Как проверить тосол
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Как проверить тосол

Как правильно проверить тосол

Тосол – это вид антифриза, жидкость, которая используется для охлаждения двигателя автомобиля.
Применяется из-за того, что обладает высокой устойчивостью перед низкими температурами, что очень сильно выручает в зимний период вождения.
Пригодность тосола зависит от его плотности.
Проблема заключается в том, что со временем тосол теряет свою морозоустойчивость из-за понижения своей плотности. Как определить когда тосол нужно заменить? Способов много. Среди них: лакмусовые бумажки, “продвинутый” сосед, СТО. Но я бы хотел поделиться наиболее, на мой взгляд, экономным и не менее точным способом определения плотности тосола.

Что вам понадобится:
Ареометр
Автомобиль
Тосол в радиаторе

Для определения плотности тосола нам понадобится автомобильный ареометр – прибор для определения плотности жидкости.
Дело в том, что ранее выпускались ареометры только со шкалой для определения плотности электролита. Так вот, в данное время уже широко распространены в автомагазинах ареометры с двумя шкалами – добавлена шкала для определения температуры замерзания тосола в °С. Вот её, то мы и будем использовать.

Открываем капот своего авто.
Откручиваем крышку радиатора.
Выпускаем воздух из ареометра, надавив на баллон – резиновую часть прибора. И вставляем его в радиатор. Отпускаем грушу. Стенки колбы прибора должны будут заполниться жидкостью. Шкала определения температуры замерзания тосола в °С сразу всё прояснит. Линия соприкосновения жидкости со стержнем ареометра соответствует значению температуры замерзания тосола в °С. Если тосол пригоден к использованию – шкала будет зелёной (40 – 30)°С , если тосол частично потерял свою морозоустойчивость – красной (30 – 20 )°С , сильно – жёлтой (20- 10)°С , если он стал непригоден к дальнейшему использованию – синей (10 – °С. В зависимости от показания ареометра делаем вывод – приобретать новую охлаждающую жидкость для Вашего коня или продолжать пользоваться старой.

Надавив на грушу ареометра, выплескиваем тосол обратно в радиатор. Завертываем радиаторную крышку и закрываем капот. Ареометр после использования необходимо промыть проточной водой, просушить и упаковать в пластиковый контейнер или же положить в недоступное для детей место.

Тосол или антифриз?

Такое разделение охлаждающих жидкостей на тосолы и антифризы существует только в России. О происхождении и истории возникновения тосола уже неоднократно описывалось в различных средствах массовой информации. Однако не стоит пренебрежительно относится к охлаждающей жидкости. Так, по данным компании Arteco, до 22% всех поломок прямо, а 40% прямо или косвенно связаны с системой охлаждения двигателя. Поэтому должное внимание охлаждению и правильный выбор охлаждающей жидкости может помочь сохранить деньги и время.
Тосол или антифриз – что лучше? Такой вопрос мало того что поставлен некорректно, так и однозначного ответа не подразумевает. Это тоже самое, что спросить: «кто больше: бегемот и гиппопотам?». Как его не назови, меньше он от этого не станет. Вот и с тосолом и антифризом также. Потому что это – одно и тоже. Да, разных производителей бывает, разных концентраций, цветов, по качеству разный – но понятие тосол и антифриз подразумевают под собой абсолютно одно и тоже – незамерзающую охлаждающую жидкость.
Довольно распространенное мнение, что антифриз – это качественная импортная охлаждающая жидкость, а тосол – это отечественная жидкость, уступающая по качеству импортной. Мнение это в корне не верное, так как антифризом называют свой товар многие отечественные производители и это вполне обоснованно, причём есть среди них и те, что на руку не чисты. Вот вам и качественный импортный товар. И ничего не предъявишь: хотели антифриз, получили антифриз, а то, что в голове недопонимание « к делу не пришьёшь». Также и с тосолом дела обстоят: предложения на рынке очень разные. Вы можете приобрести, как и откровенную халтуру под видом тосола, так и высококачественный товар.

Если Вашему автомобилю требуется хорошая профилактика или поизносился двигатель тогда обратите внимание в сторону присадок и технологии ХАДО. Оценив плюсы и минусы использования присадок и других компонентов ХАДО Вы можете решить о целесообразности их применения для себя.

И еще несколько советов по выбору тосола (антифриза) при покупке

Сегодня рынок тосола представляет собой достаточно пеструю картину. Подделки, ничего не имеющие общего с настоящим тосолом буквально наводнили прилавки магазинов и рынков. Как же отличить настоящий тосол от подделки.

Самая простая подделка – вода, окрашенная в синий цвет и работающая до первого мороза со всеми вытекающими последствиями (разрыв радиатора, трещина в блоке, образование накипи, коррозия деталей).

Для того чтобы в достаточной мере обезопасить себя от подделки, мы хотим дать Вам несколько рекомендаций при выборе тосола.

1. Покупайте тосол известных производителей. Однако… Именно такие тосолы и любят подделывать, и очень часто подделки трудно отличить по оформлению канистр. За такую покупку часто приходится расплачиваться дорогостоящим ремонтом двигателя (бывает и такое: поддельный тосол лучше фирменного (. ), но это редкость). Именитые производители любят употреблять для обозначения своей продукции выражение “заводской тосол”. Такое словосочетание здесь не совсем уместно. Дело в том, что производство действительно качественного тосола можно организовать хоть в гараже. На первый план выступает не аппаратурное оформление процесса, а в первую очередь неукоснительное следование рецептуре и технологии. На крупных предприятиях, имеющих огромные штаты управленцев и обслуживающего персонала, рано или поздно просто обязана созреть мысль об экономии сырья (которое ох как недешево!) и, соответственно, некоторым снижением качества продукции. В то же время небольшие и средние фирмы могут работать более добросовестно, не тратясь на содержание управленческого аппарата.

2. Покупайте тосол только в крупных магазинах и помните, что десятилитровая канистра тосола не может стоить менее 150 – 160 рублей.

3. Можно проверить качество тосола, не отходя от прилавка, проверив его плотность ареометром. У настоящего тосола плотность 1,073 – 1,079 г/см3. Вот только хочется отметить, что плотность сама по себе еще ни о чем не говорит. Дело в том, что “народные умельцы” для производства “бодяги” могут применить диэтиленгликоль, триэтиленгликоль или пропиленгликоль, которые много дешевле этиленгликоля. В этом случае ареометр покажет Вам самую изумительную плотность, и жидкость, попав в нутро Вашего автомобиля, начнет свою разрушительную работу. Известен случай, когда “дельцы” добивались нужной плотности, насыпая в воду поваренной соли. Что получал двигатель после такого охлаждения, догадаться нетрудно.

4. Наиболее достоверным методом определения качества тосола в магазине является использование лакмусовой бумажки. Опуская бумажку в тосол и сравнивая ее со шкалой, можно приблизительно определить рН данного раствора. Если бумажка порозовела (рН=1-5) – много кислоты (подделка), если стала синей (рН=10-13) – много щелочи (подделка или некачественный тосол), если зеленым (рН=7-9), то есть надежда, что Вы приобрели хороший тосол.

Как видим, ни одна из вышеперечисленных рекомендаций не является залогом качественного продукта. Поэтому потребитель всегда имеет риск нарваться на некачественный антифриз.

Требования к тосолам

Кроме общих требований на охлаждающие низкозамерзающие жидкости существует ГОСТ 28084-89, где представлены технические требования на различные виды охлаждающих жидкостей, которые, для наиболее популярной в средней полосе России жидкости с температурой замерзания минус 40oС, выглядят так

Наименование показателя

Норма по
ГОСТ 28084-89

Прозрачная однородная окрашенная жидкость без механических примесей

Плотность, г/см3, при 20oС, в пределах

Температура начала кристаллизации, °С, не выше

Фракционные данные:
• температура начала перегонки, °С, не ниже 100
• массовая доля жидкости, перегоняемой до достижения температуры 150°С, %, не более

Коррозионное воздействие на металлы, г/м2 сутки, не более:
• медь, латунь, сталь, чугун, алюминий 0,1
• припой

Вспениваемость:
• объем пены, см3, не более 30
• устойчивость пены, с, не более

Набухание резин, %, не более

Водородный показатель (рН), в пределах

Щелочность, см3, не менее

Методы проверки качества тосола

Получить исчерпывающую информацию о качестве охлаждающих жидкостей, можно только проведя комплекс анализов в испытательной химической лаборатории. Однако выявить наиболее вопиющие отклонения от стандарта можно и непосредственно при покупке.

Стоит только помнить, что удовлетворение этим тестам, еще не гарантирует качество ТОСОЛа, а всего лишь защищает от оказывающих наиболее разрушительное действие на Ваш автомобиль подделок. Идеальный способ продлить жизнь Вашей машине – покупать Авто ТОСОЛ у заслуживающих доверие производителей.

Метод оценки плотности

Не отходя от прилавка, можно проверить плотность и температуру замерзания жидкости, с помощью автомобильного плотномера (ареометра). Это измерение основано на знании того, что при плотности охлаждающей жидкости не меньше 1,075 г/см3 она замерзает при – 40°С. Значит, соотношение гликоля и воды правильное. Но это только при температуре измерения 20°С. При более низкой температуре измерения плотность будет выше. Соответственно, при измерении при температуре 35°С, ареометр покажет температуру замерзания – 30°С, а при температуре измерения 5°С, покажет температуру замерзания – 48°С. И 100% уверенности все равно не будет. Некоторые “умельцы” повышают показатель плотности добавлением совсем ненужных солей и кислоты, которые придают антифризу просто вредные свойства и калечат автомобиль.

Метод лакмусовой бумажки

Вторая методика основана на использовании лакмусовой бумажки. Опуская бумажку в антифриз и сверяя ее со шкалой, можно определить, приблизительно какой рН данного раствора. Если цвет бумажки остался без изменения (pH 6-7), то это еще не плохо. Если стал розовым (pH 1-5) – много кислоты, фиолетовым или синим (pH 10-13) – щелочи, а если зеленым (pH 7-9), есть надежда, что добавлены ингибиторы и рН в норме.

Как влияет цвет “ТОСОЛа” на его свойства?

Никак. Приготовленный ТОСОЛ бесцветен и окрашивается для того, чтобы его случайно не выпили. Обычно выбирается цвет, неестественный для живой природы. Так,
в наших странах привыкли к синему или светло-зеленому оттенку,
в Германии принят темно-зеленый цвет,
в Италии – красный.

Можно ли “ТОСОЛ” разбавлять водой?

Читать еще:  Ремень и ролики грм

ТОСОЛ – незамерзающая жидкость, заливающаяся в двигатели. Цифра на упаковке ТОСОЛ-40, как говорилось выше, соответствует минусовой температуре замерзания жидкости, а точнее – потери ею текучести. Наш (Российский) самый ходовой ТОСОЛ-40 на 45 процентов состоит из воды, на 53 процента – из этиленгликоля и на 2 процента – из присадок. Благодаря присадкам все то, что омывает ТОСОЛ, покрывается защитной антикоррозионной пленкой. Если ТОСОЛ разбавить водой даже в небольшой пропорции, то пленка разрушается, и металл коррозирует в гораздо большей степени, чем, если бы вместо ТОСОЛа была залита просто вода. А это значит, что РАЗБАВЛЯТЬ ТОСОЛ ВОДОЙ НЕЛЬЗЯ!

Как часто надо менять “ТОСОЛ”?

ТОСОЛ в процессе эксплуатации изменяет свои характеристики: снижается запас щелочности, увеличивается склонность к пенообразованию и увеличивается способность вызывать коррозию металлов (это происходит из-за выработки состава и испарений присадок). Обычный срок службы ТОСОЛа 2-3 года, или 60-80 тыс. км пробега при условии поддержания в течение этого времени требуемой плотности – не менее 1,065 кг/см3.

Как заменять “ТОСОЛ”?

Если вы захотели поменять ТОСОЛ в системе охлаждения автомобиля, то заведите и прогрейте двигатель в течение 5 минут, при этом кран отопителя салона должен быть открыт. Остановите двигатель, слейте ТОСОЛ (антифриз) из радиатора и залейте чистую воду, добавьте в неё средство для промывки системы охлаждения, которые сейчас в изобилии продаются в автомобильных магазинах, дайте поработать двигателю время, указанное в инструкции средства, после этого слейте воду через сливную пробку радиатора. Промывайте всю систему охлаждения двигателя водой, пока не убедитесь, что вода сливается чистой. Заполните систему охлаждения новым ТОСОЛом (антифризом).

А что будет при температуре, скажем, -50 C?

В отличие от воды, ТОСОЛы при замерзании не расширяются и не образуют твердой сплошной массы. Образуется рыхлая масса кристаллов воды в среде этиленгликоля. Обычно такая масса не приводит к замораживанию радиатора и не препятствует запуску двигателя. Даже после кристаллизации раствора не происходит существенных изменений, поскольку коэффициент увеличения объема у ТОСОЛа гораздо ниже, чем у воды, и механических повреждений радиатора нет. ТОСОЛ после пуска быстро переходит в жидкое состояние.

Что и как можно проверить при покупке “ТОСОЛа”?

Как ни обидно – практически ничего.
– Температура замерзания:
Измеряется плотномером, проградуированном в градусах. Это измерение основано на том факте, что при плотности ТОСОЛа 1.065-1.085 г/см3 он замерзает при -40 С. Такое измерение плотности должно производиться при температуре +20 С.

– Цвет:
Как указывалось выше – не имеет отношения к физическим свойствам продукта. Даже бесцветный раствор вполне может быть работоспособным, просто в этом случае мог использоваться недостаточно стойкий краситель. Но и это – плохой признак. Обратите внимание на наличие осадка и общую прозрачность раствора.

– Вкус, запах:
МЭГ сладковат на вкус и не имеет запаха. Не пытайтесь пробовать ТОСОЛ на “язык”. ТОСОЛ – вещество токсичное. Ученые утверждают, что всего 100 граммов его могут отправить человека на тот свет.

– Канистра:
Проверяйте наличие контрольного кольца, хотя и это уже пройденный этап: хорошие канистры можно недорого приобрести, а народные умельцы могут либо без труда снять крышку, либо просто закупить достаточное число таких крышек.

– Этикетка:
Обычно, это слабое место мелкого “бодяжника”. Только при достаточно большом тираже стоимость этикетки не влияет на стоимость продажи канистры. Наличие штрих-кода, ссылок на изготовителя – не гарантия. Тем не менее, качественная, красочная, с элементами защиты этикетка – это все-таки, скорее всего, от производителя.

Отсутствие хотя бы одного из указанных моментов должно насторожить внимательного покупателя.

Так все-таки, где же и какой продукт выбрать?

В том месте, куда Вы можете прийти завтра, послезавтра или через год и будете уверены, что Вам ответят на все вопросы, все претензии (если они все же возникнут), где гарантируют как на словах (на этикетках, с адресом и телефоном), так и на деле качество продукта.

Как видно из приведенных данных, производство ТОСОЛа – это довольно сложный технологический процесс, который в “гаражных” условиях невозможен. Контроль за сырьем, соблюдение всех ТУ как на этапе изготовления, так и на выходе конечного продукта, являются основными условиями изготовления качественного ТОСОЛа. Конечно, можно сэкономить, купив на рынке некоторый сомнительный продукт у некоей сомнительной личности. Но, право же, экономия 1-2 руб. в течение срока службы антифриза несравнима с потенциальным риском для автомобиля.

Но самый главный совет: никогда не покупайте, руководствуясь только принципом “самый дешевый ТОСОЛ только у нас. “.

Какой срок хранения “ТОСОЛа”?

ТОСОЛ, как любой продукт, имеет свой срок хранения. Срок хранения качественного ТОСОЛа составляет 3-4 года.

Как проверить тосол

Как проверить тосол и антифриз. Простые способы проверки качества охлаждающей жидкости

Выбрав и купив незамерзающую жидкость для системы охлаждения, каждому автолюбителю хочется, чтобы она действительно обладала заявленными на этикетке свойствами.

Согласно последним исследованиям, доля фальсификата на рынке незамерзающих жидкостей составляет от 40 до 50%. Несмотря на симпатичную пластмассовую тару и аккуратно выполненные наклейки на ней, внутри может находится жидкость, лишь отдаленно напоминающая отечественный тосол или заграничный антифриз.

Где гарантия, что внутри канистры не подкрашенная вода, приправленная аккумуляторным электролитом или бодяга с добавлением сахара или соли?

Чем опасна подделка

Что происходит с тосолом (или антифризом), залитым в систему охлаждения, когда его температура снижается до значения (например, -40 0 С) , указанного на упаковке? Происходит его кристаллизация и антифриз теряет свою текучесть, превращаясь в некое подобие желе.

При этом он не увеличивается в объеме, следовательно не давит на внутренние стенки радиатора и «рубашки» системы охлаждения.

Совсем иная картина, если вместо незамерзающей жидкости в системе охлаждения находится фальсификат, изготовленный из обыкновенной воды. Достигнув нулевой температуры, вода замерзает, заметно увеличиваясь в объеме, а поскольку система охлаждения является условно герметичной, образовавшийся лед попросту раздавливает и разрывает каналы радиатора, водяной насос и блок цилиндров двигателя.

Даже в случае, если в составе поддельного тосола все же присутствует какая-то часть этиленгликоля и он с понижением температуры не замерзает, а кристаллизуется, вряд ли фальсификаторы утруждали себя добавлением в его состав специальных антикоррозионных присадок, обволакивающих незамерзающую жидкость защитной пленкой.

Следовательно, агрессивная жидкость, которой является смесь воды и спирта, начнет незамедлительно разъедать детали системы охлаждения двигателя. Вряд ли двигатель выдержит хотя бы один сезон эксплуатации в таких условиях.

Проверить наличие защитных присадок в домашних условиях практически невозможно, а вот узнать, справится ли незамерзающая жидкость с холодами, под силу каждому.

Лакмусовая бумага

Смочив лакмусовую бумажку охлаждающей жидкостью, качество которой необходимо определить, а затем сравнив приобретенный ею цвет со специальной цветовой шкалой, не составит труда с достаточной точностью определить ее pH.

Если же такой шкалы нет – не беда, приблизительный кислотно-щелочной баланс тосола можно определить и «на глаз». Окрашивание лакмуса в розовый цвет укажет на то, что в тестируемой жидкости избыток кислоты (рН находится в пределах от 1 до 5), а это – прямое свидетельство фальсификата.

Синий цвет лакмусовой бумаги засвидетельствует ярко выраженную щелочную среду с рН > 10, следовательно такой тосол или антифриз тоже является подделкой, притом отвратительного качества.

Если же лакмус окрасился в зеленый цвет, знайте – перед вами тосол приличного качества с кислотно-щелочным балансом рН в пределах от 7 до 9.

Ареометр

Кроме измерения плотности электролита, современными аэрометрами можно определить температуру замерзания тосола. У таких ареометров рядом со шкалой плотности расположена шкала, проградуированная в градусах.

Набрав при помощи резиновой груши в ареометр тосол или антифриз, необходимо определить линию соприкосновения тестируемой жидкости со стержнем ареометра. Нахождение линии в районе шкалы зеленого цвета будет свидетельствовать о температуре кристаллизации тосола в пределах от -30 до -40 0 С.

Если индикатор укажет на красную шкалу, значит охлаждающая жидкость частично утратила свои свойства и начнет кристаллизоваться при температуре от -20 до -30 0 С. Желтой шкале отвечает диапазон температур от -10 до -20 0 С.

Если же тестируемая жидкость в ареометре соприкоснется со стержнем ареометра в районе синей шкалы, такой тосол следует немедленно заменить, поскольку он стал полностью непригоден и будет вести себя подобно обычной воде.

Пробное замораживание

Набрав в небольшую пластиковую бутылку 100-150 мл тестируемой жидкости, необходимо перед закручиванием пробки немного сжать бутылку, выпустив из нее воздух – вдруг тосол окажется ненастоящим. Далее

ЗА БАРАНКОЙ

Популярные статьи

Как проверить тосол и антифриз. Простые способы проверки качества охлаждающей жидкости

Выбрав и купив незамерзающую жидкость для системы охлаждения, каждому автолюбителю хочется, чтобы она действительно обладала заявленными на этикетке свойствами.

Согласно последним исследованиям, доля фальсификата на рынке незамерзающих жидкостей составляет от 40 до 50%. Несмотря на симпатичную пластмассовую тару и аккуратно выполненные наклейки на ней, внутри может находится жидкость, лишь отдаленно напоминающая отечественный тосол или заграничный антифриз. Где гарантия, что внутри канистры не подкрашенная вода, приправленная аккумуляторным электролитом или бодяга с добавлением сахара или соли?

Чем опасна подделка

Что происходит с тосолом (или антифризом), залитым в систему охлаждения, когда его температура снижается до значения (например, -40 0 С) , указанного на упаковке? Происходит его кристаллизация и антифриз теряет свою текучесть, превращаясь в некое подобие желе. При этом он не увеличивается в объеме, следовательно не давит на внутренние стенки радиатора и «рубашки» системы охлаждения.

Совсем иная картина, если вместо незамерзающей жидкости в системе охлаждения находится фальсификат, изготовленный из обыкновенной воды. Достигнув нулевой температуры, вода замерзает, заметно увеличиваясь в объеме, а поскольку система охлаждения является условно герметичной, образовавшийся лед попросту раздавливает и разрывает каналы радиатора, водяной насос и блок цилиндров двигателя.

Даже в случае, если в составе поддельного тосола все же присутствует какая-то часть этиленгликоля и он с понижением температуры не замерзает, а кристаллизуется, вряд ли фальсификаторы утруждали себя добавлением в его состав специальных антикоррозионных присадок, обволакивающих незамерзающую жидкость защитной пленкой.

Читать еще:  Провода пусковые своими руками

Следовательно, агрессивная жидкость, которой является смесь воды и спирта, начнет незамедлительно разъедать детали системы охлаждения двигателя. Вряд ли двигатель выдержит хотя бы один сезон эксплуатации в таких условиях.

Проверить наличие защитных присадок в домашних условиях практически невозможно, а вот узнать, справится ли незамерзающая жидкость с холодами, под силу каждому.

Лакмусовая бумага

Смочив лакмусовую бумажку охлаждающей жидкостью, качество которой необходимо определить, а затем сравнив приобретенный ею цвет со специальной цветовой шкалой, не составит труда с достаточной точностью определить ее pH.

Если же такой шкалы нет – не беда, приблизительный кислотно-щелочной баланс тосола можно определить и «на глаз». Окрашивание лакмуса в розовый цвет укажет на то, что в тестируемой жидкости избыток кислоты (рН находится в пределах от 1 до 5), а это – прямое свидетельство фальсификата.

Синий цвет лакмусовой бумаги засвидетельствует ярко выраженную щелочную среду с рН > 10, следовательно такой тосол или антифриз тоже является подделкой, притом отвратительного качества.

Если же лакмус окрасился в зеленый цвет, знайте – перед вами тосол приличного качества с кислотно-щелочным балансом рН в пределах от 7 до 9.

Ареометр

Кроме измерения плотности электролита, современными аэрометрами можно определить температуру замерзания тосола. У таких ареометров рядом со шкалой плотности расположена шкала, проградуированная в градусах.

Набрав при помощи резиновой груши в ареометр тосол или антифриз, необходимо определить линию соприкосновения тестируемой жидкости со стержнем ареометра. Нахождение линии в районе шкалы зеленого цвета будет свидетельствовать о температуре кристаллизации тосола в пределах от -30 до -40 0 С. Если индикатор укажет на красную шкалу, значит охлаждающая жидкость частично утратила свои свойства и начнет кристаллизоваться при температуре от -20 до -30 0 С. Желтой шкале отвечает диапазон температур от -10 до -20 0 С. Если же тестируемая жидкость в ареометре соприкоснется со стержнем ареометра в районе синей шкалы, такой тосол следует немедленно заменить, поскольку он стал полностью непригоден и будет вести себя подобно обычной воде.

Пробное замораживание

Набрав в небольшую пластиковую бутылку 100-150 мл тестируемой жидкости, необходимо перед закручиванием пробки немного сжать бутылку, выпустив из нее воздух – вдруг тосол окажется ненастоящим и после замерзания раздавит пластиковую тару.

Поместив бутылку с жидкостью в морозильную камеру и выждав 1-2 часа, необходимо извлечь опытный образец и изучить его. Температура в морозильной камере достигает порядка -35 0 С, поэтому если исследуемая жидкость не замерзла и не подверглась кристаллизации при такой температуре, она гарантированно выдержит и более лютые морозы, обеспечив надежную и стабильную работу двигателя в зимнее время.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Плотность антифриза: как проверять и корректировать

В рамках регулярного обслуживания автомобиля одной из немаловажных операций является измерение плотности антифриза. В статье детально рассказано, зачем это надо делать, чем и как, какие должны быть показатели, и как их корректировать при необходимости. Также предлагается к ознакомлению информация, как сделать антифриз своими руками путем разбавления концентрата, и почему выгодно этим заниматься.

ЗАЧЕМ измерять плотность антифриза?

Плотность антифриза – это характеристика охлаждающей жидкости, которая указывает на процент содержания этиленгликоля в общем измеряемом объеме. От этого показателя, в свою очередь, зависит максимальная температура ниже нуля, до которой тосол не кристаллизируется, то есть, не замерзнет.

Тосол и антифриз – это одно и то же. Есть информация, что у них отличается температура кипения, однако это неправда. Что же касается рассматриваемой здесь плотности, то принцип абсолютно один и тот же.

Разберем вкратце, как от плотности зависит температура замерзания охлаждающей жидкости. Если взять обычную дистиллированную воду, то ее плотность будет равной 1, а температура, при которой она начнет замерзать – 0°C. Если разбавить концентрированный этиленгликоль с водой в соотношении 1:1, то плотность полученной жидкости будет уже 1,071, а замерзать она начнет уже при температуре ниже -40°C.

Следует помнить одну важную особенность, которая заключается в свойстве концентрированного этиленгликоля кристаллизироваться при температуре всего -20°C. То есть в данном случае не работает принцип – чем больше в составе охлаждающей жидкости этиленгликоля, тем ниже температура ее замерзания. Данный компонент эффективно защищает систему охлаждения от замерзания только при определенных пропорциях с водой. Почему это так, объяснить простыми словами достаточно сложно, потому просто запомните это, как факт.

Собственно, по этой причине и есть необходимость измерять плотность антифриза. При этом, неважно – это уже залитая в систему охлаждения автомобиля жидкость, или же только что купленная. В первом случае может оказаться, что со временем плотность антифриза изменилась, соответственно, сдвинулась температура, при которой произойдет замерзание. В случае с жидкостями что называется «из бутылки» сегодня легко можно напороться на дешевую (а может и на дорогую) подделку, плотность которой окажется недостаточной для эксплуатации в вашем регионе.

ЧЕМ измерять плотность антифриза?

Для измерения плотности антифриза существует простой и недорогой прибор – ареометр. Он имеет абсолютно такую же конструкцию, как и для измерения плотности электролита в аккумуляторных батареях. Принцип работы – аналогичный. В прозрачном корпусе со шкалой помещен поплавок, который в зависимости от плотности забранной жидкости больше или меньше всплывает.

Разница между ареометрами для электролита и антифриза заключается только в диапазоне измеряемых плотностей. Это связано с тем, что для охлаждающей жидкости нормальной средней плотностью является показатель 1,07. А вот для электролита – 1,26.

Кроме того, на ареометрах для измерения плотности антифриза может быть нанесена вспомогательная шкала, по которой наглядно можно определить температуру замерзания тестируемой жидкости. Аналогично в приборах для АКБ есть цветовая градуировка, позволяющая без углубления в тему понять, на сколько процентов заряжен или разряжен аккумулятор.

КАК измерять плотность антифриза?

Принцип измерения плотности электролита такой же, как и более знакомая процедура с АКБ. Для получения данных необходимо забрать из расширительного бачка, радиатора или емкости для хранения жидкость в объеме, достаточном для того, чтобы находящийся внутри поплавок уверенно всплыл. Затем, ориентируясь на нанесенные на поплавке цифры, определить либо плотность в соответствующих единицах, либо температуру замерзания в градусах Цельсия.

Чтобы полученные показатели были максимально точными, необходимо придерживаться одного очень важного условия. Оно касается текущей температуры тестируемой жидкости. Дело в том, что нанесенная на приборе шкала, а также цифры, которые можно найти в специальных таблицах, соответствуют действительности только в том случае, если температура антифриза находится на отметке 20°C.

По этой причине, если вы решили измерить плотность антифриза, залитого в систему охлаждения, делайте эту процедуру тогда, когда двигатель остывший. Например, утром, либо в выходной день, когда машина не используется. То же самое касается и зимних измерений. При отрицательной температуре окружающей среды показания также будут неточными.

На самом деле можно измерять плотность антифриза любой температуры, однако, для получения точных данных необходимо будет вносить корректировки при помощи специальных формул. В них легко запутаться, потому гораздо проще подобрать оптимальные условия, и просто измерить плотность ареометром без всяких поправок.

КАКОЙ должна быть плотность антифриза?

Об этом уже немного было сказано выше. Повторим. Если плотность охлаждающей жидкости составляет 1,071, то это значит, что она не замерзнет при температурах окружающей среды до -40°C. Такая плотность означает, что в составе вашего антифриза этиленгликоль и вода находятся в примерно равных пропорциях.

Как быть с другими показателями плотности? Для ориентирования по ним существуют таблицы, пользоваться которыми, по большому счету, совсем необязательно. Достаточно знать, что при плотности 1,06 антифриз замерзнет при -30°C, если ареометр показал 1,05, то замерзание произойдет при -20°C. Если же плотность еще меньше – 1,035, то система охлаждения замерзнет еще при -10°C.

Повышение плотности в другую сторону можно не бояться, так как ни один производитель не делает такой «не выгодный» для него самого антифриз. В машине плотность охлаждающей жидкости тоже никак повыситься не сможет. Может только понизиться в случае, если система не герметична, и вы регулярно подливаете воду, дабы восстановить требуемый уровень. Вода также зачастую доливается после ремонта, связанного с разборкой узлов системы охлаждения.

КАК корректировать плотность антифриза?

Как понятно из вышеописанного, корректировка плотности приобретенного или эксплуатируемого антифриза чаще всего требуется в сторону увеличения. Ее и рассмотрим. Для выполнения корректировки вам понадобится ареометр, концентрат этиленгликоля и знание объема системы охлаждения вашего автомобиля.

Чтобы упростить понимание процесса, приведем конкретный пример. По нему и можно будет ориентироваться. Допустим, что в нашем автомобиле залит антифриз, плотность которого оказалась 1,05, что соответствует температуре замерзания -20°C. А в регионе, где он эксплуатируется, температура зимой опускается до -29°C. Объем системы охлаждения в этом примере – 7 литров.

Наша задача – поднять плотность 7 литров антифриза с 1,05 до 1,06 при помощи концентрата. Текущая плотность говорит о том, что в нашей жидкости этиленгликоля находится примерно 36% (данные из таблиц), то есть 2,5 литра. А для достижения желаемой плотности 1,06 нам надо, чтобы его там было 45%, или 3,1 литра. Остальное – вода. Как скорректировать?

А нам всего лишь необходимо добавить в систему охлаждения 0,6 литра концентрата этиленгликоля. Проделать эту процедуру очень просто. Сначала через сливную пробку на радиаторе, не выкручивая ее до конца, аккуратно сливаем из системы 600 миллилитров охлаждающей жидкости. Пробку закручиваем, а в расширительный бачок или радиатор заливаем 600 миллилитров концентрата. Все. Этиленгликоль в процессе работы системы охлаждения смешается с остальной жидкостью, и плотность изменится до нужных показателей.

Читать еще:  Симптомы прогоревшего клапана

Аналогично можно увеличить плотность при других показателях и объеме системы. Чтобы наоборот, понизить плотность, по такому же принципу компенсируем слитую жидкость не концентратом, а дистиллированной водой.

КАК разбавить концентрат антифриза?

После прочтения вышеизложенного материала уже не должно возникнуть трудностей с приготовлением подходящего по плотности антифриза из концентрата этиленгликоля. Рассмотрим вкратце, зачем вообще этим заниматься, если на рынке полно уже готовых составов, на этикетке которых написан главный для автолюбителя параметр – температура замерзания.

  1. Во-первых, далеко не всегда указанные на упаковке характеристики соответствуют действительности. Многие производители бюджетных охлаждающих жидкостей банально экономят, не придерживаясь рассмотренных выше пропорций. Вода ведь дешевле этиленгликоля.
  2. Во-вторых, вполне реально сегодня найти концентрат этиленгликоля по очень выгодной цене. Он, естественно, будет дороже готовых составов. Но потребуется его почти в два раза меньше. Кроме того, приготовив антифриз своими руками, вы точно будете знать, какой он плотности, и до какой температуры гарантированно не замерзнет.

В завершение рассмотрим кратенько конкретный пример, как разбавить концентрат. Для этого понадобится, собственно, сам концентрат, дистиллированная вода (обязательно), ареометр для контроля полученной плотности и пара емкостей соответствующего размера.

Сколько чего покупать, зависит от того, какой объем системы охлаждения у вашего автомобиля, и от самой низкой температуры зимой в вашем регионе. Рассмотрим ситуацию на примере все того же автомобиля с системой охлаждения объемом в 7 литров, который эксплуатируется в регионе, где столбик градусника опускается максимум до -29°C.

Чтобы зимой приготовленная охлаждающая жидкость не замерзла, нам необходимо получить антифриз плотностью 1,063. Этот показатель соответствует 45,6% содержания этиленгликоля в общем объеме. Соответственно, для приготовления 7 литров антифриза нам потребуется 3,2 литра концентрата и 3,8 литра дистиллированной воды. Смешиваем, тщательно перемешиваем, измеряем плотность ареометром и заливаем в систему охлаждения.

Видео – Как измерять лотность антифриза

Итоги

В итоге получается, что ничего сложного в понятии плотности антифриза, по сути, нет. Чтобы ее измерить, нужен специальный ареометр. А чтобы приготовить своими руками или скорректировать под конкретную температуру замерзания, достаточно простейших математических расчетов без сложных и непонятных формул, таблиц и прочего.

Требования к тосолам

Кроме общих требований на охлаждающие низкозамерзающие жидкости существует ГОСТ 28084-89, где представлены технические требования на различные виды охлаждающих жидкостей, которые, для наиболее популярной в средней полосе России жидкости с температурой замерзания минус 40oС, выглядят так

Наименование показателя

Норма по
ГОСТ 28084-89

Прозрачная однородная окрашенная жидкость без механических примесей

Плотность, г/см3, при 20oС, в пределах

Температура начала кристаллизации, °С, не выше

Фракционные данные:
• температура начала перегонки, °С, не ниже 100
• массовая доля жидкости, перегоняемой до достижения температуры 150°С, %, не более

Коррозионное воздействие на металлы, г/м2 сутки, не более:
• медь, латунь, сталь, чугун, алюминий 0,1
• припой

Вспениваемость:
• объем пены, см3, не более 30
• устойчивость пены, с, не более

Набухание резин, %, не более

Водородный показатель (рН), в пределах

Щелочность, см3, не менее

Методы проверки качества тосола

Получить исчерпывающую информацию о качестве охлаждающих жидкостей, можно только проведя комплекс анализов в испытательной химической лаборатории. Однако выявить наиболее вопиющие отклонения от стандарта можно и непосредственно при покупке.

Стоит только помнить, что удовлетворение этим тестам, еще не гарантирует качество ТОСОЛа, а всего лишь защищает от оказывающих наиболее разрушительное действие на Ваш автомобиль подделок. Идеальный способ продлить жизнь Вашей машине – покупать Авто ТОСОЛ у заслуживающих доверие производителей.

Метод оценки плотности

Не отходя от прилавка, можно проверить плотность и температуру замерзания жидкости, с помощью автомобильного плотномера (ареометра). Это измерение основано на знании того, что при плотности охлаждающей жидкости не меньше 1,075 г/см3 она замерзает при – 40°С. Значит, соотношение гликоля и воды правильное. Но это только при температуре измерения 20°С. При более низкой температуре измерения плотность будет выше. Соответственно, при измерении при температуре 35°С, ареометр покажет температуру замерзания – 30°С, а при температуре измерения 5°С, покажет температуру замерзания – 48°С. И 100% уверенности все равно не будет. Некоторые “умельцы” повышают показатель плотности добавлением совсем ненужных солей и кислоты, которые придают антифризу просто вредные свойства и калечат автомобиль.

Метод лакмусовой бумажки

Вторая методика основана на использовании лакмусовой бумажки. Опуская бумажку в антифриз и сверяя ее со шкалой, можно определить, приблизительно какой рН данного раствора. Если цвет бумажки остался без изменения (pH 6-7), то это еще не плохо. Если стал розовым (pH 1-5) – много кислоты, фиолетовым или синим (pH 10-13) – щелочи, а если зеленым (pH 7-9), есть надежда, что добавлены ингибиторы и рН в норме.

Как влияет цвет “ТОСОЛа” на его свойства?

Никак. Приготовленный ТОСОЛ бесцветен и окрашивается для того, чтобы его случайно не выпили. Обычно выбирается цвет, неестественный для живой природы. Так,
в наших странах привыкли к синему или светло-зеленому оттенку,
в Германии принят темно-зеленый цвет,
в Италии – красный.

Можно ли “ТОСОЛ” разбавлять водой?

ТОСОЛ – незамерзающая жидкость, заливающаяся в двигатели. Цифра на упаковке ТОСОЛ-40, как говорилось выше, соответствует минусовой температуре замерзания жидкости, а точнее – потери ею текучести. Наш (Российский) самый ходовой ТОСОЛ-40 на 45 процентов состоит из воды, на 53 процента – из этиленгликоля и на 2 процента – из присадок. Благодаря присадкам все то, что омывает ТОСОЛ, покрывается защитной антикоррозионной пленкой. Если ТОСОЛ разбавить водой даже в небольшой пропорции, то пленка разрушается, и металл коррозирует в гораздо большей степени, чем, если бы вместо ТОСОЛа была залита просто вода. А это значит, что РАЗБАВЛЯТЬ ТОСОЛ ВОДОЙ НЕЛЬЗЯ!

Как часто надо менять “ТОСОЛ”?

ТОСОЛ в процессе эксплуатации изменяет свои характеристики: снижается запас щелочности, увеличивается склонность к пенообразованию и увеличивается способность вызывать коррозию металлов (это происходит из-за выработки состава и испарений присадок). Обычный срок службы ТОСОЛа 2-3 года, или 60-80 тыс. км пробега при условии поддержания в течение этого времени требуемой плотности – не менее 1,065 кг/см3.

Как заменять “ТОСОЛ”?

Если вы захотели поменять ТОСОЛ в системе охлаждения автомобиля, то заведите и прогрейте двигатель в течение 5 минут, при этом кран отопителя салона должен быть открыт. Остановите двигатель, слейте ТОСОЛ (антифриз) из радиатора и залейте чистую воду, добавьте в неё средство для промывки системы охлаждения, которые сейчас в изобилии продаются в автомобильных магазинах, дайте поработать двигателю время, указанное в инструкции средства, после этого слейте воду через сливную пробку радиатора. Промывайте всю систему охлаждения двигателя водой, пока не убедитесь, что вода сливается чистой. Заполните систему охлаждения новым ТОСОЛом (антифризом).

А что будет при температуре, скажем, -50 C?

В отличие от воды, ТОСОЛы при замерзании не расширяются и не образуют твердой сплошной массы. Образуется рыхлая масса кристаллов воды в среде этиленгликоля. Обычно такая масса не приводит к замораживанию радиатора и не препятствует запуску двигателя. Даже после кристаллизации раствора не происходит существенных изменений, поскольку коэффициент увеличения объема у ТОСОЛа гораздо ниже, чем у воды, и механических повреждений радиатора нет. ТОСОЛ после пуска быстро переходит в жидкое состояние.

Что и как можно проверить при покупке “ТОСОЛа”?

Как ни обидно – практически ничего.
– Температура замерзания:
Измеряется плотномером, проградуированном в градусах. Это измерение основано на том факте, что при плотности ТОСОЛа 1.065-1.085 г/см3 он замерзает при -40 С. Такое измерение плотности должно производиться при температуре +20 С.

– Цвет:
Как указывалось выше – не имеет отношения к физическим свойствам продукта. Даже бесцветный раствор вполне может быть работоспособным, просто в этом случае мог использоваться недостаточно стойкий краситель. Но и это – плохой признак. Обратите внимание на наличие осадка и общую прозрачность раствора.

– Вкус, запах:
МЭГ сладковат на вкус и не имеет запаха. Не пытайтесь пробовать ТОСОЛ на “язык”. ТОСОЛ – вещество токсичное. Ученые утверждают, что всего 100 граммов его могут отправить человека на тот свет.

– Канистра:
Проверяйте наличие контрольного кольца, хотя и это уже пройденный этап: хорошие канистры можно недорого приобрести, а народные умельцы могут либо без труда снять крышку, либо просто закупить достаточное число таких крышек.

– Этикетка:
Обычно, это слабое место мелкого “бодяжника”. Только при достаточно большом тираже стоимость этикетки не влияет на стоимость продажи канистры. Наличие штрих-кода, ссылок на изготовителя – не гарантия. Тем не менее, качественная, красочная, с элементами защиты этикетка – это все-таки, скорее всего, от производителя.

Отсутствие хотя бы одного из указанных моментов должно насторожить внимательного покупателя.

Так все-таки, где же и какой продукт выбрать?

В том месте, куда Вы можете прийти завтра, послезавтра или через год и будете уверены, что Вам ответят на все вопросы, все претензии (если они все же возникнут), где гарантируют как на словах (на этикетках, с адресом и телефоном), так и на деле качество продукта.

Как видно из приведенных данных, производство ТОСОЛа – это довольно сложный технологический процесс, который в “гаражных” условиях невозможен. Контроль за сырьем, соблюдение всех ТУ как на этапе изготовления, так и на выходе конечного продукта, являются основными условиями изготовления качественного ТОСОЛа. Конечно, можно сэкономить, купив на рынке некоторый сомнительный продукт у некоей сомнительной личности. Но, право же, экономия 1-2 руб. в течение срока службы антифриза несравнима с потенциальным риском для автомобиля.

Но самый главный совет: никогда не покупайте, руководствуясь только принципом “самый дешевый ТОСОЛ только у нас. “.

Какой срок хранения “ТОСОЛа”?

ТОСОЛ, как любой продукт, имеет свой срок хранения. Срок хранения качественного ТОСОЛа составляет 3-4 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector