Плотность антифриза и тосола
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Плотность антифриза и тосола

Новости

Плотность тосола и антифриза: измерение, особенности процесса

Антифриз является заправочной жидкостью в автомобиле, которая одновременно выполняет сразу две функции – это охлаждение двигателя во время работы и обогрев салона. Хорошо справляться со своей задачей теплоноситель будет только в том случае, если его плотность соответствует номинальной, заданной производителем.

Различные охлаждающие жидкости и их плотность

Выбор охлаждающих жидкостей на сегодняшний день достаточно обширен. Обычно рядовые автолюбители называют их «Тосол» или антифриз – при этом данные понятия разделяются. На самом деле это не совсем верно, так как под названием «Тосол» понимается все та же охлаждающая жидкость с содержанием этиленгликоля. Данный состав был разработан ещё в СССР. Фактически, «Тосол» также является самым обычным антифризом, но с некоторыми особенностями.

Нормальная работа системы охлаждения двигателя автомобиля, а также отопления салона возможна, только если залитая охлаждающая жидкость обладает соответствующими характеристиками. В первую очередь на функционирование влияет именно плотность. Также от данного параметра напрямую зависит температура кристаллизации вещества.

Таблица №1: Зависимость температуры замерзания от плотности антифриза

Плотность вещества p 20 , г/см 3

Количество гликоля в составе, %

Температура кристаллизации, 0 С

Плотность, г/см 3

Содержание гликоля по объему, %

Температура замерзания, 0 C

Таким образом, можно легко определить не только температуру, при которой антифриз замерзнет, но и его состояние. Нормальное значение параметра для конкретной марки состава рассматриваемого типа в обязательном порядке обозначается на упаковке. Если измеренная величина сильно отличается, то необходимо выполнить замену антифриза в системе охлаждения.

Таблица №2: Нормальная плотность наиболее распространенных антифризов

Наименование жидкости

Значение плотности

Liqui Moly KFC 2001 Plus

Mobil Antifreeze Advanced

Mannol Longlife AF12+

Тосол «Торса» ОЖ-40

Если по каким-то причинам узнать величину нормального значения плотности на упаковке не удалось, следует посетить официальный сайт производителя. Обычно на всех подобных ресурсах имеется каталог продукции и технические паспорта к ней.

Процесс проверки плотности

Измерение плотности жидкости осуществляется при помощи специально предназначенного для этого прибора под названием ареометр. Его иногда называют денсиметр. Помимо него потребуется самый обычный градусник, так как процесс измерения плотности желательно производить при температуре равной 20 0 С или же близкой к этому значению. Прежде, чем приступить к замеру, следует убедить в соответствии температурного режима.

Ни в коем случае не стоит пытаться померить плотность антифриза на только что остановленном двигателе. Это не только опасно, но и бесполезно – скорее всего, по ряду причин ареометр покажет неверную величину. Также высокая температура среды может попросту повредить его конструкцию, он обычно выполняется из специального прозрачного пластика или стекла.

Сам ареометр представляет собой колбу с находящимся внутри него стержнем, на котором имеется градуировка показаний плотности. На конце располагается специальная пипетка (чаще всего из резины или же пластика), при помощи которой осуществляется забор охлаждающей жидкости.

Процесс измерения плотности антифриза или же тосола (выполняется одинаково для обоих типов жидкостей) выглядит следующим образом:

  • двигатель доложен остыть до температуры окружающей среды (проверяем, что она равна 20 0 С);
  • аккуратно следует открыть крышку расширительного бачка или же радиатора – место забора следует выбирать в зависимости от конструкции системы охлаждения;
  • при помощи груши на обратном конце ареометра выполняется забор жидкости.

После этого следует установить рассматриваемый прибор в вертикальное положение и зафиксировать, на сколько делений погрузилась измеряющая ампула. Данные показания необходимо сравнить с обозначенными на этикетке емкости. Если расхождения значительны, потребуется выполнить замену антифриза. Можно также использовать специальный график для определения температуры замерзания.

Встречаются ареометры, уже снабженные специальной шкалой измерения температуры замерзания. Их использование несколько более удобно. Нет необходимости обращаться к различного рода таблицам и иным вспомогательным материалам. Помимо этого универсальные приборы могут работать не только с антифризом, но также электролитом.

Иные приборы для измерения плотности охлаждающей жидкости

Плотность охлаждающей жидкости можно измерить не только при помощи ареометра, но также иных приборов: рефрактометра и специальных электрических.

Рефрактометр позволяет определить плотность путем измерения величины преломления света, проходящего через жидкость. Специализированные электрические приборы определяют рассматриваемую величину, вычисляя сопротивление антифриза.

Подобного рода устройства применяются обычно в официальных сервисных центрах и специализированных СТО. Смысла в их приобретении нет, так как по своей цене они сопоставимы со стоимостью канистры нового антифриза. Поэтому для измерения плотности охлаждающей жидкости лучше всего подходит обычный ареометр.

Плотность антифриза: как проверять и корректировать

В рамках регулярного обслуживания автомобиля одной из немаловажных операций является измерение плотности антифриза. В статье детально рассказано, зачем это надо делать, чем и как, какие должны быть показатели, и как их корректировать при необходимости. Также предлагается к ознакомлению информация, как сделать антифриз своими руками путем разбавления концентрата, и почему выгодно этим заниматься.

ЗАЧЕМ измерять плотность антифриза?

Плотность антифриза – это характеристика охлаждающей жидкости, которая указывает на процент содержания этиленгликоля в общем измеряемом объеме. От этого показателя, в свою очередь, зависит максимальная температура ниже нуля, до которой тосол не кристаллизируется, то есть, не замерзнет.

Тосол и антифриз – это одно и то же. Есть информация, что у них отличается температура кипения, однако это неправда. Что же касается рассматриваемой здесь плотности, то принцип абсолютно один и тот же.

Разберем вкратце, как от плотности зависит температура замерзания охлаждающей жидкости. Если взять обычную дистиллированную воду, то ее плотность будет равной 1, а температура, при которой она начнет замерзать – 0°C. Если разбавить концентрированный этиленгликоль с водой в соотношении 1:1, то плотность полученной жидкости будет уже 1,071, а замерзать она начнет уже при температуре ниже -40°C.

Следует помнить одну важную особенность, которая заключается в свойстве концентрированного этиленгликоля кристаллизироваться при температуре всего -20°C. То есть в данном случае не работает принцип – чем больше в составе охлаждающей жидкости этиленгликоля, тем ниже температура ее замерзания. Данный компонент эффективно защищает систему охлаждения от замерзания только при определенных пропорциях с водой. Почему это так, объяснить простыми словами достаточно сложно, потому просто запомните это, как факт.

Собственно, по этой причине и есть необходимость измерять плотность антифриза. При этом, неважно – это уже залитая в систему охлаждения автомобиля жидкость, или же только что купленная. В первом случае может оказаться, что со временем плотность антифриза изменилась, соответственно, сдвинулась температура, при которой произойдет замерзание. В случае с жидкостями что называется «из бутылки» сегодня легко можно напороться на дешевую (а может и на дорогую) подделку, плотность которой окажется недостаточной для эксплуатации в вашем регионе.

ЧЕМ измерять плотность антифриза?

Для измерения плотности антифриза существует простой и недорогой прибор – ареометр. Он имеет абсолютно такую же конструкцию, как и для измерения плотности электролита в аккумуляторных батареях. Принцип работы – аналогичный. В прозрачном корпусе со шкалой помещен поплавок, который в зависимости от плотности забранной жидкости больше или меньше всплывает.

Разница между ареометрами для электролита и антифриза заключается только в диапазоне измеряемых плотностей. Это связано с тем, что для охлаждающей жидкости нормальной средней плотностью является показатель 1,07. А вот для электролита – 1,26.

Кроме того, на ареометрах для измерения плотности антифриза может быть нанесена вспомогательная шкала, по которой наглядно можно определить температуру замерзания тестируемой жидкости. Аналогично в приборах для АКБ есть цветовая градуировка, позволяющая без углубления в тему понять, на сколько процентов заряжен или разряжен аккумулятор.

КАК измерять плотность антифриза?

Принцип измерения плотности электролита такой же, как и более знакомая процедура с АКБ. Для получения данных необходимо забрать из расширительного бачка, радиатора или емкости для хранения жидкость в объеме, достаточном для того, чтобы находящийся внутри поплавок уверенно всплыл. Затем, ориентируясь на нанесенные на поплавке цифры, определить либо плотность в соответствующих единицах, либо температуру замерзания в градусах Цельсия.

Чтобы полученные показатели были максимально точными, необходимо придерживаться одного очень важного условия. Оно касается текущей температуры тестируемой жидкости. Дело в том, что нанесенная на приборе шкала, а также цифры, которые можно найти в специальных таблицах, соответствуют действительности только в том случае, если температура антифриза находится на отметке 20°C.

По этой причине, если вы решили измерить плотность антифриза, залитого в систему охлаждения, делайте эту процедуру тогда, когда двигатель остывший. Например, утром, либо в выходной день, когда машина не используется. То же самое касается и зимних измерений. При отрицательной температуре окружающей среды показания также будут неточными.

На самом деле можно измерять плотность антифриза любой температуры, однако, для получения точных данных необходимо будет вносить корректировки при помощи специальных формул. В них легко запутаться, потому гораздо проще подобрать оптимальные условия, и просто измерить плотность ареометром без всяких поправок.

КАКОЙ должна быть плотность антифриза?

Об этом уже немного было сказано выше. Повторим. Если плотность охлаждающей жидкости составляет 1,071, то это значит, что она не замерзнет при температурах окружающей среды до -40°C. Такая плотность означает, что в составе вашего антифриза этиленгликоль и вода находятся в примерно равных пропорциях.

Как быть с другими показателями плотности? Для ориентирования по ним существуют таблицы, пользоваться которыми, по большому счету, совсем необязательно. Достаточно знать, что при плотности 1,06 антифриз замерзнет при -30°C, если ареометр показал 1,05, то замерзание произойдет при -20°C. Если же плотность еще меньше – 1,035, то система охлаждения замерзнет еще при -10°C.

Читать еще:  P0171 слишком бедная топливовоздушная смесь банк 1

Повышение плотности в другую сторону можно не бояться, так как ни один производитель не делает такой «не выгодный» для него самого антифриз. В машине плотность охлаждающей жидкости тоже никак повыситься не сможет. Может только понизиться в случае, если система не герметична, и вы регулярно подливаете воду, дабы восстановить требуемый уровень. Вода также зачастую доливается после ремонта, связанного с разборкой узлов системы охлаждения.

КАК корректировать плотность антифриза?

Как понятно из вышеописанного, корректировка плотности приобретенного или эксплуатируемого антифриза чаще всего требуется в сторону увеличения. Ее и рассмотрим. Для выполнения корректировки вам понадобится ареометр, концентрат этиленгликоля и знание объема системы охлаждения вашего автомобиля.

Чтобы упростить понимание процесса, приведем конкретный пример. По нему и можно будет ориентироваться. Допустим, что в нашем автомобиле залит антифриз, плотность которого оказалась 1,05, что соответствует температуре замерзания -20°C. А в регионе, где он эксплуатируется, температура зимой опускается до -29°C. Объем системы охлаждения в этом примере – 7 литров.

Наша задача – поднять плотность 7 литров антифриза с 1,05 до 1,06 при помощи концентрата. Текущая плотность говорит о том, что в нашей жидкости этиленгликоля находится примерно 36% (данные из таблиц), то есть 2,5 литра. А для достижения желаемой плотности 1,06 нам надо, чтобы его там было 45%, или 3,1 литра. Остальное – вода. Как скорректировать?

А нам всего лишь необходимо добавить в систему охлаждения 0,6 литра концентрата этиленгликоля. Проделать эту процедуру очень просто. Сначала через сливную пробку на радиаторе, не выкручивая ее до конца, аккуратно сливаем из системы 600 миллилитров охлаждающей жидкости. Пробку закручиваем, а в расширительный бачок или радиатор заливаем 600 миллилитров концентрата. Все. Этиленгликоль в процессе работы системы охлаждения смешается с остальной жидкостью, и плотность изменится до нужных показателей.

Аналогично можно увеличить плотность при других показателях и объеме системы. Чтобы наоборот, понизить плотность, по такому же принципу компенсируем слитую жидкость не концентратом, а дистиллированной водой.

КАК разбавить концентрат антифриза?

После прочтения вышеизложенного материала уже не должно возникнуть трудностей с приготовлением подходящего по плотности антифриза из концентрата этиленгликоля. Рассмотрим вкратце, зачем вообще этим заниматься, если на рынке полно уже готовых составов, на этикетке которых написан главный для автолюбителя параметр – температура замерзания.

  1. Во-первых, далеко не всегда указанные на упаковке характеристики соответствуют действительности. Многие производители бюджетных охлаждающих жидкостей банально экономят, не придерживаясь рассмотренных выше пропорций. Вода ведь дешевле этиленгликоля.
  2. Во-вторых, вполне реально сегодня найти концентрат этиленгликоля по очень выгодной цене. Он, естественно, будет дороже готовых составов. Но потребуется его почти в два раза меньше. Кроме того, приготовив антифриз своими руками, вы точно будете знать, какой он плотности, и до какой температуры гарантированно не замерзнет.

В завершение рассмотрим кратенько конкретный пример, как разбавить концентрат. Для этого понадобится, собственно, сам концентрат, дистиллированная вода (обязательно), ареометр для контроля полученной плотности и пара емкостей соответствующего размера.

Сколько чего покупать, зависит от того, какой объем системы охлаждения у вашего автомобиля, и от самой низкой температуры зимой в вашем регионе. Рассмотрим ситуацию на примере все того же автомобиля с системой охлаждения объемом в 7 литров, который эксплуатируется в регионе, где столбик градусника опускается максимум до -29°C.

Чтобы зимой приготовленная охлаждающая жидкость не замерзла, нам необходимо получить антифриз плотностью 1,063. Этот показатель соответствует 45,6% содержания этиленгликоля в общем объеме. Соответственно, для приготовления 7 литров антифриза нам потребуется 3,2 литра концентрата и 3,8 литра дистиллированной воды. Смешиваем, тщательно перемешиваем, измеряем плотность ареометром и заливаем в систему охлаждения.

Видео – Как измерять лотность антифриза

Итоги

В итоге получается, что ничего сложного в понятии плотности антифриза, по сути, нет. Чтобы ее измерить, нужен специальный ареометр. А чтобы приготовить своими руками или скорректировать под конкретную температуру замерзания, достаточно простейших математических расчетов без сложных и непонятных формул, таблиц и прочего.

Что необходимо знать о плотности антифриза

Автомобильные масла и ГСМ > Антифриз и тосол > Что необходимо знать о плотности антифриза

автор: mexanic Декабрь 12, 2016

Исходя из названия статьи, речь сегодня пойдёт об одной важной артерии транспорта – системе охлаждения (далее — СО). Даже если все остальные будут исправны на все 100%, машина продержится в рабочем состоянии не более 10 минут. Двигатель заклинит, детали перегреются, может лопнуть блок цилиндров. Далее хода нет. СО в народе называют рубашкой автомобиля. Наполнителем служит специальная химическая жидкость под названием антифриз. Нерадивые водителя используют обычную проточную воду, но сейчас не об этом. Чтобы СО полноценно функционировала, необходима постоянная насыщенность жидкости. Этот параметр, равно как и температура замерзания, кипения, должен соответствовать установленным стандартам. Плотность тосола определяется специальным предметом под названием Ареометр. Его можно использовать ещё для определения плотности электролита.

Что говорит наука ↑

Отечественная наука гласит, что стандартная плотность антифриза должна быть 1,10 г/см3. Но, мало кто знает, что данный показатель рассчитан при внешней температуре в — 40°С. Соответственно, при нулевой отметке, данные будут разниться. На этом моменте автомобилисты попадаются в ловушку, считая иностранные аналоги лучше отечественных. Разницы между тосолом и антифризом вовсе нет. Первое понятие используют на территории стран СНГ, второе – в Европе. Если быть дотошным, то разница есть в температуре кипения. А густота у всех идентична.

Факторы, ухудшающие охлаждающую жидкость ↑

  • рецептурная схема, по которой приготавливался охладитель;
  • виды и количественный показатель химических присадок в базовой основе;
  • процентное соотношение этиленгликоля;
  • пиковая температура кипения.

Чем выше показатель плотности, тем быстрее охлаждается силовой агрегат. Но, злоупотреблять цифрами не следует, так как возможен перегрев самого мотора от излишней теплопроводности.

Проверка ареометром ↑

Контролируем плотность антифриза в автомобиле независимо от того, ездит он или нет. Делаем регулярно с помощью ареометра. В комплекте оборудование не поставляется. Необходимо приобрести на авторынке или специализированном автомагазине. Стоимость небольшая, доступная каждому владельцу.

  1. глушим мотор, выжимаем ручной тормоз, даём остыть технике;
  2. открываем капот, находим расширительный бак. Как правило, с правой стороны от силового агрегата;
  3. забираем ареометром небольшое количество тосола. Категорически запрещён забор во время критически отрицательных и положительных температур. Как только поплавок в устройстве начал свободно плавать – количества достаточно;
  4. сопоставляем данные шкалы ареометра с таблицей плотности:
  • доля этиленгликоля: 97,8 – 26,4 %
  • густота:1,113 – 1,035 г/см3;
  • градус смены молекулярного состава: — 20°С – (- 65°С).

Приведены пиковые показатели. Далее по нисходящей. Имея перед собой фактические данные, водитель самостоятельно может определить плотность антифриза. Зачастую, при покупке ареометра, в комплекте поставляется таблица в бумажном варианте. Если нет, всегда можно скачать с любого автомобильного сайта. Процедура несложная, занимает всего 10 – 15 минут. Систематическая диагностика предотвратит нежелательные последствия и незапланированные ремонты.

Молодое поколение уже не помнит, а старики в курсе, что во времена СССР тосол был всего двух цветов. Только синий и красный. По химическому содержанию они были идентичны. Разница в температуре замерзания: красный – (- 65 °С), синий – (- 40°С). Современные импортные аналоги имеют стандартный синий окрас. Отечественные марки придерживаются старых стереотипов. Продукция, предназначенная для районов крайнего Севера, по-прежнему имеет красный цвет. Просто, удобно, понятно.

Рекомендации ↑

Совет №1. Последнее время появилась практика покупки концентрата этиленгликоля и самостоятельной его разбавки до нужной плотности. В целом рациональное решение, так как позволяет сэкономить денежные средства. При покупке оптом, всегда была скидка. Плотность антифриза устанавливаем в соответствии с данными таблицы, указанными выше. Но, следует помнить, что сам концентрат очень боязлив минусовых температур. Если не уберечь от морозов, то уже при – 13 °С, он замёрзнет, превратиться в лёд.

Совет №2. Учитывая метаморфозность химического соединения этиленгликоль, будьте внимательны при концентрации. Если необходимо сделать тосол с показателем — 40°С, то шкала ареометра должна соответствовать показанию 1,08 г/см3 или 1,105 г/см3. Вот так бывает. Соответственно, процентное соотношение этиленгликоля будет равно 54% и 84%. Не верите – проверьте.

Оригинал и подделка ↑

О том, что подделки поджидают нас на каждом шагу, не стоит напоминать. Если при покупке данные измерительного прибора указывают менее единицы, значит в руках подделка. Товар не берите. Обязательно требуйте у продавцов сертификат качества на продукцию, смотрите наличие защитных голографических элементов, штрих-кодов производителя. До чего дошли жулики: нередки случаи, когда в проточную воду добавляют сахар, лимонную кислоту, искусственный краситель синего или красного цветов. Насыщенность будет соответствовать норме. Ареометр не определит подделку. Категорически запрещено дегустировать жидкость на вкус. Возможны ожоги и отравления.

Залили подделку — срочно сливайте «бурду», промывайте радиатор и всю систему проточной водой. Рекомендовано проделать несколько раз. После залить качественный продукт.

Читать еще:  После перегрева стал греться патриот

Всего хорошего. Качественных покупок. Будьте бдительны.

Как развести концентрат антифриза

Дата публикации: 04 апреля 2016 .
Категория: Автотехника.

Незаменимым компонентом системы охлаждения автомобиля является антифриз или тосол. Эта жидкость отличает то, что она закипает и замерзает при повышенных и пониженных температурах. Чаще всего антифриз можно купить уже в готовом виде, но некоторые автолюбители предпочитают самостоятельно разводить концентрат, да и готовые составы обычно способны выдерживать слишком экстремально низкие температуры, поэтому вполне логично делать смеси. Так как в состав всех хладагентов входит вода, то ей можно разбавлять охладительную жидкость, единственное, что использовать для этой цели можно исключительно дистиллированную воду. В противном случае из-за магния и кальция, которым богата «живительная влага» из крана, в системе охлаждения автомобиля может образоваться накипь и осадок. Если же уверены что обычная вода не жесткая (не превышает 5 мг-экв/л), то можно разбавить антифриз и ей. Также воду можно проверить на наличие примесей самостоятельно. Для этого необходимо сделать раствор в небольшом количестве в прозрачной емкости и подождать некоторое время. Если на дне стакана, банки или бутылки образовался осадок, то такую жидкость лучше не использовать для смешивания.

Кроме этого, перед тем как разбавлять антифриз необходимо определить его плотность, чтобы не переусердствовать и развести концентрат в правильной пропорции.

Как проверить плотность охлаждающей жидкости

Плотность антифриза необходимо обязательно вычислить правильно. Для этого нужно выполнить несколько условий. Во-первых, важно выдержать температурный режим, который должен составлять 20 градусов или близкое к этому значение. Если вы будете замерять плотность, как только двигатель машины был остановлен, то получите неправильные данные. Поэтому лучше использовать обычный градусник и проверить температуру.

Во-вторых, для определения плотности используется специальный прибор – ареометр. Можно приобрести и более дорогостоящий девайс – рефрактометр, но переплачивать за него смысла нет. Ареометр – это колба со стержнем, на котором, как и на градуснике существуют градации. На конце измерителя есть резиновая или пластиковая пипетка, с помощью которой производится забор жидкости. Корпус прибора изготовлен из прозрачного пластика или стекла, поэтому при его использовании также не допускаются большие температуры.

Плотность антифриза измеряется также как тосола, и определяется она следующим методом:

  • Остудите двигатель до необходимой температуры в 20 градусов.
  • Осторожно откройте крышку расширительного бачка или радиатора (в зависимости от типа конструкции системы охлаждения).
  • С помощью груши, которая находится на одном из концов ареометра, произведите забор жидкости.
  • Установите ареометр в вертикальное положение и зафиксируйте его.
  • Запишите показания прибора.

Если полученные данные сильно разнятся с обозначениями на этикетке с антифризом, то такую жидкость лучше всего вообще заменить.

Чтобы узнать плотность антифриза, таблица данных которой представлена ниже, можно использовать более современные ареометры, оснащенные дополнительной шкалой, позволяющей одновременно измерить температуру замерзания. В этом случае вам не понадобится производить никаких дополнительных вычислений.

Концентрация этиленгликоля, % Плотность смеси, г/см 3 Температура замерзания, °С Концентрация этиленгликоля, % Плотность смеси, г/см 3 Температура замерзания, °С
26,4 1,0340 -10 65,3 1,0855 -65
27,2 1,0376 -12 65,6 1,0860 -66
29,6 1,0410 -14 66,0 1,0863 -67
32,0 1,0443 -16 66,3 1,0866 -68
34,2 1,0480 -18 68,5 1,0888 -66
36,4 1,0506 -20 69,6 1,0900 -64
38,4 1,0533 -22 70,8 1,0910 -62
40,4 1,0560 -24 72,1 1,0923 -60
42,2 1,0586 -26 73,3 1,0937 -58
44,0 1,0606 -28 74,5 1,0947 -56
45,6 1,0627 -30 75,8 1,0960 -54
47,0 1,0643 -32 77,0 1,0973 -52
48,2 1,0663 -34 78,4 1,0983 -50
49,6 1,0680 -36 79,6 1,0997 -48
51,0 1,0696 -38 81,2 1,1007 -46
52,6 1,0713 -40 82,5 1,1023 -44
53,6 1,0726 -42 83,9 1,1033 -42
54,6 1,0740 -44 85,4 1,1043 -40
55,6 1,0753 -46 86,9 1,1054 -38
56,8 1,0766 -48 88,4 1,0660 -36
58,0 1,0780 -50 90,0 1,1077 -35
59,1 1,0790 -52 91,5 1,1987 -34
60,2 1,0803 -54 93,0 1,1096 -33
61,2 1,0813 -56 94,4 1,1103 -32
62,2 1,0823 -58 95,0 1,1105 -28
63,1 1,0833 -60 95,5 1,1107 -27
64,0 1,0843 -62 96,5 1,1110 -24
64,8 1,0850 -64 97,0 1,1116 -22

Если перед тем как проверить плотность антифриза вы не остудили двигатель машины до 20 градусов, то замерную плотность, которая обозначается как t, можно привести к необходимой температуре с помощью формулы:

  • P20 – это обозначение плотности антифриза при 20 градусах (в таблице обычно указывается в г/см 3 );
  • Pt – это плотность хладагента при температуре замера (измеряется в г/см 3 );
  • t – это фактическая температура охлаждающей жидкости на момент измерения (в таблице указывается как °С);
  • γ – поправка плотности этиленгликоля (при учете что на каждый градус приходится 0,000525 г/см 3 ).

Такую проверку рекомендуется производить не только перед тем, как разбавлять антифриз, но и просто для того, чтобы быть уверенным в том, что в охладительной системе находится жидкость необходимой плотности.

Какой должна быть плотность антифриза

После того как вы получили все необходимые показатели жидкости, их нужно сверить с показателями из таблицы. Если концентрация этиленгликоля составляет 85,4 %, а температура кристаллизации равна -40 градусам, то плотность смеси должна быть не менее 1,104 г/см 3 . По аналогии вы можете определить любую величину, и узнать при какой плотности будет тот или иной порог замерзания состава.

Для удобства представим показатели нормальной плотности для самых популярных антифризов:

  • плотность жидкости Liqui Moly KFC составляет 1,113 г/см 3 ;
  • для тосола «Тораса» ОЖ40 этот показатель составляет 1,087 г/см 3 ;
  • Castrol Radiocool имеет значение плотности 1,122 г/см 3 ;
  • плотность Mobil Antifreeze Advanced составляет от 1,122 до 1,125 г/см 3 ;
  • для Mannol Longlife AF12+ стандартное значение – 1,085 г/см 3 .

Многие антифризы изготавливают с запасом, то есть их температура замерзания может составлять до -60 градусов. Таких холодных арктических зим у нас не бывает, поэтому такие «охладители» можно без зазрения совести разбавить водой, чтобы добиться порога кристаллизации состава при -35 градусах.

Как правильно развести антифриз

Количество воды для разбавления хладагента необходимо рассчитать так, чтобы выдержать баланс между температурой закипания и замерзания. Чтобы рассчитать пропорцию необходимо в первую очередь учесть, в каких условиях вы эксплуатируете автотранспортное средство. Если вы проживаете в регионе, где преобладает теплый климат и зимой температура редко опускается до -25 то добавить можно чуть больше воды.

Для того чтобы достичь порога замерзания в -20-25 градусов смешивать состав с водой необходимо в пропорции 1:1. Если вы живете в местах, где зимой отменяют занятия в школах и на улицу никто не выходит без лишней надобности, то воды необходимо добавить меньше (7:3).

Полезно! Если разводить жидкость «один к одному», то она не замерзнет при температуре -25 градусов, но в случае большего содержания воды, состав замерзнет при менее низкой температуре, поэтому лучше не переусердствовать.

Существует также формула, по которой можно произвести более точный расчет:

  • Vв – это величина, которая обозначает количество воды в литрах;
  • V – это обозначение объема концентрата в литрах;
  • Эф – обозначает, сколько по факту содержится этиленгликоля в хладагенте в процентах;
  • Эн – величина, которая говорит о том, сколько этиленгликоля должно содержаться в антифризе в процентном соотношении.

Как видите, для того чтобы использовать эту формулу, вам понадобится знать чуть больше о составе концентрированной жидкости. Но и без этих вычислений вы сможете разбавить хладагент самостоятельно.

Стоит также упомянуть, что при сильно низких температурах разбавленный антифриз начинает кристаллизироваться, образуя кашеобразное вещество. С одной стороны, такая «жижа» будет надежно защищать двигатель и радиатор от возможных повреждений. Но, с другой стороны, эксплуатировать автомобиль в таких условиях будет невозможно.

Если долить больший объем воды, то защита деталей, расположенных внутри охладительной системы, понизится и на блоке движка начнет образовываться коррозия. В результате на стенках металлических трубок будет скапливаться осадок, который постепенно закупорит проходы. Вот такие две стороны одной медали.

В заключении

Старайтесь разбавлять антифриз в разумных пределах, чтобы не навредить жизненно важным системам автомобиля. Если вы сомневаетесь в своих расчетах, то лучше не экспериментировать и использовать готовую охлаждающую жидкость, даже если она замерзает только при -60 градусах.

Как проверить антифриз или ТОСОЛ: какую плотность должны иметь охлаждающие жидкости

Начнем с того, что в автомобиле используются разные технические жидкости, при этом за их качеством и состоянием нужно постоянно следить. Прежде всего, внимания требует охлаждающая жидкость, так как она меняется реже моторного масла, тормозной жидкости и т.д. При этом важно понимать, что необходимо контролировать не только уровень антифриза или ТОСОЛа в системе, но и плотность.

Дело в том, что антифриз или ТОСОЛ проверять на плотность необходимо по причине того, что от данного показателя фактически будет зависеть температура замерзания охлаждающей жидкости, температура кипения и некоторые другие свойства.

Также проверка плотности антифриза позволяет снизить риски заливки в систему охлаждения контрафакта в виде окрашенной воды. Далее мы рассмотрим, как проверяется антифриз, плотность ТОСОЛа или антифриза, каким в норме должен быть показатель плотности ОЖ и т.д.

Проверка антифриза на плотность: для чего необходима и как выполняется

Прежде всего, охлаждающая жидкость представляет собой концентрат антифриза, смешанный с дистиллированной водой в определенных пропорциях. При этом воду добавлять необходимо, так как концентрат замерзает при относительно небольшом понижении температуры ниже ноля, в то время как готовая смесь концентрата и воды не кристаллизуется при -20, -30, -40 и даже ниже.

  • Идем далее. В процессе эксплуатации автомобиля вода в составе ОЖ имеет свойство выкипать, то есть уровень охлаждающей жидкости даже в полностью исправной системе охлаждения постепенно понижается. В этом случае рекомендуется доливать дистиллированную воду для нормализации уровня. Однако, частые доливы воды, а не концентрата или готового антифриза, могут привести к тому, что плотность антифриза или ТОСОЛа изменится.
Читать еще:  Как определить тосол или антифриз залит в машину

Другими словами, активно доливая воду в антифриз или ТОСОЛ, плотность охлаждающей жидкости будет отличаться от рекомендуемой. Само собой, добавка 50-100 грамм воды не сильно повлияет на ситуацию, однако в случае, если охлаждающая жидкость используется 3 — 4 года, таких доливов бывает несколько, что неизбежно приведет к изменению плотности.

Если летом данная проблема зачастую не заметна, зимой, особенно с наступлением сильных морозов можно столкнуться с определенными неприятностями. Бывает и так, что некачественная жидкость просто разрывает радиаторы и даже становится причиной трещин блока двигателя. Естественно, чтобы избежать неполадок и добиться качественной работы системы охлаждения, необходимо периодически проверять плотность ТОСОЛа или антифриза. Давайте разбираться, как это сделать.

Как проверить плотность антифриза/ТОСОЛа своими руками

Прежде всего, плотность охлаждающей жидкости будет зависеть от того, в каких пропорциях залит антифриз (концентрат) и вода. Другими словами, на плотность ОЖ будет влиять массовая доля антифриза в дистиллированной воде.

С учетом того, что антифризы и ТОСОЛы могут быть разного типа, цвета и поколения (например, концентрат антифриза красный G11 или зеленый G12+), а также отличаются по составу (пропиленгликоль, этиленгликоль, присадки, краситель и другие компоненты), плотность того или иного концентрата также не одинакова.

Однако, общее количество присадок, красителя и добавок обычно не превышает 10% от общего объема, то есть на плотность они не особо влияют. Получается, основную плотность дает базовая основа антифриза.

  • Что касается того, как проверить плотность охлаждающей жидкости, для этого нужен ареометр. Если просто, это груша и колба. Внутри колбы есть поплавок и шкала. Набрав в колбу жидкость, поплавок поднимается. Остается только отметить показания на градуированной шкале, чтобы определить плотность жидкости.

Нормальная плотность антифриза будет зависеть от температуры замерзания, которой нужно достичь. Например, у жидкости до – 30 градусов плотность будет одной, тогда как у антифриза до – 40 уже другая плотность. Фактически, показатель будет зависеть от концентрации веществ.

При этом еще раз напомним, не разбавленный водой этиленгликоль в антифризе замерзнет уже при – 13, то есть самая высокая концентрация еще не означает лучшую стойкость к замерзанию.

На деле, чтобы получить антифриз до – 40 градусов, этиленгликоля должно быть чуть больше 50% или 1,071 г/см3, или же целых 85%, что равно 1,104 г/см3. При этом стойкость жидкости к замерзанию будет одинаковой как в первом, так и во втором случае. Естественно, для получения более плотного готового антифриза 85% нужно будет приобрести больше концентрата.

Также потребуется больше концентрата, то есть расходы на получение антифриза нужной плотности увеличиваются. На практике, сами изготовители антифриза указывают рекомендуемый показатель плотности на отметке 1,071 г/см3 или 53% при необходимости получить ОЖ до — 35 или -40 градусов по Цельсию.

Если же нужна «подгонка» ОЖ с учетом климатических особенностей региона, в этом поможет таблица плотности антифриза, а также изучение этикетки на таре с концентратом. Как правило, сами изготовители антифризов указывают, в каких пропорциях смешивать воду и концентрат для получения тех или иных показателей.

Кстати, если показатель плотности будет ближе к 1.0, заливать такой антифриз в систему охлаждения зимой категорически запрещено. Игнорирование данного правила приведет к тому, что радиатор и блок двигателя может разорвать даже при относительно небольшом понижении температуры.

Полезные советы

Как советуют специалисты, если антифриз куплен в виде концентрата, нужно после заливки в систему охлаждения готовой жидкости обязательно замерить плотность такого состава. Если же был приобретен готовый антифриз или ТОСОЛ, еще до заливки в систему нужно сразу промерять его плотность.

Дело в том, что в продаже есть большое количество подделок под охлаждающие жидкости известных брендов (Shell, Liqui Moly, Bizol и т.д.). Если просто, там нет этиленгликоля/пропиленгликоля. Вместо базовой основы используют кислоты, сахар соль.

Чтобы избежать подобных рисков, через пару-тройку дней после замены антифриза лучше снова проверить плотность жидкости. Если заметны явные изменения в сторону уменьшения плотности, тогда это подделка. Нужно срочно сливать такой антифриз, тщательно промывать всю систему охлаждения и заливать качественный оригинальный продукт.

На практике, именно готовые антифризы (уже смешанные с водой) подделывают чаще всего, но исключать аналогичные манипуляции с концентратом тоже нельзя. Для страховки можно порекомендовать покупку антифризов, ТОСОЛов и других технических жидкостей исключительно в официальных или проверенных точках продажи.

Подведем итоги

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что плотность антифриза или ТОСОЛа является важнейшим показателем, на который нужно обращать особое внимание перед наступлением холодов. Также важно замерять плотность охлаждающей жидкости при замене, чтобы получить готовую ОЖ с необходимыми свойствами для круглогодичной эксплуатации ТС.

Также антифриз или ТОСОЛ нужно регулярно менять, учитывая, что на интервалы замены влияют определенные факторы. Только с учетом пониманию всех нюансов, обслуживания, качественного ремонта и своевременной замены ОЖ можно получить полностью работоспособную систему охлаждения двигателя, которая будет в полной мере справляться со своей задачей как в летний, так и в зимний период.

Как проверить плотность тосола?

Для тосола А-40 средняя плотность при комнатной температуре равняется примерно 1,072 г/см³. У тосола А-65 этот показатель несколько выше, примерно 1,090 г/см³. Существуют таблицы, в которых расписаны значения плотности для тосола разной концентрации в зависимости от температуры.

В чистом виде этиленгликоль начинает кристаллизоваться примерно при –12 °C. При концентрации от 100% и до примерно в 67% этиленгликоля в смеси температура застывания движется в сторону минимума и достигает пика при –75 °C. Далее, с увеличением доли воды, температура замерзания начинает расти в сторону положительных значений. Соответственно, уменьшается и плотность.

Зависимость плотности тосола от температуры

Здесь работает простое правило: с понижением температуры плотность тосола увеличивается. Кратко разберём на примере тосола А-60.

При температуре, близкой к точке замерзания (–60 °C) плотность будет колебаться около значения 1,140 г/см³. При разогревании до +120 °C плотность тосола приблизится к отметке в 1,010 г/см³. То есть практически как у чистой воды.

От плотности тосола зависит и так называемое число Прандтля. Оно определяет способность охлаждающей жидкости отводить тепло от источника разогревания. И чем больше плотность, тем эта способность более ярко выражена.

Как проверить плотность тосола?

Для оценки плотности тосола, также как и для проверки плотности любой другой жидкости, используется ареометр. Желательно использовать специально предназначенный для замера плотности тосола и антифриза ареометр. Процедура измерения довольно проста.

  1. Наберите порцию исследуемой смеси в узкую глубокую ёмкость, достаточную для свободного погружения ареометра (большинство приборов комплектуется штатной колбой для замеров). Узнайте температуру жидкости. Удобнее всего проводить замер при комнатной температуре. Для этого предварительно нужно дать тосолу отстояться в помещении не менее 2 часов, чтобы он набрал комнатную температуру.
  2. Опустите ареометр в ёмкость с тосолом. Замерьте плотность по шкале.
  3. Найдите в таблице с зависимостью плотности тосола от температуры ваши значения. При определённой плотности и температуре окружающей среды может быть два соотношения воды и этиленгликоля.

В 99% случаев правильным будет то соотношение, где воды больше. Так как экономически нецелесообразно делать тосол на основе преимущественно этиленгликоля.

Технология замера плотности антифриза в плане самой процедуры не отличается. Однако применять полученные данные в плане оценки концентрации активного вещества для разных типов антифризов нужно по-разному. Это связано с различными химическими составами этих охлаждающих жидкостей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector