Как проверить терморегулятор
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Как проверить терморегулятор

Zheka147 › Блог › Как проверить термостат, не снимая с машины

Выход из строя данного узла неизбежно приводит к ряду проблем — перегреву мотора или невозможности набора им нужной температуры.

Вот почему автолюбителю нужно знать, как проверить термостат, и какие неисправности данного устройства существуют.

Распространенные причины поломок;
Способы решения проблем;
Проверяем устройство без снятия и с демонтажем;
Особенности проверки на автомобилях ВАЗ;
Проверяем устройство при покупке;
Подводим итоги.

Распространенные причины выхода из строя устройства

В процессе эксплуатации авто возможны следующие поломки термостата и причины их появления.

1. Повышенное время нагрева силового узла.

Мотор работает неустойчиво (к примеру, троит), что приводит к чрезмерным колебаниям клапана термостата и повреждению его седла. Из-за воздействия сильной вибрации происходит повреждение термочувствительного элемента.

Итог — попадание охлаждающей жидкости внутрь узла (выход воска наружу), что приводит к нарушению функций устройства, которое перестает открывать или закрывать клапан при достижении нужного уровня температур.

Причиной такой поломки может стать попадание ОЖ внутрь специального элемента, контролирующего уровень температуры антифриза в системе.

Итог — повышение общего объема наполнителя и преждевременное открытие клапана.

3. Открытие термостата происходит с задержкой.

Причина — появление течи специального наполнителя, позволяющего устройству реагировать на изменение температуры.

Изменение объема данного элемента в меньшую сторону потребует большего прогрева для открытия клапана.

Итог — срабатывание термостата с определенной задержкой по времени.

4. Двигатель регулярно перегревается.

К примеру, возможны ситуации, когда термостат пропускает ОЖ вовремя, но мотор все равно набирает высокую температуру.

Причина — пропускание жидкости не через главный радиатор, а ее сброс через обратку снова в мотор.

5. Клапан термостата открыт не до конца по причине механических повреждений.

Итог — поступление в радиатор малого объема жидкости для полноценного снижения температуры в системе.

6. Клапан закрыт не до конца.

Такое возможно, когда к рабочему элементу «пробралась» охлаждающая жидкость.

Из-за повышения объема рабочего элемента клапанная тарелка не может закрыться полностью.

7. Неправильная работа устройства.

К примеру, открытие и закрытие его раньше положенного времени. Такое возможно в случае сбоев в заводских настройках и чрезмерном перегреве системы охлаждения силового узла.

8. Разрушение резинового уплотнителя.

Из-за поломки в охлаждающую жидкость попадает масло. Последнее действует как растворитель резинового клапанного уплотнения (резина попросту не выдерживает воздействия).

К возможным решениям проблемы можно отнести:

1. При превышении температуры ОЖ выше нормы (при условии работоспособности термостата и его правильном выборе) необходима замена устройства, но с более высокой температурой открытия. Как правило, такой шаг рекомендуется для автолюбителей, которые эксплуатируют авто в условиях гор и в регионах с высокой среднегодовой температурой.

3. Раннее открытие термостата возможно из-за чрезмерного давления в системе. Около устройства часто появляются зоны разного давления, что приводит к раннему срабатыванию клапана. Причин здесь несколько:

выход из строя системы охлаждения;
ослабла пружинка термостата;
мотор работает на повышенных оборотах в период прогрева.
4. Двигатель греется слишком долго.

неполное закрытие клапана термостата;
нарушение целостности клапанной тарелки (к примеру, появилась щель);
неправильная позиция термостата (возможно изменение местоположения воздушного клапана).
5. Мотор греется выше нормы даже в ситуации, когда термостат полностью открыт:

пробки или низкий уровень ОЖ;
выход из строя радиатора (закупоривание его сот);
выход из строя насоса охлаждения или вентилятора;
загрязнение системы охлаждения.

Описанные выше проблемы могут появиться в любой момент. Во избежание перегрева двигателя и его повреждения необходимо знать, как проверить термостат прямо на автомобиле и после его демонтажа в домашних условиях.

Важно знать, что после пуска мотора клапан термостата еще закрыт и ОЖ идет по малому контуру (через мотор и печку). Это позволяет силовому узлу быстрей набрать нужную температуру.

Как только требуемый уровень достигнут, происходит открытие клапана и пропуск ОЖ через основной радиатор.

Понимание данного принципа очень важно в процессе проверки термостата.

Поэтому предлагаем вам ознакомиться со схемой.

1. Без демонтажа устройства.

Проще всего — не снимать устройство, а выполнить проверки прямо на автомобиле. Главное условие — холодный мотор.

Процесс диагностики начинается с пуска силового узла и его прогрева в течение 2-3 минут на ХХ.

Этого времени недостаточно, чтобы мотор прогрелся и ОЖ пошла по большому кругу, поэтому радиатор пока не подключен к общей системе охлаждения мотора.

Дабы проверить, что система работает корректно, прикасайтесь рукой к патрубку, который подходит к верху основного радиатора.

Патрубок должен быть холодным, что сигнализирует о прохождении ОЖ по малому кругу (только через мотор и печку).

Следовательно, клапан проверяемого устройства находится в закрытом положении (на данном этапе так и должно быть).

Продолжайте наблюдать за работой системы охлаждения. Как только температура ОЖ достигает уровня 90 градусов Цельсия (можно контролировать по датчику), касайтесь подводящего патрубка. Клапан в этот момент должен быть открыт.

К слову, горячим будет и нижняя трубка системы охлаждения, отходящая от радиатора.

Если описанное выше условие не выполняется, то можно говорить о поломке термостата и неправильном срабатывании устройства (к примеру, клапан могло заклинить). В такой ситуации нужно проверить устройство и при необходимости заменить его.

Возможен и второй вариант, когда после пуска мотора подходящая к радиатору трубка прогревается почти сразу.

Одна из причин — заклинивание клапана в открытой позиции и, как следствие, движение ОЖ сразу по большому кругу.

Результат в данном случае очевиден — мотор будет работать на пониженной температуре из-за невозможности выхода на нормальный температурный режим работы.

Подобная неисправность не опасна для силового узла, но может привести к росту потребления топлива.

Возможны ситуации, когда клапан «зависает» в срединном положении, то есть не закрывается и не открывается в полной мере. Диагностируется проблема по долгому прогреву силового узла.

Проверку термостата, в таком случае, можно провести только путем его демонтажа.

2. Проверка работоспособности термостата со снятием (температурный метод).

Если определить поломку без демонтажа не удается, то действуйте следующим образом:

сливайте антифриз в заблаговременно подготовленную емкость. При этом сначала устанавливайте сосуд, а после выкручивайте пробку для слива. Чтобы ускорить процесс выхода ОЖ откручивайте пробку на расширительном бачке;
если такой пробки нет, то ставьте емкость под нижнюю часть патрубка радиатора. послабляйте хомут, который удерживает трубку на радиаторе, и демонтируйте сам патрубок. Дождитесь полного слива ОЖ в емкость, после чего приступайте к демонтажу термостата;
демонтируйте отходящий патрубок;

Автомобили ВАЗ продолжают оставаться по-настоящему «народным» транспортным средством. Давайте же рассмотрим, как проверить термостат на авто данной марки.

Для начала отметим, что на всех моделях Волжского автозавода (ВАЗ 2107, 2114, 2109, 2110, 2114 и прочих) принцип проверки термостата идентичен. Единственное, что может меняться — температура открытия и закрытия клапана. Но эту информации можно посмотреть в инструкции к своему авто.

1. Со снятием устройства (диагностика дома).

Алгоритм действий аналогичен тому, что был описан выше.

Термостат опускается в емкость с нагреваемой водой, последующим замером температуры и контролем срабатывания клапана.

Как только температура доходит до уровня 87-90 градусов Цельсия, можно заметить перемещение клапана.

Полное открытие должно происходить при 102 градусах Цельсия. Нормальный ход клапана — 8 мм.

Пускайте мотор и убеждайтесь, что какое-то время после пуска нижний (отводящий) шланг остается холодным, а после быстро прогревается. Это свидетельствует о том, что ОЖ начала циркулировать по большому кругу.

Как проверить устройство при покупке.

Во время покупки нового термостата дуньте в штуцер. Это позволит убедиться, что в охлажденном состоянии штуцер закрыт максимально плотно.

Хотя это и не гарантирует 100% — го качества, но все же хоть частично обезопасит вас от брака. К сожалению бракованных термостатов, на рынке сейчас много.

Зная способы проверки термостата, вы всегда сможете определить неисправность и избежать повреждения силового узла.
источник www.avto-pulss.ru
При этом помните, что игнорирование поломок данного устройства может привести к перегреву мотора и его выходу из строя. Итог — еще большие затраты.

Как проверить терморегуляторы холодильников в домашних условиях

В работе холодильника нередко случаются сбои. Он перестает включаться или, наоборот, работает без перерыва. На задней стенке образуется изморозь и наледь. Продукты в камере быстро портятся, не успевая охладиться, либо, наоборот, перемораживаются. Часто к этому приводит поломка терморегулятора. Зная, как проверить термостат холодильника на исправность, проблему можно устранить самостоятельно.

Для чего необходим термостат в холодильнике и что это такое

Терморегулятор обеспечивает полноценную работу агрегата. Фиксируя показания датчиков температуры в камерах, он подает сигнал на пусковое реле компрессора. Если в камере тепло, то мотор включается и нагоняет холод. При достижении заданного температурного режима он отключается.

Термостат представляет собой реле, с одной стороны которого находится герметичная сильфонная трубка с фреоном (капиллярная трубка). Ее конец прикреплен к испарителю. На другой стороне — клеммы для проводов. Размыкание и соединение контактов производит подачу сигналов на компрессор. Это происходит, когда внутри трубки с хладагентом изменяется уровень давления при снижении или повышении температуры.

Контактами управляет пружина. С ее помощью устанавливают температурный режим в камерах. К ней присоединена ручка регулировки. Ее поворот меняет степень натяжения пружины. В результате, чтобы сомкнуть или разомкнуть контакты, требуется больше или меньше усилий. Это оказывает влияние на давление в капиллярной трубке, при котором контакты срабатывают. Таким устройством оснащены модели с механическим управлением («Саратов», «Ока», Atlant и др.).

В агрегатах с электронным регулированием температуры процесс слегка отличается, но сам принцип аналогичен. Необходимый уровень температуры устанавливается на основании фактических показателей, фиксируемых капиллярной трубкой.

Система регулирования состоит из модуля управления и термодатчиков. Они контролируют температурный режим в разных зонах. Для замены и ремонта такого регулятора требуются знания в области электроники и специальное оборудование. Самостоятельно отремонтировать устройство не получится, придется обратиться к профессионалам.

В каком месте необходимо искать терморегулятор холодильника

Термореле установлено внутри или снаружи агрегата. В старых моделях его располагают в холодильной камере, справа, под лампочкой освещения. В современной технике — обычно над дверью.

Совет. Перед тем, как проверить терморегулятор холодильника в домашних условиях на исправность, изучите инструкцию по эксплуатации к бытовой технике. Она содержит информацию по устройству конкретной модели термостата и его расположению.

Терморегулятор располагают рядом с ручкой, устанавливающей температурный режим. Если он находится внутри камеры, то его заключают в защитный корпус. Чтобы извлечь деталь, ручку снимают, потянув ее на себя. Затем откручивают крепежные винты и снимают корпус.

Читать еще:  Сколько стоит покрасить автомобиль

Когда деталь расположена снаружи, над дверцей, то сначала также снимают ручку. Затем откручивают саморезы, которыми закреплена планка с лампочкой, и достают терморегулятор.

Как провести проверку терморегулятора самостоятельно

Поломка детали не блокирует сразу работу бытового прибора, но он начинает функционировать некорректно.

Признаки неисправности термостата:

  • агрегат не включается после выключения;
  • температура в камере — 0°С и ниже;
  • задняя стенка покрывается снегом и льдом;
  • компрессор работает без перерыва или с короткими перерывами;
  • внутри холодильной камеры тепло.

Эти признаки свидетельствуют не только о поломке термореле. Они характерны при неисправности других деталей.

Холодильник беспрерывно работает

Когда агрегат работает не выключаясь, проверить исправность терморегулятора холодильника можно с помощью термометра. Для этого технику отключают от сети, вынимают все продукты и размораживают.

Совет. Во время разморозки нельзя откалывать и отбивать лед. Это приведет к более серьезным повреждениям агрегата.

Затем бытовой прибор включают. Ручку настройки устанавливают на максимально низкую температуру. Если в устройстве есть режим заморозки, то включают его. На среднюю полку камеры помещают термометр, измеряющий температуру воздуха в доме. Холодильник оставляют на 2 часа, затем проверяют показания. Если они находятся в пределах +6°С, то терморегулятор исправен. Когда в камере холоднее или теплее, то деталь необходимо заменить.

Образование наледи на стенках агрегата

Если в холодильнике после разморозки быстро образуется наледь, диагностику исправности термостата проводят следующим образом. Во время работы компрессора ручку регулировки поворачивают в сторону увеличения температурного режима внутри агрегата. При исправном реле датчик зафиксирует нужный уровень температуры, в результате компрессор отключится. Если мотор будет продолжать работать, то термостат нуждается в замене.

После диагностики (когда реле исправно) из камер вынимают все продукты. Агрегат оставляют работать вхолостую около 6 часов. При этом обращают внимание на длительность простоев компрессора. Если время покоя равно примерно 40 минутам, холодильником пользуются в обычном режиме. Частое отключение и включение регулируют с помощью настроек реле. Если это не получается сделать, терморегулятор меняют на новый.

Холодильник не включается

Если устройство не включается после отключения, чтобы провести проверку термостата холодильника на работоспособность, его демонтируют. Для этого технику отключают от сети. Затем снимают ручку, откручивают саморезы и убирают защитный корпус. После чего внимательно осматривают деталь, обращая внимание на провода. Их цвет различается в зависимости от назначения.

Для заземления используют желтый с зеленой полоской. Его не трогают. Остальные провода отсоединяют и замыкают друг с другом. Прибор включают в сеть. Если он не включается, это говорит об исправности терморегулятора, но проблемах с компрессором или пускозащитным реле. Если агрегат заработал, то термостат нуждается в замене.

Совет. Начиная проверку исправности детали, фиксируйте все операции на камеру. Это поможет при установке нового регулятора.

Устанавливая деталь, важно не перепутать провода. Обычно для соединения с мотором используют черный, красный или оранжевый провод. На ноль идет коричневый. Желтый с зеленой полоской обеспечивает заземление. Желтый, белый или зеленый провод соединяют со световым индикатором.

В некоторых моделях техники для проверки и замены детали снимают дверцу с петель. Для этого удаляют накладку, установленную над верхней петлей, и откручивают скрытые под ней болты. Перед снятием ручки регулировки снимают заглушку и откручивают крепеж. Это производят с максимальной аккуратностью. Собирают в обратном порядке.

Проверка с помощью тестера

Чтобы узнать, исправен ли терморегулятор, специалисты рекомендуют использовать мультиметр. Для этого деталь демонтируют. Если тестер аналоговый, его переводят в режим, измеряющий сопротивление, выставляют начальную точку. Щупы соединяют, стрелку ставят на ноль. Цифровой прибор переводят в положение «200» или «Прозвон цепи».

Чтобы приблизить условия проверки к рабочим, сильфонную трубку опускают в воду со льдом. Затем измеряют сопротивление между клеммами с помощью тестера. Если стрелка аналогового мультиметра зашкаливает, а цифровой показывает 1, то термостат сломан. Его меняют на новый.

Возможные поломки регулятора температуры

Чаще всего терморегулятор выходит из строя по естественным причинам. За время работы он изнашивается. К его поломке могут также привести скачки напряжения в сети, попадание влаги, потеря герметичности. Бракованные детали попадаются крайне редко.

Если компрессор в холодильнике работает без остановки, на задней стенке появилась наледь или агрегат, наоборот, не включается, это не значит, что из строя вышел именно термостат. Но его проверяют в первую очередь. В случае обнаружения неисправности сразу обращаются к специалистам. Они быстро и качественно устранят поломку. Если в холодильнике с механическим управлением деталь можно заменить самостоятельно, то делать ремонт в агрегате с электронной системой не рекомендовано.

Отрегулировать работу терморегулятора можно самостоятельно

Если регулятор температурного режима выкручен слишком сильно, продукты в камере будут замерзать. Пища потеряет свои полезные свойства. Когда в холодильнике слишком тепло, в продуктах начинают размножаться бактерии, это приводит к их быстрой порче. Поэтому важно правильно отрегулировать температуру и работу терморегулятора.

В холодильной камере оптимальной считают температуру от +4 до +6°С, в морозильной — -18°С. Их устанавливают вручную. В механических моделях нужное положение находится между значением 2 и 3,5. В технике с электронным управлением температуру устанавливают в градусах — от +4 до +6°С.

Зачастую перед включением агрегата пользователи не смотрят в инструкцию по эксплуатации и регулируют температуру, произвольно вращая термостат. Это не всегда приводит к правильной настройке техники.

Чтобы проверить правильность регулировки, используют уличный термометр. Его помещают в стакан с водой, ставят в центре камеры и оставляют на ночь. После чего смотрят показатели. Если они выше +4°С, то регулятор подкручивают в сторону охлаждения. Если ниже +2°С, поворачивают в обратном направлении. Обычно вращение винта на пружине по часовой стрелке повышает температуру, а против — понижает. Один оборот равен примерно 5-6°С.

Когда температура стабилизирована до +4°С, проводят проверку морозильной камеры. Термометр помещают в нее на 3-4 часа. Если температура ниже -25°С, то ручку поворачивают вверх, чтобы повысить температурный режим. Если выше -18°С, то температуру снижают.

Заключение

Если в холодильнике произошел сбой, это не всегда говорит о поломке терморегулятора. Но его проверяют в первую очередь, используя несколько способов. Неисправный термостат в агрегатах с механическим управлением можно заменить самостоятельно, но лучше доверить ремонт специалистам, которые быстро и качественно устранят неполадки.

Способы проверки термостата холодильника

Если холодильник объявил забастовку и отказывается включаться или наоборот — трудится, не останавливаясь, сутки напролёт — требуется проверить терморегулятор. Именно он чаще всего виноват в неадекватном поведении агрегата. Если знать, как проверить терморегулятор холодильника — можно обойтись без вызова мастера.

Устройство и принцип действия терморегулятора

Термостат — это реле, включающее и отключающее холодильник в зависимости от температуры в камерах. С одной его стороны выходит герметичная сильфонная трубка, заполненная хладагентом, на противоположной стороне расположены клеммы для присоединения проводов. Конец трубки прикрепляется к испарителю.

Терморегулятор холодильника Индезит.

При повышении температуры — давление в трубке повышается за счёт расширения хладагента, что приводит к замыканию контактов, включающих компрессор. После понижения температуры — давление падает, что приводит к размыканию контактов. Значение температуры, при котором переключаются контакты, зависит от натяжения пружины, воздействующей на них. Её усилие регулируется поворотом ручки установки температуры. Таким термостатом оснащён холодильник Ока, Атлант и другие модели с механическими терморегуляторами.

На многих современных моделях используется электронное регулирование температуры. Оно состоит из модуля управления и нескольких датчиков, контролирующих температуру в разных зонах, иногда на каждой полке. Для ремонта такой системы потребуются глубокие познания в электронике или вызов мастера.

Как добраться до терморегулятора

Отыскивается он просто, так как термостат размещён в том же месте, где и ручка установки температурного режима. В старых моделях, например, Ока 6М, он расположен внутри холодильной камеры, на правой стенке, рядом с лампой освещения. Чтобы добраться до него — сначала снимают ручку, просто потянув её на себя. Затем снимается защитный кожух, который защёлками крепится в отверстиях стенки камеры.

В современных моделях холодильника: таких, как Индезит, Стинол и других -терморегулятор устанавливается снаружи, обычно над дверкой, но возможны и другие варианты. Для доступа к нему потребуется крестообразная отвёртка. Путь к нему также начинается со снятия ручки, кожух снимается с защёлок и убирается, затем откручиваются саморезы, крепящие планку с сигнальной лампочкой, и сам терморегулятор.

Термостат может находиться в разных местах.

Симптомы неисправности термостата

Термостат неисправен, если:

Агрегат работает, не отключаясь

Проверяется работоспособность терморегулятора в этом случае без его извлечения. Для этого нужно:

  1. Выдернуть вилку из розетки.
  2. Освободить камеры от продуктов.
  3. Установить ручку в положение максимального холода или запустить режим быстрого замораживания, если он есть.
  4. На средней полке холодильной камеры (не морозильной!) разместить градусник, желательно, чтобы он мог измерять и минусовую температуру.
  5. Включить холодильник с пустыми камерами.
  6. Через пару часов извлечь градусник. Он должен показывать 6 — 7C. Если показания иные — предстоит замена термостата.

Чтобы проверка не отнимала много времени нужно добраться до термореле и подвигать пластинку, находящуюся около штырька, на который надевается ручка. Если при её движении нет щелчков или она не сдвигается — термостат меняется.

Если появляется снежная шуба в холодильной камере — терморегулятор работает неправильно или не работает совсем.

Холодильный агрегат не включается

Причиной этой неисправности может быть не только термореле, но и сгоревший мотор компрессора или поломка пускозащитного реле. Но прежде, чем вызывать мастера следует проверить исправность термореле. Для этого нужно снять кожух, предварительно отключив агрегат от электросети, и разобраться в проводах.
В старых моделях к клеммам термореле подходят всего пара проводов. Их снимают и замыкают между собой отрезком провода или даже канцелярской скрепкой, изогнув её надлежащим образом.

Провода замкнули между собой — компрессор заработал. Значит терморегулятор неисправен. А если при замыкании компрессор не запустился — значит неисправно пускозащитное реле или сгорел двигатель. Стало быть без мастера не обойтись.

В современных агрегатах к термостату подключено 4 разноцветных провода:

  • провод от двигателя компрессора бывает оранжевым, красным или чёрным;
  • от вилки — коричневым;
  • от сигнальной лампочки — белым, жёлтым или зелёным;
  • заземляющий провод — жёлтым с зелёной полосой.

Замкнуть нужно первые 3 провода, а далее как указано выше.

Профессионалы считают более надёжной проверку с помощью мультиметра, которую может сделать и домашний мастер. Термостат придётся снять. Если мультиметр аналоговый переключатель устанавливается в положение измерения малых сопротивлений, а стрелка при замкнутых щупах выставляется на «0» колёсиком на левом боку. На цифровом приборе переключатель ставится на «200».

Читать еще:  Motul или liqui moly

Чтобы проверка проводилась в условиях максимально приближённым к рабочим, конец сильфонной трубки на пару минут помещают в воду со льдом. Затем измеряют сопротивление между клеммами. Если на аналоговом мультиметре стрелка зашкаливает, а на цифровом высвечивается «1» — терморегулятор отправляется на свалку.

Нарастание наледи на стенках холодильной камеры

Это явление наблюдается и при других неисправностях, но проверку следует начинать с терморегулятора. Для этого нужно произвести действия, указанные для не отключающегося агрегата. При показаниях градусника 5 — 7 C ручка установки температуры поворачивается влево до остановки компрессора.
Если компрессор останавливается — термореле исправно. В противном случае его меняют. При отключении агрегат оставляют на 5 — 6 часов работать с пустыми полками. В это время измеряется время между запуском и остановкой агрегата. При нормальной работе, протяжённость промежутков составляет около 40 минут. При меньших значениях — поворотом ручки вправо добавляется холод. Если это не помогло — термостат меняют.

Замена терморегулятора холодильника

Независимо от марки агрегата с механическим терморегулятором, замена производится в следующей последовательности:

  1. снимается кожух;
  2. трубка отсоединяется от испарителя и аккуратно извлекается;
  3. от термостата отключаются провода и выкручиваются крепёжные винты (при внешнем расположении) и гайка;
  4. перед установкой нового терморегулятора сначала вставляется трубка и крепится к испарителю;
  5. после подключения проводов и закрепления термостата — холодильник готов к работе.

Перед началом замены, чтобы не спутать — какие провода куда подключаются, полезно их сфотографировать. Проверенные качественные терморегуляторы покупайте в специализированных магазинах, а не на барахолке.

На видео — принцип работы термостата холодильника:

Проверка работоспособности терморегулятора

Терморегулятор это автоматический выключатель, который выполняет всего одну главную функцию – подача (отключение) напряжения на нагрузку. В качестве нагрузки может использоваться нагревательная секция, маты, ИК плёнка или другие электроприборы.

Подача (отключение) напряжения на теплый пол происходит в зависимости от показаний датчика температуры или по времени (для программируемых терморегуляторов).

Перед проверкой терморегулятора необходимо проверить правильность настроек программы (для программируемых терморегуляторов) и правильность выбора датчика температуры (установки перемычек для терморегуляторов с двумя датчиками температуры).

Схема подключения терморегулятора

Рассмотрим подключение простого и самого распространённого терморегулятора для теплого пола RTC 70.26.

Как видно на фото терморегулятор имеет колодку для подключения проводов.

  • Контакт №1 (L) – подключение фазы от розетки или щитка управления.
  • Контакт №2 (N) – подключение нулевого провода от розетки или щитка управления.
  • Контакт №3 (N) – подключение нулевого провода идущего к нагревательному элементу – тёплому полу.
  • Контакт №4 (L) – подключение фазы идущей к нагревательному элементу – тёплому полу.
  • Контакт №5 – свободный.
  • Контакты №6 и №7 – подключение двух проводов от датчика температуры (сенсора).

Обратите внимание, что на терморегуляторе указано сопротивление сенсора. Применение сенсора с другим сопротивлением приводит к неправильной работе терморегулятора. Самыми распространёнными являются датчики температуры на 6, 10 и 15 кОм. Например, терморегуляторы серии RTC комплектуются датчиками температуры 10 кОм.

Внимание! Все действия по подключению, замене терморегулятора или замене датчика температуры производятся при отключенном напряжении!

Проверка работоспособности терморегулятора для теплого пола

Последовательность проверки терморегулятора и датчика температуры.

  1. Проверяем правильность подключения проводов. Руководствуемся схемой подключения согласно паспорта. Для терморегуляторов серий RTC, ТС и Е можно руководствоваться схемой приведенной выше.
  2. Ставим регулятор температуры на минимум.
  3. Подаем напряжение на терморегулятор и проверяем напряжение приходящее на терморегулятор (контакты 1 и 2). Напряжение должно быть 220 В.
  4. Переводим тумблер в положение ВКЛ (ON).
  5. Поворачиваем регулятор температуры по часовой стрелке на максимум. У исправного терморегулятора при повышении температуры должно сработать реле (слышится щелчок). На контакты №3 и №4 при этом подаются напряжение 220 В.

При уменьшении температуры (поворот регулятора против часовой стрелки) реле должно выключать подачу напряжения на тёплый пол. Это подтверждает факт работоспособности терморегулятора.

Если при увеличении температуры до максимума на контактах №3 и №4 нет напряжения тогда проверяем датчик температуры.

Выявить неисправность датчика температуры просто, достаточно измерить его сопротивление и сопоставить с заявленными в паспорте. При нагревании датчика температуры его сопротивление уменьшается.

Температура и сопротивление 10 кОм-ного датчика пола

Температура, °С Сопротивление, Ом
5 22070
10 17960
20 12091
30 8312
40 5827

Если сопротивление отличается от заявленного в паспорте, то необходимо заменить его. Стоимость датчика температуры на рынке от 200 до 300 рублей за штуку.

Примечание. В программируемых терморегуляторах в случае неисправности датчика температуры на панель выводится соответствующее сообщение.

Способы проверки работоспособности терморегулятора для теплого пола

Можно сделать проверку исправности терморегулятора путем замены на другой заведомо исправный терморегулятор. Если второго терморегулятора нет, то можно теплые полы подключить «напрямую» к сети 220 В минуя терморегулятор и убедится в работоспособности «тёплого пола».

  • отключаем напряжение;
  • к проводу подключенному к контакту 1 (L- фаза) подключаем провод 4 (L- фаза к нагрузке);
  • к проводу подключенному к контакту 2 (N-ноль) подключаем провод 3 (N-ноль нагрузка);
  • подаем напряжение и ждем некоторое время, например 1 час. Если пол становится тёплым, то значит неисправность в терморегуляторе.

Обесточиваем систему, производим замену неисправного терморегулятора на исправный.

Я рад если Вы смогли разобраться самостоятельно, если же остались вопросы, то звоните по телефонам, указанным на сайте и задайте вопрос – будем разбираться вместе.

Как проверить терморегулятор холодильника в домашних условиях

Ремонт бытовой техники своими руками помогает экономить денежные средства. При наличии навыков можно самостоятельно выполнять даже сложные работы. Чтобы проверить терморегулятор холодильника в домашних условиях, нужно разбираться в устройстве прибора и знать правила безопасности.

Как работает и где находится

Устройство терморегулятора холодильника напоминает реле, один конец которого снабжен герметичной трубкой, наполненной хладагентом. С другой стороны имеются контакты, разъединением которых подается сигнал компрессору. Трубочка с фреоном закрепляется на испарителе. Принципы работы термостата включает следующие действия:

  • Хладагент, циркулирующий в трубке, быстро реагирует на изменение температуры. Если она повышается или снижается, давление в капилляре меняется.
  • При смыкании или разъединении контактов срабатывает пружина. Деталь применяется в управлении уровнем температуры в камере. Пружина подключена к регулятору. Поворотом ручки изменяют степень сжатия пружины. Из-за этого выраженность усилия, прикладываемого для смещения контактов, снижается или увеличивается.
  • При изменении положения контактов реле запускает или выключает компрессор. Так регулируется температура в морозильной и холодильной камерах.

В аппаратах с электронным управлением механизм действия реле, которое работает в холодильнике, будет несколько иным. Требуемый температурный показатель достигается путем фиксации капиллярной трубкой фактических показателей. Электронный модуль нужен для приема сигналов с нескольких датчиков. Отремонтировать подобный терморегулятор своими руками практически невозможно.

Внутри

Такое расположение термостата свойственно старым моделям холодильных установок. Эта деталь находится внутри камеры, она защищена пластиковым корпусом.

Снаружи

В таком случае терморегулятор обнаруживается возле ручки выбора температурного режима. Для извлечения детали необходимо удалить крепежные элементы и снять регулятор.

Признаки поломки

Показателями неисправности терморегулятора могут являться удлинение времени работы компрессора, снижение температуры в основной камере и самопроизвольное отключение прибора.

Холодильник не отключается самостоятельно

Чтобы понять, что неисправен регулятор температур, нужно выполнить следующие действия:

  • отключить холодильник от источника питания, вынув штепсель из розетки;
  • извлечь продукты и полки, полностью разморозить камеры;
  • переставить ручку реле в максимальное положение или перевести холодильник в режим интенсивной заморозки;
  • в основную камеру положить уличный термометр, способный фиксировать отрицательные температуры;
  • включить прибор и подождать 2-3 часа;
  • извлечь термометр и оценить показания (термометр должен показывать не менее 6°С, если значение отличается от нормального, требуется ремонт термореле).

Отключился и работает

Причина может крыться в выходе из строя термостата, компрессора или пускового реле. Чтобы убедиться в том, что ремонта требует терморегулятор, нужно выполнить следующие действия:

  • отключить холодильную установку от сети электропитания;
  • найти термореле и вынуть его из корпуса;
  • осмотреть деталь на наличие неисправностей.

Термостат имеет несколько разноцветных кабелей. Желто-зеленый провод отводят в сторону, исключая случайное повреждение. Оставшиеся кабели скручивают, соединяют друг с другом. Если после возвращения детали в исходное положение и включения холодильника запускается двигатель, поломка произошла в регуляторе температуры.

Снежная шуба в холодильной камере

Появлению толстого слоя льда на задней стенке холодильного отсека может способствовать несколько причин. Тестирование системы осуществляется следующим образом:

  1. Для начала нужно измерить температуру внутреннего пространства холодильника, используя термометр. Если этот показатель ниже нормы, ручку выбора режима поворачивают до выключения компрессора. Если прибор среагировал, значит, реле работает правильно.
  2. Холодильник освобождают от продуктов и включают на несколько часов. В это время нужно фиксировать длительность периодов работы и отдыха компрессора. Между циклами функционирования мотора должно проходить около 45 минут.
  3. Если продолжительность периода отдыха компрессора незначительно отличается от нормальной, поворотом ручки выбирают более низкую температуру. Если холодильник начинает работать непрерывно, термостат нужно заменять.

Как проверить и отремонтировать

Проверить термостат Индезита или любого другого холодильника в домашних условиях можно несколькими способами. Основные из них:

  • Проверка сильфона. Так можно оценить исправность элемента, не снимая и не разбирая его. Однако для проведения работ требуются некоторые навыки. Если человек разбирается в устройстве термореле, он быстро найдет пластину, расположенную возле маленькой оси, к которой подсоединяется регулятор. Планку пробуют подвигать, поворачивая ручку. Если пластина закреплена прочно, она не сдвигается и не издает щелчков, реле нужно заменять.
  • Проверка тестером. При ремонте бытовой техники рекомендуется пользоваться мультиметром. Для проверки термостат вынимают. При необходимости замены его все равно придется извлекать. Мультиметр переводят в режим омметра. Сопротивление контактов должно быть минимальным.
  • Проверка с помощью холодной воды. Случается такое, что термодатчик нормально работает после снятия, после установки в холодильник деталь начинает функционировать некорректно. Объясняется это редкой поломкой, при которой регулятор не может смыкать и размыкать контакты. При высокой температуре элемент работает нормально. Для проверки деталь кладут в стакан с холодной водой. Через несколько минут реле нужно прозвонить мультиметром, переключенным в режим проверки цепи. Появление цифры 1 на экране тестера свидетельствует о поломке.

Порядок ремонта терморегулятора включает следующие этапы:

  • поиск детали;
  • отсоединение капиллярной трубки от испарителя или ее извлечение из корпуса;
  • отсоединение регулятора температур;
  • замена сильфонной трубки соответствующей новой деталью;
  • закрепление пластинки на испарителе;
  • подсоединение всех необходимых проводов и возвращение реле в прежнее положение.

Как заменить

Замена термореле не занимает много времени и сил. Монтажные работы выполняются следующим образом:

  • удаляют накладку верхней петли двери, вывинчивая расположенные под ней болты;
  • снимают дверцу холодильника;
  • удаляют заглушку, расположенную в верхней части устройства и удаляют еще 1 винт, имеющий шестигранную резьбу;
  • выкручивают фиксаторы и снимают крышку холодильника;
  • отсоединяют ручку выбора температурного режима;
  • открутив 2 болта, вынимают термостат, деталь заменяют новой;
  • холодильник собирают, выполняя вышеуказанные действия в обратном порядке.

Если ремонтные работы выполняются впервые, на каждом этапе делаются фотографии, которые помогут правильно собрать прибор.

Как можно проверить терморегулятор (термостат, термореле, термодатчик) бытового холодильника

Терморегулятор холодильника представляет собой реле, которое на основании степени охлаждения камер подает сигнал о запуске или отключении мотора компрессора. Неисправность этой детали может привести к полному выходу агрегата из строя. В ряде случаев ремонт можно выполнить самостоятельно, но при отсутствии достаточного опыта лучше вызвать специалиста. В этой статье вы найдете информацию об устройстве, принципе работы, причинах поломки, способах проверки и ремонта термостата.

Что представляет собой терморегулятор для холодильника

Механическое реле состоит из следующих элементов:

  • сильфон с трубкой;
  • пружина;
  • ручка управления, вращающая винт или валик;
  • электроизоляционная прокладка. Защищает внутренние компоненты термостата от неблагоприятных внешних факторов (влажность);
  • силовой рычаг;
  • контакты.

Внешне он напоминает небольшую коробочку. С одной стороны от нее отходит герметично запаянная трубка, заполненная хладагентом. Ее длина в разных моделях реле составляет от 0,8 до 2,5 м. Конец крепится к испарителю. При малом диаметре обеспечить плотное прилегание ровной трубки проблематично, поэтому ее изгибают в колено или завивают в спираль.

С другой стороны расположены клеммы контактов, с помощью которых термостат подключается к электрической цепи и управляет работой компрессора. В зависимости от числа дополнительных функций холодильника их количество меняется от 2 до 6.

Конструкция терморегулятора в бытовых холодильниках может немного отличаться. Некоторые модели снабжены узлом полуавтоматического оттаивания испарителя, который упрощает процесс удаления наледи.

Принцип работы терморегулятора

Функционирование прибора основано на изменении давления в трубке сильфона, возникающего при повышении или снижении температуры в холодильной камере и морозильнике. Когда ее величина растет, происходит сжатие пружины, замыкание контактов, включение компрессора и наоборот.

Значение температуры, при котором происходит переключение контактов, определяется силой натяжения пружины. В холодильниках с механическим типом управления (большинство моделей отечественных производителей – Атлант, Норд, Бирюса, Ока, Орск, Свияга, Exqvisit, а также некоторые агрегаты импортных брендов – Indesit) ее регулируют ручкой, вращающей винт, который перемещает гайку в торец упругого элемента.

Внимание! Современные агрегаты (Stinol, Liebherr, Samsung) оборудованы электронными термостатами, состоящими из модуля управления и температурных датчиков для каждой зоны охлаждения. Такой прибор позволяет более точно фиксировать изменение температуры.

Положение терморегулятора

Размещение устройства рассмотрим на примере холодильника Стинол. Оно расположено на панели, которая находится над дверью. Для удобства его нахождения рядом монтируют ручку управления температурного режима.

Процесс извлечения терморегулятора прост:

  • отключите питание холодильника;
  • подденьте шилом или тонкой отверткой ручку и снимите ее;
  • осторожно демонтируйте декоративную накладку с выступов, так как она сделана из хрупкого материала;
  • открутите гайки, удерживающие термостат, а затем винты крепления панели управления. Последними извлекайте саморезы с навесок двери, поддерживая ее;
  • после демонтажа двери открутите винты крепления на задней части холодильника и снимите верхнюю крышку;
  • отключите контактные соединения терморегулятора и выньте его.

Внимание! Для безошибочной последующей установки устройства промаркируйте провода или сфотографируйте их до отсоединения.

В агрегатах с механическим управлением терморегулятор (ранние модели бренда Атлант, Ока) располагают внутри холодильной камеры. На одной из панелей вы можете увидеть небольшую пластиковую коробочку. Чтобы его снять, отключите холодильник от сети, демонтируйте ручку управления температурой, потянув ее на себя, и защитный корпус, который удерживается защелками.

Способы проверки терморегулятора

Если холодильник перестал включаться, то причин может быть несколько. Для подтверждения неисправности устройства выполните следующие действия:

  • отключите холодильник от сети;
  • снимите кожух с термостата;
  • отсоедините провода, которые входят в устройство;
  • замкните их между собой.

В старых агрегатах от клемм термостата отходит 2 провода, а в новых – 4. Различают их по цветам:

  • желтый с зеленой полоской – заземляющий;
  • коричневый – от розетки;
  • красный, оранжевый или черный – от двигателя;
  • зеленый, белый или желтый – от сигнального индикатора.

В холодильниках с системой No Frost и электронным реле регулировки температуры замкнуть нужно 2-й и 3-й провод, что даст возможность исключить устройство из схемы включения двигателя. Мотор будет подключен напрямую.

На поломку термостата указывает включение компрессора при таком соединении проводов. Если он не запустился, то причина проблемы кроется в неисправности пускозащитного реле или самого двигателя. Исправить ситуацию может только мастер.

Более надежной проверкой считают метод прозванивания термореле. Выполняют его с помощью мультиметра:

  • отключите холодильник;
  • снимите термостат;
  • на аналоговом мультиметре установите переключатель на минимум, а стрелку зафиксируйте на 0. На цифровом приборе переключатель оставьте в положение «200»;
  • конец трубки сильфона на 2 мин. поместите в емкость, заполненную водой со льдом;
  • измерьте сопротивление между клеммами.

Если на приборе первого типа стрелка зашкаливает, а на цифровом мультиметре высвечивается цифра 1, то терморегулятор нужно заменить.

Когда двигатель работает без остановки, то проверить терморегулятор холодильника на неисправность можете следующим способом:

  • отключите холодильник и освободите его от продуктов;
  • ручку управления переведите в режим максимального холода или быстрой заморозки;
  • положите термометр на среднюю полку холодильной камеры (выберите прибор, который может показывать и минусовую температуру);
  • включите пустой холодильник;
  • градусник достаньте через 2 ч.

Если величина температуры не соответствует значению 6-7 0С, то реле вышло из строя.

Можете воспользоваться более простым способом проверки, не требующим извлечения и разборки термостата:

  • найдите пластину возле оси, на которой крепится ручка управления температурой;
  • постарайтесь подвигать ее.

Если она не поддается, вы не слышите щелчков, то термостат неисправен.

При нарастании наледи на внутренней поверхности агрегата первопричину также ищите в термостате. Ручку управления поверните влево и дождитесь остановки компрессора. Если этого не произошло, то деталь подлежит замене.

Взаимозаменяемость термостатов для холодильника

Существует 2 основных вида устройства:

  1. Механические. Выпускает Орловский завод (c буквенной маркировкой ТАМ), итальянская фирма RANCO (от К-50 до К-59), датская компания Danfoss. Стоимость и качество последних гораздо выше.
  2. Электронные (устанавливают в агрегатах с системой Ноу Фрост).

Механические терморегуляторы стоят в старых моделях холодильников, их можно заменить приборами второго вида. Если же цена для вас высока, то при поломке устройства купите аналог.

Тип холодильного оборудования Модель неисправного терморегулятора Аналог
Однокамерный Т-110, Т-111, Т-112 ТАМ-112, ТАМ-113
Двухкамерный ТАМ-125

ТАМ-133

К56-L1955

К59, Danfoss 077B6

Морозильная камера ТАМ-145 K56-L1916,

K56-L1954

Внимание! В холодильниках Стинол можно устанавливать не только термостаты ТАМ-133-1М, ТАМ-145-1М, но и приборы фирмы RANCO К-57, К-59. Их отличительной особенностью является покрытие трубки сильфона виниловой оболочкой.

Как отрегулировать реле на холодильнике

Выполнять такую процедуру рекомендую в следующих случаях:

  • задняя стенка полностью покрыта инеем. Если наледь присутствует лишь на половине стенки, то регулировка не поможет;
  • слишком низкая температура в холодильной камере.

Такие причины регулировки относятся к двухкамерным агрегатам. В однокамерных достаточно проверить распределение льда в морозилке. Если ее внутренние стенки полностью покрыты инеем, то процедура может принести результат. В случае отсутствия изморози на каком-либо участке и постоянной работы мотора причина неисправности кроется в утечке фреона, деформации уплотнителя или непроходимости фильтра.

Отрегулировать термостат человеку без опыта сложно. Специалисты тратят не меньше суток на подобную процедуру, если агрегат двухкамерный. Регулировка термостатов однокамерных холодильников занимает в 2 р. меньше времени, так как их режим работы и отдыха намного короче.

Рассмотрим, как отрегулировать устройство на примере термостата Danfoss 25Т65 для двухкамерного холодильника:

  • ручку управления поставьте в среднее положение;
  • если закрутите центральный регулировочный болт, то агрегат отключится. Если немного открутите, то длительность работы холодильника увеличивается;
  • второй болт расположен с наружной части. Им регулируют время стоянки агрегата. Если открутите, то будет стоять дольше, закрутите – меньше.

Внимание! Болты находятся под напряжением, поэтому используемая отвертка должна быть хорошо заизолирована.

Замена терморегулятора своими руками

Если вы решили заменить механическое устройство на электронное или оно вышло из строя, то необходимо выполнить следующие действия по установке:

  • отключите холодильник;
  • снимите ручку, защитную накладку:
  • отсоедините трубку от испарителя;
  • извлеките старый термостат и отключите провода;
  • установку нового устройства начните с крепления трубки к испарителю;
  • подсоедините провода, закрепите терморегулятор;
  • наденьте кожух;
  • установите ручку управления.

Во избежание путаницы с подключением проводов рекомендуем предварительно их сфотографировать. Новичкам такое действие желательно выполнять при каждом этапе съема термостата, чтобы их последовательность не была нарушена при установке нового прибора.

Внимание! Не пренебрегайте электросхемой подключения реле, прилагаемой к инструкции.

Почему ломается терморегулятор и как его отремонтировать

К основным причинам выхода устройства из строя относят следующие обстоятельства:

  • просачивание охлаждающей жидкости внутрь элемента;
  • нарушение герметичности термостата. При этом температура внутри камер начинает расти;
  • окисление, покрытие ржавчиной или обгорание контактов. Цепь не замыкается и запуск двигателя не происходит.

В некоторых случаях исправить ситуацию можно дома самостоятельно, но при этом нужно соблюдать меры предосторожности:

  • ремонт нельзя проводить при включенном в сеть агрегате;
  • при работе периодически проверяйте напряжение на всех поверхностях, проводящих ток;
  • ручки металлических инструментов и соединения должны быть хорошо заизолированы.

Если окислились провода, то обработайте их салфеткой, смоченной в спиртовом растворе. При обгорании контактов выполните чистку их пятачков. Ржавчину удаляйте наждачкой.

При выходе терморегулятора из строя проведите его замену, выполнив действия, описанные в соответствующем разделе. Если у вас нет опыта, вы боитесь ухудшить ситуацию, то обратитесь в сервисный центр или вызовите мастера.

Схема подключения терморегулятора Электролюкс ER9002

Подобную схему необходимо использовать при замене устройства. Ее обозначения расшифровываются следующим образом:

  • L – фаза;
  • TH1 – термостат;
  • RH1 – тепловое реле;
  • RA1 – пускозащитное реле;
  • N – нейтраль;
  • TIM – таймер;
  • TR – реле тэна испарителя;
  • TF – плавкий предохранитель;
  • SL1 – индикаторная лампа;
  • IL1 – выключатель лампы;
  • CO – компрессор;
  • R1 – тэн испарителя
  • V – электродвигатель вентилятора;
  • IMV – кнопочный вентилятор.

Итоги

Терморегулятор является важным элементом устройства холодильника, так как он поддерживает правильный температурный режим внутри камер. При подозрении на его неисправность вы можете выполнить простые действия по проверке его функционирования. Если она подтвердит поломку, то при отсутствии опыта в ремонте холодильников вызовите мастера, который установит новую или взаимозаменяемую деталь.

Источники:

Видео: Как проверить термостат (терморегулятор) на холодильнике

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector