Плавают обороты на прогретом двигателе
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Плавают обороты на прогретом двигателе

При нагреве двигателя плавают обороты: возможные причины, диагностика, ремонт

Достаточно распространенной неисправностью, которая свойственна бензиновым инжекторным и карбюраторным ДВС, а также дизельным моторам, является проблема плавающих оборотов двигателя.

В этой статье мы поговорим о том, почему происходит плавание оборотов, какую опасность для силового агрегата может представлять данная проблема, а также по каким причинам плавают обороты на горячую.

Обороты двигателя плавают: симптомы и основные причины

Прежде всего, заметить плавающие обороты помогает тахометр. Чаще всего плавание оборотов проявляется на холостом ходу. В норме даже на слегка прогретом двигателе стрелка тахометра во время работы на холостых должна стабильно держаться на отметке около 800 об/мин.

Исключением являются только прогревочные обороты ХХ, когда ЭБУ на инжекторных моторах сам поднимает обороты до 1000-1100 об/мин. При этом после того, как температура двигателя немного повысится, блок управления опустит обороты холостого хода до нужной отметки 750-800 об/мин.

Также скачки оборотов можно наблюдать в том случае, если увеличить нагрузку на двигатель (нажать на педаль тормоза, покрутить рулем на машине с гидроусилителем, включить кондиционер или климат-контроль и т.д.). Еще обороты могут плавать в движении на переходных режимах.

В этом случае без дополнительной нагрузки двигатель может на ХХ держать обороты стабильными, однако как только нагрузка появляется, обороты падают, двигатель почти или полностью глохнет.

Также водитель может заметить значительное увеличение расхода топлива, изменяется приемистость мотора при выходе из переходных режимов, возможно появление рывков и провалов при разгоне и т.д.

Распространенные причины плавающих оборотов

Итак, с основными симптомами разобрались. Теперь перейдем к причинам. Сразу отметим, плавающие обороты на холостом ходу чаще являются проблемой инжекторных двигателей. Дело в том, что за холостой ход в этом случае отвечает сложная система ЭСУД.

Указанная система предполагает наличие контроллера, датчиков и исполнительных устройств. Блок управления получает сигналы от датчиков и передает команды на исполнительные устройства, (например, РХХ), поддерживая стабильные обороты двигателя на холостом ходу и других режимах независимо от нагрузки на ДВС.

Однако любые сбои, которые связаны с подачей воздуха, топлива, нарушением состава рабочей топливно-воздушной смеси или ее воспламенением, а также различные механические поломки приведут к плаванию оборотов.

  • Как правило, на практике немало проблем водителям доставляет регулятор холостого хода. Фактически это шаговый электромотор, который имеет конусную запорную иглу. Когда дроссельная заслонка закрыта, воздух идет в обход заслонки по каналу, который перекрывается иглой.

Если в работе устройства возникают сбои, ЭБУ не способен правильно «подобрать» состав смеси на холостом ходу, в результате обороты плавают.

  • Отдельного внимания также заслуживает датчик массового расхода воздуха. ДМРВ в процессе эксплуатации может загрязняться или возникает его поломка.

Так или иначе, на ЭБУ не поступает корректных данных о расходе воздуха, что приводит к нарушению смесеобразования и скачкам оборотов двигателя.

  • Часто плавание оборотов мотора может быть связано с сильным загрязнением самой дроссельной заслонки или механическими поломками дросселя, повреждениями, деформацией. Заслонка может клинить, не закрываться до конца.

Для предотвращения подобных осложнений необходимо периодически чистить дроссель от грязи, а также на многих автомобилях после чистки требуется дополнительное обучение дроссельной заслонки.

  • Еще при диагностике следует проверить клапана вентиляции картера. В норме картерные газы перенаправляются во впуск, где смешиваются с воздухом и топливом, после чего дожигаются в цилиндрах.
  • Кстати, если затрагивать карбюраторные двигатели, плавают обороты на карбюраторе обычно по причине сбитых настроек и регулировок данного устройства. Также не следует исключать вероятность поломки электромагнитного клапана карбюратора, засорение жиклера холостого хода.

Еще добавим, если плавают обороты дизельного двигателя, к этому часто приводит ржавчина ржавчины на лопастях ТНВД. Коррозия образуется по причине наличия воды в дизтопливе.

Советы и рекомендации

Давайте рассмотрим, как можно устранить некоторые неисправности, которые приводят к плаванию и скачкам оборотов, причем сделать это своими руками.

  • Как уже говорилось выше, подсос лишнего воздуха может оказаться причиной скачков. Чтобы исключить или подтвердить вероятность подачи такого воздуха, нужно проверить герметичность системы подачи воздуха во впуск. Можно снять воздушный шланг и подать в него воздух от компрессора или насоса, поместив шланг в емкость с водой. Этот способ помогает выявить трещины.
  • Что касается регулятора холостого хода, мультиметром нужно замерить сопротивление. Если сопротивление находится на отметке от 40 до 80 Ом, это значит, что устройство не рабочее.
  • Также в рамках диагностических процедур в ряде случаев нужно заняться прочисткой клапана вентиляции картерных газов. Клапан нужно извлечь, промыть его жидкостью для чистки карбюраторов или керосином. Такой подход позволит удалить отложения из клапана.
  • Что касается датчиков ЭСУД, в этом случае пытаться ремонтировать такие элементы нецелесообразно. Например, если неисправен датчик массового расхода воздуха, его лучше сразу менять на новый.
  • Промывку дроссельной заслонки без надлежащего опыта лучше доверять специалистам, особенно если такая промывка необходима со снятием заслонки. Если же говорить о способе промывки дросселя без снятия, процедуру можно сделать самостоятельно. От заслонки отсоединяются шланги, затем в дроссель впрыскивается аэрозоль-очиститель.

Главное, отключить от дроссельной заслонки электрические контакты. Добавим, что на многих авто, где заслонка была сильно загрязнена, нужно затем дополнительно выставить правильный зазор открытия заслонки или «обучить» дроссель при помощи соответствующего оборудования.

  • На авто с карбюратором нужно настроить холостой ход, выставляя его винтами качества и количества на карбюраторе. Также может потребоваться чистка жиклера холостого хода. Для этого бывает достаточно впрыснуть аэрозоль для чистки карбюраторов, после чего продуть сжатым воздухом.

Как утверждают водители, это позволяет защитить насос от коррозии и является профилактической мерой. При этом отметим, что такой способ подходит для строй техники и крайне не рекомендуется практиковать подобные решения на современных дизельных ДВС.

Подведем итоги

Как видно, существует много причин, по которым скачут и плавают обороты двигателя. При этом в ряде случаев нестабильные обороты могут проявляться как на холодном, так и на горячем двигателе, в режиме холостого хода, на переходных режимах, под нагрузкой и т.д.

Важно понимать, если скачут обороты двигателя (на горячую, на холодную или постоянно), данная неисправность является достаточно серьезной и требует быстрого решения возникшей проблемы. В противном случае дальнейшая эксплуатация двигателя может привести к поломкам силового агрегата и его дорогостоящему ремонту.

Почему периодически нужно чистить дроссельную заслонку. Как почистить заслонку, обучение и адапатация дроссельной заслонки после чистки, полезные советы.

На холостом ходу “плавают” обороты: почему так происходит. Основные неисправности, связанные с холостыми оборотами на бензиновом и дизельном двигателе.

Почему двигатель может иметь повышенные обороты холостого хода. Главные причины высоких оборотов ХХ на инжекторном моторе и двигателях с карбюратором.

Почему падают обороты и двигатель глохнет при выжиме сцепления: возможные причины неисправности. Диагностика проблемы, проверка, замена отдельных элементов.

Мотор глохнет на холостых оборотах: что проверить. Возможные причины неисправности на двигателях с карбюратором, инжектором, дизельных силовых установках.

Плавающие холостые обороты двигателя “на холодную”. Основные неисправности, симптомы и выявление поломки. Неустойчивый холостой ход дизельного двигателя.

Советы автолюбителям: что делать, если при нагреве двигателя плавают обороты

Нарекания водителей на то, что при всех случаях нагревания мотора в его функционировании начинают происходить странные вещи с оборотами (так называемый «плавающий эффект»), приходится слышать не так уж и редко. Этот неприятный казус присущ бензиновым двигателям, имеющим инжекторный, карбюраторный форматы, а также моторам, работающим на дизельном топливе. Если при нагреве мотора обороты внезапно забарахлили, это верный сигнал того, что с ним случилось непредвиденное и надо без промедления искать причину и устранять неисправность.

Устранение проблемы плавающих оборотов двигателя.

Причина появления плавающих оборотов

Если плавают обороты на прогретом двигателе при нагрузке или в холостом режиме, следует незамедлительно провести комплексную диагностику автомобиля, чтобы не усугубить ситуацию. Но на начальном этапе исследования целесообразно разобраться с особенностями плавания оборотов. Зафиксировать это поможет обыкновенный тахометр. Если с двигателем всё нормально, с помощью тахометра будут фиксироваться стабильные показатели примерно одного и того же уровня (около 800 оборотов в минуту), без резких прыжков. Однако если с мотором что-то неладно, диапазон показаний тахометра стремительно увеличится, составляя в минуту от 500 до 1500 оборотов.

Наличие плавания оборотов доказывает и величина рокота мотора, которая время от времени то нарастает, то падает. Кроме того, в салоне автомобиля из двигателя начинают отчётливо ощущаться изменяющиеся подобно синусоиде вибрации разной силы. Подобные казусы чаще всего фиксируют при нестабильных оборотах мотора, который действует в холостом режиме.

Однако «прыжки» тахометра иной раз наблюдаются и во время промежуточных оборотов двигателя, что присуще дизельным моторам. При отклонениях от нормы тахометр может показывать совершенно немыслимый диапазон оборотов. Например, от 500 до 1000, а затем до 1500 оборотов в минуту, после чего они стремительно падают, в обратном порядке, до 500 оборотов. Это отчётливо заметно, когда на двигатель нарастает нагрузка:

  • после нажатия тормозной педали;
  • вращения оснащённого гидроусилителем рулевого колеса;
  • включения кондиционера;
  • при езде переходного типа и прочее.

В подобных случаях мотору на ХХ при отсутствии лишней нагрузки удаётся держать обороты стабильно, но как только она появляется, обороты тут же падают и мотор почти глохнет. Дополнительными «наводками» считаются необоснованное увеличение расхода топлива и другие факторы.

Методы решения проблемы

Обнаружив плавание оборотов, опытные водители приступают к проверке соответствующей электроники. Во время диагностики уделяют особенное внимание дроссельному узлу, а также датчикам и исполнительным устройствам. Нуждается в диагностировании и работа иных механизмов, в том числе системы зажигания и регулятора холостого хода, а также воздушный, топливный фильтры, форсунки инжектора и т. д. Особенно много мороки с регулятором и датчиком расхода воздуха. По итогам тщательной диагностики нередко оказывается, что вся причина – в сильной загрязнённой дроссельной заслонке, которая по этой причине не закрывается, как следует, или в механическом повреждении дросселя. В первом случае аккуратная очистка заслонки сразу же дает положительный результат, а во втором лучше всего поменять дроссель на новый.

Помимо того, стоит проверить клапан вентиляции автомобильного картера, поскольку его выход из строя тоже может быть связан с плавающими оборотами. После прогрева двигателя плавают обороты и вследствие такого, на первый взгляд, пустяка, как наличие ржавчины на лопастях ТНВД. Это часто встречается тогда, когда автомобиль долгое время не эксплуатировался, оставаясь в гараже. В карбюраторных же моторах часто встречающейся причиной плавающих оборотов становятся сбитые настройки, регулировка карбюратора, перебои в работе карбюраторного электроклапана, засорение жиклера, некоторые иные факторы. Поэтому интегральный вывод из всего изложенного однозначен: надо проводить всестороннюю диагностику автомобильного двигателя с применением эффективных приборов и опытных специалистов.

Датчик РХХ

Причиной отклонения работы двигателя от нормальных параметров может быть также неисправность датчика регулятора холостого хода (РХХ). Вся соль в том, что в машинах его, как правило, не дополняет система самоконтроля, поэтому бортовые компьютеры или чек-эйнджи не сигнализируют о его поломке. Однако плавание оборотов – одна из ключевых примет неисправности датчика РХХ, поэтому нужен его тщательный осмотр и, при необходимости, его ремонт или даже замена, тем более что его стоимость относительно невысокая.

Читать еще:  Ваз 21011 фото в оригинале

Симптомы выхода из строя датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) во многом схожи с приметами поломки датчика РХХ. Однако при выходе из строя ДПДЗ об этом будет сигнал от бортового компьютера или чек-эйнджа.

Дроссельная заслонка

Как уже отмечалось выше, повышенные обороты холостого хода автомобиля на прогретом двигателе могут быть следствием того, что загрязнена дроссельная заслонка. Накопившаяся на ней со временем грязь не дает ей возможности свободно, до конца закрываться, как предусмотрено, поэтому ее надо основательно почистить. Вместе с тем, некоторые водители с удивлением отмечают, что иной раз даже основательной прочистки заслонки вместе с клапаном холостого хода оказывается недостаточно. Так, мотор по-прежнему сохраняет высокие обороты, причём тормозная педаль теряет свою упругую эластичность, становясь очень жесткой. Тогда, по мнению экспертов, придётся браться за очистку клапана VVTi. Есть также рекомендации взяться за промывку клапана холостого хода.

Датчик температуры мотора

Случается также такая ситуация: спустя несколько лет работы автомобиля у него вдруг начинаются перебои с оборотами. Они то резко поднимаются, то тут же стремительно падают. После того, как машина прогреется, такие скачки исчезают, однако лишь до следующего завода двигателя, после чего повторяются снова, причём с нарастающим эффектом. В итоге причиной оказывается неисправность датчика температуры мотора. В подобных случаях его лучше всего заменить новым.

Коллектор

Водители-практики отмечают также такую нередко встречающуюся причину плавающих оборотов, как дефект выпускного коллектора. Скорее всего, в нём по разным причинам образовалась трещина или вышла из строя прокладка. В итоге при работе двигателя получается утечка, при этом часть отработанных газов могла попасть в кислородный коллектор, в результате чего начались несанкционированные «прыжки» мотора.

Электронный блок управления

По наблюдениям специалистов, наиболее часто феномен плавания оборотов на холостом ходу присущ двигателям инжекторного типа, в которых за холостой ход отвечают «закрепленные» за ним регулировщики – электронные блоки управления мотором. Они призваны постоянно анализировать данные о функционировании холостого хода, а при появлении сбоев – давать соответствующим механизмам команду исправлять ошибки. Поэтому причиной появления плавающих оборотов зачастую являются поломки в электронике.

Обнаружив в автомобиле эффект плавающих оборотов, водителю надо отнестись к этому со всей серьезностью, чтобы ситуация не усугубилась, не привела к серьёзной поломке двигателя, а его масштабный ремонт, как известно, всегда стоит недёшево. Поэтому лучше провести основательную диагностику авто, и если в ее процессе будет обнаружено, какие именно деталь или блок вышли из строя – заменить их новыми, после чего двигатель заработает нормально.

avtoexperts.ru

Мотор – «сердце» автомобиля, и как у сердца человека, в работе этого «органа» иногда случаются перебои. О проблемах с двигателем нам становится известно по ритму его «сердцебиений» — оборотам. Если обороты силового агрегата начали плавать – мотор дает нам сигнал о том, что с ним что-то неладно. В нашем сегодняшнем материале мы расскажем, на какие поломки намекают скачущие обороты мотора, как их правильно диагностировать и ремонтировать.

Причина появления плавающих оборотов

О том, что у мотора что-то не так с оборотами, водитель может узнать, взглянув на тахометр. При нормальной работе силового агрегата на холостом ходу стрелка этого прибора держится на одном уровне (обычно в пределах 750-800 об/мин), а если у двигателя проблемы, то стрелка то падает, то поднимается (диапазон от 500 до 1 500 об/мин и выше). Если в машине нет тахометра, то плавающие обороты можно уловить на слух: рокот двигателя то возрастает, то уменьшается. А еще – по нарастающим и ослабевающим вибрациям, проникающим в салон машины из моторного отсека.

Как правило, нестабильные обороты двигателя проявляются на холостом ходу. Но и на промежуточных оборотах работы мотора можно зафиксировать провалы или взлеты стрелки тахометра – это характерно для дизельных двигателей. Рассмотрим эти два случая отдельно, чтобы понять, по каким причинам эти явления происходят.

Скачки оборотов на холостом ходу

Плавающие обороты на холостом ходу наиболее часто проявляются на инжекторных двигателях. Связано это с особенностью регулирования работы системы холостого хода электронным блоком управления двигателя (ЭБУ). Электронные «мозги» автомобиля постоянно считывают информацию о работе холостого хода, и если она нарушается, то дают команду ответственным за корректное функционирование системы датчикам исправить положение. Нарушаться работа холостого хода может по причине попадания лишнего воздуха в топливную систему, а конкретно – в цилиндры двигателя. В таком случае датчик массового расхода воздуха сигнализирует ЭБУ о поступлении в камеру сгорания излишка воздуха. Чтобы выровнять количество воздуха и горючего, образующего вместе топливовоздушную смесь, «мозги» дают команду клапанам инжектора открыться и впустить в цилиндры больше топлива. В этот момент обороты двигателя резко возрастают. Затем ЭБУ «понимает», что подал в цилиндр слишком много топлива, и ограничивает его подачу – в этот момент обороты резко падают.

Вторая причина плавания оборотов на холостом ходу – выход из строя регулятора холостого хода (РХХ).

Он представляет собой электродвигатель, в конструкцию которого входит конусная игла, а функция его – стабилизировать обороты мотора, когда тот работает вхолостую. Основная причина его поломки – износ элементов РХХ (обрыв провода, изнашивание направляющих или привода конусной иглы и прочие) вследствие длительной эксплуатации автомобиля на некачественном топливе. Когда регулятор ломается, двигатель, оставшись без «стабилизатора», начинает непроизвольно повышать или понижать обороты.

Третья причина скачков оборотов – неисправность клапана вентиляции масляного картера.

В процессе работы мотора в картере скапливаются отработавшие газы (их еще называют картерными). Если двигатель новый, то объем таких газов в картере сравнительно небольшой, а у мотора с большим пробегом количество картерных газов повышенное. Избыток этих газов выводится через систему вентиляции к впускному коллектору и дроссельной заслонке, где они участвуют в образовании топливовоздушной смеси в камерах сгорания двигателя. Если клапан вентиляции картера заклинивает (обычно это случается из-за отложения на его стенках остатков масла, содержащихся в составе газов картера), во впускной коллектор поступает меньшее количество картерных газов, ТВЗ не обогащается в полной мере, обороты двигателя начинают плавать – от средних (1100 — 1200) к низким (750-800).

Четвертая причина появления плавающих оборотов на холостом ходу – выход из строя датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).

Он, как и клапан вентиляции картера, может в процессе длительной эксплуатации покрываться грязной масляной пленкой, что, в конце концов, приводит к его поломке. Довольно редко в ДМРВ ломается термоанемометр — элемент, ответственный за измерения объемов воздуха, поступающих в камеру сгорания двигателя. ЭБУ в этом случае не получает корректных данных о массовом расходе воздуха и требует его подачи в цилиндры, что отзывается на скачках оборотов мотора.

Пятая причина – некорректная работа дроссельной заслонки, функция которой состоит в регулировании давления воздуха, подающегося в цилиндры мотора.

Она может заклинивать по двум причинам: на внутренней поверхности «пятака» заслонки появляется масляный налет, не дающий заслонке нормально закрываться и открываться, а также из-за неисправности привода дроссельной заслонки. Отметим, что это наиболее часто встречающаяся причина работы мотора с плавающими оборотами на холостом ходу, характерная и для карбюраторных двигателей.

Говоря о карбюраторных двигателях, перечислим причины, по которым у них могут возникать скачки оборотов на холостом ходу. Это а) некорректная регулировка холостого хода мотора; б) поломка электромагнитного клапана карбюратора; в) засорение жиклера холостого хода продуктами сгорания топлива.

Скачки оборотов на промежуточном ходу

У дизельных двигателей плавающие обороты на промежуточном ходу в основном возникают по причине образования ржавчины на лопастях в топливном насосе высокого давления. Коррозия этих деталей насоса возникает из-за наличия в составе топлива воды. Кстати, по этой же причине обороты дизельного мотора скачут и на холостом ходу.

У всех перечисленных выше причин появления нестабильных оборотов двигателя имеется несколько последствий: повышенный расход топлива, выброс в атмосферу выхлопных газов с высоким содержанием СО, износ элементов топливной системы и системы подачи воздуха двигателя. Чтобы не допустить этого, необходимо периодически проверять работу перечисленных выше систем и датчиков, а если беда все же случилась, и обороты «лихорадит» — немедленно чинить все поломки.

Исправляем плавающие обороты мотора

1. Подсос воздуха в цилиндры двигателя. Нужно проверить герметичность магистралей системы подачи воздуха к впускному коллектору. Для этого можно снимать каждый шланг в отдельности и продувать его при помощи компрессора или насоса (трудоемкий процесс), а можно обработать шланги WD-40. На том месте, где «вэдэшка» быстро испарится, можно будет обнаружить трещину. В этом случае рекомендуем не заклеивать ее изолентой, а заменить изношенный шланг на новый.

2. Замена регулятора холостого хода. Состояние РХХ проверяется при помощи мультиметра, которым замеряем его сопротивление. Если мультиметр показывает сопротивление в диапазоне от 40 до 80 Ом, то регулятор вышел из строя и его придется заменить.

3. Чистка клапана вентиляции картера. Здесь не обойтись без разборки масляного картера – только так можно добраться к его вентиляции и извлечь клапан. Промываем его в керосине или любом средстве для очистки деталей двигателя от следов масляного шлама. Затем просушиваем клапан и устанавливаем его на место.

4. Замена датчика массового расхода воздуха. ДМРВ – деталь деликатная и в большинстве случаев ремонту не подлежит. Так что если причиной плавающих оборотов на холостом ходу стал именно он, его лучше заменить, а не ремонтировать. Тем более, что исправить вышедший из строя термоанемометр невозможно.

5. Промывка дроссельной заслонки с последующей установкой ее правильного положения. Есть два способа очистить дроссельную заслонку от масляных отложений – со снятием заслонки и промывка ее без снятия с автомобиля. В первом случае отсоединяем все шланги и провода, ведущие к заслонке, ослабить ее крепления и вынуть. Затем положить в емкость и залить специальным аэрозолем (например, Liqui Moly Pro-line Drosselklappen-Reiniger).

Если масляный шлам на ее поверхности застарел, его можно аккуратно очистить при помощи щетки. Затем поверхности заслонки промокнуть чистой сухой ветошью и установить ее на место, подсоединив все шланги и провода. Во втором случае промывка дроссельной заслонки проводится на горячем двигателе таким же аэрозолем. Перед нанесением чистящего средства заслонку нужно обесточить. Сначала заливаем аэрозоль внутрь заслонки, ждем пару минут и заводим двигатель. При работающем моторе продолжить обработку заслонки аэрозолем. Если при этом от нее повалит белый дым – не страшно, это удаляется масляный шлам. По окончании процедуры подсоединяем провода, и при помощи компьютера перепрограммируем алгоритм ее работы, устанавливая нужный зазор открытия заслонки.

Читать еще:  Ваз 2101 новая версия

6. Регулировка холостого хода двигателя. Эту операцию можно провести при помощи отвертки, регулируя винты количества и качества оборотов.

7. Замена электромагнитного клапана карбюратора. При поломке этого клапана двигатель может работать только на подсосе воздуха. Поэтому для устранения скачков оборотов рекомендуем заменить электромагнитный клапан на новый.

8. Чистка жиклера холостого хода. Лет двадцать назад очистка жиклера от масляного налета была трудоемкой операцией. Сегодня не нужно извлекать жиклер из системы – достаточно влить в него специальный аэрозоль для чистки карбюраторов и оставить средство там на пять минут. По прошествии этого времени следует очистить жиклер от остатков грязи сжатым воздухом.

9. Обработка лопастей ТНВД от коррозии. Для этого понадобится средство от коррозии (например, XADO VeryLube), которое можно просто распылить в горловину топливного бака перед заправкой. Очистку лопастей насоса от коррозии это средство выполнит самостоятельно. Для профилактики коррозии лопастей насоса можно залить в бак 200 мл моторного масла, которое в процессе езды создаст на поверхностях лопастей защитную пленку.

Запомните: при появлении скачков оборотов двигателя на холостом ходу необходимо обратиться на СТО и провести детальную проверку работы указанных систем двигателя. Своевременная диагностика избавит вас от серьезных поломок узлов мотора.

Почему плавают обороты двигателя?

Скачущие обороты двигателя проблема нередкая, но причины того, что плавают обороты, могут быть совершенно разные.

Не секрет, что двигатель является одним из самых сложных устройств в автомобиле. Сложность заключается не столько в конструкции, сколько в количестве взаимосвязей мотора с другими элементами автомобиля, неполадки в которых пагубно скажутся на работе сердца вашего авто.

Симптомы, что обороты плавают

Распознать нестабильную, скачущую работу, а именно плавающих оборотов движка можно без особых проблем.

Наиболее остро это проявляется на холостых оборотах, которые, при наличии проблемы, заставляют стрелку тахометра проявлять чудеса акробатики. Когда стрелка тахометра скачет с 300 оборотов до 1300, затем падает до 500 и обратно – это ненормально. И все это без вашего участия.

Если вдруг на вашей модели авто отсутствует тахометр, или бортовой компьютер, на проблему вам укажет звук работающего двигателя, который на холостых будет то становится громче (передавая в салон ощутимую вибрацию), то стихать, как бы возвращаясь в норму. К тому же, вы ощутите просадки в движении, когда начнете набирать скорость. Особенно на высоких передачах. Еще проблема может проявиться при включении печки, или охлаждения в салоне – двигатель отзовется на это громким недовольным гулом.

Если это ваш случай, то сомнений нет – для вашего мотора настал кризисный период, и он нуждается в ремонте. Но что именно нужно ремонтировать или менять? Здесь не обойтись без серьезной диагностики.

С чего начать?

Строго говоря, возможность встречи с проблемой скачущих оборотов возрастает у владельцев инжекторных моторов. Это связано с достаточно сложной электронной системой управления (ЭСУД), которая регулирует работу двигателя такого типа.

Контроль осуществляется с помощью многочисленных датчиков, которые передают собранную информацию к органам автомобиля. Как говориться, чем сложнее система, тем больше возможных неполадок в ней можно обнаружить. Вообще, нестойкость оборотов (несильная) иногда имеет место быть на непрогретом движке, но когда плавают обороты на уже прогретом двигателе, это уже, как говориться, моветон.

Несмотря на обилие возможных виновников, можно выделить основные, из-за которых плавают обороты на холодном двигателе:

  • Часто виновником неполадок оказывается регулятор холостого хода, получающий информацию от вышеупомянутого ЭСУДа. Получив неправильную информацию, РХХ не в состоянии правильно отрегулировать обороты двигателя на холостом ходу и подобрать необходимый для такого режима тип топливной смеси. Говоря по простому, двигатель не понимает, что он сейчас работает на холостом ходу и начинает выкидывать нехарактерные для такого хода фортели. Так что РХХ – это первое, что будет проверено при диагностике на автосервисе.
  • Еще один датчик, относящийся к наиболее непослушным – это датчик расхода воздуха. Эффект схожий с нарушением работы РХХ – блок управления мотора (ЭБУ) получает недостоверную информацию о расходе воздуха, что негативно повлияет на состав воздушно-топливной смеси.
  • Проблемы дросселя, или его заслонки. Как правило, имеют место загрязнение и механические неисправности. Например, неполное открытие заслонки, или повреждение дросселя.

Другие возможные неполадки

К сожалению, вышеописанные неполадки (в основном связанные с неправильной работой блока управления двигателем) вряд ли получится решить самостоятельно. В конце концов, не у всех есть необходимые знания и аппаратура. Но кое-что вы сможете диагностировать и, по возможности, вылечить виновника, из-за которого обороты плавают, самостоятельно.

Хотя, наличие собственного диагностического аппарата и умение правильно считывать с него информацию еще никому не принесло вреда. Только пользу и экономию.

Засоренные инжекторы

Они также являются возможной причиной нестабильных оборотов и неполадок в моторе.

Подавая смесь вперемешку со струей чистого топлива, инжектор поневоле ухудшает работу силового агрегата и, к тому же, неслабо увеличивает расход топлива. Определить забившийся распылитель вы сможете проявив немного слесарного мастерства. Для этого нужно извлечь инжекторную рампу, которая находится в блоке цилиндров. Присмотревшись, вы увидите форсуночные распылители, которые должны быть все также подключены к топливной системе.

Заведите мотор и дайте стартеру сделать пару оборотов. Вы сразу заметите виновника «торжества» по неровному распылению. Хоть большинство методов очистки форсунок и подразумевает поход в автосервис, прочистить их сольвентом (или иным составом для чистки инжекторов) вполне возможно и без посторонней помощи. Даже не снимая их с двигателя.

Свечи

Технологии изготовления свечей зажигания менялись и совершенствовались вместе с развитием всей автопромышленности. Сейчас есть свечи с различной износостойкостью. Например, свечи с иридиевыми электродами вы сможете эксплуатировать до 70000 км. Однако многие предпочитают более дешевые никелевые свечи.

Специалисты рекомендуют подгонять замену свечей такого типа под ваш график замены масла. Слушают, к сожалению, не все, ловя со временем блуждающую искру, которая препятствует нормальному возгоранию смеси. Как следствие – проблемы сгорания топлива и неуверенный ход машины с плавающими оборотами.

Вывод – обязательно смотрите на материал изготовления выбранных вами свечей и своевременно производите их замену. Этого хватит, чтобы исключить свечи зажигания из списка виновников проблемного хода авто.

Неисправность в системе подачи топлива

Здесь имеет место не только неисправность топливного насоса непосредственно, хотя он действительно подвержен износу и, со временем, не сможет постоянно поддерживать нужное давление. Чаще всего причины оказываются более прозаичны. Например, обороты плавают по причине неправильной установки фильтра топлива. Да-да, кто-то действительно не всегда смотрит на стрелочки, указывающие на единственный вариант правильного подключения.

Такой фильтр будет работать неправильно (если вообще будет работать). Не менее важно подобрать фильтр ИМЕННО под свою модель и модификацию двигателя. Особенно это касается американцев (Chrysler, Ford американской сборки и т.п.), подобрать фильтр для которых можно только и исключительно по VIN коду.

Хотя бывали случаи, что и фильтр, подобранный по вину, приходилось фиксировать пластиковыми стяжками. Все это может привести к неправильному давлению внутри системы подачи топлива и, как следствие, скачущим оборотам.

Утечка жидкостей

Ситуация, когда любая рабочая жидкость начинает вытекать из резервуара, приведет к недостаточному ее количеству в самом двигателе и, соответственно, к усложнению его нормальной работы. Даже недостаточное охлаждение двигателя, из-за треснувшего бачка с антифризом, уже непременно скажется на общей работе вашего мотора. Но самое опасное – это протечка масла.

Адекватного автовладельца как минимум насторожит, что ему приходится заливать по литру масла каждые три дня. Спонсором такой ситуации является, как правило, одеревеневшая прокладка двигателя, начинающая под давлением пропускать масло наружу. Залитый маслом мотор видно невооруженным взглядом. Главное не прозевать момент – поверьте, двигатель, без необходимого количества смазывающих материалов, продержится недолго.

Барахлит клапан вентиляции картера

Тот самый, который отвечает за вывод отработанных газов и их последующее дожигание в составе топливной смеси и как следствие получаем плавающие обороты. Если вы владелец подержанного авто с солидным пробегом, то вы вполне можете столкнуться с такой проблемой. Естественный износ поршневой группы – ничего не поделаешь.

Вообще, вся система ВКГ является весьма сложной в своем устройстве и «на глазок» определить проблему вряд ли получится. Но есть один несложный в исполнении способ. Для начала заведите мотор. Затем аккуратно открутите крышку с отверстия, куда заливаете масло. Попробуйте слегка поднимать и опускать ее над маслоприемным отверстием и прислушайтесь. Если громкость работы движка меняется пропорционально движению крышки в вашей руке, значит проблема обнаружена.

В заключении

Как видите, однозначно ответить на вопрос – почему плавают обороты двигателя? – не выйдет. Причин огромное множество. Если вдруг описанные выше методы самостоятельной диагностики не помогли, значит придется обратится на сервис. Проблемы с ЭБУ слишком многогранны и запутаны, чтобы разобраться в них без аппаратуры.

Помните, проблемы с оборотами двигателя стоит решать как можно быстрее, ведь они могут со временем полностью вывести из строя силовой агрегат, а цены на переборку мотора начинаются от 18 тысяч рублей. И это еще оптимистичная цена.

Видео эксперта

Почему плавают обороты на дизельном двигателе

25 сентября 2018 Категория: Полезная информация.

Почему при запуске «на холодную» или «на горячую» на дизеле плавают обороты и чем это грозит? Давайте разберемся.

Признаки проблемы

Сразу после холодного пуска современных ДВС система управления двигателем повышает обороты холостого хода, чтобы мотор поработал «в режиме прогрева». Такая ситуация является нормативной. Когда мотор выходит на нужную температуру, «прогревочные» обороты падают до своих нормальных 700-900 об/мин – и дальше мотор работает как обычно.

Проблема же плавающих оборотов выглядит, как будто автовладелец легко нажимает и отпускает педаль газа (при этом никто на акселератор в реальности не жмет): то есть обороты высокие или нормальные, затем они падают (мотор даже может заглохнуть), и затем мотор снова «подхватывает», обороты растут. Цикл повторяется несколько раз.

На холодном двигателе плавание оборотов может стать «традицией», которая сопровождает каждый запуск дизеля, а спустя пару минут исчезает сама собой. Другой вариант – обороты плавают независимо от степени прогрева двигателя.

Еще можно наблюдать картину плавающих оборотов, если увеличить нагрузку на дизель (выжать педаль тормоза, покрутить рулем, включить кондиционер и т.п.). Если проблема есть, она проявится – даже когда на холостом ходу обороты двигателя стабильные, при такой нагрузке обороты падают, двигатель может даже заглохнуть.

Часто проблема плавающих оборотов сочетается с затрудненным пуском, увеличением расхода топлива, провалами в работе двигателя. Возможно появление рывков при разгоне, вибрации в режиме холостого хода.

Для дизельных моторов характерна картина, когда обороты на тахометре плавают при движении автомобиля.

Читать еще:  Не работает бензонасос ваз 2110

Основные причины плавающих оборотов на дизеле

  • неисправность датчика массового расхода воздуха (ДМРВ, расходометр, MAF-сенсор)
  • подсос воздуха (завоздушина в системе подачи топлива)
  • неисправности в системе рециркуляции отработавших газов EGR
  • коррозия / механический износ деталей ТНВД
  • забитый воздушный фильтр

Рассмотрим некоторые наиболее типичные ситуации, почему на дизельных моторах могут плавать обороты.

неисправность ДМРВ

Чаще всего проблема с плавающими оборотами на современных ДВС связана с датчиком массового расхода воздуха.

Раньше ДМРВ устанавливался только на бензиновые автомобили. На современных дизельных моторах ДМРВ появился недавно.

Он работает вместе с клапаном EGR и дает ЭБУ двигателя данные о том, сколько воздуха находится во впуске, какое количество отработавших газов попадает на впуск в зависимости от открытия EGR. А на турбо-дизеле ДМРВ ограничивает «дымление», чтобы подача топлива в цилиндры происходила строго на основе данных о том, сколько мотор потребил воздуха.

Чтобы проверить ДМРВ, нужно протестировать его мультимером. Нормальное напряжение датчика – порядка 1В. Аналогичным способом проверяются и другие датчики.

Также необходимо обратить внимание на целостность проводов, клемм, фишек. При подозрениях – заменить датчик ДМРВ на новый.

Неисправный MAF-сенсор приводит не только к плаванию оборотов и нестабильной работе дизеля в переходных режимах, но и к повышенному топливному расходу и потере его мощности. Разнообразные «очистители» для датчиков дают лишь временный эффект.

подсос воздуха

Часто причина плавающих оборотов кроется в завоздушенности (подсосе лишнего воздуха) в системе подачи топлива.

Воздух в топливную систему дизеля может попасть из разных мест, все зависит от условий и сроков эксплуатации мотора.

Потерять герметичность может главная или обратная магистраль подачи топлива. Могут нарушаться уплотнения соединений, резиновых топливных шлангов и хомутов. Отдельно стоит проверить места соединений топливопроводов с топливным фильтром. Часто нарушается герметичность топливопровода в месте обратного слива топлива на форсунках.

Чтобы самостоятельно обнаружить подсос воздуха в топливной системе дизеля, нужно проверить герметичность системы подачи топлива.

Начать нужно с визуального осмотра моторного отсека и нижней части авто – заметных трещин и других дефектов трубопроводов, потеков топлива и пятен быть не должно.

Дальнейшую диагностику состояния топливной системы лучше доверить специалистам.

Например, если при процедуре самостоятельной проверке завоздушин, связанной со снятием топливного шланга, в тот попадут даже малейшие частицы мусора, ТНВД может вообще выйти из строя.

неисправности в системе рециркуляции отработавших газов EGR

Клапан EGR устанавливается на дизельных моторах, которые соответствуют требованиям Евро-4 (и последующим). Система рециркуляции частично отводит отработавшие газы из выпускного коллектора и перенаправляет их во впускной коллектор. Это позволяет снизить количество оксидов азота в дизельном выхлопе.

Самая частая причина, по которой система EGR выходит из строя – образование нагара на гнезде или пластине клапана ЕГР из-за плохого качества топлива.

Покрытый нагаром клапан работает некорректно, в дизельном ДВС несвоевременное открытие/закрытие клапана ведет к потере мощности, грубой шумной работе.

Оценить состояние клапана EGR можно визуально. Сопротивление на разъемах датчиков проверяется мультимером.

Также при диагностике системы рециркуляции проверяется давление на впуске. Если оно не нормативно, вероятен повышенный расход воздуха – отработавшие газы в избытке попадают во впускной коллектор, топливно-воздушная смесь образуется с нарушениями, что и вызывает нестабильные обороты дизеля.

Для нормальной работы системы рециркуляции, клапан ЕГР нужно регулярно очищать.

коррозия / износ деталей ТНВД

На дизельных двигателях часто проблема плавающих оборотов вызывается тем, что подвижные лопасти топливного насоса высокого давления (ТНВД) заедают при движении. Причина – образование на этих лопастях ржавчины.

Образуется коррозия из-за воды, которая может присутствовать в дизельном топливе. Причем в таком случае обороты плавают не только на холодном, но и на прогретом двигателе.

Чтобы решить проблему с коррозией на ТНВД, лучше применить специальные очистители, которые заливают в топливный бак. А вот советам добавить в топливо немного моторного масла в качестве профилактической меры от ржавчины на насосе следовать не стоит. Современные дизельные ДВС просто не выдержат таких экспериментов.

Помимо коррозии, проблема плавающих оборотов может говорить о том, что элементы ТНВД износились. Ремонтировать узел нецелесообразно. В случае выхода из строя, ТНВД меняют на новый.

  • О том, какие обороты должны быть в норме на дизельном двигателе, мы писали здесь
  • О том, почему дизельный двигатель троит, мы писали здесь.

Топливные насосы, ТНВД для дизельного двигателя вы найдете в каталоге

Почему плавают обороты на холостом ходу

Почему плавают обороты на холостом ходу: причины поломки и пути ремонта. В конце статьи видео-обзор полезные совет по регулировке оборотов двигателя.

Содержание статьи:

  • Общие причины
  • Нюансы по типам двигателей
  • Как устранить скачки
  • Видео

Автовладельцы часто спрашивают, почему плавают обороты двигателя. Причины неисправности для карбюраторных, дизельных и инжекторных моторов. Способы устранения неисправности в зависимости от результатов диагностики.

После пуска двигателя водитель смотрит на тахометр и оценивает частоту оборотов. Если мотор не прогрет, этот параметр на 10-20 % выше и со временем падает до 800-900 оборотов в минуту. Но бывают ситуации, когда частота скачет от 500 до 1500 об/минуту. Возникает ряд вопросов, почему плавают обороты на холостом ходу, и как это устранить.

Общие причины плавающих оборотов на холостом ходу

Рассматривая, почему плавают обороты двигателя, стоит учесть общие причины:

  • пробой в высоковольтных (ВВ) проводах;
  • выход из строя одной или нескольких свечей;
  • плохое давление горючего;
  • появление влаги в топливной смеси;
  • уменьшение компрессии в цилиндрах мотора;
  • нарушение в функционировании системы, обеспечивающей вентиляцию выхлопных газов;
  • поломка катушки зажигания и т. д.

Причины неисправности может быть много, а подходы нормализации оборотов двигателя зависят от выявленного дефекта.

Причины колебаний оборотов на холостом ходу для разных моторов

Ситуации с такой неисправностью рассматриваются индивидуально. Проблема может возникнуть сразу после пуска двигателя или через некоторое время (после прогрева). Нужно обратить внимание на частоту появления проблемы и качество работы других узлов. При рассмотрении причины, почему плавают обороты на холостом ходу, учитывается тип ДВС.

Карбюраторный двигатель

Отечественные машины, кроме некоторых моделей, комплектуются карбюратором. Причины «плавания» частоты вращения коленвала:

  1. Ошибки в регулировке ХХ мотора или сбое настроек в процессе пользования авто. В последнем случае параметры смещаются в сторону запоздания.
  2. Загрязнение жиклеров или системы ХХ. В таких обстоятельствах горючее смешивается с меньшим объемом воздуха, и мотору трудно поддерживать необходимые обороты.
  3. Всасывание большего объем воздуха, чем это необходимо. Происходит «обеднение» горючей смеси, из-за чего двигатель захлебывается, а обороты начинают плавать.
  4. Загрязнение воздушного фильтра. Поток воздуха, поступающий к двигателю, идет через фильтрующий элемент. Если он забит, смесь перенасыщена бензином.
  5. Неправильный уровень горючего в карбюраторе.

Инжекторный двигатель

Если на машине установлен инжекторный мотор и предусмотрен электронный впрыск, возможны другие причины, почему плавают холостые обороты:

  1. Поломка одного из датчиков (заслонки дросселя или давления воздуха).
  2. Износ форсунок.
  3. Выход из строя ЭБУ.
  4. Поломка регулятора ХХ.
  5. Затягивание воздушного потока внутрь впускной системы.

При оценке причины нужно начинать с регулятора ХХ и датчика, контролирующего позицию заслонки. После этого можно переходить к контролю ДМРВ.

Дизельный двигатель

В автомобилях, оборудованных дизельным мотором, обороты могут плавать на холостом ходу из-за появления ржавчины на лопастях топливной помпы. При сильной коррозии устройство заедает и больше не справляется с поставленной задачей. Для решения проблемы нужно подлить в бак с горючим где-то 200-300 мл двигательного масла.

Как устранить скачки оборотов мотора на ХХ

Действия автовладельца или слесаря на СТО зависят от выявленного дефекта. Как правило, приходится выполнять следующие шаги:

1. Регулировка карбюратора или замена ЭМ клапана. В последнем случае ДВС работает только при вытянутом на себя подсосе.

2. Проверка на факт попадания дополнительного воздуха в камеру сгорания. Для этого изучается весь путь подачи воздуха к коллектору впуска. Проверка проводится путем поочередного снятия трубок и их испытания действием давления. Для работы применяется специальный нагнетатель. Для упрощения поиска можно использовать WD-40. После обработки трубки на проблемном месте жидкость быстро испаряется. «Чинить» изделие нельзя, поэтому единственное решение — его замена.

3. Очистка заслонки дросселя с дальнейшим монтажом и настройкой. Чистка изделия проводится двумя путями — после демонтажа или без снятия с авто. При выборе первого способа нужно отбросить все трубки, которые идут к проблемному узлу, уменьшить фиксацию и достать изделие. Для очистки заслонки дросселя узел кладется в тазик и заливается специальным составом. Для ускорения процесса используется щетка с мягким ворсом. После промывки вытираем узел чистой тряпкой и возвращаем его на место.

Второй путь — очистка дроссельного элемента без демонтажа. Для этого снимаем ВВ провода, запускаем в устройство очищающий состав, заводим ДВС и дополнительно доливаем чистящую жидкость. После работы из трубы может пойти выхлоп белого цвета. Это явление свидетельствует об удалении лишних загрязнений. После окончания процедуры возвращаем провода на место, подключаем ПК и вносим нужную программу (устанавливается подходящий зазор). Если работа сделана правильно, обороты на холостом ходу плавать не будут.

4. Установка нового регулятора ХХ. Для оценки состояния устройства берем «цешку» и изменяем сопротивление. При получении параметра в размере от 40 до 80 Ом, РХХ поломан и требует замены.

5. Установка ДМРВ. В случае поломки датчика, контролирующего расход воздуха, единственное решение — замена. Ремонтировать деталь бессмысленно.

6. Регулирование ХХ. Если плавают холостые обороты, можно решить проблему путем регулировки отверткой. Работа проводится путем изменения положения специальных винтов, регулировки качества и объема оборотов.

7. Очистка картерной вентиляции. Для решения задачи придется разобрать картер и достать клапан. Изделие опускается в емкость с чистящей жидкостью, сушится и возвращается на прежнюю позицию.

8. Установка нового карбюраторного ЭМ клапана. При выходе из строя этого элемента мотор стабильно работает при вытянутом подсосе. Для решения проблемы меняем ЭМ клапан и проверяем его.

9. Очистка лопастей насоса ТНВД от ржавчины. Потребуется чистящий состав, который нужно распылить на горловину бака с горючим. В будущем добавляем в бак немного масла для двигателя. Состав осядет на лопасти ТНВД и защитит металл от ржавчины.

10. Очистка жиклера ХХ. 15-20 лет назад выполнение такой работы вызывало много трудностей у автовладельцев. Сейчас с этим нет проблем. Достаточно купить специальный состав и выждать 5-10 минут. Далее достаньте жиклер и уберите остатки грязи.

В ситуации, когда плавают обороты двигателя, может потребоваться другая работа — замена свечей, установка новых датчиков, настройка ЭБУ и т. д. При отсутствии опыта причину неисправности должен выяснить специалист. Ему же стоит поручить ремонт автомобиля.
Многие автовладельцы откладывают работу «на потом». Этого нельзя делать. Лучше сразу приехать на СТО, сделать глубокую диагностику и устранить причину возникшей неисправности.

Видео-обзор полезные советы по регулировке оборотов двигателя:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector