Опрессовка системы охлаждения двигателя
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Опрессовка системы охлаждения двигателя

Nissan Patrol GR TD42T › Logbook › Опрессовка системы охлаждения подручными средствами

Никак не соберусь написать тут отчёт о мегаремонте, ибо жду второго этапа работ — хочется в целом охватить картину, урывками не люблю.

Но меж тем, трактор снова катается, в июле прокатились по тверским лесам-озёрам, опробовав эффект от первого этапа комплексных восстановительных работ. 🙂

С момента знакомства с этой машиной (осень 2013-го) преследует неприятный момент — уход ОЖ, медленный, но постоянный. Как пригнал авто в 2013-м, сразу поменял помпу. На терране уже пару лет бегает помпа GMB без каких-либо проблем, на патруль взял такую же. Меняли вроде механики с человеческим лицом, т.е. к которым у меня претензий ни разу не было (а они же, к слову, капиталили мне VG33ER 4 года назад). Но течь не ушла, хотя темпы ухода явно замедлились.

Потом весной-летом 2014-го я поехал к этим же механикам сделать опрессовку системы охлаждения, дабы выявить наконец подлое место утечки. Таким же методом ранее они же спасли мне спокойствие и нервы с аналогичной проблемой на TD27T террановском (там было банально — подубитые патрубки).

Однако звёзды не сложились, и в момент накачки 1.1 атмосфер в патрулёвский радиатор верхний бачок этого самого радиатора треснул прям под крышкой. Как увидели через секунду, трещина пошла по старой белой побежалости на пластике, видимо когда-то радиатор был чем-то подбит или замят. Ну запоксиполили там всё, как могли, и я поехал в Питер. 🙂

Где-то километров за 200 до Питера стало ясно, что жить дальше так нельзя, поксипол не особо спасает. Хороший человек нашёл на разборе такой же радиатор от ZD30, я его купил по дороге (а заодно и диффузор от ZD30 — не знал я тогда, что он невпихуем и несовместим с TD42T) и мы его поменяли по приезду на место (диффузор безвозвратно погиб в процессе понимания, что ему не место у меня под капотом). Проблема текущего радиатора ушла, но общая проблема ухода ОЖ осталась — а главное, обидно — опрессовка-то не удалась нифига. Т.е. место течи не нашли.

С тех пор механики мои любимые сменили место своей локации со “средней жопы” на “полную жопу” и добраться туда я так и не могу уже который месяц.

А тут как раз поменяли патрубки радиатора, шланги печные, устранил я “самовар” колхозный подогрева солярки, заглушили оказавшийся ненужным тройник на печку из печного шланга — в общем, почти возвратили заводское исполнение системы охлаждения. И снова стал я замечать после двух-трёх суток стоянки авто лужицы под мотором и мокрую часть лобовины. Человеческого “опрессометра” в округе ни у кого не оказалось, поэтому пришлось сделать такой:

Старая пробка (ещё от радиатора с VG33ER, бесплатно), сосок для безкамерных шин (20руб) и велонасос с манометром. Свой насос я не нашёл, пришлось купить (1000р). Манометр на 11 очков для такой задачи, конечно, издевательство, но что поделать. А, ещё два уплотнительных кольца из резины

3мм толщины (бесплатно — резина нашлась на даче).

В процессе испытаний выяснилось три момента:

1) Опрессометр вполне себе годный, имеет право на жизнь.
2) Пробка радиатора (на системе с ZD30 она на самом деле на верхнем бачке — “продолжении радиатора” — стоит) жива — сбрасывает давление после

0.9 атмосфер.
3) Течёт по стыку помпы точно, более не выявил пока подтёков, но проверял на тёплом антифризе (надо на холодном — более текучий + холодный мотор, холодная резина патрубков способствуют раскрытию возможных трещин/недожатостей итп).

Вот блин как так — не понимаю. Помпы идентичные, меняли одни и те же люди одной и той же схемой (родная прокладка + герметик), пробежала эта помпа на патруле от силы 10ткм.

И чёрт знает, что теперь — махнуть помпу, или ограничиться прокладкой. Или выкинуть прокладку и посадить только на герметик. 🙂

Самое показательное фото из прошлых — тут тоже видно стык. Обычно сырое было всё, и помпа, и корпус термостата, и верхняя часть лобовины.

На патрулях с ZD30 (и на всех других патрулях, имеющих радиатор и бачки аналогичной системы) вдавить более 0.9 атм в радиатор не получится, если пробка со сбросом исправна. Если хочется вдавить больше (ведущими собаководами не рекомендуется превышать 1.1-1.2 атм) — можно поставить на верхний бачок глухую пробку, которая стоит на радиаторе.

Диаметр отверстия в крышке под безкамерный сосок —

13мм (не уверен, зачем вам это следует знать — но пусть уж будет тут!)

Опрессовка системы охлаждения

Автолюбители часто сталкиваются с проблемой, когда в радиаторе или в расширительном бачке системы охлаждения машины без видимых причин снижается уровень охлаждающей жидкости. Подобная ситуация нередко ставит в тупик даже тех владельцев транспортных средств, которые большую часть технических проблем решают самостоятельно, поскольку обладают достаточными знаниями и опытом в этой области.

Профессионалы рекомендуют в таком случае провести процедуру опрессовки системы охлаждения двигателя автомобиля. Она позволит устранить утечку технической жидкости и обеспечит нормальное функционирование штатных агрегатов.

Причины неисправности

Охлаждающая жидкость убывает из системы по нескольким причинам.

  1. Естественный расход, предусмотренный штатным режимом функционирования транспортного средства.
  2. Чрезмерный расход, связанный с неполадками, поломками или повреждением конструктивных элементов системы охлаждения ДВС.

Именно второй случай является поводом для беспокойства. Главной причиной подобного явления опытные механики называют образование микротрещин или отверстий в деталях бортовой системы.

Когда проблему обнаруживает автолюбитель со стажем, он немедленно обращается за консультацией и помощью к специалистам. Новички же, недавно пересевшие за руль, очень часто не видят в этом проблемы, продолжая систематически доливать в расширительный бачок тосол, и не удивляясь столь быстрому «испарению» охладителя. Такое халатное отношение непременно вызывает неполадки в работе силовой установки, после чего автомобиль, даже приобретенный совсем недавно, попросту выходит из строя.

Помимо возникновения микротрещин в элементах конструкции системы охлаждения, утечку тосола может спровоцировать:

  • пробой прокладки, которой снабжается головка блока цилиндров (ГБЦ);
  • потеря герметичности штатной печки.

Точную причину возникновения данной проблемы с автомобилем способны установить только специалисты, а потому откладывать в «долгий ящик» посещение сервисного центра не следует. После обнаружения причины неполадки, профессионалы СТО выполнят опрессовку двигателя, которая позволит устранить утечку.

Последствия протечки тосола

Утечка охлаждающей жидкости может вызывать различные последствия. Владельцу автомобиля, который не заметил или же проигнорировал падение уровня тосола в системе, следует приготовиться к неприятностям. Если рассматриваемая техжидкость просто пролилась и испарилась катастрофических проблем возникнуть не должно. Все намного печальнее, когда она попадает в машинное масло, о чем можно узнать по характерным белым каплям, хорошо заметным на щупе, независимо от состояния самой смазки.

Смещение моторного масла и тосола чревато поломкой силового агрегата автомобиля. К прочим малоприятным последствиям протечки охлаждающей жидкости можно причислить чрезмерно перегретый двигатель или же холодную печку, не способную прогреть салон автотранспорта.

Быстро решить проблему позволяет опрессовка системы охлаждения, цена которой зависит от причин утечки и масштабов повреждений, а также тарифов, установленных в сервисном центре, где будет осуществляться ремонт. Это специализированная процедура, после проведения которой автовладельцу больше не нужно будет беспокоиться о протечке тосола, его попадания внутрь силового агрегата или же неработающей печке.

Процесс опрессовки

Стоимость работ по восстановлению системы охлаждения может существенно отличаться в каждом конкретном случае. Однако итоговая цена подобных мероприятий всегда ниже затрат, необходимых для ремонта силового агрегата и/или замену его комплектующих, вышедших из строя из-за протески тосола. Попадание в моторное масло любых инородных веществ почти всегда приводит к дорогостоящим ремонтным работам.

Опрессовку системы охлаждения можно выполнить своими руками, однако практика показывает, что решение подобных проблем лучше поручить профессионалам. Эта работа требует не только времени и сил. Нужны хотя бы базовые знания и опыт проведения подобных процедур. К тому же, в хорошем сервисном центре владелец автотранспорта получит гарантию качества проделанных работ.

В нашем техцентре опрессовка системы охлаждения выполняется набором инструментов и материалов, созданных специально для этих целей. К тому же, все работы выполняют опытные и высококвалифицированные мастера. Для процедуры требуется ручной насос, который оснащен жесткими шлангами и манометром. Двигатель автомобиля должен быть холодным.

Посредством насосного оборудования в систему нагнетают воздух. Повышенное давление практически сразу позволяет обнаружить течь. Довольно часто можно столкнуться с ситуацией, когда утечка происходит из отверстий, которые закрываются при охлаждении системы и становятся видимыми лишь после её прогрева. А поскольку тосол испаряется очень быстро и практически не оставляет следов, то невооруженным глазом заметить такой конструктивный дефект почти невозможно.

После обнаружения дефекта его устраняют средствами и методами, которые подбираются для каждого случая персонально. Протечку охлаждающей жидкости через ГБЦ обнаружить сложнее, но решается эта проблема достаточно просто. Для этого необходимо демонтировать головку блока цилиндров и установить новую прокладку.

Обратившись в нашу компанию, вы непременно оцените профессионализм персонала, уровень сервиса и демократичные цены на весь спектр услуг. Мы устраняем любые неисправности автомобилей, включая протечку в системе охлаждения двигателя, предельно оперативно и профессионально, предоставляя фирменную гарантию и устанавливая доступный ценник.

Система охлаждения ДВС: как устроена и надо ли промывать ее зимой?

Выясняем, какие могут быть характерные неисправности у системы охлаждения двигателя и как их избежать.

Воздушка или водянка

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания предназначена для отвода излишнего тепла от деталей и узлов двигателя. На самом деле эта система вредна для вашего кармана. Приблизительно треть теплоты, полученной от сгорания драгоценного топлива, приходится рассеивать в окружающей среде. Но таково устройство современного ДВС. Идеальным был бы двигатель, который может работать без отвода теплоты в окружающую среду, а всю ее превращать в полезную работу. Но материалы, используемые в современном двигателестроении, таких температур не выдержат. Поэтому по крайней мере две основные, базовые детали двигателя — блок цилиндров и головку блока — приходится дополнительно охлаждать. На заре автомобилестроения появились и долго конкурировали две системы охлаждения: жидкостная и воздушная. Но воздушная система охлаждения постепенно сдавала свои позиции и сейчас применяется, в основном, на очень небольших двигателях мототранспорта и генераторных установках малой мощности. Поэтому рассмотрим подробнее систему жидкостного охлаждения.

Читать еще:  Shtr56V3 какая это сигнализация

Устройство системы охлаждения

Система охлаждения современного автомобильного двигателя включает в себя рубашку охлаждения двигателя, насос охлаждающей жидкости, термостат, соединительные шланги и радиатор с вентилятором. К системе охлаждения подсоединен теплообменник отопителя. У некоторых двигателей охлаждающая жидкость используется еще и для обогрева дроссельного узла. Также у моторов с системой наддува встречается подача охлаждающей жидкости в жидкостно-воздушные интеркулеры или в сам турбокомпрессор для снижения его температуры.

Работает система охлаждения довольно просто. После запуска холодного двигателя охлаждающая жидкость начинает с помощью насоса циркулировать по малому кругу. Она проходит по рубашке охлаждения блока и головки цилиндров двигателя и возвращается в насос через байпасные (обходные) патрубки. Параллельно (на подавляющем большинстве современных автомобилей) жидкость постоянно циркулирует через теплообменник отопителя. Как только температура достигнет заданной величины, обычно около 80–90 ˚С, начинает открываться термостат. Его основной клапан направляет поток в радиатор, где жидкость охлаждается встречным потоком воздуха. Если обдува воздухом недостаточно, то вступает в работу вентилятор системы охлаждения, в большинстве случаев имеющий электропривод. Движение жидкости во всех остальных узлах системы охлаждения продолжается. Зачастую исключением является байпасный канал, но он закрывается не на всех автомобилях.

Схемы систем охлаждения в последние годы стали очень похожи одна на другую. Но осталось два принципиальных различия. Первое — это расположение термостата до и после радиатора (по ходу движения жидкости). Второе различие — это использование циркуляционного расширительного бачка под давлением, либо бачка без давления, являющегося простым резервным объемом.

На примере трех схем систем охлаждения покажем разницу между этими вариантами.

Компоненты

Рубашка головки и блока цилиндров представляют собой каналы, отлитые в алюминиевом или чугунном изделии. Каналы герметичны, а стык блока и головки цилиндров уплотнен прокладкой.

Насос охлаждающей жидкости лопастной, центробежного типа. Приводится во вращение либо ремнем ГРМ, либо ремнем привода вспомогательных агрегатов.

Термостат представляет собой автоматический клапан, срабатывающий при достижении определенной температуры. Он открывается, и часть горячей жидкости сбрасывается в радиатор, где и остывает. В последнее время стали применять электронное управление этим простым устройством. Охлаждающую жидкость начали подогревать специальным ТЭНом для более раннего открытия термостата в случае потребности.

Радиатор представляет собой теплообменник, содержащий два бачка (входной и выходной), соединенных множеством алюминиевых трубок, по которым проходит охлаждающая жидкость. Для увеличения теплообмена к трубкам присоединены тонкие пластины, во много раз увеличивающие поверхность теплообмена. Для улучшения теплоотвода воздух протягивается через радиатор принудительно с помощью электровентилятора.

Радиатор отопителя выполняет функцию нагревания воздуха, поступающего в салон автомобиля. Краны отопителя сейчас не устанавливают, а потому радиатор этот нагрет всегда, когда прогрет двигатель, и только воздушные заслонки не дают летом поступать горячему воздуху в салон автомобиля.

Расширительный бачок это хранилище резерва жидкости. Но в зависимости от типа системы охлаждения (см. выше) он может быть циркуляционным или тупиковым. Соответственно, находиться под давлением или без него.

Пробка, обеспечивающая герметичность системы, может быть установлена либо прямо на радиаторе, либо на расширительном бачке. Вне зависимости от места установки пробка обеспечивает повышенное давление в системе охлаждения. Такое давление (достигающее 1,1–1,3 бара) повышает температуру кипения жидкости, улучшает теплопередачу, предотвращает кавитацию насоса.

И главный компонент системы — это сама рабочая жидкость. Идеальной с точки зрения теплотехники была бы вода, но она вызывает коррозию и замерзает зимой. Поэтому применяют антифризы с низкой температурой замерзания (-40°C или — 65°C) и присадками, снижающими коррозию, пенообразование и т.д.

Неисправности системы охлаждения

Все, что может потечь, рано или поздно потечет. Это не только одна из интерпретаций закона Мерфи, но и четкое описание главной неисправности системы охлаждения. Система, включающая в себя порой более 10 резиновых шлангов, постепенно старея, начинает терять герметичность. Текут сами шланги, пропуская жидкость через нитяное армирование, текут хомутовые соединения. Со временем под воздействием противогололедных реагентов и летящих с дороги камней теряет герметичность радиатор. Особенно он страдает на автомобилях без кондиционера, где его не прикрывает теплообменник этой системы. Также радиатор принимает на себя все «удары судьбы» даже при небольших авариях. Течь теплообменника отопителя, хотя он и стоит в более «защищенном» от внешнего воздействия месте, также встречается нередко. Тот же антифриз, просочившийся сквозь сальниковое уплотнение насоса, выводит из строя подшипник, и — «Здравствуй, замена помпы». И хорошо, если вовремя уследите за признаками выхода из строя насоса, а то его поломка приведет или к обрыву ремня ГРМ и аварии двигателя, или к невозможности двигаться дальше на автомобилях, где установлен цепной привод газораспределительного механизма.

Термостат, этот маленький точный приборчик, тоже может начать хандрить. Его клапан может зависнуть или в закрытом, или в открытом состоянии. В первом случае неминуем перегрев двигателя даже в холодную погоду, а во втором двигатель не будет прогреваться до рабочей температуры. Повышенные износ мотора и расход топлива, негреющая печка — вот что гарантирует нам постоянно открытый термостат. Еще остается расширительный бачок. Течь его встречается только в схеме системы охлаждения, где он находится под рабочим давлением.

И последний узел, который может терять герметичность, — это пробка радиатора или расширительного бачка. И хотя жидкость через нее сразу не потечет, но это произойдет после первого же закипания двигателя. А закипит он быстро. Помните назначение пробки? Правильно: обеспечивать повышение температуры кипения жидкости. Ни один современный мотор не может работать без герметичной пробки, кроме случаев очень низкой температуры окружающей среды и небольшой нагрузки на двигатель.

Интересный тест на знание причин перегрева можно пройти здесь

Замена жидкости и промывка

Если не пришлось заменять какой-либо узел в системе охлаждения раньше, то инструкции рекомендуют менять антифриз не реже чем в 5–10 лет. Если вам не приходилось доливать в систему воду из канистры, а еще хуже — из придорожной канавы, то при замене жидкости систему можно не промывать.

А вот если автомобиль многое повидал на своем веку, то при замене жидкости полезно произвести промывку системы охлаждения. Разомкнув в нескольких местах систему можно струей воды из шланга тщательно ее прополоскать. Либо просто слить старую жидкость и залить чистую, кипяченую воду. Запустить двигатель и прогреть до рабочей температуры. Выждав, пока система остынет, чтобы не обжечься, слить воду. Затем продуть воздухом систему и залить свежий антифриз.

Промывку системы охлаждения обычно затевают в двух случаях: когда перегревается двигатель (проявляется это прежде всего в летний период) и когда перестает греть печка зимой. В первом случае причина кроется в заросших грязью снаружи и засоренных изнутри трубках радиатора. Во втором — проблема в том, что забились отложениями трубки радиатора отопителя. Поэтому при плановой смене жидкости и при замене компонентов системы охлаждения не упускайте возможности хорошенько промыть все узлы.

Расскажите, с какими неисправностями системы охлаждения сталкивались вы. И желаю вам жаркого отопителя зимой и хорошего охлаждения летом.

Опрессовка головки и блока цилиндров: что это такое

Как правило, перед тем, как выполняется ремонт головки блока цилиндров или во время капитального ремонта двигателя, делается опрессовка. Если просто, опрессовка двигателя является проверкой герметичности каналов системы охлаждения двигателя (рубашка охлаждения).

Также опрессовывать двигатель необходимо тогда, когда после прогрева и выхода мотора на рабочие температуры охлаждающая жидкость выбрасывается в расширительный бачок, в процессе работы двигателя в шлангах и патрубках системы охлаждения возникает повышенное давление, выхлопные газы имеют высокую влажность (двигатель дымит густым белым дымом), в расширительном бачке видны пузырьки и т.п.

В этой статье мы поговорим о том, что представляет собой опрессовка головки блока цилиндров и БЦ, какие неисправности можно выявить и как выполняется данная процедура, а также как сделать опрессовку двигателя.

Поверка головки и блока цилиндров на герметичность: для чего нужна и как выполняется

Итак, опрессовка головки блока цилиндров и самого блока является проверкой герметичности при рабочих режимах, а также в условиях повышенных нагрузок. Фактически, главными параметрами является температура и давление. Еще отметим, что опрессовка требуется в том случае, если в рамках ремонта двигателя планируется установить новый блок или ГБЦ.

Как известно, в процессе работы двигатель достаточно сильно нагревается, также происходит нагрев ОЖ и увеличение давления в системе охлаждения. В результате «на горячую» уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке повышается.

Читать еще:  Момент затяжки болтов гбц лифан х 60

Однако нередко бывает и так, что трещина появляется внутри двигателя. В этом случае потребуется делать опрессовку. Именно по этой причине в рамках ремонта ДВС, когда требуется его частичная или полная разборка, специалисты рекомендуют в обязательном порядке проводить проверку герметичности масляных каналов и каналов охлаждения.

Отметим, что трещины в головке блока цилиндров или в блоке цилиндров достаточно распространены. При этом бензиновые двигатели менее подвержены такому растрескиванию, тогда как в головке блока дизельных двигателей трещины встречаются чаще. Причина — более высокие нагрузки дизельного ДВС.

Становится понятно, что во время капремонта или переборки двигателя на начальном этапе нужно выявить основные неисправности и провести дефектовку. Это позволит точно определить, какие элементы нужно ремонтировать или менять.

При этом только обследования деталей и их замены может оказаться недостаточно. Головке и блоку также уделяется повышенное внимание. Что касается ГБЦ, в тех участках, где выполнена камера сгорания, во время работы двигателя возникают крайне высокие нагрузки, как тепловые, так и механические. В результате в таких зонах высока вероятность появления трещин.

Как делается опрессовка двигателя

Как правило, далеко не всегда трещины видны невооруженным взглядом, то есть неисправность сложно определить. При этом следует помнить, что если герметичность будет нарушена, то это в дальнейшем не позволит нормально эксплуатировать силовой агрегат после замены деталей и последующей сборки ДВС.

Чтобы избежать возможных осложнений, необходимо делать опрессовку двигателя. Такая операция проводится на специальном оборудовании. Сама опрессовка предполагает следующие действия:

  • Сначала перекрываются имеющиеся на детали отверстия при помощи специальных заглушек;
  • Затем деталь (головка или блок) помещается в особую ванну;
  • Далее происходит подача воздуха под давлением (давление составляет около 6-7 атм);
  • После этого производится осмотр детали на предмет возможных повреждений. Дефекты определяются благодаря пузырькам воздуха, которые выходят из трещины в случае нарушения герметичности;
  • На основании полученных данных принимается решение о возможности и целесообразности ремонта или полной замене детали;

Добавим, что во многих случаях трещину головки или блока можно убрать путем использования сварки или другими доступными способами. Главное, чтобы ремонтом трещин БЦ или ГБЦ занимался квалифицированный специалист, а также сама процедура выполнялась с учетом технологии ремонта тем или иным способом.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что даже небольшая трещина или деформация стенок канала представляет собой определенную угрозу, так как в любой момент масло может начать попадать в антифриз или охлаждающая жидкость окажется в моторном масле.

Достаточно часто, особенно если ремонт производится своими силами в условиях гаража, в рамках визуального осмотра трещины можно не заметить. При этом после сборки двигателя обнаруживается, что герметичность нарушена. В результате ДВС потребуется повторно разбирать.

Более того, если тосол или антифриз попадает в масло, а также масло проникает в каналы системы охлаждения, двигатель может сильно перегреваться, в значительной степени увеличивается износ деталей мотора, существует риск заклинивания мотора и т.д. Это значит, что после повторной разборки часть узлов может снова нуждаться в замене.

При этом опрессовка головки блока и/или блока цилиндров должна быть включена в список обязательных работ в рамках частичного или капитального ремонта двигателя. Если на станции техобслуживания имеется все необходимое оборудование, тогда опрессовка не занимает много времени, причем стоимость данной операции вполне доступна большинству автовладельцев.

Как самостоятельно определить, что прокладка головки блока цилиндров прогорела. Рекомендации по протяжке ГБЦ после замены. Какую прокладку лучше выбрать.

Основные способы ремонта треснувшего блока цилиндров двигателя. Обнаружение трещины, ремонт при помощи сварки, расклепывания или нанесения эпоксидного слоя.

Для чего и когда головку блока цилиндров необходимо шлифовать. Как проверить привалочную плоскость головки блока своими руками. Фрезеровка и шлифовка ГБЦ.

Особенности затяжки головки блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания. Затяжка болтов крепления ГБЦ динамометрическим ключом: усилие и порядок обтяжки.

Как выкрутить сломанную шпильку или обломанный болт из блока двигателя и других узлов. Способы выкручивания обломанного болта, полезные советы.

Снятие головки блока цилиндров двигателя своими руками в гаражных условиях: подготовка и снятие ГБЦ. Как снять головку, если она прикипела. Полезные советы.

Опрессовка системы охлаждения двигателя

Анатолий ВАЙСМАН . За рулем

Скрытая течь в системе охлаждения порой месяцами изводит хозяина машины – все сухо, а “Тосол” куда-то уходит… Вроде бы потери “Тосола” невелики, и нагретый до температуры кипения, он, выходя через микротрещину, быстро испаряется. Но предположим худшее: жидкость уходит внутрь – в картер и смешивается с маслом. Если так, то тревоги понятны – даже небольшое количество воды в масле резко сокращает срок службы подшипников скольжения коленвала и распредвала. В моей практике немало было случаев, когда еще совсем молодой двигатель с пробегом 50–70 тыс. км требовал капремонта. Расспрашивая клиента (интересно все-таки, как он умудрился так быстро прикончить движок?), обычно выясняю, что на масле и фильтрах парень не экономил – покупал лучшие, но… и на “Тосоле” тоже. Дескать, а чего его жалеть – ну, выльет в бачок рублей на пятьдесят в течение месяца. Да на бензин в двадцать раз больше уходит! А потом удивляется, что за последние 5 тыс. км прежде такой боевой мотор как-то быстро угас, задымил и зашумел…

Первый признак попадания охлаждающей жидкости в картер – помутнение свежего масла. О крупных прорывах мы не говорим – в этих случаях диагностика не вызовет трудностей даже у новичка – масляный щуп будет белым от эмульсии. Другое дело – мизерные дозы “Тосола”. Но и их можно обнаружить даже в старом, черном масле – на щупе охлажденного двигателя будут заметны блестящие капельки воды, ведь эмульсия быстро расслаивается.

На автомобилях ВАЗ жидкость чаще всего проходит в картер вдоль прокладки головки блока. Владелец, доверяя инструкции, не подтягивает после обкатки болты крепления головки, а зря: из-за их пластической деформации плотная посадка головки на блоке ослабевает. Если в первые 10 тыс. км прокладку не пробило, она хорошенько присыхает и держит “Тосол” даже при ослабевшей затяжке болтов. Но со временем от температурных деформаций происходит смещение сопряженных деталей и уплотнение нарушается. Обычно такое случается зимой, когда велики перепады температур: от -30°С на промороженном за ночь моторе до +120°С на “закипевшем” при буксовании в снегу. “Тосол” проникает в расширившийся зазор между блоком и прокладкой и попадает в канал слива масла в картер. Своевременная замена прокладки устранит течь и сбережет мотор, а наученный опытом владелец обязательно протянет головку блока после усадки – через пару тысяч километров.

Менее опасен уход охлаждающей жидкости в один из цилиндров двигателя, если не держит соответствующая перемычка прокладки головки. Здесь диагностика проще – белый пар из выхлопной трубы будет даже на прогретом моторе и при минимальной нагрузке. Кроме того, не исключено бурление выхлопных газов в расширительном бачке.

Все прочие места утечки жидкости профессионалы надежно определяют методом так называемой опрессовки системы охлаждения. Его суть в том, чтобы искусственно создать избыточное давление “Тосола”, причем только на холодном двигателе. Зимой перед опрессовкой машину даже вымораживаем на улице, чтобы резиновые уплотнения и шланги задубели, теряя эластичность. Воздух в систему нагнетаем через шинный вентиль, вмонтированный в специально сделанную технологическую пробку горловины радиатора или расширительного бачка. Из обычной пробки удаляем блок клапанов и рассверливаем образовавшееся отверстие до диаметра резиновой рубашки вентиля. Последний вырезаем из старой камеры вместе с кружком резины точно по диаметру штатной прокладки пробки радиатора. Навернув спецпробку на горловину радиатора и подсоединив к вентилю ножной шинный насос, делаем один-два качка, одновременно заткнув ладонью открытую горловину расширительного бачка. Давление по манометру насоса не должно превышать 1 атм – иначе возможно повреждение радиаторов. Опрессовка длится пару минут, после чего можно лезть под машину и смотреть, где промокло.

Чаще всего виноват основной радиатор: алюминиевые текут по стыку оснований с бачками, а латунные – в местах припайки трубок к основанию. Ремонт радиатора (кроме элементарной запайки трещин патрубка) оправдан лишь в большом автохозяйстве, где пара сварщиков мается без дела, ну и, пожалуй, для редко выезжающего пенсионера (у него обычно хватает времени и на повторный ремонт). А нашим клиентам, у которых, как правило, время – деньги, мы рекомендуем замену радиатора новым – как показал опыт, даже самого тщательного ремонта “для себя” иногда хватает от силы на 10 тыс. км и течь неминуемо появится снова. (Пайка требует умения!) Считая латунный радиатор, как и алюминиевый, “одноразовым”, мы все-таки предпочитаем ставить последний – по статистике он несколько надежнее паяного.

На свежих, едва прошедших обкатку машинах жидкость частенько уходит из-под шлангов. Еще и еще раз хочу поблагодарить от имени всех частных авторемонтников того “ответственного товарища”, который не допускает на сборочный конвейер “классики” червячные хомуты – пока там наматывают на шплинты жестяные ленточки, приток клиентов, замученных недержанием “Тосола”, нам обеспечен.

Опрессовка особенно эффективна, чтобы выявить течь по прокладке коллектора: обнаружить ее простым осмотром невозможно – жидкость мгновенно испаряется.

Читать еще:  Компрессор из двс

Начальная стадия износа сальника водяного насоса также даст о себе знать каплями “Тосола” – стоит только подать давление в систему. Течь по заглушкам блока цилиндров бывает очень редко – обычно, когда мотор разморозили с водой в рубашке. А вот алюминиевые резьбовые заглушки головки блока двигателя “Жигулей” частенько дают трещины, обнаружить которые без опрессовки практически невозможно, равно как и трещины в самой головке.

Нередко мы находим их на машинах клиентов, приехавших к нам с последней надеждой. Типичный случай – где-то в другом сервисе пару раз меняли прокладку головки блока вместе с маслом и фильтром, но тщетно – “Тосол” снова уходил в картер. Услышав такую предысторию, я сразу снимаю с мотора клапанную крышку и опрессовываю систему охлаждения. На покрытой маслом внутренней поверхности головки блока место течи обнаружишь сразу – от невидимой глазу трещинки один за другим сбегают серебристые водяные шарики. Если дело в заглушке, ремонт прост. Рассверливаем трещину, нарезаем резьбу и заворачиваем в заглушку подходящий винт на герметике. Иногда проще заменить заглушку целиком. Если трещина в самом теле головки, ремонт намного дороже. В зависимости от возможностей клиент выбирает либо сварку аргоном (это долго), либо замену головки на “бэ-у” или даже новую.

Лишь в двух случаях опрессовка не поможет обнаружить место течи. Это, как уже было сказано, негерметичность прокладки головки блока и радиатора отопителя. В последнем случае определяем утечку “Тосола” по запаху – на прогретом двигателе с горячей, включенной на малую скорость “печкой”. Чувствительный нос безошибочно определит даже небольшую концентрацию этиленгликоля. Тогда придется разобрать отопитель и опрессовать его радиатор уже отдельно, причем не жидкостью, а воздухом – в ванне. Пузырьки сразу покажут трещину.

И в заключение о разного рода герметиках, добавляемых в “Тосол” для прекращения небольших утечек. Среди них несомненно есть вполне достойные, фирменные, которые и радиатор не засорят, и термостат не заблокируют, но мы их не применяем – это дело самого владельца. Ведь на сервис он едет, чтобы ему машину сделали наверняка и профессионально – что ж, извольте…

Как работает система охлаждения автомобильного двигателя?

Автомобильный двигатель выделяет много тепла во время движения и должен постоянно охлаждаться, чтобы избежать перегрева и повреждения. Чтобы понять как работает охлаждительная система в машине, необходимо знать все основные ее компоненты.

Система охлаждения автомобиля – это сеть компонентов, которая отводит тепло от работающего двигателя. Современные автомобили достигают этого, используя жидкую охлаждающую жидкость и воду, циркулирующие по всей системе, предназначенные для отвода тепла от двигателя.

Из чего состоит охлаждающая система мотора?

  • Радиатор,
  • Верхний шланг радиатора,Нижний шланг радиатора,
  • Помпа,
  • Термостат,
  • Электрический вентилятор,
  • Термо-таймер,
  • Радиатор.

Радиатор является наиболее важной частью механизма охлаждения. Охлаждающая смесь, прошедшая через двигатель, прокачивается через трубки радиатора и охлаждается в течение следующего цикла.

Шланги радиатора

Система охлаждения мотора имеет несколько резиновых шлангов, которые перемещают жидкость из одного места в другое. Эти шланги радиатора необходимо заменить, прежде чем они станут хрупкими и треснутыми.

Помпа

Водяной насос прокачивает охлаждающую жидкость через систему. В большинстве двигателей насос оснащен ременным приводом, за исключением некоторых гоночных автомобилей, которые используют электрические водяные насосы.

Термостат

Автомобильный двигатель не всегда поддерживает одинаковую температуру и его запуск в холодную погоду занял бы целую вечность, если бы он оставался при одинаковой температуре. Термостат контролирует поток охлаждающей жидкости через систему охлаждения, а охлаждающая жидкость охлаждает двигатель. Термостат действует как клапан, который контролирует поток охлаждающей жидкости. Внутри находится воскообразное вещество, которое размягчается при определенном температурном пороге, открывая клапан и позволяя охлаждающей жидкости свободно течь.

Электрический вентилятор

Современные автомобили имеют вентилятор для основного или дополнительного охлаждения. Если автомобиль движется медленно, чтобы создать достаточный поток воздуха для охлаждения двигателя, вентилятор всасывает воздух через радиатор.

При этом вентилятор может быть механическим (приводится в движение от вращения двигателя) и создавать силу для перемещения воздуха через радиатор в жарких условиях или во время стоянки автомобиля. Система имеет датчик, который определяет повышение температуры антифриза и дает команду вентилятору работать.

Термо-таймер

Это датчик температуры, который сообщает электровентилятору, когда нужно дуть.

Охлаждающая жидкость

Это транспортное средство, которое отводит тепло от двигателя через охладительную систему в атмосферу. Свойства антифриза становятся важными в холодную погоду – ведь если использовать простую воду, она быстро замерзнет, расширится и повредит множество компонентов.

Водяной насос

Этот компонент способствует циркуляции антифриза по всей системе. Чаще всего водяной насос приводится в движение цепью, либо ремнем газораспределительного механизма двигателя), но вместо этого на некоторых автомобилях установлен водяной насос с электронным управлением.

Двигатель

Двигатель имеет несколько внутренних проходов и портов, через которые идет охлаждающая смесьь, поглощая тепло и отводя его. Антифриз выходит из блока цилиндров/головки двигателя через различные шланги, которые переносят охлаждающую жидкость к другим частям системы.

Сердечник нагревателя

Это еще один компонент, имеющий множество мелких ребер, которые рассеивают тепло. Однако это тепло используется для обогрева пассажирского салона (если это необходимо), и поступает в кабину через вентилятор/двигатель вентилятора.

Датчики

Система охлаждения обычно имеет два датчика: датчик температуры антифриза и измеритель уровня охлаждающей жидкости. Датчик температуры контролирует тепло охлаждающей жидкости и обнаруживает перегрев. Измеритель уровня контролирует количество антифриза в системе (если оно падает слишком низко, это может привести к перегреву).

Также система охлаждения также имеет различные трубки, которые помогают переносить охлаждающую жидкость от одного основного компонента к другому с конечной целью поддержания температуры двигателя в безопасном рабочем диапазоне (и предотвращения повреждения двигателя).

Системы охлаждения на разных автомобилях

Все современные охладительные системы на автомобилях чрезвычайно похожи. И несмотря на то, что они могут включать в себя слегка различную прокладку шлангов или конструкцию деталей, все они имеют одинаковые основные компоненты, перечисленные выше. Исключением являются двигатели с воздушным охлаждением, которые прекратили выпускать после 1980-х годов, с ребрами охлаждения, встроенными в блок двигателя.

Почему системы охлаждения ломаются?

Система охлаждения может выйти из строя по многим причинам. Самой распространенной неисправностью является утечка охлаждающей жидкости, которая обычно вызвана возрастом/износом или связана с более локализованным повреждением (таким как удар или загрязнение в результате утечки моторного масла, что приведет к разрушению резиновых шлангов).

Кроме того, утечки, как правило, являются внешними, но могут быть внутренними в виде вышедшей из строя прокладки головки блока цилиндров – эта неисправность позволяет сжигать охлаждающую жидкость из охлаждающих каналов двигателя в процессе сгорания. Если происходит утечка, владелец автомобиля может заменить протекающий компонент и восстановить нормальную работу системы. Однако, если объем охлаждающей смеси снижается слишком быстро, и двигатель работает с недостаточным ее уровнем или вовсе без антифриза, это может привести к серьезным повреждениям. Эти повреждения могут быть столь же незначительными, как и повреждение внутреннего воска термостата из-за высокой температуры,

Также отказ системы охлаждения может быть вызван проблемами с циркуляцией, такими как неработающий водяной насос, заблокированные каналы охлаждения в двигателе или заклинивший термостат. Эти проблемы в конечном итоге приведут к перегреву двигателя и могут вызвать те же поломки, которые были упомянуты выше.

Нуждается ли моя система охлаждения в ремонте?

Если датчик температуры начинает показывать больше, чем обычно, или его значения уходят в красную часть, это говорит о наличии проблем с системой охлаждения. Техник может визуально осмотреть автомобиль на предмет утечек и проверить давление в системе охлаждения, если утечки не сразу заметны. Опрессовка системы охлаждения имитирует высокое давление без риска перегрева двигателя. Это позволяет техническому специалисту безопасно определить источник утечки, не рискуя нанести вред двигателю или другим компонентам.

Когда в автомобиле возникает утечка охлаждающей жидкости, водитель может почувствовать сладкий запах во время движения автомобиля или после парковки, или даже заметить капли на земле, где припаркован автомобиль (зависит от места и размера утечки). Если возникнет какой-либо из этих симптомов, необходимо устранить проблему до того, как она достигнет точки перегрева двигателя.

Если машина находится в мастерской для технического обслуживания, техник визуально осматривает систему охлаждения на наличие проблем. Одним из симптомов поломки являются раздутые охлаждающие шланги, что свидетельствует об износе и неизбежном отказе. Если шланги находятся в плохом состоянии, их следует заменить, прежде чем они выйдут из строя и приведут к перегреву двигателя.

Как снизить стоимость ремонта?

Как и в большинстве систем автомобиля, правильное техническое обслуживание является основным фактором, влияющим на работоспособность и срок службы системы охлаждения. Замена охлаждающей жидкости через рекомендованные производителем интервалы (или даже чаще) помогает поддерживать систему кондиционирования мотора. Также это вымывает загрязнения и старую охлаждающую жидкость (которая снижает охлаждающие и антифризные свойства) и обновляет систему свежей охлаждающей жидкостью. Выполнение этого обслуживания требует небольших денег.

Еще один способ снизить стоимость ремонта – решать проблемы сразу, как только они возникают. Это поможет предотвратить повреждение других частей сплит системы двигателя и полезно для автомобиля в целом. Также важно, чтобы в систему добавлялась только указанная производителем охлаждающая жидкость, если требуется дозаправка. При этом учитывайте, что смешивание разных типов охлаждающей жидкости может привести к повреждению шлангов и внутренних уплотнений.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector