Стояночная тормозная система
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Стояночная тормозная система

Стояночный тормоз

Стояночный тормоз (обиходное название – ручник) служит для удержания автомобиля на месте длительное время. Используется во время стоянки автомобиля, остановке на площадках с уклоном, а также в движении для осуществления резких поворотов на заднеприводных спортивных автомобилях. Стояночная тормозная система является также запасной (аварийной) системой, так как полностью дублирует гидравлическую рабочую систему. Применение стояночного тормоза в экстренном случае во время движения позволяет довести транспортное средство до полной остановки.

Как любая тормозная система стояночный тормоз состоит из тормозного привода и тормозных механизмов.

В стояночной тормозной системе используется в основном механический тормозной привод, который обеспечивает передачу тормозного усилия от человека к тормозному механизму. Человек взаимодействует с ручным рычагом, тягой или ножной педалью.

Самым популярным устройством является ручной рычаг, который располагается, как правило, справа от водителя рядом с сиденьем. Ручной рычаг оснащен храповым механизмом, обеспечивающим фиксацию стояночного тормоза в рабочем положении. На рычаге расположен выключатель контрольной лампы стояночного тормоза. Сама лампа установлена на панели приборов и включается при срабатывании стояночного тормоза.

От рычага к тормозным механизмам усилие передается с помощью тросов. В конструкции тормозного привода стояночного тормоза используются один, два или три троса. Самая популярная схема с тремя тросами: один передний (центральный) и два задних троса. Передний трос соединен с ручным рычагом, задние тросы – с тормозными механизмами. Для соединения переднего троса с задними тросами и равномерной передачи усилия используется т.н. уравнитель.

Непосредственное соединение тросов с элементами стояночного тормоза осуществляется с помощью наконечников, часть из которых регулируемые. Регулировочные гайки на концах тросов позволяют изменять длину привода. Возвращение системы в исходное положение (снятие с тормоза) производится при переводе ручного рычага в соответствующее положение с помощью возвратной пружины. Пружина может располагаться на переднем тросе, уравнителе или непосредственно на тормозном механизме.

Тормозной привод стояночной тормозной системы должен регулярно использоваться, в противном случае может произойти закисание тросов и потеря функций. Это особенно актуально для автомобилей с автоматической коробкой передач, где в силу конструкции коробки стояночным тормозом можно не пользоваться.

На некоторых современных легковых автомобилях применяется электрический привод стояночного тормоза, в котором электродвигатель непосредственно взаимодействует с дисковым тормозным механизмом. Система носит название электромеханический стояночный тормоз.

В конструкции стояночного тормоза используются, как правило, штатные тормозные механизмы задних колес, в которые внесены ряд изменений.

В барабанном тормозном механизме торможение при стоянке производится с помощью отдельного рычага, который одной стороной соединен с задним тросом, другой – с тормозной колодкой. При срабатывании тормозного механизма трос перемещает рычаг, который в свою очередь толкает ведущую тормозную колодку и вместе с ней ведомую тормозную колодку к тормозному барабану. Происходит блокировка колеса.

На автомобилях с дисковыми тормозами применяют несколько конструкций стояночного тормозного механизма: винтовой, кулачковый, барабанный.

Винтовой тормозной механизм используется в дисковых тормозах с одним поршнем. Механизм выполнен в суппорте дискового тормозного механизма. В данном устройстве поршень управляется с помощью вкрученного в него винта. Вращение винта обеспечивает рычаг, который другой стороной соединен с тросом. Так как при вращении винт перемещаться не может, вращение передается на соединенный с ним поршень. Поршень вдвигается по резьбе и прижимает тормозные колодки к диску.

Близка по конструкции к винтовому механизму конструкция кулачкового тормозного механизма. В данном устройстве перемещение поршня обеспечивает толкатель, имеющий привод от кулачка. Кулачек жестко соединен с рычагом, который в свою очередь связан с тросом. При повороте кулачка происходит перемещение толкателя и вместе с ним поршня тормозного механизма. В исходное положение система приводится с помощью возвратной пружины.

В дисковом тормозном механизме с несколькими поршнями применяется стояночный тормозной механизм барабанного типа. По сути это отдельный тормозной механизм со своими тормозными колодками. В качестве барабана используется внутренняя поверхность тормозного диска.

Стояночный тормоз («ручник»): безопасность на стоянке

Во время стоянки с заглушенным двигателем даже тяжелый автомобиль (особенно оборудованный механической коробкой передач) легко сдвинуть с места, особенно на дороге с уклоном. С этой проблемой столкнулись еще первые автомобилестроители, и решили ее с помощью специального стояночного тормоза (в обиходе — «ручника»), о котором рассказано в данной статье.

Назначение стояночного тормоза

Во время движения в управлении автомобилем участвует основная тормозная система — с помощью педали тормоза водитель может снизить скорость или вовсе остановить машину тогда, когда это необходимо. Однако во время длительных стоянок обычные тормоза использовать или сложно, или вовсе невозможно (ведь водителя нет, и некому давить на педаль). Вот здесь на помощь и приходит специальный стояночный тормоз.

Можно выделить несколько основных функций стояночного тормоза:

– Удерживание автомобиля во время длительных стоянок;
– Удерживание автомобиля на дороге с уклоном во время коротких и длинных стоянок;
– Начало движения при остановке на дороге с подъемом (въезд в горку с «ручника»);
– Совершение маневров (резких поворотов) на заднеприводных автомобилях (обычно используется на спортивных машинах);
– Осуществление торможения при выходе из строя основной тормозной системы (с помощью «ручника» при движении на небольшой скорости можно подтормаживать и пригнать машину к месту ремонта).

На сегодняшний день стояночным тормозом оснащаются все автомобили независимо от массы и категории, и исправность данной тормозной системы является одним из обязательных условий получения диагностической карты при прохождении технического осмотра.

Типы и виды стояночного тормоза

Стояночный тормоз можно разделить на типы по нескольким признакам.

По типу привода

Сегодня в большинстве автомобилей используется стояночный тормоз с механическим приводом — передача усилия от рычага или педали к тормозным механизмам осуществляется с помощью системы металлических тросов. Это наиболее простая система, которая при длительной стоянке работает лучше и надежнее, чем гидравлика.

По способу включения:

– С помощью рычага (наиболее распространенный тип, благодаря ему стояночный тормоз и получил название «ручник»);
– С помощью педали (данный тип часто применяется на автомобилях с АКП, педаль стояночного тормоза обычно располагается на месте педали сцепления, данный вид тормоза часто называют «ножником»).

По типу привода тормозного механизма

В барабанных тормозах используется рычаг, который при натяжении троса действует на колодки, прижимая их к тормозному барабану. В дисковых тормозах могут использоваться три типа привода:

– Кулачковый;
– Винтовой;
– Барабанный.

Также существует особый тип стояночного тормоза, который получил название центрального или трансмиссионного. При включении он блокирует не колеса, а карданный вал автомобиля.

Обо всех типах и видах стояночного тормоза расскажем более подробно.

Общее устройство стояночного тормоза

Стояночный тормоз любого типа имеет примерно следующее устройство:

– Рычаг или педаль включения тормоза;
– Тросы привода тормозных механизмов;
– Тормозные механизмы задних колес.

Если говорить о рычаге, то он имеет храповой механизм, который фиксирует рычаг и препятствует снятию со стояночного тормоза. Возврат рычага производится с помощью нажатия кнопки (она же выключает сигнальную лампу на приборной панели). В случае педали меняется только способ включения стояночного тормоза — это производится, как нетрудно понять, ногой (хотя снятие с тормоза может производиться как этой же педалью, так и специальной рукояткой).

6. Регулировочный рычаг.
7, 12. Тяги привода.
8. Кронштейн промежуточного вала с рычагом.
9. Собачка.
10. Рычаг стояночного тормоза.
11. Сектор.
13. Тяга привода тормозного крана прицепа.
14. Кронштейн опоры колодок.
15, 41, 49. Тормозные колодки.
16. Выключатель сигнализатора стояночного тормоза.
17. Прокладки регулировочные.
18. Скоба.
19. Ось колодок.
20. Эксцентрик.
21. Гайка стопорная.
22. Щит стояночного тормоза.
23. Пружины стяжные колодок.
24. Корпус регулировочного механизма.
25. Звездочка.
26. Винт регулировочный.
27, 46. Барабан тормоза.
28, 39. Фрикционные накладки.
29. Валик с рычагом.
30. Отражатель.
31. Рычаг разжимной.
32. Штанга.

Передача усилия от рычага к тормозным механизмам производится с помощью стальных тросов, количество которых может быть от одного до трех. Обычно используется три троса — центральный (или передний) и два задних. Центральный трос связан с рычагом, и через специальное устройство — уравнитель — с двумя задними тросами, которые приводят в действие тормозные механизмы. Тросы имеют регулируемые наконечники, которые позволяют изменять натяжение, а значит, регулировать степень сжатия колодок.

Принцип действия стояночного тормоза сводится к следующему: при оттягивании рычага центральный трос натягивается, это усилие через уравнитель передается на задние тросы, а через них к тормозным механизмам — происходит прижатие колодок к барабану или диску, а так как тросы остаются натянутыми благодаря храповому механизму, тормоза блокируются.

Устройство и принцип работы стояночного тормоза на автомобилях с барабанными тормозами

Стояночный тормоз автомобиля, оборудованного барабанным тормозом, устроен наиболее просто. В нем используются штатные колодки, однако в конструкции предусмотрен рычаг, с помощью которого усилие от троса стояночного тормоза передается ведущей колодке. При натягивании троса рычаг толкает колодку, которая, в свою очередь, приводит в движение вторую колодку, и колесо надежно тормозится.

Устройство и принцип работы стояночного тормоза на автомобилях с дисковыми тормозами

С дисковыми тормозами все несколько сложнее, и здесь возможны три варианта.

Кулачковый привод. Данный привод находится в суппорте тормозного механизма. Поршень колодки оборудуется толкателем, который опирается на поворотный кулачок с рычагом. При натягивании троса стояночного тормоза происходит поворачивание рычага, а вместе с ним и кулачка, который давит на толкатель и поршень — колодка двигается и упирается в диск, блокируя колесо.

Винтовой привод. Этот привод также располагается в суппорте тормозного механизма колеса. Поршень оборудуется винтом (точнее — в поршне предусмотрена резьба, в которую входит винт), который жестко связан с рычагом. При натяжении троса стояночного тормоза происходит поворот рычага, винт прокручивается, а поршень, который не может вращаться, двигается вперед — колодка тоже приходит в движение и блокирует колесо.

Барабанный тормозной механизм. Это, фактически, самостоятельная тормозная система барабанного типа, оборудованная рядом с основной (обычно используется в автомобилях, оборудованных дисковыми тормозами с несколькими поршнями). В барабанном тормозе используются колодки, которые упираются в барабан малого диаметра, предусмотренный в центральной части диска.

Независимо от типа стояночного тормоза, возврат колодок и всех элементов при снятии усилия осуществляется пружинами.

Трансмиссионный (центральный) стояночный тормоз

Трансмиссионный стояночный тормоз применяется, в основном, на автомобилях с большой массой — грузовых и внедорожниках, а также на автобусах. В качестве тормозного механизма могут использоваться барабан или диск с колодками, закрепленный на карданном валу. Принцип действия данного типа стояночного тормоза ничем не отличается от тормозов других типов.

Рекомендации по эксплуатации и уходу за стояночным тормозом

Стояночный тормоз — одна из систем автомобиля, которая требует минимального внимания со стороны водителя. Однако есть несколько рекомендаций, которые помогут поддерживать «ручник» в рабочем состоянии и вовремя выявлять его неисправности.

Читать еще:  Новинки газ 2017 2018

Во-первых, необходимо регулярно использовать стояночный тормоз, в том числе и на автомобилях с автоматической коробкой передач. Дело в том, что при длительном застое тросы и другие компоненты системы могут подвергаться коррозии, что чревато их быстрым выходом из строя.

Во-вторых, нужно периодически проводить проверку стояночного тормоза. Это производится следующим образом: на включенном «ручнике» завести автомобиль и начать движение на первой передаче. Если стояночный тормоз исправен, то при отпускании педали сцепления автомобиль останется на месте, а двигатель может заглохнуть. Если же в тормозе есть неисправности, то автомобиль будет двигаться — это веская причина обратиться за помощью в СТО.

Исправный стояночный тормоз — это гарантия безопасности для вас, вашего автомобиля и всех окружающих. Поэтому в привычку каждого водителя должно войти не только использование «ручника», но и его регулярная проверка — только так можно быть уверенным в надежности и безопасности своего автомобиля.

Ручник: описание,устройство,принцип работы,эксплуатация.

Стояночный тормоз

Стояночный тормоз (он же ручной тормоз, или в обиходе «ручник» ) является неотъемлемой частью тормозного управления автомобиля. В отличие от основной тормозной системы, используемой водителем во время движения, стояночная тормозная система служит, в первую очередь, для удержания на месте автомобиля, стоящего на поверхностях с уклоном, а также может быть использована как экстренная аварийная тормозная система при отказе основной. Из статьи узнаем об устройстве и принципе работы ручника.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН РУЧНОЙ ТОРМОЗ

Прежде чем говорить о том, нужно использовать ручной механизм или делать это не обязательно, следует понять для чего он вообще нужен. К сожалению, многие начинающие водители недооценивают значение данного механизма до тех пор, пока дело не дойдет до сдачи экзаменов в ГИБДД. Ученик садится в машину, набрасывает ремень безопасности, регулирует сидение и зеркала, выжимает сцепление и включает первую передачу. И на этом весь экзамен может закончиться. Ведь машина, если она не была поставлена на ручник, и при этом находится на наклонной поверхности, непременно покатится назад. Вот и все, экзамены придется пересдавать.

Но это лишь первая и далеко не последняя злая шутка, которую может преподнести ручной тормозной механизм. Если в машине отсутствует водитель, а она при этом не поставлена на ручник, автомобиль может своевольно поехать в том направлении, куда наклоняется плоскость под ним. О последствиях можно только догадываться.

Ручник выполняет функцию блокировки колес. Причем, это действие будет продолжаться до тех пор, пока автомобиль не будет снят с него. Как известно, основная тормозная система автомобиля прекращает свое воздействие на колеса, как только убирается нога с тормоза. Такое воздействие ручника на задние колеса автомобиля обусловлено особенностями механизма.

Устройство стояночного тормоза

механизм, приводящий тормоз в действие (педаль или рычаг) К основным элементам ручника относятся:

  • тросы, каждый из которых воздействует на основную тормозную систему, приводя к торможению

В конструкции тормозного привода ручника используются от одного до трех тросов. Схема из трех тросов наиболее популярна. Она включает в себя два задних троса и один передний. Первые соединены с тормозными механизмами, второй — с рычагом.

Тросы соединяются с элементами стояночного тормоза за счет регулируемых наконечников. На концах тросов расположены регулировочные гайки, позволяющие менять длину привода. Снятие с тормоза или возвращение механизма в первоначальное положение происходит за счет возвратной пружины, находящейся на переднем тросе, уравнителе или непосредственно на тормозном механизме.

ПРИНЦИП РАБОТЫ РУЧНИКА

Наиболее наглядно и доступно можно показать механизм работы ручника на примере тормозного механизма с механическим приводом. Хотя на сегодняшний день существуют более сложные и технологичные их виды.

При использовании ручника следует потянуть управляющий рычаг на себя. Рычаг имеет храповое колесо, обеспечивающего фиксацию рычага в рабочем положении. При этом передается усилие на тросы, связывающие рычаг с тормозным механизмом задних колес. Наиболее распространенными являются механизмы из трех тросов, но они могут иметь два или один трос. В системе присутствует такая деталь, как уравнитель. С ее помощью центральный трос связывается с боковым. В результате усилие распределяется равномерно на правое и левое колесо.

Основные элементы тормоза с тросами соединяются при помощи регулируемых наконечников. Их применение значительно упрощает обслуживание, и позволят при необходимости регулировать узлы без замены основных составляющих. Без труда осуществляется подтяжка ручного тормоза.

Тросы соединяются с рычагами фрикционных механизмов. При передаче усилия на рычаги, они разводят тормозные колодки и прижимают их к барабанам тормозной системы. Для того чтобы разблокировать колеса, достаточно опустить рычаг ручного тормоза, и система придет в исходное, нерабочее положение.

КАК ПРОВЕРИТЬ РУЧНИК

Перед тем как приступать к достаточно трудоемким работам по подтягиванию ручника, нужно проверить, действительно ли имеется в этом необходимость. Провести диагностику стояночного тормоза можно при помощи специального стенда в сервисном центре, но есть и «народные» методы. Самый простой способ проверить ручник – это вывесить одно из задних колес автомобиля, поставить автомобиль на ручник и попытаться вручную покрутить колесо. Если колесо прокручивается, значит, стояночный тормоз неправильно работает и требуется, скорее всего, регулировка или замена троса. Есть еще один способ проверить ручник автомобиля, но он более «жестокий» по отношению к тормозным колодкам автомобиля и другим элементам тормозной системы. Способ заключается в том, что автомобиль ставится на ручник, после чего включается первая передача и давится педаль газа в пол. Если ручник хорошо держит машину, она слегка дернится и сразу заглохнет.

КАК ПОДТЯНУТЬ РУЧНИК

Процесс регулировки ручника обычно не сильно отличается от машины к машине. Может быть одно ключевое отличие – регулировка проводится под машиной или из салона. Больше распространен первый вариант, поэтому он и будет рассмотрен более подробно. Чтобы подтянуть ручник из-под автомобиля, необходимо: Поднять ручник на 2-3 щелчка (в зависимости от модели автомобиля данный показатель может разниться); Воспользоваться домкратом, чтобы приподнять машину. Также можно использовать смотровую яму, чтобы проводить работы было удобнее; Ослабить затяжную гайку на регулировочном узле.

Вращая другую гайку, натягивайте трос. Со временем вы заметите, что тормозящее усилие на свешенном колесе станет больше. Когда его нельзя будет прокрутить руками, это говорит о том, что трос достаточно натянут; Далее опустите в салоне ручник, чтобы проверить, будет ли при его подобном положении колесо прокручиваться без трудностей; Если все нормально, попробуйте вновь поднять ручник, рекомендуется провести такие тестирования несколько раз; Далее остается затянуть контргайку, и на этом процесс подтягивания ручника можно считать завершенным. Как отмечалось выше, происходить регулировка ручника может из салона автомобиля. Главная сложность в таком случае – это добраться до нужных регулировочных элементов. Чаще всего, чтобы добраться до регулировочной гайки, достаточно снять панель, которая прикрывает отсек ручника.

Эксплуатация ручного тормоза

В заключении дадим пару советов по эксплуатации ручника.

Необходимо всегда проверять положение ручника перед началом движения. Ехать на ручнике не рекомендуется, это может привести к повышенному износу и перегреву тормозных колодок и дисков.

А можно ли ставить машину на ручник зимой? Этого делать также не рекомендуется. В зимний период грязь со снегом налипает на колеса и при сильном морозе даже кратковременная остановка может привести к замерзанию тормозных дисков с колодками. Движение автомобиля станет невозможным, а применение силы может привести к серьезным поломкам.

В автомобилях с автоматической коробкой передач, несмотря на режим «паркинг», рекомендуется использовать также и ручник. Во-первых, это позволит продлить срок службы механизма «паркинга». А во-вторых, избавит водителя от внезапного отката машины в ограниченном пространстве, что, в свою очередь, может привести к нежелательным последствиям в виде наезда на соседнюю машину.

ПРИНЦИП РАБОТЫ РУЧНОГО ТОРМОЗА НА ДИСКОВЫХ ТОРМОЗАХ

Дисковый тормоз устанавливается на многих автомобилях из-за простоты и надежности системы. Принцип работы ручного тормоза на дисковых тормозах напоминает принцип, используемый в велосипеде. В зависимости от моделей автомобиля, тормозные диски и вся система в целом могут иметь разную конструкцию. Но чаще всего встречается однопоршневый тип конструкции, то есть плавающий суппорт. Сжимая ротор, он оказывает гидравлическое воздействие. Вот основные составляющие дисковой тормозной системы:

  • суппорт, дополненный поршнем;
  • колодки;
  • ротор, крепящийся к ступице.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РУЧНОГО ТОРМОЗА

Не следует более двух недель оставлять машину на ручнике, особенно на улице. Влажный воздух может стать причиной коррозии, и колодки «прикипят» к колесным дискам или барабанам.

Нужно хотя бы раз в месяц проверять исправность ручника. Тросы могут растянуться, и ручник не будет работать должным образом. Если это произошло, необходимо будет подтянуть ручной тормоз.

Устройство и принцип работы стояночного тормоза

Стояночный тормоз (он же ручной тормоз, или в обиходе «ручник» ) является неотъемлемой частью тормозного управления автомобиля. В отличие от основной тормозной системы, используемой водителем во время движения, стояночная тормозная система служит, в первую очередь, для удержания на месте автомобиля, стоящего на поверхностях с уклоном, а также может быть использована как экстренная аварийная тормозная система при отказе основной. Из статьи узнаем об устройстве и принципе работы ручника.

Функции и назначение ручного тормоза

Главное предназначение стояночного тормоза (или ручника) состоит в удержании автомобиля на месте во время длительной стоянки. Также он используется в случае выхода из строя основной тормозной системы при аварийном или экстренном торможении. В последнем случае ручник применяется в качестве притормаживающего устройства.

Также ручной тормоз используется при осуществлении резких поворотов на спортивных автомобилях.

Стояночный тормоз состоит из тормозного привода (как правило, механического) и тормозных механизмов.

Виды стояночного тормоза

По типу привода ручной тормоз подразделяется на:

  • механический;
  • гидравлический;
  • электромеханический стояночный тормоз (EPB).

Тросовый привод стояночного тормоза

Наиболее распространен первый вариант благодаря простоте конструкции и надежности. Для активации ручника достаточно потянуть рукоятку на себя. Натянутые тросы заблокируют колеса и приведут к снижению скорости. Произойдет торможение автомобиля. Гидравлический ручник используется значительно реже.

По способу включения стояночный тормоз бывает:

  • педальный (ножной);
  • с рычагом.

Ножной стояночный тормоз

Ручник, приводимый в действие при помощи педали, используется на автомобилях с автоматической коробкой передач. Педаль ручного тормоза в таком механизме расположена на месте педали сцепления.

Различают также следующие виды привода стояночного тормоза в тормозных механизмах:

  • барабанный;
  • кулачковый;
  • винтовой;
  • центральный или трансмиссионный.

В барабанных тормозах используется рычаг, который при натяжении троса начинает воздействовать на тормозные колодки. Последние прижимаются к барабану, и происходит торможение.

При активации центрального стояночного тормоза происходит блокировка не колес, а карданного вала.

Также имеет место электрический привод ручного тормоза, где дисковый тормозной механизм взаимодействует с электродвигателем.

Устройство стояночного тормоза

К основным элементам ручника относятся:

  • механизм, приводящий тормоз в действие (педаль или рычаг);
  • тросы, каждый из которых воздействует на основную тормозную систему, приводя к торможению.
Читать еще:  Toyota ленд крузер 200

В конструкции тормозного привода ручника используются от одного до трех тросов. Схема из трех тросов наиболее популярна. Она включает в себя два задних троса и один передний. Первые соединены с тормозными механизмами, второй — с рычагом.

Тросы соединяются с элементами стояночного тормоза за счет регулируемых наконечников. На концах тросов расположены регулировочные гайки, позволяющие менять длину привода. Снятие с тормоза или возвращение механизма в первоначальное положение происходит за счет возвратной пружины, находящейся на переднем тросе, уравнителе или непосредственно на тормозном механизме.

Принцип работы ручника

Механизм приводится в действие переводом рычага в вертикальное положение до щелчка фиксатора. В результате тросы, прижимающие тормозные колодки задних колес к барабанам, натягиваются. Задние колеса блокируются, происходит торможение.

Чтобы снять автомобиль с ручника, необходимо зажать фиксирующую кнопку и опустить рычаг вниз, в исходное положение.

Стояночный тормоз в дисковом тормозном механизме

Что касается автомобилей с дисковыми тормозами, то здесь применяются следующие разновидности стояночного тормоза:

Винтовой применяется в дисковых тормозах с одним поршнем. Последний управляется за счет вкрученного в него винта. Винт вращается за счет рычага, соединенного с другой стороны с тросом. Поршень по резьбе вдвигается и прижимает тормозные колодки к диску.

В кулачковом механизме поршень перемещается за счет толкателя, имеющего привод от кулачка. Последний жестко соединен с рычагом с помощью троса. Перемещение толкателя с поршнем происходит при повороте кулачка.

Барабанный тормозной механизм применяется в дисковых тормозах с несколькими поршнями.

Эксплуатация ручного тормоза

В заключении дадим пару советов по эксплуатации ручника.

Необходимо всегда проверять положение ручника перед началом движения. Ехать на ручнике не рекомендуется, это может привести к повышенному износу и перегреву тормозных колодок и дисков.

А можно ли ставить машину на ручник зимой? Этого делать также не рекомендуется. В зимний период грязь со снегом налипает на колеса и при сильном морозе даже кратковременная остановка может привести к замерзанию тормозных дисков с колодками. Движение автомобиля станет невозможным, а применение силы может привести к серьезным поломкам.

В автомобилях с автоматической коробкой передач, несмотря на режим «паркинг», рекомендуется использовать также и ручник. Во-первых, это позволит продлить срок службы механизма «паркинга». А во-вторых, избавит водителя от внезапного отката машины в ограниченном пространстве, что, в свою очередь, может привести к нежелательным последствиям в виде наезда на соседнюю машину.

Заключение

Стояночный тормоз является важным элементом в устройстве автомобиля. Его исправность повышает безопасность эксплуатации транспортного средства и снижает риск аварий. Поэтому необходимо регулярно проводить диагностику и обслуживание данного механизма.

Стояночные тормозные системы

Стояночная тормозная система должна надежно удерживать автомобиль в неподвижном состоянии на наклонной поверхности. Постоянство тормозных усилий при затормаживании автомобиля на стоянке может быть обеспечено только механическими устройствами типа тросов, тяг, пружин, так как давление жидкости и воздуха с течением времени и изменением температурных условий могут существенно изменяться, а значит, не будет гарантировано удержание автомобиля на подъеме или спуске. Для привода этих устройств может применяться энергия любого вида. Стояночная тормозная система должна быть независимой от рабочей тормозной системы. В некоторых случаях ее можно использовать в качестве запасной тормозной системы, но при этом она должна обладать следящим действием, т. е. осуществлять торможение плавно.

Суммарная тормозная сила, развиваемая тормозными механизмами, должна обеспечивать удержание автомобиля полной массы на уклоне, величина которого определена техническими условиями на автомобиль. В соответствии с требованиями ГОСТ 25478—91 для автомобилей, находящихся в эксплуатации, стояночная тормозная система должна удерживать автомобиль полной массы на уклоне не менее 16 %.

Стояночная тормозная система может быть трансмиссионной, т. е. воздействовать на какой-либо элемент трансмиссии, или колесной, т. е. воздействовать непосредственно на колесные тормозные механизмы автомобиля. Она состоит из привода и тормозного механизма. Наиболее часто в тормозных системах используется механический и пневматический приводы. Тормозной механизм может быть колодочный или ленточный и устанавливается, как правило, на коробке передач или раздаточной коробке.

Трансмиссионная стояночная тормозная система с механическим приводом (рис. 21.30) применяется на автомобилях ЗИЛ-131, ГАЗ-66-11 и др. Привод включает в себя рычаг 23 привода с зубчатым сектором 19, который крепится к съемному полу кабины, и систему тяг и рычагов 11, 12, 13, 16, передающих усилие водителя на тормозной механизм. Рычаг фиксируется в поднятом положении с помощью защелки 20, упирающейся в зубья зубчатого сектора 19. Снятие рычага с защелки осуществляется нажатием на рукоятку 24, которая через тягу 22 повернет защелку. Регулировочный рычаг 11 и вилка 17 служат для регулировки хода рычага привода 23 при включении стояночной тормозной

Рис. 21.30. Трансмиссионная стояночная тормозная система автомобиля ЗИЛ-131: 1 — раздаточная коробка; 2 — колодка; 3 — щиток; 4 — ось колодок; 5, 8 — стяжные пружины; 6 — фланец крепления тормозного барабана; 7 — вторичный вал раздаточной коробки; 9 — разжимной кулак; 10 — сухарь колодки; 11 — регулировочный рычаг; 12 — штанга; 13 — угловой рычаг; 14 — тормозной барабан; 15 — кронштейн углового рычага; 16 — тяга привода; 17 — вилка; 18 — ушко тяги; 19 — зубчатый сектор; 20 — стопорная защелка; 21 — тяга привода тормозного крана; 22 — тяга защелки; 23 — рычаг привода; 24 — рукоятка рычага привода

Тормозной механизм аналогичен колесному тормозному механизму. В нем колодки 2 с прикрепленными к ним фрикционными накладками, опираются на одну ось 4, закрепленную на кронштейне, и прижимаются к разжимному кулаку 9 двумя стяжными пружинами 5, 8. К кронштейну прикреплен щиток 3, защищающий тормоз от грязи. Тормозной барабан 14 вместе с фланцем 6 устанавливается на шлицах вторичного вала 7 раздаточной коробки 1.

При повороте рычага 23 привода через систему тяг и рычагов поворачивается вад с разжимным кулаком 9, и колодки 2 расходятся, обеспечивая торможение. Одновременно с этим привод ручного тормоза через скобу 18 и тягу 21 воздействует на рычаг привода верхней секции тормозного крана рабочей тормозной системы, благодаря чему обеспечивает торможение прицепа.

Колесная стояночная тормозная система с механическим приводом (рис. 21.31) применяется на легковых автомобилях. Привод этой системы рычажно-тросовый. Рычаг привода / имеет фиксирующее устройство, которое при перемещении рычага обеспечивает удерживание колодок тормозного механизма в разведенном положении. При торможении усилие передается через тягу 8 на рычаг 7 привода уравнителя, который через уравнитель 6 натягивает трос 5. Концы троса, находящегося в оболочке, подведены внутрь тормозного механизма 4 и связаны с рычагом 13 (см. рис. 21.26, б). Натяжение троса вызывает поворот рычага, который прижимает переднюю колодку, а далее через планку 14 заднюю колодку к тормозному барабану. Уравнитель 6 (см. рис. 21.31) позволяет создавать одинаковые усилия на обоих тормозных механизмах. Регулировка стояночной тормозной системы осуществляется путем изменения натяжения троса регулировочной гайкой 2.

Рис. 21.31. Колесная стояночная тормозная система: / — рычаг привода; 2 — регулировочная гайка; 3 — кронштейн пластмассовой направляющей; 4 — колесные тормозные механизмы;

5 — трос; 6 — уравнитель; 7 — рычаг привода уравнителя; 8 — тяга

Колесная стояночная тормозная система с пневматическим приводом применяется на автомобилях с многоконтурной пневматической тормозной системой (см. рис. 21.8). Она одновременно является запасной тормозной системой, позволяющей осуществлять торможение автомобиля при неисправности рабочей тормозной системы. Привод стояночной тормозной системы выделен в отдельный контур пневматической системы.

На рис. 21.32 приведена схема контуров стояночной тормозной системы и аварийного растормаживания. В состав привода стояночной

Рис. 21.32. Схема стояночной тормозной системы автомобиля КамАЗ-4310: / — кран управления стояночной тормозной системой; 2 — одинарный защитный клапан; 3 — кран системы аварийного растормаживания; 4 — ресивер стояночной тормозной системы; 5 — энергоаккумулятор среднего моста; 6 — энергоаккумулятор заднего моста; 7 — клапан контрольного вывода; 8 — датчик включения стояночной тормозной системы; 9 — двухмагистральный перепускной клапан;

10— ускорительный клапан; 11 — ресивер рабочей тормозной системы; /, //, III — выводы

тормозной системы входят два ресивера 4, к которым сжатый воздух подводится от одинарного защитного клапана 2, кран управления /, ускорительный клапан 10, двухмагистральный перепускной клапан 9 и четыре пружинных энергоаккумулятора 5, 6 (см. рис. 21.15), совмещенных с тормозными камерами рабочей тормозной системы.

Контур системы аварийного растормаживания (см. рис. 21.32) питается от ресивера 11 рабочей тормозной системы и состоит из крана 3 и трубопровода, подводящего воздух ко второму выводу двухмагистрального перепускного клапана 9.

Основным управляющим прибором, обеспечивающим работу стояночной тормозной системы со слежением, является кран управления 1 (рис. 21.33), устанавливаемый в кабине водителя. Вывод / соединен с ресивером, через вывод III подается воздух в верхнюю полость ускорительного клапана, а вывод II соединен с окружающей средой.

Рукоятка 13 крана имеет два фиксированных положения. В исходном положении направляющий колпачок 10 и шток 14 находятся в нижнем положении под действием пружины 6. Шток 14 опускает вниз

Рис. 21.33. Кран управления стояночной тормозной системой: а — устройство; б — общий вид; / — корпус; 2 — следящий поршень; 3 — пружина клапана; 4 — клапан; 5 — уравновешивающая пружина; 6 — пружина штока; 7 — тарелка уравновешивающей пружины; 8 — фигурное кольцо; 9— направляющая штока; 10 — направляющий колпачок; 11 — пружина колпачка; 12 — крышка; 13 — рукоятка; 14 — шток; 15 — ролик; 16 — стопор; 17 — выпускное седло на штоке; А и Б — полости; I — ввод от ресивера; 11 — вывод в окружающую среду;

III — вывод управляющей магистрали ускорительного клапана

клапан 4, закрывая его внутреннее отверстие, и отводит его от седла следящего поршня 2. Вывод II в этом случае закрыт, а полость А через кольцевую щель между клапаном 4 и поршнем 2 сообщается с полостью Б. Сжатый воздух из вывода / через боковые отверстия в поршне 2, полость А и полость Б поступает к выводу III и далее к ускорительному клапану, обеспечивающему подачу воздуха в цилиндры энергоаккумуляторов.

Во втором положении рукоятка 13 повернута до отказа, где она фиксируется стопором 16. При этом положении направляющий колпачок 10, скользя по винтовым поверхностям фигурного кольца 8, поднимается вверх, увлекая шток 14. Выпускное седло /7 штока отрывается от клапана 4, и он под действием пружины 3 упирается в седло поршня 2. Поступление сжатого воздуха из вывода / к выводу ///прекращено, и открыт проход воздуха из вывода III в окружающую среду через вывод II.

При каком-либо промежуточном положении рукоятки крана сжатый воздух из вывода III через вывод II выходит в окружающую среду до тех пор, пока давление в полости А под поршнем 2 не превысит суммарное усилие уравновешивающей пружины 5 и давления на поршень в полости Б. После этого поршень 2 вместе с клапаном 4 поднимется вверх до соприкосновения клапана 4 с седлом 17 штока, отверстие внутри клапана закрывается, и выпуск воздуха прекращается. Так осуществляется следящее действие.

Читать еще:  Технические характеристики ситроен с3 пикассо

Ускорительный клапан (рис. 21.34) устанавливается в районе задней тележки и служит для более быстрого впуска и выпуска сжатого воздуха из энергоаккумуляторов. Ускоряющее действие клапана объясняется тем, что магистраль, соединяющая ресивер с ускорительным клапаном и энергоаккумуляторами, значительно короче магистрали крана управления и выполнена из трубки большого диаметра. К выводу III подводится воздух от ресивера 4 стояночной тормозной системы (рис. 21.32). Вывод / связывает клапан через двухмагистральный перепускной клапан 9 с цилиндрами энергоаккумуляторов 5, 6. Выводом IV клапан соединен с ручным краном управления / стояночной тормозной системы, а выводом II — с окружающей средой.

Рис. 21.34. Ускорительный клапан: 1 — корпус клапанов; 2 — выпускной клапан; 3 — поршень; 4 — впускной клапан; 5 — пружина; А —управляющая камера; / — вывод к цилиндрам энергоаккумуляторов; II — вывод в окружающую среду; III — ввод от ресивера; IV — вывод к

крану управления стояночной тормозной системой

При отсутствии торможения под действием сжатого воздуха, поступающего из крана управления стояночной тормозной системой через вывод IV в камеру А, поршень 3 опускается вниз, закрывая сначала выпускной клапан 2, а затем открывая клапан 4. При этом сжатый воздух из ресивера поступает через выводы III и / в энергоаккумуляторы.

При включении запасной или стояночной тормозной системы сжатый воздух из камеры А через кран управления стояночной тормозной системой выпускается в окружающую среду. Поршень 3 перемещается вверх, клапан 4 под действием пружины 5 закрывается, а клапан 2 открывается, и энергоаккумуляторы через вывод /, клапан 2 и вывод II сообщаются с окружающей средой.

Пропорциональность между управляющим давлением в выводе IVи давлением в цилиндрах энергоаккумуляторов осуществляется с помощью поршня 3. Если давление под поршнем 3 становится несколько больше давления в камере А, то поршень 3 начинает подниматься вверх, клапан 4 закрывается и давление в энергоаккумуляторах больше не возрастает. Изменение равновесного положения произойдет при любом изменении давления в камере А или под поршнем, после чего воздух или снова поступит в энергоаккумуляторы, или выйдет в окружающую среду, вслед за чем снова наступит равновесное положение.

Двухмагистральный перепускной клапан (рис. 21.35) служит для управления пружинными энергоаккумуляторами от одного из двух независимых контуров, либо от ускорительного клапана, т. е. от ручного крана управления, либо от крана системы аварийного растормажива-ния. Вследствие этого он имеет три вывода: / — от линии крана системы аварийного растормаживания, II — от линии ускорительного клапана и III — от линии энергоаккумуляторов.

Рис. 21.35. Двухмагистральный перепускной клапан: / — мембрана; 2 — корпус; 3 — крышка; / — ввод от крана аварийного растормаживания; II — ввод от ускорительного клапана; III —

вывод к цилиндрам энергоаккумуляторов

В зависимости от того, с какой стороны подводится воздух, мембрана /, установленная свободно в корпусе 2, перемещается в противоположную сторону и садится в седло, перекрывая выход воздуха в другой управляющий контур и открывая свободный проход воздуха к энергоаккумуляторам.

Стояночная тормозная система работает следующим образом. При отсутствии торможения, когда рукоятка крана управления находится в исходном положении, воздух из ресивера через кран управления подается в верхнюю полость ускорительного клапана, при этом ускорительный клапан соединяет ресиверы стояночной тормозной системы с энергоаккумуляторами. Воздух, попадая в цилиндры и воздействуя на поршни энергоаккумуляторов, сжимает пружины (рис. 21.36, а).

Рис. 21.36. Работа пружинных энергоаккумуляторов: а — при отсутствии торможения; б

при торможении; в — при буксировке автомобиля

При торможении автомобиля на стоянке, когда рукоятка крана управления стояночным тормозом поднята в крайнее фиксированное положение, воздух через кран управления полностью выходит из верхней управляющей полости ускорительного клапана, в результате чего ускорительный клапан выпускает сжатый воздух из цилиндров энергоаккумуляторов (рис. 21.36, б). Пружины энергоаккумуляторов, разжимаясь, перемещают штоки, которые, воздействуя на тормозные механизмы колес задней тележки, затормаживают автомобиль. О включении стояночного торможения сигнализирует датчик.

При выключении стояночного тормоза воздух из ресиверов проходит через кран и поступает к ускорительному клапану, который срабатывает и начинает пропускать сжатый воздух из ресиверов через двухмагистральный перепускной клапан в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов. При этом пружины энергоаккумуляторов сжимаются и автомобиль растормаживается.

Система аварийного растормаживания стояночной тормозной системы используется при разгерметизации контура стояночной тормозной системы, в результате чего может произойти неуправляемое торможение автомобиля. В этом случае для растормаживания тормозных механизмов задней тележки включают кран аварийного растормаживания. При этом сжатый воздух из ресиверов через двухмагистральный перепускной клапан поступает в цилиндры энергоаккумуляторов и сжимает их пружины, растормаживая автомобиль.

При отсутствии во всех ресиверах автомобиля запаса сжатого воздуха автомобиль растормаживают с помощью устройства механического растормаживания (рис. 21.36). Для этого во всех энергоаккумуляторах необходимо вывернуть болты, которые сожмут пружины энергоаккумуляторов.

Из чего состоит ручной тормоз и как он работает?

Любое транспортное средство оснащается тремя системами торможения – рабочей, аварийной (запасной) и стояночной. Последнюю приводит в действие рычаг, установленный на центральном тоннеле справа от водителя. Поскольку его нужно вытягивать рукой, тормозной механизм получил соответствующее название – «ручник». Система считается довольно надежной, но иногда требует вмешательства мастера СТО либо самого автолюбителя. Чтобы справиться с ремонтом самостоятельно, владелец машины должен понимать устройство и принцип работы ручного тормоза.

Назначение и разновидности «ручников»

Стояночная тормозная система присутствует на автомобилях всех категорий – легковых машинах, грузовиках и коммерческом транспорте средней грузоподъемности. Ручной тормоз используется для таких целей:

  • фиксация транспортного средства на месте при длительной стоянке;
  • затормаживание авто с работающим двигателем на остановках, когда водителю необходимо кратковременно покинуть салон;
  • удержание машины от скатывания на участках дороги, имеющих уклон;
  • движение с места в гору;
  • в некоторых случаях – для обеспечения аварийной остановки транспортного средства.

Справка. В современных автомобилях, оборудованных автоматической коробкой передач, задействован алгоритм безопасности для забывчивых водителей. После включения селектора АКПП в режим Drive машина не тронется с места, пока вы не отпустите «ручник».

В зависимости от категории, марки и комплектации, на транспортное средство устанавливается ручной тормоз следующих разновидностей:

  • наиболее распространенный – механический (тросовый);
  • гидравлический;
  • электромеханический (в обиходе его часто называют электронным);
  • пневматический.

Для водителей легковых машин представляют наибольший интерес тросовые и электромеханические приводы. Гидравлические встречаются реже, а пневматикой оборудованы исключительно многотонные грузовики.

Конструкция тросового привода

Устройство ручного тормоза данного типа, устанавливаемого на подавляющее большинство легковых авто, отличается простотой и предусматривает автономное включение, не зависящее от основной системы. Как функционируют штатные рабочие тормоза:

  1. Водитель, нажимающий педаль в салоне, приводит в движение поршень главного гидроцилиндра.
  2. Под воздействием поршня в трубках с несжимаемой жидкостью, проложенных ко всем колесам, создается давление.
  3. Передаваясь рабочему цилиндру колеса, давление жидкости выдвигает поршни барабанного либо дискового тормоза. В первом случае колодки раздвигаются и силой трения останавливают вращение барабана. Во втором они плотно сжимают крутящийся диск.

Для стояночного затормаживания «ручник» использует штатные элементы – колодки, но раздвигает их собственным механическим приводом, состоящим из таких деталей:

  • упомянутый выше рычаг в салоне, оснащенный механизмом фиксации в разных положениях и кнопочным устройством разблокировки;
  • главный трос, подключенный к рычагу и заканчивающийся кронштейном крепления либо дугообразной направляющей;
  • вторичные тросы, соединенные с главным и подключенные к рычагам тормозных механизмов задних колес;
  • регулировочные механизмы тросов (распорные втулки, гайки и пружины), кронштейны подвеса к днищу кузова;
  • распорные планки между колодками.

Примечание. Подключение основного троса к задним барабанным механизмам производится двумя способами: одним тросом, зацепленным серединой за направляющую, либо двумя отдельными приводами.

Система тяг обычно прячется под днищем в углублении центрального тоннеля. Тросовые приводы оборудованы защитными кожухами, препятствующими возникновению коррозии. Как работает механический ручной тормоз:

  1. Водитель поднимает рукоятку в салоне, которая автоматически защелкивается на выбранной позиции.
  2. Тяга двигает основной трос вперед, а тот увлекает за собой вторичные приводы посредством крепежного кронштейна.
  3. Рычаг внутри барабанного механизма поворачивается и раздвигает верхние концы колодок. Функцию автоматического регулирования принимает на себя распорная планка.
  4. Когда водитель снимает авто с «ручника», пружины внутри барабанов откидывают рычаг назад и колодки сдвигаются. Одновременно пружина оттягивает в первоначальное положение тросовой привод.

Вышеописанный стояночный тормоз блокирует колеса с барабанными механизмами, установленные на задней оси. На автомобилях, оборудованных тормозными дисками, работает идентичный принцип: трос тянет за рычажок, который заставляет сжиматься колодки. Разница заключается лишь в расположении и форме рычага – на дисковых тормозах он ставится снаружи, позади ступицы.

Гидравлические и электронные блокираторы колес

Устройство гидравлического привода включает дополнительный цилиндр, встроенный в жидкостные контуры задних колес. Внешне напоминает обычный «ручник», внутри которого установлены поршни, связанные с рукояткой. Для блокировки используется штатная рабочая система, действующая за счет сжатия жидкости.

Когда водитель тянет рукоять стояночного гидравлического тормоза, поршни создают давление только в жидкостных контурах задних колес, отчего штатные рабочие цилиндры зажимают диск или барабан колодками. Недостатки подобной конструкции и принципа действия очевидны: в случае протечки магистрали либо поломки задних гидроцилиндров ручной тормоз тоже перестанет нормально функционировать. Зафиксировать автомобиль будет нечем.

Принцип работы «ручника» электромеханического действия состоит в следующем:

  1. Когда нужно зафиксировать машину, шофер нажимает в салоне соответствующую кнопку, давая команду электронному блоку управления.
  2. Контроллер включает два электродвигателя с редукторными механизмами, размещенные на задних колесах.
  3. Моторчики посредством винтовых приводов сжимают колодки вокруг тормозного диска. Поскольку накладки со временем истираются, длину хода контроллер определяет по датчику.
  4. Для отключения «ручника» нужно повторно нажать кнопку. Электронный блок отдаст команду двигателям, которые отпустят колодки.

Справка. На некоторых марках японских автомобилей активация электрического тормоза происходит иначе: после включения специальный сервопривод, расположенный в салоне, начинает перемещать тягу обычной тросовой системы и традиционным образом блокирует задние колеса.

Недостаток электроники – потеря работоспособности при отсутствии электропитания (например, аккумуляторная батарея разрядилась либо демонтирована). Второй момент: механизмы с моторчиками устанавливаются вместе с дисковыми тормозами, для блокировки барабанных применяется трос и тяги.

Положительных качеств у электронного «ручника» гораздо больше:

  1. Забывчивый автолюбитель не поедет со включенным стояночным тормозом. Когда двигатель заведется и машина тронется с места, контроллер заставит электродвигатели отпустить колодки.
  2. Чтобы отключить блокировку колес, недостаточно повторно нажать кнопку. Водитель должен пристегнуться, запустить силовой агрегат и поставить ногу на тормозную педаль.
  3. На машине, оборудованной электрическим приводом «ручника», доступна противооткатная функция безопасности Auto Hold. Она действует просто и надежно: блокировка колес автоматически включается всякий раз, когда автомобиль останавливается с работающим двигателем. Это позволяет спокойно трогаться с места на любом уклоне.

Электрический ручной тормоз, управляемый контроллером, повышает безопасность вождения и отказывает значительно реже тросового привода. Простая механическая версия ломается из-за растяжения либо заклинивания тросов от ржавчины и попадания грязи. В течение эксплуатации привод нужно постоянно подтягивать, иначе колодки схватывают только в верхнем положении рычага.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector