Кто придумал автомат
Кто придумал автомат
Калибр – 6,5 мм. Длина – 1000 мм. Длина ствола – 520 мм. Патрон 6,5×50 мм Арисака (三十年式実包). Гильза имела и фланец, и проточку. Пороховой заряд – 2,15 г. Масса пули – 9,02 г. Начальная скорость – 660 м/с. Ёмкость магазина – 25 патронов. Подробнее →
Первый в мире автомат
Сейчас уже мало кто знает, что знаменитая мосинская трёхлинейка, почти сто лет простоявшая на вооружении, задумывалась как временная мера до скорого, как тогда полагали, перехода на автоматическую винтовку. И действительно, в последнее десятилетие XIX и первое десятилетие ХХ века проекты автоматизации винтовки сыпались как из рога изобилия. В числе изобретателей, взявшихся за эту проблему, был и выпускник Михайловской артиллерийской академии Владимир Григорьевич Фёдоров.
Занимаясь доводкой своей винтовки, Фёдоров вынашивал идею создания автоматического пехотного оружия следующего поколения. Главное, что давало возможность улучшить характеристики оружия, это уменьшение калибра. Опыт недавней русско-японской войны подтвердил правильность такого подхода. Японская армия и некоторые другие армии того времени (румынская, итальянская, нидерландская, греческая) были вооружены винтовкой калибра 6,5 мм, а американский флот вооружился даже 6-миллиметровой винтовкой Ли-Нэви. Фронтовые офицеры отмечали, что значительной разницы о действии пуль русской и японской винтовки за исключением близких дистанций обнаружено не было.
Фёдоров провел длительные работы по проектированию и испытанию патронов малых калибров начиная с 5,5 мм. В итоге исследований он остановился на калибре 6,5 мм и спроектировал патрон с гильзой без закраин (в противоположность крайне неудобной гильзе с закраинами винтовочного патрона трехлинейки), Пули малых калибров обладали повышенной начальной скоростью, так как с уменьшением диаметра канала ствола появлялась возможность поднять давление пороховых газов, практически не увеличивая вес оружия. Высокая начальная скорость и снижение сопротивления воздуха полету пули уменьшенного калибра привели к значительному росту дальности прямого выстрела, это упрощало прицеливание. Новый патрон дал возможность увеличить боезапас стрелка, уменьшил отдачу оружия.
Первая автоматическая винтовка конструкции Фёдорова
В 1913 году Фёдоров изготовил два экземпляра облегченной и уменьшенной автоматической винтовки под свой патрон калибра 6,5 мм. Давление в стволе стало возможным поднять с 2750 до 3500 атмосфер. Высокая начальная скорость пули позволила уменьшить длину ствола и сократить размеры оружия примерно до одного метра. По своим боевым качествам новое оружие оказалось промежуточным между автоматической винтовкой и ручным пулеметом, поэтому по предложению изобретателя решено было дать ему и новое наименование – автомат.
Владимир Григорьевич Фёдоров вскоре после войны
Начавшаяся в 1914 году война приостановила работы над автоматическим оружием. Перед войной считалось, что накопленных запасов военного снаряжения вполне достаточно для ее победоносного окончания. Производством оружия, боеприпасов и военного снаряжения в мирное время занимались лишь 17 специализированных заводов, преимущественно казенных. Винтовки выпускали на Тульском, Сестрорецком и Ижевском заводах. Загрузка военной промышленности составляла 10—15 процентов их мощности – ровно настолько, чтобы поддержать производство. Это приводило к утечке квалифицированных кадров. Малые объемы производства не позволяли создать запасы сырья и полуфабрикатов. Поэтому с началом войны обнаружилась катастрофическая нехватка вооружения. Положение осложнялось еще и тем, что специалисты были мобилизованы в действующую армию. На фронте оказались и конструкторы, работавшие над автоматическим оружием. Автомат Фёдорова. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, г. Санкт-Петербург С большими трудностями началась перестройка промышленности на военные рельсы. Были возвращены на заводы рабочие и инженеры, в их числе Фёдоров и другие оружейники. К концу 1915 года нехватку всех видов военного снаряжения в основном преодолели. Исключение составили орудия крупных калибров и винтовки. Нехватку последних и попытались компенсировать импортом. Тогда царское правительство закупало оружие по всему свету. В дело вместе с нашей старой Берданкой ( Читать статью о ней →
Автомат Федорова принадлежит к тем образцам оружия, действие которых основано на принципе использования отдачи при коротком ходе ствола. Сцепление затвора со стволом достигалось при помощи двух сцепных щек, которые, сцепляясь цапфами со стволом, двигались вместе с ним.
1 – ствол; 2 – ствольная накладка; 3 – прицел; 4 – патронник; 5 – ударник; 6 —возвратная пружина; 7 – курок; 8 – корпус; 9 – спусковой механизм; 10 – спусковой крючок; 11 – магазин; 12 – защелка магазина; 13 – ложа.
Во время стрельбы ствол двигался в пазах коробки своими направляющими, находившимися снизу на казенной части ствола. В продольном пазу, между этими направляющими, имелись гнезда, в которых располагалась ствольная задержка, служившая для удержания ствола в заднем положении до возвращения затвора, и вращающийся на оси ускоритель.
Спусковой механизм позволял вести как одиночный, так и автоматический огонь, для чего первый в мире автомат был снабжен специальным переводчиком.
Автомат Федорова имел приставной коробчатый магазин ёмкостью 25 патронов, располагающихся в нем в шахматном порядке. В случае необходимости наполнение . магазина может производиться из обоймы, вставляемой сверху в специальные пазы коробки; затвор при этом удерживается в заднем положении специальной затворной задержкой.
В боях быстро выяснилось, что автоматом во многих случаях можно с успехом заменить ручной пулемет. Вскоре появились предложения увеличить толщину стенок ствола (как у ручного пулемёта) с тем, чтобы он не перегревался при стрельбе длинными очередями. Реализация предложения означала создание сверхлегкого ручного пулемета, пригодного для вооружения едва ли не всех пехотинцев. Во время войны эти работы закончены не были, их завершили в конце 20-х годов.
В середине войны было принято решение о строительстве в Коврове завода по производству автоматического оружия. Специальная комиссия отобрала образцы для испытаний. Остановились на автомате Фёдорова и ручном пулемете датской фирмы «Мадсен». Решение это прозвучало довольно неожиданно, так как еще в войну 1905 года опыт применения датских пулеметов в русской армии (а их было довольно много – около 1000 штук) оказался отрицательным. Работы на концессионных началах вели датские специалисты, которые после революции вернулись обратно в Данию.
Вскоре после Октябрьской революции Фёдорова направили в Ковров для продолжения работ по выпуску автоматов. Шел 1918 год. На заводе Фёдорова избрали директором – тогда эта должность была выборной. Заведующим же опытной мастерской назначили Дегтярева. Уже в следующем году автомат запустили в серийное производство, а в 1924 году приступили к работам по созданию унифицированного с автоматом ряда пулеметов – ручных, авиационных, зенитных, танковых.
Ручной пулемёт Фёдорова с кожухом от Льюиса .
Автоматы Фёдорова стояли на вооружении до конца 1928 года, но вдруг в этом самом 1928 году к пехотному оружию было выдвинуто чрезмерное, как потом выяснилось, требование, чтобы оно могло бронебойными пулями поражать бронированные цели. Так как пуля 6,5 мм пробивала несколько меньшую броню, чем винтовочная пуля 7,62 мм, автомат решили снять с производства, а вместо него усилить работы по созданию автоматической винтовки. Кроме того, запасы японских патронов не были безграничны. Развёртывать же собственное производство нового типа патронов тогда посчитали экономически нецелесообразным.
Красноармейцы с автоматами Фёдорова во время Зимней войны с Финляндией .
Последним боевым эпизодом применения автомата Фёдорова стала советско-финская война – тогда имеющиеся на складах экземпляры передали в войска, чтобы компенсировать нехватку пистолетов-пулемётов . Есть сведения, что некоторые экземпляры приняли участи также и в битве под Москвой .
Кто придумал и изобрел первую в мире автоматическую коробку передач
Начало 20 века богато на изобретения в области машиностроения, и сказать, кто первым придумал коробку автомат, довольно сложно. Создание автоматической трансмиссии присваивают нескольким людям. Первым в мире транспортным средством, оснащенным полноценным «автоматом» был автобус шведского производства Лисхольм-Смит. Это был штучный экземпляр, который был придуман и сконструирован в 1928 году. Установка АКПП в серийном производстве была впервые осуществлена на автомобиле Buick Roadmaster в 1947 году.
История создания автоматической коробки передач
Первыми, кто изобрел автоматическую коробку передач, можно назвать американских братьев Стартевентов. В 1904 году они придумали первую версию АКПП и представили ее миру. По сути, эта коробка являлась усовершенственной «механикой» с двумя ступенями, переключения которых осуществлялись автоматически. Проект не был реализован в массовое производство по ряду причин.
Следующими значимыми разработками по созданию автоматической коробки занимались инженеры компании Ford. На тот момент уже был запущен в серию легендарный автомобиль «Model-T», на котором и велась отработка автоматической планетарной КПП с двумя скоростями вперед и одной назад.
Позаимствовав вариант такой трансмиссии у производителей Ford, Карл Бенц доработал экземпляр для установки его на авто «Мерседес-Бенц». Но утверждение, что именно Бенц придумал АКПП, является неверным.
Наличие гидроблока, играющего роль сцепления в АКПП, определяет начало существования классического «автомата». Первый гидротрансформатор создал немец Герман Феттингер. Его изобретение было придумано для преобразования крутящего момента от двигателя через специальные механизмы на лопасти судна. В 1902 году появилась запатентованная версия гидроблока, способного обеспечивать до 90% КПД двигателей на кораблях.
Гидродинамический механизм Феттингера, сделавший минимальными потери энергии в двигателе, в начале применялся только в судостроении. Позже этот агрегат перекочевал в отрасль автомобилестроения. Запатентовал первую в мире коробку автомат с гидротрансформатором в 1935 году армянский изобретатель Азатур Сарафян, позднее взявший себе имя Оскар Бэнкер. После того, как он придумал свое детище, еще в течение семи лет ему пришлось отстаивать право присвоить патент себе. В то же время концерн General Motors начал применять изобретение в своем производстве.
40-е и 50-е года прошлого столетия характеризуются массовым внедрением в серийное производство автомобилей с коробкой «автомат». Такая КПП устанавливалась на американские марки авто: Chevrolet, Packard, Buick, Hudson и другие.
Устройство автоматической трансмиссии
Мысль придумать автоматическую коробку приходила многим. Первые образцы механической трансмиссии переключения передач были очень сложны в управлении. Водителю приходилось самостоятельно отслеживать обороты двигателя и на определенной скорости переключать ступени. МКПП тех времен не имела синхронизаторов, что делало управление автомобилем достаточно сложным.
Первая в мире автоматическая коробка передач, запущенная в серию, устанавливалась на автомобиль концерна GM Buick Roadmaster. Это был легковой автомобиль класса люкс, который оснащался АКПП за дополнительную плату и был доступен представителям высшего общества.
На то, чтобы создать современный «автомат» ушло несколько десятилетий. Первые образцы АКПП имели ряд недостатков:
- короткий срок эксплуатации (3-4 года);
- неремонтопригодность;
- повышенный расход топлива;
- потеря мощности и разгона;
- высокая стоимость;
- дорогое обслуживание.
За комфорт приходилось платить, и многие люди не хотели мириться с этим. Придумать и усовершенствовать автоматическую коробку передач, адаптированную для установки на несколько марок автомобилей удалось все тем же инженерам компании GM. Она получила название Hydra-Matic. Название акцентировало наличие в данном агрегате гидромуфты. Планетарная коробка работала в паре с гидротрансформатором. Тормозные механизмы плавно затормаживали пониженную ступень, а повышение давления рабочей жидкости обеспечивало одновременное включение следующей скорости. Ступеней стало четыре, и для них были придуманы соответствующие обозначения: Low, Low-Overdrive, High, High-Overdrive. Передача «Reverse» отвечала за задний ход.
Уже в 60-х годах придумали и стали применять коробки переключения с синтетической смазкой, что сделало их более надежными и увеличило их ресурс.
В середине шестого десятилетия была изобретена трансмиссия с привычным обозначением передач на панели коробки:
Буквенное обозначение на корпусе АКПП | Расшифровка |
P | Parking – режим парковки |
R | Reverse – задний ход |
N | Neutral – нейтральный режим |
D | Drive – движение вперед |
L | Low – пониженная передача |
Принцип работы АКПП
Появившиеся автомобили с более современной автоматической коробкой передач произвели настоящую революцию среди автолюбителей. Теперь управлять транспортным средством было под силу даже женщинам, которые и облюбовали этот тип КПП. Переключения коробки были плавными и почти незаметными, а набор скорости стал более динамичным.
За момент переключения передачи отвечали фрикционы и реечные механизмы, которые работали одновременно в составе гидротрансформатора и обеспечивали комфорт во время управления авто.
Даже спортивный режим вождения не мешал водителю наслаждаться скоростью, если не брать во внимание значительный расход топлива.
Первая машина с АКПП
Классический автомат был впервые установлен в серийный автомобиль Бьюик в 1947 году. Следующими подопытными авто стали Cadillac и Pontiac. После многих доработок и выявления недостатков управления трансмиссией, инженеры американского концерна придумали усовершенствованный Hydra-Matic, которым оснащались многочисленные американские и европейские марки:
Первые машины на «автомате» расходились как горячие пирожки, и уже к концу 60-х никого нельзя было удивить наличием современной трансмиссии. Создание такого полезного агрегата отразилось на манере вождения и на образе жизни автолюбителей в целом. После того, как придумали АКПП, управлять транспортным средством было легко и приятно.
Среди обеспеченных людей было уже в порядке вещей приобрести себе свой первый автомобиль, оснащенный автоматической коробкой передач. Появилось новое поколение автолюбителей, которые никогда не управляли МКПП, а сразу сели за руль авто с современной трансмиссией. Постепенно таких людей становилось все больше в разных странах.
Первая русская автоматическая коробка
Появление нового типа трансмиссии в США и странах Европы не могло не заинтересовать отечественных производителей автомобильной техники. Первым в СССР автомобилем, оснащенным автоматической коробкой передач был лимузин представительского класса ЗИЛ-111, выпущенный осенью 1958 года. Одним из тех, кто изобрел отечественную коробку «автомат», являлся Андрей Островцев, который возглавлял конструкторское бюро завода имени Лихачева (ЗИЛ).
Утверждение, что первую автоматическую коробку передач для отечественного автомобиля придумали советские инженеры, будет несправедливым. Они не являлись изобретателями коробки «автомат». Агрегат был заимствован с американского Packard и лишь частично доработан и адаптирован под новое транспортное средство. Он представлял собой тандем гидротрансформатора и двухступенчатой планетарной КПП.
Сам ЗИЛ-111 был прототипом той же марки авто США. Внешний облик первого советского автомобиля с автоматической коробкой передач тесно перекликался с дизайном американских кузовов тех лет. Под капотом стоял шестилитровый двигатель с V-образным расположением 8 цилиндров. Мощность ЗИЛа достигала 200 лошадиных сил, что в советское время было феноменальным показателем.
В 60-х годах прошлого века в СССР появилась первая советская Волга-21 с автоматической коробкой передач. Но и этот автомат не был придуман советскими инженерами, а заимствован у тех же американцев. Модель в свободную продажу не пустили, ограничившись небольшой партией. Для простого советского человека шанс управлять отечественным авто, оснащенным АКПП, так и не выпал.
В современной России в 2012 году появилась модель Лада Гранта с автоматической коробкой переключения передач. Тольяттинский концерн АвтоВАЗ не стал придумывать собственную разработку, а приобрел готовую японскую АКПП Jatco и установил ее на свое детище. Доступное авто и по сей день имеет высокий уровень продаж среди жителей России.
Наши дни
Современная автоматическая коробка передач представляет собой отлаженный механизм, управляемый специальным электронным блоком. С помощью многочисленных датчиков коробка-автомат способна контролировать рабочие режимы и выводить необходимую информацию на экран бортового компьютера авто.
Были придуманы 5-ти, 6-ти, 7-ми и даже 8-ми ступенчатые АКПП, которые позволяют водителю наслаждаться плавным разгоном и комфортной управляемостью транспортным средством любого назначения:
- легковые авто;
- малотоннажные грузовики;
- внедорожники;
- дорожная и сельскохозяйственная техника;
- микроавтобусы и полноразмерные автобусы.
Обслуживание автоматической коробки переключения скоростей в специализированных центрах и использование качественных расходных материалов и трансмиссионных жидкостей обеспечивает ее бесперебойную работу на протяжении многих лет.
Изобретатели коробки автомат и их многочисленные последователи на протяжении нескольких десятилетий придумывают новую конструкцию и адаптируют этот механизм под современную жизнь человека. Даже сегодня этап разработки АКПП нельзя назвать законченным.
Кто придумал автомат
Автомат. Характеристики: Калибр – 6.5 мм, специальный патрон. Автоматика с коротким ходом подвижного ствола. Затвор запирается двумя личинками, курковый ударный механизм обеспечивает стрельбу очередями и одиночными выстрелами.Магазин – 25 патронов с шахматным расположением оных. На ранних версиях прицел реечный, на поздних – секторный. Дальность прицельного выстрела 2100 метров.
Автомат Фёдорова — первый автомат в истории ( 1916 год ), разработан в России. Имел боевое применение в первой мировой , гражданской и финской войнах.
Автомат Фёдорова. Оружие, которое могло потрясти Мир
Мещеряков Андрей Михайлович, инженер
Выдающийся русский конструктор-оружейник, оружиевед и историк оружия В.Г.Федоров справедливо вошел в историю отечественного стрелкового оружия как “отец автоматического оружия”. Он являлся автором первого теоретического труда “Автоматическое оружие” (1907 год) с приложением “Атласа чертежей с автоматическому оружию”, долгое время остававшимся единственным исследованием в этой области. Ему принадлежит первая русская автоматическая винтовка и первый в мире автомат, принятые на вооружение русской армии. Ему принадлежит и классификация автоматического оружия пехоты на:
1. Винтовки самозарядные, стреляющие одиночными выстрелами и имеющие магазин емкостью 5-10 патрон.
2. Винтовки самострельные, конструктивно аналогичные самозарядным, но позволяющие вести огонь очередью до опорожнения магазина.
3. Автоматы. Оружие аналогичное самострельным винтовкам, но имеющее приставной магазин емкостью 25 патронов… укороченный ствол с рукояткой, делающие оружие пригодным для выполнения широкого спектра боевых задач.
Россия очень рано начала работы над созданием автоматических винтовок, не уступая в этом ведущим военно-промышленным державам того времени. Изыскания велись Я. У. Рощепеем, П. Н. Фроловым, Ф. В. Токаревым, В. А. Дегтяревым и другими энтузиастами – изобретателями. Все работы велись на голом энтузиазме авторов, без финансовой, теоретической и организационной поддержки государства. Я. У. Рощепея вынудили подписать декларацию о том, что увенчайся его работы успехом, он “удовлетворится разовой премией и впредь не будет претендовать ни на что”. Так что не удивительно, что ни один из этих самородков (Токарев и Дегтярев – известные оружейники будущего) не смогли довести свои образцы хотя бы до войсковых испытаний. Это удалось только В. Г. Федорову. Русский оружейник В.Г.Федоров начал работы над переделкой магазинной винтовки образца 1891г. в автоматическую с 1905 года. Для помощи Федорову начальник Ружейного полигона офицерской стрелковой школы Н. М. Филатов назначил слесаря В. А. Дегтярева. Переделка магазинной винтовки в автоматическую была признана нецелесообразной и в 1906 году был готов принципиально новый проект, отличавшийся простотой и целесообразностью (54 детали вместо 74 у Браунинга). Винтовка оригинальной конструкции под штатный патрон успешно прошла все войсковые испытания в 1909-1912 годах. Испытания были жестоки: оружие оставляли на сутки под дождем, в разобранном виде опускали в пруд, возили на телеге по пыльной дороге и после этого проверяли стрельбой. За эту винтовку Федоров был удостоен большой Михайловской премии (Золотой медали), выдававшейся раз в 5 лет (Этой премии был удостоен и С. И. Мосин). Сестрорецкому заводу было заказано 150 штук новых винтовок.
Русско-японская война обострила интерес к легкому автоматическому оружию пехоты: ручной пулемет Мадсена, принятый на вооружение русской конницы, оказался грозным родом оружия. А конструктора всерьез заинтересовали технологии, применявшиеся в стрелковом оружии японской армии. Напомним, что Япония, и немалое число других стран – Греция, Норвегия, Италия, Швеция, Румыния имели на вооружении винтовку уменьшенного – 6.5 мм калибра. Традиция уменьшения калибра, положившая себе начало в последней четверти 19-го века была налицо: переделочная (переделанная из нарезного дульнозарядного ружья) винтовка Крнка (или Крынка в простонародном исполнении) имела калибр 6 линий (15.24мм) ; винтовка Бердана №2 (вообще-то Горлова и Гуниуса, Бердан тут ни при чем 🙂 ) уже 4 линии, а творение Мосина имело калибром уже три –то есть 7,62 мм. Каждое уменьшение калибра отражало растущий уровень технологии обработки стволов и массового изготовления точных боеприпасов. Некоторые конструкторы решили пойти дальше. И это казалось модным: увеличивался носимый стрелком боезапас, уменьшалась отдача при выстреле, уменьшался расход металла при производстве патронов.
Отзывы офицеров утверждали, что “разница между огнем русских и японских винтовок за исключением ближнего боя отсутствовала”. Так как в ближнем бою предпочитали полагаться на ручные гранаты, штыки и револьверы, то проблема меньшего останавливающего действия малокалиберной пули еще никого не волновала. Надо отметить, что снижение металлоемкости в определенной степени компенсировалось повышением издержек из-за брака и более жестких допусков при изготовлении.
В 1913 году Федоров предложил собственный патрон 6.5 мм улучшенной баллистики, не имеющий ранта (шляпки для извлечения из патронника экстрактором) и новую легкую автоматическую винтовку под него. Эта автоматическая винтовка была очень близка к свой предшественнице –7.62, отличаясь не выступающим за пределы оружия магазином с шахматным расположением пяти патрон. Испытания винтовка прошла успешно, и Сестрорецкому заводу был выдан заказ на 20 автоматических винтовок 6.5мм, но началась первая мировая война, вынудившая прервать работы, а самого Федорова отправившая за границу “В поисках оружия”…
Коренным образом изменилась тактика ведения пехотного боя. Длинноствольная винтовка с ее снайперской точностью утратила свое значение очень во многом. Полностью ушла в небытие залповая стрельба повзводно по невидимым невооруженным глазом целям, уступив поле деятельности полевой артиллерии и станковым пулеметам. Потерял значение штык. Схватки “грудь на грудь” выродились до резни в траншеях, где в ход шло что гуще и чаще стреляет, половчее и острее. Мало того, собранная для штыковой атаки в плотный строй пехота была просто обречена на убой стрелками противника и артиллерией. Резались зубки у новых видов оружия: на средних дистанциях более удачными оказались разного рода бомбометы (минометы) и пулеметы, ручные и станковые. С ворвавшимся в окопы противником стрелялись из револьверов и резались саперными лопатками; хорошо зарекомендовали себя ручные осколочные гранаты. Возросла популярность короткоствольного отродья винтовки – карабина (он короче и маневреннее). Война прервала или задержала работы над автоматическим оружием во всех странах.
Германия: в конце первой мировой ограниченно использовалась автоматическая винтовка Маузера, не пригодная для полного вооружения пехоты (чувствительность к грязи и обильная смазка патронов для устойчивой работы автоматики).
Англия: прецедентов не было.
Франция: автоматическая винтовка Рибероль-Шош-Статтар проходила испытания в войсках с 1916 года и в 1917 была принята на частичное вооружение пехоты.
США: Масса винтовки Браунинга была признана черезмерной и автоматическая винтовка с магазином увеличенной емкости позиционировалась как ручной пулемет.
В 1916 году Федоров сделал свое гениальное открытие: он изобрел автомат. Укоротив ствол на своей винтовке образца 1913года и снабдив ее съемным коробчатым магазином на 25 патрон и рукояткой для стрельбы “с руки” он получил первый образец оружия, ставшим на сегодняшний день основой основ вооружения пехоты любой армии. Остается только изумляться точности сделанных русским оружейником выводов: не автоматическая винтовка с ее весом, длинным стволом, сокрушительной отдачей и нерасторопностью при встрече лицом к лицу; не пистолет – пулемет с его беспомощностью при стрельбе на средние и большие дистанции – а именно автомат – короткоствольное оружие с дальностью прямого выстрела порядка 300 метров, массой около 5 кг и скорострельностью примерно 100 выстрелов в минуту – то есть то, что на русском языке называется именно автоматом. Кончится Первая мировая; Гражданская; и только в 1943 году Гуго Шмайссер явит миру (разумеется, уже как плод технической мысли просвященной Европы) свое штумовое ружье под укороченный винтовочный патрон с близкими тактико – техническими характеристиками… И будут спорить знатоки, состояло ли творение М. Т. Калашникова с ним в родстве – или же не состояло? (Интересно, но отчего-то никого не интригует вопрос родственности М16 и STG-44!) И будут отмечать прошедшие штурм Кенигсберга ветераны 11-ой армии, что оружие было удобным, очень убойным и этим трофеем охотно пользовались. И тем не менее родина автомата – Россия.
Автомат Федорова в бою
Карьера этого замечательного оружия сложилась плачевно. Летом 1916 года автоматами и автоматическими винтовками Федорова вооружили команду 189-го Измаильского полка, 1 декабря того же года отправленную на Румынский фронт в составе из 158 солдат и 4 офицеров. Они и стали первыми русскими автоматчиками. Автоматы Федорова были направлены и в 10-ый авиадивизион. Они были на 400 грамм легче винтовок Федорова 7.62 мм и допускали интенсивную стрельбу очередями. Так как о производстве авторского патрона в военное время нечего было и мечтать, то оружие было переделано на стрельбу патроном японской винтовки Арисака обр. 1895 г. 6.5мм. Россия, оказавшись в состоянии промышленного коллапса, скупала оружие по всему миру. В числе прочих образцов японское оружие занимало немалое место (782 тыс.). Японский патрон был короче и слабее авторского, что еще более приближало его к промежуточному, но оставленная конструкторами закраина (патрон имеет и кольцевую проточку, и закраину – но меньшего, чем обычно, диаметра) все же делало его менее удачным для работы автоматики [1] . Автомат получил отличные отзывы: высока надежность, прочность запирающих затвор деталей, хороша кучность стрельбы – и вместе с тем в нем видели только легкий, но все-таки пулемет. Вскоре после Октябрьской революции (или правительственного переворота) Федоров был направлен в Ковров для продолжения работ по выпуску автоматов. Шел 1918 год. На заводе его избрали директором (тогда эта должность была выборной!) Заведующим опытной мастерской назначили Дегтярева. Уже в следующем году автоматы запустили в серийное производство. В 1924 коллектив приступил к созданию унифицированных с автоматом ряда пулеметов – ручного, авиационного, зенитного, танкового. Историки и источники молчат об участии автомата Федорова в гражданской войне. Единственное упоминание о частях, где применялось это оружие, я нашел (парадокс!) у М. Булгакова. В романе “Роковые яйца” оперативник ОГПУ Полайтис имел “обыкновенный 25-зарядный пулемет” – термин “автомат” из академических кругов так и не вышел. Загадкой остается и тип использования боеприпасов – то ли патрон винтовки Арисака, то ли авторский боеприпас. Впрочем, до начала 30-х годов в РККА состояли на вооружении ручные пулеметы многих стран. Два танковых пулемета Федорова были установлены в башне танка МС-1, и именно в таком виде он принял участие в конфликте на КВЖД. – Это и был последний бой этого замечательного оружия. Нарком вооружений Л. Ванников в “записках наркома” отмечал, что автомат Федорова нередко лежал на столе Сталина; но последствий для автомата это не имело никаких. В начале 30-х он не понравится “ответственным товарищам” из Кремля и будет снят с вооружения. Причины? Веских причин не называется: от применения импортного патрона (а был ли он импортным; что мешало наладить его производство?) до предъявления фантастических требований по способности поражать бронированные цели (впрочем, с нас станется: после финской на вооружение приняли совершенно гротескный миномет-лопату).
Автомат Федорова
Калибр –6.5мм, специальный или японский патрон. Автоматика с коротким ходом подвижного ствола. Затвор запирается двумя личинками, курковый ударный механизм обеспечивает стрельбу очередями и одиночными выстрелами. Очень рационально сделан магазин – 25 патронов с шахматным расположением оных. На ранних версиях прицел реечный, на поздних – секторный, схожий с прицелом АКМ. Дальность прямого выстрела оценивается как 300-400 метров.
На рисунке изображена ранняя версия танка МС-1 с пулеметами Федорова. Позже их сменят одним пулеметом ДТ калибра 7.62мм. Возимый машиной Боезапас уменьшится на 25 %. Уменьшится и плотность пулеметного огня: в шаровой установке вместо двух стволов впредь стоял один.
Наименование системы и страна | Калибр, мм | Длина, мм | Длина ствола, мм | Принцип действия | Масса снаряженная, кг | Емкость магазина, штук | Темп стрельбы, выстр./мин. | Прицельная дальность, м |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Федоров, 1916г. Россия, СССР | 6.5 | 1045 | 520 | Откат ствола | 4.4+0.8 (автомат и магазин) | 25 | —- | 2100 |
АК-47,1947г. СССР | 7.62 | 870 | 414 | Отвод газов из ствола | 3.8 | 30 | 600 | 800 |
STG-44, Германия, 1944г. | 7.92 | 940 | 419 | Отвод газов из ствола | 5.2 | 30 | —- | 800 |
[1] Примечание: Имеется расхождение сведений. Спавочник Б.Н. Жука описывает патрон Арисаки как имеющий рант и кольцевую проточку. Книга Мавродиных и журнал “Наука и жизнь” указывает, что патрон ранта не имел, мало того, был специальным.
Влад. В. Мавродин, Вал. Влад. Мавродин “Из истории отечественного оружия. Русская винтовка”.
Б. Н. Жук “Автоматы и винтовки”.
“Наука и жизнь” №5 1984, статья “Стрелковое оружие” А. Волгин.
“Техника и наука” №2 1984, статься “Один из первых” А. Бескурников.
Источник
| Печать | |
Великая Страна СССР – Союз Советских Социалистических Республик!
Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права; В самом начале. История отечественных автоматовПредыстория работ по созданию отечественных автоматов под 7,62-мм промежуточный патронАвтомат Калашникова почти 70 лет состоит на вооружении армии нашей страны и имеет широчайшее распространение во всём мире. Его главное свойство —феноменально высокий уровень надёжности, недоступный другим образцам оружия аналогичного типа. Это свойство появилось, конечно, не на пустом месте: в середине 1940 годов армия и военная промышленность СССР переосмысливали колоссальный опыт использования стрелкового оружия в Великой Отечественной войне, формируя технический облик оружия следующего поколения — автоматов под патрон промежуточной (уменьшенной) мощности. Работы по созданию автоматов велись в СССР с 1943 по 1949 год и завершились, как известно, принятием на вооружение 7,62-мм автомата АК, разработанного Михаилом Тимофеевичем Калашниковым. Но эти сухие сведения не отражают сложности и громадного масштаба работы, проделанной множеством людей и организаций для того, чтобы армия СССР получила самое современное и выдающееся по характеристикам оружие, прямые потомки которого состоят на вооружении армии России до настоящего времени. В. Г. Фёдоров перед Первой мировой войной. Фото хранится в ВИМАИВиВС Впервые в России к идее создания автомата как особой разновидности автоматического карабина данного типа обратились в 1916 году, Конструктором такого оружия стал офицер Русской армии генерал В. Г. Фёдоров. В 1913 году он закончил работу над 6,5-мм автоматической винтовкой под патрон улучшенной баллистики собственной конструкции. На её базе и с учётом опыта, приобретённого Фёдоровым во время пребывания на фронте в 1915 году, им была начата работа над новым типом индивидуального автоматического оружия, ставшим известным впоследствии как «автомат»: несколько 6,5-мм винтовок подверглась модернизации: их ствол и ложу укоротили до карабинной длины, приспособили новый отъёмный магазин на 25 патронов и доработали ударно-спусковой механизм для ведения непрерывной стрельбы. Получившееся оружие его автор В. Г. Фёдоров назвал «ружьё-пулемёт». Термин «автомат» к этому образцу впервые применил начальник полигона Офицерской стрелковой школы полковник Н. М. Филатов. 6,5-мм автомат Фёдорова модели 1919 г. (модернизированный). Образец хранится в ВИМАИВиВС Маркировка автомата Фёдорова №8, 1916 год. Техцентр ОАО «ЗиД» Поскольку серийное производство патронов Фёдорова улучшенной баллистики наладить не удалось, а калибр винтовок Фёдорова модели1913 года совпадал с калибром 6,5-мм японских винтовочных патронов, ружья-пулемёты калибра 6,5 мм приспособили под этот патрон. При стрельбе из короткого ствола (520 мм), который имел автомат Федорова, японский 6,5-мм винтовочный патрон обеспечивал ему дульную энергию, близкую к той, которую имеет отечественный 7,62-мм автомат АК (АКМ) под патрон обр .1943 г. Именно японский патрон превратил «ружьё-пулемёт» в автоматическое оружие нового типа, которое по совокупности признаков можно отнести к оружию, называемому в настоящее время России «автомат», а за рубежом — «штурмовая винтовка». |