Ремонт турбины бензинового двигателя
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Ремонт турбины бензинового двигателя

Ремонтируем турбину своими руками

Для многих автолюбителей, которые любят мощность и скорость, вопрос покупки машины с турбированным двигателем является весьма принципиальным.

В свою очередь, задача турбокомпрессора – подача большего объема воздуха в цилиндры двигателя и как следствие, увеличение мощности последнего.

Единственный недостаток столь полезного элемента – частый выход из строя, поэтому каждый автолюбитель должен уметь производить хотя бы минимальный ремонт турбины.

Особенности конструкции турбины двигателя

Конструктивно турбокомпрессор – это весьма простой механизм, который состоит из нескольких основных элементов:

  1. Общего корпуса узла и улитки;
  2. Подшипника скольжения;
  3. Упорного подшипника;
  4. Дистанционной и упорной втулки.

Корпус турбины выполнен из сплава алюминия, а вал – из стали.

Следовательно, при выходе из строя данных элементов единственным верным решением является только замена.

Большую часть повреждений турбины можно с легкостью диагностировать и устранить. При этом работу можно поручить профессионалам своего дела или же сделать все своими руками.

В принципе, ничего сложного в этом нет (как производить демонтаж и ремонт турбины мы рассмотрим в статье).

Основные неисправности и их причины

Как показывает практика эксплуатации, всего можно выделить две основные причины поломок – некачественное или несвоевременное ТО.

Если же по плану производить технический осмотр, то турбина будет работать долго и без особых нареканий со стороны автолюбителей.

Итак, на сегодня можно выделить несколько основных признаков и причин выхода из строя турбины:

  • 1. Появление синего дыма из выхлопной трубы в момент повышения оборотов и его отсутствие при достижении нормы. Основная причина такой неисправности – попадание масла в камеру сгорания из-за течи в турбине.

  • 2. Черный дым из выхлопной трубы — свидетельствует о сгорании топливной смеси в интеркулере или нагнетающей магистрали. Вероятная причина – повреждение или поломка системы управления ТКР (турбокомпрессора).

  • 3. Дым из выхлопной трубы белого цвета свидетельствует о забитости сливного маслопровода турбины. В такой ситуации может спасти только чистка.

  • 4. Чрезмерный расход масла до одного литра на тысячу километров. В этом случае нужно обратить внимание на турбину и наличие течи. Кроме этого, желательно осмотреть стыки патрубков.

  • 5. Динамика разгона «притупляется». Это явный симптом нехватки воздуха в двигателе. Причина – нарушение работы или поломка системы управления ТКР (турбокомпрессор).
  • 6. Появление свиста на работающем двигателе. Вероятная причина – утечка воздуха между мотором и турбиной.
  • 7. Странный скрежет при работе турбины часто свидетельствуют о появлении трещины или деформации в корпусе узла. В большинстве случаев при таких симптомах ТКР долго не «живет» и дальнейший ремонт турбины может оказаться неэффективным.

  • 8. Повышенный шум в работе турбины может стать причиной засорения маслопровода, изменение зазоров ротора и задевание последнего о корпус турбокомпрессора.
  • 9. Увеличение токсичности выхлопных газов или расхода топлива часто говорит о проблемах с поставкой воздуха к ТКР (турбокомпрессору).

Особенности демонтажа турбины

Чтобы провести ремонт турбины своими руками, ее необходимо демонтировать.

Делается это в следующей последовательности:

  • 1. Отсоедините все трубопроводы, которые идут к турбине. При этом стоит быть крайне осторожным, чтобы не повредить сам узел и смежные с ним устройства.

  • 2. Снимайте турбинную и компрессорную улитки. Последняя демонтируется без проблем, а вот турбинная улитка зачастую прикреплена весьма плотно.

Здесь демонтаж можно выполнить двумя способами – методом киянки или же с помощью самих крепежных болтов улитки (путем постепенного отпускания их со всех сторон).

При выполнении работы необходимо быть очень осторожным, чтобы не повредить колесо турбины.

  • 3. Как только работа по демонтажу улиток завершена, можно проверить наличие люфта вала. Если последний отсутствует, то проблема неисправности не в вале.

Снова-таки, небольшой поперечный люфт является допустимым (но не более одного миллиметра).

  • 4. Следующий этап – снятие колес компрессора. Для выполнения этой работы пригодятся пассатижи. При демонтаже учитывайте, что компрессорный вал в большинстве случаев имеет левую резьбу.

Для демонтажа компрессорного колеса пригодится специальный съемник.

  • 5. Далее демонтируются уплотнительные вкладыши (они расположены в углублениях ротора), а также упорный подшипник (крепится он на трех болтах, поэтому проблем со снятием не возникает).

  • 6. Теперь можно снимать вкладыши с торцевой части – их крепление осуществляется с помощью стопорного кольца (при демонтаже иногда приходится повозиться).

Подшипники скольжения (со стороны компрессора) фиксируются с помощью стопорного кольца.

7. При выполнении работы по демонтажу необходимо (вне зависимости от поломки) хорошо промыть и почистить основные элементы – картридж, уплотнители, кольца и прочие комплектующие.

Особенности ремонта

Как только демонтаж завершен, можно делать ремонт. Для этого под рукой должен быть специальный ремкомплект, где есть все необходимое – вкладыши, метиз, сальники и кольца.

Проверьте качество фиксации номинальных вкладышей. Если они болтаются, то их нужно проточить и провести балансировку вала.

При этом вкладыши желательно хорошо почистить и смазать моторным маслом.

Стопорные кольца, расположившейся внутри турбины, необходимо установить в картридж. При этом проследите, чтобы они оказались на своем месте (в специальных пазах).

После этого можно монтировать вкладыш турбины, предварительно смазав его маслом для двигателя. Фиксация вкладыша производится стопорным кольцом.

Следующий шаг – монтаж компрессорного вкладыша, после чего можно вставлять хорошо смазанную втулку.

Далее надевайте на нее кольцо пластину и хорошенько затяните болтами (без фанатизма).

Установите грязезащитную пластину (крепится с помощью стопорного кольца) и маслосъемное кольцо.

Остается только вернуть на место улитки. Вот и все.

В данной статье указан общий алгоритм работ по разборке и сборе турбины. Безусловно, в зависимости от типа последней, частично данный алгоритм будет изменен, но общих ход работ будет идентичный.

Ну а если выявлена серьезная поломка, то лучше сразу заменить старую турбины на новую.

Выводы

При отсутствии серьезных дефектов ремонт турбины занимает не более нескольких часов времени. Зато с помощью подручных инструментов и подготовленного заранее материала можно сделать весьма качественный и бюджетный ремонт.

Всё про турбокомпрессоры, или Нагнетатель обстановки

Изучаем основные неисправности турбокомпрессоров и технологии их восстановления.

Многие автомобилисты с опаской относятся к ремонту турбокомпрессоров. И не без оснований. При этом производители разрешают ремонтировать некоторые турбины и даже выпускают оригинальные комплектующие, а иные и вовсе занимаются промышленным восстановлением агрегатов. Причиной же невысокого ресурса перебранных турбин зачастую является пресловутый человеческий фактор.

Презумпция невиновности

Турбокомпрессор (ТК) работает на перекрестке нескольких систем двигателя, и его здоровье зависит от исправности других узлов. Поэтому при появлении любых нареканий по поводу работы ТК важно провести вдумчивую диагностику узла в составе мотора. Диагностика необходима и в случае выхода турбины из строя — она послужит гарантией, что новая или отремонтированная турбина не преставится через пару тысяч километров.

Сначала с помощью компьютера проверяют систему управления двигателем в целом и отдельные датчики. Абсолютное большинство турбин оборудовано механизмом регулирования давления наддува; его сбой запросто может быть следствием банальной неисправности — например, неправильного сигнала от расходомера воздуха. Нередки случаи, когда из-за игнорирования такой диагностики в профильные компании по ремонту ТК привозят… исправные агрегаты.

Здоровье турбины зависит от герметичности систем впуска и выпуска двигателя и давления в них. Если, к примеру, забиты нейтрализатор и воздушный фильтр, манометры покажут повышенное разрежение на впуске и увеличенное противодавление на выпуске. Работа в таких условиях серьезно сокращает ресурс внутренних элементов ТК: подшипников, уплотнителей и самого вала. При больших перепадах давления турбина из-за конструктивных особенностей начинает сильнее гнать масло на впуск — патрубок и впускной трубопровод покрываются жирным налетом.

Негерметичность систем впуска и выпуска также вызывает опасные перепады давления. А банальная экономия на замене воздушного фильтра или несвоевременное устранение подсоса воздуха за его корпусом приводят к износу компрессорного колеса турбины. Его лопатки стачиваются попадающими внутрь частицами песка.

Распространенная причина выхода ТК из строя — попадание инородных предметов в крыльчатки. Порою это случается из-за разгильдяйства механика, который при обслуживании машины оставил во впуске ветошь или уронил внутрь шайбу. Или из-за непредвиденного разрушения деталей мотора, когда, например, отваливается электрод от свечи. Вал турбины вращается с огромной скоростью, и попадающие на крыльчатки инородные предметы значительно их деформируют, из-за чего турбину может даже заклинить. В итоге ротор ломается пополам от скручивания. В этом случае ремонтировать агрегат бессмысленно.

К характерным повреждениям крыльчаток и вала приводит так называемый перекрут турбины, то есть превышение допустимых оборотов. Речь не только о неграмотном чип-тюнинге — перекрут может быть спровоцирован и обидным стечением обстоятельств. Например, из-за ошибочных показаний датчика расхода воздуха с запаздыванием срабатывает механизм регулирования давления наддува. ТК работает в очень жестких условиях (взять хотя бы термическую нагрузку), и даже незначительное отклонение от допустимых режимов приводит к непоправимым последствиям.

Описанные причины отказов турбин встречаются не так часто, основная доля приходится на неисправности в системе смазки ТК. В зазорах между валом турбины и его подшипниками должен присутствовать масляный клин, иначе происходит перегрев и износ валов, подшипников и уплотнений — вследствие контактной работы элементов. Чаще всего смерть турбины наступает из-за банального масляного голодания и посторонних частиц в масле.

ТК очень чувствителен к чистоте и качеству масла — больше, чем мотор. Во многом потому, что этот узел работает в тяжелых температурных режимах. В частности, на бензиновых двигателях отработавшие газы разогреваются аж до 1000 °C. Поэтому увеличенные интервалы замены масла и экономия на фильтре первым делом сокращают ресурс ТК.

Читать еще:  Ремонт бензиновых тнвд

Масляное голодание турбины имеет массу причин, о которых мало кто задумывается. Одна из распространенных — закоксовывание подводящей трубки. Зачастую она забивается полностью — и ТК работает на сухую. Не менее важна исправность масляного насоса двигателя, а также системы вентиляции картера. Часто именно из-за нее турбина незаметно умирает. Масло в корпус подшипников ТК поступает под давлением около 4 бар, а сливается из него в поддон двигателя самотеком. И даже незначительное повышение давления картерных газов сильно ограничит расход смазки через турбину, снижая несущую способность ее пленки, и приведет к ее просачиванию через уплотнения. Нередко это происходит из-за неисправного клапана вентиляции.

Многие ремонтники не учитывают все эти моменты, когда ставят турбину после диагностики или ремонта на двигатель. Как минимум, нужно исключить ее работу на сухую в первые секунды после пуска мотора. Для этого в корпус подшипников загодя заливают масло.

Если не обращать внимания на перечисленные нюансы, турбина долго не протянет. А ремонтники, естественно, обвинят в недобросовестной работе тех, кто восстанавливал узел. Вот и боятся люди ремонтировать турбины.

Восстановлению подлежит

Производители турбин основательно подходят к их ремонту на своих производственных мощностях. Дальше всех в этом деле продвинулась фирма Honeywell (бренд Garrett). При восстановлении специалисты меняют картридж турбины (центральный корпус в сборе с валом, подшипниками и крыльчатками) и механизм регулирования давления наддува. Старые неповрежденные корпусы (холодную и горячую улитки) очищают и устанавливают обратно. На выходе имеем практически новый компрессор с полноценной заводской гарантией. Но даже Garrett восстанавливает турбины далеко не всех моделей своей линейки.

Ремонт турбины двигателя: разбираемся в устройстве и видах поломок

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Как устроена турбина двигателя
  • Какие неполадки бывают у турбин двигателя
  • Как произвести ремонт турбины двигателя

Механические узлы транспортного средства подвержены естественному износу и поломкам. Это в полной мере касается турбины. Возникающие проблемы требуют своевременного ремонта. Мелкие неполадки, как правило, устраняются быстро и без существенных финансовых затрат. Более сложные поломки могут негативно сказаться на работе узлов и агрегатов машины. Рассмотрим, какие дефекты встречаются чаще всего и как происходит ремонт турбины двигателя.

Устройство и принцип работы турбины двигателя

Турбонагнетатель состоит из двух компонентов – газовой турбины и компрессора. Турбина преобразует тепловую энергию выхлопных газов в кинетическую энергию вращения лопастей. Она создает избыточное воздушное давление, которое затем с помощью компрессора подается во впускной тракт двигателя.

Компрессор – это воздушный насос, закачивающий увеличенную порцию атмосферного воздуха во время такта впуска в цилиндр. Для правильного смесеобразования требуется пропорциональная подача кислорода и топлива. При смешении они образуют горючую смесь. Чем ее больше поступает в цилиндры, тем выше мощность двигателя. За счет увеличения впускного давления удается добиться лучшего наполнения цилиндров и лучшей отдачи мотора при одном и том же рабочем объеме.

Турбонагнетатель состоит из следующих компонентов:

  • компрессор в разборном корпусе;
  • «улитки» – спиралевидные газовый и воздушный каналы;
  • подшипники вращения в обойме;
  • крыльчатка компрессора;
  • лопастная газовая турбина;
  • центральный вал ротора.

Основой турбины является ротор, смонтированный на специальной оси. Корпус ротора изготавливается из тугоплавких материалов, потому что очень сильно нагревается в процессе работы из-за температуры выхлопных газов.

Чтобы добиться плотного контакта между ротором и крыльчаткой, конструкторы заставили их работать в разных направлениях. Рассмотрим принцип действия:

  • часть выхлопных газов перенаправляется обратно во впускной тракт;
  • здесь для них предусмотрен специальный заход в виде спирали, по которой газы поступают на лопасти;
  • в спиральном канале газы ускоряются и раскручивают ротор.

Такая схема обеспечивает вращение ротора и подачу воздуха под давлением в двигатель. Ось вала, на котором крепится ротор, вращается на подшипниках. Для обеспечения хорошего скольжения требуется высококачественное масло. Система смазки турбины объединена с масляной системой двигателя – так обеспечивается лучшее охлаждение. Сальники и уплотнительные кольца на валу предотвращают течи масла. Дополнительную преграду создают разделенные потоки воздуха и выхлопных газов. Их нельзя изолировать на 100 %, но небольшое попадание выхлопных газов в цилиндры не приведет к ремонту.

Современная конструкция создавалась десятилетиями. Несколько поколений инженеров трудились над тем, чтобы довести до ума идею использования тепловой энергии газов для повышения КПД мотора.

Рекомендуем

Долгое время существовала проблема паузы в работе турбины при нажатии на педаль газа. Ротор обладает определенной инерцией. На малых оборотах двигателя скорости и объема газов не хватает для раскрутки вала. Поэтому появляется так называемая турбояма. Если увеличить производительность турбины, то на высоких оборотах двигателя она пойдет вразнос и потребует ремонта. Проблема была решена с помощью двух компенсационных клапанов. Один стравливает лишний воздух, поступающий в цилиндры, а другой – избыточное давление в «улитке». Таким образом, турбина вступает в работу практически мгновенно и не перегружается на высокой скорости.

Турбина подает в цилиндры горячий воздух, который провоцирует детонацию двигателя. Это очень пагубно сказывается на его ресурсе и ведет к ремонту. Для борьбы с данным явлением воздух охлаждают с помощью интеркулера.

Интеркулер выполняет две функции. Во-первых, охлажденный воздух снижает вероятность детонации (самопроизвольного воспламенения горючей смеси от высокой температуры и давления). Во-вторых, чем ниже температура, тем выше плотность при одном и том же объеме и, соответственно, большее количество кислорода попадает в цилиндр.

Турбина состоит из следующих элементов:

  • устройство регулировки давления (заведует открыванием-закрыванием соответствующего клапана);
  • байпасный клапан (скидывает излишки воздуха во впускной тракт для того, чтобы двигатель не пошел вразнос);
  • клапан для стравливания лишнего воздуха в атмосферу;
  • патрубки для поступления воздуха и выхлопных газов из магистрали для подачи смазки
  • выпускной коллектор, объединенный с турбокомпрессором.

Суть работы объясняется двумя процессами:

  1. Взрывное повышение мощности мотора при выходе турбины на максимальную скорость вращения, так называемый турбоподхват.
  2. Пауза между нажатием на педаль газа и выходом турбины на рабочие обороты. Очень неприятное явление, так как в этом момент автомобиль медленно набирает скорость и слабо отзывается на акселератор. Это уже упомянутая турбояма.

Когда турбина получает достаточную порцию газов, она резко дает импульс для наращивания оборотов двигателя. Количество отработанных газов увеличивается и еще больше раскручивает ротор. Процесс нарастает лавинообразно, и мотор может попасть в ремонт. Для контроля используется регулирующий механизм. Он представляет собой мембрану, оснащенную пружиной тарированной жесткости, которая реагирует на давление наддува. Превышение заданного значения заставляет мембрану прогибаться и давить на клапан, через который лишнее давление уходит в атмосферу. Таким образом регулируется процесс наполнения цилиндров воздухом.

Дизельный двигатель первым получил наддув, и регулировка давления выглядит следующим образом:

  • избыток воздуха в компрессоре компенсируется открытием клапана;
  • когда давление приходит в норму, клапан закрывается и компрессор работает в штатном режиме.


Неполадки в работе турбины двигателя

Диагностика работы турбины выполняется на специализированном автосервисе. Но водитель автомобиля может сам распознать признаки скорого ремонта турбины двигателя.

Синий дым из выхлопной трубы означает проблемы с мотором. Если он снабжен системой турбонаддува, то следует обратить внимание на систему ее смазки. Масло может попадать в двигатель через уплотнения ротора или интеркулера. Кроме того, выхлопные газы могут прорываться в картер двигателя и создавать избыточное давление, которое также приводит к повышенному расходу масла через систему вентиляции.

Сбои в работе системы управления турбокомпрессором тоже приводят к ее ремонту. Белый выхлоп сообщает о засорении канала слива масла из турбины.

Подтеки масла на корпусе и в местах присоединения патрубков говорят о скором ремонте турбины бензинового двигателя. Следует обратить внимание на чистоту воздушных каналов. Также надо проверить состояние внутренних полостей корпуса ротора на предмет закоксовавшегося масла. Затем проконтролировать и при необходимости прочистить систему смазки турбины.

Правильная работа турбины сильно влияет на динамические характеристики автомобиля. Если водитель заметил, что мотор «не тянет», наблюдаются провалы в работе, вялый разгон, то, в первую очередь, надо продиагностировать состояние турбокомпрессора. Регулярная профилактика и своевременное обслуживание сберегут нервы и содержимое кошелька автолюбителя. Ведь ремонт турбины бензинового или дизельного двигателя стоит дорого. Заметив признаки неисправности двигателя, не ленитесь заглянуть под капот.

Рекомендуем

Необычный шум со стороны силового агрегата может быть вызван, в том числе, и неплотным прилеганием «улитки» к впускному тракту. Неисправность может стать следствием ослабшего крепления или коробления привалочных плоскостей после перегрева мотора. Независимо от причины, ремонт неизбежен. В некоторых случаях встречаются трещины на корпусе, вызванные дефектом изготовления либо усталостью металла при большом пробеге. Шум порожден воздухом, который прорывается в образовавшуюся щель. В критической ситуации трещины и коробление корпуса заставят крыльчатку биться о стенки, и здесь уже будет не шум, а металлический скрежет, который ведет к ремонту.

Непомерный рост аппетита «железного коня» связан с засорением воздушного фильтра и каналов. Турбированные моторы очень чувствительны к давлению наддува. Если система управления не может держать его в заданных пределах, наблюдается снижение мощности и увеличение расхода топлива. Причиной чаще всего является недостаточная пропускная способность забитых воздушных каналов. В этом случае ремонт турбины двигателя ограничивается заменой фильтра и чисткой воздушных каналов без демонтажа детали.

Масляное запотевание компрессора также говорит о неисправности или их «букете». Закоксовывание каналов смазки, износ подшипников ротора, потеря эластичности резиновых уплотнений, засорение масляного слива – вот перечень типичных причин ремонта агрегата.

Читать еще:  Ремонт лкп автомобиля своими руками

Ремонт турбины двигателя

Практически все моторы, работающие на «солярке», снабжены наддувом, поэтому ремонт турбины дизельного двигателя встречается чаще. Его можно выполнить своими силами при наличии инструмента и приспособлений. Слесарные навыки и аккуратность сборки помогут добиться хорошего результата. Не забывайте: песчинки, попавшие в корпус турбины, могут окончательно вывести ее из строя. Если сомневаетесь в своих способностях, то, может быть, стоит обратиться в специализированную ремонтную мастерскую, которая даст гарантию на свою работу.

Ремонт турбины двигателя давно поставлен на поток. Приступая к разборке, подготовьте запасные части. Они продаются как отдельно, так и в составе ремкомплекта:

  • во-первых, надо заменить вкладыши ротора;
  • во-вторых – уплотнительные кольца и манжеты;
  • в-третьих – крепеж, отвечающий за соединение корпусных частей.

Проверьте наличие следующих инструментов:

  • комплект гаечных ключей и торцевых головок;
  • набор отверток (плоская, крестовая, Torx и т. п.);
  • кусачки и пассатижи;
  • универсальная оправка;
  • трехлапый съемник или пресс;
  • молоток из мягкого металла или киянка.

Ремонт турбины двигателя начинается с демонтажа. Последовательность действий:

  1. Ослабляем хомуты и отсоединяем все трубопроводы, подходящие к корпусу. В условиях плотной компоновки узлов подкапотного пространства надо быть очень аккуратным, чтобы ничего не сломать и не задеть соседние детали.
  2. К корпусу ротора подходят две «улитки». Обычно компрессорная снимается без усилий, а с креплением турбинной придется повозиться. Сначала ослабляем крепление по всему периметру и киянкой аккуратно обстукиваем корпус. Когда детали сдвинулись относительно друг друга, еще ослабляем крепеж и повторяем процедуру. Во время работы внимательно следим за лопастями крыльчатки, они не должны входить в контакт с корпусом.
  3. После снятия улиток мы видим вал. Проверяем его на продольный и поперечный люфт. Допустимая величина не более 1 мм.
  4. Крыльчатки снимаются с вала в следующем порядке. Откручиваем стопорную гайку с каждой стороны. Внимание: гайки на валу могут быть с нестандартной (левой) резьбой! Если не получается снять колеса с оси «от руки», то с помощью универсального съемника производим демонтаж.
  5. Извлекаем уплотнительные вкладыши вала, установленные в пазах корпуса, и откручиваем три болта крепления упорного подшипника. После этого вынимаем сам подшипник.
  6. Сжимаем усики стопорного кольца вкладышей с торцевой части и вынимаем его. Затем вынимаем подшипники скольжения.
  7. Все демонтируемые детали тщательно отмываем от масла, лаковых отложений и других видов загрязнений. Осматриваем на предмет механических повреждений и трещин.

Ремонт производим в обратном порядке, заменяя дефектные детали новыми из ремкомплекта.

После монтажа вкладышей проверяем вал на люфт. Если люфт в норме, продолжаем сборку. Обязательно покрываем вкладыши с рабочей стороны моторным маслом.

Стопорные кольца должны четко сесть в углубления на свои места.

Рекомендуем

Теперь ставим на место подшипник скольжения, предварительно смазав его. Фиксация осуществляется стопорным кольцом.

Наконец, монтируем компрессорный вкладыш и вставляем ось на место. Надеваем на нее кольцо-пластину и затягиваем с помощью динамометрического ключа.

Ставим грязезащитную пластину, прижимаем ее стопорным кольцом и возвращаем на место «улитки».

Ремонт турбины бензинового или дизельного двигателя осуществляется по вышеописанному алгоритму. Безусловно, существуют нюансы для разных моделей, которые надо учитывать по факту разборки. Если же обнаружен существенный износ или трещины корпусных деталей, то лучше сразу заменить весь узел на новый.

Что автовладельцы говорят о ремонте турбины двигателя

  1. Ремонт или замена

«Взял новую за 27 тыс. рублей. Говорят, в Москве можно сделать ремонт турбины бензинового двигателя за 8–11 тысяч. У нас в Екатеринбурге – 18 000 руб., дорого из-за того, что новые, особо точные станки. Решил не экономить».

Как проверить турбины

«Бытует мнение, что, если в патрубках масло, то наддув не работает. Сплющи руками трубу после компрессора и прогазуй – если труба раздулась, значит, давление есть и до ремонта еще далеко. Я всегда так проверяю. Даже когда заметил масло все равно турбина “дула”».

Выкидывать ли старую сломанную турбину

«Старые запчасти от двигателя никогда сразу не выкидываю. Часто по каталогам нельзя пробить номер ремонтной детали, тогда только брать с собой в магазин старую как образец».

Ремонт эффективней

«У грузовичка пропала тяга двигателя. Отдал ребятам, чтобы сделали ремонт турбины дизельного двигателя. После ремонта пробег уже 250 000 км, пока все нормально».

Важность места ремонта

«Мотор мотору рознь. У меня двигатель IHI, май 2013 года. Во время ремонта поменяли все, кроме улитки, и еще вырезали катализатор. Весь ремонт с запчастями обошелся в 32 000 руб. Дали год гарантии без ограничения пробега».

Как проверить турбину на бензиновом двигателе: особенности работы и диагностики

Установленная на двигателе турбина значительно повышает продуктивность работы. Ее также называют турбокомпрессор или турбонаддув. Современные производители транспортных средств устанавливают турбины практически на все модели авто. К сожалению, ресурс работы турбины немного меньше, чем у самого двигателя.

Именно поэтому за ее состоянием необходимо внимательно следить, поддерживать в рабочем состоянии, неправильная работа турбонагетателя может спровоцировать серьезные поломки, и даже поставить автовладельца перед необходимостью проводить дорогостоящий капитальный ремонт движка раньше времени.

К тому же, намного выгоднее проводить ремонт турбины после небольшой поломки, как только она начала барахлить, чем полностью менять агрегат, стоимость которого может достигать 150 тысяч рублей.

Как пользоваться турбиной на бензиновом двигателе

Чтобы предотвратить поломки и продлить срок жизни, необходимо правильно использовать турбонагнетатель и следить за качеством и уровнем масла в системе.

Именно проблемы с маслом провоцируют 90% поломок турбины. К примеру, если агрегат всего 5 секунд будет работать без смазки, то вполне может выйти из строя.

За уровнем масла необходимо внимательно следить, проверять систему при каждом ТО, по необходимости доливать смазку до нужного уровня. Если жидкость расходуется слишком быстро, необходимо выяснить причину. Это может быть неисправность в работе масляного насоса, которая плохо скажется на функционировании всей системы.

Очень важно для правильной эксплуатации не переусердствовать с педалью газа. Чтобы в турбине установился нормальный уровень давления, достаточно всего нескольких секунд, перегазовка может привести к поломке агрегата. Хорошо зарекомендовала себя система Start&Stop, которая автоматически контролирует этот момент.

При использовании турбины, моторное масло подвергается воздействию больших температур, чем в атмосферном движке. Следовательно, необходимо учитывать эту особенность при выборе смазочного материала.

Чтобы наверняка угадать с маслом, следует использовать только то, которое рекомендовано производителем транспортного средства. Также подобрать смазку могут опытные мастера на сервисе, которые будут учитывать особенности работы двигателя, год его выпуска и пробег. При этом не рекомендуется менять тип масла, следует даже придерживаться одной марки.

При смешивании масел разной вязкости, типа и фирмы, может скопиться нерастворастворяемый осадок, что приведет к неизбежной поломке системы. Качественная и своевременная смазка значительно продлит срок службы турбированного двигателя.

Существует ряд особенностей эксплуатации, которые позволят сохранить турбированный мотор:

  • в холодное время года перед стартом дайте двигателю несколько минут поработать на холостых оборотах, чтобы масло заполнило системы и начало циркулировать;
  • так как турбина всегда подвергается высокой нагрузке, не рекомендуется часто использовать ее на низких оборотах. Оптимальными показателями будут средние, а иногда даже полезно давать движку поработать на высоких оборотах;
  • перед тем, как полностью заглушить двигатель, ему необходимо хотя бы немного остыть, чтобы избежать резкого перепада температур.

Признаки поломки

Признаки неисправности турбины бензинового двигателя часто можно заметить даже не посещая сервис. Однако если обнаружен какой-либо симптом, необходимо обратиться в сервис, так как самостоятельно проверить турбину на бензиновом двигателе и произвести ремонтные работы не выйдет.

К основным признакам относят:

  • снижение тяги;
  • из выхлопной трубы замечен сизый или черный дым;
  • при запуске двигателя слышен посторонний свист или скрежет;
  • увеличился расход топлива и замечена утечка масла;
  • резко падает уровень давления воздуха и масла в системе.

В домашних условиях можно провести предварительный осмотр турбокомпрессора, чтобы выяснить, на что следует обратить внимание в первую очередь.

Для начала, при разборе агрегата, необходимо проверить патрубок, через который в тубонагнетатель подается воздух. Нарушение его целостности может привести к посторонним шумам. Кроме того, при осмотре патрубок должен быть практически сухим. Обнаруженное масло свидетельствует о том, что двигатель износился или же турбина вышла из строя.

Затем нужно тщательно осмотреть лопатки турбины. Если они имеют неровности, сколы и зазубрины, то турбину, скорее всего, придется заменить.

Осевой люфт турбонаддува не должен превышать показателя 0,05 мм, радиальный — 1 мм. Если показатели превышены — турбина требует ремонта.

Спровоцировать поломку может нарушение геометрии соединения впускного коллектора с трубкой датчика. Обнаружение трещин, потертостей на этом элементе говорят о необходимости его замены. Если в системе замечены следы утечки антифриза — также следует проверить герметичность всех соединений.

В ситуации, когда поломка не выявлена, следует провести компьютерную диагностику.

Главные причины поломок турбонагнетателей

Чаще всего автомастера выделяют всего три причины, по которым владелец транспортного средства получает неисправный агрегат.

  1. Низкий уровень масла и его слабое давление приводит к тому, что подшипники не получают должной смазки и быстро изнашиваются. Также приходят в негодность кольца и шейки вала. Эта проблема вызвана неправильной установкой масляных шлангов в системе турбины, а также их протечка или перегиб.
  2. Использование неподходящего масла или его несвоевременная замена приводят к загрязнениям фильтров и всей системы. Маслопроводные каналы закупориваются, быстро изнашивается подшипник, повреждается ось. Использование слишком густого масла может привести к нарушению герметичности турбины.
  3. В турбонагнетатель может попасть посторонний предмет. Как следствие, повреждаются основные его элементы, лопатки, роторы, падает давление воздуха. Для предотвращения этой неисправности необходимо регулярно проверять герметичность впускного тракта и коллектора, по необходимости менять валы и фильтры.
Читать еще:  Ремонт и обслуживание двигателей

Столкнувшись с каким-либо признаком неправильной работы турбированного двигателя, стоит немедленно обратиться к специалистам.

Самостоятельное вмешательство в систему без должных навыков может привести к более серьезным поломкам, даже привести к капитальному ремонту двигателя или замене турбины. Своевременная диагностика и устранение дефекта поможет предотвратить будущие неисправности.

Всё про турбокомпрессоры, или Нагнетатель обстановки

Изучаем основные неисправности турбокомпрессоров и технологии их восстановления.

Многие автомобилисты с опаской относятся к ремонту турбокомпрессоров. И не без оснований. При этом производители разрешают ремонтировать некоторые турбины и даже выпускают оригинальные комплектующие, а иные и вовсе занимаются промышленным восстановлением агрегатов. Причиной же невысокого ресурса перебранных турбин зачастую является пресловутый человеческий фактор.

Презумпция невиновности

Турбокомпрессор (ТК) работает на перекрестке нескольких систем двигателя, и его здоровье зависит от исправности других узлов. Поэтому при появлении любых нареканий по поводу работы ТК важно провести вдумчивую диагностику узла в составе мотора. Диагностика необходима и в случае выхода турбины из строя — она послужит гарантией, что новая или отремонтированная турбина не преставится через пару тысяч километров.

Сначала с помощью компьютера проверяют систему управления двигателем в целом и отдельные датчики. Абсолютное большинство турбин оборудовано механизмом регулирования давления наддува; его сбой запросто может быть следствием банальной неисправности — например, неправильного сигнала от расходомера воздуха. Нередки случаи, когда из-за игнорирования такой диагностики в профильные компании по ремонту ТК привозят… исправные агрегаты.

Здоровье турбины зависит от герметичности систем впуска и выпуска двигателя и давления в них. Если, к примеру, забиты нейтрализатор и воздушный фильтр, манометры покажут повышенное разрежение на впуске и увеличенное противодавление на выпуске. Работа в таких условиях серьезно сокращает ресурс внутренних элементов ТК: подшипников, уплотнителей и самого вала. При больших перепадах давления турбина из-за конструктивных особенностей начинает сильнее гнать масло на впуск — патрубок и впускной трубопровод покрываются жирным налетом.

Негерметичность систем впуска и выпуска также вызывает опасные перепады давления. А банальная экономия на замене воздушного фильтра или несвоевременное устранение подсоса воздуха за его корпусом приводят к износу компрессорного колеса турбины. Его лопатки стачиваются попадающими внутрь частицами песка.

Распространенная причина выхода ТК из строя — попадание инородных предметов в крыльчатки. Порою это случается из-за разгильдяйства механика, который при обслуживании машины оставил во впуске ветошь или уронил внутрь шайбу. Или из-за непредвиденного разрушения деталей мотора, когда, например, отваливается электрод от свечи. Вал турбины вращается с огромной скоростью, и попадающие на крыльчатки инородные предметы значительно их деформируют, из-за чего турбину может даже заклинить. В итоге ротор ломается пополам от скручивания. В этом случае ремонтировать агрегат бессмысленно.

К характерным повреждениям крыльчаток и вала приводит так называемый перекрут турбины, то есть превышение допустимых оборотов. Речь не только о неграмотном чип-тюнинге — перекрут может быть спровоцирован и обидным стечением обстоятельств. Например, из-за ошибочных показаний датчика расхода воздуха с запаздыванием срабатывает механизм регулирования давления наддува. ТК работает в очень жестких условиях (взять хотя бы термическую нагрузку), и даже незначительное отклонение от допустимых режимов приводит к непоправимым последствиям.

Описанные причины отказов турбин встречаются не так часто, основная доля приходится на неисправности в системе смазки ТК. В зазорах между валом турбины и его подшипниками должен присутствовать масляный клин, иначе происходит перегрев и износ валов, подшипников и уплотнений — вследствие контактной работы элементов. Чаще всего смерть турбины наступает из-за банального масляного голодания и посторонних частиц в масле.

ТК очень чувствителен к чистоте и качеству масла — больше, чем мотор. Во многом потому, что этот узел работает в тяжелых температурных режимах. В частности, на бензиновых двигателях отработавшие газы разогреваются аж до 1000 °C. Поэтому увеличенные интервалы замены масла и экономия на фильтре первым делом сокращают ресурс ТК.

Масляное голодание турбины имеет массу причин, о которых мало кто задумывается. Одна из распространенных — закоксовывание подводящей трубки. Зачастую она забивается полностью — и ТК работает на сухую. Не менее важна исправность масляного насоса двигателя, а также системы вентиляции картера. Часто именно из-за нее турбина незаметно умирает. Масло в корпус подшипников ТК поступает под давлением около 4 бар, а сливается из него в поддон двигателя самотеком. И даже незначительное повышение давления картерных газов сильно ограничит расход смазки через турбину, снижая несущую способность ее пленки, и приведет к ее просачиванию через уплотнения. Нередко это происходит из-за неисправного клапана вентиляции.

Многие ремонтники не учитывают все эти моменты, когда ставят турбину после диагностики или ремонта на двигатель. Как минимум, нужно исключить ее работу на сухую в первые секунды после пуска мотора. Для этого в корпус подшипников загодя заливают масло.

Если не обращать внимания на перечисленные нюансы, турбина долго не протянет. А ремонтники, естественно, обвинят в недобросовестной работе тех, кто восстанавливал узел. Вот и боятся люди ремонтировать турбины.

Восстановлению подлежит

Производители турбин основательно подходят к их ремонту на своих производственных мощностях. Дальше всех в этом деле продвинулась фирма Honeywell (бренд Garrett). При восстановлении специалисты меняют картридж турбины (центральный корпус в сборе с валом, подшипниками и крыльчатками) и механизм регулирования давления наддува. Старые неповрежденные корпусы (холодную и горячую улитки) очищают и устанавливают обратно. На выходе имеем практически новый компрессор с полноценной заводской гарантией. Но даже Garrett восстанавливает турбины далеко не всех моделей своей линейки.

Неисправности автомобильной турбины. Как устранить неполадки?

Смотрите также

Как проверить турбину

Течет масло из турбины

Интеркулер

Проверка турбины программой VCDS

Автомобильный турбокомпрессор, несмотря на обещанную производителем долговечность (10 лет) и износостойкость, всё-таки дает сбой, барахлит и ломается. Поэтому приходится время от времени устранять неисправности турбины как дизельного так и бензинового двигателя. А чтобы вовремя выявить признаки неисправности нужно всегда обращать внимание на нестандартное поведение автомобиля.

Турбина вышла из строя, если:

  • есть ощущение, что пропала тяга (снизилась мощность);
  • при разгоне авто из выхлопной трубы валит дымсинего, черного, белого цвета;
  • при работающем двигателе слышны свист, шум, скрежет;
  • резко увеличился расход или есть утечка масла;
  • часто падает давление воздуха и масла.

Если появляются такие симптомы, то в этих случаях нужна тщательная проверка турбины на дизеле.

Признаки и неисправности турбокомпрессора

  1. Синий выхлопной дым – признак сгорания масла в цилиндрах мотора, попавшего туда из турбокомпрессора или же двигателя. Чёрный — значит, есть утечка воздуха, а выхлопной газ белого цвета указывает на засорение сливного маслоотвода турбонагнетателя.
  2. Причиной свиста является утечка воздуха на стыке выхода компрессора и мотора, а скрежет указывает на трущиеся элементы всей системы турбонаддува.
  3. Стоит также проверить все элементы турбины на двигателе, если она отключается или вовсе перестала работать.

В основе всех неисправностей турбокомпрессоратри причины

Нехватка и слабое давление масла

Возникает из-за протечки или пережима масляных шлангов, а также вследствие их неправильной установки к турбине. Приводит к повышенному износу колец, шейки вала, недостаточной смазке и перегреву радиальных подшипников турбины. Их придется менять.

Загрязнение масла

Случается из-за несвоевременной замены старого масла или фильтра, попадания воды или топлива в смазку, использования некачественного масла. Приводит к износу подшипника, закупорке маслоподводных каналов, повреждению оси. Неисправные детали стоит заменить новыми. Густое масло тоже вредит подшипникам, так как дает осадок и снижает герметичность турбины.

Попадание постороннего предмета внутрь турбокомпрессора

Приводит к повреждению лопаток компрессорного колеса (следовательно, падает давление воздуха); лопаток турбинного колеса; ротора. Со стороны компрессора нужно заменить фильтр и проверить впускной тракт на герметичность. Со стороны турбины стоит заменить вал и проверить впускной коллектор.

Устройство турбины двигателя автомобиля: 1. компрессорное колесо; 2. подшипник; 3. актуатор; 4. штуцер подачи масла; 5. ротор; 6. картридж; 7. горячая улитка; 8. холодная улитка.

Можно ли ремонтировать турбину самостоятельно?

Устройство турбокомпрессора кажется простым и понятным. И все, что нужно для ремонта турбины, – это знать модель турбины, номер двигателя, а также изготовителя и иметь под рукой запасные части или заводской ремкомплект для турбин.

Самостоятельно можно провести визуальную диагностику турбокомпрессора, демонтировать его, разобрать и заменить дефектные элементы турбины, установить на место. Осмотреть воздушную, топливную, охлаждающую и масляную системы, с которыми тесно взаимодействует турбина, проверить их работу.

Профилактика поломок турбины

Чтобы продлить срок работоспособности турбонагнетателя, следуйте простым правилам:

  1. Своевременно меняйте воздушные фильтры.
  2. Заливайте оригинальное масло и качественное топливо.
  3. Полностью меняйте масло в системе турбонаддува после каждых 7 тыс.км пробега.
  4. Следите за величиной давления наддува.
  5. Обязательно прогревайте автомобиль с дизельным двигателем и турбокомпрессором.
  6. После длительной поездки дайте горячему двигателю остыть – поработать на холостых оборотах минимум 3 минуты, прежде чем выключать его. Не будет углеродного осадка, который вредит подшипникам.
  7. Регулярно проводите диагностику и позаботьтесь о профессиональном обслуживании.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector