Камаз момент затяжки шатунов
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Камаз момент затяжки шатунов

Моменты затяжки соединений дизеля КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300, 740.30-260, 740.50-360, 740.51-320

Наименование

Болты крепления 740.1005157-02 крышек коренных подшипников (вертикальные) коленчатого вала

Резьба на болтах должна быть смазана моторным маслом, избыток масла должен быть удален.

Затяжку производить, от средней опоры к крайним начиная с правого ряда в 2 приема:

– предварительно с крутящим моментом 95-120 Нм (9,6-12 кгс-м);

– окончательно крутящим моментом 275-295 Нм (28-30 кгс-м).

Стяжные болты 7482.1005158, 7482.1005159 крышек подшипников коленчатого вала

Резьба в отверстиях крышки и на болтах должна быть смазана моторным маслом, избыток масла должен быть удален.

Затянуть с моментом 147-167 Нм (15-17 кгс-м).

Болты крепления маховика

Перед вворачиванием резьба должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки.

Затяжку производить последовательно в два приема (предварительно и окончательно), окончательно с крутящим моментом:

7406.1005127 – 245. 264 Нм (25. 27 кгс-м).

740.1005127-11 -167. 186 Нм (17. 19 кгс-м).

Болты крепления полумуфты отбора мощности и гасителя 740.21-1005106-10 или 740.1005106

Непосредственно перед сборкой нанести на 3-4 нитки резьбы болта герметик «Стопор-6» по ТУ 2257-003-25669359-98 или Унигерм 6 по ТУ 6-01-1285-84 с полным заполнением профиля резьбы методом окунания или кисточкой. Поверхность резьбы при этом должна быть чистой, без следов масла и коррозии.

Затянуть моментом 98-117,6 Нм (10-12 кгс-м).

Болт крепления крышки шатуна 740.1004062-11

Затяжку производить в 2 приема:

– предварительно с начальным крутящим моментом 76,5-80,4 Нм (7,8-8,2 кгс-м);

– окончательно, контролируя 2 параметра, угол поворота гайки, равный -50°±5° от положения после предварительной затяжки и величину момента 108-180 Нм (11-18,3 кгс-м). При этом, контроль угла поворота гайки является определяющим.

Допускается затяжка с крутящим моментом – 127,5-137,3 Нм (13-14 кгс-м).

Болты крепления передней крышки блока цилиндров:

– M10xl,25-6gxl20 49-60.8 Нм (5-6,2 кгс-м)

– M12xl,25-6gxl20 88.1-108 Нм (9-11 кгс-м)

Болты крепления головок цилиндров М16

Перед вворачиванием резьба болтов должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки.

Болты затягивать в три приема:

-1 – прием 39-49 Нм (4-5 кгс-м)

– 2 – прием 98-127 Нм (10-13 кгс-м)

– 3 -прием 186. 206 Нм (19-21 кгс-м)

Болты крышек головок цилиндров М8

Болты крепления картера маховика М12:

Затягивать в два приема

– 1 – прием 50-70 Нм (5-7 кгс-м)

– 2 – прием 88-108 Нм (9-11 кгсм)

Болты крепления картера маховика М10:

Затягивать в два приема

-1 – прием 20-30 Нм (2-3 кгс-м)

– 2-прием 43,1-54,9 Нм (4,4-5,6 кгс-м)

Болты крепления оси ведущей шестерни привода распредвала М10

Затягивать в два приема, окончательно с моментом – 49-61 Нм (5-6,2 кгс-м)

Болты крепления масляного картера М8

Болты крепления выпускных коллекторов М10

Затягивать в два приема, окончательно с моментом – 43-55 Нм (4,4-5,6 кгс-м)

Болты крепления корпусов компрессоров М6

Болты крепления корпуса турбины М8

Болты крепления трубопровода подвода масла к турбокомпрессору М14

Болты крепления топливопровода низкого давления:

Затягивать с моментом

М14 – 39.2-49 Нм (4-5 кгс-м)

М12 – 34.3-49 Нм (3,5-5 кгс-м)

М10 – 19.6-24.5 Нм (2-2,5 кгс-м)

Болты крепления масляного насоса М10

Гайки крепления стоек коромысел М10

Гайки скобы крепления форсунки М10

Гайки крепления турбокомпрессоров M10

Гайки топливопроводов высокого давления

Гайки регулировочного винта коромысла М10

Пробки колпаков масляного фильтра

Гайки колпаков масляного фильтра

Сливная пробка картера масляного

Моменты затяжки основных резьбовых соединений при ремонте

нажимного диска с кожухом в сборе к маховику:

Гайки крепления подшипников ведущей конической шестерни мостов:

момент затяжки, кгс·м
Стяжные болты блока 8,2—9,2
Болты крепления:
головок цилиндров 16—18
крышек коренных подшип­ников 21—23,5
маховика 15—17
картера маховика 9—11
направляющей толкателя 7,5—9,5
оси промежуточных шестерен привода агрегатов
М10 5—6,2
М12 9—10
Шатунные болты до удлинения на 0,25—0,27 мм
крепления стоек коромысел 4,2—5,4
регулировочного винта коромысла 3,4—4,2
распылителя форсунки 7—8
скобы крепления форсунки 3,5—4
крепление муфты опереже­ния впрыска 10—12
Винты заглушки корпуса муф­ты опережения впрыска 0,8—1
Болты крепления:
коробки передач к двигате­лю 9—10
картера коробки передач к картеру сцепления или дели­теля 14—15
головки передней тяги 5,5—6
рычага наконечника 2,5—3
рычага передней тяги 5,5—6
стяжного регулировочного фланца 4—5
рычага механизма переключения 4,5—5
вилки механизма переключе­ния передач 2,5—3
М10 5,5—6,3
М8 2,5—3
картера сцепления 9—10
Гайка болта крепления фланца карданного вала 20—24
Карданная передача
Болты:
соединения фланцев кардан­ных валов:
среднего моста 12—14
заднего моста 8—9
крепления опорных пластин подшипников крестовины 1,4—1,7
Ведущие мосты
среднего 24
заднего 24—36
Контргайка подшипников ведущей шестерни среднего моста 24—36
Болты крепления:
стакана ведущей конической шестерни:
среднего моста 10—12,5
заднего моста 6—9
крышки ведущей цилиндрической шестерни 6—9
крышек подшипников колесного дифференциала 25—32
чашек межосевого дифференциала 5,5—7,0
Гайки болтов крепления подшипников ведущей цилиндрической шестерни 35—40
чашек колесного дифференциала 14—16
фланца межосевого дифференциала и фланца заднего вала 25—30
Гайки шпилек крепления:
редуктора к картеру моста 16—18
полуосей 12—14
Передняя ось и рулевой привод
Гайки:
рычагов поворотных кулаков 40—50
шаровых пальцев продольной и поперечной рулевых тяг 25—32
болтов наконечников поперечной рулевой тяги 5,0—6,2
Подвеска автомобиля
Стремянки рессор:
передних 25—30
задних:
КамАЗ-54112, -53212, -5511 95—105
КамАЗ-5320, -5410 45—50
Стяжные болты пальцев ушков передних рессор 8—10
передние 23—27
боковые 10—15
Гайки пальцев амортизаторов со стороны:
кронштейнов 12—14
резиновых втулок 5,5—6,0
Гайки шпилек крепления опоры рессоры и кронштейна реактивной штанги к картеру моста автомобилей КамАЗ-53212, -54112, -5511 40—45
Гайки шпилек соединения кронштейнов осей балансира с кронштейнами рамы 50—55
Болты крепления кронштейнов задней подвески к лонжеронам рамы 18—20
Гайки:
стяжки кронштейнов оси 50—55
пальцев реактивных штанг 35—40
Шпильки крепления кронштейнов реактивных штанг 35—40
Стяжные болты разрезных гаек осей балансирной подвески 8—10
Гайка резервуара амортизатора 18—20
Колеса
Гайки крепления колес 25—30
Контргайки крепления подшипников ступиц колес 14—16
Рулевое управление
Гайка рулевого колеса 6—8
Контргайка регулировочного винта вала сошки 6—6,5
Гайки клиньев крепления карданного вала 1,4—1,7
Стяжные болты крепления сошки 18—20
Болты крепления механизма рулевого управления 28—32
Болты крепления крышки:
бачка 0,7—0,9
насоса 3,5—4,2
Гайка крепления шестерни насоса 5,0—6,5
Гайки крепления подшипников углового редуктора 4—6
Стопорные винты шариковой гайки 5—6
Тормозная система
Гайки:
крепления кронштейнов тормозных камер к суппортам 9,5—10
шпилек крепления тормозных камер к кронштейнам 18—21
болтов крепления суппортов к балкам мостов (осей) 9,5—10
шпилек крепления головки цилиндров компрессоров 1,2—1,7

Хотите быть в курсе событий? Подпишитесь на новости!

Моменты затяжки основных резьбовых соединений

МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Болты крепления 740.1005157-02 крышек коренных подшипников (вертикальные) коленчатого вала (M16)

Затяжку проводить от средней опоры к крайним, начиная с правого ряда в два приема:

– предварительно крутящим моментом 95. 120 Н-м (9,6. 12,0 кгс-м);

– окончательно крутящим моментом 275. 295 Н-м (28,0. 30,0 кгс м)

Позиция 6, рисунок 10

Стяжные болты крепления 7482.1005158, 7482.1005159 крышек коренных подшипников (горизонтальные) коленчатого вала (M16)

Затянуть крутящим моментом 147. 167 Н-м (15,0. 17,0 кгс-м)

Позиции 4,5, рисунок 10

Болты крепления маховика:

Перед вворачиванием резьба должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки. Затяжку проводить последовательно в два приема (предварительно и окончательно), окончательно крутящим моментом

245. 264 Н-м (25,0. 27,0 кгс-м)

167. 186 Н-м (17. 19 кгс-м)

Позиция 16, рисунок 12

Болты крепления полумуфты отбора мощности, гасителя крутильных колебаний и шкива коленчатого вала М12

Непосредственно перед сборкой нанести на 3. 4 нитки резьбы болта герметик «Стопор-6» или «Унигерм 6» с полным заполнением профиля резьбы методом окунания или кисточкой. Поверхность резьбы при этом должна быть чистой, без следов масла и коррозии.

Затянуть крутящим моментом 98,0. 117,6 Н-м (10,0. 12,0 кгс-м)

Позиции 10 и 22 рисунок 13.

Позиции 5 и 18 рисунок 14

Гайки болтов крепления крышек шатунов

Затяжку проводить в два приема:

– предварительно с начальным крутящим моментом 76,5. 80,4 Н-м (7,8. 8,2 кгс-м);

– окончательно, контролируя два параметра, угол поворота гайки, равный (50±5)° от положения после предварительной затяжки и величину момента 108. 180 Н-м (11,0. 18,3 кгс-м). При этом контроль угла поворота гайки является определяющим.

Допускается затяжка крутящим моментом 127.5. 137.3 Н-м (13,0. 14,0 кгс-м)

Позиции 6,7, рисунок 11

Болты крепления передней крышки блока цилиндров:

Затягивать болты крутящим моментом:

– 49,0. 60,8 Н-м (5,0. 6,2 кгс-м);

– 88,1. 108,0 Н-м (9,0. 11,0 кгс-м)

Болты крепления головок цилиндров М16

Перед вворачиванием резьба болтов должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки. Болты затягивать в три приема крутящим моментом:

– первый прием – 39,0. 49,0 Нм (4,0. 5,0 кгс-м);

– второй прием – 98,0. 127,0 Н-м (10,0. 13,0 кгс-м);

Читать еще:  Ситроен джампи 2017 модельного года

– третий прием – 186,0. 206,0 Н-м (19,0. 21,0 кгс-м)

Очередность затяжки согласно рисунку 19

Болты крепления крышек головок цилиндров М8

Затягивать болты крутящим моментом 12,7. 17,6 Н-м (1,3. 1,8 кгс-м)

Позиция 12, рисунок 16

Болты крепления картера маховика:

Затягивать болты в два приема крутящим моментом:

– первый прием – 50,0. 70,0 Н-м (5,0.. .7,0 кгс-м);

– второй прием – 88,0. 108,0 Н-м (9,0. 11,0 кгс-м);

– первый прием – 20,0. 30,0 Н-м (2,0.. .3,0 кгс-м);

– второй прием – 43,1. 54,9 Н-м (4,4.. .5,6 кгс-м)

Болты крепления оси ведущей шестерни привода распределительного вала М10

Затягивать в два приема, окончательно крутящим моментом 49,0. 61,0 Н-м (5,0. 6,2 кгс-м)

Позиция 2, рисунок 8

Болт М12 крепления ведущей шестерни привода распределительного вала

Затягивать крутящим моментом: 88,3. 98 Н-м (9. 10 кгс-м).

Позиция 9, рисунок 8

Болты крепления масляного картера М8

Затягивать болты крутящим моментом 7,8. 17,8 Н-м (0,8. 1,8 кгс-м)

Болты крепления выпускных коллекторов М10

Затягивать в два приема, окончательно крутящим моментом – 43,0. 55,0 Н-м (4,4.. .5,6 кгс-м)

Болты крепления корпусов компрессоров М6

Затягивать болты крутящим моментом 4,9. 7,8 Н-м (0,5. 0,8 кгс-м)

Болты крепления корпусов турбин М8

Затягивать болты крутящим моментом 17,65. 24,51 Н-м (1,8. 2,5 кгс-м)

Болты крепления трубопроводов подвода масла к турбокомпрессорам М14

Затягивать болты крутящим моментом 49,0. 68,0 Н-м (5,0. 7,0 кгс-м)

Болты крепления пакетов задних и передних пластин к валу привода ТНВД

Затягивать болты крутящим моментом 90. 100 Н-м (9,0. 10,0 кгс-м)

Болты крепления пакетов задних и передних пластин к полумуфте ведущей и насосу привода ТНВД

Затягивать болты крутящим моментом 63,8. 73,6 Н-м (6,5. 7,5 кгс-м)

Болт стяжной полумуфты ведущей привода ТНВД

Затягивать болт крутящим моментом 58,9. 64,7 Н-м (6,0. 6,6 кгс-м)

Болты крепления топливопровода низкого давления:

Затягивать болты крутящим моментом:

– 39,2. 49,0 Н-м (4,0. 5,0 кгс-м);

– 34,3. 49,0 Н-м (3,5. 5,0 кгс-м);

– 19,6. 24,5 Н-м (2,0. 2,5 кгс-м)

Болты крепления ТНВД к блоку:

– предварительно 6,9. 8,8 Н м (0,7. 0,9 кгс-м);

– окончательно 13,7. 15,6 Н-м (1,4. 1,8 кгс-м);

– предварительно 5. 15 Н-м (0,5. 1,5 кгс-м);

– окончательно 45. 55 Н-м (4,5. 5,5 кгс-м).

Болты крепления масляного насоса М10

Затягивать болты крутящим моментом 49,0. 68,6 Н-м (5,0. 7,0 кгс-м)

стоек коромысел М10

Затягивать гайки крутящим моментом 41,0. 53,0 Н-м (4,2. 5,4 кгс-м)

Гайка крепления колеса компрессора

Затягивать крутящим моментом 4,9. 6,9 Н-м (0,5. 0,7 кгс-м)

Позиция 19, рисунок 25

Гайки скобы крепления форсунки М10

Затягивать гайки крутящим моментом 35,0. 40,0 Н-м (3,5. 4,0 кгс-м)

Гайки крепления турбокомпрессоров М10

Затягивать гайки крутящим моментом 44,0. 56,0 Н-м (4,4. 5,6 кгс-м)

Гайки топливопроводов высокого давления

Затягивать гайки крутящим моментом 24,5. 44,1 Н-м (2,5. 4,5 кгс-м)

Г айки регулировочного винта коромысла М10

Затягивать гайки крутящим моментом 33,0. 41,0 Н-м (3,4. 4,2 кгс-м)

Пробки колпаков масляного фильтра

Затягивать пробки крутящим моментом 24,5.. .39,2 Н-м (2,5. 4,0 кгс-м)

Колпаки масляного фильтра

Затягивать колпаки крутящим моментом 49,0.. .68,6 Н-м (5,0. 7,0 кгс-м)

Сливная пробка картера масляного

Затягивать пробку крутящим моментом 39,2. 58,8 Н-м (4,0. 6,0 кгс-м)

Моменты затяжки резьбовых соединений КамАЗ

Моменты затяжки резьбовых соединений при техническом обслуживании автомобилей КамАЗ

Размер
под
ключ, мм

Момент затяжки,
Нм (кгс·м.)

Гайки шпилек крепления прижимов колес к ступицам

Болты крепления картера двигателя

Гайки болтов крепления передних опор двигателя

Гайки шпилек крепления передних опор двигателя

Болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач

Гайки болтов крепления поперечной балки поддерживающей опоры к раме

Гайки болтов крепления задних опор к двигателю

Гайки шпилек крепления задних опор двигателя

Гайки болтов крепления задних опор двигателя краме

Гайки стоек коромысел

Болты крепления головки цилиндра

Гайки ротора фильтра ценрепления пневмогидроусилителя сцепления

Гайки болтов крепления фланцев карданного вала
привода промежуточного моста

88. 98 (9. 10)
122. 137 (12,5.. 14)

Гайки болтов крепления фланцев карданного вала
привода заднего моста

Гайки стремянок передних рессор

Гайки стремянок задних рессор автомобилей
моделей 5320, 5410, 55102

245. 294 (25.. 30)
441. 490 (45.. 50)

Гайки стремянок задних рессор автомобилей
моделей 5511,54112, 53212

Болты крепления ушков передних рессор

Болты крепления накладки ушка передних рессор

Гайки стяжных болтов проушин передних
кронштейнов передних рессор

98. 137 (10..14)
78. 98 (8. 10)

Гайки стяжных болтов задних кронштейнов передних рессор

Гайки крепления пальцев реактивных штанг

Гайки шпилек крепления верхних кронштейнов реактивных штанг

490..588 (50.. 60)
353. 392 (36.. 40)

Гайки болтов соединения наконечников поперечной рулевой тяги

Г айка крепления рулевого колеса

Контргайки подшипников ступиц передних колес

59. 79 (6. 8)
137..157 (14. 16)

Гайки болтов крепления

Наименование кронштейнов тормозных камер к суппорту

Гайки крепления передних тормозных
камер к кронштейнам

Гайки крепления задних тормозных камер к кронштейнам

Гайка крепления электропровода к выводу стартера

Гайки стремянок крепления рессоры кабины к кронштейну

Г айки крепления осей опор рычагов торсионов

Гайки болтов крепления кронштейнов заднего крепления кабины

Гайки болтов крепления надрамника к раме

88.. 98 (9. 10)
176.. 206 (18. 21)

Гайки болтов крепления передних
кронштейнов надрамника

137..157 (14..16)
78,5.. 98,1 (8.. 10)

Гайка болта крепления ловителя амортизатора

Гайки болтов крепления амортизатора платформы к опорам

Г айки крепления гидроцилиндра

Гайки болтов крепления масляного насоса к коробке отбора мощности

Болты крепления коробки отбора мощности

Болты крепления радиатора к раме автомобиля

Гайки болтов крепления насосного агрегата
предпускового подогревателя

Гайки болтов крепления теплообменника п
редпускового подогревателя

Гайки шпилек крепления патрубков
предпускового подогревателя

44. 53 (4,5. 5,4)
15. 25 (1,5. 2,5)

Гайки болтов крепления впускной трубы
предпускового подогревателя

Гайки шпилек крепления фланцев приемных труб глушителя

Гайки болтов крепления фланцев приемных труб глушителя

Гайки прижимов форсунок

Гайка крепления фланца ведомого вала коробки передач

Гайки шпилек крепления редукторов заднего и
промежуточного мостов

Гайки шпилек крепления полуосей

Гайка крепления подшипников ведущей цилиндрической шестерни

Гайки крепления фланца ведущей шестерни заднего моста

Гайки крепления фланца межосевого дифференциала

Гайки крепления фланца заднего вала промежуточного моста

Контргайки подшипников ступиц колес заднего
и промежуточного мостов

Гайки болтов крепления кронштейна задней
подвески к лонжеронам рамы

Гайки крепления держателя запасного колеса

Гайки болтов крепления кронштейнов ресиверов к раме

59. 88 (6. 9)
49. 69 (5. 7)

Гайки стремянок крепления брусьев платформы

Гайки болтов крепления кронштейнов топливного бака к раме

Гайка крепления рычага переключения передач

Болт рычага передней тяги переключения передач

Болт рычага передней промежуточной тяги переключения передач

Стяжные болты регулировочного фланца
механизма переключения передач

КамазРемСервис

Ремонт, обслуживание и устройство, предварительная сборка двигателя автомобиля КАМАЗ.

Установив блок цилиндров на стенд для разборки-сборки двигателя в горизонтальное положение, тщательно продувают все внутренние полости сжатым воздухом. Смазав нижние 26 (см. рис. 5.9) уплотнительные кольца гильз цилиндров моторным маслом М10Г2К, устанавливают их в блок цилиндров (далее, если это особо не оговаривается, для смазывания деталей двигателя при сборке применяется это же масло). Верхние уплотнительные кольца 25 также смазывают, надевают их на гильзы цилиндров, смазывают заходные фаски гильз и блока цилиндров, устанавливают гильзы с помощью приспособления в блок и запрессовывают. Затем на специальном стенде проверяют герметичность водяной рубашки блока цилиндров.

Установив блок цилиндров на стенд для разборки-сборки в вертикальное положение, монтируют на него направляющие 3 (см. рис. 5.15) толкателей, надевают на болты 6 крепления направляющих стопорные шайбы 5 и уплотнительные кольца 4, завертывают болты [момент затяжки 85. 95 Н*м (8,5. 9,5 кгс*м)] и отгибают усы стопорных шайб на грани болтов. Смазав толкатели 2, устанавливают их в направляющие.

Смазав опорные шейки распределительного вала 1, устанавливают его в блок цилиндров. На вал устанавливают корпус 18 подшипника, надевают на болты 21 замковые шайбы 20, затягивают болты с моментом 25 Н*м (2,5 кгс*м) и отгибают усы стопорных шайб на грани болтов.

Отвернув болты 40 (см. рис. 5.9) крепления крышек 36 и 39 коренных подшипников и стяжные болты 37 и 41 блока цилиндров, снимают болты с шайбами и крышки коренных подшипников, укладывая их по порядку на верстак. Двигатель укомплектовывают вкладышами коренных подшипников (табл. 5.3). Обозначение вкладышей нанесено на их тыльной стороне, маркировка коленчатого вала по коренным шейкам — на втором противовесе.

* В числителе — для верхнего вкладыша, в знаменателе — для нижнего.

Таблица 5.3. Регламентированные размеры коренных шеек коленчатого вала и вкладышей коренных подшипников

Читать еще:  Как сдать на права экзамен

Проверив вкладыши коренных подшипников и постели блока цилиндров, устанавливают последовательно верхние вкладыши в постели блока и нижние — в крышки, совместив выточки во вкладышах с выточками соответственно в постели блока и крышках. Смазав вкладыши, устанавливают в блок цилиндров коленчатый вал 1 в сборе (см. рис. 5.12), нижние 38 и верхние 16 полукольца упорного подшипника. Канавки на полукольцах должны прилегать к упорным торцам вала. Нижние полукольца устанавливают одновременно с крышкой заднего коренного подшипника. Выступы на нижних полукольцах необходимо совместить с выточками в крышке. Затем устанавливают крышки коренных подшипников с вкладышами, совместив крышки с перегородками блока по порядковым номерам, выбитым на нижней поверхности крышек (отсчет перегородок блока ведут, начиная с переднего торца двигателя). Болты 40 (см. рис. 5.9) с пружинными шайбами затягивают в два приема: сначала с моментом 96. 120 Н*м (9,6. 12,0 кгс*м), затем — с моментом 210. 235 Н*м (21,0. 23,5 кгс*м). Болты затягивают сначала со стороны правого ряда цилиндров, затем — левого.

Осевой зазор коленчатого вала, определяемый с помощью щупа, должен быть в пределах 0,1. 0,195 мм. При необходимости его регулируют установкой полуколец упорного подшипника другой толщины. Добившись требуемого значения осевого зазора, завертывают стяжные болты 37 и 41 с шайбами [момент затяжки 81..92 Н*м (8,2. 9,2 кгс*м)]. При правильной сборке коленчатый вал должен свободно поворачиваться от руки.

Установив ось 16 (см. рис. 5.10) ведущей шестерни привода распределительного вала на блок цилиндров, надевают на болты 18 замковые шайбы 17, закрепляют болты [момент затяжки 50. 60 Н*м (5. 6 кгс*м)] и отгибают усы замковых шайб на грани головок болтов. Ведущую шестерню 21 привода распределительного вала в сборе с промежуточной шестерней 2 устанавливают так, чтобы метки “0” на промежуточной шестерне и на шестерне 24 коленчатого вала совпали. Также должны совпасть риски на ведущей шестерне 21 привода распределительного вала и на шестерне 27 распределительного вала. С помощью щупов проверяют окружной зазор в зацеплении шестерен 2 и 24, 21 и 27 не менее чем в трех точках. Он должен быть в пределах 0,1. 0,3 мм. После этого, надев на болты I замковые 26 и упорные 25 шайбы, устанавливают и закрепляют болты [момент затяжки 90. 100 Н*м (9. 10 кгс*м)] и отгибают усы замковых шайб на грани болтов.

Повернув с помощью рычага коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка первого цилиндра находилась в верхнем положении, измеряют расстояние А (рис. 5.33) от образующей шатунной шейки 1 в верхнем ее положении до торца уплотнительного выступа гильзы 2 цилиндра при вертикальном положении гильзы.

Рис. 5.33. Схема измерения при подборе варианта исполнения поршня:
1 – шатунная; шейка коленчатого вала; 2 – гильза цилиндра; 3. — поршень

На нерабочем выступе торца гильзы наносят номер цилиндра, а на днище поршня со стороны, обращенной к вентилятору, – индекс варианта поршня в соответствии с табл. 5.4.

Таблица 5.4. Соответствие индекса варианта исполнения поршня результатам замеров

Старую маркировку на гильзе и поршне необходимо удалить или забить. В запасные части поступают поршни только группы 10, которые можно устанавливать в любую группу гильз. Указанные работы выполняют для каждого цилиндра.

Отвернув гайки болтов крепления крышек шатунных подшипников, снимают крышки и подбирают вкладыши согласно табл. 5.5.

Таблица 5.5. Регламентированные размеры шатунных шеек коленчатого вала и вкладышей шатунных подшипников

Обозначения вкладышей соответствующей шейки и диаметр отверстия в нижней головке шатуна нанесены на тыльной стороне вкладыша. Маркировка коленчатого вала по шатунным шейкам нанесена на первом или втором противовесе.

Смазав вкладыши 12 (см. рис. 5.13) шатунных подшипников, устанавливают их в крышки 10 и нижние головки шатунов. Выступы на вкладышах должны совпадать с выточками на крышке и шатуне.

Повернув коленчатый вал, устанавливают первую шатунную шейку в нижнее положение. Затем разводят замки поршневых колец на поршне первого цилиндра на 180° относительно друг друга и, сжав кольца с помощью приспособления, устанавливают поршень в сборе с шатуном и кольцами в первый цилиндр. Индекс поршня должен совпадать с индексом гильзы цилиндра. Поршень с индексом 10 можно устанавливать в любые гильзы. При установке поршень ориентируют выточками под клапаны на днище поршня в сторону развала блока цилиндров. Установив крышку 10 шатуна на шатун 8, закрепляют её болтами 9 с гайками 11 [предварительный момент затяжки 29..31 Н*м (2,9. 3,1 кгс*м)]. Клейма спаренности из цифр на шатуне и его крышке должны быть одинаковыми. Канавка на шатуне должна совпадать с замковым усйм на крышке шатуна. Указанные работы повторяют для последовательной установки поршней с шатунами и кольцами в сборе в 8-, 2-, 7-, 3-, 4-, 5- и 6-й цилиндры.

В той же последовательности, поворачивая коленчатый вал, производят окончательную затяжку гаек шатунных болтов до удлинения болтов на 0,25. 0,27 мм. Гайки шатунных болтов Ml3x1,25, изготавливаемые с июля 1985 г., затягивают с моментом 120. 130 Н*м (12. 13 кгс*м). С помощью щупа проверяют зазор между торцами нижней головки шатуна и щеками коленчатого вала. Он должен быть не менее 0,15 мм.

В картер маховика устанавливают манжету. Для предохранения манжеты от повреждения при установке картера маховика на блок цилиндров используют оправку (рис. 5.34).

Рис. 5.34. Оправка манжеты для установки картера маховика

Повернув блок цилиндров в горизонтальное положение, смазывают прокладку картера маховика смазкой ЦИАТИМ-201, устанавливают прокладку и картер маховика на блок цилиндров, надевают на болты пружинные и плоские шайбы и закрепляют картер маховика болтами [момент затяжки 90. 110 Н*м (9. 11 кгс*м)].

Маховик устанавливают таким образом, чтобы установочный штифт на коленчатом валу вошел в отверстие в маховике. Надев замковые пластины на болты крепления маховика, закрепляют болты [момент затяжки 150. 70 Н*м (15. 17 кгс*м)] и отгибают края пластин на грани болтов (замковые пластины устанавливались на двигателях с номерами до 7580 выпуска до февраля 1979 г.). С помощью приспособления с индикатором ПРИ-1П измеряют биение торца маховика относительно оси коленчатого вала, которое должно быть не более 0,25 мм.

В полумуфту коленчатого вала устанавливают вал привода гидромуфты. Смазав прокладку 44 (см. рис. 5.9) передней крышки блока цилиндров смазкой ЦИАТИМ-201, устанавливают прокладку и гидромуфту привода вентилятора с передней крышкой 6 блока цилиндров в сборе на передний торец блока. Надев на болты 3, 49 и 50 пружинные 4, 48 и плоские 5, 47 шайбы, закрепляют болты М10 крепления передней крышки [момент затяжки 50. 62 Н*м (5,0. 6,2 кгс*м)] и болты Ml2 [момент затяжки 90. 110 Н*м (9,0. 11,0 кгс*м)]. Штанги толкателей в сборе устанавливают в толкатели.

Рис. 5.35. Уплотнение газового стыка:
1 — головка цилиндра; 2 — кольцо уплотнительное газового стыка; 3 — кольцо уплотнительное верхнее; 4 — гильза цилиндра

С октября 1984 г. внедрено беспрокладочное уплотнение газового стыка (рис. 5.35), где кольцо 2 (740.1003466-10) ложится непосредственно на бурт гильзы 4 (740.1002021-20). Для компенсации микронеровностей сопряжения на привалочную поверхность кольца нанесено свинцовистое покрытие. Головку цилиндра с новым кольцом можно устанавливать на гильзу 740.1002021 цилиндра старой конструкции. Стальная прокладка 740.1003212 в этом случае не нужна, поэтому при необходимости замены гильзы 740.1002021 на новую 740.1002021-20 одновременно необходимо заменить в головке цилиндра кольцо 740.1003466 на новое 740.1003466-10. При запрессовке в головку цилиндра кольца новой конструкции необходимо следить за сохранностью свинцовистого покрытия привалочной поверхности кольца.

Перед установкой головки цилиндра регулировочные винты коромысел необходимо вывернуть на несколько оборотов. Установив головку 25 (см. рис. 5.11) цилиндров в сборе с клапанами 1 и 20 на блок цилиндров, завертывают болты 13 с шайбами 31 [момент затяжки 40. 50 Н*м (4. 5 кгс*м)], предварительно смазав резьбу болтов тонким слоем графитовой смазки. Последовательность затяжки болтов указана на рис. 2.8. Окончательно болты затягивают в два приема: сначала с моментом 120. 150 Н*м (12. 15 кгс*м), затем 160. 180 Н*м (16. 18кгс*м).

Повернув коленчатый вал так, чтобы шток фиксатора маховика вошел в паз маховика, а метка “0” шестерни 27 (см. рис. 5.10) распределительного вала находилась в верхнем положении, устанавливают на двигатель ведомую шестерню 12 привода ТНВД в сборе с валом 9. Затем устанавливают прокладку 7, корпус 6 заднего подшипника в сборе с манжетой 5 и завертывают болты 3 с пружинными шайбами 4 [момент затяжки 45 . 50 Н*м (4,5. 5,0 кгс*м].

Тепловые зазоры в клапанных механизмах регулируют так, как указано в п. 2.1, после чего устанавливают прокладки 29 (см. рис. 5.11), крышки 12 головок цилиндров и завертывают болты 9 с плоскими шайбами 10 и 11 крепления крышек головок цилиндров [момент затяжки 17 . 22 Н*м (1,7. 2,2 кгс*м)]. На передний рым-болт 16 (см. рис. 5.9) надевают регулировочные шайбы 15 (не более четырех) и ввертывают болт так, чтобы он был повернут относительно продольной оси двигателя на 15°.

Читать еще:  Как на приоре сбросить ошибки

Повернув двигатель картерной частью вверх, устанавливают прокладку 17 (см. рис. 5.6) переднего фланца трубки 18 клапана смазочной системы, масляный насос 2 в сборе с трубками, надевают на болты 4, 5 крепления масляного насоса пружинные шайбы 3, а на болт 11 крепления кронштейна всасывающей трубки к блоку цилиндров — пружинную и плоскую шайбы, завертывают болты [момент затяжки 50. 60 Н*м (5. 6 кгс*м)]. Надев на болты 10 крепления заднего фланца подводящей трубки смазочной системы к блоку цилиндров пружинные шайбы 9, завертывают болты [момент затяжки 50. 60 Н*м (5. 6 кгс*м)>. На двигателях выпуска до 15.02.80 г. с номерами до 163856 вместо пружинных шайб 3, 9, 16 устанавливались замковые шайбы, у которых после затяжки болтов следует отогнуть усы на грани болтов.

Прокладку масляного картера блока цилиндров наклеивают на блок цилиндров, смазав ее поверхность тонким слоем смазки Литол-24 либо уплотнителя “Герметик” или УН-25, Тщательно проверив чистоту внутренних поверхностей двигателя, устанавливают масляный картер и закрепляют его болтами и гайками с пружинными шайбами.

Ремонт, обслуживание и устройство, предварительная сборка двигателя автомобиля КАМАЗ.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя Камаза 740-10 (стр. 1 из 4)

1. Общее устройство и техническая характеристика двигателя КамАЗа 740.10 3

2. Устройство кривошипно-шатунного механизма. 5

3. Разборка, ремонт и сборка шатунно-поршневой группы.. 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 24

ВВЕДЕНИЕ

Акционерное общество (АО) КамАЗ выпускает автомобили с колесными формулами 6×4, 4×2 и 6×6, различающиеся мощностными, размерными и весовыми параметрами. Массовое производство автомобилей семейства КамАЗ и их поступление в автотранспортный комплекс страны началось в 1976 г. В ходе производства совершенствовалась конструкция автомобилей и их составных частей, повышалось их качество, накапливался и изучался передовой опыт эксплуатации и ремонта.

В данной курсовой работе подробно описана конструкция кривошипно-шатунного механизма в двигатели 740.10 автомобиля КамАЗ. Техническая характеристика двигателя приведена в табл.1. По своим экологическим показателям двигатель 740.10 соответствуют требованиям правил ЕЭК ООН уровня EVRO-2. Приведены все необходимые рекомендации завода-изготовителя по регулировкам двигателя и его систем, основным неисправностям, методам их обнаружения и устранения.

Целью курсовой работы является изучение устройства кривошипно-шатунного механизма двигателя КамАЗа 740.10

1. Общее устройство и техническая характеристика двигателя КамАЗа 740.10

На автомобилях КамАЗ устанавливаются восьмицилиндровые, V-образные, четырехтактные дизели модели 740 с жидкостным охлаждением.

Блок-картер двигателя отлит из чугуна и снизу закрыт штампованным поддоном. В расточках блоков установлены гильзы цилиндров “мокрого” типа. Сверху гильзы закрыты индивидуальными головками. Механизм газораспределения верхнеклапанный. В нижней части развала блока установлен распределительный вал. Под ним в коренных опорах – коленчатый вал.

В передней части блока с коленчатым валом установлена гидромуфта привода вентилятора. С правой стороны блока крепятся центробежный фильтр очистки масла, масляный фильтр, маслозаливная горловина и щуп для контроля уровня масла в поддоне. С левой стороны нижней части блока установлен электростартер [3, с.25].

С наружной стороны боковых поверхностей головок цилиндров крепятся выпускные трубопроводы, с внутренней стороны – впускные трубопроводы и водоотводящие трубы. Сверху к впускным трубопроводам крепится фильтр тонкой очистки топлива. На передних концах водоотводящих труб установлены термостаты системы охлаждения двигателя.

В развале блок-картера размещены топливный насос высокого давления, компрессор и насос гидроусилителя рулевого управления.

Указанные конструктивные решения, а также применение автоматической гидромуфты в приводе вентилятора и двух термостатов в системе охлаждения, эффективная очистка масла, топлива и воздуха обеспечивают высокую долговечность деталей и узлов двигателя.

Основные параметры двигателя модели 740.10 приведены в технической характеристике (табл.1)

Модель двигателя 740.10
Тип двигателя С воспламенением от сжатия
Число тактов Четыре
Число цилиндров Восемь
Расположение цилиндров V-образное
Угол развала 90°
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 120×120
Рабочий объем, л 10,85
Номинальная мощность брутто, кВт (л. с) 176(240)
Максимальный крутящий момент брутто.Н. м (кгс. м) 833(85)
Частота вращения коленчатого вала, мин:
– номинальная – при максимальном крутящем моменте – на холостом ходу, не более: минимальная максимальная 2200 1200-1600600±50 2930
Модель ТНВД 337-40
Модель форсунки 273-30
Давление начала подъема иглы форсунки, МПа (кгс/см): – в эксплуатации, не менее – новой (заводской регулировки) 19,61 (200) 21,37-22,36(218-228)

Высокая литровая мощность и низкий удельный расход топлива достигнуты форсированием двигателя по частоте вращения, применением совершенного смесеобразования, высокой степени сжатия и использованием тороидальной камеры сгорания.

Трудоемкость технического обслуживания двигателя в процессе эксплуатации значительно снижена благодаря применению закрытой системы охлаждения с всесезонной специальной охлаждающей жидкостью, высококачественных моторных масел двухступенчатого воздухоочистителя сухого типа, эффективных топливных и масляных фильтров.

Высокие пусковые качества двигателя при низких температурах обеспечены применением аккумуляторных батарей повышенной емкости, мощного стартера, маловязкого моторного масла и системы предпускового разогрева двигателя.

Двигатель состоит из кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения и систем смазки, охлаждения, разогрева, питания топливом, питания воздухом и выпуска отработавших газов.

2. Устройство кривошипно-шатунного механизма

Коленчатый вал (рис.1) изготовлен из высококачественной стали и имеет пять коренных и четыре шатунные шейки, закаленных ТВЧ, которые связаны между собой щеками и сопрягаются с ними переходными галтелями. Для равномерного чередования рабочих ходов расположение шатунных шеек коленчатого вала выполнено под углом 90°.

К каждой шатунной шейке присоединяются два шатуна: один для правого и один для левого рядов цилиндров (рис.2).

Подвод масла к шатунным шейкам производится от отверстий в коренных шейках 10 прямыми отверстиями 11 [3, с.27].

Для уравновешивания сил инерции и уменьшения вибраций коленчатый вал имеет шесть противовесов, отштампованных заодно со щеками коленчатого вала. Кроме основных противовесов, имеются два дополнительных съемных противовеса 1 и 2. напрессованных на вал, при этом их угловое расположение относительно коленчатого вала определяется шпонками 5 и 6 (рис.1).

В расточку хвостовика коленчатого вала запрессован шариковый подшипник 5 (рис.2).

Рис.1. Коленчатый вал.

Рис.2. Установка упорных полуколец и вкладышей подшипников коленчатого вала.

В полость переднего носка коленчатого вала ввернут жиклер 8. через калибровонное отверстие которого осуществляется смазка шлицевого валика отбора мощности на привод гидромуфты.

От осевых перемещений коленчатый вал зафиксирован двумя верхними полукольцами 1 и двумя нижними полукольцами 2 (рис.2), установленными в проточках задней коренной опоры блока цилиндров, так что сторона с канавками прилегает к упорным торцам вала. На переднем и заднем носках коленчатого вала (рис.1) установлены шестерня 3 привода масляного насоса и ведущая шестерня 4 привода распределительного вата. Задний торец коленчатого вала имеет восемь резьбовых отверстий для болтов крепления маховика, передний носок коленчатого вала имеет восемь отверстий для крепления гасителя крутильных колебаний [3, с.28].

Уплотнение коленчатого вала осуществляется резиновой манжетой 8 (рис.3), с дополнительным уплотняющим элементом – пыльником 9. Манжета размещена в картере маховика 4. Манжета изготовлена из фторкаучука по технологии формования рабочей уплотняющей кромки непосредственно в прессформе.

Рис.3. Установка маховика и манжеты уплотнения коленчатого вала.

Диаметры шеек коленчатого вала: коренных 95±0.011 мм. шатунных 80±0,0095 мм. Для восстановления двигателя предусмотрены восемь ремонтных размеров вкладышей.

Вкладыши 7405.1005170 Р0.7405.1005171 Р0.7405.1005058 РО применяются при восстановлении двигателя без шлифовки коленчатого вала. При необходимости шейки коленчатого вала заполировываются. Допуски на диаметры шеек коленчатого вала, отверстий в блоке цилиндров и отверстий в нижней головке шатуна при проведении ремонта двигателя должны быть такими же, как у номинальных размеров новых двигателей. Коренные и шатунные подшипники изготовлены из стальной ленты покрытой слоем свинцовистой бронзы толщиной 0.3 мм, слоем свинцовооловянистого сплава толщиной 0.022 мм и слоем олова толщиной 0.003 мм. Верхние 3 (рис.2) и нижние 4 вкладыши коренных подшипников не взаимозаменяемы. В верхнем вкладыше имеется отверстие для подвода масла и канавка для его распределения. Оба вкладыша 4 нижней головки шатуна взаимозаменяемы. От проворачивания и бокового смещения вкладыши фиксируются выступами (усами), входящими в пазы, предусмотренные в постелях блока, крышках подшипников и в постелях шатуна. Вкладыши имеют конструктивные отличия, направленные на повышение их работоспособности при форсировке двигателя турбонаддувом, при этом изменена маркировка вкладышей на 7405.1004058 (шатунные), 7405.1005170 и 7405.1005171 (коренные). Поэтому при проведении ремонтного обслуживания не рекомендуется замена вкладышей на серийные с маркировкой 740.100. ., так как при этом произойдет существенное сокращение ресурса двигателя.

Крышки коренных подшипников (рис.4) изготовлены из высокопрочного чугуна марки ВЧ50. Крепление крышек осуществляется с помощью вертикальных и горизонтальных стяжных болтов 3, 4, 5, которые затягиваются по определенной схеме регламентированным моментом.

Рис.4 Установка крышек подшипников коленчатого вала.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector