Можно ли установить на дизельный двигатель газовое оборудование
Всё, что нужно знать о переводе дизельного двигателя на газ
Уже достаточно давно разница в стоимости между бензином и дизельным топливом перестала быть существенной. Поэтому покупку дизельной машины не даёт столь ожидаемое преимущество.
Изменения ситуации на рынке горючего привела к тому, что не только владельцы бензиновых, но дизельных машин задумались о переходе на газ. Если с бензиновыми ДВС никаких особых проблем не возникает, то к дизелю вопросов намного больше.
Автомобилистов интересует, можно ли сделать такой переход, чем он обернётся и насколько это в действительности выгодно.
Особенности применения газа на дизельных ДВС
Если вы задумались перевести свой автодизель на газ, и при этом у вас легковой автомобиль, стоит предварительно изучить все актуальные особенности такого решения.
Ключевым отличием дизеля от бензина является принцип сгорания топлива в камере.
У бензинового мотора используется свеча зажигания. Она даёт искру и воспламеняет газовоздушную смесь. Ситуация с дизельными и турбодизельными ДВС иная. Здесь сначала сильно сжимается воздух под давлением, что позволяет поднять его температуру. В последнее мгновение форсунка подаёт дизель в камеру. Нагретая и сжатая смесь самовоспламеняется. Но если пытаться перевести её на газ, ситуация меняется.
Тут важно понять, как работает газовое топливо. Под ним подразумевается метан или пропан-бутан. Если подать в цилиндры газ, заменив им дизтопливо, самовоспламенения смеси не произойдёт. Для поджига требуется более высокая температура.
Для решения такой проблемы используется большая часть дизельного топлива, после которой подаётся уже газ. Воспламеняясь, солярка поджигает газ.
То есть дизель может работать на газобаллонном оборудовании, но полностью отказаться от солярки нельзя. Два топлива будут использоваться одновременно, в определённых пропорциях. Обычно это не более 70-75% газа и до 30% дизеля. Это неплохой способ улучшить экономические показатели и снизить затраты на посещении АЗС.
Есть альтернативный вариант, при котором используется только газ. Но тогда придётся полностью демонтировать топливный отсек, использовать стороннее устройство зажигания, модернизировать ГБЦ и проводить ряд дополнительных мероприятий по рекомендации. Сложно и дорого.
Используемые виды топлива
Выполнять перевод классического дизельного двигателя на газ можно только под конкретный вид альтернативного топлива. Одновременно использовать метан и пропан-бутан нельзя.
По стоимости переход с солярки на метан будет дороже, нежели переоборудование с дизеля на пропан-бутан. Зато так достигается лучший экономический эффект.
Метан позволит лучше экономить топливо, хотя на пропане установка обойдётся дешевле.
Переход на пропан позволяет использовать газ не более чем на 30-50% от общего объёма сжигаемого топлива. А доля метана может составлять до 80%. Учитываются такие характеристики:
скорость двигателя;
период года;
нагрузка на топливную систему;
рельеф дороги;
давление и температурные показатели газа;
наличие или отсутствие турбины.
Учитывая всё это и принцип работы, когда дизель оказывается на газу, можно сделать вывод, что метановые установки будут более предпочтительными.
Преимущества и недостатки
Перед установкой ГБО на дизельные двигатели нужно объективно взглянуть на такое переоборудование.
Начнём с недостатков. Если дизель работает на газу, это может повлечь за собой следующие отрицательные моменты:
На установку системы и переоборудование ДВС требуется потратить достаточно много денег. Это дороже, чем аналогичное переоснащение бензинового ДВС.
Повышаются затраты по времени и деньгам на последующее обслуживание. Периодически придётся проводить настройку и регулировку. Ремонт системы дорогой при возникновении серьёзных неисправностей.
Для размещения дополнительных баллонов нужно искать место. Если это багажный отсек, внушительная часть полезного пространства в машине исчезнет.
Масса транспортного средства увеличивается. Но это может сказаться в основном на легковых авто. А на грузовиках и спецтехнике наличие газовой системы сильно не ощущается водителем.
Необходимость обязательного оформления такой переделки и внесения изменения в документацию на автомобиль. А такая процедура занимает достаточно много времени.
Отсутствие большого числа квалифицированных специалистов. Мастеров, способных переоборудовать машину под газ с дизеля, в стране не так много. Это повышает стоимость и может отразиться на конечном качестве работы.
Но есть и положительные моменты. Причём их достаточно много, они существенные и могут нивелировать все недостатки.
К преимуществам перехода с дизеля на газодизель относят такие пункты.
Увеличивается КПД двигателя, повышается общий ресурс мотора. Параллельно мощность и крутящий момент не меняются. При определённых обстоятельствах характеристики можно улучшить на 5-25%.
Возрастает срок службы топливной системы. Ресурс можно увеличить в 1,5-2 раза. Если на автомобиле предусмотрена система Common Rail, переход на газодизель положительно отразится на её ресурсе.
Падают показатели вредных выбросов, дымность выхлопной системы снижается на автомобиле.
Работа двигателя становится более мягкой. Наблюдаются положительные изменения в уровне шума.
Снижается количество нагара и отложений внутри камеры сгорания, в цилиндрах. Также продлевается срок службы сажевого фильтра за счёт менее интенсивного загрязнения.
Падают расходы на замену и покупку моторного масла. На газодизеле смазка служит дольше, нежели при работе просто на солярке.
Если использовать двухтопливную систему, можно проехать большее количество километров без дозаправки.
Вносить изменения и переделывать сам мотор не требуется.
Использовать такую систему или нет – выбор лично каждого.
На каких автомобилях используется
На вопрос о том, можно ли перевести обычный дизель на газ, ответ будет утвердительным. Подобная переделка действительно возможна. Но ещё важно учитывать, для какого именно авто планируется такая модернизация.
В теории любой мотор, который работает на солярке, можно адаптировать под газобаллонное оборудование. Причём используемый штатный тип топливной системы ключевой роли не играет.
На газодизель можно переводить обычные атмосферные дизельные ДВС и турбированные моторы.
Затраты на переоборудование легковой машины закономерно меньше в сравнении с модернизацией грузовика или спецтехники. Но если машина проходит небольшие расстояния, тогда срок окупаемости оборудования может составить несколько лет. Поэтому в основном переоборудование, при котором дизель работает ещё и на газу, касается коммерческого транспорта.
Возможность установки своими руками
Многие задаются вопросами касательно того, можно ли самостоятельно поставить на дизель газ, и без постороннего вмешательства перевести мотор на альтернативное топливо. В теории можно, но на практике всё куда сложнее.
Если спросить, можно ли в действительности установить ГБО на дизельный двигатель, все специалисты однозначно ответят утвердительно. Такой переход возможен. Проблема лишь в том, что сделать это своими руками, не имея специального оборудования и инструментов, невозможно.
А ставят ли газ в обычный дизельный двигатель в гаражных условиях, можно узнать у самих владельцев газодизельных машин. Находятся такие умельцы, которые собирают узел самостоятельно. Самые большие сложности обычно связаны с:
подключением газового оборудования;
адаптацией и синхронизацией топливной штатной системы;
установкой электроники;
установкой контрольно-измерительных приборов.
Да, в дизельную машину в теории можно поставить газ своими руками, только дополнительно придётся отыскать соответствующее программное обеспечение.
Но есть несколько подводных камней в такой ситуации. Не зря отмечалось, что поставить газ, если у вас дизель, возможно своими руками скорее в теории. Так ли это на практике, вопрос крайне актуальный. Проблема самостоятельного монтажа подкреплена такими нюансами:
Технически реализовать такой проект самостоятельно очень тяжело. Нужно оборудование, инструменты, специальное программное обеспечение. Это останавливает около 80% попыток всё сделать своими руками.
При переходе на альтернативный вид топлива требуется специальное документальное подтверждение, что работа была выполнена лицензированным специализированным сервисом.
Без такого подтверждения возникает ещё одна сложность. Это регистрация переделки в ГИБДД. А отсутствие пометок о внесении изменений карается штрафом.
При отсутствии разрешения автовладельца не только оштрафуют, но и заставят демонтировать ГБО.
Это во многом отвечает на вопрос о том, ставят ли на дизельные монотопливные двигатели системы ГБО и почему такую работу лучше доверить специалистам соответствующего профиля.
Способы переоснащения
Выделяют 2 основных способа установки ГБО на дизельный мотор.
Полная переделка ДВС. Это позволяет полностью отказаться от солярки. Но изменения приходится вносить кардинальные. Тут требуется изменить степень сжатия, установить систему поджига, и пр. Суммарно это обойдётся минимум в 200 тысяч рублей. Параллельно у мотора упадут показатели мощности и крутящего момента.
Применение системы Dual Fuel. Это двухтопливная система, при которой в определённых пропорциях применяется солярка и газ. Модернизация стоит до 100 тысяч рублей.
Именно второй метод получил наибольшее распространение.
Покупка газодизеля от производителя
Также стоит определить, выгодно ли покупать газодизельный автомобиль с завода.
На заводе могут изначально поставить на авто газодизельный ДВС на основе метанового оборудования. Объективно это самый предпочтительный вариант.
Зато система максимально надёжная, сертифицированная, безопасная и эффективная. Это лучшее решение для достижения оптимальной мощности, экономии топлива и сохранения технических характеристик двигателя на высоком уровне.
ГБО на дизельный двигатель
Подобно авто, ездящим на бензине, машины с дизельными двигателями также могут быть дополнены возможностью, функциями езды на газе. Грузовики и самосвалы, ездящие на дизельном топливе, ещё к исходу советской власти переводили на газ – и небезуспешно. Делалось это в целях экономичности и сохранения экологии нашей страны. Однако с распадом СССР эти инициативы были похоронены. Сейчас данный подход всплыл повторно – уже на рельсах рыночной экономики: бензин и дизель продолжают безбожно дорожать, поднявшись к отметке в 50 р. за литр. А цены на газ остаются относительно стабильными за последние несколько лет.
Стандарты Евро-5 и Евро-6 предъявляют весьма жёсткие требования к сокращению вредных выбросов в атмосферу. Эти требования ужесточаются и пересматриваются в свете грядущего глобального потепления и появления небывалых ранее природных катаклизмов, угрожающих жизни будущих поколений. Особенно это касается России, которую наводнили подержанные и списанные европейские и китайские иномарки, полностью восстановленные и продаваемые у нас под видом новых.
Газодизельный двигатель
ГБО в составе газодизельного двигателя даст вам возможность сберечь до трети денег, что вы тратили чисто на само дизтопливо. Езда на одном лишь дизтопливе стала дороже, чем когда-то – порой бензин АИ-76/80 на некоторых заправках равен или даже чуть ниже по стоимости, чем ДТ.
Газодизельный движок – устройство, которое работает на газодизельной смеси, процент содержания метана в которой может достигать 50..85%. Но полностью газ заменить дизельное горючее не может. В таком двигателе есть два канала – по одному в камеру сгорания поступают сконцентрированные дизельные пары в виде аэрозольной взвеси, смешанной с воздухом, в другой – газовоздушная смесь.
Поскольку на дизельных двигателях отсутствует искровысекатель (система поджига топлива с помощью электроискры), то дизель (15…50%) применяется лишь не в качестве «микровзрывчатки» (а всякий двигатель внутреннего сгорания работает как серийный микродетонатор), а в качестве запала для неё. Взрывчатым веществом в газодизеле служит газ. Оттого газодизельные моторы могут работать только на ДТ – но не на чистом газе.
Можно ли на дизельный двигатель установить ГБО?
Запросто! Установка ГБО возможна как на бензиновые, так и на дизельные моторы. Газ вводится в двигатель через отдельный (боковой) канал – как дизелезаместитель, но в большем количестве, чем сам дизель. Цены на газ вдвое ниже, чем на дизель и на «низший» бензин (АИ-76/80) – и за последние лет 5 практически не меняются, т. к. в России, в частности, в Западной Сибири, ещё очень много осталось газа. К тому же метан легко получить промышленным способом – даже при гниении животной органики, правда, такой «биогаз» ещё не стал массовой производственной технологией. В нефти также содержится «попутный» метан и пропан-бутановые фракции, этан и изобутан – это даёт дополнительный запас и стимулирует постоянство цены на природный газ. Что же касается био-ДТ, то получить его заметно сложнее. А значит, дизтопливо ещё, по прогнозам учёных-биотехнологов, последующие несколько десятилетий будет примерно настолько же дороже биогазов. Именно поэтому переоборудование автобусов, грузовиков и тягачей с ДТ на газодизельную смесь целиком и полностью оправдано.
Сюда не входят «метанобусы» — новейшие автобусы на метане, получившие в России триумфальное распространение с 2014-2015 гг. Их двигатели изначально работают без всякого дизеля – подобно движкам легковых авто, могущих ездить на газе без добавления бензина. Как известно, искра легко поджигает метан и пропан – вы можете в этом удостовериться, включив газовый отопительный котёл у себя дома с помощью кнопки встроенного высекателя, либо поджигая от искрогенератора конфорку плиты с открытой газозадвижкой.
Принцип работы газодизельного двигателя
Устройства рассосредоточенного впрыска газодизельной смеси переоборудуют дизельные моторы для работы в совмещенном режиме «дизель-газ». Средний процент наличия метана в такой смеси равен 70%. Эффективность работы достигает максимального показателя при использовании совмещённых технологий.
Более точно такая система описана следующим образом. Из-за использования неповторимого распорядка работы газодизельной системы при каждом цикле работы мотора электронный блок управления (ЭБУ) оценивает величину нагрузки при разных оборотах двигателя и сигналы, снимаемые с датчиков. Сразу же, замерив эти показатели, ЭБУ генерирует импульсный сигнал, заставляющий форсунки приоткрываться с определённой последовательностью, на заданное время. Форсунки пропускают определённое количество газа в камеру сгорания мотора и на шаговый движок и электронный контроллер, управляющий подачей концентрированной аэрозольной смеси дизеля с воздухом. Это позволяет поддержать эффективный топливобаланс, благодаря которому и достигается максимальная экономия, минимизируется выхлоп.
В газодизельных системах применяются два вида подсистемы:
распределённая инжекция газа (как на бензиновых движках);
лимитирование впрыска топлива через «топливокачку» (насос) высокого давления.
В целом система может быть как электромеханическая, так и контроллерная (электронная).
Цена установки ГБО на дизель
Метанодизельная установка обойдётся вам в 75-380 тыс. руб. Пропанобутан-дизельная – несколько дешевле: 65…190 тыс. руб. Окончательные цены зависят от конкретного автосервисного центра, марки и модели устанавливаемого оборудования и стоимости комплекта (в зависимости от страны-поставщика). Китайские газодизельные системы ставятся в основном на китайские грузовики и автобусы – и, соответственно, стоят дешевле. Европейские, американские и японские могут доходить в стоимости вплоть до верхней отметки. Тенденция едина – за максимальную экологичность (метан) придётся заплатить заметно дороже, чем за работу на пропане. Срок окупаемости, в зависимости от пробега – до 5 лет. Чем больше рейсов ездит авто или автобус – тем быстрее окупаемость, лучше экономия.
Метан на дизельный двигатель
Если вас не оставляют мысли полностью избавиться от дизельного подмешивания – вам предстоит воплотить в «жизнь» вашего авто два модернизационных этапа:
понизить показатель сжатия в моторе;
смонтировать и ввести в строй устройство автоматического искроподжига.
Тогда ваш двигатель будет работать чисто на метане – как «метанобусы» и гибридные легковушки в режиме «бензин/газ». Обратно вернуть движок в режим потребления ДТ возможно, провернув эти же работы в обратной последовательности.
Дело в том, что ДТ воспламеняется при температуре от 300 градусов. Метану же требуется не менее 650. Степень сжатия паров дизельного горючего слишком велика, чтобы пары метановоздушной смеси эффективно поджигались — и сгорали без остатка. К тому же при повышенной степени сжатия метан будет детонировать. Мотор станет сильно и часто «чихать», разбивая поршни и клапаны. Двигатель в лучшем случае сломается и заглохнет, в худшем – всё закончится взрывом камеры сгорания, что основательно разворотит мотор. Для дизеля показатель сжатия – в среднем в 18 раз, для метана – 14. Это существенное различие, которое игнорировать нельзя, если вы хотите на долгие годы сохранить исправный и работоспособный движок.
Цена метана на дизельный двигатель
ГБО возможно поставить на легковые авто, грузовики, тягачи и автобусы. Однако для «легковушки» это невыгодно. Дело в том, что ГБО подкапотной части стоит не ниже 70 тыс. руб., плюс стоимость баллона – 30 тыс. руб. Поэтому ГБО оправдывает себя в компаниях, владеющих несколькими и более автомобилями грузового и пассажирского назначения (автобазы дальнобойщиков, ПАТПы городского и междугородного сообщения и т. д.).
Установка ГБО на дизельный двигатель грузового автомобиля
Монтаж и пусконаладка ГБО на дизельный двигатель грузовика заключается в следующем.
Снимите старый редуктор. На его место поставьте новый – для метана или пропана, в зависимости от того вида газотоплива, что будет использоваться на данном грузовом авто.
Смонтируйте линию подачи охлаждающей жидкости для нагревания редуктора.
Заведите трубопроводы для подачи газа на каждом из цилиндров.
Демонтируйте защитный кожух и снимите свечи зажигания. Установите новые свечи взамен старых, уменьшив зазор для искры на каждой из новых свечей.
Перераспределите провода, соединяющие основные функциональные узлы.
Установите жгуты проводов: топливный, управляющий и сигнальный. Топливный присоединяется к форсункам, сигнальный – разводится по датчикам, управляющий – заводится на приборную панель в салоне авто. Все они подключаются к контроллеру. Не перепутайте разные пары проводов от разных датчиков – все они должны быть перемаркированы.
Проведите электропитание ко всем электронным узлам системы.
Установите переключатель режимов газа и бензина. Лучше всего переключатель соединить через провода, проложенные через щиток двигателя.
Установите воздухофльтр и закройте его с помощью защитной крышки.
Выполнив монтаж, произведите настройку и опробуйте систему. Двигатель грузовика должен работать чётко при потреблении газа. Если вы заметили перебои, изменение числа оборотов в секунду без вашего участие, нечёткую работу стартера – рекомендуется проверить параметры сжатия газовоздушной или газодизельной смеси, изменив, например, давление газа на выходе редуктора. Для этого редуктор необходимо подстроить таким образом, чтобы он не создавал ни недостаточное, ни избыточное давление. Показатели сжатия дизельного топлива и газа можно уточнить либо из инструкции, либо у специалистов, устанавливающих ГБО на грузовики и легковые авто.
Дизельный мотор на газу: особенности работы, преимущества и недостатки газодизеля
Как известно, более дешевое по цене газовое топливо позволяет существенно экономить денежные средства в процессе эксплуатации различных транспортных средств. Для этого достаточно установить на автомобиль ГБО.
Что касается дизельных моторов, еще несколько лет назад перевести на газ дизельные двигатели не представлялось возможным или такие работы предполагали большую сложность. Однако сегодня ситуация в корне изменилась. Далее мы поговорим о том, как переводят дизельный двигатель на газ, что такое газодизель, а также какие плюсы и минусы имеет данное решение.
Газ для дизельного двигателя
Итак, активное развитие систем газового впрыска привело к появлению пятого поколения ГБО. Такая схема позволяет реализовать жидкий фазированный распределенный впрыск. Решение подходит для установки на любые инжекторные авто, легко интегрируется и совместимо с системами бортовой диагностики OBD и EOBD.
В случае с дизелем за основу также берется данная схема, позволяя современному турбодизелю работать на сжиженном газе. В результате такой мотор часто называют газодизелем благодаря установленному ГБО. При этом важно понимать, что сам процесс установки и настройки сильно отличается от аналогичной процедуры на бензиновых моторах. Другими словами, поставить ГБО на дизель является более сложной задачей, которая требует значительных доработок.
Принцип работы дизеля на газу: особенности
Главным отличием дизельного ДВС от бензинового является принцип воспламенения топлива в цилиндрах. В бензиновых агрегатах для поджига смеси воздуха и топлива используется искра, которая создается на свечах зажигания.
В дизеле сначала сильно сжимается воздух, который нагревается от такого сжатия. После этого в последний момент форсунка впрыскивает солярку в камеру сгорания, затем нагретая и сжатая топливно-воздушная смесь воспламеняется самостоятельно.
Теперь перейдем к ГБО. В качестве газового топлива используется метан или пропан. Однако если подать в цилиндры газ вместо дизтоплива, воспламенения не произойдет. Дело в том, что для самостоятельного поджига газо-воздушной смеси нужны более высокие температуры по сравнению с соляркой.
Естественно, при такой схеме работы возможно только частичное замещение дизтоплива газом, однако в процентном соотношении можно говорить о показателях около 25-30% солярки на 70-75% сжиженного газа. Вполне очевидно, что данное решение способно обеспечить существенную экономию дорогостоящего дизельного топлива.
Добавим, что хотя обязательный подвпрыск солярки не позволяет полностью перейти на газ, однако такая особенность дает возможность сохранить работоспособность дизельных форсунок. На практике это немаловажно, особенно с учетом высокой стоимости любых элементов топливной аппаратуры дизельного двигателя.
Еще отметим, что альтернативой описанному выше решению является полный перевод дизеля на газ. При этом необходимо полностью демонтировать топливную систему дизельного двигателя, поставить внешнюю систему зажигания, доработать ГБЦ и т.д. В результате дизель сможет работать на метане, однако сложность таких доработок и высокая стоимость работ не позволяют этому способу набрать широкую популярность.
Если просто, благодаря тесному взаимодействию со штатными системами управления ДВС, газовое оборудование «подбирает» и динамично корректирует нужное количество подаваемого газа. Это позволяет найти и сохранить оптимальный баланс между количеством дизтоплива и газа для нормальной и стабильной работы мотора во всех режимах.
Советы и рекомендации
Для качественной реализации поставленной задачи рекомендуется приобретать системы ГБО для дизеля от проверенных производителей (Westport, OMVL и т.д.). Важно, чтобы установочные комплекты были специально разработаны и адаптированы для подобных инсталляций, а также были должным образом сертифицированы.
С большой ответственностью стоит подходить и к выбору самих установщиков. Если было принято решение поставить ГБО на дизель, лучше обратиться в крупные установочные центры, которые дают гарантию как на оборудование (в случае приобретения ГБО в конкретном установочном центре), так и на выполненные работы.
Еще крайне желательно обращать свое внимание на новейшие разработки и технологии, так установка ГБО на дизель является более «деликатным» процессом сравнительно с бензиновыми аналогами.
Например, технология HPDI является относительно новой схемой, которая позволяет добиться высокоточной комбинированной подачи дизельного топлива и газа метана, при этом соотношение замещения солярки газом достигает отметки 95% газа к 5% дизтоплива.
В основе решения лежит особая форсунка, которая способна последовательно впрыскивать газ и солярку. Другими словами, один инжектор сначала подает в цилиндр небольшую порцию дизтоплива, а уже затем происходит основной впрыск метанового заряда.
Поданное ранее дизтопливо воспламеняется естественным образом от сжатия, играя роль свечи зажигания, а основная порция газа впрыскивается ближе к самому концу такта сжатия и воспламеняется от уже горящего дизельного топлива. Подобные решения позволяют эксплуатировать дизельный ДВС на газу с максимальной экономией.
Также добавим, что электронные системы управления двигателем после установки ГБО нужно обязательно настроить. Для этого должно использоваться уникальное программное обеспечение, которое позволяет выполнять тонкие настройки. В результате состав смеси на всех режимах будет оптимальным, что позволяет увеличить ресурс дизеля на газу, получить нужную отдачу от мотора, снизить уровень токсичности выхлопа и т.д.
Подведем итоги
Как показывает практика, на территории СНГ установка ГБО для дизелей не особенно популярна. При этом в Европе такой подход намного более востребован в сфере коммерческого транспорта. Даже с учетом относительно высокой стоимости процедуры перевода дизельного автомобиля на газ, отмечается быстрая окупаемость при больших пробегах.
Напоследок хотелось бы отметить, что для легковых дизельных автомобилей, как правило, нет необходимости устанавливать ГБО. Дело в том, что дизель сам по себе является весьма экономичным типом ДВС. Однако если речь идет о коммерческом транспорте, тогда с учетом постоянно растущих цен на топливо ситуация полностью меняется, а выгода от установки ГБО на дизельный мотор становится более очевидной.
Как установка ГБО и переход на газ влияет на двигатель и моторесурс. Особенности настройки газового оборудования, подбор масла и обслуживание ДВС на газу.
Преимущества и недостатки использования газобалонного оборудования. Обслуживание и эксплуатация ГБО, польза и вред газа для двигателя и штатных систем.
Принцип работы и отличительные особенности газовых форсунок. Основные парметры при выборе форсунок для ГБО 4. Какие газовые форсунки лучше купить.
При резком нажатии на педаль газа двигатель дергается, появились рывки и провалы, авто не набирает скорость: основные причины неисправности и диагностика.
Газобалонное оборудование. Классификация, принципы работы и конструкция. Различные поколения газовых систем, ГБО для моторов с непосредственным впрыском.
Основные причины, кторые приводят к обеднению рабочей смеси. Бедная смесь на карбюраторных и инжекторных ДВС, а также на моторах с ГБО. Диагностика, ремонт.
Возможна ли установка газового оборудования на дизельном двигателе
Последнее обновление – 11 октября 2019 в 16:54
Постоянный рост цен на дизельное топливо заставляет многих автовладельцев задумываться над вопросом о возможности установки ГБО на дизельный двигатель своих автомобилей. Чисто технически это сделать вполне реально, но решение этой задачи наталкивается на два серьёзных сомнения:
Будет ли это целесообразно с точки зрения экономии
Потребует ли это переоборудование внесения необратимых изменений в конструкцию мотора, насколько оно уменьшит его ресурс и снизит общие технические характеристики автомобиля
Получив ответы на эти вопросы, владельцы авто смогут определиться, стоит ли им переделывать двигатель своего автомобиля с дизеля на газ или лучше и выгоднее оставить всё как есть.
Варианты установки ГБО на дизель
Воспламенение топлива, в дизельном двигателе, происходит в камере сгорания за счёт впрыска его под давлением в сжатый воздух.
Поэтому в настоящее время используется два технических решения, позволяющие поставить обычное газовое оборудование на любой дизельный двигатель. Разница между ними принципиальная:
Полная переделка мотора под систему электрического/искрового зажигания (доработка ЦПГ, ГРМ, ГБЦ, изменение степени сжатия из-за возможной детонации), где газ будет воспламеняться от бензиновых свечей. Технические изменения будут безвозвратными и полностью исключат возможность использования Д/Т. Это очень дорогое изменение, которое потребует не только привлечения высокооплачиваемых профессионалов, но и проведения сложных инженерных расчётов. На частном транспорте такое делается крайне редко. Наиболее удачные примеры – только заводского производства газовых моторов (КамАЗ, Скания, ЯМЗ, Ивеко), которые работают только на метане.
Также существуют заводские модели газодизелей на метане. Например VOLVO (Вольво) FH/FM и КамАЗ 5490 NEO с силовой установкой Mercedes-Benz. Но такие машины пока не получили широкого применения.
Принцип работы газодизельного двигателя
Переход на газовое топливо осуществляется при помощи переключателя из салона авто после прогрева мотора, либо автоматически. Управляется процесс подачи газа электронным блоком управления ГБО установки.
Газ на дизельный двигатель подаётся дозированно с помощью форсунок во впускной коллектор. Откуда смешиваясь с воздухом, на такте впуска, он поступает в цилиндры через впускные клапаны. Затем в сжатую поршнем газовоздушную смесь (такт сжатия) распыляется дизельное топливо, где из-за давления и температуры происходит взрыв. Д/т здесь выступает как запал, так как температура возгорания газа выше солярки и сам он не может воспламениться.
Виды топлива, которые может потреблять дизель на газу
Переделать мотор на систему двойного топлива можно только под конкретный вид газа. Либо это будет метан, либо – пропан-бутановая смесь.
Сделать дизель на метане дороже, но он будет работать с лучшим экономическим эффектом, чем вариант с пропаном. К тому же метан дешевле. При подаче пропана на дизель вклад в общий расход горючего не будет превышать 30-50%. А вот долю потребления метановой компоненты можно увеличить до 80%. Всё зависит от режима работы ДВС, где учитываются:
скорость автомобиля;
время года (лето, зима);
нагрузка на ТС;
рельеф местности (горы, равнина);
давление и температура газа;
с турбонаддувом дизель или нет.
Преимущества и недостатки перевода дизеля на газ
Главным достоинством установки ГБО для метана, или пропан-бутановой смеси на дизельный двигатель является снижение расходов на топливо от 10-50%. Кроме того:
происходит увеличение КПД, ресурса мотора. При этом мощность и крутящий момент остаются прежними, либо возрастают, в отдельных случаях, на 5-25%;
повышается срок службы штатной топливной системы в 1,5-2 раза (большой плюс для систем Common Rail); снижаются вредные выбросы выхлопа (дымность);
двигатель на газу работает мягче, снижается его шумность;
понижение нагара, отложений в цилиндрах, камерах сгорания, сажевых фильтрах;
сокращаются расходы на замену моторного масла;
увеличивается пробег ТС при двухтопливном режиме движения; не требуются переделки ДВС.
Из серьёзных недостатков:
высокая стоимость переоборудования;
увеличение времени и затрат на обслуживание, настройку, ремонт системы;
поиск мест крепления баллонов, сокращение полезного объёма из-за них;
повышение веса транспортного средства.
При ненадлежащем соблюдении технологии переоборудования, (например, неправильная установка или отсутствие датчика температуры на выпускном коллекторе) может ощутимо возрасти износ силовой установки. Так как в камере сгорания и выпускной системе при взрыве газовоздушной смеси и дизтоплива начинает образовываться высокая температура.
Дизельные транспортные средства, которые можно переоборудовать под газодизель
Любой двигатель на дизтопливе можно переделать под использование газа в качестве дополнительной составляющей. Не имеет значение, какой тип топливной системы применяется базово, механический топливный насос высокого давления (ТНВД), насос-форсунки или рампа/рейка «Коммон рейл». Также с бортовой сетью 12/24 V. С турбиной или атмосферный.
При этом расходы на модернизацию легкового автомобиля будут значительно меньше затрат на переделку мотора грузового автомобиля, из-за количества устанавливаемых баллонов, крепежа и мультиклапанов к ним или вентилей в случае с метаном. Также для двигателей с большим объёмом применяют 2 газовых редуктора.
Разной у них будет и окупаемость. Чем выше расход солярки, тем ощутимее экономия от использования газа. Для легковых машин с небольшим ежедневным пробегом окупаемость затрат на установку ГБО растягивается на долгие годы. В этом смысле больше выигрывает коммерческий автотранспорт, совершающий длительные регулярные рейсы. Период окупаемости таких машин 3-12 месяцев.
Также ответ на вопрос о том, выгодно ли переводить на альтернативный вид топлива или лучше и экономичнее оставить «чистый» дизель, зависит от характера эксплуатации автотранспорта.
Газовое оборудование на дизельный двигатель установленное на заводе
Заводская установка метанового оборудования – наиболее надёжный вариант, поскольку учитывает характеристики мотора. Но есть и ряд недостатков:
ограниченный круг моделей, у которых такая опция предусмотрена;
высокая цена заводской модификации.
Крупные автопроизводители создают подобную продукцию, полностью учитывая принципы работы современного дизельного двигателя на газу:
монтируется надёжная система электронного управления, как правило, применяются премиальные производители;
сеть датчиков (коленвала, синхронизации, детонации, температуры газового редуктора и выхлопа, давления газа, педали акселератора).
Заводской газодизель обеспечивает наиболее высокую экономию горючего при полном сохранении технических параметров ТС.
Отличие комплектаций ГБО для дизельного и бензинового моторов
В целом, основное отличие установки ГБО на дизельный мотор от бензинового мотора – применение специального блока электронного управления (ЭБУ для дизтоплива) и размещение температурных датчиков на выпускном коллекторе, для контроля и исключения перегрева деталей мотора.
Кроме того на ТС где используется ТНВД механического типа, устанавливается электромеханический актуатор, который ограничивает подачу дизельного топлива. В современных системах эта функция реализовывается эмуляцией сигналов электронной педали газа.
Установка ГБО на дизель в автосервисе
Не все компании, специализирующиеся на установке автомобильного газобаллонного оборудования, берутся за подобные заказы. Соглашаются лишь те, у кого имеются определённые знания, опыт в данном направлении и технические возможности на переоборудование. А если вопрос касается тяжёлой техники, грамотных специалистов ещё меньше.
О том как правильно выбрать установщика мы рассказали тут.
Но независимо нужно ли ставить ГБО на дизельные грузовики, легковой транспорт или сельхоз технику (тракторы и прочее), при должном подходе экономический эффект будет очевиден.
Можно ли дизель перевести на газ своими руками
Поставить самому все дополнительные устройства на дизельный силовой агрегат невозможно без наличия серьёзной инструментальной базы в личном подсобном хозяйстве, или гараже. Наиболее трудоёмкими операциями являются:
Подключение газового оборудования.
Адаптация/синхронизация штатной топливной системы.
Установка контрольно-измерительной аппаратуры и электроники.
К тому же потребуется специальное программное обеспечение для настройки и регулировки системы. Но при наличии большого желания, переоборудование возможно.
Важно не забывать об обязательной регистрации дополнительной топливной установки, что является не быстрой процедурой. Где также потребуются соответствующие документы от СТО.
Стоимость переоборудования для грузовых и легковых автомобилей
Средние цены на полный комплект оборудования с учётом стоимости топливных баллонов для легковых машин начинается от 50 тысяч рублей, а для грузовых и пассажирских ТС – ГБО может стоить от 100 до 500 тыс. руб.! (подбирается всё индивидуально). Монтаж оборудования в специализированной компании стоит от 15-30 тыс. руб. В конечную цену нужно также включить расходы на легализацию сделанных изменений.
ГБО на дизель
Установка ГБО на бензиновые двигатели не представляет сложностей, и многие автовладельцы используют газ в качестве альтернативы бензина, получая при этом дополнительные преимущества. Подобная замена еще несколько лет назад была сопряжена со сложностями, несмотря на наличие эффективных разработок времен СССР. В настоящее время переоборудование дизельных двигателей на газ стало возможным благодаря накопленному опыту и новым технологиям. Многие компании с успехом используют эти достижения техники и занимаются установкой ГБО на тракторы, спецтехнику и грузовые машины.
Проблема перехода на газ
Основная сложность перехода дизельного мотора на газ связана со способом воспламенения горючего в камере сгорания. Этот процесс в дизельных моторах происходит за счет высокого давления топливно-воздушной смеси, однако, сильное сжатие газа не создает условия для его горения.
Еще в советские времена специалисты предложили вариант устройства, работающего на газу с использованием солярки в небольшом количестве. Дизтопливу в этой смеси отводится роль детонатора. Это оборудование было успешно испытано на КамАЗах.
Работа дизельного двигателя на газу построена по следующему принципу. Сначала осуществляется подача порядка 75% газа от объема смеси. В момент, когда должно произойти его воспламенение, солярка впрыскивается через форсунку. Газ — высокооктановое топливо, что обеспечивает стабильность работы двигателя, причем его ресурс возрастает в 1,5-2 раза, а экономия топлива составляет 30-40%. Несмотря на эти преимущества, широкого распространения эти разработки в СССР не получили, что было связано с качеством техники.
Современные возможности
Переоборудование
Это кардинальный способ перехода дизельного мотора на газ. Однако после завершения переоборудования обратный переход становится невозможным, что объясняется внесением существенных изменений в систему зажигания, питания и ряд других. Такая необходимость обусловлена особенностями используемого топлива. Для воспламенения солярки необходима температура 300-400С, а газ начинает гореть при 700С.
В этом случае изменения в дизельном двигателе выглядят так:
вместо форсунок используются свечи зажигания;
осуществляется установка газовых форсунок или дозатора;
снижается степень сжатия, что позволяет использовать высокооктановое горючее.
В результате переоборудования получается газовый двигатель, который имеет следующие преимущества:
существенно увеличивается ресурс силового агрегата;
снижается объем вредных выбросов, которые наносят меньший вред окружающей среде;
возрастает крутящий момент и мощность двигателя;
работа мотора становится менее шумной и сопровождается детонацией.
К отрицательным моментам такого перехода относится:
безальтернативность используемого топлива;
усложняется настройка и регулировка;
газовый баллон занимает много места в легковом автомобиле;
сложности запуска при снижении температуры;
сокращается интервал регламентного технического обслуживания.
Газодизель
На современные дизельные моторы установка обычного ГБО невозможна, что связано с принципиальным отличием работы системы зажигания, поэтому устанавливается газодизель. В этой системе дизельное топливо применяется только для воспламенения смеси, а работа мотора происходит на газе. Для стабильной работы мотора требуется, чтобы соблюдался топливный баланс, который контролируется датчиками и управляется ЭБУ.
При переходе дизеля на газ целесообразно использовать метан, который может быть разбавлен соляркой 1:4. Современные технологии позволяют получать этот газ путем переработки органики, поэтому открываются широкие перспективы при эксплуатации техники в местах непосредственного производства топлива — в сельской местности.
При использовании пропана потребность в газе возрастает в 2 раза, а его стоимость выше цены метана. Однако сеть метановых заправок находится в стадии становления, в отличие от пропановых АГНС.
Для подачи топлива может использоваться механический насос высокого давления, а также современная разработка — Common Rail, соответствующая стандарту Евро 4.
Установка газодизеля имеет следующие преимущества:
возможности использования топлива двух видов;
снижается уровень загрязнения окружающей среды;
продлевается ресурс мотора;
увеличивается интервал замены масла;
А также некоторые недостатки:
усложняется процесс регулировки и настройки;
необходимо отвести много места для размещения газового баллона в легковой машине;
приобретение и установка ГБО требуют значительных затрат, что делает переоборудование легковых автомобилей на газ нецелесообразным. Однако монтаж ГБО на грузовики, специальную и сельскохозяйственную технику позволяет получить ощутимый экономический эффект.
Турбодизель
Принцип действия турбированного двигателя не отличается от атмосферных моторов. Таким образом, переоборудование турбодизеля вполне возможно и выполняется аналогично атмосферным моделям.
Состав ГБО
Электронный блок управления
Устройство этого прибора представлено микроконтроллерами. ЭБУ принимает сигналы, поступающие от датчиков, анализирует полученные данные и осуществляет коррекцию работы системы.
Механизм перемещений упора рейки ТНВД
От правильной работы топливного насоса во многом зависит работа дизельного мотора. Благодаря этому механизму становится возможным работа этого типа двигателей на газе.
Редуктор
Для использования бутана и пропана, находящегося в жидком состоянии, требуется осуществить их переход в газ, и создать его определенное давление, поэтому необходима установка редуктора-испарителя. Несмотря на то, что метан пребывает в баллоне в газообразном состоянии, редуктор также входит в состав ГБО. С его помощью поддерживается определенное давление газа.
Газовые форсунки
Подача газообразного топлива в камеру сгорания должна осуществляться дозированно. Для этого используются форсунки или дозаторы.
Переключатель
Для перехода с одного вида топлива на другое используется переключатель. Он может представлять собой кнопку или тумблер, установленный в салоне машины.
Датчики
Получение информации о различных параметрах происходит с помощью датчиков, которые устанавливаются в определенных узлах и системах. Современные машины оснащены рядом датчиков, контролирующих работу двигателя, поэтому они могут быть задействованы при установке ГБО на дизель. С их помощью определяется состав топливной смеси для оперативного регулирования.
Газовый баллон
Эта емкость играет роль топливного бака. Дальность поездки на газе зависит от его объема. Баллон — габаритное изделие, которое занимает определенное пространство в машине, поэтому его размещение должно быть выполнено рационально. Метановые баллоны отличаются от аналогичных емкостей, используемых для хранения пропана и бутана, увеличенной толщиной стенок, так как в них создается значительное давление.
Магистраль
Для транспортировки топлива из газового баллона в редуктор, а из него в двигатель, прокладывается трубопровод. Эта магистраль рассчитана на работу в условиях высокого давления и обеспечивает безопасность эксплуатации ГБО.
Заправочное устройство
Газ не обладает текучестью как жидкости. Для создания безопасных условий заправки газового баллона предусматривается специальное устройство.
Мультиклапан
С помощью этого элемента топливной системы происходит закачка газа в баллон и его выдача. Мультиклапан оборудован защитной аппаратурой, необходимой для сброса давления.
Фильтр
Несмотря на то, что количество примесей в газе намного меньше, чем в жидком топливе, требуется обязательная очистка. Загрязнения могут находиться в самой системе и баллоне, поэтому устанавливается газовый фильтр, защищающий двигатель от их проникновения.
Провода, датчики, крепеж и соединительные элементы
Электрические датчики требуют коммутации с ЭБУ и электросетью. Компактно и безопасно проложить их и зафиксировать на кузове, создав единую систему, помогают различный крепеж и соединения.
Принцип работы
Отличие работы двигателей на дизельном топливе от бензиновых моторов заключается в том, что воспламенение горючего осуществляется за счет его сжатия. Эта особенность служит препятствием перехода на использование исключительно газа в качестве топлива, не подвергая силовой агрегат кардинальному переоборудованию без возможности возврата в исходное состояние
Работа системы DUAL FUEL осуществляется по следующему принципу:
Топливная рампа создает требуемую величину давления, которое стремится быть максимально низкой. Благодаря этому появляется возможность произвести частичную замену дизельного топлива газом, отведя ему роль детонатора.
Дизельное топливо и газ подаются в камеру сгорания в определенной пропорции. При определенном давлении происходит детонация солярки, которая воспламеняет газовую составляющую смеси. Горение газа происходит с высокой скоростью при повышенных температурах по отношению к аналогичным параметрам дизеля, поэтому система контролирует температурные показатели, чтобы мотор не перегревался. Кроме этого, на основании данных, полученных с соответствующих датчиков, ЭБУ корректирует качественные и количественные показатели топливной смеси, а также зажигание.
Заключение
Выбор и установка ГБО на дизель — сложная и ответственная процедура, поэтому следует довериться опыту профессионалов. В России не много фирм, которые специализируются на предоставлении таких услуг, а разброс цен может поставить в тупик.
Признанный лидер в области дизельного газобаллонного оборудования — компания «Мир Газа», которая имеет обширную филиальную сеть по всей России и богатый многолетний опыт. Большинство специалистов, работающих в этой сфере, обучались у мастеров этой компании и проходили стажировку на ее производственной базе. Ценовая политика компании привлекает многих клиентов, а весь спектр ГБО на дизель сертифицирован и отвечает требованиям европейских стандартов.
Можно ли установить ГБО на дизельный двигатель
Тенденция перехода водителей бензиновых «легковушек» на ГБО – уже давно не новость. Такое решение помогает существенно экономить на горючем. Дорожает и топливо, поэтому водители больших и легковых дизелей всерьез задумываются об установке ГБО на дизельный двигатель. Возможно ли это и удастся ли таким образом сэкономить?
Принцип действия стандартного ГБО
Обычно газобаллонные конструкции устанавливают на бензиновые двигатели. При этом газ используется в качестве основного топлива практически на 100 %.
В зависимости от поколения разными способами достигается доступ пропана (метана) из баллона в цилиндры двигателя. Это возможно благодаря смесителю (в карбюраторных авто); последующие поколения для инжекторов предусматривают добавление газовых форсунок, а последние версии позволяют использовать штатные бензиновые форсунки для нагнетания газа.
Реально ли соединить газ и дизель
С дизельным двигателем дела обстоят иначе из-за его конструкции. Ответ на вопрос, можно ли установить ГБО на дизельный двигатель, положительный. Но переоборудование происходит по-другому.
Во-первых, чтобы использовать газ в качестве основного топлива на 100 %, нужно переделать дизель в бензиновый ДВС. Потребуется оснастить мотор системой зажигания, свечами, уменьшить степень сжатия.
Во-вторых, доработка обойдется в сумму не менее нескольких тысяч евро, и она явно не подойдет для водителей, которые переоборудуют авто с целью экономии.
И главное, что нужно учитывать при такой доработке, – двигатель не сможет ездить на дизельном топливе. Ставят ли ГБО на дизель, учитывая все эти факторы? Очень редко, но все же такой вид переоборудования существует.
Обычно дизельную систему питания дорабатывают таким образом, чтобы «солярка» не переставала участвовать в процессе сгорания.
Обеспечивается смесь газа, воздуха и дизтоплива. В результате получаем так называемый газодизель. В большинстве случаев используют именно такой переход на ГБО.
Экономить позволяет соотношение газа и дизельного горючего, при котором газового топлива больше. Процентная доля «солярки» не превышает 50 %, даже при запуске двигателя. Как видим, экономить получается.
Сразу же возникает еще один вопрос: можно ли поставить на дизель метан, чтобы снизить расход еще больше. Ответ – да. Природный газ будет «чувствовать себя» комфортнее в дизельной системе питания, где давление выше, чем в бензиновой.
С пропаном на газодизеле также удастся экономить, но меньше, зато количество пропановых заправок больше.
Не страшно даже то, что метановых заправок пока не так много. Ведь при «метановом» переоборудовании на газодизель, возможность ездить на «солярке» остается. Если возникнут трудности с заправкой, можно временно заправиться дизтопливом.
Поэтому водители, которые сомневаются, можно ли поставить ГБО на дизель с применением метана, приятно удивятся.
Варианты переоборудования дизельного автомобиля под газ
Подключить газовое питание к дизельному двигателю можно при помощи метана и пропан-бутана. Вспомним газобаллонное оборудование на бензиновых автомобилях. Плюсы природного газа метана – низкая стоимость и высокая экологичность, в остальном – превосходит пропан.
Установив метан на дизельный двигатель, вы получите еще одно преимущество. Октановое число у природного газа выше, чем у нефтяного. А поскольку аналогичный параметр у дизеля (цетановое число), также высокий, процентную долю «солярки» может заменить более стойкий к детонации газ. Таким образом, метан позволяет использовать себя на 60 %, при этом 40 % составляет дизтопливо.
Газодизель на пропане обеспечивает 40-процентное содержание пропан-бутана, в то время как 60 % отводится для дизеля.
Чтобы установка с нефтяным газом приносила хоть какую-то экономию, её необходимо применять на рейсовых междугородных автобусах, фурах, то есть на машинах, которые в основном ездят по трассе. Потому что в городском режиме процентное соотношение двух видов топлива уменьшится.
Рассмотрим, как работает дизель на метане или пропане:
Во впускной коллектор врезается дополнительная газовая форсунка, которая впрыскивает порцию газа одновременно с поступлением воздуха.
Эти два компонента через впускной клапан попадают в цилиндр (пока без дизельного топлива).
Происходит такт сжатия, поршень почти доходит до конца, а дизеля все нет.
В верхней точке форсунка нагнетает в камеру мелкодисперсную «солярку». Смесь мгновенно воспламеняется и толкает поршень вниз.
Но почему газ не загорелся вместе со сжатым воздухом? Это и есть ответ на вопрос, почему дизель полностью нельзя убрать при установке ГБО.
Газ начинает гореть при температуре 700о, а дизельный двигатель рассчитан на поджигание «солярки», для которого достаточно 380о. Дизельное горючее играет роль зажигалки, воспламеняя газовоздушную смесь.
Газодизель – достоинства и недостатки
Главный плюс ГБО для дизеля – это финансовая экономия, но ее степень зависит от частоты и способа эксплуатации автомобиля. Еще одно преимущество – возможность ездить только на дизельном топливе, если закончился газ или произошла поломка ГБО.
К плюсам также относятся:
небольшой прирост мощности (особенно на турбодизеле);
повышение срока эксплуатации мотора;
двигатель работает тише и мягче;
выхлопы менее вредные.
Минус – высокая стоимость переоборудования и не всегда быстрая окупаемость.
Цена ГБО для дизельных двигателей – 50 000-70 000 руб., экономия в среднем составляет около 1000 руб. на 100 км.
Водителям частных автомобилей есть смысл переходить, если они проезжают в месяц 1000 км. Тогда срок окупаемости составит полгода.
Еще один недостаток ГБО на дизеле – могут возникнуть трудности с запуском двигателя в сильный мороз.
Процесс установки
Установка ГБО на дизель отличается от установки на бензиновое авто при неполном переходе на газ. Вам придется серьезно доработать двигатель:
Вмонтировать систему зажигания со свечами.
Установить газовые форсунки в коллектор.
Чтобы уменьшить степень сжатия, потребуется удалить часть цилиндров по высоте, после чего под ГБЦ подкладывается металлическая прокладка.
Эти сложные вмешательства в двигатель требуют высокого профессионализма.
Если выполняется установка газового оборудования на дизельный двигатель легкового автомобиля с сохранением части дизтоплива, требуется лишь установить несколько дополнительных элементов. Главное дополнение – второй ЭБУ, который по показаниям датчиков формирует нужную пропорцию газ-дизель. Газовый ЭБУ соединяется со штатным при помощи CAN-магистрали.
Во впускном коллекторе нужно врезать газовые форсунки, которые будут осуществлять впрыск под управлением ЭБУ. Установка газа на дизельный двигатель сопровождается монтажом актуатора – прибора, который механически ограничивает подачу солярки (также подконтролен ЭБУ). Встраивают его на участке между ТНВД и дизельными форсунками.
Если на дизеле установлена система COMMON RAIL, то вместо актуатора монтируют специальный ограничитель хода педали газа.
Далее установка газового оборудования на дизельный двигатель не отличается от монтажа на бензинвый. В багажник помещается баллон, монтируются клапаны, фильтры, газопровод и т. д.
Как оформить такую доработку
Переоборудование авто на газодизель, – такая же доработка конструкции, как и с бензиновым двигателем. Она регулируется законом «О переоборудовании транспортных средств». Для оформления нужно получить разрешение, пройти экспертизу и техосмотр до и после, после чего выдается свидетельство ГИБДД.
Автор: Александр Бабин
Специалист в кредитовании физических лиц и представителей малого и среднего бизнеса. Опыт работы в банковской сфере – более 15 лет.