Неисправности водяного насоса
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Неисправности водяного насоса

Неисправности помпы

Смотрите также

Какую помпу поставить на авто

    163 21 146k

Помпа

Определение неисправностей помпы

Неисправности помпы проявляются в значительном люфте ее вала, нарушении герметичности уплотнения, износе (появлении коррозии или разломе) крыльчатки. Все перечисленные дефекты приводят к тому, что водяной насос автомобиля работает не должным образом, из-за чего в системе охлаждения двигателя не поддерживается необходимое давление, что, в свою очередь, приводит к повышению температуры охлаждающей жидкости вплоть до ее закипания. Приходится покупать новую помпу и устанавливать ее вместо старой.

Признаки неисправности помпы

Существует всего шесть основных признаков «умирающей» помпы, по которым можно судить о том, что насос частично (и даже полностью) вышел из строя и подлежит замене. Так, к таким симптомам относится:

  • Посторонние шумы. Зачастую частично неисправная водяная помпа системы охлаждения при работе издает «нездоровые» шумящие или «подвывающие» звуки. Они могут быть вызваны значительным износом подшипника и/или тем, что крыльчатка помпы при вращении касается ее корпуса. Это также возникает по причине частичного выхода подшипника из строя.
  • Люфт шкива помпы. Он возникает по причине повреждения или естественного износа его подшипника вращения. Диагностику в данном случае можно провести достаточно просто, достаточно пошатать вал помпы из стороны в сторону пальцами. Есть люфт имеет место, то он будет хорошо ощущаться тактильно. Обратите внимание, что образование люфта приближает момент, когда сальник помпы будет негерметичен и будет пропускать охлаждающую жидкость.
  • Появление течи. Так, антифриз может подтекать как из уплотнителя, так и из других мест, например, корпуса и крыльчатки. Тосол или антифриз в данном случае можно увидеть на корпусе помпы, месте ее крепления, некоторых элементах подкапотного пространства под помпой (зависит от конструкции конкретного автомобиля) или же просто на земле под автомобилем.
  • Появление запаха антифриза. В частности, его можно будет ощутить не только в подкапотном пространстве (при открытии капота), но и в салоне, поскольку его испарения будут попадать в салон через систему вентиляции. Тосол имеет сладковатый запах, иногда с привкусом спирта.
  • Несоосность крепления. В частности, в отношении к шестерням привода ГРМ, а также натяжным роликам. Это можно увидеть визуально, либо приложив какой-либо ровный предмет (например, линейку) в одной плоскости с роликами и помпой. В этом случае нередко возникает ситуация, когда подъедает ремень.
  • Значительное повышение температуры двигателя. И не только двигателя, но и охлаждающей жидкости, о чем будет свидетельствовать сигнальная лампа на приборной панели. В критических случаях возникает банальное закипание тосола, и из радиатора будет идти пар. Однако такая является критичной и при ее возникновении пользоваться автомобилем запрещено!

При появлении хотя бы одного из перечисленных выше признаков неисправности водяной помпы автомобиля необходимо выполнить дополнительную диагностику, как помпы, так и неисправностей системы охлаждения. Когда проявились первые признаки умирающей помпы ехать еще можно, но как долго, неизвестно, и лучше не испытывать судьбу. В одних случаях машина может протянуть 500. 1000 километров, а в других не проедет и сотни. В любом случае с системой охлаждения шутки плохи, и нужно выполнять ее диагностику и ремонт вовремя и в полном объеме.

В зависимости от марки и качества водяной помпы системы охлаждения регламентом предписывается ее замена приблизительно через 60 тысяч километров пробега (зависит в каждом конкретном случае, и предписывается автопроизводителем, соответствующую информацию можно найти в мануале).

Причины неисправности помпы

Какие возможные причины неисправности помпы? Этот вопрос интересует не только начинающих, но и достаточно опытных автолюбителей. Далее приведены основные причины, от наиболее распространенных и часто встречающихся до «экзотических». Среди них:

  • Неисправный подшипник. Этот узел изнашивается по естественным причинам по мере его эксплуатации. Однако ускоренный износ возможен вследствие дополнительных негативных факторов. Таковым, например, является неправильная (более сильная) натяжка ремня, из-за чего на подшипник оказывается большее усилие. Другая причина значительного износа — попадание антифриза на трущиеся пары вследствие разгерметизации прокладки и подтеков охлаждающей жидкости.
  • Нарушение уплотнения. У помпы есть два уплотнения — сальник и резиновая манжета. И именно сальник (прокладка) чаще всего выходит из строя. Происходит это по двум причинам — естественный износ (дубление резины) и использование некачественного дешевого антифриза без соответствующих щадящих присадок, а то и вовсе воды. В долгосрочной перспективе эти жидкости «съедают» прокладку, она начинает подтекать, что приводит, во-первых, к снижению уровня охлаждающей жидкости в системе, а во-вторых, попаданию антифриза или воды в подшипник, вымывания из него смазки и описанным выше неприятностям.
  • Несоосность крепления. Это возможно по двум причинам — неправильная установка и заводской брак. Однако неправильная установка — явление достаточно редкое, поскольку на корпусе имеются уже готовые крепежные отверстия, мимо которых очень трудно промахнуться. Другая причина — неравномерное прилегание к блоку двигателя (вследствие грязных, ржавых или искривленных привалочных поверхностей). А вот, к сожалению, заводской брак, особенно у бюджетных помп, — явление не такое уж и редкое. Нарушение соосности приводит к тому, что шкив вращается с перекосом, что, в свою очередь, приводит к ускоренному износу нагруженной части ремня, а также износу подшипника. В самых критических случаях возможен обрыв ремня и возникновение столкновения клапанов и поршней. Иногда несоосность возникает в результате попадания машины в ДТП, в результате которого произошло смещение отдельных элементов кузова и/или двигателя.

Зачастую снижение производительности помпы, и соответственно, снижение давления в системе охлаждения наблюдается после применения герметика, используемого для устранения течи радиатора. Так, его состав смешивается с охлаждающей жидкостью и забивает соты (каналы) радиатора, а также налипает на крыльчатку помпы. Если такая ситуация случилась, то необходимо сливать антифриз, демонтировать помпу, после чего выполнять промывку системы охлаждения при помощи специальных или подручных средств.

Как определить неисправность помпы

Проверить водяную помпу двигателя автомобиля на наличие неисправности достаточно просто. Самый простой метод — попробовать на ощупь, если на валу насоса люфт или его нет. Для этого достаточно взяться пальцами за вал помпы и подергать его из стороны в сторону в направлении, перпендикулярном самому валу (то есть, поперек). Если подшипник в порядке, то люфта быть не должно. Если же даже небольшой люфт имеет место, значит, помпу нужно менять.

Однако более тщательная проверка без снятия помпы выполняется по следующему алгоритму:

  • Прогреть двигатель до рабочей температуры. То есть, чтобы температура охлаждающей жидкости была в районе +90°С.
  • При работающем двигателе рукой пережать толстый патрубок с охлаждающей жидкостью, который идет от радиатора.
  • Если помпа исправна, то в нем должно ощущаться давление. Если же давления нет или оно пульсирующее, то это означает, что помпа частично или полностью вышла из строя. Скорее всего провернулась крыльчатка помпы.

Также чтобы проверить помпу, необходимо визуально осмотреть ее посадочное место. Для этого нужно демонтировать защитный кожух газораспределительного механизма для того, чтобы получить доступ непосредственно к насосу (у различных автомобилей конструкция отличается, поэтому, возможно, кожуха не будет или его не нужно демонтировать). Далее внимательно осмотреть корпус помпы, ее уплотнение и посадочное место.

Обязательно нужно обратить внимание на наличие подтеков антифриза из-под уплотнительной прокладки. Причем, не обязательно, она должна быть влажной в момент проверки. Если посадочное место и уплотнение сухое, но в районе крепления имеются засохшие (причем свежие) следы подтеков, то это означает, что при высоком давлении уплотнение все же пропускает охлаждающую жидкость. Следы подтеков имеют рыжеватый или коричнево-бурый цвет, в некоторых случаях серый (это зависит от того, какого цвета был залит антифриз в систему охлаждения).

Перед тем как демонтировать помпу для дальнейшей диагностики (проверки крыльчатки и подшипника) необходимо убедиться в том, что термостат системы охлаждения работает должным образом, а в самой системе отсутствует воздушная пробка. В противном случае необходимо устранить соответствующие неполадки.

Если же помпа демонтирована, то обязательно нужно осмотреть состояние крыльчатки. В частности, целостность лопастей, а также их форму.

Еще нужно осмотреть место прилегания помпы к блоку двигателя. В идеале там не должно быть подтеков охлаждающей жидкости из дренажного отверстия. Однако если есть незначительные (именно незначительные . ) подтеки, то помпу можно не менять, а временно попробовать избавиться от них при помощи замены уплотнителя и использования герметика.

Чтобы проверить, именно подшипник помпы ли издает соответствующий шум и свист, достаточно снять ремень со шкива насоса и раскрутить его от руки, желательно как можно быстрее.

Если подшипник неисправен — он будет издавать гул, а перекатываться с ощутимым грохотом и неравномерно. Однако такой метод подойдет для тех помп, чей шкив вращается приводным ремнем. Если же он вращается ремнем ГРМ, то для диагностики нужно будет ослаблять его усилие и проверять его работу в таких условиях.

Как шумит неисправная помпа

Многих автолюбителей интересует вопрос о том, ремонтировать ли старую помпу, либо же менять покупать и устанавливать новый насос. Конкретного ответа в данном случае быть не может, и он зависит от состояния помпы, ее износа, качества, торговой марки, цены. Однако, как показывает практика, ремонт возможен лишь при замене резиновой прокладки. В остальных случаях помпу лучше заменить на новую, особенно, если она используется уже давно. При замене помпы также меняется и антифриз.

Признаки неисправности помпы (водяного насоса): замена своими руками

Всем привет! Думаю, каждый из вас знает, насколько большая роль отведена системе охлаждения двигателя в составе любой машины с ДВС. При этом одним из элементов системы выступает водяной насос или просто помпа. Автовладелец обязан знать признаки неисправности помпы, чтобы вовремя их диагностировать и предотвратить перегрев мотора со всеми вытекающими последствиями.

Если насос по какой-либо причине выходит из строя, последствия для двигателя могут оказаться катастрофическими. Причем не всегда выйти из самой сложной ситуации позволит капиталка, то есть капитальный ремонт.

Основная проблематика в том, что водяной насос не сразу дает знать о наличии неисправности. Не во всех ситуациях поломку можно обнаружить достаточно быстро. В основном водитель узнает о проблеме, когда из подкапотного пространства валит густой дым. Хотя и этого избежать можно. Постараюсь рассказать, как именно.

Основные причины

Прежде чем рассказать о признаках умирающей помпы, которой требуется замена или же ремонт, нужно сказать пару слов касательно причин выхода из строя этого устройства.

Всего можно выделить несколько основных факторов, из-за которых подобное происходит:

  • Использование низкокачественного антифриза. Около 90% насосов ломаются именно из-за этого. Такая жидкость охлаждения способствует появлению смолистых отложений, от которых крыльчатка с трудом вращается;
  • Коррозия. Опять же связано с низкосортным антифризом;
  • Кавитация, то есть образование вакуумных пузырьков, способных буквально вырывать частицы помпы и разрушать механизм;
  • Результат естественного износа. У каждого устройства есть ограниченный ресурс. Лучшие образцы служат около 200 тысяч километров;
  • Нарушенное крепление. Все просто. Крепеж ослаб, насос расшатался и развалился.

В большинстве случаев виноват именно сам автовладелец. Водители обязаны следить за состоянием системы охлаждения, проверять периодически помпу, вовремя менять ОЖ.

Нельзя исключать проблему заводского брака, а также просто некачественные и дешевые помпы, которые ставят на бюджетные авто или в рамках ремонта, обманывая тем самым клиента.

Не удивительно, что следом может выйти из строя ГРМ, произойти разрыв натяжного ролика, пробиться прокладка ГБЦ и прочие неприятности, которые могут стоить огромных денег при ремонте.

Читать еще:  Причины не запуска двигателя

Проблемы с водяным насосом могут произойти на различных авто:

  • на Калине;
  • ВАЗ 2110;
  • Лада Приора 16 клапанов;
  • ВАЗ 2114;
  • Лада Приора 8 клапанов;
  • ВАЗ 2115;
  • Деу Ланос;
  • Нива Шевроле;
  • Деу Нексия;
  • Лада Гранта;
  • Рено Логан;
  • Шевроле Авео и пр.

Не стоит думать, что это проблема исключительно дешевых и бюджетных авто, а также простых моторов типа ЗМЗ 406.

Помпа может быть приговорена и на более дорогостоящих авто. Все зависит от того, как владелец следит и обслуживает машину своими руками, либо же в автосервисе.

Признаки неисправностей

Хочу сразу заметить, что с целью определения неисправностей в составе водяного насоса потребуется снимать узел и разбирать его. Только этот метод дает реальную возможность увидеть образовавшиеся следы коррозии, признаки кавитации и загрязнения.

Практика наглядно показывает, что подобное происходит на самых разнообразных машинах:

  • ВАЗ 2107;
  • Фольксваген Пассат;
  • ФФ2, то есть Форд Фокус 2 поколения;
  • Лада Гранта;
  • Киа Спектра;
  • Шевроле Авео;
  • Ауди А5;
  • Ниссан Кашкай;
  • Митсубиси Аутлендер;
  • Тойота Камри;
  • Шкода Октавия и пр.

Причем везде ситуация примерно одинаковая. То есть невозможно определить наличие проблем, не разобрав и не заглянув внутрь водяного насоса системы охлаждения.

Потому основной упор делается на косвенные признаки. С их помощью водитель получает возможность заблаговременно диагностировать неполадку, и предотвратить серьезные последствия.

Различают следующие косвенные признаки:

  • Появляется тонкий свист без прерываний в процессе работы двигателя. Причем исходит он из зоны шкива распредвала ДВС. Свист сообщает о том, что выше из строя подшипник;
  • Подтеки жидкости охлаждения. Следы антифриза можно заметить непосредственно на силовом агрегате, либо же под днищем машины, то есть на асфальте;
  • Люфт насоса. Чтобы проверить его наличие, просто ухватитесь рукой за шкив помпы, и попробуйте раскачать устройство вниз и вверх.

Не стоит забывать о возможном завоздушивании системы, из-за чего антифриз не выполняет полноценно свои функции, мотор перегревается и происходят ряд вытекающих из этого поломок. Тут будет правильно напомнить об удалении воздушной пробки из системы охлаждения. Еще обязательно почитайте материал про проверку крышки расширительного бачка, имеющего непосредственное отношение к системе охлаждения ДВС.

Я не буду рассказывать о том, как меняется насос. Обычно замена выполняется согласно руководству по эксплуатации от автопроизводителя. Смысл сводится к тому, чтобы слить жидкость охлаждения, отключить патрубки, предварительно обесточить авто, и демонтировать проблемный узел.

Конструкции и расположение у всех насосов разные, потому универсальной инструкции не существует. Можете найти в сети видео, либо просто отдать машину в автосервис.

Стоимость замены

Далеко не все берутся за водяной насос своими руками, если тот подлежит обязательной замене. Они предпочитают обращаться в сервисные центры или просто какие-то мастерские гаражного типа, где расценки обычно ниже.

Важно учесть, что стоимость замены напрямую зависит от марки автомобиля, модели и доступности самой запчасти. В некоторых случаях замена проводится буквально за 20 минут. В других ситуациях мастера тратят несколько часов. Причем основное время направлено на то, чтобы добраться до помпы и снять ее.

Все это привело к тому, что ценники сильно отличаются, в зависимости от определенных условий и обстоятельств. В одном случае вы заплатите около 1000 рублей. В другом придется заплатить 5-6 тысяч. И это без учета стоимости самой новой помпы для вашего авто.

Менять ли антифриз после замены насоса

Вопрос для тех, кто хочет сэкономить везде и на всем. Если отвечать на него коротко, то уверенно скажу, что да, менять ОЖ нужно. Обратите свое внимание и на вопрос касательно смешивания антифризов в системе охлаждения. Будет полезно и важно знать все нюансы.

Если говорить об обязательности замены, то тут все предельно просто. Для начала в подавляющем большинстве случаев заменить и снять помпу невозможно, не слив предварительно из системы антифриз. Но некоторым хочется сэкономить, они сливают ОЖ в чистую тару, ставят новую помпу, а затем заливать старый антифриз обратно.

Большая ошибка, поскольку любые водяные насосы для систем охлаждения отличаются повышенной требовательностью к качеству и чистоте жидкости. Потому категорически не стоит использовать ранее слитый антифриз, даже если вы его буквально недавно меняли, еще до выхода из строя насоса. Не пытайтесь отфильтровать ОЖ или процедить ее. Просто купите новую канистру качественного антифриза, который подходит для вашего авто, и залейте его. Иных вариантов просто быть не может. Запомните это. Иначе вскоре опять придется тратить деньги на новую помпу.

Чтобы водяной насос прослужил максимально долго и надежно, возьмите за правило использовать исключительно высококачественные составы. Как вы помните, 90% поломок помпы связаны именно с качеством используемой жидкости охлаждения. Думаю, соответствующие выводы будет сделать не сложно.

Сталкивались ли вы с выходом из строя водяного насоса и насколько своевременно сумели определить наличие неисправностей?

Спасибо всем, кто нас читает! Не забывайте оставлять комментарии, задавать вопросы и приглашать к нам своих друзей!

Ремонт водяных насосов своими руками

Современные особенности электросетей, а также сетей водоснабжения, нарушение правил эксплуатации, негативные факторы внешней среды ведут к преждевременному выходу из строя водяного насосного оборудования. Обнаружив дефекты и неисправности в работе агрегата, необязательно совершать радикальную замену. В некоторых ситуациях можно произвести ремонт насосов в домашних условиях.

Если поломка носит несерьезный характер, вполне можно отремонтировать самостоятельно, в противном случае – лучше обратиться в ближайший сервисный центр.

Теоретические основы ремонтопригодности водяных насосов

При пользовании гидрооборудованием важное значение играет оперативное и своевременное обнаружение узлов и деталей, нуждающихся в ремонте. Эффективным и простым методом выявления таких деталей без демонтажа является диагностика. Она позволяет по косвенным параметрам определить работоспособность элементов насосов для воды. Данными косвенными параметрами гидроконструкций считается, к примеру, частотный спектр вибрации или шума гидросистемы при эксплуатации.

Устройство вибрационного насоса

Работоспособность устройств оценивается невыходом из допуска нескольких или одного основного рабочего параметра. Для насосного оборудования такими параметрами являются пульсация давления и производительность, для следящих золотников – расход в нейтральном положении масла, для золотников реверсивных – утечки, для предохранительных клапанов – минимальный расход. Наиболее подвержены старению и износу следующие узлы:

  • золотники, плунжеры;
  • уплотнения;
  • подвижные сопряжения;
  • пружины при превышенном числе рабочих циклов.

Распространенные поломки и их причины

К характерным причинам поломок водяных насосов относят:

  • скачки давления в гидросистеме;
  • загрязненная вода с содержанием твердых частиц, превышающих установленный предел;
  • неправильный подбор материалов трущихся пар;
  • контактная усталость;
  • неравномерное температурное расширение материалов;
  • эрозионно-кавитационный износ;
  • гидрозащемление;
  • допущение ошибок при монтаже агрегата;
  • работа в режимах, отличных от регламентированных (эксплуатация в «сухом» режиме);
  • неправильное крепление кабельного соединения;
  • повреждение подшипников;
  • попадание воздуха в проточную часть;
  • блокировка рабочего колеса, окисление вала и другие.

Некоторые поломки возникают как следствие возникших неисправностей в реле давления, двигателе, отсутствии фильтра. Увеличение в гидросистеме тепловыделения нередко приводит к аварии в результате заклинивания движущихся частей. Стабилизация температуры перекачиваемой среды повышает долговечность насосов, надежность, продлевает межремонтный цикл работы.

Чаще всего владельцы водяной аппаратуры жалуется на такие неисправности:

  1. Шнур питания вышел из строя.
  2. Упал водяной напор, не соответствует мощности насоса.
  3. Прекратилась подача воды.
  4. При запуске электронасос «выбивает» электрику.
  5. Не включается двигатель насоса высокого давления.
  6. Насосное оборудование самостоятельно отключается.
  7. Появился гул, сильные вибрации.
  8. Перегрев устройства.
  9. Подтекание жидкости внутри прибора.
  10. Возникли проблемы с системой управления.

Ремонт насосов – особенности

Ремонт бытовых моделей, предназначенных для системы водоснабжения, своими руками осуществляется в том случае, когда есть возможность замены сломанной детали и имеются в наличии необходимые запчасти, когда несложно произвести технические процедуры, например, по очистке агрегата. Ремонт насоса всегда начинается с разборки корпуса. Следующим этапом является диагностика, позволяющая обнаружить неисправную деталь и подобрать идентичную.

Доступными действиями считаются: замена конденсатора, поплавка, крыльчатки, починка элетрокабеля, удаление взвешенных частиц, попавших с водой, фиксация амортизатора.

Прежде следует провести ряд общих для всех видов водяных насосов предремонтых мероприятий:

  1. Аккуратно извлеките насос. Внимательно рассмотрите и изучите составляющие элементы оборудования.
  2. Проверьте наличие/отсутствие повреждений на корпусе, нет ли загрязнения, очагов коррозии.
  3. Если помпа запускается, прослушайте ее работу, обнаруженный побочный звук может указывать на наличие дефекта. Посторонний шум свидетельствует о механической поломке.
  4. Отключение автомата и насосной системы в целом часто свидетельствует о банальной перегрузке. Поэтому необходимо разобрать распределительную коробку и совершить визуальный осмотр внутренней части. Деталь, которая перегрелась, заметна невооруженным глазом, к тому же ощутим запах гари.
  5. Если причина выхода из строя к данному этапу не ясна, с насосного двигателя снимают крыльчатку, чтобы проверить в каком состоянии вращается сам двигатель – свободном или нет. Производится попытка прокрутки вручную вала конструкции. Если он не вращается, вероятно, речь идет о заклинивании двигателя.

Не стоит забывать о положении: перед разбором верхняя часть электродвигателя должна обязательно находиться вертикально. Пренебрежение данным условием неизбежно влечет за собой утечку масла, являющейся рабочей жидкостью насосов. После установки снимается крышка, через которую проходят кабели питания. После с помощью омметра диагностируется пусковой конденсатор.

Устройство циркуляционного насоса

Омметр позволяет проверить сопротивление рабочей и пусковой обмотки. С этой целью клеммы измерительного прибора присоединяются к обмотке, вращается рукоятка. О состоянии обмотки не стоит переживать, если омметр показывает сопротивление, не доходящее до бесконечности. В противном случае – проблема заключается в обрыве фазы мотора. Слишком малое сопротивление – «вестник» межвиткового замыкания. Во всех перечисленных выше проблемах ремонт водяного насоса должен выполнять специалист.

Устранение неполадок в насосах для повышения давления

Насос для повышения давления воды имеет свои характерные дефекты: свищи крышки, корпуса, и всасывающего патрубка, трещины, изнашивание вала, подшипников, изнашивание лопаток колеса, коррозионные разрушения. Трещины и свищи в крышке и корпусе насоса устраняют за счет их заваривания, либо заменой деталей на новые. Шейки вала под подшипники восстанавливают путем хромирования или осталивания. При этом втулки-вкладыши (подшипники скольжения) исключительно заменяют.

Если обнаружено коррозийное разрушение незначительной степени, требуется выполнить зачистку. Тем же образом поступают и в случае с эрозийным изнашиванием лопаток колеса. Если насос для повышения давления воды имеет глубокие раковины, их заваривают. Посадка рабочего колеса восстанавливается наращиванием на валу посадочного места электролитическим методом либо эластомером.

По окончанию ремонта колеса и вала, производится их сборка и статистическая балансировка, проверяется биение шеек вала (норма – 0,02 мм), торцевое и радиальное биение колеса (0,04 мм). В момент сборки насосного оборудования заменяются в участке разъема крышки и корпуса прокладки, предназначенные для уплотнения, сальниковая набивка. Затем нужно отрегулировать зазор между колесом и корпусом с 2 сторон (допустимое значение – 0,07 мм). В завершении проверьте вращение роторов насоса, которое должно быть без заедания. При центровке с электродвигателем не забывайте выдерживать нормы на излом и смещение, в соответствии с типом соединительной муфты.

Восстановление работоспособности вакуумного водокольцевого насоса

Ремонт насосов типа ВВН требуется крайне редко. Комплектующие и детали устройства не соприкасаются друг с другом, а рабочая жидкость их смазывает, что повышает ресурс насоса и продлевает срок его эксплуатации. Однако неисправности возникают и у ВВН. Начните с оценки характера поломки. Зачастую нормальное функционирование насоса нарушено недостаточным образованием вакуума. Подобный дефект появляется, когда лишний воздушный поток попадает вовнутрь конструкции вакуумного водокольцевого электронасоса через расшатанные уплотнители, изношенные сальники.

Ремонт водокольцевого вакуумного насоса

На протяжении эксплуатации убеждайтесь, что сальники и уплотнительное кольцо находятся в нормальном состоянии, поскольку их выход из строя вызывает серьезные проблемы и угрозу поломки всего механизма. Необходимо подтянуть все гайки и винты, заменить старые уплотнители.

Читать еще:  Почему дергается при разгоне ваз 2110 инжектор

Обнаруженная неустойчивость в работе насоса указывает на недостаток воды. Выключите агрегат и добавьте внутрь больше жидкости. Загрязненность внутренностей устройства является причиной понижения производительности, восстанавливают которую благодаря продувке насоса в сухом виде сжатым воздухом. Если действия не привели к ожидаемому результату, придется проводить полную разборку и чистку каждого составляющего элемента.

При неправильном вращении колеса проверьте работу электродвигателя, центровку вала. Если движок сгорел, о чем говорит выделение горелого запаха, его нужно заменить. При отсутствии проблем с движком, просто выровняйте положение рабочего колеса, смажьте или замените подшипники.

Ремонт насосной станции своими руками (видео)

Симптомы неисправной помпы

В системе охлаждения двигателя вращение крыльчатки водяного насоса обеспечивает циркуляцию антифриза в малом и большом контуре. Неисправности помпы могут не только привести к перегреву двигателя, но и к обрыву ремня ГРМ и последующему капитальному ремонту двигателя. Рассмотрим устройство насоса, симптомы и причины, по которым требуется замена помпы.

Симптомы неисправности

  1. Шум со стороны помпы при работе двигателя. Посторонний звук появляется вследствие износа подшипника. Насос системы охлаждения рекомендуется менять через одну либо каждую замену комплекта ГРМ. Если пренебрегать сервисными интервалами, на телах качения, внутренней и внешней обойме появляется выработка, которая и приводит к шуму, свисту. Нередко причиной ускоренного износа является антифриз, который вследствие негерметичности сальника, резиновой манжеты попадает к трущимся парам.

  1. Течь антифриза. Как и подшипник помпы, сальник и резиновый манжет имеют ограниченный ресурс. Появление люфта из-за износа подшипника значительно приблизит негерметичность сальника.
  2. Несоосность по отношению к шестерням привода ГРМ, роликам (помпа становится наперекос). Неравномерное распределение натяжки приводит к ускоренному износу не только подшипника, но и сальника. Неправильная установка либо заводской брак, при котором шкив вращается с перекосом, приводит к ускоренному износу нагруженной части ремня. Подобный дефект даже при небольших пробегах может стать причиной обрыва ремня ГРМ и встречи клапанов с поршнями.
  3. Перегрев двигателя. При обламывании лопастей крыльчатки снижается производительности помпы, вследствие чего через малый контур циркуляции проходит меньшее количество ОЖ.

Часто снижение производительности замечается после использования герметика для устранения течи радиатора. Залитая смесь забивает каналы системы охлаждения, налипает на крыльчатку помпы.

Если жижа не закупорила канал для слива ОЖ в корпусе, то к неисправности водяного насоса заливка герметика не приведет. Но без снятия помпы и промывки системы уже не обойтись.

Как проверить насос системы охлаждения?

Проверяя помпу без снятия с двигателя, мы можем лишь косвенно оценить ее производительность. При снижении объема прокачиваемой охлаждающей жидкости начинает плохо греть печка. Но перед снятием водяной помпы для осмотра крыльчатки рекомендуем проверить термостат, а также убедиться, что в системе охлаждения отсутствует воздушная пробка.

После снятия обращайте внимание не только на целостность лопастей и место посадки крыльчатку на приводной вал, но и на форму лопастей. К примеру, на ВАЗ 2121 за долгие годы выпуска устанавливались крыльчатки, отличающиеся диаметром насосного колеса, количеством и профилем лопастей. Установка на более теплонагруженную модификацию двигателя менее производительного насоса приведет к более частому включению вентилятора системы охлаждения и повышенному риску перегрева.

Обязательно осмотрите блок двигателя в месте прилегания корпуса и саму помпу. Запотевания, незначительный потек ОЖ из дренажного отверстия еще не значит, что помпу следует менять. При обнаружении значительной утечки постарайтесь точно определить место негерметичности. Если течь только в месте прилегания корпуса к блоку двигателя, вероятнее всего, устранить неисправность можно без замены помпы. Достаточно будет нанести герметик и установить новую прокладку.

Риск обрыва ремня ГРМ

Опасность несоосного расположения зубчатого шкива водяного насоса в том, что нет явных признаков неисправности. В первую очередь необходимо обращать внимание на ремень ГРМ. Если его уводит в какую-либо из сторон, наблюдается неравномерная выработка, необходимо проверить помпу и ролики. Причиной перекоса может быть заводской брак, износ подшипника либо неравномерное прилегание корпуса к блоку двигателя (грязные, ржавые привалочные плоскости). Иногда неисправность начинает проявлять себя после ДТП, когда элементы кузова либо навесного оборудования бьют по шкиву помпы.

В случае обнаружения перекоса дефектную помпу необходимо как можно быстрее заменить. Также не стоит медлить с устранением шума, свиста со стороны водяного насоса. При критическом износе подшипник может разрушиться, заблокировав тем самым зубчатый шкив. Заклинивание помпы гарантированно приведет к обрыву ремня ГРМ. Если на вашем автомобиле при обрыве поршни встречаются с клапанами, то устранение последствий неисправности выльется в довольно крупную сумму.

Проверка подшипника

Проще всего проверить помпу, шкив которой находится в доступном месте и вращается приводным ремнем. Достаточно взяться рукой за шкив и пошатать его в разные стороны (видео проверки). В случае неисправности вы почувствуете большой люфт. Чтобы определить, что шум, свист при работе двигателя исходит именно от насоса системы охлаждения, снимите приводной ремень и раскрутите шкив от руки. Изношенный подшипник с вымытой смазкой будет вращаться с ощутимым шумом, перекатами.

Проверить помпу, шкив который вращается ремнем ГРМ, несколько сложнее. Преодолевая усилие натяжения ремня, вы можете попытаться пошатать в разные стороны зубчатую шестерню. Но для полноценной проверки и оценки плавности вращения ремень ГРМ все-таки придется ослаблять.

Основная причина поломок

В случае негерметичности сальника или резиновой манжеты охлаждающая жидкость вымывает смазку из подшипников. Проблема многократно усугубится, если вместо качественного антифриза использовать дешевый тосол или воду. Отсутствие противокоррозионных присадок и минимальной смазывающей способности очень быстро «убьет» подшипник помпы.

Но гораздо важнее использование качественно антифриза для долгого срока службы сальника. В месте контакта с приводным валом резиновые уплотнители должны смазываться, чего не происходит при использовании агрессивного тосола, воды.

Водяной насос — что нужно знать?!

Водяной насос (насос охлаждающей жидкости) является одной из наиболее важных частей системы охлаждения. Каково его местоположение? Как это работает? Когда он выходит из строя и в чем причина его отказа? Как обслуживать водяной насос? Как распознать, что произошел сбой водяного насоса?

Отказ водяного насоса может иметь крайне неприятные последствия. Результатом его повреждения может стать перегрев и не только. Поэтому особое внимание должно быть уделено этому компоненту.

Расположение, конструкция и роль

Насос охлаждающей жидкости является сердцем системы охлаждения. Помимо этого, система включает в себя такие компоненты, как радиатор, вентилятор радиатора с термовыключателем (приводимый в движение электродвигателем или вискомуфтой, передающий привод от двигателя), термостат, бак охлаждающей жидкости, жесткие и гибкие шланги охлаждающей жидкости, а в более новых автомобилях также электронные датчики.

Как работает система охлаждения? В ней используется расходная жидкость — охлаждающая жидкость, изготовленная на основе деминерализованной воды, смешанная в правильных пропорциях с гликолем, спиртом, антикоррозийными добавками, пеногасителями и т.д. Жидкость подбирается под материал, из которого изготовлен радиатор автомобиля.

Система охлаждения начинает работать сразу после запуска автомобиля. Водяной насос (насос охлаждающей жидкости) приводится в движение ремнем ГРМ, цепью ГРМ или клиновым ремнем. Благодаря ее работе охлаждающая жидкость начинает циркулировать по всей системе охлаждения автомобиля. Первоначально, сразу после запуска двигателя, она обходит радиатор. Благодаря специальным каналам внутри двигателя охлаждающая жидкость промывает стенки цилиндров и достигает головки двигателя. Давление жидкости зависит от нагрузки двигателя, обычно жидкость находится под давлением от 1 до 1,5 бар.

Когда двигатель достигает рабочей температуры, температура охлаждающей жидкости также увеличивается. После достижения соответствующих значений, из-за температуры, термостат открывается. В результате охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большой цепи с кулером. Отныне система охлаждения выступает гарантом, от перегрева двигателя. Система охлаждения также обеспечивает обогрев салона, так как жидкость протекает через нагреватель. Кроме того, в автомобилях с клапаном рециркуляции отработавших газов система протекает через охладитель клапана рециркуляции отработавших газов.

В связи с тем, что охлаждающая жидкость может проходить через насос охлаждающей жидкости без необходимости его запуска, можно использовать такие решения, как стояночный отопитель и электрические нагреватели двигателя с собственными электронасосами для приведения жидкости в движение.

Где установлен охлаждающий насос? На самом двигателе, чтобы его можно было приводить в движение с помощью ремня ГРМ, цепи ГРМ или поликлинового ремня, в зависимости от используемого в автомобиле решения.

Как устроен водяной насос? Насос не имеет сложной конструкции. Он состоит из четырех основных элементов:

  • ведущее колесо, на которое крутящий момент передается от шкива коленчатого вала через ремень ГРМ, цепь ГРМ или поликлиновой ремень, в зависимости от конструкции;
  • крыльчатка из металла или пластика, который приводит в движение охлаждающую жидкость;
  • установленный вал, на противоположных концах которого установлены ведущее колесо и рабочее колесо;
  • металлический корпус;

Кроме того, так же используются уплотнения.

Симптомы неисправности водяного насоса

Как распознать когда насос охлаждающей жидкости вышел из строя?

Выход из строя водяного насоса возможно наблюдать по типичным симптомам:

  • металлический шум из-под капота, обычно очень громкий;
  • высокая температура охлаждающей жидкости, которая будет видна на индикаторе, расположенном на приборной панели;
  • потеря охлаждающей жидкости и под автомобилем появляются пятна;

Повреждение водяного насоса очень опасно, так как может привести к перегреву двигателя и даже к его заклиниванию из-за длительного отсутствия охлаждения и перегрева моторного масла. Утечка хладагента также может повредить ремень ГРМ.

Водяной насос не выходит из строя через какое-либо время, и не имеет определенный интервал замены. Поэтому необходимо реагировать на симптомы поломки.

Причины выхода из строя водяного насоса

Существует немало причин, которые могут повредить водяной насос. Вот наиболее распространенные:

  • коррозия в системе охлаждения из-за использования воды вместо охлаждающей жидкости или старой охлаждающей жидкости, которая потеряла свои антикоррозийные свойства;
  • коррозия в системе охлаждения из-за поврежденной прокладки под головкой — выхлопные газы, попадающие в охлаждающую жидкость, вызывают химические изменения в жидкости и потерю антикоррозионных свойств;
  • повреждение ведущего колеса из-за плохого натяжения ремня ГРМ, поликлинового ремня или цепи ГРМ;
  • точь жидкости из насоса из-за повреждения контактного кольца;
  • повреждение подшипников насоса;
  • повреждение пластиковых лопастей рабочего колеса;

Обслуживание водяного насоса

Как правильно обслуживать водяной насос, ухаживать за ним, чтобы прослужил как можно дольше?

Основой является использование соответствующей охлаждающей жидкости с параметрами, установленными производителем автомобиля. При использовании универсальных жидкостей их необходимо заменять каждые 2 года. Таким образом, система может быть защищена от коррозии.

При замене ремня ГРМ, цепи ГРМ или поликлинового ремня, который приводит в движение водяной насос, всегда необходимо заменить сам насос. И наоборот — каждый раз, когда Вы меняете насос, Вам необходимо заменить ремень или цепь.

Стоимость водяного насоса (помпы)

В зависимости от производителя и таких факторов как наценка продавца, цена варьируется от 1000 +/- рублей.

Рекомендуется всегда устанавливать только новые насосы. Помпа с разборки приведет только к дополнительным расходам, связанным с заменой после неопределенного срока службы б/у насоса на новый.

Что нужно для замены насоса

  • новый водяной насос (помпа);
  • новый привод ГРМ, например, комплект ремня ГРМ или поликлиновой ремень, если он приводит в движение насос;
  • новая охлаждающая жидкость;

Водяной насос имеет простую конструкцию и не относится к дорогим деталям. Однако это оказывает огромное влияние на состояние двигателя. Поэтому Вы должны помнить, чтобы заменить его вовремя, не забудьте заменить хладагент и реагировать на его неисправности.

Читать еще:  Технические характеристики джили эмгранд х7

Проверка, замена и основные неисправности водяной помпы

Водяная помпа — важнейшая часть системы охлаждения двигателя любого автомобиля. Если это устройство по каким-то причинам выйдет из строя, то мотору может быть нанесён катастрофический ущерб, справиться с которым зачастую не может даже капитальный ремонт. Проблема усугубляется ещё и тем, что сразу заметить поломку помпы удаётся далеко не всегда. Подозревать неладное водитель обычно начинает только тогда, когда из-под капота начинает идти дым. Но избежать такого развития событий всё-таки можно.

Причины поломки водяной помпы

Помпа в автомобиле может выйти из строя по разным причинам. Перечислим самые распространённые:

  • низкое качество охлаждающей жидкости. Примерно 90% водяных помп в легковых автомобилях ломаются именно из-за плохого антифриза. Некачественная охлаждающая жидкость приводит к образованию смолистых отложений, затрудняющих вращение крыльчатки. Она же может стать причиной коррозии внутренних частей помпы. А ещё некачественный антифриз может вызывать повышенный уровень кавитации, когда образующиеся при вращении крыльчатки вакуумные пузырьки схлопываются и буквально вырывают частицы стали с внутренней поверхности помпы, что ведёт к быстрому разрушению устройства;
    Внутренняя часть водяной помпы разрушена из-за кавитации
  • естественный износ. Любое устройство может просто выработать свой ресурс. И водяная помпа в этом плане не исключение. Средний срок службы водяной помпы — 200 тыс. км пробега. После этого её следует в обязательном порядке проверить и в случае сильного износа — заменить;
  • проблемы с крепежом. Болты, которыми помпа крепится к корпусу двигателя, со временем ослабевают. Так как шкивы постоянно вращается, то при ослаблении крепёжных болтов на валу помпы неизбежно возникает люфт, который по мере пробега увеличивается. В конце концов это приведёт либо к повреждению вала помпы, либо к разрушению центрального подшипника.
    Вал центрального шкива помпы, износившийся из-за постоянного люфта

Проверка исправности помпы

Сразу следует отметить, что для выявления многих неисправностей водяной помпы это устройство придётся снимать с двигателя и разбирать. Только так можно увидеть загрязнения, коррозию и следы кавитации.

Крыльчатка водяной помпы, сильно повреждённая коррозией

Но существует ряд признаков, по которым можно установить неисправность помпы без её снятия. Вот они:

  • тонкий непрерывный свист, раздающийся из-под шкива распределительного вала двигателя. Этот свист говорит о неисправном подшипнике.
  • потёки охлаждающей жидкости, которые видны как на самом двигателе, так и на асфальте под автомобилем;
  • люфт помпы, который можно обнаружить, просто взявшись за шкив и покачав помпу рукой вверх и вниз.

Рассмотрим эти неисправности подробнее.

Свист помпы

Причина свиста помпы — частично или полностью разрушившийся шарикоподшипник на основном валу устройства. Причём подшипник помпы, как правило, издаёт очень высокий, пронзительный свист, тогда как свист неисправного генератора существенно ниже и порой переходит в скрежет. Тут сказывается разница в размерах подшипников: на помпе шарикоподшипник маленький, потому свистит он очень тонко. Подшипник генератора в два раза больше, так что и звук от него идёт соответствующий. Так что перепутать звук сломанной помпы и сломанного генератора практически невозможно.

Центральный шариковый подшипник помпы разрушился полностью

Проблема решается заменой центрального подшипника помпы. Однако тут есть один нюанс: по отдельности эти подшипники практически нигде не продаются. И приобрести их можно только в комплекте с новой помпой. Поэтому водитель, услышав раздающийся из-под капота характерный тонкий свист, должен быть готов раскошелиться: новая водяная помпа может стоить от 2 до 10 тыс. рублей (в зависимости от марки автомобиля).

Течь охлаждающей жидкости

Жидкость начинает течь из-под помпы в двух случаях:

  • ослабли крепёжные болты;
  • повреждена уплотнительная прокладка под помпой.

Первая проблема решается простым подтягиванием болтов. А вот повреждённую уплотнительную прокладку придётся менять. К счастью, найти прокладку для помпы в продаже легче, чем центральный подшипник (а в особо тяжёлых случаях автолюбители даже заказывают уплотнители через интернет, у китайцев на «Алиэкспресс», к примеру).

Водяная помпа подтекает из-за слишком сильной затяжки

Здесь же следует отметить, что даже новую прокладку можно запросто разрезать помпой, если неправильно затягивать крепёжные болты. Помпа — это одно из тех устройств, при затягивании которого очень важно не переусердствовать. Затягивать болты необходимо по схеме крест-накрест: вначале затягивается правый верхний, потом левый нижний, потом левый верхний, левый нижний и т. д. Только такая схема затягивания может гарантировать максимальную плотность и герметичность соединения.

Наконец, нельзя забывать и о герметиках. Бывают ситуации, когда ни новая прокладка, ни правильная схема затягивания не помогают избавиться от течи. Тогда остаётся только один вариант: использовать герметик, причём его состав должен быть очень устойчив к высоким температурам.

Герметик наносится на прокладку помпы очень тонким слоем

Оптимальным вариантом тут является профессиональный герметик от фирмы ABRO, отлично зарекомендовавший себя на всех марках автомобилей.

Профессиональный герметик ABRO, устойчивый к высоким температурам

Течь охлаждающей жидкости после замены теплообменника

В подавляющем большинстве случаев антифриз после замены теплообменника начинает течь не из-под помпы, а из-под хомутов патрубка, подключённого к помпе. На большинстве современных автомобилей помповые патрубки сделаны из пластика, причём из очень хрупкого пластика. Любое неосторожное движение при замене теплообменника если не сломает такой патрубок, то как минимум нарушит герметичность его соединения с помпой. После этого антифриз обязательно начнёт подтекать. Есть два варианта решения этой проблемы:

  • если на патрубке нет трещин, то можно просто подтянуть его хомуты плоской отвёрткой, после чего дать двигателю несколько минут поработать на холостых оборотах, а затем проверить соединение на предмет течи;
  • если же патрубок после замены теплообменника оказался сломан, выход один: поход в ближайший автомагазин и замена. Восстановлению эта деталь не подлежит.
    Патрубки на водяных помпах делают из очень хрупкого пластика

В каком случае возможен ремонт помпы

Как правило, автолюбители предпочитают не ремонтировать водяную помпу, а сразу менять её. Это обусловлено как трудностью поиска запасных частей к этому устройству, так и простым прагматизмом: проще и быстрее поменять помпу, чем возиться с её разборкой, сборкой и последующей настройкой. Заниматься ремонтом помпы целесообразно лишь тогда, когда из строя выходит какая-то не слишком ответственная деталь вроде охлаждающего патрубка или уплотнительной прокладки. Патрубок можно подтянуть, а подтекающую прокладку можно посадить на герметик. Во всех остальных случаях замена помпы остаётся наиболее рациональным вариантом, который сэкономит как время, так и нервы автолюбителя.

Замена охлаждающей помпы своими руками

Автолюбитель вполне может самостоятельно поменять водяную помпу. Проиллюстрируем этот процесс на примере автомобиля «Пежо 307». Но перед этим определимся с инструментарием и расходниками. Для работы нам потребуются следующие вещи:

  • новая водяная помпа;
  • ключи рожковые, набор;
  • ключи торцовые и вороток в комплекте;
  • жидкость охлаждающая, 5 литров;
  • домкрат.

Последовательность замены помпы на примере «Пежо 307»

  1. Машина загоняется на смотровую яму, колёса фиксируются башмаками. Переднее правое колесо поднимается домкратом и снимается торцовым ключом.
    Правое переднее колесо «Пежо 307» поднимается домкратом и снимается
  2. Через сливное отверстие под радиатором старый антифриз сливается в подставленную ёмкость (это может быть как десятилитровое ведро, так и обыкновенный таз).
  3. Следующий этап — снятие ремня ГРМ для получения доступа к помпе. Рядом со шкивом распределительного вала есть фиксатор ремня и болт натяжителя ремня ГРМ. Рожковым ключом на 10 ослабляется вначале фиксатор, а потом — болт натяжителя.
    Для ослабления ремня ГРМ на «Пежо 307» требуется ослабить натяжительный ролик
  4. После ослабления этих болтов натяжение ремня ГРМ тоже ослабнет и его можно будет снять вручную.
    Ослабленный ремень ГРМ на «Пежо 307» можно снять вручную
  5. Открывается доступ к помпе. Она держится на пяти болтах на 12, которые легко выкручиваются обычным рожковым ключом.
    Доступ к водяной помпе «Пежо 307» открыт, можно снимать
  6. Помпа извлекается, на её место ставится новая и система охлаждения собирается в обратном порядке.

Сколько стоит замена помпы

Некоторые автолюбители не меняют помпу самостоятельно, а доверяют это дело профессионалам. Следует отметить, что стоимость замены водяной помпы в автосервисе зависит как от марки автомобиля, так и от доступности самого устройства. В одном случае на замену может потребоваться всего 20 минут. В другом специалисту потребуется несколько часов. И в течение этого времени он будет вынужден разобрать половину машины, чтобы добраться до помпы. Именно поэтому стоимость замены помпы может варьироваться в широких пределах: от 1 до 6 тыс. рублей.

Нужно ли менять охлаждающую жидкость при замене помпы

Если коротко — да, меняя помпу, надо сменить и охлаждающую жидкость. Есть две причины, по которым это следует сделать:

  • прежде всего, на подавляющем большинстве автомобилей смена помпы попросту невозможна без полного слива антифриза;
  • водяная помпа очень требовательна к чистоте антифриза. Именно по этой причине категорически не рекомендуется заливать обратно ранее слитую охлаждающую жидкость. Даже если ёмкость, в которую сливали антифриз, кажется чистой.
    При замене помпы необходимо заменить и антифриз в системе охлаждения, причём антифриз должен быть качественным

Здесь же следует отметить, что заливать в автомобиль нужно не только новую, но и самую качественную охлаждающую жидкость. Ведь как уже говорилось выше, подавляющее большинство всех проблем с помпами — от плохого антифриза. Именно по этой причине экономия на антифризе категорически неприемлема, потому что она может однажды стать причиной капитального ремонта всего двигателя.

Проблемы, возникающие после замены помпы

Существует пара типичных проблем, с которыми может столкнуться автолюбитель, установив на машину новую помпу. Разберём их подробнее.

Шум после замены помпы

Шум после замены помпы может возникать в двух случаях:

  • помпа слишком слабо прикручена, так что возникает биение корпуса помпы о стенки помповой ниши;
  • помпа оказалась бракованной. К сожалению, это не редкость. Помпы от известных производителей часто подделывают (в последнее время этим особенно грешат китайцы). Так что покупать столь ответственную деталь следует только в фирменных магазинах с соответствующими сертификатами.

После замены помпы перестала греть печка

Причин у этой неисправности тоже две:

  • после замены помпы было залито слишком мало охлаждающей жидкости. Решение очевидно: проверить уровень антифриза, а потом долить недостающий объём;
  • крыльчатка помпы по каким-то причинам не вращается. Это может произойти как из-за плохого качества самой помпы, так и из-за плохого антифриза. Например, известны случаи, когда заливаемый в машину антифриз оказывался настолько агрессивен, что стальная крыльчатка буквально растворялась в нём. И хотя вал помпы вращался, никакого давления в системе охлаждения не создавалось, а антифриз не мог попасть в радиатор.
    Крыльчатка водяной помпы, растворённая слишком агрессивным антифизом

Езда при неисправной помпе

Ездить с неисправной помпой нельзя. Если водитель не хочет заниматься капитальным ремонтом своего автомобиля (причём далеко не факт, что этот ремонт будет удачным), то единственный способ перемещения для него — взять неисправный автомобиль на буксир и без запуска двигателя доставить его в ближайший сервисный центр или в гараж для ремонта.

Автомобиль с неисправной водяной помпой можно только буксировать

Итак, водяная помпа является очень важным агрегатом, шутить с которым категорически не рекомендуется. К счастью, на большинстве автомобилей помпу можно заменить своими руками, причём справиться с этой задачей под силу даже начинающему водителю. Возможно, у новичка на это уйдёт больше времени, чем у профессионала. Но при этом он получит бесценный опыт и сэкономит деньги.

Копирайтер с пятилетним стажем. (1 голос, среднее: 5 из 5)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector