Порядок и момент затяжки гбц 4д56
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Порядок и момент затяжки гбц 4д56

Mitsubishi Pajero Sport 4D56, АКПП, “Облако”. › Logbook › Замена прокладки ГБЦ. Часть 5. Замена. Регулировка зазоров. Эпилог.

Окончание. Длинная запись, зато последняя…

И вот только теперь можно ослабить затяжку 18-ти болтов крепления ГБЦ в два три приема и правильном порядке (см. рис. ниже), затем окончательно вывернуть и вынуть вместе с шайбами. Только на холодном двигателе! (есть такое издевательское условие в мануале). Однако, головка для этих болтов должна быть 12-ти гранная, на 14.
Рис. 8

Подивился немного и двинулся дальше по инструкции…
Установка прокладки ГБЦ и ГБЦ, сборка:
1. Удалите остатки старой прокладки, масло и смазку с привалочных поверхностей ГБЦ и БЦ – очень кстати оказался набор ножей типа канцелярских и всяких скребков, купленный за дешево, причем в автомагазине.
Фото 042

До кучи хочу описать еще одну операцию.
Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов
Операция проводится на холодном двигателе (примерно 20 град.) и установленной на двигателе ГБЦ.
1. Снимите впускной коллектор.
2. Снимите топливные трубки.
3. Снимите верхнюю крышку ремня ГРМ.
4. Отверните болт крепления задней крышки ремня ГРМ (за шкивом).
5. Снимите крышку ГБЦ.
6. Совместите метку шкива распредвала с установочной меткой на задней крышке ремня ГРМ и установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия.
Пункты 1-6 были описаны выше, но оставил для тех, кто регулирует зазоры по регламенту (90.000 км), а не в связи с форс мажором.
Сначала проверяются и регулируются зазоры в приводе клапанов, отмеченных на рисунке.
Рис. 9.1

Дальше собираем, как пишут в букварях *в обратном порядке*. Замечания по крышке ГБЦ и порядок закручивания болтов – в 4-ой части.

Сборка напоминает собирание пазлов: все запчасти должны встать на свои места и чтоб лишних не осталось. Особенно интересно со жгутами, но лучше бы скучно, но просто. У меня – сошлось!
Устанавливая капот, обратил внимание, что маркером можно было метки и не делать – под головкой болта на петле остается непокрашенный след, прикрыв который получим капот в исходном положении.

Последние операции: залить ОЖ, подключить аккумуляторы и прокачать топливную систему ручным насосом, как при смене топливного фильтра.

Залил, подключил, напрокачивал до мозоли на пальце :). Завожу: кручу стартер секунды 4-5 – не завелся; качаю дальше, уже через обрезиненную рукоятку маленькой трещотки, на манер искусственного дыхания, т.к. палец уже не качает; кручу опять секунды 4-5 (аккумуляторы в силе, а дольше не могу, т.к. дольше, чем на раз-два никогда не заводился; вспомнилась советская армия: как то на стрельбах случился неограниченный резерв патронов, а привычка растягивать на подольше то ли 12 то ли 15 патронов из какого-то упражнения очередями по 2-3 патрона не сразу дала хотя бы пол магазина в раз выпустить :); покачал еще и *в третий раз закинул он невод*, с мыслью, буду крутить до победы, но в этот раз хватило и 3-х секунд. Ура! Заработало! (сказал бы Кот Матроскин). Худшие опасения не подтвердились, т.т.т. Мотор шепчет (избитая фраза в таких текстах), машина едет. В понедельник 17.04.17 *Облаку* четыре года – устрою в подарок мойку и чистку всего :).
Вот и все :).

Попутно оказалось сделано:
— подтянут ремень балансиров и проверено состояние остальных ремней,
— проверен и, будучи исправным, взведен родной натяжитель ремня ГРМ,
— заменен ролик кондея,
— заменены свечи и случайно создан их запас, т.к. заводские вполне еще живые :),
— отрегулированы зазоры в клапанном механизме,
— удален ЕГР,
— отмыты аккумуляторы и смазаны клеммы,
— заменен сальник распредвала и куча прокладок (вынужденно),
— заменена ОЖ (вынужденно),
— проверено состояние жидкости в АКПП (вынужденно),
— приобретен бесценный опыт и приподнята самооценка :).

Эпилог
Немного лирики.
Проехал с *газиками* в системе охлаждения не меньше 10.000 км, за что готов получить любые порицания. Сначала проверял всякие не ГБЦешные варианты, типа пробки радиатора, завоздушенности, негерметичности … Потом долго не знал что делать: ОД далеко и с утраченным доверием, местных мастеров не знаю, хотя говорят, что они есть (к одному не поехал, узнав, что разбирает он по наитию, не открывая мануалы, Свят и то открывает, да еще в оригинале), сам долго сомневался, потом запчасти заказывал…
Асы ремонта могут похихикать или посмеяться в голос: ремонт занял у меня 5 дней не считая мелких брызг. Конечно у меня есть куча оправданий по этому поводу:
— я занимался съемкой;
— прежде чем приступить к разборке очередного узла, я смотрел на него долго и зачарованно;
— многое я делал первый раз;
— я не предполагал наличие нескольких *засад* от производителя;
— у меня недоразвитая ремонтная база и т.д. 🙂
Пример с последним пунктом. Прикручиваю нейтрализатор к турбине, а при разборке повредил резьбу на гайке. Метчика нужного у меня нет, гайки другой тоже. Сначала пытаюсь пройти резьбу болтами от ЕГР, благо они уже не нужны. На третьем понимаю – дохлый номер. Собираюсь и иду в магазин *Крепеж*, благо не далеко, можно и пешком, да и ехать не на чем. Гаек с шагом 1,25 там не держат, метчики десяточные есть, но как на зло с шагом 1,0 и 1,5. Не солоно хлебавши бреду в ближайший автомагазин и о, счастье, гайка у меня уже есть (теперь уже и не одна, т.к. цена им 6 руб. за штуку). Некоторые такие моменты я упоминал по ходу (типа изготовления дюймового ключика и соединения трубок охлаждения).
Тем не менее дело начато и закончено, чем я изрядно удовлетворен. Вот и вся история.

Момент и порядок затяжки гбц на автомобилях разных марок

Момент затяжки гбц ВАЗ

Момент затяжки гбц на двигателях НИВА шевроле (двигатель ВАЗ-2123)

Моменты затяжки головки блока цилиндров (гбц) имеют значения указанные в таблице №1. Двигатели, которые устанавливают на автомобили семейства Шевролет нива (ВАЗ-2123) – 4-х цилиндровые, с рядным вертикальным расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала. Оснащенные системой распределенного впрыска топлива.

Затяжку болтов головки производят в четыре этапа (указаны в таблице). А вот что пишут об этом в руководстве по эксплуатации ВАЗ-2123:

Рис.1 Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров (гбц)

Установите головку блока цилиндров, отцентрировав её по двум направляющим втулкам, вверните болты её крепления и затяните их в четыре приема в определенной последовательности.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болты крепления головки блока цилиндров М12х1,25 1-й – моментом 20 Н-м (2 кгс*м); 2 -й – моментом 69,4-85,7 Н-м (7,1-8,7 кгс*м); 3-й – доверните болты на 90°; 4-й – окончательно доверните болты на 90°.
Болт крепления крышки головки блока цилицдров М6 1.96-4,60 (0,20-0.47)
Болт крепления головки цилицдров М8 31,36-39,10(3,20-3,99)

Таблица №1. Момент затяжки болтов головки блока цилиндров (гбц) на нива шевроле (ВАЗ-2123).

Момент затяжки гбц ВАЗ-2112 16 клапанов (ПРИОРА)

Момент затяжки гбц на приоре взяты из руководства по эксплуатации автомобиля и указаны в табличке №2.

Установите головку на блок, предварительно убедившись, что коленчатый и распределительные валы находятся в положении ВМТ (оба клапана 1-го цилиндра должны быть закрыты). Затяните болты крепления головки блока в последовательности, указанной на рис. 5.6, в четыре этапа:
1-й – моментом 20 Н·м (2 кгс·м);
2-й – моментом 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м);
3-й – доверните болты на 90°;
4-й – окончательно доверните болты на 90°.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болты крепления головки блока цилиндров М12х1,25 1-й – моментом 20 Н-м (2 кгс*м); 2 -й – моментом 69,4-85,7 Н-м (7,1-8,7 кгс*м); 3-й – доверните болты на 90°; 4-й – окончательно доверните болты на 90°.
Болт крепления крышки головки блока цилицдров М6 1.96-4,60 (0,20-0.47)
Болт крепления головки цилицдров М8 31,36-39,10(3,20-3,99)

Таблица №2. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) приора.

Необходимо учитывать что:

Болты крепления головки блока цилиндров вытягиваются при многократном использовании. Болты, длина которых (без учета высоты головки) превышает 98 мм, замените новыми. Перед установкой головки блока смажьте болты тонким слоем моторного масла.

Момент затяжки гбц КАЛИНА, ГРАНТА

Момент затяжки головки блока цилиндров на двигателях модели 21114-50, установленные на автомобилях Lada Kalina указаны в таблице №3. Двигатель 21114-50 со­здан на базе двигателя ВАЗ-2111. Уве­личение рабочего объема двигателя модели 21114 до 1,6 л. по сравнению с объемом двигателя 2111 достигнуто за счет большего хода поршня при неизменном ди­аметре цилиндра.

Камера сгорания в головке блока двигателя модель 21114 стала больше по сравнению с двигателем 2111: ее длина увеличи­лась с 79 до 81 мм, а ширина – с 48 до 50 мм. Для различия головок блока рядом с резьбо­вым отверстием для свечи 1-го цилиндра го­ловки двигателя модель 21114 есть прилив с но­мером «11183».

Вот что нам говорит руководство по эксплуатации о моменте затяжки гбц на калине:

Установите головку на блок, предвари­тельно убедившись, что коленчатый и распре­делительный валы находятся в положении ВМТ (оба клапана 1-го цилиндра должны быть закрыты). Затяните болты крепления головки блока в указанной последовательности в че­тыре этапа:
1-й – моментом 20 Н-м (2 кгс*м);
2-й – моментом 69,4-85,7 Н-м (7,1-8,7 кгс*м)
3-й – доверните болты на 90°;
4-й – окончательно доверните болты на 90°.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болты крепления головки блока цилиндров М12х1,25 1-й – моментом 20 Н-м (2 кгс*м); 2 -й – моментом 69,4-85,7 Н-м (7,1-8,7 кгс*м); 3-й – доверните болты на 90°; 4-й – окончательно доверните болты на 90°.
Гайка крепления крышки головки блока цилиндров М6х1,25 1,96-4,6 (0,2-0,47)

Таблица №3. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) КАЛИНА двигатель модель 21114, ГРАНТА .

Момент затяжки гбц ВАЗ 2106, 2107, 2103

Момент затяжки головки блока цилиндров на двигателях 2106 и 21011, 2103 одинаковый и приведен в таблице №4. В зависимости от модели или модификации автомобиля устанавливались двигатели трех типов:

  • 2106 – с рабочим объемом 1.6литра. Это основной двигатель для автомобиля ВАЗ-2106.
  • 2101 – с рабочим объемом 1.3литра. Устанавливался на автомобили ВАЗ-21063. От двигателя 2106 он отличается уменьшенным на 14мм ходом поршня, поэтому имеет другие блок цилиндров, коленчатый вал и другие детали цепного привода механизма газораспределения.
  • 2103 – с рабочим объемом 1.45литра.
Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болты крепления головки блока цилиндров М12х1,25 Предварительное затягивание: мин:33,3Н-м(3,4кгс*м) – мах:41,16Н-м(4,2кгс*м) ; Окончательное затягивание мин:96Н-м(9,8кгс*м) – мах:118,4Н-м(12,1кгс*м) ;
Болты крепления головки блока цилиндров М8 минимум: 30,67Н-м(3,13кгс*м) – максимум: 39,1(3,99кгс*м)

Таблица №4. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ВАЗ-2106.

Момент затяжки гбц ВАЗ 2108, 2109

Момент затяжки гбц на двигателях ВАЗ-2108, ВАЗ-2111-80 совпадают, и приведены в таблице №5.

Затяните болты крепления головки в указанной последовательности в четыре этапа:
1 – моментом 20 Н-м (2 кгс-м);
2 – моментом 69,4-85,7 Н-м (7,1-8,7 кгс-м);
3 – доверните болты на 90°;
4 – окончательно доверните болты на 90°.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болты крепления головки блока цилиндров М12х1,25 1 – моментом 20 Н-м (2 кгс-м); 2 – моментом 69,4-85,7 Н-м (7,1-8,7 кгс-м); 3 – доверните болты на 90°; 4 – окончательно доверните болты на 90°.

Таблица №5. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ВАЗ-2108, 2109.

Болты крепления головки блока цилин­дров вытягиваются при многократном ис­пользовании. Замените новыми болты, длина которых превышает 135,5 мм. Перед установ­кой головки блока смажьте болты тонким слоем моторного масла.

Момент затяжки гбц ваз 2108, 2110, 2114 8 клапанов инжектор, 2115

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болты крепления головки блока цилиндров М12х1,25 1 – моментом 20 Н-м (2 кгс-м); 2 – моментом 69,4-85,7 Н-м (7,1-8,7 кгс-м); 3 – доверните болты на 90°; 4 – окончательно доверните болты на 90°.

Таблица №6. Момент затяжки гбц ваз 2108, 2110, 2114, 2115.

Момент затяжки гбц ваз 2101

Момент затяжки гбц, приведенный в таблице№7, применяется для двигателей следующих моделей:

  • ВАЗ-2101 с рабочим объемом 1.2 литра. Это основной двигатель для автомобилей ВАЗ-2101;
  • ВАЗ-21011 с рабочим объемом 1.3 литра. Устанавливался на автомобили ВАЗ 21011 и ВАЗ-21021. От предыдущей модели он отличается увеличенным на 3мм диаметром цилиндров, поэтому у него другие блок цилиндров и поршень; Момент затяжки гбц аналогичный с ВАЗ 2101;
  • ВАЗ-2103 с рабочим объемом 1.45литра. От первой модели отличается увеличенным на 14мм ходом поршня, поэтому у него другие блок цилиндров и шатунно-поршневая группа. Момент затяжки болтов гбц аналогичен двигателю ВАЗ-2101.
Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болты крепления головки блока цилиндров М8 31.36-39.1
Болт крепления крышки головки блока цилиндров М6 1.96-4.60

Таблица №7. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ваз 2101.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ОКА-1111, 11113

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Гайки крепления головки блока цилиндров 77-82

Таблица №8. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ОКА-1111, 11113.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) НИВА

Моменты затяжки для двигателей ВАЗ-21214 евро3.

Рис.3 Порядок затяжки гбц НИВА

Для обеспечения надежного уплотнения и исключения подтяжки болтов головки блока цилиндров при техническом обслуживании автомобиля затягиваем их в четыре приема. Порядок затяжки указан на рисунке.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Гайки крепления головки блока цилиндров 1 прием: затягиваем болты 1-10 моментом 20 (2,0); 2 прием: болты 1-10 моментом 69,4-85,7 (7,1-8,7). Болт 11 – моментом – 31,4-39,1 (3,2-4,0)

Таблица №9. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) НИВА, двигатели.

Момент затяжки гбц на двигателях ЗМЗ.

Двигатели ЗМЗ представлены модификациями ЗМЗ-402.5, ЗМЗ-402.6, ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063, ЗМЗ-40522, ЗМЗ-40524. Моменты затяжек гбц у этих моделях двигателей имеют разные значения.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 402-х двигателях (ГАЗЕЛЬ), модификации двигателей ЗМЗ-4025,4026.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Гайка крепления головки блока цилиндров 85-90 (8,5-9)
Болт крепления задней крышки головки блока цилиндров 11-16 (1,1-1,6)
Болт крепления крышки головки блока цилиндров 4,5-8 (0,45-0,8)

Таблица №10. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ЗМЗ 4025 и ЗМЗ-4026.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 406-х двигателях, модификации ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063, ЗМЗ-40522.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болт крепления головки блока цилиндров 1) Предварительная затяжка: 69-82(6,9-8,2); 2) Выдержка не менее 1мин 15сек – и окончательная затяжка – Довернуть на угол 70-75градусов.

Таблица №11. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063, ЗМЗ-40522.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 405-х и 405 евро3 двигателях, модификации ЗМЗ-40524.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болт крепления головки блока цилиндров 1) Предварительная затяжка: 40-50(4,0-5,0); 2) Выдержка не менее 1мин 15сек – и окончательная затяжка – Довернуть на угол 90 градусов.

Таблица №12. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ЗМЗ-40524.

Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на двигателях ЗМЗ-409.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Болт крепления головки блока цилиндров 1) Предварительная затяжка: 40-60(4,0-6,0); 2) окончательная затяжка: 130-145 (13,0-14,5)

Таблица №13. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ЗМЗ-409.

Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров показана на рисунке

Момент затяжки гбц ГАЗ-53.

Деталь Резьба Момент затяжки, Н-м (кгс*м )
Гайки крепления головки блока цилиндров 77-82

Таблица №14. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ГАЗ-53.

Момент затяжки головки блока цилиндров КАМАЗ-740

Момент затяжки на двигателях КАМАЗ-740.10, КАМАЗ-7403.10 или КАМАЗ-740.11-240 совпадает и приведен в таблице №15.

Регулировка клапанов 4d56

В процессе эксплуатации двигателей Mitsubishi 4d56 происходит увеличение либо уменьшение теплового зазора клапанов. Это ведет к ухудшению характеристик силовой установки и чрезмерному износу некоторых ее узлов. Для предотвращения существенного отклонения теплового зазора клапанов требуется периодически контролировать его величину и в случае необходимости производить регулировку. Своевременное проведение данной операции позволит продлить срок эксплуатации силовой установки до капитального ремонта.

Периодичность необходимости регулировки

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

Официальные дилеры рекомендуют производить контроль теплового зазора клапанов при достижении пробега в 90 тыс. км или по истечении 72 месяцев в зависимости от того, что наступит раньше. Согласно отзывам автовладельцев регулировка силовому агрегату потребуется при пробеге более 50 тыс. км. Ориентироваться следует не только на показания одометра. Провести контроль теплового зазора может потребоваться в более короткий срок при возникновении нижеперечисленных симптомов:

  • характерный стук клапанов, исходящий из подкапотного пространства;
  • снижении компрессии;
  • повышение расхода топлива;
  • ухудшение динамических характеристик автомобиля;
  • чрезмерный расход масла;
  • хлопки в глушитель;
  • посторонние звуки во впускном тракте.

Регулировка теплового зазора клапанов требуется если производились ремонт или замена любого элемента газораспределительного механизма. Также, выполняя ремонт в головке блока цилиндров, необходимо производить визуальный осмотр клапанов. Это позволит своевременно выявить неправильную регулировку. При возможности рекомендуется сократить интервал контроля теплового зазора.

Требуемые инструменты

Для того, чтобы выполнить контроль и регулировку теплового зазора потребуется демонтаж клапанной крышки. Ее обратная установка требует наличия герметика. Помимо этого потребуется перечень инструментов, приведенных в таблице ниже.

Перечень инструментов, необходимых для регулировки теплового зазора клапанов

Наименование Примечание
Щупы 0,09; 0,15; 0,2; 0,25.
Ключи “на 8”, “на 10”, “на 12” и “на 14”
Динамометрический ключ с диапазоном от 12 до 20 Нм

Во время регулировки теплового зазора рекомендуется замена прокладки клапанной крышки. Это позволит избежать «потения» силовой установки. Как правило резина старой прокладки теряет свои свойства и становится хрупкой и задубевшей. Только лишь в случае если клапанная крышка недавно снималась, допускается повторная установка старой прокладки.

Процедура регулировки теплового зазора клапанов

Для того, чтобы регулировка клапанов прошла успешно необходимо придерживаться нижеприведенной инструкции. Выполнение контроля тепловых зазоров возможно как на холодном, так и на горячем моторе. Главным отличием, в таком случае, будет различная толщина щупов. Для предотвращения травматизма все операции рекомендуется проводить на холодной силовой установке.

  1. Снять впускной коллектор.
  2. Демонтировать трубки топливной магистрали высокого давления.
  3. Снять верхнюю крышку ремня привода газораспределительного механизма.
  4. Открутить болт крепления задней крышки ремня ГРМ. Он располагается за шкивом.
  5. Снять клапанную крышку. Последовательность, с которой следует откручивать болты, отображена на рисунке ниже.

Совместить метку шкива распределительного вала с установочной меткой, расположенной на задней крышке ремня привода газораспределительного механизма. Поршень первого цилиндра должен быть установлен в положение ВМТ.

Номинальный тепловой зазор

Клапан Температура мотора в момент контроля Необходимый для контроля щуп
Впускной Холодный – по мануалу – 0,09
– рекомендации автовладельцев – 0,15
Впускной Горячий 0,25
Выпускной на холодную – по мануалу – 0,14
– рекомендации автовладельцев – 0,2
Выпускной на горячую 0,25

  • Если контроль показал отклонение в большую или меньшую сторону необходимо выполнить корректировку. Порядок регулировки описан ниже. Для начала требуется ослабить контргайку.
  • Удерживая контргайку следует вращать регулировочный винт.

    Рекомендации по проведению регулировки теплового зазора

    В процессе демонтажа трубок высокого давления из них может потечь топливо. Это может привести к загрязнению элементов подкапотного пространства, а также стать причиной возгорания. Для предотвращения этого необходимо воспользоваться ветошью. Места куда протекло горючее также следует вытереть.

    Для выставления установочных меток и расположения поршня в положение ВМТ необходимо вращать коленвал. Проворачивать двигатель разрешается только по часовой стрелке. В противном случае возможно повреждение узлов силового агрегата. Связано это с тем, что в процессе работы двигателя коленчатый вал не вращается против часовой стрелки.

    Момент затяжки болтов крепления головки блока цилиндров и с каким усилием её затягивать

    Головка блока цилиндров (ГБЦ) силовых агрегатов транспортных средств предназначена для обеспечения герметизации камеры сгорания. Чтобы выполнить это условие, необходимо правильно затянуть крепежные элементы, для этого следует знать, с каким усилием затягивать головку блока цилиндров. Операцию проводят после «обкатки», которая производится на двигателе нового автомобиля или по окончании восстановительных работ силового агрегата.

    Из чего состоит ГБЦ

    О силах, действующих на ГБЦ во время работы мотора

    Силы, действующие на ГБЦ во время завинчивания винтов

    В каких случаях необходима затяжка головки цилиндров

    Какие ошибки могут возникнуть

    Порядок и контроль затяжки ГБЦ

    Видео «Как пользоваться динамометрическим ключом»

    Комментарии и Отзывы

    Из чего состоит ГБЦ

    Практически во всех двигателях конструкция ГБЦ одинакова.

    Она в себя включает:

    1. Корпус изделия, который изготавливают методом точного литья. В нем предусмотрены каналы подачи охлаждающей жидкости и моторной смазки трущимся частям.
    2. Клапаны во впускном и выпускном каналах.
    3. Вал распределительный (в некоторых конструкциях их два).

    Основным элементом ГБЦ является корпус. Он вместе с прокладкой обеспечивает герметизацию камеры сгорания. В корпусе запрессованы направляющие втулки клапанов, их количество зависит от конструктивных особенностей ГБЦ. Клапаны перемещаются во втулках, обеспечивая подачу топлива и вывод отработанных газов. Для изготовления корпуса головки используют алюминий, она крепится к блоку болтами, производимыми из высококачественной стали.

    Головка блока цилиндров

    Коэффициент температурного расширения у этих металлов разный, поэтому обеспечить высокую герметичность камеры сгорания возможно только в том случае, когда головка будет затягиваться равномерно по всей плоскости блока цилиндров. Если это условие не выполняется, силовой агрегат может выйти из строя.

    О силах, действующих на ГБЦ во время работы мотора

    Обеспечить равномерность теплового воздействия на головку в работающем двигателе невозможно. Наиболее сильному нагреву подвергаются места в корпусе, располагающиеся над камерой сгорания, что вызывает напряжение металла на этих участках. Сила давления корпуса из алюминия на прокладку между ГБЦ и блоком цилиндров сильно увеличивается, что может вывести её из строя. Чтобы этого избежать, производится периодическая протяжка болтов крепления ГБЦ.

    Силы, действующие на ГБЦ во время завинчивания винтов

    Обеспечить высокую герметичность камеры сгорания только установкой головки на блок цилиндров не получается, поэтому между ними стоит прокладка. Она имеет более низкую жесткость, при затяжке болтов прокладка сжимается, тем самым производится уплотнение зазоров. Если завинчивание крепежных винтов производится в произвольном порядке, а момент затяжки болтов ГБЦ на ключе не контролируется, можно получить деформацию корпуса головки или прогорание прокладки.

    Следует напомнить, что такое момент затяжки болтов. Под этим подразумевается величина усилия на гаечном ключе, которое обеспечит герметичность соединения головки и блока цилиндров. Момент затяжки болтов и последовательность выполнения работы указываются в инструкции по ремонту и эксплуатации транспортного средства. Эти рекомендации следует выполнять неукоснительно.

    В каких случаях необходима затяжка головки цилиндров

    Конструкция движков постоянно совершенствуется, срок службы увеличивается, а объем работ по обслуживанию силовых агрегатов уменьшается. Моторы, выпущенные после 2010 года, уже не нуждаются в периодической протяжке болтов крепления головки. Для более ранних моторов проводить такую операцию рекомендуют при каждом очередном ТО. При длительной эксплуатации машины иногда появляются следы протечек моторного масла или охлаждающей жидкости. В таком случае необходимо немедленно подтянуть крепеж ГБЦ, иначе может потребоваться серьезный ремонт мотора. Причинами появления протечек может быть перегрев силового агрегата и несоблюдение порядка затягивания болтов.

    Когда усилие затягивания крепежных винтов движка ниже рекомендованных, может произойти прогорание прокладки, которое повлечет за собой демонтаж головки с последующей заменой поврежденной детали. Отмечены случаи, когда ремонтники не соблюдают порядок и момент затяжки ГБЦ, поэтому водители со стажем проводят проверку состояния болтов при пробеге 1 тыс. км после ремонта мотора.

    Основные рекомендации

    Прежде всего следует отметить, что такая процедура может проводиться после ремонта силового агрегата или с целью проверки величины момента затяжки болтов в процессе эксплуатации мотора. Если ГБЦ была демонтирована, следует внимательно осмотреть болты, а также отверстия в блоке цилиндров для их установки. Винты не должны иметь удлинения или деформации резьбовой части. Отверстия в блоке под болты очищают от остатков моторного масла, жидкости, других посторонних частиц. Если этого не сделать, можно повредить цилиндровый блок, при этом ГБЦ затянуть с требуемым усилием не получится.

    Работу следует начинать только после ознакомления с рекомендациями изготовителей автомобиля по эксплуатации и ремонту. Там водитель найдет все необходимые сведения для выполнения работы, в том числе усилия и очередность затягивания болтов.

    Важно! Для движков с болтами типа TTY существует запрет на повторное использование, так как они могут оборваться.

    Еще одной особенностью использования таких болтов является установка их под определенным углом. Для этого потребуется специальный ключ с индикатором, который покажет градус наклона.

    Пользователь Игорь Иванов показывает на видео установку и затяжку ГБЦ.

    Какие ошибки могут возникнуть

    К сожалению, водители, самостоятельно выполняющие восстановление силового агрегата, допускают досадные ошибки, которые могут нанести вред блоку цилиндров и рабочему инструменту.

    К ним можно отнести следующее:

    • оставление моторной смазки или других посторонних частиц в местах установки крепежных изделий;
    • завышение величины усилия затягивания болтов;
    • применение инструмента, не предназначенного для этой операции;
    • несоблюдение очерёдности затягивания ГБЦ;
    • использование болтов несоответствующей длины.

    Если момент подтягивания крепежных винтов моторе определять «на глазок», чаще всего происходит перетяжка, которая приводит к разрыву болтов. Изношенными гранями ключа можно повредить головку крепежного элемента, после чего завернуть или вывернуть его будет невозможно. Самостоятельно изменённый порядок установки болтов приведет к возникновению перенапряжений в корпусе головки, а это чревато появлением трещин. Они могут быть сквозными, что способствует появлению протечек смазки или охлаждающей жидкости. Появится прорыв газов во впускном или выпускном коллекторе. Начнутся перебои в работе мотора, потеряется его мощность.

    Если через трещины или прогары жидкость для охлаждения мотора попадёт в систему смазки, произойдет разжижение моторного масла. После этого давление смазки уменьшится, и поступление его к местам трения будет недостаточным, а вкладыши коленчатого вала могут провернуться. Многими документами допускается повторное применение крепежных элементов, но лучше использовать новые изделия. Крепиться ГБЦ к блоку цилиндров должна только качественными винтами.

    Порядок и контроль затяжки ГБЦ

    При выполнении затяжки следует делать это равномерно, без лишних усилий и спешки.

    Перед началом работы нужно приготовить следующие инструменты и расходные материалы:

    • динамометрический ключ с насадкой, которая будет соответствовать головке болта;
    • небольшое количество моторного или любого другого масла;
    • ветошь.

    Независимо от конструкции силового агрегата, будь то 402, 406 двигатель или даже G4EE, 4B12, затягиваться ГБЦ будет всегда одинаково. Винты крепления будут расположены параллельно относительно камер сгорания. Инструкция по эксплуатации подскажет, с каким усилием затягивать головку блока цилиндров.

    Порядок выполнения работы будет примерно таким:

    1. Крепежные болты смазывают небольшим количеством масла.
    2. Устанавливают их на своё место и заворачивают рукой, насколько получится.
    3. Далее понадобиться специальный динамометрический ключ. С его помощью производят затяжку с усилием, равным примерно 1-2 кгс*м, согласно схеме для данного мотора.
    4. На следующем этапе усилие доводят до 5-8 кгс*м (при этом следуют рекомендациям производителя автомобиля).

    Через небольшой промежуток времени операцию повторяют 1-2 раза, поворачивая болты примерно на четверть оборота. После пробега около 500-1000 км проверяют степень затяжки, но не для всех типов силовых агрегатов. Если применяются пружинные болты, такая операция не потребуется.

    Видео «Как пользоваться динамометрическим ключом»

    Пользователь Александр Март показывает видео об использовании динамометрического ключа.

    Как правильно затягивать болты головки блока цилиндров?

    При капитальном ремонте двигателя важно в точности соблюдать технические параметры и нормы, необходимые для корректной его работы. Соблюдая нужные параметры и следуя указаниям по ремонту, итоговый результат будет успешный.

    Назначение и строение ГБЦ

    Современные автомобили в подавляющем большинстве используют различные виды топлива для совершения работы за счет его сгорания. Воспламенение воздушно-топливной смеси происходит в двигателе внутреннего сгорания.

    При детонации топлива в камере сгорания происходит «взрыв» смеси и при этом выделяется газы, которые и толкают поршень к нижней мертвой точке. Чтобы работа двигателя была корректна, все отработавшие газы через выпускной коллектор выводятся в атмосферу. Для этого в конструкции двигателя предусмотрена система газораспределения. Наиболее важной составляющей этого механизма является головка блока цилиндров.

    Головка блока цилиндров механизма газораспределения предназначена для обеспечения герметичности между поршнем и поверхностью камеры сгорания двигателя.

    В зависимости от конструкции автомобильного двигателя, головки блока цилиндров могут изготавливаться из чугуна или более легкого алюминия. Форму ГБЦ обычно придают путем литья. Конструктивные особенности могут быть различны, но в основном головка содержит такие части, как:

    • камеры сгорания;
    • клапана (различают впускные и выпускные, в соответствие с их назначением – впускные открывают доступ рабочей смеси из топлива и воздуха в цилиндр, выпускные – осуществляют вентиляцию цилиндра за счет выталкивания поршнем отработавших газов в выпускной коллектор);
    • участок газораспределительного механизма;
    • рубашка охлаждения;
    • отливка для форсунок или свечей зажигания;
    • масляные каналы.

    Между блоком цилиндров и головкой обычно устанавливается прокладка, которая не допускает прорыва газов из-под камеры сгорания, а также масла и охлаждающей жидкости из каналов, соединяющие ГБЦ и сам блок.

    Важно! При неправильной и не равномерной затяжке болтов крепления головки блока цилиндров, будет нарушена герметичность камеры сгорания, а это приведет к потере мощности, прогоранию прокладки и выходу из строя самой головки (возможна деформация или растрескивание корпуса).

    О силах, действующих на ГБЦ во время работы мотора

    При работе мотора автомобиля, головка подвергается воздействию высокого давления (за счет такта сжатия в камере сгорания давление может достигать до 15 атмосфер), высокой температуры сгорания смеси (около 550-600 ºС), вибрации со стороны кривошипно-шатунного механизма.

    Между блоком цилиндров и головкой устанавливается прокладка, которая имеет определенную толщину – при затягивании болтов крепления головки, эта толщина уменьшается (дает усадку) и ГБЦ плотно прилегает к корпусу двигателя. Но во время затяжки, головка имеет свойство деформироваться на тысячные доли миллиметра, поэтому болты всегда заворачивают в определенном порядке.

    Силы, действующие на ГБЦ во время затягивания болтов

    В процессе затягивания болтов в местах их крепления давление на поверхность значительно повышается, что в свою очередь приводит к V- образной деформации «подошвы». При не соблюдении порядка затягивания, а также с не регламентированным моментом (усилием), монтаж головки может привести к прогоранию прокладки в следствии прорыва газов, что поведет за собой более серьезные последствия.

    Когда необходимо производить затяжку ГБЦ?

    На современных автомобилях уже не требуется повторная протяжка болтов крепления головки цилиндров – данные работы ранее осуществлялись на старых автомобилях семейства ВАЗ, УАЗ, МОСКВИЧ – эта операция являлась основной при прохождении машины ТО-1.

    При замене прокладки нужно иметь нужное оборудование, благоприятные погодные условия (или учитывать существующие), прямые руки и светлую голову. Нужно учитывать, что температура окружающей среды довольно сильно может повлиять на процесс установки ГБЦ.

    Применяемый инструментарий

    Из оборудования необходим динамометрический ключ с калибровкой усилия под конкретный автомобиль (на разных машинах момент затяжки креплений может существенно отличаться), торцевая головка нужного размера, которая подходит к конкретному виду крепежа.

    Итак, динамометрические ключи бывают нескольких видов:

    • щелчковый;
    • стрелочный;
    • цифровой;
    • иные приспособления.

    Щелчковый ключ

    Щелчковый (также предельный или пружинный) ключ применяется для быстрой затяжки резьбовых соединений с заданным крутящим моментом. При достижении нужного усилия, внутри ключа срабатывает пружинный механизм, в следствии чего слышен щелчок, свидетельствующий об необходимости прекращения затяжки текущим моментом (усилием). Погрешность такого ключа не превышает 4% (при условии корректного хранения и использования).

    Стрелочный ключ

    Стрелочный (торсионный) ключ являет собой рычаг со стрелкой и шкалой усилия (или индикатором часового вида), что делает его самым простым в использовании. При использовании такого ключа стрелка указывает на текущий момент затяжки при проворачивании рычага. Из минусов таких ключей стоит отметить довольно большую погрешность (от 5 до 20%), и со временем сталь утрачивает свою упругость, что делает невозможным его регулировку.

    Цифровой ключ

    Цифровой ключ (или цифровой адаптер) является самым точным инструментом в своей категории – его погрешность составляет всего 1%. Поэтому такие ключи часто используют при монтаже «ответственных» резьбовых соединений.

    Иные приспособления

    Самодельными динамометрическими ключами пользуются тогда, когда других приспособлений под рукой не имеется – обычно это самодельные механизмы, состоящие из трещотки и старых пружинных весов или современных цифровых. Но погрешность таких приспособлений намного выше, чем заводские ключи – это обусловлено неправильной калибровкой усилия.

    Момент затяжки болтов (усилие)

    Момент затяжки болтов для каждого автомобиля разный (в виду конструктивных особенностей). Для конкретного автомобиля есть своя таблица моментов затяжки креплений. В следующем разделе рассмотрим усилия крепежа ГБЦ на примере «вазовской» головки.

    Правильный порядок затяжки

    Существует определенный порядок затяжки болтов, почти на всех автомобилях он одинаковый – от центра головки к ее краям, крест на крест. Так, например, первыми затягиваются два центральных болта правого и левого рядов, затем два болта, находящиеся слева от центральных, затем два справа от центральных, потом два болта находящиеся слева в обоих рядах и завершают порядок болты находящиеся справа в обоих рядах.

    Важно помнить, что крепеж всегда выполняется в три — четыре подхода:

    1. Первый подход – усилие 3-4 кгс.
    2. Второй подход – усилие 7 кгс.
    3. Третий подход – усилие 9 кгс.
    4. Последний подход – усилие 11,5 – 12 кгс.

    Ошибки при монтаже головки

    Если не использовать динамометрический ключ при монтаже головки блока цилиндров, то можно ошибиться с усилием, что приведет к неравномерному моменту. В таких случаях будет чрезмерное или недостаточное усилие, которое повлечет за собой либо деформацию поверхности головки, либо допуск прорыва газов, масла или охлаждающей жидкости. В обоих случаях это чревато тяжелыми последствиями для двигателя.

    При соблюдении правил затягивания крепежных болтов, а также нужного момента, всегда можно рассчитывать на надежную и долговечную работу установленных деталей. Механизм газораспределения в двигателе играет основную роль, поэтому пренебрегать правилами монтажа составляющих элементов не стоит.

    Лечение суставов

    Сайт про суставы

    Порядок и момент затяжки гбц 4д56

    Mitsubishi Montero, Pajero Sport, L200. МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

    Момент затяжки, Н-м

    Болты крепления крышки головки блока цилиндров

    Болты крепления головки блока цилиндоов

    Болт крепления шкива коленчатого вала

    Болт крепления шестерни распределительного вала

    Болты крепления ролика натяжителя ремня привода

    Болты крепления натяжителя ремня привода

    Болты крепления натяжителя ремня привода

    Гайки крепления шестерен балансирных валов

    Гайка крепления шестерни ТНВД

    Болты крепления маховика

    Болты крепления корпуса масляного насоса:

    Болты крепления крышки масляного насоса

    Болты крепления масляного картера

    Пробка отверстия для слива масла

    Болты крепления кронштейна масляного фильтра:

    Болты крепления радиатора системы смазки

    Болты крепления крышек ремня привода

    Болты крепления впускного коллектора

    Болты крепления выпускного коллектора

    Гайки крепления выпускных коллекторов

    Болты крепления водяного насоса

    Болты крепления корпуса термостата

    Гайки крепления топливопроводов высокого

    давления к форсункам и ТНВД

    Гайки крепления крышки ТНВД к блоку цилиндров

    Гайки крепления ТНВД к крышке

    Болты крепления радиатора системы охлаждения

    Болты крепления кожуха радиатора системы

    Болты крепления рамки радиатора охладителя

    Болты крепления радиатора охладителя

    Болты крепления пневмоклапана системы

    рециркуляции отработавших газов

    Болты крепления термоэкрана турбокомпрессора

    Болты крепления турбокомпрессора

    Болты крепления кожуха нажимного диска сцепления

    Болты крепления рабочего цилиндра выключения

    Гайки крепления главного цилиндра выключения

    Гайка болта кронштейна крепления педали сцепления

    Болты кронштейна крепления педали сцепления

    Крепление датчика скорости

    Болты крепления опор силового агрегата

    Гайки крепления кожуха рычагов управления

    Болты крепления МКП к двигателю

    Болты крепления АКП к двигателю

    Гайка крепления троса АКП

    Момент затяжки, Н-м

    Болты крепления нижней опоры силового агрегата

    Болт крепления задней опоры силового агрегата

    Гайки болтов крепления вилки вала задней карданной передачи к фланцу редуктора заднего моста

    Гайки болтов крепления вала передней карданной передачи к фланцу редуктора переднего моста

    Пробка маслоналивного отверстия редуктора заднего моста

    Пробка маслосливного отверстия редуктора заднего моста

    Пробка маслоналивного отверстия редуктора переднего моста

    Пробка маслосливного отверстия редуктора переднего моста

    Болты кронштейна крепления редуктора переднего моста к раме

    Болты крепления пневмопривода механизма включения дифференциала

    Гайки крепления колес

    Гайка верхнего крепления амортизаторной стойки

    Гайка болта нижнего крепления амортизаторной стойки

    Гайки болтов крепления верхней шаровой опоры к верхнему рычагу передней подвески

    Гайки болтов крепления нижней шаровой опоры к нижнему рычагу передней подвески

    Гайки крепления пальцев шаровых опор к поворотному кулаку

    Болты крепления верхнего рычага передней подвески

    Гайки болтов крепления нижнего рычага передней подвески к раме

    Гайки крепления передней опоры торсиона к нижнему рычагу передней подвески

    Контргайка болта крепления торсиона

    Болты крепления стабилизатора поперечной устойчивости

    Гайки болтов крепления продольных рычагов задней подвески

    Гайки болтов нижнего крепления амортизатора задней подвески

    Гайки болтов верхнего крепления амортизатора задней подвески

    Гайки болтов крепления поперечного рычага задней подвески

    Болт крепления стабилизатора поперечной устойчивости задней подвески к заднему мосту

    Болт крепления буфера хода сжатия пружины задней подвески

    Гайка крепления ступицы переднего колеса:

    127-196 и пол­ностью ослабить 25

    Довернуть на 30°

    Гайка крепления рулевого колеса

    Болты крепления рулевой колонки

    Стяжной болт клеммового соединения карданных шарниров

    Гайка крепления напорного трубопровода к насосу гидроусилителя рулевого управления

    Болты крепления насоса гидроусилителя

    Гайки крепления трубопроводов к рулевому механизму

    Момент затяжки, Нм

    Контргайка наконечника рулевой тяги

    Гайка крепления пальца шарового шарнира маятникового рычага к рулевой трапеции

    Гайка крепления шарового пальца рулевой тяги к рулевой трапеции

    Гайка крепления шарового пальца наконечника рулевой тяги к поворотному рычагу

    Гайки крепления рулевого механизма к раме

    Болты кронштейна крепления педали тормоза

    Гайки кронштейна крепления педали тормоза

    Болты крепления тормозного диска переднего тормозного механизма

    Гайки тормозных трубок, крепление тормозных шлангов задних тормозных механизмов

    Болты направляющих пальцев суппорта тормозного механизма переднего колеса

    Болты направляющих пальцев суппорта тормозного механизма заднего колеса

    Клапан выпуска воздуха рабочего цилиндра тормозного механизма

    Гайка болта крепления ступицы заднего колеса к фланцу балки заднего моста

    Читать еще:  Niva chevrolet 2008
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector