На сколько должен открываться термостат
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

На сколько должен открываться термостат

Держать температуру!

ДЕРЖАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ!

Термостат — прибор простой. Но очень важный. Ошибки при его замене недопустимы.

Термостат в двигателе служит для поддержания в системе охлаждения должной температуры. Но этим его функции не исчерпываются: от простого прибора зависят и мощность, и расход топлива, и вредность выхлопа, и эффективность работы отопителя. А еще — долговечность, срок службы двигателя.

На всех вазовских машинах термостат вынесен из головки блока двигателя и представляет собой самостоятельный элемент. Сегодня мы знаем следующие его модели:

2101 — такими комплектуется вся вазовская «классика», начиная с первенца VAZ 2101. Клапан начинает открываться при температуре 80±2°, а полностью открыт при 95±2°. Отличительный признак «первого» термостата — патрубки развернуты относительно друг друга на угол чуть больше 90 градусов (фото 1 слева).

2121 — для «Нивы». По начинке практически «ноль первый» термостат. Только в силу компоновочных особенностей его патрубки расположены на корпусе под углом почти 180 градусов. Кстати, на модернизированной «Ниве» VAZ 21213 стоит термостат 2101.

2108 — следующее поколение термостатов (фото 1 в центре) — предназначено для двигателей «Самары». У последних более совершенная форма камеры сгорания и более высокая степень сжатия, их температурный режим выше по сравнению с классикой на 7°. Это улучшает мощностные и экономические характеристики машины. «Восьмерочный» термостат начинает открываться при 87°, а полностью открыт бывает при 102°. Правда, сегодня на рынке встречаются «восьмые» термостаты с температурой начала открывания клапана 85°. Объяснить это просто: качество термостатов нынче не на высоте, клапан часто открывается с запаздыванием, создавая риск перегрева двигателя. Вот и скинули два градуса. «про запас».

Патрубки термостата 2108 расположены почти как на «ноль первом», но будто зеркально по отношению к нему. Кроме того, ближе к донышку у «восьмого» есть дополнительный тоненький патрубок — для соединения с расширительным бачком (см. фото 1 в центре). Это путь для выхода из системы охлаждения пузырьков воздуха, если он почему-либо туда попадет.

2110 — конструктивно повторяет «восьмерочный», у него почти те же характеристики (циркуляция по «большому кругу» начнется при 87 или 85°). Внешне же он еще более схож (но тоже зеркально, не путать!) с «ноль первым», так как не имеет дополнительного тонкого патрубка (фото 1, справа).

На VAZ 2110 «дорогу» для воздуха проложили из тройника, соседствующего с термостатом. Последний предназначен для машин с карбюраторными двигателями (VAZ 2110 и 21111). При необходимости на них можно поставить и «восьмерочный» термостат, надо только основательно заглушить его воздушный патрубок.

Бывает, что производители этих изделий самовольно упрощают конструкцию, поэтому при покупке термостата загляните в него. В верхней части корпуса должна быть вертикальная полоска металла или пластмассы, напоминающая шторку, которая охватывает дополнительный клапан в секторе примерно 270° (фото 2). Без этой шторки жидкость хуже перемешивается, меньше и медленнее нагревает термосиловой элемент — и термостат при повышенной температуре переключается на «большой круг» с опозданием.

2112 — термостат следующего поколения — для впрысковых двигателей (фото 3). Отличается от предыдущих тем, что, кроме основной функции, еще и повышает эффективность отопителя. С этой целью у него повысили сопротивление «малого круга», вынудив тем самым охлаждающую жидкость интенсивнее протекать через радиатор отопителя. Этот термостат во входном патрубке имеет дроссельное отверстие. Переход с «малого» на «большой круг» начинается при температуре 85°. Кстати, температурный порог начала срабатывания любого термостата выдавлен на донышке (фото 4).

Перейдем теперь к датчику (фото 5) включения электровентилятора системы охлаждения. Сегодня выпускаются два поколения датчиков — двухамперные и двадцатиамперные. Причем каждое, в свою очередь, подразделяется на две категории — для классики и для переднеприводных моделей.

К первому поколению относятся датчики-ветераны ТМ-108. Поскольку они не могли непосредственно коммутировать большой ток, эту роль отводили специальному силовому реле, срабатывавшему по команде от датчика. Для классики этот датчик имел индекс 2103–3808800. Вспомним: «трешка» была первой машиной ВАЗа без постоянно вращающейся механической крыльчатки. Температура включения вентилятора — 92°, выключения — 87°.

Как уже отмечалось, у двигателя «Самары» более жесткий температурный режим. Поэтому здесь электровентилятор включается при большей температуре, чем у классики. Контакты датчика (2108–3828010) замыкаются при 99°, размыкаются — при 94°.

Датчики нового поколения не нуждаются в помощи силового реле — они в состоянии сами коммутировать ток до 20 А. Температуры их срабатывания остались прежними, а индексы — 661.3710 (для классики, каталожный номер 2110-3828010-10) и 66.3710 (для «самар» и «десяток» с двигателями 21083, номер 2110–3828010). При этом на всех моделях «десяток», «самар» и «жигулей» предусмотрено применение и нового блока предохранителей — европейского типа.

Различить их можно по цифрам, выбитым на гранях шестигранника под ключ. На датчиках нового поколения выбиты первые цифры маркировки: «661» (для классики) или «66» (для «самар» и «десяток»), на старых — ТМ-108. В любом варианте на соседней плоскости обязательно указывается температура срабатывания.

Новые датчики можно безболезненно ставить вместо старых. Наоборот — ни в коем случае! Контакты «сто восьмых» просто сгорят, не выдержав большого тока. В гипотетической ситуации — датчик отказал, а под рукой есть только ТМ-108 — придется изменить схему включения электровентилятора, введя в нее силовое реле.

Что касается впрысковых двигателей (VAZ 2111 и VAZ 2112), то у них электровентилятор системы охлаждения управляется контроллером («мозгами впрыска»). Последний измеряет температуру охлаждающей жидкости одним из своих специальных датчиков. Поэтому в радиаторах систем охлаждения этих машин датчик включения электровентилятора отсутствует.

P. S. Когда верстался номер, нам сообщили, что в конструкцию термостата 2112 вводятся изменения. Во входном патрубке теперь будет не одно дроссельное отверстие в центре, а четыре, расположенные крестом, ближе к стенкам. В этом случае при открытом клапане жидкость омывает термосиловой элемент более надежно.

Термостаты вазовских автомобилей: 2101 — слева, 2108 — в центре, 2110 — справа.

В зоне байпасного (дополнительного) клапана видна пластмассовая шторка.

Термостат 2112. Так выглядит дроссельное отверстие «малого круга».

На донышке термостата указана температура начала срабатывания.

Датчик включения электровентилятора системы охлаждения.

TheSenyaDit › Блог › Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

🎥 Рекомендуем посмотреть видео в посте, как изготавливают автомобильный термостат, его принцип работы и из чего он состоит, очень интересно 😉

Все машины, в которых двигатель охлаждается при помощи жидкости, в системе охлаждения имеют небольшой прибор под названием термостат. Он располагается между двигателем и радиатором. В данной статье мы расскажем что такое автомобильный термостат, принцип его работы и устройство, а также, какие бывают неисправности при работе термостата.

🔎 Автомобильный термостат — что это?

Термостат — это регулятор температуры антифриза (тосола) в системе охлаждения двигателя. Он ускоряет прогрев двигателя и поддерживает нужный ему тепловой режим работы.

Основная задача термостата — блокировать поток охлаждающей жидкости в радиатор, пока двигатель не разогрелся. Когда двигатель холодный, через него не проходит охлаждающая жидкость. Когда двигатель достигнет операционной температуры 95 градусов, термостат открывается. Термостат позволяет двигателю разогреться быстрее, тем самым термостат уменьшает износ двигателя и вредные выхлопы.

Если вам интересно, то можно посмотреть, как работает термостат. Это довольно познавательно. Положите термостат в кастрюлю с водой и поставьте кастрюлю на электрическую плитку. По мере закипания воды в термостате примерно на 2 см откроется клапан. Эксперимент лучше проводить с новым термостатом, не со своей машины.

🔎 Устройство и принцип работы термостата

Автомобильный термостат сделан из латуни и меди. Принцип работы термостата кроется в маленьком цилиндре, который находится со стороны, повернутой в сторону двигателя.

Читать еще:  На горячую троит

В этом цилиндре находится шарик искусственного воска, который начинает плавиться при температуре 82 градусов по Цельсию. Воск выбран потому, что он может значительно расширяться, так как под действием тепла переходит из твердого в жидкое состояние.

Штырь вдавлен в цилиндр с воском и соединен с клапаном. Когда воск плавится, он значительно расширяется и выдавливает штырь из цилиндра, тем самым открывая клапан. Через открытый термостат проходит охлаждающая жидкость через радиатор. Когда двигатель отключается, он остывает, и воск в термостате застывает, снова становится твердым.

🔎 Какие бывают неисправности термостата?

Термостат — маленькая, но очень важная деталь. Плохо работающий термостат может задержать вас у обочины дороги. Термостат может выйти из строя по многим причинам, но самая распространенная причина — это коррозия.

Если термостат заклинил в полностью закрытом положении — возможен перегрев двигателя практически в любом режиме движения при любой положительной температуре воздуха и даже в небольшой мороз. Если термостат открывается, но не до конца, двигатель перегревается, но может и не «закипеть» — все зависит от режима эксплуатации автомобиля.

Если клапан термостата «завис» в полностью или частично открытом состоянии — до рабочей температуры двигатель будет прогреваться очень долго, а в зимнее время рабочая температура может быть и не достигнута. С исправной системой охлаждения при температуре воздуха ноль градусов двигатель должен прогреваться до рабочей температуры при движении за 5–10 минут. В случае неполного открытия термостата температура двигателя даже летом не будет подниматься выше 70 градусов.

🔎 Как определить, работает термостат или нет?

Для этого нужно прогреть двигатель, но так, чтобы температурная стрелка немного не доходила до красной линии. Затем нужно выключить двигатель, открыть капот, найти верхний шланг радиатора. Это черный резиновый шланг примерно 5 см в диаметре с металлическим хомутом на концах. Верхний шланг крепится сверху радиатора. Cтатья взята из паблика MOTOR. Затем нужно найти нижний шланг. Он выглядит так же, как и верхний. Нижний шланг крепится к низу радиатора.

Дотроньтесь до шлангов, но очень осторожно, так как они могут быть очень горячими. Если датчик температуры двигателя показывает, что двигатель нагрелся, а один шланг горячий, а другой холодный, то вероятнее всего клапан термостата закрыт, и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор. Термостат нужно заменить на новый.

Есть еще один “народный способ” как проверить термостат на работоспособность. Смысл в том, что мы должны положить термостат в сосуд с горящей (температура около 100 градусов) водой. Далее смотрим визуально, если клапан термостата открывается, то он рабочий. Если нет — нерабочий термостат, меняем его на новый. Данный способ предусматривает снятие термостата с машины.

Также, при замене термостата следует узнать температуру открывания клапана. У различных автомобильных термостатов она может быть разной и варьироваться в очень широком диапазоне. А как вы понимаете, нельзя ставить термостат с высокой температурой открывая, ведь двигатель в этом случае может перегреваться.

Спасибо, что прочитали статью до конца
Удачи на дорогах

насколько должен открыться термостат в мм?))

#1

    • Сообщений 475

    */–> 475

  • Возраст: 33
    • Имя: RomKko
    • Город: Киев
    • Авто: Были OVA’90 и OVB’99 (3шт) -> OutXL 3.0
    • Регистрация: 26.05.2010

    #2

    • Сообщений 341

    */–> 341

  • Возраст: 37
    • Имя: Олег
    • Город: Днепропетровск
    • Авто: Opel Omega B X20SE
    • Регистрация: 19.04.2007

    а старый сколько?
    чесно не знаю но если бы ты написал 3-4 то думаю было бы лучше.
    хотя в системе еще давление может он там будет открываться больше.

    а машина с ним перегревается что ли? или зачем такие эксперементы проводить?

    #3

    • Сообщений 475

    */–> 475

  • Возраст: 33
    • Имя: RomKko
    • Город: Киев
    • Авто: Были OVA’90 и OVB’99 (3шт) -> OutXL 3.0
    • Регистрация: 26.05.2010

    а старый сколько?
    чесно не знаю но если бы ты написал 3-4 то думаю было бы лучше.
    хотя в системе еще давление может он там будет открываться больше.

    а машина с ним перегревается что ли? или зачем такие эксперементы проводить?

    Суть проблемы в том что с новым термосом по приборке в пробке температура в красной зоне а вентиляторы не срабатывают и давления в большом круге сист.охлаждения нету вообще. тоесть температура в радиаторе не более 90 градусов так.как патрубки можно спокойно держать рукой. при старом т-те давление присутствует и перепад температур не такой большой. Продавцы не хотят принимать его обратно типа уже устанавливался.

    ПС. Все датчики новые. Хотя термостат тоже новый стоял)))

    #4

    • Сообщений 341

    */–> 341

  • Возраст: 37
    • Имя: Олег
    • Город: Днепропетровск
    • Авто: Opel Omega B X20SE
    • Регистрация: 19.04.2007

    #5

    • Сообщений 475

    */–> 475

  • Возраст: 33
    • Имя: RomKko
    • Город: Киев
    • Авто: Были OVA’90 и OVB’99 (3шт) -> OutXL 3.0
    • Регистрация: 26.05.2010

    то что новые запчасти гораздо хуже старых сталкивался не однократно, причем даже из дорогих и с учетом износа старых 🙁
    ну при таком раскладе конечно он недостаточно открывается, а чего ты его решил менять если тот нормально работает?

    #6

    • Сообщений 9 494

    */–> 9494

  • Возраст: 43
    • Имя: Александр
    • Город: Днепр
    • Авто: Газ 2705
    • Регистрация: 14.12.2007

    возникли подозрения что новый термостат хуже чем старый . Вопрос в том насколько должен открыться термостат при вываривании? у меня вчера вышел зазор между корпусом и клапаном термоса при кипящей воде около 2-3 мм. Это норм или должно быть больше?

    Психи приватизировали психушку, выгнали врачей и санитаров и наконец-то почувствовали себя здоровыми людьми.

    #7

    • Сообщений 475

    */–> 475

  • Возраст: 33
    • Имя: RomKko
    • Город: Киев
    • Авто: Были OVA’90 и OVB’99 (3шт) -> OutXL 3.0
    • Регистрация: 26.05.2010

    букварь читать лень? Да и на форуме уже заслюнявили температуру.
    На самом термосе указано два значения температуры Начал открытия/полное открытие, для экотека это 92/107.

    #8

    • Сообщений 9 494

    */–> 9494

  • Возраст: 43
    • Имя: Александр
    • Город: Днепр
    • Авто: Газ 2705
    • Регистрация: 14.12.2007

    Психи приватизировали психушку, выгнали врачей и санитаров и наконец-то почувствовали себя здоровыми людьми.

    #9

    • Сообщений 341

    */–> 341

  • Возраст: 37
    • Имя: Олег
    • Город: Днепропетровск
    • Авто: Opel Omega B X20SE
    • Регистрация: 19.04.2007

    Думаю не к чему переговариваться
    То что не соблюдены все условия, и непонятно какая температура кипения была понятно, мы же не в лаборатории , хотя он лежал скорее всего в железной посуде и мог нагреться от посуды дополнительно.

    Все равно это не решает вопроса, на машине он то не работает нормально.

    #10

    • Сообщений 22 908

    */–> 22908

  • Возраст: 37
    • Имя: LEXA
    • Город: Киев
    • Авто: ООБ’97CD х20хеv sedan мкпп
    • Регистрация: 18.10.2010

    возникли подозрения что новый термостат хуже чем старый . Вопрос в том насколько должен открыться термостат при вываривании? у меня вчера вышел зазор между корпусом и клапаном термоса при кипящей воде около 2-3 мм. Это норм или должно быть больше?

    #11

    • Сообщений 9 494

    */–> 9494

  • Возраст: 43
    • Имя: Александр
    • Город: Днепр
    • Авто: Газ 2705
    • Регистрация: 14.12.2007

    Датчики стоят в разных местах поэтому может быть такая засада!

    Психи приватизировали психушку, выгнали врачей и санитаров и наконец-то почувствовали себя здоровыми людьми.

    #12

    • Сообщений 22 908

    */–> 22908

  • Возраст: 37
    • Имя: LEXA
    • Город: Киев
    • Авто: ООБ’97CD х20хеv sedan мкпп
    • Регистрация: 18.10.2010

    Да ну? Неужели в настолько разных?

    Из первых рук о термостате и его неисправностях

    По страницам технических семинаров г-на Удо Форстера, отдел продукт менеджмента Gustaw Wahler GmbH u.Co.KG, резюмировано техническим консультантом представительства ИХР Украина, Николаем Громовым

    Читать еще:  Ширина обода диска

    Двигатель автомобиля работает в широком диапазоне климатических условий и при больших колебаниях нагрузок. Температура охлаждающей жидкости, а следовательно, и самого двигателя, должна регулироваться так, чтобы она оставалась постоянной внутри очень узкого диапазона своих значений. Эффективным способом решения данной задачи является установка в системе охлаждения термостата. Он чувствителен к изменениям температуры независимо от изменений давления в системе охлаждения. При запуске двигателя температура охлаждающей жидкости равна температуре окружающей среды и для сокращения времени прогрева термостат ограничивает циркуляцию малым контуром – рубашка охлаждения блока и головки цилиндров + отопитель. По мере роста рабочей температуры клапан термостат плавно регулирует подачу охлаждающей жидкости из основного радиатора системы в двигатель. И наоборот, при падении температуры срабатывает клапан термостата, увеличивая количество охлаждающей жидкости, перепускаемой в обход радиатора. Этот метод позволяет поддерживать рабочие температуры на требуемом уровне, получать хорошие характеристики работы отопителя салона и снижать токсичность отработавших газов с одновременным увеличением ресурса двигателя.

    Основным элементом конструкции термостата является заполненный воском специального состава герметичный термочувствительный элемент, объем которого изменяется с изменением температуры. Открывание и закрывание рабочего клапана термостата происходит строго при определенных значениях температуры.

    Что может натолкнуть автолюбителя на мысль о том, что неисправен именно термостат?

    Недостаточный прогрев двигателя, перегрев двигателя очевидны, но вместе с ними может быть еще ряд таких признаков: некомфортная температура в салоне в холодное время года, повышенный расход топлива, снижение динамических показателей автомобиля. Но прежде чем озадачиваться судьбой термостата и думать о его замене, необходимо вспомнить, что он лишь является одним из элементов системы охлаждения и может быть совершенно “невиновен” в причине её неисправности.

    Перед тем, как прийти к заключению, что причиной неисправности в системе охлаждения является термостат, проверьте уровень охлаждающей жидкости (! Внимание – во избежание ожогов проверка производится на холодном двигателе), натяжение приводного ремня насоса охлаждающей жидкости и исправность датчика и указателя (или сигнальной лампы) температуры охлаждающей жидкости.

    Срок службы термостата

    В большинстве случаев неисправность термостата вызвана накоплением отложений в системе охлаждения. Накипь на термочувствительном элементе термостата ухудшает его подвижность, и он перестает реагировать на температуру охлаждающей жидкости. Это может быть вызвано несвоевременной заменой охлаждающей жидкости, либо использованием вместо неё воды. Термостат может заклинить в открытом положении – при этом жидкость будет циркулировать по большому контуру, и двигатель будет долго прогреваться до рабочей температуры, а зимой так и не сможет ее достигнуть.

    Если же клапан термостата потерял подвижность в закрытом положении – циркуляция жидкости возможна только по малому контуру, что повлечет за собой неизбежный перегрев.

    Какие же неисправности могут быть у термостатов и почему они возникают?

    Повреждение седла клапана вследствие вибрационных нагрузок:

    При закрытом термостате (двигатель холодный) присутствует прохождение охлаждающей жидкости через радиатор.

    Двигатель прогревается дольше обычного. Колебания клапана повреждают седло вследствие неустойчивой работы двигателя.

    Разрушение термочувствительного элемента вследствие вибрационных нагрузок:

    Колебания штифта нарушают герметичность термочувствительного элемента. Вода попадает внутрь рабочего элемента или же воск выходит наружу, что нарушает его нормальное реагирование на изменение температуры.

    Раннее открытие клапана термостата:

    Попадание охлаждающей жидкости внутрь термочувствительного элемента. Вследствие этого увеличивается рабочий объем термочувствительного наполнителя – воска. Это приводит к тому, что клапан открывается раньше.

    Позднее открытие клапана термостата

    Воск вытекает из корпуса термочувствительного элемента (встречается очень редко). Рабочий объем термочувствительного элемента уменьшается. В изменившихся условиях потребуется более высокая температура для компенсации отсутствия первоначального количества воска, поэтому клапан термостата будет открываться позже.

    Перегрев двигателя при высоких температурах.

    Термостат открывается вовремя, но двигатель все же перегревается при высокой температуре охлаждающей жидкости.

    Нагретая охлаждающая жидкость не попадает в основной радиатор, а возвращается по байпасному патрубку обратно в двигатель.

    Неполное открытие клапана термостата. Поэтому в радиатор попадает недостаточный для эффективного охлаждения объем жидкости.

    Клапан термостата не закрывается.

    Охлаждающая жидкость в рабочем элементе. Увеличенный объем рабочего элемента препятствует полному закрытию тарелки клапана.

    Неправильное функционирование термостата.

    Изменение заводских настроек вследствие значительного перегрева всей системы охлаждения.

    Нарушение резинового уплотнения тарелки клапана.

    Моторное масло, которое попало в охлаждающую жидкость вследствие неисправности, агрессивно воздействует и растворяет уплотнение тарелки клапана термостата.

    Практические советы по решению проблем в неудовлетворительной работе системы охлаждения:

    Слишком высокая температура охлаждающей жидкости. (Условие, что термостат был подобран к двигателю правильно.)

    Рекомендуется применение термостата той же модели, но с более поздним началом открытия клапана, т.е. при более высокой температуре. Например, в ассортименте Wahler для автомобилей VW предлагается два типа термостатов: 4264.87D – температура открытия 87С и 4264.84D – температура открытия 84С.

    Данный автомобиль используется как тягач или же часто эксплуатируется на горных дорогах.

    Автомобиль используется в теплых регионах с высокими температурами воздуха, и более низкая температура открытия термостата не обеспечивает достаточного охлаждения.

    Термостат открывается слишком поздно.

    Система охлаждения должна быть полностью заполнена жидкостью и удалены воздушные пробки.

    Причиной может быть недостаточный поток охлаждающей жидкости около термостата, например возникновение области пониженной температуры (паровоздушная пробка, застаивание охлаждающей жидкости). термостатом. В этом случае маленькое отверстие (около 2 мм.) в тарелке, которое будет играть роль воздушного клапана, может помочь обеспечить постоянный поток жидкости около термостата. Однако, в такой ситуации увеличится период прогрева двигателя.

    Термостат открывается слишком рано.

    Тарелка клапана открывается вследствие повышенного давления внутри системы охлаждения. Возникновение зон различного давления до и после термостата. Открытие тарелки происходит под воздействием на неё избыточного давления.

    Причиной возникновения этой неисправности могут быть:

    – насос охлаждающей жидкости

    – недостаточная упругость пружины термостата

    – слишком высокие обороты двигателя в режиме прогрева

    Двигатель слишком долго прогревается.

    Слишком большой поток еще не нагретой охлаждающей жидкости попадет в двигатель в режиме прогрева.

    – Клапан термостата не полностью закрыт.

    – Через термостата проходит слишком большой поток охлаждающей жидкости из за повреждения (образования щели) тарелки клапана, или из за воздушного клапана.

    – Неправильное монтажное положение термостата (в частности его воздушного клапана).

    Двигатель перегревается при открытом термостате.

    В таком случае необходимо проверить:

    Система охлаждения должна быть полностью заполнена жидкостью и удалены воздушные пробки.

    Радиатор должен быть исправен, т.е. обладает хорошей пропускной способностью и теплоотдачей.

    Вентилятор системы охлаждения должен быть исправен.

    Насос охлаждающей жидкости.

    Возможно, требуется промывка системы охлаждения от грязи и отложений, накопившихся на стенках каналов.

    Важно! При подборе термостата следовать рекомендациям и предписаниям автопроизводителя или поставщика на конвейер.

    Полная версия см. журнал “Автомастер” март 2009 г.

    bullet3425 › Блог › #1 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

    Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

    Первая запись будет о термостате. Возможно все о нем всё знают, но освежить память не помешает и о нем не помешает.

    Все машины, в которых двигатель охлаждается при помощи жидкости, в системе охлаждения имеют небольшой прибор под названием термостат. Он располагается между двигателем и радиатором. В данной статье рассказано что такое автомобильный термостат, принцип его работы и устройство, а также, какие бывают неисправности при работе термостата.

    Автомобильный термостат — что это?

    Термостат — это регулятор температуры антифриза (тосола) в системе охлаждения двигателя. Он ускоряет прогрев двигателя и поддерживает нужный ему тепловой режим работы.

    Читать еще:  Типтроник что это такое и как им пользоваться

    Основная задача термостата — блокировать поток охлаждающей жидкости в радиатор, пока двигатель не разогрелся. Когда двигатель холодный, через него не проходит охлаждающая жидкость. Когда двигатель достигнет операционной температуры 95 градусов, термостат открывается. Термостат позволяет двигателю разогреться быстрее, тем самым термостат уменьшает износ двигателя и вредные выхлопы.

    Если вам интересно, то можно посмотреть, как работает термостат. Это довольно познавательно. Положите термостат в кастрюлю с водой и поставьте кастрюлю на электрическую плитку. По мере закипания воды в термостате примерно на 2 см откроется клапан. Эксперимент лучше проводить с новым термостатом, не со своей машины.

    Устройство и принцип работы термостата

    Автомобильный термостат сделан из латуни и меди. Принцип работы термостата кроется в маленьком цилиндре, который находится со стороны, повернутой в сторону двигателя.

    В этом цилиндре находится шарик искусственного воска, который начинает плавиться при температуре 82 градусов по Цельсию. Воск выбран потому, что он может значительно расширяться, так как под действием тепла переходит из твердого в жидкое состояние.

    Штырь вдавлен в цилиндр с воском и соединен с клапаном. Когда воск плавится, он значительно расширяется и выдавливает штырь из цилиндра, тем самым открывая клапан. Через открытый термостат проходит охлаждающая жидкость через радиатор. Когда двигатель отключается, он остывает, и воск в термостате застывает, снова становится твердым.

    Какие бывают неисправности термостата?

    Термостат — маленькая, но очень важная деталь. Плохо работающий термостат может задержать вас у обочины дороги. Термостат может выйти из строя по многим причинам, но самая распространенная причина — это коррозия.

    Если термостат заклинил в полностью закрытом положении — возможен перегрев двигателя практически в любом режиме движения при любой положительной температуре воздуха и даже в небольшой мороз. Если термостат открывается, но не до конца, двигатель перегревается, но может и не «закипеть» — все зависит от режима эксплуатации автомобиля.

    Если клапан термостата «завис» в полностью или частично открытом состоянии — до рабочей температуры двигатель будет прогреваться очень долго, а в зимнее время рабочая температура может быть и не достигнута. С исправной системой охлаждения при температуре воздуха ноль градусов двигатель должен прогреваться до рабочей температуры при движении за 5–10 минут. В случае неполного открытия термостата температура двигателя даже летом не будет подниматься выше 70 градусов.

    Как определить, работает термостат или нет?

    Для этого нужно прогреть двигатель, но так, чтобы температурная стрелка немного не доходила до красной линии. Затем нужно выключить двигатель, открыть капот, найти верхний шланг радиатора. Это черный резиновый шланг примерно 5 см в диаметре с металлическим хомутом на концах. Верхний шланг крепится сверху радиатора.Затем нужно найти нижний шланг. Он выглядит так же, как и верхний. Нижний шланг крепится к низу радиатора.

    Дотроньтесь до шлангов, но очень осторожно, так как они могут быть очень горячими. Если датчик температуры двигателя показывает, что двигатель нагрелся, а один шланг горячий, а другой холодный, то вероятнее всего клапан термостата закрыт, и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор. Термостат нужно заменить на новый.

    Есть еще один “народный способ” как проверить термостат на работоспособность. Смысл в том, что мы должны положить термостат в сосуд с горящей (температура около 100 градусов) водой. Далее смотрим визуально, если клапан термостата открывается, то он рабочий. Если нет — нерабочий термостат, меняем его на новый. Данный способ предусматривает снятие термостата с машины.

    Также, при замене термостата следует узнать температуру открывания клапана. У различных автомобильных термостатов она может быть разной и варьироваться в очень широком диапазоне. А как вы понимаете, нельзя ставить термостат с высокой температурой открывая, ведь двигатель в этом случае может перегреваться.

    Спасибо, что прочитали статью до конца
    Удачи на дорогах

    На сколько должен открываться термостат

    Недавно перегрелся я в одной пробке. Хотя до этого (и после этого, кстати) все было нормально.
    Вентилятор что-то не включался. Подозрение пало на его датчик.
    Позвал я мужиков на работе, завели, стали щупать руками, глядеть на показометр.
    Возникло подозрение, что термостат либо поздновато открывается, либо подклинивает иногда.
    Рекомендовали заменить его от греха. Тем более, что термостат оказался у меня от восьмерки,
    с одним заглушенным патрубком.
    Начитался я материалов на эту тему, купил термостат, обговорил возможность
    замены после варки его в кастрюле.
    Ну и на даче совершил акт варения.

    Хотелось отследить следующие параметры:
    температуру открытия,
    температуру полного открытия,
    ход клапана,
    температуру закрытия.

    Для тех кто не помнит, напомню, что у десятого (карб.) термостата три патрубка:
    1) подсоединяется к движку
    2) на малый круг (вначале открыт, по мере нагрева закрывается)
    3) на большой круг, в радиатор (вначале закрыт, по мере нагрева открывается).

    Свежекупленный агрегат имел наглухо закрытый 3-й патрубок (не продувался ртом, не пропускал
    налитую в него воду), что радовало.
    Попробовал описанную где-то методику поместить термостат 3-м патрубком вниз, чтобы когда поршень
    двинется, проконтролировать выход воздушного пузырька.
    Не понравилась, т.к. пузырьки начали регулярно выходить, начиная с 35 градусов.
    Очевидно воздух нагревался и расширялся.
    Решил сделать по-другому: поместил сабж в кастрюлю 3-м патрубком вверх,
    так, чтобы он немного (на 1 мм) торчал из воды.
    Отсосал из него часть воды и стал ждать, когда клапан приоткроется,
    и уровень воды в патрубке сравняется с уровнем в кастрюле.
    По правилам это должно было произойти про 87 плюс-минус 2 градусах,
    надпись на термостате гласила – 85 градусов.
    Клапан открылся при 86,5 градусах.
    Плавный нагрев продолжился. Стал я визуально следить за ходом клапана.
    По правилам он должен был сдвинуться не менее, чем на 8мм при 102 градусах.
    Поскольку до 102 довести температуру я физически не мог, решил смотреть при 100.
    Здесь агрегат разочаровал. Вместо 8мм клапан сдвинулся лишь на 3мм.
    С огромным интересом наблюдавшие за экспериментами домочадцы, а также все сбежавшиеся
    соседи-автомобилисты стали меня убеждать, что я ипу мозги, что после такого серьезного
    испытания термостат можно смело устанавливать, а про недостающие милиметры забыть.
    Дальше вода стала остывать, а я время от времени отсасывал воду из 3-го патрубка и ждал,
    на какой температуре он закроется, и уровни перестанут сравниваться.
    Это произошло при 81 градусе.
    Сколько должно быть по норме, я не знаю, но мне казалось, что гистерезис мог бы быть и поменьше.

    Вот так.
    Может пробовал кто, не знаете, какой реальный ход поршня у термостатов?
    Должен ли он соответствовать заявленным 8 мм, или я на самом деле придираюсь?

    Вернуться к началу
    Petrov_kamensk

    на 8-м термостате это гиморой,
    на 10 все гораздо наглядней,

    установленый штатно в новый термостат, элемент после подобного испатания был признан, горячим-долго думающим, и был заменен на другой элемент.
    горячий-долго думающий – ход маленький, время срабатывания большое, время закрытия маленькое.

    Вернуться к началу
    telesar

    Petrov_kamensk писал(а):
    горячий-долго думающий – ход маленький, время срабатывания большое, время закрытия маленькое.

    Уточнение требуется: “время срабатывания, время закрытия” – имеется в виду именно время? Не температура? Если время, то как его засекать? И какое должно быть?

    Petrov_kamensk писал(а):
    на 8-м термостате это гиморой,
    на 10 все гораздо наглядней

    Извини, я не понял.
    В чем именно геморрой?
    И причем тут 8-й термостат, я ведь варил 10-й?

    Вернуться к началу
    Petrov_kamensk

    telesar писал(а):
    Тем более, что термостат оказался у меня от восьмерки,
    с одним заглушенным патрубком.

    . напомню, что у десятого (карб.) термостата три патрубка:

    вот из этого и решил.
    что вариант с 3 трубным присоединяемым к двигателю через резиновую муфту термостатом.

    у меня нового образца со сменным элементом.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector