Ремонт генератора регулятора напряжения
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Ремонт генератора регулятора напряжения

Проверка реле напряжения

Смотрите также

Обгонная муфта генератора

Горит лампа зарядки аккумулятора

Как заряжать аккумулятор автомобиля правильно

    729 25 384k

Схема генератора автомобиля

Плотность аккумулятора

    721 17 298k

Калькулятор расчета тока утечки в автомобиле

Расчет допустимой утечки тока в автомобиле | Онлайн калькулятор

Проверка регулятора напряжения генератора бывает необходима в случае когда начали наблюдаться проблемы с аккумулятором. В частности, он стал недозаряжаться или перезаряжаться. При появлении такой неисправности как раз самое время проверить реле регулятора напряжения генератора.

Реле должно отключатся при 14,2-14,5В

В задачу этого несложного прибора входит регулирование значения напряжения электрического тока, которое подается от генератора к аккумуляторной батарее. При его выходе из строя, АКБ или недостаточно заряжается или наоборот перезаряжается, что также опасно, поскольку при этом значительно снижается ресурс аккумулятора.

Согласитесь, что такая перспектива из-за одной небольшой детальки не очень хорошая. Именно поэтому так важно контролировать рабочее состояние регулятора напряжения (также его еще могут называть таблетка или шоколадка). Но чтобы правильно проверить регулятор напряжения необходимо знать его тип и несколько важных особенностей.

Типы регуляторов напряжения

Разобравшись с тем, каких типов бывают эти устройства, в чем их особенности и свойства, придет полное понимание проводимых при проверке процедур. Также это даст ответ, по какой схеме, каким способом и как проверять регулятор напряжения генератора.Регуляторы бывают двух типов:

В первом случае имеется в виду, что корпус регулятора совмещен со щеточным узлом непосредственно в корпусе генератора. Во втором случае регулятор представляет собой отдельный узел, который расположен на корпусе машины, в моторном отсеке, и к нему идут провода от генератора, и от него уже тянутся провода к аккумуляторной батарее.

Особенностью регуляторов является то, что их корпуса неразборные. Они, как правило, залиты герметиком или специальной смолой. Да и ремонтировать их особого смысла нет, поскольку стоит аппарат недорого. Поэтому основная проблема в данном ключе состоит в проверке реле регулятора напряжения генератора. Независимо от типа регулятора признаки напряжения будут одни и те же.

Признаки неисправности

Так, в случае пониженного напряжения аккумуляторная батарея попросту не будет заряжаться. То есть, утром вы не сможете завести машину, возможно даже не засветятся лампы на приборной панели или неприятности возникнут во время движения. Например, тусклые фары в темное время суток, неустойчивая работа электросистемы (проблемы с электроприборами — дворниками, обогревателями, магнитолой и так далее).

В случае повышенного напряжения велика вероятность уменьшения уровня электролита в банках аккумулятора, или его выкипание. Также может появиться белый налет на корпусе АКБ. При перезарядке батарея может вести себя неадекватно.

Признаки, неисправности, ремонт генератора и регулятора напряжения

Кроме этого, еще можно выделить следующие признаки неисправности регулятора напряжения (в отдельных случаях некоторых из них могут как иметь место, так и отсутствовать, все зависит от конкретной ситуации):

  • при включении зажигания на приборной панели не светится контрольная лампочка (хотя это может быть признаком и других неисправностей, например, того, что он перегорела, отпал контакт и так далее);
  • после запуска не гаснет индикатор аккумулятора на приборной панели, то есть, имеют место явные неисправности в зарядке АКБ;
  • яркость свечения фар становится зависима от оборотов двигателя (это можно проверить где-нибудь в безлюдном месте, установив автомобиль напротив стены и погазовать — если при этом свечение будет меняться, то, скорее всего, регулятор напряжения неисправен);
  • машина перестала нормально заводиться с первого раза;
  • постоянно разряжается аккумуляторная батарея;
  • при превышении количества оборотов двигателя свыше 2000 об/мин индикаторы на приборной панели отключаются;
  • динамические характеристики машины падают, особенно это заметно на высоких оборотах двигателя;
  • в некоторых случаях может закипеть аккумуляторная батарея.

Причины отказа реле-регулятора

Причинами выхода регулятора напряжения из строя могут быть:

  • короткое замыкание в цепи, в том числе межвитковое замыкание обмотки возбуждения;
  • выход из строя выпрямительного моста (пробой диодов);
  • переполюсовка или неправильное подключение к выводам аккумулятора;
  • проникание влаги в корпус регулятора и/или генератора (например, во время мойки машины или езды в сильный дождь);
  • механические повреждения узла;
  • естественный износ узла, в том числе, щеток;
  • плохое качество непосредственно проверяемого аппарата.

Существует ряд несложных методов проверки регулятора вне зависимости от того, съемный ли этот узел или нет.

Простейший способ проверки регулятора напряжения генератора

Самый простой метод проверки регулятора состоит в замере мультиметром напряжения на аккумуляторных клеммах. Однако стоит сразу оговориться, что приведенный далее алгоритм не дает 100% вероятности выхода из строя именно регулятора. Возможно, вышел из строя непосредственно генератор. Но преимущество данного метода заключается в том, что он прост, и не нужно выполнять демонтаж устройства из машины. Итак, алгоритм проверки регулятора напряжения генератора мультиметром таков:

  • Выставить тестер в режим измерения постоянного напряжения на предел около 20 В (зависит от конкретной модели, главное, чтобы он максимально точно показывал значения до 20 В).
  • Запустить двигатель.
  • Измерить напряжение на клеммах аккумулятора в режиме холостого хода (1000. 1500 об/мин). При исправном регуляторе и генераторе значение должно находиться в пределах 13,2. 14 В.
  • Увеличить обороты до значений 2000. 2500 об/мин. В нормальном состоянии электросхемы соответствующее напряжение вырастет до 13,6. 14,2 В.
  • При увеличении оборотов до 3500 об/мин и выше напряжение не должно превышать 14,5 В.

Если в процессе проверки значения напряжения очень отличаются от приведенных, то, скорее всего, у машины неисправен регулятор напряжения. Помните, что напряжение не должно падать ниже 12 В и не должно повышаться более 14,5 В.

Как было указано выше, регулятор может быть отдельный или совмещенный с генератором. В настоящее время практически на всех иномарках, да и на большинстве современных отечественных машин устанавливаются совмещенные реле. Это обусловлено спецификой их работы и экономией места.

Проверка совмещенного реле-регулятора

Проверка регулятора напряжения ВАЗ 2110

Для выполнения соответствующей проверки необходимо собрать схему, приведенную на рисунке. Для этого используются зарядное устройство или блок питания с регулируемой нагрузкой (важно, чтобы с его помощью была возможность регулировать значение напряжение в цепи), лампочку на 12 В (например, от поворотника или фары, мощностью 3. 4 Вт), мультиметр, непосредственно регулятор напряжения (это может быть как от генератора bosch, так и valeo или другой). Используемые для коммутации провода желательно иметь с “крокодилами”.

Проверка регулятора напряжения у генератора 37.3701: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — вывод «масса» регулятора напряжения; 3 — регулятор напряжения; 4 – вывод «Ш» регулятора; 5 — вывод «В» регулятора; 6 — контрольная лампа; 7 — вывод «Б» регулятора напряжения.

Если собрать схему, напряжение в которой будет со стандартным значением 12,7 В, то лампочка будет просто светиться. Но если с помощью регулятора напряжения поднять его значение до 14. 14,5 В, то при исправном реле лампочка должна погаснуть. В противном случае регулятор неисправен. То есть, при достижении напряжения в 14. 14,5 В (в зависимости от модели машины и, соответственно, регулятора) и выше лампочка тухнет, а при понижении до такого же уровня вновь загорается.

Проверка регулятора напряжения ВАЗ 2107

Проверка регулятора напряжения на автомобилях ВАЗ 2108/2109

До 1996 года на машине ВАЗ 2107 с генератором марки 37.3701 устанавливался регулятор напряжения старого образца (17.3702). Процедура проверки приводилась выше. После 1996 года использовался более современный генератор марки Г-222 (стоит интегральный регулятор РН Я112В(В1).

Как видите, алгоритм проверки у всех регуляторов практически одинаков. Разница состоит лишь в значениях отсечки, когда срабатывает реле.

Проверка отдельного регулятора

Проверка регулятора напряжения у генератора Г-222: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — регулятор напряжения; 3 — контрольная лампа.

Как правило, отдельные регуляторы напряжения устанавливали на старые машины, включая отечественные ВАЗы. Но некоторые производители продолжают так поступать до сих пор. Процесс проверки аналогичен. Для этого нужно иметь блок питания с регулятором значения напряжения, лампочку на 12 В, мультиметр и непосредственно проверяемый регулятор.

Для проверки нужно собрать схему, приведенную на рисунке. Сам же процесс аналогичен приведенному выше. В нормальном состоянии (при напряжении в 12 В) лампочка светится. При увеличении значения напряжения до 14,5 В она тухнет, а при понижении — светится вновь. Если в процессе лампа светится или тухнет при других значениях — значит, регулятор вышел из строя.

Проверка реле типа 591.3702-01

Схема проверки реле типа 591.3702-01

Также до сих пор можно встретить регулятор напряжения типа 591.3702-01, который устанавливали еще на заднеприводные ВАЗы (начиная от ВАЗ 2101 и заканчивая ВАЗ 2107), ГАЗ и Москвичи. Аппарат крепится отдельно, и устанавливается на кузове. В целом же проверка аналогична описанному выше, однако отличия состоят в используемых при этом контактах.

В частности, на нем есть два основных контакта — «67» и «15». Первый из них — это минус, а второй — плюс. Соответственно, для проверки необходимо собрать схему, приведенную на рисунке. Принцип проверки остается прежним. В нормальном состоянии, при напряжении в 12 В лампочка светится, а при повышении соответствующего значения до 14,5 В — тухнет. При возвращении значения в исходное значение лампочка загорается вновь.

Классическим регулятором такого типа является аппарат марки РР-380, устанавливаемый на машины ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102. Приводим справочные данные, касающиеся этого регулятора.

Регулируемое напряжение при температуре регулятора и окружающей среды (50±3)° С, В:
на первой ступени не более 0,7
на второй ступени 14,2 ± 0,3
Сопротивление между штекером «15» и массой, Ом 17,7 ± 2
Сопротивление между штекером «15» и штекером «67» при разомкнутых контактах, Ом 5,65 ± 0,3
Воздушный зазор между якорем и сердечником, мм 1,4 ± 0,07
Расстояние между контактами второй ступени, мм 0,45 ± 0,1

Проверка трехуровневого реле

Регулируемый источник питания

Некоторые автовладельцы устанавливают на свои машины вместо стандартных “шоколадок” трехуровневые реле, которые являются технологически более продвинутыми. Их отличием является наличие трех уровней напряжения, при котором происходит отсечка питания аккумулятора (например, 13,7 В, 14,2 В и 14,7 В). Соответствующий уровень можно выставить вручную, воспользовавшись специальным регулятором.

Такие реле являются более надежными и позволяют гибко регулировать уровень напряжения отсечки. Что касается проверки такого регулятора, то она полностью аналогична описанным выше процедурам. Только при этом не забудьте про значение, которое выставлено на реле, и соответственно, проверяйте его по мультиметру.

Проверка генератора

Существует один метод, с помощью которого можно проверить работоспособность генератора автомобиля, оборудованного реле регулятора 591.3702-01 с элементами диагностики. Он заключается в следующем:

  • отключить провода, которые шли к контактам 67 и 15 регулятора напряжения;
  • подключить к ней лампочку (исключив из схемы регулятор);
  • снять с плюсовой клеммы аккумуляторной батареи провод.
Читать еще:  Ремонт бензиновых тнвд

В случае, если в результате этих действий двигатель не заглох — значит, можно утверждать, что генератор автомобиля в порядке. В противном случае — неисправен и нуждается в проверке и замене.

Рекомендации по увеличению срока службы регулятора

Для того чтобы увеличить срок службы регулятора напряжения, необходимо придерживаться нескольких несложных правил, направленных на выполнение профилактических мер. Среди них:

  • не допускайте чрезмерного загрязнения генератора, периодически проводите осмотр его состояния, а при необходимости и демонтаж с чисткой агрегата;
  • проверяйте натяжку ремня генератора, при необходимости подтягивайте его (самостоятельно или в автосервисе);
  • контролируйте состояние обмоток генератора, в частности, не допускайте их потемнения;
  • проверяйте контакт на управляющем проводе реле-регулятора, причем как его качество, так и наличие на нем окисления;
  • выполняйте периодическую проверку напряжения на аккумуляторной батарее автомобиля с запущенным двигателем.

Соблюдение этих простых правил позволят вам увеличить ресурс и срок эксплуатации как генератора, так и регулятора напряжения автомобиля.

Итоги

Проверка реле-регулятора напряжения — дело несложное, и с ней может справиться практически любой автолюбитель, владеющий элементарными навыками ремонтных работ. Главное, иметь для этого соответствующие инструменты — мультиметр, блок питания с регулятором напряжения (хотя можно подключить и к аккумулятору с зарядным устройством), лампу на 12 В и кусочки проводов для монтирования соответствующей схемы.

В случае, если в процессе проверки вы выяснили, что регулятор вышел из строя, то он подлежит обязательной замене (ремонтные работы как правило не производятся). Главное, не ошибиться при его выборе и приобрести ту деталь, которая подходит именно для вашей машины.

Как проверить и ремонт реле регулятора генератора

Приветствую. Сегодня хочу добавить статью с другого ресурса о проверке реле регулятора автомобиля ВАЗ. Реле регулятор отечественного автомобиля штука капризная, при выходе из строя оно способно перезаряжать или наоборот, недодавать зарядки вашему аккумулятору. Эта запчасть контролирует напряжение бортовой сети с помощью изменения тока обмотки возбуждения генератора. Если есть подозрения на неисправность генератора, прежде всего, необходимо определить работоспособность реле-регулятора, возможно дело будет в нем. Сегодня мы коротка расскажем, как проверить реле регулятор ВАЗ!

Для более наглядного теста, для проверки взято заведомо неисправное реле регулятор от ВАЗ 2101. Поддерживать рабочее напряжение такое реле должно в пределах 14-14,4 В.

Как проверить реле регулятор ВАЗ?
Для начала необходимо подключить реле регулятор согласно схеме к регулируемому источнику питания. Контрольная лампочка не должна быть слишком мощной, это может вызвать выход реле из строя. В нашем случае контрольной лампочкой станет светодиодная лента.
Затем, постепенно добавляя напряжение, необходимо добиться момента срабатывания реле. В этот момент контрольная лампочка погаснет, это и будет необходимая контрольная точка.

Напряжение: 10.1 В. Контрольная лампочка горит, все в пределах нормы.

Напряжение: 12.1 В. Контрольная лампочка горит, все в пределах нормы.

Напряжение: 14.4 В. Контрольная лампочка все еще горит, а должна уже по идее потухнуть. Будем искать дальше точку срабатывания реле.

Напряжение: 15.4 В. Контрольная лампочка продолжает гореть.

Напряжение 17.1 В. Контрольная лампочка горит, но уже очень тускло.

Как видно из теста это реле сильно завышает рабочее напряжение, его лучше сразу заменить. Нормальный же режим работы реле находиться в пределах 14-14,4 В.

Ремонт реле регулятора генератора
Разобрать реле регулятор ВАЗ совсем несложно, для этого необходимо снять пластиковую крышку корпуса, которая крепиться защелками. Далее необходимо открутить два винта прижимающих транзистор и отпаять клеммы от выводов 67 и 15.
Важно! При снятии платы необходимо проследить за изолирующей подложкой транзистора и постараться ее не потерять. Без нее включать реле в работу нельзя.

Плата и расположение на ней радиоэлементов старых образцов реле регулятора немного отличается от новых, но сама схема не изменилась.

Проверку элементов необходимо начинать в зависимости от симптоматики неисправности.
Если реле хоть как-то работает, завышает или занижает напряжение, тогда скорей всего транзисторы целы. Их можно проверять в последнюю очередь. Первым проверяют номинал резисторов R1-R3 и стабилитрон с диодом D1;D4.
Внимание! Номинал резистора R3 может отличаться от указанного в схеме. На тестируемом реле сопротивление R3 составило 4,7 кОм. Его необходимо определить по цветовой или другой маркировке и проверить сопротивление вручную

Если реле вообще не включается, позваниваем предохранитель F1, диоды D2;D3 и все транзисторы в первую очередь. При проверке транзисторов их необходимо не забыть выпаять со схемы.
Для наглядности и удобства все компоненты со схемы обозначены на плате. Зачастую вся плата покрыта слоем защитного лака, это надо учесть и смыть его в местах подключения щупов.

В данном случае виновником стал стабилитрон D3 — 2С147А. Он был заменен на его полный аналог КС147А.
Для хорошей точности можно провести тест с мультиметром, после того, как полностью окончен ремонт реле регулятора генератора.
Напряжение 13,05В. Контрольная лампочка светит ярко. Все впорядке.

Напряжение 14,15В. Контрольная лампочка уже светит очень тускло. Реле начинает ограничивать ток.

Напряжение 14,4В. Контрольная лампочка полностью потухла. Реле полностью ограничило ток.

Как видно из данного теста реле после ремонта прекрасно справляется со своими задачами, а режим работы как раз входит в диапазон 14 – 14,4 В
Подписывайтесь на обновления в Вконтакте и Однокласниках, что бы не пропустить новые материалы, или же подпишитесь на рассылку по электронной почте в колонке справа
Вот ссылка на источник статьи.
С ув. Эдуард

Сообщества › Автоэлектрика › Блог › Ремонт генератора (очумелые ручки) — замена регулятора напряжения Bosch F00M144142 на 845.3702

Заметил, что напруга в сети без нагрузки была 13.6 вольт, а при включенной на полную печке и фарах с ближним+дальним светом проваливалась до 12.6 вольта. А еще, иногда он не запускался, пока не газанешь до 2000 об/мин.
Генератор умирал. И вчера, наконец, умер совсем. Лампочка на приборке загорелась и не гасла, дотянул по темноте и снегу с дождём до гаража, с еле мажущими дворниками и тусклыми свечками.
Снял гену, у меня оказался Bosch 124415002.
Родная шоколадка выглядит вот так

Смотрите также

Метки: 845.3702 регулятор напряжения ремонт генератора

Комментарии 21

Сделал так же, взял с тебя пример) достался нахаляву такой гена, но не рабочий., (мой умер (подшипники, шкив кривой, да и все там умерло ))) порылся в инете, искал рр, дороговато- от 1600 до 3.5 т.р. … И вот, случилось Чудо- набрёл на твою статью! Поехал купил реле, установил также, .терзали сомнения, будет работать или нет. Короче установил, завел, напряжение скачет в зависимости от оборотов…вот сука…расстроился, потом заглянул под капот, а там просто провод слетел с вывода(на твоей картинке справа)
Одел фишку на место, заводу, напруга стабильно 14.5 ! Я охренел.такого никогда не было. Под всеми включенными потребителями просадка не ниже 13.9. !
Зарядка (напряжение)меняется от температуры окружающего воздуха.в мороз 14.7-14.8 . Когда тепло 13.9-14.2. это с потребителями- ближний, печка.
СПАСИБО тебе, ЧЕЛОВЕЧИЩЕ !

Хорошая статья. Побольше бы таких! Вряд ли буду у себя так колхозить, но все равно интересно. А можно ли заменить этот узел не снимая генератор?

хотел бы я на это посмотреть, на моей машине))
через выхлопную трубу, может)

Тесно очень? А вот у меня много места, но не знаю, смогу ли подлезть…

За пол часа, АКБ не зарядится ! Плотность надо мерить !

поправил на “подзарядился” ))

А на обычный генератор бош этот регулятор пойдет? Я имею ввиду генераторы 80-90г.в?

думаю, подойдёт, все генераторы устроены одинаково

По поводу терморегулятора не обольщайтесь. Да и по поводу напряжения 14,7 В. Максимум. что будет выдавать, это 14,5 В. Хотя и этого для зарядки аккумулятора вполне достаточно.

в какой бортсети есть больше? этого за глаза, лишь бы под нагрузкой не сильно просаживалось!

Я купил себе реле-регулятор, у которого в характеристиках было указано -“14,7 В”. (До этого у меня стоял РР на 14,3 В. ) Но жизнь внесла свои коррективы… ))
www.drive2.ru/l/476639391226265633/

По поводу терморегулятора не обольщайтесь. Да и по поводу напряжения 14,7 В. Максимум. что будет выдавать, это 14,5 В. Хотя и этого для зарядки аккумулятора вполне достаточно.

по поводу генератора и его заряде акб не помню фирмы которая его делала возможно тоже бош на моей машине родной генератор не ремонтировался ни разу и машина с 90 года ! просто хочу спросить на работающем двигателе напряжение бортовой сети 14.00в иногда 14.1 это при выключенных приборах только двигатель ! а при включенной печке и фарах с габаритами 13.00 -13.5 это нормально или пара шо то делать с генератором? и батарея акб после зарядки показывает 12.7в больше не замечал хотя акб 2 года раньше не было амперметра и не знал напряжения акб и в бортовой сети купил китайский амперметр в прикуриватель вставляется может он тоже глючит но не думаю что на много ! что можно сказать по этому поводу?

12.6 и больше на аккуме при незаведенном моторе это норма
Насчёт включенной печки, и напруги на прикуривателе, возможно это просад напряжения на штатной проводке и замке зажигания. Напряжение нужно снимать на клеммах аккумулятора, а лучше на самом генераторе, так будет понятней.

ясно ! но всё же при работающем двигателе заряд должен быть не меньше 13.7в в состоянии нагрузки правильно говорю? но что то мне подсказывает что нужно всё таки снять генератор и посмотреть щётки и дорожку на щёточном узле может почистить и тогда генератор немного лучше будет работать по вольтажу ! сам генератор 70а

Профилактика — всегда хорошо

Весьма познавательно.
А замеры напруги с чего? С приборки?

Ремонт генератора Искра (Iskra), Словения

Ремонт генератора Искра (Iskra), Словения

Собственно статья про генератор Искра производства Словении. Данным генератором в своё время (довольно далёкое) укомплектовывалось некоторое количества автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099. До сих пор эти генераторы встречаются на довольно большом количестве старых автомобилей, но запасные части к ним найти невозможно, т.к. их уже давно не производят.

Немного о генераторе. Довольно хороший и надёжный генератор. Ни один раз видел генераторы, проработавшие более 10 – 15 лет без ремонта и выбрасываемые по тому, что банально изнашивались щётки реле регулятора или контактные кольца ротора, а запасных частей в природе не существует.

Генераторы Искра немного мощнее наших аналогов (37.3701) – 60А против наших 55А. Что уменьшает просадку напряжения на холостых оборотах, особенно для карбюраторных двигателей.

Относительно надёжности. Все соединения в этом генераторе пропаяны, а крыльчатка охлаждения имеет хитрую форму. Я конечно не специалист, но как мне кажется, благодаря этим факторам (отсутствие разъёмных соединений и улучшенное охлаждение) и объясняется высокая надёжность этих генераторов.

Читать еще:  Ремонт главного цилиндра сцепления


“Хитрая” крыльчатка охлаждения генератора Iskra слева. Крыльчатка охлаждения генератора 37.3701 справа.


Разобранный генератор Iskra
1. Задняя крышка генератора Искра;
2. Регулятор напряжения генератора;
3. 3-х лапый съёмник для снятия передней крышки генератора и для спрессовывания подшипника с ротора;
4. Передняя крышка генератора;
5. Корпус генератора вместе с диодным мостом и обмотками;
6. Ротор генератора Iskra;
7. Шкив генератора;
8. Крыльчатка генератора Искра;
9. Крышка подшипника генератора;
10. Крепёжные болты.

Здесь я расскажу о методиках ремонта таких генераторов, т.к. не всегда есть возможность заменить его на что-то новое.

Ремонт регулятора напряжения генератора Искра

Проверка регулятора напряжения (РН) генератора Искра не отличается от аналогичной проверки генератора 37.3701, а следовательно, чтобы убедится что РН не работает, смотрим здесь: проверка регулятора напряжения, пункты 34, 35.

Если в результате проверки регулятор напряжения оказывается не рабочим, то надо его менять. Т.к. нужный РН мы не найдём, следовательно, нам нужно использовать что-нибудь другое со сходными характеристиками. В качестве альтернативы я предлагаю использовать так называемые трёхуровневые регуляторы напряжения.

В продаже встречаются такие регуляторы именно под генератор Iskra (Трехуровневый регулятор напряжения 67.3702-04, Энергомаш). Конструктивно такой регулятор напряжения состоит из щёточного узла и блока управления, который устанавливается за пределами генератора. Стоит порядка 200 рублей. В случае если удастся его купить, то просто устанавливаем щеточный узел вместо штатного регулятора напряжения, закрепляем блок управления на кузове автомобиля (обязательно с хорошей массой) и всё. В добавок, получаем более качественное регулирование уровня напряжения бортовой сети автомобиля, по сравнению со штатным РН и возможность ручного регулирования напряжения в соответствии со временем года и дорожными условиями (подробнее про регулировки прочитаете в инструкции к трёхуровневому регулятору напряжения).


Трёхуровневый регулятор напряжения генератора Iskra

Если такой регулятор найти не получится, то можно использовать и 3-х уровневый регулятор для генераторов 37.3701 (Трехуровневый регулятор напряжения 67.3702-01, Энергомаш), которые можно найти без особых проблем. Но в данном случае потребуется небольшая доработка. Идея проста, т.к. 3-х уровневый генератор состоит из двух частей, то соответственно сам регулятор напряжения у нас есть (выносной), надо только его подключить к генератору. Для подключения мы разбираем старый (родной) регулятор напряжения генератора Искра (попутно меняя щётки, описано ниже), а именно отрезаем от щёток токоведущие дорожки. Отрезаем от щеточного узла нового регулятора провод и припаиваем его концы (концы провода) к выводам щёток старого регулятора. В результате у нас получился новый щёточный узел из старого регулятора, соединённый с новым трёхуровневым регулятором напряжения.


Трёхуровневый регулятор напряжения генератора 37.3701

Замена щёток регулятора напряжения

Если на регуляторе напряжения щётки выступают из корпуса менее чем на 5 мм., то их необходимо заменить. В качестве новых щёток подбираем то, что можно найти в магазинах со сходными размерами. В крайнем случае, их можно просто доработать напильником до нужных габаритов.

Для замены щёток нам надо будет немного разобрать регулятор напряжения. Аккуратно разбираем, меняем и собираем, ничего сложного… Обращаем внимание на то, что щётки должны свободно перемещаться в корпусе щёткодержателя.

Ремонт диодного моста генератора Iskra

Для ремонта диодного моста генератора Искра нам потребуется мощный паяльник.
Откручиваем всё то, что откручивается. Отпаиваем диодный мост от выводов обмоток и проверяем его согласно методике поиска неисправностей генератора.

Если диодный мост назначен виновным в неработоспособности генератора, то тут у нас есть два варианта его восстановления:

1. Мы проверяем все диоды (основные и дополнительные), вычисляем виновного и производим замену. Метод довольно геморройный, так как надо будет много паять;
2. Мы выкидываем старый диодный мост. Выводим из генератора провода и снаружи генератора устанавливаем обычный диодный мост от наших генераторов (в виде подковы). Преимущество данного метода ремонта в том, что штатный диодный мост можно купить в любом автомагазине. Метод ещё геморройнее первого.

Ремонт контактных колец ротора генератора Iskra

Если на контактных кольцах ротора имеется небольшая ступенька, то допускается её стачивание и шлифовка.

Если износ большой, то надо будет протачивать контактные кольца ротора на токарном станке. Изготавливать втулки и напрессовывать их на сточенные контактные кольца ротора. Размер втулок определяется “по месту”.

Замена подшипников генератора Искра

Для замены подшипников нужен 3-х лапый съёмник. Подшипники меняются так же как и на обычном генераторе. Смотрим всё там же: ремонт генератора. Единственно могу посоветовать не покупать подшипники заранее, т.к. размеры одного немного отличаются и в магазине могут дать подшипники на наши генераторы (37.3701). По крайней мере, у меня так получилось и пришлось ещё раз ехать в магазин.

Замена шкива генератора Искра

Замена шкива имеет смысл предотвратить просадку оборотов на холостом ходу при включённых мощных потребителях тока (фары, противотуманные фары, печка, обогрев заднего стекла) особенно на карбюраторных двигателях.

Основная цель – это повысить передаточной число ременной передачи двигатель – генератор, а следовательно увеличить частоту вращения генератора на холостом ходу для повышения отдаваемого тока. Тут опять же есть два варианта дальнейших действий:

1. Заменить шкивы генератора и коленвала на шкивы от инжекторных двигателей под поликлиновый ремень. Дополнительно ещё понадобится сам поликлиновый ремень. Передаточное число повышается с 2,04 до 2,44. Цена всех переделок порядка 1 000 руб.
2. Выточить новый шкив под обычный ремень генератора, но меньшего размера. При этом нам не потребуется менять шкив коленвала и ремень.

Я пошёл по второму пути. Мне выточили новый шкив. Приблизительные размеры указаны на чертеже. Дополнительно ещё может потребоваться небольшая втулка под верхний кронштейн крепления генератора к двигателю, для того чтобы можно было натянуть ремень (подойдёт и обычная гайка). Но чтобы поставить его у меня руки так и не дошли. Так что кто сделает, не забудьте отписаться: работает оно или как…


Чертёж нового шкива генератора Iskra


Новый шкив генератора Iskra справа. Старый шкив слева.

В этой статье я намеренно в подробностях не останавливался на том, что конкретно надо отрезать, как прикрепить нестандартную деталь, где припаять, а где прикрутить и т.д. Т.к. каждый для себя выберет удобное место установки, механизм крепления, используемые инструменты… Описывались лишь основные направления ремонта. Подобные методы ремонта также могут быть применены для ремонта других автомобильных генераторов.

Как проверить реле-регулятор напряжения генератора

Регулятор напряжения — это электронный прибор, устанавливаемый на автомобильных генераторах для стабилизации входного напряжения на аккумулятор. Оно должно быть в пределах 13,2 — 14,5 вольт. Отклонения как в большую, так и меньшую сторону недопустимы. Это уже будет являться неисправностью генератора. В большинстве случаев виновником неисправности бывает именно регулятор напряжения. Этот прибор хотя и имеет небольшие размеры, но именно он оберегает аккумулятор от преждевременного выхода из строя.

Первые признаки неисправности реле-регулятора

Как проверить реле-регулятор генератора. Основным признаком отклонения выходного напряжения генератора является затрудненный пуск двигателя. Особенно часто это проявляется в холодное время года. Проверьте аккумуляторную батарею. Она должна быть чистой и сухой. На ней не должно быть белых выделений. Если они присутствуют, то возможно регулятор вышел из строя, и идет перезаряд батареи, вызывая закипание электролита.

На автомобиле наблюдается слишком яркое свечение ламп накаливания. При этом они часто перегорают. В салоне авто стоит запах горелой проводки. Нередки случаи перегорания предохранителей. При включенных фарах яркость света напрямую зависит от частоты оборотов двигателя. Все это говорит о том, что, возможно, вышел из строя стабилизатор напряжения. А попросту регулятор. Кстати, затрудненный пуск двигателя может наблюдаться как при избыточном, так и недостаточном напряжении.

Следите за контрольной лампочкой зарядного тока. Она находится на щитке приборов. Загорается красным цветом с символикой аккумулятора. Может гореть либо в полный накал, либо половина накала. При запущенном двигателе это говорит о неисправности генератора.

Электрическая неисправность генератора может проявляться тремя способами:

  1. Полное отсутствие какого-либо напряжения.
  2. Сильно заниженное напряжение.
  3. Сильно завышенное напряжение.

​При любой из выше перечисленных неполадок в первую очередь рекомендуется проверить работоспособность реле-регулятора генератора.

​Виды существующих реле-регуляторов

С момента начала появления автомобилей прошел уже целый век. За это время регуляторы не один раз меняли свою начинку и внешний вид. Рассмотрим в первую очередь современные стабилизаторы, а потом уже устаревшие.

Регуляторы наших дней бывают двух видов:

встроенные — такие крепятся непосредственно к корпусу генератора и выпускаются совмещенными со щеточным узлом;

  • отдельно закрепленные — крепятся к кузову автомобиля.
  • Оба вида имеют неразборные корпуса и не подлежат ремонту. Если на генераторе выходное напряжение имеет отклонения от нормального, и есть уверенность, что виноват именно стабилизатор, то в этом случае просто меняем его на новый.

    Предварительная проверка

    Для проверки регулятора напряжения генератора понадобится мультиметр. Запускаем двигатель и мультиметром замеряем напряжение генератора. Один щуп измерительного прибора подсоединяем к клемме 30 генератора (та самая шпилька на задней стенке генератора, к которой идет обычно два, иногда три провода и закрепляются гайкой). Напряжение должно быть в пределах 12,5 — 12,8 вольт.

    Затем запускаем двигатель и опять делаем замеры напряжения на клеммах генератора. На холостом ходе должно быть не меньше 13,2 вольт, но не более 14 вольт. Затем увеличиваем обороты двигателя до 3500 об/мин, в этом случае пределы напряжения должны быть в рамках 14,2 — 14,5. Напряжение не должно превышать значения 14,8 вольт. Если оно выше, то идет перезаряд аккумуляторной батареи.

    Потом включаем дальний свет фар, печку, аварийную сигнализацию и другие приборы и опять замеряем напряжение на генераторе. Оно понизится под нагрузкой включенных приборов, но значение напряжения в этом случае не должно быть ниже 13,2 вольта. Если оно ниже минимального — «недозаряд».

    В обоих случаях необходимо произвести проверку стабилизатора напряжения.

    Как проверить регулятор напряжения генератора

    Современный регулятор, совмещенный со щеточным узлом, применяется на большинстве автомобилей иностранного и отечественного производства. Для начала оценим доступ к генератору. Если он труднодоступен и неудобен, то лучше будет снять его с автомобиля. Если же доступ свободный, то снимаем с него реле, не снимая генератор. Но перед этим обязательно нужно снять минусовую клемму с аккумулятора.

    Регулятор крепится к генератору со стороны задней крышки обычно двумя болтами. Откручиваем их и аккуратно, чтобы не повредить щетки, снимаем его, предварительно отсоединив от него провода.

    Для дальнейшей проверки нам понадобится либо блок питания, либо зарядное устройство, лампа на кальвания на 12 вольт. Главное, чтобы можно было увеличивать и уменьшать напряжение от 10 до 16 вольт. Если для проверки будет использоваться зарядное устройство, то понадобится еще и аккумулятор. Дело в том, что многие зарядные устройства не работают без него.

    Читать еще:  Капремонт двигателя ваз

    Подключаем зарядное устройство к аккумуляторной батарее в штатном режиме. Дополнительно к клеммам батареи подсоединяем мультиметр и два провода. Один на плюс, другой на минус. И соединяем их с реле-регулятором. Плюсовая клемма регулятора — это штекер. Минус — металлическая пластинка под одним из крепежных отверстий. Проводами подсоединяем к щеткам лампочку. Стенд готов, можно начать проверку. Блок питания подключается так же, только без аккумулятора.

    Подключаем зарядное устройство к внешней сети и включаем его. Ручка регулятора нагрузки должна быть на минимальном уровне. Начинаем потихоньку поднимать напряжение. При этом накал лампочки должен понемногу увеличиваться. При нагрузке 12 вольт и более она должна гореть в полный накал. Продолжаем плавно поднимать напряжение до тех пор, пока не потухнет лампочка, или нагрузка не достигнет значения 15 вольт. Если регулятор исправен, то лампочка должна погаснуть на значении напряжения 14,2 -14,5. При снижении нагрузки лампочка опять загорится.

    Если лампочка тухнет до 14 вольт, или достигнуто напряжение более 14,8 вольт, а лампочка все еще горит, то такой регулятор надо менять.

    Проверка отдельного регулятора напряжения генератора

    Таким же способом проверяется отдельно стоящий стабилизатор. В основном он крепится на кузове в моторном отсеке. Но иногда и на крышку генератора. В любом случае откручиваем его и подсоединяем к стенду. Пусть, например, это будет стабилизатор типа Я112 В.

    Плюсовой провод подсоединяем к клеммам «Б» и «В», минус подаем на корпус. Контрольную лампочку соединяем с клеммами «В» и «Ш». Далее делаем все точно так же, как и с совмещенным стабилизатором. Плавно поднимаем нагрузку, при достижении 14,5 вольт должна произойти отсечка. Если отсечки нет, то меняем регулятор.

    Проверяем устаревший 591.3702−01

    Этот устаревший тип реле устанавливался почти на все заднеприводные автомобили. Относится он к отдельно стоящим. Всегда крепился к кузову моторного отсека. Схема подключения для проверки слегка отличается от вышеописанной. Действия и суть проверки остаются прежними.

    Здесь имеется всего два контакта. Маркировка выполнена цифрами «67» и «15». Контакт под номером «67» — это минусовая клемма. Соответственно «15» — плюс. Минусовой провод с зарядного устройства закрепляем на корпусе устройства. Плюсовой крепим на клемме 15. Провода контрольной лампочки соединяем: один на корпусе, второй и клемме «67». Наш стенд готов к проверке.

    Как проверить мультиметром регулятор к1216ен1

    И напоследок пару слов о реле к1216ен1. Этот регулятор устанавливался на заднеприводные, и переднеприводные ВАЗы с инжекторными двигателями. Если учесть тот факт, что таких автомобилей эксплуатируется немало по всему постсоветскому пространству, нельзя обойти его стороной.

    Этот регулятор принадлежит к совмещенному реле со щеточным узлом. Его предварительная и основная проверка проводится по вышеописанному методу. Никаких особых отличий нет.

    Полезные советы

    Всегда старайтесь держать в чистоте аккумуляторную батарею и генератор. Так как от попадания влаги контакты часто окисляются. А это сильно мешает нормальной работе всего электрооборудования. Нередко отклонения зарядного тока происходят именно от грязи. Стоит хорошенько почистить контакты и клеммы, как неисправность исчезает сама, без всяких замен и ремонтов. Чистота — залог хорошего здоровья не только для человека, но и для автомобиля.

    Ремонт генератора Искра (Iskra), Словения

    Ремонт генератора Искра (Iskra), Словения

    Собственно статья про генератор Искра производства Словении. Данным генератором в своё время (довольно далёкое) укомплектовывалось некоторое количества автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099. До сих пор эти генераторы встречаются на довольно большом количестве старых автомобилей, но запасные части к ним найти невозможно, т.к. их уже давно не производят.

    Немного о генераторе. Довольно хороший и надёжный генератор. Ни один раз видел генераторы, проработавшие более 10 – 15 лет без ремонта и выбрасываемые по тому, что банально изнашивались щётки реле регулятора или контактные кольца ротора, а запасных частей в природе не существует.

    Генераторы Искра немного мощнее наших аналогов (37.3701) – 60А против наших 55А. Что уменьшает просадку напряжения на холостых оборотах, особенно для карбюраторных двигателей.

    Относительно надёжности. Все соединения в этом генераторе пропаяны, а крыльчатка охлаждения имеет хитрую форму. Я конечно не специалист, но как мне кажется, благодаря этим факторам (отсутствие разъёмных соединений и улучшенное охлаждение) и объясняется высокая надёжность этих генераторов.


    “Хитрая” крыльчатка охлаждения генератора Iskra слева. Крыльчатка охлаждения генератора 37.3701 справа.


    Разобранный генератор Iskra
    1. Задняя крышка генератора Искра;
    2. Регулятор напряжения генератора;
    3. 3-х лапый съёмник для снятия передней крышки генератора и для спрессовывания подшипника с ротора;
    4. Передняя крышка генератора;
    5. Корпус генератора вместе с диодным мостом и обмотками;
    6. Ротор генератора Iskra;
    7. Шкив генератора;
    8. Крыльчатка генератора Искра;
    9. Крышка подшипника генератора;
    10. Крепёжные болты.

    Здесь я расскажу о методиках ремонта таких генераторов, т.к. не всегда есть возможность заменить его на что-то новое.

    Ремонт регулятора напряжения генератора Искра

    Проверка регулятора напряжения (РН) генератора Искра не отличается от аналогичной проверки генератора 37.3701, а следовательно, чтобы убедится что РН не работает, смотрим здесь: проверка регулятора напряжения, пункты 34, 35.

    Если в результате проверки регулятор напряжения оказывается не рабочим, то надо его менять. Т.к. нужный РН мы не найдём, следовательно, нам нужно использовать что-нибудь другое со сходными характеристиками. В качестве альтернативы я предлагаю использовать так называемые трёхуровневые регуляторы напряжения.

    В продаже встречаются такие регуляторы именно под генератор Iskra (Трехуровневый регулятор напряжения 67.3702-04, Энергомаш). Конструктивно такой регулятор напряжения состоит из щёточного узла и блока управления, который устанавливается за пределами генератора. Стоит порядка 200 рублей. В случае если удастся его купить, то просто устанавливаем щеточный узел вместо штатного регулятора напряжения, закрепляем блок управления на кузове автомобиля (обязательно с хорошей массой) и всё. В добавок, получаем более качественное регулирование уровня напряжения бортовой сети автомобиля, по сравнению со штатным РН и возможность ручного регулирования напряжения в соответствии со временем года и дорожными условиями (подробнее про регулировки прочитаете в инструкции к трёхуровневому регулятору напряжения).


    Трёхуровневый регулятор напряжения генератора Iskra

    Если такой регулятор найти не получится, то можно использовать и 3-х уровневый регулятор для генераторов 37.3701 (Трехуровневый регулятор напряжения 67.3702-01, Энергомаш), которые можно найти без особых проблем. Но в данном случае потребуется небольшая доработка. Идея проста, т.к. 3-х уровневый генератор состоит из двух частей, то соответственно сам регулятор напряжения у нас есть (выносной), надо только его подключить к генератору. Для подключения мы разбираем старый (родной) регулятор напряжения генератора Искра (попутно меняя щётки, описано ниже), а именно отрезаем от щёток токоведущие дорожки. Отрезаем от щеточного узла нового регулятора провод и припаиваем его концы (концы провода) к выводам щёток старого регулятора. В результате у нас получился новый щёточный узел из старого регулятора, соединённый с новым трёхуровневым регулятором напряжения.


    Трёхуровневый регулятор напряжения генератора 37.3701

    Замена щёток регулятора напряжения

    Если на регуляторе напряжения щётки выступают из корпуса менее чем на 5 мм., то их необходимо заменить. В качестве новых щёток подбираем то, что можно найти в магазинах со сходными размерами. В крайнем случае, их можно просто доработать напильником до нужных габаритов.

    Для замены щёток нам надо будет немного разобрать регулятор напряжения. Аккуратно разбираем, меняем и собираем, ничего сложного… Обращаем внимание на то, что щётки должны свободно перемещаться в корпусе щёткодержателя.

    Ремонт диодного моста генератора Iskra

    Для ремонта диодного моста генератора Искра нам потребуется мощный паяльник.
    Откручиваем всё то, что откручивается. Отпаиваем диодный мост от выводов обмоток и проверяем его согласно методике поиска неисправностей генератора.

    Если диодный мост назначен виновным в неработоспособности генератора, то тут у нас есть два варианта его восстановления:

    1. Мы проверяем все диоды (основные и дополнительные), вычисляем виновного и производим замену. Метод довольно геморройный, так как надо будет много паять;
    2. Мы выкидываем старый диодный мост. Выводим из генератора провода и снаружи генератора устанавливаем обычный диодный мост от наших генераторов (в виде подковы). Преимущество данного метода ремонта в том, что штатный диодный мост можно купить в любом автомагазине. Метод ещё геморройнее первого.

    Ремонт контактных колец ротора генератора Iskra

    Если на контактных кольцах ротора имеется небольшая ступенька, то допускается её стачивание и шлифовка.

    Если износ большой, то надо будет протачивать контактные кольца ротора на токарном станке. Изготавливать втулки и напрессовывать их на сточенные контактные кольца ротора. Размер втулок определяется “по месту”.

    Замена подшипников генератора Искра

    Для замены подшипников нужен 3-х лапый съёмник. Подшипники меняются так же как и на обычном генераторе. Смотрим всё там же: ремонт генератора. Единственно могу посоветовать не покупать подшипники заранее, т.к. размеры одного немного отличаются и в магазине могут дать подшипники на наши генераторы (37.3701). По крайней мере, у меня так получилось и пришлось ещё раз ехать в магазин.

    Замена шкива генератора Искра

    Замена шкива имеет смысл предотвратить просадку оборотов на холостом ходу при включённых мощных потребителях тока (фары, противотуманные фары, печка, обогрев заднего стекла) особенно на карбюраторных двигателях.

    Основная цель – это повысить передаточной число ременной передачи двигатель – генератор, а следовательно увеличить частоту вращения генератора на холостом ходу для повышения отдаваемого тока. Тут опять же есть два варианта дальнейших действий:

    1. Заменить шкивы генератора и коленвала на шкивы от инжекторных двигателей под поликлиновый ремень. Дополнительно ещё понадобится сам поликлиновый ремень. Передаточное число повышается с 2,04 до 2,44. Цена всех переделок порядка 1 000 руб.
    2. Выточить новый шкив под обычный ремень генератора, но меньшего размера. При этом нам не потребуется менять шкив коленвала и ремень.

    Я пошёл по второму пути. Мне выточили новый шкив. Приблизительные размеры указаны на чертеже. Дополнительно ещё может потребоваться небольшая втулка под верхний кронштейн крепления генератора к двигателю, для того чтобы можно было натянуть ремень (подойдёт и обычная гайка). Но чтобы поставить его у меня руки так и не дошли. Так что кто сделает, не забудьте отписаться: работает оно или как…


    Чертёж нового шкива генератора Iskra


    Новый шкив генератора Iskra справа. Старый шкив слева.

    В этой статье я намеренно в подробностях не останавливался на том, что конкретно надо отрезать, как прикрепить нестандартную деталь, где припаять, а где прикрутить и т.д. Т.к. каждый для себя выберет удобное место установки, механизм крепления, используемые инструменты… Описывались лишь основные направления ремонта. Подобные методы ремонта также могут быть применены для ремонта других автомобильных генераторов.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector