Нива 21213 lada
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Нива 21213 lada

Нива 21213 lada

ВАЗ-2121 «Нива», в настоящее время обозначается LADA 4х4 [2] — советский легковой автомобиль повышенной проходимости. Первый в мире комфортабельный внедорожник малого класса с несущим кузовом и постоянным полным приводом. Серийно производится с 5 апреля 1977 года. В истории мирового автомобилестроения «Нива» считается родоначальником «кроссоверов» — особо популярного в начале XXI века класса легковых автомобилей, а также самым оригинальным и популярным автомобилем советского и российского производства. Во многих странах существуют фан-клубы «Нивы».

Содержание

Описание конструкции

ВАЗ-2121 (21213/21214) — легковой автомобиль повышенной проходимости (внедорожник) малого класса. Кузов несущий, трёхдверный типа универсал. Трансмиссия с постоянным полным приводом, механической четырёхступенчатой коробкой передач (начиная с 21213 — пятиступенчатой), двухступенчатой раздаточной коробкой и блокируемым межосевым дифференциалом. Геометрические параметры проходимости хорошие за счёт достаточно большого дорожного просвета (220 мм), небольших свесов кузова (угол въезда 32°, съезда — 37°) и сравнительно короткой 2,2-метровой колесной базы. На первую модель ВАЗ-2121 устанавливался двигатель ВАЗ-2121, созданный на основе двигателя ВАЗ-2106), рядный карбюраторный четырёхцилиндровый, объёмом 1580 см³. Мощность 75 л.с при 5400 об/мин, максимальный крутящий момент 116 Н·м при 3400 об/мин. На рестайлинговую модификацию ВАЗ-21213 устанавливался карбюраторный двигатель ВАЗ-21213 с увеличенным до 1690 см³ рабочим объёмом, мощностью 80,8 л.с. при 5200 об/мин и максимальным крутящим моментом 125,3 Н·м при 3000 об/мин. Одной из особенностей «Нивы» было использование в её конструкции крупносерийных узлов модельного ряда ВАЗ. Так, от модели ВАЗ-2106 использовался 1,6-литроввый двигатель с цепным приводом ГРМ, коробка передач и редуктор заднего моста (на первых «Нивах» в редукторах мостов использовались главные передачи от ВАЗ-2101 с передаточным отношением 4,3). Тем не менее, «Нива» сразу продемонстрировала уникальную для своего класса проходимость.

Мировое признание и экспорт

Большинство выпускавшихся в 70-х годах XX века автомобилей типа 4х4 оснащались жестко подключаемым полным приводом (постоянный полный привод использовался в то время только на Range Rover), рамным шасси, зависимой подвеской, упрощёнными кузовами со спартанским интерьером (кроме того же Range Rover и Jeep Wagoneer) и мягким тентованным верхом, а также и низкооборотными бензиновыми или дизельными двигателями. [3] Поэтому внедорожник с постоянным полным приводом, большим количеством новаторских (мирового уровня) решений вроде независимой передней подвески, закрытого комфортабельного цельнометаллического несущего кузова, в сочетании с невысокой (по мировым меркам) ценой вызвал большую сенсацию, и, впоследствии, множество подражаний.

В 1978 ВАЗ-2121 был награждён золотой медалью и признан лучшим автомобилем своего класса на международной выставке в Брно. [4] В октябре 1980 автомобиль получил золотую медаль Познаньской международной ярмарки. [4]

«Нива» (с 2006 года LADA 4×4) была и остается одним из лидеров экспорта АвтоВАЗа. Две самые первые специальные версии «Нивы» были экспортными: ВАЗ-21211 с 1,3-литровым мотором (для стран с дорогим топливом и высокими налогами на объём двигателя) и ВАЗ-21212 с правым рулем. «Праворукая» версия «Нивы» пользовалась очень хорошим спросом в Великобритании и даже поступала в небольшом количестве в Японию [5] . С конца 90-х на экспорт производится малыми партиями модификация ВАЗ-21215 с дизелем Пежо. Экспортный потенциал бензиновой «Нивы» сохранился в странах дальнего зарубежья по настоящее время. В 2003—2007 гг. завод успешно адаптировал LADA 4×4 под нормы Euro 3 и 4, в том числе и по пассивной безопасности. Целый ряд зарубежных тюнинговых фирм создавал на базе «Нивы» версии с кузовами кабриолет и пикап, а также спортивно-гоночные и тюнинговые варианты.

За три с лишним десятилетия из 1,8 миллионов произведённых «Нив» на экспорт в более чем 100 стран мира было отправлено свыше 500 тыс. Ежегодно около 15 тысяч «Нив» экспортировались в страны Латинской Америки, Африки, Среднего Востока, Восточной и Западной Европы, в том числе в Германию, Францию, Италию, Англию, Испанию, страны Бенилюкса и Грецию. В этих странах, а также в Японии, несмотря на то, что внедорожник больше не поставляется в Страну Восходящего Солнца, и по сей день существуют клубы любителей «Нивы». Встречаются «Нивы» и в Австралии и Канаде.

Сегодня «Ниву» из поставляемых АвтоВАЗом сборочных комплектов собирают в Казахстане (фирма «Азия-Авто») и на Украине (завод «ЛуАЗ» компании «Богдан»). Ранее сборка «Нивы» из Эквадоре, где только в 2001 году было собрано почти две с половиной тысячи автомобилей. Главная причина завидного долголетия на рынке — доступность, неприхотливость и отсутствие конкурентов.

Автоспорт

«Нива» достигла успехов и в автоспорте, становясь призёром таких престижных ралли-рейдов как Париж-Дакар, Париж-Тунис, «Ралли Фараонов», Париж-Пекин и других [6] [7] .

Мировые рекорды «Нивы»

  • Мировой рекорд высоты: в 1998 году внедорожник «Нива» поднялся в базовый лагерь под Эверестом на высоту 5200 м, а в 1999 году на Тибетском плато в Гималаях взял высоту в 5726 м над уровнем моря;
  • «Нива» покорила Северный полюс — в ходе международной парашютной акции в апреле 1998 года ВАЗ-2131 «Нива» был сброшен на парашюте, а после приземления на лёд и освобождения от строп, был заведён и успешно преодолел заданный маршрут;
  • 12 лет прослужила «Нива» на российской полярной станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде, где дорог не существует в принципе. Тольяттинский внедорожник эксплуатировался в диапазоне температур от −54 до +4 °C для перевозки грузов и буксировки судов

. Общий пробег автомобиля составил 40 тыс. км;

  • В 1999 и 2000 гг. снегоболотоход «Лада-Нива-Марш», созданный на агрегатах «Нивы», дважды покорил Северный полюс.

Безопасность

По данным журнала Авторевю уровень пассивной безопасности у стандартной «Нивы» (ВАЗ-21213) оказался крайне низким. По результатам краш-теста «Нива» набрала 0 баллов из 5, став второй после ВАЗ-2107 моделью АВТОВАЗа показавшей столь низкий результат. Экспортная версия LADA 4×4, соответствующая нормам Euro 4, выпускаемая с 2007 года, обеспечивает более высокий (на уровне двух «звёзд») уровень пассивной безопасности за счёт усиления ряда элементов и заполнения скрытых полостей кузова пенополиуретаном.

Модификации Ваз 2121 Нива

В процессе производства Нива модернизировалась, и на её базе изготавливались различные автомобили.

Нива выпускается с 5 апреля 1977 года и по настоящее время под названием Lada 4×4.

ВАЗ-Э2122 амфибия

Еще до начала серийного выпуска в 1976 году, на основе Нивы был построен прототип ВАЗ-Э2122 амфибия.

Ваз 2121 Нива

Базовая модель комплектовалась двигателем 1,6 л, 80 л. с.

ВАЗ-21211

Комплектовалась доработанным двигателем ВАЗ-21011 1,3 л, 69 л. с.

Машина изготавливалась для экспорта в страны с повышенными налогами. В первую очередь это страны Бенилюкса и Южной Европы. Маломощный двигатель обладал плохой динамикой и тяговитостью, поэтому большой популярности и распространённости Ваз 21211 не получил.

ВАЗ-21212

Модификация для экспорта, с правым расположением руля. Предназначена для стран с левосторонним движением, поставлялась в Новую Зеландию, Австралию, Японию. В Великобритании машина продавалась под брендом Cossack.

Так же известно, что кроме собранных автомобилей в некоторые станы поставлялись машинокомплекты для сборки на месте. Это подтверждается в приказе №19 от 28 января 1981 года Генерального директора объединения «АвтоВАЗ» А.А.Житкова «О подготовке производства и поставках автомобилей ВАЗ-21212 в разобранном виде».

ВАЗ — 21213 «Тайга»

В 1989 году начались работы по модернизации нивы.

С 1991 года на заводе начали выпускать переходную модель ВАЗ-21219 которая комплектовалась двигателем и шасси от ВАЗ-21213, а кузов с интерьером соответствовал модели 2121.

Производство 21213 началось только в январе 1994 года.

Отличительные особенности новой модели:

  • Новый двигатель;
  • Другая задняя оптика;
  • Новая задняя дверь;
  • Изменился интерьер;

На 21213 устанавливался двигатель объемом 1,7л, 81,8 л.с., крутящий момент 125 Н•м. Карбюратор «Солекс» и бесконтактная система зажигания.

Предполагалось, что у новой модели изменится и передняя часть кузова, в частности габариты и поворотники должны были располагаться по бокам, рядом с фарами, но в силу определенных причин переделка не состоялась.

Присвоенное машине имя «Тайга» внутри страны не прижилось, в дальнейшем использовалось для обозначения на некоторых рынках за рубежом.

Ваз – 21214 (Lada 4×4)

Модификация модели 21213. Выпускалась с 2000 года для экспорта и с 2002 года для внутреннего рынка.

Отличительная особенность – двигатель с центральным впрыском топлива.

Модификация ВАЗ-21214-20 с электронной системой управления двигателем, система изготавливалась в России.

Модификация 212146 – для стран с левосторонним движением, с правым рулём.

Ваз – 21215

Машины с дизельным двигателем. Впервые задача, разработать дизельную ниву была поставлена министром автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляковым в 1979 году.

Ваз 21216

Модификация соответствует модели 21213, но с правым расположением руля.

Ваз 21217

Модификация соответствует 21213, а двигатель модификации 21211 маломощный — 21011. Изготавливалась для экспорта.

ВАЗ-21219

Переходная модель с кузовом 2121, а двигателем и салоном от 21213.

ВАЗ-2121Б

1992—1993 гг. Ограниченная серия.

Бронированная модификация. Разработана научно техническим центром концерна АвтоВАЗ совместно с коммерческим банком социального развития Лада-Банк.

Предназначена для перевозки ценных грузов, инкассаторский автомобиль.

Результат испытания стрельбой подтвердили защищенность салона от удара стальной пули автомата калашникова калибра 7,62 мм, а днища от осколков гранаты.

Для противоосколочного бронирования впервые были опробованы вспененные полимеры.

В моторном отсеке оборудована системой пожаротушения.

Этот автомобиль стал началом семейства бронеавтомобилей «БРОНТО Форс».

ВАЗ-2121Ф

Коммерческая версия с кузовом типа фургонет, изготавливалась на базе моделей ВАЗ-2121 и 21213.

Модификация отличалась тем, что задние боковые стекла были заменены на металлические панели, заднее сиденье отсутствовало. За передними сиденьями установлена металлическая панель и трубчатая защита для предотвращения смещения груза во время движения.

Читать еще:  Стартер крутит но не заводится ваз 2110 инжектор

Известно, что 2121Ф изготавливалась малыми партиями на ОПП АвтоВаз и поставлялась только на экспорт в страны дальнего зарубежья, где местное законодательство предусматривало налоговые льготы для подобных коммерческих автомобилей.

Кроме того, некоторые зарубежные дилеры самостоятельно изготавливали фургоны. Применимость к ним названия модели 2121Ф сомнительна.

Напимер, чешская компания CS AUTO LADA выпускала фургоны под названием Niva Praktik.

Более того, компания производила модификацию Niva Praktik Special с увеличенным на 365мм задним свесом и усиленной пластиковой вставкой в крышу. Задние амортизаторы и пружины усиленные.

ВАЗ-212180 «Фора»

Удлиненная на 300 мм версия модели 21213. Отличается увеличенными дверными проёмами и приподнятой задней части крыши, которая выполнена из прочного пластика. Задний диван типа 2108, трёхместный.

Производилась фирмой «ПСА БРОНТО».

В стандартной комплектации оснащалась системой пожаротушения в моторном отсеке, как в бронированном автомобиле «Форс».

В качестве опций устанавливались:

  • Гидроусилитель руля
  • Кондиционер
  • Пластиковый «кенгурятник»

Интересно, что из-за того, что на «Фору» устанавливались колеса увеличенного диаметра (Диски производства компании «Слик», а шины Nokian HRC), запасное колесо не помещалось в стандартное место под капотом, поэтому оно установлено на специальном креплении на задней двери.

ВАЗ-212182 «Форс»

Бронеавтомобиль на базе 21218.

  • Системой автоматического пожаротушения под капотом;
  • Взрывопожаробезопасным бензобаком;
  • Дополнительным аккумулятором;
  • Дистанционным замком правой двери с кнопкой у водителя;
  • Кондиционером;
  • Усиленной подвеской т.к. за счет брони автомобиль стал на 430 кг тяжелее. Устанавливались пружины с увеличенной толщиной витков и усиленные амортизаторы.

В качестве дополнительного оборудования машину могли оборудовать бронированным днищем, светосигнальными маяками т.д.

ВАЗ-212183 «Ландоле»

Производился только под заказ фирмой «ПСА «БРОНТО» на базе модели 21218.

Отличительная особенность – открытый кузов без дверей и задней части крыши, задний борт откидывается.

Для усиления кузова предусмотрен трубный каркас.

В стандартный комплект поставки входят:

  • Передние и задние сиденья ВАЗ-2108 со съемными чехлами;
  • Полный набор ремней безопасности;
  • Отопитель;
  • Навесные пластиковые накидки на кузов;
  • Кронштейн крепления запасного колеса на заднем борту;

В качестве опций:

  • Колеса с литыми дисками из алюминиевого сплава;
  • Решетка-отбойник на переднем бампере;
  • Гидроусилитель руля;
  • Наружные зеркала с электроприводом.

Выпускались автомобили с карбюраторными двигателями 1.7 и 1.8 л.

ВАЗ-2129 «Кедр»

Удлиненная на 500 мм версия Нивы, построенная на базе 21213. Кузов был удлинен за счет центральной вставки, появилось еще одно боковое стекло.

Изначально задумывался как носитель агрегатов для перспективного минивэна ВАЗ-2120, но выпускался мелкосерийно. В дальнейшем модель послужила основой для создания пятидверной Нивы 2131.

ВАЗ 2129 «Утилитер»

Коммерческая модификация «Кедра», отличалась зарешёченными задними боковыми окнами, заднее сиденье отсутствует.

Изготавливали автомобиль под заказ на ОПП АвтоВАЗ.

ВАЗ-2130 «Кедр»

модификация ВАЗ-2129 с изменённой планировкой салона. Трёхместное заднее сиденье типа 2108 сдвинуто вперед. По непроверенной информации, впоследствии индекс модели был изменён на 2129-01. Послужил основой для создания пятидверной модели 2131.

ВАЗ-2131 (Lada 4×4 5-дв.)

1995 — по наст. время.

Пятидверная, удлиненная на 500 мм версия Нивы. Создан на базе 2129 и агрегатов 21213, 21214.

В народе получила прозвище «крокодил», «колбаса» и т.д. из-за своей несуразной внешности.

ВАЗ-2131 СП

Скорая помощь. Увеличенная на 300 мм база, за счет заднего свеса и высокая крыша позволила транспортировать больного на носилках и двух медиков с оборудованием.

В дальнейшем с незначительными изменениями выпускались модификации с обозначением 2131-05 и 2131-45.

ВАЗ-2131-02

Как и модель 2131 отличалась высокой крышей и увеличенным задним свесом, однако была гражданским автомобилем, а не скорой помощью. В багажнике располагалось 2 дополнительных сиденья, таким образом было организовано 7 посадочных мест.

В дальнейшем с незначительными изменениями выпускались модификации с обозначением 2131-22 и 2131-42.

ВАЗ-2121 сахара-1

Первая удлинённая версия, созданная в 1991 году в качестве прототипа конструкторами-энтузиастами на заводе Ваз.

Всего изготовлено 6 автомобилей. Часть машин зарегистрированы как самоделки частными лицами, остальные были выкуплены лада-банком, причем были зарегистрированы под собственным названием «сахара» и использовались в служебных целях.

В дальнейшем используя наработки по этой машине создавались и другие удлиненные версии, такие как 2129 «Кедр» и 21218 «Бронто».

ВАЗ-2328

Опытный пикап с двухместной кабиной построенный на базе модели 2131. Известно, что автомобили собирали с коротким и длинным свесом.

Предполагалось запустить производство параллельно с моделью 2329, однако удалось выпустить только установочную партию т.к. большого спроса не было.

Можно встретить упоминания, что название модели «Волк», однако официального названия модель не получила, просто на одной из выставок на лишь одном автомобиле был изображен волк.

ВАЗ-2329, «Нива Пикап», LADA 4×4 Pickup

Пикап с пятиместной кабиной построенный на базе модели 2131. Задний свес увеличен на 300 мм. Заднее сиденье складывается и образует ровную грузовую площадку.

Грузоподъемность составляла 650 кг.

Существуют две комплектации:

ВАЗ-2329-04 базовая, укомплектованная тентом для грузовой площадки.

В качестве опций:

  • пластиковая надстройкой для грузовой площадки;
  • дополнительные ограждения передка;
  • предохранительные накладки на боковины;
  • защита заднего стекла;
  • противотуманные фары;
  • кондиционер;
  • и др.

Так же под заказ, вместо двигателя 21213, устанавливался двигатель 2130 объемом 1,8 л, мощностью 84 л. с.

Можно встретить упоминания, что название модели «Медведь». По одной версии первые автомобили имели собственное имя, по другой версии модель 2329 собственного имени не имела.

Выпускался на ООП АвтоВаз, а затем производство было передано дочерней компании ООО «Моторика».

БРОНТО-1922 «Марш-1»

снегоболотоход («пневматик») на колёсах сверхнизкого давления на агрегатах ВАЗ-21213. Мелкосерийно производится ОАО «ПСА БРОНТО» с 1997 года.

ФВК-2302 «Бизон»

Пикап с рамным шасси, двухместной кабиной и деревянной платформой, создан на базе агрегатов «Нивы».

Мелкосерийно производился тольяттинской фирмой «Восточное кольцо» в 1993—1995 гг. Усиленная задняя подвеска «Бизона» была рессорной.

Пикап спросом не пользовался и массового распространения не получил.

При копировании обязательно ставьте активную ссылку на SovietCars.net

© 2016 Все права защищены и охраняются законом.

ВАЗ-2121 Нива: от печали до радости

Свою последнюю Ниву я продал десять лет назад, после того как появилась асфальтированная дорога к дачному участку. Но вот в год сорокалетия автомобиля, с которым, оказалось, так много было связано в жизни, решил поделиться воспоминаниями.

LADA > 4×4

Поводом послужил звонок Кости — молодого архитектора, сына моих друзей, влюбленного в Ниву, с просьбой помочь подыскать шины для его автомобиля. Оказалось, что все это время летом он ездил на моих покрышках, которые я отдал им после продажи своей Нивы.

С нивовской резины и начну. Всем известно, что штатная ВлИ-5, которой комплектовались Нивы, для езды по асфальту была мало приспособлена из-за страшного шума и недостаточно хороших сцепных свойств на сухом асфальте, да и изнашивалась быстро. Чтобы сделать езду комфортной, нужно было сразу менять шины. Вы пробовали найти их штатной 16-дюймовой размерности для Нивы?

До сих пор это проблема, если не считать камские шины, которые трудно отбалансировать. Так вот я поставил шины Bridgestone, предназначенные для развозных фургонов. Отходив 30 тысяч километров на моей Ниве, эти покрышки проездили еще около пятидесяти на двух Нивах в семье у Кости. Многие нивоводы для решения шинного вопроса переходят на 15-й диаметр, но это требует замены штатных дисков. Однако такой переход рождает, в свою очередь, проблему размещения запасного колеса под капотом. Именно поэтому появляются варианты крепления запаски на задней двери.

На непригодность шин ВлИ-5 для нормальной езды на Ниве мне указывал еще Жан-Жак Пок, французский импортер Лады, когда в 1989 году помогал нам снарядить три Нивы перед марш-броском через Сахару. Был такой эпизод в жизни журнала «За рулем» (репортаж опубликован в трех последних номерах того же года). Но это — уже совсем другая история. Замечу только, что шины всех Нив, продаваемых во Франции, сразу менялась на мишленовскую еще до встречи с покупателем.

Вентилятор

Впрочем, то путешествие в Сахару заставило вспомнить и о другой нивовской проблеме — вентиляторе радиатора охлаждения двигателя. Перед визитом в Африку все машины экипировали в Тольятти вентиляторами с ременным приводом, от электрических отказались. Проще взять с собой запасной шкив, чем тащить электромотор. Сейчас на Нивы устанавливают электровентиляторы, даже два, чтобы не допускать перегрева. На перегрев нивовские моторы и не жалуются, но вот шум от работы вентиляторов раздражает. Владельцы таких нив говорят, что «вентиляторы охлаждения распугивают своим чудовищным воем пешеходов».

Кузов

На Костиной двухлетней машине уже появилась коррозия вокруг рамки лобового стекла. Всего через полтора года эксплуатации он заметил ржавчину и на сварных швах кузова с крышей. (Примечательно, что ВАЗ для Нивы на кузов и покрытие никаких гарантий не дает вообще.) В дождь Костю донимает протекающий после трех гарантийных замен уплотнитель ветрового стекла. Причем: как он заметил, вода из-под него сочится прямо на блок предохранителей двигателя.

Ко всему прочему появление большой задней двери, которая снизила погрузочную высоту и облегчила доступ в багажник, привело не только к тому, что при ее открытии сумки, вещи и продукты каждый раз подвергались риску выпасть и перепачкаться, но и к существенному ослаблению жесткости кузова. Неоднократно я сталкивался с тем, что на неровностях багажник попросту не закрывался — замок смещался относительно фиксатора. Та же проблема возникала при подъеме машины на домкрат. На прежней модификации с «короткой» багажной дверцей таких нареканий не было.

Читать еще:  Как выставить зажигание на дизельном двигателе

Трансмиссия

Полный привод принес Ниве мировую, без преувеличения, славу, но одновременно стал одной из постоянных головных болей для ее владельцев. Не скрою, постоянные ремонты и переборки коробок и раздаток, балансировки карданов вынудили меня расстаться с Нивой. Причем все это началось после того, как я пересел на Ниву с мотором рабочим объемом 1,7 л в паре с 5-ступенчатой коробкой передач.

На предыдущей машине с 1600-кубовым двигателем и 4-ступенчатой коробкой передач я никаких неудобств не испытывал. Более того, новая Нива оказалась прожорливее предшественницы. На своей «старушке» мне при аккуратной езде удавалось на трассе укладываться в восемь литров на 100 км пробега, на новой же машине расход в 10 л на каждые 100 км стал нормой.

Но главное — трансмиссия постоянно гудела, хрустела. Первая переборка коробки потребовалась уже к 20 тысячам километров пробега, затем ремонтироваться приходилось каждые десять тысяч километров. Положение не спасали и качественные зарубежные масла и присадки, которые заливались в агрегаты. Обмен мнениями с другими владельцами Нив конца девяностых и начала двухтысячных подтверждал масштабность явления. Всякий, кто покупал Ниву в то время, готовился к дорогостоящим ремонтам ходовой.

Мне относительно повезло — у меня не было случаев, когда бы я не доехал до места назначения на своей Ниве. А вот у друзей были. Кто-то ремонтировался в дороге. Костины родители меняли коробку передач в сборе на автосервисе, куда удалось дотащить машину на «галстуке».

Тормоза

Короткая база Нивы обеспечивала ей хорошую геометрическую проходимость, но одновременно заставляла «козлить» на волнах асфальта и снижала курсовую устойчивость. Ну а когда закисали поршни в тормозных механизмах передних колес, автомобиль словно сходил с ума и отчаянно рвался в сторону. Несколько раз я чудом избегал аварии. Проявлялась «болезнь» обычно после продолжительной стоянки. Положение спасла бы ABS, но ее и в помине не было на отечественных машинах.

Сейчас Нива обзавелась антиблокировочной системой тормозов. Когда Костя пересел на Ниву с ABS, он почувствовал свободу. А то, — сетовал он, — раньше при торможении на снегу неизбежно возникал занос, который приходилось компенсировать подруливанием.

Модернизация или замена

В самом деле, за сорок лет на конвейере в Ниве многое изменилось. Появилась упомянутая ABS, рулевое управление получило гидроусилитель. Штатные боковые зеркала заметно прибавили в размерах, заменив маленькие «ладошки», перекочевавшие на первую Ниву с «копейки». В приборной панели нашлось место для указателя температуры наружного воздуха. В Ниве последнего поколения сделали надежные пластиковые боковые полки багажника — они не ломаются, сидят прочно и удерживают откидную центральную секцию. У первой Нивы полки не было вовсе, и я, чтобы не выставлять на обозрение содержимое багажника, прикрывал вещи покрывалом.

Но все ли болезни вылечены? Не уверен. Вот список неисправностей за два года эксплуатации и пробеге 35 тысяч, который мне прислал Костя:

— периодически перегорали предохранители вентилятора охлаждения и бензонасоса, а также реле бензонасоса;

— на 10 000 км пробега перестал перекрываться кран отопителя;

— на 28 000 км пробега забарахлило сцепление. При старте с места на первой передаче возникали стуки и вибрации. Скорой замены сцепления не избежать.

И все же, когда разговор вдруг заходит о поездке куда-нибудь, где требуется по-настоящему внедорожный автомобиль, я в первую очередь вспоминаю о Ниве, ставшей легендой отечественного автопрома. Тот, кто ездил на Ниве, подтвердит, что она никого не оставляла равнодушным. Вот и Костя с удовольствием ездит на своей новой, но уже сорокалетней машине, пусть за это время она и сменила имя на Lada 4×4.

Лада 4×4 2121 Нива 1977, джип/suv 3 дв., 1 поколение (04.1977 – 11.2019) – технические характеристики и комплектации

В конструкции «Нивы» широко применялись элементы дизайна и детали от ВАЗ-2106, а салон оказался практически идентичным этой модели. Экспортная «Нива» серьезно отличалась от советского оригинала. Например, на нее могли ставиться «кенгурятники», «противотуманки», панорамные боковые зеркала, обязательный задний дворник (на первых порах в машинах для отечественного рынка его не было), литые диски и люки. Но, впрочем, и для отечественных покупателей все это стало возможным с уходом эпохи дефицита, когда в продаже появились всевозможные аксессуары, а «Нива» оставалась самым недорогим и популярным внедорожником. Первая серьезная модернизация затронула автомобиль в 1994 году, когда «Нива» с индексом ВАЗ-21213 получила обновленный кузов с дверью багажника, доходящей до бампера, и квадратными фонарями взамен прямоугольных. На машину установили современную панель приборов, а также измененные передние сиденья. И в дальнейшем автомобиль периодически «перекраивался», чтобы несмотря на возраст соответствовать веяниям времени. В 2014 году автозавод представил улучшенную модель LADA 4х4 Urban, которая выпускается в единственной комплектации «Люкс» и оснащена кондиционером, подогревом и электроприводом боковых зеркал, электрическими стеклоподъемниками.

На начальную модель ВАЗ-2121 устанавливался одноименный двигатель ВАЗ-2121, созданный на основе двигателя от «шестерки» ВАЗ-2106. Этот рядный карбюраторный четырёхцилиндровый мотор объёмом 1580 куб. см (1,6 л) развивает максимальную мощность 80 л.с. при 5400 об/мин и максимальный крутящий момент 116 Н•м при 3400 об/мин. На рестайлинговую модификацию ВАЗ-21213 устанавливался более подходящий для этого внедорожника карбюраторный двигатель ВАЗ-21213 с увеличенным до 1,7 литров (1690 куб. см) рабочим объёмом, хотя мощность его подросла незначительно — до 81,9 л.с. при 5100 об/мин, но максимальный крутящий момент увеличился до 126,1 Н•м при 3000 об/мин. Этот же двигатель ставится и на LADA 4х4 Urban, с ним «Нива» разгоняется до 100 км/ч за 17 секунд. Максимальная скорость — 142 км/ч.

Как уже сказано, самым главным преимуществом «Нивы» с момента ее создания, стал постоянный полный привод вкупе с удачной развесовкой по осям, обеспечивающий отменную проходимость. Полноприводная трансмиссия поначалу оснащалась механической четырёхступенчатой коробкой передач, а начиная с 2006 года — пятиступенчатой. Большое преимущество в проходимости, даже по сравнению с классическими внедорожниками, «Ниве» также обеспечивали великолепные геометрические параметры: большой дорожный просвет (220 мм), небольшие свесы кузова (угол въезда — 32°, съезда — 37°) и короткая 2,2-метровая колёсная база. Не стоит забывать и про штатные достаточно узкие колеса — с ними «Нива» лучше «вгрызается» в грунт или снежный покров.

В плане безопасности Лада 2121 мало чем отличается от других автомобилей ВАЗ тех же годов разработки. За долгий срок жизни на конвейере автомобиль обзавелся самым необходимым минимумом из оборудования, которое улучшает защиту водителя и пассажиров: травмобезопасный руль, ремни безопасности инерционного типа, антиблокировочная система тормозов, крепления ISOFIX. Однако сама устаревшая конструкция не позволяет добиться современных показателей пассивной безопасности.

«Нива» всегда была прекрасным автомобилем для путешественника, дачника, грибника-рыбака-охотника и в советское время, и сегодня, особенно если принимать во внимание ценовую нишу. Автомобиль этот давно полюбился и, несмотря на моральное устаревание, стал своего рода фетишем для огромной армии поклонников, хорошо известны все его болячки и слабые места, все достоинства и объективные недостатки, а по ремонтопригодности и дешевизне обслуживания ему нет равных среди прочих компактных SUV. Все это обеспечивает «Ниве» прочную и уверенную позицию одного из самых популярных внедорожников, особенно на вторичном рынке.

Модификации Ваз 2121 Нива

В процессе производства Нива модернизировалась, и на её базе изготавливались различные автомобили.

Нива выпускается с 5 апреля 1977 года и по настоящее время под названием Lada 4×4.

ВАЗ-Э2122 амфибия

Еще до начала серийного выпуска в 1976 году, на основе Нивы был построен прототип ВАЗ-Э2122 амфибия.

Ваз 2121 Нива

Базовая модель комплектовалась двигателем 1,6 л, 80 л. с.

ВАЗ-21211

Комплектовалась доработанным двигателем ВАЗ-21011 1,3 л, 69 л. с.

Машина изготавливалась для экспорта в страны с повышенными налогами. В первую очередь это страны Бенилюкса и Южной Европы. Маломощный двигатель обладал плохой динамикой и тяговитостью, поэтому большой популярности и распространённости Ваз 21211 не получил.

ВАЗ-21212

Модификация для экспорта, с правым расположением руля. Предназначена для стран с левосторонним движением, поставлялась в Новую Зеландию, Австралию, Японию. В Великобритании машина продавалась под брендом Cossack.

Так же известно, что кроме собранных автомобилей в некоторые станы поставлялись машинокомплекты для сборки на месте. Это подтверждается в приказе №19 от 28 января 1981 года Генерального директора объединения «АвтоВАЗ» А.А.Житкова «О подготовке производства и поставках автомобилей ВАЗ-21212 в разобранном виде».

ВАЗ — 21213 «Тайга»

В 1989 году начались работы по модернизации нивы.

С 1991 года на заводе начали выпускать переходную модель ВАЗ-21219 которая комплектовалась двигателем и шасси от ВАЗ-21213, а кузов с интерьером соответствовал модели 2121.

Производство 21213 началось только в январе 1994 года.

Отличительные особенности новой модели:

  • Новый двигатель;
  • Другая задняя оптика;
  • Новая задняя дверь;
  • Изменился интерьер;

На 21213 устанавливался двигатель объемом 1,7л, 81,8 л.с., крутящий момент 125 Н•м. Карбюратор «Солекс» и бесконтактная система зажигания.

Предполагалось, что у новой модели изменится и передняя часть кузова, в частности габариты и поворотники должны были располагаться по бокам, рядом с фарами, но в силу определенных причин переделка не состоялась.

Читать еще:  Камри 2018 в россии

Присвоенное машине имя «Тайга» внутри страны не прижилось, в дальнейшем использовалось для обозначения на некоторых рынках за рубежом.

Ваз – 21214 (Lada 4×4)

Модификация модели 21213. Выпускалась с 2000 года для экспорта и с 2002 года для внутреннего рынка.

Отличительная особенность – двигатель с центральным впрыском топлива.

Модификация ВАЗ-21214-20 с электронной системой управления двигателем, система изготавливалась в России.

Модификация 212146 – для стран с левосторонним движением, с правым рулём.

Ваз – 21215

Машины с дизельным двигателем. Впервые задача, разработать дизельную ниву была поставлена министром автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляковым в 1979 году.

Ваз 21216

Модификация соответствует модели 21213, но с правым расположением руля.

Ваз 21217

Модификация соответствует 21213, а двигатель модификации 21211 маломощный — 21011. Изготавливалась для экспорта.

ВАЗ-21219

Переходная модель с кузовом 2121, а двигателем и салоном от 21213.

ВАЗ-2121Б

1992—1993 гг. Ограниченная серия.

Бронированная модификация. Разработана научно техническим центром концерна АвтоВАЗ совместно с коммерческим банком социального развития Лада-Банк.

Предназначена для перевозки ценных грузов, инкассаторский автомобиль.

Результат испытания стрельбой подтвердили защищенность салона от удара стальной пули автомата калашникова калибра 7,62 мм, а днища от осколков гранаты.

Для противоосколочного бронирования впервые были опробованы вспененные полимеры.

В моторном отсеке оборудована системой пожаротушения.

Этот автомобиль стал началом семейства бронеавтомобилей «БРОНТО Форс».

ВАЗ-2121Ф

Коммерческая версия с кузовом типа фургонет, изготавливалась на базе моделей ВАЗ-2121 и 21213.

Модификация отличалась тем, что задние боковые стекла были заменены на металлические панели, заднее сиденье отсутствовало. За передними сиденьями установлена металлическая панель и трубчатая защита для предотвращения смещения груза во время движения.

Известно, что 2121Ф изготавливалась малыми партиями на ОПП АвтоВаз и поставлялась только на экспорт в страны дальнего зарубежья, где местное законодательство предусматривало налоговые льготы для подобных коммерческих автомобилей.

Кроме того, некоторые зарубежные дилеры самостоятельно изготавливали фургоны. Применимость к ним названия модели 2121Ф сомнительна.

Напимер, чешская компания CS AUTO LADA выпускала фургоны под названием Niva Praktik.

Более того, компания производила модификацию Niva Praktik Special с увеличенным на 365мм задним свесом и усиленной пластиковой вставкой в крышу. Задние амортизаторы и пружины усиленные.

ВАЗ-212180 «Фора»

Удлиненная на 300 мм версия модели 21213. Отличается увеличенными дверными проёмами и приподнятой задней части крыши, которая выполнена из прочного пластика. Задний диван типа 2108, трёхместный.

Производилась фирмой «ПСА БРОНТО».

В стандартной комплектации оснащалась системой пожаротушения в моторном отсеке, как в бронированном автомобиле «Форс».

В качестве опций устанавливались:

  • Гидроусилитель руля
  • Кондиционер
  • Пластиковый «кенгурятник»

Интересно, что из-за того, что на «Фору» устанавливались колеса увеличенного диаметра (Диски производства компании «Слик», а шины Nokian HRC), запасное колесо не помещалось в стандартное место под капотом, поэтому оно установлено на специальном креплении на задней двери.

ВАЗ-212182 «Форс»

Бронеавтомобиль на базе 21218.

  • Системой автоматического пожаротушения под капотом;
  • Взрывопожаробезопасным бензобаком;
  • Дополнительным аккумулятором;
  • Дистанционным замком правой двери с кнопкой у водителя;
  • Кондиционером;
  • Усиленной подвеской т.к. за счет брони автомобиль стал на 430 кг тяжелее. Устанавливались пружины с увеличенной толщиной витков и усиленные амортизаторы.

В качестве дополнительного оборудования машину могли оборудовать бронированным днищем, светосигнальными маяками т.д.

ВАЗ-212183 «Ландоле»

Производился только под заказ фирмой «ПСА «БРОНТО» на базе модели 21218.

Отличительная особенность – открытый кузов без дверей и задней части крыши, задний борт откидывается.

Для усиления кузова предусмотрен трубный каркас.

В стандартный комплект поставки входят:

  • Передние и задние сиденья ВАЗ-2108 со съемными чехлами;
  • Полный набор ремней безопасности;
  • Отопитель;
  • Навесные пластиковые накидки на кузов;
  • Кронштейн крепления запасного колеса на заднем борту;

В качестве опций:

  • Колеса с литыми дисками из алюминиевого сплава;
  • Решетка-отбойник на переднем бампере;
  • Гидроусилитель руля;
  • Наружные зеркала с электроприводом.

Выпускались автомобили с карбюраторными двигателями 1.7 и 1.8 л.

ВАЗ-2129 «Кедр»

Удлиненная на 500 мм версия Нивы, построенная на базе 21213. Кузов был удлинен за счет центральной вставки, появилось еще одно боковое стекло.

Изначально задумывался как носитель агрегатов для перспективного минивэна ВАЗ-2120, но выпускался мелкосерийно. В дальнейшем модель послужила основой для создания пятидверной Нивы 2131.

ВАЗ 2129 «Утилитер»

Коммерческая модификация «Кедра», отличалась зарешёченными задними боковыми окнами, заднее сиденье отсутствует.

Изготавливали автомобиль под заказ на ОПП АвтоВАЗ.

ВАЗ-2130 «Кедр»

модификация ВАЗ-2129 с изменённой планировкой салона. Трёхместное заднее сиденье типа 2108 сдвинуто вперед. По непроверенной информации, впоследствии индекс модели был изменён на 2129-01. Послужил основой для создания пятидверной модели 2131.

ВАЗ-2131 (Lada 4×4 5-дв.)

1995 — по наст. время.

Пятидверная, удлиненная на 500 мм версия Нивы. Создан на базе 2129 и агрегатов 21213, 21214.

В народе получила прозвище «крокодил», «колбаса» и т.д. из-за своей несуразной внешности.

ВАЗ-2131 СП

Скорая помощь. Увеличенная на 300 мм база, за счет заднего свеса и высокая крыша позволила транспортировать больного на носилках и двух медиков с оборудованием.

В дальнейшем с незначительными изменениями выпускались модификации с обозначением 2131-05 и 2131-45.

ВАЗ-2131-02

Как и модель 2131 отличалась высокой крышей и увеличенным задним свесом, однако была гражданским автомобилем, а не скорой помощью. В багажнике располагалось 2 дополнительных сиденья, таким образом было организовано 7 посадочных мест.

В дальнейшем с незначительными изменениями выпускались модификации с обозначением 2131-22 и 2131-42.

ВАЗ-2121 сахара-1

Первая удлинённая версия, созданная в 1991 году в качестве прототипа конструкторами-энтузиастами на заводе Ваз.

Всего изготовлено 6 автомобилей. Часть машин зарегистрированы как самоделки частными лицами, остальные были выкуплены лада-банком, причем были зарегистрированы под собственным названием «сахара» и использовались в служебных целях.

В дальнейшем используя наработки по этой машине создавались и другие удлиненные версии, такие как 2129 «Кедр» и 21218 «Бронто».

ВАЗ-2328

Опытный пикап с двухместной кабиной построенный на базе модели 2131. Известно, что автомобили собирали с коротким и длинным свесом.

Предполагалось запустить производство параллельно с моделью 2329, однако удалось выпустить только установочную партию т.к. большого спроса не было.

Можно встретить упоминания, что название модели «Волк», однако официального названия модель не получила, просто на одной из выставок на лишь одном автомобиле был изображен волк.

ВАЗ-2329, «Нива Пикап», LADA 4×4 Pickup

Пикап с пятиместной кабиной построенный на базе модели 2131. Задний свес увеличен на 300 мм. Заднее сиденье складывается и образует ровную грузовую площадку.

Грузоподъемность составляла 650 кг.

Существуют две комплектации:

ВАЗ-2329-04 базовая, укомплектованная тентом для грузовой площадки.

В качестве опций:

  • пластиковая надстройкой для грузовой площадки;
  • дополнительные ограждения передка;
  • предохранительные накладки на боковины;
  • защита заднего стекла;
  • противотуманные фары;
  • кондиционер;
  • и др.

Так же под заказ, вместо двигателя 21213, устанавливался двигатель 2130 объемом 1,8 л, мощностью 84 л. с.

Можно встретить упоминания, что название модели «Медведь». По одной версии первые автомобили имели собственное имя, по другой версии модель 2329 собственного имени не имела.

Выпускался на ООП АвтоВаз, а затем производство было передано дочерней компании ООО «Моторика».

БРОНТО-1922 «Марш-1»

снегоболотоход («пневматик») на колёсах сверхнизкого давления на агрегатах ВАЗ-21213. Мелкосерийно производится ОАО «ПСА БРОНТО» с 1997 года.

ФВК-2302 «Бизон»

Пикап с рамным шасси, двухместной кабиной и деревянной платформой, создан на базе агрегатов «Нивы».

Мелкосерийно производился тольяттинской фирмой «Восточное кольцо» в 1993—1995 гг. Усиленная задняя подвеска «Бизона» была рессорной.

Пикап спросом не пользовался и массового распространения не получил.

При копировании обязательно ставьте активную ссылку на SovietCars.net

© 2016 Все права защищены и охраняются законом.

Нива 21213 lada

Отличительные параметры длиннобазных автомобилей

Параметры ВАЗ–2129 ВАЗ–2129–01 ВАЗ–2130 ВАЗ–2131
Модель кузова ВАЗ–2129 ВАЗ–2129–01 ВАЗ–2130 ВАЗ–2131
Модель
двигателя
Нива ВАЗ–21213 Нива ВАЗ–21213 Нива ВАЗ–21213 Нива ВАЗ–21213
Вместимость,
чел.
4 (5) 4 (5) 5 5
Масса
снаряженного
автомобиля, кг
1350 1350 1350 1370
Полезная
нагрузка, кг
400 450 450 500
Разрешенная
максимальная
масса (РММ), кг
1750 1800 1800 1870
Емкость
топливного бака,
л
42 84 (два по 42) 84 (два по
42)
65
Расход топлива на 100 км пути при движении на высшей передаче, не более, л
при скорости 90
км/ч
10,3 10,3 10,3 9,1
при скорости 120
км/ч
11,8 11,8 11,8 12,1
при городском
цикле движения
12,3 12,3 12,3 11,1
Максимальная
скорость, км/ч
132 132 132 132
Время разгона до
100 км/ч, с
25 25 25 25
Радиус поворота
по оси следа
переднего
внешнего колеса,
не более, м
6,3

Отличительные параметры длиннобазных автомобилей (продолжение)

Параметры ВАЗ–21312 ВАЗ–2131–01 ВАЗ–21312–01
Модель кузова ВАЗ–2131 ВАЗ–2131–10 ВАЗ–2131–10
Модель
двигателя
ВАЗ–2130 Нива ВАЗ–21213 ВАЗ–2130
Вместимость,
чел.
5 4 (5) 4 (5)
Масса
снаряженного
автомобиля, кг
1370 1370 1370
Полезная
нагрузка, кг
500 500 500
Разрешенная
максимальная
масса (РММ), кг
1870 1870 1870
Емкость
топливного бака,
л
65 42 42
Расход топлива на 100 км пути при движении на высшей передаче, не более, л
при скорости 90
км/ч
9,3 9,1 9,3
при скорости 120
км/ч
12,3 12,1 12,3
при городском
цикле движения
11,9 11,1 11,9
Максимальная
скорость, км/ч
135 132 135
Время разгона до
100 км/ч, с
22 25 22
Радиус поворота
по оси следа
переднего
внешнего колеса,
не более, м
6,3

Основные параметры двигателя ВАЗ–2130

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector