Схождение задних колес
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Схождение задних колес

Почему нельзя забывать про развал схождение задних колес?

Неверно выставленный развал-схождение задних колес — одна из причин скорого изнашивания шин автомобиля. Проверка и выставление верного угла позволит обезопасить шины от преждевременного износа и улучшит маневренность машины. Проводится такое мероприятие обязательно на каждом авто. Особенно, если эксплуатация осуществлялась в суровых условиях и не по качественным дорогам.

Корректировка подразумевает собой выставление угла положения колеса по отношению к дорожному покрытию – это и имеет название «развал», а «схождение» – угол между траекторией движения колеса и плоскостью кручения. Изменение в настройках приводит не только к неровному истиранию шин, но и к ухудшению четкости управления и увеличению расхода горючего. Именно поэтому обязательно нужно выполнять проверку и регулировку задних и передних колес.

Что такое развал-схождение?

Угол между траекторией движения колеса и плоскостью кручения, называется схождение. Верно установленный угол создает условия для хорошего сцепления машины с дорогой и устойчивости при движении в повороте. Если он будет выставлен неверно, увеличится износ шин. У авто, обладающего задним приводом, правильное схождение представлено тем, что колеса немного повернуты друг к другу. Такое расположение колес имеет название «положительное схождение». При движении они выравниваются и становятся параллельно друг другу. У авто с передним приводом все иначе, у них колеса развернуты друг от друга.

Развал – это угол между вертикалью и плоскостью колеса. Верно выставленный развал делает возможным наилучший контакт протектора шины авто с дорогой, тем самым гарантируя качественное и надежное сцепление, и, соответственно, равномерный износ шин. Это в свою очередь оказывает влияние на стойкость и маневренность машины на резких поворотах. Развал квалифицируют как положительным, так и отрицательным. При отрицательном колеса будут наклонены верхом внутрь. Это сигнализирует о том, что имеет место износ подвески либо ее небрежная регулировка после ремонта или замены. При отрицательном развале будет ускоренный износ покрышек, плохое сцепление на ровной дороге и плохая маневренность. Обычно такой развал устанавливается на гоночных авто. Если колеса наклонены наружу, то это положительный развал. От него зависит контакт шин с дорогой и устойчивость машины.

Значения развала должны быть ближе к нулевому показателю. Для придания автомобилю лучшей управляемости и лучшего сцепления с дорогой на машине с задним приводом устанавливается незначительное положительное значение развала, а отрицательное — у авто с передним приводом.

Как и где выполнить?

Воспользовавшись поисковыми системами, возможно отыскать огромное количество видео-пособий, рассказывающих, как в гаражных условиях, не имея специального оборудования, проверить и настроить развал-схождение. Работа эта достаточно кропотливая и хлопотная, занимает достаточно много времени. Поэтому лучше обратиться в специализированные сервисные центры и сделать 3D развал-схождение на специальном стенде. Такое оборудование позволяет осуществлять диагностику с высочайшей точностью.

В некоторых СТО, помимо 3d, встречаются компьютерные и кордовые стенды. Такое оборудование может добиться высокой точности, а низкая и доступная стоимость активно привлекает автовладельцев.

Когда проверяется?

Частота установки развал-схождения колес для каждого авто отличается, обычно она рассчитывается производителем. Но есть и моменты, когда он действительно нужен:

  1. Если при движении на прямой авто смещается в сторону.
  2. Если производился ремонт подвески, рекомендуется провести регулировку.
  3. Имеется большой и неровный износ шин. Повышенный износ с одной стороны шины.
  4. При торможении машину уводит в сторону.
  5. Смена размера колес.
  6. После сезонной замены колес.
  7. Наезд на большой скорости на камень или яму, может произойти нарушение развал схождения.

Есть автовладельцы, определяющие, визуально определяющие необходимость процедуры. Обычно отклонение оказывается очевидным при большой разнице с нормой.

Однозначного ответа на то, производится ли развал-схождение задних колес на современных авто, нет. На данный момент имеется большое количество конструкций задней подвески, и имеются такие, где корректировка и настройка задних колес не столь важна, автопроизводитель просто советует произвести замену всего узла целиком.

Процедура необходима, если машина оснащена независимой подвеской. В другом случае, ничего настраивать и проверять не нужно. Автопроизводитель сам выставляет задние колеса с незначительным отрицательным развалом для предания авто лучшей устойчивости.

Регулировка колес своими руками

Установку развал-схождения задних и передних колес можно выполнить самостоятельно. Однако, даже если имеются кое-какие знания, процедура занимает много времени. К тому же отсутствие должного оборудования и инструментов не позволит достичь точных показателей. В любом случае, профессионал в данном деле сделает все быстрее и качественнее.

Однако, если Вы все же решили выполнить данную процедуру самостоятельно, то необходимы будут следующие инструменты:

  • Телескопическая или обычная линейка. Необходима для измерения угла схождения задних и передних колес.
  • Отвес для определения развала колеса.
  • Шнур.

Необходимо ровное напольное покрытие в гараже, плюсом будет присутствие смотровой ямы. Самостоятельная корректировка развал-схождения задних колес проводится поэтапно. Первым делом регулируется развал, а затем – схождение.

Настройка угла развала колес

Первым делом необходимо выровнять колеса. Делается две пометки сверху и снизу. Таким образом, если их соединить, то образуется диагональ.

К крылу автомобиля прикладывается шнур-отвес. Затем линейкой замеряют расстояние между отметками (верхней и нижней) и шнуром. При одинаковом расстоянии с развалом колес у машины все в порядке. Если разница в измерениях превышает 3 мм, то регулировка точно необходима.

Затем нужно прокрутить колёса слегка вперед или назад, так, чтобы отметки были параллельны полу. И повторить измерения. Повторно откатить авто и выполнить повторный замер. Такая последовательность осуществляется для точного обнаружения отклонения от требуемой нормы.

Снимается колесо и откручиваются болты между поворотным кулаком и кронштейном амортизационной стойки. Поворотный кулак сдвигается по произведенным измерениям. Колесо устанавливается обратно и опять производятся замеры.

Аналогичным образом производятся замеры и остальных колес.

Регулировка схождения задних колес

Передние колеса выставляют в прямолинейное положение. Делаются отметки на передней внутренней стороне шины колеса.

Далее с помощью телескопической линейки, уперев ее краями в отметки, фиксируется полученный результат. Колесо прокручивается вперед и фиксируется новый результат. Полученные значения сравниваются. Если показания во втором измерении оказались меньше, то это отрицательное схождение, если наоборот, то положительное.

Регулировка производится путем изменения параметров рулевых тяг. При отрицательном схождении тяга укорачивается, при положительном удлиняется.

Производятся повторные замеры. Затягивать болты нужно аккуратно.

Кластер

Приступив к регулировке, нужно не забывать учитывать кластер, продольный и поперечный угол оси. Правильно выставленные параметры обеспечивают стабилизацию колес машины во время движения. Другими словами, при повороте руль должен автоматически и самостоятельно выровнять колеса.

Если выставить нулевое значение кластера, то достигается максимальный угол поворота колеса.

Отрегулировать кластер возможно и самостоятельно. Выполняется это путем изменения количество шайб на растяжках подвески. Для увеличения угла удаляются шайбы.

Стоит помнить, что спереди обязательно должно быть больше двух элементов, сзади – четырёх.

Заключение

Процедура проверки и регулировки развал-схождения колес может быть выполнена самостоятельно. Для этого Вам понадобится минимальное количество инструментов.

Для точной регулировки лучше обращаться автосервис.

Высокотехнологичное оборудование и профессиональные мастера добьются высочайшей точности регулировки.

Углы установки колес автомобиля

Правильные углы установки колес — один из важнейших факторов, обеспечивающих нормальную управляемость, стабильность и устойчивость автомобиля при прямолинейном движении и при прохождении поворотов. Оптимальные для каждой модели параметры геометрии подвески закладываются на этапе проектирования. Заданные значения углов установки колес подвержены изменению и требуют периодической регулировки по причине естественного износа узлов и элементов ходовой части или после ремонта подвески.

Назначение углов установки колес

Корректно настроенная геометрия подвески позволяет автомобилю более эффективно воспринимать силы и моменты, возникающие в пятне контакта колеса с дорожной поверхность во время различных режимов движения. Этим обеспечивается предсказуемое поведение автомобиля, а именно: стабильность движения по прямой, устойчивость в поворотах, стабилизация при разгонах и торможении. Также благодаря отсутствию излишнего сопротивления качению колес происходит более равномерный износ шин, что позволяет увеличить срок их службы.

Заданные производителем значения углов установки колес являются оптимальными для конкретного автомобиля и соответствуют его назначению и особенностям настройки подвески. Однако, в случае необходимости, конструктивно предусмотрена возможность их изменения либо регулировки. Количество параметров, которые можно регулировать для каждого автомобиля, индивидуально.

Виды основных углов установки колес автомобиля

Параметр Ось автомобиля Регулируемый параметр На что влияет
Угол развала колес (Camber) Передняя
Задняя
Да
(зависит от автомобиля)
Устойчивость движения в повороте
Преждевременный износ шин
Угол схождения колес (Toe) Передняя
Задняя
Да Устойчивость при прямолинейном движении
Преждевременный износ шин
Поперечный угол наклона оси поворота (KPI) Передняя Нет Стабилизация автомобиля при движении
Продольный угол наклона оси поворота (Caster) Передняя Да
(зависит от автомобиля)
Стабилизация автомобиля при движении
Плечо обкатки Передняя Нет Стабильность автомобиля при торможении
Стабилизация автомобиля при движении

Развал колес

Развал колес (англ. camber) — это угол, образованный средней плоскостью колеса и вертикалью, проходящей через точку пересечения средней плоскости колеса и опорной поверхности. Различают положительный и отрицательный развал:

  • положительный (+) — когда верхняя часть колеса наклонена наружу (от кузова автомобиля);
  • отрицательный (-) — когда верхняя часть колеса наклонена внутрь (к кузову автомобиля).

Положительный и отрицательный углы развала колес

Конструктивно camber формируется положением ступичного узла и обеспечивает максимальную площадь пятна контакта шины с дорогой. В случае двухрычажной независимой подвески положение ступицы определяется верхним и нижним поперечными рычагами. В подвеске типа МакФерсон на формирование угла развала влияет нижний рычаг и амортизационная стойка.

Отклонение значений угла развала от нормы влияют на автомобиль следующим образом.

Слишком большой отрицательный угол:

  • хорошая устойчивость авто в поворотах;
  • ухудшается сцепление колес при прямолинейном движении;
  • повышенный износ внутренней стороны шины.

Слишком большой положительный угол:

  • хорошее сцепление колес с дорогой;
  • ухудшается устойчивость в поворотах;
  • повышенный износ наружной стороны шины.

Схождение колес

Cхождение колес (англ. toe) — угол между продольной осью автомобиля и плоскостью вращения колеса. Может быть также определено как разность расстояний между передними и задними бортами ободов колес (на рисунке это значение А минус В). Таким образом, схождение может измеряться в градусах либо миллиметрах.

Схождение колес автомобиля

Различают суммарное и индивидуальное схождение. Индивидуальное схождение рассчитывается отдельно для каждого колеса. Это отклонение плоскости его вращения от продольной оси симметрии автомобиля. Суммарное схождение рассчитывается как сумма индивидуальных углов схождения левого и правого колес одной оси. Аналогично определяется суммарное схождение в миллиметрах. При положительном схождении (англ. toe-in) колеса взаимно повернуты внутрь по направлению движения, при отрицательном значении (англ. toe-out) – наружу.

Положительное и отрицательное схождение колес

Отклонение значений угла схождения от нормы влияют на автомобиль следующим образом.

Слишком большой отрицательный угол:

  • ухудшается выдерживание траектории движения;
  • повышенный износ шины с внутренней стороны;
  • острая реакция авто на рулевое управление.

Слишком большой положительный угол:

  • ухудшается выдерживание траектории движения;
  • повышенный износ шин с наружной стороны.

Поперечный угол наклона оси поворота колеса

Поперечный угол наклона оси поворота (англ. KPI) — угол между осью поворота колеса и перпендикуляром к опорной поверхности. Благодаря данному параметру при повороте управляемых колес кузов автомобиля приподнимается, вследствие чего возникают силы,
стремящиеся вернуть колесо в прямолинейное положение. Таким образом, KPI оказывает значительное влияние на стабильность и устойчивость автомобиля при прямолинейном движении. Разность величин углов поперечного наклона правой и левой осей может приводить к уводу автомобиля в сторону с большим наклоном. Данный эффект может проявляться и при соответствии нормальным значениям остальных углов установки колес.

Угол продольного наклона оси поворота колеса

Продольный угол наклона оси поворота (англ. caster) — угол между осью поворота колеса и перпендикуляром к опорной поверхности в продольной плоскости автомобиля. Различают положительный и отрицательный углы продольного наклона оси поворота колеса.

Положительный caster способствует возникновению дополнительной динамической стабилизации автомобиля при движении на средней и высокой скорости. При этом ухудшается поворачиваемость на малой скорости.

Плечо обкатки

Помимо вышеперечисленных параметров, для передней оси имеет большое значение еще одна характеристика — плечо обкатки. Это расстояние между точкой, образованной пересечением оси симметрии колеса и опорной поверхности, и точкой пересечения линии поперечного наклона оси поворота и опорной поверхности. Плечо обкатки положительное, если точка пересечения поверхности и ось поворота колеса лежат справа от оси симметрии колеса (нулевого плеча), и отрицательное, если располагается слева от него. Если эти точки совпадают — то плечо обкатки нулевое.

Значение плеча обкатки

Данный параметр влияет на стабилизацию и поворачиваемость колеса. Оптимальным значением для современных автомобилей является нулевое либо положительное плечо обкатки. Знак плеча обкатки определяется развалом, поперечным наклоном оси поворота колеса и вылетом колёсного диска.

Автопроизводители не рекомендуют устанавливать колесные диски с нестандартным вылетом, т.к. это может повлечь изменение заданного плеча обкатки на отрицательное значение. Это может серьезно повлиять на устойчивость и управляемость автомобиля.

Изменение значений углов установки колес и их регулировка

Углы установки колес подвержены изменениям вследствие естественного износа деталей, а также после их замены на новые. Все без исключения рулевые тяги и наконечники имеют резьбовое соединение, которое позволяет увеличить или уменьшить их длину для регулировки величин углов схождения колес. Схождение задних колес, равно как и передних, регулируется на всех типах подвесок, за исключением задней зависимой балки или моста.

Регулировка развала на стойке Макферсон

Регулировка значений развала для задней и передней оси предусмотрена далеко не на всех автомобилях: она отсутствует на зависимой подвеске, на подвеске МакФерсон (за исключением небольшого ряда моделей авто, у которых верхний крепеж стойки — это болт с эксцентриком). Присутствует настройка camber, как правило, на обоих осях подвесок с верхними и нижними поперечными рычагами.

Неправильный сход-развал задних колес на переднеприводном автомобиле оказывает меньшее влияние на его управляемость и неравномерный износ шин, поскольку задняя часть менее нагружена. Параметры caster и KPI, регулировка которых в конструкции подвески автомобиля, как правило, не предусмотрена, должны всегда соответствовать допустимым значениям.

Как сделать сход-развал на задних колесах автомобиля

Читатель узнает, что такое геометрия колес автомобиля и для чего она нужна. А также узнает, как можно сделать процедуру сход-развал на задние колеса транспортного средства собственными руками, если автомеханики на СТО отказались это делать.

Многие опытные автомеханики не берутся делать развал задних колес на транспортном средстве. Аргументируют тем, что конструкция задней подвески машины гораздо сложнее и поэтому процесс сход-развал на задних колесах не делается. Из-за этого начинающие автолюбители сомневаются в том, что действительно ли нужна эта процедура.

Что означает процедура регулировки авто на развал-схождение

Развал-схождение – это процесс корректировки угла положения шин относительно к дорожному покрытию и угла траектории движения с плоскостью кручения. Углы необходимо регулировать потому, что со временем деформация осей, нагрузка на авто, эксплуатация в экстремальных условиях на грунтовых дорогах или по каменистой местности, приводит к изменению положений углов.

Процесс регулировки заключается в выравнивании шин и кластера. Делать его необходимо в специализированных станциях технического обслуживания. Опытные механики устанавливают машины на кордовые стенды или делают геометрию с помощью компьютерных 3D-моделей.

В домашних условиях и в обычном гараже, без специального оборудования такая процедура займет большое количество времени. К тому же работа эта кропотливая. Неверное изменение угла на 4 мм, незамеченное незадачливым водителем при регулировке, будет постоянно уводить машину на двадцать градусов в сторону того колеса, на котором была допущена ошибка.

Поэтому эксперты не рекомендуют регулировать шины тем, кто не имеет опыта. Однако, если на станции технического обслуживания отмахиваются от регулировки схождения-развала на колесах, то при достаточном опыте и понимании процедуры геометрии осей, можно сделать корректировку собственными руками.

Нужна ли регулировка и почему

Эксперты на вопрос «Делают ли развал на задних колесах транспортного средства?» отвечают однозначно: «Да!». Потому что при неправильной регулировке, автомобиль будет:

  • быстрее съедать резину;
  • не поддаваться водителю в управлении;
  • не устойчив во время движения на большой скорости по автомагистрали;
  • плохо входить в повороты.

Внимание! На современных иностранных машинах делать сход-развал на задних колесах производители не рекомендуют. Они советуют заменить целый узел.

Когда необходима корректировка

Если у автовладельца обнаруживаются следующие признаки расхождения углов при езде на транспортном средстве, то машину необходимо везти на корректировку:

  • авто уводит в сторону при движении прямо;
  • после ремонта подвески ;
  • при большом износе шин с одной стороны;
  • когда автовладелец тормозит, а автомобиль уводит в сторону;
  • смена шин на зиму или на лето;
  • когда водитель купил и установил колеса другого размера на авто;
  • после наезда на камень или ныряния в большую яму.

Если же автовладелец решил, что сможет сделать регулировку сход-развала на передних и задних колесах самостоятельно, то следующая инструкция поможет ему в этом.

Материалы для корректировки

Понадобятся следующие материалы:

  • обычная линейка (если есть, то лучше телескопическая). Так как телескопическая позволит регулировать расстояние. Если для нахождения внешнего размера подойдет обычная линейка, то телескопическая удобна для измерения внутреннего расстояния между шинами;
  • отвес – какой-нибудь груз, который можно будет привязать к веревке. Подойдет обычное рыбацкое грузило;
  • веревка или шнур, к которому будет привязываться грузило.

Автомобиль желательно установить на яму или на ровной поверхности. Вся процедура состоит из двух этапов:

  • регулировка развала;
  • корректировка схождения.

Причем сход-развал на передних шинах транспортного средства делается именно в той последовательности, в которой указаны этапы выше.

Внимание! Если автовладелец не уверен в своих силах, то корректировку лучше предоставить специалистам на станции технического обслуживания.

Корректировка развала на передних шинах

Регулировка для развала шин делается следующим образом:

  1. Сделать пару отметок вверху и внизу, чтобы при соединении образовывалась диагональ.
  2. К крылу машины приложить отвес на шнуре. Затем с помощью линейки замерить расстояние между пометкой и отвесом.

Отсюда можно сделать вывод. Если расстояние одинаковое, что у верхней и что у нижней пометки, то у колес все в порядке и корректировку можно не делать. Но, если есть разница, которая соответствует 3 миллиметрам и выше, то следует продолжить делать регулировку.

  1. Провернуть шины, чтобы сделанные пометки стали параллельны земле.
  2. Замерить.
  3. Откатить машину и снова замерить.

Это делается для того, чтобы узнать, какие существуют отклонения более точно. После того, как все замеры будут сделаны, необходимо продолжить шаги по корректировке:

  1. Поднять на домкрате переднюю часть автомобиля.
  2. Открутить болты, которые держат колеса.
  3. Снять их.
  4. Выкрутить винты поворотного кулака и кронштейна амортизационной стойки.
  5. Сдвинуть кулак на то расстояние, которое показали измерения.
  6. Установить колеса и повторить измерения.

Повторять эту процедуру до тех пор, пока не будет пойман тот размер, который указывается для этого транспорта оптимальным.

После того как был исправлен развал передних шин, необходимо приступить к процедуре регулировки схождения.

Процедура регулировки схода

Шаги по корректировки схождения колес:

  1. Выставить передние прямо.
  2. На шине с внутренней стороны сделать пометки.
  3. Узнать расстояние с помощью телескопической линейки от отметки на одной шине до пометки на другой.
  4. Проехать вперед или назад и снова замерить расстояние.
  5. Сравнить полученный результат.
  6. Если схождение в сторону уменьшения размеров, то на языке механиков, этот результат называется отрицательным. Если схождение в сторону увеличения размеров, то это положительное значение.

Теперь необходимо будет с помощью рулевых тяг установить оптимальные значения. При отрицательном результате, оптимальные размеры устанавливаются посредством укорачивания тяг, а при положительном – путем удлинения.

Теперь необходимо заново сделать размеры. Если обнаружится несоответствие, то продолжить корректировку.

После того, как регулировка будет произведена, необходимо колеса установить на место, закрутить болты и проехать на транспортном средстве 10 километров. Понаблюдать как будет вести себя автомобиль.

Если автомашина продолжает уходить в сторону во время езды по прямой автомагистрали, то нужно повторить регулировку или обратиться в сервис-центр.

Немного о кластере или как корректировать положение задних шин

Кластером называется продольный и поперечный угол оси. Его тоже необходимо учитывать при корректировке колес автомобиля. Если не будет выставлен правильно кластер, то руль не сможет выровнять колеса автоматически после совершения поворота.

Внимание! Нулевой параметр продольного и поперечного углов оси – это максимальный угол поворота колеса.

Корректировка кластера выполняется за счет увеличения шайб на растяжках подвески. Если автовладелец желает увеличить угол, то он должен уменьшить количество шайб. Эта процедура будет соответствовать корректировке задних шин.

Заключение

Несмотря на то, что автовладелец может выполнить все процедуры установки параметров положения шин вручную в гараже, настройка в сервис-центре позволит ему надолго забыть о неправильной геометрии. Опытные механики посредством компьютера и специального программного обеспечения сделают регулировку высочайшей точности.

Развал-схождение своими руками: пошаговая инструкция

Развал-схождение своими руками возможно отрегулировать с помощью простых подручных средств. Данная статья посвящена тому, как сделать сход-развал своими руками, какие трудности наиболее часто встречаются при регулировании.

Неправильная регулировка развала-схождения своими руками может повлечь, к примеру, ускорение износа шин либо уклонение в правую либо в левую сторону автомобиля во время езды по прямой. Но вполне возможно в домашних условиях сделать развал-схождение правильно.

Развал-схождение: что это

Развалом называется угол, который образуют вертикаль и плоскость колеса. Посредством правильного развала обеспечивается плотный контакт между дорогой и шиной.

Схождением же называют угол, образуемый плоскостью колёсного вращения и направлением движения авто. Он определяет стойкость авто во время поворотов, а также интенсивность износа покрышек.

Отрицательные и положительные углы развала и схождения

Когда выполнять развал-схождение колёс

Регулировка развала-схождения должна осуществляться дважды ежегодно, в моменты сезонной замены шин. В течение этого времени можно многократно попасть в яму либо наехать на бордюр, что приводит к расшатыванию ходовой и к изменению углов.

Вовремя проведённая регулировка обходится гораздо более дёшево по сравнению с новыми шинами. Автомобилисты в СССР делали это, не применяя какие-либо стенды и компьютеры, используя гаечные ключи, штангенциркуль, отвес и нить.

Как сделать развал-схождение в домашних условиях

Перед тем, как приступать к регулировке углов развала и схождения, в обязательном порядке необходимо проверить ходовую автомобиля. Если нужен ремонт, то развал-схождение делать бессмысленно. Рулевое управление и подвеска должны быть в полном порядке.

Диагностика ходовой системы автомобиля

Имеют значение 3 фактора, в значительной мере определяющие углы установки автомобильных колёс:

  • Состояние ходовой.
  • Давление внутри покрышек.
  • Загруженность авто.

До регулировки развала-схождения необходимо проверять давление внутри шин, чтобы удостовериться в том, что багажник пуст. Во избежание лишних работ по регулированию развала-схождения по окончании ремонта ходовой нужно (перед тем, как разбирать подвеску) отметить каждое разъединяемое соединение.

Желательно для этого использовать зубило, керн либо краску. Нужно ещё посчитать количество оборотов, происходящих во время выворачивания из рулевых тяг наконечников.

Сход-развал своими руками

Последовательность действий определяется конструкцией подвески и системы рулевого управления. Чаще всего нынешние авто оснащены передней подвеской МакФерсон, а также рулевым управлением реечного типа.

Данный вариант требует первоочередного рассмотрения. Как сделать сход-развал своими руками – пошаговая инструкция:

  • Установить автомобиль на специальную яму с обеспечением для себя беспрепятственного доступа к рулевым тягам. Во время работы важно придерживаться норм безопасности, а также учитывать, что неоднократно потребуется вылезти из ямы, а затем спуститься в неё снова.
  • Убедиться, что каждая часть ходовой совершенно исправна. При обнаружении неисправных рычагов, тяг, сайлентблоков, шаровых опор первоначально требуется их замена. Иначе Вы только зря потеряете силы и время.
  • Проверить и выравнять давление в каждой автомобильной покрышке. Убедиться, что диски колёс являются целыми, а шины имеют одинаковую размерность.
  • Отпереть замок колонки руля и повернуть каждое колесо из одной крайней позиции в другую. Затем установить эти колёса в центральное положение. Это нужно для того, чтобы поставить каждый компонент на своё место.
  • Найти и отметить среднюю точку посредством измерения дистанции от одной шаровой опоры до другой и деления её на 2.
  • Сделать замеры колёс на внутренней стороне. Измерять нужно не шины, а диски. Вначале следует определить дистанцию от одной передней кромки до другой, затем — от одной задней кромки до другой. Полученная разница позволяет вычислить угол развала. Затем он сверяется с той информацией, которую содержит техническая спецификация.
  • В случае нарушения параметра нужно ослабить контргайки рулевых тяг, затем, покрутив муфты соединения, отрегулировать их. Необходимо, чтобы угол установки правого колеса совпадал с углом установки левого. Подтверждение этого возможно при проведении замеров от точки посредине до каждой из сторон и выполнения повторных вычислений. Затем следует затянуть контргайки.
  • Если требуются проверка и регулировка развала, сделать замеры понадобится на внешних поверхностях дисков, так как внутри бывают препятствия в виде конструктивных частей авто. С этой целью следует взять отвес или большой треугольник с предварительным построением перпендикуляра к колёсной оси.
  • Замеряется и высчитывается разница между краями колёсного диска — нижним и верхним. На основании результата вычисляется угол.
  • Самыми популярными видами устройств для регулирования развала-схождения являются вращающиеся эксцентрики и подкладные пластины.

Путём вращения эксцентриков либо вставки пластин следует добиться нужных параметров. Чтобы обеспечить беспрепятственный доступ к эксцентрикам и пластинам, часто приходится колёса снимать, и после замеров устанавливать снова.

Рекомендации

Вышеперечисленное касается и тех машин, которые имеют подвески других типов. При разных особенностях конструкции отдельных составляющих бывают и значительные различия:

  • Авто, в которых отсутствует реечный привод, а его функцию выполняют рулевая трапеция и редуктор, подразумевают особое внимание ко втулкам и к маятниковому шарниру. От износа этих деталей зависит регулировка. Выявление его возможно исключительно тогда, когда элементы находятся в определённом положении.
  • У автомобилей, имеющих шкворневую подвеску, во время регулирования развала-схождения с помощью эксцентрика происходят изменения и в кастере, который потребуется контролировать.
  • В ряде моделей авто регулируется развал-схождение колёс и спереди, и сзади. В большей части случаев данный фактор изменяется посредством вращения муфты соединения, которая устанавливается на поперечную тягу.
  • В полноприводном автомобиле с передним неразрезным мостом регулирование развала-схождения вообще не предусмотрено.

После того, как завершена регулировка, следует подумать, какие диски для колёс предпочесть. Они могут быть литыми либо штампованными. Первые существенно уменьшают нагрузку, которую испытывает подвеска, вторые являются более практичными.

CiameC › Blog › Углы установки колес и их влияние на управляемость автомобиля

Развал – это угол установки колес по отношению к поверхности дороги при взгляде на автомобиль спереди. Если провести воображаемую линию через центр колеса перпендикулярно к дороге, то это будет нулевой развал.

Если колеса верхней стороной направлены наружу – это положительный угол развала.

ВЛИЯНИЕ РАЗВАЛА НА ПОВЕДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ

Значения развала для спортивных автомобилей обычно находятся в пределах

Какие у этого плюсы:

— В повороте корпус автомобиля кренится, тем самым создавая положительный развал и уменьшая площадь пятна контакта колеса с дорогой.Отрицательные значения развала компенсируют этот эффект.Как итог – больше сцепления и больше стабильности в поворотах.

— Отрицательный развал на обоих колесах создает дополнительную стабильность на прямой, т.к. колесо с отрицательным развалам старается катиться по траектории, направленной внутрь(подобно конусу, который катится по окружности вокруг своей вершины)

— При повороте внутреннее колесо разгружается и даже иногда полностью поднимается, тем самым позволяя опорному колесу еще сильнее уводить автомобиль внутрь поворота.

Отрицательный развал имеет и свои минусы:

— Повышенный износ внутренний кромки шины при езде по прямой.

— Нестабильность на разгонах и торможениях по прямой(т.к. площадь пятна контакта мала)

Исходя из всего вышесказанного, инженеры ищут компромисс и пытаются удержать развал около -0.5 градусов в время поворота при сжатой подвеске.

Идеальным вариантом было бы иметь колеса, установленные перпендикулярно к дороге при любых условиях. Но, по сравнению с гоночными, на обычных гражданских автомобилях этого сложнее добиться из-за более мягкой подвески с большими ходами, создающей большие крены при поворотах. Так же большую роль играет износ шин – для обычного автомобиля он должен быть экономичным, а гонщики могут позволить себе покупать покрышки чаще(по крайней мере хотелось бы, чтобы это было так 🙂 )

КАСТЕР — это продольный угол наклона оси поворота колеса.

Это линия проходящая чаще всего через верхнюю и нижнюю точки крепления стойки.

Положительный кастер – когда ось поворота колеса завалена в сторону задней части машины, при взгляде на автомобиль сбоку. Такая конфигурация создает стабилизирующий момент, возвращающий колеса в исходное положение и способствующий прямолинейному движению автомобиля.

Чем больше кастер смещен в сторону позитивного, тем более стабильна машина будет на прямой, но тем сильнее возрастет усилие на руле при повороте.

Кроме того, при повороте внутреннее колесо будет приподнимать машину, а внешнее опускать, тем самым создавая боковой крен, который совсем не желателен.

Влияет главным образом на 3 параметра – износ шин, стабильность прямолинейного движения и управляемость на входе в поворот.

Схожде́ние — это угол/расстояние между направлением движения и плоскостью вращения колеса.

ВЛИЯНИЕ СХОЖДЕНИЯ НА УПРАВЛЯЕМОСТЬ

В гражданских автомобилях с помощью схождения компенсируют эффект криволинейного качения колеса при углах развала, отличных от 0, чтобы износ резины был минимален.

Для спортивных автомобилей допустимо «играть» схождением в целях изменения характера управляемости автомобиля . Например, можно добавить немного отрицательного схождения для переднеприводного автомобиля, это поможет компенсировать его тенденцию к недостаточной поворачиваемости.

Стоит избегать чрезмерных значений схождения, т.к. при сильно отрицательном схождении будут изнашиваться внутренние кромки шин, и наоборот – при очень положительном сильно нагружены будут внешние кромки шины.

Иногда эффект трения резины от чрезмерного схождения используют для того, чтобы поддерживать рабочую температуру шины . Если слики недостаточно прогреваются в поворотах и остывают на прямой, для обеспечения лучшего сцепления и достижения хорошего результата приходится жертовавать ресурсом резины.

Еще один положителный эффект от этого – из-за постоянного трения шины остаются чище, обеспечивая лучшее сцепление на торможении и в повороте.

Так же схождение может настраиваться и на задних колесах . Эффект от этого, обычно такой же как и на передней оси.

Схождение бывает статическое и динамическое.

Дело в том, что в движении углы установки колес могут изменяться – это зависит от кинематики подвески и податливости соеденительных шарниров.

Например – при разгоне ведущие колеса будут отталкиваться от поверхности дороги и стремиться вперед — к положительному схождению . На гражданских машинах в угоду комфорту используется более мягкая резина во втулках/сайлентблоках – поэтому значения отклонений больше чем на спортивных машинах.

Как видим, углы установки колес имеют важнейшее значение для управляемости вашего автомобиля и безопасной езды . Поэтому, если возможно, мы рекомендуем использовать заводские настройки или те, которые вами проверены – как точку отсчета для дальнейшей настройки управляемости после установки подвески . Вложить деньги в новую качественную подвеску и не произвести точную регулировку углов установки колес – значит потратить деньги впустую, ведь так вы не сможете почувствовать всей разницы .

Как сделать развал-схождение колёс

Углы развала-схождения колес автомобиля можно отрегулировать своими руками, используя подручные средства и простые приспособления. В этом материале мы расскажем о том, как сделать развал-схождение самостоятельно в домашних условиях, и с какими трудностями чаще всего сталкиваются при регулировке углов установки колес.

Неправильная регулировка развала-схождения может являться причиной, например, быстрого износа покрышек, или того, что при движении по прямой машину будет уводить влево или вправо.

В конце этой статьи вы найдете видео, в котором подробно рассказано и показано все, что нужно знать о развале-схождении.

Развал-схождение – что это такое?

Для начала давайте разберемся с теорией: развал-схождение – что это? Какими бывают углы установки колёс, и как от них зависит поведение машины на дороге?

Развал – это угол между вертикалью и плоскостью колеса. Он обеспечивает надежный контакт покрышки с дорогой (смотрите на рисунке выше).

Схождение – это угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. От него зависит устойчивость автомобиля в поворотах и износ шин.

  • У заднеприводных автомобилей колеса должны быть слегка повернуты друг к другу – это называется положительное схождение. В движении они разъезжаются и становятся параллельно.
  • У переднеприводных – наоборот, схождение должно быть отрицательным (смотрите на схеме ниже).

Кастер – это угол продольного наклона шкворня. Данный параметр очень редко нуждается в корректировке, лишь на заново собранной передней подвеске из новых деталей, поэтому его регулировку мы рассматривать не будем.

Ремонт подвески или рулевого управления (замена тех же амортизаторов или рулевого шарнира) ведет к значительному изменению установочных углов колёс. Ежедневная эксплуатация автомобиля также со временем вносит свои коррективы в эти параметры, поэтому периодически возникает необходимость в регулировке развала-схождения.

Регулировать развал-схождение лучше всего два раза в год, при сезонной смене покрышек. За это время не раз угодишь в яму или наедешь на бордюр, от чего ходовая расшатывается и углы изменяются. Своевременная регулировка развала-схождения обойдется намного дешевле, чем комплект новой резины.

В 1955 году американский инженер Ли Хантер разработал первый стенд для регулировки развала-схождения. Датчики, установленные на колесах, посылали сфокусированные световые лучи и точно измеряли углы. Поэтому стенд назывался оптическим. Но уже в 1969-ом его подключили к компьютеру, а в 1995 году для измерения и регулировки углов стали впервые применять 3D технологии.

Правда советские автолюбители справлялись безо всяких стендов и компьютеров – при помощи гаечных ключей, штангенциркуля, нити и отвеса они регулировали углы развала и схождения своими руками.

Инструкция по регулировке развала-схождения своими руками

Перед тем, как приступать к регулировке углов развала и схождения, в обязательном порядке необходимо проверить ходовую автомобиля. Если нужен ремонт, то развал-схождение делать бессмысленно. Рулевое управление и подвеска должны быть в полном порядке.

Обратите внимание на три момента, от которых очень сильно зависят углы установки колёс на автомобиле:

Обязательно перед регулировкой развала-схождения проверяйте давление в покрышках и убедитесь в том, что случано не забыли в багажнике пару мешков картошки или цемента 🙂

В качестве примера, мы опишем, как сделать развал-схождение своими руками на автомобиле ВАЗ 2109.

Чтобы избежать лишних регулировок развала и схождения после ремонта ходовой, перед разборкой подвески следует метить все разъединяемые соединения относительно друг друга. Лучше всего это делать зубилом, керном или краской. Необходимо также считать число оборотов при выворачивании наконечников из рулевых тяг.

Регулировка угла развала колес

Регулировка углов развала выполняется в следующем порядке (напоминаем, что в нашем случае действия описаны для автомобиля ВАЗ 2109):

  1. Перед началом регулировки развала машина должна стоять на ровной площадке.
  2. Ставим на ободе колеса мелом по диаметру две вертикальные метки – одну сверху, другую снизу.
  3. Шнур с отвесом прикладываем к крылу, и вдоль меток линейкой или штангенциркулем измеряем расстояние от обода до шнура у верхней метки, а затем у нижней. Разница должна составлять ±3 мм.
  4. Обод может быть не идеальным, поэтому желательно прокатить машину, повернув колесо на 90°, и сделав еще 2 вертикальные метки. Снова производим замер.
  5. Проделайте тоже самое на втором колесе и запишите результат.
  6. После этого разверните машину на 180° и снова произведите замеры, запишите их и сравните.
  7. Затем снимите колесо и двумя ключами на 19 отпустите два болта крепления кронштейна стойки амортизатора к поворотному кулаку.
  8. Сдвиньте поворотный кулак ключом на 19 за счет эксцентриситета головки болта внутрь или наружу на необходимое расстояние, таким образом добиваясь необходимого угла развала.
  9. Подтяните болты, поставьте колесо на место, опустите автомобиль и качните несколько раз, нажав на крыло. Проведите замеры.
  10. Отойдите от машины на некоторое расстояние и посмотрите на положение передних колес, сравнивая их с плоскостью задних.

На заднеприводных автомобилях угол развала должен быть в пределах +1/+3мм, а на переднеприводных машинах нормальным считается развал в диапазоне от -1 до +1мм.

Регулировка угла схождения колес

Для регулировки угла схождения замеры удобнее всего производить специальной телескопической линейкой со шкалой.


Линейка для регулировки схождения

Работать удобнее на яме. Руль должен находиться в положении прямолинейного движения.

  • Перед регулировкой схождения, с внутренней стороны колёс мелом нанесите по одной метке на левой и правой покрышке как можно ближе дискам.
  • Создав в линейке предварительный натяг, установите ее, уперев концами в намеченные точки так, чтобы ее корпус не касался деталей кузова и подвески.
  • Слегка встряхните линейку, на подвижной шкале совместите «ноль» с неподвижным указателем. Зафиксируйте шкалу.
  • Осторожно прокатите автомобиль вперед, чтобы линейка вместе с колесами переместилась назад, но не коснулась деталей подвески и кузова.
  • Проверьте показания.

Если на ВАЗ 2109 расстояние между колесами сзади меньше чем спереди, то рулевые тяги надо укорачивать, а если больше, то – удлинять.

  1. Ключом на 27 ослабьте контргайки на рулевых тягах. Гайки с рисками на гранях имеют левую резьбу.
  2. Ключом на 24 вращайте муфту для изменения длины тяги.
  3. Не забывайте следить за горизонтальным положением спицы руля.
  4. Поставьте подвижную шкалу на линейке для регулировки схождения на «ноль» и прокатите машину назад.
  5. При показаниях от -1 до +1мм можно закончить регулировку угла схождения. Для дополнительно контроля прокатите автомобиль вперед.

Посмотрите по очереди со стороны каждого переднего колеса в створ каждого заднего. При горизонтально стоящей спице руля вы легко увидите есть или нет смещения обоих колес влево или вправо. Если смещение заметно явно, то, выкрутив одну тягу и закрутив другую на одинаковое количество оборотов, исправьте смещение.

После регулировки развала-схождения своими руками, стоит задуматься о том, какие выбрать колесные диски: штампованные или литые? Считается, что литые диски значительно снижают нагрузку на подвеску, а штампованные – более практичны.

Видео: что нужно знать о развале-схождении

Читать еще:  Присадка в дизельное топливо
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector