Карбюратор солекс на ниву 21213 какие жиклеры должны стоять
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Карбюратор солекс на ниву 21213 какие жиклеры должны стоять

Карбюратор солекс на ниву 21213 какие жиклеры должны стоять

Лет 15 назад была у меня Таврия. Карб на ней стоял Солекс. Расход бензина – меньше 5-и литров на сотню км. Перед продажей карб был заменен на новый, 08 Солекс, по причине постоянных засоров, в основном системы ХХ.

Следующие машины были Жигули, сначала с 05 двигателем 1300, затем с 06 двигателем 1600. Обе с карбюраторами Озон. Вот с этими Озонами я ни как не смог подружиться. Не работали они как надо. То переливают, то чихают. В один прекрасный день, на даче, Озон на ВАЗ 2105 приказал долго жить. Заменить нечем, запасных частей нет, ремонту в полевых условиях не подлежит. А до города 180 км надо ехать. Вот тут и попался на глаза старый Таврийный Солекс, который, после чистки и продувки был водружен вместо Озона. На скорую руку был сделан привод кусочком тросика и роликом от привода карба Таврии. Пробная поездка по деревне показала, что ехать можно. Но на трассе выяснилось, что мотор очень неохотно набирает обороты, приемистость – ноль. А в городе, на светофорах – просто мученье. Зато расход и на Жигулях остался 5 литров на сотню по трассе.

После пошли всевозможные эксперименты с жиклерами, флейтами, распылителями и кулачками ускорительного насоса. Тогда же было испытано задроссельное распыливание. Промежуточные результаты были разными и очень интересными. Например, пробуксовка колес с дымом на сухом асфальте с места и бешенный расход бензина у двигла 05 – 1300 в городском цикле. Конечный результат – нормальная динамика и расход 7-8 л на сотню. Этот же карб перекочевал на следующую машину ВАЗ 2104 с 1600 двигателем. Правда, снова пришлось экспериментировать с жиклерами, настраивая карб под свои запросы и возросший объем двигателя. После уничтожения этой четверки в результате встречи с КАМАЗом, я приобрел Ниву 21213.

Штатно установленный Солекс меня удивил. С места прием явно слабоват, подхват с 2000 об/мин до 3500 об/мин, дальше, на второй камере, опять вялый разгон. Расход по трассе 9,3 л/100 км. Свечи в копоти, явное переобогащение смеси. Замена жиклеров положительных результатов не дала. Максимальная скорость 125 км/ч. А в начале весны он начал постоянно засоряться, по 2 раза в день приходилось снимать верхнюю часть, с поплавками. Помогало ненадолго. Требовалась полная разборка и мойка всех каналов. Позже выяснилась и причина засора – мелкие резиновые чешуйки от топливного шланга, видимо бензин его разъедал тихонько.

В интернете изучил массу материалов по карбюраторам, посетил Ёжиков – Сайт Ижей и ОД, сайт Картюнинг и др. и решил глобально заняться карбом.

Хорошая тяга на низких оборотах, небольшой расход топлива (8 -10л) при спокойной езде, хорошая тяга на второй камере, пусть даже за счет повышенного расхода. С высказываниями о невозможности уменьшить расход топлива на Ниве не согласен категорически! Почему Мерс ML 320, полноприводный паркетный джип, весом в два раза больше, а мощностью мотора – в три раза больше чем у Нивы, кушает на трассе только 11 литров? (Проверялось 12 раз на дистанции 500 км, на рыбалку с Питера на Чудское озеро и обратно).

Пилить штатный 073 карб желания не было, поэтому на разборке был куплен для издевательств 083 карб. Для начала он был промыт и почти без переделок установлен на НИВУ. Заменил только главный топливный жиклер 1 камеры с 95 на 97,5 и распылитель УН от 073 карба, с одним носиком и 45-ой дыркой. Флейты остались родные.

На малых оборотах, до 2500 (на первой камере) он тянет намного лучше штатного 073! При резком открытии заслонок появилась детонация, что свидетельствует об обеднении смеси. На второй камере разгон опять вялый. Максимальная скорость, которую смог получить на этом карбе – 110 км/ч.
Опережение зажигания настроено на -5градусов, двигатель слегка разжат доработкой поршней. Эта бестолковая дырка (выемка в поршне), обточена и заглажены острые кромки. Убрано с каждого поршня около 2 см3 металла. Кстати, 1 мм прокладка под головкой блока цилиндров дает увеличение камеры сгорания на 5,3 см3 для каждого цилиндра.

Солекс сам по себе более гибкий, более настраиваемый карбюратор, нежели Озон или другие, ведь его штатно ставят на разные двигатели, от Оки до Волги. Соответственно, к нему выпускается большой ассортимент жиклеров и флейт, с помощью которых можно достаточно широко манипулировать характеристиками двигателя.

Итак, есть два карбюратора:
– 073 штатный, с 24/24 диффузорами, суммарной площадью ГД – 900 мм2, установлен на машине;
– 083 с 21/23 диффузорами, суммарной площадью ГД – 765 мм2, на 20% меньшей! – лежит на столе, подвергающийся экзекуции.

Собственно первая задача практически решена, 083 на первой камере тянет нормально.

Взял в руки карандаш и бумагу, вооружившись одной формулой площади круга (Пи R2) рассчитал площади проходного сечения разных диаметров диффузоров, добавив разные объемы двигателей, узнал расход воздуха и соответственно, скорость воздуха через диффузоры разного диаметра на разных оборотах двигателей разных объемов. Не буду приводить эти расчеты, они занимают много места, тем не менее, они очень просты, задачи по математике, 5 класс. Через меньший диаметр трубы при одинаковом расходе, скорость движения воздуха больше.

Поэтому первую камеру оставляем 21 мм для увеличения скорости воздуха по сравнению с 24 камерой 073-го Солекса. Это улучшает смесеобразование на низких оборотах, смещает крутящий момент в сторону более низких оборотов, По расчетам с 3000 до 2500 об/мин. То есть одинаковая скорость воздуха достигается на 073 при 3000 об/мин, а на 083 при 2500об/мин. Отсюда и имеем лучшую тягу на малых оборотах, то есть на первой камере.
Чтобы сравнять площади диффузоров 083 со штатным Солексом, то есть не ухудшить наполнение цилиндров на больших оборотах, необходимо увеличить диаметр ГД второй камеры до 26 мм.

Получаем: 083карб 21/26 равен 073карбу 24/24 по площади ГД.

Диаметры топливных жиклеров напрямую связаны с диаметрами Главных диффузоров.
В таблице приведены примерные соответствия, все зависит от конкретного карбюратора и объема двигателя.

Устройство карбюратора «Солекс» 21073

Карбюратор 21073 1107010 ДААЗ разрабатывался для автомобилей «Нива» ВАЗ-2121 с объемом двигателя 1,6 л и ВАЗ-21213 с 1,7 литровым двигателем.
Солекс 21073-1107010 является эмульсионным, двухкамерным карбюратором с падающим потоком (движение потока сверху вниз). Дроссельные заслонки открываются механически, последовательно с помощью педали «газа».

Карбюратор имеет следующие узлы и системы:

  • Главные дозирующие системы, их две, для первой и второй камер соответственно.
  • Поплавковая камера оснащена двойным поплавком, сбалансирована для предотвращения влияния на работу карбюратора наклонов, например при повороте автомобиля.
  • Система отсоса картерных газов.
  • Механизм, блокирующий открытие дроссельной заслонки второй камеры.
  • Система холостого хода связана с первой камерой.
  • Экономайзер холостого хода.
  • Две переходные системы, по одной для каждой из камер.
  • Экономайзер мощностных режимов.
  • Ускорительный насос.
  • Пусковое устройство.
  • Устройство подогрева.

Расположение основных узлов карбюратора показано на рисунках:

Карбюратор состоит из двух половинок, более массивной нижней – корпуса, и верхней – крышки карбюратора. В нижней части карбюратора, в каждой из камер находятся поворотные дроссельные заслонки, управляемые механически. В первой камере в верхней части расположена воздушная заслонка, предназначенная для холодного пуска двигателя. Воздушная заслонка управляется тросом, идущим в салон автомобиля (рычаг подсоса), и вакуумным пусковым устройством.

Через впускной штуцер, топливо, проходя через сетчатый фильтр карбюратора и игольчатый клапан, попадает в поплавковую камеру. Камера состоит из двух секций, сообщающихся между собой, поэтому уровень топлива в них одинаков. Двухсекционная конструкция позволяет уменьшить влияние крена автомобиля на уровень топлива и, как следствие, на работу двигателя.

Эмульсионная трубка с воздушным жиклером

По мере наполнения поплавковой камеры, поплавок, поджимая вверх иглу клапана, перекрывает поступление топлива, таким образом, поддерживает постоянный уровень горючего в карбюраторе.
Из поплавковой камеры топливо через главные топливные жиклеры подается в эмульсионные колодцы, туда же через отверстия в верхней части эмульсионных трубок (воздушные жиклеры) поступает воздух. В колодцах при смешивании топлива и воздуха образуется эмульсия, которая попадает в малые и большие диффузоры карбюратора. Это главная дозирующая система карбюратора.
На разных режимах двигателя, в работу включаются те или иные системы карбюратора.

Работа карбюратора Солекс 21073


При пуске холодного двигателя, для обогащения смеси, в работу вступает пусковое устройство, управляемое из салона автомобиля ручкой подсоса. В максимально вытянутом положении ручка подсоса через тросик привода поворачивает рычаг, полностью закрывая воздушную заслонку (первая камера). При этом дроссельная заслонка первой камеры приоткрывается на размер пускового зазора, который можно настроить регулировочным винтом приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры на рычаге.

Читать еще:  Новая camry 2018

Пусковое устройство состоит из полости, сообщающейся каналом с пространством впускного коллектора, диафрагмы и штока связанного с воздушной заслонкой. После пуска двигателя разрежение во впускном коллекторе воздействую на диафрагму и шток открывает воздушную заслонку на величину пускового зазора (регулируется винтом пускового устройства). При возврате рукоятки в нормальное, утопленное положение, пусковые зазоры уменьшаются. Зазоры в промежуточных положениях полностью зависят от геометрии рычага и не нуждаются в регулировке. Дроссельная заслонка второй камеры через систему рычагов, при вытянутом подсосе, блокируется, поэтому при нажатии на газ вторая камера в работе не участвует для исключения провалов двигателя.

Система холостого хода (СХХ) предназначена для питания двигателя на минимальных оборотах, не давая ему заглохнуть, когда нагрузка отсутствует. Топливо поступает в СХХ через главный топливный жиклер первой камеры, далее жиклер холостого хода, смешивается с воздухом поступающим через воздушный жиклер холостого хода, а также из широкой части диффузора первой камеры. Такая система подачи воздуха в СХХ обеспечивает устойчивый переход в данный режим. Полученная эмульсия поступает в первую камеру через отверстие расположенное под дроссельной заслонкой. Канал ведущий к выходному отверстию холостого хода перекрывает винт качества. Частота оборотов двигателя регулируется так называемым винтом качества, который определяет величину зазора дроссельной заслонки камеры номер один в режиме холостого хода.

При плавном нажатии на педаль газа, в работу включается переходная система первой камеры. Ее дроссельная заслонка частично открывается, из щели переходной системы, которая расположена выше заслонки, начинает поступать дополнительное топливо, обогащая смесь. Переходная система первой камеры не допускает провал при переходе из режима холостого хода, при трогании автомобиля.

Переходная система второй камеры устроена аналогично, с той лишь разницей, что обогащает смесь при переходе из режима средних к большим нагрузкам, и ее выходное отверстие круглое. Эта система помогает избежать провалов при движении автомобиля.

При достаточно сильном открытии заслонок в работу вступает экономайзер мощностных режимов. Экономайзер забирает топливо непосредственно из поплавковой камеры и управляется разрежением во впускном коллекторе. При закрытой заслонке разряжение велико, и диафрагма экономайзера не воздействует на шариковый клапан, перекрывающий поток топлива. При открытии заслонки разрежение уменьшается, пружина воздействует на диафрагму, а та на шарик клапана, открывая путь топливу через жиклер экономайзера в эмульсионный колодец, и, минуя главный топливный жиклер, обогащает топливную смесь.

В режиме работы на максимальных нагрузках двигателю требуется дополнительное топливо. Его подачу осуществляет эконостат непосредственно из поплавковой камеры, через систему каналов к распылителю во второй камере.

Ускорительный насос еще один узел карбюратора. Ускорительный насос, обогащает топливную смесь при разгоне автомобиля. Состоит он из рычага, диафрагмы и распылителя. Кулачок насаженный на ось дроссельной заслонки, при ее открытии воздействует на рычаг насоса, а тот на диафрагму, накачивающую топливо через распылитель в первую камеру карбюратора. В устройстве насоса предусмотрены два обратных клапана. Первый находится в канале связывающем поплавковую камеру и полость насоса, и открывается при заполнении последней под действием пружины отводящей диафрагму, подобно поршню шприца. Клапан закрывается при нагнетании топлива в распылитель (при нажатии на педаль газа). Второй клапан расположен в распылителе ускорительного насоса. При нагнетании топлива он открывается, если топливо перестает поступать – перекрывает канал распылителя, предотвращая подсос воздуха и не давая вытекать топливу. Профиль кулачка ускорительного насоса определяет его производительность.

Экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ)


О системе холостого хода было сказано выше. СХХ карбюратора 21073 оснащена электромагнитным клапаном, являющемся частью экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ). Этот клапан перекрывает каналы холостого хода и переходной системы первой камеры, и предназначен для прекращения подачи топлива при выключении двигателя, а также в режиме принудительного холостого хода (торможение двигателем), для уменьшения токсичности выхлопных газов и экономии топлива. ЭПХХ состоит из концевого выключателя (смотрите на рисунке карбюратора), электромагнитного клапана и блока управления.

При включении зажигания перед пуском двигателя, когда дроссельная заслонка первичной камеры карбюратора закрыта упорный винт (винт количества) с концевым выключателем замкнут на корпус автомобиля. При этом напряжение подается на электромагнитный клапан и он открывает топливный жиклер системы холостого хода.
При запуске двигателя и его работе на режиме холостого хода электромагнитный клапан получает питание от блока управления. С возрастанием частоты вращения коленчатого вала до 2100 оборотов в минуту (при нажатии на педаль газа происходит разрыв соединения концевого выключателя с корпусом автомобиля), блок управления отключается от управления электромагнитным клапаном, но питание на электромагнитный клапан продолжает поступать, до того момента пока концевой выключатель вновь не замкнется на массу. При резком закрытии дроссельных заслонок (принудительный холостой ход) концевой выключатель замыкается на корпус автомобиля и питание на электромагнитный клапан отключается, а игла клапана перекрывает подачу топливной смеси.
При уменьшении частоты вращения коленчатого вала до 1900 оборотов в минуту вновь включается блок управления и на электромагнитный клапан подается напряжение, открывается топливный жиклер и начинается подача смеси из системы холостого хода.

Данный карбюратор имеет схожую конструкцию со всеми карбюраторами линейки «Солекс» Димитровградского автоагрегатного завода (сокращенно ДААЗ), но и имеет некоторые отличия. Поскольку устанавливается он на двигатели с большим рабочим объемом, то и характеристики его систем изменены. Распылитель ускорительного насоса оснащен только одной трубкой идущей в первую камеру. Сетчатый фильтр извлекается после выкручивания штуцера подачи топлива. Карбюратор 21073-1107010 оснащен системой управления рецеркуляцией отработавших газов через штуцеры запресованные в корпус, которые по каналам соединяются с пространством первой камеры над заслонкой дросселя и под ней.

Из таблицы ниже вы сможете узнать какие жиклеры стоят на Солекс 21073 1107010.

Тарировочные данные 21073-1107010

Полезное видео по теме:

Какой карбюратор на Ниву 21213

Практически вездеход Нива по праву занимает уже полвека лидирующее место в продажах отечественного автопрома. Среди всех плюсов (проходимость, простота ремонта, дешевизна запчастей) в наличие присутствуют неприятные минусы. Один из них, высокий расход топлива, решается заменой и регулировкой карбюратора (карба) в соответствующих моделях.

Заводской карбюратор Нива 21213

Модели автомобилей с двигателем до 1,7 литра комплектовались карбами «Озон». По отзывам, это далеко не лучший двухкамерный узел с экономайзером холостого хода. Последнее приспособление представляет собой автономный аппарат с электромагнитным замком. Он активируется при старте двигателя и отключается после набора двигателем 1000 оборотов. Двигатели объемом 1,7 литра комплектовались карбюратором «Солекс», который обрабатывал большее количество топливовоздушной смеси.

Смысл замены штатного узла

Заводская комплектация Нивы 21213 – знаменитая головная боль владельцев. Она не плохая, но многие детали категорически рекомендуются к замене. Их сочетание значительно снижает возможный потенциал отечественного внедорожника. Что касается карбюратора, то его замена производится по следующим причинам:

  1. Установка пары деталей. Два карба устанавливают те владельцы, которым не хватает мощности. Такая компоновка достаточно редкая, потому что того же эффекта можно достичь тюнингом или установкой более совершенного карбюратора.
  2. Вторая причина смены узла – уменьшение штатно высокого расхода топлива. Редкая эксплуатация вездехода по прямому назначению, городская езда провоцируют излишний расход горючего без использования всех возможностей авто.

Выбор новой детали

Какой поставить карбюратор на Ниву 21213? Практически единодушно специалисты выбирают модель ДААЗ 21083 для ВАЗ Нива 21213 на двигатель 1,7 литра. Этот карб максимально отвечает требованиям ДВС и ощутимо снижает расход топлива. К минусам относятся снижение приемистости двигателя из-за меньшего диаметра заслонки дросселя, меньший ход поплавка. Установка и регулировка вполне реальны без посторонней помощи. Стоимость средняя (около 6 300 рублей), но качество сборки и долговечность полностью ее окупают. Дополнительно потребуется учитывать:

  • понадобится набор жиклеров топлива большего диаметра;
  • придется купить новую систему управления дросселем;
  • потребуется растачивать посадочное место под новый карб.

Выбирать для Нивы 21213 карбюратор стоит крайне внимательно. Даже заводские упакованные узлы могут оказаться с дефектом. Так, к примеру, все винты должны быть зафиксированы заводскими заглушками, все подвижные элементы – двигаться без заеданий. Такие товары поставляются с завода уже отрегулированными. Некоторые элементы (жиклеры, ремкомплект) можно использовать от старого агрегата.

Замена карбюратора на Ниве 21213

Как практически все узлы и детали на Ниве можно заменить или отремонтировал самостоятельно и одному. Главное четко двигаться по схеме:

  1. Открыть капот и вытащить запасное колесо.
  2. Снять воздушный фильтр вместе с корпусом.
  3. Отсоединить штатный карб от всех тяг и шлангов и снять его.
  4. Качественно зачистить посадочное место и установить новую прокладку (присутствует в стандартном ремкомплекте).
  5. Проверить коллектор на зазубрины и при наличии устранить их.
  6. Расточить крепежные проушины в новом узле до совпадения со штатными шпильками.
  7. Установить новый карб и затянуть крест-накрест.
  8. Поставить заглушку или систему обратной прокачки остатков топлива в бак.
Читать еще:  Жидкость в радиаторе авто

Воздушный фильтр устанавливают после регулировки нового карбюратора на Ниве 2121.

Настройка нового карбюратора

Перед регулировкой нужно установить подходящие под объем двигателя жиклеры. Слишком маленькие спровоцируют потерю мощности и увеличат расход топлива. Поплавковую камеру настраивать не нужно, это было сделано на заводе. Далее происходит регулировка самого карбюратора:

  1. Запустить двигатель и прогреть до рабочей температуры.
  2. Винт количества крутить до падения оборотов двигателя до 800 об/мин.
  3. Винт качества выкрутить до максимального увеличения оборотов коленвала.
  4. Теперь снова количество выставить на 800 об/мин.
  5. Винт качества выкручивать постепенно, пока двигатель не станет немного подрагивать (это означает, что выброс СО2 будет минимальным).

Полезное видео


После этого можно устанавливать обратно воздушный фильтр. На это регулировка нового карбюратора завершена. Реальные трудности с заменой этого узла возникают непосредственно при установке и расточке проушин. Настройка при всех остальных рабочих системах занимает не более получаса.

Подбор видов жиклеров на карбюратор Солекс 21073. Все, что нужно знать

Как правило, производят подбор видов жиклеров на карбюратор Cолекс 21073 во время его регулировки на движке. Некоторые из водителей иногда думают, что если сбылась мечта, и Солекс на автомобиль, наконец, установлен, то все проблемы враз будут разрешены. Но не тут-то было! Основная работа только и начинается после установки. Солекс, призванный сэкономить вам денежки на топливных ресурсах, чтобы он правильно функционировал, необходимо еще и точно настроить.

Хорошо, если есть знакомый карбюраторщик. А если нет? Можно попробовать произвести наладку своими руками, но для этой процедуры нужно знать, как минимум, побольше информации о самом карбюраторе.

Содержание

Теория

Движок сквозь диффузор сосет воздух, а через жиклер топлива – и определенное количества бензина. От объема движка зависят и объемы засасываемых воздуха и топлива. Поэтому тенденция: под больший объем движка ставить маленький жиклер. И если придется устанавливать подобный карбюратор Солекс 21073 на движок малого объема (к примеру, 1,5), то штатные жиклеры бедные (то есть – дают ненасыщенную смесь).

Поэтому, можно сказать, что все начинается с топливного жиклера – его подборки и настройки. После, уже во вторую голову, к нему нужно подобрать воздушный. Начинать – строго с первой камеры, пока не настроили, второй заниматься не рекомендуется ни в коем случае.

Правило: жиклеры подбираем по объему движка. А лучше всего перед началом настройки найти заводской Солекс, соответствующий объему агрегата на вашей машине, и от него переставить (или поставить такие же) жиклеры.

Основы подбора

Если ставим, к примеру, Солекс 21041 (объем 1,8) на движок 1,5. Данный карбюратор с диффузором 24х26, топливный – 102,5, а это маловато для движка 1,5. Ищем по совпадению камер и диффузора. Находим ближайший из вариантов: Солекс 21073. Он с диффузором 24х24 и с ТЖ – 107,5. А первые камеры практически совпадают. Кстати, если диффузоры почти одинаковые, а объем мотора – поменьше, то и засасывание бензина будет меньшим (жиклер бедноват). Значит, необходимы ТЖ (жиклеры топлива) от 110. Набираем несколько.

Далее надо определиться, что вы хотите получить: экономную неторопливость или затратную приемистость. В зависимости от решения, подбираем и ТЖ: для корректировки обогащения или обеднения смеси воздуха и топлива (обедненная приведет к экономии бензина, но будет сказываться на динамике разгона авто).

Несколько примеров, как подобрать

Движок 1,8 литра. Карб – Солекс 21073 (24х24). В первую камеру идет топливный – 115, воздушный – 165. Во вторую: ТЖ – 115, воздушный (ВЖ) – 125-й. холостой: 41-й. При таком раскладе расход АИ 92 для городского режима езды – от 8-и до 9-и литров.

Движок 1,5 Д. карб – Солекс 21073. В первой – ТЖ 115-й, ВЖ – 155 ZD. Во второй – ТЖ 115, ВЖ 135 ZC. ХХ – 41-й. Бензин АИ 80. Расход – трасса 10, город 12.

Дополнительная информация

А вообще-то, кроме подборки жиклеров, есть еще масса полезных и интересных нюансов настройки Солекса, для того, чтобы он правильно работал и совмещался с двигателем вашего карбюраторного автомобиля.

Начинать всегда следует с выставления уровней в камерах. Вручную они устанавливаются по положениям самих поплавков в зависимости от крышки агрегата (все делается по специальным шаблонам). И зря вы думаете, как многие доверчивые пользователи Солексов, что там с завода, мол, все уже выставлено. Чтобы не привело к переливам и нагрузке на иглу – производим соответствующие настройки, подгибая язычки поплавков.

После установки уровней, можно заняться и холостым ходом. Он зависит от положения винтов качества и количества смеси (кручение производить при убранном подсосе).

Итоги

Конечно же понятно, что не существует предела улучшениям. Порой они даже могут переходить в излишества: просверлить, например, заслонку дросселя, отполировать МД, запаять эпульсионные трубочки на карбюраторе. Но, как говорят, что сверх меры, то нездорово. А вот такая процедура, по своему увлекательная, как подбор видов жиклеров на карбюратор Cолекс 21073, к примеру – вещь достаточно необходимая для правильной настройки агрегата и полнейшей совместимости его с моторным отсеком. А в результате вы получаете экономную и хорошо реагирующую на газ машину.

Карбюратор: Разобрали-улыбнулись.

Основной прибор питания Вашей боевой Нивы — карбюратор — трудно оценить однозначно. Но даже в лучшем случае оценка не выше «тройки», такова капризная сущность карбюраторов заводской сборки. Разброс эксплуатационных параметров и качества приготавливаемой смеси достигает 12-15% Действительно, удачный карбюратор, не требующий доводки, попадается один на сотню. Большинство водителей не видят разницы между неисправным и просто плохим карбюратором, и поэтому спокойно относятся, например, к тому, что до включения стартера надо нажать определешюе число раз педаль «газа», затем вытянуть воздушную заслонку на строго определенную длину, а после схватывания произвести еще какие-то магические действия с конвульсирующим мотором И так же флегматично относятся к тому, что машина «тупая», а расход топлива не позволяет далеко удаляться от заправки.

Старый карбюраторщик разобрал карбюратор – из него вываливается здоровенный дохлый таракан. «Тю! Дак у Вас машинист-то помер!»

Для достижения максимальной мощности карбюратор должен обладать минимальным сопротивлением па впуске (как говорят в обиходе, иметь «большую дыру»), иначе сложно добиться приемлемого качества смеси и наполнения цилиндров на средних и высоких оборотах. Но вот беда — при резком открытии дроссельной заслонки скорость проходящего потока падает, разряжение в диффузоре уменьшается, топлива всасывается меньше — смесь обедняется. Это приводит к резкому провалу мощности на низких оборотах, причем, чем больше диаметр главных. диффузоров — тем ощутимее это явление. Виной тому — сочетание острых характеристик мощности и крутящего момента с примитивным карбюратором. Завод пошел простым путем — уменьшил диаметр главных диффузоров до минимума (SOLEX-21073-1107010 ДААЗ: первая камера — 24 мм, вторая камера — тоже 24 мм), добившись сносного наполнения на низких оборотах, но существенно (3-4 сек) потеряв при этом эластичность движения на средних и высоких. Как говорят профессионалы, — мотор оказался «зажатым».

Наша многолетняя практика показывает, что для карбюратора SOLEX21073-1107010 ДААЗ, применяемого на двигателях объема 1600 см2 и более, целесообразно перейти на увеличенные диаметры главных диффузоров (первая камера — 25 мм, вторая — 27) с коррекцией калибровок и введением в конструкцию карбюратора дополнительных дозирующих систем. Это позволяет увеличить максимальную .мощность двигателя на 8% без снижения крутящего момента в диапазоне низких и средних оборотов. Для придания двигателю «спортивного» характера диаметр главного диффузора второй камеры доводят до 31 мм с увеличением диаметра дроссельной заслонки на 5 мм. Конечно, такие операции с прибором питания требуют большого опыта и хорошей инструментальной базы, но многое можно сделать и самостоятельно. Итак боец № 21073-110710 ДААЗ. “Вылавливаем блох” в новом Солексе, прошедшем заводской контроль качества, проверку и проливку на стенде и имеющем на всех мыслимых и немыслимых органах столько печатей, штампов и “орденов’ ОТК, сколько и легендарному генсеку мало бы не показалось.

Фото 1. Карбюратор заводской сборки

Карбюратор 21073 заводской сборки (фото 1). На крышке виден штамп ОТК — карбюратор прошел технический контроль и проверку на стенде. Вследствие некачественною литья и последующей топорной обработки, канал полвода воздуха к главному воздушному жиклеру первой камеры перекрыт не менее, чем на 2/3. Результат — переобогащенная смесь и увеличенный расход топлива.

Воздушный канал подвода разряжения в крышке экономайзера мощностных режимов перекрыт на 1/3. Помимо обогащения смеси главной дозирующей системы первой камеры, экономайзер устраняет колебания состава горючей смеси главной дозирующей системы при пульсации разрежения на всасывании. Всасывание смеси в двигателе является прерывистым. перекрытый канал в крышке ведет к запаздыванию срабатывания экономайзера в режиме переменных средних и больших нагрузок, уменьшает быстродействие системы и, как следствие, двигатель хоть и выходит в режим максимальной мощности, но не обладает достаточной приемистостью.

Фото 2. Заводской и правильный жиклеры холостого хода

Деформированный главный топливный жиклер первой камеры с трудом удалось извлечь из эмульсионного колодца нового карбюратора.

На фото 2 cправа — правильный топливный жиклер системы холостого хода. Слева — жиклер со следами деформации вследствие грубой перетяжки клапана ЭПХХ.

Высокий уровень топлива в поплавковой камере вследствие заводской “регулировки” поплавкового механизма.

Фото 3. Заводские распылители диффузоров

Следы некачественною литья в цилиндрах малого диффузора Заусенцы на выходе из канала распылителя (фото 3) — результат заводской сборки. И то, и другое снижает скорость потока и создает нежелательные завихрения в цилиндрах малых и больших диффузоров фильтр тонкой очистки топлива, расположенный в крышке карбюратора на входе в поплавковую камеру. Со временем многочисленные пластиковые лоскутки, болтающиеся в правой части фильтра, под действием мощного потока топлива оторвутся, и засор Вам гарантирован.

А вот некоторые наш и эксклюзивные разработки по карбюраторам Солекс, которые мы используем при создании тюнинговых и спортивных версий карбюраторов.

Фото 4. Заводской и доработаиныей корпуса

Стандартный корпус (слева на фото 4). В цилиндрах малых диффузоров хорошо видны заусенцы и дефекты литья, создающие нежелательные завихрения и уменьшающие скорость воздушного потока. Возможно попадание этих частиц в цилиндры двигателя и появление задиров на их стенках.

Доработанный корпус (на фото 4 справа) с обрезанными и отшлифованными малыми диффузорами и увеличенным диаметром главных диффузоров (28 мм —первая камера и 31 мм — вторая камера) позволяет уменьшить аэродинамическое сопротивление и увеличить мощность двигателя.

Фото 6. Заводские и доработанные дроссельные заслонки

Корпус дроссельных заслонок стандартного карбюратора (фото 6 слева). Непомерно толстые оси дроссельных заслонок и выступающие винты креплений осей к заслонкам — “бревна в воздушном потоке, проходящем со скоростью звука.

Крышка стандартного карбюратора. Ось воздушной заслонки с выступающими винтами креплений — явно не для продувки в аэродинамической трубе.

Почувствуйте разницу – Эксклюзивный карбюратор (фото 6 справа). Зализанные и отполированные оси дроссельных и воздушных заслонок с утонченными винтами креплений. Верхнюю кромку воздушной заслонки, заточенную алмазным бруском, можно смело использовать для бритья.

Фото 5. Несколько видов и размеров кулачков ускорительного насоса (сверху) и распылители с различной пропускной способностью

Доработанный карбюратор завершают оригинальные кулачки и распылители ускорительного насоса (фото 5). а также в эксклюзивной версии и малые диффузоры с активными углами атаки (фото 7), создающие вихревое движение воздушного потока в цилиндрах больших диффузоров.

Фото 7. Распылители диффузоров с активными углами атаки

Установка такого «заряженного» карбюратора при использовании специальной методики настройки позволяет мобилизовать весь потенциал данной конструкции двигателя для достижения максимальных мощности и крутящего момента. Не меньшую прибавку даст доработка головки блока цилиндров и впускного тракта с установкой моментного или мощностного распределительных валов. Но это — тема отдельного разговора.

Видео

Какой карбюратор лучше поставить на Ниву 2121

Нива-2121, или ВАЗ-2121 считается вседорожником малого класса, у которого несущий кузов и постоянный полный привод. На самой первой модели этого автомобиля был установлен двигатель с такой же маркировкой – ВАЗ-2121. В его комплектацию входил и карбюратор ДААЗ 2107-20 или «семерка-двадцатка». Если он вышел из строя, какой лучше ставить на Ниву 2121 карбюратор из современных моделей?

Особенности карбюратора Нивы 2121

Если речь идет о карбюраторе, то следует знать, что данная деталь так названа из-за того, что ее основное функциональное назначение – карбюрация или смешивание. Действительно, в карбюраторе происходит смешивание топливной жидкости с воздухом. Помимо этого, регулируется подача полученной смеси в двигательные цилиндры.

Механизм карбюрации зависит от конструкции самого карбюраторного устройства. Так, стоящий на Ниве 2121 «родной» карбюратор состоит из:

  • поплавковой камеры (от уровня топливной жидкости в этом устройстве зависит оптимальное функционирование системы холостого хода и переходных систем всех камер);
  • жиклера (основной дозирующей детали, через которую в дозированных количествах поступает в карбюратор топливная жидкость и воздух, их еще называют форсунками, или пробками);
  • диффузоров (они представляют собой сужения в карбюраторных патрубках обеих камер, они нужны для повышения скорости прохождения воздуха к смесительным камерам);
  • дроссельной заслонки (регулятора проходного сечения канала механического типа, что предназначается для изменения количества топливной жидкости или газа, проходящего по этому каналу).

Механизм подачи топлива через карбюраторное устройство на Ниве 2121 имеет следующую схему:

  1. Из бака для топлива топливная жидкость в оптимальном количестве поступает в поплавковую камеру.
  2. Под тяжестью топливной жидкости поплавковая камера опускается.
  3. При движении топливной жидкости поплавковая камера поднимается.
  4. После перехода топливной жидкости через поплавковую камеру, она попадает в жиклер.
  5. Из жиклера топливо подается на распылитель (он расположен в узком месте диффузора).
  6. Через наружную трубу в карбюраторное устройство попадает воздух.
  7. Через впускной коллектор определенное количество топливной жидкости подается с помощью дроссельных заслонок прямо в двигатель.

Если старый карбюратор на Ниве 2121 вышел из строя, специалисты советуют его заменить на более современную модель.

Какой карбюратор лучше подойдет для Нивы 2121

Опытные автомеханики предлагают для Нивы 2121 две современных модели карбюраторов на выбор:

Как утверждают специалисты, эти модели карбюраторов практически одинаковы. Но отличия все же есть:

  1. Озон не оснащен вакуум-корректором.
  2. Солекс функционирует без экономайзера.

В чем же заключается важность каждой из указанных карбюраторных устройств? Рассмотрим их функциональные особенности:

  • вакуум-корректор предназначается для поворота столика, размещенного внутри тамблера, в результате чего изменяется угол опережения зажигания;
  • экономайзер представляет собой теплообменник, что должен предварительно подогревать воду, которая подается в паровой котел.

Хотя подходят обе модели карбюраторных устройств, многие специалисты склоняются к мысли, что Озон намного привередливее, чем Солекс. Это объясняется индивидуальными отличиями в их конструкциях.

Особенности конструкции карбюратора Солекс на Ниву 2121

На вседорожник Ниву 2121 прекрасно подходит карбюраторное устройство модели Солекс с серийным номером 21073-110-7010. По отзывам опытных автомехаников, карбюратор этой модели отличается высоким уровнем надежности, так как легко поддается регулировке. Рассмотрим его особенности:

  • эмульсионный тип;
  • двухсекционная поплавковая камера, в которой секции соединяются между собой;
  • две камеры, оборудованные дроссельными заслонками и дозировочными системами;
  • переходные системы для обеих камер;
  • для первой камеры предусмотрена система холостого хода.

Устройство Солекса разделено на две половины – нижнюю и верхнюю. К нижней относится корпус карбюратора, к верхней – его крышка. В нижних частях каждой половины есть поворотные заслонки с приводом механического типа. А в верхней части еще одна заслонка – для подачи воздуха. Начинает функционировать с помощью специального тросика, соединенного с вакуумной системой пуска.

Солекс удобен тем, что для его регулировки понадобится минимальный набор инструментов, поэтому ее можно проводить практически в любых условиях.

Особенности конструкции карбюратора Озон на Ниву 2121

Карбюраторное устройство Озон, подходящее для вседорожника Нивы 2121, может быть двух типов:

  1. С серийным номером 2107-110-7010-10 отличается тем, что данный карбюратор:
    • оборудован прерывателем старого образца;
    • не оборудован вакуум-корректором.
  2. С серийным номером 2107-110-7010-20 отличается тем, что это устройство:
    • не имеет микропереключателя от экономайзера (он влияет на расход топливной жидкости и экологичность выбросов).

К общим особенностям конструкции Озона обеих моделей следует отнести:

  1. Прочный массивный корпус (благодаря этому карбюраторное устройство практически не деформируется).
  2. Топливные жиклеры с большим диаметром (это предполагает использование Озона для топливной жидкости невысокого качества).
  3. В системе холостого хода оснащен запорный клапан электромагнитного типа.
  4. Вторая камера с дроссельной заслонкой имеет пневматический привод.
  5. Пусковое устройство с диафрагмой.
  6. Система управления механического типа оборудована тросовым приводом, что ведет к воздушной заслонке первой камеры.
  7. Ускорительный насос с шариковыми клапанами.

Хотя отсутствие в нем экономайзера с мощными режимами снижает динамические характеристики транспортного средства и не экономит расход топлива.

Заключение

Как видим, в карбюраторном устройстве Озон имеет отверстия для забора топливной жидкости на дне поплавковых камер. Благодаря такому неудобному размещению отверстий, в процессе работы карбюратора они часто забиваются. Еще причины такой проблемы:

  • применение некачественной топливной жидкости, которая содержит в своем составе большое количество примесей;
  • несвоевременное очищение воздушного фильтра.

Основное условия для оптимальной работы каждого из описываемых карбюраторных устройств – это своевременный и качественный уход. Поэтому каждый владелец транспортного средства Нива 2121 должен знать их устройство и принципы работы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector