Сальник что это
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Сальник что это

САЛЬНИК

САЛЬНИК (omentum) — складка висцеральной брюшины. Различают малый и большой С. Малый С. (omentum minus) представляет собой дупликатуру брюшины, идущую от ворот печени к малой кривизне желудка и двенадцатиперстной кишке. Большой С. (omentum majus, epiploon) отходит от большой кривизны желудка.

Содержание

Эмбриология

Малый и большой С. являются производными первичных брыжеек (см. Брюшина, эмбриология). Малый С. образуется из вентральной брыжейки желудка и двенадцатиперстной кишки (вентрального мезогастрия), к-рая в результате эмбрионального поворота желудка и двенадцатиперстной кишки приобретает поперечное положение. Большой С. развивается из дорсальной брыжейки желудка (дорсального мезогастрия), по мере поворота желудка перемещающейся влево и распространяющейся в каудальном направлении. Встречаясь с брыжейкой поперечной ободочной кишки, большой С. срастается с ней и отклоняется вентрально, ложась на петли тонкой кишки. Развитие малого и большого С. связано с формированием сальниковой сумки (bursa omentalis). Ее зачаток образуется еще до начала дорсального мезогастрия, к-рое увеличивается влево, поэтому желудок, совершив поворот, оказывается лежащим вентрально от сальниковой сумки. В дальнейшем рост сальниковой сумки происходит в каудальном направлении — она располагается между пластинками большого сальника.

Анатомия

Малый С. состоит из печеночно-желудочной (lig. hepato-gastricum) и печеночно-дуоденальной (lig. hepatoduodenale) связок, берущих начало у ворот печени (рис.). Печеночно-желудочная связка тонкая, близ малой кривизны желудка составляющие ее листки брюшины, разъединяясь, переходят на переднюю и заднюю стенки желудка. Печеночно-дуоденальная связка более мощная, идет к верхней части двенадцатиперстной кишки; содержит общий желчный проток (ductus choledochus), воротную вену (v. portae) и собственную печеночную артерию (a. hepatica propria). Листки брюшины, покрывающие стенки желудка, снова соединяются по его большой кривизне, образуя большой С. От желудка большой С. идет к поперечной ободочной кишке и продолжается вниз, покрывая наподобие фартука петли тонкой кишки. Затем он заворачивается кверху, срастается с поперечной ободочной кишкой и ее брыжейкой и переходит в париетальную брюшину задней стенки брюшной полости. Т. о., ниже поперечной ободочной кишки большой С. состоит из 4 листков брюшины, попарно образующих его переднюю и заднюю пластинки (см. цветн. рис. 5). После рождения эти пластинки срастаются между собой, и полость между ними обл итерируется. Часть большого С., расположенная между желудком и поперечной ободочной кишкой, называется желудочно-ободочной связкой (lig. gasfcroco-licum). Влево и вверх она переходит в связки желудка (см.) — желудочно-селезеночную и желудочно-диафрагмальную (ligg. gastrolienale et gast-roplirenicum). Пластинки желудочно-селезеночной связки охватывают селезенку и переходят в селезеночно-почечную (диафрагмально – селезеночную) связку (lig. lienorenale s. lig. phrenicosplenicum).

Форма, размеры и положение большого С. имеют индивидуальные особенности и изменяются с возрастом. У новорожденных С. короткий и не содержит жира. На 1-м году жизни С. быстро увеличивается в размерах, в нем появляется жировая ткань. Однако наиболее интенсивное развитие жировой ткани в С. приходится на период полового созревания.

Большой С. богато васкуляризо-ван ветвями правой и левой желудочно-сальниковых артерий (аа. gastro-epiploicae dext. et sin.). Отток крови происходит по одноименным венам в воротную вену. Лимф, сосуды впадают в правые и левые желудочно-сальниковые и средние ободочные лимф. узлы.

Сальниковая сумка (bursa omentalis) представляет собой часть полости брюшины. Это щелевидное пространство, расположенное в основном позади малого С. и желудка и сообщающееся с общей полостью брюшины через сальниковое отверстие. В ней различают переднюю, левую, нижнюю и заднюю стенки. Переднюю стенку составляют малый С., желудок и желудочно-ободочная связка; левую стенку — желудочно-диафрагмальная, желудочноселезеночная , селезеночно-почечная связки и часть поверхности селезенки; нижнюю стенку — левая часть брыжейки поперечной ободочной кишки; заднюю стенку, сложную по форме, образуют париетальная брюшина, за к-рой находятся поджелудочная железа, левые почка и надпочечник, брюшная часть аорты с ее ветвями, нижняя полая вена, а также реберно-диафрагмальный плевральный синус. Сальниковое отверстие — foramen epiploicum (Wins-lowii) — диаметром 14—45 мм ограничено спереди печеночно-дуоденальной связкой, сзади брюшиной, покрывающей нижнюю полую вену, и печеночно-почечной связкой, вверху хвостатой долей печени, внизу двенадцатиперстной кишкой. К сальниковому отверстию примыкает преддверие сальниковой сумки (vestibulum bursae omentalis), отграниченное от остальной ее части гастропанкреатическими складками, в к-рых проходят левая желудочная и общая печеночная артерии. В сальниковой сумке, помимо преддверия, выделяют верхнее и нижнее сальниковые и селезеночное углубления (recessus sup., inf. et lienalis omenta-les). Наиболее постоянное нижнее сальниковое углубление заходит между пластинками большого С. Форма и размеры сальниковой сумки подвержены значительной индивидуальной изменчивости.

Гистология

Брюшина (см.), образующая С., состоит из мезотелия и собственной пластинки, содержащей рыхлую сеть эластических и коллагеновых волокон. В местах, где проходят сосуды и нервы, соединительная ткань более плотная. Между трабекулами соединительной ткани в большом С. находятся жировые дольки, а также скопления макрофагов и лимфоцитов, образующие млечные пятна (см.).

Функциональное значение сальника до конца не изучено. Известна важная роль большого С. в защите органов брюшной полости от инфекции. М. И. Штуцер (1913) показал, что при введении туши в брюшную полость экспериментальных животных основная масса ее частиц резорбируется большим С. в течение 6 мин.; смыть эти частицы или отделить их от С. не удается, тогда как с остальной поверхности брюшины тушь легко смывается. Через 24 часа после введения туши С. принимает интенсивно черную окраску, а свободных частиц туши в брюшной полости не находят. В С. тушь откладывается в лимф, узлах, эндотелии лимф, сосудов и млечных пятнах. При введении в брюшную полость взвеси бактерий часть их погибает под действием бактерицидных свойств серозной жидкости, а часть захватывается и разрушается мезотелием С., клетками его млечных пятен и гистиоцитами соединительнотканной основы.

