Как водить машину с механической коробкой передач
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Как водить машину с механической коробкой передач

Как научиться ездить на МКПП — советы для начинающих водителей

В настоящее время все больше автотранспорта выпускается с АКПП, но у механической коробки есть свои достоинства, к которым относится полное слияние с машиной и понимание ее работы, улучшенная проходимость в трудных условиях. Далее мы более детально рассмотрим все тонкости работы и вождения авто с МКПП.

Особенности механической коробки передач

Механическая КПП — вид трансмиссии, при которой переключение ступеней и передача крутящего момента осуществляется вручную водителем выбором ступени, согласно оценки текущих условий и характеристик дальнейших действий.

Более простым языком назначение МКПП — регулирование скоростного диапазона и выбор его направления.

Число ступеней у МКПП бывает от четырех и до семи, помимо нейтральной и задней.

Особенностью транспорта с МКПП является наличие педали сцепления, помимо тормозной и газа, имеющихся во всех видах транспорта. Смена ступеней осуществляется при выжатой педали сцепления.

Преимущества транспорта с МКПП:

  • недорогой ремонт и легкое обслуживание;
  • высокая надежность;
  • достаточный диапазон вариантов вождения;
  • возможность буксировать автотранспорт на любую протяженность пути;
  • запуск машины с «толкача»;
  • улучшенная проходимость в трудных условиях;
  • повышенная динамика и КПД.

К минусам МКПП следует отнести:

  • сложность смены передач для начинающего водителя;
  • неудобства и рост усталости при передвижении в пробках в связи с постоянным переключением ступеней и выжимом сцепления;
  • возрастает риск поломок МКПП и корзины сцепления при неграмотном переключении ступеней и работе со сцеплением;
  • сниженный ресурс двигателя при передвижении на достаточно маленьких или больших оборотах.

Предназначение передач и педалей в машине с МКПП

Самое большое распространение получили 5-6 ступенчатые МКПП. Рычаг для выбора ступеней служит для обеспечения взаимодействия мотора с МКПП.

Предназначение педалей в автомобиле с МКПП

Для избегания путаницы и привыкания во всех видах транспорта с МКПП расположение педалей идентичное.

Перед ногами водителя расположены 3 педали:

  • Педаль сцепления — крайняя слева. Ее функция — передавать крутящий момент от мотора к колесам. Всегда нажимается при переключении ступеней. Выжимать необходимо в пол, до конца, а отпускать ровно и плавно. Нажатая педаль сцепления равносильна нейтральной ступени — обеспечивает разрыв связи мотора и колес.
  • Педаль тормоза — находится в середине, ее функция — торможение транспорта при нажатии на нее за счет прижимания колодок к дискам и барабанам системы торможения.
  • Педаль акселератора (газа) — крайняя правая. Регулирует подачу топливной смеси за счет открытия (надавливание на педаль) или закрытия (снижение нажима) дроссельной заслонки. Давление на педаль приводит к увеличенному количеству топливной смеси и, как следствие, увеличению скоростного режима. Отпустив «газ» или снизив нажим — происходит падение оборотов мотора и скорости.

Необходимо располагать ноги на педалях как на рисунке внизу.

Назначение передач

Каждая ступень должна использоваться для передвижения при определенных параметрах. Несмотря на отличия между машинами в мощности, динамических характеристиках и прочих параметрах — существуют общие принципы выбора ступеней и требуемых для этого условий.

При перtходе на любую ступень обороты мотора должны быть в диапазоне 2500—3000 об/мин. — при спокойной, равномерной езде и 3500—4500 об/мин. — при разгоне или более динамичной манере вождения.

Передачи и их характеристики при спокойной манере передвижения (на примере пятиступенчатой МКПП):

  • Задняя передача ® . Задняя применяется для осуществления некоторых маневров при передвижении назад — парковка и выезд с нее, маневрирование при объезде препятствий и прочих ситуаций. Передвижение осуществляется на неполностью отжатой педали сцепления для безопасности движения.
  • Нейтральная передача. Рукоятка КПП находится в свободном положении посередине, проверяется раскачиванием рукоятки вправо и влево. Незатрудненное раскачивание рукоятки показывает, что выбрана нейтральная ступень, разрывающая связь мотора и колес — холостой ход.
  • Первая передача (1). Применяется для начала движения (вперед). Максимальный диапазон скорости при передвижении — 50-70 км/ч, но предпочтительнее переходить на следующую при 15-25 км/ч.
  • Вторая передача. Подходящий диапазон скорости — 20-50 км/ч, переходить на следующую желательно при 40-50 км/ч. Одна из важных и часто используемых ступеней, особенно при передвижении в городе и тяжелых условиях (бездорожье, крутые спуски).
  • Третья передача. Подходящий диапазон — 40-70 км/ч. Переход на 4-ю ступень происходит при 60-80 км/ч.
  • Четвертая передача. Предназначена для передвижения со скоростным интервалом в 60-90 км/ч. Применяется при езде по дорогам с незатрудненным движением (в городе или на трассе).
  • Пятая скорость. Используется для равномерного передвижения по шоссе или магистрали со стабильной скоростью свыше 90 км/ч. Переход на 5-ю ступень рекомендован при 90-100 км/ч. Подходящий режим работы мотора и сниженный расход топлива возможен при 90-110 км/ч.

Внимание! Чем больше мощности у автотранспорта, тем на более большой скорости должно осуществляться повышения ступеней.

Справка. В автомобилях с дизельными моторами диапазон оборотов значительно ниже, чем у бензиновых. Это связано с особенностью мотора и достижением максимального крутящего момента (значит и большей мощности) на более низких оборотах, поэтому дизеля более тяговитые и мощные.

Варианты расположения скоростей

1) Задняя ступень находится параллельно первой. При отсутствии специальной защиты для выбора задней ступени (кнопка на рукоятке или надавливания на нее) начинающий водитель может попутать заднюю с первой при выборе и начать движение не в том направлении, что может спровоцировать ДТП.

2) Нахождение задней ступени напротив пятой, что защищает от старта не в том направлении.

Вождение транспорта с МКПП имеет немало своих нюансов, освоив которые водитель станет полноценно управлять машиной при любых условиях и не будет опасаться вождения в затрудненных условиях.

Как трогаться

Для новичка самое сложное при езде на машине, оборудованной МКПП, — начать движение.

Для того чтобы тронуться с ровной поверхности следует:

  • нажать на педаль сцепления до конца;
  • передвинуть рукоятку на первую скорость;
  • начать плавно снижать нажим на педаль сцепления, в момент незначительного падения оборотов на 100-200 об/мин., и толчка (точка схватывания) повысить обороты мотора до 1300—1800 об/мин. мягким нажатием на педаль газа;
  • продолжить аккуратно отпускать сцепление, регулируя обороты мотора педалью акселератора.

При начале движения с наклонной поверхности начинающему водителю следует поставить транспорт на ручной тормоз для избегания отката. При толчке автомобиля ручник необходимо отжать и мягко увеличить давление на педаль газа.

Неправильный выжим сцепления (бросание) характеризуется:

  • дерганьем машины, рывками;
  • зачастую транспортное средство глохнет после нескольких рывков.

Бросание сцепления чревато увеличенным износом МКПП, сцепления и мотора.

На перекрестках и в некоторых ситуациях это может привести к ДТП:

  • сзади находящиеся водители рассчитывают, что впереди стоящий транспорт поедет, а не заглохнет, и могут врезаться в задний бампер;
  • заглохшая машина посреди дороги на перекрестке может получить удар в боковую часть при проезде нерегулируемого перекрестка с затрудненным движением или при выезде на кольцо в плотном потоке.

Правильное переключение передач на повышенную и пониженную

Правильным переключением ступеней считается такое, при котором обороты мотора не опускаются ниже рекомендуемого интервала (2000—3000 об/мин.).

При требуемом подъеме оборотов (2500—3500) при разгоне необходимо быстро перевести рукоятку на повышенную передачу, с мягким нажатием на педаль акселератора после полного отпускания сцепления. При медленной смене ступени обороты двигателя упадут, что приведет к затрудненному набору скорости или невозможности ее набрать.

Совет! В связи с тем, что в первое время смена передач для разгона у новичка будет недостаточно быстрым, рекомендовано перед повышением передачи увеличить обороты до 3000—3500 об/мин., при передвижении на подъеме до 4000 об/мин. В противном случае автомобиль может прекратить набирать скорость.

Для перехода на пониженную ступень требуется:

  • отпустить педаль газа;
  • при выборе пониженной ступени для снижения скорости — аккуратно надавить на тормоз и уменьшить скорость до интервала предыдущей, более низкой передачи;
  • выжать сцепление;
  • выбрать более низкую ступень;
  • плавно отпускать сцепление;
  • для сохранения или набора скорости (при ускоренном разгоне) в самом конце хода педали сцепления добавить газа;

Как тормозить и притормаживать на механической КПП

Торможение автомобиля с механической трансмиссией имеет свои особенности. Обороты при торможении не должны опускаться ниже показателей для холостого хода.

Основные правила при торможении автомобиля с МКПП на прямой:

  • отпускается педаль акселератора;
  • выжимается тормоз до достижения оборотов, приближенных к показателям холостого хода;
  • выжимается сцепление;
  • при высокой скорости для плавного торможения выбирается пониженная ступень и повторяется процесс;
  • при невысокой скорости рычаг КПП перемещается в нейтральное положение и осуществляется остановка дальнейшим нажатием тормоза.

При экстренном торможении выжимается только тормоз, двигатель будет способствовать торможению за счет снижения оборотов.

Тормозная система оборудована вакуумным усилителем тормозов для облегчения нажатия педали. Усилитель работает только при работающем моторе и с большей эффективностью при более высоких оборотах, чем у холостого хода.

В случае если автомобиль заглохнет на нейтральной ступени или при выжатом сцеплении, педаль тормоза практически не будет выжиматься и тормозной путь вырастет в разы, вплоть до торможения о находящийся впереди автомобиль.

Притормаживание, т.е. снижение скорости при продолжении движения, осуществляется отпусканием педали акселератора и нажатием тормоза с контролем над оборотами, которые должны остаться выше оборотов холостого хода.

При небольшом снижении скорости, когда обороты остаются заметно выше холостого хода, можно продолжить движение на той же ступени или при необходимости понизить ее.

Для значительного снижения скорости при нажатии на тормоз и достижения оборотов, приближенных к холостому ходу, выбирается более низкая ступень и переключение на нее происходит без участия педали акселератора.

Сильное падение оборотов, ниже показателей холостого хода, может неблагоприятно отразиться на дальнейшей работе машины, приближая ремонт.

Как тормозить двигателем и ручником

Принцип торможения двигателем заключается в понижении ступени при достижении оборотов, приближенных к холостому ходу. Понижать ступени можно с любой более высокой на любую низкую, кроме первой и задней. Для этого необходимо понизить скорость до диапазона нужной ступени и произвести переключение.

Ручной тормоз предназначен для удерживания транспорта в стоящем положении.

Торможение ручником на высокой скорости в большинстве случаев приводит к блокированию задних колес, заносу и полной потере контроля над машиной. Известно немало случаев летальных исходов при торможении ручным тормозом на значительной скорости.

При отказе тормозов и в некоторых других ситуациях может потребоваться прибегнуть к торможению ручником.

Для избегания опасных последствий при использовании ручника на движущемся автомобиле необходимо:

  • аккуратно, не до последних щелчков подтормаживать ручником, избегая блокировки задних колес;
  • экстренное торможение возможно только при движении по прямой нескользкой дороге и при расположении передних колес строго для движения прямо, избегая любых движений рулем.

По возможности следует избегать торможения ручником на высокой скорости, предпочтительнее тормозить понижением ступеней вплоть до второй.

Чего нельзя делать с МКПП

Механическая коробка — надежный вид трансмиссии, но неправильная ее эксплуатация способна заметно снизить срок службы и привести к значительным поломкам.

Что нельзя делать на МКПП:

  • включать заднюю передачу до полной остановки машины (поломка МКПП);
  • выжимать сцепление за исключением моментов, необходимых для переключения ступеней (происходит повышенный износ выжимного подшипника и сцепления);
  • придерживать ногу на педали сцепления во время движения (приводит к повышенному износу сцепления);
  • выбирать высокую передачу (3,4,5) при недостаточной для этого скорости и низких оборотах (повышенная нагрузка на двигатель и коробку);
  • выжимать сцепление при остановках продолжительностью более 40 секунд, следует выбрать нейтральную передачу (повышенный износ сцепления);
  • переключать ступени не выжимая сцепления (поломка МКПП);
  • постоянно держать руку на рычаге КПП (повышенный износ различных механизмов коробки передач);
  • неполный выжим сцепления при переключении ступеней;
  • бросание сцепления.

При соблюдении некоторых правил и вдумчивой езде опыт управлением машины с МКПП придет быстро, несмотря на кажущуюся сложность такой трансмиссии.

Главным преимуществом машины с МКПП является полный контроль над ней, что осознается только с накатанными километрами.

Как научиться водить машину с нуля

В этой статье поговорим о том, как научиться управлять автомобилем с нуля: что для этого нужно делать, чего делать не следует и какими навыками нужно обладать.

Содержание

Как быстро научиться водить машину

Главное в процессе обучения – не бояться автомобиля, вникнуть в основные принципы вождения, почувствовать габариты и мощность движущей силы.

Начинать всегда стоит с малого – не торопитесь брать высокую планку. Попробуйте выполнить указанные ниже упражнения при выключенном двигателе. Это поможет совершать действия при вождении, не глядя себе под ноги и не отвлекаясь от процесса управления автомобилем:

  • Попереключайте скорости. Поймите, в каком положении фиксируется та или иная передача.
  • Отработайте процесс включения поворота. Правый поворот включается движением вверх, левый — движением вниз. Запомнить будет проще, если понять движение рулевого колеса. При его вращении палец левой руки как бы сам задает правильное направление.
  • Прокрутите рулевое колесо, перехватывая руль обеими руками. Ощутите границы крайне левого и крайне правого положения руля.

Потренируйтесь на этих упражнениях пару дней, и вы будете подготовлены к езде за рулем. Даже если будете волноваться, ваши руки и ноги будут действовать на автомате. Вы почувствуете контроль над ситуацией.

Уверенность, что вы контролируете автомобиль, — самое важное в осваивании навыков вождения.

Читать еще:  Как работает датчик детонации двигателя

Как научиться водить машину на механике

Большинство водителей проходят обучение на автомобилях с МКПП. Это, что называется, классика жанра, поскольку:

  • МКПП — наиболее сложная. При получении навыков вождения ТС на механике водителю проще перейти на альтернативные трансмиссии.
  • Управление автомобилем с механической коробкой передач обеспечивает большую концентрацию водителя за рулем, что в дальнейшем делает его более внимательным и сосредоточенным на дорогах.
  • Механическая коробка позволяет быстрее набирать и сбрасывать скорость, что дает возможность лучше чувствовать и контролировать автомобиль.

Лучший способ научиться водить автомобиль — довериться опытному инструктору. Внимательно слушайте и старайтесь как можно точнее выполнять рекомендации специалиста.

Что важно понимать, когда садишься за руль авто на механике

  • слева — сцепление;
  • посередине — тормоз;
  • справа — газ.

Самая основная педаль — сцепление. Используя ее, можно привести автомобиль в движение. Для этого нужно:

  • нажать на педаль сцепления;
  • снять машину с ручника (он справа);
  • включить нейтральную передачу (на стоящем ТС рычаг уже находится в нужном положении);
  • неторопливо отжать сцепление.

Автомобиль покатится. Для того, чтобы продолжить движение, необходимо:

  • до упора надавить на сцепление;
  • включить первую передачу (движение рычага — влево и от себя);
  • плавно выжимая педаль газа, медленно отжимать сцепление (главное — не испугаться появившихся звуков и не бросить сцепление, потихоньку прибавляя газ).

После пары-тройки попыток эти действия вы будете выполнять автоматически. Сначала будет получаться неидеально. Возможно, вы будете глохнуть. Не паникуйте, просто пробуйте еще.

Как переключать передачи на механике

Чтобы ехать быстрее, нужно постепенно добавлять обороты, переключая передачи.

Чтобы придать автомобилю ускорение, нужно нажать на педаль сцепления и плавно отпустить газ. В этот же момент включить следующую передачу и прибавить газ.

Когда пора переключить скорость:

  • 1 передача — до 20 км/час;
  • 2 передача — 20-40 км/час;
  • 3 передача — 40-60 км/час;
  • 4 передача — 60-90 км/час;
  • 5 передача — 90 км/час и более.

Никита Орлов, автоэксперт:

«Обучаться вождению лучше на старом и, как это ни странно, неисправном автомобиле. Когда я обучался вождению, в автошколах были исключительно автомобили марки «Жигули» разной степени исправности, без гидроусилителя, кондиционера и прочих радостей современной техники.

Научившись ездить на плохом автомобиле, вы с уверенностью будете себя чувствовать за рулем практически любого авто. Научитесь ездить на механике и, пересаживаясь на машину с АКПП, вы почувствуете и уверенность в собственных силах, и дополнительный комфорт.

Если вы уже знаете, какую марку и модель автомобиля приобретете после получения водительского удостоверения, имеет смысл поискать инструктора именно на таком авто. Тогда, пересев за руль собственного автомобиля, вы практически не почувствуете разницы. В любом случае только упорство и ежедневная практика сделают из вас настоящего водителя».

Как научиться водить машину на автомате

С коробкой-автомат вождение становится «на автомате». Преимуществ множество:

  • Можно не бояться «откатов», когда автомобиль на горке катится назад.
  • Можно не пользоваться ручником на подъемах и при остановке: система сама блокирует колеса.
  • У вас под ногами только две педали. По сути, вы управляете одной ногой. Можете забыть про процесс выжимания сцепления, обучение которому вызывает у большинства проблемы и страхи.
  • Не приходится слушать двигатель, чтобы вовремя переключить скорость.
  • В зимнее время не нужно готовиться к маневру заблаговременно, как это делается на механике.

Все, что требуется от водителя, управляющего машиной с автоматической коробкой передач, — знание правил ПДД.

На автомате переключатель скоростей выглядит несколько по-другому, нежели на механической коробке. Есть три программы:

  • P — парковка. Тот же ручник. Нажав педаль тормоза, вы остановились до конца и понимаете, что ближайшие пару минут не тронетесь с места. Вы можете привести рычаг переключения в режим паркинга и отпустить педаль тормоза, тем самым обездвижив автомобиль.
  • R — задняя скорость. Тут все просто и понятно. Выжали педаль тормоза до упора, привели рычаг в положение R, отпустили педаль тормоза, и автомобиль покатится назад.
  • N — нейтральная скорость. Данная передача используется довольно редко. Она нужна в случае проезда в труднопроходимых участках, когда необходимо выехать из глубокой ямы.

Научиться водить автомобиль с автоматической коробкой передач в разы проще, чем с механической. Но если будете учиться вождению на машине с автоматической коробкой передач, ездить на механике не сможете.

Это связано с тем, что автомобиль слишком много делает за вас. Особенно это заметно у автомобилей новых поколений с различными системами круиз-контроля, когда на педаль газа нажимать не нужно.

Садитесь в автомобиль, выжимаете педаль тормоза, отпускаете ее — двигатель заведен. И вот автомобиль уже плавно начинает движение без лишних вибраций и пробуксовок. Сели и поехали.

Коробка-автомат призвана облегчить жизнь автомобилисту. Например, она очень удобна в городском движении, когда приходится много перестраиваться из ряда в ряд, еще и переключая скорости. Или, напротив, стоять в пробке, периодически подкатываясь на 3-4 метра.

Но если вы хотите стать универсальным водителем, стоит начинать обучение все же с механической коробки. И вот когда на ней вы будете ездить как «на автомате», тогда уже можно пересесть на автомат.

Как научиться чувствовать габариты автомобиля

Новичкам, в отличие от водителей со стажем, всегда сложно ориентироваться в пространстве и чувствовать, где заканчивается автомобиль. Для этого и нужны занятия на автодроме.

Чем больше опыта, тем лучше вы будете чувствовать габариты. Но для начала дадим советы для того, чтобы процесс пошел быстрее:

  • На дороге нельзя смотреть под колеса своего автомобиля. Не пытайтесь разглядеть асфальт перед ними. Взгляд направлен только вперед.
  • При движении назад важно понять, как двигаются колеса и где заканчивается бампер. Для этого ориентируются обычно на заднюю щетку, если она есть.
  • Перед тем, как перестроиться в другой ряд в потоке автомобилей, покажите поворот и смотрите в зеркало. Когда соседний автомобиль будет полностью позади вас, смело перестраивайтесь.

Не бойтесь практиковаться. Ставьте сложные задачи и выполняйте их. Они получатся не сразу. Но когда вы выполните упражнение несколько раз подряд, вы сами почувствуете, что в этом нет ничего трудного и управлять автомобилем сможет каждый.

А если вы соберетесь покупать свой первый автомобиль, воспользуйтесь рекомендациями, которые мы для вас подготовили. На сайте представлен целый раздел статей, в которых мы подробно рассказываем, как приобретать б/у машину и чего стоит опасаться при выборе. Обзоры на подержанные модели разных годов выпуска читайте в нашем блоге. Также мы ведем Youtube-канал, где вы найдете много полезных и интересных выпусков.

Как научиться правильно ездить на “механике”

Езда на автомобиле с механической коробкой передач некоторым кажется чем-то сложным и изматывающим, но, конечно, ничего мудреного здесь нет. Главное – понимание, что можно и чего нельзя делать с МКП вкупе с практикой. Итак, как научиться правильно ездить на “механике”?

Механические, они же ручные коробки передач постепенно сдают позиции. Сейчас основная часть автопроизводителей в основном предлагает продукцию с автоматическими или роботизированными коробками передач, предлагая с МКП наиболее бюджетные версии, либо спорткары. И все же на рынке пока еще немало машин с “механикой” – например, Lada, Kia Rio и Hyundai Solaris, так что умение управляться с коробкой передач данного типа лишним не будет.

Органы управления

Начнем с азов из расчета, что изложенная дальше информация может быть для кого-то неизвестной. У автомобилей с “механикой” есть педаль сцепления для отсоединения двигателя и коробки передач для смены ступеней и их соединения с целью передачи крутящего момента на колеса. Соответственно, смена ступеней происходят только при выжатой педали сцепления. При включенной нейтрали мотор отсоединен от коробки передач.

Новичок может удивиться – как же управлять тремя педалями, ведь конструктивно у человека предусмотрено лишь две ноги? Очень просто: правая конечность управляет педалью тормоза и газа, а левая заведует только сцеплением.

Как начинать движение

Опять же, упомянем и этот момент – как показывает практика, не все водители когда-либо ездили на “механике” и с трудом представляют себе процесс. Знаем, звучит невероятно, но все же. Перед тем, как запускать двигатель на машине с МКП, убедитесь, что в коробке передач включена нейтраль, либо выжмите сцепление.

Если вы попытаетесь завести автомобиль, стоящий на передаче, у которого двигатель и коробка передач соединены, то получите мощные рывки с вполне прогнозируемыми последствиями. Не лишним будет приучить себя на старте выжимать педаль тормоза перед тем, как включить сцепление – автомобиль может стоять на уклоне и покатится, как только вы отсоедините мотор от коробки передач. Выжмите педаль сцепления и включите первую передачу, а затем, перенеся правую ногу на педаль газа, чуть поднимите обороты двигателя. Дальше важный момент – медленно и плавно отпускаем педаль сцепления. На словах все кажется простым, но на практике трогание с места обычно наиболее сложен для начинающих.

Здесь важно почувствовать свободный ход педали сцеплением, после которого начинается смыкание дисков и действовать плавно, избегая сильно повышенных оборотов. Эта стадия требует практики, практики и еще раз практики.

Движение в гору

Особенно полезно тренироваться начало движения на уклоне, когда крайне важно все делать плавно и, синхронизировав работу с педалями и стояночным тормозом (он же ручной тормоз или “ручник”), добиться быстрого старта. Найдите уклон и удерживайте на нем автомобиль ручным тормозом. Включите первую передачу, выжав сцепление, и начните трогаться. Как только вы почувствуете, что машина начала как будто “напрягаться” и пытается сдвинуться с места, опустите “ручник”. Научитесь делать это плавно и быстро. Со временем вы сможете удерживать автомобиль на уклоне без стояночного тормоза, а балансируя педалями сцепления и газа, а также трогаться без “ручника”, быстро перенося ногу с тормоза на педаль газа.

Что делать в движении

Когда автомобиль наберет ход, поднимите правую ногу с педали газа, выжмите сцепление и смените передачу, а затем, как несложно догадаться, уберите левую ногу с педали и управляйте разгоном.

Когда переключать скорости на “механике”? Для плавной гражданской и экономичной езды встречаются следующие общие рекомендации. Первая ступень нужна только для того, чтобы тронуться и слегка – примерно до 20-25 км/ч – ускориться. На второй можно разгоняться до 40-50 км/ч, на третьей – до 60-70 км/ч, на четвертой – до 90-100 км/ч и так далее.

В первое время удобно ориентироваться также и по оборотам двигателя. На большинстве автомобилей переключать передачи примерно на 3000 оборотов в минуту, хотя данный вопрос индивидуален и зависит от особенностей каждой машины. Главное, чтобы скорость соответствовала следующей ступени – не была слишком низкой, равно как и двигатель постоянно не “перекручивался”. Со временем вы научитесь чувствовать оптимальные скоростные режимы на каждой передаче и вам не придется смотреть на приборы.

О чем следует знать и помнить

Эксплуатируя машину с МКП необходимо учитывать ряд правил, несоблюдение которых грозит техническими неисправностями и просто дискомфортом во время езды. Прежде всего, приучите себя правильно работать с педалью сцепления, иначе узел превратится в расходник. Всегда выжимайте ее при переключениях передач до конца. Характерный скрежещущий звук, который издает автомобиль при движении назад или во время движения как раз бывает в том случае, если водитель поленился и нажал педаль не полностью. Кстати, таким способом можно повредить коробку передач. Езда с частично отпущенной педалью сцепления и длительный выжим (например, в глухой пробке на светофоре) также вредны.

Shutterstock / VOSTOCK Photo

Тренируя начало движения, старайтесь не смотреть на стрелку тахометра, а старайтесь почувствовать, когда крутящий момент от двигателя начнет передаваться на колеса. При этом избегайте завышенных оборотов, иначе спалите сцепление. Возьмите за правило оставлять машину на парковке с включенной передачей – это предотвратит скатывание. Не лишним будет “затянуть” ручной тормоз или нажать на клавишу электромеханического стояночного тормоза. Не забудьте включить нейтраль в коробке передач, прежде чем запускать двигатель или полностью выжать сцепление, ежели поедете сразу же.

Как двигаться задним ходом

Движение назад на автомобилях с автоматической коробкой передач не представляет проблем даже для начинающих, но, если транспортное средство оснащено механической коробкой передач, то требуется определенное мастерство. Помните, что не следует сразу отпускать педаль сцепление, начав движение назад – наверняка у вас нет задачи поставить рекорд скорости, зато требуется осторожность и контроль, как раз достижимый с помощью работы педалью. Контролируйте пространство позади вас по зеркалам заднего вида, работайте с педалями аккуратно и плавно, не допуская рывков и резких движений рулем – если предстоит маневрировать задом в стесненном пространстве, то неосторожные действия могут спровоцировать ДТП.

Уроки вождения на механике для начинающих: универсальный алгоритм

В России пару лет назад количество автомобилей с АКПП и механической трансмиссией было примерно одинаковым, хотя предыдущие годы наблюдался бурный рост покупок транспортных средств с вариатором. Для сравнения: в США на «автоматах» ездит 94% водителей, ибо они появились гораздо раньше, чем у нас. И нетрудно догадаться, что навыки управления машиной с «механикой» там практически утеряны, чего не скажешь о РФ. Однако молодое поколение, как и женщины, уже нуждаются в подробных инструкциях того, как нужно управлять подобными авто. Но прежде, чем начинать подробное описание данного процесса, вначале нужно назвать причины, по которым машины с МКПП в России по-прежнему пользуются популярностью:

Читать еще:  Как отключить аккумулятор

– такими трансмиссиями всегда оснащаются мощные, спортивные автомобили;

– автомобили с механической коробкой передач стоят дешевле;

– «механика» позволяет лучше чувствовать машину и быстрее управлять ею;

– оснащение транспортного средства подобной «коробкой» позволяет экономить горючее;

– в плане ремнотопригодности МКПП тоже предпочтительней в сравнении с АКПП, и стоит восстановление работоспособности агрегата значительно меньше.

Нижеследующая инструкция адресована всем желающим обучиться вождению на машине с «механикой». Причем совершенно неважно, сколько вам лет, к какому классу принадлежит транспортное средство, какова его мощность и прочее.

1. О передачах

Владея машиной с механической «коробкой», вы должны отработать навык самостоятельного переключения скоростей до автоматизма. Здесь нет электроники, которая без участия водителя уравнивает скорости вращения шестерней на валу коробки. Зато имеется педаль сцепления, которая за счет нажатия на нее ногой временно отключает трансмиссию специально для того, чтобы передвинуть рычаг в нужное положение и переключить скорость. Только помните: выжимать эту педаль нужно до конца! Кстати, основная масса машин оснащается 4-5- скоростными МКПП, дополнительно есть одна задняя скорость. Давайте разберемся, для чего они нужны.

«Нейтралка». Уроки вождения на механике для начинающих нельзя практиковать до того, как вы разберетесь с тем, какие есть органы управления и что такое нейтральная передача. В сущности, это позиция рычага переключения скоростей, обозначающая, что крутящий момент не передается от двигателя на колеса, и тронуться с места автомобиль не может. Как вы ни газуйте, ничего не произойдет. Если же передвинуть рычаг в другую позицию при отключенном сцеплении, то включится скорость.

Первая скорость предназначена для трогания. При этом двигатель работает на повышенных оборотах, но скорость более 15-20 км в час вы не разовьете. Да это и не нужно, вы просто сожжете лишнее топливо. Поэтому практически сразу же нужно включать вторую передачу.

Вторая скорость – это рабочая лошадка, которая позволяет спускаться со склона и маневрировать в дорожной «пробке». Она является переходной к так называемым пониженным 3-5 передачам, позволяющим развивать более высокую скорость. Акцентироваться на них мы не будем, так как переключаются они одинаково.

Задняя передача позволяет развить большую скорость в сравнении с первой. Однако долго двигаться с ее помощью не рекомендуется – слишком быстро изнашиваются детали трансмиссии. Без задней передачи практически невозможно в городских условиях припарковаться, также она позволяет маневрировать в органическом пространстве.

2. Процесс освоения передач

Расположение скоростей указаны на ручке их переключения, и их нужно просто вызубрить! Согласитесь, что во время езды будет трудновато подсматривать, опуская глаза вниз. И еще: если не хотите, чтобы любая передача включалась со скрежетом либо хрустом, сигнализирующем об износе шестерен, выжимайте педаль сцепления до пола. А еще лучше перед посадкой за руль сесть на переднее сиденье рядом с опытным водителем и проследить, как ему удается синхронизировать переключение передач с отключением сцепления. Также это поможет вам изучить, какую скорость можно развить на конкретной передаче.

Уроки вождения на механике для начинающих показывают, что новички на первых порах все равно мысленно вспоминают, где какая передача находится. Не волнуйтесь, дальнейшая практика позволит вам это делать на бессознательном уровне, без отвлечения от дороги. Пройдет совсем немного времени – увеличится и скорость переключения, и плавность данного процесса.

Также безусловной проблемой для молодого водителя является определение того, при какой скорости движения автомобиля нужно включать ту или иную передачу. Обычно нужно следовать простому совету: слушайте двигатель, и если его обороты низкие, а машина не разгоняется – значит, следует перейти на понижающую передачу. И наоборот, чтобы разгрузить коробку при очень больших оборотах, нужно включить повышенную передачу.

В этой практике можно пользоваться тахометром, если он имеется «на борту». Конечно, в зависимости от модели, марки и модификации автомобиля порядок переключения может быть разным, однако доказано на практике, что новая передача должна задействоваться тогда, когда обороты мотора достигли 3000 об./мин. Дополнительно рекомендуется наблюдать за спидометром. Например, переключайте скорости каждые 20-25 км/ч, однако помните, что это общее правило. Если у авто мощный мотор, то эти цифры могут быть однозначно большими.

3. Запускаем двигатель!

Перед тем, как повернуть ключ зажигания для запуска мотора, нажмите педаль сцепления и переведите рычаг МКПП на «нейтралку». Далее нужно прогреть силовой агрегат до рабочей температуры. Причем если вы делаете это в холодную пору года, первые пару минут во время прогрева держите педаль сцепления в нажатом положении – это помогает быстрее нагреть застывшее масло. И самое главное: никогда не запускайте мотор с включенной передачей, иначе машина может поехать, к чему вы вряд ли будете готовы. Так и до ДТП недалеко…

4. Педаль сцепления используем правильно


Как уже было сказано, сцепление помогает водителю плавно переключать скорости, но его всегда следует выжимать до конца, иначе вы рискуете повредить коробку. Не менее важно запомнить, что педалью сцепления должна заниматься исключительно левая нога. Правая нужна вам для торможения или набора скорости. Уроки вождения на механике для начинающих редко обходятся без ситуаций, когда новичок «путает педали». Стоит ли говорить, что лучше их избегать?

После переключения передачи сцепление следует отпускать плавно. На первых порах это делать нелегко. Совет: отпускайте сцепление очень медленно до той поры, пока не почувствуете появление крутящего момента, передаваемого на колеса. И избегайте ненужных ускорений в ситуациях, когда педаль нажата не до «пола». Также выработайте «железное» правило, которое гласит: даже на светофорах держать сцепление отжатым более двух секунд крайне не рекомендуется.

Если понаблюдать за опытными водителями, то нетрудно заметить, что они отпускают сцепление достаточно быстро. Если у вас так не получается, не комплексуйте. Чем чаще вы будете ездить в плотном траффике, чем больше накатаете часов вождения – тем совершеннее станет этот навык.

5. Учимся координировать действия

Машина с МКПП при умелом управлении доставляет водителю массу немало драйва. Ведь она предоставляет возможность резкого ускорения, что недоступно машине с АКПП. Уроки вождения для женщин помогают довести это действия до автоматизма, четко координируя манипуляции с органами управления. Приведем пример правильного алгоритма при езде на 1-2 скоростях.

Выжмите до упора педаль сцепления, включите первую передачу. Постепенно медленно отпускайте сцепление, одновременно столь же медленно и плавно нажимайте на педаль газа. Когда педаль сцепления дойдет примерно до середины, вы наверняка почувствуете, что крутящий момент стопроцентно передается на колеса и автомобиль начинает движение. Плавно отпустите сцепление и продолжая плавно нажимать на газ, набирите скорость около 20 км/ч. Теперь самое время включить вторую передачу. Отпустите газ, полностью выжмите сцепление и передвиньте рычаг МКПП на вторую передачу, отпустите сцепление и плавно прибавляйте газ.

6. Дауншифтинг

Под этим странным термином подразумевается то, как переключать низкие передачи машины в момент ее замедления. Метод здесь совершенно другой в сравнении с принципами работы коробки-автомата, он сложнее, но позволяет не просто снизить скорость, но и одновременно включить необходимую передачу.

Зачем уроки вождения на механике для начинающих включают в себя умение «дауншифтить»?

Они нужны, чтобы научиться снижать скорость до полной остановки без применения педали тормоза. Как говорят профи, можно тормозить и двигателем. Чтобы это сделать на скорости примерно в 70 км/ч, совершите следующие манипуляции:

выжав сцепление, включите третью передачу, передвинув правую ногу с акселератора на тормоз;

медленно отпускайте сцепление – это позволит избежать повышенных оборотов;

перед остановкой повторно выжмите сцепление;

первую скорость в качестве понижающей не активируйте.

7. Задний ход

В обращении с задней передачи следует быть осторожным, так как если ее включить неправильно, она может «выскочить». И пока транспортное средство полностью не остановилось, никогда не включайте движение задним ходом! Также учитывайте, что в некоторых легковых авто для манипуляции с нею нужно сначала нажать сверху на ручку МКПП. Не будем забывать и о высоком диапазоне работы задней передачи в сравнении с первой, из чего следует: давить на педаль газа не следует, ибо вы можете набрать излишне высокую скорость.

8. Трогание в гору

Поскольку автодороги весьма редко являются идеально плоскими, умение управлять машиной, стоящей под вертикальным углом, является весьма нелишним. Навыки в данном случае тоже вырабатываются практикой, однако добиться желаемого результата сложнее. Алгоритм действий таков.

1) Загоните автомобиль на наклонный участок дороги, поставьте на ручной тормоз, включите «нейтралку».

2) Постепенно отпуская ручник, выжмите педаль сцепление, перейдите на первую передачу и трогайтесь, добавив газа.

3) В определенный момент вы почувствуете: машина назад не съезжает. Значит, вам удалось удержать авто на горке, не применяя тормоз.

9. Тайны парковки

При постановке машины на парковку после глушения мотора нужно, выжав сцепление, активировать первую передачу. Можете быть уверены: благодаря этому авто не скатится ни в коем случае. Чтобы еще больше обезопаситься, нужно включить стояночный тормоз, потянув ручку или нажав кнопку. Самое главное по возвращению к машине – не забыть включить нейтральную передачу, и только потом включать двигатель.

10. Практикуйтесь чаще!

Уроки вождения на механике для начинающих поначалу кажутся чрезвычайно тяжелыми. И это нормально. Но чем больше вы будете практиковаться, тем скорее до автоматизма отработаете буквально все навыки. И если «права» уже на руках, а садиться за руль страшновато – найдите удобную площадку, где нет машин, и занимайтесь самостоятельно.

Когда вы почувствуете, что более-менее приспособились к авто с «механикой», переходите к практическому опыту в реальных дорожных условиях. Начинайте с простых упражнений, предварительно изучив местность, по которой вы будете ездить чаще всего. Рекомендуется заниматься рано-рано утром, часов в 5, либо после полуночи – в это время машин на дороге меньше всего, что придаст дополнительную уверенность.

И не слушайте знакомых или родственников, которые говорят, что механическая коробка передач – это архаизм, устаревшие технологии, риск и так далее. Помните: «механика» в автомире считается одной из самых надежных. Безусловно, иногда она снижает комфортность вождения, но наградой за это становится повышенная мощность, топливная экономичность, низкая цена на ремонт. И самое главное: вы приобретете бесценный жизненный опыт и умение стопроцентно контролировать транспортное средство!

Как ездить на механике: Десять простых шагов

Доля автомобилей с механической коробкой передач падает во всем мире.

В США таких автомобилей и вовсе насчитывается не более 6 %. Привычную МКПП постепенно вытесняют роботы, гидромеханические «автоматы», вариаторы.

Очевидные «плюсы» и «минусы». Бывалый водитель и сегодня отдаст предпочтение механической коробке. Не случайно на некоторых мощных машинах в состав трансмиссии входит именно такой агрегат. В этом случае водитель может получить удовольствие от «общения» с автомобилем и полнее реализовать весь потенциал двигателя.

Среди других сильных черт МКПП выделяют:

  1. Невысокая стоимость. Модификации с альтернативными вариантами коробок добавляют несколько сотен (а то и тысяч) долларов в эквиваленте. Не стоит забывать о несопоставимых затратах на ремонт.
  2. Надежность конструкции. Только в результате не аккуратной эксплуатации может потребоваться восстановительный ремонт. Современные агрегаты зачастую не требуют даже замены масла.
  3. Невысокий расход топлива. По сравнению с автоматическим агрегатом, удельный расход в смешанном режиме оказывается на 0,5-1,5 литра меньше на каждую «сотню», что связано с режимом работы двигателя.

Опытный водитель также назовет более безопасное поведение автомобиля на скользкой дороге. При движении с МКПП режим «торможения двигателем» легче реализовать, чем на авто с автоматизированной конструкцией.

Среди главного неудобства в использовании «механики» называют утомительное взаимодействие с педалью сцепления в уличных заторах. Левая нога начинает ныть уже через 20 минут периодических выключений педали.

Начинающему водителю легче ошибиться в начале движения. При старте на подъем не сложно откатиться назад, рискуя задеть сзади стоящий автомобиль. Сегодня эта проблема не так актуальна с учетом использования электрического стояночного тормоза. Этот ассистент не позволит машине откатиться.

Напоминание об устройстве. Передачи в «механики» рассчитаны на работу с разным коэффициентом изменения оборотов на первичном валу. Первые 3 «скорости» понижают частоту вращения с разными коэффициентами (на примере ВАЗ-2109):

Передачи 4, 5, 6 (при наличии) чаще всего являются уже мультипликаторами с передаточным отношением равным и меньшим единице. Скорость вращения ведущих колес становится больше, чем на маховике, но при этом запаса мощности двигателя может не хватать для быстрых ускорений. Высшая передача в таких случаях позволяет ехать экономно в постоянном темпе.

Рабочий диапазон каждой передачи накладывается на соседние. Это позволяет производить переключения – как по возрастающей, так и по убывающей (при замедлении).

Основные секреты обычной «механики». Управление машиной с механической коробкой передач может приносить такое же удовольствие, как и при более продвинутых агрегатах трансмиссии. Тогда и передачи переключаются без лишнего скрежета и разгон автомобиля будет напористым, на уровне с соседями по потоку.

Читать еще:  Пескоструй своими руками из бутылки

Среди основных моментов при эксплуатации машины с МКПП выделяют:

  1. Схема расположения передач. Во время движения не придется визуально контролировать правильность действий. По этой причине на незнакомой машине лучше потренироваться на стоящем авто – на запущенном или остановленном двигателе.
  2. Своевременность переключения. Новичку стоит опытным путем, возможно на опыте бывалого водителя, установить рабочий диапазон передачи. После этого контролировать либо скорость движения, либо обороты двигателя для своевременной смены “скорости”.
  3. Работа сцеплением. Следует привыкнуть к настройке механизма сцепления. Его рабочий сектор в разных машинах будет отличаться. Всегда при запуске мотора следует выжать педаль – если до этого вы не убедились в нахождении рычага в нейтрально положении.
  4. Начало движения. Частично выжатая педаль сцепления допускается только при начале движения. Привычка держать ногу над педалью для экономии времени на перенос ноги только ускоряет износ накладок диска.
  5. Четкость переключения. Изменить рабочий диапазон получится за короткое мгновенье только при точном действии. Для новичка поможет методика, когда на счет «раз и» передача выключается, а на «два и» – происходит включение другой «скорости».
  6. Переключение «вниз». Замедление автомобиля переключением на низшие передачи позволяет снизить скорость без использования рабочего тормоза. Это актуально на скользкой дороге, при движении на спуск с крутой горы. Смену диапазона проводят, когда обороты высшей передачи не очень высоки.
  7. Активная работа сцеплением. При маневрировании на парковке, при движении в заторе не всегда получается передачу включать на долго. Задача проехать метр-два требует только кратковременного включения передачи. Так что левой ноге придется поработать.
  8. На парковке. После выключения работающего мотора, наравне с «ручником» включают и первую-вторую передачу. Это будет дополнительным фактором по обездвиживанию машины и спасет, даже если по невниманию стояночный тормоз затянут был не полностью.
  9. Движение «внатяг». Преодолеть грязь, песок, снежную массу порой удается на заранее выбранной передаче при небольших оборотах двигателя. Автомобиль медленно ползет за счет запаса мощности двигателя, а ведущие колеса вращаются без пробуксовки.
  10. Практика. При управлении автомобилем в разных условиях следует попробовать новые приемы управления МКПП. К примеру, можно при интенсивном разгоне сразу с передачи 3 перейти на 5.

Традиционная «механика» не всегда комфортна для водителя. Но при умелом ее использовании водитель получает удовольствие от взаимодействия с автомобилем.

Теория управления машиной с механической коробкой передач: как научиться водить

Профессиональные гонщики и водители с большим опытом утверждают, что только транспортное средство с механикой позволяет полностью использовать весь потенциал машины. Но прежде чем садиться за руль такого авто, следует внимательно изучить, как водить машину с механической коробкой передач.

Устройство и принцип работы МКПП

Преимущества и недостатки

Правила и особенности управления автомобилем

Освоение расположения скоростей передач

Техника переключения передач

Запуск двигателя и начало движения

Движение по прямой

Движение на спуске

Движение на подъеме

Движение задним ходом

Торможение и дауншифтинг

Видео «Уроки вождения на МКПП»

Комментарии и Отзывы

Устройство и принцип работы МКПП

Коробка передач в автомобиле предназначена для изменения числа оборотов на ведущих колесах машины. Что необходимо для предоставления возможности транспортному средству начать движение с места после стоянки, а затем набрать скорость по проезжей части. Изменение оборотов осуществляется переходом с одной ступени передач на другую посредством ручного перемещения рычага коробки. На механике есть возможность изменить движение в обратную сторону, активировать работу силового агрегата на холостых оборотах, двигаться накатом и обеспечить торможение двигателем. При переключении рычага КПП на нейтральную скорость передача крутящего момента на ведущие колеса не осуществляется.

Если рассматривать МКПП в целом, то это многоступенчатый редуктор, который имеет в своем устройстве несколько валов с подвижными и неподвижными шестернями.

Устройство механической коробки передач

Основную задачу выполняют валы с шестернями, которые работают в корпусе коробки. Их может быть два или три, это зависит от конструктивных особенностей устройства. Связь МКПП с двигателем транспортного средства осуществляется через механизм сцепления. С его помощью происходит отвод нажимного диска сцепления от маховика, после чего рычагом переключения выбирается и вводится в зацепление с вилками подвижная шестерня нужной передачи. Синхронизаторы облегчают этот процесс на всех ступенях, кроме передачи заднего хода. В зависимости от конструкции узла коробка может иметь от четырех до семи передач.

Посмотрите видео пользователя DZR о принципе работы МКПП.

Преимущества и недостатки

Эксплуатация автомобиля на механике имеет свои плюсы и минусы.

Водители, которые много лет за рулем машины с МКПП, говорят о следующих преимуществах таких устройств:

  1. Если сравнивать с другими типами коробок передач, то механика имеет самую низкую стоимость.
  2. Заметно снижена масса против гидромеханических устройств.
  3. Механика обладает высоким КПД, что позволяет полноценно использовать мощность мотора, его крутящий момент.
  4. МКПП не нуждается в отдельной системе охлаждения, тогда как для автоматических коробок это обязательное условие.
  5. Машины с МКПП более экономично расходуют топливо.
  6. Механическая коробка имеет простое устройство по своей конструкции.
  7. Длительный срок эксплуатации.
  8. Отсутствие дефицитных или дорогостоящих запчастей для обслуживания и ремонта коробки.

Следует отметить, что машину на механике можно завести буксировкой, чего нельзя выполнить с автомобилем на автомате. Простая и надежная связь двигателя и коробки позволяет удерживать машину на уклоне благодаря компрессии в камерах сгорания силового агрегата. Для этого достаточно включить первую передачу.

  1. Необходимость постоянного контроля за взаимодействием компонентов управления автомобиля при движении. Это особенно сложно для тех, кто только осваивает навыки вождения.
  2. Чувствительность сцепления к эксплуатации. Некоторые начинающие водители допускают повреждение этого механизма из-за отсутствия опыта управления.
  3. Неправильный выбор передачи водителем при движении машины может вызвать значительный перегруз мотора.
  4. Отмечен увеличенный промежуток времени для включения передачи по сравнению с другими типами коробок.

Правила и особенности управления автомобилем

Для транспортных средств с механической коробкой выработан свой алгоритм действий, который необходимо запомнить. Поэтому, осваивая навыки езды на загородной дороге или в городских условиях, постарайтесь использовать часы, когда поток машин не очень интенсивный. Это позволит изучить маршрут передвижений, появится опыт своевременного перехода на нужную передачу МКПП.

Освоение расположения скоростей передач

Для того чтобы научиться правильно водить машину с механической коробкой передач, водитель должен знать порядок расположения скоростей в автомобиле и последовательность их включения. Как правило, для большинства машин порядок включения скоростей с первой по четвертую одинаков. А выбор пятой передачи или заднего хода иногда отличается. Первое время переключение вызывает неудобства, потому что приходится отвлекаться на рычаг КП, но по мере приобретения опыта, такая проблема исчезает сама по себе.

На фото можно ознакомиться со схемами переключения скоростей.

Инструкторы автошкол рекомендуют ученикам тренироваться в выборе скоростей на автомобиле с неработающим двигателем, не глядя на рычаг КП. Такой метод тренировки можно проводить и по окончании обучения, особенно в том случае, когда расположение скоростей в личном автомобиле отличается от учебной машины. Освоившись с рычагом МКПП, переходят к следующему этапу — совместной работе рукой на переключателе, а ногами на педалях сцепления и газа.

Техника переключения передач

Нельзя забывать о том, что переключать скорости без включения сцепления недопустимо, это может привести к поломкам механизма. Следует научиться с нуля переводить рычаг КП из одного положения в другое плавно, с небольшой паузой, чтобы исключить появление рывков в трансмиссии машины. Они могут возникнуть в том случае, если будет резко включен механизм сцепления.

Водитель должен освоить синхронность действий рукой и ногами, это помогает выработке автоматизма переключения. Левой ногой нажимают до упора на педаль сцепления, а правой, отпуская педаль газа, прекращают подачу топлива в карбюратор или инжектор. Одновременно с этим правой рукой плавно переводят ручку КП в нейтралку, после небольшой паузы производят включение выбранной скорости.

Запуск двигателя и начало движения

Перед тем как повернуть ключ в замке зажигания, водителю следует отрегулировать положение своего сидения. Спинка должна располагаться вертикально почти на 90 градусов. Руки в полусогнутом состоянии лежат на рулевом колесе, ногами легко и свободно выжимаются педали.

На видео от канала Avto-Blogger. ru рассказывается, как переключать скорости на механике.

Попробуйте переключать самые дальние от себя передачи, если это получается легко, регулировка считается законченной. Теперь можно заводить силовой агрегат машины. Левой ногой водитель полностью выключает механизм сцепления, правая рука переводит ручку КП в нейтралку. При этом ручной тормоз должен быть затянут, иначе машина может сама начать движение под уклон.

Руководство по эксплуатации автомобиля рекомендует поворачивать ключ в замке на несколько секунд для пуска мотора, если агрегат не завелся, попытку повторяют.

В машинах с карбюраторными двигателями инструкция советует вытаскивать на время пуска и прогрева движка воздушную заслонку, для инжекторов в таком действии необходимости нет. Работающему мотору дают время прогреться, после чего начинают движение.

Для этого при полностью нажатой педали сцепления нужно включить первую передачу, одновременно плавно отпуская сцепление, необходимо увеличить подачу топлива. В этот момент ведущие колеса пытаются тронуться с места, но если оборотов двигателя будет недостаточно, мотор может остановиться. Для отработки плавности таких действий некоторые водители получают навыки начала движения в домашнем кресле, выполняя по нескольку минут ногами нажатие педали газа с одновременным отпусканием сцепления.

О том, как начать движение на авто с МКПП, можно посмотреть на видео от канала How To Drive A Manual car.

Движение по прямой

Основы вождения на механике в городе или на трассах заключаются в том, что, нужно правильно почувствовать момент перехода на высшую передачу в КПП. Опытные водители определяют это по звуку работающего силового агрегата. Новичкам лучше всего ориентироваться по показаниям тахометра.

Оптимальный режим работы двигателя находится в районе 2500-3500 оборотов в минуту. Если стрелка тахометра неуклонно ползет вверх, это означает, что настал момент перехода на следующую ступень. Так нужно продолжать переключать передачи до достижения оптимальной скорости движения. В том случае, когда обороты движка снижаются, нужно перейти на нижестоящую передачу. Если этого не сделать, мотор может остановиться в самый неподходящий момент.

Движение на спуске

Только на первый взгляд может показаться, управлять машиной в этих условиях просто. Дорожные знаки предупреждают о спуске на дороге для того, чтобы водитель заранее подготовился к таким условиям, особенно зимой. В этой ситуации нужно перейти на низшую передачу для исключения возможности произвольного увеличения скорости движения машины. При этом происходит торможение двигателем, сохраняется управляемость транспортным средством.

Важно помнить, что нельзя ставить рычаг переключения передач в нейтральное положение при движении машины под уклон, может возникнуть аварийная ситуация.

Движение на подъеме

Нужно учесть, что главное при движении на подъем — не дать остановиться двигателю, контролировать его обороты и при их уменьшении переходить на более низкую передачу. Если все-таки остановка произошла, в первую очередь следует затянуть ручной тормоз и запустить мотор. Далее левой ногой нужно выжать сцепление и включить первую передачу. Теперь можно начинать движение в гору. Для этого следует слегка увеличить обороты двигателя, одновременно отпуская педаль сцепления, снять машину с ручника. Как только автомобиль сдвинется с места, увеличить обороты силового агрегата и продолжить движение.

Движение задним ходом

Этот вид передвижения машины считается одним из самых опасных, так как автомобиль при движении задним ходом быстро увеличивает скорость. Пошаговая теория говорит, что следует начинать трогание с места без использования педали газа. Контролировать скорость нужно сцеплением, которое полностью отпускать нельзя. Если требуется остановиться — достаточно выжать эту педаль.

Рекомендуем посмотреть видеоурок от Avto-Blogger. ru о том, как научиться ездить задним ходом.

Торможение и дауншифтинг

Для торможения на автомобилях с механической коробкой передач нужно правую ногу переместить с педали газа на тормоз и плавно выжать эту педаль. После того как скорость движения снизится до 10 км/ч, почувствуется вибрация автомобиля. В этот момент левой ногой необходимо выжать педаль сцепления, перевести рычаг коробки в нейтральное положение, затем отпустить все педали. В результате автомобиль остановится.

Дауншифтинг — способ переключения передач с высшей ступени на низшую, который позволяет правильно тормозить на машине с механической коробкой и грамотно выполнять повороты. Так можно гораздо эффективнее остановить автомобиль, поэтому не стоит пользоваться только тормозной системой. Для этого полностью выключают механизм сцепления, переносят правую ногу с газа на тормоз, включают более низкую передачу. Чтобы избежать увеличения оборотов двигателя, педаль сцепления отпускают медленно. Перед полной остановкой отключают механизм сцепления.

Парковка

Остановившись в нужном месте, двигатель заглушают. Далее правой рукой поднимают рычаг ручного тормоза. В некоторых автомобилях он имеет электромеханический привод, поэтому может включаться нажатием кнопки. Отключают сцепление и включают первую передачу. Такие действия не позволят скатиться машине, если будет присутствовать уклон. Вернувшись в автомобиль, не забудьте поставить рычаг КП в нейтральное положение перед пуском силового агрегата.

Видео «Уроки вождения на МКПП»

На видео от пользователя К. Рябовол можно посмотреть уроки движения на автомобиле с механической коробкой передач.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector