Плотность тормозной жидкости
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Плотность тормозной жидкости

Тормозные жидкости для автомобиля: виды, свойства, маркировка

Тормозная жидкость не относится к разряду главных тем, обсуждаемых в сообществах автолюбителей. Согласно регламента обслуживания автомобиля менять её положено раз в 2 года (реже раз в год). Казалось бы, что здесь может быть важного и интересного? Ответ достаточно прост – тормозная жидкость не должна приводить к отказу тормозной системы, ни при каких обстоятельствах.

А предпосылок для отказа при использовании некачественных или не соответствующих рекомендациям производителя жидкостей, либо нарушениях регламента и операций технического обслуживания, достаточно много.

В конце статьи смотрите видео, на котором простым языком объясняются отличия и совместимость тормозных жидкостей ДОТ 3, ДОТ 4, ДОТ 5 и ДОТ 5.1, а также даются рекомендации по выбору, смешиванию и доливке.

Также на этой странице вы найдёте сравнительные характеристики различных классов тормозных жидкостей и таблицу испытаний жидкостей ДОТ 4 разных производителей.

Назначение и свойства тормозных жидкостей

Назначение тормозной жидкости очевидно – обеспечивать безынерционную (практически мгновенную) передачу усилия с педали тормоза на тормозные механизмы. При этом используется одно из основных качеств жидкости, при нормальных условиях окружающей среды: несжимаемость.

Однако условия эксплуатации часто далеки от нормальных: интенсивное торможение в горной местности или при агрессивной манере езды вызывают перегрев и закипание тормозной жидкости, появление в ней пузырьков газа. Газообразные включения ухудшают несжимаемость, приводят к “проваливанию” педали тормоза и фактическому отказу в работе тормозной системы. Таким образом, температура закипания – пожалуй, важнейшая характеристика тормозной жидкости: чем она выше, тем лучше сохраняются рабочие функции жидкости.

Непосредственное влияние на температуру закипания оказывает наличие в тормозной жидкости влаги, соответственно ещё одним важным свойством является гигроскопичность. Дело том, что тормозная жидкость периодически подвергается в процессе эксплуатации тепловым циклам нагревания и охлаждения, и впитывает в течение этих циклов атмосферную влагу. А это, в свою очередь, снижает температуру кипения и ухудшает её функциональные свойства.

Именно из-за гигроскопичности появились просторечные понятия «сухая» и «увлажнённая» тормозная жидкость, широко используемые в автомобильном сообществе.

Насколько сильно меняются свойства «сухой» жидкости от содержания в ней влаги в процентном отношении? Из графика изменения температуры кипения для различных типов тормозной жидкости (смотрите на рисунке выше) видно, что 3,5% содержания воды уменьшает температуру кипения почти в полтора раза

Вязкость – важная техническая характеристика, которая имеет особое значение для тормозной жидкости при эксплуатации в условиях низких температур: загустевание может привести к ухудшению и даже отказу работы тормозной системы, а слишком текучая жидкость – к образованию течей при повышении рабочей температуры.

Принято (стандарт американского общества инженеров SAE) измерять этот показатель при температурах +100 о С и –40 о С. Контрольные цифры порогового значения вязкости для широко применяемых тормозных жидкостей следующие:

  • при низких температурах – не менее 1800 сСт,
  • при высоких – не более 1,5 сСт.

Как и другие технические жидкости, тормозная влияет на образование очагов коррозии на соприкасающихся металлических поверхностях. Корродирующие внутренние рабочие поверхности тормозных цилиндров затрудняют перемещение поршней, приводят к перепуску рабочей жидкости (следствие – всё то же «проваливание» педали тормоза), способствуют образованию течей в уплотнениях.

Хорошая тормозная жидкость должна иметь высокие антикоррозионные свойства. Для предотвращения коррозии в неё добавляют ингибиторы – вещества, резко замедляющие нежелательный процесс. Насколько эффективно работают ингибиторы, оценивают выдерживанием в «увлажнённой» до 3,5% жидкости образцов металлов тормозной системы в течение 120 часов при температуре 100 о С.

Воздействие на резину (материал уплотнений) также является важным свойством тормозной жидкости. Плохая совместимость с резиновыми уплотнителями может приводить как к набуханию манжет, так и их усадке. В первом случае возрастает риск разрушения уплотнений поршнем, а во втором образования течей.

Количественно эта характеристика оценивается на основании испытаний: выдерживании манжет в тормозной жидкости при температурах +70 о С и +100 о С, и последующих замерах физико-механических свойств образцов испытаний.

Работа тормозных, как и всяких других гидравлических цилиндров, предъявляет определённые требования к смазывающим свойствам рабочей жидкости. Прежде всего, это относится к показателям износостойкости поверхностей самих цилиндров, поршней и уплотнений. Смазывающие свойства оценивают на основании результатов стендовых испытаний, имитирующих работу тормозных цилиндров в тяжелых условиях эксплуатации.

Стабильность сохранения физико-химических характеристик в рабочем диапазоне температур ещё одно немаловажное свойство тормозной жидкости. А диапазон этот достаточно широк – от минус 50 до плюс 150 о С, и внутри него необходимо обеспечить стойкость жидкости к окислению, образованию осадков и отложений, нарушающих однородность структуры.

Классификация и состав тормозных жидкостей

Класс тормозных жидкостей Требования по стандарту FMVSS №116 «Тормозные жидкости для автомобилей»
Температура кипения, о С Кинематическая вязкость, мм 2 /с Цвет
«сухой» тормозной жидкости «увлажненной» жидкости (воды 3,5%) «увлажненной» при температуре 100 о С при температуре -40 о С
ДОТ 3 205 не менее 140 не менее 1,5 не более 1500 не менее от светло-желтого
до светло-коричневого
ДОТ 4 230 не менее 155 не менее 1,5 не более 180 не менее
ДОТ 5.1 260 не менее 180 не менее 1,5 не более 900 не менее
ДОТ 5 260 не менее 180 не менее 1,5 не более 900 не менее темно-красный

Многообразие выпускаемых тормозных жидкостей в международной практике принято классифицировать по DOT (российское наименование ДОТ) – системе требований к их физико-химическим свойствам. Система была разработана американским институтом – департаментом транспорта США (Department of Transportation – отсюда и название системы) – и получила широкое международное признание.

Тормозные жидкости разделяют на четыре основных класса по ДОТ: 2,3,4 и 5.1. В классе 5.1 дополнительно выделяется ДОТ 5.1/АБС для автомобилей, оборудованных антиблокировочной системой тормозов.

В России иногда встречаются упаковки с маркировкой ДОТ 4+ или ДОТ 4.5, но к общепринятой системе классификации такая маркировка отношения не имеет.

Химический состав основы у жидкостей класса 3, 4 и 5.1 практически одинаковый – это гликоли (двухатомные спирты) и полиэфиры. Различия – в добавлении присадок. Поэтому, если нет возможности заменить тормозную жидкость в системе целиком, то при необходимости допускается добавление одного класса в другой.

Смешивание тормозных жидкостей выполняется при соблюдении правила: жидкость более высокого класса добавляют в жидкость более низкого (но ни в коем случае не наоборот).

У жидкостей класса ДОТ 5 и ДОТ 5.1/АБС в качестве основы используется силикон с добавлением гликолей, поэтому их смешивать с жидкостями других классов недопустимо.

Отличительные особенности основных классов тормозных жидкостей:

ДОТ 3

Состав определяется простыми соединениями гликолей и поэтому – невысокой себестоимостью производства, соответственно и недорогой розничной ценой.

  • Главный недостаток – высокая гигроскопичность и, как следствие, быстрое снижение температуры кипения.
  • Срок службы такой жидкости не более 1,5 лет.
  • Область использования – автомобили с барабанными тормозами, либо передними дисковыми, задними барабанными.

ДОТ 4

В состав помимо гликолей включена борная кислота. За счет этого повышается сопротивляемость жидкости впитыванию атмосферной влаги и увеличивается, таким образом, срок службы.

  • У класса ДОТ 4 самая высокая вязкость среди других классов.
  • Этот класс самый популярный у автолюбителей и используется в основном на автомобилях с дисковыми (передними и задними) тормозами.
  • Средний срок службы тормозной жидкости ДОТ 4 составляет 2 года.

ДОТ 5.1

По составу похож с жидкостями класса ДОТ 4, но за счет присадок имеет самую высокую температуру кипения и самую низкую вязкость среди всех классов.

  • Однако эти достоинства являются причиной главного недостатка: высокой гигроскопичности, соответственно пониженного срока службы (не более года).
  • Жидкость разрабатывалась для спортивных автомобилей, в которых функциональные свойства гораздо важнее показателей долговечности.

ДОТ 5

Тормозная жидкость ДОТ 5 имеет смешанный состав: гликоли и силикон.

  • Достоинства (помимо низкой вязкости и высокой температуры кипения) – низкая гигроскопичность и нейтральность к материалам тормозной системы. В этом смысле жидкость имеет практически идеальные характеристики и служит 4 – 5 лет.
  • Единственный серьёзный недостаток – не абсорбируемая жидкостью влага накапливается в тормозных цилиндрах и при низких температурах серьезно осложняет их работу.
  • Кроме того такой состав характеризуется повышенной аэрацией (насыщением воздуха) и по этой причине запрещен к использованию в автомобилях с АБС.

ДОТ 5.1/АБС

Также имеет в основе гликоли и силикон, но бо́льшую гигроскопичность, чем ДОТ 5. За счёт этого снижается срок службы (до 2 лет), но удаётся (с учетом влияния присадок) избавиться от повышенного насыщения жидкости воздухом.

Тормозная жидкость ДОТ 4

Популярность тормозной жидкости класса ДОТ 4 обуславливает необходимость остановиться на её характеристиках более подробно. Выглядят они следующим образом:

  • температура кипения «сухой» жидкости – не менее 230 о С;
  • температура кипения «увлажнённой» жидкости – не менее 155 о С;
  • кинематическая вязкость при температуре 100 о С – не менее 1,5 сСт;
  • кинематическая вязкость при температуре – 40 о С – не более 1800 сСт;
  • рН (показатель кислотности, связан с коррозионной активностью) – 7.0-11,5.

Сравнение основных характеристик класса ДОТ 4 с аналогичными характеристиками других классов приведено в таблице на рисунке выше.

Требования к классу тормозной жидкости сформулированы по американскому стандарту, а соответствующие российские стандарты пока не разработаны.

На российском рынке класс ДОТ 4, как самый популярный, представлен множеством производителей. Но какую тормозную жидкость покупать лучше? И здесь, конечно, важна не только цена, но и соответствие товара международным требованиям.

Журнал «За рулём» провел сравнительные лабораторные испытания почти двух десятков образцов тормозной жидкости класса ДОТ 4 разных производителей на соответствие основным требованиям (дополнительно измерялась не нормируемая характеристика электропроводности). Также отмечалось состояние упаковки и соответствие количества содержимого заявленному на этикетке товара. Результаты испытаний приведены в таблице выше.

Как видно из результатов испытаний только 12 производителей обеспечили соответствие всех основных требований класса. Интересно, что ведущие производители поставляют упаковки с не запаянным фольгой горлышком (уберегает содержимое от впитывания влаги при хранении), но соответствие объёма заявленному всегда точное. Российские же производители иногда грешат недоливом.

Читать еще:  Как проверить работоспособность стартера

Традиционно на высоте оказались характеристики таких брендов, как Castrol, Mobil, High Gear и Total.

Но и российские производители показали весьма неплохие результаты. Это, прежде всего, относится к торговой марке РосДОТ 4 (производитель «Тосол-Синтез-Инвест», Россия) и к продукции «Обнинскоргсинтез».

Важно, что у этих российских производителей (особенно у РосДОТ 4) неплохие показатели по температуре кипения «увлажнённой» жидкости, да и остальные показатели укладываются в нормативы с запасом, что позволяет их рекомендовать автолюбителям.

Видео: о тормозной жидкости понятным языком

Тормозная жидкость

Каждый владелец автомобиля знает о том, что для того, чтобы автомобиль мог остановиться, ему нужна специальная жидкость. Некоторые водители даже не задумывались о том, какая бывает тормозная жидкость.

Эксплуатация

Несмотря на то, что тормозная жидкость была правильно выбрана и обладала хорошими качествами, рано или поздно ее нужно заменить по той причине, что она ежедневно меняет свой состав. Делать это нужно для того, чтобы возобновить тормозные качества автомобиля. Чтобы заменить раствор для торможения, нужно знать периодичность. Время, когда ее нужно менять, указывает производитель. Стоит учесть еще тот факт, в каком состоянии находится тормозная система автомобиля. Существуют различные виды жидкостей для использования в тормозных магистралях.

Главная функция тормозной системы заключается в том, чтобы передавать усилие с педали на тормозные колодки автомобиля, которые окажут сопротивление вращению колеса. Принцип работы схож с принципом передачи электричества в проводах. Чтобы провода передавали ток, они делаются из специального материала, так и здесь. Для того, чтобы по системе передавалось давление, она должна обладать определенными характеристиками.

Тормозная жидкость должна сохранять свои первоначальные качества на протяжении долгого времени эксплуатации. Второй важной характеристикой является то, что тормозная жидкость должна сохранять текучие свойства, а именно: не становиться вязкой при нагревании и не замерзать в холодное время года. Это очень важно, чтобы в момент нажатия на педаль тормоза, автомобиль начал торможение.

Многие водители думают, что если нет подтеков, то и следить за ней не нужно, однако это не так. На самом деле состав раствора меняется каждый день путем добавления в нее воды.

Сегодня большинство автомобилей имеют специальный индикатор, который отображает состояние раствора, залитого в систему. С появлением индикатора, нет потребности в постоянном контролировании состояния всей конструкции. Принцип работы основан на том, что, чтобы отразить показания и характеристики на индикаторе, он берет данные с датчика. Случаются такие ситуации, когда неисправным становится датчик или сам индикатор, в этом случае потребуется замена. Если индикатор показывает недостаточный уровень раствора, а на самом деле он только что был долит, то это главная характеристика неисправного датчика.

Во время торможения раствор в цилиндрах нагревается до высоких температур, и если он начинает закипать, то образуются воздушные пробки. Это чревато тем, что во время нажатия на педаль тормоза она просто проваливается, и сопротивление на тормозные диски не будет оказано. В этот момент может произойти авария. Для того, чтобы предотвратить это, в тормозную систему следует заливать хорошую жидкость и менять ее в нужное время.

Некоторые виды DOT имеют синий оттенок, но не стоит беспокоиться, достаточно прочитать характеристики и удостовериться в том, что он полностью совместим с Вашим авто.

Сегодня большинство жидкостей следует менять раз в два года, этот срок не изменяется от пробега. Дело в том, что за это время в систему попадает воздух, а с ним влага, из-за этого температура кипения падает до 30 градусов. Выше уже описано, чем грозит закипание тормозной жидкости.

Есть и исключения, например, тормозная жидкость DOT. Она более гигроскопична, это означает то, что в отличие от другой, в нее попадает больше воды и срок службы такой жидкости составляет порядка одного года. Определение состояния DOT4 происходит следующим образом: необходимо поместить индикатор внутрь бачка и взять пробу, после чего индикатор покажет отметку, по которой и можно определить состояние жидкости. Индикатор покажет, насколько данная жидкость отработала свой ресурс.

Производители растворов для этой системы часто используют основу и присадки. Основа составляет порядка 95 процентов всего состава, остальное – присадки. Чаще всего используются полигликоли и их эстеры. Нередко используется силикон. Как уже было сказано, в состав входят и дополнительные присадки. Они чаще всего добавляют хороших свойств жидкости. Главными из этих свойств являются устойчивость к окислению во время нагревания и защита металлических труб системы от ржавления и коррозии.

Температура закипания

Как ни странно, но этот показатель является главным, по которому следует выбирать раствор для системы, характеристики DOT4 полностью соответствуют всем нормам и стандартам. Чем выше температура, при которой он закипает, тем дольше он прослужит.

Как уже было сказано, во время остановки автомобиля цилиндры и раствор в них повышают температуру, и если температура тормозной жидкости превысит допустимый порог, то начнет происходить вскипание, станет мягче, что отразится на остановочном пути автомобиля. Главной проблемой того, что происходит вскипание, является то, что водитель не может предугадать этот момент.

Рабочая температура тормозной системы колеблется от -50 до +150 градусов. Поэтому раствор нужно выбирать с этим расчетом.

Вскипание

Вскипание системы грозит тем, что в ней отложатся пузырьки пара. Проблема в том, что из системы выйдут именно объемы жидкости, а не эти ненужные пузыри. Когда в системе будет лишний воздух, то перед тем, как начнет сжиматься объем жидкости, сожмутся все пузырьки, а если их много, то до момента торможения может пройти больше времени, чем планирует водитель.

Если в трубы, где течет тормозная жидкость, попадет вода, то температура ее кипения резко снизится не менее чем на 50 градусов. Таким образом, момент торможения отдалится. Существует синтетическая тормозная жидкость марки DOT 4, она имеет отличие своей высокой температурой кипения, из-за чего ее объем не уменьшится.

Выбор

Конечно же, каждый владелец автомобиля выбирает вид раствора под свой стиль езды. Когда будет происходить выбор тормозной жидкости, следует обратить внимания на следующие показатели.

  • Главным показателем для гидросистемы является вязкость тормозной жидкости. Она указывает на то, насколько хорошо будет циркулировать раствор по трубам. Она должна удовлетворять всем погодным условиям окружающей среды, в которой будет использоваться.
  • Второй важный показатель при выборе – температура кипения тормозной жидкости. Этот показатель указывает на то, при какой температуре она может закипеть и образовать воздушную пробку. Его нужно определять по тому же принципу, что и вязкость.
  • Существует еще один показатель, называется он плотность тормозной жидкости. Этот показатель нужно измерять время от времени на своем автомобиле, чтобы определить срок, когда нужно ее менять. Этот показатель следует проверять еще и на антифризе.
  • Нужно еще знать объем, который войдет в трубы. Объем нужно знать, чтобы налить нужное количество жидкости. Если объема хватать не будет, то место где объема не хватит, займет воздух, а это означает то, что произойдет ситуация, аналогичная той, что возникает при кипении.

В магазинах сегодня – целые россыпи разномастных флаконов с надписью «Тормозная жидкость», один другого краше. Но насколько заявленные качества их содержимого соответствуют реальным требованиям безопасности? Чтобы узнать это, мы купили десять различных образцов тормозной жидкости (ТЖ) и отправились с ними в лабораторию.

Что проверяли?

Требования к тормозным жидкостям вытекают из условий их работы. При экстренном торможении температура ТЖ может повышаться до 200°С. Поэтому стандартами в первую очередь нормируется температура кипения, при которой растворенные в тормозной жидкости газы резко увеличивают свой объем и, естественно, снижают эффективность торможения. Чтобы этого не случилось, контролируют «сухие» жидкости, которые должны обладать высокой (230–270°С) температурой кипения.

Большинство используемых в настоящее время ТЖ гигроскопичны. Установлено, что за год эксплуатации жидкость в тормозной системе автомобиля может накопить 2–3% воды, в результате чего существенно снижается температура ее кипения. Стандартом нормируется температура кипения «мокрой» тормозной жидкости (в 100 граммов жидкости искусственно вводится 3,6 грамма воды). Для DOT4 эта температура находится в пределах 155–170°С.

При эксплуатации автомобилей в холодных климатических зонах ТЖ обеспечивает нормальное функционирование тормозной системы при температуре до -50°С. Для этого нормируется температура застывания.

Нормируются также высокотемпературная вязкость (при +100°С), характеризующая смазывающую способность жидкости, и низкотемпературная вязкость (при -40°С), оценивающая прокачиваемость жидкости по тормозной системе.

Содержание противокоррозионных и противоокислительных присадок в жидкости оценивается по водородному показателю рН. В среднем он должен укладываться в интервал 7.5–9,0.

Обязательно контролируется плотность тормозной жидкости, которая указывает на принад-лежность жидкости к семейству гликолевых (1,04–1,07) или минеральных (менее 1,02).

В наших исследованиях также определялись коэффициент преломления (на рефрактометре) для оценки состава жидкости и содержание влаги экспресс-методом (с применением прибора с тремя светодиодными индикаторами: зеленый – влаги до 1,5%, желтый – влаги 1,5 – 3,0 и красный – свыше 3%).

Читать еще:  Сузуки гранд витара 2018 шпионские фото

Кого проверяли?

Для испытаний были приобретены десять образцов тормозных жидкостей, пять произведенных в России и столько же иностранных. Все образцы – приблизительно одного стандарта DOT4. Почему приблизительно? Некоторые производители на этикетке ставят цифру 4 без обозначения DOT, а кто-то и стандарт DOT4 указывает, хотя на самом деле жидкость этому классу не соответствует.

Наши образцы сначала прошли испытания на температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкости. В результате выяснилось, что по этим показателям только одна из отечественных жидкостей соответствует классу DOT4 – РосDOT4. Из иностранных высокий класс подтвердили три образца: Mannol, TCL и Neste. Остальные можно отнести только к классу DOT3. Это означает, что тормозная система современного автомобиля не будет иметь заложенную производителем надежность.

Опасная тенденция

Многие СТО имеют приборы для определения влажности ТЖ. Внешне он похож на авторучку, с тремя светодиодами: зеленый, желтый и красный. Зеленый говорит, что все нормально, воды в тормозной жидкости не более 1,5%. Желтый предостерегает – воды от 1,5 до 3,0%. Красный предупреждает о необходимости замены жидкости: воды в ней более 3,0%.

Мы воспользовались подобным прибором для определения влажности и получили неожиданные результаты. На одном образце («Роса 4») сразу загорелся красный светодиод, то есть тормозная жидкость от производителя не пригодна к эксплуатации. Еще два образца, долго работать не готовы («Томь 4» и Sintec). Закономерно, что у этих трех образцов должна быть низкая температура кипения, что и подтвердили исследования. Elf и Castrol подмигивали зеленым, хотя температуру кипения давали низкую.

Можно, конечно, усомниться в точности показаний этого прибора, хотя на заведомо качественных жидкостях прибор не дал повода усомниться в своей компетентности.

Следующее испытание – температура застывания. Очевидно, что жидкость, служащая для передачи давления, должна сохранять приемлемую текучесть даже при сильном морозе. Иначе возрастает ее вязкость и, соответственно, время срабатывания тормозной системы. Наиболее чувствительны к изменению вязкости жидкости тормозные системы с ABS. Вязкость нормируется не только при отрицательной температуре, но и при +100°С. В нашем случае в «положительный» норматив не уложились два образца: «Томь4» и Sintec.

Химсостав

Все тормозные жидкости по химическому составу можно разделить на три типа:

1. На основе касторового масла и бутанола (минеральные)

2. На гликолевой основе (двухатомные спирты)

3. На нефтяной основе (углеводородные)

Первый тип жидкостей используется в старых автомобилях, и в современных скоростных не применяется. В первую очередь — из-за низкой температуры кипения и высокой температуры застывания.

№ образца 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Страна-производитель Россия Россия Россия Россия Россия Германия Германия Франция Япония Финляндия
Вес, г (объем упаковки, л) 455 445 455 455 455 (0,5) (0,25) (0,25) 355 (0,5)
Стоимость, руб. 63,3 50,4 65 50 65 170 150 150 113,7 160
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА
Температура кипения “сухой” жидкости Норма для класса DOT3 не менее 230°С, для класса DOT4 – не менее 250°С, для класса DOT5.1 – не менее 275°С
260 220 239 229 243 260 230 248 262 261
Температура кипения “увлажнённой” жидкости Норма для класса DOT3 не менее 130°С, для класса DOT4 – не менее155°С, для класса DOT5.1 – не менее 165°С
155 135 140 142 145 151 138 141 150 165
Температура застывания (потеря подвижности) Норма не выше -50°С
-50 -43 -42 -38 -43 -40 -41 -40 -45 -50
Вязкость кинематическая при 100°C, сСт Норма не менее 2,0 сСт
2,38 2,13 1,91 1,83 2,23 2,21 2,39 2,30 2,16 2,22
Водородный показатель Норма не менее 7,5
7,50 8,31 9,5 9,3 8,35 7,80 6,60 6,72 9,40 7,77
Коэффициент преломления 1,468 1,465 1,468 1,468 1,465 1,465 1,465 1,465 1,452 1,451
Плотность при 20°С, г/куб. см Не нормируется, но определяется 1,04-1,07
1,076 1,077 1,071 1,061 1,073 1,069 1,071 1,07 1,045 1,037
Содержание влаги (по экспресс-методу) Зелёный светодиод – норма, жёлтый – предупреждение, красный – замена
зел. красн. жёлт. жёлт. зел. зел. зел. зел. зел. зел.

Второй тип жидкостей в настоящее время самый распространенный. В его основе присутствуют боросодержащие полиэфиры (гликоли) и антикоррозионные присадки. Простейший представитель семейства гликолей – хорошо известный моноэтиленгликоль, применяемый для приготовления антифризов.

Третий тип — негигроскопичные (не впитывают влагу), не провоцируют коррозию и служат дольше гликолевых. В то же время такие жидкости, вследствие многократного возрастания вязкости при низких температурах, не всегда могут обеспечить надежную работу тормозной системы. Однако современные синтетические загустители позволяют получить маловязкие (загущенные) жидкости, дающие хорошие результаты. Но при этом возникают вопросы совместимости с резиновыми уплотнениями, тогда как по остальным показателям углеводородные жидкости значительно превосходят гликолевые.

Антикоррозионные и антифрикционные свойства жидкостей улучшаются добавлением присадок и оцениваются по водородному показателю рН, по нему до нормы не дотянули Elf и Castrol.

Два следующих показателя, плотность при 20°С и коэффициент преломления, не нормируются. Но по этим показателям можно увидеть, одинакова или нет основа жидкостей. И результаты дают право сделать заключение, что, по крайней мере, две жидкости (финская Neste и японская TCL) изготовлены по другому «рецепту» и предназначены для очень нагруженных тормозных систем. К слову, они же имеют лучшие свойства из 10 исследуемых образцов.

Далее последовала проверка на совместимость жидкостей, в ходе которой все десять образцов оказались лояльны друг к другу. Следовательно, в случае крайней необходимости любую из этих жидкостей можно доливать в систему, где работает DOT4. Но только временно, чтобы доехать до ближайшей СТО и полностью заменить ТЖ.

Если же говорить об испытаниях в целом, то, взяв за основу школьную систему оценок, максимальные 5 баллов можно выставить только двум образцам: РосDOT4 и Neste. Один образец заслуживает оценки «хорошо» — японская TCL. 3 балла можно поставить германской Mannol. Остальным «неуд», больше чем на 2 балла они не тянут. А ведь это почти две трети от всех исследованных жидкостей! Тенденция? Опасная, однако!

Плотность тормозной жидкости. Как измерить?

Одной из характеристик тормозной жидкости является её плотность. Это не самый важный показатель. Но он позволяет профессионалам сделать поверхностные суждения о составе. Рассмотрим плотность тормозных жидкостей, имеющихся на рынке РФ.

Плотность тормозной жидкости DOT-4 и других гликолевых составов

Плотность самой распространённой на сегодня тормозной жидкости DOT-4 в нормальных условиях варьируется от 1,03 до 1.07 г/см 3 . Под нормальными условиями подразумевается температура 20 °C и атмосферное давление 765 мм ртутного столба.

Почему плотность одной и той же по классификации жидкости может разниться в зависимости от марки, под которой она выпускается? Ответ прост: стандарт, разработанный американским департаментом транспорта, не устанавливает строгих рамок касательно химического состава. Если в нескольких словах, то в этом стандарте предусмотрены: тип основы (для DOT-4 это гликоли), наличие противопенных присадок, ингибиторов коррозии, а также рабочие характеристики. Причём в рабочих характеристиках уточняется только то значение, ниже которого тот или иной параметр жидкости не должен опускаться. Например, температура кипения для свежей (без воды) DOT-4 должна быть не ниже 230 °C.

Остальные компоненты и их пропорции и формируют ту разбежку в плотности, которую можно наблюдать у жидкостей от разных производителей.

У других жидкостей на основе гликолей (DOT-3 и DOT-5.1) плотность такая же, как и у DOT-4. Несмотря на различия в присадках, базовый компонент, гликоль, составляет около 98% от всего объёма. Поэтому существенных различий в плотности у разных гликолевых составов нет.

Плотность силиконовой жидкости DOT-5

Жидкость DOT-5 состоит из силиконовой базы с добавлением присадок различного назначения, в целом таких же, как и в других составах для тормозных систем.

Плотность силиконовых жидкостей, используемых для создания рабочих составов для тормозных систем, меньше, чем у воды. Приблизительно она составляет 0,96 г/см 3 . Точное значение определить невозможно, потому что силиконы не имеют строго определённой длины силоксановых звеньев. Ситуация, сходная с полимерами. В цепочку силиконовой молекулы может собираться до 3000 звеньев. Хотя по факту средняя длина молекулы гораздо меньше.

Присадки несколько облегчают силиконовую основу. Поэтому плотность готовой к применению тормозной жидкости DOT-5 примерно равняется 0,95 г/см 3 .

Как проверить плотность тормозной жидкости?

Сложно предположить, кому и для каких целей вне промышленных условий может понадобиться такая процедура, как замер плотности тормозной жидкости. Однако методика замера этой величины есть.

Произвести замеры гликолевого состава можно тем же ареометром, предназначенным для измерения плотности тосола. Дело в том, что в качестве рабочей основы в тосоле используется этиленгликоль – родственное вещество. Однако погрешность будет значительной при использовании этой методики.

Второй способ потребует точных весов (чем меньше шкала деления, тем лучше) и ёмкости, в которую влезает ровно 100 грамм (или 1 литр). Процедура замеры этим способом сводится к следующим операциям.

  1. Сухую, чистую тару взвешиваем на весах.
  2. Наливаем ровно 100 грамм тормозной жидкости.
  3. Взвешиваем тару с жидкостью.
  4. Отнимает от получившегося веса массу тары.
  5. Делим полученное в граммах значение на 100.
  6. Получаем плотность тормозной жидкости в г/см 3 .

Вторым способом с некоторой долей погрешности можно измерить плотность любой жидкости. И не забывайте, что на плотность в значительной мере влияет температуры состава. Поэтому результаты замеров, проведённых при разных температурах, могут различаться.

Тормозные жидкости DOT 4 — выбор «За рулем»

Все тормозные жидкости одного и того же класса совместимы между собой. А отличаются ли они друг от друга? Ответ на этот вопрос дают эксперты «За рулем».

Многие искренно верят в то, что все тормозные жидкости до расфасовки хранятся в одной бочке, а потому друг от друга не отличаются. Это мы и решили проверить. Для эксперимента закупили десяток флаконов с тормозными жидкостями заявленного класса DOT 4.

Что и зачем мерили

Температура кипения «сухой» жидкости определяет безопасную продолжительность работы тормозной жидкости, не успевшей набрать влагу извне. За два-три года эксплуатации в тормозухе скапливается в среднем 3,5% воды .

Измерения проводили в лабораторной посуде из жаропрочного стекла с использованием колбонагревателя Superheat с предельной рабочей температурой 380 °C. Температуру контролировали цифровым термометром ТР101.

Измерив температуру кипения «увлажненной» жидкости и сравнив ее с температурой кипения «сухой» жидкости, мы определяли, насколько снизились рабочие параметры тормозухи . Для «увлажнения» в каждую залитую в колбу жидкость сразу добавляли по 3,5% воды (это 2,63 мл при объеме жидкости 75 мл), после чего проверяли температуру кипения.

Кинематическую вязкость испытываемых жидкостей при —30 °C измеряли с помощью шарикового вискозиметра: время падения стального шарика в стеклянной трубке зависит от вязкости продукта. Именно такой принцип использован в профессиональных вискозиметрах Гепплера — просто мы вместо исчисления вязкости в сантистоксах оценивали время в секундах. Больше время — выше вязкость. Гидравлическая система тормозов рассчитывается на жидкость определенной степени вязкости — ее рост сверх нормы приведет к отказу системы, педаль невозможно будет продавить. Да и системы безопасности, например ABS и ESP, тоже могут работать некорректно .

Какую купить?

Сравните температуры кипения «сухих» жидкостей и тех, которые нахлебались воды, – разница огромная. И столь же высок риск попасть в аварию, ведь разбавленная водой тормозуха вскипает намного раньше «сухой». Ощущения ужасные: педаль проваливается, а машина не тормозит. Помните об этом и регулярно меняйте жидкость .

Примерная цена 105 ₽
Объем 455 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 252 / 164 °С

Лучшая по цене: все остальные препараты дороже. В процессе испытаний жидкость потемнела несильно. По температуре кипения — средний результат. По вязкости на морозе — второе место. По сумме баллов — победа.

Примерная цена 405 ₽
Объем 500 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 257 / 167 °С

Незначительное потемнение, хорошие технические показатели, но слишком дорого. Итоговое место — в середине таблицы.

Примерная цена 115 ₽
Объем 455 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 245 / 159 °С

Жидкость слегка потемнела. Температура закипания самая низкая из всех, но укладывается в требования стандартов. Цена привлекательная. По сумме — в середине «табели о рангах».

Примерная цена 245 ₽
Объем 250 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 272 / 177 °С

В нашем тесте у этой жидкости зафиксирована самая высокая температура кипения. Низкотемпературная вязкость неплохая. При этом препарат один из самых дорогих, дороже только Ravenol DOT 4. Но итоговый показатель прекрасный: второе место.

Примерная цена 70 ₽
Объем 250 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 245 / 160 °С

Заметно потемнела при нагреве. Температура кипения самая низкая, хотя и в рамках требований. Вязкость на морозе высокая — по этому показателю лишь девятый результат. Цена привлекательная. По сумме баллов — предпоследнее место.

Примерная цена 345 ₽
Объем 500 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 268 / 174 °С

Температура кипения одна из самых высоких в тесте. Вязкость средняя, как, впрочем, и цена. Итог хороший: третье-четвертое место.

Примерная цена 490 ₽
Объем 500 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 270 / 175 °С

Очень высокая температура кипения, выше только у Liqui Moly. Вязкость средняя, цена высоковата. Но в целом хорошо: третье-четвертое место.

Примерная цена 325 ₽
Объем 250 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 252 / 163 °С

Изначально темная жидкость закипела относительно рано. Низкотемпературная вязкость самая низкая в выборке. Цена самая непривлекательная. Итог — восьмое место.

Примерная цена 135 ₽
Объем 455 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 246 / 160 °С

Невысокая температура кипения (хотя и в пределах нормы), довольно большая вязкость на морозе. Цена приемлемая. Итог — седьмое место.

Примерная цена 135 ₽
Объем 455 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 245 / 160 °С

Закипела раньше других, хотя требованиям соответствует. Вязкость на морозе самая непривлекательная. Цена хорошая. В итоге — в хвосте таблицы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ DOT-4

Температура кипения
«сухой» жидкости*

Приведенная низкотемпературная вязкость**

Приведенная стоимость единицы продукции

Классификация и описание тормозной жидкости DOT

Тормозная жидкость представляет собой специальное вещество, которое заполняет тормозную систему автомобиля и играет в ее работе важнейшую роль. Она передает усилие от нажатия на педаль тормоза через гидропривод к тормозным механизмам, за счет чего происходит торможение и остановка транспортного средства. Поддержание необходимого количества и соответствующего качества тормозной жидкости в системе является залогом безопасного движения.

Назначение и требования, предъявляемые к тормозным жидкостям

Основное предназначение тормозной жидкости – передача усилия от главного тормозного цилиндра к тормозным механизмам на колесах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector