Почему стартер берет на себя много тока: признаки, причины, решение проблемы
Проблемы с запуском двигателя могут носить самый различный характер. Для начинающих автолюбителей порой трудно оперативно выявить причину возникшей неисправности и эффективно устранить её. Прибегая к помощи специалистов, несведущий водитель может оказаться в неловкой ситуации, например, в том случае, если матерый автослесарь СТО поставил диагноз «стартер коротит или берет на себя много тока».
Чтобы понять суть этого явления, и не выглядеть полным профаном в глазах работников автосервиса, следует ознакомится с этим вопросом более подробно. Именно об этой проблеме и пойдёт речь в представленной статье.
По каким причинам с устройством запуска ДВС могут начаться проблемы
Несмотря на то, что стартер используется кратковременно, его узлы и механизмы подвержены механическому и электрическому износу.
Представленная неполадка может быть вызвана различными причинами.
Среди них выделяют:
недоброкачественное соединение клеммных выводов и токопроводящих элементов;
повышенный износ посадочных мест якоря;
подклинивание бендикса;
высокое значение механического сопротивления;
нарушение целостности изоляционных элементов.
износ щеточного узла.
Просадка напряжения в цепи стартера даёт о себе знать в момент подачи напряжения на втягивающее реле при повороте ключа в положение «ст». Она выражается в том, что ходовые огни и подсветка приборов отличаются тусклым свечением. Это говорит о том, что стартер забирает большую часть заряда АКБ автомобиля.
Зачастую, причиной такого явления становятся соединительные элементы цепи стартера. Чтобы убедиться в их исправности, следует провести полную ревизию всех клемм и выводов. Даже если внешне они выглядят вполне работоспособными, не стоит делать поспешных выводов. Условия работы таких элементов сопряжены с большими нагрузками, которые могут вызвать их подгорание, особенно при слабом соприкосновении.
Якорь электродвигателя стартера, ввиду конструктивных особенностей, вращается внутри медно-графитовых втулок. Стоит отметить, что наибольший износ приходится на переднюю втулку – ту, которая обращена к маховику. По мере увеличения износа, нарушается центровка якоря и он неминуемо коснётся изолированных «башмаков» статорной обмотки. Произойдет нарушение изоляционного слоя обмоток.
Казалось бы, почему бы не поставить на место медных втулок куда более износостойкие подшипники. Они в данном случае не используются, вследствие того, что их рабочие элементы будут испытывать серьезные электромеханические нагрузки. Кроме этого, встает вопрос о дополнительной изоляции якоря стартера.
Признаки, указывающие на такое недоразумение, выражаются в повышенной шумности стартера в момент запуска двигателя. Стоит отметить, что прежде чем якорь начнет свою разгульную жизнь, он будет долго и упорно напоминать Вам о своём недуге. Поэтому, как только появились первые симптомы биения якоря, втулки нужно заменить.
Кроме этого часто возникает банальное подклинивание муфты свободного хода, которое может быть вызвано повышенной выработкой рабочей поверхности или загрязнением.
Еще один сопутствующий фактор – высокое механическое сопротивление. Данный термин подразумевает то, что в силу некоторых неблагоприятных обстоятельств, имеет место быть затрудненное вращение коленчатого вала автомобиля.
Чаще всего, это проблема может возникнуть в зимнее время года, если смазка двигателя имеет минеральное происхождение. Не исключается также и вариант, когда горе-моторист, в ходе сборки кривошипно-шатунного механизма взял да и перетянул вкладыши, полагая, что так надёжней. Чтобы убедится в этом, достаточно провернуть коленвал через хроповик. Если вал стоит как вкопанный, видимо так оно и есть.
Не стоит забывать и про щеточный узел. Угольно-графитовые щетки со временем приходят в негодность, что в свою очередь пагубным образом отражается на ресурсе коллектора электродвигателя.
Для проведения диагностических мер по выявлению просадки напряжения на стартере понадобится мультиметр и контрольная лампа.
Чтобы убедиться в целостности обмотки стартера, необходимо воспользоваться обыкновенной бытовой лампочкой на 220В. Один конец от лампы фиксируем на корпусе стартера, второй поочередно подводим к выводам статорной обмотки. Если какая-либо обмотка пробита, лампа непременно загорится.
Щетки проверяются по той же схеме, только с использованием 12В лампочки.
Из-за чего стартер может брать на себя много тока
Все возможные причины представленной неисправности, так или иначе, складываются из двух факторов:
И тот и другой находятся в тесной взаимосвязи. Иными словами, механический износ может повлечь за собой неисправности электрического характера. Сбои электрического рода могут послужить причиной механических повреждений.
Подытожив всё вышесказанное, можно сказать, что повышенное значение пускового тока стартера возникает вследствие:
повышенной выработки рабочих поверхностей привода бендикса;
повреждения изолированных элементов электродвигателя;
плохой массы.
Подклинивание стартера, и, как следствие, повышенный забор тока из АКБ может также являться следствием раннего зажигания.
Признаки возникшей проблемы в запуске двигателя
Любая неисправность имеет ряд специфических признаков. Благодаря им удаётся более оперативно отыскать причину возможной поломки. «Прожорливый» стартер не является исключением.
Наиболее характерные признаки того, что стартер берёт на себя много тока, проявляются в:
затухание фар и освещения панели приборов при запуске двигателя;
затрудненном вращении коленчатого вала;
повышенном нагреве корпуса стартера;
характерном запахе обгоревшей изоляции.
Что надо делать в такой ситуации
К сожалению, в большинстве случаев, данная проблема, так или иначе, решается только с помощью медицинского вмешательства с последующим вскрытием «больного». В зависимости от степени «запущенности» проблемы прибегают как к профилактическим, так и к хирургическим методам лечения.
Первый способ применим в том случае, когда механические части привода бендикса имеют допустимый износ, но испытывают дефицит смазки. Все сочленения следует разобрать, промыть бензином и смазать графитовой смазкой. Шестерня бендикса и обгонная муфта также смазываются. Если стартер редукторный, желательно промазать планетарку и все остальные приводные шестерёнки.
В том случае, если «накрылись» щетки, они естественно меняются. Но, чаще всего, на этом ремонт не ограничивается. Будучи в плачевном состоянии, они, наверняка, порядком потрепали коллектор. Если он черный, подгоревший, с рисками и царапинами, то так оно и есть. Чтобы привести его в рабочее состояние, можно воспользоваться обычным ластиком, желательно слегка потёртым.
Ластик следует приложить к коллектору и, равномерно проворачивая якорь, довести его до рабочего состояния. Шкурку в данном случае использовать не рекомендуется, так как её абразивный материал пагубно влияет на износостойкость представленных узлов.
При износе втулок якоря производится их замена, если, конечно не поздно, и якорь не размолотил посадочные места. Бывает и такое. Для этой цели можно взять на вооружение несколько методов. Чаще всего пользуются метчиком соответствующего диаметра. Постепенно вкручивая его в полость втулки, она безболезненно покинет своё обжитое место. Некоторые автолюбители пользуются выколоткой. Её надставляют над втулкой и ударяют молотком.
Стоит такая втулка сущие копейки, а вот несвоевременная её замена может заметно ударить по кошельку владельца.
Видео инструкция по проверке утечки тока
1) Представленный видео ролик посвящен основным особенностям дефектовки стартера.
На видео наглядно представлена диагностика всех узлов стартера с подробным описанием характерных неисправностей основных рабочих элементов.
2) Представляем вашему вниманию обзорный видео ролик по ремонту стартера.
Он носит ознакомительный характер, и призван познакомить широкий круг автовладельцев с ключевыми этапами диагностики и ремонта стартера.
Ремонт стартера в большинстве своём не должен вызывать серьезных затруднений у своего владельца. Важно помнить, что чем раньше Вы отзоветесь на возникшую неисправность, тем проще будет её устранить.
Промедление, в данном случае, смерти подобно. А смерть стартера – это неоправданный удар по Вашему бюджету. Бережно относитесь к своему автомобилю, и он непременно отплатит Вам тем же.
Если стартер берет на себя, как проверить
Стартер берет на себя как проверить
Безотказность работы своей машины все мы принимаем как само собой разумеющееся, однако временами после старта знакомого шума заведенного мотора мы не слышим и тогда… Тогда начинаются поиски: почему стартер берет на себя, как проверить его, что с ним не так и т.д.
Если аккумуляторная батарея в машине полностью исправна, узнать берет ли на себя пускатель лишний ток можно по лампочкам зажигания. Так, их выключение при повороте ключа в замке свидетельствует о том, что в системе питания имеется просадка напряжения. Это означает не что иное, как взятие пускателем большей части тока АКБ.
Подобная ситуация часто возникает зимой и прямо свидетельствует о проблемах с пусковым устройством, требует незамедлительного вмешательства. Но это только поверхностный признак, предполагающий тот или иной дефект. На самом же деле все гораздо сложнее.
Почему происходит просадка?
Неопытный автомобилист, как правило, столкнувшись с проблемой стартера, спешит к специалистам. В СТО сразу же ставят неутешительный диагноз – пускатель берет на себя лишнее напряжение. Однако причин такого поведения стартера никто объяснять не будет.
Итак, в большинстве случаев просадка говорит о таких проблемах.
Втулки пускателя выработались и замыкают на корпус, что вызывает заклинивание подвижных частей (а соответственно, стартер берет на себя).
В проводке системы зажигания наблюдается слабый контакт.
Увеличивается или уменьшается сопротивление кривошипного вала, что объясняется замыканием на массу или неправильным подбором масла.
Если плохо смазан редуктор, то это тоже может вызвать просадку.
Подробнее об этом в таблице ниже.
Поломка стартера
Сопротивление КВШ вала
Износ втулок
Чересчур вязкое моторное масло
Заклинивание подвижных частей
Неграмотный подбор вкладышей
коленчатого вала
Замыкание между витками обмоток
или на корпус
Ошибки при ремонте двигателя
Что делать?
Как проверить берет ли стартер
С причинами определились. Что же делать, если пускатель берет на себя весь ток? Возможно ли решить проблему своими силами, не беспокоя специалистов в СТО?
Как правило, в большинстве случаев достаточно просто очистить контакты по всей цепочке. Начинать следует с клемм аккумулятора, а заканчивать самим пускателем. Если проблема не уходит, нужно дальше углубляться. Возможно, что внутри пускателя засорение контактов, что тоже может стать причиной такой неисправности.
Проверка вольтметром
Стандартный вольтметр – обязательный инструмент, который используется для проверки. Пусковое устройство для начала демонтировать с автомобиля необязательно.
Вот, что рекомендуется сделать:
соединить один из щупов тестера к плюсу АКБ (он идет к фиксатору реле стартера), другой к массе (любой части кузова);
на дисплее прибора должны показываться значения 12 V (чуть больше или меньше), и при этом стартер должен характерно щелкать, что будет свидетельствовать о хорошем состоянии аккумуляторной батареи.
Если на дисплее другие значения, например, низкие – 10 V и ниже, то причина просадки явно в системе зажигания.
Проверка напрямую
Проверка напрямую стартера
В большинстве случаев эксперты рекомендуют пустить напряжение напрямую. Другими словами, от втягивающего реле следует отсоединить провод, идущий к зажиганию, плюсовую же клемму закоротить с помощью гаечного ключа. Если пускатель заведет двигатель, значит, неисправность в реле или замке зажигания. Если же мотор не завелся и так, проблема уже в самом пускателе.
Тестирование реле осуществляется на полностью чистый узел. Другими словами, втягивающее реле следует тщательно очистить от грязи, пыли и масла. Затем поставить стартер (заранее демонтированный) на аккумуляторную батарею, соединяя плюс с выходом реле, а минус с корпусом. Если пускатель начнет нормально вращаться, значит, реле исправно. Если же нет, тогда придется тяговое менять на новый узел, обязательно такой же модели.
Проверка пускового устройства проводится также в том случае, если шестеренки его при подаче тока с АКБ не зашевелились. Ведь не исключено, что втягивающее реле исправно, а барахлит именно стартер. Удостовериться в этом можно так:
взять тестер;
проверить ток между обмоткой и ротором.
Показатели меньше 1 млн Ом докажут факт того, что якорь пускателя нужно заменить.
Как правило, если сразу несколько элементов пускателя пришли в негодность, то лучше такой стартер заменить целиком. Подетальный ремонт может стоить намного дороже, чем капитальная замена.
Уже становится понятно, как определить берет ли стартер на себя ток. В автоэлектрике такой процесс принято называть «ППТ» или просто повышенным пусковым током. В данной ситуации стартер потребляет не меньше 200 А тока, но провернуть маховик кривошипного вала не способен. Интересно, что аналогичная ситуация происходит при недостаточном количестве напряжения, например, когда аккумулятор машины разряжен. Таким образом, оба значения нестандартного тока одинаково плохо сказываются на пуске двигателя.
Посмотрите напоследок: почему стартер берет на себя видео
Как проверить берет ли на себя стартер ток
Если необходимо срочно ехать, а мотор автомобиля не заводится, пусковая система не может корректно выполнить свою функцию, следует знать, из-за чего возникает подобная ситуация, в частности, причину по которой стартер берет на себя большую величину пускового тока, нежели ему необходимо.
Распространенным следствием этого является тяжелый ход вала элемента, тусклый свет индикаторов на панели прибора в момент поворота ключа зажигания. Заметим, что стартер может тяжело крутить, при этом не потреблять много пускового тока, поэтому следует различать эти состояния пускового устройства.
Что значит понятие «повышенный пусковой ток стартера»?
Так характеризуется состояние пускового устройства силового агрегата, при котором оно потребляет от источника питания большое количество тока (от 200 Ампер), при этом не может провернуть коленвал двигателя необходимое для его запуска количество раз. Аналогичная ситуация наблюдается при недостаточной величине пускового тока. Соответственно, мотор автомобиля не может запуститься из-за того, что его пусковое устройство потребляет либо повышенный, либо недостаточный для этого ток.
Почему стартер берет на себя повышенный ток, либо его величина недостаточна для выполнения нормального старта силового агрегата? Определить подобное явление можно по яркости расположенных на приборной панели индикаторов в момент прокручивания вала стартера при включенном зажигании. Если их яркость заметно снизилась, следовательно, на устройство подается большая величина тока, если же яркость осталась прежней, при этом из подкапотного пространства не слышно характерных звуков работы пусковой системы, значит стартер получает недостаточное количество пускового тока, либо не получает его вообще.
Совет! В конструкции индикаторов приборной панели в современных транспортных средствах содержаться светодиоды, которые при изменении величины силы тока и напряжения могут никак не реагировать, продолжая светиться с постоянной яркостью. Поэтому, для определения просадок тока необходимо воспользоваться мультиметром.
Как проверить: берет ли на себя стартер повышенный пусковой ток, и что делать в этой ситуации?
Рассмотрим способы обнаружения этого явления и варианты их устранения:
При включении зажигания, индикаторы светятся с постоянной яркостью, но при повороте стартера ключом ничего не происходит, и вся индикация гаснет. Возможно, на клеммах источника питания скопились оксидные отложения, которые являются причиной недостаточного контакта. Достаточно просто их зачистить на наждаке, после чего обезжирить при помощи любого растворителя и хорошо затянуть.
Во время проделывание аналогичной процедуры пускатель двигателя пару раз тяжело провернул коленвал, после чего затих. В этом случае стартер берет на себя недостаточно пускового тока, либо в электросети автомобиля пропадает «масса». Как узнать, что именно она является причиной протечки тока? Для этого потребуется провод, на концах которого расположены «крокодильчики» (такими обычно прикуривают автомобильные аккумуляторы). Один из его контактов необходимо закрепить на «минусе» АКБ, а другой – в любом удобном месте на корпусе автомобиля. Если силовой агрегат после этого заведется – причина найдена.
Тяжелый ход вала пускового устройства, обусловленный значительным снижением напряжения в бортовой сети (до 9В и ниже), зачастую является сигналом к замене источника питания. Определить это можно установив на автомобиль рабочую батарею с хорошим зарядом. Если пуск двигателя прошел удачно, следовательно, АКБ нуждается в замене. Есть еще один нюанс: после установки проверочного источника питания, на его клеммах после пуска силового агрегата нужно измерить напряжение. О неисправности генератора свидетельствует его величина менее 12,6В, если же генератор функционирует корректно, величина напряжения должна равняться 13,5В и более.
Почему стартер берет на себя много тока при заряженном и исправно работающем источнике питания? Вероятнее всего проблема в самом устройстве запуска, и его придется демонтировать с автомобиля для проведения диагностики. Неполадки устройства могут быть любыми, начиная от износа подшипников вала, послуживших причиной его заклинивания, и заканчивая сгоревшими элементами (статором или ротором). Без приобретения нового устройства, либо восстановления работоспособности старого не обойтись.
На большинстве старых моделей транспортных средств, в систему пуска силового агрегата включено устройство, на котором отсутствует передняя крышка. Вместо этого передняя втулка располагается внутри блока коробки, из-за чего она быстрее выходит из строя, вызывая протечку тока. Определить это можно лишь после демонтажа детали по оценке состояния ротора и втулки. Если статор либо ротор стартера не сгорели, ремонт устройства будет заключаться лишь в замене втулки.
Основная суть в одном абзаце
Отсутствие мощности пускового устройства силового агрегата обусловлено явлением, при котором значительно возрастает либо снижается величина пускового тока. Подобное может вызывать отсутствие «массы», подгорание контактов либо неудовлетворительное состояние аккумуляторной батареи. Для устранения этого необходимо выполнить простые действия:
восстановить проводимость контактов;
зарядить источник питания.
Неисправность может спровоцировать плохая работа тягового реле, для ее диагностики и устранения придется снимать деталь с автомобиля. В любом из случаев, причина возникновения этого явления не столь значительна, поэтому ее по силам самостоятельно устранить автомобилисту любого уровня. Но, не стоит забывать о том, что в большинстве случаев опытные автовладельцы рекомендуют попросту заменить стартер.
Как узнать, берёт ли ток на себя стартер, и как это исправить
Исправность своего автомобиля мы воспринимаем как должное. Времена, когда мы проводили под машиной столько же часов, сколько и в салоне, к счастью, минули. И когда при повороте ключа в замке зажигания мы не слышим привычный гул запущенного двигателя, мы приходим в недоумение: что случилось, аккумулятор сел, стартер берёт ток на себя, как узнать? Если вы точно знаете, что АКБ у вас почти новая и полностью была заряжена, то, очевидно, есть основание грешить на стартер.
Симптомы неисправности стартера
Хорошо, аккумулятор у нас исправный и накануне мы его зарядили полностью, как узнать берёт ли на себя стартер, по каким признакам это определить? Самый наглядный симптом: если во время поворота ключа зажигания лампочки, которые запитаны от бортовой сети, теряют в яркости, а иногда и гаснут — это звоночек к тому, что в системе имеется просадка тока, то есть стартер берёт лишнюю энергию на себя. Подобная ситуация может возникнуть не только в холодное время года, и говорит она о неисправности стартера. Однако это лишь один внешний симптом, с помощью которого мы можем лишь предположить неисправность. Но откуда она взялась, почему это происходит?
Причины просадки тока
Как правило, не умудрённый опытом автолюбитель, столкнувшись с затруднениями запуска двигателя, после недолгих раздумий и попыток «волшебными» словами привести всё в состояние «как было», отправляется в ближайший автосервис, где знающий специалист моментально ставит диагноз: стартер берёт на себя. Отлично! Теперь мы точно знаем, в чём дело, но вот вопросов от этого не убавилось и главный из них — почему он так себя ведёт? На самом деле, причин такого поведения может быть множество, обычно они следующие:
недостаточно плотный контакт между проводкой и зажиганием;
недостаточное сопротивление (может быть следствием замыкания на массу) или слишком высокое сопротивление коленвала, вследствие неправильного подбора масла или вкладышей;
выработка втулок, замыкание на корпус, заклинивание подвижных частей;
недостаточная смазка редуктора.
Даже абсолютно исправный стартер при возникновении на пути какой-либо преграды будет выполнять свою работу с увеличенными энергозатратами. Знание механизмов и принципов функционирования системы зажигания всегда подскажет вам, как понять, что стартер берёт на себя лишнего, так что не пренебрегайте теорией, хотя бы поверхностной.
Что предпринять, если стартер берёт на себя
Для того чтобы начать что-то предпринимать (это не касается поездки в автосервис), необходимо не просто перечисление возможных причин неисправности, мы уже знаем, что стартер берёт на себя; как исправить это — вот в чём главная задача. А для этого необходимо разобрать конкретную причину, тщательно изучая все элементы стартера.
На самом деле, в большинстве случаев хватает банальной прочистки контактов по всей цепочке, начиная клеммами АКБ и заканчивая, собственно, самим стартером. Проверили, почистили, однако проблема не ушла, значит, ищем глубже. Имейте в виду, что и в самом стартере может быть засорение контактных групп (на втягивающем или на щёточном узле), что также может стать причиной неисправности.
Используем вольтметр
Если АКБ в норме, начинаем проверять стартер, пока ещё не демонтируя его с автомобиля, для этого нам понадобится вольтметр.
Подключаем красный провод вольтметра к положительной клемме аккумулятора (этот провод идёт к крупному болту реле стартера), чёрный (это отрицательный контакт) давим к массе (можно к кузову). Если на дисплее измерительного прибора показываются цифры, ненамного отходящие от 12 вольт, и стартер характерно щёлкает, то с батареей у нас всё отлично; если же цифры менее 10 вольт, то причину следует искать в зажигании.
Пускаем ток напрямую
Для этой операции нам понадобится длинная отвёртка (только обязательно ручка должна быть прорезинена). Отсоединяем от втягивающего тот провод, который идёт к зажиганию, «коротим» плюсовую клемму с помощью отвёртки с реле. А на что показывает этот тест? Если двигатель автомобиля запустился, то это говорит нам о том, что неисправность либо в самом реле, либо в замке зажигания. В противном случае (машина не завелась) нам придётся демонтировать стартер и уже разбираться конкретно с ним.
Проверяем реле
Перед проверкой обязательно очистите весь прибор от пыли, грязи и масляных пятен. Снятый стартер подключаем к АКБ: плюсовой — к выводу реле, а минусовый контакт — к корпусу. Если стартер щёлкнул и его шестерни пришли в движение, значит, наше реле исправно, в противном случае лучше поменять реле на новое, оно стоит совсем недорого. Только обязательно покупайте такое же, лучше в магазин идти со старым.
Проверяем стартер
Однако тот факт, что стартер не зашевелился, не всегда означает, что дело в реле, и после его проверки следует проверку углубить. На месте, откуда было снято реле, осталась клемма, к которой мы подключаем плюсовой «крокодил» от АКБ, минусовой давим на корпус. Шестерня задвигалась? Значит, причина всё же в реле, если этого не произошло, то, вероятно, причина в якоре. Просто так якорь не выходит из строя, это значит, что проверке придётся подвергнуть обмотку на предмет замыкания. Для этого необходим тестер, с помощью которого мы проверяем напряжение между корпусом ротора и обмоткой. Если показатели на тестере меньше 1 млн Ом, то якорь подлежит замене.
По опыту многих автовладельцев, кто пытался ремонтировать систему зажигания самостоятельно, способов, как определить, что стартер берёт на себя, не так много, важнее не зарыться в проблеме, а чётко для себя прояснить, нужна ли нам помощь профессионалов и насколько будет полезнее и выгоднее разбираться в проблеме самостоятельно.
И ещё раз, если вы меняете детали стартера, то не берите аналоги, если не хотите повторения проблем, заменяемые элементы должны полностью соответствовать вышедшим из строя.
Стартер: как проверить работу стартера, не снимая с машины
Ситуация, когда выходишь из супермаркета с пакетами, садишься за руль, но на поворот ключа стартер вдруг не реагирует, бывает у многих автомобилистов. Вполне возможно, что еще вчера мотор запускался с полпинка, а сегодня при таких же обстоятельствах ничего не происходит. И если под рукой есть смартфон с доступом в Интернет, можно оперативно посерфить в поисках подходящей статьи на тему: как проверить стартер прямо на парковке. В принципе, ничего сложного здесь нет, да и вспомогательных инструментов потребуется минимум. Разве что помощника бы иметь не помешало.
Стартёр — устройство, раскручивающее коленчатый вал для запуска двигателя, который иногда все же выходит из строя
Как проверить стартер на работоспособность не снимая с машины
Для начала неплохо бы найти место расположения данного прибора в дебрях моторного отсека. Обычно, доступ к нему отчасти ограничен, но дотянуться рукой всегда можно. При этом нет острой необходимости лезть под грязную машину и пачкать одежду. Также не лишним будет проверить, заряжена ли аккумуляторная батарея. Вполне вероятно, что был оставлен включенным ближний свет, и АКБ разрядилась. Если же с аккумулятором все в порядке, то в инструментах необходимо найти вольтметр. В магазине автотоваров или электроники такой прибор в случае чего купить будет несложно, да и стоит он весьма демократично.
Итак, к большому болту на стартере идет толстый провод в оплетке от АКБ. Это положительная клемма втягивающего реле. На нее нужно одеть «крокодильчик» плюсового (красного) провода вольтметра. Черный провод аналогичным образом соединяем с массой автомобиля. Теперь следует попросить кого-то повернуть ключ зажигания. При этом на шкале стрелка должна показать 12 В, а сам стартер — начать издавать характерные щелчки. В случае недотягивания напряжения до обозначенной величины проблема либо в АКБ, либо в замке (выключателе) зажигания. Даже если стартер щелкает, но вольтов меньше 12, есть явная проблема, достойная решения.
Самый действенный способ того, как проверить стартер на работоспособность, не снимая с машины, потребует отвертки подлиннее, с добротной пластмассовой (прорезиненной) ручкой. От втягивающего реле нужно отсоединить провод, идущий от выключателя зажигания. Металлической частью отвертки нужно аккуратно закоротить положительную клемму реле с болтом, от которого только что был отсоединен провод. Это позволит подать ток напрямую от аккумулятора к реле, машина от этого может завестись. Если получилось, то это значит, что замок неисправен и требует замены, либо втягивающее реле износилось.
Как можно проверить втягивающее реле стартера
Если манипуляции с отверткой ничего не дали, или же достать до желанных клемм не представляется возможным, придется снимать упрямый стартер с насиженного места. Сделать это можно как снизу, так и сверху (зависит от особенностей конструкции узлов). Скорее всего, придется частично демонтировать соседние элементы. Перед тем, как проверить втягивающее реле стартера, необходимо очистить корпус от грязи и выдержать его в комнатной температуре (желательно). Лучше закрепить стартер в тисках. Затем при помощи проводов с «крокодилами» на концах нужно корпус соединить с «минусом» АКБ, а вывод реле «50» — с «плюсом». При возникновении щелчка и появлении движения шестерни в окошке можно констатировать, что реле исправно.
Впрочем, даже при отрицательном результате можно отсоединить реле от стартера и разобрать его. Специалисты же рекомендуют в таком случае производить замену данного элемента. Стоит он, как правило, недорого. Но, отправляясь в магазин, нужно не забыть взять с собой старое реле — для сравнения. Для уверенности рекомендуется проверить и непосредственно сам стартер. Немногие знают, как проверить, работает ли стартер в домашних условиях без втягивающего реле. Сняв это самое реле, можно обнаружить клемму или провод, идущий из корпуса стартера. Вот к нему и нужно приложить «плюсовый» провод от аккумулятора. «Минусовый» же по-прежнему находится на корпусе прибора. Если шестеренка зажужжала, то пора смело возлагать всю вину на неисправное втягивающее реле.
Проверка якоря стартера
Когда бендикс еле-еле крутит или вообще не двигается при вполне заряженной батарее, дело также может быть в неисправности якоря. Перед тем, как проверить якорь стартера, нужно его вынуть из корпуса. Основные проблемы, возникающие с данным элементом, это пробой обмотки на корпус, распайка коллекторных выводов и межвитковое замыкание обмотки. Заключается проверка якоря в измерении тестером сопротивления между корпусом ротора и обмотками. Показатель должен ровняться нескольким миллионам Ом (мОм). Если сопротивление изоляции показывает от нуля до пары Омов, то дела плохи. Лучше произвести замену якоря или устранить причину замыкания, когда это возможно.
Смотрим щетки, обмотку и бендикс
Если даже без втягивающего реле стартер не хочет крутиться, необходимо проверить щетки и обмотку. Для этого проще всего взять 12-вольтовую лампочку с двумя проводками, которые следует подсоединить к щеткодержателю и массе. Стартер при этом должен быть подключен к АКБ. В случае загорания лампочки необходимо менять щетки — они утратили свою целостность. Схожим образом следует проверить и обмотку. Один провод крепим на корпус стартера, второй — к выводу обмотки.
Может обнаружиться, что сам стартер исправно работает, но мотор все равно не крутится. На снятом приборе это реально увидеть по отсутствию движения бендикса при замыкании необходимых клемм. Ремонтировать его не рекомендуется. Причинами бездействия могут стать ослабевшие пружины, засохшая смазка, предельный износ роликов. Для похода за покупкой желательно взять с собой старый бендикс, чтобы не ошибиться.
Как проверить стартер: берет ли он на себя ток
Бывает такое, что во время пуска стартера лампочки, запитанные от бортовой сети, тускнеют, вольты падают до 10-9,5 — на лицо признаки того, что имеет место просадка тока. Это вполне реальная картина даже в теплое время года, и говорит она о неисправностях стартера. Многие не понимают, как проверить стартер, если он берет на себя много пускового тока, и в чем, собственно, причина такого явления.
Скорее всего, поводом является выработка втулок, из-за чего якорь начинает касаться при вращении статора. Это приводит к перегреву элементов и разрушению деталей. Есть риск возникновения межвиткового замыкания, которое выявить возможно лишь специальным прибором — мегомметром. Замене подлежат втулки, якорь при необходимости можно заменить. Еще одной причиной заеданий иногда становится внутренний редуктор, требующий смазки.
При некорректной работе стартера лучше обращаться к проверенному специалисту, который сможет установить истинную причину поломки
Подытожив все вышеприведенные советы, уместно подчеркнуть некоторые рекомендации профессионалов. Например, когда из строя выходит сразу несколько деталей стартера или даже втягивающее реле, лучше всего приобрести и установить полностью новый стартер. В противном случае устройство способно еще не раз беспокоить по всяческим пустякам, не говоря уже о возможных нестыковках в размерах некоторых запчастей.
Также специалисты настоятельно советуют покупать новые детали, а не ремонтировать старые, и не отдавать предпочтение принципиально самым дешевым вариантам. Подобная экономия может быть полностью нивелирована негативными последствиями в результате скорых поломок.
Что значит “стартер берет ток на себя”?
Почему стартер берет на себя ток
Основными причинами, по которым стартер может брать ток на себя, являются:
Отсутствие хорошего контакта на электропроводке и на элементах системы зажигания;
Достаточно низкое электрическое или высокое механическое сопротивление;
Выход из строя составляющих элементов (из-за выработки втулок якорь начинает касаться стартера при вращении). Это приводит к сильному нагреву и разрушению деталей. Редуктор также нужно проверять, ведь он также может нуждаться в дополнительной смазке.
Ваши действия
Чтобы разобраться в истинной причине, необходимо тщательно изучить механизм и проверить все его элементы. Первым делом нужно определить месторасположения этого механизма. Доступ к нему, как правило, очень ограничен, но рукой достать его можно. Так же важно убедиться в заряде аккумулятора, так как частенько водители оставляют машину с включенными фарами, а их работа очень сажает аккумулятор.
Если батарея в полном порядке, то следует проверить стартер, для этого пригодится вольтметр. Итак, от аккумулятора к стартеру подается толстый провод, который подключается к большому болту на реле (это положительная клемма). На него нужно подключить положительный контакт мультиметра, как правило, это красный провод. А черный провод с отрицательным контактом нужно подключить к массе автомобиля. И при повороте ключа в зажигании проверить, что показывает табло прибора. При хорошей работе АКБ вольтметр покажет двенадцать вольт, а стартер издаст характерные щелчки. Если происходят щелчки, а на табло меньше двенадцати, то возможно, причина не в стартере, а в АКБ или замке зажигания.
Чтобы проверить неисправность, нужно приобрести длинную отвертку с хорошо прорезиненной ручкой. Далее нужно отсоединить от втягивающего реле провод, который идет от замка зажигания. Далее нужно закоротить положительную клемму с болтом, с которого сняли провод, используя металлическую часть отвертки. Такая операция позволит осуществить подачу тока напрямую от аккумулятора на реле. При этом автомобиль должен завестись. Если вам удалось это сделать, то это значит, неисправен либо замок, либо же реле.
Если же вам не удалось выполнить такую манипуляцию, данная проверка не дала никаких результатов, то вам придется снимать его и разбираться с ним. Прежде чем проверять реле необходимо его очистить от различных загрязнений. Далее подключаем стартер к аккумулятору. Положительный контакт батареи подключаем к выводу реле, а отрицательный с его корпусом. В результате должен возникнуть щелчок и шестерни должны начать движение. Таким образом мы узнаем, что реле исправно. Если же и эта операция не дала результатов, то реле надо починить самостоятельно или же приобрести новое. Стоимость реле не велика. Если будете покупать новое, не забудьте купить такое же самое (в магазин идите со старым реле).
После проверки реле я советую проверить сам стартер. На месте, где стояло реле, есть клемма, к ней нужно подключить положительный «крокодильчик» от аккумулятора, а отрицательный – к корпусу. Если шестеренка заработает, то причина в реле. Вторым элементом, который может быть причиной плохой работы стартера, является его якорь. Дело в том что в ситуации, когда бендикс крутит очень медленно, и при этом аккумулятор заряжен полностью, необходимо вынуть якорь. Далее необходимо проверить обмотку корпуса и замыкание обмотки – это основные причины выхода из строя якоря стартера. Чтобы проверить работоспособность данного элемента, необходимо применить тестер и проверить напряжение между обмотками и корпусом ротора. Тестер должен показать не меньше миллиона Ом, а то и больше. Если данные ниже, якорь нужно заменить.
Со своего опыта знаю, что проверка бендикса, щеток и обмотки играют важную роль в хорошей работоспособности машины. Если реле не работает, то проверить щетки, а также обмотку нужно обязательно. Для проверки нужно использовать обычную лампочку (12 Вольт) имеющую два проводка, которые подсоединяются к щеткодержателю и к массе. При проверке стартер должен быть подключен к аккумулятору. Если лампочки загораются, то это значит, что щетки неисправны. Таким же самым образом необходимо проверить и обмотку.
Важно помнить, что при поломке одновременно нескольких элементов стартера желательно приобрести новый, а не пытаться заменить по одной его детали.
Если же вышла из строя одна деталь, то ее нужно поменять. Новая деталь должна полностью соответствовать заменяемой детали. Не желательно приобретать аналоги, это может привести к нежелательным последствиям в дальнейшей работе.
Видео “Проверка утечки тока”
На записи показано как в домашних условиях можно проверить, происходит ли утечка тока на автомобиле марки “JEEP”.