На внутрибрюшную иммунизацию С. реагирует активной выработкой антител; при этом титр антител в нем значительно выше, чем в селезенке и печени. При проникающих ранениях живота С., закрывая раневое отверстие, препятствует эвентрации и защищает брюшную полость от инфицирования.

При повреждениях органов брюшной полости экспериментальных животных в лимф, сосудах большого С. обнаруживают частицы ткани поджелудочной железы, селезенки, печени, эпителий желчного пузыря, эритроциты, полиморфно-ядерные лейкоциты, бактерии. Инородные тела, попадающие в брюшную полость и не поддающиеся рассасыванию, осумковываются в большом С. независимо от места введения их в брюшную полость. Способность большого С. к инкапсуляции инородных тел в брюшной полости показывают и клин, наблюдения. При острых воспалительных заболеваниях органов брюшной полости во время операции обычно обнаруживают, что большой С. отграничивает очаг воспаления от свободной брюшной полости.

Методы обследования

Возможности для клин, исследования С. ограничены, т. к. патол. изменения в нем обычно сочетаются с заболеваниями или повреждениями других органов брюшной полости.

Как правило, характерных жалоб или анамнестических данных, свойственных именно патологии С., выявить не удается. Данные физикаль-ного обследования С. обычно также малоинформативны, т. к. не позволяют дифференцировать заболевания С. и органов брюшной полости. Косвенную информацию о состоянии С. удается получить с помощью контрастных рентгенологических и эндоскопических методов исследования жел.-киш. тракта. Деформация или смещение различных его отделов, обнаруживаемые при этом, могут быть обусловлены патол. процессами в С. В нек-рых случаях (напр., при кистах или опухолях С.) важное диагностическое значение имеет ультразвуковая диагностика (см.), а также компьютерная томография (см. Томография компьютерная). Распространенным и весьма информативным методом исследования С. является лапароскопия (см. Перитонеоскопия), позволяющая осмотреть значительную часть большого и малого С., а при необходимости произвести также прицельную биопсию его с последующим гистол. и цитол. исследованием.

Патология

Аномалия развития — врожденное отсутствие большого С.— встречается редко. При врожденных отверстиях в большом С. возможно ущемление как части С., так и других органов брюшной полости. Клинически это проявляется симптомами острого живота (см.).

Повреждения С. часто сочетаются с повреждениями других органов брюшной полости и могут возникать в результате закрытых и проникающих травм живота. Изолированные повреждения С. встречаются редко. В результате тупой травмы может возникать гематома С. с последующим нагноением, а при разрывах гематомы — значительные внутрибрюшные кровотечения. Лечение оперативное.

Острый воспалительный процесс в С.— оментит — обычно возникает вследствие распространения на С. воспаления с органов брюшной полости и характеризуется клин, симптоматикой острого живота. Хрон. воспаление С., как правило, является следствием острого оментита, но иногда имеет специфический (чаще туберкулезный) характер. При этом пораженный участок С. утолщается за счет развития соединительной ткани и образования спаек с органами брюшной полости. Воспалительный инфильтрат в таких случаях может достигать значительных размеров и пальпироваться через переднюю брюшную стенку. Лечение туберкулезного оментита специфическое.

При абсцедировании воспалительного инфильтрата развивается клин, картина отграниченного или диффузного перитонита (см.).

В случае приращения большого С. в результате хрон. воспаления к нижним отделам передней брюшной стенки или органам малого таза возможно сдавление сальником нек-рых органов брюшной полости, чаще тонкой или толстой кишки, что клинически проявляется симптомами рецидивирующей непроходимости кишечника (см.). При этом иногда встречается синдром натянутого С. (синдром Кноха), проявляющийся упорными болями, иногда рвотой, возникающей при попытке встать, отклонить туловище назад, разогнуться и т. д.

Ущемление С. чаще наблюдается при грыжах передней брюшной стенки, но иногда и при так наз. сальниковых грыжах (см. Грыжи). При этом в сальниковое отверстие внедряется часть С., к-рая затем вследствие нарушения кровообращения подвергается некрозу. Клинически это состояние проявляется картиной острого живота и требует срочного оперативного лечения.

Редким заболеванием является заворот большого С., как правило, приводящий к его некрозу с развитием симптомов перитонита. Лечение оперативное.

Тромбоз сосудов С., встречающийся при выраженном атеросклерозе, обычно также приводит к некрозу С.

Паразитарные заболевания С., обычно эхинококков (см.), встречаются редко. При этом в брюшной полости может пальпироваться чаще подвижное опухолевидное образование. Лечение оперативное.

Доброкачественные опухоли С. (липома, ангиома, лимфангпома и др.) встречаются редко; они представляют собой подвижные новообразования, иногда пальпирующиеся через переднюю брюшную стенку. Из злокачественных опухолей чаще наблюдается саркома, реже рак и эндотелиома. При злокачественных опухолях С. часто поражается вторично вследствие развития в нем метастазов опухолей в основном органов брюшной полости.

Операции

Операции при патол. процессах в С. и его повреждениях заключаются в основном в его резекции с удалением пораженных участков.

Анатомо-физиологические особенности большого С. позволяют использовать его при оперативных вмешательствах на ряде органов брюшной и грудной полостей. Напр., большим С. тампонируют с гемостатической целью раны печени и селезенки. При перфорации каллезной язвы желудка или двенадцатиперстной кишки часть большого С. на ножке подшивают к краям перфоративного отверстия. Участки С. могут быть также использованы для перитонизации линии анастомоза, наложенного на органах жел.-киш. тракта. При оперативном лечении цирроза печени (см.) большой С. подшивают к париетальной брюшине передней брюшной стенки (см. Тальмы — Драммонда операция) или диафрагмальной поверхности печени (омен-тогепатопексия), что приводит к развитию дополнительных портокавальных анастомозов. Для улучшения кровообращения в миокарде производят оментокардиопексию (см. Артериализация миокарда).

При операциях на поджелудочной железе, а также при ревизии задней стенки желудка верхнюю часть большого С. (желудочно-ободочную связку) рассекают и проникают в сальниковую сумку. Малый С. рассекают при операциях на внепеченоч-ных желчных путях, резекции желудка, гастрэктомии, ваготомии, при доступе к поджелудочной железе н дренировании сальниковой сумки.

Библиография: Барон М. А. Реактивные структуры внутренних оболочек (серозных, мозговых, синовиальных, эндокарда и амниона), Л., 1949; Елизаровений С. И. К хирургической анатомии полости малого сальника, Архангельск, 1949, библиогр.; Запорожец А. А. Инфицирование брюшины через физически герметичный кишечный шов, Минск, 1968; Нечипоренко Ф. П. Анатомические варианты большого сальника человека и их практическое значение в хирургии, Нов. хир. арх., № 3, с. 45, 1957; Панченков H. Р. и Стрекаловский В. П. Перекручивание большого сальника, в кн.: Вопр. диагностики и лечения забол. органов пищеварения, под ред. С. И. Бабичева и Б. С. Брискина, с. 125, М., 1974; Хирургическая анатомия живота, под ред. А. Н. Максименкова, с. 116, Л., 1972; Are у L. В. Developmental anatomy, Philadelphia, 1974.

Читать еще:  Осушитель топлива для бензиновых двигателей

Г. А. Покровский; В. С. Сперанский (ан., гист., эмбр.).

Сальник привода: основа сохранности и чистоты масла в агрегатах трансмиссии

Выходящие из агрегатов трансмиссии и других механизмов автомобиля валы могут стать причиной утечки и загрязнения масла — эта проблема решается установкой сальников. Все о сальниках привода, их классификации, конструкции и применяемости, а также о верном выборе и замене уплотнителей читайте в статье.

Что такое сальник привода?

Сальник привода (манжета) — уплотнительный элемент различных агрегатов и систем транспортных средств; кольцевая составная деталь, обеспечивающая уплотнение валов, подшипников и других вращающихся деталей в местах их выхода из корпуса агрегата.

В любом автомобиле, тракторе и иной технике присутствуют агрегаты и механизмы, из корпуса которых выходят вращающиеся валы — коробки передач, редукторы, приводы вентиляторов и другие. Обычно внутри этих агрегатов находится масло или иная смазка, и отверстие для вала может стать причиной потери и загрязнения смазочного материала. Задача герметизации выхода вращающихся валов за пределы корпусов агрегатов решается с помощью специальных уплотнительных элементов — сальников (манжет) привода.

Сальник привода выполняет несколько функций:

  • Предотвращение утечки масла и потери иного смазочного материал из корпуса агрегата или механизма;
  • Защита механизма от попадания воды, пыли и крупных загрязнений;
  • Защита смазочного материала от загрязнения отработавшими и иными газами.

Нарушение целостности или потеря сальника приводят к значительной утечке масла и его загрязнению, что уже в самое ближайшее время может стать причиной поломки всего агрегата. Чтобы не допустить этого, выработавший свой ресурс или неисправный сальник привода должен своевременно заменяться. Для верного выбора и замены уплотнительных элементов необходимо разобраться в их существующих видах, конструкции и применяемости.

Типы, конструкция и особенности сальников привода

Все сальники выполнены в виде кольца с П-образным профилем, в котором выделяется три поверхности:

  • Внутренняя или рабочая — состоит из рабочих кромок, данной поверхностью сальник опирается на вал;
  • Наружная — гладкая или рифленая, данной поверхностью сальник контактирует с корпусом агрегата;
  • Торцевая — обычно плоская, данная поверхность параллельна корпусу агрегата.

Манжета устанавливается в посадочное место в корпусе агрегата (сальниковую коробку) и опирается на вал, за счет конструкции обеспечивается ее плотный прижим к корпусу и валу, чем и достигается уплотнение.

Сальники делятся на несколько типов по наличию/отсутствию различных элементов и особенностям работы.

В первую очередь, сальники делятся на два типа по конструкции:

  • Бескаркасные;
  • С армирующим каркасом.


Конструкция неармированного сальника с пружиной


Конструкция и основные размеры армированного сальника с пружиной

Сальники первого типа выполнены в виде эластичного кольца из синтетического каучука, на внутренней поверхности которого отформированы рабочие кромки. Стандартно в сальниках предусмотрено две рабочих кромки — передняя и задняя, однако их количество может достигать четырех. Внутри кольца располагается свернутая в кольцо витая пружина, которая обеспечивает плотный прижим сальника к валу.

Сальники второго типа устроены сложнее — внутри кольца располагается стальной армирующий каркас той или иной формы. Наиболее часто каркас имеет прямой (пластина, свернутая в кольцо) или Г-образный профиль, но встречаются сальники с каркасами более сложного профиля. В остальном армированные детали аналогичны неармированным.

Сальники с армирующим каркасом делятся на три конструктивных типа:

  • С закрытым каркасом;
  • С частично оголенным каркасом;
  • С оголенным каркасом.

В конструкции первого типа каркас полностью располагается внутри резинового кольца сальника, либо кольцо полностью закрывает только наружную поверхность каркаса. Во втором случае кольцо закрывает торцевую и часть наружной поверхности каркаса, а в третьем — каркас практически полностью открыт. Сальники с частично и полностью оголенным армирующим каркасом более прочно устанавливаются в свое посадочное место, так как они металлическим кольцом упираются в металлический корпус агрегата. Хотя такие сальники обеспечивают худшее уплотнение, что заставляет применять герметики или дополнительные детали.

Эластичное кольцо всех типов сальников может изготавливаться из различных видов синтетического каучука — акрилатного, фторкаучука, бутадиен-нитрильного, силиконового (кремнийорганического) и других. Данные материалы имеют неодинаковую устойчивость к высоким и низким температурам и смазочным материалам, однако они обладают примерно одинаковыми коэффициентами трения о сталь и механической прочностью.

Сальники привода могут иметь различные дополнительные элементы:

  • Пыльник — небольшой выступ в передней части кольца, предотвращающий попадание под сальник крупных загрязнений (камней, нитей, щепок и т.д.). Пыльник может прижиматься к валу за счет собственной упругости или с помощью дополнительной витой пружины;
  • Рифление наружной поверхности — рифление простой или сложной формы, которое улучшает посадку сальника и предотвращает утечку масла на высоких оборотах и при повышении температуры;
  • Гидродинамические накатки и насечки на внутренней (рабочей) поверхности. Штриховые насечки, нанесенные под некоторым углом к оси сальника, предотвращающие утечки масла на высоких оборотах вала. Насечки могут выполняться по всей внутренней поверхности, либо в виде нескольких колец на рабочей поверхности и рабочих кромках.

Сальники делятся на две группы по направлению вращения вала:

  • Для валов с постоянным направлением вращения;
  • Для валов с реверсивным вращением.

Уплотнители различного назначения отличаются типом накатки или насечки на рабочей поверхности. У сальников для валов с постоянным направлением вращения накатка выполнена в виде штриховки, направленной в одну сторону, поэтому такие детали бывают с «правой» и «левой» накатками (насечками). У реверсивных сальников насечка зигзагообразная или более сложной формы.

Наконец, сальники привода бывают двух типов по степени защиты:

Обычные сальники имеют описанную выше конструкцию. Кассетные сальники выполнены в виде двух колец, вставленных одно в другое (наружное кольцо опирается на корпус агрегата и упирается в вал, внутреннее кольцо упирается в наружное и частично упирается в вал) — такая конструкция выдерживает значительные механические нагрузки и обеспечивает лучшую защиту от проникновения загрязнений. Кассетные сальники применяются на агрегатах, работающих в условиях повышенной запыленности и загрязнения.

В завершение отметим, что в автомобилях, тракторах и иной технике используются различные по назначению сальники привода: полуосей колес, валов коробки передач и редукторов, валов привода вентилятора и других. Но основная масса деталей располагается в трансмиссии, за что они и получили свое название.

Как верно выбрать и заменить сальник привода

Сальники привода испытывают значительные нагрузки, которые со временем приводят к износу, повреждениям или полному разрушению уплотнения. При появлении течи масла сальник необходимо заменить, в противном случае повысится расход масла и повышается риск его загрязнения, что в целом повышает интенсивность износа деталей агрегата. Также сальники необходимо менять по выработке ресурса — срок замены обычно указывается производителем агрегата.

На замену следует использовать только те типы и модели сальников, что были установлены ранее и рекомендованы производителем механизма (определяется по номеру детали в оригинальном каталоге). В ряде случаев допустимо прибегать к заменам, но делать это нужно с осторожностью и с учетом особенностей манжет различного назначения. Например, сальники полуосей ведущих мостов должны иметь реверсивную насечку (накатку), в противном случае вскоре после их установки появится утечка масла на отдельных режимах движения или постоянная течь вследствие неправильного функционирования уплотнителя. С другой стороны, на вентилятор не имеет смысла ставить реверсивную манжету, так как уплотняемый вал всегда вращается в одну сторону.

Замена сальников привода должна выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту и обслуживанию транспортного средства. Эта работа может потребовать значительной разборки ремонтируемого агрегата, поэтому ее лучше доверять специалистам. При самостоятельной замене уплотнителя необходимо четко придерживаться приведенных в инструкции рекомендаций, в противном случае велик риск повредить деталь или установить ее неправильно. Выемку старой манжеты можно выполнить обычной отвертки или иным заостренным предметом, но делать это нужно аккуратно, чтобы не повредить поверхности корпуса и вала. Установку нового уплотнителя лучше выполнять с помощью специальной оправки, обеспечивающей равномерное утопление сальника в сальниковую коробку. Перед монтажом манжета смазывается смазкой. В тех случаях, когда используется сальник с оголенным или частично оголенным армирующим каркасом, необходимо обработать место контакта каркаса с корпусом агрегата герметиком. После выполнения работ необходимо долить масло в картер агрегата.

При верном выборе и замене сальника привода агрегат будет надежно выполнять свои функции, его работа не будет нарушаться утечкой и загрязнением масла в любых условиях эксплуатации.

Как выбрать сальники для машины: марки, цена и как заменить

Статья о том, как выбрать сальники для автомобиля: для чего нужны сальники, материалы, критерии выбора. В конце статьи — видео о том, как заменить сальник коленвала.

Содержание статьи:

  • Сальники – что это такое и для чего нужны
  • Из каких материалов производят сальники
  • Как выбирать сальники
  • Как заменить сальники коленвала
  • Размеры сальников
  • Видео о том, как заменить сальник коленвала

Рано или поздно каждый автовладелец сталкивается с необходимостью замены тех или иных деталей машины. Именно поэтому крайне важно обладать хотя бы минимальным объёмом информации об устройстве автомобиля, его основных элементах и, конечно же, расходных компонентах.

Одной из таких деталей является сальник, к вопросу выбора которого многие автовладельцы подходят «спустя рукава», считая этот элемент второстепенным и не стоящим пристального внимания. В действительности же сальники имеют огромное значение для правильной и бесперебойной эксплуатации транспортного средства.

В этой статье мы постараемся рассказать о том, что такое сальники, для чего они необходимы и как их правильно выбирать.

Сальники – что это такое и для чего нужны

Сальники — специальный элемент, использующийся в машине для уплотнения соединений различных элементов и вращающихся деталей, функционирующих по принципу возвратно-поступательных действий.

Сальники широко используются в двигателях, элементах трансмиссии, рулевом управлении, КПП, охлаждающей и прочих системах, поэтому не удивительно что время от времени они требуют замены.

Из каких материалов производят сальники

На сегодняшний день для изготовления сальников производители используют материалы:

    Бутадиен-каучуковая резина (NВR) – материал средней стоимости, который может использоваться при температуре от минус 40 до плюс 120 °C и обладает неплохой стойкостью к большинству видов топливно-смазочных компонентов.

Акрилатный каучук (АСМ) – самый дешёвый материал, подходящий для использования при температуре от минус 30 до плюс 150 °C и обычно применяемый для изготовления сальников ступиц.

Силикон (VМQ, МVG, ЕСОSIL) – достаточно популярный материал, обладающий невысокой стоимостью, но имеющий ряд недостатков, среди которых химическая неустойчивость к отдельным видам минеральных масел.

Фторопласт/фторкаучук (FРМ, FКМ) – широко используемый материал, из которого изготавливаются сальники для таких элементов силовых установок как распредвал, масляный насос, коленвал и многое другое. В числе основных достоинств данного материала – устойчивость к большинству видов масел и химических жидкостей, а также отличная механическая стойкость. Его рабочий температурный диапазон колеблется в пределах минус 40 – плюс 180 °C.

  • Тефлон (РТFЕ) – стремительно набирающий популярность материал, чему способствует высокая стойкость к любым химически-активным жидкостям, самый низкий показатель трения и наибольший диапазон рабочих температур (от минус 40 до плюс 220 °C). Сальники их этого материала пусть и обладают наибольшей стоимостью, но обеспечивают минимальный износ вращающихся элементов мотора.
  • При этом стоит отметить, что монтаж сальников с напылением из тефлона имеет свои особенности – их необходимо устанавливать исключительно на чистый и сухой вал, применив при этом специальное кольцо из пластика.

    Отдельного внимания заслуживает то, что производители, преследуя цель повысить технические показатели сальников, используют специализированные добавки. Такие изделия имеют отдельные маркировки (Viton, Aflas, Dаi-Еl и т.п.).

    Как выбирать сальники

    Самый простой способ не прогадать с выбором – приобрести оригинальные сальники у официального дилера. В этом случае специалист подберёт изделие, точно подходящее под марку и модель вашего автомобиля.

    Читать еще:  Вариатор коробка что

    Если же решено купить аналог, необходимо учитывать несколько аспектов выбора:

      Изделие должно подходить по размеру, при этом допускается (хоть и не рекомендуется) использование сальников, ширина которых несколько меньше оригинальных.

    Новый сальник должен быть предназначен для использования в той же среде, что и старое изделие (к примеру, для антифриза либо масла).

    Уплотняющее устройство должно быть предназначено для работы в соответствующем месту его установки температурном режиме.

  • Аналог обязан обладать соответствующей оригинальному изделию конструкцией (к примеру, иметь идентичные насечки уплотняющего кольца и т.п.).
  • Отдельное внимание необходимо обратить на наличие пыльника или нарезки, где первый призван защитить деталь от воздействия грязи и пыли, а второй – выполнять роль насоса, сбрасывающего масло обратно.

    Помимо технических особенностей, выбирая сальники, необходимо обратить внимание на стоимость и производителя, отдавая предпочтение проверенным и популярным брендам и изделиям среднерыночной стоимости. В противном случае высок риск нарваться на низкокачественную продукцию, которая может не только быстро выйти из строя, но и повлечь за собой появление новых неприятностей, сулящих большие финансовые затраты.

    Важно: крайне не рекомендуется использовать сальники отечественного производства на иномарках, так как материал и качество изготовления таких изделий пока ещё оставляет желать лучшего. А вот установка сальников иностранного производства на отечественные авто – наоборот, рекомендуется.

    Марки сальников: каким брендам отдать предпочтение

    Как уже говорилось выше, выбирая сальники для своего автомобиля, лучше отдавать предпочтение проверенным производителям, давно представленным на рынке и имеющим положительные отзывы. В их числе такие марки, как VAG, Goetze, Payen, Emmtec, SKF, KOS и Koyo.

    При выборе сальников по размеру принято учитывать три параметра:

    • d – внутренний диаметр;
    • D – внешний диаметр;
    • h – высота / толщина.

    Внутренний диаметр сальников может варьироваться в пределах 4-270 мм, внешний диаметр – в пределах 7,8-310 мм, а высота – находиться между 1,5-30 мм. Однако встречаются сальники, имеющие уникальные, отличающиеся от «стандартных» параметры изделий.

    Цена сальников, в зависимости от размера, страны и бренда производителя, а также места предназначения, может колебаться в пределах 50-2500 тыс. руб. (22-1100 грн.). При этом стоит помнить, что оригинальные сальники в большинстве случаев на 30-60% дороже своих аналогов.

    Так, стоимость оригинального заднего сальника коленвала для Renault (Dacia) Logan составляет в среднем 1550-1600 руб. (порядка 680 грн.), в то время как его аналог можно приобрести по цене от 650-700 руб. (около 310 грн.).

    Стоит ли переплачивать за бренд

    Учитывая наличие большого количества аналогов, у многих автовладельцев возникает вполне логичный вопрос — нужно ли переплачивать за бренд?. Ответ – нужно, так как более крупные производители вкладывают большие финансовые ресурсы в разработку и тестирование своих изделий, что делает их намного надёжнее и долговечнее. Кроме того, крупные «игроки» следят за своей репутацией, которая, как известно, является одним из ключевых факторов, влияющих на количество продаж изделий.

    Другой вопрос, стоит ли переплачивать за оригинальные сальники – не стоит, так как сегодня на рынке присутствует огромное количество изделий-аналогов, качество исполнения и надёжность которых не только не уступает оригинальным, но и превосходит их.

    Как заменить сальники коленвала

    Замена сальников коленвала — процедура трудоёмкая и, соответственно, достаточно дорогостоящая, однако даже при наличии минимального опыта их замену можно осуществить и самостоятельно. Для этого понадобятся:

    • Ключи и отвёртки;
    • Специальный ключ, предназначенный для регулировки ремешка ГРМ;
    • Графитовая смазка либо тосол;
    • Ёмкость с моторным маслом;
    • Термоустойчивый герметик;
    • Расходные материалы (сальники).

    Прежде чем приступить к процессу замены сальников, нужно обесточить автомобиль (иными словами, снять клеммы с АКБ) и слить моторное масло. Далее рассмотрим процедуру замены переднего и заднего сальника.

    Замена переднего сальника коленвала

    Процесс замены фронтального сальника выполняется в следующей последовательности:

    • Демонтируем шкивы;
    • Снимаем защитный кожух ремешка ГРМ (при его наличии);
    • Демонтируем зубчатый ремень;
    • Снимаем приводной зубчатый шкив;
    • Демонтируем передний сальник с его последующей заменой на новое изделие.

    Тут же отметим, что перед установкой сальника на его уплотняющую кромку наносится моторное масло, а на верхнюю, нижнюю и скошенную кромку – герметик. Также необходимо тщательно очистить посадочное место сальника, в противном случае высок риск преждевременного износа и, соответственно, замены коленвала.

    Замена заднего сальника

    Процедура замены тыльного сальника несколько сложнее и требует наличия смотровой ямы. Некоторые умельцы обходятся домкратом или, при его отсутствии, специальными подпорками, но это крайне небезопасно и мы категорически не рекомендуем пользоваться таким методом. Сам же процесс демонтажа и замены сальника осуществляется в такой последовательности:

    • Демонтаж коробки передач;
    • Снятие сцепления;
    • Извлечение «старого» сальника;
    • Установка нового изделия (при этом не забываем про очистку посадочного места).

    Процесс сборки происходит в обратном порядке.

    Важно: В ходе замены сальников внимательно следим за правильностью его установки. Нередки случаи, когда внутренняя сторона сальника подгибается, что в последующем приводит к повторной течи и повторной замене сальника. Кроме того, если имел место загиб, использование даже неиспользовавшегося изделия не рекомендуется, так как это чревато неплотным прилеганием сальника к посадочной площадке на коленвале.

    Размеры сальников

    Несмотря на то, что производители могут изготавливать сальники, придерживаясь разных стандартов и используя разные материалы, все они имеют идентичные типоразмеры и конфигурации. Это значит, что сальники для определённой детали, но для разных марок и моделей автомобилей будут иметь одинаковые параметры по высоте, а также наружному и внутреннему диаметру.

    В настоящее время большинство интернет-магазинов, занимающихся продажей сальников, предлагают покупателям интерактивные таблицы, позволяющие подобрать оригинальный сальник либо его аналог, исходя из таких параметров, как марка, модель и год выпуска автомобиля.

    Заключение

    Если вы не можете или просто не желаете разбираться во всех премудростях выбора сальников и других расходных компонентов для автомобиля, лучше доверить выбор профессионалам – так вы сможете сэкономить не только своё время и деньги, но и нервы.

    Видео о том, как заменить сальник коленвала:

    Воспаление и последствия удаления сальника брюшной полости

    Все органы и системы человека покрыты специальной оболочкой, которая предотвращает трение органов друг о друга, способствует поддержанию постоянства внутренней среды, адсорбирует избыточное количество жидкости и выполняет трофические функции. Эта материя в медицине получила название брюшина. По передней части кишечника она формирует складку, которая визуально напоминает фартук.

    Строение, расположение и функции сальника брюшной полости

    В процессе эволюции человек стал прямоходящим, в результате чего органы его брюшной полости стали беззащитными. Чтобы сократить вероятность травматизации, образовался дополнительный орган, который получил название сальник.

    Большой сальник – это четыре своеобразных листка, которые дублируют форму брюшины. Начинается у боковой поверхности желудка и заканчивается у поперечно-ободочной кишки. В анатомии этот участок получил название – желудочно-кишечная связка. В ней находится большое скопление нервов и сосудов. Свободный край сальника, словно фартук, опустился еще ниже и покрыл петли тонкого кишечника. Также сальник в брюшине человека находится позади поперечно-ободочной кишки, плотно соприкасаясь с брыжейкой и париетальной брюшиной.

    Полости между четырьмя листами соединительных тканей заполнены жировой клетчаткой. За счет этого сальник и получил название большой.

    Малый сальник брюшной полости имеет немного другое анатомическое строение. Этот орган включает в себя три связки, которые переходят из одной в другую.

    • Печеночно-двенадцатиперстная берет свое начало у ворот печени и заканчивается у горизонтальной ветви двенадцатиперстной кишки.
    • Печеночно-желудочная связка начинается у печени, а заканчивается у малой кривизны желудка.
    • Связка диафрагмы.

    Также существует такое понятие, как сальниковая сумка. Представляет собой большую щель, которая была образована брюшиной. С обеих сторон ограничивает себя задней стенкой желудка, большим и малым сальником, париетальным листком и небольшим участком поджелудочной железы.

    Сальниковая сумка, как и сами сальники, выполняют единственную, но порой жизненно важную функцию – защитную. При ранениях и повреждениях брюшной полости они закрывают повреждения, минимизируя кровопотери и предотвращая попадание в организм различных инфекций. При обострении аппендицита сумка спаивается с висцеральной брюшиной и не позволяет аппендиксу достигать критических размеров.

    Симптомы и причины воспаления сальника

    Оментит – это заболевание, сопровождающееся воспалением сальника. Представляет собой складку висцеральной брюшины. В зависимости от этиологии воспалительного процесса недуг делится на первичный и вторичный.

    Первичная форма развивается в результате инфекционного заражения, травматического ранения и/или интраоперационного повреждения целостности. В хирургии более распространено вторичное воспаление. Развивается оно в результате воздействия следующих провоцирующих факторов:

    • Оперативное вмешательство. Например, удаление аппендикса, ущемление грыжи может поспособствовать тому, что сальник перекрутится, и кровообращение в нем нарушится. Это неизбежно приводит к образованию воспаления, развитию ишемии.
    • Контактная передача инфекции. Развитие заболевания сопровождается переходом воспаления с ближайших органов в результате аппендицита, панкреатита, холецистита и т.д.

    Сальники быстро вовлекаются в воспаление из-за большого количества жировых тканей с рыхлой структурой и обильного кровоснабжения.

    Симптомы заболевания зависят напрямую от характера воспалительного процесса и провоцирующих факторов. При острой форме течения недуга пациенты отмечают острые боли, которые не имеют определенной локализации. Параллельно могут стремительно развиваться все признаки отравления организма: головокружение, головные боли, повышение температуры тела и рвота.

    При подозрении на оментит требуется незамедлительно обратиться за консультацией в медицинское учреждение. Врач в ходе осмотра отмечает мышечное напряжение в области расположения сальника, порой пальпируется уплотнение. Как правило, человек находится в полусогнутом состоянии, поскольку не может полностью разогнуть туловище.

    Если своевременно не принять меры, воспаление приведет к образованию спаек, которые нарушают прохождение пищи по кишечнику, способствуют образованию запоров, а также полной или частичной непроходимости кишечника.

    Последствия удаления сальника в брюшной полости

    Лечение большого и малого сальника в зависимости от сложности течения недуга и сводится к консервативному или оперативному вмешательству.

    Удаление большого сальника, как правило, требуется при лечении онкологических заболеваний кишечной трубы. Этот шаг жизненно необходим, поскольку в толще брюшины практически всегда образуется большое количество метастазов. По одному они не удаляются, поскольку это нецелесообразно и не эффективно.

    В ходе операции доктор вскрывает брюшную полость продольным разрезом, чтобы открыть доступ к поражениям. Если большой сальник удалять через поперечный доступ, значительно увеличивается вероятность рецидива онкологического заболевания.

    Прогнозы зависят от стадии развития недуга и масштабов поражения органа. При грамотном терапевтическом курсе и своевременном начале лечения исход благоприятен. Как правило, уже по истечении нескольких месяцев пациенты возвращаются к привычному образу жизни.

    Если развилось генерализированное поражение с острым отравлением, это может стать причиной тяжелых состояний, которые несут угрозу жизни – сепсис, шок.

    Профилактика сводится к своевременному и грамотному лечению хронических и острых заболеваний, тщательной внутрибрюшной ревизии в процессе выполнения лапаротомии. После оперативного вмешательства людям показано проходить 1-2 раза в год ультразвуковое обследование брюшной полости (УЗИ).

    Многие пациенты переживают, как после удаления сальника изменится их жизнь, будет ли она по-прежнему полноценной. Как показывает практика, для организма удаление этого органа не несет никаких последствий.

    Сальник привода: основа сохранности и чистоты масла в агрегатах трансмиссии

    Выходящие из агрегатов трансмиссии и других механизмов автомобиля валы могут стать причиной утечки и загрязнения масла — эта проблема решается установкой сальников. Все о сальниках привода, их классификации, конструкции и применяемости, а также о верном выборе и замене уплотнителей читайте в статье.

    Что такое сальник привода?

    Сальник привода (манжета) — уплотнительный элемент различных агрегатов и систем транспортных средств; кольцевая составная деталь, обеспечивающая уплотнение валов, подшипников и других вращающихся деталей в местах их выхода из корпуса агрегата.

    В любом автомобиле, тракторе и иной технике присутствуют агрегаты и механизмы, из корпуса которых выходят вращающиеся валы — коробки передач, редукторы, приводы вентиляторов и другие. Обычно внутри этих агрегатов находится масло или иная смазка, и отверстие для вала может стать причиной потери и загрязнения смазочного материала. Задача герметизации выхода вращающихся валов за пределы корпусов агрегатов решается с помощью специальных уплотнительных элементов — сальников (манжет) привода.

    Сальник привода выполняет несколько функций:

    • Предотвращение утечки масла и потери иного смазочного материал из корпуса агрегата или механизма;
    • Защита механизма от попадания воды, пыли и крупных загрязнений;
    • Защита смазочного материала от загрязнения отработавшими и иными газами.

    Нарушение целостности или потеря сальника приводят к значительной утечке масла и его загрязнению, что уже в самое ближайшее время может стать причиной поломки всего агрегата. Чтобы не допустить этого, выработавший свой ресурс или неисправный сальник привода должен своевременно заменяться. Для верного выбора и замены уплотнительных элементов необходимо разобраться в их существующих видах, конструкции и применяемости.

    Типы, конструкция и особенности сальников привода

    Все сальники выполнены в виде кольца с П-образным профилем, в котором выделяется три поверхности:

    • Внутренняя или рабочая — состоит из рабочих кромок, данной поверхностью сальник опирается на вал;
    • Наружная — гладкая или рифленая, данной поверхностью сальник контактирует с корпусом агрегата;
    • Торцевая — обычно плоская, данная поверхность параллельна корпусу агрегата.

    Манжета устанавливается в посадочное место в корпусе агрегата (сальниковую коробку) и опирается на вал, за счет конструкции обеспечивается ее плотный прижим к корпусу и валу, чем и достигается уплотнение.

    Сальники делятся на несколько типов по наличию/отсутствию различных элементов и особенностям работы.

    В первую очередь, сальники делятся на два типа по конструкции:

    • Бескаркасные;
    • С армирующим каркасом.


    Конструкция неармированного сальника с пружиной


    Конструкция и основные размеры армированного сальника с пружиной

    Сальники первого типа выполнены в виде эластичного кольца из синтетического каучука, на внутренней поверхности которого отформированы рабочие кромки. Стандартно в сальниках предусмотрено две рабочих кромки — передняя и задняя, однако их количество может достигать четырех. Внутри кольца располагается свернутая в кольцо витая пружина, которая обеспечивает плотный прижим сальника к валу.

    Сальники второго типа устроены сложнее — внутри кольца располагается стальной армирующий каркас той или иной формы. Наиболее часто каркас имеет прямой (пластина, свернутая в кольцо) или Г-образный профиль, но встречаются сальники с каркасами более сложного профиля. В остальном армированные детали аналогичны неармированным.

    Сальники с армирующим каркасом делятся на три конструктивных типа:

    • С закрытым каркасом;
    • С частично оголенным каркасом;
    • С оголенным каркасом.

    В конструкции первого типа каркас полностью располагается внутри резинового кольца сальника, либо кольцо полностью закрывает только наружную поверхность каркаса. Во втором случае кольцо закрывает торцевую и часть наружной поверхности каркаса, а в третьем — каркас практически полностью открыт. Сальники с частично и полностью оголенным армирующим каркасом более прочно устанавливаются в свое посадочное место, так как они металлическим кольцом упираются в металлический корпус агрегата. Хотя такие сальники обеспечивают худшее уплотнение, что заставляет применять герметики или дополнительные детали.

    Эластичное кольцо всех типов сальников может изготавливаться из различных видов синтетического каучука — акрилатного, фторкаучука, бутадиен-нитрильного, силиконового (кремнийорганического) и других. Данные материалы имеют неодинаковую устойчивость к высоким и низким температурам и смазочным материалам, однако они обладают примерно одинаковыми коэффициентами трения о сталь и механической прочностью.

    Сальники привода могут иметь различные дополнительные элементы:

    • Пыльник — небольшой выступ в передней части кольца, предотвращающий попадание под сальник крупных загрязнений (камней, нитей, щепок и т.д.). Пыльник может прижиматься к валу за счет собственной упругости или с помощью дополнительной витой пружины;
    • Рифление наружной поверхности — рифление простой или сложной формы, которое улучшает посадку сальника и предотвращает утечку масла на высоких оборотах и при повышении температуры;
    • Гидродинамические накатки и насечки на внутренней (рабочей) поверхности. Штриховые насечки, нанесенные под некоторым углом к оси сальника, предотвращающие утечки масла на высоких оборотах вала. Насечки могут выполняться по всей внутренней поверхности, либо в виде нескольких колец на рабочей поверхности и рабочих кромках.

    Сальники делятся на две группы по направлению вращения вала:

    • Для валов с постоянным направлением вращения;
    • Для валов с реверсивным вращением.

    Уплотнители различного назначения отличаются типом накатки или насечки на рабочей поверхности. У сальников для валов с постоянным направлением вращения накатка выполнена в виде штриховки, направленной в одну сторону, поэтому такие детали бывают с «правой» и «левой» накатками (насечками). У реверсивных сальников насечка зигзагообразная или более сложной формы.

    Наконец, сальники привода бывают двух типов по степени защиты:

    Обычные сальники имеют описанную выше конструкцию. Кассетные сальники выполнены в виде двух колец, вставленных одно в другое (наружное кольцо опирается на корпус агрегата и упирается в вал, внутреннее кольцо упирается в наружное и частично упирается в вал) — такая конструкция выдерживает значительные механические нагрузки и обеспечивает лучшую защиту от проникновения загрязнений. Кассетные сальники применяются на агрегатах, работающих в условиях повышенной запыленности и загрязнения.

    В завершение отметим, что в автомобилях, тракторах и иной технике используются различные по назначению сальники привода: полуосей колес, валов коробки передач и редукторов, валов привода вентилятора и других. Но основная масса деталей располагается в трансмиссии, за что они и получили свое название.

    Как верно выбрать и заменить сальник привода

    Сальники привода испытывают значительные нагрузки, которые со временем приводят к износу, повреждениям или полному разрушению уплотнения. При появлении течи масла сальник необходимо заменить, в противном случае повысится расход масла и повышается риск его загрязнения, что в целом повышает интенсивность износа деталей агрегата. Также сальники необходимо менять по выработке ресурса — срок замены обычно указывается производителем агрегата.

    На замену следует использовать только те типы и модели сальников, что были установлены ранее и рекомендованы производителем механизма (определяется по номеру детали в оригинальном каталоге). В ряде случаев допустимо прибегать к заменам, но делать это нужно с осторожностью и с учетом особенностей манжет различного назначения. Например, сальники полуосей ведущих мостов должны иметь реверсивную насечку (накатку), в противном случае вскоре после их установки появится утечка масла на отдельных режимах движения или постоянная течь вследствие неправильного функционирования уплотнителя. С другой стороны, на вентилятор не имеет смысла ставить реверсивную манжету, так как уплотняемый вал всегда вращается в одну сторону.

    Замена сальников привода должна выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту и обслуживанию транспортного средства. Эта работа может потребовать значительной разборки ремонтируемого агрегата, поэтому ее лучше доверять специалистам. При самостоятельной замене уплотнителя необходимо четко придерживаться приведенных в инструкции рекомендаций, в противном случае велик риск повредить деталь или установить ее неправильно. Выемку старой манжеты можно выполнить обычной отвертки или иным заостренным предметом, но делать это нужно аккуратно, чтобы не повредить поверхности корпуса и вала. Установку нового уплотнителя лучше выполнять с помощью специальной оправки, обеспечивающей равномерное утопление сальника в сальниковую коробку. Перед монтажом манжета смазывается смазкой. В тех случаях, когда используется сальник с оголенным или частично оголенным армирующим каркасом, необходимо обработать место контакта каркаса с корпусом агрегата герметиком. После выполнения работ необходимо долить масло в картер агрегата.

    При верном выборе и замене сальника привода агрегат будет надежно выполнять свои функции, его работа не будет нарушаться утечкой и загрязнением масла в любых условиях эксплуатации.

    Что такое сальник и как работает? Принцип работы и для чего нужен.

    Сальник — это деталь двигателя, КПП и других агрегатов автомобиля, используемая для герметизации зазоров между неподвижными и подвижными элементами. Он предотвращает протечку масла и других технических жидкостей. Сальники надеваются на валы и детали, совершающие возвратно-поступательные движения.

    Какие бывают сальники

    Детали разделяются по типу конструкции, месту установки и материалу изготовления.

    В зависимости от условий эксплуатации конкретного агрегата на автомобиле применяется две разновидности сальников:

    без пыльника, предназначенные для предотвращения протечек масла;

    с пыльником, имеющие дополнительную защиту от пыли и грязи.

    Сальники устанавливаются на сопряжения следующих подвижных элементов:

    Коленвал двигателя. Детали устанавливаются для герметизации зазора сопряжения оси с передней и задней крышкой мотора и предотвращают утечку моторного масла.

    Распредвал. Сальник предотвращает утечку моторного масла из ГРМ в месте крепления зубчатого колеса ременного привода;

    Направляющие впускных и выпускных клапанов. Здесь сальники работают в тяжелых температурных условиях и предотвращают попадание масла в камеры сгорания.

    Водяная помпа. Сальниковое уплотнение препятствует утечке антифриза через зазор между осью крыльчатки и корпусом насоса.

    Насос ГУР. Уплотнение предотвращает протечку рабочей жидкости, находящейся под высоким давлением.

    КПП. Сальники препятствуют утечке трансмиссионного масла через зазоры между валами и корпусом коробки передач, в местах подсоединения полуосей.

    Редуктор заднего моста. Уплотнение устанавливается со стороны кардана.

    Ступицы колес. Сальниковые уплотнения предотвращают попадание пыли и грязи в подшипник и предотвращают утечку смазки.

    Полуоси заднего моста. Здесь резиновое уплотнение устанавливается, чтобы предупредить утечку трансмиссионного масла из заднего моста.

    Редуктор рулевого управления. Уплотнение ставится в районе выхода оси маятникового рычага и входа вала рулевого управления.

    Стойки и амортизаторы. Уплотнение препятствует попаданию грязи в механизм и предотвращает утечку масла.

    В качестве материала изготовления используется резина, фторопласт, силикон. Фторопласт отличается повышенной термостойкостью. Это позволяет использовать его как в головке двигателя, так и для уплотнения валов с высокой скоростью вращения.

    Конструктивные особенности сальников указываются с помощью специальной маркировки:

    A — с обрезиненной поверхностью;

    B — с металлической внешней стороной;

    W — с насечками, улучшающими фиксацию, нанесенными на внешнюю сторону;

    L — с левым вращением;

    R — с правым вращением.

    Принцип работы сальника

    Сальниковое уплотнение состоит из следующих элементов:

    корпус, изготавливаемый преимущественно из металла;

    набивка — эластичный уплотнительный материал, который плотно прижимается к оси, предотвращая утечку жидкости;

    пружинное кольцо, улучшающее прижатие уплотнения уплотнения к подвижному валу или направляющей.

    Для улучшения герметизации и снижения трения форма набивки имеет сложную форму. Она включает буртики, фаски и облои, повышающие эффективность. на рисунке ниже приведена конструкция сальника с пыльником для вращающегося вала.

    Причины выхода из строя

    Сальники не отличаются высокой ценой, однако их износ может стать причиной поломки дорогостоящих узлов и подшипников. Поэтому эти детали, постоянно подвергающиеся воздействию агрессивной среды, повышенной температуры и трения, необходимо регулярно менять.

    Сальники выходят из строя по следующим причинам:

    Оплавление. Под воздействием высокой рабочей температуры и естественного старения материала материал полностью или частично теряет эластичность, его прижатие ухудшается.

    Механический износ. Трение о подвижные детали разрушает структуру рабочих поверхностей, в результате чего они меняют форму. Процесс ускоряется при недостаточной степени смазки сопряжения.

    Появление царапин и рубцов. Загрязненное масло, повреждение рабочей поверхности вала или ошибки при монтаже приводят к преждевременному износу сальникового уплотнения.

    Разрыв набивки. При избыточном давлении набивка разрывается или на ней появляются V-образные трещины.

    Повреждение пружинного кольца. В результате механического воздействия или коррозии металлическая пружина разрывается или слетает с сальника. В результате ухудшается прижим набивки и деталь перестает выполнять свои функции.

    Признаки износа

    Сальниковые уплотнения не подлежат ремонту. При выходе деталей из строя их необходимо заменить новыми. При этом не следует экономить: цена сальника намного ниже, чем сметная стоимость работ по его замене.

    На приближение момента замены указывают следующие признаки:

    Посторонние звуки при работе механизмов. Это говорит об отвердевании или загрязнении набивки сальника.

    Появление протечек в местах сопряжения функциональных деталей. Это могут быть подтеки масла по стенкам двигателя, вытекание антифриза из помпы охлаждения.

    Промедление с заменой сальников приводит к утечке смазки или охлаждающей жидкости. Через поврежденный сальник в подшипники агрегатов может попасть грязь и песок, что приведет к серьезным поломкам, требующим дорогостоящего ремонта.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector