Какие лучше свечи для газа
Свечи зажигания для ГБО
Смена свечей зажигания для двигателя после установки ГБО всё же нужна. Связано это с разной температурой воспламенения метана и пропан-бутановой смеси – по сравнению с бензином или дизельным топливом.
Свечки для газобензинового или газодизельного двигателя несколько отличаются от тех, что используются исключительно для чисто бензиновых или дизельных моторов. В первую очередь это потому, что газу требуется более высокая температура, при которой он способен загореться – чуть ли не вдвое больше по градусам Цельсия со знаком «плюс». Однако газ, сжатый или сжиженный, горит практически без остатка – вы вряд ли получите что-то большее, чем воду и углекислый газ. Следовательно, мотор, работающий на чистом газе или не менее чистой от жидких и густых фракций газосмеси, не забивает камеру сгорания и её клапаны, форсунки, поршни и цилиндры нагаром либо разложившимися продуктами высокотемпературного разложения при неполном их сгорании. В двигателе не образуется коксовый (угольный) налёт. А значит, и свечи должны иметь совсем иной зазор, давать искроподжиг от другого напряжения, и т. д. Заменить свечи – веление перевода двигатель на ход от газа.
Вторым фактором в замене свечей вместе с монтажом нового – или обслуживанием, ремонтом уже имеющегося – ГБО является поколение самой газобаллонной системы, которая уже работает – или будет работать – на вашем авто.
Выбор свечей зажигания для ГБО или бензина производится по следующим характеристикам:
- Толщина и материал электрода.
- Калильное число – температура, которую способна выдать свеча в режиме штатной эксплуатации.
- Напряжение высоковольтного искрогенератора – оно вырабатывается одной из обмоток штатного генератора, а повышается трансформатором и при помощи умножителя.
За первое отвечает исполнение электрода. Тут необходимо использовать либо толстый, но легкоплавкий металл или сплав, либо тонкий, но тугоплавкий. Использовать 1,5 мм стали или 0,4…0,8 мм тугоплавкого материала, например, иридия – один из важнейших вопросов. Тонкий проводник поддерживает напряжённость поля, потенциал которого равен 14-16 киловольт.
Калильное число – температура, до которой нагревается центральный проводник электросвечки. Если он нагреется до 700 и более градусов – воспламенение метана или пропанобутана происходит не от искрового разряда, а от перегретой проволоки. В результате свеча изнашивается намного, значительно быстрее.
Если для бензина достаточно было 14 кВ напряжения, то газу нужно не менее 16 кВ.
Свечи зажигания для ГБО 4-го поколения
У автомобилистов, перешедших на газ, наибольшим спросом – особенно на иномарках – пользуется газобаллонная система не старше 4-го поколения. Дело в том, что предыдущие системы ГБО уже почти полностью утратили актуальность – из-за присущих им недостатков.
Среди определённых марок у пользователей машин с ГБО спросом пользуются следующие наименования. В качестве примера – мотор с 4 цилиндрами.
- NGK Laser Line 2 – наиболее дорогие. Оснащены электродом из чистого иридия. На экранирующем электроде есть платиновый конец. Великолепно зарекомендовали себя в качестве «долгоиграющих», дают стабильные искры, но и стоят порядка 4000 р. Платина и иридий – сами по себе очень дороги, да и компания, производящая комплекты этих свечей, «накручивает» стоимость. В среднем помогает сэкономить до 6,5% денег при езде на газе, а мощность двигателя возрастает на 2%. Совместимы и с бензином в качестве топлива.
- Denso IW20 – японский бренд, в свечах электрод достигает 0,4 мм – в то время как большинство конкурентов ставит 2,5-миллиметровый центральный проводник. Искра обладает достаточной мощностью, чтобы поджечь газ или газосмесь, но справится и с воспламенением бензиновых паров. Достаточно тугоплавкие электроды обеспечивают неплохую долговечность, весь комплект свечей стоит в 1,5…2 раза дешевле предыдущего.
- Bosch WR7DP – марка свечей, защищённых от замусоривания центрального проводника. Здесь этот проводник до предела погружён в керамический диэлектрик. Неплохо работает на газе и бензине – хоть и показатели заметно хуже. Стоимость комплекта – 1000 р.
- Brisk LR15YS произведены в Польше. Здесь центральный проводник тоньше, чем у большинства бензиновых свечей других марок, но заметно толще, чем у газовых с иридием. Имеет серебряное напыление. Качество продукции – лучше, чем у бензиновых, но несколько хуже, чем у первых трёх предыдущих марок. Стоят 500 р. — за один такой набор.
- Beru 14R-7DU универсальны – они неплохо зарекомендовали себя при работе на газе, газосмеси и бензине. Качество, долговечность совпадают с предыдущими из списка, и чуть дешевле, чем они – 400 р.
- Plazmo for Super GAZ – практически неотличимы по качеству от предыдущих, выпускаются в Украине, рассчитаны на 100.000 км пробега авто, доступны во многих автомагазинах и авторынках. Стоимость – всего 250 р. за набор.
Даже самые качественные свечи выдержат лишь сотни тысяч километров пробега. Что касается миллиона километров и более – вряд ли производители дадут такие гарантии.
Провода на свечи зажигания
Основные требования к проводам на свечах зажигания – прочность, длительное сохранение эластичности изоляции, надёжность электроконтакта со свечами и с катушкой искроподжига. Чаще всего изоляция изготавливается из несгораемой резины – раньше такой изолятор применялся на военной технике, которой не страшны пожары. В иных случаях применяется силикон. Изоляция должна защищать токопроводящую жилу от ГСМ, влаги, пыли, металлических частиц, грязи, возможно, ржавчины. Её сопротивление должно быть, по нормам электробезопасности, не менее 20 мегаом.
В качестве жилы применяются исключительно медные проволочки одинакового диаметра, скрученные в трос. Использовать моножилу недопустимо – она тяжела в укладке, а от множественных, повторяющихся перегибов в одном и том же месте сломается. Сопротивление элетроцепи «свеча – провод – катушка» не должно быть более 20 килоом.
Для надёжного контакта «медь — сталь» предусмотрены контактные гильзы (клеммы), предотвращающие искрение и окисление участков электрической цепи в неположенных для этого местах. Эти соединения защищены от пыли, паров топлива, масел и влаги резиновыми колпачками. В противном случае сопротивление цепи возрастёт – по закону Ома, сила тока упадёт, и искровысекание будет малоэффективным, отчего двигатель не заведётся. При покупке проводов для свеч тщательно проверяйте качество проводника, изоляции, клемм и колпачков.
Можно ли менять свечи на горячем двигателе?
Лучше всего двигатель остудить перед заменой свечей. Это даст возможность «безболезненно» выкрутить сами свечи – будучи нагретыми, они расширены, и чрезмерное усилие, прилагаемое к свечному ключу, может повредить керамический изолятор, грани, за которые схватывается сам ключ. Особенно это важно, когда свечи не меняются (их срок службы ещё не закончился, и пробег авто позволяет их поставить повторно после очистки), а всего-навсего прокаливаются от отложений. Зимой, особенно на морозе, двигатель остывает с сотен до десятков градусов за считанные минуты, а за час с небольшим он будет полностью остывшим до комнатной температуры. Летом же, на жаре, придётся подождать больше, либо охладить мотор в месте расположения свечей принудительно – например, при помощи фена, в котором выключен теплоподогрев.
На неостуженном моторе менять свечи можно – но нежелательно, если вам не хватает опыта и сноровки в этом деле. К тому же, выкрутив горячую свечу из такого же двигателя, и остудив её, вы вряд ли без повреждений закрутите её обратно — пока двигатель весь не остынет. Если вы торопитесь, можете открутить свечку «на горячую» — но при повторной её установке (или установке новой свечки) вам по-любому потребуется остывший мотор.
Свечи зажигания «газ-бензин»
Если вы собираетесь использовать газосвечи на бензиновом двигателе, для которого не установлено ГБО – то ни они, ни двигатель не пострадают. Как известно, хороший температурный запас свечек – едва ли не главный залог их долговечности. Они спокойно прослужат 100 и более тысяч километров пробега, и максимум, для чего вы их снимете – для прокаливания в целях их очистки от нагара, образованного недогоревшим бензином. То же самое можно сказать и о дизельном двигателе.
На гибридных двигателях – бензин с газом или газосмесью, дизель с таким же газотопливным горючим – свечи, рассчитанные для мотора на газе, также являются универсальным решением. Их работа мало зависит от того, сколько раз и как часто вы будете переключаться с бензина на газ и обратно. Наконец, мало что изменится и в том случае, когда двигатель будет работать, потребляя исключительно газ или газосмесь – именно свечи для газа стерпят, что называется, всё.
А вот бензиновые свечи на газе использовать уже нельзя – обратная совместимость здесь уже не работает. Свеча, рассчитанная на температуру в 450, а не 600 градусов, попросту не сможет долго проработать – от частого перегрева разрушится изолятор, выгорят металлические стержни, на то и другом будет часто образовываться органический и неорганический налёт. Двигатель не заведётся – или заведётся, но станет работать нестабильно («троить»), т. к. искровысекание и искроподжиг будут уже неудовлетворительными. В общем, все параметры такой свечки резко ухудшатся, и завестись, поехать для автовладельца – лишняя головная боль.
Старайтесь не экономить на свечах – по возможности найдите наилучшие свечи, рассчитанные именно на газ, если вы используете ГБО. В противном случае – продолжая ездить на бензине или солярке (в зависимости от (под)вида топлива), вы можете сэкономить, отказавшись от свечей именно для газомотора.
Свечи зажигания, или Газовые зажигалки
Переходя с бензина на газ, надо ли заодно менять свечи? Пропан-бутан воспламеняют Михаил Колодочкин (ЗР) и доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.
svechi
В КОМАНДЕ — ЗАМЕНА
Менять свечи, конечно же, надо. Хотя бы потому, что все наши предыдущие публикации (ЗР, 2005, № 10; 2007, № 8; 2008, № 9) неизменно вылавливали разницу в поведении бензиновых моторов после замены любого из «зажигательных» элементов — от свечей до проводов. А тут — смена топлива: газ и горит иначе, и смесь беднее. Скорость сгорания меньше, температуры выше — но сгорает чище, следовательно, отложений меньше. А ведь это как раз те параметры, которые влияют на выбор как минимум калильного числа свечей! Так можно ли там использовать обычные свечи, как для бензинового мотора? И есть ли вообще в природе специальные, «газовые»?
svechi_no_copyright
ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЙ ВОПРОС
Именно так отвечает Интернет на первые попытки отыскать в нем свечи для одинаково эффективного воспламенения газа и бензина. Однако пятерых участников все же определили. Германию представляет комплект платиновых свечей Bosch Platinum WR7DP, Чехию — Brisk LPG LR15YS Silver. Честь Японии в конкурсе будут защищать два комплекта разных фирм — иридиевые NGK LPG LaserLine № 2 и Denso IW20. От братьев-славян выступает украинский Plazmоfor Super GAZ. Критерий отбора беспроигрышный: все эти комплекты рекомендуют для использования на газовых двигателях сами фирмы-производители на своих сайтах. А в качестве «нулевого меридиана» для отсчета возьмем заведомо хорошие свечи BERU 14R-7DU из Франции, которые, однако, ориентированы только на бензин и не снабжены четкой рекомендацией к использованию на «голубом» топливе.
svechi2_no_copyright
СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ГАЗА И БЕНЗИНА: СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Испытания мы подогнали под принцип двухтопливности — газ/бензин. Сначала прогнали нашу обычную программу, обкатанную в предыдущих свечных экспертизах, на двигателе ВАЗ-21083 в обычном, бензиновом варианте. А затем повторили ее на том же двигателе, предварительно оснастив его итальянской газовой аппаратурой. Принцип обычный: в одних и тех же режимах — от минимальных оборотов холостого хода до больших нагрузок — с каждым комплектом свечей замеряли мощность, расход топлива, токсичность. Кроме того, измеряли температуру отработавших газов: главная страшилка противников газа — перегрев мотора!
svechi
Все замеры проводили дважды — при нормальном напряжении питания бортовой сети и при пониженном (9 В). Тем самым моделировались как аварийная ситуация (генератор помер, а ехать надо), так и сильная изношенность свечей, когда интенсивность искрообразования резко понижена.
svechi
ГАЗАНУЛИ…
Даже на бензине разница между свечами есть, и заметная. Причем по сравнению с классическими одноэлектродками экзотика с электродами из металлов группы платиновых (к ним относится и иридий) выигрывает по всем статьям. Лидерами, как и ожидалось, стали «японцы». Мощности добавили мотору немного — до 2%, зато бензина сэкономили около 5%.
svechi
На газе преимущества этих свечей проявились еще ярче. Тут заметнее и прирост мощности — до 6%, и экономия топлива — аж до 7,5%. Но самое интересное произошло с токсичностью. Существенное улучшение качества сгорания, давшее снижение СО и СН, было компенсировано увеличением содержания оксидов азота NOх. Все ясно: интенсивность, а с ней и температура сгорания растут, вот выход этой дряни и увеличивается. И аварийный цикл лишь усугубил картину.
svechi
Почему? Потому, что скорость сгорания газового топлива значительно ниже, чем у бензина. А чем более вялое горение в цилиндрах, тем важнее интенсивность поджога газовоздушной смеси. Потому-то платиновые и иридиевые свечи с их тонкими электродами и большой интенсивностью разряда, им присущей, разгоняют фронт пламени в цилиндрах куда веселее, чем обычные.
svechi
КОГДА КРАСНЕЮТ ТРУБЫ
Вы видели, как раскаляется выпуск при хороших нагрузочных режимах? Ну так смотрите на рисунок. Нелегко приходится стендовому мотору! При работе на бензине подобная картина наблюдается при раскрутке выше 4800 об/мин, а вот на газе — уже с 4000 об/мин. Меньшая скорость сгорания заставляет смесь полыхать практически до открытия выпускных клапанов. Температуры деталей двигателя растут, а вместе с ними и температуры свечей зажигания.
svechi
Наложение друг на друга температурных графиков для одного и того же комплекта свечей при работе на газе и на бензине показывает, что газовое топливо добавляет и без того горячей трубе до 60 градусов. А свечи к температуре очень чувствительны! Слишком малые градусы им противопоказаны: начинают зарастать отложениями — продуктами неполного сгорания топлива и масла. Высокие температуры выжигают эти отложения, но способны привести к калильному воспламенению топлива. Напоминаем: это когда горение начинается не от искры, а от контакта с горячей деталью. А самая горячая деталь в цилиндре — изолятор свечи.
svechi
Вот здесь-то в очередной раз проявляются преимущества свечей с тонкими иридиевыми электродами. Измерить их температуры трудновато — на сей случай придуманы расчетные методы моделирования. Так вот, температура центрального электрода иридиевой свечи с тонким электродом на 60–80 градусов ниже, чем для обычной свечи. Почему? Площадь нагрева тонкого электрода намного меньше, а теплопроводность иридиевого сплава значительно выше, чем у стали обычного электрода. Добавим, что термостойкость металлов платиновой группы также выше.
svechi
Внимательный читатель тут же скажет, что холодные свечи хуже очищаются. Это верно, но газ горит значительно «чище» бензина. К тому же холоднее становится только центральный электрод, а корпус и изолятор, то есть те места, где обычно нарастают отложения, своей температуры по сравнению с обычной свечой практически не снижают.
А ЕСЛИ НЕ МЕНЯТЬ?
А что все-таки будет, если при переводе на газ оставить обычные свечи? Да ничего страшного! Об этом говорит сопоставление обычных свечей BERU и специально «заточенных» под газовое топливо украинских Plazmofor. Но ресурс обычной свечи на «голубом» топливе будет, очевидно, ниже. Впрочем, простая свечка заведомо дешевле иридиево-платиновой экзотики.
Наше резюме: для работы на газовом топливе лучше выбирать тонко-электродные свечи, рекомендованные производителем.
Свечи зажигания для гбо
Автовладельцы всё чаще переводят свои автомобили на газ. Это связано с тем, что всем привычный бензин становится всё дороже. Газ, в среднем, дешевле бензина примерно на 30-40 %. В зависимости от условий эксплуатации и объёма потребляемого топлива, установка ГБО окупается за период от 6 месяцев до нескольких лет. Однако, кроме установки в автомобиль баллона, редуктора, магистралей, форсунок и другого оборудования, нужно подготовить и сам двигатель к новому топливу, в первую очередь правильно выбрать свечи для газа на автомобиле с ГБО.
Казалось бы, такой простой компонент системы зажигания не должен оказывать особого влияния на работу и создавать проблем. Напротив, подобрать правильные свечи зажигания для ГБО очень важно, как для экономии топлива, так и для качества езды в целом. Сначала мы поговорим о том, какие свечи зажигания лучше для ГБО 4 поколения, а затем объясним их отличия от обычных.
Какие свечи для ГБО купить?
Давайте посмотрим, какие газовые свечи популярны. В обзоре приняли участие 6 вариантов, цена самого дорого отличается от наиболее бюджетного более чем в десять раз, а отсортированы они в порядке убывания. Приведена примерная стоимость комплекта для 4-х цилиндрового двигателя.
- NGK Laser Line 2 самые дорогие экземпляры в этом обзоре, имеют иридиевый электрод и платиновую наплавку на боковом электроде. Работают очень хорошо, долговечны. Искрообразование устойчивое, независимо от оборотов. Их цена, порядка 4000 руб., обусловлена как использованием дорогих металлов, так и популярностью бренда. С ними достигается заметная, порядка 5-8 %, экономия топлива и прибавка мощности – до 2 % на газу. На бензине они тоже хорошо работают.
- Denso IW20 японский продукт, его особенностью является очень тонкий центральный электрода, порядка 0,4 мм, против 2,5 мм у конкурентов. Тонкий электрод обеспечивает качественную и мощную искру, которая отлично зажигает как бензин, так и газ. Тугоплавкость электродов даёт отличный ресурс, ценник в 2500 руб., хоть и почти в два раза меньше, чем у предыдущих, но бюджетным его не назовёшь.
- Bosch WR7DP – довольно необычны. Компания Bosch, которая делает популярные системы зажигания, кстати, сделала необычный ход, который защищает электрод от загрязнений. Центральный электрод максимально утоплен в изолятор, что и обеспечивает своего рода защиту от отложений. Показатели мощности и расхода несколько хуже, чем у более дорогих конкурентов, но WR7DP – хорошие свечи зажигания под бензин и газ. Цена уже более приятна для потребителя – 1000 руб., при хорошем качестве.
- Brisk. LR15YS польские свечи для ГБО, предназначенные для газовых двигателей, центральный электрод тоньше, чем у бензиновых, но толще, чем у иридиевых, к тому же он покрыт серебром. По качеству занимают среднее положение между бензиновыми и первыми тремя пунктами нашего обзора. Цена их очень приятна – 500 руб. за комплект.
- Beru 14R-7DU не имеют пометок от производителя о том, что это свечи под газ пропан и бензин, однако достаточно неплохо работают на газу. В остальном качество на уровне Brisk, как и цена – 400 руб.
- Plazmo for Super GAZ – самый дешевый вариант для газа, производятся в Украине, особых отличий от предыдущего варианта в работе нет. Качество для их цены (250 руб.) очень хорошее, судя по отзывам автовладельцев, выдерживают долгую эксплуатацию (примерно 100 000 км), да и цена позволяет их менять чаще.
Чем комплекты для газа отличаются от бензиновых?
Температура воспламенения бензина при атмосферном давлении примерно +470-530 градусов Цельсия, а у газа 510-580, это значит, что двигатель, работающий на газу, нагревается сильнее, к тому же газовая топливная смесь горит дольше, это вызывает повышенный нагрев выпускного клапана и выхлопной системы. Свечи при работе на газу тоже подвержены повышенному нагреву.
Калильное число – это характеристика, которая описывает, как сильно свеча отдаёт тепло в головку двигателя. По калильному числу различают:
- холодные (к. ч. 20+);
- средние (к. ч. 14-19);
- горячие (к. ч. 11-14).
Калильное число свечей зажигания для ГБО должно быть холоднее (больше), чем для бензина.
Зазор между электродами очень важен: при слишком большой его величие на катушку зажигания будет возложена слишком сильная нагрузка. Понадобится большее напряжение для искрового пробоя. При слишком маленьком – искра будет слабая. Газовоздушная смесь имеет большее электрическое сопротивление, чем смесь бензина с воздухом. Чтобы купировать эту разницу, уменьшают зазор между боковым и центральным электродом. Зазор на свечах на ГБО равняется порядка 0,8 мм.
Если ездить на бензиновых свечах на ГБО, на них будет образовываться нагар и ненужные отложения, их перегрев приведет к преждевременному выходу из строя или калильному зажиганию. Кроме того, нагар сильнее будет и на цилиндре, и в выхлопной системе. Лучше ездить на газовых, с бензином в качестве топлива, чем наоборот.
Установка свечей
Чтобы установить свечи для ГБО 4 поколения или любые другие, вам нужен свечной ключ, в некоторых конструкциях двигателя есть возможность сделать это с помощью рожкового или накидного. Для этого нужно снять колпачки с высоковольтными проводами и выкрутить старые, против часовой стрелки.
Если вы плохо закрутите новые свечи в головку блока цилиндров – они будут сильнее греться, последствия этого описаны выше. Если вы перетянете – повредите керамический изолятор, он может и будет работать, но устойчивости в работе можно не ждать.
Важно: Для правильной затяжки воспользуйтесь советом: затяните их от руки, после этого ключом проверните на четверть оборота. Если вы повторно устанавливаете свечи – треть оборота, а если уплотнительная поверхность коническая – на 15 %.
Итоги
Не скупитесь на качественные свечи для ГБО, это улучшит работу вашего двигателя и сэкономит на топливе. На таких свечах двигатель производит меньше выбросов в атмосферу, т. е. становится экологичнее.
Свечи для газовых двигателей: что нужно учитывать при выборе
Начнем с того, что в последнее время на фоне постоянно растущих цен на бензин и дизтопливо установка ГБО на автомобиль с бензиновым мотором стала действительно массовым явлением. Такой вариант позволяет извлечь максимальную выгоду, так как перевод бензинового автомобиля на более дешевый газ дает возможность существенно снизить расходы на топливо.
Еще нужно добавить, что дизельные модели даже с учетом высокой экономичности стоят дороже бензиновых, а также не лишены ряда собственных проблем. Что касается электрокаров, такие авто пока еще остаются в меньшинстве. Получается, фактически единственной доступной альтернативой становится возможность переоборудовать машину под газ.
Если точнее, речь идет о моторном масле для газовых двигателей, а также о свечах зажигания. Если с моторным маслом все более-менее понятно, то со свечами могут возникнуть сложности. Далее мы поговорим о том, зачем менять свечи зажигания для ГБО, а также что нужно учитывать и как правильно выбрать свечи для двигателя на газу.
Почему нужны «газовые» свечи зажигания при переходе с бензина на газ
Как правило, квалифицированные специалисты после установки ГБО на машину отдельно рекомендуют сразу заменить свечи зажигания. Для замены следует использовать специальные свечи для моторов на газу, которые несколько отличаются от обычных.
Необходимость такой замены продиктована тем, что обычные свечи рассчитаны на то, чтобы поджигать смесь, которая состоит из бензина и воздуха. Условно такая смесь более «плотная». При этом во время горения этой смеси возникает определенная температура.
Получается, если использовать обычные «бензиновые» свечи при работе на газу, ресурс таких свечей сильно сокращается, то есть происходит их быстрый выход из строя. Также с учетом недостаточной эффективности нарушаются общие процессы сгорания газо-воздушной смеси в цилиндрах, что приводит к снижению мощности ДВС и негативным последствиям для двигателя.
С учетом таких особенностей свечи для двигателей на газу имеют несколько уменьшенный зазор между электродами по сравнению с традиционными аналогами для моторов, которые работают исключительно на бензине. Однако и это еще не все, так как постоянная работа в условиях повышенных температур означает, что свечи под газ должны быть более устойчивыми к такому нагреву. При этом срок их службы должен соответствовать общепринятым стандартам.
Из иридия изготавливается центральный электрод, покрытие из платины напаивается на боковые электроды, медный стержень в основе боковых электродов позволяет эффективно отводить избыточное тепло. Также может быть доработана и сама конструкция свечей для газовых моторов (корпус покрывается дополнительным защитным слоем и т.д.)
Подбор свечей зажигания для двигателя с ГБО
С учетом вышесказанного становится понятно, что свечи после перехода на газовое топливо нужно менять. Это позволит добиться необходимого срока службы данных элементов, а также исключить проблемы, связанные с полноценностью сгорания заряда в цилиндрах.
Итак, давайте рассмотрим наиболее популярные свечи зажигания для двигателей на газу, а также их плюсы и минусы. В самом начале стоит обратить внимание на то, что сегодня в продаже представлено много свечей, которые позиционируются в качестве решений для моторов с ГБО. При этом большой выбор не только не облегчает, но и несколько осложняет задачу по поиску наиболее оптимальных решений.
- Если обратиться к опыту самих автолюбителей, а также проанализировать рекомендации специалистов, отдельно выделяются японские свечи зажигания. В случае с ГБО отдельного внимания заслуживает позиция Denso IW20.
Сразу отметим, стоимость достаточно высокая (около 10-12 у.е. за одну свечу, то есть как минимум 50 долларов США за комплект из 4 штук). Однако такая высокая цена частично оправдана тем, что данная позиция Denso повышает мощность двигателя на 3-5%, также уменьшается расход газа на 5-7%. Что касается срока службы, элементы способны отработать заявленный ресурс в полном объеме.
- На втором месте в списке лучших свечей для ГБО снова оказались японские изделия. Теперь речь пойдет об NGK Laser Line 2, которые достойно показали себя на моторах, которые используют газ.
Главным их отличием от конкурента является в два раза большая стоимость (от 110 у.е. за комплект). Это обусловлено тем, что активное использование иридия и платины позволило увеличить срок их службы до 200 тысяч километров.
- Теперь перейдем к более доступным вариантам. Среди таких продуктов можно выделить свечи Bosch WR7DP, которые специально разработаны для двигателей на газу.
При этом цена является волне доступной для большинства автолюбителей, которые установили ГБО на свой автомобиль. Если точнее, стоимость находится в пределах 21-22 у.е. за комплект.
- Также среди более доступных свечей для моторов на газу следует выделить Brisk LR1YS. Данный продукт представляет собой неплохое решение по соотношению цена/качество, доступен во многих точках продажи. Стоимость комплекта около 13-15 у.е. Свечи специально разработаны для работы на газу и неплохо справляются со своей задачей.
Однако на этом плюсы заканчиваются, так как особого сокращения расхода топлива и значительно увеличенного срока службы ожидать не следует.
- В списке наиболее бюджетных решений также выделяются отдельные позиции. Например, свечи Plazmo for Super GAZ являются украинской разработкой для двигателей с ГБО. При этом одновременно с низкой стоимостью (около 5 у.е. за 4 штуки) данный продукт отличается приемлемым сроком службы (до 100-120 тыс. км.).
Вполне очевидно, что использование таких свечей не уменьшит расход газа и не добавит двигателю мощности, однако не следует бояться и значительного нагарообразования, пропусков зажигания, троения двигателя, проблем с запуском и т.д. С учетом демократичной цены и достаточного ресурса вариант очень неплохой.
- Также в список наиболее доступных по цене решений для моторов с ГБО попали свечи зажигания Beru 14R-7DU. Фактически данный продукт является обычными свечами среднего уровня для бензиновых ДВС. При этом их также можно использовать для двигателей на газу.
Как показывает практическая эксплуатация, если водитель активно использует как газ, так и бензин, данные свечи в этом случае подходят хорошо, так как не особенно чувствительны к смене вида топлива.
Еще стоит отметить, что среди представителей нижнего ценового сегмента свечей зажигания под газ можно встретить много решений, однако на практике даже обычные «бензиновые» аналоги среднего качества могут оказаться лучше, чем специальные газовые, но самые дешевые свечи.
Прежде всего, важен ресурс свечей, стабильность их работы на газу, калильное число и т.д. По этой причине перед покупкой того или иного варианта следует не только подбирать свечи для авто с ГБО, но и внимательно изучать характеристики, особенности, параметры и т.д.
Советы и рекомендации
Как видно, правильно подобрать свечи для газовых двигателей является не самой простой задачей. Более того, достаточно часто можно встретить утверждение, что свечи под газ являются полным аналогом бензиновых, то есть использовать такие решения нет никакой необходимости. Ели к этому добавить крайне высокую стоимость изделий для ГБО из топовой линейки, тогда понятно, почему сторонников такого мнения среди автомобилистов очень много.
Другими словами, водители зачастую склонны думать, что дешевые газовые свечи хуже средних бензиновых, при этом дорогие свечи под газ ставить уже нецелесообразно. Давайте внесем некоторую ясность.
При этом стоимость таких изделий находится практически на одном уровне с похожими газовыми. Вполне логично, что владельцу авто с ГБО не следует сразу менять уже имеющиеся иридиевые или платиновые свечи. Перейти на газовые варианты можно уже после окончания срока службы свечей с учетом некоторых отличий и адаптации под газовое топливо.
Также свечи для мотов на газе имеют повышенную стойкость к нагреву, калильный индекс-число т.д. Это значит, что они способны работать в условиях более высоких температур и справляться с тепловой нагрузкой, которая увеличивается после перехода на газ.
Что в итоге
Если говорить о мощности, расходе газа и ресурсе двигателя, важно понимать, что все зависит не только от свечей. Прежде всего, двигатель должен быть тщательно настроен под газ, не должно быть проблем со смесеобразованием (сильное обогащение или обеднение смеси), при необходимости дополнительно регулируются зазоры клапанов, а также используется масло для двигателей на газу и т.д.
Только при соблюдении перечисленных выше и целого ряда других условий специальные газовые свечи внесут свой вклад, а сам водитель сможет почувствовать реальные изменения в работе мотора.
Тюнинг и модернизация свечей зажигания своими руками для улучшения топливной экономичности и других характеристик ДВС. Как самому доработать свечи.
Срок службы свечей зажигания различных типов, после какого пробега рекомендуется менять свечи, признаки необходимой замены. Полезные советы и рекомендации.
Выбор свечей зажигания между производителями NGK и Denso. Как подобрать свечи и на каком бренде остановить свой выбор. Особенности и нюансы при подборе.
Преимущества и недостатки использования газобалонного оборудования. Обслуживание и эксплуатация ГБО, польза и вред газа для двигателя и штатных систем.
Свечи зажигания с иридиевыми и платиновыми электродами: преимущества по сравнению с обычными свечами. Что лучше на практике, иридиевые или платиновые свечи.
Перевод дизельного двигателя на газ: принци работы газодизеля, особенности установки ГБО на дизельный мотор. Преимущества и недостатки ГБО на дизеле.
Как выбрать свечи зажигания для двигателя с ГБО?
После того как вы установили ГБО на свой автомобиль и почувствовали реальную экономию и моральное удовлетворение, ваша езда станет беззаботной. Однако необходимо помнить, что ГБО, как и любое оборудование, требует регулярного обслуживания и знаний определенных тонкостей, без которых эксплуатация автомобиля на газу будет невозможна. Сегодня мы расскажем о том, как необходимо подходить к выбору свечей зажигания для ГБО, а также о том, чем они отличаются от обычных свечей.
Можно, конечно, поставить обыкновенные свечи (бензиновые), которые, скорее всего, позволят вам эксплуатировать ваш автомобиль, однако раскрыться на полную с такими свечами ваш двигатель с ГБО вряд ли сможет. Можно довериться специалистам сервиса, на котором вы обслуживаетесь и купить свечи для ГБО те, которые посоветуют они. Однако с таким подходом можно легко стать жертвой заинтересованных лиц, которые под видом хороших свечей продадут вам те, которые им выгодно вам продать. Другими словами — доверяй, но проверяй.
Для начала о калильном зажигании свечей зажигания
Скажу сразу, что по этой величине принято характеризовать тепловые характеристики свечи. Калильное зажигание, если выразиться на доступном языке — температура, при которой воспламенение топливной смеси будет происходить не от искры, а от нагретого электрода. Газ, в отличие от бензина, воспламеняется немного по-другому, а скорость сгорания газа в разы меньше, поэтому газовая смесь будет беднее, чем бензиновая. Когда двигатель работает на газу, топливно-воздушной смеси для того чтобы воспламениться нужно более высокое напряжение — 16 кВ по сравнению с бензином, у которого это значение равно — 14 кВ.
При сгорании газовой смеси, температура в камере сгорания намного выше, в результате чего обычные бензиновые свечи изнашиваются намного быстрее. Именно по этой причине, свечи на ГБО необходимо ставить “холодные”, то есть с более высоким калильным числом.
Иридиевые свечи зажигания для ГБО
Со слов некоторых специалистов и понимающих людей, на авто с ГБО лучше устанавливать иридиевые свечи зажигания, т. к. в их производстве, а точнее в производстве центрального электрода обычная сталь заменена иридием или платиной. Благодаря этому, толщина электрода уменьшается с 2,5 до 0,4-0,8 мм. Для чего уменьшать толщину? Это делается потому, что более тонкий электрод позволяет увеличить напряженность электрического поля, а вместе с тем, стабильность заряда и энергетику. Увеличивается также интенсивность и скорость поджига горючей смеси, которая для авто с ГБО очень важна. За счет увеличения скорости распространения пламени топливо сгорает более полно, а мощность самой вспышки увеличивается, тем самым, позволяя предотвратить падение мощности двигателя во время работы на газу.
Если посмотреть на внешний вид искры, которую вырабатывает обычная свеча, можно увидеть, что она нестабильна, и нередко может менять свой цвет в довольно большом цветовом диапазоне: от ярко-красного до бледно-синего. Абсолютно другая ситуация происходит с иридиевыми свечами, которые производят свечу четкого белого цвета. Цвет весьма важен, поскольку наиболее плохой считается искра розового цвета, из-за нее возникают пропуски в зажигании. Если двигаться вверх по цветовому спектру синего цвета, то чем более синей будет искра, тем горячее она становится и, тем надежнее становится зажигание. Вне конкуренции находится искра белого цвета, увидеть которую можно при работе иридиевых свечей. Стабильное воспламенение топливной смеси не только компенсирует падение мощности во время работы на газу, но и к тому же позволяет сделать смесь более бедной, что так или иначе положительно сказывается на экономии топлива. Экономия топлива составляет от 2% до 8%, первое значение характерно для карбюраторных двигателей, а второе для инжекторных.
Какие именно свечи можно устанавливать на двигатель с ГБО?
Свечи японского производства NGK LPG LaserLine 2. Кстати, прекрасно подходят для двигателей, работающих на газу за счет использования драгметаллов (центральный электрод иридиевый, боковой — платина).
Свечи для газа DENSO WK20 также хорошо устанавливать на мотор работающий на газу. Свечи этой марки позволяют увеличить мощность двигателя, повысить экологические показатели, а также получить экономию топлива. Небольшая стоимость и неплохие показатели делают эти свечи прекрасным бюджетным вариантом.
Свечи зажигания DENSO Iridium IW20, можно считать идеальными свечами для газовых моторов, толщина центрального электрода всего 0,4мм, благодаря чему свечи обеспечивают стабильный разряд, который одинаково хорошо подходит как для газа, так и для бензина. Несмотря на высокую стоимость, свечи стоят того, чтобы их купить, т. к. срок их службы, со слов самого производителя, может превышать срок службы самого силового агрегата. Объясняется это тугоплавкостью материалов, из которых изготовлены свечи электродов.
Независимо от того, какие свечи вы решите купить, главное при выборе обращать внимание на температурный показатель, если он будет слишком низким – свечи обрастут отложениями, слишком высокой — получите калильное воспламенение, когда смесь загорается не от искры, а от разогревшегося электрода. Лучше всего покупайте свечи с тонким электродом, желательно чтобы центральный был иридиевым.
Рейтинг лучших свечей зажигания для автомобилей с ГБО в 3 ценовых категориях
Современные бензиновые двигатели обладают улучшенными характеристиками, если сравнивать с моторами прошлых лет. Но позволить себе новую машину с высокоэффективным мотором могут не все. А проблему с высоким расходом топлива решать как-то нужно.
Одним из самых популярных решений на российском рынке выступает установка ГБО. Переход на газ или голубое топливо не требует огромных финансовых вложений. При этом машина начинает требовать меньше денег на непосредственную заправку. Тенденция роста цен на бензин заставляет искать альтернативные методы экономии.
Но чтобы ГБО работало эффективно, требуется изначально приобрести хорошее оборудование, одним из ключевых компонентов которого выступает свеча зажигания. Следует узнать, какие свечи наиболее востребованные и эффективные. Для этого будет представлен небольшой рейтинг, разбитый на 3 ценовые категории.
Зачем для ГБО специальные свечи
Прежде чем обсудить вопрос о том, какие же свечи будут лучше для газа, в зависимости от финансовых возможностей потребителя, нужно разобраться в не менее важном споре.
Специалисты, которые устанавливают газобаллонное оборудование на машины, изначально оснащённые бензиновыми силовыми установками, рекомендуют поменять традиционные свечи на специальные, предназначенные именно для работы с голубым видом топлива.
Но многие автомобилисты и автолюбители не понимают, зачем переходить с имеющихся свечей на какие-то специальные, якобы предназначенные сугубо для воспламенения газа. Они уверены, что это лишь хитрая маркетинговая уловка, и никакой реальной разницы между устройствами нет.
Важно заметить, что традиционные свечи зажигания рассчитаны на работу по обеспечению горения топливовоздушной смеси, то есть сочетания паров топлива и кислорода (воздуха). А когда они переходят на работу с воздухом и газом, то могут довольно быстро потерять свою работоспособность и окончательно выйти из строя.
Нельзя забывать о более высоком электрическом сопротивлении газовоздушной смеси по сравнению с топливовоздушной. Из-за этого необходимо, чтобы зазор между электродом на свечке был меньше для обеспечения эффективного и своевременного возгорания.
Уменьшив зазор, производители не стали останавливаться на достигнутом. В настоящее время от изготовителей свечей под ГБО можно услышать утверждения о том, что с газом смогут работать лишь специализированные высококачественные изделия, для производства которых применяются исключительно благородные металлы. То есть самые дорогие, что соответствующим образом отражается на стоимости самого девайса.
Куда более правильно аргументировать необходимость использования специальных свечей тем, что при сгорании газа температура оказывается значительно выше, нежели при горении обычного топлива. Высокая температура способствует ускоренному износу, а потому срок службы источника искры сокращается.
Всё это указывает на реальную необходимость использования качественных изделий, выполненных из определённых материалов.
В основе современных и эффективных свечей для ГБО лежат 3 материала:
- Из меди выполняют стержни бокового электрода. Это обусловлено тем, что медь способна улучшать эффективность теплоотвода.
- Платина. Она применяется для создания напайки на боковых электродах.
- Ещё активно используется иридий. Он нужен в качестве материала для создания центральных электродов.
Это общий принцип формирования свечки под газобаллонное оборудование. Каждый производитель может вносить собственные коррективы, экспериментировать с конструкцией, наносить на поверхность корпуса дополнительные слои защиты. Всё это направлено на то, чтобы уменьшить активность образования нагара от сгорающего газа, повысить эффективность работы и продлить срок службы изделия.
Но это всё выглядит идеально лишь на бумаге или в теории. Если отталкиваться от практики и реальных условий эксплуатации, то отыскать специально предназначенные конкретно для газобаллонного оборудования устройства, обеспечивающие искру, проблематично.
Учитывая неизменность фаворитов, можно определить, какие свечи зажигания в настоящее время лучше всего подойдут для газового оборудования и почему стоит выбрать те или иные варианты.
Категории рейтинга
Даже опытный специалист не даст чёткого ответа на вопрос о том, какие именно свечи зажигания лучше всего использовать в составе газового оборудования.
Многие автомобилисты смело используют универсальные изделия, которые отлично справляются с поставленными задачами.
Ассортимент же специализированных свечей не особо расширяется. Потому лидеры последних лет остаются на своих устоявшихся позициях.
Вопрос лишь в том, сколько денег вы готовы потратить на лучшие свечи для мотора, адаптированного под газ. У каждого свои финансовые возможности. Далеко не все рационально и правильно тратить огромные деньги на самые дорогостоящие изделия. Но также не стоит брать самые дешёвые варианты, если речь идёт о достаточно дорогом автомобиле.
Чтобы упростить решение задачи по выбору, рейтинг лучших изделий был разделён на 3 ценовые категории:
Изучив представленные варианты, каждый автовладелец сможет сам для себя решить, какие свечи для ГБО именно в его понимании лучшие, и на что он готов потратить деньги.
Бюджетная категория
Не ждите от самых дешёвых изделий каких-то особых характеристик и возможностей. Это не та категория, в которой можно найти лучшие свечи зажигания, предназначенные для воспламенения газа, коим выступает пропан. Но тут если вас интересует, какие модели подойдут при ограниченном бюджете, можно представить несколько вариантов.
- Plazmo For Super Gaz. Продукт украинского производства, имеющий в арсенале преимуществ лишь низкую стоимость. Если сравнивать со свечками из средней и дорогой категории, они даже и близко друг к другу не стоят. Один комплект таких устройств обойдётся не дороже 500 рублей. При этом ресурс изделий составляет порядка 100 тысяч километров.
- Beru 14R7DU. Ещё один вариант бюджетной свечи зажигания. Но здесь уже речь идёт о французском производителе. Комплект стоит уже 1200 рублей при ресурсе около 150 тысяч километров. При переходе на ГБО с такими свечами ждите падения мощности и увеличения расхода голубого топлива. Но убавка и прирост происходят в рамках нормы. Важно лишь, что свечи выполняют свои функции.
- Плазмофор >
Iskra Gaz Super
Все представленные свечи зажигания для газа далеко не самые лучшие. Но если учитывать сугубо бюджетный сегмент, но к ним стоит присмотреться.
Опытные водители, устанавливающие ГБО даже на не самые дорогие машины, признаются, что свечи лучше изначально брать хорошего качества. Они прослужат дольше, обеспечат более эффективное сжигание смеси, а также помогут сэкономить на замене устройства для создания искры.
Так что к категории бюджетных свечей зажигания стоит обращаться лишь при совсем ограниченном бюджете, либо когда возникла острая необходимость поменять деталь, не имея возможности купить более качественный вариант.
Средняя категория
Куда рациональнее и правильнее обращать внимание на лучшие свечи, предназначенные для ГБО или газобаллонного оборудования, относящиеся к среднему ценовому сегменту. Это отличный компромисс между качеством и стоимостью.
В средней категории есть свои лидеры и фавориты, которые уже не один год удерживают пальму лидерства. Во многом по причине того, что достойных конкурентов у них просто нет. Не так много компаний выпускают отдельные или специализированные свечи, ориентированные конкретно на газобаллонное оборудование. В основном речь идёт об универсальных устройствах.
Но и среди хороших моделей есть свои хорошие варианты, которые стоят сравнительно немного, и по эффективности заметно опережают представителей бюджетной категории.
- WR7DP от компании Bosch. Одни из самых востребованных разработок среди владельцев машин с установленным ГБО. Изделия имеют несколько нестандартную конструкцию, поскольку электрод почти полностью установили в изолятор, что обеспечивает высокий уровень защиты от нагара и накопления всевозможных отложений. Прибавка по эффективности сгорания газа незначительная, и составляет около 4%. Также потребители отмечают довольно низкие характеристики мощности, что несколько приближает разработку от Bosch к бюджетным решениям. Но и цена здесь соответствующая. Комплект стоит примерно 1500 рублей.
- Brisk и их среднеценовая свеча зажигания LR15YS. Достойный выбор для тех, кто ищет недорогие, но достаточно качественные специализированные устройства, адаптированные под воспламенение газовоздушной смеси. Серьёзных изменений по расходу голубого газа после установки этих свечей не ждите. Разница составляет около 2%. Зато изделия очень дешёвые. За комплект придётся отдать порядка 750 рублей.
К этой категории автомобильных свечей зажигания, предназначенных конкретно для газобаллонного оборудования, есть смысл обращаться практически всем, кто ищет оптимальное соотношение цены и качества.
Но порой автомобилисты готовы тратить ещё больше. В этой ситуации уже стоит присмотреться к премиум сегменту.
Категория премиум
Если вам нужны лучшие свечи, которые вы хотите использовать для ГБО 4 поколения, но при этом ждёте максимум по эффективности, производительности и долговечности, придётся отдать за комплект солидную сумму денег.
В премиум сегменте, то есть среди наиболее дорогостоящих свечей для ГБО, стоит выделить несколько самых привлекательных в плане характеристик и возможностей свечей зажигания:
- IW 20 производства компании Denso. Это японский изготовитель, выпускающий запчасти высочайшего уровня качества. Комплект таких изделий обойдётся минимум в 3 тысячи рублей. При заказе через Интернет обычно требуется потратить 50-60 долларов. Установка позволяет повысить эффективность и мощность работы силового агрегата на 5%. А расход голубого топлива падает сразу на 7%, что весьма существенный показатель. Особенно при сравнении с представителями других ценовых категорий. Тут важно изначально правильно настроить двигатель и ГБО, чтобы получить все преимущества от покупки дорогих свечей зажигания. Иначе затраты себя не оправдают.
- Laser Line 2 от компании NGK. Одни из лучших адаптированных под ГБО свечей зажигания, которые доступны на отечественно рынке. В рамках проведённых тестов и испытаний удалось наглядно доказать, что они не уступают конкурентам от Denso, а по некоторым характеристикам даже вырываются на первую позицию. Но и стоимость здесь выше. Ценник на комплект стартует с 80 долларов. Это можно объяснить высоким качеством изделий, а также использованием иридия и платины при производстве. Такие свечи имеют ресурс минимум 150 тысяч километров. Но есть наглядные примеры, как Laser Line 2 выдерживали по 200 тысяч километров.
- NGK 1511/LPG4. Иридиевая свеча зажигания, предназначенная для использования на автомобилях с газобаллонным оборудованием. Подходит для широкого списка моделей. Используемый диаметр резьбы составляет 14 миллиметров. Это однометаллическая одноэлектродная запчасть, дающая хороший прирост мощности и сокращающая расход топлива. Но будьте готовы отдать за одну единицу товара не менее 1500 рублей.
- NGK 1640/LPG7. Здесь калильное число составляет 7 единиц, а диметр резьбы стандартный, то есть 14 миллиметров. Изготавливается на основе иридия. Стоит порядка 1600 рублей за одну единицу.
- NGK 1565/LPG6. Ещё одна отменная иридиевая свеча зажигания с калильным числом 6. Это однометаллическое одноэлектродное изделие с аналогичным диаметром резьбы, как у предыдущего варианта. При этом ценник также во много аналогичный. За одну свечу автовладельцу придётся выложить около 1500 рублей.
Категория премиальных свечей зажигания обладает объективными преимуществами по сравнению с более дешёвыми изделиями, если сопоставлять их именно с адаптированными под газобаллонное оборудование устройствами.
Реальность происходящего
Автомобилист, на машине которого установлено газобаллонное оборудование, должен трижды подумать, прежде чем тратить деньги на покупку адаптированных свечей зажигания, способных якобы намного эффективнее и продуктивнее работать с голубым топливом, нежели с бензином.
Неоднократно автомобилисты, поставившие ГБО и купившие специализированные свечи, отмечают, что они являются лишь маркетинговым ходом. Так производители пытаются за более высокую цену продать ничем не отличающиеся от обычных свечей изделия. Да, они могут использовать другие, причём более дорогие, материалы и несколько менять конструкцию. Но по факту, как утверждают автолюбители, затраты себя не оправдывают. Работоспособность мотора остаётся на том же уровне, как и с обычными свечами.
Тут мало просто опираться на субъективные отзывы. Куда правильнее обратиться к результатам тестов и исследований. И они наглядно показывают, что даже наиболее высококачественные газовые свечи не отличаются по эффективности и работоспособности от устройств универсального типа, ориентированных преимущественно на бензиновые силовые агрегаты.
Да, если сопоставить дешёвые универсальные свечи и адаптированные под газ устройства для образования искры, преимущество будет на стороне последних. Но навязать борьбу с универсальными свечами более высокого уровня они никак не смогут.
NGK LaserLine 2
Чтобы понимать суть происходящего, нужно учесть ключевые отличия газовых или адаптированных под ГБО устройств от обычных бензиновых.
Во-первых, у газовых используется меньший зазор между электродами. Это позволяет обеспечить аналогичную эффективность сжатия смеси из газа и воздуха, сопоставимую со сжатием воздуха и бензина.
Во-вторых, у приспособлений для газобаллонного оборудования калильный индекс выше. Это означает, что такие свечи способны переносить более высокие тепловые нагрузки.
Практика и опыт автомобилистов наглядно доказывают, что покупка качественных универсальных свечей во многом равносильна использованию дорогих адаптированных под газовоздушную смесь устройств. Но при прочих равных, даже с учётом несколько большего ресурса газовых устройств, покупка универсальных изделий обойдётся дешевле.
Плюс универсальные, но качественные свечи способны обеспечить больший прирост мощности двигателя и сократить расход топлива.
Вы вряд ли почувствуете преимущества от любого из типа свечей, если неправильно установите ГБО, нарушите рекомендации по настройке, либо не будете следовать инструкциям по эксплуатации.
Также адаптированная и универсальная свечка не будут работать эффективно, если изначально купить дешёвые изделия. Экономить на таких деталях не стоит. Ориентируйтесь на конкретную ситуацию, пробуйте разные варианты и экспериментируйте.
Главное, чтобы выбранные свечи были качественными, они не оказались подделкой и работали в составе грамотно установленного и настроенного газобаллонного оборудования.