на предыдущий, но он не требует наличия лампочки. А еще этот метод может быть применен лишь на старинных дизелях, в которых нет ЭБУ.

Отматываем от катушки изолированный провод длиной в 1 метр. По краям счищаем изоляцию. Отключаем диагностируемые элементы от питания. Первый конец провода подключаем к клемме “плюс” АКБ, а вторым “чиркаем” по электроду СЗ. Если свеча исправна, искрообразование будет активным, если неисправна, искра окажется слабой.

Визуально

При осмотре следует убедиться, что на элементе нет сколов и механических повреждений. Количество гари на всех тепловых конусах должно быть примерно одинаковым — это означает, что горючее подается равномерно и сжигается стабильно. Если на одном из элементов гари больше, это говорит о проблемах с подачей горючей смеси. Наличие масляного нагара говорит о неполадках с мотором или системой подачи горючего. На свечных изоляторах не должно быть черных дорожек (признак разрушения изоляционного слоя). Такие дорожки появляются при пробое наконечников.

Обращая внимание на состояние электрода, можно определить и другие поломки:

  1. Черный цвет электрода говорит о чрезмерном расходе топлива.
  2. Белый — об использовании некачественного топлива.
  3. Покраснение электрода означает, что используется слишком много присадок.
  4. Образование на электроде белого налета говорит о выработке поршневых колец.

Можно ли проверить, не снимая?

Сразу следует посмотреть, а происходит ли подача тока вообще — ведь контакт может окислиться или ослабеть, что приведет к обрыву цепи. Здесь, конечно, понадобится тестер. Не снимая, можно проверить только общее состояние свечей. Таким способом невозможно определить интенсивность накала нагревательного элемента.

Диагностика свечей — не слишком сложное дело. Провести эту работу можно несколькими способами, надёжнее всего – проверка при помощи аккумулятора. Опаснее других «дедовский способ» проверки на искру – действуя неосторожно, можно спалить компьютер автомобиля.

Иридиевые свечи зажигания

Основное отличие иридиевых свечей зажигания от обычных или платиновых – это материал электродов, который обеспечивает более сильное искрообразование, что улучшает работу двигателя и позволяет экономить топливо.

Как проверить датчик Холла?

Датчик Холла передает на блок управления сведения о положении валов двигательной системы и отвечает за возникновение искры. Мы вам расскажем, как самостоятельно проверить этот датчик на автомобиле.

Как проверить регулятор холостого хода

РХХ — это небольшой, но очень важный элемент топливно-воздушной системы автомобиля. Датчик обеспечивает стабильную работу двигателя на холостом ходу.

Как проверить генератор автомобиля

Как предотвратить выход из строя генератора, особенности и слабые места узлов.

Как устранить вспышки горючей смеси в двигателе

Причины и способы устранения вспышек горючего в двигателе.

Свечи зажигания. Как выбрать и проверить?

Особенности подбора свеч зажигания основываясь на их конструктивные и функциональные возможности.

Как лучше проверять свечи накала

В дизельном двигателе свечи накаливания используются для подогрева воздуха в камере сгорания. Дизель запускается с трудом, троит после запуска в мороз – основные признаки неисправности нагревателей, реле. Рассмотрим, как проверить свечи накала и можно ли это сделать своими руками с помощью тестера.

Способы проверки работоспособности

  • Измерение сопротивления нагревательного элемента. Оптимальный способ диагностики, если вы хотите проверить свечи накала, не снимая их с автомобиля. Но измерение сопротивления нити накала не дает полноценного представления о работоспособности свечи. Даже при незначительном отклонении от номинального сопротивления нагревательный элемент может разогреваться неравномерно. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то сможете без труда определить неисправный нагреватель.
  • Проверка в снятом состоянии. В отличие от измерений тестером, такой метод позволяет наглядно увидеть, как быстро и насколько равномерно разогревается нагревательный стержень. Метод действительно позволяет достоверно проверить свечи накала, но связан с риском обламывания основания при откручивании. Если свечи давно не снимались либо были зажаты с неправильным усилием, закручены без применения противонагарной герметизирующей пасты, они прикипают к стенкам посадочных колодцев. Случаи обламывания – далеко не редкость, поэтому при желании проверить свечи накала откручивать их нужно с особой осторожностью.

Нормальная работа

Предварительный подогрев воздуха – одна из особенностей дизельного двигателя. На подавляющем большинстве автомобилей для каждого из цилиндров установлены однополюсные («масса» – корпус) штифтовые свечи. Такие модели потребляют 5-18 А, тогда как двухполюсные нагреватели при напряжении 1.7 В способны потреблять до 50 А. Лишь в некоторых моделях ДВС воздух подогревается одним нагревателем, вкрученным во впускной коллектор.

При проверке свечей накала важно знать их нормальное время разогрева.

  • Обычный нагревательный элементы – требуется до 60 секунд для выхода на рабочую температуру.
  • Быстродействующие свечи накала – до 10 с. Ускоренный прогрев обеспечивается особой конструкцией нагревательного элемента.
  • Саморегулирующиеся – до 5 с. В конструкции две последовательно соединенные спирали, одна из которых обеспечивает скорость прогрева, а вторая позволяет регулировать и поддерживать температуру. Даже после выключения основной фазы предпускового прогрева для улучшения сгорания ТПВС на нагревательном элементе еще порядка 3 минут поддерживается высокая температура (Post-heating).

При проверке свечей накаливания обращайте внимание на характер разогрева. Исправный элемент должен равномерно накаляться от кончика стержня.

В камеру сгорания входит лишь небольшая зона у окончания стержня, поэтому именно в этом места степень нагрева важнее всего.

Измеряем сопротивление

Проверить свечи накала на дизеле можно омметром или универсальным тестером в режиме измерения сопротивления. Узнать точные нормативные значения можно из технической документации завода-изготовителя нагревателей. Свеча исправна, если сопротивление спирали лежит в пределах 0,7-1,8 Ом. Бесконечное сопротивление свидетельствует об обрыве цепи. Для измерений однополюсных элементов один щуп приставьте к контактной площадке свечи, к которой подключается плюсовой провод, а второй щуп к металлическому корпусу.

Косвенно оценить работоспособность можно по величине потребляемого тока. Учтите, что у бюджетных мультиметров предел измерений силы тока часто ограничивается 10 А.

Проверить свечи накала можно и токовыми клещами. Но мы не можем рекомендовать такой способ диагностики, так как прибор имеет погрешность и не позволяет наглядно оценить время и характер накала.

Диагностируем, не снимая свечи с машины

Среди всех способов проверки свечей, метод со снятием форсунок – наиболее оптимальный, если вы чувствуете, что при откручивании есть большой риск обломить нагреватель. На многих двигателях через отверстия для вкручивания форсунки можно увидеть крайнюю часть штифта. Таким образом, включив зажигание на непрогретом моторе, вы можете проверить работоспособность свечи накала.

Форсунки в процессе работы двигателя также прикипают, но обломать их при выкручивании практически невозможно. Закоксованные форсунки можно достать с помощью гидравлического съемника либо инерционного захвата, который при желании можно сделать своими руками.

Снятые нагреватели

  1. Подключите плюсовой вывод свечи накаливания к + АКБ (контакт должен быть надежным, сечение провода не меньше того, что штатно используется на автомобиле).
  2. Зажмите корпус свечи пассатижами и приложите их к минусовому выводу АКБ. На видео продемонстрировано, как проверить свечи накаливания своими руками.

Как выкрутить и заменить

  • Откручивать нагреватели для проверки следует только на прогретом двигателе.
  • За несколько часов до проверки залейте в колодец немного керосина, тормозной жидкости или проникающей смазки.
  • Непосредственно перед снятием продуйте сжатым воздухом свечные колодцы, чтобы в цилиндры не попала грязь.
  • Не старайтесь открутить деталь за один заход, если вы чувствуете, что основание начинает деформироваться, но свеча не поддается. Сделав оборот или половину в одну сторону, перед следующей попыткой откручивания закрутите ее на столько же в обратную сторону.
  • Перед вкручиванием нового элемента очистите резьбу от нагара и отложений с помощью метчика.
  • Используйте герметизирующую противопригарную смазку. В некоторых видах конструкции для предотвращения попадания в свечной колодец влаги можно использовать герметик.
  • Не переусердствуйте с закручиванием гайки, прижимающим питающую клемму.
  • При закручивании обязательно используйте динамометрический ключ.

Реле времени работы, проводка

Проверить наличие питания можно мультиметром в режиме измерения напряжения. Если температура двигателя менее 60°, после включения зажигания на центральном электроде должно появиться питающее напряжение. Также вы сможете оценить корректность работы реле времени.

Если для каждой свечи накала предназначен индивидуальный провод, нелишним будет проверить целостность проводки. Для этого удобней всего вытащить реле времени, после чего «провозвонить» провода тестером.

Признаки неисправности

  • Затрудненный запуск при температуре ниже -5°С. На дизельных моторах с изношенной цилиндропоршневой группой трудности могут начаться и при более высоких температурах. Особое значение исправная работа свечей накала имеет на предкамерных и вихрекамерных дизельных двигателях. На моторах с непосредственным впрыском признаки неисправности свечей накаливания проявляются при более низких температурах.
  • Двигатель троит после холодного запуска. Свечи накаливания подогревают воздух не только до и непосредственно в момент срабатывания стартера, но и после запуска двигателя в холодное время года. Длительность фазы постпрогрева зависит от температуры двигателя. Если после запуска 1-2 свечи не будут работать, в соответствующих цилиндрах будет ухудшенное сгорание ТПВС. На поведении двигателя это отображается вибрацией, дымом из выхлопной трубы. Как только температура в камерах сгорания всех цилиндров выравнивается, мотор начинает работать устойчиво.
Читать еще:  Туарег когда новый

Как проверить свечи накаливания

В двигателе цикла Дизеля топливо самовоспламеняется от высокой температуры сжатого воздуха. Когда двигатель не прогрет, на такте сжатия часть тепла расходуется на нагрев поршня, стенок цилиндра и камеры сгорания. Для снижения нагрузки на стартер и облегчения холодного запуска дизельные двигатели оснащаются системой предпускового подогрева. Если при снижении температуры ниже +5°С мотор стал хуже запускаться, следует проверить свечи накала.

Виды управления системой предпускового подогрева

Система с ручным включением свечей. Нагревательные элементы подключены параллельно. Питание на общий плюсовой вывод подается через силовое реле. Один вывод управляющей катушки подключен на массу, а второй проведен в салон к выключателю. Включая кнопку, водитель перемыкает контакты. Созданное катушкой магнитное поле притягивает перемыкающий контакт, замыкая цепь свечей накаливая. Подобная система уже давно не применяется на автомобилях, так как водитель может забыть о включенных свечах, держать их запитанным недостаточно или слишком долго. Но такой вид запитки и в наше время встречается на авто, где вышла из строя штатная система предпускового подогрева. Не желая возиться с диагностикой, проверкой реле или заменой блока управления, умельцы подключают свечи через обычное реле и кнопку в салоне.

В конце 80-х, начале 90-х кнопка в штатных системах предпускового подогрева была удалена в угоду умному реле. Небольшая электронная схема управления позволила реле в автоматическом режиме управлять включением и длительностью работы свечей накала. Расчеты схема проводит на основании показаний датчика температуры охлаждающей жидкости. В фазе предпускового подогрева на приборной панели загорается лампочка со спиралью. Сама контрольная лампочка играет роль своеобразного таймера. Ее затухание говорит водителю о том, что двигатель можно запускать. При этом в момент прокрутки коленвала стартером, а также после запуска, сами свечи могут продолжать работать (лампа уже гореть не будет). Функция послепускового подогрева служит для лучшего сгорания смеси в холодном двигателе, что уменьшает шумность, вибрации, расход топлива, а также ускоряет прогрев.

Система предпускового подогрева, управляемая ЭБУ. Поскольку вся аппаратная часть теперь находится в блоке управления, электронное реле заменено обычным. Сигнал с датчика температуры двигателя поступает в ЭБУ, который в свою очередь запитывает управляющие выводы катушки в реле. На многих современных авто аппаратная часть, отвечающая за включение, интенсивность накала и время работы, выведена в отдельный блок. Также блок управления свечами накала проводит самодиагностику системы.

Как тип подключения влияет на диагностику?

  • Общий тип подключения (показан выше на схемах управления). Свечи подключены параллельно толстыми проводами либо медной пластиной. Недостаток такого способа подключения в общей запитке и большой силе тока, которая проходит через реле. Со временем силовые контакты реле подгорают, из-за чего возникает паразитное сопротивление и падает ток в цепи. Соответственно, свечи накаливания не будут разогреваться в полную силу либо и вовсе не включатся. На авто с таким типом подключения отсутствует функция самодиагностики.
  • Групповой тип подключения. Одно реле при такой схеме отвечает за несколько свечей накаливания. Таким образом, упал суммарный ток в цепи, что снизило нагрузку на провода и реле. Главный недостаток – отсутствие вменяемой функции самодиагностики, которая позволяла бы определять перегоревшую свечу.

  • Индивидуальная схема подключения. Свечами накаливания управляет отдельный блок. Взамен реле, в блоке для каждого нагревательного элемента предусмотрен силовой транзистор. Включение в цепь каждой свечи токового шунта (резистора с низким сопротивлением) позволило реализовать функцию самодиагностики. Блок управления свечами мониторит ток для каждого из нагревателей. Если в цепи есть окислы, обрыв провода или свеча перегорела, микропроцессор фиксирует падение напряжения. Факт обнаружения поломки записывается в энергонезависимую память в виде кода неисправности. На панели приборов при этом будет моргать контрольная лампа свечей накала или загорится Check Engine. Поэтому проверку современной системы предпускового подогрева рекомендуется начинать с компьютерной диагностики.

Методы диагностики

Сделаете контрольку для проверки электрических цепей из лампы стоп-сигналов, заднего хода. Обычной контролькой сложно заметить возросшее сопротивление, но можно найти обрыв. Снимите разъем со свечей накала. Один контакт контрольки подключите на плюс АКБ, а вторым дотроньтесь до центрального вывода свечи. Если лампа не горит, внутри свечи присутствует обрыв нагревательного элемента. Тусклое свечение нити накала говорит о высоком сопротивлении, поэтому свечу также следует заменить.

Описанный выше метод проверки довольно точный, но все же не позволяет оценить характер нагрева. Свеча должна раскаливаться от кончика до основания. В форкамеру или камеру сгорания выглядывает только кончик свечи и именно тепло от него производит наибольше полезного действия. Поэтому самая лучшая проверка – это извлечение свечи и подключение ее напрямую от АКБ.

Описанным способом не рекомендуется проверять саморегулирующиеся и керамические свечи. Нагревательный элемент оплавится, если на него подать напряжение 12 В более чем на 2 с.

Если нагревательные элементы в порядке, с помощью контрольки и мультиметра проверьте наличие «+» и «–», прозвоните провода на предмет обрыва. Выше мы изучили все возможные элементы и схемы подключения. Вам остается изучить электросхему систему предпускового подогрева, после чего поочередно проверить все элементы.

Как лучше проверять свечи накала

В дизельном двигателе свечи накаливания используются для подогрева воздуха в камере сгорания. Дизель запускается с трудом, троит после запуска в мороз – основные признаки неисправности нагревателей, реле. Рассмотрим, как проверить свечи накала и можно ли это сделать своими руками с помощью тестера.

Способы проверки работоспособности

  • Измерение сопротивления нагревательного элемента. Оптимальный способ диагностики, если вы хотите проверить свечи накала, не снимая их с автомобиля. Но измерение сопротивления нити накала не дает полноценного представления о работоспособности свечи. Даже при незначительном отклонении от номинального сопротивления нагревательный элемент может разогреваться неравномерно. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то сможете без труда определить неисправный нагреватель.
  • Проверка в снятом состоянии. В отличие от измерений тестером, такой метод позволяет наглядно увидеть, как быстро и насколько равномерно разогревается нагревательный стержень. Метод действительно позволяет достоверно проверить свечи накала, но связан с риском обламывания основания при откручивании. Если свечи давно не снимались либо были зажаты с неправильным усилием, закручены без применения противонагарной герметизирующей пасты, они прикипают к стенкам посадочных колодцев. Случаи обламывания – далеко не редкость, поэтому при желании проверить свечи накала откручивать их нужно с особой осторожностью.

Нормальная работа

Предварительный подогрев воздуха – одна из особенностей дизельного двигателя. На подавляющем большинстве автомобилей для каждого из цилиндров установлены однополюсные («масса» – корпус) штифтовые свечи. Такие модели потребляют 5-18 А, тогда как двухполюсные нагреватели при напряжении 1.7 В способны потреблять до 50 А. Лишь в некоторых моделях ДВС воздух подогревается одним нагревателем, вкрученным во впускной коллектор.

При проверке свечей накала важно знать их нормальное время разогрева.

  • Обычный нагревательный элементы – требуется до 60 секунд для выхода на рабочую температуру.
  • Быстродействующие свечи накала – до 10 с. Ускоренный прогрев обеспечивается особой конструкцией нагревательного элемента.
  • Саморегулирующиеся – до 5 с. В конструкции две последовательно соединенные спирали, одна из которых обеспечивает скорость прогрева, а вторая позволяет регулировать и поддерживать температуру. Даже после выключения основной фазы предпускового прогрева для улучшения сгорания ТПВС на нагревательном элементе еще порядка 3 минут поддерживается высокая температура (Post-heating).

При проверке свечей накаливания обращайте внимание на характер разогрева. Исправный элемент должен равномерно накаляться от кончика стержня.

В камеру сгорания входит лишь небольшая зона у окончания стержня, поэтому именно в этом места степень нагрева важнее всего.

Измеряем сопротивление

Проверить свечи накала на дизеле можно омметром или универсальным тестером в режиме измерения сопротивления. Узнать точные нормативные значения можно из технической документации завода-изготовителя нагревателей. Свеча исправна, если сопротивление спирали лежит в пределах 0,7-1,8 Ом. Бесконечное сопротивление свидетельствует об обрыве цепи. Для измерений однополюсных элементов один щуп приставьте к контактной площадке свечи, к которой подключается плюсовой провод, а второй щуп к металлическому корпусу.

Косвенно оценить работоспособность можно по величине потребляемого тока. Учтите, что у бюджетных мультиметров предел измерений силы тока часто ограничивается 10 А.

Проверить свечи накала можно и токовыми клещами. Но мы не можем рекомендовать такой способ диагностики, так как прибор имеет погрешность и не позволяет наглядно оценить время и характер накала.

Диагностируем, не снимая свечи с машины

Среди всех способов проверки свечей, метод со снятием форсунок – наиболее оптимальный, если вы чувствуете, что при откручивании есть большой риск обломить нагреватель. На многих двигателях через отверстия для вкручивания форсунки можно увидеть крайнюю часть штифта. Таким образом, включив зажигание на непрогретом моторе, вы можете проверить работоспособность свечи накала.

Форсунки в процессе работы двигателя также прикипают, но обломать их при выкручивании практически невозможно. Закоксованные форсунки можно достать с помощью гидравлического съемника либо инерционного захвата, который при желании можно сделать своими руками.

Читать еще:  Угол поворота руля без движения колес

Снятые нагреватели

  1. Подключите плюсовой вывод свечи накаливания к + АКБ (контакт должен быть надежным, сечение провода не меньше того, что штатно используется на автомобиле).
  2. Зажмите корпус свечи пассатижами и приложите их к минусовому выводу АКБ. На видео продемонстрировано, как проверить свечи накаливания своими руками.

Как выкрутить и заменить

  • Откручивать нагреватели для проверки следует только на прогретом двигателе.
  • За несколько часов до проверки залейте в колодец немного керосина, тормозной жидкости или проникающей смазки.
  • Непосредственно перед снятием продуйте сжатым воздухом свечные колодцы, чтобы в цилиндры не попала грязь.
  • Не старайтесь открутить деталь за один заход, если вы чувствуете, что основание начинает деформироваться, но свеча не поддается. Сделав оборот или половину в одну сторону, перед следующей попыткой откручивания закрутите ее на столько же в обратную сторону.
  • Перед вкручиванием нового элемента очистите резьбу от нагара и отложений с помощью метчика.
  • Используйте герметизирующую противопригарную смазку. В некоторых видах конструкции для предотвращения попадания в свечной колодец влаги можно использовать герметик.
  • Не переусердствуйте с закручиванием гайки, прижимающим питающую клемму.
  • При закручивании обязательно используйте динамометрический ключ.

Реле времени работы, проводка

Проверить наличие питания можно мультиметром в режиме измерения напряжения. Если температура двигателя менее 60°, после включения зажигания на центральном электроде должно появиться питающее напряжение. Также вы сможете оценить корректность работы реле времени.

Если для каждой свечи накала предназначен индивидуальный провод, нелишним будет проверить целостность проводки. Для этого удобней всего вытащить реле времени, после чего «провозвонить» провода тестером.

Признаки неисправности

  • Затрудненный запуск при температуре ниже -5°С. На дизельных моторах с изношенной цилиндропоршневой группой трудности могут начаться и при более высоких температурах. Особое значение исправная работа свечей накала имеет на предкамерных и вихрекамерных дизельных двигателях. На моторах с непосредственным впрыском признаки неисправности свечей накаливания проявляются при более низких температурах.
  • Двигатель троит после холодного запуска. Свечи накаливания подогревают воздух не только до и непосредственно в момент срабатывания стартера, но и после запуска двигателя в холодное время года. Длительность фазы постпрогрева зависит от температуры двигателя. Если после запуска 1-2 свечи не будут работать, в соответствующих цилиндрах будет ухудшенное сгорание ТПВС. На поведении двигателя это отображается вибрацией, дымом из выхлопной трубы. Как только температура в камерах сгорания всех цилиндров выравнивается, мотор начинает работать устойчиво.

Как проверить свечи зажигания в бензиновом двигателе и свечи накала на дизеле?

Как Вы знаете, свечи зажигания предназначены для воспламенения топливной смеси в бензиновых двигателях. Несмотря на то, что производители заявляют о ресурсе обычной свечи около 30 000 – 40 000 км пробега (для иридиевых свечей зажигания – свыше 150 000), в условиях реальной эксплуатации эти показатели могут быть меньше на порядок.

Свечи накаливания устанавливаются на дизельные моторы и служат они, в отличие от свечей зажигания, для прогрева камеры сгорания перед пуском и для поддержания рабочей температуры внутри неё, пока воспламенение горючей смеси не станет устойчивым. Необходимость в этих свечах вызвана затрудненным пуском холодного дизеля.

Если свеча зажигания работает постоянно во время работы двигателя, то свеча накала на дизеле почти сразу отключается после пуска.

Учитывая то, что свечи зажигания и свечи накала различаются как по устройству, так и по характеру работы, способы их проверки рассмотрим по отдельности.

Проверка свечей зажигания

Проверка свечей зажигания мультиметром.

Выбрать способ определения исправности свечей зажигания Вам поможет описание нескольких вариантов, вот они:

  • «на искру» при прокручивании двигателя;
  • проверка свечей зажигания прибором (пистолетом);
  • с использованием стенда для проверки свечей зажигания.

Проверка свечей зажигания мультиметром неэффективна, так как Вы сможете проверить лишь сопротивление помех подавляющего резистора, встроенного в некоторые свечи. Если на отечественной свече его наличие можно установить по букве «Р» в маркировке свечи (например, А17ДВРМ), то единого стандарта обозначений для зарубежных производителей нет.

Но мультиметром можно проверить провода свечей зажигания, произведя замеры их сопротивлений. Причём не обязательно знать точные их значения. Включите мультиметр в режим омметра, настроив его на сопротивление до 100 кОм. Проверьте все провода – их сопротивление должно увеличиваться пропорционально длине. Слишком большое его значение (по сравнению с другими проводами) укажет на нарушение целостности проводника или контакта провода с наконечниками.

Установка SL-100 для проверки свечей зажигания под давлением.

Наиболее наглядной и эффективной проверка свечей зажигания будет лишь в том случае, когда испытательный прибор имеет возможность воспроизводить или имитировать условия, в которых они работают.

Например, выпускаемая в России установка SL 100 представляет собой прибор для проверки свечей зажигания под давлением. Это компактное устройство со встроенным компрессором, создающим давление в специальной камере, в которую вворачиваются свечи. Прибор создаёт давление до 10 – 11 бар, что соответствует компрессии в цилиндрах бензинового двигателя.

В камере есть смотровое окно, сквозь которое процесс искрообразования можно визуально контролировать. Прибор оснащён проводами с клеммами – «крокодилами» для подключения к аккумуляторной батарее.

Такой стенд позволяет не только оценить характер искры, но и герметичность свечей.

Но, конечно для рядового автолюбителя доступнее пистолет для проверки свечей зажигания – цена его зачастую меньше стоимости комплекта свечей.

Как сделать прибор для проверки свечей зажигания своими руками?

Пъезозажигалка переделанная под тестер свечей зажигания.

Несмотря на то, что в автомагазинах можно приобрести все необходимые инструменты и приспособления для обслуживания своего авто, многие автовладельцы, иногда просто из любопытства, сами мастерят различные приборы. Не составляют исключение и устройства, с помощью которых можно проверить работоспособность свечей.

Простейший прибор для проверки свечей зажигания, работающий так же, как пистолет, Вы сможете сделать из любой пьезоэлектрической зажигалки. Достаточно лишь удлинить или припаять провода, снимающие напряжение с пьезоэлемента.

Но вот создание своими руками стенда для проверки свечей зажигания под давлением потребует от Вас как слесарных навыков, так и изобретательности. Но некоторые умельцы делают самодельные приборы для проверки свечей зажигания, нисколько не уступающие покупным образцам.

Самым сложным будет изготовление камеры со смотровым окном. Без сварочных работ изготовить её не удастся – придётся вваривать резьбовые втулки под свечи.

Чтобы быть уверенным, что искра не пробивает изолятор свечи, «проскакивая» внутри её вбок, позаботьтесь о возможности осмотра свечи в процессе испытаний с разных углов. Можно использовать зеркала, дополнительную подсветку и т.д.

Для получения энергии, требуемой для высоковольтного разряда, кто-то использует практически все элементы системы зажигания – датчик Холла, коммутатор, катушку. Но можно найти и более бюджетный вариант – использовав магнето от старой бензопилы «Дружба». Правда, в таком случае придётся подбирать катушку, способную сгенерировать более мощный разряд.

Как проверить свечи накала своими руками на дизеле?

Проверка свечей накала без снятия

Проверка свечей накала мультиметром.

Проверить свечи накаливания можно тестером (мультиметром) в режиме омметра. Бесконечное значение сопротивления говорит об обрыве провода, то есть о том, что свеча перегорела. Сделать это можно, подключив прибор к свече, установленной на двигатель. Но с учётом того, что протекающий в рабочем режиме через свечу ток сильнее, такой способ недостаточно точен, так как не покажет «утекания» напряжения на «массу», которое будет способствовать недостаточному нагреву свечи.

Поэтому способ, которым пользуются опытные владельцы «дизелей», будет намного эффективнее. Заключается он в разрыве цепи питающего провода свечи и проверке протекающего через неё тока «на искру», то есть касанием его к клемме АКБ. Сильное искрение скажет о том, что ток достаточно сильный и свеча прогревается нормально. При утечке тока искрение слабее, а неисправная свеча не вызовет его вовсе.

Проверка со снятием свечей

Сначала коснёмся возможных трудностей, связанных с выкручиванием свечей из головки блока. Если не соблюдать осторожность, можно сломать свечу, что значительно усложнит Вашу жизнь – иногда для удаления обломков требуется демонтаж головки.

Проверка свечи накала на аккумуляторе.

Поэтому опытные дизелисты рекомендуют выкручивать свечи, предварительно прогрев двигатель до рабочей температуры, предварительно обработав резьбовое соединение проникающим составом. Важно знать, что после использования жидкостей типа WD-40, различных «Жидких ключей» нужно промывать резьбу – в состав многих из них входят кислоты, которые в дальнейшем могут вызвать «прикипание» деталей. Производители автохимии, как правило, «скромно умалчивают» об этом. Нелишним будет и нанесение на резьбу графитной смазки, но без излишеств.

Выкрученные свечи лучше всего проверять прямо на машине, обеспечив их контакт с «массой». Дело в том, что рабочее напряжение свечей может быть меньше 12 вольт, и подключение напрямую к АКБ может сжечь их. А так Вы используете штатную проводку, чем избегаете ненужного риска.

И на будущее – проверкой напряжения с разрывом питающего провода можно проверить и исправность реле включения свечей накала на дизеле. Для чистоты эксперимента проверку делайте на холодном двигателе, иначе на современных дизелях управляющая электроника может не дать сигнал на включение свечей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector