Run on flat что это
Шины Runflat: что это такое и в чем их особенности
«Езда на спущенной» — так с английского можно вольно перевести «runflat». А обозначается такой аббревиатурой особый вид шин, при эксплуатации которых автомобиль может продолжать движение даже со спущенным колесом. Технология runflat реализуется по трем направлениям: несущие, поддерживающие и самогерметизирующиеся шины. В статье рассмотрим каждое из этих направлений, а также отличие резины ранфлет от обычой.
Несущие шины runflat
Несущие шины представляют собой усиленное бортовое колесо, каркас и боковину. За счет этой технологии при потере давления шина все равно удерживается на диске, а также обеспечивается необходимое сцепление с дорогой.
При движении на спущенном колесе шина нагревается. Для устранения нагрева резина имеет особый термостойкий состав. Также для улучшения охлаждения на боковине шины выполнены специальные ребра.Они также увеличивают площадь поверхности шины.
Несущие шины называют также шинами нулевого давления, а их эксплуатация возможна только при наличии в автомобиле систем контроля курсовой устойчивости и давления в шинах.
Поддерживающие шины ранфлет
Поддерживающие шины представляют собой обычные шины. Отличие лишь в том, что на обод колеса посажено эластичное кольцо, за счет которого достигается поддерживающий эффект.
На поддерживающее колесо автомобиль опирается при потере давления в шине.
Самогерметизирующиеся шины
Этот вид шин внутри содержит дополнительный слой из герметизированного материала. Этот слой обеспечивает устранение небольшого отверстия в случае его возникновения. Даже если колющий предмет покинул шину, отверстие будет затянуто, а автомобиль сможет двигаться при проколе шины без остановки.
Обозначение runflat на шине
Разные производители по-разному называют и обозначают шины ранфлет. ZPS, RFT, ZP, SSR, Run Flat, Flat Run, RunOnFlat, ROF, RSC – такие маркировки можно встретить на шинах этой технологии.
Отличие шин ранфлет от обычных
Рассмотрим наиболее популярный тип ранфлет – с усиленными боковинами. При проколе обычной шины резина прогибается под весом транспортного средства. Дальнейшее движение становится невозможным. Нужно или вызывать эвакуатор, или ставить запасное колесо на месте.
Усиленные боковины шин run flat не дают ей соскочить с диска и могут удержать вес автомобиля. Это позволит без проблем доехать до ближайшего шиномонтажа и не заботиться о наличии запасного колеса.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что главное отличие резины runflat от обычной – толщина боковины.
Преимущества и недостатки шин ранфлет
О главном преимуществе шин ранфлет – возможности продолжения движения при «пробитом колесе» – уже было сказано ранее. Но эта технология не лишена и недостатков. К ним и обратимся:
- Спущенное колесо – это не полновесное колесо, поэтому двигаться на нем продолжительное время и на высокой скорости не получится. Такая шина дает фору обычной только в предоставлении возможности добраться до автосервиса.
- Конструкция шин ранфлет требует особого оборудования, а для ее замены необходимы специальные приспособления. Последние имеются не в каждом автосервисе и шиномонтаже.
- Как уже было сказано выше, использование таких шин возможно не на всех машинах. Прокол колеса без средств контроля обнаружить достаточно сложно. С этим справляется система контроля давления. И это является скорее преимуществом, чем недостатком, т.к. несвоевременное выявление спущенного колеса может привести к печальным последствиям.
- При плохих дорожных условиях таким шинам присущи ухудшение управляемости и увеличенная вибрация. Лучше если при эксплуатации шин ранфлет автомобиль будет оснащен подвеской, способной адаптироваться к таким условиям.
- Шины технологии runflat практически не подлежат ремонту. В процессе движения при пониженном давлении в колесах происходит деформация корда, который составляет основу таких шин.
- Шина ранфлет имеет увеличенный вес, что приводит к увеличению неподрессоренной массы. А это, в свою очередь, ухудшает управляемость и динамические характеристики.
- Стоимость шин рафлет выше обычных.
Подводим итоги
Итак, что такое шины runflat, мы выяснили. Теперь выбор за вами. Если цена для вас не проблема, а возможность продолжать движение при спущенном колесе находится в приоритете, то такие шины – ваш вариант. В противном случае лучше ездить на обычных.
Шины с технологией RunFlat: особенности эксплуатации, самые популярные модели
RunFlat что это? Этот вопрос волнует многих автомобилистов. Если говорить кратко, то «ранфлет» – это особый тип шин, оснащенных усиленными боковинами, изготовленными из износостойких материалов.
Технология RunFlat, некоторые ещё называют её «рунфлат», имеют как преимущества, так и недостатки. Далее об этом расскажем более подробно. Сейчас же стоит отметить, что их выпускают многие зарубежные концерны. В дополнительном разделе будут приведены популярные покрышки, изготовленные по этой технологии.
Что же это такое?
Что такое RunFlat? RunFlat в переводе с английского означает «плоская езда». Шины с технологией Ранфлет имеют специальные вставки на боковинах, благодаря которым они позволяют передвигаться, даже при проколе/порезе и нулевом давлении в колесе. На вопрос «runflat, что это» можно ответить – это шины, выдерживающие вес автомобиля, не позволяющие покрышке проседать и опускаться на диски даже при полной потере давления.
Принцип работы шин
Он довольно прост. При снижении давления диски опускаются на боковые вставки, усиленные поперечными ребрами жесткости. Стоит отметить, что подобные покрышки настолько надежные и прочные, что способны полностью удерживать вес автомобиля, не позволяя диску опускаться на дорожное полотно.
Отличие шин RunFlat от обычных
Основное различие заключается именно в укрепленных кордах, о которых уже говорилось выше. Шины RunFlat обладают особым составом, обеспечивающим их долговечность. Кроме того, данные покрышки характеризуются:
- высокой теплостойкостью;
- наличием дополнительных усилителей каркаса;
- увеличенным весом.
Эксплуатация шин RunFlat
Резина RanFlat выдерживает значительные эксплуатационные нагрузки и при этом сохраняет свою целостность на протяжении долгого времени. Благодаря этому езда на спущенной шине становится безопасной и комфортной, не говоря уже о том, что обеспечивается сохранность диска, подвески и ходовой автомобиля, а также ряда других технических узлов.
Нужны ли специальные диски для шин?
Это совершенно непринципиально! Современные производители сделали покрышки совместимыми с известными типами колесных дисков.
С какой максимальной скоростью можно ехать после прокола?
Этот вопрос интересует всех автомобилистов без исключения. Единого стандарта здесь нет, поскольку многое зависит от конструкции шины, ее состава и технологии. Однако в большинстве случаев допускается езда при скорости 80 км/ч. На такой скорости можно проехать в среднем до 80 км.
Можно ли ремонтировать шины RunFlat после прокола?
Существует шанс восстановления поверхности протектора после прокола, пореза или других повреждений (зависит от характера дефекта). Данные покрышки оснащаются кордом, что не приводит к чрезмерному износу. Однако при продолжительной езде на спущенном колесе наблюдается его деформация, после чего восстановление покрышки не представляется возможным.
Отличия между шин различных производителей
Здесь нужно обратить внимание на:
- каучуковые усилители;
- рисунок протектора;
- состав резины.
Если вы решили приобрести шины «ран флэт», то рекомендуется покупать комплект одной марки. В этом случае вы можете быть уверены в их совместимости и устойчивости автомобиля при проколе колеса.
Шиномонтажное оборудование для бортирования шин Ранфлет
Для шиномонтажа таких шин применяется установка с функцией «Easymont». Подобное оборудование имеется в большинстве современных СТО. Бортирование покрышек осуществляется квалифицированными шиномонтажниками. Это справедливо для всех RunFlat шин.
Ограниченность применения шин RunFlat
Это важный нюанс, на котором следует акцентировать внимание. Покрышки могут применяться только на транспортных средствах, снабженных системами:
- курсовой устойчивости;
- контроля давления в шинах.
Часто встречающиеся обозначения
Приобретая данные покрышки, внимательно изучите маркировку на их поверхности, ведь она содержит важные сведения. Производители шин RunFlat указывают на них собственные обозначения, что создает путаницу в рядах автомобилистов.
Данная аббревиатура расшифровывается, как RunFlat System Component. Речь идет о фирменном обозначении шин, совместимых с автомобилями следующих известных марок:
Теперь вы знаете ответ на вопрос, что такое ranflat, а также сможете без труда отличить покрышки, предназначенные для авто вышеозначенных концернов. Идем дальше.
MOExtended или MOE
Эта маркировка свидетельствует о том, что усиленные покрышки выпущены специально для автомобилей марки Mercedes-Benz. Необходимо следить за совместимостью и рекомендациями производителей, поскольку от этого напрямую зависит сохранность шин, их сцепление с дорогой и комфорт в управлении транспортным средством.
Покрышки с подобной маркировкой предназначаются для автомобилей марки Audi. Их можно встретить повсеместно. Производители отмечают, что шины характеризуются высоким качеством изготовления.
Самые популярные шины с технологией RunFlat
Сегодня на рынке можно найти массу покрышек, предназначенных для езды при нулевом давлении. Они стали очень востребованными среди автомобилистов. Ведущие производители шин не смогли обойти стороной эту тенденцию, а потому каждый из них предложил собственный вариант покрышек, оснащенных усиленными кордами.
Goodyear ROF
Goodyear Ultra Grip – один из самых ярких представителей данных шин. Этот производитель выпускает серию покрышек ROF, что расшифровывается, как «Run On Flat». Несмотря на высокую стоимость продукции, автомобилисты отдают свое предпочтение именно этим покрышкам, благодаря непревзойденному качеству изготовления и надежности.
Bridgestone RFT
Еще один яркий представитель, заслуживающий внимания автомобилистов. Покрышки RFT прошли целый ряд тестов и превосходно показали себя даже в условиях экстремальной езды, что, кстати, оправдывает их стоимость.
Dunlop ROF
Эта британская компания получила известность за счет выпуска первоклассных покрышек. Dunlop также освоила технологию производства усиленных шин. Покрышки Dunlop RunOnFlat были высоко оценены в России. Они сохраняют свою целостность даже при сильных повреждениях, а при использовании функции контроля давления в шинах TPMS обеспечивают уверенное вождение в самых сложных условиях.
Nokian FlatRun
Как ни крути, но финны умеют делать высококачественные шины, обеспечивающие транспортному средству хорошую управляемость и динамику при плохих погодных условиях. Не так давно концерн наладил выпуск шин Nokian Flat Run, которые показали отличные результаты во время испытаний в условиях России и стран СНГ. Учитывая умеренную стоимость, можно смело назвать эти покрышки одним из самых выгодных вариантов из числа приведенных покрышек с усиленными боковинами.
Pirelli RunFlat
Нельзя обойти стороной и другого именитого производителя шин – бренд Pirelli. Итальянская компания представила публике собственное видение покрышек, предназначенных для езды при нулевом давлении. Речь идет о Pirelli RunFlat. Да, их стоимость высока, но эти шины обладают изумительными качествами, чем и заслужили высокий спрос в нашей стране.
YURRaVS › Блог › Шины “Run-Flat”: плюсы и минусы!
Существует и другой, более технологичный вариант компоновки. Помимо усиленного корда, вокруг колесного обода устанавливаются дополнительные полиуретановые полукольца, которые также «принимают огонь на себя» в случае незапланированного дорожного ЧП.
Подобные колеса сейчас идут в базе практически у всех моделей премиум-сегмента, и это не случайно. Поскольку преимуществ у Run-flat больше, чем недостатков, но последние – существенны. Если вы захотите стать обладателем новомодного «ранфлэта», то вам придется разбираться в сложной и не всегда логичной маркировке. Различные производители дают своим «беспробойным» моделям самые разнообразные названия, пытаясь окончательно запутать покупателя: Run Flat, Flat Run, RunOnFlat; ROF, ZPS, RFT, ZP, SSR. Баварский автогигант, например, для обозначения использует собственную аббревиатуру — RSC, которая расшифровывается, как Run-flat System Component.
Не остаться в минусе
Чтобы понять, чем владельцы дорогущих автомобилей расплачиваются за «беспрокольную» езду, нужно заглянуть в профильные автофорумы с темой «Run-flat». Многочисленные отзывы сводятся к трем позициям: чрезмерно жестко, плохо управляемо, крайне ненадежно. Аргумент о дороговизне брать в расчет не будем: владелец, который позволил себе авто стоимостью от двух миллионов рублей, не должен жаловаться на ранфлэтовский «кусачий» ценник. Действительно, передвижение на низкопрофильной резине Run-flat по российским городам и весям – дело малоприятное. Трясет интенсивно, на крупных неровностях прямо-таки вытряхивает душу. Грубый корд теряет сцепление с дорогой, что замедляет отклик от руля и усиливает – на руль. В поворотах нужно быть особенно настороже.
Проще говоря, Run-flat едет вразрез с комфортом и управляемостью, поэтому, чтобы хоть как-то сгладить острые углы, производители рекомендуют «обувать» подобную резину только на подготовленную площадку, то есть на авто с адаптированной для плохих дорог подвеской. Мало того, Run-flat – довольно «громкая» резина. Впрочем, это все вещи субъективные, может, кому-то и нравится валкий «руль» в паре с зубодробительной «ходовой».
Шина мастера боится
По-настоящему тревожит другой момент: далеко не все сервисы, особенно за пределами городов-миллионников, готовы восстановить «подбитый» Run-flat. Так что приходится быть готовым к тому, что, отправляясь к бабушке в курскую глубинку, вам некуда будет обратиться – местные шиномонтажники вам не смогут помочь. Особенно это касается ремонтников с обочины. В случае пробоя не помешала бы запаска, но она не предусмотрена.
К тому же, если вы не владелец «нафаршированного» авто, то Run-flat – не ваш вариант. Для корректной работы этой покрышки необходимы дополнительные функции – система курсовой устойчивости и штатный датчик давления в шинах. Последний нужен для того, чтобы понять, случился ли «пробой» или нет. Ну и последнее – противоспусковые шины практически неремонтопригодны, поэтому менять дорогущее комплекты колес придется чаще.
Кто во что горазд
Появление новой технологии на «пресном» рынке автомобильных шин – это всегда радость для ушлых маркетологов. Можно развязать рекламные войны, которые не всегда способны выявить победителя. С Run-flat примерно такая же ситуация: подобные шины стали предлагать практически все более менее именитые производители. Так, компании Michelin удалось оформить контракт с BMW, Cadillac, Dodge, и Mercedes. Это при том, что резина Michelin ZP, которую можно «оживить» только единожды и только в профессиональном сервисном центре, повторному восстановлению она не подлежит.
Любую из покрышек фирмы Goodyear под маркировкой RunOnFlat нужно менять исключительно на резину идентичного типа, индекса скорости, и размера. Проще говоря, не стоит «колдовать» с широким ассортиментом и ставить на один автомобиль разные покрышки. Буквенное обозначение системы SSR от фирмы Continental – Self-Supporting Runflat. От остальных она отличается каучуковыми усилителями в боковых стенках. «Изюминка» продукции от Dunlop в том, что ROF-покрышки разрешают установить на любой авто со стандартным ободом. В свою очередь, Pirelli были первыми, кто разработал покрышки ранфлэт для внедорожников.
Ситуация с шинами Run-flat такая же, как и с электромобилями. Все это технологично, удобно и современно, но в российских условиях – рискованно. В дальнюю дорогу запаску в багажник кидают даже владельцы авто с «антиспусковыми» шинами. Для того чтобы Run-flat перешел из премиум-сегмента в зону среднестатистических покупателей, нужно выстраивать инфраструктуру, где в любом гаражном монтаже будут приспособления для залатывания капризного Run-flat. Также инженерам и химикам нужно «поколдовать» с составом резины: пока слишком жестко и шумно. В любом случае развитие технологии ведет к тому, что запасное колесо в скором будущем станет архаизмом, а в багажнике можно будет перевозить еще больше пустого места.
Тест шин Run Flat. Все плюсы и минусы усиленных шин
Насколько портят комфорт покрышки Run Flat с усиленными боковинами, на которых после прокола можно дотянуть до шиномонтажа? Ради чего их сегодня применяют не только BMW и Mini, но и Mercedes-Benz, Infiniti, Lexus? Мы взяли баварскую «трешку» с двумя комплектами шин, «безопасных» и обычных, — и отправились на полигон.
Борясь с проколами пневматических покрышек, уже в начале XX века шинники пытались применять пористую резину и бандажные кольца — но эти малопрактичные решения прижились лишь в автоспорте и в военной технике. Только в 1973 году компания Dunlop предложила усиливать боковины дополнительным слоем резины, который в случае прокола играл роль подушки между ободом и дорогой и позволял продолжать движение даже при нулевом давлении. Технология получила название Dunlop Denovo, усиленные шины устанавливали в качестве опции для автомобилей Fiat Panda, Rover P6B. Позже за этими покрышками закрепилось название Run Flat — движение на плоской шине, то есть на сдутой. А по-настоящему массово их начали производить лишь в конце девяностых годов прошлого века, когда технологию взяли на вооружение в компании BMW: баварские машины стали проектировать вообще без ниш под запаску.M
Шины Run Flat — это не только дополнительный слой резины на внутренней части боковины, но и другая конструкция каркаса, бортового кольца и примыкающего к нему бортового шнура.
Правда, сегодня на российском рынке наметился некий откат: некоторые модели BMW могут иметь запаску-докатку. Причем ee не просто бросят в багажник, а уложат в специально обустроенную нишу под фальшполом, который, к сожалению, заметно уменьшит полезный объем грузового отсека. Так стоит ли жертвовать багажником во имя ездового комфорта? И кстати, насколько безопасна езда на шинах Run Flat в спущенном состоянии? Прекрасно помню, как 14 лет назад на треке Paul Ricard журналисты разбортировали спущенную покрышку Pirelli Run Flat на «единичке» BMW.
В Pirelli используют маркировку «Run Flat», а другие производители применяют более мудреные сокращения: RSC (Michelin), RFT (Bridgestone) или SSR (Continental).
Возьму-ка я тоже Pirelli — современной модели Cinturato P7 размерности 225/55 R17. Два комплекта. Тот, что Run Flat, с усиленными боковинами, помечен еще и звездочками: шины омологированы для комплектации автомобилей BMW и Mini. А функцию агрегатоносителя будет выполнять BMW 320d. Родные покрышки у него чуть ниже, размерности 225/50 R17, но да простят нам шинные боги пятипроцентную разницу в высоте профиля.
Из-за более жестких боковин и развитых хампов монтировать шины Run Flat сложнее.
Все покрышки мы смонтировали на одинаковые легкосплавные колеса, которые оперативно для нас сделали в красноярской компании K&K. Бортировать шины Run Flat, понятно, сложнее: мало того что боковина намного жестче, так еще и хампы выше (это приливы, которые препятствуют сползанию бортового кольца покрышки во внутренний ручей обода). У колеса, предназначенного для обычных шин, высота хампа — 5 мм, а у того, что рассчитан на покрышки Run Flat, — 6,2 мм. Но даже наш десятилетний шиномонтажный станок с задачей справился.
Колесо красноярской компании K&K (слева) размерности 7,5×17 H2 предназначено для обычной шины. А то, что справа, имеет маркировку 7,5×17 EH2+ — аббревиатура EH2+ означает Extended Hump, расширенные хампы увеличенной высоты (показаны стрелками) для покрышек Run Flat.
Есть ли разница на ходу? При одинаковом давлении 2,2 бара покрышки Run Flat дают больше вибраций на относительно ровном покрытии — кузов заметнее подрагивает на короткой волне. А вот на крупных неровностях значительной разницы нет: и на тех и на других шинах BMW 320d едет по ямам жестковато.
Pirelli Cinturato P7: из 99 доступных в России типоразмеров 39 с технологией Run Flat.
Словом, по десятибалльной системе оценок на покрышках Run Flat «трешка» BMW проиграла бы сама себе лишь один балл. Однако не стоит забывать и о повышенных нагрузках на детали подвески: шины Run Flat заметно тяжелее обычных. В нашем случае разница составляет около 2,5 кг на покрышку, плюс усиленный колесный диск — еще полкило. И в сумме уже 12 кг дополнительных неподрессоренных масс. Но подвеска BMW, как мы видим, с таким довеском справляется.
Сопротивление качению мы оценили, замерив выбег со скорости 130 км/ч, ведь у шины Run Flat боковины толщиной почти 20 мм против обычных 4—5 мм — а на деформацию этого массива резины нужно тратить дополнительную энергию. И вуаля — BMW на «безопасных» покрышках на нейтрали останавливается на 268 метров раньше! То есть катятся шины Run Flat примерно на десять процентов хуже обычных.
Что это означает для водителя? Мы оценили динамику разгона, но потери оказались сопоставимы с погрешностью замера. То есть особой тяжести при езде из-за покрышек Run Flat вы не заметите, да и с расходом топлива будет та же картина.
При замерах тормозного пути на мокром асфальте разницы мы тоже не обнаружили. Даже несмотря на то, что оригинальные шины для BMW изготовлены на заводе Pirelli в Румынии, а второй комплект российского производства, что для многих скептиков уже является недостатком.
Однако на сухом асфальте BMW 320d на омологированных покрышках Pirelli Cinturato P7 Run Flat замедляется заметно лучше: тормозной путь с «сотни» сокращается до 37,3 м против средненького результата 39 м у обычных шин. Почему? Факторов может быть много — и повышенная жесткость, и иной тепловой баланс, и различия в составе резиновой смеси.
А не пора ли колоть наши покрышки? Нет, гуманнее просто выкрутить ниппель на одном из передних колес. Кстати, шины Run Flat используются строго в паре с электронной системой мониторинга давления — и не заметить, что спустило колесо, невозможно: в комбинации приборов обязательно загорится контрольная лампа. Согласно инструкции, при этом нужно снизить скорость до 80 км/ч и двигаться «без резких движений» до ближайшей шиномонтажной мастерской. Но на дороге случается всякое — а если придется совершить аварийное торможение или перестроение, чего ждать? Спущенное колесо разбортируется — и машина перевернется?
Для начала мы попробовали экстренное торможение со скорости 80 км/ч. Понятно, что спущенное колесо не так хорошо передает нагрузку, тормозной путь на сухом покрытии увеличивается на три метра, а на мокром — на два. Никакой катастрофы. Единственное — при торможении машину уводит в сторону накачанного колеса и для коррекции нужно отклонять руль градусов на 20. Но самое интересное, что после десятка торможений (кроме замеров еще и фотограф с оператором по паре дублей запросили) спущенная шина Run Flat ни на сантиметр не провернулась на ободе, — оставленные нами метки стояли строго друг напротив друга.
Колесо со спущенной шиной мы переставляли с передней оси на заднюю и обратно.
А если тормозить и одновременно объезжать препятствие? Вновь никаких проблем! И даже такие предельные нагрузки не смогли сдернуть покрышку с обода. Вот что значит хамп увеличенной высоты на колесе.
Попробовали мы и объезд неожиданно возникшего препятствия без торможения. С нормальным давлением в шинах BMW выполняет лосиный тест на скорости 74,5 км/ч. А на «плоском» переднем колесе. Со стороны смотреть страшно! Спущенная покрышка подламывается, нещадно хлопает по асфальту жеваной резиной, обод проносится буквально в сантиметре от асфальта. Еще чуть-чуть — и. Но Ярослав Цыпленков повторяет упражнение пятый раз, шестой — потом переставляет многострадальное колесо на заднюю ось и делает еще шесть заездов. Да, скорость выполнения маневра заметно снизилась — особенно когда спущенная шина установлена впереди: сильнейшие уводы требуют куда больших углов поворота руля. Однако шина держится, словно ее на клей посадили. И обод до асфальта не достает!
Спущенная шина Run Flat выдержала десяток таких заездов! А дымок из-под переднего колеса — результат работы системы стабилизации, которая помогает удержать «раненую» машину на траектории
Так что теперь тот случай 14-летней давности с разбортированной на треке спущенной шиной Run Flat не повторится: прогресс не стоит на месте. Сейчас выпускается уже третье или даже четвертое поколение покрышек Run Flat, которые стали еще безопаснее и надежнее.
Испытания на ударную прочность мы проводить не стали: в рамках большого сравнительного теста зимних шин на автомобиле Mercedes-Benz S 500 усиленные покрышки Nokian Hakkapeliitta 8 FRT я не смог пробить даже на скорости 95 км/ч, наезжая на бордюр высотой 90 мм, хотя обычные шины той же модели и размерности испускали дух на 80 км/ч. Кстати, шинники Pirelli всерьез занялись изучением проблем прочности боковин именно после наших тестов. И если раньше российские водители жаловались на частые грыжи низкопрофильных покрышек Pirelli Run Flat на тяжелых «пятерках» и «семерках» BMW, то теперь, после десятков экспериментов, конструкторы попытались исправить ситуацию.
А на сладкое мы оставили «ресурсный пробег». Что произойдет с шиной Run Flat после 80 километров на скорости 80 км/ч? Именно формулу «80 на 80» декларируют и шинники, и автопроизводители.
Сначала мы планировали для этого пробега взять новую покрышку, но, увидев «живое» состояние шины после серии торможений и лосиных тестов, решили добивать именно ее. Итак, левое переднее спущено в ноль — и мы отправляемся в часовой заезд на круиз-контроле по 14-километровому кольцу скоростной дороги полигона.
Автомобиль немного тянет в сторону — для коррекции нужно держать руль повернутым на 10—15 градусов. Но в остальном никаких проблем. Спустя час останавливаю машину и сразу за пирометр — до какой температуры нагрелась спущенная шина? На дисплее — 70°С против 35°С с другой стороны. Но главное, что видимых разрушений нет, — накачал и поехал дальше. После разборки колеса выяснилось, что внутренняя поверхность покрышки немного вспучилась. Однако внешне — лишь небольшая потертость плечевой зоны. Будь это мои личные шины, не стал бы менять — заделал бы прокол и продолжал ездить.
Кстати, я так и сделал! Откатал еще три дня на этой многострадальной покрышке, намотав около 400 км по обычным дорогам. Даже вибраций не ощутил.
После полного цикла экстремальных маневров и пробега с нулевым давлением — лишь легкая потертость плечевой зоны.
Однако производители шин перестраховываются: после езды на спущенной покрышке Run Flat в любом случае рекомендуют менять ее на новую. Но результаты наших экспериментов говорят сами за себя. Выбросить такую шину? «Да я тебе. », как говорил герой Никулина в «Операции Ы». Особенно с учетом того, что покрышки Run Flat ¬где-то на 30 процентов дороже обычных, — для выбранной нами модели Pirelli Cinturato P7 размерности 225/55 R17 это 11000 и 8500 рублей соответственно. Примерно такие же цены и у конкурентов, причем Michelin, Bridgestone, Goodyear, Continental, Nokian выпускают не только летние, но и зимние модели Run Flat, включая шипованные.
Кстати, шины Run Flat стали предлагать и китайские производители. Какого качества? При случае проверим.
Технология шины runflat: что это такое
Отсутствие в багажнике “запаски”, будь то полноразмерное колесо или так называемая докатка, далеко не всегда указывает на халатное отношение владельца. Иногда оно в принципе не предусмотрено – в случае прокола вся надежда возлагается на конструктивные решения, позволяющие продолжать движение на спущенном колесе и известную как RunFlat. Что это за технология и каковы ее плюсы и минусы?
Замена прохудившейся покрышки является абсолютно штатной обыденной процедурой для отечественного автовладельца, у которого вся жизнь – борьба. Но чем дальше в будущее, тем больше запасное колесо может казаться анахронизмом. В странах с хорошими дорогами и развитой инфраструктурой покрышки повреждаются откровенно нечасто. А, если прокол-порез и образовался, то надо просто доехать до ближайшего шиномонтажа. Именно это по замыслу и позволяет особая конструкция шин “ранфлэт”. Кстати, появилась она значительно раньше, чем кто-либо мог бы подумать – первые образцы от Total Mobility Tyre появились в 1973 году и предназначались моделям Rover P6 и Austin Mini.
Что такое шины “ранфлэт”
В переводе с английского языка run flat дословно означает “езда на спущенной шине”. Собственно, так оно и есть. В основу этой технологии лег принцип максимального усиления структуры боковин для повышения жесткости при полной потери давления в шине. Впрочем, встречаются и другие решения, о которых поговорим ниже. Давайте вспомним, что происходит с обычными шинами, когда они сдуваются? Правильно – оно полностью уплощается, а диск ложится на шину. Если попытаться продолжить движении, то можно угробить покрышку за несколько километров.
123RF / VOSTOCK Photo
В случае с RunFlat шина не расплющивается по дороге, а в той или другой степени сохраняет свою форму, допуская дальнейшее перемещение в пространстве в поисках шиномонтажа, пусть и с ограничениями – только на определенную дистанцию и скоростью, не превышающей разрешенную производителем. Скажем, компания Nokian дает следующие регламентные рекомендации для своей проколоустойчивой покрышки. Если колесо полностью спустило, а машина загружена, то следует ограничиться расстоянием в полсотни километров. В автомобиле только водитель? Тогда можно преодолеть до 150 км, но со скоростью не быстрее 80 км/ч.
123RF / VOSTOCK Photo
Требования безопасности предписывают ставить покрышки RunFlat не на любые транспортные средства, а лишь при наличии системы контроля давления в шинах и системы курсовой устойчивости. В противном случае существует риск того, что водитель вовремя не почувствует снижение давления в колесе и продолжит движение на скорости, превышающей разрешенную для подобной ситуации, да еще и с потенциально опасными маневрами.
Виды и отличия шин RunFlat
Существует три типа покрышек данной разновидности – самонесущие, поддерживающие и самогерметизирующиеся.
Понятие “ранфлэт” обычно в первую очередь ассоциируется с самонесущими колесами, которые благодаря усиленной боковине препятствуют сходу с диска и обеспечивают адекватное пятно контакта с дорогой. В числе интересных особенностей таких шин боковые ребра для отвода тепла и специальный термостойкий состав – ведь когда колесо проколото, оно нагревается. Для эксплуатации поддерживающих шин RunFlat требуется наличие системы контроля давления в колесе и ESP.
Поддерживающие покрышки устроены иначе – при “разгерметизации” они опираются не на боковины, а на эластичное кольцо, расположенное на ободе колесного диска. Самогерметизирующиеся шины оправдывают свое название наличием слоя материала, который затягивает небольшие отверстия.
Возможен ли ремонт шин RunFlat
Покрышки данного типа допускается чинить, но не всегда. Падание давление ниже рекомендованного или вовсе полное его падение неполезно для колеса – перед ремонтными работами следует обследовать его со наружной и внутренней стороны. Могут отслаиваться усилители боковин от каркаса, причем выявить это при беглом осмотре невозможно.
Недостатки шин RunFlat
На первый взгляд, технология RunFlat прекрасна – автовладельцу можно не заморачиваться с заменой колеса в чистом поле, под ливнем или в зимний мороз. Знай себе, езжай в шиномонтаж, где все отремонтируют! Но не все так просто.
Прежде всего нельзя не отметить, что шины “ранфлэт” стоят ощутимо дороже самых обычных колес. Вторым не слишком приятным моментом может являться физическое отсутствие шиномонтажа в радиусе действия машины с проколотым колесом – вроде бы доехать и можно, да только некуда. Иногда действительно проще достать из багажника запасное колесо, махнуть его и спокойно ехать дальше. Третья неприятная особенность покрышек, позволяющих дальнейшее движение при падении давления, – это необходимость специального шиномонтажного оборудования для снятия и установки шины на диск. Сами понимаете, что оно найдется не в каждом сервисе.
123RF / VOSTOCK Photo
Но даже если на вашем пути встретился сервис, который готов отремонтировать пробитое колесо, то следует помнить о встречающихся рекомендациях не чинить высокоскоростные покрышки с индексами V, W и Y.
Еще одним камнем в огород колес RunFlat может быть ездовой комфорт – некоторые водители жалуются, что машины с чудо-шинами жестче и шумнее, а еще порождают вопросы к управляемости. Дело в том, что RunFlat тяжелее обычного колеса, а, значит, с ним неподрессоренные массы больше и, как следствие, хуже плавность хода.
Кроме того, есть вероятность ускоренного износа протектора. Согласно исследованию компании J.D. Power, автовладельцы в чаще меняют шины “ранфлэт”, нежели колеса традиционной конструкции – в среднем чудо-покрышки приходят в негодность на 9600 километров быстрее.
Использование шин RunFlat никогда массовым не было – продукт рассчитан на сравнительно узкую аудиторию.
Бесполезная технология или будущее?
Получается, RunFlat – это всего-навсего новомодное решение, которое не имеет особого смысла? Отнюдь. Когда речь идет о странах с развитой дорожной инфораструктурой, оно действительно может облегчить жизнь водителю и автоматически означает отсутствие необходимости заморачиваться с домкратом и ключом-баллонником. Живя в Европе, наверное, можно не возить с собой запасное колесо.
Технология Run Flat. Что это за резина и каким образом она работает
У каждого водителя на уровне рефлексов вбито понимание, что нельзя выезжать на дорогу, не имея запаски. И необходимого инструмента для замены колеса. Хотя сейчас приходят другие времена, и порой невозможное становится возможным.
Нечто такое делают шины run flat, достаточно новое понятие в привычном мире колес и резины.
Run Flat шины, что это такое?
Перевод с английского подобного выражения означает «езда на спущенной». Комментарии здесь излишни – с шинами run flat машина может продолжать движение, когда колесо спущено или пробито.
Что при этом происходит с разными типами резины, помогает понять приведенный рисунок.
Как видно из него, обычная резина и run flat различаются толщиной боковины. Технология, обеспечивающая создание нового типа шины, предусматривает значительное ее усиление.
И если при проколе обычного колеса оно полностью сдувается, то подобная резина при таком повреждении, лишь слегка прогибается и позволяет автомобилю двигаться дальше, не используя запаску.
Правда, в первую очередь лучше всего ехать до ближайшего шиномонтажа ремонтировать колесо. Чтобы сложилось более ясное представление о такой резине, можно сравнить две покрышки в разрезе, как это сделано на фото.
Следует отметить, что подобные шины включают в свой ассортимент все известные производители, правда название у каждого из них может быть свое.
- Bridgestone выпускает их под маркой RFT;
- Michelin обозначает ZP;
- Goodyear маркирует RunOnFlat;
- Dunlop как ROF;
- Continental такие колеса обозначает SSR;
- Yokohama называет их ZPS;
- Nokian представляет как Flat Run;
- Pirelli называет Run Flat.
Ну и для окончательного понимания, что собой представляет рассматриваемая технология, позволяющая двигаться на спущенном колесе, на рисунке показано, какие места покрышки подлежат усилению при ее производстве.
Резина Ran Flat, особенности и недостатки
Несмотря на отмеченные ранее достоинства, позволяющие двигаться далее на пробитом колесе, резина run flat требует к себе осторожного отношения. Дело в том, что ее использование связано с рядом недостатков.
- Двигаться на спущенном колесе можно непродолжительное время – не более пятидесяти километров, и не превышая восьмидесяти км/ч. В пределах города этого как раз хватает, чтобы доехать до ближайшего шиномонтажа.
- Однако даже если вы туда доберетесь, не обязательно, что вам смогут помочь. Особенно, если дело происходит где-то в глубинке или на трассе. Шины run flat из-за своей конструкции требуют особого оборудования, на шиномонтажном стенде должна быть «третья рука» (специальное приспособление). А это есть далеко не везде.
- Использовать подобные покрышки можно не на всех автомобилях, а желательно только на тех, которые оснащены системами курсовой устойчивости и контролем давления колес. В данном случае недостатки являются следствием достоинств. Если произойдет прокол колеса, то порой без средств контроля обнаружить его бывает достаточно сложно. Ведь по внешним ощущениям движение на нем будет почти таким же, как и на обычном. Проще всего это удается сделать по контролю давления. А если своевременно не выявить проколотое колесо, то при экстремальной ситуации оно может привести к непредсказуемым последствиям.
- Увеличенная вибрация и ухудшение управляемости на плохих дорогах также присущи таким шинам. Лучше всего использовать их на машинах, оснащенных подвеской, способной адаптироваться к подобным условиям движения.
- Шины run flat практически не подлежат ремонту. Их основу составляет корд, а он всегда деформируется, если движение происходит при пониженном давлении в колесах. Можно считать подобные покрышки одноразовыми, как подушки безопасности.
- Увеличенный вес резины. А это вызывает рост неподрессоренной массы, ухудшение управляемости и динамических характеристик.
- Повышенная цена.
Так нужна или нет автолюбителям технология run flat?
Особенно это характерно для автомобилей премиум класса, для которых цена не является определяющим фактором.
[ads-pc-7]
Шины, изготовленные как run flat, все более широко входят в повседневный обиход автолюбителей. И пусть им характерен большой перечень недостатков, тем не менее, порой возможность продолжать движение на проколотом колесе превышает все неудобства. Но это уже личный выбор каждого.