Натяжной механизм ремня генератора
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Натяжной механизм ремня генератора

Натяжитель приводного ремня: надежный привод навесных агрегатов двигателя

В любом современном двигателе присутствуют навесные агрегаты, привод которых осуществляется ремнем. Для нормальной работы привода в него вводится дополнительный узел — натяжитель приводного ремня. Все об этом узле, его конструкции, типах и работе, а также о верном выборе и замене — читайте в статье.

Что такое натяжитель приводного ремня?

Натяжитель приводного ремня (натяжной ролик или натяжное устройство приводного ремня) — узел системы привода навесных агрегатов двигателя внутреннего сгорания; ролик с пружинным или иным механизмом, обеспечивающий необходимую степень натяжения приводного ремня.

От качества привода навесных агрегатов — генератора, водяной помпы, насоса ГУР (при его наличии), компрессора кондиционера — во многом зависит работа силового агрегата и возможность эксплуатации всего транспортного средства. Необходимым условием нормальной работы привода навесных агрегатов является правильное натяжение используемого в приводе ремня — при слабом натяжении ремень будет проскальзывать по шкивам, что станет причиной повышенного износа деталей и снижения эффективности работы агрегатов; при чрезмерном натяжении также повышается интенсивность износа деталей привода и возникают недопустимые нагрузки. В современных моторах необходимая степень натяжения приводного ремня обеспечивается вспомогательным узлом — натяжным роликом или просто натяжителем.

Натяжитель приводного ремня критически важен для нормального функционирования силового агрегата, поэтому данная деталь при любой неисправности должна меняться. Но прежде, чем покупать новый ролик, необходимо разобраться в его существующих типах, конструкции и принципе работы.

Типы и конструкция натяжителей приводных ремней

Любой натяжитель приводного ремня состоит из двух деталей: натяжного устройства, которое создает необходимое усилие, и ролика, который передает данное усилие на ремень. Также существуют устройства, в которых используется натяжитель-демпфер — они обеспечивают не только необходимое натяжение ремня, но и снижают интенсивность износа ремня и шкивов агрегатов на переходных режимах работы силового агрегата.

Натяжитель может иметь один или два ролика, эти детали выполнены в виде металлического или пластикового колеса с гладкой рабочей поверхностью, по которой катится ремень. Ролик монтируется на натяжное устройство или на специальный кронштейн через подшипник качения (шариковый или роликовый, обычно однорядный, но есть устройства и двухрядными подшипниками). Как правило, рабочая поверхность ролика гладкая, однако существуют варианты с буртами или специальными выступами, предупреждающими сползание ремня во время работы двигателя.

Ролики монтируются непосредственно на натяжные устройства или на промежуточные детали в виде кронштейнов различной конструкции. Натяжные устройства можно разделить на две группы по способу регулировки силы натяжения приводного ремня:

  • С ручной регулировкой степени натяжения;
  • С автоматической регулировкой степени натяжения.

В первую группу входят наиболее простые по конструкции механизмы, в которых используются эксцентриковые и ползунковые натяжные устройства. Эксцентриковый натяжитель выполнен в виде ролика со смещенной осью, при повороте вокруг которой ролик подводится ближе или дальше от ремня, чем обеспечивается изменение силы натяжения. Ползунковый натяжитель выполнен в виде ролика, насаженного на подвижный ползунок, который может двигаться по пазу направляющей (кронштейна). Перемещение ролика по направляющей и его фиксация в выбранном положении осуществляется винтом, сама направляющая устанавливается перпендикулярно ремню, поэтому при движении ролика по ней изменяется сила натяжения.

Читать еще:  Как крутит стартер

Устройства с ручной регулировкой натяжения ремня на современных двигателях применяются редко, так как они имеют существенный недостаток — необходимость изменять натяг при первом монтаже этой детали и по мере растяжения ремня. Такие натяжители не могут в процессе всего срока эксплуатации обеспечивать необходимую степень натяга ремня, а ручная регулировка не всегда спасает ситуацию — все это приводит к интенсивному износу деталей привода.

Поэтому на современных моторах применяются натяжные устройства с автоматической регулировкой. Такие натяжители делятся на три группы по конструкции и принципу действия:

  • На основе пружин кручения;
  • На основе пружин сжатия;
  • С демпферами.

Наиболее широкое применение получили устройства на основе пружин кручения — они достаточно компактные и эффективно выполняют свои функции. Основу устройства составляет витая пружина большого диаметра, помещенная в цилиндрический стакан. Пружина одним крайним витком зафиксирована в стакане, а противоположным витком опирается на кронштейн с роликом, стакан и кронштейн могут поворачиваться на некоторый угол, ограниченный упорами. При изготовлении устройства стакан и кронштейн поворачиваются на определенный угол и фиксируются в таком положении предохранительным устройством (чекой). При монтаже натяжителя на двигатель чека вынимается и кронштейн под действием пружины отклоняется — вследствие этого ролик упирается в ремень, обеспечивая необходимую степень его натяга. В дальнейшем пружина будет поддерживать установленную натяжение, делая регулировку ненужной.

Устройства на основе пружин сжатия применяются реже, так как они занимают больше места и менее эффективны. Основу натяжного устройства составляет кронштейн с роликом, который имеет шарнирное соединение с витой цилиндрической пружиной. Второй конец пружины монтируется на двигатель — так обеспечивается необходимый натяг ремня. Как и в предыдущем случае, сила натяжения пружины задается на заводе, поэтому после установки устройства на двигатель вынимается чека или предохранитель иной конструкции.

Развитием натяжителей с пружиной сжатия стали устройства с демпферами. Натяжитель имеет конструкцию, аналогичную описанной выше, однако пружина заменена демпфером, который с помощью проушин монтируется к кронштейну с роликом и двигателю. Демпфер состоит из компактного гидравлического амортизатора и витой пружины, причем амортизатор может располагаться как внутри пружины, так и выступать в роли опоры для последнего витка пружины. Демпфер такой конструкции обеспечивает необходимый натяг ремня, одновременно сглаживания колебания ремня при запуске двигателя и на переходных режимах. Наличие демпфера многократно продлевает ресурс привода навесных агрегатов и обеспечивает более эффективное его функционирование.

Читать еще:  Новый ниссан теана 2018

В заключении следует отметить, что описанную конструкцию имеют натяжители как с одним, так и с двумя роликами. При этом устройства с двумя роликами могут иметь одно общее натяжное устройства, либо отдельные устройства для каждого из роликов. Существуют и иные конструктивные решения, однако они получили небольшое распространение, поэтому рассматривать их здесь не будем.

Вопросы подбора, замены и регулировки натяжителя приводного ремня

Натяжной ролик приводного ремня, как и сам ремень, имеет ограниченный ресурс, по выработке которого должен быть заменен. Различные типы натяжителей имеют неодинаковый ресурс — какие-то из них (наиболее простые эксцентриковые) должны меняться регулярно и вместе с заменой ремня, а устройства на основе пружин и с демпферами могут служить едва ли не в течение всего времени эксплуатации силового агрегата. Сроки и порядок замены натяжных устройств указываются производителем конкретного силового агрегата — этих рекомендаций следует четко придерживаться, в противном случае возможны различные негативные последствия для силового агрегата, в том числе его заклинивание (из-за перегрева вследствие остановки помпы).

На замену следует брать только те типы и модели натяжителей, которые рекомендованы производителем силового агрегата, особенно это относится к автомобилям на гарантии. «Неродные» устройства могут по характеристикам не совпадать с «родными», поэтому их установка приводит к изменению силы натяжения ремня и ухудшению условий работы привода навесных агрегатов. Поэтому прибегать к такой замене следует лишь в крайних случаях.

При покупке натяжного устройства следует приобретать и все необходимые для него комплектующие (если их нет в комплекте) — крепеж, кронштейны, пружины и т.д. В отдельных случаях можно брать не целые натяжители, а комплекты для ремонта — только ролики с установленными подшипниками, кронштейны, демпферы в сборе с пружинами, и т.д.

Замену натяжителя приводного ремня следует выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту и ТО транспортного средства. Данная работа может выполняться как при установленном, так и при снятом ремне — все зависит от конструкции привода и расположения натяжного устройства. Независимо от этого, монтаж пружинных натяжителей осуществляется всегда одинаково: устройство и ремень сначала устанавливаются на свое место, а затем вынимается чека — это приводит к освобождению пружины и натяжению ремня. Если по каким-либо причинам установка такого натяжителя выполнена неверно, то заново выполнить монтаж получится с большим трудом.

Если натяжное устройство верно подобрано и установлено на двигатель, привод агрегатов будет нормально функционировать, обеспечивая уверенную работу всего силового агрегата.

Натяжной ролик ремня генератора: устройство, признаки неисправности и 7 шагов по его замене

Генератор — это важнейший элемент системы электрообеспечения автомобиля. Его привод осуществляется благодаря коленчатому валу силовой установки. Это обеспечивает бесперебойность его работы во время функционирования установки. В качестве привода используется ремень. Для этого в конструкции предусмотрен натяжной ролик ремня генератора. В таком типе конструкции генератор не является подвижным. Регулировка осуществляется посредством смещения ролика.

Читать еще:  Под капот одеяло

Устройство привода генератора

Главным условием корректного функционирования генератора является правильная передача вращения от силовой установки. Для выработки необходимого количества электроэнергии элемент должен вращаться с большой скоростью.

Приводной ремень генератора должен натягиваться чтобы передача осуществлялась должным образом. Если ремень будет провисать, то он начнет проскальзывать на шкивах. Если ремень перетянуть, то появится риск преждевременного износа подшипников, рабочих поверхностей шкива и ремня.

Чтобы избежать этих неприятностей, в конструкцию включили регулировку натяжения ремня.

В современных автомобилях количество навесного оборудования велико. Это оборудование также получает привод посредством шкива коленчатого вала, в том числе насос гидроусилителя и компрессор кондиционера.

Привод этих двух узлов и генератора осуществляется с помощью одного ремня. Из-за этого организация регулировки натяжения приводного элемента с помощью генератора невозможна. Такие автомобили имеют сложную конфигурацию положения ремня. Оборудование, приводимое в действие ремнём, расположено на разных уровнях.

Как поменять ролик натяжителя ремня генератора? Для этого надо разобраться в его устройстве. Ролик натяжителя ремня генератора представляет собой подшипник, у которого на внешней его обойме расположена накладка из пластика. У накладки имеется рабочая поверхность, по которой перемещается ремень. Внутри ролика расположена посадочная втулка. Существуют ролики двух типов:

  1. Эксцентриковый. Конструкция такого ролика довольно проста. В ней присутствует только подшипник, пластиковая накладка и втулка. Через втулку проходит сквозное отверстие, смещенное в сторону от центра ролика. Ролик через отверстие надевается на шпильку, которая устанавливается на двигатель. Для натяжки ролик необходимо повернуть относительно болта.
  2. Ролик с кронштейном. В этой конструкции ролик закрепляется неподвижно на кронштейн. С помощью болтов конструкция прикрепляется к силовой установке. Перемещение кронштейна относительно двигателя регулирует натяжение. Производители порой используют ролики с пружинным кронштейном. Пружина позволяет самостоятельно регулировать натяжение.

Подшипник является главным слабым местом ролика. Эта деталь вынуждена постоянно испытывать нагрузки. Износ детали порой даже заканчивается полной её поломкой.

Рекомендуется менять подшипник каждый раз во время замены ремня.

Признаки неисправности натяжного ролика ремня генератора

Для начала убедитесь в том, что необходима замена ролика натяжителя ремня генератора. Признаки его неисправности перечислены ниже:

  • генератор не обеспечивает полную зарядку бортовой сети либо она вообще не получает электроэнергию;
  • со стороны, где находится ремень, слышен звук, похожий на пищание;
  • слышен гул;
  • ролик или ремень очень вибрируют при работающей силовой установке;
  • в ролике присутствует люфт;
  • ремень изношен с одной стороны.

Некоторые из этих признаков могут означать неисправность элементов, приводящих ролик в действие. Гул и пищание могут свидетельствовать об износе подшипников насоса ГУР, кондиционера или компрессора. Неисправность может заключаться и в самом генераторе.

Первое непреложное правило – при плановой замене, необходимо произвести диагностику подшипника, при нормальном состоянии ролик натяжителя вращается тихо, легко без люфта и рывков. Если видно, что ресурс ролика выработан, необходимо поменять этот узел.

Действия необходимые для самостоятельной замены ремня или натяжителя генератора, которые не потребуют специальных приспособлений и инструмента:

  • обесточить кузов машины, отсоединив клеммы от аккумулятора;
  • закрепить коленчатый вал от возможного проворачивания с помощью необходимых приспособлений или простой монтировки;
  • открутив болт, отвечающий за силу натяжения, ослабить ремень генератора;
  • снять ремень и ролик натяжителя, если предусмотрен кронштейн, выкрутить болты крепления оного механизма;
  • поменять вышедшие из строя узлы, установить новые комплектующие запчасти в обратном порядке.

Силе натяжения, вновь установленного ремня, после ремонта, следует уделить особое внимание. Если он окажется, перетянут, то нагрузка на подшипник будет способствовать его быстрому износу. Требуемое натяжение можно проверить с помощью соответствующего прибора или вручную. В случае ручной проверки ремень должен без усилия поворачиваться, при боковом воздействии, на девяносто градусов.


На некоторых марках авто вместо нескольких ремней, способствующих работе (гидроусилителя, кондиционера, генератора и т. п.) установлен один, нагрузку на который регулирует автоматический натяжитель. В этом случае от состояния ремня и его натяжения зависят не только степень зарядки генератора, но и работа охлаждающей системы, и состояние гидроусилителя рулевого управления. В этом автоматическом натяжителе основным элементом, является пружина, поддерживающая определенную степень натяжения. Когда приходит время поменять ремень, то следует заменить весь автоматический натяжитель, не обращая внимания на состояние подшипника, так как этот узел не подлежит разборному ремонту.

Натяжитель приводного ремня: надежный привод навесных агрегатов двигателя

В любом современном двигателе присутствуют навесные агрегаты, привод которых осуществляется ремнем. Для нормальной работы привода в него вводится дополнительный узел — натяжитель приводного ремня. Все об этом узле, его конструкции, типах и работе, а также о верном выборе и замене — читайте в статье.

Что такое натяжитель приводного ремня?

Натяжитель приводного ремня (натяжной ролик или натяжное устройство приводного ремня) — узел системы привода навесных агрегатов двигателя внутреннего сгорания; ролик с пружинным или иным механизмом, обеспечивающий необходимую степень натяжения приводного ремня.

От качества привода навесных агрегатов — генератора, водяной помпы, насоса ГУР (при его наличии), компрессора кондиционера — во многом зависит работа силового агрегата и возможность эксплуатации всего транспортного средства. Необходимым условием нормальной работы привода навесных агрегатов является правильное натяжение используемого в приводе ремня — при слабом натяжении ремень будет проскальзывать по шкивам, что станет причиной повышенного износа деталей и снижения эффективности работы агрегатов; при чрезмерном натяжении также повышается интенсивность износа деталей привода и возникают недопустимые нагрузки. В современных моторах необходимая степень натяжения приводного ремня обеспечивается вспомогательным узлом — натяжным роликом или просто натяжителем.

Натяжитель приводного ремня критически важен для нормального функционирования силового агрегата, поэтому данная деталь при любой неисправности должна меняться. Но прежде, чем покупать новый ролик, необходимо разобраться в его существующих типах, конструкции и принципе работы.

Типы и конструкция натяжителей приводных ремней

Любой натяжитель приводного ремня состоит из двух деталей: натяжного устройства, которое создает необходимое усилие, и ролика, который передает данное усилие на ремень. Также существуют устройства, в которых используется натяжитель-демпфер — они обеспечивают не только необходимое натяжение ремня, но и снижают интенсивность износа ремня и шкивов агрегатов на переходных режимах работы силового агрегата.

Натяжитель может иметь один или два ролика, эти детали выполнены в виде металлического или пластикового колеса с гладкой рабочей поверхностью, по которой катится ремень. Ролик монтируется на натяжное устройство или на специальный кронштейн через подшипник качения (шариковый или роликовый, обычно однорядный, но есть устройства и двухрядными подшипниками). Как правило, рабочая поверхность ролика гладкая, однако существуют варианты с буртами или специальными выступами, предупреждающими сползание ремня во время работы двигателя.

Ролики монтируются непосредственно на натяжные устройства или на промежуточные детали в виде кронштейнов различной конструкции. Натяжные устройства можно разделить на две группы по способу регулировки силы натяжения приводного ремня:

  • С ручной регулировкой степени натяжения;
  • С автоматической регулировкой степени натяжения.

В первую группу входят наиболее простые по конструкции механизмы, в которых используются эксцентриковые и ползунковые натяжные устройства. Эксцентриковый натяжитель выполнен в виде ролика со смещенной осью, при повороте вокруг которой ролик подводится ближе или дальше от ремня, чем обеспечивается изменение силы натяжения. Ползунковый натяжитель выполнен в виде ролика, насаженного на подвижный ползунок, который может двигаться по пазу направляющей (кронштейна). Перемещение ролика по направляющей и его фиксация в выбранном положении осуществляется винтом, сама направляющая устанавливается перпендикулярно ремню, поэтому при движении ролика по ней изменяется сила натяжения.

Устройства с ручной регулировкой натяжения ремня на современных двигателях применяются редко, так как они имеют существенный недостаток — необходимость изменять натяг при первом монтаже этой детали и по мере растяжения ремня. Такие натяжители не могут в процессе всего срока эксплуатации обеспечивать необходимую степень натяга ремня, а ручная регулировка не всегда спасает ситуацию — все это приводит к интенсивному износу деталей привода.

Поэтому на современных моторах применяются натяжные устройства с автоматической регулировкой. Такие натяжители делятся на три группы по конструкции и принципу действия:

  • На основе пружин кручения;
  • На основе пружин сжатия;
  • С демпферами.

Наиболее широкое применение получили устройства на основе пружин кручения — они достаточно компактные и эффективно выполняют свои функции. Основу устройства составляет витая пружина большого диаметра, помещенная в цилиндрический стакан. Пружина одним крайним витком зафиксирована в стакане, а противоположным витком опирается на кронштейн с роликом, стакан и кронштейн могут поворачиваться на некоторый угол, ограниченный упорами. При изготовлении устройства стакан и кронштейн поворачиваются на определенный угол и фиксируются в таком положении предохранительным устройством (чекой). При монтаже натяжителя на двигатель чека вынимается и кронштейн под действием пружины отклоняется — вследствие этого ролик упирается в ремень, обеспечивая необходимую степень его натяга. В дальнейшем пружина будет поддерживать установленную натяжение, делая регулировку ненужной.

Устройства на основе пружин сжатия применяются реже, так как они занимают больше места и менее эффективны. Основу натяжного устройства составляет кронштейн с роликом, который имеет шарнирное соединение с витой цилиндрической пружиной. Второй конец пружины монтируется на двигатель — так обеспечивается необходимый натяг ремня. Как и в предыдущем случае, сила натяжения пружины задается на заводе, поэтому после установки устройства на двигатель вынимается чека или предохранитель иной конструкции.

Развитием натяжителей с пружиной сжатия стали устройства с демпферами. Натяжитель имеет конструкцию, аналогичную описанной выше, однако пружина заменена демпфером, который с помощью проушин монтируется к кронштейну с роликом и двигателю. Демпфер состоит из компактного гидравлического амортизатора и витой пружины, причем амортизатор может располагаться как внутри пружины, так и выступать в роли опоры для последнего витка пружины. Демпфер такой конструкции обеспечивает необходимый натяг ремня, одновременно сглаживания колебания ремня при запуске двигателя и на переходных режимах. Наличие демпфера многократно продлевает ресурс привода навесных агрегатов и обеспечивает более эффективное его функционирование.

В заключении следует отметить, что описанную конструкцию имеют натяжители как с одним, так и с двумя роликами. При этом устройства с двумя роликами могут иметь одно общее натяжное устройства, либо отдельные устройства для каждого из роликов. Существуют и иные конструктивные решения, однако они получили небольшое распространение, поэтому рассматривать их здесь не будем.

Вопросы подбора, замены и регулировки натяжителя приводного ремня

Натяжной ролик приводного ремня, как и сам ремень, имеет ограниченный ресурс, по выработке которого должен быть заменен. Различные типы натяжителей имеют неодинаковый ресурс — какие-то из них (наиболее простые эксцентриковые) должны меняться регулярно и вместе с заменой ремня, а устройства на основе пружин и с демпферами могут служить едва ли не в течение всего времени эксплуатации силового агрегата. Сроки и порядок замены натяжных устройств указываются производителем конкретного силового агрегата — этих рекомендаций следует четко придерживаться, в противном случае возможны различные негативные последствия для силового агрегата, в том числе его заклинивание (из-за перегрева вследствие остановки помпы).

На замену следует брать только те типы и модели натяжителей, которые рекомендованы производителем силового агрегата, особенно это относится к автомобилям на гарантии. «Неродные» устройства могут по характеристикам не совпадать с «родными», поэтому их установка приводит к изменению силы натяжения ремня и ухудшению условий работы привода навесных агрегатов. Поэтому прибегать к такой замене следует лишь в крайних случаях.

При покупке натяжного устройства следует приобретать и все необходимые для него комплектующие (если их нет в комплекте) — крепеж, кронштейны, пружины и т.д. В отдельных случаях можно брать не целые натяжители, а комплекты для ремонта — только ролики с установленными подшипниками, кронштейны, демпферы в сборе с пружинами, и т.д.

Замену натяжителя приводного ремня следует выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту и ТО транспортного средства. Данная работа может выполняться как при установленном, так и при снятом ремне — все зависит от конструкции привода и расположения натяжного устройства. Независимо от этого, монтаж пружинных натяжителей осуществляется всегда одинаково: устройство и ремень сначала устанавливаются на свое место, а затем вынимается чека — это приводит к освобождению пружины и натяжению ремня. Если по каким-либо причинам установка такого натяжителя выполнена неверно, то заново выполнить монтаж получится с большим трудом.

Если натяжное устройство верно подобрано и установлено на двигатель, привод агрегатов будет нормально функционировать, обеспечивая уверенную работу всего силового агрегата.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector