Super select 4wd принцип работы
Autoservice-ryazan.ru

Автомобильный портал

Super select 4wd принцип работы

Mitsubishi Pajero GoP–MaжoR › Logbook › Правильная работа трансмиссии Super select, или цена разгильдяйства.

Я сам честно говоря долго не мог врубиться что такое Full Time, part time, как они работают.
Конечно, изучив мат часть, основные принципы стали понятны, но вот когда я стал обладателем паджеры, я столкнулся с неведанным зверюгой под названием Super select.
Ну и конечно первый же вопрос к “Знающим” пацанам))
А это че такое то?
_Ну супер селект, это типо на полном приводе можно под сотку валить)) Следовал типичный ответ.
Под сотку? Круто че… надо брать…
Ну соотвественно при покупке машины. Бывший хозяин рассказывает как пользоваться Легендарной трансмиссией.
— Вот кароче когда рычаг назад, это задок один гребет, один щелчек вперед, это полный привод, еще один это с блокировкой, а вот в право и вперед, это пониженная. Понятно?
-понятно че…
-Тока лампочки ни одна на панели не горят. Да они нафиг не нужны.
-Ну да, мож перегорели. разберемся…
И я разобрался. Спустя год изучения мат части, тероризацией СТОшников и мозговой атакой спец форумов.
Во первых, с раздатки с датчиков были оторваны все провода. Благо у нас есть ребята которые не обламываются посидеть, разобраться, придумать и починить. Туда то я и подался. Паяли, крутили в ручную, подключали по схеме, долго, нудно и упорно. Ибо разбираться пришлось с нуля. Вся проводка под корень выкошена от самой приборной панели.
Лапочки на приборки загорелись. Все бы ничего но колесики не горели зелененьким, а мигали.
Далее начинаем копать про мигающие лампочки.
Выясняется что при такой фигне, даже в положении 2 вд кардан передний крутиться. Да ну?!
Кладем мобилу на асфальт, включаем камеру и катаем туда-сюда. Потом смотрим видюху.
Видюхе прям так и хочется дать название, “Жесть, прикол, смотреть до конца”
Он крутился.
Теперь о главном: должен или не должен?
Самое внятное объяснение тут: с форума www.pajero4x4.ru
На обычном парттайме полуоси отключаются хабами в ступицах. Соответственно при отключенных хабах и режиме 2Н ШРУСы не вращаются, кардан соответственно тоже. На суперселекте привода ВСЕГДА подключены к ступицам, там нет хабов! При включении 2Н при помощи вакуумного пневмо-размыкателя, на который поступает сигнал от блока управления полным приводом (который узнает о включении режима по датчикам на раздатке), размыкается одна полуось. В режиме 2Н полуоси крутятся, но одна крутится совсем впустую, а другая крутит сателлиты в диффе. Кардан НЕ крутится. НО, суперселект “по умолчанию” полноприводный. Т.е. размыкатель оси устроен так, что при выходе вакуумного привода из строя передок остается включенным (или включается, если был выключен, за счет пружины в муфте). Ну и если машина не заведена, вакуумный насос отключения передка не работает — полуось подключается, кардан будет крутиться, если покрутить колесо. Не важно, в каком положении рычаг РК. Просто в 2Н кардан будет крутиться в холостую, а в 4Н будет крутить раздатку. Но он будет крутиться. Это, повторюсь, на НЕ заведенной машине при условии, что прошло достаточно времени, чтобы вакуум вышел из муфты включения передка. Вы когда-нибудь обращали внимание, что когда заводишь машину в режиме 2Н, иногда пиктограмки переднего моста моргают а потом гаснут. Так вот это нагнетается вакуум в муфту отключения, после чего перед отцепляется.

Про хабы на суперселект… В заводских комплектациях на СС не было хабов никогда! И это грамотно! Если на СС включить 4Н и не включить хабы, очень классно сгорит вискомуфта в межосевом диффе. Или теперь будете удивляться, что в паджере есть вискомуфта? Да, есть. Она “мягко” блокирует межосевой дифф. А если перед будет висеть неподключенным в 4Н, то весь крутящий момент пойдет через вискомуфту на задний мост. Муфта умрет если не мгновенно, то очень быстро!

Ну чтож. Начинаем искать неисправность. Слабым звеном в этой цепочке, в моем случае оказались пневмоклапана. Они распологаются рядом с воздуханом. ” клапана. оба на свалку. Пошел искать на разборку. Не нашел. Думал заказать через инет. Дорого. Опять же на паджеровском форуме вычитал что ставят от волги.
Нашел фотку, прихожу в магазин “ГАЗ” Показываю продавцу фотку на телефоне, говорю есть штукенция такая у вас?
-Навалом!
-Дайте две!)
-Хоть ТРИ!
Я верю в отечественного производителея и взял две. Будут работать я надеюсь. стоят чета рублей по 200 каждая. плюс минус… не помню…
Принес клапана на СТО. И о чудо! Все заработало!

Процедура проверки та-же. Берем мобилу, включаем камеру, кидаем под машину, смотрим кино и восхищаемся, какой же ты умный и сообразительный!
А теперь цена ошибки…
Вспоминаем предисторию. Продавец отдал с машиной, кое какие запчасти. Там была цепь с раздатки. Грит совсем недавно поменял. 15 рублей отдал. Терь можно ездить долго и счастливо. Дак вот нифига. Уже через 3-4 месяца, появились щелчки, дальше больше. Потом на полном приводе она вообще практически не ехала. Из раздатки доносился лютый треск.
Так может эта неисправность и отчасти спровацировала гибель новой цепочки? Передний кардан не вырубался, и крутил цепь. Получается не трансмиссия крутит колеса, а колеса трансмиссию. Этот вопрос остается для меня не закрытым. По крайней мере пока.
Я не претендую на правильность своих умозаключений. Здесь есть гораздо более умные люди. Поправьте меня если я в чем то ошибаюсь.
Потом, когда все заработало правильно, начались муки выбора. Что взять?Контрактную раздатку из Владика у Юры Жипера, цепь новую, или укоротить старую. Я выбрал первый вариант. Заказал контракт. Тонкость заключается в том, что ее надо переделать. Заменить первичный вал и вилку. Кароче переделать из праворульной в леворульную.
Но об этом в следующей записи.

Схема полного привода L200: Эйзи Селект или Супер Селект

Выбранная разработчиками компании Mitsubishi схема полного привода L200 проста и надёжна. Она позволяет преодолевать значительные препятствия и не пасует даже тогда, когда автомобили, оснащённые полным приводом другого типа, оказываются не у дел. Эффективность подобных конструкций подтверждена победами в ралли-рейдах Париж – Дакар, во время которых техника подвергается самым суровым испытаниям.

Вне зависимости от типа коробки передач – механики или автомата – популярные пикапы оснащаются упрощённой (Easy Select) и более сложной (Super Select) трансмиссией. Для успешной эксплуатации техники желательно знать её устройство. Разобравшись в конструкции системы полного привода Мицубиси L200, изучив принципы управления и существующие различия, водители смогут полнее реализовать возможности машин.

Easy Select

Простой и дешёвый вариант исполнения, который принято обозначать термином «Part Time». Нечто подобное встречается на автомобилях марки УАЗ. Основные особенности:

  • главным является задний мост, на который крутящий момент передаётся постоянно;
  • включение/отключение переднего моста происходит за счёт замыкания/размыкания муфты, установленной на одном из приводных валов;
  • межосевой дифференциал отсутствует, из-за чего не происходит перераспределения крутящего момента между осями.

Используемая на Mitsubishi L200 схема полного привода Easy Select надёжна и эффективна, но обладает двумя серьёзными недостатками. При её подключении не допускается:

  • длительное использование на дорогах с твёрдым покрытием;
  • движение на высоких скоростях.

Нарушение этих правил становится причиной выхода из строя дифференциалов и муфт управления.

Super Select

Подобный вариант оснащения – его принято называть «Full Time» – сложнее и, соответственно, дороже. В целом повторяя концепцию полного привода Easy Select, он имеет одно, но весьма существенное отличие – в конструкцию раздаточной коробки добавлен межосевой дифференциал, функционирующий в паре с вязкостной муфтой (вискомуфтой). Это позволяет, в зависимости от возникающей нагрузки, перераспределять крутящий момент между осями.

Появляется возможность, включив полный привод, длительное время перемещаться по асфальтированным дорогам на достаточно высокой скорости. Это, с одной стороны, существенно расширяет эксплуатационные возможности техники, а с другой стороны, накладывает некоторые ограничения, о которых мы поговорим в дальнейшем.

Управление приводом

Именно с управлением полным приводом связано большинство распространённых заблуждений, культивируемых владельцами популярных пикапов. Постараемся эти заблуждения развеять.

Трансмиссия автомобилей, оснащённых приводом Easy Select, имеет три режима работы.

  1. 2H. Крутящий момент передаётся на задние колёса, а раздаточная коробка работает в стандартном (повышающем) режиме. Используется при движении по трассам с твёрдым покрытием во всём диапазоне скоростей.
  2. 4H. Включены оба моста. Как и в первом случае, используется повышенный ряд передач. Допускается использование на просёлочных дорогах и, кратковременно, на твёрдом покрытии, на скорости до 100 км/час. Может подключаться в движении.
  3. 4L. Крутящий момент передаётся на все колёса через понижающий ряд передач. Рекомендован к использованию только на бездорожье и на скорости не выше 60 км/час. Включение полного привода на L200 в этом режиме должно происходить после полной остановки машины. В противном случае детали трансмиссии могут быть серьёзно повреждены.

Как отличить Super-Select от Easy-Select

На внедорожниках, оснащённых системой Super Select, предусмотрено четыре режима работы трансмиссии. Первые два ничем не отличаются от описанных выше. А вот далее различия есть, причём, весьма ощутимые.

  • 4HLc. Крутящий момент передаётся на все колёса через повышенный ряд передач. Межосевой дифференциал заблокирован. Позволяет перемещаться по просёлочным дорогам со скоростью не выше 100 км/час. На асфальте может быть задействован лишь кратковременно.
  • 4LLc. Оба моста задействуются через пониженный ряд передач раздаточной коробки при заблокированном межосевом дифференциале. Скорость придётся ограничить, не разгоняясь быстрее 60 км/час. На твёрдом покрытии можно использовать лишь в самом крайнем случае.

Несмотря на наличие межосевого дифференциала, переходить в режимы 4HLc и 4LLc рекомендуется только после остановки автомобиля.

Из сказанного выше становится ясно, что основными преимуществами систем Easy Select и Super Select являются:

  • конструктивная простота;
  • надёжность.
  • эффективность на бездорожье.

Главным же недостатком, который не удаётся устранить даже за счёт доработки и усложнения конструкции, остаётся невозможность эксплуатации машины с подключённым полным приводом во всём диапазоне скоростей.

Super Select Easy Select
Конструкция В конструкцию раздатки добавлен межосевой дифференциал Простой и дешёвый вариант, без межосевого дифференциала
Другое название Принято называть «Full Time» Обозначается термином «Part Time»
Фишка Есть возможность перераспределять крутящий момент между осями Главное звено системы – задний мост
Возможности передвижения Можно спокойно передвигаться на высокой скорости с включённым полным приводом Не “любит” высокие скорости и дороги с твёрдым покрытием
Режимы трансмиссии 4 режима работы трансмиссии 3 режима работы трансмиссии

Возьмите на заметку

Мнение, будто перераспределение крутящего момента между мостами происходит исключительно благодаря работе раздаточной коробки, неверно. Основную роль выполняет муфта, размещённая на приводном валу переднего моста. Если она неисправна, то при включении полного привода L200 раздатка и передний карданный вал будут работать вхолостую.

Изучайте матчасть и учитесь эксплуатировать машину правильно. Это позволит избежать неприятных ситуаций и непредвиденных расходов. Помните, что никакая автоматика не заменит на бездорожье умелого и опытного водителя.

Принцип работы, возможности и поколения трансмиссии Super Select

Трансмиссия «Супер Селект» от компании Мицубиси в начале 90-х годов произвела революцию в конструкции систем полного привода. Водителю требуется одно переключение рычага, и к его услугам – три режима трансмиссии и понижающая передача.

Что такое полноприводная трансмиссия от Мицубиси

Трансмиссию «Супер Селект» 4WD впервые реализовали на модели Pajero. Конструкция системы позволяла на скорости до 90 км/ч перейти внедорожнику на необходимый режим передвижения:

  • задний;
  • полный привод;
  • полный привод с заблокированным межосевым дифференциалом;
  • понижающая передача (на скорости до 20 км/ч).

Система привода Super Select 4WD

Впервые полноприводная трансмиссия «Супер Селект» была опробована на внедорожниках для спортивных соревнований на выносливость 24 часа Ле-Мана. После высоких оценок экспертов система устанавливается как штатная на все внедорожники и микроавтобусы компании.

Конструкция мгновенно переключает монопривод в режим полного привода на скользкой поверхности. Во время выезда на бездорожье включается блокировка межосевого дифференциала.

Пониженная передача позволяет значительно увеличить крутящий момент на колесах.

Поколения системы на Паджеро Спорт и других моделях

С момента серийного выпуска в 1992 году трансмиссия прошла единственную модернизацию и одно обновление. Поколения I и II отличаются небольшими изменениями в конструкции дифференциала, и перераспределении момента. В модернизированной системе «Селект 2+» использован «Торсен», который заменил вискомуфту.

Система привода Super Select 4WD, 1 поколение

Система состоит из двух главных элементов:

  1. раздаточная коробка на 3 режима;
  2. понижающая передача или демультипликатор на две ступени.

Синхронизаторы муфты обеспечивают переключение режимов непосредственно во время движения авто.

Характерная особенность трансмиссии в том, что вискомуфта только корректирует работу дифференциала при распределении момента. При езде по городу узел неактивен.

В таблице ниже – использование трансмиссии Super Select в автомобилях Mitsubishi:

1 2 2+
Mitsubishi L200

Pajero (I и II)
Pajero Sport
Pajero Pinin
Delica Pajero (III и IV)
Pajero Sport (III) Mitsubishi L200 (V)
Pajero Sport (III)

Принцип работы

В трансмиссии первого поколения использован симметричный конический дифференциал, момент передается через зубчатую скользящую передачу с синхронизаторами. Переключения передач осуществляются рычагом.

Главные характеристики «Супер Селект-1»:

  • механический рычаг;
  • распределение момента между осями 50х50;
  • передаточное отношение понижающей передачи: 1-1,9 (Hi-Low);
  • использование вискомуфты 4Н.

Второе поколение системы получило несимметричный полный привод, изменилось соотношение передачи момента ― 33:67 (в пользу задней оси), при этом передаточное соотношение понижающей передачи Hi-Low осталось без изменений.

Система привода Super Select 4WD, 2 поколение

В конструкции заменили механический рычаг управления на электронный с использованием электропривода. По умолчанию в трансмиссии установлен режим передвижения 2Н, с ведущим задним мостом. При подключении полного привода за корректную работу дифференциала отвечает вискомуфта.

В 2015 году конструкция трансмиссии была доработана. Вискомуфту заменил дифференциал «Торсен», система получила название Super Select 4WD поколение 2+. В системе был оставлен несимметричный дифференциал, который передает усилие в соотношении 40:60, изменилось и передаточное соотношение 1-2,56 Hi-Low.

Для переключения режимов водителю достаточно использовать шайбу селектора, рычаг «раздатки» отсутствует.

Возможности Super Select

Система полного привода имеет четыре основных и один дополнительный режим работы, которые позволяют автомобилю передвигаться по асфальту, грязи и снегу:

  • 2Н ― только задний привод. Самый экономичный режим, используется в городе на обычной дороге. При таком режиме межосевой дифференциал полностью разблокирован.
  • 4Н ― привод на все колеса с автоматической блокировкой. Переход на полный привод можно провести на скорости до 100 км/ч с режима 2Н, просто отпустив педаль газа и переведя рычаг или нажав кнопку селектора. 4Н обеспечивает маневренность на любой дороге, сохраняя управляемость. Дифференциал будет блокироваться автоматически при обнаружении пробуксовки колес на задней оси.
  • 4НLc ― полный привод с жесткой блокировкой. Режим предназначен для крутого бездорожья и для дорог с минимальным сцеплением: грязь, скользкие склоны. 4НLc нельзя использовать в городе – трансмиссия испытывает критические нагрузки.
  • 4LLc ― активная понижающая передача. Используется когда необходимо обеспечить колесам максимальный крутящий момент. Такой режим необходимо активировать только после полной остановки автомобиля.
  • R/D Lock ― особый режим блокировки, позволяющий имитировать блокировку межколесного заднего дифференциала.

Плюсы и минусы

Главный плюс трансмиссии от Митсубиси – отключаемый дифференциальный полный привод, который превосходит практичностью известный Part-Time. Имеется возможность на ходу менять режимы движения. Используя только задний привод, уменьшается расход топлива. По сведениям производителя, разница в расходе топлива составляет около 2 литров на 100 км пробега.

Дополнительные преимущества трансмиссии:

  • возможность использовать полный привод неограниченное время;
  • простота в использовании;
  • универсальность;
  • надежность.

Несмотря на явные преимущества, у японской системы полного привода есть существенный недостаток — высокая стоимость ремонта.

Отличия от «Изи Селект»

Трансмиссию Easy Select часто называют облегченной версией «Супер Селекта». Главная особенность – в том, что в системе используется жесткое подключение передней оси без межосевого дифференциала. Поэтому полный привод включается вручную только по необходимости.

Mitsubishi L200 (V) с трансмиссией Супер Селект 2+

Эксплуатация автомобиля с системой Easy Select с постоянно включенным полным приводом запрещена. Узлы трансмиссии не рассчитаны на постоянные нагрузки.

Полезное видео

Ознакомьтесь с дополнительной информацией о работе трансмиссии Super Select на видео ниже:

Стоит отметить, что пока Super Select остается одной из самых универсальных и простых систем полного привода. Уже существуют сложные варианты с электронным управлением, но все они значительно дороже.

Супер Селект: что этои с чем его едят?

Изображения
Мои изображения
Загрузить изображения
Все изображения
К странице.
Страница 1 из 2 1 2 >

По-моему такой темы не было, а вопросы по нему периодически возникают.

Поэтому думаю будут не лишнем немного об устройстве и работе нашей трансмиссии порассуждать. Нисколько не претендуя на истину в последней инстанции, позволю себе выложить некую инфу по теме.

Вот выдержка из одного форума и описание так сказать словами пользователя:

“Режимов у СС четыре основных плюс один недокументированный :
2Н – задний привод
4Н – постоянный полный привод
4HLc – постоянный полный привод с блокировкой межосевого дифференциала
4LLc – постоянный полный привод с блокировкой межосевого дифференциала плюс пониженная передача в раздатке
N – нейтраль раздатки

Режимы СС отражаются на индикаторе режимов на передней панели. Все подробности есть в инструкции, в т.ч. и то, что если лампа мигает – идёт «переходной процесс», и переключение не закончено (если ничего не сломалось).

2Н – задний привод
В этом режиме передний мост отключается и привод происходит только на задние колёса. Режим для сухого ровного шоссе.
До 2010 года отключение моста производилось в двух местах – в раздатке и собственно в мосту (вакуумная муфта отключает правую полуось). Этим достигалась экономия топлива, по отзывам до 1-1.5 л/100 км пути, т.к. при такой схеме отключения детали трансмиссии (передний кардан, передний дифференциал и др.) не вращаются и не создают дополнительного сопротивления качению.
С 2010 года вакуумная муфта отключения, расположенная в переднем мосту, ликвидирована производителем, поэтому отключение производится только в раздаточной коробке. Соответственно, указанные выше детали трансмиссии (передний кардан, передний дифференциал и др.) вращаются постоянно, от передних колёс. В связи с этим, с 2010 года экономия топлива при отключении переднего моста минимальна.
Остальные нюансы больше связаны с управлямостью и «чувством руля».
Что бывает при поломке муфты в переднем мосту: http://www.pickupclub.ru/forum/showthread.php?t=33069. Там про L200 New – Triton, но проблема касается и НМПС до 2010. Понятно, что дело было в луже, а без погружения последствия будут гораздо менее пагубными, но приятного всё равно мало – сосать будет то, что вокруг – хоть воду, хоть грязь, хоть пыль.
Как себя обезопасить: http://www.pajero4x4.ru/bbs/phpBB2/v. p?f=81&t=56574

Мое личное ИМХО – на фиг не нужно ездить на заднем приводе по следующим причинам:
1) Более опасно, машина наша не для дрифта на скорости, занос наступает резко и проваливается в него машина глубоко. И не надо сравнивать с задним приводом от БМВ – там другой автомобиль, на нём можно Не, ну кто привык ездить на парт-тайме, даже зимой, тому ничего нового… но тогда см п.2
2) Если уж заплачено за СС – зачем им не пользоваться? Можно тогда было покупать парт-тайм или какой-нибудь «паркет», которые на асфальте моноприводные.
3) Есть мнение, что длительная езда на заднем приводе приводит к неравномерному износу деталей трансмиссии как заднего, так и переднего мостов.
С другой стороны – если бутылка очень дешёвого пива на 100 км пути перевешивает – можно и поэкономить. Или когда на дальняк, а «вперёд 500, назад 500». Короче, каждый решает для себя сам

4Н – постоянный полный привод
Основной режим трансмиссии (в соответствии с мнением производителя, не моим ). Подходит для любых дорог, и сухих, и главное – мокрых/снежных/скользких.
В этом режиме момент по осям распределяется свободным симметричным межосевым дифференциалом в соотношении 50:50 (соотношение 33:67 – это в SuperSelect-II, устанавливаемых на Паджеро/Монтеро 3 и 4, там и конструкция слегка другая). Кроме того, в трансмиссии в этом режиме задействуется вязкостная муфта (находится в РК), которая выполняет роль автоматической блокировки центрального межосевого дифференциала. Степень блокировки невелика и частичная блокировка наступает только при достаточно длительной пробуксовке одной оси относительно другой (силиконовой жидкости нужно прогреться, чтобы начать твердеть). Т.е. вязкостная муфта – чисто шоссейное приспособление. ИМХО совершенно не нужна при наличии ASCT. Но лучше, чем её полное отсутствие. Не путать с использованием подобной муфты ВМЕСТО дифференциала на всяких пузотёрах и паркетниках, у нас она ничего не подключает, а блокирует межосевой дифференциал. Самое понятное (хотя и некорректное технически) объяснение: наш дифф + наша муфта = аналог самоблокирующегося дифференциала типа torsen (Ауди, Прадо и пр.).
Ездить в режиме 4H по бездорожью не рекомендуется, т.к. при длительной пробуксовке можно перегреть эту самую вязкостную муфту – это раз. Но самое главное, конечно, то, что в режиме 4Н обездвижить машину может пробуксовка всего одного колеса (любого).

4HLc – постоянный полный привод с блокировкой межосевого дифференциала
Режим для бездорожья. Ездить по сухому асфальту в данном режиме нельзя! Это может привести к повышенному износу резины и главное – деталей трансмиссии. Видимо, вплоть до поломки, хотя, конечно, некий запас прочности в детали раздатки заложен, сразу не разлетится
В этом режиме момент по осям не распределяется, оси (передний и задний карданы) жёстко связаны между собой, межосевой дифференциал и вязкостная муфта исключены из процесса. Соответственно, момент по осям может быть совершенно произвольный в разные моменты времени (от 0:100 до 100:0). Машина двигается пока не забуксуют колёса обеих осей, т.е. как минимум одно переднее И одно заднее.
На дорогах общего пользования (на действительно скользких дорогах – зимой по льду) включение блокировки меняет поведение машины и на прямой, и в поворотах. Мне – так НЕ нравится, а там – кому как. Сильно лучшего ускорения с места при этом получить вряд ли удастся, а проблем в повороте огрести ИМХО можно проще, чем на 4H и даже 2H. Хотя прямую держит лучше в тяжёлых условиях, чем в 4H. Это к вопросу о поворотах и управляемости. В общем, решает каждый сам

4LLc – постоянный полный привод с блокировкой межосевого дифференциала, пониженная передача
Всё то же самое, что и 4HLc, только в раздаточной коробке включена пониженная передача, т.е. передаточные числа коробки передач увеличиваются в 1.9 раза. Что приводит (при тех же оборотах двигателя и той же передаче) к снижению скорости в 1.9 раза и увеличению момента на осях в те же 1.9 раза. Нетрудно догадаться, что передаточное отношение пониженной передачи 1.900
Таким образом, вторая пониженная передача имеет почти то же передаточное отношение, что и первая повышенная. Четвёртая пониженная – почти аналогична второй повышенной. Третья пониженная – между ними по передаточному числу. Поэтому при включении блокировки межосевого дифференциала, если только не планируете носиться по льду как угорелый, а преодолевать реальное бездорожье – т.е. на малой скорости, имеет смысл всегда включать сразу и пониженную передачу. А двигаться можно и на 3-4-5 пониженной, т.е. медленней не будет (до 70 км/ч можно как гласит инструкция). Зато в случае чего, для получения дополнительного момента не надо будет останавливаться, а просто скинуть на первую передачу. Не говоря уже о спуске задом, например, если не забрался в горку.

N – нейтраль раздатки
Положение, в котором момент раздаткой на карданы не передаётся. Использовалось ранее для подключения механической лебёдки. Индицируется погашенными «зелёными колёсиками» на индикаторе СС. «Находится» между положениями 4HLc и 4LLc, причём НЕ фиксируется.
Режим является недокументированным и пользоваться им нельзя!
Написал для того, чтобы не пугались, если вдруг при работе рычагом раздатки иногда потухают все лампы (были вопросы). Продвинутые и страждущие могут пробежаться поиском по форуму и почерпнуть дополнительную информацию.”

Мое дополнение: 4Н и 4НL это близкие по своему значению режимы. Для повседневного вождения 4Н (2Н я почти не использую, т.к. в реальных условиях наших не очень-то хороших по качеству дорог, этот режим не дает никаких преимуществ, ну разве что вибраций чуть поменьше и руль немного легче) идеальный вариант, т.к. машина очень послушная, в том числе и на скользких, но твердых дорогах (мокрый или покрытый льдом асфальт, мокрые грунтовки и пр.) А включение блокировки центра в режиме 4НL позволяет более уверенно преодолевать участки с неоднородным покрытием: нечищенную от рыхлого снега дорогу, дорогу покрытую слоем жидкой грязи, раскисшие грунтовки и пр. Этот режим конечно же более внедорожный, и на большой скорости его использовать смысла нет (если дорога позволяет ехать быстро, значит не так уж она и тяжела). В последней поездке, когда возвращался из Сургута, почти всю дорогу валил снег, было вроде не холодно -2, но дорога скользкая, обочины завалены, посередине переметы из снега. Скорость не более 100 км/ч и только на ровных и хорошо просматриваемых участках. Мое мнение, как раз для этого режима, тем более и в мануале он так и позиционируется: для движения по грунтовым, гравийным или заснеженным дорогам. И скорость можно в этом режиме максимальную держать до 165 км/ч, хотя смысла нет, выше написал почему. Огромным плюсом нашей трансмиссии считаю возможность переключения этих режимов (2Н-4Н-4НL) на ходу, что мне позволяло использовать этот режим именно при сложной ситуации, а когда перед Уватом, а затем после Тобольска погода улучшилась (снег прекратился и просто стало очень сыро, но уже не так скользко), я ехал в 4Н, включая 4НL только по необходимости. Расход у меня не сильно увеличился при этом, а вот уверенности в управлении было больше намного.
В той выдержке, что привел выше, говорится об изменении управляемости в режиме 4НL. Это есть, но почувствовать можно, только если пытаться прописать маленькую дугу на скорости: машина начинается вываливаться с траектории и поворачивает как бы нехотя. Если ехать по прямой с плавными поворотами, то особой разницы нет. На 4Н крутые повороты проходить легче, нет такого стремления распрямить траекторию.
Еще я 4НL включаю осенью при поездках в лес за грибами, на охоту и пр. Даже если дорога не сильно разбита и залита водой и грязью (тут однозначно 4LL), этот режим как-то по эффективнее 4Н, машина реже буксует и лучше проезжает тяжелые участки, особенно песок.
Ну про 4LL особо писать не буду, пользуюсь редко ибо в такие г. на почти не езжу. Хотя вот крутые подъемы и спуски в этом режиме удобнее проезжать даже если относительно сухо: можно двигаться на небольшом газу без напряга для мотора и больше сосредоточиться на рулении. Тут еще один положительный момент, который уже дарит нам наша коробка: возможность включить ручной режим и лепестками, не отрывая руки от руля выбирать нужную передачу. И сразу скажу, что на 4LL, да еще с блоком в заду, машина вообще плохо управляется, хотя и можно в этом режиме разгоняться до 85 км/ч. правда если сравнивать со старым Спортом с Easy Select наш еще как-то едет, тот вообще плугом становится и фиг на месте развернешь в 4LL (там нет дифференциала в переднем мосту и в этом режиме у старого Спорта оба моста становятся жесткими).
В общем не бойтесь экспериментировать и проверять разные режимы. Можно погонять сначала на ровной площадке, лучше заснеженной и попробовать что и как с управляемость на разных режимах. Если все делать обдуманно, поломать что-то будет очень сложно. Зато будет понятно что и как. Ну а потом проверить в реальном движении.

Приглашаю опытных дополнить своими мыслями и знаниями на эту тему.

Современные внедорожники — воплощение мечты человека о комфортабельном передв

&nbsp Super Select 4WD

Современные внедорожники — воплощение мечты человека о комфортабельном передвижении как по болоту, так и по асфальту. Желание совместить максимальный комфорт и хорошую проходимость породило целый ряд оригинальных инженерных решений. Шасси внедорожника Mitsubishi Pajero на сегодняшний день остается наиболее оригинальным из-за количества задействованных в нем устройств.
На хорошей дороге необходимость проворачивать “лишнюю” пару колес всегда делала внедорожник менее резвым, более шумным и прожорливым по сравнению с обычным автомобилем. Передние колеса стали отключать. Но полуоси, шестерни дифференциала и главной передачи, передний карданный вал продолжали молотить, хотя и вхолостую. Их отстранили от процесса движения по хорошей дороге, вделав в ступицы передних колес муфты свободного хода. Выехав на шоссе, водитель отключал передний мост рычагом рядом с рукояткой переключения передач, выбирался из кабины, перещелкивал ребрышко на ступице из положения Lock в положение Free, обтирал руки от грязи и катил, вовсю экономя топливо, почти как на обычной машине. Появились и автоматические муфты, отсоединявшие колеса, когда водитель отключал передний мост и останавливался или же сдавал назад.
Чтобы включить передний привод у некоторых современных внедорожников, например у Nissan Patrol/Safari, приходится вылезать из кабины и пачкать руки о пресловутое ребрышко муфты свободного хода. Более современные муфты автоматически выполняют свое дело после переключения рычага в салоне, но только на определенных скоростях (у Nissan Terrano 2 — до 80 км/ч, у Toyota 4-Runner — до 90 км/ч). При движении по грязи внедорожнику необходимо блокировать межколесные и межосевой дифференциалы. Но далеко не у всех встречается межосевой дифференциал и мало кто имеет полный набор блокирующих устройств.
Каждое дополнительное устройство, установленное в шасси внедорожника, неизбежно отражается на его цене. Поэтому Mitsubishi Pajero — дорогое удовольствие, из-за многорежимной АБС, устройства управления жесткостью амортизаторов и, главное, системы Super Select 4WD. Например, в Германии Pajero стоит от DM38 до 57 тыс., в то время как прямые конкуренты: Nissan Terrano — 37–49 тыс., Toyota 4-Runner — 49–54 тыс., Opel Frontera — DM35–41 тыс. Покупатель переплачивает за расширенные возможности в разных дорожных условиях.
Система Super Select 4WD позволяет в зависимости от состояния дорожного покрытия менять режимы работы трансмиссии и типы приводов. Система управляется рычагом, расположенным правее рукоятки переключения передач, на скоростях до 100 км/ч. Нет нужды останавливаться, сдавать назад, вылезать, пачкать руки. О включенном режиме информирует пиктограмма-индикатор на приборном щитке, расположенная между спидометром и тахометром.
Первый режим, 2Н (2 High range), в котором к трансмиссии подключены только задние колеса, рассчитан на экономичную езду по хорошим дорогам. Экономия топлива на скорости 60 км/ч составляет около 6%. В режиме 4H (4 High range) включены все 4 колеса. Используется на ровных скользких дорогах. Третий, 4HLc (4 High range Locked Center differential), при котором вдобавок блокируется межосевой дифференциал — для песчаных дюн, грейдеров, солончаков, ледяных и заснеженных дорог. И наконец, последний, 4LLc (Low range Locked Center differential) предназначен для тяжелого бездорожья. Задействован демультипликатор и заблокирован межосевой дифференциал. Включается режим 4LLc через нейтральное положение рычага. И только на неподвижном автомобиле. Нейтральное положение рычага у дизельных модификаций Pajero с механической коробкой передач используется для отбора мощности на лебедку самовытаскивания. Этот режим (все мосты отключены) является оптимальным и для буксировки неисправного Pajero.
Два первых режима при переключении не требуют выжима педали сцепления. Ко всем режимам можно (на скоростях до 12 км/ч) добавить блокировку заднего межколесного дифференциала. Словом, возможности у Pajero шире, чем даже у легендарного Land-Rover.
Перейдем к конструкции Super Select 4WD. Вместо привычных муфт свободного хода в ступицах — устройство, разъединяющее правую полуось переднего моста. При этом имитируется классический недостаток обычного симметричного дифференциала: когда одно из колес теряет сцепление с полотном дороги, на другое колесо уже нельзя передавать значительного крутящего момента. Роль “проскальзывающего колеса” играет разобщенная правая полуось, левая же одновременно перестает прокручивать массы коробки дифференциала и переднего карданного вала, вращая лишь легкие сателлиты. Устройство имеет вакуумный привод. Синхронизаторы обеспечивают надежное соединение правой полуоси на скорости.
Управляя рычагом переключения режимов, водитель задействует датчики, связанные с электронным блоком управления и обеспечивающие синхронность всех устройств системы.
Главный элемент всей системы — муфта переключения с 2WD на 4WD и обратно — скользит по набору шестерен в раздаточной коробке и может также блокировать межосевой дифференциал. Естественно, переключатель типа привода оснащен синхронизаторами. Легкое движение рычагом в салоне — и зашелестела пластинчатая цепь в раздаточной коробке. Цепь — наиболее распространенный сейчас способ отбора мощности на передний вал — благодаря меньшим по сравнению с шестеренчатой передачей размерам, механическим потерям и шуму. Цепь надежна, длительное время сохраняет натяжение, реагирует без рывков и запаздывания.
В режиме 4Н вместе с межосевым дифференциалом работает вязкостная муфта. Понижающие передачи режима 4LLc обеспечивает двухступенчатый демультипликатор — похожие широко применяются и на других внедорожниках.
На этом завершается перечень устройств, входящих в систему Super Select 4WD. Японцам, видимо, пришлось немало поработать, чтобы совместить АБС Pajero со всеми режимами Super Select 4WD, учитывая и привод только на задние колеса, и полный привод, и понижающие передачи, и блокировку дифференциалов. Интересна и трехступенчатая регулировка жесткости амортизаторов. Совокупность этих устройств делает Pajero весьма необычным представителем племени внедорожников.

Нам удалось проверить Pajero на первом в России любительском ралли внедорожников Euroadventure’93. Pajero, единственный среди участвовавших внедорожников, вместо двух членов экипажа возил трех (лишние 70 кг веса) и тем не менее легко занял 3-е место. Вы видите, как автомобиль поднимается на разъезженный скользкий склон (25–30 градусов по кренометру на панели приборов) и как преодолевает один из сложнейших глиняных участков трассы.

ПОДПИСИ
Super Select 4WD в разрезе
1. Рычаг переключения режимов привода.
2. Рукоятка переключения передач.
3. Картер раздаточной коробки.
4. Картер демультипликатора.
5. Муфта переключения режимов 2WD/4WD и блокировки межосевого дифференциала.
6. Двухконусные синхронизаторы устройства переключения 2WD/4WD
7. Межосевой дифференциал.
8. Вязкостная муфта.
9. Цепь отбора мощности на передний карданный вал.
10. Передний карданный вал.
11. Передний мост.
12. Муфта рассоединения правой полуоси.
13. Вакуумный привод переключения муфты.
14. Тяга.
15. Вилка, передвигающая муфту.
16. Электромагнитные клапаны, управляющие муфтой рассоединения.
17. Вакуумный бак.
18. Клапан одностороннего действия.
19. Электронный блок управления.
20. Датчик режима работы межосевого дифференциала (блокирован или разблокирован).
21. Датчик срабатывания блокировки межосевого дифференциала.
22. Датчик режима работы трансмиссии (2WD/4WD).
23. Датчик срабатывания включения привода на все колеса.
24. Датчик режима работы трансмиссии (демультипликатор задействован или нет).
25. Задний карданный вал.
26. Индикатор-пиктограмма на панели приборов.

Расшифровка информации индикатора-пиктограммы
1. 2H — задние ведущие колеса, экономичная езда.
2. 4H — все колеса ведущие, вязкостная муфта повышает управляемость в поворотах.
3. 4HLc — режим движения с заблокированным межосевым дифференциалом и всеми ведущими колесами.
4. N — привод на все колеса и система Super Select 4WD отключены.
5. 4LLc — все колеса ведущие, включен демультипликатор, заблокирован межосевой дифференциал.
6. Все колеса ведущие, включен или выключен демультипликатор, заблокированы межосевой и задний межколесный дифференциалы.

АКПП «Супер Селект» и «EasySelect» Mitsubishi: что нужно знать

Как известно, благодаря наличию полного привода, увеличенного клиренса и улучшенных показателей проходимости внедорожники и кроссоверы пользуются большим спросом, особенно на рынках развивающихся стран. В СНГ, где общее состояние дорог зачастую неудовлетворительное, именно такие машины принято считать наилучшим решением для активной эксплуатации.

В списке бестселлеров среди внедорожников почетное место занимают японские модели Mitsubishi. Данный производитель давно известен тем, что предлагает надежные и хорошо оснащенные автомобили по доступной цене, особенно на фоне конкурентов.

При этом важно понимать, что внедорожные качества любого автомобиля напрямую будут зависеть не только от двигателя, но и от коробки передач. В этой статье мы отдельно рассмотрим актуальную трансмиссию внедорожников Mitsubishi EasySelect и SuperSelect.

Трансмиссия SuperSelect и EasySelect Mitsubishi: особенности

Итак, трансмиссия «Супер Селект» и «Easy Select» является фирменным решением, которое устанавливается на внедорожники и пикапы Mitsubishi. При этом во время выбора автомобиля не все потенциальные владельцы понимают, чем отличаются указанные типы трансмиссии, а также как их правильно эксплуатировать и т.д. Давайте разбираться.

Если на Easy Select выключить полный привод, происходит автоматическое размыкание муфты, которая соединяет полуоси с дифференциалом. Получается, в данном режиме межколесный дифференциал спереди не используется. Сама машина в таком режиме больше похожа на легковую, причем как с трансмиссией Easy Select, так и в случае с Super Select.

Подключение дифференциала происходит тогда, когда рукоять управления режимами передвигается в режим 4Н. Указанный режим 4H на Easy Select запрещается включать при езде по дорогам с сухим и твердым покрытием, при движении с высокой скоростью (обычно выше 50 км/ч).

С учетом того, что в Easy Select нет межосевого дифференциала, при включении полного привода машина на скорости хуже управляется (например, не держит траекторию и с трудом заходит в повороты). Также при езде с высокой скоростью и в условиях твердого сухого дорожного покрытия значительно быстрее изнашиваются сами элементы трансмиссии (возникают перегрузки, перегревы и т.д.).

Полный привод Easy Select нужно включать исключительно для преодоления сложных участков (бездорожье, снег, лед, грязь, скользкий грунт), а также двигаться с включенным полным приводом только на низкой скорости.

Если же в момент старта или при наборе скорости появляются пробуксовки (например, дорога покрыта слоем льда, снега или снежной каши, машина вязнет в грязи и т.п.), тогда при появлении признаков сноса кузова необходимо подключать полный привод.

  • Теперь перейдем к трансмиссии Super Select. В этом случае имеется сразу 3 дифференциала. Один расположен спереди между колесами, второй в раздаточной коробке (межосевой), а третий между задними колесами в мосту. Благодаря такой конструкции Super Select позволяет реализовать сразу 2 вида полного привода.

Один вид привода предполагает свободный межосевой дифференциал и режим работы 4H, тога как второй означает заблокированный межосевой дифференциал, когда рычаг раздаточной коробки стоит в положении 4HL. Во втором случае трансмиссия обеспечивает режим полного привода (подобно Easy Select).

В дисках выполнены специальные отверстии и каналы, что позволяет увеличить вязкостное трение жидкости. Сама жидкость вискомуфты представляет собой особую силиконовую жидкость с высокой вязкостью.

Основной задачей вискомуфты является передача поступающего на нее крутящего момента посредством трения жидкости между дисками внутри устройства. Когда скорости вращения дисков уравниваются, через муфту передается минимум усилия (около 7%). Как только ведомые диски начинают вращаться медленнее ведущих, жидкость нагревается, происходит ее расширение от нагрева и сжатие.

Результат- рост давления в устройстве. Указанное давление приводит к тому, что возникает осевое смещение дисков по шлицам вплоть до момента их замыкания между собой. Далее усилие передается посредством механического контакта дисков, при этом жидкость остывает, давление падает и диски разъединяются. Момент, который передает муфта, зависит от ее особенностей, а также от разницы скоростей, с которыми вращаются валы муфты.

Так вот, трансмиссия Suler Select не ограничивает водителя, то есть можно включить полный привод и ездить в режиме 4H, причем независимо от покрытия. Такое решение позволяет активно эксплуатировать авто в зимний период.

При этом если машина попадает в тяжелые условия (колея, рыхлый снег, размокшая глина, песок и т.д.), причем движение в таких условиях будет длительным, предполагаются частые пробуксовки, тогда нужно отдельно включать режим 4HL, чтобы заблокировать межосевой дифференциал.

С одной стороны, такой режим улучшит проходимость, а с другой снизит риски перегрева вискомуфты в раздатке и позволит избежать быстрой поломки данного элемента.

Пониженная передача нужна тогда, когда автомобиль движется в предельно сложных дорожных условиях. Например, данная передача необходима на тотальном бездорожье, при необходимости преодолеть крутые подъемы, во время попытки вытащить другое авто, которое застряло в снегу или грязи и т.д.

Как правило, опытные водители включают пониженную передачу в том случае, если нужно переехать через высокий бордюр или при езде по камням, когда автомобиль движется на малой скорости под большой нагрузкой и т.п.

Еще пониженная передача позволяет избежать ряда ошибок, когда есть риск полностью увязнуть в снегу, грязи или в песке. Также «понижайка» может пригодиться в случаях, когда нужно точно маневрировать и крайне деликатно работать с педалью газа.

Дело в том, что на пониженной передаче реакции на нажатие педали газа несколько «притупляются», машина не дернется резко вперед или назад, удается аккуратно и точно распределять тягу.

Что в итоге

Как видно, Easy Select 4wd и Super Select имеют много общего, однако по своим возможностям эти трансмиссии несколько отличаются друг от друга. Если первый вариант можно считать несколько «облегченным» вариантом, то второй является решением, которое больше направлено на езду по бездорожью в тяжелых условиях.

Читать еще:  Как ваз 2110
Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector
24.11.2014, 15:07 #1