Температура кипения тормозной жидкости
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Температура кипения тормозной жидкости

Тормозная жидкость ДОТ 4

Смотрите также

Какая тормозная жидкость лучше

Замена тормозной жидкости

Сколько тормозной жидкости нужно для замены

Как прокачать тормоза

    169 2 169k

Как часто менять тормозную жидкость

Тормозная жидкость имеет очень серьезные требования к стандартам, поскольку четкое срабатывание тормозов зависит не только от тормозных колодок, но и в первую очередь именно от состояния жидкости в тормозной системе. В процессе эксплуатации её свойства ухудшаются, поэтому ТЖ требует периодической замены.

Безопасное управление автомобилем подкреплено безопасностью и стабильной работой тормозов

Тормозные жидкости принято классифицировать в соответствии с нормами транспортного министерства США (Department of Transportation), что, в сокращенной аббревиатуре, будет звучать как DOT. Классификационными показателями ТЖ является температура кипения и вязкость. Классы тормозной жидкости получали свою маркировку департамента, который её произвел, вследствие чего, возникли такие общепринятые классы как: DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1. DOT 4 наиболее часто применяемая в тормозной системе разных автомобилей, именно поэтому мы и хотим уделить такое внимание тормозной жидкости ДОТ 4, написав целую статью.

Технические характеристики ДОТ 4

Основу всех тормозных жидкостях кроме DOT 5 (применяется силикон) составляют полиэтиленгликоли и полиэфиры борной кислоты. Основные физико-химические характеристики DOT 4 и других тормозных жидкостей, которые определяют качество:

  • вязкость;
  • температура кипения;
  • антикоррозийность;
  • гигроскопичность.

Минимальная температура кипения тормозной жидкости

График вязкости ТЖ DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1 в зависимости от температуры

Вязкость ТЖ DOT-4 должна составлять более 750 мм2/с, но не больше 1800. Она отвечает за качество работы тормозов. Чем ниже вязкость, тем быстрее передается тормозное усилие.

По стандартам, температура закипания тормозной жидкости ДОТ 4 – не ниже 250 °C (если новая без влаги) и не ниже 165 градусов с количеством влаги до 3,5% (старая, так называемая, мокрая ТЖ).

Антикоррозийность тормозной жидкости связана с кислотностью, которая должна составлять – рН 7,0 – 11,5. Защитные свойства от коррозии обеспечивают дополнительные специальные присадки.

На гигроскопичность влияют бораты, которые используются в составе ТЖ, способны связывать молекулы воды попадающиеся из воздуха в процессе эксплуатации, но все равно, со временем, влага накапливается, ведь гликолевые тормозные жидкости гигроскопичны.

Отличия тормозной жидкости DOT-4 от DOT 3, DOT 5 и DOT 5.1

Как уже разобрались, в тормозных жидкостей ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5.1 химическая основа одинаковая, но все же, температура кипения и абсорбция влаги, за счет дополнительных присадок и боратов разная, поэтому свойства, как и их применяемость, отличаются.

Основные классификационные показатели тормозной жидкости

DOT 3 — в основе этой жидкости являются соединения 2-х атомных спиртов гликолей. Именно поэтому она очень гигроскопична, а еще сильно агрессивна к краске и к резиновым тормозным прокладкам, что не позволительно в тормозных системах современных автомобилей. Так что такую жидкость стараются не использовать, а если и заливают, то только в старые автомобили с барабанными или дисковыми (только на передних колесах) тормозами, ведь ее цена невысока и для эконом варианта хорошо справляется со своей задачей в течение полутора лет.

Что нужно знать про тормозную жидкость?

DOT 5 максимально приближена к идеальным параметрам, поскольку, за счет того, что в основе силиконы, она имеет и высокую температуру кипения, и низкую вязкость, обладает хорошими смазывающими свойствами, нейтральное отношение к резине и металлам, а впитывание влаги из окружающей среды происходит очень медленно. Такие свойства позволяют производить замену жидкости класса ДОТ 5 раз в 5 лет.

Но не все так хорошо как может показаться — при таких отменных технических характеристиках жидкость DOT 5 тоже имеет свой недостаток — она не предназначена для применения в автомобилях с системами АБС. Во-первых, из-за того, что силикон отталкивает воду и не смешивается с жидкостью, она может замерзать при низких температурах. Во-вторых, она имеет высокую степень аэрации (насыщается воздухом).

Исходя из всех характеристик других тормозных жидкостей, видим, что жидкость ДОТ 4 имеет самые оптимальные показатели, именно поэтому она так популярна и наиболее применяемая в автомобилях стандартной эксплуатации.

Цветовая маркировка тормозной жидкости

Отличаются ли тормозные жидкости по цвету?

Стандарт FMVSS №116 ДОТ, а также другие, разработанные позднее (SAE J 1703 и ISO 4925), требуют цветовую маркировку тормозной жидкости по специфике основы, дабы исключить возможность смешать категорически несовместимые жидкости. Но такое отличие не даст возможности определить, что у вас залито: ДОТ 3, ДОТ 4 или ДОТ 5.1, ведь у таких жидкостей зачастую будет один цвет – янтарно-желтый, а вот уже силиконовую жидкость класса ДОТ 5 принято окрашивать в розовый.

Кроме цвета на бутылке обязательно должна присутствовать надпись «SILICONE BASE» (SBBF) для DOT-5 и «NON-SILICONE BASE» (NSBBF) на бутылке с жидкостью класса DOT-5.1.

Совместимость тормозных жидкостей

На вопрос: «можно ли смешивать тормозные жидкости» следует ответить следующее. Противопоказаний смешивания тормозных жидкостей группы DOT, в составе которых гликоли и полиэфиры нет, то есть жидкости класса ДОТ 3, ДОТ 4 и 5.1 могут смешиваться, хотя это и не рекомендовано. Как правило, допускается лишь доливка, и то нужно придерживаться правила смешивания.

Общие сведения про ТЖ и как правильно подобрать

Не совместимы тормозные жидкости лишь если пытаться мешать силиконовую ДОТ 5 или рассчитанную на работу ABS с любой другой. Так что, если возникнет потребность в смешивании, то внимательно читайте все надписи, маркировка таких ТЖ указывается отдельно. То есть, даже если стоит выбор, можно ли смешивать DOT 5.1 и DOT 5.1/ABS, то ответ – однозначно нельзя! Такой категорический запрет связан с тем, что в этих жидкостях имеется другой химический состав добавок и их стабильность в «миксе», не может гарантироваться.

Из выше изложенного можно сделать вывод что:

  • в тормозную жидкость ДОТ 3 можно доливать ДОТ 4 или ДОТ 5.1;
  • в жидкость ДОТ 4 тоже можно добавить 5.1;
  • в ТЖ класса 5.1 не можно долить DOT 3 или 4.

Смешивание жидкостей с гликолевой и силиконовой основой вызывает химическую реакцию, результат которой будет не соответствовать требуемым стандартам к ТЖ. При переходе с одного класса жидкости на другую нужно хорошо промыть тормозную систему новой тормозной жидкостью. Причем вы должны знать, что заменить силиконовую жидкость класса ДОТ 5 на любую гликолевую почти не возможно. Так как тормозные магистрали автомобиля не рассчитаны на агрессивную реакцию и произойдет банальное разрушение резиновых уплотнений.

Срок службы тормозной жидкости

Срок службы и срок годности тормозной жидкости хоть и разные вещи, но в данном случае они почти идентичны, поскольку ТЖ одинаково впитывает в себя влагу как из раскрытой бутылки (хранящейся в гараже), так и с расширительного бачка с жидкостью в авто. Поэтому, даже если на автомобиле ездить очень мало, то все равно через два года придется её менять.

Определить сроки замены тормозной жидкости как DOT 4 так и других можно при помощи специального тестера замеряющего процент воды, накопленной в жидкости. Чтобы температура кипения «сырой» жидкости не падала ниже 155 – 180 °C влаги должно быть не более 3,5 процентов, дабы избежать закипания ТЖ и появления паровых пробок, приводящих к отказу тормозов в экстремальных нагрузках на тормозную систему.

График состояния тормозной жидкости в зависимости от значения влажности.

Даже несмотря на то, что жидкость в тормозных контурах не циркулирует и менее контактирует с атмосферой, нежели в бачке, где проверяется её состояние (влажность может отличаться и быть ниже), она подлежит замене, поскольку в трубках возле тормозных суппортов ТЖ часто и сильно нагревается, и в результате теряет свои изначальные свойства.

Какая тормозная жидкость ДОТ 4 лучше

Авторынок не скупится на количество разнообразных фирм, предлагающих купить свою ТЖ, как класса ДОТ 4, так и ДОТ 5.1 или других. Так что у автовладельца, естественно, возникает закономерный вопрос: «какая лучшая тормозная жидкость?»

Лучшая ТЖ должна обладать:

  • высокой температурой кипения (с запасом);
  • хорошими смазывающие свойствами;
  • достойной низкотемпературной вязкостью;
  • отличной защитой от коррозии всех деталей тормозной системы.

В разрезе классов – всегда нужно применять ту жидкость, которая указана в рекомендациях автопроизводителя. А вот относительно марок, то тут несколько сложнее, ведь чтобы понять какую лучше купить тормозную жидкость, нужно просмотреть характеристики каждой из них, почитать отзывы, увидеть сравнительные тесты.

Какую ТЖ лучше купить

Топ 7 наиболее часто используемых и не предвзятых марок тормозной жидкости ДОТ 4 выглядит так:

Первую позицию держит европейский “Castrol” – имеет отличные показатели и по вязкости, и по температуре кипения, но может смущать дополнительной защитой как от подделки, так и от влияния внешней среды, поскольку не имеет припаянной фольги на горлышке бутылки.

Второе место удерживает американская “Hi-Gear HG7044” – технические характеристики в соответствии с нормами и цена будет немного ниже.

Liqui Moly DOT 4 так же можно поставить на одну позицию с Hi-Gear. Эта жидкость имеет высокий показатель температуры кипения, обладает хорошим антикоррозионным свойством и отлично подходит для автомобилей с ABS.

На третьей позиции может с уверенностью оказаться “Mobil Brake Fluid DOT 4“. Европейская минеральная тормозная жидкость, которая может похвастаться оптимальным показателем вязкости и стабильности.

Далее идут отечественные жидкости, такие как: Sintec Super DOT-4, РосДот 4 Life Safety, Аляска DОТ-4.

Прежде чем покупать тормозную жидкость, нужно изучить все её допуски, маркировку и другую информацию, такую как назначение и, обязательно, дату изготовления, указанную на упаковке, ведь ТЖ имеет срок годности. Наилучшие показатели характеристик имеет жидкость DOT 4 class 6. Дабы не купить подделку, также всегда обращайте внимание на целостность упаковки и дополнительные методы защиты. Несмотря на рейтинг самых популярных и лучших тормозных жидкостей, иногда, все же лучше отдать предпочтение производителю, бутылка которого будет запечатана фольгой, ведь она дает возможность не только дополнительно защитить жидкость от проникновения влаги, но и обезопасить от приобретения некачественного товара. Опытные автовладельцы советуют покупать ТЖ известных компаний, которые являются партнерами крупных автоконцернов.

Тормозные жидкости DOT 4 — выбор «За рулем»

Все тормозные жидкости одного и того же класса совместимы между собой. А отличаются ли они друг от друга? Ответ на этот вопрос дают эксперты «За рулем».

Многие искренно верят в то, что все тормозные жидкости до расфасовки хранятся в одной бочке, а потому друг от друга не отличаются. Это мы и решили проверить. Для эксперимента закупили десяток флаконов с тормозными жидкостями заявленного класса DOT 4.

Что и зачем мерили

Температура кипения «сухой» жидкости определяет безопасную продолжительность работы тормозной жидкости, не успевшей набрать влагу извне. За два-три года эксплуатации в тормозухе скапливается в среднем 3,5% воды .

Измерения проводили в лабораторной посуде из жаропрочного стекла с использованием колбонагревателя Superheat с предельной рабочей температурой 380 °C. Температуру контролировали цифровым термометром ТР101.

Измерив температуру кипения «увлажненной» жидкости и сравнив ее с температурой кипения «сухой» жидкости, мы определяли, насколько снизились рабочие параметры тормозухи . Для «увлажнения» в каждую залитую в колбу жидкость сразу добавляли по 3,5% воды (это 2,63 мл при объеме жидкости 75 мл), после чего проверяли температуру кипения.

Кинематическую вязкость испытываемых жидкостей при —30 °C измеряли с помощью шарикового вискозиметра: время падения стального шарика в стеклянной трубке зависит от вязкости продукта. Именно такой принцип использован в профессиональных вискозиметрах Гепплера — просто мы вместо исчисления вязкости в сантистоксах оценивали время в секундах. Больше время — выше вязкость. Гидравлическая система тормозов рассчитывается на жидкость определенной степени вязкости — ее рост сверх нормы приведет к отказу системы, педаль невозможно будет продавить. Да и системы безопасности, например ABS и ESP, тоже могут работать некорректно .

Какую купить?

Сравните температуры кипения «сухих» жидкостей и тех, которые нахлебались воды, – разница огромная. И столь же высок риск попасть в аварию, ведь разбавленная водой тормозуха вскипает намного раньше «сухой». Ощущения ужасные: педаль проваливается, а машина не тормозит. Помните об этом и регулярно меняйте жидкость .

Примерная цена 105 ₽
Объем 455 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 252 / 164 °С

Лучшая по цене: все остальные препараты дороже. В процессе испытаний жидкость потемнела несильно. По температуре кипения — средний результат. По вязкости на морозе — второе место. По сумме баллов — победа.

Примерная цена 405 ₽
Объем 500 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 257 / 167 °С

Незначительное потемнение, хорошие технические показатели, но слишком дорого. Итоговое место — в середине таблицы.

Примерная цена 115 ₽
Объем 455 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 245 / 159 °С

Жидкость слегка потемнела. Температура закипания самая низкая из всех, но укладывается в требования стандартов. Цена привлекательная. По сумме — в середине «табели о рангах».

Читать еще:  Регулировка развала передних колес

Примерная цена 245 ₽
Объем 250 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 272 / 177 °С

В нашем тесте у этой жидкости зафиксирована самая высокая температура кипения. Низкотемпературная вязкость неплохая. При этом препарат один из самых дорогих, дороже только Ravenol DOT 4. Но итоговый показатель прекрасный: второе место.

Примерная цена 70 ₽
Объем 250 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 245 / 160 °С

Заметно потемнела при нагреве. Температура кипения самая низкая, хотя и в рамках требований. Вязкость на морозе высокая — по этому показателю лишь девятый результат. Цена привлекательная. По сумме баллов — предпоследнее место.

Примерная цена 345 ₽
Объем 500 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 268 / 174 °С

Температура кипения одна из самых высоких в тесте. Вязкость средняя, как, впрочем, и цена. Итог хороший: третье-четвертое место.

Примерная цена 490 ₽
Объем 500 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 270 / 175 °С

Очень высокая температура кипения, выше только у Liqui Moly. Вязкость средняя, цена высоковата. Но в целом хорошо: третье-четвертое место.

Примерная цена 325 ₽
Объем 250 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 252 / 163 °С

Изначально темная жидкость закипела относительно рано. Низкотемпературная вязкость самая низкая в выборке. Цена самая непривлекательная. Итог — восьмое место.

Примерная цена 135 ₽
Объем 455 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 246 / 160 °С

Невысокая температура кипения (хотя и в пределах нормы), довольно большая вязкость на морозе. Цена приемлемая. Итог — седьмое место.

Примерная цена 135 ₽
Объем 455 мл
Измеренная температура кипения жидкости «сухой» / «увлажненной» 245 / 160 °С

Закипела раньше других, хотя требованиям соответствует. Вязкость на морозе самая непривлекательная. Цена хорошая. В итоге — в хвосте таблицы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ DOT-4

Температура кипения
«сухой» жидкости*

Приведенная низкотемпературная вязкость**

Приведенная стоимость единицы продукции

Тормозная жидкость – общие сведения и основные свойства

Общие сведения

Тормозная жидкость – это важный компонент тормозной системы. Её главное назначение – передавать усилие от главного тормозного цилиндра к колесным.

Поскольку большинство жидкостей практически несжимаемо, давление будет передаваться по жидкости, и по истечении ничтожно малого времени будет одинаковым во всем объеме, занимаемом этой жидкостью. То есть жидкость проводит давление примерно так же, как провода проводят электрический ток. И поскольку провода делают не из первого попавшегося материала, а из того который подходит, так и жидкость должна иметь определенные свойства, чтобы быть хорошим проводником давления.

Задача хоть и узкая, но чрезвычайно ответственная; у тормозной системы нет права на отказ ни при каких обстоятельствах. Когда в гидравлическом приводе тормозов жидкость не подтекает, внимания на нее, казалось бы, обращать не нужно. Однако от ее состояния зависит эффективность торможения и стабильность работы системы. Если, например, плохой антифриз или моторное масло лишь сокращают срок службы двигателя, то низкое качество тормозной жидкости может привести к аварии, поэтому:
1) она должна оставаться жидкостью, то есть при рабочих условиях не кипеть и не замерзать;
2) она должна сохранять свойства в течение длительного времени.

Bo вpeмя тopмoжeния тopмoзнaя жидкocть в paбoчиx цилиндpax нaгpeвaeтcя дo cpaвнитeльнo выcoкиx тeмпepaтуp. Еcли тeмпepaтуpa дocтигнeт тoчки кипeния тopмoзнoй жидкocти, тo в нeй мoгут oбpaзoвaтьcя пapoвыe пpoбки. Topмoзнoй пpивoд пpи этoм cтaнoвитcя пoдaтливым (пeдaль пpoвaливaeтcя) и эффeктивнocть paбoты тopмoзoв peзкo cнижaeтcя. Этo имeeт ocoбoe знaчeниe для диcкoвыx тopмoзныx мexaнизмoв и cкopocтныx aвтoмoбилeй.

Ocнoвнoй нeдocтaтoк иcпoльзуeмыx в нacтoящee вpeмя тopмoзныx жидкocтeй – гигpocкoпичнocть. Уcтaнoвлeнo, чтo зa гoд жидкocть в тopмoзнoй cиcтeмe «нaбиpaeт» 2-3% вoды, которую со временем она забирает из воздуха, в peзультaтe чeгo тeмпepaтуpa кипeния cнижaeтcя нa 30-50ºC. Пoэтoму aвтoмoбильныe фиpмы peкoмeндуют oбязaтeльнo мeнять тopмoзную жидкocть 1 paз в 2 гoдa внe зaвиcимocти oт пpoбeгa. Исключение – DOT 5.1, ее нужно менять каждый год, так как она более гигроскопична, чем остальные.

Основным параметром тормозной жидкости является ее точка кипения – чем она выше, тем лучше для тормозной системы. Закипевшая тормозная жидкость пузырится и эффективность тормозной системы снижается – пузырьки газа сильно подвержены сжатию, поэтому не могут хорошо передавать тормозное усилие на цилиндры тормозных суппортов.

Тормозная жидкость состоит из основы (ее доля 93-98%) и различных присадок (остальные 7-2%). Устаревшие жидкости, например “БСК”, изготовлены на смеси касторового масла и бутилового спирта в пропорции 1:1.

Основа современных, наиболее распространенных – полигликоли и их эфиры. Гораздо реже применяют силиконы. В комплексе присадок одни из них препятствуют окислению ТЖ кислородом воздуха и при сильном нагреве, а другие – защищают металлические детали гидросистем от коррозии.

Основные свойства любой тормозной жидкости зависят от сочетания ее компонентов.

Стандарт Точка кипения
(свежая /сухая)
Точка кипения
( старая / мокрая )
Вязкость при 40 0
Цельсия
Цвет Основа
SAE J 1703 205 С 140 С 1800 безцветная или янтарная ?
ISO 4925 205 С 140 С 1500 безцветная или янтарная ?
DOT 3 205 С 140 С 1500 безцветная или янтарная полиалкиленгликоль
DOT 4 230 С 155 С 1800 безцветная или янтарная борная кислота / гликоль
DOT 4+ 260 С 180 С 1200 -1500 безцветная или янтарная борная кислота / гликоль
DOT 5.1 260 С 180 С 900 безцветная или янтарная борная кислота / гликоль
DOT 5 260 С 180 С 900 пурпурный силикон
Racing Formula
DOT 6 .
310 C 220 C ? ? ?

Основные свойства

ТЕМПЕРАТУРА КИПЕНИЯ

Чем она выше, тем меньше вероятность образования паровой пробки в системе. При торможении автомобиля рабочие цилиндры и жидкость в них нагреваются. Если температура превысит допустимую, ТЖ закипит, и образуются пузырьки пара. Несжимаемая жидкость станет “мягкой”, педаль “провалится”, а машина не остановится вовремя.

Чем быстрее ехал автомобиль, тем больше тепла выделится при торможении. А чем интенсивнее замедление, тем меньше времени останется на охлаждение колесных цилиндров и подводящих трубок. Это характерно для частых длительных торможений, например в горной местности и даже на равнинном шоссе, загруженном транспортом, при резком “спортивном” стиле управления автомобилем. Внезапное закипание ТЖ коварно тем, что водитель не может предугадать этот момент.

Рабочая температура тормозной жидкости колеблется от – 50 (на стоящем автомобиле в сильный мороз) до + 150 при движении по горным дорогам.

Итак что произойдет при закипании тормозной жидкости?

Пузырьки пара вытесняют некоторую ее часть в расширительный бачок ГТЦ. В системе остается жидкость, перемешанная с пузырьками пара. Но если сама жидкость несжимаема, то микроскопические пузырьки как раз хорошо сжимаются. И теперь передаваемое давление в первую очередь пойдет на сжатие пузырьков во всем объеме. Как это будет выглядеть для водителя: педаль тормоза станет мягкой, провалится, а торможения нет.

Температура кипения тормозной жидкости напрямую зависит от содержания в ней воды, и с повышением ее концентрации снижается. Поэтому тормозная жидкость должна обладать минимальной гигроскопичностью (влагопоглощением). Кроме этого, влага в системе способствует коррозии цилиндров, а в холодное время – и образованию ледяных пробок.

Наличие в тормозной жидкости всего 2-3 процентов воды снижает температуру ее кипения примерно на 70 градусов. На практике это означает, что при торможении DOT-4, например, закипит, не разогревшись и до 160 градусов, в то время как в «сухом» (то есть без влаги) состоянии это произойдет при 230 градусах. Последствия будут такие же, как если бы в тормозную систему попал воздух: педаль становится колом, тормозное усилие резко ослабевает.

На рисунке приведена зависимость температуры кипения тормозной жидкости от объемной концентрации в ней воды.

ВЯЗКОСТЬ

Характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Температура окружающей среды и самой ТЖ может быть от минус 40°С зимой в неотапливаемом гараже (или на улице) до 100°С летом в моторном отсеке (в главном цилиндре и его бачке), и даже до 200°С при интенсивном замедлении машины (в рабочих цилиндрах). В этих условиях изменение вязкости жидкости должно соответствовать проходным сечениям и зазорам в деталях и узлах гидросистемы, заданным разработчиками автомобиля.

Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая – будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая – повышает вероятность течей.

А что будет если жидкость не обладает достаточной морозостойкостью, то есть резко меняет свои свойства при понижении температуры или просто замерзает?

Наиболее критичным параметром при этом становится вязкость – если она увеличится, то заметно возрастет время срабатывания тормозов.

В стандарте, разработанном Международным объединением инженеров транспорта (SAE), прямо указано, что вязкость тормозной жидкости при -40С не должна превышать 1800 сСт (мм 2 /с).

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЕЗИНОВЫЕ ДЕТАЛИ

Уплотнения не должны разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо. Распухшие манжеты затрудняют обратное перемещение поршней в цилиндрах, поэтому не исключено подтормаживание автомобиля. С усевшими уплотнениями система будет негерметичной из-за утечек, а замедление – неэффективным (при нажатии педали жидкость перетекает внутри главного цилиндра, не передавая усилие тормозным колодкам).

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МЕТАЛЛЫ

Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. Иначе поршни “закиснут” или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них. В любом случае гидропривод перестает работать.

СМАЗЫВАЮЩИЕ СВОЙСТВА

Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности. Царапины на зеркале цилиндров провоцируют течи ТЖ.

СТАБИЛЬНОСТЬ

Устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ разъедают металлы.

ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ

Склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации – в основном через компенсационное отверстие в крышке бачка. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем раньше она закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее.

Полное руководство по видам и классам тормозной жидкости

Тормозная жидкость – это специальный состав, необходимый для заполнения тормозной системы автомобиля и обеспечения ее работоспособности. Осуществляет передачу усилия от педали на тормозные цилиндры. По составу разделяются на минеральные, гликолевые и силиконовые.

Спецификации тормозных жидкостей

Разработанная Департаментом Транспорта США (DOT – Department of Transportation) спецификация тормозных жидкостей FMVSS 116 DOT 4, является общепринятым, но не единственным стандартом.

FMVSS — Federal Motor Vehicle Safety Standards (Федеральные стандарты безопасности моторных транспортных средств).

Другие стандарты

ISO 4925

ISO — International Organization for Standardization (международная организация по стандартизации).

JIS K2233

JIS — Japanese Industrial Standards (японские промышленные стандарты).

SAE J 1703/1704

SAE — Society of Automotive Engineers (общество автомобильных инженеров).

Спецификация DOT

Согласно DOT 4, тормозные жидкости делятся на 5 классов: DOT 3, DOT 4, DOT 5, DOT 5.1, DOT 5.1/ABS.

Встречающиеся на рынке продукты DOT 4.5 и DOT 4+ не имеют отношения к американскому стандарту. Это та же «четверка» с дополнительными присадками, которые улучшают некоторые характеристики.

В 2005 году, Международная организация по стандартизации ISO (International Organization for Standardization), выпустила редакцию стандарта ISO 4925. В него включили дополнительный класс – DOT 4 CLASS 6, предназначенной для тормозных систем с ABS и дополненными функциями ESP, ESC, TCS и т.д.

В подобных системах важнейшим параметром является вязкость при отрицательных температурах — она не должна превышать значение 750 мм2/с.

Важные характеристики

Основной компонент жидкостей – гликоль или силикон. 2-5% составляют присадки, повышающие эксплуатационные характеристики. Модификаторы и ингибиторы предотвращают окисление и коррозию, разбухание резиновых уплотнителей.

Соответствие тому или иному классу определяется следующими параметрами:

  1. Температурой кипения «сухой» жидкости;
  2. Порогом закипания «увлажненной» (содержание воды около 3.5%);
  3. Кинематической вязкостью при температуре -40.

Дополнительно оценивается активность ионов водорода (pH). Значение этого параметра должно находиться в границах от 7 до 11.5 единиц. Если pH жидкости меньше 7 — она будет вызывать коррозию стали, показатель выше 12 – коррозию цветных металлов.

Температура кипения

Почему температура кипения столь важна? В процессе кипения образуются пузырьки, которые в отличие от жидкости сжимаемы. При наличии большого количества воздуха, усилия от педали будет недостаточно для передачи его на цилиндры.

Вязкость

Чем ниже температура окружающей среды, тем более вязкой становится жидкость, что приводит к замедлению торможения. Вязкость DOT-4 не может превышать значение 1800 мм2/с при температуре -40C.

Виды тормозных жидкостей

БСК

Бутиловый спирт и касторовое масло. Тормозная жидкость этого образца использовалась в старых советских автомобилях. Смесь изготавливали самостоятельно, смешав в равных по весу пропорциях касторовое масло с бутиловым или изоамиловым спиртом.

БСК не подходит для эксплуатации в современных тормозных системах, поскольку порог ее кипения составляет 117 градусов. При отрицательных температурах ниже -20, касторовое масло выпадает в осадок.

Читать еще:  Проверить компрессию в двигателе

Имея хорошие смазывающие характеристики, БСК при этом коррозионно-агрессивна к латуни и меди.

LHM — Liquide Hydraulique Minérale

Гидравлическая жидкость зеленого цвета, основа – минеральное масло. Применяется в тормозных системах автомобилей Citroen и Peugeot и других гидравлических узлах (ГУР и подвеска).

«Зеленка» лишена главного недостатка «тормозухи» – гигроскопичности. С течением времени порог кипения не снижается, и находится на уровне 250 градусов, текучесть — 1200 мм2/с.

Использование в тормозных системах допускается только в тех случаях, когда на это имеется прямое предписание производителя. Нельзя смешивать с составами класса DOT.

DOT-3

Начальный уровень в классификации DOT. Подходит для тихоходных транспортных средств, в которых тормозная система не нагружена. Имеет самую низкую температуру закипания: 205 градусов для «сухой», и 140 для «увлажненной».

Вязкость при температуре -40 градусов не должна превышать 1500 мм2/с.

DOT-4

От третьего класса отличается улучшенными характеристиками. В первую очередь температурой кипения: 230 и 155. В составе присутствуют бораты (соли борной кислоты), связующие воду.

Кинематическая вязкость составляет 1800 мм2/с.

DOT-4 CLASS 6

К этому классу предъявляются повышенные требования в отношении текучести и кипения. Показатель кинематической вязкости ниже всех прочих, и не должен превышать 750 мм2/с при температуре -40. Порог кипения для «сухой» и «влажной» жидкости улучшен до 250 и 165 градусов соответственно. Рекомендована к применению на автомобилях с ABS.

DOT-5

Тормозная жидкость имеет силиконовую основу (кремнийорганические полимеры), и потому несовместима с другими. О содержании силикона в составе также сообщит аббревиатура SBBF (Silicone Base Brake Fluid).

Отличные от DOT 5 жидкости (на гликолевой основе), могут содержать на этикетке аббревиатуру NSBF (Non Silicone Based Fluid).

Минимальный нижний порог кипения составляет 260 градусов для «сухой», и 180 для «увлажненной», вязкость 900 мм2/с.

Плюсы силиконовых составов:

  • Стабильный индекс вязкости в широком температурном диапазоне.
  • Гидрофобны – не поглощают влагу.
  • Неагрессивны к резине, металлу, лакокрасочному покрытию.
  • Служат значительно дольше.

«Тормозуху» класса DOT-5 нельзя использовать в автомобилях с ABS, поскольку она подвержена аэрации (образованию пузырьков воздуха).

DOT-5.1

Предназначена для спортивных автомобилей, развивающих высокие скорости, что приводит к повышенной тепловой нагрузке на тормозную систему. Стандарт требует, чтобы кинематическая вязкость при -40 не превышала показателя в 900 мм2/с, а «сухая» и «влажная» точки кипения находились не ниже показателей 260 и 180 градусов.

DOT-5.1/ABS

В жидкости этого класса содержатся как гликолевые, так и силиконовые составляющие. Это делает DOT-5.1/ABS несовместимой с любыми другими. Из названия ясно, что данный вид предназначен для использования в автомобилях, оснащенных антиблокировочной системой.

По основным требованиям мало чем отличается от предыдущего класса.

Почему важно менять

Тормозная жидкость очень гигроскопична. В процессе эксплуатации происходит интенсивная абсорбция (поглощение) влаги.

Критический уровень содержания влаги – 3.5%. При таком количестве воды, температура закипания DOT-4 снижается с 230 до 150 градусов. Такой объем влаги жидкость абсорбирует примерно за 2 года эксплуатации. Поэтому производители рекомендуют осуществлять замену не реже чем раз в два года, или после 40 тысяч пробега.

Исключением является DOT-5, срок ее эксплуатации составляет 10-15 лет, поскольку силикон слабо-гигроскопичен.

Большое количество влаги способствует развитию коррозии внутри тормозной системы. Достаточно вспомнить, насколько сложно выкрутить прикипевшие штуцера на цилиндрах при прокачке тормозов.

Но, гигроскопичность «тормозухи» имеет и плюсы.

Вода тяжелее, и если бы она не поглощалась жидкостью, то оседала бы в нижних точках системы и замерзала там. Это могло привести к полному отказу тормозной системы.

Как проверять

Существует специальные приборы, измеряющие содержание влаги в тормозной жидкости (влагомеры). Принцип действия прост: для замера количества воды, прибор погружается в расширительный бачок. Цветные индикаторы сообщат о превышении допустимой нормы.

Правда объективность такой проверки условна. Поскольку тормозная жидкость не циркулирует по системе, ее состояние на нижнем и вернем уровнях может отличаться.

В расширительном бачке контакт с воздухом происходит чаще, нежели в других частях. Зато в тормозных цилиндрах идет интенсивный нагрев жидкости и изменение ее физических характеристик.

Какие жидкости можно смешивать

Смешение производителей

Характеристики тормозных жидкостей напрямую зависят от пакета присадок. У каждого производителя он свой, поэтому точно предсказать, как поведет себя «коктейль» из продукции разных фирм сложно.

Важно помнить: гарантированное отсутствие последствий смешивания – указание этого производителем на этикетке. Во всех остальных случаях испытаний не проводилось, а значит, вы действуете на свой страх и риск.

Смешение классов

Считается, что поскольку основа одна, в жидкость низкого класса допустимо заливать более высокий, но не наоборот. Значит, в DOT 3 допустимо долить DOT 4, это только повысит ее рабочие характеристики.

А вот в автомобиле, рассчитанном на жидкость класса 5.1, использовать 3 или 4 не рекомендуется. Сечение проходных каналов может оказаться недостаточным для нормальной циркуляции вязкого состава.

Не допускается смешивание DOT-5 и DOT-5.1/ABS между собой и с любыми другими.

Все остальные классы совместимы друг с другом.

Цвета

Кроме буквенного обозначения, стандарты требуют производить цветовую маркировку в зависимости от основы. Это необходимо для того, чтобы избежать смешения несовместимых по составу жидкостей.

  1. Желтый цвет – гликоль, полигликоль.
  2. Красный цвет – силикон.
  3. Зеленый – минеральное масло.

Нельзя смешивать жидкости разных цветов!

Цвет и прозрачность в процессе эксплуатации могут меняться. Это вызвано окислением, нагревом, смешением с продуктами износа тормозной системы.

Что заливать

Сегодня на рынке огромное количество тормозной жидкости всех классов, импортного и отечественного производства.

Главное правило, которым следует руководствоваться при выборе: используйте только тот класс, который указан производителем автомобиля. В руководстве по эксплуатации должна содержаться подобная информация.

Если вы не можете ее найти, напишите в комментариях марку и модель автомобиля – мы постараемся вам помочь.

Чем чреват неправильный выбор? Заливая гликолевую жидкость в систему рассчитанную на силикон, вы рискуете (спустя время) получить серьезные утечки. Резиновые уплотнители не рассчитаны на более агрессивный гликолевый состав.

Такие же проблемы можно получить, заливая вместо рекомендованного DOT-4, более текучий DOT-4 class 6.

Класс и требуемый объем для замены

Информация по всем автомобилям в таблице получена из руководств по эксплуатации, находящихся в свободном доступе.

Автомобиль Жидкость Объем (л)
ВАЗ 2107 DOT 3, 4 0,38
ВАЗ 2109 | 21099 DOT 4 0,55
ВАЗ 2110 | 2111 | 2112 DOT 4 0,55
ВАЗ 2114 | 2115 DOT 4 0,55
Lada Granta DOT 4 0,45
Lada Kalina DOT 4 0,45
Lada Largus Shell BF40+(DOT4+) 1
Lada Niva DOT 4 0,55
Lada Priora РОСДОТ 4 0,45
ГАЗель Бизнес DOT 3 0,725
КАМАЗ ГТЖ-22М, Pentosin Super Fluid J 1703-R
Chevrolet Cruze GM 93160364, DOT 4 0,8
Chevrolet Lacetti GM 1942422, DOT 4+ 0,5
Chevrolet Lanos DOT 3, 4 0,5
Chevrolet Niva DOT 4 0,5
Daewoo Matiz DOT 4 0,45
Daewoo Nexia DOT 3 0,5
Ford Focus 2 Ford ESD-M6C57-A, Motorcraft Super DOT 4 1,25
Ford Focus 3 Ford WSS-M6C57-A2, Motorcraft Super DOT 4 1,25
Ford Fusion Motorcraft Super DOT 4
Ford Mondeo 4 ESD-M6C57-A
Hyundai Porter DOT 4 0,7
Hyundai Solaris DOT 4 0,8
Kia Rio DOT 3, 4 0,8
Kia Spectra DOT 3, 4 0,7
Mercedes-Benz w124 DOT 3, 4 0,5
Mitcubishi Lancer 9 DOT 3, 4
Mitsubishi Pajero 4 DOT 3, 4
Nissan Note Nissan KE903-99932 DOT 4 1
Peugeot 307 DOT 4 0,5
Peugeot 405 DOt 4 0,5
Renault Duster DOT 4 0,7
Renault Logan ELF 650 DOT 4 1
Renault Megan 2 DOT 4 1
Skoda Rapid DOT 4 0,9
Toyota Camry 08823-80004, DOT 5.1
VW Polo Sedan VW 501 14, DOT 4 1

Хранение

По стандарту, DOT любого класса, при температуре -40, должен в течение 6 суток сохранять рабочие характеристики. Исключается расслоение, кристаллизация, выпадение в осадок.

Хранить неиспользованную тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой таре, иначе она быстро напитается влагой. Сроки хранения производитель указывает на упаковке.

Nisshinbo › Блог › Точка кипения. Почему тормозную жидкость нужно менять каждые два года?

Тормозная система автомобиля не может функционировать без тормозной жидкости – она передает усилие, оказываемое при нажатии водителем на педаль тормоза, на колесный тормоз. Некоторые считают, что тормозная жидкость рассчитана на весь срок эксплуатации автомобиля. Это не так! Периодически ее необходимо менять. Вопрос в том, как часто? Стандартное требование большинства автопроизводителей – полностью менять тормозную жидкость каждые 2 года. И вот почему.

Даже в закрытую тормозную систему из окружающего воздуха попадает влага. Тормозная жидкость чрезвычайно гигроскопична, она довольно активно эту влагу впитывает. И когда в тормозной жидкости накапливается слишком много воды, происходит значительное снижение равновесной температуры кипения (этот термин определяет ее свойства в конце жизненного цикла, когда содержание воды в ТЖ достигает 3,5%), что может привести к появлению в тормозной жидкости паровых пробок. Как это происходит и чем это грозит? Такой пример: если при спуске с горы нога водителя будет постоянно находиться на педали тормоза, температура тормозной жидкости от нагретых тормозных колодок будет повышаться, и как только будет достигнута критическая точка, содержащаяся в жидкости вода начнет кипеть, образуя в тормозной системе пузырьки пара. Как следствие – потеря жесткой связи между педалью тормоза и тормозными колодками.

Даже минимальное содержание воды в тормозной жидкости ведет к снижению температуры кипения. При эксплуатации машины в условиях российского климата излишек влаги в тормозной жидкости накапливается уже за два года эксплуатации. При сильном торможении в жару она может закипеть, а зимой на стоянке – замерзнуть.

Если вы сами делаете ТО и следите за своим автомобилем, не забывайте про тормозную жидкость. Как минимум, периодически проверяйте ее уровень и при необходимости подливайте новую в тормозной бачок.

Для измерения температуры кипения в системе торможения существуют специальные приборы. Однако у рядового автолюбителя, как правило, такого прибора нет. Поэтому просто возьмите за правило менять тормозную жидкость каждые два года.

Вся разница в DOT

В основном тормозные жидкости отличаются температурой точки кипения и степенью вязкости. Чем меньше вязкость, тем проще тормозной жидкости проходить по патрубкам и через различные клапаны гидроприводов, и тем быстрее будет отклик. Классифицируют тормозные жидкости по американскому стандарту департамента транспорта FMVSS-116 DOT. Чем выше класс DOT, тем выше температура кипения и равновесная температура кипения.

Жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 производят на основе гликолей (NSBF), а DOT 5 – на основе силикона (SBBF) (к слову, ТЖ классов DOT 1 и DOT 2 давно устарели и не производятся). Смешивать тормозные жидкости разных типов (гликолевые с силиконовыми) нельзя, это важно знать при доливке тормозной жидкости! Если смешать жидкости на разных основах, то полученная в результате смесь может расслоиться. Не случайно стандарт FMVSS 116 требует окрашивать силиконовые жидкости DOT 5 в красный цвет, в то время как все остальные тормозные жидкости либо прозрачные, либо янтарные (точнее, имеют оттенки от светло-желтого до светло-коричневого). Что же касается тормозной жидкости DOT 5.1, то ее не возбраняется смешивать с продуктами классов DOT 3 и DOT 4.

Помимо истечения «срока пригодности» тормозной жидкости, показаниями к ее замене являются ремонт тормозных механизмов или покупка б/у машины.

Выбор тормозной жидкости

Тормозные жидкости класса DOT 3 считаются довольно устаревшими и применяются для автомобилей более ранних годов выпуска, они рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах. DOT 4 – довольно универсальные тормозные жидкости с улучшенными эксплуатационными характеристиками, они подходят практически для всех современных автомобилей с дисковыми тормозами. А для автомобилей с ABS применяются тормозные жидкости стандарта DOT 4 Class 6.

Тормозные жидкости класса DOT 5.1 (это модифицированный DOT 4 – с более высокой точкой кипения) используются на автомобилях с повышенными динамическими характеристиками, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше – например, на спортивных автомобилях для города.

Отдельно стоит остановиться на тормозных жидкостях класса DOT 5. Благодаря силиконовой основе эти жидкости отличаются низкой гигроскопичностью – они не поглощают влагу и не смешиваются с ней. Используют DOT 5, в основном, на автомобилях, которые эксплуатируются в условиях повышенной влажности и в тяжелых режимах – с частыми разгонами и интенсивными торможениями, сопровождаемыми повышенными динамическими и температурными нагрузками на тормозную систему.

Наш совет автовладельцам: не надо покупать жидкость, которую вы сами считаете «лучшей». Мы советуем не экспериментировать и просто купить тормозную жидкость, соответствующую рекомендациям производителя вашего автомобиля. Каждый автопроизводитель имеет собственную кодировку классов тормозных жидкостей, используемых в производимых им транспортных средствах – эта информация содержится в руководстве по эксплуатации автомобиля или спецификациях. Эти коды нужно сопоставить с соответствующими спецификациям того или иного производителя тормозных жидкостей – это поможет вам быстро и легко выбрать подходящий для вашей машины продукт.

В заключение отметим, что тормозная жидкость (кроме DOT 5) довольно агрессивна, особенно по отношению к краске колодок и кузова автомобиля – она оказывает разъедающее воздействие на окрашенные поверхности и даже на резину (DOT 3). Компания Nisshinbo проводит специальные испытания, чтобы определить, как ведет себя покрытие наших тормозных колодок при попадании на неё тормозной жидкости. Если тормозная система исправна, тормозная жидкость протекать не должна, но мы все равно проверяем стойкость нашей продукции к ее агрессивному воздействию.

Следует соблюдать технику безопасности при обращении с тормозными жидкостями. Главное, не допускать ее попадания в глаза и на кожу – а если это произошло, нужно срочно промыть лицо и руки под струей воды и, при необходимости, обратиться к врачу. При попадании на лаковые покрытия, одежду или обувь также необходимо незамедлительно промыть большим количеством воды. Будучи токсичным веществом, тормозная жидкость должна утилизироваться как специальные отходы. Ее нельзя выливать в канализацию. Стоит отметить, что тормозные жидкости горючи, и при работе с ними лучше воздержаться от курения.

Тормозные жидкости

Существуют моменты, когда скорость автомобиля не важна, а важно быстро остановиться. Резкое нажатие на педаль тормоза – умный автомобильный мозг быстро передает команду на сложную электронику, включая все возможные помощники в торможении. И во всем этом великолепии электроники основную работу выполняет старая проверенная временем «гидравлика».

Рабочий процесс автомобильных тормозов остается неизменным на протяжении многих лет. Добавился легкий антураж в виде электронных помощников, но суть не изменилась. Основным исполнителем является тормозная жидкость, находящаяся в системе под давлением.
Нажатие на педаль дает команду на главный тормозной цилиндр, он создает давление тормозной жидкости, а далее тормозная жидкость передает усилие на поршни суппортов, которые, в свою очередь, давят на тормозные колодки, сжимая тормозной диск. Итогом становится остановка автомобиля.

На первый взгляд выглядит все достаточно просто, но не все так легко как кажется. В процессе торможения внутри системы повышается давление, а значит, растет температура, в свою очередь это приводит к нагреванию тормозной жидкости, иногда вплоть до кипения. Кипящая жидкость приведет к образованию пара, смесь жидкости и пара повлечет за собой способность сжиматься, а в этом случае тормозная система утратит способность реагирования на нажатие педали тормоза. Итогом могут стать крайне неприятные последствия, так как снизится эффективность работы тормозной системы, и усилие на тормозные колодки передаваться будут в малом объеме.

Свойства тормозной жидкости.
Выше описанная ситуация, к сожалению не редкость, чтобы избежать этого к выбору тормозной жидкости и периодичности обслуживания тормозной системы нужно подходить серьезно.

Тормозная жидкость должна обладать определенными характеристиками для полноценной работы в системе, эти же характеристики влияют на эксплуатационные качества.
Три основных свойства тормозной жидкости:
1. Температура застывания – параметр, отвечающий за низкотемпературную вязкость тормозной жидкости. Если жидкость не будет обладать хорошими низкотемпературными свойствами, то в этом случае жидкость станет густой, и полноценная прокачка по системе будет не возможна. Нажать на педаль тормоза будет сложно, что может привести к неприятным последствиям.
2. Гигроскопичность – важнейший параметр показывает способность тормозной жидкости впитывать влагу. Конечно же, чем ниже этот показатель, тем лучше. От этого зависит, в том числе, и срок службы тормозной жидкости. Влага, попадая в тормозную жидкость, может понизить ее температуру кипения, а так же сильно ухудшит свойства жидкости. Эксплуатация автомобиля с такой жидкостью может привести к образованию коррозии в системе.
3. Агрессивность – параметр, показывающий, насколько хим. состав жидкости оказывает негативное влияние на резиновые, пластиковые, а так же металлические элементы тормозной системы. Тормозная жидкость с высокой агрессивностью будет сильно влиять на износ таких элементов, что так же может закончиться отказом системы в самый неожиданный момент.

Кстати! В России, которая на весь мир славится своей холодной зимой, необходимо пользоваться жидкостью, сохраняющей свои свойства даже при низких температурах.

Виды жидкостей для тормозной системы.

  • Основную классификацию жидкостей тормозной системы разработал Департамент транспорта США (USDOT). И на сегодняшний день существует несколько видов тормозной жидкости:
  • DOT-1 и DOT-2 к настоящему времени практически не используются.
  • DOT-3. Тормозная жидкость, выполненная на основе гликоля, несильно агрессивна к лакокрасочным покрытиям и резиновым изделиям. Обладает высоким уровнем гигроскопичности. Имеет сухую температуру кипения в 205 о С. Нечасто, но все еще попадается в требованиях производителей.
  • DOT-4. Тормозная жидкость, выполненная на основе гликоля, агрессивна к лакокрасочному покрытию, нейтральна к резиновым изделиям. По сравнению с DOT-3 имеет меньший уровень гигроскопичности. Сухая температура кипения составляет 230 о С. Часто попадается в рекомендациях производителей для тормозных систем, не оснащенных умными электронными помощниками.
  • DOT-5. Тормозная жидкость, выполненная на основе силикона. Оригинальный пакет присадок сильно снижает уровень гигроскопичности. Жидкость полностью нейтральна к лакокрасочному покрытию и резиновым изделиям. Сухая температура кипения составляет 260 о С. Этот класс жидкостей на транспортных средствах применяется крайне редко.
  • DOT-5.1. Тормозная жидкость, выполненная на основе гликоля, агрессивна к лакокрасочному покрытию, нейтральна к резиновым изделиям. Уровень гигроскопичности сравнительно не большой. Сухая температура кипения составляет 275 о С. Рекомендуется производителями на автомобили с высокими тепловыми нагрузками.

У некоторых производителей, так же существуют условные «подклассы» жидкостей. Это продукты с дополнительными пакетами присадок улучшающие некоторые характеристики.

Смешивание тормозных жидкостей.
Жидкости, изготовленные на одной основе, условно являются смешиваемыми. Тем не менее, разные производители могут использовать различные пакеты присадок, из-за этого существует мнение специалистов, что если уж смешивать, то в рамках одного производителя.

Соответственно жидкости класса DOT-5, имея силиконовую основу не совместимы с жидкостями на гликолевой основе (DOT-3, DOT-4, DOT-5.1).
Тормозные жидкости разных классов в большинстве своем имеют разный цвет:

Как выбрать тормозную жидкость для своего автомобиля.

При выборе тормозной жидкости опираться, в первую очередь, нужно на рекомендации производителя автомобиля. Условно, если по инструкции прописан тип жидкости DOT-4, то уж точно не стоит смотреть в сторону DOT-3.
Поэтому вначале открываем инструкцию. Как правило, на одной из последних страниц указан тип необходимой жидкости для автомобиля. В этом случае выбираем соответствующую классификации жидкость, или продукт в том же классе с улучшенными характеристиками.

Зачастую автомобиль может быть с вторичного рынка и инструкция нам не доступна. В таком случае, Liqui Moly предлагает ориентироваться в выборе тормозной жидкости на примере собственной продукции следующим образом:

  • ЖидкостьDOT-3 рабочие характеристики этого класса значительно уступают классам последующим. Применение жидкостей DOT-3 ограничивается автомобилями прошлых поколений рассчитанных на не большие скоростные режимы и не оснащенных даже ABS. В настоящий момент жидкость мало востребована потребителем, по этой причине отсутствует в ассортименте.

  • Жидкость DOT-4 – продукт так же достаточно универсален, но все же имеет отличия по пакету присадок. Этот продукт подойдет для большинства автомобилей с дисковыми тормозами. DOT-4 имеет высокую вязкость, а значит, будет хорошо работать в сильно изношенных системах, что дополнительно минимизирует вероятность утечки жидкости.

  • Жидкость DOT-4 SL6 хорошо подойдет для автомобилей новых и предыдущих годов выпуска. Жидкость имеет малую вязкость, и ориентирована на быструю прокачку по системе. Рассчитана на работу с тормозными системами, оснащенными быстродействующими ABS с расширенной функциональностью (ASR, ESR и т.п.) Благодаря высокой сухой температуре кипения (265 о С), покажет отличные результаты на дороге, где могут присутствовать тяжелые нагруженные режимы для тормозной системы.
  • Жидкость DOT-5 этот класс кардинально отличается от остальных, в основе используется силикон. Не смотря на достаточно хорошие вязкостные и температурные характеристики, применяется на специальной технике, тормозная система которых рассчитана на работу в экстремальных условиях. В ассортименте Liqui Moly отсутствует.

  • Жидкость DOT-5.1 хорошо подойдет для автомобилей новых и предыдущих годов выпуска. Жидкость так же имеет малую вязкость, и ориентирована на быструю прокачку по системе. А, значит, будет уверенно себя чувствовать в тормозных системах, оснащенных различными электронными помощниками(ASR, ESR и т.п.). Благодаря высокой влажной температуре кипения (180 о С) покажет хорошие результаты при работе в экстремальной влажной среде.

  • RacingBrakeFluid уникальная жидкость, ориентированная, в первую очередь, для спортивного применения. В таких условиях используются тормозные системы, способные выдержать высокие нагрузки, или же речь идет об эксплуатации в экстремальных условиях. Учитывая такие нагрузки, Racing Brake Fluid имеет полновязкую основу, а сухая и влажная температура кипения значительно выше предыдущих типов 320 о С и 195 о С соответственно.

Чем отличаются тормозные жидкости разных производителей. Какая тормозная жидкость лучшая.

Лучшая тормозная жидкость для автомобиля – это правильно подобранная тормозная жидкость, учитывая условия эксплуатации. Конечно же, необходимо учитывать качество продукта. Не дорогая тормозная жидкость, как правило, будет обладать необходимыми пакетами присадок по минимальному пределу. Тормозные жидкости дорогого сегмента напротив обладают более богатыми наборами пакетов присадок и зачастую могут работать в диапазоне превышающим требования производителя. К продукции с такими характеристиками с полной уверенностью можно отнести тормозные жидкости компании Liqui Moly. Тормозные жидкости Liqui Moly обладают хорошей стабильностью, достаточной вязкостью, низкой гигроскопичностью. Благодаря высоким эксплуатационным свойствам, обеспечивают бесперебойную и эффективную работу системы торможения.

С какой периодичностью производить замену тормозной жидкости?

Регламент замены жидкости определяет производитель автомобиля. В массе своей такая замена происходит на пробеге 30 тыс. км. или 2 года (что наступит быстрее). На премиальных брендах и спортивных автомобилях минимум раз в год. Но как мы писали выше, тормозные жидкости в большей или меньшей степени гигроскопичны, поэтому рекомендуется периодически производить замеры жидкости на содержании влаги. Такие замеры производят в рамках стандартного сервисного обслуживания или же это возможно сделать самостоятельно с помощью электронного тестера для тормозной жидкости.

Если замеры покажут содержание влаги свыше 3,5% (красная лампа на тестере), то жидкость необходимо заменить.

Как правильно менять тормозную жидкость?

Правильность замены тормозной жидкости будет зависеть от автомобиля. На многих автомобилях выходящих с конвеера в наши дни старый «дедовский способ – на яме в гараже» уже не подойдет. Автомобили новейшего поколения (например, оснащенные системой Start-Stop) просто не дадут этого сделать, сложная электроника потребует подключения диагностического сканера, и запуска сервисной программы по замене тормозной жидкости. Только после этого, мастер сможет провести процедуру замены, используя специальный инструмент.

Для автомобилей, не требующих такого деликатного подхода, в идеальном варианте тормозная жидкость меняется так же в условиях техцентра специальным аппаратом способным прокачать жидкость с подсоединением к тормозному бачку. В таком случае все делает автоматика, параллельно проводя промывку тормозной системы.

Но чаще всего замену производят вручную. Когда поочередно прокачивают каждый контур тормозной системы (так же – с промывкой), добавляя тормозную жидкость в бачок по мере необходимости. Процедура включает в себя несколько этапов. Главное при проведении таких работ не допустить попадания воздуха в систему.
Начинать нужно с задней оси автомобиля, правого по ходу движения суппорта. Обеспечить свободный доступ к штуцеру. Если за тормозной системой следили, то дополнительных работ по раскисанию штуцера проводить не понадобится.

Следующим шагом, выкачиваем старую тормозную жидкость из тормозного бачка. Для этого понадобится большой шприц или спринцовка. После удаления из бачка старой жидкости, необходимо залить свежую жидкость в соответствии с требованиями производителя.

Далее необходимо надеть на прокачной штуцер суппорта прозрачную виниловую трубку, второй конец трубки помещается в пустую тару.

С этого момента начинается процесс замены самой жидкости, и без помощи не обойтись. За руль садится помощник, двигатель заводится, педаль тормоза нажимается несколько раз и фиксируется в нажатом состоянии.

Пока педаль зажата, прокачной штуцер откручивается на половину оборота, под давлением выходит отработавшая тормозная жидкость.

Такие манипуляции нужно повторять до тех пор, пока в тару не начнет поступать свежая тормозная жидкость. В процессе не забываем подливать свежую тормозную жидкость в бачок. Прокачка колесной магистрали закончена, штуцер закручивается и все собирается в обратной последовательности. Следующие этапы включают в себя повторение процедуры на каждом тормозном суппорте. Последним должен быть передний левый суппорт. Финальным этапом будет проверка хода педали, это 10-15 мм свободного хода. А так же контроль уровня тормозной жидкости в бачке.

Важно! Отработанная тормозная жидкость является опасным отходом, выливать ее в открытый грунт запрещено. Жидкости такого плана должны быть правильным образом утилизированы.

Итог.

Тормозная система автомобиля является важнейшим узлом любого автомобиля. Она отвечает за самое важное в автомобиле – за безопасность! Так как тормозная жидкость довольно гидроскопична, то необходимо производить регулярную ее замену. Выбирая тормозную жидкость, будьте уверены в правильности подбора и в качестве используемого продукта. Компания Liqui Moly предлагает потребителям качественный продукт, производящийся в Германии по международным стандартам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector